Как передал андрей рублев сюжет библейского рассказа в иконе троица

Любая икона призвана дать визуальное изображение трудных философских понятий. Особенно знамениты этим православные иконы, но даже среди них «Троица» Андрея Рублева стоит особняком и представляет собой поистине уникальное явление. Монаху-иконописцу удалось не только выразить один из самых важных и сложных для понимания в христианстве догматов о божественном триединстве, но и сделать это на высочайшем художественном уровне. Богословы считают, что в этой иконе сосредоточено христианское представления о Боге и любви.

Как появилась Троица?

Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Lodo27 (CC BY-SA 3.0)

История иконы неразрывно связана с Троице-Сергиевой Лаврой, одним из главных православных монастырей, основанным Сергием Радонежским. Считается, что «Троица» была написана в первой половине XV века (по мнению экспертов Третьяковской галереи, между 1422 и 1427 годами). Якобы ученик Сергия Радонежского и второй игумен монастыря, Никон, попросил Андрея Рублева написать образ святой Троицы «в похвалу отцу своему Сергию» для только что построенного Троицкого собора монастыря. Считается, что артель Рублева также расписала фресками весь Троицкий собор. 

Этот рассказ изложен в «Сказания о святых иконописцах» XVII века, и является основным источником, по которому судят о появлении иконы (и об авторстве именно Андрея Рублева. Другим источником является церковный Стоглавый собор 1551 года, на котором упоминается некая Троица, написанная Рублевым (и как раз предписано брать ее за образец). 

В наши дни в Троицком соборе Лавры находится копия иконы

В наши дни в Троицком соборе Лавры находится копия иконы

Дмитриева Ирина (CC BY-SA 4.0)

Икона размером 141,5 x 114 сантиметров написана яичной темперой на деревянной доске. Она стала одной из главных святынь монастыря (помимо мощей Сергия Радонежского) и располагалась на иконостасе Троицкой церкви справа от царских алтарных врат. 

Что изображено?

Андрей Рублев. Троица

Андрей Рублев. Троица

Третьяковская галерея

«Святой Андрей, взяв за основу известный библейский сюжет “Гостеприимство патриарха Авраама” (Господь явился Аврааму в виде трех путников (Книга Бытия, глава 18)), освободил его от второстепенных деталей и превратил в символическое изображение тайны Бога Троицы — одновременно единого и при том существующего в трех Лицах: Отец, Сын и Святой Дух», — объясняет православный священник Антоний Борисов. 

«Преп. Андрей свел его [исторический аспект] к минимуму, благодаря чему главное значение приобрело не библейское событие как таковое, а его догматический смысл», — пишет в своей книге о “Троице” специалист по иконографии, Леонид Успенский. 

Основа композиции иконы — три ангела и стол, на котором стоит чаша с головой тельца. Эта чаша — центр иконы и вокруг нее по окружности изображены фигуры (и даже головы ангелов наклонены так, что композиция создает круг). Чаша как символ Евхаристии, святого таинства причащения отсылает к Новому Завету и к самому Христу. Двое из ангелов благословляют чашу — то есть саму жертву Христа. 

Искусствоведы и богословы до сих пор не сошлись во мнении, кто из ангелов кого символизирует. Одна из основных версий, что слева Бог-Отец, а в центре Бог-Сын (ее придерживается в том числе в том числе известные специалисты по иконографии  и многие именитые церковные деятели). Согласно другой версии Бог-Отец все же находится в центре, и таким образом подчеркивается центральность его фигуры в догмате о триединстве.

В чем уникальность? 

Догмат о Троице, о трех ипостасях одного Бога, его триединстве, является одним из важнейших в христианстве. Но сложность его изображения в том, что Бог непостижим, и «Бога не видел никто и никогда», как говорится в Евангелии. В христианской иконописи осуществлялись попытки изобразить Троицу в виде Бога-Отца-старца, Бога-Сына-Иисуса и Духа Святого в виде голубя, однако подобная визуальная трактовка противоречила настоящему пониманию догмата Троицы и ощущалась как проблемная (во многом потому, что Бог-Отец был неизобразим).

Остались очень редкие примеры таких попыток изображения Новозаветной троицы: Бог-Отец, на его коленях отрок Иисус (Спас Эммануил), а также голубь — символ Святого Духа (символического голубя можно встретить на многих иконах и церковных росписях). 

Редкий тип Новозаветной Троицы. Великий Новгород, XV в.

Редкий тип Новозаветной Троицы. Великий Новгород, XV в.

Неизвестный иконописец

Андрей Рублев первым из иконописцев смог понять и выразить божественное триединство подобным образом. Его визуальная трактовка Троицы была поистине гениальна и помогала правильно понять этот сложный для постижения догмата. С этого момента русская православная иконография ориентировалась в написании Святой Троицы именно на Рублева. Такого канона предписывали придерживаться и церковные соборы.

Считается, что появление этой иконы стало возможно лишь в XV веке, когда в духовной среде русского христианства и монашества уже назрела необходимость созерцания Бога, непосредственного общения с Ним.

Кроме того, в образе Троицы есть и особый сакральный смысл именно для русского православия и своего рода символом существования единой России. Троица Рублева появилась во времена начала объединения русских земель и борьбы с татаро-монголами. «Икона Святой Троицы стала не только богословским манифестом, но и проявлением церковной педагогики. Не зря великий русский святой преподобный Сергий Радонежский подводил именно к этому образу (еще дорублевскому) гордых князей, призывая их к единству и миру — “дабы воззрением на святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего”», — говорит Антоний Борисов. 

«Троица» в наши дни 

В конце XVI века для «сохранности» икону заковали в тяжеловесную золотую раму, из-под которой были видны лишь лики трех ангелов (это был еще и признак большой почитаемости, так как многие богатые люди жертвовали на это золото, включая царей — Ивана Грозного и Бориса Годунова). 

Троица в золотом окладе, 1904

Троица в золотом окладе, 1904

Guriano / Public Domain

В таких «доспехах» икона провисела вплоть до 1904 года, когда наместник монастыря пригласил реставраторов снять раму и обновить верхний слой олифы, особого масляного состава, которым покрывали деревянные иконы для сохранности. 

За несколько веков икону несколько раз реставрировали и оказалось, что она совершенно «записана». Сверху было несколько слоев краски, которая грубо перекрывала оригинал. Были переписаны одеяния святых и фон. При этом к ликам, видимо, относились бережнее и именно по ним было заметно, что икона претерпела изменения. 

До и после «расчистки»

До и после «расчистки»

Guriano / Public Domain

Реставраторы провели «расчистку» иконы, сняв несколько более поздних слоев и открыв рублевские светлые краски. 

«Троица» в Третьяковской галерее

Владимир Трефилов/Sputnik

В рамках антирелигиозной кампании после революции 1917 года большевики изымали церковные ценности на нужды государства. И все же большевики осознавали ценность отдельных памятников «искусства и старины». Троице-Сергиеву лавру закрыли, но специальная комиссия выявила предметы, составляющие особенную художественную и историческую ценность, и поместила их в музей, созданный около монастыря. Однако в 1929 году он был преобразовали в буквально «Антирелигиозный музей», а икону передали в Третьяковскую галерею. 

Зал Андрея Рублева в Третьяковской галерее (Троица справа)

Зал Андрея Рублева в Третьяковской галерее (Троица справа)

Wikipedia / Shakko

С тех пор икона там и хранится и покидала галерею считанные разы. В 1941 году она уезжала в эвакуацию в Новосибирск. С 1997 году на День Святой Троицы икону переносят в домовой храм-музей при Третьяковской галерее — Храм Святителя Николая в Толмачах.

В 2022 году икона впервые почти за 100 лет путешествовала обратно в Троице-Сергиеву Лавру в честь празднования 600-летия обретения мощей Сергия Радонежского. Несколько дней она находилась в стенах Троицкого собора в специальной защитной капсулой, которая поддерживала нужный режим температуры и влаги. 

Подлинная Троица приехала в Лавру в 2022 году в специальной защитной капсуле и находилась под охраной 

Подлинная Троица приехала в Лавру в 2022 году в специальной защитной капсуле и находилась под охраной 

Артем Геодакян/TASS

В церковных и светских кругах уже много лет идет обсуждение, не нужно ли совсем вернуть святыню на ее законное место. И все же музейщики уверяют, что иконе нужны особенные условия, климат и постоянное наблюдение, которое можно обеспечить только в галерее. 

Подписывайтесь на нас в Telegram; VK и Яндекс Дзен

«Троица» Андрея Рублева

«Троица» — единственная достоверно известная писанная на доске икона Андрея Рублева, дошедшая до наших дней.

Знаменитый образ «Троицы», ставший для всего мира узнаваемым символом русской культуры, написан преподобным Андреем Рублевым в начале второго или середине третьего десятилетия XV века.

«Троица» почти сразу становится образцом — по крайней мере, Стоглавый собор в 1551 году определил, что все последующие изображения Троицы должны соответствовать иконе Андрея Рублева.

«Троица» Андрея Рублева — символ русской культуры

История гласит, что работа была заказана иноку-иконописцу преподобным Никоном Радонежским — вторым после святого Сергия настоятелем Троицкого монастыря, будущей Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Икона изначально писалась для Троицкого собора «в похвалу Сергию Радонежскому».

«Троица» — единственная достоверно известная писанная на доске икона Андрея Рублева, дошедшая до наших дней.

Композиция и интерпретация

Рублевская «Троица» соответствует иконописному сюжету «Гостеприимство Авраама». Это изображение эпизода из 18 главы библейской книги Бытия. К праотцу Аврааму приходят трое, и тот узнает в гостях Самого Бога — принимает их с почетом и угощает.

Преподобный Андрей оставил в своем творении только детали, лишенные какого бы то ни было историзма: ангелы сидят за столом в неспешной беседе, на столе — чаша с головой тельца, на заднем плане — здание, дерево, гора. Фигуры Авраама и Сары отсутствуют.

Каждая деталь иконы имеет свое толкование. Чаша символизирует чашу Евхаристии, а голова тельца — Крестную жертву Спасителя. Интересно, что форму чаши повторяют своими позами сами ангелы.

Дерево, возвышающееся над средним ангелом, напоминает не только о дубе из дубравы Мамре, под которым совершилась историческая встреча Троицы и Авраама, но и древо жизни, плодов которого лишился человек вследствие грехопадения (по другому толкованию — древо креста Господня, которым человек вновь обретает вечную жизнь).
Над левым относительно зрителя ангелом изображено здание — в дорублевской иконографии дом Авраама. Здесь оно указывает на домостроительство нашего Спасения и Церковь — дом Божий.

Над правым ангелом видна гора. Все явления Бога в библейской традиции происходили на горах: Синай — место дарования закона, Сион — Храм (и сошествие Святого Духа на апостолов), Фавор — Преображение Господне, Голгофа — Искупительная жертва, Елеон — Вознесение.

Есть мнение, что каждый ангел на иконе изображает Лицо Троицы. Толкования разнятся. По одному из них, средний ангел символизирует Бога Отца (как насадителя древа жизни), левый — Сына (как основателя Церкви), правый — Духа Святого (как Утешителя, пребывающего в мире). По другому — средний ангел символизирует Сына, на что указывает цвет его одежды, традиционный для изображений Христа: багряный и лазурный. Левый ангел, «строитель» (поэтому за его спиной изображен дом) Вселенной — отец.

В изображении используется традиционный для средневекового изобразительного искусства прием обратной перспективы — пространство иконы визуально представляется большим, чем реальность, в которой находится зритель.

Многие исследователи обращают внимание на тот факт, что «Троица» создавалась в период противостояний между русскими князьями и татаро-монгольского ига и указывала на необходимость единства. Косвенно эта интерпретация подтверждается тем, что и сам преподобный Сергий много трудился над восстановлением братских отношений между князьями, а в Троице Единосущной и Нераздельной видел образ единства, необходимый для всего человечества.

История открытия и современное состояние

В 1575 году по приказу Ивана Грозного «Троица» была скрыта золотым окладом. В 1600 и 1626 годах Борис Годунов и царь Михаил Федорович соответственно меняют оклады.
Тяжелая золотая риза скрывала образ до 1904 года, когда «Троицу» было решено расчистить — отреставрировать, восстановив изначальный вид.
На протяжении истории икона несколько раз поновлялась. Поновление не было реставрацией — в соответствии со вкусами эпохи художники могли менять пропорции, цветовую гамму и даже композицию изображения.

Первое поновление «Троицы» относится к периоду правления Бориса Годунова, второе, самое катастрофичное для образа — к 1636 году. В третий раз икона поновлялась в 1777 году, а в XIX веке она поновлялась даже дважды.

В 1904 году с «Троицы» был снят оклад; представленный публике образ был выполнен палехскими мастерами. Художник В. П. Гурьянов расчистил несколько слоев и обнаружил изображение, как казалось, оригинальное: светлые одежды ангелов, в целом светлая и яркая световая гамма. Гурьянов выполнил свой вариант реставрации (по сути — то же поновление), и «Троица» вновь оказалась скрыта.

К реставрации «Троицы» вернулись в 1918 году по заданию Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры. В комиссию входил в том числе священник Павел Флоренский. Икона уже была значительно повреждена и нуждалась в особом хранении, однако в собрание Третьяковской галереи была передана лишь в 1929 году, где находилась до войны. В 1941 году «Троицу» эвакуировали в Новосибирск, из эвакуации она вернулась в октябре 1944 года и не покидала Третьяковку более шести десятилетий, не считая ежегодного (что продолжается и по сей день) переноса образа в храм на праздник Троицы в храм святителя Николая при ГТГ — лишь в 2007 году ее вывезли в корпус на Крымском валу. Тогда икона пострадала при транспортировке и нуждалась в дополнительном укреплении.

Сейчас икона хранится в особом киоте. Состояние ее стабильно, хотя существуют необратимые повреждения: красочный слой местами отстает, на изображении видны следы от гвоздей с оклада. В 2008 году развернулась широкая общественная полемика по поводу возможности перенесения «Троицы» в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Тогда искусствоведы пришли к выводу, что без значительного ущерба шедевру русской живописи это невозможно.

Интересные факты

— «Воздушные», прозрачные краски, в которых наш современник часто видит особый авторский замысел, создающий колорит и атмосферу рублевской «Троицы», делающий фигуры ангелов тонкими и бесплотными — следствие реставраций и поновлений. Изначально икона была написана яркими красками.
— Священник Павел Флоренский считал само существование «Троицы» Андрея Рублева доказательством бытия Бога (см. работу «Иконостас»).
— В финале фильма режиссера Андрея Тарковского «Андрей Рублев» зритель видит образ «Троицы».

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.


    

Образ «Троица» Андрея Рублева –
самое известное и таинственное изображение Бога в истории
православной иконографии. Кто, кроме преподобного Андрея,
имел отношение к созданию иконы? Что означают символы за
спинами ангелов и окошечко в престоле? Для кого оставлено
четвертое место за престолом, и как можно
«общаться» с этой иконой? О тайнах
«Троицы» читателям «Фомы»
рассказывает заведующая кафедры христианской культуры
Библейско-богословского института св. Апостола Андрея
(ББИ) и преподаватель Коломенской духовной семинарии,
Ирина Константиновна
Языкова.      

                                  

– Как Вы впервые познакомились с
«Троицей» Рублева? Может быть у Вас осталось в
памяти впечатления, чувства от этой встречи?

– С «Троицей» я познакомилась, когда
была студенткой. Я закончила МГУ, где изучала историю
искусства. С самого начала я понимала, что хочу
специализироваться на иконописи. Моя бабушка была
верующей, поэтому вообще иконы с детства привлекали меня,
как окно в таинственный мир. Я чувствовала за ними некую
тайну. Конечно университет дал мне возможность разобраться
в этом профессионально, но сам феномен иконы, как окна в
божественный мир, так и остался для меня закрытым,
несмотря на весь комплекс моих научных знаний.

Источник: commons.wikimedia.org
Источник: commons.wikimedia.org

    

Икона «Троица» — одна из самых
таинственных. Мне сложно зафиксировать какой-то конкретный
момент «встречи». Однако, когда я стала
заниматься именно богословием иконы, а меня всегда
интересовала не только художественная сторона, но и
богословский смысл сокрытый в образе, то
«Троица» была, конечно, в центре моего
внимания. Я открыла в этом образе целый богословский
кладезь, увидела в нем молитву воплощённую в красках,
целый богословский трактат о Святой Троице. Никто, может
быть, глубже не сказал о тайне Божественного Триединства
так, как «сказал» Андрей Рублев.

Известно, что иконопись – это искусство соборное. Мы
любим повторять эту красивую фразу, но что она означает?
«Троица» Рублева лучше всего раскрывает ее
смысл. Летопись говорит, что в «память и похвалу
преподобного Сергия» – я почти буквально
цитирую текст – «… игумен Никон
Радонежский повелел написать образ «Троицы»
Андрею Рублеву». Так что в создании этой иконы
участвовало непосредственно три человека.

Первым необходимо упомянуть преподобного Сергия
Радонежского, который ко времени написания иконы уже
почил. Но при жизни он создал особое по своей глубине
учение о Святой Троице, не отличное от церковного,
конечно, но глубоко понятое. На нем, на мистическом его
переживании и была основана Троице-Сергиева лавра.
Летопись и житие преподобного донесли до нас главный завет
преподобного Сергия: «Воззрением на Святую Троицу
побеждай ненавистную рознь мира сего». Мы же помним,
когда была создана эта икона – в годы
татаро-монгольского ига, «размирия», как тогда
писали летописцы, когда ненависть царила между людьми,
князья предавали и убивали друг друга. Именно в эти
страшные дни преподобный Сергий и поставил Святую Троицу
во главу угла, как образ любви, которой только и можно
победить вражду этого мира.

Вторым человеком стал Никон Радонежский. Ученик
преподобного Сергия, который стал игуменом Троицкого
монастыря после его кончины. Он построил Троицкий собор,
куда перенес мощи преподобного Сергия. Никон решил
увековечить имя своего учителя не через его икону, а через
образ Святой Троицы. Чему учил Сергий Радонежский, к чему
обращался и по образу чего он и основал свой монастырь,
должно было найти свое воплощение в иконе.

Третьей фигурой стал сам преподобный Андрей Рублев,
который как художник исполнил завет Сергия Радонежского.
Его образ «Троица» – это учение о любви,
о глубине единства духа и гармонии, записанное красками.

И когда я стала разбираться в том, как написана эта икона,
какие в ней заключены смыслы, для меня открылся целый мир.
Мы не способны познать умом христианские догматы, не можем
описать как устроена Святая Троица – это великая
тайна. Но Андрей Рублев лично для меня эту тайну
приоткрыл. Это «собеседование Ангелов»,
которые прислушиваются друг другу, сидят за одним столом
вокруг чаши, которую благословляет Ангел посредине…
Каждый жест, поворот головы, каждая деталь выверена,
предельно глубока. Икона «Троица» дает
возможность предстоять перед самим Богом, видеть к
невидимое, пусть оно и ускользать от нашего ума.

Любой приходящей к этой иконе человек, может быть, и
не решит своих житейских проблем, но ему откроется нечто,
превышающее его самого, вселяющее мир, гармонию,
любовь.

Поэтому я не могу указать на какой-то конкретный момент в
моем общении с «Троицей» Рублева. Это
сопровождает меня практически всю мою сознательную жизнь.
Занимаясь иконографией, богословием иконы, я все время
открываю в этой иконе что-то новое.

– Что нового появилось именно в этом
изображении Святой Троицы, чего не было до него? В чем
«прорыв» этой иконы и почему ей суждено было
стать канонической? Ведь этот образ стал достоянием не
только русской богословской традиции и культуры, но и
мирового искусства. В чем выражается это
открытие?

– Новизна иконы в первую очередь в том, что Рублев
сосредоточил все свое внимание именно на трех Ангелах. До
него изображали в основном «гостеприимство
Авраама» – сюжет 18-й главы книги Бытия, когда
к Аврааму в дом пришли три Ангела. «Он возвел очи
свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него.
Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и
поклонился до земли…»(Книга Бытие 18:2).
Исходя из повествования этой главы, становится ясно, что
Аврааму явился сам Бог. Хотя нет единства ни среди святых
отцов, ни среди иконописцев в толковании этого сюжета.
Кто-то утверждал, что перед Авраамом тогда явилась Святая
Троицы. И иконописцы изображали трех Ангелов в одинаковых
одеждах, указывая на их единство и равенство друг другу.
Другие богословы говорили о явлении Бога в сопровождении
двух ангелов. Тогда одного из них изображали в одеждах
Христа.

Андрей Рублев, устраняя бытовые детали сюжета –
Сарру и Авраама, слугу, который закалывает тельца, то есть
все, что писали иконописцы до него, — вводит нас в
непосредственное созерцание тайны самой Троицы. Вообще эта
икона интересна тем, что она многопланова – ее можно
прочитать по разному несколько раз: и как явление Христа
– потому что средний Ангел изображен в одеждах
Спасителя. Ее можно прочитать и как образ Троицы –
все три Ангела написаны практически с одинаковыми ликами.
Но перед нами не иллюстрация Бога. На этой иконе, как в
богословском трактате, раскрывается то, что святые отцы
называли «Троица во Единице» — один Бог
в трех Лицах или Ипостасях. В образе также отражен и
литургический аспект.Силуэты двух Ангелов, сидящих по
бокам, образуют собой чашу. И на престоле посередине стоит
чаша – символ Евхаристии, Жертвы Христа.


    

Есть на иконе и еще одна интересная деталь. Если
внимательно посмотреть на престол, можно увидеть в нем
окошечко. Знаете, когда водишь экскурсию по Третьяковской
галерее ее кульминацией становится рублевский зал, сердце
которого – «Троица». Вообще этот зал
наглядно демонстрирует, как иконография поднимается в
духовном смысле все выше и выше, пока не достигает своего
пика в иконе Рублева, а затем, к сожалению, начинается
постепенный спад. Так вот обычно люди, глядя на этот
образ, спрашивают: «А что это за окошечко?»
Оно не случайно. Сразу должна предупредить – о
«Троице» написано невероятное количество
литературы, в которой представлены самые разнообразные
комментарии и интерпретации. Так вот, один из
исследователей пишет об этом окошечке следующее. В любом
престоле, который находится в алтаре храма, всегда есть
мощи святых. Но в престоле на иконе их нет. Есть Жертва
Христова, которая символически изображена в виде чаши,
которая стоит на престоле, но человеческого ответа на
высоту этой жертвы нет. Что это за ответ такой? Это подвиг
мучеников, преподобных, святителей – всех святых.
Поэтому это окошечко как бы передает Божий вопрос:
«А что ты ответишь на жертву любви Христовой?»
Мне очень нравится это толкование. Я думаю, что Андрей
Рублев мог так мыслить.

Другой символический пласт связан с изображениями, которые
стоят за каждым из Ангелов. За средним Ангелом изображено
дерево. Это дерево жизни, которое, как гласит Священное
Писание, Господь посадил в Раю. За Ангелом слева от нас
– палаты, символ божественного домостроительства,
образ Церкви. За Ангелом справа – обычно его
ассоциируют с Духом Святым – гора. Она символизирует
восхождение к горнему (духовному) миру. Эти символы прямо
привязаны к Ангелам и более насыщены по смыслу, чем в
любых других иконах.

В иконах вообще всегда есть эти три символа: неживая
природа (горы), живая природа (деревья) и архитектура. Но
в «Троице» они прямо привязаны к каждому
Ангелу. Андрей Рублев явно хотел таким образом раскрыть
отношения Ангелов и особенности каждого из них.

– Существует ли единое толкование какой из
Ангелов символизирует Бога Отца, какой Бога Сына и Святого
Духа?

– Это вопрос – крайне трудный для
исследователей – задают часто. Отвечают на него по
разному. Кто-то говорит, что в центре изображен Христос,
справа от Него – Отец, а слева – Дух Святой.
Есть толкование, что в центре – Отец, но поскольку
мы не можем его видеть непосредственно, то, опираясь на
слова Спасителя «видевший Меня – видел
Отца», Он изображен в одеждах Христа, а справа от
Него сидит Сын. Интерпретаций очень много.

Но это, может быть не самое главное, как ни странно, в
этой иконе. Стоглавый Собор (1551 года) утвердил икону
Андрея Рублева в качестве канонической, подчеркивая, что
это не изображение Божественных Личностей, а образ
Божественного Триединства. Поэтому Собор запретил
надписывать Ангелов, отсекая таким образом всякую
возможность указать окончательно кто есть кто. Также для
этого образа было запрещено изображать так называемый
«крещатый нимб» – иконографический
прием, который указывает на Христа.

Интересно, что у «Троицы» Рублева есть еще
другое наименование – «Предвечный
совет». Оно открывает другую сторону иконы. Что
такое «Предвечный совет»? Это таинственное
общение внутри Святой Троицы о спасении человечества
– Бог Отец с добровольного согласия Бога Сына
отправляет Его в мир ради спасения людей.

Видите как много богословских пластов скрывается в иконе?
Этот образ – сложнейший богословский текст. Икона
сама по себе ближе к книге, чем к картине. Она не
иллюстрирует, а символически указывает на нечто сокрытое и
тайное.

Однако и художественный аспект этой иконы –
невероятно высокий. То, что «Троицу»
причисляют к величайшим шедеврам мирового искусства не
случайно. В начале XX века реставратор Василий Гурьянов
нашел способ как снимать слой олифы с потемневших икон. В
1904 году он расчистил маленький фрагмент изображения
одежды на «Троице», и все увидели
удивительный, пронзительный голубой цвет Рублева. Люди
ахнули, и к иконе устремилась армия паломников. Монахи
испугались, что древний образ могут испортить, закрыли
икону окладом и запретили дальнейшие работы с ней.
Завершили начатый тогда процесс только в 1918 году, к
сожалению, когда Лавру уже закрыли. Тогда там работала
очень хорошая реставрационная бригада под руководством
Игоря Эммануиловича Грабаря. Когда они раскрыли икону
полностью, то увидели удивительные, просто райские цвета:
пронзительно голубой, золотой и темно-красный, почти
вишневый. Местами еще присутствовалрозоватый оттенок, а на
одеждах проступала зелень. Это цвета Рая. Икона через свое
художественное совершенство открывает нам Эдем. А что
такое Рай? Это бытие Святой Троицы, Бога. Куда нас зовет
Господь? Не к духовному комфорту, а туда, где будет
единство человека и Бога. Просто посмотрите на икону:
сидят три Ангела. Они занимают три стороны
четырехугольного престола, но четвертая сторона
свободна… Она как бы привлекает нас. Это и место,
оставленное для Авраама, которого посетила тогда Святая
Троица, и место, оставленное для каждого из нас.

– И тот, кто подходит к иконе как будто
становится четвертым?

– Да. Икона как бы включает в себя своего
созерцателя. На этой иконе, кстати, легче всего
продемонстрировать знаменитый иконографический принцип
обратной перспективы. Если продлить линии подножия
престола, то они сходят там, где стоит человек. А внутри
самой иконы, эти линии расходятся, открывая перед нашими
глазами вечность.

Теперь понимаете почему эта икона стоит особняком в ряду
самых великих шедевров древнерусской живописи? В ней
сосредоточено все: и богословская глубина, и
художественное совершенство, и обращенность на человека
– диалог с ним. Иконы ведь бывают разные: есть очень
замкнутые, к которым трудно подступиться, а есть иконы,
которые, наоборот, привлекают: Рублев написал икону
«Звенигородский Спас» — от него
невозможно оторваться. Стояла бы всю жизни и смотрела на
Него. Но «Троица» — это золотая середина
гармонии и совершенства.

– Могут ли профессиональные исследователи
рассказать нам что-то о самом процессе написания этой
иконы? Быть может, известно, как Рублев к ней готовился,
как постился, что происходило с ним самим, пока он писал
ее?

– Средневековые документы об этом почти не говорят.
Есть только упоминание о заказчике (преподобный Никон
Радонежский) и все. Больше ничего об этой иконе не
сказано, но кое-что мы можем косвенно реконструировать.
Например, известно, что Рублев был монахом. Значит жизнь
он вел молитвенную. Может быть, он даже брал какой-то
обет, перед тем как приступить к написанию
«Троицы», но точно мы ничего утверждать не
можем. Средневековые хроники и документы той эпохи крайне
скупы на такую информацию. Это стало интересовать людей
уже в Новое время.

Рублев был из плеяды учеников преподобного Сергия. А о них
известно, что они были настоящими подвижниками, значит, с
высокой долей вероятности мы можем утверждать, что Рублев
был таким же. В документах тех времен упоминается много
разных иконописцев. Феофана Грека все знают – он,
между прочим, работал вместе с Андреем Рублевым в
Благовещенском соборе. Кто-то может быть вспомнит Даниила
Черного, с которым Рублев работал во Владимире. Есть и
менее известные имена: Исайя Гречин, Прохор с Городца.
Однако, именно Андрей Рублев был избран для написания
такой важной иконы. Такую сложную тему могли доверить
только такому человеку, который конгениален ей. Лишь он
сможет понять ее глубину и изобразить ее.

Но это, к сожалению, все, что мы можем сказать.

– Получается образ Рублева в фильме
Тарковского – это, по большей части, его личный
режиссёрский взгляд?

– Конечно. Фильм Тарковского очень хороший, но он
скорее рассказывает о человеке, который попадает в очень
трудную эпоху. На мой взгляд, вопрос фильма таков: как
христианину, тем более монаху, сохраниться в котле
страшной истории, где люди убивают друг друга, сжигают
города, где повсюду разорение, грязь, бедность? И вдруг
– «когда б вы знали из какого сора растут
стихи!» То есть из какой страшной грязи, глубочайшей
человеческой трагедии вырастают великие произведения
искусства. Понятно, что Тарковский не собирался создавать
реальный, исторический образ Рублева. Его больше
интересует художник, который противостоит злу глубиной
искусства, который свидетельствует, что в мире есть что-то
другое, стоящее над его ужасом. Поэтому эту киноленту в
первую очередь стоит рассматривать не как строгую
историческую картину, а как попытку одного художника
понять другого. Воинские подвиги не имеют никакого
значения, если за ними не стоит очищение человеческой
души. Поэтому и преподобный Сергий начал не с политики, не
с войны, а с очищения и воспитания людей. И в этом смысле
икона – важный артефакт, который противостоит тьме
эпохи. Сам факт ее написания – подвиг.

– У отца Павла Флоренского в книге
«Иконостас» есть интересная мысль, что
«Троица» Рублева – это единственное,
самое убедительное доказательство бытия
Божия.

– Да. Он даже глубже сказал: «Если есть
«Троица» Рублева – значит, есть
Бог».

– А как понять эту фразу?

– Для современного человека это звучит странно, но
всматриваясь в эту икону, мы понимаем, что это Откровение,
превышающее все наши представления. Такое нельзя
придумать. Это не фантазия. А значит за этим образом стоит
какая-то иная реальность – божественная. Человек,
который живет верой в Бога, написавший такую икону, не мог
посвятить всю свою жизнь галлюцинации.

Кадр из фильма «Андрей Рублев», реж. Андрей Тарковский
Кадр из фильма «Андрей Рублев», реж. Андрей Тарковский

    

В житии Андрея Рублева есть одна интересная ремарка. Когда
они с Даниилом Черным работали вместе, то подолгу сидели и
просто созерцали иконы. Не писали, не молились, а просто
смотрели, как бы пребывая перед иконами, питаясь ими. Они
хотели услышать голос Бога, увидеть божественные образы,
которые потом смогут воплотить в красках. Конечно, отец
Павел Флоренский через эту мысль указывал, что за
«Троицей» открывается самодостаточная
реальность. Ее человек придумать не способен.

– Почему на протяжении пятисот лет Андрея
Рублев нигде в святцах не упоминается, и официально
Русской Православной Церковью он был канонизирован только
в конце прошлого века?

– Если быть точнее в 1988 году, на Поместном Соборе
в связи с тысячелетием Крещения Руси. На самом деле Андрей
Рублев всегда был почитаем как святой в Троице-Сергиевой
лавре. Сохранились даже иконы, где он изображается среди
других лаврских святых. Монахам лавры всегда было понятно,
что он святой. Было даже сказание XVII века о великих
святых-иконописцах, где упоминается его имя. В древности,
до так называемых Макарьевских соборов XVI века, не было
зафиксированного списка святых. Было очень много
местночтимых, о которых в одном городе знали, а в другом
нет. Потом уже митрополит Макарий постарался собрать
воедино всех почитаемых святых и включить их в один
список.

Святость Андрея Рублева была очевидна уже его
современникам. А вот почему его официально канонизировали
только в XX веке – это понятно. Собор 1988 года
канонизировал тех, кого уже и так почитали верующие. Собор
только как бы признал их святость официально. Это была
такая своеобразная «доканонизация». Просто
посмотрите, кто был прославлен вместе с Андреем Рублевым:
Елизавета Федоровна, Ксения Петербургская, Амвросий
Оптинский, Игнатий Брянчанинов. То есть Собор просто
констатировал их почитание и внес их в
«святцы».

– Обращаясь к истории самой иконы
«Троица» – знаете ли Вы о встречах очень
известных людей с этой иконой? Может быть они оставили
свои впечатления, переживания от нее? Может быть есть
какое-то важное историческое событие, которое было
сопряжено с этим образом? Он же, можно сказать, лежит в
сердце нашей культуры – хочется в это верить, по
крайней мере…

– Конечно есть. Я читала стихотворения, которые были
посвящены этом образу. Нельзя, конечно, не вспомнить
Тарковского. Когда он задумал свой фильм «Андрей
Рублев», то признавался, что у него были очень
расплывчатые представления о нем. Сотрудники музея Андрея
Рублева рассказывали мне, что однажды он пришел к ним и
стал просто советоваться, как со знатоками древнерусского
искусства и вообще той эпохи. Тогда в музее была
выставлена копия «Троицы». Он долго стоял,
созерцая ее. После этой встречи у него произошёл
внутренний духовный поворот, без которого он не смог бы
создать киноленту такого уровня.

История с открытием иконы в начале XX века, о которой я
упоминала, тоже очень характерна. Люди устремились
посмотреть на проступившую красоту, которая засияла из под
этой черной массы. Просто представьте: перед вами
потемневшая икона – и вдруг открывается маленький
кусочек и оттуда как будто выглядывает голубое небо.

Есть еще один очень интересный случай. Известно, что
протестанты в целом относятся к иконам очень отрицательно.
Считают, что это идолопоклонство и так далее. Но еще в
90-х гг. мне подарили книгу одного протестантского
немецкого пастора, который, увидев «Троицу»,
изменил свое отношение к иконам. Он даже написал целую
книгу, в который пытался разгадать этот образ, дав свою
интерпретацию. Он осознал, что это не идол, что за иконами
действительно скрывается иная реальность. Человек не
просто даже верующий, а богослов, пастор, стоящий глубоко
на своей позиции, после встречи с «Троицей»
изменился.

Я знаю, что в советское время эта икона и многие другие
приводили людей к Богу. Церковь тогда была молчащей.
Многие храмы были закрыты. Где человеку было услышать
живое слово о Христе, о Церкви? Люди начинали
интересоваться иконой, в том числе и
«Троицей», а потом брали в руки Священное
Писание, другие книги и приходили в Церковь. Я лично знаю
нескольких человек, которые после встречи с образом
Рублева пришли к вере в советское время.

– Я помню как-то раз на Пятидесятницу пришел
в храм вечером. В центре, на аналое, лежала икона
«Троица», естественно, копия Рублева. И вот
именно тогда я эту встречу с ней запомнил навсегда. Было
ощущение, что стою я – а передо мной пропасть. Я не
знал, куда деться, как быть с этой пропастью. Ничего
нельзя было сделать. Только стоять на самом краю…
Меня как будто на одно мгновение озарила божественная
молния. Быть может, и у Вас есть свой личный опыт встречи,
опыт прикосновения к этой иконе, не как профессионала, а
как верующего человека?

– Как Вам сказать? Это не случай.. скорее опыт
переживания этой иконы, очень личный. Иногда я пишу стихи.
Я услышала музыку и написала о «Троице». Как
будто она … звучит. Через эти краски я слышала
музыку, которая стала моим стихотворением.

 Основу  сюжета  иконы   «Святая  Троица»  составляет  библейский  сюжет  из  Ветхого  Завета  (Бытие,  глава 18),  когда  к  праотцу  Аврааму  и  его  жене  Саре  у  мамврийского  дуба  явился  Бог  в  лице   трех  мужей:    «И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер [свой], во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер [свой] и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите [в путь свой]; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь».  После  трапезы  мужи  предсказали  супругам,  что  у  них  родится  сын.  Но  те  не  могли  этому  поверить,  так  как  были  глубокими  стариками: «рассмеялась Сарра, сказав: «неужели я действительно могу родить, когда я состарилась»?   И  услышала  ответ —  «Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и [будет] у Сарры сын».   И  чуть  далее   Господь  говорит  Аврааму:   «От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли, ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом [все], что сказал о нем.»

       В  этом  сюжете  многие  богословы  видят  прообраз  Пресвятой  и  Единосущной  Троицы.  «Авраам встречает трех, поклоняется единому. Узрев трех, он уразумел таинство Троицы, а поклонившись как бы единому, – исповедал Единого Бога в Трех лицах»  —  пишет  Блаженный  Августин (О граде  Божьем. Гл. 26).  Авраам,  видя  перед  собой  трех  мужей,  обращается  к  ним  в  единственном  числе «Владыко».   Вот  эту  встречу  Авраама  и  Сары  с  Господом  называют  в  иконописи  Ветхозаветной  Троицей.

      Существует  много  икон  ветхозаветной  Троицы.  Ранние  изображения  (до  иконы  Андрея  Рублева)  глубоко  историчны – на  них  изображалась  бытовая  сцена:  три  ангела (мужа)  сидят  под  дубом  за  накрытым  столом,  рядом  Авраам,  Сара,  всевозможные  атрибуты  сервировки  стола,  отрок,  закалывающий  тельца.  Говорить  о  прообразе  Святой  Троицы  здесь  невозможно.  Эти  изображения  называли  «Гостеприимство  Авраама».

      Православная  Церковь  допускает  только  символическое  изображение  Святой  Троицы,  так  как  непосредственное  изображение  противоречило  бы   концепции  вечного, непостижимого и триединого Бога: «Бога не видел никто и никогда» (Ин.1:18).

     «Троица Святая неизобразима в своем существе, и если Церковь и имеет и чтит изображение Святой Троицы, то изображение это никак нельзя почитать как изображение существа Божия, и нельзя это изображение рассматривать как изображение естества Божия, но следует, думается нам, отнестись к этой иконе как к изображению глубочайшим образом символическому, и только так этот образ может быть совершенным. Вне символического разумения иконы Святой Троицы не может быть правильного почитания ее, и, можно сказать, — не может возникнуть самое изображение Святой Троицы»  —  пишет  Инок  Григорий.(2).

      Преподобный  Андрей  Рублев  сумел  изобразить  на  своей  иконе  главный  догмат  христианства:  Бог  един  в  трех  лицах – Бог  Отец,  Бог  Сын,  Бог  Святой  Дух.  В православном  учении  Троица  именуется  Единосущной,  Нераздельной,  Живоначальной  и  Святой.    Преподобный  Андрей  Рублев  отказался  на  своей  иконе  от  подробностей  сюжета  Ветхого  Завета:  на  его  иконе  отсутствуют  Авраам,  Сара,  отрок,  сервировка  стола  изменилась —  на  нам  только  чаша.  Чаша —  Символ  жертвы  и  икона  наполнилась  совершенно  другим  содержанием —  это  уже  не  трапеза – совершается  Таинство  Искупительной  жертвы.

       Все  центральное  место  иконы  занимают  три  ангела.  Принцип  Единосущности  трех  ипостасей  Бога  передан  на  иконе  изображением  фигур  ангелов  однотипно,  все  они  наделены  равным  достоинством. Каждый  из  ангелов  изображен  с  жезлом  в  руке.    Нераздельность у Рублева видна из того, что изображенные ангелы объединены  стоящей  на  престоле  жертвенной чашей, символом евхаристической жертвы.  На  иконе  есть  еще  несколько  символов.  Маврийский  дуб – дерево —  символизирует  дерево  жизни —  указывает  на  живоначальность  Троицы,  Гора воплощает святость Троицы, а дом — Божие  Домостроительство.

     Ангелы  на  иконе  изображены  одинаково,  но  есть  и  различие.  И  естественно  возникает  вопрос,  какое  лицо  Святой  Троицы  с  каким  ангелом  отождествлять,  ведь  иконописцем  по  этому  вопросу  ничего  не  указано  Можно  выделить  три  мнения  к  этому  вопросу. (1).

     Согласно  одному  мнению  в  центре  расположен  Бог Отец,  по  правую  руку   от  Отца  (одесную) –  Бог  Сын,  соответственно  с  другой  стороны  Бог Святой  Дух.  Это  толкование  показывает  иерархичность  личностных  отношений  внутри  Святой  Троицы,  Хочу  подчеркнуть,  что  именно  личностных.  От Бога Отца извечно рождается Бог Сын, и исходит Бог Святой Дух. Центральное место на иконе (условно главное) отдается, таким образом, Богу Отцу – «Отец Мой более Меня» (Ин. 14:28).

     Согласно  второго  мнения  слева  расположен  Бог  Отец,  в  центре  Бог  Сын,  соответственно  справа  Бог Святой  Дух.  Ангелы  расположены  в  порядке  определенном  Символом  Веры – Бог  Отец,  Бог Сын,  Бог Святой  Дух,  в  том  порядке, который заключен в словах молитвы Господней: «Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя».

    Согласно  третьей  точки  зрения,  выраженной  решением  Стоглавого  Московского  Собора  1551г.  икона  должна  рассматриваться,  как  единое  целое, запрещается отмечать на иконе Святой Троицы различные ипостаси: «У Святой Троицы пишут перекрестье ови у среднего, а иные у всех трех. А в старых писмах и в греческих подписывают «Святая Троица», а перекрестье не пишут ни у единого. А иные подписывают у среднего «IС ХС Святая Троица». И о том ответ. Писати живописцем иконы с древних образов, как греческие живописцы писали и как писал Ондрей Рублев и прочий пресловущии живописцы, а подписывать «Святая Троица». А от своего замышления ничтоже претворяти(А от своих представлений ничего не дописывать)».  Нужно  отметить,  что  в  качестве  образца  написания  икон  Святой  Троицы  Собор  рекомендовал  творение  Андрея  Рублева.

    Но я  солидарен  с  мнением  академика Бориса Раушенбаха: «Несомненно, однако, что проблема отождествления ангелов и Лиц имеет второстепенный характер. Ведь как бы ни решался вопрос о соответствии между ангелами и Лицами, Троица продолжает оставаться лишь Троицей. Меняется лишь толкование жестов, но никак не кардинальное качество иконы, которым естественно считать полноту выражения догматического учения о Троице».

     По толкованию греков, образ Троицы — не только воплощение Триединого Божества, но и образ веры, надежды и любви. И  хотя  «он не в иконостасе Троицкого собора, но обращен к людям, в большинстве своем далеко отстоящим от Церкви. Образ Троицы близок не только людям, никогда не покидавшим Церковь, но и далеко ушедшим от нее, и даже, как это ни странно, враждебным ей. И надо в этом усматривать изволение Самой Живоносной Троицы. Это благовестие, влекущее всех к источнику неиссякаемой жизни…»(2).

       Источник:

  1.  http://iconkuznetsov.ru/index.php?sid=359&did=12

      2   Инок  Григорий (Круг)      Мысли  об  иконе   http://www.hram-veshnjaki.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3061:2011-10-24-22-19-18&catid=100:everyone-know&Itemid=155

Статью подготовил Игорь Зайцев

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как папа писал два сочинения
  • Как папа выбирал профессию рассказ а раскин читать
  • Как папа был маленьким читать рассказ
  • Как определить не пишется раздельно или слитно или раздельно
  • Как определить композицию рассказа

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии