⭐⭐⭐⭐⭐ «Приемыш» за 1 минуту и подробно по главам за 4 минуты.
Очень краткий пересказ рассказа «Приемыш»
Выбравшись на охоту в дождливый летний день, рассказчик навестил своего знакомого старика Тараса, который уже сорок лет жил один на берегу озера. У дома рассказчика встретил пёс хозяина, а через некоторое время вернулся на лодке и сам Тарас, подгоняя веслом молодого лебедя Приёмыша. Старик приютил несчастную птицу, когда родителей лебедя, ради забавы, подстрелили господа. Он выкормил лебедя и сильно привязался к нему, а Приёмыш считал дом сторожа своим. Рассказчик гостил у Тараса весь день, а в следующий раз приехал к дедушке уже осенью. Старый охотник сильно сдал и в голосе его чувствовалась тоска, ведь как ни старался Тарас уберечь и удержать своего Приёмыша, тот всё же улетел с лебединой стаей.
Главные герои и их характеристика:
- Тарас — сторож на рыбачьей сайме (рыбацкая стоянка). Высокий старик с бородой и большими серыми глазами на загорелом широком лице. Почтенный возраст Тараса, почти девяносто лет, выдавали лишь глубокие морщины и любовь к теплу, тогда как волосы и зубы его были целы. Умный, знающий и добрый старик, в прошлом охотник.
- Приёмыш — молодой лебедь, оставшийся сиротой по вине охотников. Гордая, царская птица, которую приютил в своей избушке старик Тарас.
Второстепенные герои и их характеристика:
- Соболько — умная и верная «промысловая» собака Тараса пёстрого окраса с пушистым хвостом. Сторожевой пёс.
- Рассказчик — барин, молодой охотник, хороший знакомый Тараса.
Краткое содержание рассказа «Приемыш» подробно по главам
I
Стоял дождливый летний день, именно в такую погоду рассказчик любил бродить по лесу. Дождевые капли сыпались с деревьев прямо под ноги, на ковёр из прелых листьев, и лес зеленел и искрился в лучах солнца.
Рассказчик направлялся к старому знакомому Тарасу, сторожу рыбачьей саймы на Светлом озере, которому было без малого девяносто лет. Избушка старика, поросшая высокой густой травой, издали казалась перевёрнутой лодкой.
Звонким лаем встретил гостя пёс Тараса, Соболько, выскочивший из травы. Пёстрая собачонка быстро узнала мужчину и вернулась к дому, который оказался пустым. Вероятно, Тарас осматривал снасти на озере. В просторной избушке рассказчик развесил промокшие вещи и развёл огонь.
Дождь прекратился и теперь этот лесной уголок на берегу озера казался ещё краше. Чистый воздух, гармония природы и необыкновенное спокойствие заставляли забыть о городской суете. Тарас прожил здесь сорок лет, возможно поэтому он был ещё полон сил.
Хозяина не было довольно долго, но по радостному визгу умного Соболько рассказчик догадался о его возвращении. Тарас, стоя в лодке, ворчал и подгонял веслом молодого лебедя, что плыл впереди. Добравшись до берега, птица, к удивлению гостя, направилась прямо к избе.
II
Тарас поприветствовал барина и рассказал, что отлучался на поиски Приёмыша, который заплыл слишком далеко от дома. Так старик называл лебедя, что уже месяц жил у него. Тарас спас птицу, когда господа, приезжавшие из города на охоту, застрелили его родителей. Старик приютил Приёмыша и привязался к нему, будто к близкому человеку, привык к лебедю и Соболько.
Рассказчик решил провести на сайме весь день, он любил старика и с удовольствием слушал его интересные рассказы, а вечером вместе они удили рыбу. Барин наслаждался чистым воздухом и красотой Светлого озера, которое недаром носило такое название. Озеро было большое и глубокое, а особую красоту придавали ему лесистые острова.
Тарас жил здесь сорок лет с тех пор, как остался один после смерти жены и детей. Но бывший охотник среди зверей и птиц в лесной глуши не чувствовал себя одиноким. Он с любовью говорил о природе и особенно гордился своим Приёмышем, он много рассказывал барину о том, насколько умная и гордая эта птица.
Старик был уверен, что лебедь не покинет его, ведь на сайме он сыт и согрет, да и озеро рядом достаточно большое. Тем более, что птица привыкла к Тарасу и его собаке.
Уезжая, рассказчик видел, как разыгрались на берегу лебедь и Соболько. А старик от души смеялся, наблюдая забавную картину.
III
Когда рассказчик снова смог выбраться на Светлое озеро, стояла уже поздняя осень. Осенний лес был по-своему хорош, природа будто отдыхала в тишине от летнего зноя. Тарас был дома и чинил невод, вид у старика был жалким и уставшим, и, встретив барина, он поспешил поделиться своим горем.
Оказалось, Приёмыш всё же покинул избушку Тараса, и теперь они с Собольком снова остались вдвоём. Случилось это с первыми заморозками, когда стадо диких лебедей спустилось на Светлое озеро, чтобы набраться сил перед дальним перелётом.
Приёмыш сначала сторонился чужих птиц, несколько дней он плавал с ними, но неизменно возвращался домой. А потом стал тосковать и тянуться к ним, повинуясь своей лебединой природе.
Беспокоясь о том, что Приёмыш не выдержит дальней дороги, Тарас закрыл лебедя на весь день в избе, но тот всё время простоял у двери. Как не тяжело было старику, а пришлось выпустить птицу. Приёмыш пристал к дикому стаду и перед тем, как улететь, остановился недалеко от берега и издал пронзительный крик, в котором Тарас угадал прощание.
Улетел лебедь, пёс Соболько часто выл и искал своего друга на озере. А старому Тарасу до сих пор чудится ночами, будто плавает его Приёмыш у берега, хлопает крыльями.
Кратко об истории создания произведения
Рассказ «Приёмыш» Д. Н. Мамин-Сибиряк написал после переезда в Петербург в 1891 году. Произведение, отражающее взаимоотношение человека и лебедя, стало среди прочих классикой детской литературы. В рассказе автор ярко описывает природу родного Урала.
Высокая духовность, доброта и милосердие прививались автору с пелёнок, Дмитрий Наркисович вырос в семье священника. В детстве ему часто приходилось спасать животных и птиц. По словам автора, создавая рассказ «Приёмыш», он желал передать читателю свою любовь к природе и призвать к гуманности.
«Приёмыш» читательский дневник
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 217.
Обновлено 6 Августа, 2021
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 217.
Обновлено 6 Августа, 2021
«Приёмыш» – трогательный рассказ о трепетной дружбе человека и лебедя. Это история о доброте, сопереживании и милосердии, благодаря которым мир становится чуть лучше.
Краткое содержание «Приёмыш» для читательского дневника
ФИО автора: Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович
Название: Приёмыш
Число страниц: 28. Мамин-Сибиряк Д. Н. «Приёмыш». Издательство «Малыш». 1988 год
Жанр: Рассказ
Год написания: 1891 год
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Главные герои
Автор-рассказчик – барин, большой любитель охоты и рыбалки.
Тарас – сторож, одинокий старик с добрым чутким сердцем.
Приёмыш – лебедь, которого приютил у себя Тарас.
Соболько – старый пёс Тараса, его верный друг.
Сюжет
В дождливый летний вечер рассказчик вышел к Светлому озеру, где жил его давнишний приятель – сторож Тарас. Верный сторожевой пёс Соболько поначалу принялся лаять, но, учуяв знакомый запах, успокоился: он давно и хорошо знал рассказчика.
Тараса в избушке не оказалось, и в ожидании хозяина рассказчик принялся заваривать чай. Вскоре на водной глади озера показалась лодка Тараса, и Соболько принялся радостно лаять. К большому удивлению рассказчика, он увидел красивого белого лебедя, плывшего возле лодки. Старик рассказал ему, как месяц назад охотники убили взрослых лебедей и он приютил у себя осиротевшего малыша. Тарас очень привязался к лебедю и назвал его Приёмышем.
Приёмыш отвечал взаимностью своему новому другу: по утрам он плавал кормиться в протоку и неизменно возвращался домой. Рассказчик предположил, что осенью лебедь улетит в тёплые края, но Тарас надеялся, что Приёмыш перезимует в его избушке. Он категорически отказался подрезать крылья питомцу, как то советовали другие охотники: Тарас не представлял, как можно изувечить божье создание в угоду собственной прихоти.
Рассказчик пробыл у Тараса целый день. Было видно, что старик всем сердцем прикипел к красивой гордой птице, да и Соболько очень привязался к Приемышу. Прощаясь, Тарас пригласил рассказчика приехать осенью, поохотиться на рябчиков.
Когда рассказчик навестил сторожа поздней осенью, он не узнал его: настолько больным и усталым тот выглядел. Выяснилось, что Приёмыш покинул его. А дело было так. На озеро опустилась стая лебедей, улетающих на юг. Они принялись звать с собой Приёмыша, но тот не откликался. Затем он затосковал и принялся кричать на берегу, словно измученный человек. Тарас, понимая, что Приёмыш, который никогда не летал на дальние расстояния, погибнет во время перелёта, попытался было запереть лебедя в избушке, но тот целый день прокричал у двери. Старик сжалился над птицей и отпустил её. Два дня Приёмыш общался с лебединой стаей, но каждый раз возвращался. А на третий день он жалобно загоготал и уже навсегда улетел.
С тех пор Тарас стал грустным, замкнутым. Тосковал по другу и Соболько. Иногда им казалось, будто лебедь вернулся. Они выбегали на улицу, но на озере было пусто.
План пересказа
- Избушка сторожа Тараса.
- Встреча со стариком.
- История Приёмыша.
- Встреча осенью.
- Одинокий Тарас.
- Прощание с Приёмышем.
Главная мысль
Если любишь всем сердцем, нужно уметь отпускать.
Чему учит
Рассказ учит любить и беречь природу и при этом понимать, что для диких животных и птиц лучшей является жизнь на воле. Также произведение учит уважать чужие желания и чувства и никого не удерживать возле себя силой.
Отзыв
Нужно обладать большой мудростью, чтобы понять и принять потребности другого существа. Старый сторож Тарас позволил своему любимцу улететь на юг и тем самым доказал свою искреннюю любовь к нему.
Пословицы
- Насильно мил не будешь.
- Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
- Воля птичке дороже золотой клетки.
- Золотая клетка соловью не потеха.
Что понравилось
Понравилось, как Тарас, который очень любил Приёмыша и не хотел с ним расставаться, всё же нашёл в себе силы отпустить его. Хочется верить, что лебедь выжил и весной вернулся на родное озеро.
Тест по рассказу
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Алексей Евдокимов
8/10
-
Эльвера Хакимова
9/10
-
Султан Аммаев
9/10
-
Давид Милосердов
10/10
-
Савва Миранян
9/10
-
Love-Is Razica
6/10
-
Алина Шабунина
10/10
-
Микаил Якубов
8/10
-
Марк Земский
10/10
-
Дима Осинцов
7/10
Рейтинг читательского дневника
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 217.
А какую оценку поставите вы?
Д. Н. Мамин-Сибиряк, Приемыш в кратком пересказе:
Охотник приходит в гости к одинокому старому рыбаку, живущему на озере. Встречает его только собака Соболько. Вскоре появился и рыбак Тарас на лодке, подгоняющий перед собой лебедя. Гостю старик рассказал, что лебедь — сирота, его родителей убили ради забавы, теперь он живет со стариком и Соболько. Дед очень любит птицу, но отказывается подрезать крылья «божьей твари», чтобы тот не улетел — мол, ему и тут хорошо, перезимует в избушке. Во время следующего визита охотник не увидел Приемыша — лебедь после долгих колебаний (самой птицы и старика) улетел со стаей собратьев на зимовку в теплые края.
Ответы по рассказу Приемыш:
1. Почему Мамин-Сибиряк назвал свой рассказ «Приёмыш»? Объясни.
Мамин-Сибиряк назвал свой рассказ «Приёмыш», потому что в нем повествуется о лебеде, которого приютил у себя рыбак.
2. Почему Тарас решил приютить птицу? Какие слова помогают понять, как он относился к Приёмышу? Почему старик назвал лебедя особенной птицей?
Тарас приютил лебедя, потому что родителей птицы пристрелили охотники, а лебедь еще не умел летать и погиб бы в одиночестве. «Сиротой остался. Вот я его привез и держу».
Тарас называет его умной, ученой, гордой, царской, Божьей, особенной птицей. «Старик говорил необыкновенно любовно, как о близком человеке». Тарас назвал лебедя особенной птицей, так как лебеди свободолюбивы и в неволе погибнут. «Его удержишь на зиму, он затоскует и схиреет. Уж птица такая особенная».
3. Что почувствовал Тарас, когда Приёмыш улетел? Почему герой отпустил лебедя? Как он сам объяснил свой поступок?
Когда Приемыш улетел с лебединой стаей, Тарасу было обидно: «Уж я ли, кажется, не ухаживал за ним!» Он скучал по лебедю. Но Тарас не мог удержать Приемыша, он понимал, что лебедь в неволе не выживет, так как эта птица очень свободолюбивая. Тарас так объяснил свой поступок: «Его удержишь на зиму, он затоскует и схиреет. Уж птица такая особенная. Ну, и выпустил.».
4. Что было правильнее:
поступить так, как это сделал Тарас;
подрезать лебедю крылья и навсегда сделать его ручным;
силой удержать в сарае до зимних холодов и оставить зимовать в избушке, а весной подпустить к какой-нибудь стае лебедей?
Правильно было поступить так, как это сделал Тарас. Лебедь — дикая птица, и должна жить на воле.
5. Приготовься пересказать историю дружбы Соболько и Приёмыша. Запиши план в «Рабочую тетрадь».
План:
1. Знакомство с лебедем
2. Совместные прогулки.
3. Совместные игры.
6. Какими мыслями и чувствами хотел поделиться Мамин-Сибиряк с читателями? Обсудите с другом.
Автор показал читателю, что нужно с добротой относиться ко всему живому, любить природу, быть милосердным к животным и птицам. «Я тут князь князем живу. Все у меня есть… И птица всякая, и рыба, и трава. Конечно, говорить они не умеют, да я-то понимаю все. Сердце радуется посмотреть на Божью тварь».
7. Найди и прочитай в энциклопедии статью о жизни лебедей. Перечитай описание лебедя в рассказе. Сравни, что общего и различного в этих текстах.
В энциклопедии описан внешний вид лебедя, его места обитания, образ жизни. А в рассказе описан характер конкретной птицы, взаимоотношения с человеком и собакой, выражено авторское отношение.
8. Представь, что могло произойти с Приёмышем, о котором рассказал Мамин-Сибиряк, дальше. Случилось ли так, как думал Тарас, или Приёмыш, умная и сильная птица, благополучно добрался до места зимовки?
Я надеюсь, что Приёмыш был достаточно умным и сильным, чтобы добраться до места зимовки. На птиц могут напасть хищники, они могут ослабеть в дороге. Надеюсь, этого не случилось с Приёмышем.
АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «ПРИЕМЫШ» (ИЗ РАССКАЗОВ СТАРОГО ОХОТНИКА) Д. Н. МАМИНА-СИБИРЯКА.
- Авторы
- Файлы работы
- Сертификаты
Искандырова Н.Г. 1, Игошина Н.В. 1
1Магнитогорский Государственный Университет
Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Тема произведения – взаимоотношения человека с природой. Проблема – одиночество человека. Идея – близость человека к природе, их тесная взаимосвязь. Пафос – трагический.
Композиция: В сюжете произведения описывается жизнь сторожа-рыбака. Конфликт в произведении скрытый: происходит внутренняя борьба в душе старика. С одной стороны – привязанность старика к лебедю, с другой – необходимость отпустить птицу. Пролог: рассказ ведется от лица барина, который пришел к сторожу рыбачьей саймы Тарасу, подробно описывается погода, избушка рыбака глазами барина. В экспозиции повествуется о том, как старик ищет лебедя, уплывшего далеко от дома. В развитии действий старик рассказывает, как он приручил лебедя, как им живется, как приемыш ладит с хозяйской собакой. Кульминация — уход лебедя со стаей. В развязке старик рассказывает об уходе лебедя, как они прощались. Эпилог: старик остается с собакой, грустит о том, что его покинул приемыш, он очень скучает.
Анализ внутренней формы произведения. Повествование личное. Подробно описываются: внешние черты героя («Старик Тарас был высокого роста, с окладистой седой бородой и строгими большими серыми глазами. Он все лето ходил босой и без шляпы. Замечательно, что у него все зубы были целы и волосы на голове сохранились. Загорелое широкое лицо было изборождено глубокими морщинами. В жаркое время он ходил в одной рубахе из крестьянского синего холста»); характер (вежливый, заботливый, добрый); гуманное, доброе отношение к животным («Пропадет один-то, ястреба заедят, потому как смыслу в ём еще настоящего нет. Сиротой остался. Вот я его привез и держу. И он тоже привык… Теперь вот скоро месяц будет, как живем вместе. Утром на заре поднимется, поплавает в протоке, покормится, потом и домой. Знает, когда я встаю, и ждет, чтобы покормили. Умная птица, одним словом, и свой порядок знает. Старик говорил необыкновенно любовно, как о близком человеке»); бережное отношение к природе; описываются чувства героя (сопереживание, беспокойство, одиночество, отчаяние, уныние), («Старик действительно имел утомленный вид. Он казался теперь таким дряхлым и жалким. Впрочем, это происходило, как оказалось, совсем не от болезни. За чаем мы разговорились, и старик рассказал свое горе»); положительное отношение автора к герою («Я очень любил старика. Рассказывал уж он очень хорошо и знал много. Бывают такие хорошие, умные старики. Много летних ночей приходилось коротать на сайме, и каждый раз узнаешь что-нибудь новое»); описывается социальная среда (лес, Светлое озеро, рыбачья сайма, сторожевая собака), в которой действует и живет персонаж («Кругом избушки все говорило о присутствии живого человека: слабо курившийся огонек, охапка только что нарубленных дров, сушившаяся на кольях сеть, топор, воткнутый в обрубок дерева. В приотворенную дверь саймы виднелось все хозяйство Тараса: ружье на стене, несколько горшков на припечке, сундучок под лавкой, развешанные снасти. Избушка была довольно просторная, потому что зимой во время рыбного лова в ней помещалась целая артель рабочих. Летом старик жил один. Несмотря ни на какую погоду, он каждый день жарко натапливал русскую печь и спал на полатях. Эта любовь к теплу объяснялась почтенным возрастом Тараса: ему было около девяноста лет. Я говорю «около», потому что сам Тарас забыл, когда он родился. «Еще до француза», как объяснял он, то есть до нашествия французов в Россию в 1812 году»). Основные приемы: портретная характеристика, характеристика через действия, поступки. Образ персонажа — эпический.
Очень жаль Тараса, т.к. он остался один, хотелось бы чтобы Приёмыш вернулся к Тарасу, но это невозможно: приёмыш – это птица, которой нужна полная свобода, и у неё должна быть своя семья.
Просмотров работы: 41313
Код для цитирования:
Урок экспресс – исследование по литературному чтению. (4 класс)
Тема: « Портрет в художественном произведении. Д. Н. Мамин — Сибиряк «Приемыш».
Цель урока: Совершенствовать навык беглого, правильного, выразительного чтения. (Исследовать текст, извлечь фактическую информацию, составить характеристику героев)
1. Развивать речь, образное мышление, творческое воображение, зрительную память, умение работать в парах.
2.Учить работать с текстом (исследовать текст) так, чтобы видеть детали, «мелочи»; давать характеристику героям произведения.
3. Совершенствовать умение отличать художественный стиль речи от «научного».
4. Воспитывать любовь ко всему живому.
Планируемые результаты образования:
Предметные: имеют представление о понятии «исследование».
Личностные: дают оценку работам и ответам одноклассников, осуществляют оценку собственной учебной деятельности, дают оценку поступкам героев.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: оценивают вместе с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят соответствующие коррективы.
Познавательные: строят логическую цепь рассуждений и доказательств.
Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; строят понятные для партнера высказывания, умеют задавать вопросы.
Оборудование ученика: учебник, тетрадь, карточки.
Оборудование для учителя: мультимедийная презентация.
Ход урока
1.Организационный момент.
Итак, друзья, внимание —
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь по удобнее –
Начнем скорей урок!
— Вчера мы приступили к изучению нового, интересного раздела прочтем его название хором «Природа и мы».
— Как вы понимаете значение этой темы? О чем и о ком будут произведения, с которыми нам предстоит познакомиться? ( О природе, о животных).
Итак, мы продолжаем знакомство с произведениями русских писателей, сегодня мы будем читать, обсуждать, сравнивать, оценивать, высказывать свое мнение и слушать чужое.
А эпиграфом нашего урока станут слова А. Л. Барто «Я сорвал цветок — и он завял, я поймал жука – и он умер у меня на ладони. Я посадил птицу в клетку – и она погибла в неволе. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем». Проявлять любовь ко всему живому, что нас окружает, поучимся и мы сегодня на уроке.
2. Зрительная разминка.
— Прежде чем перейти к теме урока — зрительная разминка. Откройте тетрадь по чтению, приготовьтесь к игре «Фотоглаз».
Эта игра поможет тебе развить зрительную память.
а) Зрительный диктант.
Поднялась стая птиц.
Это были лебеди.
Они летели в теплые края (время экспозиции 3 сек).
б) Самостоятельная запись в тетрадь.
в) Взаимопроверка тетрадей.
— Приготовились к оценке работы соседа по парте.
Красный кружок — б/о
Зеленый — 1-2 ош.
Желтый -3-4 ош.
3.Актуализация опорных знаний.
Я прочитаю строчки из произведений, а вы постарайтесь определить название и кто автор:
- В той избушке, которая стоит у самого леса, живет старый охотник Емеля, с маленьким внучком Гришуткой. Избушка Емели совсем вросла в землю и глядит на свет божий всего одним окном….
- Старая утка, ввиду близившейся разлуки, относилась к дочери-калеке с удвоенной нежностью. Бедняжка еще не знала, что такое разлука и одиночество.
- Перезимует вместе со мной в избушке. Места хватит, и нам с Соболькой веселее…
— Кто является автором этих произведений?
4.Тема и цели урока.
— Как вы считаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке?
— Продолжим знакомиться с произведениями Д.Н. Мамина – Сибиряка.
— Да, мы исследуем рассказ Д.Н. Мамина – Сибиряка «Приемыш», проанализируем, как автор описывает героев рассказа.
— Где происходят события? ( На Светлом озере)
— Кого автор называет в рассказе «Приемышем»? (Лебедя)
— Почему ему дали такую кличку?
( Приемышами принято называть детей, которые остались без родителей и которых воспитывают другие люди).
5. Проверка домашнего задания.
— Выбрать отрывок из рассказа Д. Н. Мамина – Сибиряка «Приемыш» по желанию. Подготовить выразительное чтение по памятке.
Памятка работы над выразительным чтением.
Соблюдай паузы.
Правильно ставь ударение.
Выбери силу голоса (тихо, громко).
Определи темп (быстро, медленно).
Читай эмоционально.
Покажи интонацией свое отношение к произведению.
— Поднимите руку те, кто выбрал отрывок из 1 части. Назовите страницу, абзац.
Оценка: — выполнил все пункты памятки- «5», не выполнил 1-2 — «4»
не выполнил 3 — «3».
Вопросы для самооценки:
— Как ты подготовился к уроку?
— Что помогло тебе подготовить домашнее задание?
— Улучшил ли ты свои навыки?
— Какие качества характера нужно в себе воспитывать при подготовке к уроку чтения?
6. Исследовательская работа по содержанию текста.
— Назовите главных героев рассказа? ( Соболько, Тарас, Приемыш)
— Сейчас мы составим портреты главных героев.
— Для какой цели мы с вами составляем портреты главных героев?
(Эта работа поможет нам поближе познакомиться с героями произведения, раскрыть их взаимоотношения, черты характера, особенности поведения).
— Что входит в понятие «портрет», в художественном произведении?
ПОРТРЕТ внешний вид
действия
поступки
авторская оценка
— Вы будете маленькими исследователями. Работать будем в группах. При выполнении задания, работайте вместе, дружно, выслушивайте мнение товарищей. Назначьте старшего сотрудника группы, который отвечает на вопросы сам или назначает другого человека. Используйте сигналы светофора.
1 ряд составляет портрет — Приемыша.
2 ряд составляет портрет — Соболько.
3 ряд портрет — Тараса.
— Исследуем части рассказа, отмечаем то, что касается вашего героя. Будьте внимательны.
1часть
— Найти в тексте и прочитать отрывки, которые подтверждают, что Соболько, «этот лучший друг человека» был умной собакой? (стр.76 Соболько остановился в раздумье…, Умная собака только виляла хвостом…, Когда «лучший друг человека» радостно взвизгнул…).
Найти отрывок, прочитать дуэтом.
— Как рассказчик — охотник впервые увидел лебедя? (стр.77 Это и был Тарас…).
— Докажите словами из текста, что лебедь — крупная птица? (стр. 77 Лебедь красиво подплыл к сайме…).
2 часть
— Расскажите о том, как лебедь оказался у старика? (стр. 77 Приезжали охотники. Лебедя с лебедушкой подстрелили, а он остался. Забился в камыши и сидит. Летать – то он не умел. Вот и взял его Тарас к себе, сиротой чтоб не остался).
Игра «Мнимое слово». (Лексическая работа).
— Я буду читать отрывок, ваша задача быстро, глазками найти его в тексте 2 части и исправить мою ошибку.
1). «Пропадет один-то, молод еще, не приспособлен к жизни…» (Пропадет один – то, ястреба заедят, потому, как смыслу в нем нет еще настоящего).
— Как можно объяснить «смыслу в нем нет еще настоящего» (Не готов к самостоятельной жизни).
2). « — Без родителей остался …» (Сиротой остался).
3). « — Утром рано поднимается, поплавает в протоке, покормится, а потом домой». (Утром на заре поднимется, поплавает в протоке, покормится, а потом и домой).
Внимание на доску- заполнить пропуски в предложении словами из текста.
… птица, одним словом, и свой … знает.
(Умная птица, одним словом, и свой порядок знает).
Выборочное чтение.
— Как автор сравнивает лебедя с человеком? (стр. 78 Лебедь точно понимал старика…).
— Какие взаимоотношения сложились у человека, лебедя и собаки?
Физкультминутка.
Ребята, поднимите головки, посмотрите на меня, таким красивым глазкам нужно отдохнуть.
Утром лебедушка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась
Три – нагнулась и присела.
На четыре – улетела…
Лебеди летят – крыльями машут.
Прогнулись над водой, качнули головой.
Прямо и гордо умеют держаться,
Очень бесшумно на воду садятся.
3 часть
— Найти отрывок, как Тарас доказывает охотнику, что он не одинок.( стр 80 Тарас жил на Светлом …).
Прочитать его по ролям.
— Кто участвует в диалоге? (автор, Тарас)
— Как вы понимаете слова Тараса «я тут князь, князем живу»? (богато живу).
— Чем он богат? ( Рыбой, птицей, травой… То есть природой, для него природа, дом родной. Это леса, поля, животные и птицы. Для него «природы никогда не будет много, она прекрасна всегда, она творенье Бога!).
— Найти в тексте предложение «Старик был ужасно доволен своим Приемышем, и все разговоры в конце — концов сводились к нему…»
Заменить словосочетание « ужасно был доволен» словами-синонимами.
(очень любил, очень радовался, восхищался).
Выборочное чтение.
— В чем проявлялся характер гордой птицы? (стр. 80 Гордая, настоящая царская птица… Помани ее кормом, да не дай… С Соболько тоже гордо держится…).
Самостоятельная работа.
Перечитать последний абзац.
1 вариант — Найти предложение, которое можно прочитать, убыстряя темп. (Лебедь стоял раскрыв крылья, а Соболько с визгом и лаем нападал на него).
2 вариант – Найти предложение, где есть сравнение. (Старый Тарас от души смеялся, как ребенок).
Перечитать хором 1 вариант убыстряя темп.
2 вариант — выделяя сравнение интонацией при перечитывании.
4 часть
— Как выглядел Тарас, когда его посетил охотник осенью? (стр. 81 Имел утомленный вид, казался дряхлым и жалким).
— Найти отрывок, как Приемыш встретился с другими лебедями. (стр.82 Уж в заморозки грех вышел…).
Прочитаем за диктором. Диктором будет…
— Как старик поступил с Приемышем? ( Запер в избе на целый день).
— Почему он боялся его выпустить? ( Боялся, что выбьется из сил, отстанет и пропадет. Другие — на воле выросли, их мать и отец учили летать).
Чтение дуэтом.
— Как лебеди учат своих лебедят летать? ( стр83. Подрастут лебедята…).
— Расскажите, как Тарас поступил с лебедем. (Выпустил, так как побоялся, затоскует и умрет).
— Найти отрывок, как лебедь прощался с человеком. (стр.83 В последний раз отплыл от берега, остановился, и как братец мой,…).
— Какие чувства испытывал Тарас, после отлета лебедя?
Проверка исследовательской работы:
2 ряд – Соболько
Внешний вид — пестрая собачонка, пушистый хвост.
Действия и поступки – залилась отчаянным лаем, осторожно подошел, обнюхал сапоги, должен стеречь избушку …
Авторская оценка — умная собака, «лучший друг человека».
Дайте собственную оценку собаке. ( Соболько — умная собака, понимает свой основной долг – стеречь избушку).
1ряд описывает Приемыша
Внешний вид — умные глаза, кривые черные ноги.
Действия и поступки – направился к избушке, приковылял к избушке, выжидал подачки, стоял, раскрыв крылья, вытягивал шею, шипел на собаку, вставал на одну ногу, кричал.
Авторская оценка – смыслу в нем еще нет настоящего, умная птица, Божья, свой порядок знает, гордая, настоящая, царская птица.
Дайте собственную оценку: (Приемыш — умная, гордая, красивая, царская птица. Имеет свой характер. Ученая птица, особенная).
3 ряд – Тарас
Внешний вид — дряхлый, жалкий, утомленный вид, старый, родные умерли.
Действия и поступки – жил на Светлом озере 40 лет бобылем, ловко работал одним веслом, плыл стоя на ногах, от души смеялся, как ребенок, тяжело вздохнул, тосковал.
Авторская оценка: от души смеялся, как ребенок.
Собственная оценка (Умный, добрый, хорошо знал жизнь животных, умел наблюдать природу, речь его простая, народная, в ней чувствуется любовь к лебедю, Собольке, ко всему, что его окружает).
Итог урока:
-А мог ли Тарас не отпустить птицу? (Можно было подрезать крылья Приемышу).
— Как бы вы поступили на месте Тараса?
— Поступил бы так, как это сделал Тарас;
— Подрезал бы птице крылья, и сделал бы ее ручной;
— Силой удержал бы в сарае до зимних холодов и оставил бы зимовать в избушке, а весной подпустил к какой-нибудь стае.
Тарас любил все живое. Он не посмел бы Приемышу обрезать крылышки, не посмел бы посадить в клетку, невозможно дикую птицу держать без воли. Старик не мог обидеть ни рыбку, ни птичку…
Друзья расстались.
— Легко ли расставаться с другом? (Очень тяжело).
Все зависит от ее величества Судьбы. Хотелось бы конечно, чтобы Приемыш вернулся к Тарасу. Приемыш — птица, которой нужна полная свобода, у нее должна быть своя семья. А, как известно, лебеди – верные птицы, и любят они только раз в жизни. И ради своего любимого или любимой они жертвуют своей жизнью. Такой любви надо учиться у лебедей нам – людям.
— Что же хотел нам сказать этим произведением автор, какую главную мысль хотел донести? (На примере Тараса автор хотел показать нам как нужно относится ко всему живому, что нас окружает…не остаться равнодушным к чужой беде и к чужой боли).
А можно ли идею произведения высказать пословицей «Легко подружиться, тяжело разлучиться».
Рефлексия:
Пригодятся ли знания полученные на уроке в жизни?
Что бы вы изменили в себе после этого урока?
Закончите предложения:
- Рассказ «Приемыш» вызвал у меня чувства…( что удивило, тронуло…)
- Рассказ помог понять…(заставил задуматься, волноваться,…)
- Для меня было сложным…
- Мне понравилось…
Метапредметное задание?
— В каком стиле написан рассказ?
— Как вы думаете, если бы это был не рассказ, а сказка, могли бы вы сказать, что Тарас понимал язык животных?
Какие еще стили речи вы знаете?
Творческая работа.
— По опорным словам составить текст:
1 вариант – научный стиль.
Евразия, род птиц, Европа, Австралия, семейства утиных, пресные водоемы, длина до 180 см, вес до 13 кг, берега.
2 вариант – художественный стиль.
Царь птица, белоснежное оперение, маленькая изящная головка, движения плавные, по гладкой поверхности вод.
— Какой знак препинания стоит в конце рассказа?
— О чем он говорит?
Домашнее задание.
— Изобразить понравившийся эпизод из рассказа.
— Спасибо за общение на занятии. Вы были внимательны к судьбе Приемыша и других героев.
Или
— Попробуйте догадаться, что произнес немецкий философ Артур Шопенгауэр, для этого откройте пакет лежащий у вас на парте и поставьте слова в нужном порядке « Здоровый нищий, счастливее больного короля».
Фамилия, имя_____________________
Работа
с текстом
1.
Напиши
полное имя автора произведения:_________________
_____________________________________________________
2.
Напиши
название произведения:__________________________
3.
К
какому жанру относится данное произведение?___________
4.
Перечисли
всех животных, о которых говорилось в тексте:________________________________________________
5.
Почему
автор так озаглавил свое произведение?_____________
______________________________________________________
6.
Как
Приёмыш оказался у лесника? ________________________
______________________________________________________
7.
Кем
являлись лебедь и лебёдушка для Приёмыша?__________
8.
Что
с ними произошло?_________________________________
______________________________________________________
9.
Как
звали старика-лесника?______________________________
10. Как звали собаку
лесника?_______________________________
11. Как встретила
автора собака в первый раз?_________________
12. Как встретила
собака рассказчика во второй раз?____________
______________________________________________________
13. Приёмыш — это
кто?_____________________________________
14. С каким чувством
говорил старик о Приёмыше?_____________
15. Почему Тарас
назвал Приемыша «особенной птицей?»_______
______________________________________________________
16. Какие отношения
были у Соболько и Приёмыша?___________
17. Зачем нужно
подрезать крылья лебедям?___________________
18. Правильно ли
поступил Тарас?___________________________
19. Почему старик не стал
этого делать?______________________
20. Как относится
рассказчик к старику?______________________
21. Как он его
описывает? Выпиши слова_____________________
______________________________________________________
22. Сколько лет живет
старик на озере?_______________________
23. Скучно дедушке
жить на озере?_______Почему?____________
______________________________________________________
24. Как называется
озеро, где жил старик?_____________________
25. Где оно
находится?_____________________________________
26. Как относится Тарас
к природе?__________________________
27. Какое время года
было, когда автор пришел в первый раз?__________________________________________________
28. Что делал Соболько,
когда грустил?_______________________
29. Почему Тарас
волновался за перелёт лебедя?_______________
______________________________________________________
30. Как попрощался
лебедь с лесником?_______________________
31. Почему Приёмыш
улетел?_______________________________
32. Как выглядел
старик во вторую встречу с автором?__________
______________________________________________________
Почему?______________________________________________
33. Кто из персонажей
является главными героями истории?
охотники лебедь
и лебёдушка
Тарас Соболько
Приёмыш стая
лебедей
34. Какие чувства
вызвала у тебя эта история? Напиши не менее 2 предложений.__________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
35. Расставь
номера картинок в соответствии с происходящими событиями: