Есть решение!
Как отразились в сказке особенности жизни и быта народа, создавшего её?
Как отразились в сказке особенности жизни и быта народа, создавшего её? Как вороны хотели чайку убить. Чукотская народная сказка. Пересказ Н. П. Колпаковой
- Ответов: 1
- О вопросе
Аноним
Особенностями быта народа, являются жизнь у моря, соседство с морскими животными
Гость
Автор
Дата пуликации
Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
Другие ответы
- Ответов: 1
- Просмотров: 50
- Другие вопросы
История
Выписать монашеские ордены и их основные задачи
Математика
Площадь прямоугольника 136 квадратных см Чему равна его длина если его
Обществознание
Эссе : моё отношение к добру и злу
Русский язык
Переставь буквы, так чтобы получились новые слова лоза, куст,парк,лето, маяк,вес
Биология
информация о странах участницах 17-18 веков
Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
Впишите в пустые квадратики названия германских племен, а рядом — территорию
Математика
1)Радиус земного шара равен 6400км.вычеслите длину экватора.в ответе округлите д
История
Что стало результатом карибского кризиса 1962
Гуманитарные вопросы
В основу композиции плана церкви Валь де Грас была положена традиционная
Математика
С вишнёвого дерева, выросшего на голове оленя, барон Мюнхгаузен собрал 168
Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
Запросы СУБД содержат:
1) все записи СУБД
2) записи, удовлетворяющие
Биология
У арбуза зелёная окраска плодов доминирует над полосатой.Определите окраску плод
Разные вопросы
Верны ли утверждения?
А) Степень связи указывает на число ассоциированных
Математика
Из города в противоположных направлениях одновременно выехали велосипедист и мот
Математика
В одном ящике 68 кг апельсинов, а во втором в 4
Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
Краткое содержание Гоголь Невский проспект
Гуманитарные вопросы
Из перечисленного: 1. демонстративность, 2. впечатлительность, 3. эмоциональност
Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
Советское вооружение накануне войны
Математика
Все числа ряда равны между собой. Чему равно их среднее арифметическое?
Математика
Из двух городов одновремеено навстречу друг друга выехали два поезда и
Биология
где расположена икроножная мышца?
Математика
В одном ящике было на 48 кг больше моркови чем в
Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
Даны углы: 1°, 80°52, 100°, 90°, 45°, 99°, 179°, 89°, 180°.
Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
Отметьте перечень, в котором представлен пример вспомогательной классификации.
Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
Выпишите из толкового словарика два примера определения понятия, в которых отлич
Математика
СОСТАВЬ И РЕШИ УРАВНЕНИЯ . а) число 7 увеличили в несколько
Математика
Выделите целую часть из 19 целых 17/15.
Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
Вася и Саша шли навстречу друг другу с одинаковой скоростью. Вася
Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
Вычислите массу натрия и 10%-го раствора гидроксида натрия, которые потребуются
Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
Дайте определение термина характер. В чем состоит отличие характера от темперам
Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
Прочитай басню С.Я. Маршака и диалог из повести В.Г Короленко «Слепой
Экономические вопросы
Объем потребности в материале А составляет 100000 штук в год. Цена
География
Горная система Уральских гор
Последние ответы
Правильные ответы указаны по тесту
тест прошел проверку)
Гость
Читать ответ
Она состоит всего лишь из двух слоев. Первый слой — это именно земная кора, н
Гость
Читать ответ
ответ к заданию по физике
Гость
Читать ответ
Правильные ответы указаны по тесту
тест прошел проверку)
Гость
Читать ответ
Закон сохранения импульса:
m1*v1=m2*v2*cos альфа
Работа пороховых г
Гость
Читать ответ
1. Общее количество предметов в коробке равно 7.
2. За х<
Гость
Читать ответ
Сказки писал, например, всем известный Александр Пушкин. Нельзя не сказать. ч
Гость
Читать ответ
Відповідь:
Нехай х — дане число. Тоді збільшене на 20% число дорівн
Гость
Читать ответ
ответ к заданию по русскому языку
Гость
Читать ответ
ответ к заданию по физике
Гость
Читать ответ
В начале найдём сколько кают расположено на второй палубе теплохода. Известно
Гость
Читать ответ
Найдем, на сколько километров за каждый час увеличивается расстояние между ве
Гость
Читать ответ
298,287,265,232,188…133,67,-10,-98
Объясняем: из 298 отнимаем 11, получаем
Гость
Читать ответ
Именно ковыль растет на лугу. Он относится к семейству Злаки. Обильно эта тра
Гость
Читать ответ
Чтобы определить, какое число в 1,2 раза меньше 12,24, необходимо:
12,
Гость
Читать ответ
Для того, чтобы ответить на поставленный вопрос и сравнить предложенные дроби
Гость
Читать ответ
Моторная лодка затратит 24 : (10 — 2) = 3 ч, чтобы проплыть 24 км против течения
Гость
Читать ответ
Правильные ответы выделены по тесту
тест уже прошел свою проверку
ст
Гость
Читать ответ
Ответ к задаче представлен в виде рисунка и приложен к ответу
Гость
Читать ответ
1) 130 — 97 = 33 (см/мин) — скорость сближения
2) 33 * 2 = 66 (см) — при
Гость
Читать ответ
Русский быт в народных сказках
- Авторы
- Руководители
- Файлы работы
- Наградные документы
Утусикова С.А. 1
1МБОУ «Лицей №17»
Утусикова Е.В. 1
1МБОУ «Лицей №17»
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Введение
«Сказка будит и пленяет мечту. Она дает первое чувство
героического… Она учит его созерцать человеческую судьбу,
сложность мира, отличие «правды от кривды».
И.А. Ильин
С раннего детства мы с большим удовольствием и трепетом окунаемся в своеобразный мир сказок, где все необыкновенно, волшебно и очень привлекательно: звери говорят человеческим голосом, предметы и деревья передвигаются сами по себе, добро обязательно побеждает зло.Сказки бесконечно увлекательны, загадочны и занимательны. В них содержится нечто фантастическое, неправдоподобное. Но вместе с тем, сказки имеют огромное, познавательное значение, так как являются богатейшим источником знаний, накопленных русским народом в течение многих тысячелетий, отражают особенности явлений реальной жизни и дают обширные знания об истории общественных отношений, труде и быте, верованиях и мировоззрении русского народа. Следовательно, русские народные сказки предоставляют нам огромное пространство для исследования прошлого русского народа, его жизни и быта.
Целью нашей работы является выявление информации в русских народных сказках о жизни русского народа, устройстве быта в прошлом.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
— изучить литературу по данной теме;
— составить опросный лист и провести опрос среди учащихся начальных классов лицея;
— найти в сказках описание быта русского народа;
— рассмотреть, как в русских народных сказках описаны мечты и желания русского народа;
— обработать и проанализировать полученные данные;
Объект исследования — русские народные сказки в обработке А.Н. Афанасьева.
Предмет исследования – отражение в русских народных сказках жизни и быта русского народа.
Гипотеза: предположим, что чтение русских народных сказок не только доставляет удовольствие, но и позволяет на их основе изучать жизнь и быт русского народа, его историю.
Актуальность работы заключается в том, что особая мифическая реальность русских народных сказок позволяет детям в увлекательной форме получить знания о быте и нравах, обычаях и верованиях, культуре наших предков. Сказка воспитывает ребенка, дает первые представления о добре и зле, формирует его духовную культуру. По словам А.Н. Афанасьева «народные сказки раскрывают перед нами обширный мир, свидетельствуют о чертах древнего быта…»[5, с. 6].
Методы исследования: анализ, синтез, опрос, обобщения.
