Главная>Сочинения по темам
Церковь
14 предложений/ 280 слов
Церковь — это очень привычное и родное для русского человека слово. Когда мы слышим его, то часто в нашем воображении рисуется красивый православный храм с золотыми куполами, высокими каменными сводами, свечами и иконами. И действительно, в России есть множество прекраснейших церквей, являющихся настоящими шедеврами архитектуры. Таковы, например, Собор Василия Блаженного в Москве, Смольный собор в Санкт-Петербурге, а также красивейшие монастыри, находящиеся на территории Золотого кольца.
Но слово «церковь» имеет и более широкое значение. Оно часто используется по отношению к христианской религии в целом, включающей, помимо православия, также другие конфессии: католичество, лютеранство, протестантизм, англиканство и т. д.
Когда мы читаем иностранную литературу, смотрим зарубежные фильмы или посещаем чужеземные страны, мы можем узнать о том, как проходят службы в католической или, например, протестантской церкви. Несмотря на то, что зарубежные храмы совсем непохожи на православные по архитектуре, священнослужители там носят другую одежду и иным образом осуществляют религиозные ритуалы, всех христиан объединяет вера в Иисуса Христа.
В разные времена церковь имела различное значение в жизни русских людей. Так, во времена крещения Руси для многих больных и бездомных церковь стала настоящим спасением, поскольку она давала им приют и надежду на новую жизнь.
С приходом к власти Петра I влияние церкви на жизнь людей стало более ограниченным, и теперь уже эти отношения находились под контролем государства. Далее, в период революции, мировых войн и советской власти, конечно, отношение к религии в нашей стране также было различно.
Сегодня мы пришли к тому, что каждый человек вправе сам выбирать свои путь, который быть может приведет его к богу, а быть может и нет. Но даже люди, далекие от религии, признают красоту православных храмов и богослужений и понимают, что это неотъемлемая часть нашей культуры, лежащая в основе щедрости русской души.
см. также:
Все сочинения на различные темы
Сочинения по литературным произведениям
Покровская церковь в Перевесье Атюрьевского района республики Мордовия.
Мой храм.
Храм – это место , куда приходят верующие молиться, это место где происходит общение с Богом, место где можно остановиться на мгновения и задуматься как ты живешь.
В старину для храма выбирали самое высокое и красивое место. Вот и мой храм Покровский Пресвятой Богородицы –стоит на высоком месте , на краю села. Все , кто приезжает к нам в село , еще издалека могут увидеть его золотые купола, которые светятся под солнцем.
Сегодня в этом храме по праздникам и в воскресенье проводит службу мой отец, настоятель церкви, Семенов Петр Валентинович. Жители села Перевесье и из ближайших сел приезжают на службу , чтобы причаститься, исповедоваться или просто помолиться за родных и близких.
После окончания духовного училища, мой отец был направлен на службу в храм Пресвятой Богородицы в Перевесье. Чуть позже приехали и мы, тогда я еще была маленькой и очень мало запомнила , как выглядел храм. Решила обратиться отцу , чтобы он поделился о своих первых впечатлениях о храме. И вот , что он рассказал. « Церковь была кирпичная с опавшей шпаклевкой, колокольня была не высокая и старая , сделанная из дерева , трава на территории храма была высокой и не скошенной, дороги , ведущий к храму , не было . Я сам косил траву, почти сразу началось
строительство церковной колокольни. Сам помогал реставрировать церковь, большую помощь оказывали и местные жители»
Конечно, мой храм не всегда был такой красивый как сейчас. Были времена, кода он был закрыт .Из учетной карточки о церквях я узнала следующее.
Храм Пресвятой Богородице был построен в 1678 году помещиком Иваном Севастьяновичем Хитровым для своих крестьян давшую второе название селу. В те же годы И.С. Хитров перевел в Перевесье около 180 человек из других имений. В начале XVIII века село перешло к другому владельцу князю Владимиру Владимировичу Долгорукову. В 1726 году прихожане Покровской церкви ходили в Москву с челобитной о возведении нового храма, но неудачно, — в благословенной грамоте им было отказано. В 1729 году о строительстве храма хлопотал кн. В.В. Долгоруков. Получив разрешение, он в том же году построил новый деревянный храм, освященный с прежним именем – Покровский. В 1730 году крестьяне поставили рядом вторую церковь, малую зимнюю, освященную в честь Рождества Христова. Оба эти храма с переделками просуществовали до начала XIX века. После войны 1812 года прихожане в память победы над Наполеоном постановили возвести каменный храм, строительство которого было завершено в 1818 году. Главный престол был освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1820-е годы, по окончании работ в теплых приделах, были освящены еще два придела – в честь свт. Николая Чудотворца и муч. Агафии.
Церковь закрывали в 1930-е г., колокольня была сломана. В 1990-х возвращена верующим, ремонтируется.
За эти годы церковь сильно изменилась . И изменилась в самую лучшую сторону .Вся наша семья бывает на вечерней и воскресной службе. Я люблю
бывать в храме. После службы , а особенно после причастия , я ощущаю себя такой легкой , уверенной , на душе появляется радость. Я всем советую приходить в храм, особенно , когда тяжело на душе и даже , когда хорошо на душе, ведь в храме человек становится ближе к Богу. А без Бога нам никуда.
МКОУ «Игнатовская основная школа»
Сочинение на тему:
«Мой любимый храм».
«Мой любимый храм».
Я живу в маленьком и очень мною любимом городе Людиново. Несколько столетий назад на берегу реки Псурь была маленькая деревня Людиново, затерявшаяся среди дремучих лесов, состоящая из нескольких изб. Её жители отвоевывали у леса клочки земли, занимались различными ремеслами, хлебопашеством, охотой, рыбной ловлей, сбором меда диких пчел, торговали мехом, пенькой, смолой, воском. Впервые деревня Людиново Брянского уезда волости Ботоговской упоминается в «Писцовых (переписных) книгах» за 1626 год, в состав которой входило «5 дворов крестьянских, 2 бобыльских, 4 двора пустых», обнесенных частоколом от нашествий лесных обитателей, водившихся здесь в изобилии. При императрице Екатерине II, после того, как 17 октября 1777 года Жиздра стала уездным городом, Людиново, уже как село, входило в Жиздринский уезд Калужского наместничества. По одной из версий, название города происходит от древнерусского имени «Людин», что означает простолюдин — крестьянин-ремесленник, мастеровой человек. По другой версии, от словосочетания «Люди новые».
Местные достопримечательности: церковь Сергия Радонежского (конец XIX века), колокольня Троицкой церкви (1836 год), церковь Параскевы Пятницы (середины XIX века). В честь освободителей в 1983 году в городе открыта площадь Победы. В центре её композиции воин-горнист, возвещающий о Победе. В память о погибших горит Вечный огонь, увековечены названия воинских частей и подразделений, освобождавших город. Собор в честь Казанской иконы Божией Матери в г. Людиново.
Казанский собор находится в стадии воссоздания-реконструкции. За последние годы храм заметно преобразился снаружи и внутри. Очень примечательно и расположение собора: около центральной площади города, в парке, недалеко от набережной большого, красивого озера Ломпадь, которое является одним из 7 чудес Калужской области. После завершения реконструкции все это позволит выглядеть храму особенно величественно. Вот уже 10 лет в храме действует небольшой этнографический музей, в котором собраны уникальные старинные экспонаты, представляющие культуру и быт русского народа. Храм в честь Преподобного Сергия Радонежского Храм является памятником архитектуры, был построен в чисто византийском стиле и освящён в 1832 г. Мальцовыми. С 1832 – 1990 гг. здание храма несколько раз переоборудовалось и было подвергнуто всевозможным видоизменениям. Храм расположен на окраине лесного массива микрорайона Сукремль. В 2010 г. продолжена роспись стен храма, ликов Святых: преподобного Тихона Калужского, преподобного Серафима Саровского; Святых благоверных князей Александра Невского и Дмитрия Донского.
Храм святого праведного Лазаря Четверодневного Епископа Китайского Храм в честь Святого праведного Лазаря — епископа Китийского был построен И.А. Мальцовым в 1826 г. Исключительной особенностью храма в честь Святого праведного Лазаря — епископа Китийского является то, что это единственный храм в России, в котором находится икона праведного Лазаря Четверодневного с сёстрами его Марией и Марфой, имеет частицу гроба Лазаря, и икону самого Лазаря, также с частицей его гроба. Эти иконы освящены на Кипре в монастыре архимандритом Симеоном на мощах святого праведного Лазаря. Самой главной святыней Людиновского храма является частица мощей Святого праведного Лазаря Четверодневного.
С детства я была всегда очень любознательной и задавала много вопросов своим родным, все и всегда мне было интересно: почему солнце светит? Почему вода бывает жидкой, и твердой и еще много всего. Но больше всего меня интересовало откуда взялся мир и наша Земля.
Мне было всего пять лет, когда я впервые узнала о том, что у всех на с есть Бог, а у каждого из людей ангел-хранитель. Все это мне рассказывала моя крестная мама, показывала разные книжки; одна из них была специально для малышей и называлась «Детская Библия», я с большим интересом рассматривала картинки в ней, а мама читала вслух мне библейские истории. Потом я научилась читать и с большим удовольствием перечитывала Библию снова и снова, после узнала о втором доме каждого верующего человека – храме, изучала историю родного города, узнала много интересного для себя. Решила записывать все в отдельную тетрадь и недавно с удовольствием перелистала ее и нашла вот такие записи:
Сейчас храмов и монастырей стало меньше, но почти все они больше не заброшены, а активно восстанавливаются. Мне очень радостно видеть, как блестят на солнце яркие золотистые купола восстановленных храмов, я считаю, что так и должно быть, ведь это часть истории, часть нашей жизни!».
Действительно, сейчас ведется активное строительство и восстановление храмов и монастырей, и, к моей радости, ежегодно проводится реконструкция самого любимого моего храма построенного еще в прошлом столетии. Не зря и площадь, на которой он построен, является центральной в городе.
Именно поэтому самым ярким воспоминанием из детства для меня стало первое посещение храма. В Храм меня привела моя бабушка и для шестилетнего ребенка это было равносильно чуду. Невероятно высокие потолки, роспись повсюду: на стенах, потолке, удивительной красоты иконы, сверкающие золотом и огнем от свечей кандилы перед образами. Затем бабушка подвела меня ближе к месту, где читал священник (позже я узнала, что оно называется амвон). Конечно, для маленького ребенка многие слова были непонятны и звучали как-то таинственно и даже сказочно, но потом, уже дома, бабушка научила меня молитвам и я стала понимать то, что говорит батюшка. Помнится, я смотрела на фигуру Иисуса Христа на кресте и начинала плакать – представляла, как ему больно и тяжело там быть, уже позже, повзрослев, я стала осознавать его великую любовь к нам, его жертву ради людей. Бабушка часто вспомнила, как я впервые услышав певчих и не найдя глазами кто поет, спросила у нее: «Бабуля, а это ангелы поют?», действительно, до сих пор очень люблю, когда в храме начинают петь, даже дыхание перехватывает.
Первое причастие далось непросто – много времени я простояла на ногах, было душно и усталость брала своё, хотелось уйти, но моя бабуля помогла мне достоять до конца, пройти причастие и я ощутила как моя душа поет от любви к Господу. Это самое незабываемое чувство для меня, самое прекрасное.
Конечно, отношение к религии и храмам во многом зависит от воспитания в семье. У многих моих сверстников родители верующие люди, но, к сожалению, в храм ходят нечасто и только по большим праздникам, хотя ребята и интересуются многими вопросами религии и часто задают мне вопросы на эту тему, что меня радует.
А для меня храм – это действительно второй дом: мне здесь всегда рады, здесь спокойно и душа ликует от силы духа, которую приобретает в храме. Сейчас у меня появилась любимая икона святой Матронушки, я всегда прошу у нее помощи и благодарю за поддержку.
Храм для меня являет символ веры, символ духа народа и, конечно, всеобъемлющей любви Господа Бога нашего к нам.
Своё сочинение хочу закончить небольшим стихотворением:
Платочек белый аккуратно повяжу,
С замиранием сердца в свой любимый храм
Я захожу.
Трепещут свечи, слышны молитвы,
Иконы всюду от благости светлы.
Спасибо, Господи, за радость сердца,
Живи и славься
Храм наш, Воскресенский!
Подготовила ученица 6 класса:
Фаустова Анна
Руководитель:
Юденко Татьяна Викторовна
Автор материала: А. Фаустова (6 класс)
Оно достигается благодаря необычной архитектуре и асимметричному фасаду, создающую ощущение лёгкости и возвышения при взгляде на величественное здание.
Местоположение и общее описание
Храм Покрова на Нерли находится на берегу одноимённой реки в полутора километрах от городка Боголюбово. Ближайший крупный населённый пункт — административный центр Владимирской области, до которого ехать около 10 км. Место, где расположена церковь, входит в состав охраняемой природной территории и считается историко-ландшафтным комплексом регионального значения. Он занесён в список всемирного наследия Юнеско вместе с другими Белокаменными памятниками Владимира и Суздаля того же класса.
Само строение представляет собой христианский храм крестово-купольного типа. Оно стало знаменитым благодаря множеству архитектурных и исторических особенностей, позволяющих по праву считать его одним из самых красивых памятников архитектуры того времени.
Глубокая связь с религией и русской историей также сделало церковь одним из мест паломничества — её ежегодно посещают более тысячи людей, желающих сблизиться с божественным и изучить культуру.
История создания
Храм был построен князем Андреем Юрьивечем Боголюбовским. Согласно летописи 1701 года, его возведение завершилось в 1165 году.
Некоторые источники утверждают, что работа над церковью была закончена всего за одного лето, другие относят начало строительства к 1158.
Архитектурный памятник был возведён в честь победы в войне против Волжской Булгарии, а также был данью погибшему от ран после возвращения с поля боя сыну князя Изяславу.
Церковь на Нерли также стала первым на Руси религиозным сооружением, посвящённым празднику Покрова Богородицы. Считается, что сам Андрей ввёл его в середине XII века, поскольку этого торжества не было в первоначальных византийских традициях. По легенде, на это его вдохновило явление Богородицы молящимся во время осады Константинополя. Город окружили саранцы. Жителям не оставалось ничего, кроме как молить о спасении. Среди них был и князь Андрей.
По его рассказу, Божья Матерь молилась о спасении вместе с остальными людьми. Затем она подошла к престолу, сняла с головы покров и простелила его над молящимися — отсюда и пошло название. Князь считал, что благодаря божественному заступничеству города устоял, потому решил посвятить ему праздник.
События перед постройкой
Перед возведением храма князь Андрей приказал построить свою главную резиденцию рядом с рекой Нерли. Это произошло в 1158 году. Согласно легенде, правитель вёз икону Божьей Матери из Киева, но в середине дороги его лошадь неожиданно остановилось.
После этого перед князем возник образ Пресвятой Богородицы и указал ему на место, где нужно будет построить город. Он был настолько поражён видением, что немедленно приказал начать работы.
Вскоре после строительства резиденции началась постройка церкви. Её расположили рядом с местом впадения реки Нерли в Клязьму. Рядом с храмом располагался монастырь, а сам он стал важной точкой для двух крупных торговых путей, проходящих по воде. Здесь корабли разворачивались, чтобы дойти до княжеского города.
По задумке, церковь должна была стать предвратным монументом резиденции, центром её ансамбля.
Строительство церкви
Постройка храма стала непростой задачей. Низина, которую князь выбрал местом для строительства, затапливалась во время полноводья, потому нужно было обезопасить архитектурный памятник от воды. Для этого мастера возвели над фундаментом четырёхметровые каменные стены, а затем засыпали их землёй, образовав искусственный холм. Затем его обложили белыми плитами, а к набережной провели лестницу. На этот искусственном возвышении церковь стояла как на пьедестале, возвышаясь над окружающим миром. Интересно, что до раскопок 1957 года возвышенности считали природными.
Согласно некоторым источникам, белый камень для строительства чудного сооружения князь привёз из завоёванного Булгарского царства. Но исторические документы и факты опровергают эту идею, оставляя её частью красивых легенд. Светлый известняк добывали где-то в окрестностях Москвы, после чего перевозили по воде и суши. Мастеров, если верить «Истории Российской» В. Татищева, князю Андрею позаимствовал его друг Фридрих I Барбаросса.
По имеющейся информации, строительство началось с создания фундаментных рвов. Их засыпали булыжниками и обломками стройматериалов, после чего заливали раствором. Затем строили стены и своды — сначала с козел, потом с подмостий и лесов. Для покрытия куполов использовали тонкие тёсанные доски (в некоторых источниках указан также свинец). Затем их заливали красной медью и покрывали позолотой.
Дальнейшая судьба
Письменных свидетельств о дальнейшей судьбе собора осталось мало. Известно, что в конце XVI века укрепления при нём входили в число патриарших домовых монастырей. Во второй половине XVII века церковь пережила короткий расцвет, но ближе к концу (в 1764 году) была упразднена. В 1877 её подвергли непрофессиональной реставрации, из-за чего бо́льшая часть элементов внутреннего убранства была утрачена.
В 1784 игумен монастыря, к которому был приставлен храм, хотел разобрать её из-за низкой прибыльности. По его словам, стройматериалы должны были пойти на строительство колокольни, но из-за недостатка средств работы никогда не были начаты. О судьбе архитектурного памятника в XVII веке практически ничего не известно.
В середине и конце XIX века он подвергался археологическим раскопкам и исследованиям.
Положение храма сейчас
В 1992 году собор был внесён в список всемирного наследия Юнеско. Он входит в состав архитектурно-ландшафтного заказника под названием «Боголюбовский луг», основанного 2 ноября 2011 года согласно указу губернатора Владимирской области.
Совладельцы храма — русское православное духовенство и Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Он считается частью Богородице-Рождественского мужского монастыря Владимирской митрополии.
Церковь до сих пор действует. По двунадесятым праздникам, включая Рождество и Крещение, в ней проводятся службы. В остальные дни любой желающий может зайти храм, поставить свечу, произнести молитвы или просто осмотреть внутреннее убранство.
Архитектура строения
Многие историки и исследователи считают Церковь Покрова самым красивым из русских храмов. Он отличается необычайно гармоничными пропорциями, изяществом элементов и некоторой аскетичностью, не допускающей помпезных и вызывающих украшений. Эти характеристики создают иллюзию лёгкости, воздушности постройки — храм словно устремляется к небу, возвышаясь над окружающим пейзажем.
Кратко об архитектурных особенностях Храма Покрова на Нерли:
- Средняя апсида и окно на ней слегка приподняты по сравнению с боковыми. Это создаёт иллюзию возвышенности и зрительно увеличивает высоту храма.
- Фасад декорирован аркатурой, а входы представляют собой перспективные порталы-арки, украшенные резьбой. Стены также украшены пилястрами и полуколоннами, которые соответствуют внутреннему убранству по расположению. Их суммарная толщина в 1,5 раз больше стандартной стены, что делает конструктивный рисунок собора очень ярко выраженным.
- Северные и южные стены храма асимметричны, а прясла очень узки. Но благодаря строению апсид и особенностям архитектурной композиции строение выглядит гармонично и уравновешенно при взгляде с любого угла.
- Стены здания строго вертикальные и прямые, но благодаря асимметричным пропорциям они кажутся наклонёнными внутрь, что усиливает иллюзию большой высоты сооружения. Изнутри это эффект поддерживается сужением столпов в верхней части.
- Основа здания представляет собой почти квадратный четверик. Он отличается небольшими размерами — всего 10 на 10 м без учёта апсид и пространства под куполом. Маленькое пространство внутри в сочетании с другими архитектурными элементами усиливают «воздушность» строения.
- Глубина фундамента собора — 5,3 м, что практически равно его высоте. Здание стоит на искусственном холме. В древние времена при выходах реки из берегов до него приходилось добираться на лодке.
Задачей древних мастеров было создать не просто храм, а произведение искусства.
При взгляде на него у человека возникает чувство превосходства духовного над материальным, ощущение божественной силы и величия.
Такое настроение достигается за счёт чисто архитектурных решений, почти без художественных элементов. Общее впечатление о Храме Покрова на Нерли будет неполным без окружающего пейзажа, ведь план здания составлялся с тщательным учётом всех его деталей.
Несмотря на смещение русла рек, собор смотрится крайне гармонично, почти сливаясь с окружающей природой.
Декор и убранство
Среди декоративных элементов храма примечательна изысканная каменная резьба. Считается, что она повествует о библейском сюжете восхождения царя Давида-псалмопевца. Символика до конца не расшифрована. Предположительное значение элементов:
- фигура на троне символизирует самого царя Давида;
- окружающие его львы, орлы и фантастические звери — знаки власти и величия;
- строгие женские лица, окружающие композицию, символизируют Деву Марию или Софию (древний символ мудрости и самоотверженности).
Создание подобных каменных украшений — сложная и кропотливая работа. С учётом технологического прогресса того времени, на создание резьбы ушло бы 300 суток непрерывного труда от 10 человек.
Элементы оригинального внутреннего убранства церкви не сохранились: их последние остатки были уничтожены во время непрофессиональной реставрации 1877 года. Считается, что полы собора были выложены майоликовой керамикой, а стены украшены фресками и росписями с картинками из мифических сюжетов.
Картина С. В. Герасимова
Красоту Церкви Покрова на Нерли лучше всего передаёт одноимённая картина С. В. Герасимова. Автор был человеком с глубокой верой, приучался к духовности с раннего детства и умел находить прекрасное во всём. Потому именно в его творчестве лучше всего передан этот храм. В отличие от произведений других художников, Герасимов акцентирует внимание именно на белых стенах постройки, а не на окружающем пейзаже, что многое говорит о его отношении к собору. Художественные особенности его работы:
- Яркие, живые цвета. Зелёные растения, ярко-голубое с белыми облаками, золотой купол вызывают ощущение лёгкости и спокойствия.
- Церковь в центре композиции создаёт ощущение величественности. Она похожа на крепость, возвышающуюся над окружающим миром и охраняющую его покой. Это подчёркивает тему возвышения духовного над мирским.
- В картине показана чёткая граница между землёй и небом — земным и божественным. Согласно замыслу художника «Церкви покрова на Нерли», храм может связать их, служа своеобразным мостом.
- Золотой купол, ярко переливающийся на солнце, символизирует ценность собора. Он является не только важным религиозным сооружением, но единственным в своём роде важным архитектурным памятником, потому его надо беречь.
Автору настолько хорошо удалось описать храм в своей картине, что мало кто останется не проникнут его красотой и величием. Немалую роль в этом сыграл не только его талант и профессионализм, но и искренняя вера в православные ценности.
Сегодня Церковь Покрова на Нерли по праву считается одним из самых выдающихся памятников своей эпохи. В этом сыграло роль не только её значение для православной церкви, но и крайне удачные архитектурные решения, придавшие зданию неописуемую красоту.