Память
Как быстро запомнить и пересказать текст?
Содержание
- Способы запоминания текста
- Как подготовиться к пересказу?
- Практические советы
Не только в школе возникает необходимость запомнить и выучить текст, какую-либо информацию. Школьная зубрежка не позволяет вникнуть, вчитаться в материал. Если для учителя достаточно бессмысленного повторения текста, то во взрослой жизни нам точно необходимо понимание, тем более если требуется пересказ прочитанного. Далеко не всем от природы даны острая память и способность схватывать налету, но можно научиться запоминанию.
Способы запоминания текста
Мозг нуждается в постоянной тренировке. Если этого не происходит, он будет отключаться и довольно скверно усваивать информацию. Чтобы быстро запоминать текст, можно использовать разные методики. Специалисты рекомендуют так тренировать память:
-
вспоминать разные неприятные ситуации и конспектировать воспоминания письменно;
-
менять обстановку, когда заучиваете разные вещи, например переходите из комнаты в комнату;
-
проговаривайте громко и четко все фразы вслух, используйте жесты, эмоции;
-
сделайте аудиоверсию текста и прослушайте перед тем, как лечь спать;
-
хождение во время заучивания отлично стимулирует память;
-
запоминая слова, используйте метод 60 секунд – выделяя по 1 секунде на каждое слово;
-
учите иностранные языки – это эффективно тренируют мозг и память.
Очень важно отказаться от зубрежки – этот метод не имеет к заучиванию никакого отношения. Зубрежка подразумевает бездумное заучивание фраз и слов в нужной последовательности, занимает много времени, смысл при этом теряется.
Наиболее эффективно усваивать и пересказывать материал, здесь нет стопроцентной точности, зато смысл запоминается максимально верно. Но этот метод не подходит для заучивания формул и других точных понятий.
Основной способ эффективного запоминания состоит из нескольких частей:
-
прочитывание текста несколько раз;
-
вникание в суть, выявление главного;
-
составление плана.
Полезно разбивать текст на части и запоминать «порционно» – это называется структуризация. Максимально сосредотачиваться рекомендуется на середине, так как начало и конец, как правило, содержат много общей информации.
Используйте способы быстрого запоминания:
-
распечатка отрывков и развешивание их в наиболее посещаемых зонах жилья;
-
закрытый паблик в соцсетях и публикация по таймеру частей текста;
-
даже чтение мимоходом откладывает в памяти значимую информацию;
-
перевод слов в зрительный образ – прекрасный способ запоминания;
-
назначение наград за каждый выученный отрывок – вход в соцсеть, чай с печеньем, отдых, короткая прогулка;
-
лучше всего запоминается текст, прочитанный утром, – вне зависимости от особенностей биоритмов в идеале именно после пробуждения и умывания повторять выученное накануне.
Отличный метод запоминания – пересказ текста. Особенное значение эта техника приобретает в том случае, если необходимо не только выучить, но и пересказать текст.
Как подготовиться к пересказу?
Пересказ, или вольное изложение, прочитанного может требоваться в разных форматах: близко к тексту, максимально приблизительно. Но если у вас плохая память, то любой вариант вызовет трудности. Мышление – процесс непростой, учиться пересказывать необходимо еще в детстве. Если вы хотите научить или научиться этому, нужно заниматься регулярно. Чтобы улучшать свои способности в этой области, нужно периодически что-либо пересказывать другому лицу.
Специалисты рекомендуют соблюдать некоторые правила при подготовке к пересказу:
-
при проговаривании или чтении не используйте шепот – это делается либо про себя, либо четко вслух;
-
если статья или текст носят сложный научный, технический характер, делайте заметки: тезисы, опорные слова;
-
откажитесь от подготовки к пересказу вечером и тем более ночью – лучше всего мозг работает в первой половине дня.
Если вы замечали, что пересказ фильма или книги редко вызывает у людей проблемы, то по большей части это происходит потому, что сюжет чаще всего является предметом обсуждений сразу после просмотра или прочтения. Поэтому текст, который вам важно качественно пересказать, нужно обсудить. Готовиться к пересказу нужно в тихом месте, спокойном, где ничего не отвлекает, с качественным освещением.
Если вам необходимо подготовить к пересказу ребенка, учтите следующие особенности:
-
для домашних занятий выбирайте книги с простым сюжетом и предсказуемым финалом;
-
предварительно расскажите ребенку о содержании объекта тренировки;
-
сюжеты читайте по многу раз, но меняйте интонацию, голос;
-
на протяжении чтения задавайте вопросы;
-
школьник самостоятельно читает книгу, но лучше, если он сделает это вслух, контролируйте темп – он должен быть размеренным;
-
всегда объясняйте то, что непонятно;
-
составьте план и список вопросов, периодически обсуждайте на этой основе текст.
Развитие навыка пересказа поможет ребенку учиться легко, думать образнее, это развивает речь, тренирует память и мышление.
Практические советы
Научиться пересказывать прочитанное желательно еще до школьного возраста. Но далеко не все взрослые могут легко пересказать текст. Чтобы этот процесс не доставлял трудности, необходимо постоянно практически совершенствоваться. Для этого разбейте работы на этапы.
-
Этап словарной работы. В научном или техническом тексте не всегда все слова знакомы и понятны. Их необходимо выписать и узнать значение. В художественном произведении это можно делать в процессе второго этапа.
-
Этап знакомства с текстом. Определяются части смыслового порядка, выделенные определенной мыслью в научном тексте. В любом случае необходимо отвечать на вопрос «о чем здесь говорится» на протяжении чтения. К концу должен быть составлен план из ключевых моментов. Конспект можно зафиксировать на бумаге.
-
Этап обобщения. Здесь произведение оценивается, делаются выводы, подводятся итоги, вычленяются идеи. Главное – определить впечатление, произведенное текстом. После этого этапа лучше сделать паузу, отвлечься и заняться другими делами.
-
Завершающий этап. Повторное чтение необходимо, чтобы освежить в памяти моменты, которые остались за пределами первого прочтения. После этого нужно пересказать текст, по возможности не заглядывая в первоисточник, пользуясь конспектом.
Чтобы начало пересказа не вызвало затруднений, используйте ассоциации – запомните обстановку, в которой происходило заучивание, сам текст, книгу. В произведении художественного плана можно вспомнить, с кем ассоциировались герои. Размышляя таким образом, подглядывайте в книгу. Есть несколько хитростей, которые способствуют более качественному запоминанию и пересказу:
-
визуализируйте картинку в подробностях, со звуками, ароматами, снимайте в голове кино;
-
проговаривать вслух при первом прочтении не нужно, иначе целостной картинки в голове не сложится;
-
пересказывать легче, если есть человек, который готов вас слушать;
-
читайте как можно больше книг – это расширяет словарный запас и тренирует память;
-
самые сложные моменты перечитайте несколько раз;
-
не используйте электронные носители информации, вычитка печатного текста более продуктивна.
Важность изложения
Пересказ текста заключается в изложении прочитанного материала своими словами. Сегодня пересказыванию различных произведений учат в первых классах. Но лучших результатов в учёбе добиваются ребята, которых родители решают подготовить ещё до школы. Нередко дети пытаются заучивать параграфы и небольшие рассказы наизусть, но в их памяти ничего не остаётся. Они должны понимать смысл прочитанного, чтобы усвоить новую информацию и суметь воспроизвести её письменно или вслух.
Изложение материала помогает тренировать память, анализировать разные темы и пополнять словарный запас. Родители не должны заставлять своё чадо заучивать фразы и тексты. Им необходимо объяснить, как надо правильно усваивать материал. Чтобы школьник мог качественно пересказать прочитанное, ему следует выделять в тексте важные факты, искать причинно-следственные связи и улавливать логику изложения. Лучше усвоить материал поможет конспект.
Возможные проблемы
Когда взрослые учат своих детей пересказывать различные тексты, они сталкиваются с трудностями. Некоторым малышам сложно передать прочитанную информацию своими словами. Это может быть вызвано несколькими причинами:
- Маленький словарный запас. Когда ребёнок только познакомился с определёнными словами, он не может объяснить их или подобрать к ним синонимы, поэтому малыш начинает жестикулировать.
- Отсутствие общения с другими ребятами. Обычно малыши ведут себя смело со своими сверстниками и стараются донести до них свои мысли и идеи. Однако дети не такие терпеливые, как взрослые, поэтому при общении каждый говорит быстро и чётко. Поскольку родители всегда выслушают до конца своё чадо, малыш не старается подбирать нужные слова и рассказывает о чём-нибудь медленно.
- Ребёнок не умеет читать. Общения с родственниками и сверстниками недостаточно для развития речи. Малыша необходимо научить читать ещё до школы. Если пропустить этот этап, ему будет сложно поспевать за сверстниками. С помощью чтения он сможет пополнять пассивный словарный запас, выходящий за рамки быта. В дальнейшем новые слова помогут с пересказом прочитанной информации.
Во время пересказа нередко возникают и другие проблемы. Дети часто нарушают порядок повествования. Иногда они придумывают события или персонажей, которых не было в тексте. Часто дошкольники неправильно употребляют падежи или повторяют одни и те же слова. Также бывает, что одну часть материала дети описывают слишком кратко, а другую — подробно.
Только регулярные тренировки помогут малышам правильно пересказывать текст и выстраивать грамотную речь.
Разновидности пересказа
Существует несколько разновидностей изложения текстов. В каждом случае ребёнок может совершать разные ошибки из-за особенностей изложения.
Основные виды пересказа:
- Подробный. Самый распространённый вид изложения отличается максимальной точностью и близостью к оригинальному тексту. Ребятам бывает сложно начать и закончить пересказ. Нередко они искажают факты и говорят с ошибками. При подробном изложении ребёнку следует тщательно изучить и проанализировать текст, а затем пересказать его по частям. Также нужно обращать внимание на художественные приёмы, синтаксис и литературные средства выражения.
- Выборочный. Этот вариант требует изложения только части материала. Пересказ должен ответить на главный вопрос. Ребёнок обычно не может выделить основную мысль в тексте, поэтому ему надо указать на ключевые моменты рассказа или сказки.
- Сжатый. Такая разновидность изложения сложнее подробной. В этом случае требуется кратко представить прочитанный текст, не упустив главные детали. Дети часто исключают основные факты, искажают суть темы или теряют логику повествования. Кроме того, могут возникнуть проблемы в передаче диалогов. В этом случае следует поработать с детьми над косвенной речью и планом.
Также есть творческий тип изложения, при котором можно изменять план повествования, дополнять пересказ новыми идеями, инсценировать его или передавать информацию с помощью рисования. Такой вид подачи прочитанного текста даёт возможность рассмотреть его с разных сторон, а также поработать с языковыми средствами.
Основные правила
Чтобы ребёнок научился грамотно излагать мысли, он должен знать правила пересказа текста. Если малыш спокойный и усидчивый, тогда будет легко заняться с ним пересказом текстов.
План изложения материала:
- прочитать текст;
- найти значение незнакомых слов;
- проанализировать текст, определив главную мысль;
- разделить текст на смысловые части и устно составить план изложения;
- придумать заголовки к каждому этапу повествования;
- обсудить все части по отдельности, выделив интересные моменты;
- описать главных героев и их поступки;
- определить последовательность событий в рассказе или сказке;
- соединить все части и пересказать их.
Чтобы ребёнку было легче пересказывать, родителям следует задавать наводящие вопросы, например, когда началось событие или как закончилась история. Подсказывать малышу не рекомендуется, поскольку он сам должен вспомнить прочитанное. Вначале ребёнок может отвечать одним предложением. С постоянными тренировками он научится излагать мысли развёрнуто.
В первый раз взрослому следует пересказать текст вместе с малышом. А потом он может сделать вид, что забыл какое-то событие. В этот момент чадо может продемонстрировать хорошую память и напомнить родителю о позабытой части рассказа.
Многие дети любят рисовать. Ребята могут изобразить на бумаге последовательность событий прочитанного произведения в виде людей и предметов. Если они не умеют рисовать, тогда подойдёт и схема из стрелок, которые станут логическими переходами от одной мысли к другой.
Работа с детьми старшего возраста
Многие учащиеся начальной или старшей школы тоже не всегда могут качественно пересказать материал научной или художественной литературы. При работе со школьниками изложение текстов необходимо разбить на несколько этапов:
- Работа со словарём. Изучая научную литературу, ученики сталкиваются с множеством новых понятий. Сначала им необходимо выписать незнакомые слова и найти их значение в словаре. Объяснить новые понятия могут родители или преподаватели. Со временем ребята научатся самостоятельно пользоваться словарями и справочниками.
- Знакомство с материалом. Школьники должны разделить текст на смысловые части. В научной литературе они выделены абзацами и параграфами. Ученики читают каждую часть и определяют главную мысль.
- Составление плана. На основе ключевых моментов школьники конспектируют материал по пунктам. Позже они научатся мысленно составлять план.
- Обобщение материала. Вместе с учителем учащиеся определяют цель и главную идею текста, а также подводят итог.
- Небольшой отдых. После проделанной работы детям следует дать передышку на 5−10 минут, чтобы они немного отвлеклись и отдохнули. Если задание выполняется в школе, тогда преподаватель даёт школьникам упражнение, которое не связано с текстом. Ученики могут почитать интересные факты об авторе произведения или найти примеры из жизни, связанные с темой урока.
- Повторное чтение. Учащиеся ещё раз читают материал, чтобы лучше его запомнить.
- Устный пересказ. Работу завершают изложением прочитанного текста.
Пересказ следует делать на основе конспекта. Если ребёнку сложно даётся изложение материала, тогда в первый раз он может подглядывать в книгу или учебник.
Ассоциации помогут начать пересказ. Учащимся следует мысленно вспомнить обстановку, которая была при прочтении рассказа или параграфа. Картинки, фотографии и другие изображения на странице с текстом тоже станут опорой для вступления изложения. Если дети работают с художественной литературой, тогда они вспоминают, какие ассоциации у них вызывали герои и события в прочитанном произведении.
Ошибки родителей
Детям интересно познавать что-то новое с родителями. Однако некоторые взрослые не всегда ведут себя правильно по отношению к ребёнку, который только осваивает очередные навыки.
Типичные ошибки родителей:
- Привычка перебивать своё чадо. Если во время пересказа взрослый часто останавливает ребёнка и указывает на его ошибки, тогда малыш может разозлиться, замкнуться в себе и больше не пытаться рассказать прочитанное.
- Открытое недовольство. Некоторые родители жёстко критикуют своих детей, когда они недовольны их результатами в учёбе. Такое отношение отбивает у ребёнка желание познавать новое, поскольку его самооценка резко понижается. Взрослым необходимо быть терпеливыми. Психологи подтвердили, что для ребёнка очень важны поддержка и понимание близких.
- Заучивание материала. Если заставлять малыша учить текст наизусть, тогда он не будет понимать и запоминать новую информацию. Без важного навыка осмысления ребёнок не научится выстраивать грамотную речь.
- Отсутствие похвалы. Любому ученику приятно, когда родители хвалят его за старания. Многие дети ленятся учиться и не желают запоминать новую информацию. Когда родители хвалят ребёнка не только за его победы, но и за старания, у него возникает желание дальше учиться и браться за очередные задачи.
- Сравнение с другими детьми. Когда взрослые сравнивают своё чадо с его друзьями или одноклассниками, которые успешнее его в учёбе, они не понимают, что таким образом развивают в нём комплекс неполноценности. Ребёнок перестаёт ценить себя и в последующем не может справиться с другими задачами.
- Сложная литература. При обучении ребёнка пересказу следует выбирать такие произведения, которые заинтересуют малыша. Он быстрее научится пересказывать увлекательные сказки или стихотворения, чем скучные и сложные рассказы. Кроме того, необходимо начинать с коротких текстов, постепенно переходя к объёмным произведениям.
Дети часто делают ошибки, поэтому важно правильно отнестись к этому и помочь им в развитии нового навыка. Научиться излагать мысли и пересказывать прочитанное довольно сложно для любого ребёнка. После первых попыток пересказа детей надо хвалить и спокойно объяснять, где следует исправиться.
Полезные советы
Существуют различные методы, которые позволяют овладеть навыком пересказа. Быстро выучить нужный материал помогут следующие рекомендации:
- При чтении текста нужно мысленно рисовать картину, отражающую суть произведения. Такой метод помогает лучше запомнить образы и события.
- При знакомстве с текстом не следует сразу выделять ключевые моменты или проговаривать незнакомые слова вслух. Когда ребёнок читает про себя, он лучше воспринимает смысл текста.
- Сложную информацию, особенно научную литературу, надо читать с толком и расстановкой.
- Объёмный текст лучше разделить на 5−7 частей, которые затем следует пересказать по очереди.
- Текст запоминается быстрее, если читать его перед сном. Такой метод применяют, когда необходимо выучить большой текст или любое произведение в короткие сроки.
- Ребёнку будет легче пересказывать материал, если для него найти хорошего и внимательного слушателя.
Научиться пересказывать тексты нельзя за несколько дней. Только постоянные тренировки позволят обрести новый навык и повысить успеваемость в учёбе. Кроме того, умение излагать мысли грамотным языком поможет развить коммуникабельность. Родителям нужно быть терпеливыми и сделать работу для ребёнка максимально интересной, чтобы добиться быстрых результатов.
Зачастую человек задается вопросом: как быстро выучить текст? Особенно часто проблема встает, если объём информации большой, а тема досконально не изучена. Человеку не всегда удаётся запомнить материал с первого раза, поэтому существует несколько особых приемов, которые помогут быстрому запоминанию.
Не стоит бездумно пытаться заучить сведения, такое действие не способно привести к положительному результату, поэтому одно из главных правил гласит, что умение внимательно вчитываться в материал, пытаться вникнуть и уяснить основную его мысль — это и есть две составляющие положительного результата запоминания.
Техника быстрого запоминания текста
Существует несколько специальных техник, действие которых направлено на ускоренное запоминание сведений любого объема. К ним относятся:
- Полный разбор и понимание читаемых данных, важно понять, что написано и какова главная мысль изучаемых сведений.
- Визуализация прочитанного, а именно, постараться мысленно подобрать подходящую картинку к каждому предложению или слову.
- После прочтения информации желательно переписать все то, что запомнилось на лист бумаги. Это поможет понять, какие данные усвоились, а что нужно проработать повторно.
- Прекрасным помощником для заучивания текста считают авторское чтение, то есть прослушивание данных с помощью аудиозаписи.
- Постараться по нескольку раз в день перечитывать изучаемое.
- Для того чтобы выучить текст наизусть нужно читать его перед сном.
- Для быстрого запоминания текста необходимо делать перерывы в период работы.
- Комфортная обстановка и отсутствие внешних раздражителей поможет без труда запомнить большой объем данных.
Как натренировать память для запоминания текста
Мозг человека постоянно нужно тренировать, ведь без всяческих нагрузок он «отключается», а информация не способна усвоиться хорошо. Натренировать память можно с помощью определенных методик, которые помогут лучше запоминать сведения. Как можно быстрее выучить текст наизусть:
- эффективным методом тренировки памяти считается вспоминание различных неприятных ситуаций, которые произошли с человеком за последнее время, а лучше всего письменное конспектирование упомянутого;
- смена обстановки, при заучивании отдельных видов сведений, например, в разных комнатах, такой метод благоприятно влияет на развитие памяти;
- для быстрого запоминания текста и тренировки памяти, специалисты советуют стараться громко и четко проговаривать каждое слово;
- натренировать память можно с помощью жестикуляции и экспрессии, а именно помогать себе с помощью выражения чувств и переживаний, например, если нужно выучить диалог, достаточно просто его разыграть с собеседником, также прекрасной помощью станет жестикуляция отдельных слов и фраз;
- для того чтобы натренировать память и запоминать большие объемы информации достаточно просто послушать себя со стороны, запишите фрагмент текста на диктофон, а перед сном прослушайте аудио в наушниках;
- еще одним действенным методом считается ходьба во время запоминания данных, дело в том, что во время хождения клетки мозга активизируются, а информация быстро и хорошо усваивается;
- тренировать память можно с помощью методики 60 слов за 60 секунд, то есть за 1 секунду нужно произнести 1 слово, это могут быть как названия растений, так и столицы мира;
- заучивание иностранных слов способно привести к улучшению памяти.
Благодаря данным методикам, можно натренировать прекрасную память и логическое мышление, что поспособствует улучшению запоминания информации, и вопрос «как запомнить большой текст?» отпадет сам собой.
Как читать, чтобы лучше запоминать
Но, все же, как лучше запомнить и усвоить большой объём информации? Натренированная память способна принять большой объем сведений, если прибегнуть к улучшению качества их усвоения. Существует целая техника, которая способна помочь усвоить сведения и запомнить их в кратчайшие сроки:
- Сконцентрироваться и попытаться осознать цель, а именно подумать, чем полезна будет данная информация и принесет ли она положительные результаты.
- Ознакомиться с оглавлением и содержанием материала. Главной целью такой техники является осознание того, что читателю предстоит изучить. Такой метод способен не только натренировать память, но и подготовит читателя к длинным или коротким отрывкам.
- Для запоминания и улучшения усвоения предоставленной информации желательно выбирать только бумажные носители, так как вычитка текста с электронного носителя снижает продуктивность на 30%.
- Избавление от внешних раздражающих факторов является еще одним немаловажным моментом для продуктивного результата.
- Краткое резюме каждой главы станет полезным методом для лучшего усвоения информации.
- Попытка пересказать прочитанный материал собеседнику поможет читателю хорошо вникнуть в информацию. Только читать нужно, не заучивая сведения, а пытаться вникнуть в них.
Как быстро запомнить текст и пересказать его
Часто в школах или университетах задают задание – пересказ прочитанной информации. Такой метод используется для того, чтобы читатель не только смог улучшить и укрепить память, но и научился правильно и корректно выражать свои мысли, особенно это касается учеников школьных учреждений. Для того чтобы грамотно пересказать прочитанную информацию следует выполнять некоторые правила:
- для лучшего усвоения данных необходимо хотя бы раз прочитать изложенное заранее;
- правильный выбор времени чтения поможет усвоить материал и точно его истолковать своими словами;
- выявление трудных для изучения моментов и повторение их отдельно;
- определение ключевых моментов текста, взаимосвязи и последовательности действий, это поможет полноценно и качественно пересказать выученный материал;
- хороший отдых после выученного материала – залог качественного пересказа информации.
Статьи по теме:
Оценка статьи:
Загрузка…
Текстовые пересказы тренируют у школьников память, развивают у них логическое мышление и способствуют развитию грамотной речи. Источниками для пересказов обычно являются литературные произведения, работая над которыми, ученики должны запоминать некоторые факты, идеи и их сюжетные линии.
Содержание
- Как делать пересказ текста?
- Как правильно делать пересказ текста?
- Как делать пересказ текста на английском?
- Подробный вид пересказа
- Выборочный пересказ английского текста
- Видео: Как научить ребенка быстро пересказывать тексты?
Обычно детям приходится заниматься пересказом самостоятельно, в качестве домашнего задания. Но далеко не всем им легко дается такого вида тренинг памяти – некоторые вообще не понимают, как к нему подступиться, считая пересказ непосильной для них задачей. Часто и родители не в силах им ничем помочь, так как мало кто из них знаком с техниками запоминания. Так что стоит и им присоединиться к изучению этого материала, чтобы вместе со своими детьми разобраться, как можно научиться правильно пересказывать тексты.
Как делать пересказ текста?
- Под пересказом подразумевается, что заданный текст будет изложен своими словами, но суть его должна быть при этом сохранена и кратко воспроизведена. Главный постулат пересказа: ни в коем случае не зазубривать заданный текст, а понимать то, что ты читаешь.
- Постарайтесь выбросить из головы все лишние мысли, мешающие сконцентрироваться на изучаемом вами произведении. Если абстрагироваться от них полностью вам не удается, займитесь аутотренингом, мысленно, словно мантру, повторяя: «Я не буду думать ни о чем постороннем. О своих проблемах я подумаю потом» — слова могут быть другие, самое главное, чтобы они помогли вам переключиться на изучаемый вами текст.
Вникните в смысл произведения:
- Если вы заинтересуетесь событиями, которые описывает автор, и будете думать: «А что же дальше произойдет с героями этого произведения?», то полдела уже сделано. А так и случится, если вы будете читать текст не просто механически, а вникать в него, сопереживая литературным героям. Тогда вам будет легко следить за логикой событий, которые разворачиваются на страницах произведения, и возможными мотивами поступков главных героев.
- Тексты бывают разными, и запоминать их следует по-разному. Если вам придется заниматься неповествовательным видом текста, то в рассуждения, изложенные на бумаге, проще вникнуть, если понять, как сам автор относится к описываемым им событиям и персонажам.
- В первую очередь следует запомнить имена персонажей, играющих в произведении главную роль. Далее – заняться выделением ключевых моментов, которые повлияли на выстроенные автором сюжетные линии. Именно они станут опорными точками для вашего пересказа – благодаря им вам легко припомнятся все те события, которые вокруг них развивались.
Желательно повторно перечитать или прослушать текст. Благодаря визуальному восприятию он запоминается лучше, но и прослушать его лишний раз также не помешает. Вы сможете задействовать одновременно оба типа памяти, если совместите и повторное прочтение, и прослушивание заданного вам текста.
- Педагоги не всегда разрешают при пересказе пользоваться конспектами. Но для лучшего запоминания стоит во время прочтения конспектировать текст.
- До написания или устного пересказа текста на уроке «прокрутите» его в уме, особенно те моменты, с которыми у вас возникли трудности. Можно несколько раз перечитать поворотные сюжеты, препятствующие мысленному восприятию всего текста в целом. Хорошо, если вы обладаете развитым воображением. В таком случае повествование может у вас ассоциироваться с какими-то собственными образами или эмоциями, что также упростит и ускорит процесс запоминания.
- Не стоит волноваться по поводу того, если вы перескажете текст в вольном стиле, далеком от оригинала. Как мы уже поняли, для пересказа главное — уловить суть произведения, а не заучивать из него целые куски. Наоборот, именно вольное его изложение даст понять учителю, что вы хорошо поработали над произведением.
- Пересказ текста может быть: краткий или подробный, устный или письменный, свободной формы или близким к оригиналу. Овладев описанной выше техникой, вы сможете приобрести навыки пересказов всех этих видов. Кроме того, вы с большей уверенностью будете отвечать на уроках гуманитарной или социальной направленности, где вам приходится сталкиваться с большими объемами информации, так вы будете их с легкостью запоминать и при потребности – пересказывать.
Как правильно делать пересказ текста?
Из разработанных техник можно выделить правила, которыми стоит руководствоваться при подготовке пересказа текста:
- изучайте задаваемые тексты с 7.00 до 12.00 или с 14.00 до 18.00 – в эти часы информация лучше воспринимается мозгом, и поэтому она лучше запоминается;
- не откладывайте изучение текста до последнего момента, лучше с ним ознакомиться заранее;
- ознакомьтесь с общей структурой текста, чтобы в вашем мозгу сформировался единый образ вашего будущего пересказа;
- займитесь определением идей, взаимосвязи, последовательности событий и ключевыми моментами произведения;
- выявите сложные для вашего восприятия поворотные сюжеты и изучите их еще раз;
- позаботьтесь о постоянном развитии своего словарного запаса – тогда ваши пересказы будут качественными и оригинальными;
- при прочтении текста ведите для себя конспект;
- задействуйте для запоминания два вида памяти, поэтому читайте и прослушивайте текст;
- воспользуйтесь ассоциативной памятью – тогда материал лучше усвоится и закрепится;
- после запоминания пересказа устройте себе отдых, а потом закрепите его в своей памяти, перечитав произведение еще раз.
Посредством пересказа текстов тренируется не столько запоминание, сколько понимание!
Как делать пересказ текста на английском?
Английский язык очень отличается от русского, поэтому в пересказе английского текста существуют некоторые нюансы, которыми не стоит пренебрегать, если вы хотите более досконально изучить этот язык.
Различают два вида пересказа английских текстов:
- подробный – это когда текст передают в деталях без повтора фрагмента текста;
- выборочный – это когда на детали в тексте не обращают внимания, а акцентируется внимание только на теме и идее.
Подробный вид пересказа
- Новую лексику и тему учителя обычно закрепляют детальным пересказом, задавая его школьникам на дом. Не считайте это пустой тратой времени, ведь занимаясь пересказом на английском как можно чаще, вы укрепите и разовьете себе память, пополните свой лексикон новыми для вас словами, а заодно и разговорную английскую речь потренируете.
- Если вы научитесь правильно, с деталями, пересказывать английские тексты, то в таком случае вы вскоре более бегло сможете говорить на этом, в общем-то, сложном для нашего восприятия языке. Многие ученики не любят заниматься пересказом, а предпочитают просто вызубрить материал, даже не понимая при этом в нем некоторых моментов.
- Но обычная зубрежка не поможет вам качественно и быстро овладеть английским языком – его понять нужно! Воспользуйтесь нашими советами, как научиться правильно составлять подробные пересказы английских текстов.
Как научиться хорошо пересказывать английские тексты подробно:
- Если вам задали подробный пересказ английского текста, перечитайте его дважды, а если что-то в мозгу не закрепилось, то и трижды. Разобрав заданный текст (нужно понять идею и сюжетные линии источника), займитесь уточнениями его деталей.
- Если вам в тексте попадутся незнакомые слова или даже целые фразы, их следует выделить, перевести при помощи словаря на русский язык, рядом со словами выписать транскрипцию. Когда вы все это проделаете, вам откроются и смысловое значение, и идея сочинения, а еще в вашем мозгу отложатся новые для вас английские слова.
- Далее вам нужно выписать имена главных действующих лиц произведения.
- Найти в тексте главные предложения и выделить их при помощи маркера.
- Набросать небольшой план (конспект), в соответствии с которым вы будете работать над текстом. Если на уроке вам и не разрешат им воспользоваться, но это общеизвестная истина: записанное собственноручно лучше запоминается.
- Перескажите все пункты вашего плана, один за другим, на русском языке. А потом постепенно, абзац за абзацем, запишите их на бумаге. У вас должно получиться изложение по объемам меньшее, чем исходный текст. Вы почувствуете, что у вас все потихоньку начало получаться. Но не останавливайтесь на этом! Возьмите изложенное вами на бумаге и переведите его теперь уже на английский язык.
- Когда вы научитесь пересказывать каждый абзац по отдельности, пришла пора приступить к полному тексту. Четко проговаривайте слова вашего пересказа, и желательно стоя у зеркала. Пускай в это время в качестве критиков побудут ваши родители или друзья – они вас смогут поправить, если вы допустите ошибку в вашем монологе.
- Не забудьте о перерывах в работе — так лучше усваивается информация.
- Когда вы почувствуете, что уже справились с заданием, не нужно и дальше сидеть над ним, наизусть заучивая текст – лучше переключитесь на что-нибудь другое.
- Бегло «пробегите» глазами свое задание перед отходом ко сну, а с утра перед походом в школу еще раз закрепите выученный материал. Это не займет у вас много времени: просто «по диагонали» просмотрите ваше изложение, припоминая новые слова и фразы, и пункты написанного вами плана. Стоит быстренько в последний раз целиком пересказать заученный вами английский текст, настроить себя на позитив – и вы уже готовы к уроку!
Дополнительные советы:
- Если у вас не будет возможности воспользоваться на уроке своим конспектом, не нужно из-за этого теряться и пугаться — спокойно отходите от своих записей. Если вы вдруг забудете, как переводится какое-нибудь английское слово – постарайтесь припомнить его синоним, а можно предложение просто упростить.
- А вот что следует выучить назубок – так это хотя бы штук 10 устойчивых выражений для начала и как можно больше английских слов. Вам обязательно нужно расширять свой словарный запас, без этого изучить английский язык попросту невозможно!
- Если у вас есть такая возможность, выберите для пересказа интересный текст с простой и известной темой – так легче запоминается информация при работе над ней. Если учитель сам выдаст вам текст, который окажется не совсем интересным, «включите» в себе актера. Пересказывайте его уверенно и эмоционально, артистично жестикулируя при этом – и аудитория будет от вас в восторге. А каких-то допущенных вами неточностей при этом, скорее всего, никто и не заметит.
- Если вы что-то забудете, «тяните резину», проговаривая вводные слова – за это время вам, возможно, удастся припомнить забытую фразу. Поверьте, никто вас не станет осуждать за забывчивость какого-нибудь факта, сюжетного поворота или слова.
- Главное – смочь правильно подать эту маленькую неприятность: не стоит замолкать надолго, в панических усилиях припомнить то, что вы забыли. Лучше в таких случаях улыбнуться и попросить учителя подсказать забытый вами момент.
Выборочный пересказ английского текста
- Выборочный пересказ текста на английском языке делать намного легче, чем заниматься подробным. Его предпочтительней делать в письменном виде. Не нужно акцентироваться на деталях источника. Не потребуется использования новой лексики.
- При выборочном пересказе просто обрабатывается информация, а из текста выбрасываются лишние детали. Все это делается для того, чтобы школьники научились с пониманием, а не чисто механически, прочитывать тексты. В этом виде пересказа самое основное заключается в краткости и умении, а для передачи самой суть использовать всего 7-10 предложений.
Как сделать выборочный пересказ английского текста:
- Прочтите заданный текст несколько раз, пока его смысл не станет полностью вам понятен. При этом не нужно заниматься переводом всех неизвестных вам слов, этим вы сможете заняться для пополнения своего словарного запаса чуть позже, когда у вас на это появится время.
- Не нужно заниматься детализированным переводом — тут важно понимать написанное глобально.
- Займитесь определением главной мысли текста и его темы.
- Все важное законспектируйте.
- Несколько самых главных предложений (не более 5) следует выделить при помощи маркера – они вам помогут при пересказе.
- Далее вам понадобится пересказать текст в оригинале без разбивки на абзацы. Если при этом возникнут какие-то сложности, то сделайте вначале свой пересказ на русском языке. Когда вам станет понятен смысл текста, сформулируйте его на английском и повторите его несколько раз, чтобы зафиксировать в памяти.
- После этого прервитесь на часок: короткий отдых позволит лучше усвоиться новой информации. А потом стоит для закрепления материала повторить пересказ на английском языке еще разок.
Пускай вас не пугает задача делать оригинальные пересказы – на самом деле это вовсе не сложно. При правильно поставленной задаче и творческом подходе вы обязательно достигнете успеха.
Статьи о детях и для детей:
- Как родителям подготовить ребенка к школе
- Когда надо выстригать клок волос детям
- Как помочь ребенку, подростку справиться с буллингом
- Чем снять зуд при ветрянке у ребенка
- Можно ли гулять ребенку, заболевшему ветрянкой
Видео: Как научить ребенка быстро пересказывать тексты?
Разберем в этой статье, что же такое пересказ, как научить детей пересказывать тексты и составлять план и какие существуют виды пересказа.
Школьная система обучения построена таким образом, что большинство знаний дети получают посредством пересказа. И здесь выясняется, что наши дети не умеют пересказывать. Они заучивают большие тексты и сбиваются при малейших вопросах или просто не могут вспомнить основную мысль и последовательность событий. Не стоит ругать детей, их нужно научить пересказывать текст.
Что такое пересказ
Пересказом считается изложение текста своими словами. Это живая речь в строгом соответствии с оригиналом, наполненная эмоциональной выразительностью.
К пересказу предъявляется ряд требований:
• отсутствие зубрежки и заучивания отельных фраз;
• соблюдение логики изложения, установление причинно-следственных связей;
• использование авторских образных выражений;
• полнота;
• эмоциональная выразительность.
Последнее требование имеет отношение не только к художественным текстам. Любой пересказ должен быть интересным. Как часто нам приходится слушать монотонный скучный рассказ: исторический, географический и т.д. Любую информацию можно и нужно передавать так, чтобы ее хотелось слушать. Главное, правильно подобрать средства выразительности в соответствии с содержанием.
Учим детей пересказывать
Чтобы пересказать текст, его нужно понять. Понимание текста начинается с его полного восприятия.
Но до чтения нужно разобраться с непонятными словами в тексте. Именно в этом заключается предварительная работа. Нужно выписать новые и сложные слова и разобрать их с детьми.
Запомните: текст для пересказа всегда читается дважды.
Первичное чтение
Первый раз мы читаем текст полностью, чтобы понять общий смысл. Любой текст посвящен одной теме или событию, поэтому важно прочесть его от начала до конца. Позаботьтесь, чтобы ничто не отвлекало ребенка от чтения. Дошкольникам и первоклассникам текст читают взрослые. Как только техника первичного чтения станет достаточно высокой, пусть ребенок читает сам. Младшие школьники читают текст вслух, а затем можно разрешать ребенку читать про себя.
После прочтения задайте ребенку несколько вопросов, чтобы понять целостность восприятия прочитанного:
— О чем текст (рассказ, сказка)?
— Что нового (интересного) ты узнал?
— Что произошло (описывается)?
— Кто главный герой?
— Что тебе больше всего запомнилось?
Разбиваем текст на смысловые части – составляем план. В научных текстах есть параграфы, и детям не составит труда их выделить. Называем части и определяем их содержание, читая выборочно начало и конец, кратко формулируя основные идеи.
Переходим к работе над образами, вспоминаем, как автор описывает те или иные события, зачитываем характеристики из текста. Рассматриваем иллюстрации, если они есть. Просим ребенка высказать свое мнение о прочитанном.
Далее нужно сделать небольшую передышку.
Повторное чтение
Перед повторным чтением нужно сделать установку на пересказ: сейчас прочти (прочтем) еще раз, а ты постарайся запомнить и пересказать.
Художественные тексты читаем целиком, а научные можно разбить на смысловые части (параграфы) и пересказывать по частям.
Собственно пересказ
Важно не подглядывать, а пересказывать полностью самостоятельно. Не перебивайте ребенка. Выслушивайте его, учите его строить монолог. Если ребенок не знает, как начать, то задайте ему наводящий вопрос, но не учите первое предложение. После пересказа предложите заглянуть в текст, чтобы понять, что он забыл или пропустил, помогите ему.
Таким образом, пересказывается весь текст.
Виды пересказа
Школьники должны овладеть различными видами пересказа.
Вид пересказа |
Особенности |
Проблемы освоения |
Как помочь детям |
Подробный |
Пересказ учебного или художественного материала близко к тексту. |
Незнание, с чего начать. Отсутствие эмоциональной окраски. Неиспользование лексики текста, образных выражений. Потеря деталей или отдельных событий. |
Не заучивайте отдельные фразы. При анализе текста спросите, с чего начинается текст? Как еще можно было начать? Обращайте внимание на средства выражения в тексте, просите их повторить. Используйте метод схематизации. |
Выборочный |
Пересказ части текста, с целью ответа на вопрос. |
Неумение выбрать нужный отрывок, пересказ всего текста. |
Составляйте план текста, делите текст на смысловые части. |
Сжатый |
Краткий пересказ сути и основных событий. |
Неумение передать коротко содержание текста, уход в подробный пересказ. |
Учите выделять главные мысли. Составляйте план текста. |
Творческий |
Изменение текста и включение в него новых героев, диалогов, своей концовки, собственных выводов. |
Неспособность придумать нового героя или концовку, сделать свои выводы. |
Рассмотрите различные варианты действий, предложите подобрать героев из других произведений. Учите высказывать свою точку зрения с помощью наводящих вопросов: — Что бы ты изменил? — Хотел бы ты жить там и почему? — Чтобы ты сделал, если бы оказался в этом месте? |
Маленькие хитрости
Читайте текст с интересом, учите ребенка мысленно рисовать картинки.
С младшими дошкольниками можно рассматривать иллюстрации сразу при чтении, а с более старшими детьми иллюстрации рассматривают после прочтения.
Используйте схематизации или метод бутерброда после первого прочтения. Разрешите ребенку использовать свои зарисовки при пересказе.
Станьте благодарным слушателем. Подчеркивайте как интересно то, что рассказывает ребенок.
Пересказу нужно учить, начиная с дошкольного возраста. Этот навык не появляется за один день или месяц. Здесь требуется кропотливая постоянная работа. Однако этот труд будет вознагражден самостоятельным качественным выполнением домашних заданий вашими детьми в будущем. Согласитесь, что очень заманчивая перспектива.
Фото: www.pexels.com globallookpress.com