Отличить стихотворение от рассказа несложно даже неискушенному читателю. Гораздо сложнее установить, в чем именно заключается это отличие.
Стихотворение является особой, поэтической формой, которую относят к лиро-эпическим жанрам художественной литературы. Ее основной признак – в ритмической организации текста, основанной на упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов. Такое чередование называется стихотворным размером. В силлабо-тонической системе стихосложения выделяют пять основных размеров: ямб, хорей, анапест, амфибрахий и дактиль.
Стихотворный текст чаще всего делится на относительно самостоятельные фрагменты – строфы с рифмующимися концовками строк. Однако стихотворение может быть написано и без деления на строфы, если, по замыслу автора, оно представляет собой единое концептуальное целое. Рифма также не является обязательной характерной чертой поэтического произведения: в белых стихах она отсутствует.
Стихотворение всегда отражает глубокие переживания лирического героя, даже если оно создано в повествовательной манере на историческую тему или относится к гражданской лирике. Личный мотив – один из способов передачи эмоционального состояния автора, благодаря которому стихотворение приобретает внутренний накал и способность воздействовать на читательское восприятие.
Пересказ стихотворения в прозаической форме искажает его содержание. Стихотворный текст четко упорядочен, и, к тому же, в нем используются стилистически оправданные средства художественной выразительности: метафоры, эпитеты, образные сравнения, имеющие дополнительную смысловую нагрузку. Эмоции, которые вызывает стихотворение, возникают именно потому, что автор находит наиболее точную форму словоупотребления, создает нужный ритм, использует различные приемы особой организации речи, включая инверсию и аллитерацию.
При пересказе все это утрачивает значение.
Рассказ обладает совсем другими жанровыми признаками. Он относится к эпическим произведениям, написанным в прозе: для них обязателен сюжет с точно определенной завязкой, кульминацией и развязкой. Авторская идея в рассказе реализуется через событийно-оценочную связь фрагментов повествования. Они выстраиваются вокруг важного для раскрытия этой идеи эпизода из жизни героя по принципу причины и следствия.
Текст рассказа должен обладать динамичностью, точностью каждой детали, напряженностью ритма, который, в отличие от стихотворного, проявляется не на слоговом уровне, а в общей стилистике повествования. Ярким примером может служить известный «телеграфный» стиль рассказов Хемингуэя.
Содержание рассказа легко передать своими словами, если следовать логике авторского повествования.
Выводы TheDifference.ru
- Рассказ – одна из прозаических форм эпического жанра. Стихотворение относится к лиро-эпическим литературным жанрам.
- Ритмическая организация в рассказе проявляется на уровне авторского стиля. В стихотворении ритм является основой упорядоченного чередования ударных и безударных слогов, то есть, стихотворного размера.
- В рассказе не используется рифма. В большинстве стихотворных текстов рифма считается обязательным формообразующим элементом.
- Рассказ строится на сюжетной основе. В стихотворении чаще всего сюжетная линия отсутствует.
- Повествование в рассказе связано с необычным эпизодом из жизни главного героя. Стихотворение передает эмоциональное состояние лирического героя, вызванное какими-либо важными для него событиями.
- Содержание рассказа можно передать в краткой форме без искажения авторской идеи. Пересказать стихотворение своими словами невозможно.
Чем отличается сказка от рассказа
Сказка и рассказ во многом похожи. Их сближает четко обозначенный сюжет, повествовательная манера описания событий, присутствие главных и второстепенных героев, действия которых обусловлены необычной ситуацией. И все-таки сказку отличают от рассказа по форме и содержанию, определяющим жанровую принадлежность любого литературного произведения.
Рассказ относят к малым эпическим жанрам, объединяющим прозаические произведения, в которых события ограничены узкими пространственно-временными рамками. Сюжет рассказа развивается на основе отдельного эпизода из жизни героя, раскрывающего его характер или определяющего мотивы его поступков. Все описываемые события служат цели подготовить кульминацию – самый важный момент повествования, в котором конфликт произведения достигает максимального напряжения.
В рассказе вымышленные или реальные события описываются как достоверные, происходящие в определенном месте и связанные с конкретным временем.
Композиционные особенности рассказа заключаются в возможности использовать авторскую характеристику персонажей, включать лирические отступления, произвольно выстраивать диалоги и монологи. Это позволяет раскрыть идею произведения и создать объемный, жизненный образ главного героя. Особенности повествовательной техники и приемов определяют авторский стиль.
Сказка строится на основе вымысла, не претендующего на достоверность. Ее содержание – занимательная история с превращениями и чудесными приключениями, которые являются не отдельным эпизодом из жизни героя, а представлены как цепь тесно связанных событий, цель которых – испытание, позволяющее и достичь богатства, чести, славы, вернуть утраченное.
Сюжеты сказок повторяются. Сказочные герои – своеобразные символы, олицетворяющие добро или зло. В народных сказках исследователи выделяют так называемые «бродячие» сюжеты, сходство которых в разных культурах связывают с определенным периодом формирования общественного сознания, которое во всех этнических общностях имеет сходные черты. Сказки – древнейший вид творчества, и даже в современном литературном, авторском изложении они наследуют главные закономерности создания: развитие действия как испытание героя, помощь мистических сил, возврат утерянного, счастливый конец.
Если в рассказе присутствует оригинальная техника повествования, определяющая авторский стиль, то в сказке важным композиционным элементом являются речевые шаблоны – устойчивые обороты и традиционные для устного народного творчества средства художественной выразительности: постоянные эпитеты, олицетворения, метафоры. Например: долго ли коротко сказка сказывается; жили-были старик со старухой; русским духом пахнет; вина заморские; красна девица; злая мачеха.
В рассказе не бывает большого количества действующих лиц. В сказке, кроме главного персонажа, встречается как минимум три его противника и столько же помощников. В литературной сказке герой может оказаться в ситуации, которая разворачивается в противостояние сил добра и зла, представленных собирательными образами.
Отличие сказки от рассказа заключается в следующем:
- В сказке описываются приключения героя, каждое из которых – важный эпизод в развитии сюжета. Рассказ строится на основе одного короткого эпизода, играющего фатальную роль в жизни героя.
- Сказочные события – аллегорический вымысел, а в рассказе всегда подразумевается достоверность происходящего.
- Действие в сказке не ограничено в пространстве и времени в отличие от рассказа, где оно всегда кратковременно и происходит в конкретном месте.
- Рассказ имеет оригинальный сюжет и отражает авторский стиль. Сказочные сюжеты повторяются, а повествование сохраняет устойчивые, традиционные для сказок речевые обороты.
- Авторская позиция в рассказе может быть выражена с помощью отступлений, оценочной характеристики героев или композиционного приема использования контрастных деталей. В сказке прямая авторская оценка отсутствует – отражается только общая идея.
Чем отличается стихотворение от рассказа
Отличить стихотворение от рассказа несложно даже неискушенному читателю. Гораздо сложнее установить, в чем именно заключается это отличие.
Стихотворение является особой, поэтической формой, которую относят к лиро-эпическим жанрам художественной литературы. Ее основной признак – в ритмической организации текста, основанной на упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов. Такое чередование называется стихотворным размером. В системе стихосложения выделяют пять основных размеров: ямб, хорей, анапест, амфибрахий и дактиль.
Стихотворный текст чаще всего делится на относительно самостоятельные фрагменты – строфы с рифмующимися концовками строк. Однако стихотворение может быть написано и без деления на строфы, если, по замыслу автора, оно представляет собой единое концептуальное целое. Рифма также не является обязательной характерной чертой поэтического произведения: в белых стихах она отсутствует.
Стихотворение всегда отражает глубокие переживания лирического героя, даже если оно создано в повествовательной манере на историческую тему или относится к гражданской лирике. Личный мотив – один из способов передачи эмоционального состояния автора, благодаря которому стихотворение приобретает внутренний накал и способность воздействовать на читательское восприятие.
Пересказ стихотворения в прозаической форме искажает его содержание. Стихотворный текст четко упорядочен, и, к тому же, в нем используются стилистически оправданные средства художественной выразительности: метафоры, эпитеты, образные сравнения, имеющие дополнительную смысловую нагрузку. Эмоции, которые вызывает стихотворение, возникают именно потому, что автор находит наиболее точную форму словоупотребления, создает нужный ритм, использует различные приемы особой организации речи, включая инверсию и аллитерацию.
При пересказе все это утрачивает значение.
Рассказ обладает совсем другими жанровыми признаками. Он относится к эпическим произведениям, написанным в прозе: для них обязателен сюжет с точно определенной завязкой, кульминацией и развязкой. Авторская идея в рассказе реализуется через событийно-оценочную связь фрагментов повествования. Они выстраиваются вокруг важного для раскрытия этой идеи эпизода из жизни героя по принципу причины и следствия.
Текст рассказа должен обладать динамичностью, точностью каждой детали, напряженностью ритма, который, в отличие от стихотворного, проявляется не на слоговом уровне, а в общей стилистике повествования. Ярким примером может служить известный «телеграфный» стиль рассказов Хемингуэя.
Содержание рассказа легко передать своими словами, если следовать логике авторского повествования.
Отличие стихотворения от рассказа заключается в следующем:
- Рассказ – одна из прозаических форм эпического жанра. Стихотворение относится к лиро-эпическим литературным жанрам.
- Ритмическая организация в рассказе проявляется на уровне авторского стиля. В стихотворении ритм является основой упорядоченного чередования ударных и безударных слогов, то есть, стихотворного размера.
- В рассказе не используется рифма. В большинстве стихотворных текстов рифма считается обязательным формообразующим элементом.
- Рассказ строится на сюжетной основе. В стихотворении чаще всего сюжетная линия отсутствует.
- Повествование в рассказе связано с необычным эпизодом из жизни главного героя. Стихотворение передает эмоциональное состояние лирического героя, вызванное какими-либо важными для него событиями.
- Содержание рассказа можно передать в краткой форме без искажения авторской идеи. Пересказать стихотворение своими словами невозможно.
Чем басня отличается от рассказа
«Мораль сей басни такова…» Почему так по-разному воспринимаются рассказ и басня?
Что такое басня и рассказ
Басня – жанровая разновидность произведений художественной литературы, для которых характерны стихотворная организация текста, нравоучительность содержания, сатирический стиль изложения, использование иносказания в качестве приема художественного изображения и наличие назидательного вывода.
Рассказ – небольшое по объему авторское произведение эпического жанра, написанное в прозе. Имеет четко обозначенный сюжет, который развивается как эпизод из жизни главного героя, раскрывающий его характер, образ мыслей или мотивацию поступков.
В чём же разница между басней и рассказом?
В басне вымышленные события не выходят за рамки конкретного места и времени. Они изображаются как сказочно-фантастическая или бытовая ситуация, в которой проявляются человеческие слабости, недостатки и пороки.
Прием аллегории, широко используемый в баснях, позволяет автору в иносказательной форме изобличать явления, заслуживающие осуждения и порицания, а также поднимать вопросы нравственного и морально-этического плана.
Главное средство художественной выразительности в басне – острая сатира. Персонажами могут быть люди, животные и даже неодушевленные предметы, благодаря приему олицетворения наделенные человеческими качествами.
Важным композиционным элементом басни является мораль – короткое высказывание, в котором заключается нравоучительный совет или вывод. Мораль чаще всего входит в заключительную часть басни, хотя иногда может предшествовать повествованию, определяя его тему и сатирическую направленность.
В рассказе повествуется о событиях, близких к реальным. Они происходят с героем при особых, исключительных обстоятельствах, в которых проявляются его личные позитивные или негативные качества.
Повествование в рассказе подчинено причинно-следственной связи: оно объединяет отдельные фрагменты художественного текста в единое целое.
Рассказ может содержать элементы сатиры, аллегорические образы и иносказания, однако их использование служит стилистической выразительности, а не является жанровым признаком для этого вида прозы.
Текст басни создается преимущественно в стихотворной форме.
Отличие между басней и рассказом заключается в следующем:
- Содержание басни имеет нравоучительный характер. Основой содержания рассказа является повествование о каких-либо событиях из жизни героя.
- Басня содержит поучение в виде краткого вывода – морали. В структуру рассказа мораль как художественный элемент не входит.
- В баснях используются олицетворения, метафоры, аллегория и другие виды иносказаний. В рассказе их использование имеет фрагментарный характер.
- Басни часто создаются в стихотворной форме.
Чем отличается басня от сказки
Отличить басню от сказки порой бывает непросто, поскольку необычность происходящего и персонажи этих небольших по объему вымышленных историй имеют много общего. Занимательное содержание и нравоучительный подтекст сближает эти жанры настолько, что их принципиальные различия оказываются очевидными только при детальном анализе содержания и формы.
Басня относится к малым эпическим жанрам, сложившимся как часть мифотворчества в период расцвета античной культуры. Заимствованные из мифов аллегорические образы приобрели в басне новый смысл. Они стали иносказательной формой изображения человеческих достоинств и пороков, проявляющихся в поступках, отношениях, житейских ситуациях.
Басня представляет собой короткий рассказ дидактического характера, в котором персонажи становятся предметом сатирического изображения, поскольку действуют вопреки правилам общепринятой морали. Оценка их действиям дается в краткой афористичной концовке басни как вывод обобщающего характера или в начале рассказа как нравоучение, требующее сатирической иллюстрации.
Сказка имеет не менее древнюю историю. Считается, что изначально сказочное повествование имело не только развлекательный характер, но, прежде всего, служило предупреждением или поучением, в котором на примере сказочных героев демонстрировались последствия поведения, нарушающего родовое табу или языческий ритуал. Сказка, как и басня, могла иметь нравоучительную концовку в форме пословицы, поговорки или присказки.
При всем сходстве, басня и сказка имеют отличительные жанровые особенности. В басне выделяют событийную часть и собственно нравоучение, составляющие ее композиционное целое. Сюжет сказки не имеет такого деления – он развивается как цепь событий, в результате которых герой, заручившись поддержкой добрых сил, справляется с невыполнимой задачей и получает награду.
Большинство персонажей басен заимствованы из мифов и представлены образами животных, наделенных аллегорическими чертами человеческого характера: волк отличается алчностью и жестокостью, лиса – хитростью и корыстолюбием, сова – мудростью, медведь – грубостью, лев – благородством. В сказках о животных эти качества имеют не аллегорическое, а символическое значение, а сами персонажи действуют не в одной конкретной ситуации, проявляющей эту символику, а на протяжении всего повествования, многократно подтверждая ассоциативную связь образа с ролью, которая отведена ему в сказочном сюжете.
Басня – сатирическое произведение, чаще всего написанное в стихотворной форме. Сказка – традиционно прозаический жанр. Приемы сатиры в ней используются эпизодически и не являются доминантой, за исключением сатирических сказок.
Сказка строится с многократными повторами, использованием устойчивых речевых оборотов, постоянных эпитетов, сравнений и метафор. Повествование басни отличается сжатостью, динамизмом развития сюжета, имеет ограниченный выбор средств художественной выразительности.
Отличие басни от сказки заключается в следующем:
- Басня – короткий нравоучительный рассказ, состоящий из двух равнозначимых частей: описания события и афористичной концовки или начала. Сказка не имеет явно выраженной нравоучительной установки. Ее содержание подробно передает события, в результате которых герой побеждает зло и получает награду.
- В отличие от сказки как преимущественно повествовательного жанра, басня является сатирическим произведением.
- В сказке основными средствами художественной выразительности являются метафора и постоянные эпитеты, в басне – аллегория.
- Персонажи сказок чаще всего люди и мифические существа, реже – звери. В баснях действующие лица, как правило, — животные.
Чем отличается литературная сказка от народной сказки
Народные и литературные сказки относятся к одному жанру, но имеют существенные отличия. Это касается и формы повествования, и внутреннего содержания произведений. Основой всех сказок является история о чудесных приключениях героев, однако в фольклорных сюжетах она строится по традиционной схеме, а в литературных может иметь произвольный многоплановый вариант изложения.
Народные сказки – древнейшее культурное наследие, которое сохранило представление наших предков о взаимоотношениях человека и природы. В них отражены нравственные принципы существования общности людей в условиях постоянной борьбы за выживание, определена четкая грань между добром и злом и проявляются выразительные черты национального характера, верований, быта.
Народные сказки классифицируют как волшебные, бытовые, былинные, богатырские, сатирические. Особое место в этой классификации занимают сказки о животных, возникновение которых исследователи устного народного творчества связывают с языческими ритуалами.
Литературная сказка возникла гораздо позже. Во второй половине XVIII века с развитием просветительских идей в европейской литературе появились авторские обработки фольклорных сказок, а в XIX традиционные сказочные сюжеты стали использовать Ш. Перро, братья Гримм, Г.Х. Андерсен, А. Гофман – писатели, которых весь мир признал классиками этого жанра.
В большинстве литературных сказок повторяются фольклорные мотивы и присутствует волшебная атрибутика, позаимствованная из языческих ритуалов, однако развитие сюжета, как и выбор персонажей, подчинены воле автора. Сказка становится художественным произведением со сложной системой метафорических образов, свойственных притче.
Разница между литературной и народной сказкой заключается в следующем:
- Литературная сказка – авторское произведение в отличие от народной сказки, которая возникла как малый эпический жанр в результате коллективного творчества этноса.
- Литературная сказка – жанр художественной литературы, в то время как народная сказка – один из фольклорных жанров, особенность которого – устный пересказ.
- Литературная сказка может иметь придуманный автором свободный сюжет. В народной сказке сюжетная линия строго подчинена определенной схеме, которой должен придерживаться рассказчик, чтобы сохранить канву повествования.
- Система образов в литературной сказке произвольна, в народной – обусловлена традициями и представлениями о добрых и злых силах.
- Народная сказка в художественной форме отражает глубинный пласт коллективного сознания и относится к древнейшему виду устного народного творчества. Литературная сказка может продолжать национальные традиции, но является плодом авторского воображения и в жанровом плане близка к современным видам приключенческой и фантастической литературы.
Чем отличается сказка от были
Многие народные сказки начинаются со слов: «Было это или не было…» Сказочный вымысел рождается как фантастическая, волшебная реальность. В устном народном творчестве есть еще один жанр, по форме и содержанию близкий к сказкам. Это быль – история о необычных событиях и невероятных ситуациях, в которые попадают ее герои.
Что такое сказка и быль
Сказка – занимательный повествовательный жанр устного народного творчества. Сказкам свойственен приключенческий сюжет с волшебными превращениями, мотив испытания героя, использование тройных повторов, постоянных эпитетов, разговорных оборотов речи.
Быль – одна из разновидностей фольклорных жанров, в которой реальные события передаются в народной интерпретации. Форма повествования в были синтезирует приемы народных сказителей и авторский стиль некоторых прозаических произведений.
В чем же разница между сказкой и былью?
Сказка имеет устойчивый тип структуры: в ней обязательны зачин, приключения героя, волшебство, преодоление препятствий и счастливый конец.
К приемам организации повествования в сказке относятся тройные повторы, употребление устойчивых эпитетов, речевых формул, а также создание образов, олицетворяющих силы добра и зла. Нравственная ценность сказок в их жизнеутверждающем содержании, в том, что зло всегда бывает наказано, а добро, красота, порядок побеждают.
Каждое фольклорное произведение, которое относится к жанру были, имеет уникальный, не повторяющийся сюжет. В нем обязательно описывается необычное событие или трудно объяснимая ситуация. Они не считаются типичными, как повторы в сказочных сюжетах, и строятся по типу авторской художественной прозы.
Героем были обычно становится реальный человек, чей поступок, подвиг или неожиданное приключение заставили людей передавать его историю из уст в уста. Эта история так же занимательна, как сказка, но в ней в меньшей мере выражена сказочная символика: отсутствуют волшебные превращения, смягчена гипербола, описание героя и его поступков не всегда соответствует схеме «добро – зло».
Быль может иметь драматический и даже трагический для героя конец, хотя в большинстве случаев сказитель сводит повествование к счастливой развязке.
Отличие между сказкой и былью заключается в следующем:
- Сказка – коллективный вымысел, народная фантазия о противостоянии добра и зла.
- Быль имеет реальную основу: в ней повествуется о том, что было.
- Герои сказок олицетворяют силы добра и зла.
- В были герой – индивидуальность, человек с собственной судьбой.
- В сказке используются устойчивые приемы построения сюжета.
- Сюжет были произволен: он строится по принципу рассказа с последовательным ходом действия, в котором отсутствуют шаблоны.
Чем отличается сказ от сказки
Устное народное творчество – предмет пристального внимания не только фольклористов, но и культурологов, историков, литературоведов. В сказках, былинах, сказах, преданиях отражаются глубинные представления народа о нравственной основе собственных культурных традиций, проявляется богатое многообразие национального языка, реализуется мощный коллективный творческий потенциал.
Наиболее близки по форме и содержанию фольклорные жанры сказки и сказа. Однако каждый из этих жанров имеет свои характерные признаки, которые свидетельствуют о разной интерпретации в народном сознании значимых тем, определяющих этническое самосознание.
Сказка – это устный пересказ вымышленных историй, в которых герои проходят ряд испытаний, чтобы добиться победы добра над злом. Волшебная атрибутика народных сказок, общение персонажей с животными, помогающими преодолеть колдовство или справиться с невыполнимой задачей, языческая символика некоторых образов – все это свидетельствует о том, что в сказках можно найти следы забытых верований и обрядов, связанных с родовыми тотемами и представлениями наших предков об окружающем мире. Сказка – древнейший вид устного творчества, основой которого служат устойчивые архетипы, отражающие наше восприятие жизни и смерти, рождения, здоровья, болезни, осуществления желаний, любви, власти, богатства.
Сказ, в отличие от сказки, является эпическим повествованием о народных героях и перипетиях их жизненного пути. Они напоминают былины, поскольку в центре внимания и сказителя, и слушателя оказывается незаурядная личность или связанные с ней события, а не фантастический вымысел.
В литературных произведениях сказ может имитировать устный импровизированный монолог с использованием диалектных выражений, просторечий, синтаксических оборотов, напоминающих построение фраз в сказках, былинах или исторических песнях.
Часто сказ используется в авторской художественной прозе как стилистический прием для того, чтобы усилить оценочный оттенок речи конкретного героя или подчеркнуть особенность его суждений. Подбор архаической лексики сближает сказ со сказкой, однако это только внешнее сходство, основанное на стилизации и подборе необычных речевых оборотов.
Разница между сказкой и сказом заключается в следующем:
- Сказка представляет собой устойчивый вид устного повествования о фантастических, вымышленных событиях. Литературная сказка строится по тому же принципу, что и народная, но может иметь дополнительные сюжетные линии, отличаться лексическим строем. Сказ повествует о реальных событиях, в центре которых – яркая, самобытная личность, чья судьба воспринимается как исключительная, почти фантастическая история.
- Возникновение сказок связано с языческими культами и символикой. Это продукт коллективного творчества, народного соавторства. Сказ – более поздний фольклорный жанр. В нем присутствует личностная оценка и авторское начало. Именно поэтому сказ как элемент повествования можно встретить в произведениях художественной литературы (например, «Левша» Н.С. Лескова).
- Развитие действия в сказке происходит по определенной схеме, которой полностью подчинен сюжет: зачин; событие, побуждающее героя покинуть дом и отправиться в путь; волшебные приключения и счастливый конец. Сюжеты сказов не повторяются, они менее схематичны.
- В сказке самое главное – действо. Сказ – преимущественно оценочное повествование.
Чем отличается былина от сказки
Былина – особый песенный эпический жанр, сложившийся в русском фольклоре на рубеже X-XI веков. Как и в народной сказке, в былине присутствуют этнические элементы бытописания и мифотворчества, однако ее отличительной чертой является не развлекательный или нравоучительный сюжет, на котором основано сказочное повествование, а описание исторически значимых событий, воплотивших народное представление о богатырской силе и доблести.
В сказке персонажи утратили прямую связь с реальными героями и приобрели абстрактное значение, выраженное в противоборстве добра и зла. Сюжет сказок – вымысел, созданный как трансформация реальности в чудесный образ, связанный с мистическими представлениями определенной этнической группы об окружающем мире.
Былина конкретизирует героев, сыгравших важную роль в исторических событиях или прославившихся среди соплеменников особыми достоинствами и ратными заслугами.
Существенно отличается и стиль повествования в сказках и былинах. Содержание сказки передается в обычной повествовательной манере, близкой к разговорной речи. Былины исполняются торжественным речитативом под струнный аккомпанемент, благодаря которому сказитель имеет возможность сохранить ритм стиха, присущий былинному тексту.
Свойственные былине средства художественной выразительности также имеют отличия от традиционных тропов, используемых в сказке. Гипербола, повтор устойчивых оборотов, нагнетание слов-синонимов, обилие эпитетов, антитеза – все эти формообразующие приемы используются в былине, чтобы подчеркнуть торжественность и сохранить сюжетную линию.
Сказки создавались как поучительные и одновременно развлекательные истории. Они рассказывались в кругу домочадцев, могли иметь концовку с подтекстом: «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок».
Былины прославляли героев-богатырей. Их исполняли при большом стечении народа, на площадях и у городских стен.
Отличие былины от сказки заключается в следующем:
- Былина является народной эпической песней, а сказка относится к малым повествовательным эпическим жанрам.
- Сюжет сказок – вымысел, былина всегда имеет историческую основу и реальный прототип героя.
- В сказке используется разговорный стиль повествования, былина исполняется речитативом.
- Сказка – прозаическое произведений устного народного творчества, былина имеет стихотворный размер.
- Основной прием былины – гипербола, повтор, устойчивые формулы и речевые обороты.
Чем отличается миф от сказки
Увлекательное чтение мифов и сказок доставляет удовольствие не только детям, но и взрослым.Мифы и сказки – неисчерпаемый источник информации, позволяющий проникнуть в тайны прошлого и будущего. Мифические и сказочные сюжеты, дополняя друг друга, дают возможность воссоздать целостную картину мира и определить в ней место человека.
Что отличает мифы от сказок и благодаря чему эти жанры не утратили актуальности в наши дни?
Мифы – это древнейшие предания, отражавшие в коллективном сознании обобщенный образ окружающего мира.
Наши предки воспринимали мифы как реальность, персонифицируя божественные силы и наделяя их чертами земных людей. В мифах с особой торжественностью описывались деяния богов и подвиги героев, от которых зависела жизнь простых смертных. Катаклизмы природы, войны, смену правления – все значимые события в мифах находили простое и убедительное объяснение.
Сказка также относятся к древнейшим видам коллективного народного творчества. Сказочный вымысел – способ переосмыслить закономерности человеческой жизни и объяснить прядок вещей, который определен волей свыше. В сказках разных народов нашли отражение фрагменты этнических культовых обрядов и языческих ритуалов. С ними связаны волшебные превращения героев, мотив колдовства, смерти и воскрешения, чудодейственной силы амулетов.
Если в мифах передаются общие представления о месте человека в строгой иерархии земных и божественных сил, то мир сказок максимально приближен к обычной жизни. В нем можно найти интересные подробности быта, семейного уклада, обычаев. Сказочные персонажи взяты и перенесены в вымышленный мир из обычной жизни.
Мифы, в отличие от сказок, населены богами и героями. Структура мифа строится на основе сюжетной линии, которая может иметь многократные повторы в других сюжетах. Сказка имеет строго определенную композицию. Сохранять ее помогают устойчивые формообразующие элементы: троекратные повторы, ситуации испытания героев, обилие постоянных эпитетов.
Стиль сказок определяет обычная разговорная речь с включением пословиц, поговорок, загадок. Описание жизни богов и героев требует торжественности и особой ритмической организации речи.
Отличие мифа от сказки заключается в следующем:
- В отличие от сказок, передающих представление наших предков об окружающем мире на бытовом уровне, мифы отражают обобщенный образ действительности как упорядоченную систему взаимодействия высших сил.
- Содержание сказок воспринимается как вымысел, мифы создавались как общенародная интерпретация реально происходивших событий.
- В сказке человек вступает в противоборство с силами зла, чтобы достичь желаемого, в мифе повествуется о богах и героях, которые вершат судьбы простых смертных.
- Сюжеты отдельных мифов связаны между собой, но развиваются свободно, без строгих канонов повествования. В сказках выдерживается строго определенная композиция с устойчивыми формообразующими элементами.
- Язык сказок максимально приближен к народному, мифы отличает особая торжественность речи.
Чем легенда отличается от сказки
Сказки и легенды относятся к жанрам устного народного творчества. Сказки и легенды имеют разную основу и наделены подтекстом, значительно отличающимся по содержанию.
Что такое легенда и сказка
Сказка – повествовательный фольклорный жанр, в котором поэтический народный вымысел сочетается с образностью речи и устойчивостью повторяющихся сюжетов. К разновидностям этого жанра относят волшебные, бытовые, новеллистические, героические сказки и сказки о животных. В них обязательно присутствует тема испытания героя, волшебных превращений, вмешательства сверхъестественных сил.
Легенда – небольшое по объему эпическое произведение, которое передает содержание какого-либо значимого события, повествует о подвигах народных героев или объясняет происхождение жизни и различных процессов, связанных с возникновением и развитием окружающего мира. Легенды существуют в виде устных пересказов и письменных текстов, предназначенных для коллективного чтения.
В чём же разница между легендой и сказкой?
Сюжет сказки строится как ряд троекратно повторяющихся испытаний героя. Он справляется с невыполнимыми задачами при помощи колдовства и волшебных предметов, полученных в дар от мудрецов или мистических существ, олицетворяющих силы природы.
Сказочный вымысел не связан с какими бы то ни было реальными событиями. Его содержание имеет нравственно-поучительный подтекст, благодаря которому становится очевидной грань между добром и злом – понятиями, исключительно важными для формирования общественной морали.
Легенды всегда связаны с реальностью. В них повествуется о значительных исторических событиях и подвигах героев, в поэтической форме объясняется зарождение общественных отношений и возникновение всего, что окружает человека на земле: гор, водных источников, пустынь, небесных светил.
По содержанию легенды ближе к мифам, чем к сказкам. Они населены великанами и полубогами, в которых угадываются вполне человеческие черты. Легенда всегда относится к конкретному месту; действие в ней развивается не по устойчивому сказочному сюжету, а как ход событий в реальной жизни.
В легендах, как и в сказках, широко используется прием гиперболизации. Их герои наделены невероятной силой или особыми знаниями; в отличие от сказочных персонажей, они не прибегают к помощи волшебных предметов, а полагаются только на себя и богов, по воле которых совершают подвиги и одерживают победы.
Отличие легенды от сказки заключается в следующем:
- Сказка – фантастический вымысел. Легенда чаще всего имеет реальную основу.
- Построение сказочного сюжета подчиняется устойчивым правилам с использованием троекратных повторов, обязательным зачином и счастливым концом. В легендах сюжет развивается как последовательный ход близких к реальности событий.
- Народные сказки – жанр устного поэтического творчества. Легенды существуют и в устной форме, и в виде фрагментов священных книг.
- В сказках увлекательное содержание сочетается с нравственно-поучительным подтекстом. В легендах заключается определенная философская идея.
- Героями сказок могут быть не только люди, но и животные. В легендах животным отводится второстепенная роль.
- Жанровые разновидности сказок делятся на три основные группы: сказки о животных, волшебные и бытовые сказки. Легенды имеют градацию не по жанровому, а по содержательному признаку: с повествованием о подвигах, явлениях природы, исторических событиях, происхождении человека и окружающего мира.
Чем отличается сказочная повесть от фантастической повести
Эта разница, прежде всего, заключается в выборе объекта художественного изображения. Сказочная повесть продолжает традиции народной и литературной сказки. В ней отображается вымышленный мир, в котором добро противостоит злу, а герои подвергаются многократным испытаниям, прежде чем достигают благородной цели. Динамика повествования строится на неожиданных поворотах сюжета, развивающегося как цепь событий, связанных с волшебством, превращениями, возникновением непреодолимых препятствий, справиться с которыми героям помогают отвага, честность, бескорыстие или магические знания.
Фантастическая повесть строится по другому принципу. Фантастика отличается от сказочного вымысла тем, что в центре внимания оказывается срытое, трудно поддающееся объяснению, но потенциально возможное явление или событие. Свойственное этому жанру обобщение позволяет развивать актуальные для конкретного исторического времени темы: состояние духовного мира современных людей, прогресс и его последствия для человечества, проблемы адаптации личности в социуме, будущее планеты в условиях активного вмешательства человека в законы природы.
Отличие сказочной повести от фантастической заключается в следующем:
- Сказочная повесть, как и литературная сказка, – вымышленная развлекательно-познавательная или поучительная история.
- Фантастическая повесть описывает вымышленное, но условно возможное событие или явление, побуждающее задуматься о важных проблемах отношений человека и окружающего мира.
- Сюжет сказочной повести строится как ряд приключений героев, а в фантастической повести сюжетная линия подчинена идее представить необычное как реальность.
- Жанру сказочной повести присущи темы борьбы добра и зла, поиска утраченного. Тематика фантастических повестей затрагивает духовный мир человека и глобальные проблемы современности.
- Персонажами сказочной повести могут быть люди, животные и любые существа, созданные в воображении автора. В фантастической повести главным героем остается человек со сложным внутренним миром.
Источник: http://thedifference.ru/chem-otlichaetsya-skazka-ot-rasskaza/
-
Чем отличается стихотворение от рассказа
-
Предмет:
Литература
-
Автор:
trinityyu249
-
Создано:
2 года назад
Ответы
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Математика6 минут назад
Помогите с задачей пожалуйста.
-
Математика11 минут назад
Помогите с задачей .
-
Математика16 минут назад
Помогите пожалуйста с задачей.
-
Математика26 минут назад
12. Чи можна дати здачу 2 грн 25 коп. монетами: 1) по 25 коп.; 2) по 50 коп.?
-
Математика31 минут назад
Даю 50 балов срочно
1/4 часть равна 60
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Вы не можете общаться в чате, вы забанены.
Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно
Вопросы без ответа
-
Математика2 часа назад
Помогите пожалуйста !!!!
Вычислите площадь плоской области D , ограниченной заданными линиями. 3x^2-2y=0; 2x-2y+1=0
-
Алгебра4 часа назад
При каком значении a система имеет бесконечно много решений?
{x+y-2z=7
{x+ay+4z=3
{2x+y+az=12a^2
Топ пользователей
-
Fedoseewa27
20458
-
Sofka
7417
-
vov4ik329
5115
-
DobriyChelovek
4631
-
olpopovich
3446
-
dobriykaban
2374
-
zlatikaziatik
2275
-
Udachnick
1867
-
Zowe
1683
-
NikitaAVGN
1210
Войти через Google
или
Запомнить меня
Забыли пароль?
У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться
Выберите язык и регион
Русский
Россия
English
United States
How much to ban the user?
1 hour
1 day