Практическая значимость – полученные результаты исследования могут быть использованы педагогами и учащимися на уроках литературного чтения, при проведении внеурочных занятий по внеклассному чтению.
Глава 1. Русская народная сказка — сокровище народной мудрости.
Определение русской народной сказки и ее особенности
Слово «сказка» известно с XVII века. До этого времени употребляли термин «байка» или «басень», от слова «бать» — рассказывать. Впервые это слово было употреблено в грамоте воеводы Всеволодского, где осуждались люди, которые «сказки сказывают небывалые». [9, с.26]
Ряд исследователей фольклора сказкой называли то, что «сказывалось». Известный сказковед Э.В. Померанцева приняла эту точку зрения: «народная сказка – эпическое устное художественное произведение, преимущественно прозаическое, волшебного или бытового характера с установкой на вымысел». [9, с.7]
Мы обратилась к словарям и энциклопедиям, чтобы выяснить, что же такое сказка. В различных словарях и энциклопедиях даны разнообразные определения понятию «сказка». (Приложение 1)
Также мы решили четко определить понятия, которые встречаются в нашем исследовании.
Энциклопедия — научное справочное пособие по всем или отдельным
отраслям знания . [4]
Быт — это общий жизненный уклад, повседневная жизнь, совокупность условий в которых она происходит. [4]
Домашняя утварь — это предметы домашнего обихода (повседневного, привычного образа жизни), кухонная и столовая посуда, приспособления для хранения и переноса вещей, продуктов питания и одежды. [4] Домашняя утварь тесно связана с мебелью и орудиями труда.
А.Н. Афанасьев и его сказки
Сказки на Руси известны с древних времен. Рассказывание сказок – старый русский обычай. Были такие люди, которые берегли и развивали свое сказочное наследие. Они всегда пользовались уважением в народе. Первые попытки записать сказки были предприняты в первой половине XVII века, когда были записаны 10 сказок для английского путешественника Коллинга. В XVIII веке появилось несколько сборников сказок. В XIX веке стали появляться люди, которые собирали и систематизировали сказки. Ярким собирателем был Александр Николаевич Афанасьев. В 1853-1866 гг. он издал сборник «Народные русские сказки». В собрание вошло 600 сказок, часть из них А.Н. Афанасьев услышал и записал сам, часть передал ему Владимир Иванович Даль, составитель толкового словаря русского языка, часть сказок Афанасьев разыскал в архиве Русского географического общества [10].
Глава 2. Результаты исследования и их обсуждение
2.1. Результаты опроса учащихся
В начале исследования нами был составлен опросный лист (Приложение 2) и проведен опрос среди учащихся 2-4 классов. Всего было опрошено 82 человека. Результаты опроса представлены в таблице и диаграммах. (Приложение 3)
Перечень предметов быта, одежды, строений, волшебных предметов, составленный по результатам анкетирования
( в скобкахуказана частота упоминания в анкетах)
Предметы быта, строения |
Предметы, наделенные волшебными свойствами |
Предметы одежды и обуви |
|
А |
Аленький цветочек (2) |
||
Б |
|||
Барабан (2) |
Блюдечко серебряное (1) |
Брюки (1) |
|
Бочка (2) |
Балахон (1) |
||
Башмаки(3 ) |
|||
Броня (1) |
|||
Ботинки (12) |
|||
В |
|||
Ведро (21) |
Ведро (5) |
Валенки (3) |
|
Веревка (4) |
Веретено (2) |
||
Веретено (4) |
|||
Веник (2) |
|||
Вилы (1) |
|||
Г |
|||
Горшок (13) |
Горшок (9) |
||
Гребенка (1) |
Гусли (1) |
||
Гусли (1) |
Горошина (1) |
||
Д |
|||
Дрова (2) |
Дудочка (1) |
Доспехи (4) |
|
Дом (3) |
|||
Дверь (1) |
|||
Е |
|||
Ж |
|||
Жилетка (2) |
|||
З |
|||
Зеркало (1) |
Зеркало (33) |
||
И |
|||
Игла (3) |
Избушка на курьих ножках (7) |
||
Изба (4) |
Игла (6) |
||
К |
|||
Карета (2) |
Клубок (27) |
Кольчуга (5) |
|
Клетка (4) |
Колобок (10) |
Корона (7) |
|
Корзина (2) |
Ковер-самолет (32) |
Кафтан (16) |
|
Корыто (12) |
Колодец (8) |
Костюм (1) |
|
Кожа (8) |
Ключ (3) |
||
Ковер (5) |
Кофта (2) |
||
Кольцо (1) |
Клетка (3) |
Куртка (1) |
|
Коса (1) |
Книга волшебная (1) |
||
Кровать (3) |
|||
Колодец (1) |
|||
Камин (1) |
|||
Клубок (10) |
|||
Кресло (1) |
|||
Ключ (1) |
|||
Кувшин (3) |
|||
Копье (1) |
|||
Котелок (1) |
|||
Куль (1) |
|||
Л |
|||
Ложка(2) |
Лампа (1) |
Лапти (15) |
|
Лук (2) |
Лохмотья (1) |
||
Лавка (1) |
Летник белый (1) |
||
М |
|||
Мыло (3) |
Метла (34) |
||
Метла (14) |
Меч-кладенец (1) |
||
Миска (1) |
|||
Меч (1) |
|||
Н |
|||
Невод (8) |
|||
Нож (15) |
|||
О |
|||
Одеяло (1) |
|||
П |
|||
Печь (72) |
Перстень (1) |
Платье (40) |
|
Пила (1) |
Перо (11) |
Пояс (1) |
|
Посох (2) |
Посох (3) |
Плащ (2) |
|
Посуда (2) |
Печь (25) |
Пальто (5) |
|
Прялка (1) |
Платок (1) |
Платок (1) |
|
Погреб (1) |
|||
Полотенце (1) |
Палочка волшебная (20) |
||
Платок (1) |
|||
Поднос (1) |
|||
Пенька (2) |
|||
Перина (2) |
|||
Р |
|||
Рукавица( 3) |
|||
Рубаха (46) |
|||
С |
|||
Стрела (3) |
Сапоги-скороходы (12) |
Сапоги (20) |
|
Ступа (5) |
Ступа (19) |
Сарафан (14) |
|
Скалка (2) |
Скатерть-самобранка (12) |
Сандалии (1) |
|
Сани (4) |
Спички (3) |
Сорочка (2) |
|
Соха (9) |
Скалочка (1) |
||
Стол (4) |
|||
Стул (2) |
|||
Самовар (4) |
|||
Скатерть (2) |
|||
Сусек (11) |
|||
Т |
|||
Тарелка (4) |
Тарелка (7) |
Тулуп (1) |
|
Табакерка (1) |
Туфли (3) |
||
Топор( 38) |
Топор (1) |
||
Тесто (1) |
|||
Терем (1) |
|||
У |
|||
Удочка (2) |
Уздечка (1) |
||
Ф |
|||
Фуфайка (2) |
|||
Х |
|||
Халат (1) |
|||
Ц |
|||
Ч |
|||
Чаша (1) |
|||
Ш |
|||
Шкатулка (1) |
Шапка-невидимка (17) |
Шапка (11) |
|
Штаны (28) |
|||
Шлем (3) |
|||
Шаровары (2) |
|||
Шуба (3) |
|||
Шляпа (5) |
|||
Щ |
|||
Щит (1) |
|||
Щетка (1) |
|||
Э |
|||
Ю |
|||
Я |
Яблоко (4) |
||
Яйцо золотое (4) |
Всего упомянуто предметов — 151, из них:
1. Предметы быта 75,
из них строения — 3,
2. Предметы, наделенные волшебными свойствами — 38
3. Предметы одежды и обуви — 38
Результаты опроса свидетельствуют, что:
1) Среди предметов быта самым упоминаемым учащимися предметом стала печь. Также часто в ответах учеников назывались такие предметы, как ведро, нож, метла, горшок, корыто, клубок, невод и др.
2) Среди наиболее часто упоминаемых учениками предметов одежды и обуви чаще всего ребята отмечали: рубаху, платье, сапоги, лапти, сарафан, кафтан и ботинки.
3) Из волшебных предметов самой упоминаемой стала метла, а также часто в ответах присутствовали такие предметы как, зеркало, ковер-самолет, волшебная палочка, печь, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, шапка-невидимка. Ступа, которой пользовалась Баба Яга вместе с метлой, оказалась только на 7 месте по частоте упоминания.
Таким образом, опрос показал, что наиболее часто упоминаются учениками те предметы, которые встречаются почти в каждой сказке, становятся активными участниками сказочного действия, играют какую-то существенную роль в повествовании и без них невозможно запомнить сюжет сказки.
2.2. Отражение быта русского народа в сказках.
В ходе исследования мы подробно изучили 29 сказок из сборника
А. Н. Афанасьева [1,2], список представлен в Приложении 4.
В нашем исследовании основное внимание было обращено не на события, а на общий жизненный уклад, жилища, одежду, предметы домашнего обихода.
В сказках обычно действие разворачивается в каком-нибудь помещении, строении или рядом с ним. Это могут быть изба, хата, землянка, хоромы, дворец, терем, княжеские чертоги, передняя, сени, покои, комната, палаты, спальня, горница, чердак, чулан, подвал, мельница, кузница, баня, амбар, конюшня, погреб, темница, башня, собор. Есть еще сказочные строения, например, избушка на курьих ножках. Поскольку в сказках не только называется жилище, но и дается его описание, то можно составить представление и об устройстве помещений.Наиболее часто, почти в каждой сказке, упоминается печь. Это связано с тем, что печь — один из главных предметов в русской жизни. Она и тепло давала, и была местом для отдыха, и еду на ней готовили. В русском доме едят за столом, сидят на лавках, спят на печи и полатях, обязательно есть «красный угол», сундуки, в которых хранят добро. Часто в сказках упоминаются такие предметы быта как ухват, кочерга, лохань, бочка, сундук, лавка, ведро, горшок, коромысло, короб, мешок, ковш, кошель, кузовок, нитки, веревка и пр.
Сказки содержат информацию и о питании народа в прошлом. В русских сказках едят по пословице: «Щи да каша — пища наша», а ещё хлеб да пироги. Пьют квас, мёд, кисель. В богатых домах устраивались званые обеды и пиры, которые всегда отличались большим разнообразием блюд.
Во многих сказках мы видим, что герои постоянно заняты каким-нибудь делом: пашут, сеют, жнут, шьют, прядут, вяжут, плетут кружева, ткут полотно, белят его, готовят еду. При этом используя различные орудия труда. Коса, топор, борона, соха, серп, метла, плуг, топор часто упоминаются в сказках. Во многих сказках говорится о таких занятиях, как ткачество и прядение, но при этом веретено в сказках упоминается часто, а прялка, как правило, не упоминается. Очень редко встречается и название ткацкого станка. Мы встретили упоминание о нем 2 раза, «стан» в сказке «Василиса Прекрасная» и «кросна» в сказке «Баба-Яга».
Как правило, героям сказок приходится вставать рано (с петухами) и работать до поздней ночи, выполняя огромный объем работы.
В сказках мы не встретили большого количества упоминаний одежды и обуви (кафтан, шинель, халат, сорочка, рубаха, шуба, платье, шитое серебром и золотом, кушак; сарафан, онучи, лапти, башмаки, босовики, сапоги). Больше внимания уделяется описанию состояния одежды: какая она (чистая, ветхая, богатая, бедная, красивая, теплая), какого цвета, из чего сделана, (атлас, бархат, парча, льняное полотно). Говорится в сказках о том, что одежду предпочитали красивую, изготавливали ее в основном своими руками: кружева плели, чулки вязали, платья шили, ткани ткали. Зачастую одежда выступает в качестве предмета дарения. Мужчины носили кафтаны, рубахи. Рубаху подвязывали кушаком, на голову одевали шапку. Одежду называли словом «добро», а хранили добро в сундуках. Из обуви чаще всего упоминаются в сказках лапти, да сапоги сафьяновые.
Еще интересно было проследить, на чём же передвигались в русских народных сказках. Мы встречаем следующие средства передвижения: сани, коляска, телега, дровни, в сказке «Елена Премудрая» появляется волшебная золотая колесница, летающая по небу, а в сказке «Царевна-лягушка» — ковер-самолет. В сказке «Емеля-дурак» герой едет к царю на печи, а в сказке «Летучий корабль» герой передвигается на волшебном летучем корабле.
Таким образом, сказка, как зеркало, отражает быт русского народа. В ней отражены главные предметы жизни, то, без чего человеку было трудно прожить, иногда невозможно. В сказках все вещи — нужные, нет таких, которые просто стоят для красоты, все задействовано.
Работая над данной темой, мы посетили Городской музей имени
В.Н. Плотникова, где в ходе изучения экспозиций «По волнам нашей памяти» и «Тайны русской избы», от научного сотрудника музея получили не только полную и подробную информацию об использовании предметов быта, часто упоминаемых в сказках, но и попробовали применить их по назначению. (Приложение 5)
2.3. Мечты русского народа в сказках.
Очень часто обычные предметы в сказках наделяли волшебными свойствами. Можно предположить, что с помощью этих волшебных предметов люди описывали свои мечты и желания.
А мечты были о том, как быстро добраться куда-нибудь, как облегчить тяжелую работу, как излечиться от болезней, как быстро утолить голод. По этой причине появляются в сказках предметы для быстрого перемещения по воздуху: ковер-самолет, летучий корабль, ступа; или сапоги-скороходы для быстрого перемещения по земле, скатерть-самобранка — для быстрого приготовления пищи, перо жар-птицы – для яркого освещения, волшебный клубочек — для указания направления движения, волшебная книга — увидеть на расстоянии что-либо, волшебная куколка – помощник во всех делах, вода живая и мертвая– для вылечивания от смертельных недугов.
Возможно, что в сказках ученые находят задачи и идеи для своих изобретений и именно благодаря сказкам в современном мире появились аналоги сказочным, волшебным предметам.
Может быть, прочитав в детстве о ковре – самолете, летучем корабле, ступе Бабы Яги ученые изобрели первые средства передвижения по воздуху — воздушный шар и дирижабль, а затем самолеты и вертолеты.
А информация про Емелю, который путешествовал лежа на печи, заставила задуматься над созданием удобного и комфортного транспортного средства – автомобиля. Возможно, самоходная печь стала прообразом и паровоза, первых аэросаней, которые передвигаются по снегу и льду и их уже не нужно запрягать лошадьми. Коньки, а позже и роликовые коньки, лыжи, самокаты, позволяющие перемещаться быстро без посторонней помощи, напоминают нам сапоги-скороходы и другую волшебную обувь.
Но для человека важно не только быстро передвигаться, но и знать, в каком направлении двигаться. В сказках героям отыскать верный путь помогает волшебный клубочек, а в современном мире – компас и навигатор.
С самых древних времен мечтали люди о предметах, которые будут соединять их с окружающим миром, которые будут им помогать узнавать о том, что творится на другом конце земли. Поэтому у героев сказок есть волшебная книга, серебряное блюдечко да наливное яблочко. А у современных людей – телефоны, видеокамера, компьютер, телевизор, интернет, позволяющие получать информацию о происходящих событиях во всем мире.
В сказках очень часто встречаются помощники в быту, которые облегчали труд простых людей и имеют современные аналоги: перо жар-птицы – электрическая лампочка, фонарик, прожектор; скатерть-самобранка, волшебный горшочек — различные бытовые приборы, помогающие готовить: скороварки, микроволновые печи, хлебопечи, мультиварки, электрические чайники, миксеры и пр. В те далекие времена женщины могли только мечтать о таких помощниках, которые изобретены в современном мире. Это и пылесосы, и стиральные, и посудомоечные машины, и утюги и еще много-много предметов-помощников в домашнем хозяйстве.
Во многих русских народных сказках люди хотели оживить или вылечить близкого человека. В этом им помогали молодильные яблочки, живая и мертвая вода. А современном мире изобретены различные лекарства.
Заключение
Русские народные сказки – это огромный клад, в котором каждый находит для себя что-то ценное. Ученые, например, – идеи для изобретений, писатели — сюжеты произведений, историки – описание быта, уклада жизни, традиций народа, дети и взрослые – увлекательные рассказы. Проведя данное исследование, мы пришли к следующим выводам:
1. Сказки становятся первыми произведениями, которые знакомят нас с жизненным укладом наших предков, поскольку в них отражена история нашей страны, образ жизни наших предков, дано описание их уклада жизни, быта, занятий.
2. Учащимся 2-4 классов хорошо ориентируются в русских народных сказках, имеют представление о различных предметах часто упоминающихся в тех или иных сказках.
3. В сказках наиболее подробно отражены такие предметы быта, без которых человеку трудно было прожить, которые помогали в нелегкой трудовой деятельности простого народа.
4. Мечты и желания народа в сказках сводились, в основном, к тому, как облегчить тяжелый повседневный труд людей.
Наша гипотеза о том, что чтение русских народных сказок не только доставляет удовольствие, но и позволяет на их основе изучать жизнь и быт русского народа, его историю полностью подтвердилась.
В ходе нашей работы, по прочитанным сказкам, мы составили алфавитный указатель предметов быта по прочитанным нами русским народным сказкам. Все слова мы выстроили в алфавитном порядке, чтобы было легче их искать, а потом добавлять туда новые слова по мере чтения сказок. В этом указателе есть пояснения некоторых устаревших слов и указание тех сказок, в которых были встречены эти предметы. (Приложение 6)
Список использованной литературы
Аникин В. П. Русская народная сказка. Пособие для учителя. М., «Художественная литература», 1984. — 176 с.
Бахтин В. С. От былин до считалочки: Рассказы о фольклоре. Л.: Дет. лит., 1988 -191 с.
Горький М., Собрание сочинений в 30 т. Т. 25. М.: ГИХЛ, 1953.- 413 с.
Даль В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия.- М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2002. — 736с.;
Народные русские сказки А. Н. Афанасьева/[Сост. А. А. Горелов]. — Л.: Лениздат, 1983 — 446 с.;
Ожегов С.И., Словарь русского языка: ок.57000 слов/Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. — 20-еизд., стереотип. М.: Русский язык , 1988. 750 с.;
Павловская А. В., Народные сказки и русский характер. Сборник «Русский мир. Характер, быт и нравы» в 2-х т. Составитель Павловская А. В. — М.: Издательство «СЛОВО», 2009. — 1136с.
Померанцева Э.В., Судьбы русской сказки. – М.: Издательство «Наука», 1965. – 220 с.
Пропп В. Я. Русская сказка.- Л.: Издательство Ленинградского университета, 1984. — 336с.
Русские сказки: Из сборника А. Н. Афанасьева/Сост., послесл. и словарь малоупотреб. и обл. слов В.П. Аникина. — М.: Худож. лит., 1987. — 383 с. (Классики и современники) рус. классич. лит.);
Словарь русского языка: В 4-х т./АН СССР, Ин-т рус.яз.; Под ред. А.П. Евгеньевой. — 2-е изд., испр. и .доп. — М., Русский язык, 1981-1984 Т.4 С-Я. 1984, 794 с.;
Советский энциклопедический словарь/Научно-редакционный совет: А. М. Прохоров (пред.). — М.: Советская Энциклопедия, 1981. — 1600 с. ил.
Толстой А.Н. Сказки. — М.: «Детская литература», 1991. — 32с.
Федосюк Ю. А.Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта ХIХ века. -4-е изд.-М.: Флинта: Наука, 2001. — 564 с. ;
Энциклопедия для детей. Т 9. Русская литература. Ч.1./ Глав.ред. М.Д. Аксенова. — М.: Аванта+, 1998. — 672 с.; илл.;
Приложения
Приложение 1
Определение понятия «сказка» в различных словарях и энциклопедиях
№№ |
Автор |
Название словаря |
Определение слова «сказка» |
1. |
В.И. Даль |
Толковый словарь русского языка. |
Вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание [3] |
2. |
Главный редактор А.П. Евгеньева |
Словарь русского языка: В 4-х т |
Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, иногда с участием волшебных, фантастических сил, литературное произведение такого содержания и формы. [5] |
3. |
С. И. Ожегов |
Словарь русского языка |
Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил .[4] |
4. |
Главный редактор |
Советский энциклопедический словарь |
Один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного… или бытового характера с установкой на вымысел. [6] |
5. |
Главный редактор |
Энциклопедия для детей. Т 9. Русская литература. Ч.1 |
Сказка, или казка, байка, побасенка (древнейшее ее название басень — от слова «баять», «говорить») — это устный рассказ о вымышленных событиях, придумка о том, чего не бывает. [7] |
Приложение 2
Опросный лист по теме «Русский быт в народных сказках»
Класс 2 3 4
1. Какие предметы быта упоминаются в русских народных сказках?
Предмет |
Сказка |
2. Какие волшебные предметы встречаются в русских народных сказках?
Предмет Предмет |
Сказка |
3. В каких костюмах/одеждах/ предстают герои русских народных сказок?
Герой |
Одежда |
Сказка |
*предметы быта — это предметы домашнего обихода, используемые в повседневной жизни
Приложение 3
Рис1. Частота упоминания предметов быта, орудий труда, домашней утвари, строений
Рис.2. Частота упоминания предметов одежды и обуви
Рис 3. Частота упоминаний предметов, наделенных волшебными свойствами
Приложение 4
Сказки из сборника А.Н. Афанасьева, по которым проведено исследование
-
№№
Название сказки
№№
Название сказки
Волшебные
Бытовые
Крошечка-Хаврошечка
16.
Клад
Летучий корабль
17.
Вор
Царевна-лягушка
18.
Солдат и царь в лесу
Баба-Яга
19.
Лутонюшко
Василиса Прекрасная
20.
Удалой батрак
Волшебное кольцо
21.
Горшеня
Морозко
22.
Загадки
Дочь и падчерица
23.
Горе
Гуси-лебеди
Про животных
Емеля-дурак
24.
Лиса и журавль
Елена Премудрая
25.
Терем мухи
Несмеяна-царевна
26.
Лиса, заяц и петух
Три царства — медное, серебряное и золотое
27.
За лапоток — курочку, за курочку -гусочку
Конь, скатерь и рожок
28.
Лисичка-сестричка и волк
Сказка об Иване-Царевиче, жар-птице и о сером волке
29
Колобок
Приложение 5
«Тайны русской избы» «По волнам нашей памяти»
Приложение 6
Алфавитный указатель предметов быта, одежды, строений, предметов, наделенных волшебными свойствами (составлен по прочитанным сказкам из сборника А. Н. Афанасьева).
Предметы |
Пояснения , уточнения, примечания |
№№ сказки |
|
А |
|||
Амбар |
строение для хранения запасов |
6,17 |
|
Амуниция |
снаряжение солдата: форма, оружие, обувь |
18 |
|
Атлас |
Вид ткани |
13 |
|
Б |
|||
Балкон |
6 |
||
Баня |
2,3,4, 17 |
||
Бархат |
вид ткани |
13 |
|
Башмаки |
13 |
||
Башня |
11 |
||
Бельё |
5 |
||
Бердо |
специальный гребень в ткацком станке |
5 |
|
Блюдо |
3 |
||
Борона |
орудие труда для рыхления земли, выравнивания после вспашки |
23 |
|
Босовики |
домашние туфли, их носили на босую ногу |
17 |
|
Бочка |
2,10,17 |
||
Булавка |
5, 11 |
||
Бутылка |
6 |
||
В |
|||
Ведро |
2,10, 17,28 |
||
Венец |
6 |
||
Веревка |
6,17 |
||
Веретено |
3 |
||
Вертеп |
место сбора разбойников, притон |
13 |
|
Вешалка |
17 |
||
Вода живая |
оживляющая, волшебный |
15 |
|
Вода живущая |
оживляет, волшебный |
2 |
|
Вода мертвая |
заживляет нанесённые раны ,волшебный |
15 |
|
Вода сильная |
придаёт сил, волшебный |
13 |
|
Вода малосильная |
лишает сил, волшебный |
13 |
|
Вода целющая |
сращивает рассечённые части тела ,волшебный |
2 |
|
Воз |
повозка с грузом |
28 |
|
Ворота |
4,7, 12 ,17,19,29 |
||
Втулка |
затычка, пробка |
23 |
|
Г |
|||
Горница |
комната |
5,17 |
|
Горшок |
21,25 |
||
Гребешок |
из него появлялся густой лес, волшебный |
4 |
|
Гребенка |
расческа |
1 |
|
Гряда |
две перекладины в избе у печи, на них сушили дрова |
19 |
|
Гусли-самогуды |
волшебный |
||
Д |
|||
Дверь |
7, 11,12, 14,17 |
||
Двор |
2 ,9, 23,29 |
||
Двор постоялый |
19 |
||
Дворец |
5,6,10, 11,13,15, 17,18 |
||
Добро |
богатство |
23 |
|
Дом |
5,10, 11, 16, 17, 21,23, 27 |
||
Дрова |
2, 4,10, 23 |
||
Дуван |
добыча разбойников, дележ награбленного |
20 |
|
Е |
|||
Ж |
|||
З |
|||
Забор |
5, 17 |
||
Завалинка |
сооружение вдоль стены избы для сидения |
17 |
|
Загнетка |
место в предпечье, ямка, куда сгребали угли |
19 |
|
Закром |
место в амбаре для хранения зерна |
5,6 |
|
Замок |
5,11,17 |
||
Запор |
5 |
||
Землянка |
8 |
||
И |
|||
Игла |
4,5,16 |
||
Изба |
5,6, 8, 10, 14,16, 18, 19, 23, 26 |
||
Изба на курьих ножках |
волшебный |
3 |
|
Иконы |
6 |
||
К |
|||
Кабак |
17,23 |
||
Кадка |
28 |
||
Кандалы |
оковы, железные кольца с цепями, которые надевали на преступников |
17 |
|
Кафтан |
6,10, 17,23,21 |
||
Квартира |
18 |
||
Келья |
комната монаха |
17 |
|
Клад |
16 |
||
Кладовая |
17 |
||
клетка |
11,15 |
||
Клубок |
волшебный |
3,13 |
|
Ключ |
1,3 |
||
Книга волшебная |
волшебный |
11,22 |
|
Кнут |
веревка, прикреплённая к палке, для понукания коня, коровы |
20 |
|
Ковер |
3, 6 |
||
Ковер |
для волшебных превращений, волшебный |
11 |
|
ковер-самолет |
волшебный |
3 |
|
Ковш |
20,22 |
||
Колесница |
волшебный |
11 |
|
Колесо |
20,23 |
||
Колобок |
29 |
||
Колодец |
12 |
||
Колокольня |
17 |
||
Колокольчик |
8,17 |
||
Кольцо |
волшебный |
6 |
|
Коляска |
3,6 |
||
Конюшня |
15, 17 |
||
Корабль летучий |
волшебный |
2 |
|
Короб |
деревянный ящик |
14 ,29 |
|
Коробчонка |
3 |
||
Коромысло |
деревянная дуга для переноски ведер на плечах |
28 |
|
Коса |
26 |
||
Котелок |
16 |
||
Котомка |
заплечная сумка |
6 |
|
Кошель |
большая сумка |
17 |
|
Кремень |
природный минерал, который использовался для высекания огня |
8 |
|
Кринка |
глиняный горшок для молока |
26 |
|
Кровать |
6,11 |
||
Кросна |
ткацкий станок |
4 |
|
Кружево |
5 |
||
Крыльцо |
3,21,17,29 |
||
Крючок |
при помощи него запирают дверь |
14 |
|
Кубышка |
сосуд с широкими боками и узким горлышком, часто использовался для хранения денег. |
6 |
|
Кувшин |
17, 24,25 |
||
Кузовок |
коробка из бересты для сбора ягод |
8 |
|
Куколка |
волшебный |
5 |
|
Кукова |
палка или дубина , один конец изогнут и закруглен |
10 |
|
Куль |
большой мешок |
2 |
|
Кушачок |
пояс |
13 |
|
Л |
|||
Лавка |
для сидения |
9 23, 27, 29 |
|
Лавка |
мясная , магазин |
6 |
|
Лапти |
17, 19, 21, 23,27 |
||
Ленточка |
4 |
||
Лестница |
6 |
||
Ложка |
8, 17,19 |
||
Лук |
3 |
||
Лопата |
16 |
||
Лоток |
большой плоский ящик для разноски товара |
6 |
|
Лучина |
длинная щепка для освещения избы |
5 |
|
М |
|||
Материя |
13 |
||
Мельница |
2, 20 |
||
Меч |
15,22 |
||
Мех |
большой кожаный мешок |
2, |
|
Мешок |
6,7, 12 |
||
Н |
|||
Нитки |
4, 5,16,23 |
||
Нож |
1,16,17,18 |
||
Ножницы |
13 |
||
Ножны |
футляр для сабли |
15 |
|
О |
|||
Огниво |
кусок камня для высекания огня из кремня |
8 |
|
Одежда строевая |
военная форма |
21 |
|
Одеяло |
5 |
||
Окно |
4, 5, 22 ,29 |
||
Онучи |
полоса ткани для обмотки ноги до колена при надевании лаптей |
19 |
|
П |
|||
Палаты |
просторные комнаты |
3,5,6, 11, 12, 15 |
|
Передняя |
первая комната в жилом помещении,прижохая |
17 |
|
Перо |
для письма |
3 |
|
Перо Жар-птицы |
дает яркое освещение, волшебный |
15 |
|
Пест |
короткая палка с закруглённым концом для толчения чего-либо в ступе |
5 |
|
Печь |
2, 5,6,8,9, 10, 17,18,26 |
||
Печать |
11 |
||
Платок |
1,3,4,9,11 |
||
Платье |
2,7, 9,12, 13,18 |
||
Плаха |
большая деревянная колода(короткое толстое бревно) |
11 |
|
Плеть |
кнут из перевитых веревок или кожаных полос |
17 |
|
Плошка |
глубокая тарелка |
17 |
|
Плуг |
орудие труда для вспашки земли |
17 |
|
Поводья |
часть сбруи |
17 |
|
Погреб |
5,19 |
||
Подвал |
23 |
||
Подворотня |
доска, закрывающая щель между воротами и землей |
17 |
|
Покои |
жилые помещения |
2 |
|
Пол |
1,29 |
||
Полати |
деревянный настил между печью и стеной |
19,22 |
|
Полено |
8,19 |
||
Полка |
18 |
||
Полотенце |
13 |
||
Полотенце |
превращалось в реку, волшебный |
4 |
|
Полотно |
5 |
||
Помело |
метла |
4,5 |
|
Попона |
покрывало для лошади |
7 |
|
Порог |
3,29 |
||
Посошок-перышко |
с его помощью вызываются волшебные помощники — добры молодцы, волшебный |
13 |
|
Постель |
6,11 |
||
Посуда |
21 |
||
Потолок |
3 |
||
Приборы |
столовые: ложки, ножи, вилки |
17 |
|
Приданое |
имущество, которое давали родители дочери при её выходе замуж |
6,7 |
|
Притон |
место, где собираются с преступными или иными неблаговидными целями |
22 |
|
Пряжа |
5 |
||
Пузырек |
15 |
||
Пушка |
2 |
||
Р |
|||
Ранец |
11, 18 |
||
Рели |
веревки |
13 |
|
Решетка |
15 |
||
Решето |
4, 22 |
||
Рожок |
волшебный |
14 |
|
Рубашка/рубаха |
3,4,10 |
||
Ружье |
2, 11,20 |
||
С |
|||
Самострел |
лук |
3 |
|
Сани |
7,10, 13,23, 27 |
||
Сапоги |
10, 12, 17, 21, 23 |
||
Сарафан |
23 |
||
Сбруя |
предметы и принадлежности для запряжки, седлания и управления лошадьми |
5 |
|
Светильня |
место, приспособление для свечи, подставка, |
5 |
|
Свеча |
5, 15 |
||
Седло |
17 |
||
Сени |
29 |
||
Секира |
топор |
2 |
|
Серп |
19 |
||
Скатерть |
3,15 |
||
Скатерть |
самобранка, волшебный |
14 |
|
Скважина |
замочная |
11 |
|
Собор |
6 |
||
Сорочка |
2, 5 |
||
Соха |
23 |
||
Спальня |
6,11 |
||
Спицы |
5 |
||
Стакан |
17, 22 |
||
Стан |
ткацкий станок |
5 |
|
Стол |
2,3,5,6,7, 12, 15, 16, 18, 19, 22, 23 |
||
Столб |
указатель |
15 |
|
стрела |
3,15,18 |
||
Стул |
6 |
||
Ступа |
приспособление, широкий сосуд, в котором измельчают, толкут пестом зерно |
4 |
|
Сумка |
22 |
||
Сундук |
1,3,7, 18 |
||
Сусек |
большой деревянный ящик (ларь), в котором хранят муку, зерно |
29 |
|
Т |
|||
Тарелка |
21 ,24 |
||
Телега |
6,17, 20,23 |
||
Темница |
тюрьма |
15 |
|
Терем |
3, 12,25 |
||
Тесак |
широкий нож |
18 |
|
Тесто |
5 |
||
Толкач |
пестик для ступы |
4 |
|
Топор |
2,10, 11,16, |
||
Торба |
1) мешок с овсом, который привязывают к морде лошади; 2)жёсткий рюкзак или заплечная сумка без каких-либо отделений, раньше из бересты, имеет низ овальной формы. |
2 |
|
Труба |
музыкальный инструмент |
13,18 |
|
Труба прозорная |
подзорная труба |
6 |
|
Труда |
тряпица, на которую при высекании огня кремнем попадает искра и которая начинает тлеть |
8 |
|
Трон |
11 |
||
У |
|||
Убор |
11 |
||
Узда |
часть лошадиной сбруи |
15 |
|
Уздечка |
волшебная |
15 |
|
Упряжь |
сбруя |
11 |
|
Устьецо (печи) |
9 |
||
Ф |
|||
Фляжка |
плоская бутылка для жидкости |
2, |
|
Фуражка |
17 |
||
Х |
|||
Халат |
17 |
||
Хата |
4,7 |
||
Хлыст |
гибкий прут |
17 |
|
Холст |
льняная ткань |
1 |
|
Хомут |
часть упряжи |
19,20, 27 |
|
Хоромы |
большой дом |
17,22,23, 25 |
|
Ц |
|||
Ч |
|||
Чан |
большая деревянная или чугунная бочка с прямыми стенками |
13,17 |
|
Челнок |
часть ткацкого станка |
5 |
|
Чердак |
18 |
||
Чертоги |
большое богатое помещение |
12 |
|
Чулан |
подсобное помещение |
5 |
|
Чулки |
5 |
||
Ш |
|||
Шапка |
19 |
||
Шинель |
17 |
||
Шкап |
13 |
||
Шуба |
7, 17,23,28 |
||
Щ |
|||
Щипцы |
5 |
||
Э |
|||
Ю |
|||
Я |
|||
Ящик |
3 |
всего слов 241
из них:
1. Строения, помещения -30,
2. Предметы, наделенные волшебными свойствами -22
3. Предметы одежды и обуви — 20
4. Средства передвижения — 7
Просмотров работы: 8988
XVII ГОРОДСКАЯ МЕЖШКОЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ»
Секция «Культурология»
Тема: «Выявление традиций и особенностей быта Древней Руси
в сказках А.С. Пушкина»
Выполнила: Горланова Алёна
ученица 1-Б класса
МБОУ Школа №156
Красноглинского района
Научный руководитель:
Борисова Елена Геннадьевна
учитель начальных классов
Самара, 2016г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………….3
I.Основная часть………………………………………………………4-8
1. «Что за прелесть эти сказки!»…………………………………..4-6
2. Сказки А.С. Пушкина……………………………………………6-8
II. Практическая часть. Традиции и быт Древней Руси,
описанные в пушкинских сказках………………………………8-12
III. Заключение ………………………………………………………12
IV.Список использованной литературы…………………………….13
Введение
Сказки Пушкина входят в нашу жизнь очень рано. Что же привлекает нас в них? Фантастическое и необычное содержание, загадочные герои, их приключения. А ещё я люблю сказки А. С. Пушкина, потому что они добрые и мудрые. В них выражены народные представления о добре и зле, о красоте и уродстве. Так, злой волшебник Черномор из сказочной поэмы «Руслан и Людмила» уродлив. Это карлик с огромной бородой. От него так и ждёшь всяких козней. А бывает, что человек и красив, но внешняя красота не всегда совпадает с красотой душевной. Это мы видим на примере злой царицы из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях». Лицо у неё белое, а вот душа чёрная.
Выбранная мною тема актуальна тем, что, несмотря на волшебство и чудеса пушкинских сказок, в них можно найти и много вещей, связанных с реальным миром. В сказках Пушкина мы встречаем особенности жизни Древней Руси и Древнерусской культуры. Нравы и традиции, о которых пишет автор в своих сказках, не выдуманы. Если детальней всмотреться в описание героев и события сказок, то они могут многое нам поведать о реальной жизни людей в Древней Руси.
Цель: — найти реальные черты жизни и быта Древней Руси в сказках А.С. Пушкина.
Задачи:
— прочитать сказки А.С. Пушкина, рассмотреть их особенности;
— собрать информацию по теме;
— оформить таблицу;
— сделать вывод.
Гипотеза: Сказки А.С. Пушкина источник народных традиций и особенностей быта русского народа.
I. Основная часть
1. «Что за прелесть эти сказки!»
Слово «сказка» как название повествовательного жанра, появилось не ранее 17 века. Прежде употреблялось слово «баснь». Старинные басни, были близки к мифическим «баянам», то есть к мифам, отражавшим древние ритуалы, обычаи, обряды. [2]
Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.
Какие виды сказок бывают?
В отдельный вид стоит выделить сказки о животных. Животные, встречающиеся в сказках, представлены не как типичные животные, а как особенные животные, наделенные человеческими чертами. Они живут, общаются и ведут себя как настоящие люди.
Второй вид – волшебные сказки. Основная характерная черта волшебной сказки — это волшебный, фантастический мир, в котором живут главные герои. В волшебных сказках всегда есть борьба добра и зла, борьба за любовь и правду. Обязательно должен присутствовать отрицательный герой, который в финале будет повержен. Пушкинские сказки относят к разновидности волшебных сказок.
И, наконец, существуют так называемые бытовые сказки. В бытовых сказках автор высмеивает негативные человеческие качества. В них высмеиваются отрицательные качества богачей и гордых людей, в то время как представители народа воплощают в себе положительные черты. Бытовые сказки показывают, что главное – не деньги и сила, а доброта, честность и ум.
Также сказки делят на авторские и народные. Уже из названий понятно, что авторские – сказки, которые были написаны конкретным известным писателем-сказочником, а народные – те, которые не имеют одного автора. В основном писатели используют доступные народные сказочные сюжеты, мотивы или создают свои собственные авторские сказки, наполняя их новыми вымышленными героями.
Народные сказки передаются из уст в уста, из поколения в поколение, и первоначальный автор никому не известен. Читая народные сказки, мы узнаём информацию о быте, обычаях и иногда даже историю народа. Каждый народ придумал огромное количество поучительных историй для взрослых и детей, передавая свой опыт и мудрость следующим поколениям.[3]
Но все же, сказки, прежде всего, остаются сказками. С их необыкновенными волшебными приключениями, с необычными персонажами и верой в чудеса. Всё это мы сможем найти в тех самых сказках, которые окружали нас в детстве.
2. Сказки А.С. Пушкина
Пушкин не мог не написать свои сказки: то, что с детства запало в сердце поэта, рано или поздно должно было отозваться.
С русской культурой и историей он начал знакомство благодаря няне, Арине Родионовне, и бабушке, Марии Алексеевне. Они оказали благотворное воспитание на развитие юного Пушкина. Они ознакомили его с устным народным творчеством. «Пушкинская сказка – прямая наследница народной», утверждал детский писатель С.Я. Маршак.
Имя – Арина Родионовна – известно любому читателю. Она не была обучена грамоте. Её руки привычны были к веретену, а не к перу. Это была «старушка бедная» с богатой душой, первая муза поэта, «наперсница волшебной старины». Арину Родионовну взяли няней к Пушкиным, и с тех пор вся её жизнь была связана с жизнью и судьбой Александра Сергеевича. К своей няне Пушкин испытывал особую привязанность. Она знала великое множество русских народных песен, сказок и была замечательной рассказчицей. Сказки, которые рассказывала ему в детстве няня, стали предвестниками пушкинских сказок. Он хорошо запоминал их сюжеты и перекладывал их в стихи. Сказки завораживали, поражали мальчика своим таинственным миром. Он слушал незабываемый голос няни и в его голове рождались строки его первых сказок.
Пушкина тянуло к русской истории и культуре, к ее корням. Его манила и влекла мудрость русского народа. Интерес А.С. Пушкина к народному творчеству, к народной сказке, песне, пословице особенно усиливается во время его жизни в Михайловском селе. Куда его направляют летом 1824 года после отставки по службе. Там он с глубоким сочувствием и интересом стал изучать народные нравы, обычаи и поверья.
Известно, что там Пушкин просил свою няню Арину Родионовну рассказывать ему сказки: «Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма», пишет Пушкин своему брату Льву. [4]
В то время в деревне можно было услышать множество чудесных песен — свадебных и похоронных, грустных и веселых, хороводных и колыбельных, богатырских и «божественных». Рассказывалось множество интереснейших сказок, повторялось громадное количество поэтических загадок, пословиц и поговорок. Все это сочинялось народом, крестьянскими поэтами, которые грамоты не знали, своих рассказов, стихов и песен не записывали, а рассказывали и пели их, передавая друг другу с голоса. Пушкин не мог наслушаться всей этой чудесной поэзии. Он приглашал к себе простолюдинов, знающих много песен и сказок, и записывал то, что слышал от них.
С 1830 по 1834 г. Пушкиным было написано пять народных сказок в стихах, а одна («О медведихе») осталась незаконченной.
Пушкинские сказки особенные. У него всегда динамичный сюжет, необычные ситуации и события, сцены, полные чудес и роскоши. И так как каждая деталь в них естественна, реальна, тесно связана с жизнью или взята из мира, окружающего читателя, то читать и понимать их очень просто.
Многие герои сказок Пушкина ведут себя как люди из трудовой, крестьянской среды. Так, например, в сказке о «Мёртвой царевне» девушка не чуждается простого физического труда: печку затопить, дом прибрать. Такая простота в отношении к труду помогает воспитывать уважение к работе.
В своей работе мы проанализировали четыре сказки Пушкина: «Сказка о царе Салтане» (1831г), «Сказка о попе и работнике его Балде» (1831г), «Сказка о рыбаке и рыбке» (1833г), «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (1833г). [1]
II. Практическая часть
Традиции и быт в Древней Руси |
Названия сказок А.С.Пушкина |
|||
«Сказка о царе Салтане» |
«Сказка о попе и работнике его Балде» |
«Сказка о рыбаке и рыбке» |
«Сказка о мертвой царевне». |
|
Древнерусские жилища Князья и бояре жили в хоромах, зажиточные горожане — в срубах, а крестьяне – в землянках. |
«Царь Салтан сидит в палате …». «Все в том острове богаты, изоб нет, везде палаты». |
«Поживи ка на моём подворье…» «Живёт Балда в поповом доме, спит себе на соломе…» |
«Они жили в ветхой землянке…» «Что ж он видит: Высокий терем…». «Перед ним изба со светелкой, с кирпичною белою трубой, с дубовыми тесовыми воротами…» |
«Но невеста молодая, до зари в лесу блуждая, между тем все шла, да шла и на терем набрела…»; «Ей навстречу пес залаял…»; «И царевна очутилась в светлой горнице; кругом лавки, крытые ковром, под святыми стол дубовый, печь с лежанкой изразцовой…» «Закатилися глаза, и она под образа головой на лавку пала…». |
Одежда |
«Видит, весь сияя в злате, царь Салтан сидит в палате на престоле и в венце, с грустной думой на лице…». |
«В дорогой собольей душегрейке, парчовая на маковке кичка, жемчуги огрузили шею, на руках золотые перстни, на ногах красные сапожки» |
||
Архитектура |
«Видит город он (Гвидон) большой, стены с частыми зубцами, и за белыми стенами блещут маковки церквей и святых монастырей..» «А теперь стоит на нем новый город со дворцом, с златоглавыми церквами, с теремами и садами, а сидит в нем князь Гвидон, он прислал тебе поклон..». «Город новый златоглавый» «Пристань с крепкою заставой. Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят». |
|||
Женские и мужские занятия на Руси |
«Кабы я была царица…Я б на весь бы мир одна наткала б я полотна…»; «Кабы я была царица…Я б на весь крещеный мир приготовила бы пир..»; «Будь одна из вас ткачиха, а другая повариха…». «Мы объехали весь свет». Пушкин конкретно описывает, чем торговали купцы: «Торговали соболями, черно-бурыми лисами…»; «Торговали мы конями, всё донскими жеребцами»; «Торговали мы булатом, чистым серебром и златом». На острове Буяне охраняют и «обходят дозором» «тридцать три богатыря в чешуе как жар горя». |
«Лошадь запряжет, полосу вспашет, печь затопит, все заготовит, закупит..» Поп ему в ответ: «Нужен мне работник: повар, конюх и плотник.» |
«Старик ловил неводом рыбу». «Старуха пряла свою пряжу». |
«Дружною толпою выезжают погулять, серых уток пострелять». «Раз царевна молодая, милых братьев поджидая, пряла , сидя под окном…»; ««Приберет и приготовит…» «Иль башку с широких плеч у татарина отсечь или вытравить из леса Пятигорского черкеса…». |
III. Заключение
Несмотря на то, что сказки А.С. Пушкина наполнены волшебством и сказочными превращениями, в них мы нашли основу древнего русского предания.
Мы выяснили, где жили, как одевались и чем занимались люди в Древнерусском государстве. В наши дни вряд ли можно услышать и записать нечто подобное в вымирающих деревнях. Историческая память нашего народа угасает с каждым годом. И пушкинские сказки оживляют её, возрождают гордость за родное прошлое.
Таким образом, мы достигли поставленной цели и выяснили, что сказки А.С.Пушкина самый доступный и достоверный источник для изучения народной культуры.
Пушкин создал замечательные сказки, «пропитанные русским духом». Сказки не похожи друг на друга, среди них есть и грустные, и весёлые, и таинственные и даже чуточку страшные, но все они без исключения добрые и поучительные. «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
IV. Список использованной литературы
1. Пушкин и фольклор // Временник Пушкинской комиссии. Азадовский М.К. № 3. – М.-Л., 1937. С. 154.
2. Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс М. Р. Фасмер 1964-1973. С.275
3. Учебник Литературное чтение 1 часть Л.Ф. Климанова, Л. А. Виноградская В.Г. Горецкий. С.102
4. А.С. Пушкин. 1837-1937. Сборник статей и материалов. Саратовское Областное издательство. Саратов 1937. Л.А.Фин.
1824 г. ноябрь, письмо №105, том 1 под ред. Модзалевского. Письмо брату.
5. Пушкин А.С. Сочинения в трёх томах. Т. III. – М., 1986. – С. 467.
-
сказки какких народов россии ты читал?где живут создатели этих сказок? как отразились особенности жизни этих народов в их сказок?какие уроки,заключенные в этих сказках ты считаешь важными?
-
Предмет:
Литература
-
Автор:
carlmayo826
-
Создано:
3 года назад
Ответы
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Математика7 минут назад
Помогите с задачей пожалуйста.
-
Математика12 минут назад
Помогите с задачей .
-
Математика17 минут назад
Помогите пожалуйста с задачей.
-
Математика27 минут назад
12. Чи можна дати здачу 2 грн 25 коп. монетами: 1) по 25 коп.; 2) по 50 коп.?
-
Математика32 минут назад
Даю 50 балов срочно
1/4 часть равна 60
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Вы не можете общаться в чате, вы забанены.
Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно
Вопросы без ответа
-
Математика2 часа назад
Помогите пожалуйста !!!!
Вычислите площадь плоской области D , ограниченной заданными линиями. 3x^2-2y=0; 2x-2y+1=0
-
Алгебра4 часа назад
При каком значении a система имеет бесконечно много решений?
{x+y-2z=7
{x+ay+4z=3
{2x+y+az=12a^2
Топ пользователей
-
Fedoseewa27
20458
-
Sofka
7417
-
vov4ik329
5115
-
DobriyChelovek
4631
-
olpopovich
3446
-
dobriykaban
2374
-
zlatikaziatik
2275
-
Udachnick
1867
-
Zowe
1683
-
NikitaAVGN
1210
Войти через Google
или
Запомнить меня
Забыли пароль?
У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться
Выберите язык и регион
Русский
Россия
English
United States
How much to ban the user?
1 hour
1 day
-
Бытовые сказки. Картины труда и быта русского народа, герои сказок.
«Каша
из топора», «»Волшебная меленка», «Горшок
каши», «Умная внучка»
Бытовая
(сатирическая) сказка
наиболее близка к повседневной жизни
н даже не обязательно вктючает в себя
чудеса. Одобрение или осуждение
всегда подается в ней открыто, четко
выражается оценка: что безнравственно,
что достойно осмеяния и т.п. Даже когда
кажется, что герои просто валяют дурака,
потешают слушателей, каждое их слово,
каждое действие наполнены значительным
смыслом, связаны с важными сторонами
жизни человека.
Постоянными героями
сатирических сказок выступают «простые»
бедные люди. Однако они неизменно
одерживают верх над «непростым» —
богатым или знатным человеком. В отличие
от героев волшебной сказки здесь
бедняки достигают торжества справедливости
без помощи чудесных помощников — лишь
благодаря уму, ловкости, находчивости
да еще удачным обстоятельствам.
Бытовая сатирическая
сказка веками впитывала в себя характерные
черты жизни народа и его отношения к
власть предержащим, в частности к
судьям, чиновникам.
В бытовых сказках
появляются порой и персонажи-животные,
а возможно и появление таких абстрактных
действующих лиц, как Правда и Кривда,
Горе-Злосчастье. Главное здесь не подбор
персонажей, а сатирическое осуждение
людских пороков и недостатков.
Порой в сказку
вводится такой специфический элемент
детского фольклора, как перевертыш.
При этом возникает смещение реального
смысла, побуждающее ребенка к правильной
расстановке предметов и явлений. В
сказке перевертыш укрупняется, вырастает
до эпизода, составляет уже часть
содержания. Смещение и преувеличение,
гиперболизация явлений дают малышу
возможность и посмеяться, и подумать.
Бытовые
сказки отличаются от волшебных. В их
основе лежат события каждодневной
жизни. Здесь нет чудес и фантастических
образов, действуют реальные герои: муж,
жена, солдат, купец, барин, поп и др. Это
сказки о женитьбе героев и выходе героинь
замуж, исправлении строптивых жен,
неумелых, ленивых хозяйках, господах и
слугах, об одураченном барине, богатом
хозяине, барыне, обманутой хитрым
хозяином, ловких ворах, хитром и
смекалистом солдате и др. Это сказки на
семейно-бытовые темы. В них выражается
обличительная направленность; осуждается
корысть духовенства, не следующего
священным заповедям, жадность и
завистливость его представителей;
жестокость, невежество, грубость
бар-крепостников.
С
симпатией в этих сказках изображен
бывалый солдат, который умеет мастерить
и рассказывать сказки, суп варит из
топора, может перехитрить кого надо. Он
способен обмануть черта, барина, глупую
старуху. Служилый умело достигает своей
цели, несмотря на нелепость ситуаций.
И в этом обнаруживается ирония.
Бытовые
сказки кратки. В центре сюжета обычно
один эпизод, действие развивается
быстро, нет повторения эпизодов, события
в них можно определить как нелепые,
смешные, странные. В этих сказках широко
развит комизм, что определяется их
сатирическим, юмористическим, ироническим
характером. В них нет ужасов, они веселы,
остроумны, все сосредоточено на действии
и особенностях повествования, которые
раскрывают образы героев. «В них, –
писал Белинский, – отражается быт
народа, его домашняя жизнь, его нравственные
понятия и этот лукавый русский ум, столь
наклонный к иронии, столь простодушный
в своем лукавстве».1
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #