Как в Сказке о мертвой царевне и семи богатырях королевич Елисей разбудил любимую?
На чтение 2 мин Опубликовано 03.01.2020
Обновлено 29.03.2020
Как королевич Елисей разбудил царевну в Сказке о семи богатырях? Как в Сказке о мертвой царевне и семи богатырях королевич Елисей разбудил любимую? Как Елисей разбудил царевну в сказке о 7 богатырях и спящей царевне?
- горько заплакал
- горячо поцеловал
- ударился о гроб
- громко закричал
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» написана в Болдине, осенью 1833 года. Так что альбом издательства «Акварель» угодил как раз к 180-й годовщине этой замечательной сказки. Знаменитый ныне художник Евгений Антоненков создает в книге свой равноправный авторскому тексту мир, одновременно трогательный и ироничный, и поскольку сказка многими, я надеюсь, помнится чуть ли не наизусть, бродить по этому миру с героями художника — отдельное эстетическое удовольствие.
А тот маленький читатель, которые впервые принялся за чтение сказки, может теперь на всю жизнь сохранить первое впечатление от рисунков Е. Антоненкова и представлять себе героев Пушкина именно такими, какими их изобразил художник.
Эта сказка А. С. Пушкина написана им на одном дыхание в период его вдохновенной болдинской осени 1833 года.
Жили-были царь и царица. Царь много воевал, а царица его ждала. Так верно и преданно ждала, что в одни из походов скончалась от тоски. Остался царь один с маленькой дочкой, но вскоре женился. Жена была красавица, но невзлюбила падчерицу. И когда та подросла, приказала прислуге отвести ее в лес на съеденье волкам.
Но девица осталась жива. Бродила она по лесу и нашла большую избу. Жили в ней семь славных богатырей. Стала она для них сестрице и жить-поживать в высоких хоромах.
Но волшебное зеркало проговорилось, что падчерица жива. Послана была к ней нищая черница с отравленным яблоком и черное дело свершилось. Царевна заснула мертвым сном. Братья погоревали, но не предали ее тело земле, а унесли в лес и положили в хрустальный гроб на цепях.
Жених царевны Королевич Елисей принялся искать невесту и нашел ее в густом бору. Огорчившись, он кинулся к гробу и ударившись о него, разбудил царевну.
Ответ: ударился о гроб.
Краткое содержание — 1 вариант
Рождение царевны
В некотором царстве, пока царь был в отъезде, царица родила дочь но сама умерла.
Поначалу царь горевал, но спустя год взял себе новую жену. Она была очень красивой, но характер у нее был тяжелый. Ее нрав отличался завистливостью, своенравностью и жестокостью. У новой супруги царя имелось волшебное зеркало, которое могло говорить. Ежедневно царица любовалась собственным отражением и каждый раз задавала зеркалу вопрос, является ли она самой красивой женщиной на свете. На протяжении многих лет зеркало говорило правду, что красивее царицы никого не было в мире.
Соперница
Однако незаметно выросла падчерица царицы. У нее появился жених. Царица в очередной раз спросила у зеркала о своей несравненной красоте, на что услышала ответ, что самой красивой на свете является ее падчерица. Царица позвала служанку и отдала ей приказ извести царевну. Служанка должна была увести девушку в лес и оставить там. Чернавка исполнила приказ своей госпожи. Царевна поняла ее замысел и стала молить о пощаде. Она посулила служанке награду за это. Чернавка отпустила девушку, а сама вернулась к хозяйке. Царица поинтересовалась насчет исполнения своего приказа. Служанка обманула ее, сказав, что царевна связана и оставлена на съедение лесному зверью.
Царь горевал о дочери. А жених девушки Елисей пустился на поиски невесты.
Семь богатырей
Царевна долго бродила по лесу, после чего вышла к дому, который был скрыт в чаще. Позднее пришли хозяева. Это были семь братьев, все они были богатырями. Девушка осталась у них и стала вести хозяйство. Однако скоро богатыри предложили ей выбрать одного из них в мужья. Царевна отказалась, потому что у нее уже был жених.
Коварство царицы
Царица же, думая, что царевну разорвали дикие звери, снова обратилась к зеркалу и узнала, что девушка жива. При помощи угроз она добилась правды от чернавки и приняла решение самостоятельно извести падчерицу. Она оделась нищенкой и отправилась в лес. Царевна ничего не подозревала и радушно приняла гостью. Только пес почуял неладное, громко лаял на нищенку и рвался с привязи. Девушка подала страннице милостыню. В ответ получила яблоко, которое было пропитано ядом. Ни о чем не подозревающая царевна откусила небольшой кусочек и тут же упала бездыханной.
Вернулись богатыри. Пес подбежал к яблоку и проглотил его. Тут же он умер. Братья поняли, что девушку извела царица из зависти. Сначала они собирались похоронить царевну, но девушка не выглядела мертвой. Она как будто спала. Посоветовавшись, богатыри положили ее в гроб из хрусталя, который подвесили на цепи в пещере.
Спасение
Царица наконец услышала тот ответ от зеркала, который хотела.
Елисей искал невесту по всему миру, однако все было тщетно.
Он спрашивал о девушке у всех, кого встречал – у солнца, у месяца и у ветра. И только ветер, который был вечным странником, поведал королевичу о пещере. Он сообщил, что в той пещере висит гроб из хрусталя, а в нем лежит царевна. Королевич опечалился и решил в последний раз посмотреть на невесту. В отчаянии он разбил гроб и царевна открыла глаза. Молодые люди вернулись к царю.
Смерть царицы
Тем временем царица снова спросила у зеркала о своей красоте. Зеркало ей ответило, что царевна всех милее. Царица в ярости разбила зеркало. Когда она встретилась с падчерицей ее сердце не выдержало и она умерла от злости и зависти. Сказка заканчивается свадьбой царевны и Елисея.
Краткое содержание — 2 вариант
Царь отправляется в дорогу. Жена преданно ждет его девять месяцев – и под Рождество «Бог дает царице дочь». Царь возвращается на следующий день, но успевает только попрощаться с умирающей царицей. Через год он женится на другой: гордой красавице с волшебным говорящим зеркальцем. Много лет молодая царица упивалась своей красотой и комплиментами зеркальца: «ты, царица, всех милее». Между тем, подросла и расцвела кроткая царевна. Царь сыскал ей жениха – королевича Елисея. В приданое дочери отец пообещал отдать города и терема. Гордая царица собиралась красоваться на свадьбе. Настроение ей испортило то самое зеркальце. Оно честно отвечало, что царевна прекрасней царицы. От досады царица его едва не расколотила. Но потом в ее голове созрел другой план. Она решила извести соперницу, нелюбимую падчерицу. Своей служанке Чернавке царица велит завести царевну в лес, связать хорошенько да оставить на съеденье волкам. Покорная воле хозяйки Чернавка идет с девушкой в лес. Та догадывается, что дело нечисто и просит пощадить ее за награду. Чернавка грех на душу не взяла, девушку не тронула, а просто оставила посреди леса.
В царских палатах переполох. Искать невесту отправляется королевич Елисей. Тем временем, сама царевна неожиданно вышла к жилью. Встретила ее собака. Страшно девушке было войти: вдруг в доме живут разбойники. Однако вид икон в святом углу ее успокоил: «люди добрые живут», хозяйственные. Царевна осмотрела свой новый приют и привела его в порядок. И незаметно для самой себя задремала. К обеду в дом вошли семь братьев-богатырей. Те дивятся на порядок и готовы породниться с неизвестным гостем или гостьей. Когда царевна выходит к ним – братья величают ее «милой сестрицей». С тех пор так и повелось: богатыри день проводят на охоте, или в схватках с недругами, а царевна присматривает за домом. Однажды богатыри просят девушку выбрать себе из них суженого. Царевна отвечает, что уже просватана за Елисея. И вновь жизнь в тереме потекла своей обычной чередой.
Однако злая царица узнала от зеркальца, что девушка все еще жива. И тогда она решает лично погубить ее. Вырядившись нищенкой с клюкой, царица добирается до терема богатырей. Только верный пес Соколко чует беду. Царевна подает старушке хлеба. Та в ответ предлагает ей наливное яблочко. Царевна лакомится яблоком – и падает будто замертво. Пес дождался братьев и уже при них доел роковое яблоко. Так те смекнули, что отрава была в нем. Мертвая царевна была как живая – и тогда братья решили не предавать ее земле, а поместить в хрустальный гроб. «Не досталась никому».
С того дня зеркальце вновь расточало похвалы только красоте злодейки царицы. Между тем, королевич Елисей уже теряет надежду. Ни один человек на свете не смог помочь ему отыскать след невесты. Тогда он взывает к солнцу и месяцу, но они не видели ее. Только ветер указал дорогу: он видел девушку в горной пещере, в гробу. Елисей спешит хотя бы попрощаться с любимой. В отчаянии он разбивает гроб – и что же: царевна ожила! Вместе они торопятся домой. Царица в гневе швыряет зеркальце. А при виде счастливой царевны и вовсе умирает «от тоски», в припадке злобы. Сразу после ее похорон царь затевает пир на весь мир и выдает дочь за Елисея.
Краткое содержание — 3 вариант
Сказка о мертвой царевне и семи богатырях многим напоминает сказку о Белоснежке и семи гномах. И, действительно, связь прослеживается.
Царь уезжает на войну, а любящая супруга верно ждет его у окна. Она смотрит на метель, пытаясь первой увидеть возвращение мужа. В одну из ночей у нее рождается дочь. А вскоре и царь возвращается, но царица умирает у него на руках. Государь тосковал по любимой, но через год женился вновь.
Вторая жена отличалась редкой красотой, но при этом была эгоистичной, гордой, завистливой и недоброй женщиной. У нее было волшебное зеркальце, которое умело говорить. Но единственная тема, на которую была способна разговаривать новая царица с волшебной вещицей была ее собственная красота. Без конца спрашивала государыня зеркало, самая ли прекрасная она на свете. И неизменно получала ответ, что так и есть.
А молодая царевна тем временем, становилась старше, расцветала и в конце концов превратилась в прекрасную девушку. Вот уже появился у нее жених — королевич Елисей. А ее мачеха, задав однажды свой единственный вопрос, узнала, что теперь самая красивая — ее падчерица. Разозлившись, она приказывает своей служанке, отвести царевну в лес и привязать к дереву, оставив на растерзание волкам. Однако прислужница ослушалась и просто отвела царскую дочь в чащу.
Царевна нашла в лесу терем, прибралась в нем и приготовила ужин. Вернувшиеся хозяева — 7 богатырей, предлагают ей остаться с ними жить на правах сестры.
Королевич Елисей тем временем отправляется на поиски исчезнувшей невесты. А мачеха вновь обращается к зеркалу и выясняет, что царевна жива. Переодевшись старухой, она отправляется в лес. Отыскав убежище царевны, мачеха дает ей отравленное яблоко и уходит.
Девушка, попробовав этот дар, умирает. Богатыри хоронят ее в хрустальном гробу. А королевич в своих поисках обращается даже к солнцу и месяцу. Наконец ветер ему рассказывает, что он видел умершую царевну и указывает путь к ней. Елисей едет туда, чтобы хоть попрощаться с любимой. Найдя ее в гробу такой же прекрасной как и при жизни, он целует свою невесту, и она оживает. Вместе они возвращаются домой и без промедления играют свадьбу. А злая царица, увидев их умирает.
Как всегда в сказках, зло побеждено и наказано, а добро торжествует. Но ведь в сказке говорится не только об этом. Царевна не только красива внешне, она прекрасна своими внутренними качествами: добротой, скромностью, трудолюбием, деликатностью и сочувствием. И каждая девочка, мечтающая стать принцессой, прочитав эту сказку, постарается взять с царевны пример.
2
Что волшебного есть в сказке «О мёртвой царевне и семи богатырях»?
<h2>Какие признаки волшебной сказки есть в сказке «О мёртвой царевне и семи богатырях»?</h2>
<h2>Признаки волшебной сказки «О мёртвой царевне и семи богатырях», какие?</h2>
9 ответов:
9
0
В сказке Пушкина «О Мертвой царевне и семи богатырях» главной героиней была молодая царевна, которую захотела погубить злая мачеха. Волшебное зеркальце сказало ей, что царевна красивее всех на свете и злая мачеха из завести приказала служанке отвести ее в лес. Но служанка отпустила царевну и в лесу он набрела на дом семи богатырей, которые приютили ее. Но вскоре мачеха узнала, что царевна жива и она снова пытается убить ее при помощи яблока. Жених царевны, королевич Елисей, пытается найти свою невесту и спрашивает Солнце, Ветер и Месяц, которые поведали ему, что невеста лежит в хрустальном гробу. Когда Елисей находит ее, царевна оживает, а злая мачеха вскоре умирает.
Приметы волшебной сказки в сказке Пушкина «О Мертвой царевне и семи богатырях»:
1) Волшебные предметы
- говорящее зеркальце, которое говорило царице, что она:
- Волшебное яблоко — не убило царевну, а усыпило вечным сном.
- Хрустальный гроб, который качался на цепях и поддерживал вечный сон царевны;
2) Волшебные персонажи в роли которых выступают явления природы, в сказке они уподобляются живым существам (Солнце, Месяц, Ветер).
3) Волшебные действия: сон-смерть, поцелуй-оживление.
4) Концовка сказки: добро побеждает зло.
<hr />
7
0
В сказке «О мёртвой царевне и семи богатырях» присутствуют все признаки сказки волшебной.
С помощью волшебного зеркала царица выясняла, что она является первой красавицей, ведь зеркало разговаривало с ней и отвечало на вопросы.
Именно с его помощью царица узнала, что затмила ее своей красотой молодая царевна, ее падчерица.
Яблоко, которое получила в качестве угощения царевна, оказалось не просто отравленным, а заколдованным и погрузило царевну в летаргический сон.
Есть в сказке и волшебные явления, которые могут разговаривать и влиять на ситуацию — это Ветер, Солнце, Месяц.
Здесь есть также волшебные превращения. Девушка пробуждается от мертвого сна с помощью поцелуя.
И, конечно, зло в сказке побеждено и добро торжествует.
5
0
Разберем на предмет волшебства сказку Александра Сергеевича Пушкина о мертвой царевне и о семи богатырях. В ней найдены такие не соответствующие действительности моменты, как говорящие (приносящие пользу человеку)волшебные предметы. Такое явление называется антропоморфизмом — перенесение человеческих свойств на неодушевленные предметы, явления, сил и биологических видов природы — говорящее зеркало с царицей, говорящие с принцем Елисеем явления природы Солнце, Месяц и Ветер.
Также необычна реакция принцессы на отравленное яблоко — летаргический сон.
И пробуждение царевны — волшебное — от поцелуя. Ответ дан д/БВ.
3
0
Волшебства в сказке О мертвой царевне и семи богатырях столько, что реального меньше.
Во первых это конечно же говорящее волшебное зеркало, знающее о том кто красивее (где вы видели что бы зеркало разговаривало)
Сон Царевны похож на летаргический сон, но он не наступает от вкушения яблока (это тоже сказочно)
Общение Елисея с объектами неживой природы — с Ветром, с Солнцем, с Месяцем тоже не может быть на самом деле, потому что это все безмолвные вещи и не могут ответить человеческим голосом.
Поцелуй Елисея тоже вряд ли мог пробудить человека находящегося в гробу.
Ну а все остальное, так или иначе вполне могло быть и в явь.
3
0
В сказке «О мертвой царевне» много волшебного.
Это волшебное зеркальце, которое рассказывает и показывает, кто на свете всех милее, такое зеркальце может быть лишь в сказке.
Это отравленное яблоко, отведав его царевна не отравилась, а заснула на много лет.
Также к волшебным предметам в этой сказке относится хрустальный гроб.
Солнце, Месяц и Ветер тоже относятся к волшебному в данной сказке, с ними советуется Елисей, они ему отвечают, конечно в реальной жизни такого нет и быть не может.
Также я бы отнесла к волшебству и поцелуй Елисея, от которого проснулась царевна, такое может случиться только в сказке.
2
0
Многие знают и любят сказку Александра Сергеевича Пушкина, которая называется «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
В сказке встречаются волшебства, связанные с волшебными предметами.
Есть в сказке Волшебное зеркало, которое способно говорить.
Зеркало, как взгляд со стороны на себя разговаривает со своей владелицей — злобной царицей, рассказывая ей о том, какая она красивая, но через какое-то время открывает ей правду, которую она видит и сама, но не желает принять её и это её огорчает.
Так же волшебными в сказке являются и Солнце, и Ветер, и Месяц, которые тоже умеют разговаривать и которые сообщали королевичу Елисею о том видели ли они царевну или нет.
2
0
Сказка эта действительно волшебная и волшебства, волшебных предметов в ней предостаточно. Все мы помним волшебное зеркальце, которое мало того, что умело говорить, оно еще умело собирать и анализировать информацию и выдавать ответ о том, кто на свете всех красивее, когда подросла царевна, оно вовремя отреагировало на ее красоту и сказало, что теперь всех красивее она, а не злая царица.
Волшебным является и то, что царевич Елисей разговаривает с Солнцем, Месяцем и Ветром, и они вполне находят общий язык друг с другом.
Волшебным было, скорее всего, яблоко, от которого царевна пришла в такое странное состояние, оживление царевны тоже было вполне волшебным.
2
0
В любой сказке обязательно присутствует волшебство или чудеса, иначе бы она называлась рассказом или повестью. Волшебным в сказках может быть все, что угодно: яблоко, зеркало, ветер, луна, кольцо, солнце, животные, вода, птицы, лягушки, змеи, вымышленные волшебники и животные. Все эти чудеса, как правило, помогают главным героям в их борьбе со злом.
Давайте рассмотрим доказательства волшебства в данной сказке.
1) Говорящее зеркало, которое использует царица для получения информации. Вроде бы оно само по себе нейтральное, не доброе и не злое, но именно его сообщение провоцирует царицу к покушению на молодую царевну.
2) Природные предметы и явления, такие, как Солнце, Ветер, Месяц (Луна). Они активно помогаю королевичу Елисею найти свою возлюбленную.
3) В какой-то степени к ним можно отнести и яблоко, которое надкусила царевна. Оно вызвало не смерть, а только продолжительный, даже вечный сон.
4) К этой же категории относится и прекрасное пробуждение царевны от поцелуя любимого.
Такие сказки весьма поучительны, а мораль данной — не стоит завидовать никому.
1
0
В сказке Пушкина о мертвой царевне и семи богатырях есть небольшой арсенал волшебных предметов, из-за которых эта сказка является не бытовой, а волшебной.Посмотрите<wbr />, как царица, мачеха царевны тешится своим зеркальцем, именно это волшебное зеркальце и подсказывает ей, что появилась красавице, которая и моложе, и милее, и красивее её. Плюс ко всему это зеркало может н только показывать, но говорить человечьим языком.Интересны в сказке три стихии Солнце, Ветер и Месяц, которые и дают совет королевичу Елисею, куда направить свои шаги, чтоб найти любимую. Волшебным является и волшебное яблоко, из-за которого царевна попала в летаргическое состояние.Плюс есть такое магическое пробуждение царевны от поцелуя любимого….
Читайте также
Не нарушал Классик традиций русского сказительства, где три- число- сакральное, на третьем забросе невод с добычей вернулся, три раза старик рыбке кланялся, на четвертый- все испортил… Три сестрицы пряли пряжу, говоря о женихе, к трем стихиям королевич Елисей обратился за подмогой- Отсюда- ответ «3 раза невод в море уходил»
С текстом сказки «Белая уточка» можно ознакомиться здесь.
У волшебной сказки есть ряд признаков, безошибочно отличающих её от других видов:
- в ней всегда происходят магические превращения (в козлёночка, лягушку, волка);
- волшебство происходит благодаря магическим предметам или заклинаниям;
- происходят поиски заколдованного человека (царевны-лягушки, например);
- действие происходит между двумя поколениями (родителями и детьми);
- часто присутствует магический помощник (щука в «По щучьему велению»).
В «Белой уточке» помощника нет, зато имеется вредитель — ведьма. Именно она произносит магические слова, превращающие княгиню в уточку.
Умеет пользоваться заклинаниями и князь:
Затем появляются и предметы — пузырьки с говорящей и живящей водой, которой оживили загубленных детишек. Последний сеанс магии — казнь ведьмы:
Поисков в сказке предостаточно: сначала ведьма ищет детей, потом сама уточка-княгиня, а затем — князь желает изловить уточку.
Разные поколения также представлены: князь с княгиней и их сыновья.
Все необходимые компоненты волшебной сказки присутствуют, хотя остаётся загадкой: какова судьба сынка-заморыша, дважды спасавшего братьев от смерти? Похоже, о нём просто позабыл кто-то из сказителей — вот и пошло повествование дальше по эстафете с незавершённым сюжетным ходом.
Этот персонаж упоминается А. С. Пушкиным, правда, в сказке о царе Салтане он охраняет остров и иногда выходит из воды со своими племянниками (ведь его именуют же за что-то дядькой!) — прекрасными витязями, а вот в «Руслане и Людмиле» этот персонаж летает и характера неуживчивого. Возможно, они просто тёзки, но имя каждому из них — Черномор. Именно он похищает прекрасную Людмилу прямо из опочивальни во время свадебного пира.
Как и в любой пушкинской сказке, понравился сюжет- явно- подсказанный великому поэту няней в детстве,- ничего лишнего- надуманного, все изображено красиво и правдиво, быт, уклад, размеренность и естественность жизни патриархального стиля
того времени. Что запомнилось,- если супруга умерла от послеродовой горячки, не стоит торопиться жениться, приводить в дом не пойми кого, когда на руках грудной ребенок,( даже если ты царь и вершитель судеб многих людей,) еще возмутило то, что пропала так запросто царская дочь и никаких мероприятий не было по организации розыска, только Елисей частным порядком этим занялся..,( братья- богатыри, не с лучшей стороны себя показали, устроив групповое сватовство,(интересно, чего они ждали от добродетельной девушки?- Что она- сразу- одному на
грудь упадет что ли…))
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина похожа на волшебную народную сказку. В ней, как и в народной, идет борьба добра и зла, то есть действуют добрые герои (например,Царевна, семь богатырей, королевич Елисей) и злые (мачеха прежде всего). Так же, как в народной сказке, здесь добро одерживает победу над злом. Царевну отыскал Елисей, она ожила, а злая мачеха умерла — от злости на царевну и зависти к ней. Кстати, во многих народных сказках, как и в пушкинской, героиней является именно злая мачеха, которая обижает падчерицу, житья ей не дает.Кроме того, здесь одухотворяются силы природы и действуют как самостоятельные герои (Ветер, Солнце, Месяц).
В сюжете сказки есть путь героя (царевна бродит по лесу, находит дом семи богатырей, Елисей ищет царевну)
Если говорить о композиции сказки, то здесь, хоть и нет зачина (дается сразу экспозиция), зато есть концовка, как и в народной сказке:
В сказке есть троекратное повторение событий, используются волшебные числа (семь богатырей). В этой сказке, как и в волшебной народной, есть волшебные предметы (говорящее зеркало у царицы-мачехи)
Очень близок народной сказке и язык произведения А.С. Пушкина. Здесь мы слышим постоянные эпитеты (красна девица, темная ночка,солнце красное, светлая горница и др.), уменьшительно-ласкат<wbr />ельные суффиксы (белая ручка, белешенька земля).
Страница 25 из 56
1. Какое настроение вызвала у вас сказка А.С. Пушкина?
«Сказка о мертвой царевне» А.С. Пушкина вызывает множество чувств, как любое произведение, в котором есть и зло и добро и в котором происходит борьба этих двух начал.
Злая царица вызывает страх и негодование. Она готова убить молодую царевну только потому, что она красивее её. Читая, как молодую царевну отводят в лес, или предлагают ей съесть отравленное яблоко, мы переживаем за главную героиню, сопереживаем ей, и мечтаем, чтобы у злой царицы ничего не получилось.
2. Кто из героев понравился вам особенно? Кто из них вызвал другие чувства? Какие именно?
Из героев мне больше всего понравилась молодая царевна. Она описана автором не только как очень красивая девушка, но и как человек с очень добрым характером. Когда царевна попала в дом к семи богатырям, она вела себя очень скромно как простая девушка. Это делает её образ очень привлекательным и симпатичным.
3. Как в описании проводов царя и ожидания его царицей подчёркивается грустное настроение царицы?
Когда царица прощается с царём, ей очень грустно. Её настроение передается с помощью описания одиночества царицы. Она одна сидит перед окном и смотрит в поле так, что даже заболели глаза от напряжения. Даже когда проходят девять месяцев, она не сводит с поля глаз. Автор преувеличивает, что царевна видит всё время вьюгу и снег, потому что царь уехал весной, потом было лето и осень. Но это преувеличение помогает подчеркнуть одиночество царицы.
4. Похожа ли новая царица на первую и что вы можете сказать о ней? Прочитайте строчки о новой царице.
Новая царица не похожа на первую. Первая царица любила мужа, а вторая любит только себя. А.С. Пушкин пишет о новой царице:
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом, и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
5. Почему стихотворные строчки о царевне начинаются со слова «но»?
Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая…
Кому противопоставляет её автор?
Стихотворные строки о ней начинаются с союза «но», потому что А.С. Пушкин противопоставляет молодую царевну её мачехе.
6. Что хотела услышать царица, обращаясь к зеркальцу? Проследите по тексту, когда и почему Пушкин называет её по-разному: царица, баба гневная, злая царица, злая мачеха? Какое из этих слов и словосочетаний выражает в полной мере причину её недоброго отношения к царевне?
Обращаясь к своему зеркальцу, царица хотела услышать то, что она является самой прекрасной и красивой на всём белом свете.
«Бабой гневной» Пушкин называет её тогда, когда она приказывает Чернавке отвести молодую царевну в лес и убить:
«Чёрт ли сладит с бабой гневной?
Спорить нечего. С царевной…»
«Царицей злой» автор называет её тогда, когда она подходит вновь к зеркалу в надежде услышать, что она всех милее.
«Нищей черницей» Пушкин её называет тогда, когда она приходит к дому семи богатырей, переодетая в старушку.
«Злой мачехой» автор её называет, когда царица сидит перед зеркальцем и спрашивает, она ли на свете всех красивее, на что получает отрицательный ответ, а потом умирает от зависти.
7. Прочитайте:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Какие черты характера царицы переданы в данном тексте? Есть ли в чём-либо противоречия? Определите значение слова ломлива в приведённом выше тексте.
В данном тексте переданы такие черты характера царицы: гордость, своенравность, ревнивость, привередливость. Противоречие заключается в том, что царица умна и бела, но очень ревнива и горда. Ломлива- привередлива.
8. Выпишите из текста ключевые слова, с помощью которых вы могли бы воссоздать портрет и характер царевны.
Белолица, черноброва, нраву кроткого такого.
9. Какие черты характера свойственны богатырям? Как братья относятся к царевне и почему?
Богатырям из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина присущи такие черты характера, как мужество, честность и благородство. К попавшей в их дом царевне они относятся как к младшей сестре, хотя сначала предлагают избрать одного из них в супруги. Но, когда девушка объясняет, что уже просватана за королевича Елисея и не может полюбить никого другого, все семеро богатырей, не обижаются, а берутся оберегать и защищать её, словно царская дочь им родня по крови.
10. Прочитайте пушкинские строчки и скажите, в чём разница настроения и музыкального тона этих строчек. В чём причина этой разницы?
И трубит уже молва: И молва трезвонить стала:
Дочка царская жива! Дочка царская пропала!
Первая фраза звучит радостно и утверждающе. Вторая звучит неуверенно, как-то дребезжаще. Разницу в настроении и музыкальном тоне строк создают звуки, из которых складываются слова. Например, слово «трезвонить» начинается теми же буквами, что и слово «трубить». Но первое слово дребезжит (звук [р’] мягкий, сочетание [зв]), второе слово звучит уверенно ([р] твердый, чётко слышится звук [у]), его укрепляет слово «уже», в котором тоже звук [у].
В первом двустишии ударение на последних слогах строк, и это помогает утверждению чувства радости. Во втором ударение падает на предпоследние слоги строк, и это тоже создает впечатление неуверенности.
11*. Какая музыкальная мелодия могла бы сопровождать стихотворные строки, посвящённые первой царице, царевне, богатырям и Елисею, царице-мачехе?
Строчки, посвящённые первой царице, могла бы аккомпанировать неспешная, плавная и печальная мелодия. Строчки, посвящённые царевне, — не очень стремительная и тоже плавная мелодия; царице-мачехе- резкая мелодия с перепадами ритма, другими словами то стремительная, то неспешная. Богатырям соответствует точная, радостная музыка.
13*. Найдите строчки, рассказвающие о событиях, которые изображены в цикле иллюстраций В.М.Конашевича. Все ли важные эпизоды сказки нашли отражение в них? Дополните иллюстративный ряд собственными рисунками и подберите соответствующие им цитаты из текста. Объясните свой выбор.
На иллюстрациях не все важные эпизоды сказки. Можно дополнить иллюстрацией, как царица разговаривала с зеркальцем и злилась, или как царевна лежит в гробу, или как гроб разбился и царевна ожила.