|
Бытовые, волшебные и сказки о животных о их отличия
|
Разновидности сказок: сказка волшебная и бытовая.
Бытовая сказка — это третья жанровая разновидность народной сказки (после сказок о животных и волшебных).
Напомним, что основные жанровые разновидности сказок отличаются друг от друга: а) характером отражения действительности, то есть особенностями сказочного вымысла; б) типами персонажей; в) приёмами построения; г) речевым своеобразием.
Бытовая сказка имеет иной характер вымысла, чем сказка волшебная; она гораздо непосредственнее связана с действительностью, с обычной повседневной жизнью, с бытом. Действие в ней происходит не в тридесятом царстве, а в городах и селах русской земли. И персонажи в бытовой сказке иные, чем в волшебной, – это обычные люди, а не волшебные, фантастические существа.
Здесь среди персонажей встретим барина, мужика, солдата, попа, купца и т. п. В бытовой сказке обычно персонажей значительно меньше, чем в волшебной. При этом, как правило, главные персонажи противопоставлены друг другу: умный – глупому, бедный – богатому, трудолюбивый – ленивому, щедрый – скупому и т. д. Симпатии народа, конечно, на стороне бедного, а не богатого, трудолюбивого, а не ленивого. Здесь высмеиваются глупость, лень, корысть, хвастовство, скупость и другие пороки. В бытовой сказке, как в любой другой, добро в конечном счёте чаще всего побеждает.
Иная, чем в волшебной, и речь в бытовой сказке. Она почти лишена украшений, максимально приближена к обычной разговорной речи; большое место занимает диалог; нет сказочных формул и других устойчивых выражений.
Примеры бытовых сказок: «Пётр I и находчивый солдат», «Дочь-семилетка».
Вопрос: Какой смысл вложил писатель в образ волшебного аленького цветочка? Ответ: Аленький цветочек – символ настоящей, преобразующей любви. Настоящая любовь видит душу […]
Н. Г. Гарин-Михайловский. Детство Тёмы. Главы из повести Неудачный день Маленький восьмилетний Тёма стоял над сломанным цветком и с ужасом вдумывался в безвыходность своего […]
Вопрос: Чему нас учат герои Павла Бажова? Ответ: П. П. Бажов много ездил по Уралу, записывал легенды, сказы, сказки, старинные истории, которыми […]
Медное, серебряное и золотое царства. Русская народная сказка. В обработке И. В. Карнауховой В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. У него […]
Сказки в литературе
Определения
- Сказка — прозаическое фольклорное произведение, обычно — со счастливым концом.
- Волшебная сказка — это эпическое фольклорное произведение со строгой композицией (экспозиция — завязка — кульминация — развязка). Обычно в волшебной сказке есть волшебные герои (Иван Царевич, Василиса Премудрая), волшебные предметы (сапоги-скороходы, скатерть-самобранка) и волшебные помощники (как правило, животные — Серый Волк, Орёл, Зайчик -побегайчик).
- Бытовая сказка — сказка, сюжет которой максимально приближен к реальности. Главный герой такой сказки — как правило, обычный человек, хитрый и ловкий. Он добивается торжества справедливости.
- Сказки о животных — сказка, главными действующими лицами которой выступают животные. Животные наделены свойствами человека (разговаривают, выстраивают отношения, обманывают друг друга, проявляют симпатию).
В сказках отражаются мечты народа о счастье, представление о справедливости, морали.
Особенности волшебной сказки
В волшебной сказке — особый мир, где всегда происходит борьба добра со злом. И главный герой — храбрый человек, который побеждает зло. Даже если в начале сказки его представляют дурачком, бездельником (Иванушка-дурачок, Емеля), то в конце он обязательно красив и умён, как правило — награждён богатством и женится на первой красавице.
Женщины в волшебной сказке — очаровательны и обладают потрясающими умениями (Василиса, Марья Моревна, Елена Прекрасная).
Главному герою обычно помогают волшебные помощники (Сивка-бурка, Серый Волк и пр.).
Враги главного героя (Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Баба-Яга) жестоки и невероятно сильны — но куда им до нашего героя! По традиции, герой трижды подвергается испытаниям, но всякий раз побеждает, и добро торжествует.
Филолог-фольклорист В. Я. Пропп отметил, что в каждой волшебной сказке ограниченное количество типов героев:
- герой (например, Иван-царевич, Иванушка-дурачок);
- вредитель (Кощей Бессмертный, Баба-Яга);
- даритель (персонаж, испытывающий героя и дарящий ему некую возможность, — Печка и Яблонька в сказке «Гуси-лебеди»);
- помощник (Серый Волк);
- отправитель (тот, кто поручает герою выполнение задания, — царевна или её отец, либо они оба);
- ложный герой (тот, кто присваивает заслуги героя или выдаёт себя за него).
Бытовые сказки
В мире бытовых сказок всё реалистично. Их герои — хитрый солдат, строптивая жена, глупый барин, жадный поп и т. п. Сюжет таких сказок обычно связан с одним небольшим событием. Зачастую бытовые сказки забавны, сатиричны.
Сказки о животных
Эта разновидность сказок — очень древняя. В чём-то сказки о животных сродни более поздним басням. Животные в сказках изображаются иносказательно и подразумевают вполне человеческие пороки: лень, коварство, трусость.
Самая популярная героиня таких сказок — лиса. Она хитрая, льстивая и мстительная. Часто в сказках о животных встречается и волк — глупый, жестокий. Ещё один отрицательный герой — медведь. Угнетатель, подавляющий всех своей силой, медведь тоже глуп и зачастую оказывается обманут.
Зайчик (как и, к примеру, мышка), зачастую угнетённый, обиженный персонаж. Положительных героев в сказках о животных не так много: обычно это кот и петух, которые сильными не являются, но помогают обиженным, ценят дружбу, радуются жизни.
Поделиться ссылкой
Сказка – древнейший жанр устного народного творчества, классический образец фольклора.
Рассказывание сказок на Руси воспринималось как искусство, к которому мог приобщиться каждый, независимо от пола и возраста, и хорошие сказочники весьма высоко почитались в народе. Они учат человека жить, вселяют в него оптимизм, утверждают веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения.
Сам термин «сказка» появился в 17 веке, и впервые зафиксирован в грамоте воеводы Всеволодского. До этого времени широко употреблялось слово «басень», производное от слова «баять», то есть рассказывать. К сожалению, имена профессиональных сказочников прошедших времен не известны современным исследователям, но известен факт, что уже в 19 веке ученые стали заниматься пристальным изучением русского фольклора, в том числе и сказок.
Сказка – понятие обобщающее. Наличие определенных жанровых признаков позволяет отнести то или иное устное прозаическое произведение к сказкам. Принадлежность к эпическому роду выдвигает такие ее признаки, как повествовательность и сюжетность. Сказка обязательно занимательна, необычна, с отчетливо выраженной идеей торжества добра над злом, правды над кривдой, жизни над смертью; все события в ней доведены до конца, незавершенность и незаконченность не свойственны сказочному сюжету…
Основным жанровым признаком сказки является ее назначение, то, что связывает сказку с потребностями коллектива. «В русских сказках, дошедших до нас в записях XVIII – XX вв., а также в сказках, которые бытуют сейчас, доминирует эстетическая функция. Она обусловлена особым характером сказочного вымысла».
Вымысел характерен для всех видов сказки разных народов.
В. И. Даль в своем словаре трактует термин «сказка» как «вымышленный рассказ, небывалую и даже несбыточную повесть, сказание» и приводит ряд народных пословиц и поговорок, связанных с этим видом народного творчества, например знаменитую «ни в сказке сказать, ни пером описать». Это характеризует сказку как нечто поучительное, но в тоже время невероятное, рассказ о том, чего не может произойти на самом деле, но из которого каждый может извлечь определенный урок. Уже в начале XX века выходит в свет целая плеяда сборников русских народных сказок, вобравшая в себя жемчужины народного творчества.
Русские народные сказки от других сказок народов мира отличает, прежде всего, их воспитательная направленность: вспомним хотя бы знаменитую присказку о том, что сказка ложь, да в ней намек. Труд в русских народных сказках изображается не тяжкой повинностью, а почетной обязанностью каждого. В них воспеваются моральные ценности, такие как альтруизм, готовность прийти на помощь, доброта, честность, смекалистость. Они являются одним из самых почитаемых жанров российского фольклора благодаря увлекательному сюжету, открывающему читателю удивительный мир человеческих взаимоотношений и чувств и заставляющему поверить в чудо. Таким образом, русские сказки – это неисчерпаемый источник народной мудрости, которым пользуются до сих пор.
Воспитательная функция сказки – один из ее жанровых признаков. «Сказочный дидактизм пронизывает всю сказочную структуру, достигая особого эффекта резким противопоставлением положительного и отрицательного. Всегда торжествует нравственная и социальная правда – вот дидактический вывод, который сказка наглядно иллюстрирует».
История возникновения сказки как жанра.
Исторические корни русской сказки теряются в седой древности, каждый исторически этап жизни русского народа отражается в сказке, вносит в неё закономерные изменения. Изучение этих изменений, вернее, обобщение этих изменений, даёт возможность говорить о конкретном процессе жизни русской скази, то есть об её истории.
Критерий сравнения
Сказки о животных
Волшебные сказки
Бытовые сказки
1.Основные герои
Животные (петух, заяц, лиса, волк…)
Иван-царевич, Иван-дурак, Иван — крестьянский сын. Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Синеглазка, Царевна-лягушка, Емеля.
Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Баба Яга, Лихо.
«простые» бедные люди
«бывалый» солдат
2.Начало сказки
Жили-были …
В старые-стародавние времена …
Раз на реке …
Жил себе старик со старушкой …
“В некотором царстве, в некотором государстве…”, “Жили да были…”.
«В некотором царстве, в тридевятом государстве…»
В старые годы у одного царя было три сына.
Всякое дело в мире творится, про всякое в сказке говорится.
Поехал старик в поле…
Жили-были мужик да баба.
Старый солдат шёл на побывку.
Жил в деревне бедный мужичок. (подчеркивается нищета мужика: ему и его семье нечего есть, не во что одеться.)
3.Волшебные предметы
Яйцо
Стрела, клубочек, зеркало, золотое блюдечко и наливное яблочко, ковер-самолет, сапоги-скороходы, живая и мертвая вода, молодильные яблочки, меч-саморуб, топор-самосек, ведра, печь,
чудесные пяльцы, игла, кольцо, огниво, волоски, шапка-невидимка, гусли, яйцо, сундук.
Гусли, топор, горшок
4.Особенность
В сказке животные приобретают человеческие черты — думают, говорят, совершают поступки.
Нет отчетливого разделения персонажей на положительных и отрицательных. Каждый из них наделен какой-либо одной чертой, присущей ему особенностью характера, которая и обыгрывается в сюжете. Так, традиционно главная черта лисицы — хитрость, волк жаден и глуп.
В основе этого вида сказки лежит чудесный мир. Чудесный мир — это предметный, фантастический, неограниченный мир.
Все происходящее в волшебной сказке фантастично и значительно по задаче: ее герой, попадая то в одну, то в другую опасную ситуацию, спасает друзей, уничтожает врагов — борется не на жизнь, а на смерть.
Социально-бытовые сказки отличаются острой идейной направленностью.
Одобрение или осуждение всегда подается открыто, четко выражается оценка: что безнравственно, что достойно осмеяния. Каждое действие наполнено значительным смыслом, связано с важными сторонами жизни человека.
5.Язык сказки
И стали они жить-поживать по-прежнему.
… шли, шли по лесу…
Делать нечего…
С той поры …
… и стали себе жить-поживать да добра наживать.
“В некотором царстве, в некотором государстве…”, “Жили да были…”.
“Я там был, мед — пиво пил, по усам текло, а в рот не попало”, “Стали они жить — поживать и добра наживать”.
Случилось раз — …
… и стала она в добре поживать, лиха не знавать.
…в чистое поле…
Долго ли, коротко ли,…
Не горюйте, батюшка и матушка,…
отправились в путь-дорогу.
Разнеслась молва и дошла до барина.
И стал он жить, ни в чем нужды не знать с тех пор, как барина обдурил.
Уговор дороже денег.
6.Примеры сказок
Бобовое зернышко
Война грибов
Волк и козлята
Журавль и цапля
Зайкина избушка
Зимовье зверей
Кот и Лиса
Кот, петух и лиса
Лиса и журавль
Лиса и козёл
Лиса и кувшин
Лиса и рак
Лиса и тетерев
Лиса, заяц и петух
Лиса-исповедница
Лиса-повитуха
Лисичка-сестричка и волк
Маша и медведь
Мужик, медведь и лиса
Нет козы с орехами
О щуке зубастой
Овца, лиса и волк
Баба-яга
Белая уточка
Василиса Прекрасная
Вещий сон
Волшебная дудочка
Волшебное кольцо
Волшебный конь
Гуси-лебеди
Дочь и падчерица
Заколдованная королевна
Иван — коровий сын
Иван — крестьянский сын и чудо-юдо
Иван-царевич и серый волк
Крошечка-Хаврошечка
Лихо одноглазое
Мальчик с пальчик
Морозко
Морской царь и Василиса Премудрая
Никита Кожемяка
Ночные пляски
Пёрышко Финиста ясна сокола
По щучьему веленью
Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что
Правда и Кривда
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
Сивка-бурка
Сказка о молодильных яблоках и живой воде
Три царства — медное, серебряное и золотое
Хрустальная гора
Царевна-лягушка
Чудесная рубашка
Барин и мужик
Барин и собака
Барин-кузнец
Горшок
Добрый поп
Докучные сказки
Дочь-семилетка
Дурак и береза
Жена-спорщица
Иванушка-дурачок
Каша из топора
Наговорная водица
Не любо — не слушай
Про нужду
Солдатская шинель
Три калача и одна баранка
Федул и Меланья
Хорошо, да худо
Чего на свете не бывает