- 09.10.2020
Обновлено 15.11.2022
Для тех, кто задаётся вопросом: как писать заключение на итоговом сочинении?
Заключение, как и прочие композиционные части сочинения, может быть как стандартным, так и оригинальным.
Информация актуальна для 2022-2023 года!
- Всё об итоговом 2022-2023: направления, темы, аргументы, литература
Заключение должно соответствовать вступлению / теме / основному тексту сочинения по содержанию.
Перед написанием заключения нужно перечитать вступление, вспомнив проблемы, поставленные в нем, и сделать так, чтобы заключение обязательно перекликалось со вступлением, так как отсутствие связи между вступлением и заключением является одной из самых распространенных содержательно-композиционных ошибок.
В заключении можно:
- подвести итог всего рассуждения
- использовать уместную цитату, содержащую суть главной мысли сочинения
- дать краткий и точный ответ на вопрос темы.
Объем заключения: не более 15% от всего сочинения.
Заключение ТРАДИЦИОННОЕ
Существует несколько стандартных способов закончить сочинение:
- Вывод.
Обычно принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного. Это, наверное, самый распространенный способ закончить сочинение. Однако одновременно это и самый трудный способ, т.к. сложно, с одной стороны, не продублировать в выводе то, о чем уже было сказано, и, с другой стороны, не уйти в сторону от темы сочинения.
- Призыв.
Это еще один достаточно распространенный вариант концовки. Здесь желательно НЕ использовать глаголы 2 лица типа «берегите», «уважайте», «помните». Почему? Да все очень просто: каждое сочинение имеет адресата – того, кто его прочитает и к кому будут обращены призывы. В нашем случае это учитель, который будет проверять работу. Получается, что именно его мы и призываем беречь, помнить и т.д. Честно сказать, не очень-то это этично. Поэтому лучше использовать слово «давайте»: «давайте беречь природу», «давайте помнить о ветеранах» и т.д.
- Выражение надежды.
Это один из самых выигрышных вариантов заключительной части, т.к. позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Важно: выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное. Писать: «Хочется надеяться, что природа отомстит за себя и все люди умрут», — не стоит, сами понимаете.
Варианты заключения
- Вывод
Итак, чем же живы люди? Я думаю, любовью. Люди живы любовью к своим близким и друзьям, любовью к родной земле и природе. Их ведет по жизни мечта, надежда на лучшее, вера в свои силы. А помогают идти по жизни добрые чувства: сочувствие, милосердие, чуткость, отзывчивость. Это и есть то, без чего немыслима наша жизнь.
- Призыв
В заключение хочется призвать людей не забывать о том, что природа — наша мать, которая дает нам все необходимое для жизни. Без нее мы не смогли бы существовать. И поэтому наш долг — отвечать ей добром на добро. Давайте заботиться о ее сохранении, бережно относиться ко всему, что нас окружает.
- Выражение надежды
Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что в каждой семье будут царить гармония и взаимопонимание. Хочется верить, что любовь, забота, чуткость станут главными в отношениях поколений.
Заключение ОРИГИНАЛЬНОЕ
Цитата, подходящая по смыслу. Можно запастись заранее цитатами по всем тематическим направлениям, может случиться, какая-нибудь подойдет. Важно: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения. Нельзя использовать цитату только потому, что в ней встречается ключевое слово, (например, в сочинении о природе цитата со словом «природа») и не учитывать ее общий смысл.
- Зарисовка, которая возвращает к вступлению
Я смотрю на освещенные окна домов и думаю о том, как было бы хорошо, если бы за ними не было одиночества, если бы каждый, кто живет там, был окружен заботой.
Перебирая старые фронтовые письма, я мечтаю о том, чтобы в мире никогда не было больше войн, разлучающих семьи.
- Цитата
Таким образом, дружба имеет огромное значение в жизни человека. Недаром Цицерон утверждал: «В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу — все равно что лишить мир солнечного света».
— Композиция итогового сочинения
— Вступление в итоговое сочинение
Смотреть в PDF:
Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.
Заключение в сочинении – финальная часть всей работы.
Как и введение, заключение в сочинении ЕГЭ должно органично соединяться с основной частью работы и являться логическим завершением всех рассуждений по поводу темы, проблем, поставленных автором.
Правильно написанное заключение ещё раз обращает внимание эксперта на самое главное в сочинении.
Содержание статьи
- 1 Заключение в сочинении что это?
- 2 Задача заключения
- 3 Объём заключения в сочинении
- 4 Виды заключений в сочинении
- 4.1 1. Заключение-вывод
- 4.2 2. Развёрнутая мысль
- 4.3 3. Личное отношение к решаемой в тексте проблеме
- 4.4 4. Концовка — афоризм
- 4.5 5. Концовка-ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения.
- 4.6 6. Цитата
- 4.7 7. Корректное возражение автору
Заключение в сочинении что это?
Заключение – утверждение, сделанное на основе вывода.
Заключение представляет собой логически завершённую мысль, высказанную во введении, и является результатом рассуждения о рассматриваемых темах и проблемах исходного текста.
Оно может быть этически корректным возражением автору или согласием и дополнением к его мыслям.
Задача заключения
Задача заключения: логически завершить сочинение, сделать вывод из всех размышлений, написанных в тексте сочинения и подвести итог, если таковой необходим.
Объём заключения в сочинении
Цельность текста сочинения обеспечивается за счёт правильного соотношения частей.
Введение и заключение должны быть не более 1/8 от объёма всего сочинения.
Схематично сочинение должно быть похоже на форму круга, то есть должно быть замкнутым.
Объём заключения: 1 — 3 предложения.
Виды заключений в сочинении
Ниже описаны все возможные виды заключений с примерами, которые можно взять за образец в написании собственного сочинения.
Тот или иной вид заключения можно использовать в зависимости от замысла автора сочинения, темы и проблемы анализируемого текста, а также творческих возможностей выпускника.
1. Заключение-вывод
Cамая типичная и логичная концовка сочинения.
Чаще всего выпускники используют этот вид заключения как самый простой в написании, так как сразу понятно, что подведён итог всех размышлений в сочинении.
Например:
Прочитав текст В.А.Каверина, начинаешь осознавать, что главное в человеке не внешность, а душа. И казалось бы, внешне человек некрасив, но он может обладать внутренней красотой, широкой душой.
2. Развёрнутая мысль
Мысль автора сочинения, выраженная во вступительной части.
Такой тип заключения помогает создать кольцевую композицию сочинения и показывает связь начала и конца работы.
А также показывает проверяющему, что достигнуто смысловое единство работы.
Например:
Материнская любовь животного и человеческая любовь одинаковы. Любая мать готова отдать жизнь за своего ребёнка! И пока мы будем осознавать это, мы будем учиться мудрости у матушки-природы.
3. Личное отношение к решаемой в тексте проблеме
Данный вид заключения позволяет автору сочинения показать неравнодушное отношение к теме и проблеме анализируемого текста и подчеркивает активную жизненную позицию автора.
Например:
Рассказ К.Г.Паустовского никого не может оставить равнодушным. Я согласен с автором, что порядочность человека не зависит от его образования. Поэтому люди всегда должны относиться с уважением к другим людям, кем бы они ни были.
4. Концовка — афоризм
Используя афоризм в конце сочинения его автор показывает свою эрудицию и умение соединять в единое целое разные тексты в зависимости от их проблематики, что делает выигрышным все сочинение в целом.
Например:
В жизни любого человека может настать такой момент, когда он будет готов пожертвовать собственной жизнью ради защиты родных и близких людей, ради защиты Отечества. «В жизни всегда есть место подвигу»!
5. Концовка-ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения.
Если в начале сочинения выпускник использовал риторические вопросы, то, подводя итог размышлениям, уместно в конце сочинения дать краткий ответ на вопрос.
Это придаст смысловую целостность всей творческой работе.
Например:
Герой В.А. Каверина сумел разглядеть за не очень привлекательной внешностью девушки её чистую и прекрасную душу. Сможем ли мы оценить по достоинству человека, не погнавшись за внешней обёрткой? Очень хочется надеяться, что да. Ведь о красоте человека правильнее судить по его характеру и поступкам.
6. Цитата
Цитаты в заключении сочинения – это итоговые суждения, которое отражает идею или проблему текста.
Например:
Родина значима для человека своей историей былых времён, славными предками. Родина — это основа бытия всякого человека, его родной дом, это великий русский народ с его выразительным языком и богатейшей культурой. Поэтому я полностью согласен с автором, что «на каждом из нас лежит ответственность за нашу Родину».
ПРИМЕЧАНИЕ:
Цитаты также используют в качестве введения в сочинении, но там у них другие задачи.
7. Корректное возражение автору
Иногда бывает необходимость выразить своё несогласие с позицией автора по проблеме исходного текста, и сделать это необходимо корректно, чтобы не снизили балл за не соблюдение этических норм.
Данный вид заключения позволяет тактично высказать свою точку зрения, отличную от автора анализируемого текста.
Например:
Сложно не согласиться с Л.Ф.Воронковой. Она права, когда говорит, что каждый молодой человек имеет право сам выбирать, кем ему стать в будущем. Взрослые лишь дают советы, куда пойти учиться. Стоит ли учитывать опыт родителей или лучше выбирать профессию самостоятельно? Думаю, в различных семьях этот вопрос можно решать по-своему.
Таким образом, познакомившись с различными видами заключения в сочинении, выпускник может при проведении тренировочных работ выбрать наиболее приемлемый для себя вид заключения.
Важно!
Заключение, как и введение в сочинении, не оценивается отдельными баллами, но оно необходимо, чтобы получить высший балл за 5-й критерий «Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения» (2 балла).
Рекомендации, как написать вывод в сочинении-рассуждении
На чтение 4 мин. Опубликовано 23.06.2020
Сочинение-рассуждение — одна из сложных форм письменных работ, которая требует творческого подхода. В большинстве случаев время на его выполнение ограничено, поэтому заключению часто уделяется мало внимания. Следование советам, как писать вывод в сочинении-рассуждении, поможет избежать многих ошибок, придаст тексту завершённость и целостность.
Содержание
- Содержание вывода в сочинении
- Способы оформления
- Использование клише
Содержание вывода в сочинении
Это небольшая, но важная часть, в которой необходимо подвести итог на основе вышеизложенных аргументов, заявить о своём личном отношении к ситуации. Это следствие рассуждений, представленных в основном содержании. Благодаря обобщению, заключение выводит поставленную проблему на новый, более глубокий уровень и улучшает логическое восприятие текста.
Зная основные моменты, как писать вывод в сочинении, можно сделать его более убедительным.
При оформлении необходимо соблюдать следующие условия:
- Подводить итог нужно кратко, но точно. Желательно, чтобы объём не превышал 25% всей работы. Достаточно ограничиться двумя — тремя лаконичными предложениями.
- Вывод должен соответствовать теме, вступлению и основному содержанию. Отсутствие связи между вводной частью и заключением является самой распространённой ошибкой. Подводя итог в сочинении, необходимо вспомнить обозначенную проблему и перечитать аргументы. В конце следует согласиться с тезисом или опровергнуть его.
- Заключение в сочинении не должно просто повторять позицию автора. Нужно обобщить все приведённые в тексте аргументы на основе собственной оценки сказанному.
- В этой части нет необходимости перечислять доказательства. Вывод должен стать логическим завершением рассуждений о проблеме.
Способы оформления
В зависимости от того, какой вопрос анализируется в тексте, можно использовать разные виды заключения. Познакомившись с несколькими вариантами, нужно выбрать наиболее подходящий и определиться, как написать вывод в сочинении.
Основные виды оформления:
- Обобщение аргументов, представленных в работе. Это наиболее распространённый и логичный способ написания заключения. В то же время это довольно сложный вариант, так как необходимо подвести итог сочинения, не дублируя основного содержания текста. Следует указать, о чём заставляет задуматься та или иная ситуация, перечислить личностные качества, которые помогают достигнуть цели, какой вывод можно сделать на основе этого.
- Риторический вопрос. Такая форма заключения возвращает читателя к поднятой проблеме, подчёркивает её актуальность. Снова затронув ситуацию, необходимо закончить сочинение очевидным ответом. Это яркий и выразительный способ оформления заключения, но использовать его нужно очень аккуратно, чтобы не нарушить логическую структуру текста.
- Обращение к читателю. Это выражение своей точки зрения о проблеме в форме призыва, который пишется с применением клише «давайте». Обращаясь к людям с какой-либо просьбой, необходимо пояснить, почему это важно для общества, при этом не следует навязывать слишком радикальное мнение.
- Цитирование. Этот вариант следует использовать, когда есть полная уверенность в точности подобранной цитаты. Она должна быть уместна в работе, правильно и полно отражать мнение автора. Рекомендуется подбирать цитаты обобщающего характера.
- Вывод-афоризм. Этот способ требует умения соединять разные тексты с общей проблематикой. Афоризм в заключении подчеркнёт эрудицию автора и сделает выигрышной работу в целом.
Использование клише
Для выражения личного отношения к проблеме уместно применять вводные слова и литературные штампы. Они придают тексту плавность, делают его красивым и помогают выдерживать логическую структуру. Стандартные фразы хорошо запоминаются.
Их использование значительно облегчает оформление сочинения выпускникам школы при сдаче ЕГЭ по русскому языку, а также написание эссе и других итоговых работ всем учащимся.
Вот несколько примеров, как начать вывод в сочинении: «изучив проблему, можно сказать»; «я считаю (я не считаю)»; «перечисленные аргументы доказывают»; «таким образом, хотелось бы отметить»; «давайте будем помнить»; «обобщая сказанное»; «заканчивая рассуждение, обратим внимание».
Позитивный настрой можно передать фразами «хочется надеяться», «хочется верить», «хотелось бы выразить надежду на то, что».
Такие речевые клише, как «прочитав эти строки, понимаешь, что», «автор убеждает нас» дают обратную связь произведению и делают заключение глубоким и ёмким. При использовании цитаты в оформлении можно применить фразу «эти слова выражают главную мысль произведения».
Вывод является неотъемлемой частью любой работы, и чтобы правильно его написать, следует придерживаться правил.
1 мая 2020
В закладки
Обсудить
Жалоба
Как писать заключение в сочинении?
Варианты написания заключения.
ВИД ЗАКЛЮЧЕНИЯ | ОПИСАНИЕ | ПРИМЕР |
Обобщение написанного |
Самая типичная и логичная концовка сочинения. Чаще всего в такой концовке мы возвращаемся к основной мысли сочинения, излагая её более широко и эмоционально. |
Итак, как подсказывает нам история и художественная литература, высокая жизненная цель побуждает человека к совершенствованию мира и самого себя, не даёт остановиться на пути вечного стремления к идеалу. |
Риторический вопрос |
Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, в конце сочинения возвращает читателя к основной проблеме, заключённой в теме сочинения, подчёркивая её актуальность. |
Итак, на протяжении тысячелетий люди воюют. В войнах погибают сотни, тысячи, миллионы человек. Пожалуй, война – самое ужасное явление на свете, и мало кто это может оспорить. И даже в XXI веке человечество не может избежать военных конфликтов. Неужели войны никогда не закончатся? |
Цитата |
Следует помнить, что далеко не каждая цитата будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее Вашу мысль. |
«Кто жесток, тот не герой», — метко сказал Пётр I. Трудно не согласиться с этой мыслью. Как показывает опыт художественной литературы, жестокость не только не делает человека великим, но и внутренне опустошает его, обрекая на мучительное одиночество. |
Призыв к читателю |
Призыв, обращение к читателю акцентируют внимание на главной мысли сочинения, побуждают читателя изменить своё отношение к проблеме. |
Завершая своё сочинение, я хочу обратиться к Вам с просьбой: посмотрите вокруг себя, подумайте о том, нет ли рядом людей, которые нуждаются в утешении, помощи, просто в добром живом слове. Подумайте: кем Вы хотите быть — равнодушным эгоистом или отзывчивым человеком, который несёт добро окружающим? |
Заключение должно подводить итог всей Вашей работе, логично завершать Ваши размышления над темой сочинения. Заключение, как и введение, должно быть органично связано с основным текстом.
Обратите внимание на то, что вывод — это не простое повторение аргументов, как это часто бывает в работах учеников. Это обязательно новая информация, имеющая обобщающий характер.
Порой подвести итоги работы становится куда сложнее, чем ее начать. Прийти к красивому умозаключению в тексте обязательно нужно, иначе ваша работа будет попросту не доделана.
Грамотно написанное заключение станет вашей «вишенкой на торте» и составит окончательное впечатление о вашем сочинении.
Читатель должен почувствовать, что вы полностью раскрыли тему и выполнили все задачи. Как же написать содержательный вывод в сочинении?
Содержание
- 1 Подводим итог в сочинении
- 2 Последовательность действий
- 3 Инструкция по написанию
- 4 Виды заключения
- 5 Рекомендации
Подводим итог в сочинении
Заключение — это последнее, что прочитает проверяющий сочинение, поэтому над ним нужно постараться
Прежде, чем перейти к формулированию заключения, сначала нужно выполнить основную часть работы.
В процессе написания сочинения вы будете реализовывать поставленные цели и задачи, которые должны лечь в основу самого вывода.
Помните, что в выводе вам нужно обобщить всю информацию из основной части и введения текста, затем обратить внимание на раскрытие идеи.
В зависимости от того, хорошо ли написано заключение, можно сказать о том, интересно ли вообще само сочинение. Ценность вывода в логической связи содержания сочинения, а также в обширности повествования.
Последовательность действий
Для написания лаконичного вывода вам нужно выполнить следующее:
- выявить главную мысль письменной работы (Что потребовалось доказать, узнать? Смогли ли вы этого достичь? К каким выводам пришли?);
- написать план работы, по которому вы четко проследите содержание текста и выявите основные моменты, которые можно будет отразить в заключении;
- объединить все небольшие выводы, которые вы делали в процессе написания сочинения, в один большой законченный вывод по всей работе, лаконично подвести свою мысль к итогу
Важно понимать, что вывод не должен быть пустословным. Много воды в заключении писать не нужно, все эмоционально окрашенные высказывания оставьте для основной части.
Просто краткий и красивый итог, никаких оценок, тогда заключение вашего сочинения станет по-настоящему стоящим.
Инструкция по написанию
Заключение пишется после основной части сочинения
Для начала закончите писать введение и основную часть работы и только потом переходите к заключению.
Если у вас не получилось полностью раскрыть тему сочинения, исправьте это.
Прочитайте работу и запишите свои основные мысли и идеи на черновике.
Вам нужно отлично ориентироваться в написанном.
Прочитайте свои записи и обобщите их. Нужно не просто записать выводы, но и сделать акцент на самом важном в сочинении, подвести итог всей работе.
Обязательно придерживайтесь логической последовательности. Помимо подведения итога, в заключении автор должен выразить свою позицию и отношение к рассматриваемой проблеме.
Объем заключения не должен превышать объема основной части. Если у вас получился достаточно большой вывод, желательно его сократить и убрать лишнюю ненужную информацию, то есть воду.
Виды заключения
Заключение может быть стандартным и оригинальным
Условно заключение можно поделить на стандартное и оригинальное, как и любую другую смысловую часть сочинения.
Традиционное или стандартное заключение можно написать несколькими способами:
- вывод — подведение итогов всех вышесказанных фактов и аргументов в сочинении. Его можно назвать самым популярным способом, но одновременно не самым простым, так как тяжелее всего подвести итог и не уклониться от темы, не начать пересказывать и так далее;
- призыв — весьма распространенный способ написания заключения. В своем призыве вам нужно использовать слово «давайте», например, давайте поразмыслим над этим. Потому что, если вы будете писать «поразмыслите над этим», это будет выглядеть неэтично, так как проверять сочинение будет преподаватель. Соответственно получится так, будто вы только его призываете к этому. У каждого сочинения есть свой адресат, к которому нужно грамотно уметь обращаться;
- проявление надежды — вариант концовки, благодаря которому вы избежите дублирования и ошибок в логическом построении. Конечно, выражать надежду стоит на позитивные вещи, например, на светлое будущее и так далее.
Оригинальное заключение пишем следующими способами:
- зарисовка, возвращающая обратно к введению.
- цитирование. Главное, не используйте те цитаты, которые никак не отражают главную мысль и тему сочинения.
Даже если в цитате есть ключевое слово, подходящее к теме, но смысл у цитаты совершенно другой, не вписывайте ее в заключение.
Рекомендации
Высоко ценится тот вывод, который будет более оригинальным и творческим, без использования клише.
В конце концов, вы выражаете свою позицию, поэтому делайте это интересно, чтобы читатель заинтересовался вашей работой. Простота изложения еще не подвела ни одного автора, будь то сочинение, или научная работа.
Такие фразы, как «в заключение» или «чтобы подытожить» звучат чересчур избито. Начать плавный переход к заключению без резкого обрывания мысли тяжело, но это станет показателем вашей грамотности и заинтересованности.
Есть хороший способ перехода к заключению при помощи повторного упоминания затронутой в сочинении проблемы.
Если вы использовали в работе особенно актуальную фразу, можете упомянуть ее еще раз в выводе. Так вы покажете логическую завершенность вашего сочинения.
Помните, что заключение не менее важная часть сочинения, к написанию которой нужно подготовиться и отнестись ответственно.
Если ваши выводы будут недостаточно четко сформулированы, продублированы и неинтересны, преподаватель снизит итоговый балл. Поэтому следуйте всем вышеперечисленным рекомендациям, для написания отличного заключения.
В этом видео вы узнаете, как написать вступление и заключение дипломного проекта:
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Преподаватели не просто так уделяют большое внимание введению и заключению научных работ. Человеческая психология устроена так, что лучше всего запоминается сказанное в самом начале и конце. То же самое относится и к прочитанному в текстовом формате, конкретнее – эссе.
Даже самую слабую работу можно скрасить за счет сильной заключительной части. Что же нужно знать для этого?
Как оформить заключение в эссе
Для начала ознакомимся с основными требованиями, относящимся к заключению.
-
Как и в случае с вводной частью, заключение начинают писать не с отдельной страницы, а просто с нового абзаца. Без отчеркиваний и других разделителей.
-
Слово «Введение» не указывается в заголовке. От основной части плавно переходите к итогам.
-
Выводы делаются исключительно из того, что было написано ранее. Без новой информации и свежих доводов.
-
Объем заключительной части полностью соразмерен с размером самого эссе, а именно составляет 5-10% от него. Следовательно, если в целом текст длится 3 страницы, заключение должно занимать треть последней страницы.
-
Стиль и размер шрифта неизменен — четырнадцатый Times New Roman.
Если соблюдать все перечисленные требования и не упускать ни одного из них, эссе сложится и не вызовет вопросов у преподавателя.
Каким должно быть заключение в эссе
Есть некая модель идеального эссе, основные черты которого изложены ниже.
-
Заключение должно быть сжатым и лаконичным. Пишите коротко и по делу.
-
Заключительная часть должна логичным образом вытекать из основной.
-
Ставить смысловую точку в конце. Делать это необходимо во избежание ненужных дополнительных вопросов у читателя.
-
Написать итог сказанному в основной части. Сделать выжимку и подвести черту.
Советы по написанию заключения в эссе
Перечислим основные рекомендации, которые поспособствуют написанию хорошего эссе.
-
Избегайте новых фактов или утверждений. Ваша задача — подвести итог всему вышесказанному.
-
На протяжении всего текста, как и в заключении, придерживайтесь единого стиля изложения.
-
Избегайте оправдывающихся фраз по типу «по моему скромному мнению». Ваше мнение, высказываемое в эссе, должно быть четким и уверенным.
-
Только факты и доводы. Именно на них, взятых из основной части работы, должен быть основан итог работы.
Методы написания заключения в эссе
Для того, чтобы подвести черту в конце эссе, можно придерживаться одной из распространенных моделей, используемой при его написании.
-
Откладывайте конкретные фразы или идеи для написания заключения при работе над основной частью. Переходя к новому тезису, не забывайте одним предложением резюмировать предыдущий.
-
Подводя итог всему тексту, мысленно спросите себя, для чего все это было написано и какой урок читатель должен извлечь, дойдя до конца. И ответьте на свой же вопрос.
-
Представьте себя в диалоге с читателем. Высказывайтесь не дежурно, а будто бы вступая с ним в дискуссию или разговор, интересный вам обоим.
Типология заключений в эссе
Существует ряд определенных шаблонов и приемов, которые помогают студентам подвести итог в конце текста. Делимся самыми популярными и надежными.
Привести цитату
Возникнут сложности с подбором подходящей по теме цитаты. Звучать будет эффектно, но не все любят такой прием, считая его моветоном.
Задать риторический вопрос
Диалог с читателем всегда в плюс. Стоит лишь выбрать подходящий вопрос, который будет созвучен главной теме.
«Чем же живы люди? Я думаю, любовью. Люди живы любовью к своим близким и друзьям, любовью к родной земле и природе. Их ведет по жизни мечта, надежда на лучшее, вера в свои силы. А помогают идти по жизни добрые чувства: сочувствие, милосердие, чуткость, отзывчивость. Это и есть то, без чего немыслима наша жизнь.»
Резюмировать авторскую позицию
Часто используемый прием, заключающийся в выведении основной мысли из сказанного до. Главное не переходить в чистый пересказ, а просто обобщить уже сказанное.
Выразить надежду
Что может быть лучше оптимистичной концовки, дающей веру в лучшее? Главное не забывать связать этот прием с тем, что было заявлено в основной части.
«Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что в каждой семье будут царить гармония и взаимопонимание. Хочется верить, что любовь, забота, чуткость станут главными в отношениях поколений.»
Призвать к действию
Призыв придется к месту не во всех эссе. Только в тех, цель которых побудить читателя к чему-то. Конечно же, делать это стоит крайне убедительно. Читатель должен поверить вам и не скупиться на эмоции.
Закольцевать
Можете связать заключение с введением через вопрос, заданный в начале. Кольцевая композиция ценится многими, дело останется за логичным и выверенным ответом.
Сделать финал открытым
Довольно смелый прием, требующий основную часть, написанную на высший балл. Все написанное там не должно оставлять вопросов и требовать разъяснений.
Не знаете, где заказать эссе? На нашем сервисе сотни авторов готовы оказать вам оперативную помощь!
Скачать примеры заключений в эссе
КАК НАПИСАТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЕ?
Вот мы и добрались до заключительной части нашего итогового сочинения. Заключение, как и прочие композиционные части сочинения, может быть как стандартным, так и оригинальным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЕ
Существует несколько стандартных способов закончить сочинение:
-
Вывод. Обычно принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного. Это, наверное, самый распространенный способ закончить сочинение. Однако одновременно это и самый трудный способ, т.к. сложно, с одной стороны, не продублировать в выводе то, о чем уже было сказано, и, с другой стороны, не уйти в сторону от темы сочинения.
-
Призыв. Это еще один достаточно распространенный вариант концовки. Здесь желательно НЕ использовать глаголы 2 лица типа «берегите», «уважайте», «помните». Почему? Да все очень просто: каждое сочинение имеет адресата – того, кто его прочитает и к кому будут обращены призывы. В нашем случае это учитель, который будет проверять работу. Получается, что именно его мы и призываем беречь, помнить и т.д. Честно сказать, не очень-то это этично. Поэтому лучше использовать слово «давайте»: «давайте беречь природу», «давайте помнить о ветеранах» и т.д.
-
Выражение надежды. Это один из самых выигрышных вариантов заключительной части, т.к. позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Важно: выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное. Писать: «Хочется надеяться, что природа отомстит за себя и все люди умрут», — не стоит, сами понимаете.
Варианты заключения |
Примеры |
Вывод |
Итак, чем же живы люди? Я думаю, любовью. Люди живы любовью к своим близким и друзьям, любовью к родной земле и природе. Их ведет по жизни мечта, надежда на лучшее, вера в свои силы. А помогают идти по жизни добрые чувства: сочувствие, милосердие, чуткость, отзывчивость. Это и есть то, без чего немыслима наша жизнь. |
Призыв |
В заключение хочется призвать людей не забывать о том, что природа — наша мать, которая дает нам все необходимое для жизни. Без нее мы не смогли бы существовать. И поэтому наш долг — отвечать ей добром на добро. Давайте заботиться о ее сохранении, бережно относиться ко всему, что нас окружает. |
Выражение надежды |
Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что в каждой семье будут царить гармония и взаимопонимание. Хочется верить, что любовь, забота, чуткость станут главными в отношениях поколений. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОРИГИНАЛЬНОЕ
Что касается нестандартных способов завершить сочинение, то здесь выбор не так велик:
-
Завершение рассказа о неком случае, заставившем задуматься над темой (если в качестве вступления был приведен такой рассказ).
-
Цитата, подходящая по смыслу. Можно запастись заранее цитатами по всем тематическим направлениям, может случиться, какая-нибудь подойдет. Важно:смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения. Нельзя использовать цитату только потому, что в ней встречается ключевое слово, (например, в сочинении о природе цитата со словом «природа») и не учитывать ее общий смысл.
Варианты заключения |
Примеры |
Зарисовка, которая возвращает к вступлению |
Я смотрю на освещенные окна домов и думаю о том, как было бы хорошо, если бы за ними не было одиночества, если бы каждый, кто живет там, был окружен заботой. |
Перебирая старые фронтовые письма, я мечтаю о том, чтобы в мире никогда не было больше войн, разлучающих семьи. |
|
Цитата |
Таким образом, дружба имеет огромное значение в жизни человека. Недаром Цицерон утверждал: «В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу — все равно что лишить мир солнечного света». |
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 25 человек из 14 регионов
- Сейчас обучается 73 человека из 29 регионов
- Сейчас обучается 99 человек из 42 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Вебинарный курс
«КАК написать итоговое сочинение на
10 баллов, используя для аргументации всего 6 романов»
ТЕМА
«ЗАКЛЮЧЕНИЕ итогового сочинения. КАКИМ оно должно быть?» -
2 слайд
Цель –движение к зачету – к 20 баллам!
Кто как и с разной скоростью… -
3 слайд
Мотивация
Мультролик -
4 слайд
Цель и условия участия
-отключить телефоны и другие гаджеты, которые отвлекают
-слушать внимательно, задавать вопрос, если не ясно
— работать активно
— писать вопросы, если не понятно
-верить в себя!
-писать, писать и писать! -
5 слайд
Чему научитесь?
Не дублировать вступление в общем выводе
Распознавать типы заключений и выбирать подходящий
Писать правильно заключение сочинения
Писать грамотно заключение
Избегать типовых ошибок, особенно тавтологии -
6 слайд
ЗАБЕРЕТЕ ПОДАРОК – ОБРАЗЕЦ готового сочинения с правильным заключением
Что получите?
-
7 слайд
Критерии оценивания
1.«Соответствие теме»;
2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
3. «Композиция и логика рассуждения»;
4. «Качество письменной речи»;
5. «Грамотность».
Критерии №1 и №2 являются основными. Для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачёта» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачёту» за работу в целом). -
8 слайд
Критерий 3. Композиция
Сочинение отличается композиционной цельностью, логичностью изложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов мысли – 2 балла. -
9 слайд
Критерий 3. Композиция
Сочинение отличается композиционной цельностью, его части логически
связаны между собой, но внутри смысловых частей есть не более 2 нарушений последовательности и необоснованные повторы мысли,
и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть не
более 2 нарушений композиционной связи между смысловыми частями,
и/или мысль не развивается – 1 балл -
10 слайд
Вспомним…вступление.
Типы вступлений:
Вступление № 1. Историческое
Вступление № 2. Аналитическое
Вступление №3.Биографическое
Вступление № 4. Цитатное
Вступление № 5. Личностное -
11 слайд
Вспомним…вступление.
Типы вступлений:
Вступление № 1. Историческое
Вступление № 2. Аналитическое
Вступление № 3.Биографическое
Вступление № 4. Цитатное
Вступление № 5. Личностное -
12 слайд
Заключение – это…
Заключение — это последняя часть вашего сочинения, оно подводит итог вашей работе, логически завершая ваши размышления.
-
13 слайд
Типы заключения
№1. Обобщение написанного
Тема: Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
Тезис:
Не заблудиться на жизненном пути помогают нравственные ориентиры добра, милосердия, чести и достоинства, правды и справедливости.
Вывод:
Таким образом, мы можем сказать, что на жизненном пути помогают не заблудиться высокие цели, которые связаны с категориями нравственности. -
14 слайд
Анализ типа №1
Обобщение написанного — самый распространенный способ закончить сочинение. Однако одновременно это и самый
трудный способ, т.к. сложно, с одной стороны,
не продублировать в выводе то, о чем уже было сказано во вступлении, и, с другой стороны,
не уйти в сторону от темы сочинения. -
15 слайд
Типы заключения
№ 2. Призыв к читателю
Тема: Почему так важно бережно относиться к природе?
Тезис: Необходимо защищать и охранять природу, которая давно ждёт этого от человека. Ведь экологическая проблема стала глобальной, значит, люди уже настолько нанесли много ущерба природе, что только сообща, всем миром можно помочь ей, а значит, и самим себе.
Вывод:
В заключение хочется призвать людей не забывать о том, что природа — наша мать, которая дает нам все необходимое для жизни. Без нее мы не смогли бы существовать. И поэтому наш долг — отвечать ей добром на добро. Давайте заботиться о ее сохранении, бережно относиться ко всему, что нас окружает. -
16 слайд
Анализ типа №2
Это еще один достаточно распространенный вариант концовки. Здесь желательно
НЕ использовать глаголы 2 лица типа «берегите», «уважайте», «помните».
Почему? Каждое сочинение имеет адресата – того, кто его прочитает и к кому будут
обращены призывы. В нашем случае это учитель, который будет проверять работу.
Получается, что именно его мы и призываем беречь, помнить и т.д. Это не этично. Поэтому лучше использовать слово «давайте»:
НАПРИМЕР, «давайте беречь природу», «давайте помнить о ветеранах». -
17 слайд
Типы заключения
№3. Выражение надеждыТема: «В каких ситуациях раскрываются понятия чести и бесчестия?»
Тезис: Размышляя над этим вопросом, считаю, что оба эти понятия раскрываются, как правило, в ситуации нравственного выбора. Так, в военное время солдат может оказаться перед лицом смерти. Он может принять смерть с достоинством, сохранив верность долгу и не запятнав воинской чести. В то же время он может попытаться спасти свою жизнь, ступив на путь предательства.
Вывод:
Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что мы в любой ситуации будем помнить о чести и достоинстве, сумеем преодолеть душевную слабость, не позволим себе пасть духом. -
18 слайд
Анализ типа №3
Это один из самых выигрышных вариантов заключительной части, т.к. позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок.
Важно: выражать
надежду нужно на что-нибудь позитивное. Писать: «Хочется надеяться, что природа
отомстит за себя и все люди умрут», — не стоит, сами понимаете. -
19 слайд
Типы заключения
№4. Цитата.
Тема: Какое значение имеет дружба в жизни человека?
Тезис:
Дружба имеет важное значение, так как она воспитывает характер и высоконравственные качества, такие как доброта, взаимопомощь, преданность, сочувствие, главное, чтобы дружба была настоящей.
Вывод:
Таким образом, дружба имеет огромное значение в жизни человека. Недаром Цицерон утверждал: «В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу — все равно что лишить мир солнечного света». -
20 слайд
Анализ типа №4
Это ОРИГИНАЛЬНОЕ заключение. НО Цитата должна подходить по смыслу. Можно запастись заранее цитатами по всем тематическим направлениям, может, какая-нибудь подойдет.
Важно: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения. Нельзя использовать
цитату только потому, что в ней встречается ключевое слово, (например, в сочинении о
природе цитата со словом «природа») и не учитывать ее общий смысл. -
21 слайд
Перерыв!
Пьем
Чистую
воду!!!
И
поехали! -
22 слайд
Задание
Тема: Необходимо ли ошибаться, чтобы найти верный путь?
ВЫБРАТЬ правильную цитату.
Тот, кто действительно имеет авторитет, не боится признать свою ошибку.
Бертран Рассел
Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает. Теодор Рузвельт
Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще сильнее.
Франсуа Ларошфуко -
23 слайд
Какого типа это заключение?
1, 2, 3, 4 ?
Каждому человеку в жизни приходится делать выбор, но решения, которые мы принимаем, не всегда оказываются правильными. Важно помнить, что от выбора жизненного пути зависит дальнейшая судьба, становление человека как личности. Конечно же, всегда хочется идти своей дорогой, которая приведет к желаемой цели и будет соответствовать нашей индивидуальности. -
24 слайд
Ваш выбор заключения?
Какой тип понятен и близок Вам?
Напишите в чат. -
25 слайд
Почему незачет?
Пример сочинения
«Чем можно пожертвовать ради любимого человека?»
Самопожертвование — готовность пожертвовать собой, ради любимого человека. Люди готовые к этому, чаще всего обладают такими чертами характера, как доброта ,сострадание, смелость. Об этой проблеме размышляли многие авторы.
А.С.Пушкин в произведении «Капитанская дочка» показывает наглядный пример самопожертвования. Главный герой Петр Гринев добрый и отзывчивый человек, жертвовал собой, ради любви к Марье Мироновой, тем самым подвергая свою жизнь опасности. Он заступается за честь любимой девушки, вызывая на дуэль Швабрина, где и получает ранение. Это говорит нам о том, что Петр Гринев своими поступками показал, готовность вытерпеть что угодно ради любимого человека.Тоже самое можно сказать и про Машу Миронову, хрупкую, но смелую девушку, которая решается на отважный поступок. Она одна едет к императрице, чтобы попросить милости, для своего жениха, тем самым, спасает Петра от позора и ссылки.
Так, мы можем сделать вывод, что оба героя готовы были на всё ради друг друга, не задумываясь о последствиях.
Тема самопожертвования также поднимается в произведении А.И.Куприна «Куст сирени». Здесь описана история того, как главная героиня Верочка, внимательная и чуткая женщина потратила все свои силы, для того, чтобы исполнилась мечта Николая. Ради любимого человека она продала все свои украшения и купила кусты сирени, тем самым, пожертвовав своим комфортом.
Так, мы увидели, что несмотря ни на что, вопреки всем преградам и обстоятельствам нужно помогать тем, кто нуждается в помощи, поддержке.
Таким образом, можно сделать вывод, что самопожертвование — это поступок, который может совершить человек, неравнодушный к чужим страданиям, человек с большой силой воли и с большой любовью к людям.237 слов
Оценка эксперта: НЕЗАЧЕТ. -
26 слайд
Почему незачет?
Требование № 1 «Объем итогового сочинения»Рекомендуемое количество слов – от 350
Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении
менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то
выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом
(такое итоговое сочинение не проверяется по требованию № 2 «Самостоятельность
написания итогового сочинения (изложения)» и критериям оценивания). -
27 слайд
Почему незачет?
Критерий № 1 «Соответствие теме»Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия
(например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной
проблемой и т.п.).
«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме, в нем
нет ответа на вопрос, поставленный в теме, или в сочинении не прослеживается
конкретной цели высказывания. Во всех остальных случаях выставляется «зачет». -
28 слайд
Перерыв!
Пьем воду! -
29 слайд
Надеюсь убедительно!
Если пить воду сидя, то из организма выведутся все вредные осадки, в том числе те, которые образовывают камни в почках.
Если пить воду не спеша, тремя глотками, то организм получает кислород и выделяет инсулин.
Инсулин служит защитой от сахарного диабета. -
30 слайд
Итак, что будет с организмом, если не пить воду? Напишите в чат.
-
31 слайд
Если оригинальное заключение, то лучше так:
В заключение хочется выразить надежду на то, что…
Хочется верить, что…
Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …
В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…! -
32 слайд
Составьте заключение к темам
Тема:
Что может исказить жизненный путь человека?Заключение пишем в чат и в тетрадь.
-
33 слайд
Составьте заключение к темам
Тема:
Как обрести счастье?Заключение пишем в чат и в тетрадь.
-
34 слайд
Остались ли вопросы по теме
«Как писать заключение?
Какое писать?» -
35 слайд
ошибки в лексической сочетаемости
Как правило, ошибка эта вызывается тем, что мы смешиваем похожие по смыслу сочетания. Например, из сочетаний «принять меры» и «предпринять шаги» получается ошибочное «предпринять меры».
«Играть роль» и «иметь значение» — «играть значение». -
36 слайд
призыв
В русском языке есть свои нормы и законы, которые необходимо соблюдать — чтобы оставаться грамотными людьми и сохранять «великий могучий русский язык» для будущих поколений. Поэтому давайте будем грамотны! -
37 слайд
Выбери верный вариант
Предпринять меры, предпринять шаги, принять меры
Играть значение , играть роль, иметь значение
Не имеет роли, не играет роли, не имеет значения
Дать поддержку , оказать поддержку -
38 слайд
проверь
Предпринять меры — предпринять шаги, принять меры
Играть значение — играть роль, иметь значение
Не имеет роли — не играет роли, не имеет значения
Дать поддержку — оказать поддержку -
39 слайд
Выбери верный вариант
Одержать первенство — одержать победу, завоевать первенство
Быть в поле внимания — быть в поле зрения, быть в центре внимания
Стремительно ползет вверх/вниз — стремительно поднимается/опускается
Оплатить штраф — заплатить, выплатить штраф
Дешевые цены — низкие цены -
40 слайд
проверь
Одержать первенство — одержать победу, завоевать первенство
Быть в поле внимания — быть в поле зрения, быть в центре внимания
Стремительно ползет вверх/вниз — стремительно поднимается/опускается
Оплатить штраф — заплатить, выплатить штраф
Дешевые цены — низкие цены -
41 слайд
Выбери верный вариант
Повысить выпуск продукции — увеличить выпуск продукции
Улучшить уровень (например, благосостояния) — повысить уровень (благосостояния)
Рост экономики — рост экономических показателей
Приобрести уважение — заслужить уважение
Оказать заботу — проявить заботу. -
42 слайд
Проверь
Повысить выпуск продукции — увеличить выпуск продукции
Улучшить уровень (например, благосостояния) — повысить уровень (благосостояния)
Рост экономики — рост экономических показателей
Приобрести уважение — заслужить уважение
Оказать заботу — проявить заботу. -
43 слайд
Пиши правильно:
принять меры,
нанести визит,
отдавать себе отчет,
привлечь внимание,
играть роль,
иметь значение,
выполнять функцию,
отметить недостатки,
одержать победу,
добиться известности,
смириться с поражением,
вызывать сомнения,
внушать доверие,
представлять интерес -
44 слайд
СОСТАВЬТЕ предложения с 3 словосочетаниями:
Играть (сыграть) роль,
иметь значение,
оказать влияние,
произвести впечатление,
уделить внимание,
иметь успех,
пользоваться успехом,
наложить отпечаток,
пользоваться спросом,
повышать уровень,
одержать победу. -
45 слайд
рефлЕксия
Что нового узнали на вебинаре?
Ваше осознание сейчас: Сложно писать заключение сочинения или просто?
Появилась ли уверенность в самостоятельном написании сочинения на высокий балл?
КАКИЕ вопросы еще актуальны? -
46 слайд
Благодарю за внимание!
Увидимся на следующем вебинаре в пятницу вечером.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 054 718 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Материал подходит для УМК
Другие материалы
- 02.12.2021
- 1951
- 40
- 02.12.2021
- 218
- 8
- 02.12.2021
- 839
- 54
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Подростковый возраст — важнейшая фаза становления личности»
-
Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»
-
Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
-
Курс повышения квалификации «Основы менеджмента в туризме»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
-
Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»
-
Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»
-
Курс профессиональной переподготовки «Гостиничный менеджмент: организация управления текущей деятельностью»
-
Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»