Как начать сочинение: красивые и оригинальные варианты вступлений
На чтение 4 мин. Опубликовано 10.03.2020
Сочинение — это один из видов письменной работы, входящий в список обязательных заданий на ЕГЭ, в котором ученику или абитуриенту необходимо изложить свои мысли и чувства касательно заданной темы. При этом текст должен быть осмысленным, грамотным, оригинальным и стилистически красивым. Важнее всего понять, как начать сочинение. Вариантов вступления, которые иначе называют шаблонами или клише, для этого существует очень много.
Содержание
- Виды сочинений
- Алгоритм действий
- Шаблоны и клише
Виды сочинений
Чтобы понять, как начинать сочинение, нужно определиться с его видом, поскольку от этого будет зависеть структура текста. По типу речи сочинения делятся на 3 вида:
- Описания (иначе характеристики). Главной чертой таких текстов должно быть описание, которое изображает какие-либо явления или объекты и раскрывает их признаки. Действие как таковое здесь отсутствует. Самыми распространенными темами таких сочинений являются портреты героев, их характеристики, описание природы.
- Повествования. Ярким примером задания является рассказ, который обычно пишут абитуриенты во время вступительных экзаменов. В повествовании описывается последовательность действий.
- Рассуждения. Такое задание тоже можно встретить в числе экзаменационных вопросов. Одним из примеров такого изложения мысли является эссе, то есть небольшое по объему сочинение с элементами рассуждений, написанное в свободном стиле.
Алгоритм действий
После того как ученик/абитуриент определился с видом своего сочинения, ему необходимо составить план будущего повествования.
Для этого нужно продумать алгоритм предстоящей работы.
Он должен выглядеть примерно следующим образом:
- Внимательное ознакомление с текстом (лучше всего не просто прочитать текст, а еще и обратить отдельное внимание на оценочные слова и ключевые фразы).
- Определение типа текста (обычно он может быть или публицистическим, или художественным).
- Постановка проблема и формулирование позиции самого́ автора.
- Подборка высказываний автора или прямых цитат из текста, которые помогут наиболее по́лно раскрыть тему.
- Формулирование собственного мнения по отношению к позиции автора (согласие или несогласие) и аргументация выбора.
- Продумывание композиции сочинения (вступление, основная часть, заключение и при необходимости микровыводы).
- Написание вступления и заключения (эти части повествования должны выглядеть красиво и закончено и при этом обязательно перекликаться друг с другом, то есть если вначале поставлен четкий вопрос, в конце на него должен быть дан такой ответ).
- Написание черновика.
- Проверка правильности деления на абзацы (каждая мысль/аргумент должны быть выделены в отдельный абзац).
- Вычитывание текста, проверка на ошибки и переписывание на чистовик.
Шаблоны и клише
Конкретное литературное произведение и точно поставленная тема обуславливают дальнейшие действия ученика и, в первую очередь, то, с каких слов начать сочинение.
Возможны следующие ситуации и варианты:
- Если школьнику известно что-либо об авторе и произведении, например, когда оно было написано, где и как, можно начать сочинение именно с этого. По объему такие све́дения должны занимать не более 2−3 предложений (Комедия «Ревизор» была написана Николаем Васильевичем Гоголем в 1835 году.
Традиционно считается, что идею для написания произведения подал Пушкин, который, кстати, встретил пьесу с огромным восторгом. Уже через год комедия была напечатана и издана).
- Если тема выглядит как вопрос, начинать повествование можно с какого-то риторического или философского вопроса («Задумывались ли вы, почему тема противостояния добра и зла остается актуальной во все времена?»).
- Если в теме участвует цитата, например, «Согласны ли вы с убеждением княжны Марьи: „Мы не имеем права наказывать“?» эта же цитата может быть задействована и в начале сочинения („Мы не имеем права наказывать“… именно так рассуждала одна из главных героинь романа „Война и мир“ — княжна Марья. Но так ли верна эта ее позиция?»).
- Если тема предполагает рассуждение, текст может начинаться в более свободном стиле («Я часто думала о том, откуда возникает любовь? Появляется ли она из воздуха в одно мгновение? Или, наоборот, растет и созревает как диковинный цветок в летнем саду? Роман Б. Пастернака „Доктор Живаго“ многое изменил в моем сознании касательно этого вопроса»).
Русская литература — неиссякаемый источник ценнейших знаний о мыслях, чувствах и судьбах людей, о красоте природы и ее роли в жизни всего человечества. Однако мало просто читать книги, их нужно глубоко переосмысливать, пропуская всю мудрость великих писателей через призму собственного сознания.
Именно поэтому так важно уметь правильно излагать свои мысли, облекая их в форму красивых и емких сочинений.
Перейти к содержимому
Клише — готовые образцы словосочетаний, благодаря которым легче структурировать итоговое сочинение, не теряя основную нить суждения.
Содержание
- Клише для вступления
- Примеры вступлений с клише
- Клише для перехода к основной части сочинения
- Речевые клише для тезисов
- Клише для аргументов
- Клише для обращение к произведению
- Интерпретация произведения или его фрагмента
- Клише для перехода к второму аргументу
- Слова-связки
- Клише для выводов и заключения
- Клише для промежуточных выводов
- Клише для заключения
Клише для вступления
- Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
- Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …
- «…» — в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль текста …
- Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что…
- Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …(некое понятие). Я считаю что, …
- Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался о….
- Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …
- Люди часто размышляют о том, что ….
- О том, что …, люди думали и во времена древнейшей, и во времена новейшей истории.
- Как часто мы слышим о….
- (Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности … . Кто-то считает, что …. Кто-то….
- Каждый из нас хоть раз в жизни размышлял о …. Как следует относиться к …?
- Каждый из нас сталкивался с…
- Сущность вышеизложенного сводится к следующему…
- Во все времена остро стоял вопрос …
- Говоря о … , нельзя не заметить, …
- Долгое время люди не перестают рассуждать над … И до наших дней дошел спор о….
- Мы знаем о… из книг и фильмов, рассказов близких
- (Ключевое слово темы) играет огромную роль в жизни людей.
- Зададимся вопросом: почему….?
- В чем же причина …?
- Невольно задаешься вопросом: зачем …?
- Как мы должны относиться к …?
- Как нужно относиться к …?
- Задумаемся: должны ли мы…?
- Почему же нужно …?
- Почему же необходимо …?
- Что же самое главное …?
Примеры вступлений с клише
- Всем известно, что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки и умудренные опытом люди…
- Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст … тоже посвящен …
- Думаю, эта тема интересует многих….
- Не ошибусь , если скажу, что данная тема актуальна для большинства…
- Об этом написано много произведений и снято тысячи кинолент…
- Всем известен факт…
- Задумывались ли вы, почему тема остается актуальной во все времена…
- Знаете ли вы, в чем особая ценность (дружбы, чести, чувств)…
- Понимает ли современная молодежь, насколько незыблемыми остаются былые ценности: честь, ответственность, дружба…
- «Береги честь смолоду», в этой фразе выражена главная мысль произведения…
- «Единственный путь найти друга — быть им» – это высказывание Ральфа Эмерсона очень четко определяет характер и поведение главного героя…
- Что такое …? Как найти…?… Этой сложной проблеме посвящён текст писателя (автор). Автор также рассуждает о том, что…
- (Риторические вопросы). Эти вопросы всегда волновали человечество. О … размышляет в своей статье …
- (Риторические вопросы). Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Для некоторых людей они вопросами как бы и не являются, не стоят передними. Ответы на них представляются им сами собой разумеющимися. Некоторые считают, что … . Другие подчеркивают … . Но смысл этой статьи несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. Проблема, которую ставит автор, касается не только избранных людей, она касается любого из нас….. Почему так бывает? Ответ на этот вопрос можно найти в статье…
- Проблема, поднимаемая автором, актуальна в наше время.
- Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с …. (Риторические вопросы).
- Начать с цитаты, в которой заключена главная мысль текста. (Прием «Ниточка») («Высказывание») — так начинается статья … .Уже в первом предложении четко выражена главная тема текста. О… много говорили и
писали. Важность этой темы трудно переоценить: далеко не все люди понимают … (Определить проблему в виде вопроса). - (Вопросы). Эти вопросы звучат в статье …. Автор поднимает проблему, актуальность которой ни у кого не вызывает сомнений.
- С давних времён люди задумывались над вопросом …
- С давних времен человек размышлял о…
- Никто не станет отрицать важности … в жизни людей.
- В своём тексте писатель рассматривает (поднимает, затрагивает, обращает внимание читателей на) проблему (чего?)… Автор рассуждает о том, что…
- Эта проблема актуальна сегодня, как никогда. Действительно, проблема…
очень серьёзная и затрагивает каждого из нас. - Этот вопрос достаточно часто поднимается в средствах массовой информации.
- Затронутая автором проблема имеет многовековую историю.
- Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, (автор) рассказывает историю о…
- Чтобы лучше разобраться в этом злободневном вопросе, (автор) повествует о…
Клише для перехода к основной части сочинения
- В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература.
- Чтобы доказать свою позицию, обращусь к примерам из художественной литературы.
- Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема…
- Вспомним…
- Это подтверждается …
- В доказательство можно привести ещё и такой аргумент…
- Более того, …
- Во-первых, во-вторых, в-третьих …
- В доказательство данной точки зрения можно привести ряд аргументов из художественной литературы
- Мысль о необходимости … выражена и в романе… (автор, название).
- Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к …
- Обратимся к произведениям художественной литературы.
- За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы.
- В доказательство моей точки зрения
- Замечательным примером, иллюстрирующим…
- Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…
- Размышляя о …, я не могу не вспомнить о произведении…
- Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: … (ответ на вопрос, заданный во вступлении)
- Нельзя не согласиться с автором в том, что… В этом нас убеждают примеры из художественной литературы. Вспомним произведение Ф.И. О. (р. п. кого?) « Название». В этом произведении…
- Я согласен с автором данного текста в том, что… Именно об этом неоднократно говорили в своих произведениях писатели. Вспомним произведение (автор, название). В этом произведении…
- Я согласен с автором данного текста и убеждён, что… В художественной литературе мы можем найти примеры, подтверждающие авторскую позицию и моё собственное мнение. Обратимся за доказательствами к произведению (автор, название)… В этом произведении…
Речевые клише для тезисов
- Сегодня мы понимаем, что… (основная мысль сочинения или (ответ на вопрос, заданный во вступлении).
- Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, … (основная мысль сочинения или ответ на вопрос, заданный во вступлении).
- Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что… (основная мысль сочинения или ответ на вопрос, заданный во вступлении).
- Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: … (ответ на
вопрос, заданный во вступлении).
Клише для аргументов
Клише для обращение к произведению
- Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
- Тема (….) затрагивается в романе… (автор, название).
- Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).
- Проблема (любви, дружбы, нравственности и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в…(название произведения).
- Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).
- Вспомним героя (повести, рассказа, пьесы)… (автор, название).
- Обратимся к роману… (автор, название).
- Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.
Интерпретация произведения или его фрагмента
- Автор повествует о…
- Автор описывает…
- Поэт показывает, что…
- Писатель размышляет о…
- Писатель обращает наше внимание…
- Писатель заостряет наше внимание на …
- Писатель акцентирует внимание читателя на том, что…
- Он акцентирует внимание читателя на …
- Он осуждает…
- Этот поступок героя говорит о…
- Мы видим, что герой поступил так потому…
- Автор показывает, к каким последствиям привело…
- Этому герою/поступку автор противопоставляет…
- Писатель осуждает…
- Он ставит нам в пример…
- Автор подчеркивает…
- Автор утверждает…
- Автор повествует о…
Клише для перехода к второму аргументу
- В доказательство справедливости своей точки зрения приведу следующий жизненный пример.
- В жизни тоже можно найти пример, подтверждающий мою точку зрения.
- Хочу рассказать об одном случае из моей жизни, который, как мне кажется, является аргументом. В пользу того, что…
- У каждого из нас, наверное, есть немало примеров из собственного опыта. Которые доказывают важность ( необходимость)….
- Приведу ещё один литературный аргумент, который показывает…
Слова-связки
- Однажды…
- Сначала…
- Потом…
- Далее…
- Затем…
- После этого…
- В итоге…
Клише для выводов и заключения
Клише для промежуточных выводов
- Писатель (автор) считает ( убеждает), что…
- Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о…
- Мы можем прийти к выводу…
- Автор открыто заявляет о своей позиции по отношению к…
- Автор недвусмысленно подчёркивает своё негативное отношение (положительное) отношение к…
- Автор пытается понять, почему…
- Автор стремился показать…
- Автор хочет, чтобы читатель понял…
- Автор текста считает проблему важной…
- Автор восхищённо ( иронически, возмущённо…) относится…
- Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, подводит читателя к мысли о том, что…
- После прочтения этого произведения становится понятно…
- После знакомства с героями произведения понимаешь…
- Прочитав произведение, осознаешь…
Клише для заключения
- Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
- Невольно напрашивается вывод…
- Таким образом, мы приходим к выводу: …
- Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод…
- Итак, можно сделать вывод, что…
- В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о…! Будем помнить о…!
- Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
- В заключение хочется выразить надежду на то, что…
- В заключение хотелось бы отметить…
- В заключение хочется сказать, что…
- В заключение хотелось бы отметить, что…
- В заключение мне хотелось бы подчеркнуть, что…
- Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, затронутой в тексте и …
- Хочется верить, что…
- Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …
- Подводя итог, хочется сказать…
- Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
- Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…
- Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
- (Цитата)«…,» — писал …. В этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что .…
- К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»?
- К какому же выводу я пришёл, размышляя на тему «…»? Мне представляется, что…
- Думаю, надо …
- Можно бесконечно размышлять на эту тему, но главное…
Материал взят из сети интернет
КАК НАПИСАТЬ ВСТУПИТЕЛЬНУЮ ЧАСТЬ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ?
Поговорим о вариантах вступительной части. Итак, как начать сочинение? Вступительная часть может быть как стандартной, так и оригинальной (если мы хотим получить дополнительный балл за оригинальность, что предусмотрено критериями оценки сочинения в вузе).
ВСТУПЛЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЕ
В общем виде стандартное вступление состоит из нескольких элементов:
- ключевых слов темы (цитаты),
- общих рассуждений о значимости данных понятий в жизни человека,
- главного вопроса темы.
Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом
Рассмотрим несколько примеров с учетом особенностей формулировок реальных тем итоговых сочинений. Темы, предложенные на всех этапах итогового сочинения 2014-2015 г., можно разделить на три типа: тема-вопрос, тема-утверждение, тема- номинативное предложение.
Тема-вопрос
Например: «Чему человек может научиться у природы?»
Элементы вступления |
Пример |
Ключевые слова темы |
Природа и человек… |
Общие рассуждения о предмете речи |
Как тесно они взаимосвязаны! Природа всегда оказывала сильное влияние на жизнь человека, на его духовный мир и эмоциональное состояние. Природа — мать, которая заботится о том, чтоб у человека было все необходимое для жизни. Природа –друг, который поддерживает в трудную минуту, поднимает настроение. Природа — мудрый учитель, который преподает людям порой трудные, но важные уроки. |
Вопрос (задаем главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части). |
Так чему же может научиться человек у природы? |
Примечание. Можно ли начинать сочинение по теме-вопросу сразу с предложенного вопроса? Теоретически да, а практически нежелательно, потому что за вопросом должен следовать ответ – тезис, а это уже элемент основной части. Таким образом, у нас пропадает полноценное вступление, что может быть расценено как ошибка в построении текста.
Тема-утверждение
Например: «Память о войне – ответственность перед прошлым и будущим». Как вариант может быть дано утверждение–цитата, например: «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» (Ю. В. Друнина).
В этом случае тоже можно начать с ключевого слова. Далее, как обычно, общие рассуждения и вопрос. Вопрос, естественно, формулируем уже сами, опираясь на смысл утверждения.
Здесь над подстерегает опасность — задать вопрос не по теме. Чтобы ее избежать, вспоминаем, что наша тема — это утверждение, и поэтому логичнее всего будет спросить, почему это высказывание справедливо, почему именно так, а не иначе.
Например, к теме «Память о войне – ответственность перед прошлым и будущим» можно задать вопрос: «Почему нужно помнить о войне? Почему память о прошлом — это ответственность перед прошлым и будущим?»
К теме «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» можно поставить такие вопросы: «Почему же на войне так страшно? Какие тяжелые испытания война несет людям?»
Рассмотрим пример вступления по теме:«Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» (Ю. В. Друнина).
Элементы вступления |
Пример |
Ключевые слова темы |
Война… |
Общие рассуждения о предмете речи |
За этим коротким словом скрыты трагедии миллионов людей. Неизгладимый след оставила война в сердцах тех, кому довелось своими глазами видеть ужасы военных дней. Те, кто знает о них лишь понаслышке, из книг и фильмов, рассказов ветеранов, тоже понимают, что ничего страшнее нет и быть не может. |
Вопрос (задаем главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части). |
Зададимся вопросом: какие же тяжелые испытания несет война людям? |
Примечание. Можно ли начать сочинение с предложенной в качестве темы цитаты? Конечно, да. В этом случае заменяем ключевые слова на цитату, далее действуем аналогично.
Тема-номинативное предложение, или, проще говоря, просто ключевые слова
Например: «Роль родительского наставления в жизни человека».
В этом случае действуем уже знакомым путем: ключевые слова-общие рассуждения-вопрос.
Элементы вступления |
Пример |
Ключевые слова темы |
Родители и дети… |
Общие рассуждения о предмете речи |
Ребенок, появляясь на свет, прежде всего чувствует заботу и любовь со стороны самых близких для него людей – его родителей. Это его семья. Благодаря родным он чувствует себя в безопасности, с их помощью познает мир. Конечно, желая своему ребенку только лучшего, родители дают ему свои советы, учат, воспитывают. |
Вопрос (задаем главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части). |
Какую же роль играют родительские наставления в жизни человека? |
ВСТУПЛЕНИЕ ОРИГИНАЛЬНОЕ
Теперь пришло время поговорить об оригинальности. Ведь дополнительный балл при поступлении лишним не будет. Откуда же взять эту самую оригинальность? Это не так уж и сложно, как кажется на первый взгляд. Можно рассказать в качестве вступления о неком случае, который навел на размышления по заданной теме. Здесь важно, чтобы заключение перекликалось с вступительной частью. Так у нас получится так называемая кольцевая композиция сочинения.
Варианты вступления |
Примеры |
Рассказ о случае, который навел на размышления по данной теме |
Несколько дней назад я проезжал мимо старого яблоневого сада на окраине города. Этот сад я помню с детства: зимой мы с родителями ходили на лыжах меж посеребренных снегом деревьев, в мае слушали здесь чарующее соловьиное пение. И вот теперь сад вырубают. Город растет, и здесь собираются строить очередной жилой комплекс. Конечно, людям нужно где-то жить, нужно строить новые дома. Но мне стало невыразимо жаль, что погибнет прекрасный сад, что не будет он больше никогда и никого радовать весенним цветением и летним урожаем душистых сочных яблок. Этот случай заставил меня задуматься об отношении человека к миру природы. |
Вечером я возвращаюсь домой по темной улице. В окнах домов горит приветливо свет. Глядя на эти освещенные окна, я невольно задумываюсь о тех, кто живет там. Быть может, за этим окном собралась к ужину счастливая семья, а может быть, там живет одинокий пожилой человек. Когда-то он был он был молод и у него была семья, но потом пришла война и отняла у него близких, нанесла тяжелые раны. Сегодня никто о нем не вспоминает, никому нет дело до его подвигов и горестей. Почему так случилось? Должны ли мы хранить память о прошлом и думать о тех, кто дал нам будущее? |
|
Сегодня, перебирая вещи в шкафу, я наткнулся на шкатулку со старыми письмами, который писал мой дед с фронта. Он не вернулся домой, и эти письма да пожелтевшие фотографии – единственная память о нем. И вот я читаю письма человека, которого никогда не видел, но благодаря которому сейчас живу на свете. Перебирая ветхие листочки, я думаю о тех, кто отдал свою жизнь ради нас, о той страшной цене, которую они заплатили за наше сегодняшнее счастье. |
Примечание. Каким бы путем мы ни пошли, помним, что во вступлении обязательно должна прозвучать тема. Не стоит вдаваться в далекие от нее рассуждения.
КАК СФОРМУЛИРОВАТЬ ТЕЗИС В ИТОГОВОМ СОЧИНЕНИИ?
Тезис — это самое важное в сочинении, ведь от него зависит раскрытие темы.
КОЛИЧЕСТВО ТЕЗИСОВ В ИТОГОВОМ СОЧИНЕНИИ
Тезис может быть всего один. Однако не всегда удается развернуть рассуждение по одному тезису на 350 слов. Поэтому можно сформулировать два тезиса и более. Кроме того, некоторые темы уже предполагают наличие как минимум двух тезисов (например, тема «Война – печальней нету слова./ Война – святее нету слова…»).
При формулировке тезиса нужно учесть два аспекта:
- связь тезиса и темы,
- особенности формулировки самого тезиса.
ТЕМА И ТЕЗИС
Формулировка тезиса, естественно, напрямую зависит от специфики темы. Рассмотрим несколько примеров.
Тема-вопрос
Если тема представляет собой вопрос, то требуется дать на него непосредственный ответ. Как правило, именно этим вопросом заканчивается вступительная часть сочинения.
Тема |
Тезисы |
«Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?» |
Человек взрослеет, когда сталкивается с горем, трагедией, недетскими испытаниями, например в военное время. Взросление происходит, когда ребенок учится ответственности за свои поступки. Взрослеть человеку помогает забота о близких людях. |
Тема-утверждение (в т.ч. цитата)
В этом случае требуется обосновать уже имеющееся утверждение. Вступительную часть мы закончили вопросами, почему так, а не иначе. В тезисной части нужно объяснить, почему так.
Тема |
Тезисы |
«Война – печальней нету слова./ Война – святее нету слова…» (А. Т. Твардовский) (Во вступительной части задаем вопросы: почему «война» — это самое печальное слово, почему это святое слово?) |
«Война – печальней нету слова», ведь она несет смерть, боль, горе. «Война – святее нету слова», потому что человек в годы тяжелых испытаний становится на защиту Отечества, проявляет мужество, самоотверженность, героизм. |
Тема — номинативное предложение (ключевые слова)
Вступительная часть заканчивается вопросами о каждом из ключевых понятий. Нам нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.
Тема |
Тезисы |
«Гармония природы и несовершенство человека». (Во вступительной части задаем вопросы: В чем заключается гармония природы? В чем состоит несовершенство человека? Как они взаимосвязаны? |
Природа – это пример гармонии, красоты, совершенства. В ней все разумно и соразмерно. Человек же, напротив, несовершенен, имеет множество пороков: жестокость, эгоизм, жадность. Более того, в силу темных сторон своей натуры он может наносить вред природе. |
СПОСОБЫ ФОРМУЛИРОВКИ ТЕЗИСА
Формулировка тезиса традиционная
Стандартная формулировка тезиса предполагает прямое выражение мысли.
Варианты тезиса |
Примеры |
Прямое выражение главной мысли |
Люди понимают, что необходимо беречь природу, сохранять окружающий мир для потомков. |
Формулировка тезиса оригинальная
Что касается претензии на оригинальность, то тут возможно несколько путей.
Так, можно рассказать о случае из жизни (если этот прием не был использован уже во вступлении).
Самый удобный и легкий способ – вопросно-ответный ход, когда мы сами себе задаем вопрос и сами на него отвечаем. Этот способ удобен тем, что позволяет не сбиться с мысли.
Можно использовать метод аналогии – сравнение с миром природы.
Варианты тезиса |
Примеры |
Пример из жизни |
Великая Отечественная война коснулась в нашей стране каждой семьи, принесла горе и страдания в каждый дом. Не исключение и моя семья. Узнав, что моя бабушка-партизанка, фашисты пришли в дом к ее матери и пытали ее, чтобы узнать, где находится партизанский отряд. Прабабушка ничего им не сказала, и тогда немцы казнили ее. 9 мая в нашей семье – это не просто праздник, это напоминание о страданиях, перенесенных старшим поколением. |
Вопросно-ответный ход |
Что помогает человеку преодолевать трудности? Наверное, каждый ответит на этот вопрос по-своему. Мне кажется, что важную роль играет поддержка близких людей. |
Аналогия (сравнение с миром природы) |
На мой взгляд, именно любовь помогает справиться с трудностями. Любовь дает человеку крылья, с помощью которых ему становится легче преодолевать препятствия, возникающие на пути. |
Примечание.
Важно, чтобы все формулируемые тезисы соответствовали заданной теме, не отклонялись от нее.
КАК ПРИВЕСТИ АРГУМЕНТЫ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОСНОВЕ?
Итак, тезис сформулирован, теперь нужно привести аргумент из литературы.
КОЛИЧЕСТВО АРГУМЕНТОВ
Вполне достаточно привести к одному тезису один литературный аргумент, приводить несколько аналогичных к одному тезису нецелесообразно. Важно: если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!
СТРУКТУРА АРГУМЕНТА
Аргумент состоит из нескольких элементов и включает:
- обращение к литературному произведению: называем автора и заглавие произведения, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем – «произведение») (см. «Шаблон итогового сочинения»);
- его интерпретацию: здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т.п.(см. «Шаблон итогового сочинения»). Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то»? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ;
- промежуточный вывод (промежуточный он потому, что завершает только одну из микротем, а не все сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель хочет донести до читателя мысль о …» и т.п. (см. «Шаблон итогового сочинения»). Важно: промежуточный вывод аргумента должен прямо соотноситься с тезисом, к которому мы привели этот аргумент.
Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.
Элементы аргумента |
Пример |
Обращение к произведению |
Проблема экологии волнует многих писателей, которые в своих произведениях предупреждают человечество об опасности. Мысль о необходимости пересмотреть свое отношение к природе выражена в романе Г.Троепольского «Белый Бим, Черное ухо». |
Интерпретация фрагмента (желательно не менее 3 раз упомянуть автора) |
Автор вспоминает об установке руководства общества охотников об уничтожении сорок как вредных птиц, что обосновывалось якобы наблюдением биологов. Потом истребляли ястребов, потом – волков. А потом оказалось, что все они полезны, и убивать их запретили. Запретили после того, как почти уничтожили начисто. Автор говорит о новом указании — уничтожать ворон. Он обращается к читателю с призывом: «Спасите серую ворону!» Писатель заостряет наше внимание на том, что и эта птица нужна, ведь она играет роль санитара. |
Промежуточный вывод в конце аргумента |
Писатель хочет донести до нас мысль о важности всех живых существ в природе. Человек не должен бездумно их уничтожать и спохватываться, когда становится слишком поздно. |
МОЖНО ЛИ ПРИВОДИТЬ АРГУМЕНТЫ НА ОСНОВЕ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ?
Да, да и еще раз да!!! 31.08.2015 в программе «Мнение» (Вести.ru) принимали участие министр образования и науки Д. Ливанов, председатель совета по школьным сочинениям Министерства образования и науки Н.Солженицына. Они согласились с тем, что недопустимо запрещать аргументы на основе произведений мировой литературы.
КАК НАПИСАТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЕ?
Вот мы и добрались до заключительной части нашего итогового сочинения. Заключение, как и прочие композиционные части сочинения, может быть как стандартным, так и оригинальным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЕ
Существует несколько стандартных способов закончить сочинение:
- Вывод. Обычно принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного. Это, наверное, самый распространенный способ закончить сочинение. Однако одновременно это и самый трудный способ, т.к. сложно, с одной стороны, не продублировать в выводе то, о чем уже было сказано, и, с другой стороны, не уйти в сторону от темы сочинения.
- Призыв. Это еще один достаточно распространенный вариант концовки. Здесь желательно НЕ использовать глаголы 2 лица типа «берегите», «уважайте», «помните». Почему? Да все очень просто: каждое сочинение имеет адресата – того, кто его прочитает и к кому будут обращены призывы. В нашем случае это учитель, который будет проверять работу. Получается, что именно его мы и призываем беречь, помнить и т.д. Честно сказать, не очень-то это этично. Поэтому лучше использовать слово «давайте»: «давайте беречь природу», «давайте помнить о ветеранах» и т.д.
- Выражение надежды. Это один из самых выигрышных вариантов заключительной части, т.к. позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Важно: выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное. Писать: «Хочется надеяться, что природа отомстит за себя и все люди умрут», — не стоит, сами понимаете.
Варианты заключения |
Примеры |
Вывод |
Итак, чем же живы люди? Я думаю, любовью. Люди живы любовью к своим близким и друзьям, любовью к родной земле и природе. Их ведет по жизни мечта, надежда на лучшее, вера в свои силы. А помогают идти по жизни добрые чувства: сочувствие, милосердие, чуткость, отзывчивость. Это и есть то, без чего немыслима наша жизнь. |
Призыв |
В заключение хочется призвать людей не забывать о том, что природа — наша мать, которая дает нам все необходимое для жизни. Без нее мы не смогли бы существовать. И поэтому наш долг — отвечать ей добром на добро. Давайте заботиться о ее сохранении, бережно относиться ко всему, что нас окружает. |
Выражение надежды |
Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что в каждой семье будут царить гармония и взаимопонимание. Хочется верить, что любовь, забота, чуткость станут главными в отношениях поколений. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОРИГИНАЛЬНОЕ
Что касается нестандартных способов завершить сочинение, то здесь выбор не так велик:
- Завершение рассказа о неком случае, заставившем задуматься над темой (если в качестве вступления был приведен такой рассказ).
- Цитата, подходящая по смыслу. Можно запастись заранее цитатами по всем тематическим направлениям, может случиться, какая-нибудь подойдет. Важно: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения. Нельзя использовать цитату только потому, что в ней встречается ключевое слово, (например, в сочинении о природе цитата со словом «природа») и не учитывать ее общий смысл.
Варианты заключения |
Примеры |
Зарисовка, которая возвращает к вступлению |
Я смотрю на освещенные окна домов и думаю о том, как было бы хорошо, если бы за ними не было одиночества, если бы каждый, кто живет там, был окружен заботой. |
Перебирая старые фронтовые письма, я мечтаю о том, чтобы в мире никогда не было больше войн, разлучающих семьи. |
|
Цитата |
Таким образом, дружба имеет огромное значение в жизни человека. Недаром Цицерон утверждал: «В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу — все равно что лишить мир солнечного света». |
КАК СДЕЛАТЬ СВЯЗКИ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ СОЧИНЕНИЯ?
Чтобы текст был связным, необходимо обратить внимание на плавный переход от одной микротемы (тезиса и аргумента) к другой. Как же «склеить» части сочинения, чтобы оно не казалось «нарезкой» из нескольких разных кусков?
Для этого в начале каждого абзаца помещаем краткое изложение содержания предыдущего абзаца, после чего следует новая мысль.
Варианты связок |
Примеры |
Краткое изложение содержания предыдущего абзаца в одном предложении, затем формулировка новой мысли. |
Действительно, природа дает нам все необходимое для жизни. А как же относимся к ней мы? Увы, мы часто бываем жестоки и безответственны по отношению к природе. |
Легко заметить, что человек часто губит все, что его окружает. К счастью, люди уже сейчас осознают свои ошибки и задумываются о том, как сохранить природу для потомков. |
|
День Победы важен для меня как память не только о трагедии народа, но и о мужестве и героизме людей, противостоявших врагу. |
КАК ПРОВЕРИТЬ СВОЕ СОЧИНЕНИЕ НА НАЛИЧИЕ ОШИБОК?
Итак, итоговое сочинение написано на черновике. Вот, казалось бы, и все, можно переписывать набело. Но не спешим это делать: пройдена только половина пути. Теперь предстоит преодолеть вторую, не менее ответственную. Это проверка и редактирование текста. Как это сделать?
Вначале следует проверить содержание. Делаем это в несколько этапов:
- Читаем только вступительную и заключительную части.Убеждаемся, что они соответствуют, во-первых, заданной теме, а во-вторых, друг другу, в них говорится об одном и том же. Например, вступительная часть: «Человек и природа… Как тесно они взаимосвязаны! Природа всегда оказывала сильное влияние на жизнь человека, на его духовный мир и эмоциональное состояние. Человек в свою очередь воздействует на окружающий мир, преобразовывая его. Задумаемся над вопросами: как именно влияет природа на человека, как человек относится к природе?» и заключительная часть: «В заключение хочется еще раз подчеркнуть неразрывность связи между человеком и природой. Мы не должны забывать о том, что природа — наша мать, которая дает нам все необходимое для жизни. Без нее мы не смогли бы существовать. И поэтому наш долг- отвечать ей добром на добро, заботиться о ее сохранении, бережно относиться ко всему, что нас окружает».
- Читаем вопросы вступительной части и тезисы.Убеждаемся, что тезисы являются ответами на заданные вопросы. Например, во вступительной части заданы вопросы: «Как именно влияет природа на человека, как человек относится к природе?» В тезисной части находим ответы: «Картины природы способны вызвать восхищение. Более того, они могут повлиять на душевный мир человека, изменить его внутреннее состояние, даже спасти ему жизнь… Однако часто случается так, что человек варварски относится к природе, уничтожает растения и животных, загрязняет почву, воду и воздух».
- Читаем пары «тезис+аргумент». Убеждаемся, что пример именно о том, о чем говорится в тезисе, а не о чем-либо другом. Тезис: «Влияние природы на человека может быть невероятно сильным, причем красота природы способна не только изменить его настроение, но даже спасти ему жизнь». Аргумент: «Об этом повествует М.М.Пришвин в рассказе «Голубая стрекоза». Автор описывает, как тяжело раненный боец попросил отнести его к ручью. Юноша смотрел на воду в лучах заходящего солнца, на беспрерывно летающую над ней стрекозу и улыбался. Рассказчик уверен, что жизнь этого человека спасли не только доктора, но и красота лесного ручья и даже стрекоза».
- Читаем концовку каждого абзаца и начало следующего.Убеждаемся, что переход от одной микротемы к другой плавный. Например: «Природа дает нам все необходимое для жизни. Существование человечества без нее немыслимо. Это значит, что человек обязан заботиться об окружающей среде, сохранять ее для будущих поколений. Однако часто случается так, что человек варварски относится к природе, уничтожает растения и животных, загрязняет почву, воду и воздух. Такое отношение может привести к самым пагубным последствиям».
Теперь, когда мы убедились, что сочинение написано в соответствии с темой и не содержит логических ошибок, приступаем к проверке речевого оформления, т.е. обнаружению речевых, грамматических, пунктуационных, орфографических ошибок. Здесь тоже будет несколько этапов.
- Читаем текст по отдельным предложениям. Находим грамматические основы, задаем вопросы ко ВСЕМ второстепенным членам. Долго и нудно? Да, зато позволит проверить сочетаемость слов и их грамматическую связь. Определяем, простое предложение или сложное, чем осложнено. При необходимости расставляем знаки препинания. В случае сомнений в необходимости того или иного знака перестраиваем конструкцию. Ведь это сочинение, а не диктант! Здесь можно и нужно изменять текст.
- Читаем каждое слово по слогам, как в первом классе. Причем лучше не с начала предложения, а с конца. Кажется бредом? Именно так можно отыскать орфографические ошибки. Почему именно так? Посмотрите на следующий текст: «По рзезульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цликеом».Вот так-то. В случае сомнений в правильности написания слова его можно и нужно заменить на более простое. Как говорится, не знаешь, как пишется слово «селёдка», — напиши «рыба».
Вот наконец проверка завершена. Осталось дело за малым – подсчитать количество слов. Учитываются все слова, в т.ч. предлоги, союзы и частицы. Проще говоря, то, что пишется отдельно, и считается отдельным словом. Это не относится к цифрам, например году (1890)! Слово с дефисным написанием рассматривается как одно. Что делать, если получилось меньше 250? Придется увеличивать объем до необходимого минимума, иначе работу не засчитают.
Если недостает всего нескольких слов, то можно добавить в тезис вводные слова типа «конечно», «бесспорно», «несомненно» и т.п., а также наречия к глаголам и прилагательные к существительным. Например, вместо «важно беречь природу» написать «конечно, очень важно беречь родную природу».
Если же не хватает значительного количества слов, то можно, во-первых, более подробно прокомментировать произведения, приводимые в качестве литературных аргументов, а во-вторых, добавить целый абзац «тезис+аргумент».
- 13.09.2021
Обновлено 15.11.2022
Мы рассмотрим 5 основных видов вступлений, который вы можете использовать при написании итогового сочинения. Обращаем внимание, что варианты вступлений — универсальные и не зависят от направлений текущего года.
Информация актуальна для 2022-2023 года!
- Всё об итоговом 2022-2023: направления, темы, литература, аргументы
Вступления бывают:
- Историческое
- Биографическое
- Аналитическое
- Цитатное
- Личностное
А теперь рассмотрим каждое из них на примерах.
Биографическое вступление
Вся жизнь великого русского мыслителя и писателя Л. Н. Толстого — это бесконечный поиск самого себя. Пройдя через соблазны большого света, через ужасы войны, став знаменитым на весь мир писателем, Лев Николаевич ни на минуту не останавливался в поиске своего предназначения. Не случайно для ответа на вопрос «Какую жизненную цель можно считать достойной?» мы обращаемся к роману-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир».
Аналитическое вступление
Согласно толковому словарю, верность — это неизменность и стойкость чувств по отношению к чему- либо или кому-либо, способность твѐрдо, непоколебимо выполнять свой долг, сдерживать обещания. Это противоположность коварству, предательству, измене, обману. Верность не ждѐт ничего взамен, о ней не договариваются заранее, она всегда с человеком в любых его начинаниях, будь то отношения с людьми или со своим внутренним миром, мыслями, суждениями, верой.
Цитатное вступление
«Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть». Мне кажется, эти слова Антона Павловича Чехова очень точно характеризуют равнодушных людей. Действительно, как иначе назвать состояние нравственной глухоты, безразличия, с которым всѐ чаще приходится сталкиваться в обществе?
Личностное вступление
Я не случайно выбрал эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения…
- План и структура итогового сочинения
Рекомендации по вступлению в итоговом сочинении
- Не стоит начинать сочинения с «атаки вопросами». (Пр. Что такое верность? Какую роль играет верность в отношениях? Что значит быть по-настоящему верным?) При таком подходе даются общие ответы обо всем и ни о чем. Дайте ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения, этого будет достаточно.
- Во вступлении часто используются определения из словаря. Необходимо использовать их с умом. Они должны быть мотивированы темой.
- Не увеличивайте объем вступления. Вступление должно составлять не более 15 % от всего сочинения.
- Во вступлении должен быть обозначен проблемный вопрос (это сама тема) и формулировка ключевого тезиса, который будете доказывать
— Типичные ошибки в итоговом сочинении
— Готовые клише для итогового
Смотреть в PDF:
Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.
Как писать вступление в итоговом сочинении по литературе, вступительном сочинении, а также в анализе литературного произведения (варианты вступлений,примеры вступлений, клише для написания вступлений)
Любое вступление имеет свой стандарт. Оно должно быть написано по жесткой заданной форме. Ваше сочинение — это маленькая литературоведческая статья, оно тоже имеет свой стандарт. Никто не говорил об этом стандарте, но он подразумевается.
Вы можете спросить: Уместно ли говорить о стандарте применительно к творческой работе? Не будут ли все сочинения (или, во всяком случае, введения к ним) похожи друг на друга?
Ответ: вы, может быть, не думали об этом, но на самом деле любой текст имеет свой стандарт. Это относится и к художественным произведениям. Их стандарт — это требования жанра, стиля и т. п. (отсюда — возможность их анализа с помощью специальных терминов). Более того: наше устное повседневное общение тоже имеет свои стандарты, поскольку не существует вне речевых жанров (различные виды дружеской беседы, споры, официальные диалоги, «беседы» с животными, диалог с детьми и т. д.). Этот стандарт не всегда заметен, но он существует. Стандарты многих письменных жанров специально публикуются и доводятся до сведения авторов. Работа, в которой не выполнен стандарт, просто не принимается. Умение правильно использовать тот или иной стандарт — это признак научной грамотности и культуры мышления.
Алгоритм написания вступления №1
Алгоритм 1. «Подступ» к теме и как важный его элемент — «расширение».
Дайте краткую предысторию вопроса, расширьте предложенную тему на одну логическую ступень.
Тема — «Образ Петра в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». Порассуждайте о теме Петра в русской культуре, в творчестве Пушкина.
Тема — «Образ Москвы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Расскажите о московской теме в русской литературе.
Тема — «Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Порассуждайте о реалистических принципах изображения всех персонажей в этом романе, а потом уже переходите к женщинам.
Укажите на традицию, на истоки, на предысторию.
Эти слова должны прозвучать: «Укажем на истоки» или можно без «укажем»; «Тема… берет начало…».
Этот алгоритм используется, если вы хорошо знаете проблему (иначе получится «вода», бессодержательные заклинания о том, что эта тема «очень важна и имеет большое значение») и если тема достаточно узко сформулирована и легко расширяется на одну ступень.
Результат: продемонстрируете ваш кругозор, красиво начнете сочинение.
Примечание: Подступ не обязательно должен быть расширением темы на одну ступень. Вы можете, например, начать с разговора о жанре, стиле, литературных течениях.
Алгоритм написания вступления №2
Алгоритм 2. «Разбиение».
Смысл этого алгоритма — ввести в ваше вступление элемент анализа. Скажите, что данная тема имеет «два аспекта», «три направления», «четыре стороны», «шесть уровней осмысления» и т. п. Предложите логическое расчленение, классификацию материала.
Например, тема — «Система образов / персонажей и т. п.». Разделить этих персонажей на группы можно по разным признакам. По роли в сюжете — две группы, по авторскому отношению — еще две группы, по средствам и приемам изображения — делятся еще на три группы. В отдельную группу можно выделить женские образы или персонажи, которые изображаются преимущественно на фоне пейзажа, или тех, у кого есть портрет и у кого нет портрета. Разделив материал на группы, получаем план сочинения.
Можно использовать выражения типа: «В сочинении мы рассмотрим сначала____, потом____, а потом_____» В этом нет ничего плохого. В целом, лучше суховатый стиль, чем «вода»!
Результат: такое вступление — то же самое, что и план. Очень помогает раскрыть тему.
Пример 1: «Хлестаков и хлестаковщина в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».
Эту тему можно рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, необходимо рассмотреть Хлестакова как сюжетный персонаж, в его отношении к другим характерам и к интриге. Это поможет нам определить место Хлестакова в сюжете комедии. С другой стороны, чтобы определить понятие «хлестаковщина», следует говорить отдельно о Хлестакове как самостоятельном характере, сравнивая его с героями других произведений Гоголя.
Пример 2: «Образы молодых людей в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Чему нас учит эта тема (обоснование темы, как в любой научной работе — это входит в стандарт)? Чем она привлекает современного исследователя или читателя? «Анализ предложенной темы поможет нам увидеть…» Это как бы начало фразы. Дальше вы запишете возможные варианты окончания этой фразы.
Это могут быть разные положения, но они всегда имеют литературоведческий характер. Ваша цель — дать литературоведческий взгляд на проблему, но не оценку героев (плохой, хороший), не оценку эпохи (этим занимается история) и т. п. Частные оценки могут быть в середине сочинения, но не во вступлении.
Шаблоны для вступления
Трафарет, который мы вам предлагаем, помогает построить форму, композицию, а также наметить примерный ход мыслей для введения.
О чем писать во вступлении:
- МЕСТО (произведения ) в ТВОРЧЕСТВЕ (ФИО), в его творческой ЭВОЛЮЦИИ.
- ТРАДИЦИИ русских писателей и НОВАТОРСТВО (ФИО в произведении),
- ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ произведения
- СВОЕОБРАЗИЕ ПОЭТИЧЕСКОГО (ХУДОЖЕСТВЕННОГО) ОБРАЗНОГО МИРА (ФИО).
- ПО ПОВОДУ «-ИЗМОВ» (СТИЛЕЙ, ТЕЧЕНИЙ, НАПРАВЛЕНИЙ).
Например:
— почему стиль Н. В. Гоголя называли «фантастическим реализмом»;
— в чем состоит своеобразие романтизма М. Ю. Лермонтова;
— какие приемы и средства позволяют достичь социально-психологической достоверности в реалистическом романе И. А. Гончарова «Обломов»;
— как виден в процессе написания «Онегина» переход А. С. Пушкина от романтизма к реализму;
— как сочетаются в «Горе от ума» классицистический канон, романтические мотивы и общая реалистическая установка на жизненность, достоверность;
— почему В. А. Жуковского относят и к сентименталистам, и к романтикам.
- Своеобразие СЮЖЕТА и КОМПОЗИЦИИ, роль тех или иных СЮЖЕТНЫХ ЛИНИЙ.
- Своеобразие взаимоотношений между АВТОРОМ и ГЕРОЕМ.
- ПРИЕМЫ и СРЕДСТВА, с помощью которых АВТОР выражает свое ОТНОШЕНИЕ К такой-то ПРОБЛЕМЕ.
Примеры вступлений
Вступление «Природа в лирике М. Ю. Лермонтова»
В лирике Лермонтова часто встречается пейзажная миниатюра. Это небольшое стихотворение о природе, но у Лермонтова, как и у всякого поэта-романтика, за пейзажем открывается сложная философская перспектива. Изображение природы переходит в размышление на «вечные» темы — о смысле жизни и смерти («Выхожу один я на дорогу…»), одиночестве («На севере диком…», «Утес»), о Боге («Когда волнуется желтеющая нива…», «Скажи мне, ветка Палестины…»), о родине («Родина»). В пейзаже отражается внутренний мир лирического героя. В образах природы воплощаются мысли и чувства поэта («Парус», «Тучи»). Как романтик, Лермонтов предпочитает экзотический морской пейзаж («Кавказ»), но позже появляется и деревенский, берущий начало у Пушкина («Родина»). Анализ предложенной темы поможет нам увидеть романтическую природу поэзии Лермонтова и его творческую эволюцию.
Вступление «Реальность и фантастика у Н. В. Гоголя»
Реальное и фантастическое всегда сосуществуют в творчестве Гоголя. Однако, если сравнить ранние его произведения с поздними, мы можем увидеть эволюцию творческого метода писателя на примере этой темы. В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» и повести «Вий» фантастическое — это сверхъестественное. Оно присутствует прямо в сюжете («чорт», ведьма, колдуны, превращения и другие чудеса). В петербургских повестях фантастика — это необыкновенное, из ряда вон выходящее. Оно скрыто в реальности {сон, таинственные слухи, безумный бред, небылица), а реальность кажется «фантастичной» из-за ее абсурдности {пример — «Ревизор»). В «Мертвых душах» фантастичность — это абсурдность, иррациональность. Этот элемент обнаруживается не в сюжете, а на более тонком уровне — в стиле и языке повествования. Рассматривая эту тему, мы понимаем, почему стиль Гоголя иногда называли «фантастическим реализмом».
Вступление «Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Роман Достоевского «Преступление и наказание» является одновременно социально-бытовым, психологическим и философско-символическим романом. В силу этой жанровой особенности произведения, все реалистические конкретные образы, связанные с городом Петербургом, выполняют три следующие функции: воссоздают живой образ города и эпохи {то, что названо в романе «средой»), помогают раскрыть характеры и глубже понять обстоятельства и проливают свет на философскую проблему «героя и среды». Анализируя эту тему, мы также заметим, какие традиционные мотивы русских писателей {символика плохой погоды, городские типажи, сцена с избиваемой лошадью и другие) заимствованы Достоевским и как они были переосмыслены.
Вступление «Смысл названия романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Три уровня проблематики романа «Отцы и дети» помогают увидеть его сложную жанровую природу. Тема взаимоотношения родителей с детьми делает этот роман семейно-бытовым и психологическим, тема споров двух эпох, идеологий {либерального дворянства 30-х гг. и разночинцев 60-х гг.) — социально-историческим, а присутствие «вечных» вопросов {смысл жизни и смерти, судьба, «я» и «другие») позволяет назвать этот роман философским. Все эти уровни смысла заложены в названии романа, поэтому, поняв их, мы понимаем и смысл названия.
Вступление «Типы мечтателя и прагматика в романах И. А. Гончарова «Обломов» и И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Романы И. А. Гончарова «Обломов» и И. С. Тургенева «Отцы и дети» были восприняты современниками прежде всего как злободневные. Соответственно, образы мечтателей и прагматиков воспринимались в контексте социальноисторического противопоставления — уходящего в прошлое «дворянского гнезда» и набирающей силу разночинной интеллигенции. Однако глубокое прочтение обоих романов позволяет увидеть в них не только злободневные, но и «вечные» вопросы. Внутри категорий «мечтателей» и «прагматиков» есть свои разновидности. Что-то есть общее и у Обломова с Базаровым, и у деловитого Штольца с мечтательным Аркадием. Сопоставление двух романов с предложенной точки зрения поможет увидеть социально-философские взгляды Гончарова и Тургенева и своеобразие реализма каждого из них.
Вступление «Проблема ума и сердца в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Само название комедии указывает на наличие проблемы разума и чувства. «Благородный герой» Чацкий — «чувствителен, и весел, и остер», а значит, сочетает в себе «ум» и «сердце». Но он говорит о себе: «Ум с сердцем не в ладу». Где силен ум Чацкого, там видят бессердечие (конфликт с обществом), а где пылает сердце, там оказывается бессильным ум (любовь к Софье). Анализ этой темы поможет проследить связь любовной интриги с общественным конфликтом и понять трагикомизм образа Чацкого.
Сочинение по литературе – проблема для современных школьников. Они пытаются решить ее разными способами: покупают книги с готовыми работами, ищут подходящие тексты в Интернете или просят помощи у родителей. Действительно, написать хорошее сочинение не так-то просто, и этому нужно учиться.
Все начинается с книги
Чтение произведений школьной программы – одно из главных условий успешной работы над своим опусом, – именно таким должен быть ответ на вопрос «как начать сочинение по литературе». Погружаясь в мир, созданный писателем, читатель становится очевидцем событий, поэтому его отношение к героям формируется не по чьей-то подсказке в виде краткого пересказа или режиссерского решения на сцене или в кино, а на основе личных впечатлений.
И тогда описания природы, монологи и диалоги, интерьеры и портреты помогут при характеристике образов или анализе целого произведения, то есть станут вескими литературоведческими аргументами.
Учимся писать сочинение в заданных параметрах
Содержание работы должно полностью соответствовать предложенной или выбранной теме. А это значит, что нужно понимать: о чем и как писать. Например, если формулировкой ставятся «вечные» вопросы (этические, эстетические, научные), то это и есть проблемы. О том, почему автор их ставит, что этим доказывает, и нужно рассуждать. Как написать сочинение по литературе «Семейные ценности в комедии «Горе от ума»»?
Проблема взаимоотношений родителей, детей и вообще родственников – этическая. Нужно начать с определения семейных ценностей, потом рассмотреть, как относятся в пьесе друг к другу близкие люди (отец, дочь, приемный сын, тети, дяди), подтвердить это текстом, сделать вывод о позиции Грибоедова и высказать свое мнение.
Кроме проблемных тем, зачастую для сочинений предлагаются сопоставительные (сравнение героев, эпизодов, произведений), обзорные, свободные, смешанные и литературоведческие. Последние являются самыми трудоемкими, так как писать сочинение по литературе с точки зрения идейной и эстетической ценности произведения следует, применяя терминологию, анализируя тексты, характеризуя героев, доказывая уникальность автора.
Три кита, на которых держится рассуждение
На какую бы тему ни писалось сочинение, оно требует соблюдения логики, аргументированности и умозаключений.
Классическое строение такой работы: вступительная часть, основная и заключительная. Планирование того, что будет сказано в каждом элементе структуры, – это уже грамотный подход к решению задачи «как написать сочинение по литературе».
Во вступлении должны быть поставлены проблемные вопросы по теме. В основной части нужно аргументированно отвечать на них, опираясь на текст и цитируя авторитетные мнения известных критиков, писателей, ученых. В заключении делается вывод по вопросам, поставленным вначале.
Шаг первый – заголовок
Тема, по которой пишется сочинение, не является названием работы. Почему-то в последнее время эта важная и яркая деталь творческого опуса становится необязательной. А ведь именно заголовок – ключ к пониманию текста. Он поможет в написании работы, поэтому позаботиться о нем желательно перед тем, как начать сочинение по литературе воплощать на бумаге.
Для названия подойдет емкое, яркое слово (словосочетание). Для этого нужно остроумно, со смыслом ответить на вопросы «что такое главный герой», «на что или кого он похож». Или подобрать узнаваемую фразу. Например: «Фамусов – отец почтенного семейства» или «Горе от ума – счастье от сердца».
Шаг второй – актуализация
Самое трудное – первая строчка. Но не нужно придумывать вступления к сочинениям лишь только для того, чтобы хоть что-то было. Начало необходимо сделать актуальным, и прежде всего для автора работы. А это значит, что он должен хорошо понимать, почему обратился именно к данной теме, что в ней интересного конкретно для него: например, ему близка драма литературного героя, или проблемы произведения он считает современными.
Существует два приема актуализации: проекция и «тень». Первый из них имеет несколько способов, о которых стоит рассказать подробнее.
А вот прием «тень» могут использовать те, кто не знает, как красиво можно начать сочинение по литературе. Этот способ идеально подойдет, когда требуется охарактеризовать или сравнить героев произведения. «Тень» получается при замене имени собственного на местоимение. Например, нужно написать о Евгении Базарове. Данный прием актуализации будет выглядеть так: «Он признавал только ум и науку. Для него человек — царь природы. Он был молод. Умен. Задирист. Но любовь разрушила его мир. И убила».
Начало – «проекция»
Нужно стать режиссером работы, чтобы применить этот прием вступления. К сочинениям на свободные темы он подойдет лучше всего. Итак, проекция – это пейзажная зарисовка (интерьер), исторический эпизод, сюжет из античной истории или Библии. Необходимо рассмотреть это на примерах.
Вот как можно начать сочинение с зарисовки. «Утренняя жизнь в лесу начинается рано. Чуть забрезжит рассвет – со всех сторон раздаются несмелые звуки жизни. Зашелестит листва, зашуршит трава, хрустнет ветка, последний раз ухнет перед сном филин. Видеть это, слышать и чувствовать – волнительно для души. Наверное, таким и был последний рассвет для пяти девушек в повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие», именно за это щемящее чувство родины погибли они тогда. А еще за то, чтобы на русской земле такие рассветы были всегда».
То, как начать сочинение по литературе с исторического эпизода, лучше рассмотреть на военных темах. При обзоре художественных произведений о Великой Отечественной войне можно обратиться к прошлому. «Битва за Москву началась при Бородино. Именно в этом сражении наглая бравада Наполеона была сломлена. Да, ему немного «позволили погостить» в Белокаменной, зато на обратном пути в каждом лесу и в каждой деревне французов ждал «особенный» прием партизан. В России нежданных гостей не любят».
Например, как начать сочинение по литературе, говоря о раннем Горьком и его Данко? Можно вспомнить миф из античности о Прометее, который дал огонь людям, зная, что его ждет за это жестокое наказание. Гомеровский Одиссей поможет при характеристике Ивана Флягина из «Очарованного странника» Н. Лескова.
Библейские сюжеты будут уместны в начале сочинений по произведениям Ф.М. Достоевского, М.А. Булгакова, Ч. Айтматова.
Вступление для ленивых
Самым простым началом для сочинений могут стать историческая справка о времени событий литературного произведения или несколько фактов из биографии автора книги. Вступлением являются и риторические вопросы по теме, которая затем будет раскрываться. Если подобрать цитату, отражающую суть описываемой проблемы, то и она будет неплохим началом работы.
Когда мы учимся писать сочинение, то не стоит забывать и про личный жизненный опыт. Опираясь на свои мысли, чувства, впечатления и предпочтения, также можно хорошо начать сочинение. Например: «Уже давно я ищу ответ на вопрос…» или «Мне всегда казалось, что быть умным – это главная ценность в человеке…»
Осторожно: ошибки!
Думая о красивых и умных фразах сочинения, не стоит забывать об ошибках, которые могут возникнуть в тексте по невнимательности.
Примеры сочинений по литературе позволяют предупредить о самых распространенных из них:
– имена героев ни в коем случае нельзя изменять (Катерина из «Грозы» А.Н. Островского не может быть ни Екатериной, ни Катей);
– также неправильно, говоря об авторах, писать «Александр Сергеевич хотел показать» (нужно или Александр Пушкин, или А. С. Пушкин, или просто Пушкин);
– внимательно нужно обходиться с датами, названиями мест и событий (даже случайная оговорка приведет к ошибке);
– цитирование должно быть абсолютно точным.
Для успешного результата необходимо научиться еще и тому, как писать сочинение по литературе строго по плану. Он упорядочивает мысли, помогает выдерживать логику изложения, а прежде всего не оставит недосказанной ни одну мысль. Конечно, план лучше всего составлять проблемным. И делать его надо не в голове, а на бумаге.
И еще небольшой совет. Хотя эпиграф, как и заголовок, теперь не входит в обязательный элемент сочинения, все же не стоит о нем забывать. Точно подобранные строчки, цитаты, афоризмы могут стать камертоном, настраивающим на правильное понимание позиции автора сочинения.
Ну и напоследок. Вся работа выдерживается в едином стиле, лучше всего для этого подойдет публицистический. Он сделает сочинение ярким, образным, эмоциональным, но при этом и строгим!
Еще со школьной скамьи мы прекрасно помним тех, кому сочинения давались с такой легкостью, словно рассказать анекдот в компании друзей. Кстати, заходите в группу, чтобы похвастаться бонусами и скидками друзьям.
А если хотите, чтобы вашу работу хотя бы изредка приводили в пример, вот несколько дельных рекомендаций о том, как правильно написать красивое сочинение (эссе) по русской (или другой) литературе по произведению.
Темы сочинения
Сочинения по литературе основываются на текстах авторов 19 — 20 веков. Примерные темы:
- Особенности темы патриотизма в лирике М. Ю. Лермонтова.
- Своеобразие образов помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».
- Значение эпилога в «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоевского.
- Чувство любви и долга в пьесе Н. А. Островского «Гроза».
- Тема земного и вечного в прозе И. А. Бунина.
Выбирайте тему, связанную с произведением, которое знаете лучше всего, тогда сможете привести убедительные аргументы.
Требования к сочинению ЕГЭ по литературе
Главное требование предъявляется к объему сочинения: работа должна быть не меньше 200 слов. Оптимальное количество слов для раскрытия темы — 250-300.
Среди других критериев работы выделим следующие:
- работа должна опираться на текст-источник;
- необходимо представить анализ текста и собственное понимание проблемы, которая в нем изложена;
- в сочинении должны присутствовать аргументы;
- главное условие высокого балла — грамотный текст без орфографических и пунктуационных ошибок.
Структура написания сочинения по литературе
Как и любое другое сочинение или эссе, творческая работа по литературе состоит из нескольких элементов:
- вступление;
- определение проблемы, ее актуальность;
- формулировка собственной позиции;
- аргументы, которые ее подтверждают;
- выводы.
Структура итогового сочинения по литературе должна быть четкой. Не делайте слишком большие абзацы, но и не разбивайте текст на множество мелких отрывков.
Как написать сочинение/эссе по литературе: составляем план
Перед тем как написать итоговое сочинение, нужно четко продумать, по какому плану это делать, чтобы поток мыслей выстраивался в стройные, логически последовательные предложения.
Сразу после получения темы сочинения в голове начнут возникать идеи и образы (конечно, если вы читали произведение). На черновом листке набросайте фразы или слова, которые в первую очередь приходят в голову. Потом их можно развить до целого сочинения.
Итак, тщательно продумайте, что хотите сказать по теме. Затем тезисно запишите на бумаге в столбик мысли. А уже потом решите, в какой последовательности хотите эти мысли отображать на бумаге. Это нужно для четкой и ясной структуры работы.
Как написать вступление к сочинению по литературе
Во вступительной части информацию необходимо писать так, словно ее будет читать человек, совершенно не знакомый с проблемой. Здесь нужно раскрыть тему, проблематику и актуальность сочинения.
В этом помогут вопросы, которые вы можете поставить перед собой:
- По какому произведению пишете сочинение/эссе?
- Что вы знаете об авторе произведения?
- Каков жанр произведения (комедия, драма, роман и пр.)? Какие аспекты вы хотели бы раскрыть в своей работе?
Как написать сочинение-рассуждение: приступаем к основной части
Здесь необходимо осветить мысли, которые вызвало произведение, эмоции к выбранному персонажу или его обстоятельствам.
Каждую идею придется подкреплять примерами из оригинального текста произведения. Если вы говорите, что проблема войны волнует героя, значит, нужно привести примеры, в которых это волнение передается читателю.
Не стесняйтесь давать собственную оценку персонажу или обстоятельствам, в которых он оказался. Это делает любое сочинение ярче, сильнее, а его автора наделяет авторитетом и экспертностью.
Основная часть – это по большей части ваши собственные рассуждения о том, что вас волнует во всей истории. Покажите здесь эволюцию своей мысли, с какого момента в произведении она зародилась, как эволюционировала и к какому выводу в итоге подтолкнула.
Как написать заключение в сочинении по литературе
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Шаблоны и примеры правильной структуры как один гласят о том, что в заключении должно следовать подведение итогов.
Многие начинают сочинение не со вступительной или основной части, а именно с заключения. Говорят, что после составления кратких тезисов гораздо легче последовательно описать свои рассуждения.
Итак, в заключительной части нужно самому себе ответить на вопрос, который вы поставили во вступительной части. Это своего рода краткая теорема, выведенная из всего длительного доказательства, приведенного в предыдущих частях сочинения.
Как писать аргументы в сочинении?
Чтобы доказать собственную позицию, нужно обратиться либо к тексту произведения, которое выступает основой для сочинения, либо использовать высказывания авторитетных критиков. Первый путь более простой, т. к. запомнить критические обзоры длинного списка литературы для сочинения ЕГЭ непросто.
Совет: читая произведения, сразу отмечайте те отрывки, которые выступят в роли аргументов по разным темам.
Выпускники часто интересуются: «можно ли написать сочинение без аргументов?». Можно, но тогда вы потеряете до 6 баллов, которые могут стать решающими при поступлении.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Список литературы для сочинения
Чаще всего сочинение пишут на основе произведений 19 — первой половины 20 века. Поэтому рекомендуем перечитать классику:
- Д. И. Фонвизин: «Недоросль».
- А. С. Грибоедов «Горе от ума».
- А. С. Пушкин: лирика, «Евгений Онегин», «Капитанская дочка».
- М. Ю. Лермонтов: лирика, «Мцыри», «Герой нашего времени».
- Н. В. Гоголь «Мертвые души».
- А. Н. Островский «Гроза».
- Л. Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина», рассказы.
- Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание».
- И. С. Тургенев «Отцы и дети».
- И. А. Гончаров «Обломов».
- Н. А. Некрасов: лирика, «Кому на Руси жить хорошо?».
- А. П. Чехов: «Вишневый сад», рассказы.
- И. А. Бунин: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник».
- Стихотворения С. А. Есенина, А. А. Блока, В. В. Маяковского, А. А. Ахматовой, М. И. Цветаевой.
- А. И. Солженицын: «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича».
А вот несколько примеров того как правильно написать хорошее сочинение/эссе.
Пример сочинения/эссе 1
Пример сочинения/эссе 2
После того как закончите с этой частью, обязательно просмотрите всю работу на соответствие первоначально составленному плану. Если сочинение выстроено в продуманной заранее последовательности – все удалось!
Если нет, не расстраивайтесь: сервис студенческой помощи помогут проверкой и исправлением работы, а при необходимости – и написанием сочинения/эссе с «нуля»!