Как писать сказки джанни родари

Джанни РОДАРИ

ГРАММАТИКА ФАНТАЗИИ. ВВЕДЕНИЕ В ИСКУССТВО ПРИДУМЫВАНИЯ ИСТОРИЙ

В книжке говорится о некоторых путях придумывания рассказов для детей и о том, как помогать детям сочинять самим.

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

«Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», — так писал великий Пушкин.

Многим, очень многим молодцам и молодицам дошкольного и младшего школьного возраста преподали благородный урок доброты, мужества, находчивости замечательные сказки Джанни Родари.

Моя первая встреча с Родари произошла в городе Веймаре, как бы озаренном именами Баха, Гете, Шиллера. Там в дни Международного симпозиума по проблемам детской и юношеской литературы я познакомился с кумиром миллионов дорогих наших мальчишек и девчонок. Если бы меня после этой встречи спросили: «Какова главная черта Джанни Родари?» — я бы не задумываясь ответил: «Любовь к детям».

Некоторые наивные люди, как мне уже доводилось писать, полагают, что «весело» и «несерьезно» — одно и то же. Еще и еще раз хочу повторить: именно юмор и занимательность — порой кратчайшее расстояние между самой серьезной проблемой и сознанием ребенка. Джанни Родари хорошо понимает это.

У его новой книги несколько неожиданное для советского читателя нарочито научное название — «Грамматика фантазии». В этом названии отражено вполне серьезное, но все же чуть-чуть ироническое отношение автора к бесчисленным фолиантам современных теоретических изысканий. Живая заинтересованность в воспитании поистине творческой, свободной личности заставляет Родари внимательно присмотреться к проблемам ее развития. Опираясь на солидные исследования ученых, он предпринимает смелую и несомненно удавшуюся ему попытку написать нечто вроде пособия для родителей и учителей, преследующего вполне практическую цель — научить взрослых тому, что иные из них разучились делать, — играть с детьми. Не поучать, не обучать, а играть и фантазировать, сочинять сказки, стихи, загадки, придумывать истории.

Книга Родари внешне подражает жанру «ученого трактата», но под пером талантливого сказочника «трактат» превращается в увлекательную игру с научными теориями. Открытия ученых он подвергает своего рода экспериментальной проверке на детской аудитории, начиная с малышей, едва научившихся ходить, и кончая старшеклассниками. Успех этих экспериментов убедительно свидетельствует, насколько точно определил Родари те «биномы» и «уравнения», воспользовавшись которыми можно проникнуть в прекрасный мир воображения ребенка.

Я не собираюсь пересказывать содержание всей книги зачем отбирать у читателей радость личного знакомства со столь необычным произведением? Скажу лишь одно как и все другие произведения Джанни Родари, эта книга одухотворена трогательной любовью к юным гражданам планеты, заботой о том, чтобы мы, взрослые люди, научились изобретательно и жизнерадостно пробуждать интерес ребят к творчеству.

«Грамматика фантазии» в высшей степени полезна для всех, кому дороги дети, кто хочет вырастить их людьми гармонически развитыми, наделенными счастливой способностью мечтать и осуществлять свои мечтания.

Вот уже много лет я возглавляю жюри Всесоюзного смотра сочинений школьников. Это, мне кажется, самый массовый литературный конкурс в истории человечества: только в одном последнем смотре участвовало более девяти миллионов ребят. Я с увлечением прочитал сотни ребячьих сочинений и могу смело утверждать приобщение к творчеству дарит ребенку очень много истинно важного, необходимого человеку, даже если он и не собирается стать в будущем литератором, композитором или живописцем.

Приобщать ребят к радости творчества должны, разумеется, мы, взрослые друзья детства и юности. Как это сделать? — спросят меня. Вместо ответа я посоветую прочитайте «Грамматику фантазии» Джанни Родари!

Анатолий Алексин

К СОВЕТСКОМУ ЧИТАТЕЛЮ

История этой книги рассказана в первой главе, так и озаглавленной «Предыстория». Я и впрямь думал о ней, мечтал больше тридцати лет, а в итоге получилась кроха, которую логичнее было бы назвать не «книгой», а «тетрадью». У меня даже не хватило духу присовокупить после слова «конец» перечень чужих произведений, чтение которых служило мне подспорьем для раздумий и мечтаний. Из боязни показаться слишком амбициозным и самоуверенным я решил: никакой «библиографии». И тем не менее этой мини-книжкой, этой микро-книжкой, этой книжонкой я доволен. В Италии ее прочли десятки тысяч учителей. И даже (по ошибке) некоторые ребята; многие из них писали мне потом, просили пояснений.

Сейчас книга переводится на французский, испанский и японский языки. Но я рад, что первое переводное издание выйдет на русском. Рад, во-первых, потому, что Советский Союз был первой страной, которая с такой щедрой теплотой отнеслась к моим сказкам и детским стихам, признав их даже раньше, чем Италия, где лишь в последние годы мои сочинения стали проникать в школьные учебники. Во-вторых, — читатель сам в этом убедится — в тексте цитируется столько русских, советских авторов, что книжка держится на них, как крыша на стенах. В-третьих, мне любопытно посмотреть, каким образом игра слов, к которой я многократно прибегаю и которая в итальянском варианте напрашивается сама собой («сама собой», но сколько за каждым таким «пустячком» труда), — как эта игра слов прозвучит на русском языке, насколько мне известно, очень богатом на выдумки, очень поддающемся самообыгрыванию.

Не надо воспринимать «Грамматику фантазии» как какую-то мою «поэтику», мою «систему» или сборник рецептов для приготовления сказок; она — всего лишь скромный экскурс в область фантазии как орудия познания действительности. Путь, следуя которому окунаешься в гущу жизни, а не витаешь в облаках. Если хотите, оружие для борьбы, а не щит.

Как итальянец и писатель, пишущий по-итальянски, я, разумеется, все время исходил из реалий итальянского быта, из наших, итальянских, споров и проблем (школьных и других). Возможно, это ограничивает значение книги для советского читателя, как и для всякого зарубежного читателя. Но что поделаешь! Быть иным, чем я есть, я не могу. Единственное, о чем хотелось бы просить читателя — в данном случае советского, — это отнестись к моей книге (книжечке, книжоночке) как к документальному свидетельству мыслей и чувств итальянского сказочника, стремящегося быть одновременно гражданином своей страны, активным участником битвы идей.

Идея, лежащая в основе «Грамматики фантазии», проста: она сводится к тому, что воображение не есть привилегия немногих выдающихся индивидов, что им наделены все. Советский психолог Л.С.Выготский сказал это на сорок лет раньше меня, так что никакой Америки я не открыл… Но дело в том, что идеи прокладывают себе путь очень медленно, и надо неустанно двигать их вперед.

Я с огромным удовольствием узнал, что у нас, в Италии, моя книга используется как пособие по методике преподавания математики (в Пизанском университете). Более того, некоторые математики толковали о ней на своем всеитальянском конгрессе. Я посетовал, что в юности недостаточно занимался математикой. И еще лучше понял: математика вездесуща, она присутствует даже в сказках; кое-какие догадки на сей счет у меня мелькали (в книжке я о них говорю). Поэтому пусть простит мне читатель, если я на вопрос ребенка: «Что надо делать и как работать, чтобы стать сказочником?» — неоднократно отвечал: «Учи как следует математику».

Мне и самому хотелось бы научиться овладеть счетными устройствами, работать с электронным мозгом… Да вот беда: старею. А может еще не поздно? Воображение и математика, фантазия и наука — не соперники, не враги, а союзники, руки и ноги одного тела, дочки и матери одного интеллекта. Мой идеал — цельная личность. Я считаю, что нашей эпохе, нашей планете необходимы цельные люди. Тут разрешите мне поставить точку, не то я впаду в слишком торжественный тон, совершенно не подходящий для такой книжечки, как эта.

Способы Джанни Родари

1.      
 Знакомые
герои в новых обстоятельствах.
Этот метод развивает фантазию, ломает
привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых герои попадают в
новые обстоятельства, которые могут быть невероятными.  “Гуси – лебеди”.
Новая ситуация: на пути девочки встречается серый волк.

2.      
Спасательные
ситуации в сказках.
Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов
и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из трудных
обстоятельств. «Гадкий утенок». Когда утенок улетел с хозяйского двора,
то попал на озеро, где вскоре началась охота. Как утенку не стать добычей
охотников?

3.      
Сказки 
по-новому.
Этот
метод помогает по – новому взглянуть на знакомые сюжеты.Старая сказка – “Крошечка
— Хаврошечка”
Сказка по – новому  – “Хаврошечка злая и ленивая”.

4.      
«Сказки
«наизнанку». 
Берется
любая знакомая сказка, и ее героям приписываются прямо противоположные
свойства. Например, сказка звучит совершенно по-другому, если волк в ней будет
добрый, а Красная Шапочка – злая («Красная Шапочка»); Колобок будет сделан не
из теста, а из смолы («Колобок») и т. п. 

5.      
«Сказки
«задом наперед».

Рассказывание сказки начинается не сначала, а с конца. Это уже более сложная
задача, но дети справляются с ней достаточно быстро. Первоначальное
использование приема предполагает опору на картинки-иллюстрации. Постепенно
можно переходить к рассказыванию без наглядного материала.

6.      
 «Сказка
со «сменой места действия».
Сюжет знакомой сказки перемещается в другое время и пространство.
Например, Колобок в космосе, козлята и волк на необитаемом острове. 

7.      
«Перевирание
сказки».
Взрослый
начинает рассказывать сказку, несколько изменяя ее повествование. Ребенок же в
процессе восприятия включается в игру и уже самостоятельно начинает изменять
течение событий, вводить новых героев и т. п.

                  Например, сказка «Красная шапочка».

Взрослый (начинает) : Жила-была Желтая
шапочка. 

Ребенок: Не желтая, а Красная. 

Взрослый: Да, Красная, ее так папа
назвал. 

Ребенок: Не папа, а мама… и т. д. 

8.                 
«Салат» из
сказок
Рождение
новой сказки происходит за счет объединения двух или нескольких знакомых
сказок. 

9.                 
«Сказочная
путаница»э
Сначала
детям предлагают распутать клубок из сказок: «Жили-были дед да баба. Была у них
курочка-репка. Дед ел, ел, не съел. Баба ела, ела, не съела. Покатилась репка
дальше. Катится, а навстречу ей избушка на курьих ножках. «Избушка, избушка,
кто в тереме живет? Выгляни в окошко – дам тебе корытце… » и т. д. После того,
как дети справятся с заданием, им предлагают придумать сказку-путанку
собственного сочинения. 

Каждая мама знает, как важно рассказывать ребенку сказки. А с каким удовольствием малыш слушает эти волшебные истории! Если все сказки ваше маленькое чудо знает уже наизусть – не теряйтесь, придумывайте новые вместе с ребенком! С советами автора «Приключений Чиполлино» это совсем несложно.
1. Сказка «на новый лад»
Народные сказки и их обработка — неисчерпаемый кладезь тем. Вы можете вспомнить знакомую сказку и переделать её: например, сообщить главному герою черты вашего ребенка, вплести в сюжет случай из жизни или изменить обстоятельства, в которых существуют персонажи.
2. «А что было потом»
Если малыш уже хорошо знаком с какой-либо сказкой, предложите ему вместе подумать, что стало с героями после того, как сказка закончилась. Понравилось Золушке жить во дворце, или они вместе с принцем сбежали и построили собственный дом? Как делили между собой репку все герои сказки?
3. «Сказки наизнанку»
Как повернулся бы сюжет «Красной шапочки», если бы волк был добрый, а девочка – злая? Колобок не убежал от бабушки и дедушки, а остался с ними… А может быть, подружился с каждым на своем пути и вместе они перехитрили лису — фантазируйте!4. «Сказочный салат»
Подтолкнуть воображение к новой истории помогут известные персонажи. Например, вместо доброй тети-феи у Золушки в чулане нашлись бы сапоги-скороходы. Как она с их помощью попадет на бал?
5. «Стеклянный человечек»
Придумайте необычного героя и опишите его жизнь. Какой у него дом? Поведение? Друзья? В процессе описания вы с ребенком обязательно наткнетесь на интересную деталь, которая поможет развить сюжет.
6. «Фантастическое вычитание»
Попробуйте мысленно убрать из сказки что-то, что существует на свете. «Однажды Зебра проснулась без черных полосок на шерстке…», «Проснулась утром Маша, а солнца на небе – нет и нет…»
7. Смешные истории на ходу
Небольшие рассказы можно быстро придумывать несколькими способами. Первый — построить историю на ошибке (например, мальчик всегда надевает носки на руки), второй — «оживить» известную вам метафору («время остановилось», «сладкие речи»). Третий способ — мысленно поместить заурядного персонажа в необычный для него контекст (рыбку — на дерево, зубную щетку — на полку с игрушками)
8. Рассказы за столом
Истории для самых маленьких можно сочинять, оживляя во время кормления предметы, находящиеся на столе. Придумайте предметам или частям тела необычные свойства,например, нос-кран, ложка-корабль и т.д. — и маленькая сказка родится сама собой.

автор: Казмина Марина Владимировна

учитель начальных классов МОУ СШ № 55 “Долина знаний”

мастер-класс «Методы фантазирования по Джанни Родари»

Мастер-класс «Методы фантазирования по Джанни Родари»

учитель начальных классов

Казмина М.В.

МОУ СШ № 55 «Долина знаний»

Волгоград

  1. Оргмомент

Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады сегодня видеть вас на мастер – классе. Надеемся, что он будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой. Мы желаем нам успехов.

  1. Мотивация к мастер-классу.

– Одним из стимулов по развитию читательского интереса является творчество. В Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ, принятой в июне 2017 года, подчеркивается, что необходимо развивать самостоятельную, читательскую, творческую деятельность младших школьников.

-Предлагаем нашу работу начать не совсем обычно, а именно с просмотра музыкального клипа очень творческой певицы. Вы любите песни? Отлично! Ведь не зря говорят «нам песня строить и жить помогает». А в нашем случае она поможет нам узнать тему нашего мастер-класса. (просмотр клипа Н. Кадышевой «Фантазия» 2мин 42 с).

– Как одним словом можно сказать о чем пела Надежда Кадышева?

– Тема нашего мастер-класса «Методы фантазирования по Джанни Родари»

– А нужно ли учить ребенка фантазировать?

– Да, это полезное занятие. Важно помнить, чтобы фантазия не переходила ту грань, за которой начинается вранье.

   – Осуществляемую деятельность можно расценивать как творческую, когда получается конечный продукт.

    – Критерии этой деятельности:

      оригинальность;

      новизна;

     убедительность.

– Я попрошу вас оценить свое умение мыслить творчески, фантазировать. Оцените на каком уровне вы сейчас находитесь.

  – А фантазировать легко или трудно? Давайте проверим и проведем небольшую самодиагностику «Уровень новизны».

– Я попрошу вас за 10 секунд нарисовать домик.

  – Давайте проверим:

 Если у вас получился примерно  такой домик – вы находитесь на первом уровне новизны

если рисунок представляет собой изображение домика с различными деталями, может быть объёмное изображение или рисунок многоэтажного дома– на 2 уровне, 

если рисунок гнезда, конуры, аквариума, пенала… («домики» для птицы, собаки, рыбы, ручек) – на 3 уровне и вы преодолели психологию инерции, которая чаще всего и мешает нам придумывать, фантазировать.

– Теперь зная эти уровни, вы не хотите внести изменения на пути продвижения к Пику фантазии?

– Давайте на нашем мастер-классе скажем НЕТ психологической инерции с помощью методов фантазирования, которые придумал Джанни Родари.

  1. Теоретическая часть.

В 1973 году сказочник Джанни Родари, автор «Приключений Чиполлино» и «Джельсомино в Стране лжецов», написал книгу «Грамматика фантазии», в которой собрал разные способы сочинения сказок, развития детской фантазии и творческого мышления.

 «Идея, лежащая в основе “Грамматики фантазии”, проста: она сводится к
тому, что воображение не есть привилегия немногих выдающихся индивидов, что им наделены все. Советский психолог Л.С. Выготский сказал это на сорок лет раньше меня, так что никакой Америки я не открыл… Но дело в том, что идеи прокладывают себе путь очень медленно, и надо неустанно двигать их вперед.»

  1. Практическая часть.
  2. Отправной точкой для сочинения, по мнению писателя, может служить всего одно слово. Любое произнесенное слово вызывает у человека ряд ассоциаций – круги на воде. Дж.Родари назвал этот метод – камень в пруду… Он рассматривает разные способы подбора слов-ассоциаций:

– все слова на одну букву (слон – свет, собака, сосна);

– слова, рифмующиеся с первым словом (слон – уклон, сон, бизон, вагон, питон);

– слова, начинающиеся со слога (палка – палатка, парашют, пакет);

– слова, противоположные по значению или признакам (слон – мышь, свет – тьма);

– слова, близкие по значению (слон – хобот, Африка, бивни).

Любой набор слов, образованный по ассоциации может стать началом или основой для сочинения истории. Автор предлагает записать слово и придумать на каждую букву другие слова. Теперь можно придумывать невероятную историю, в которой обязательно встречаются все эти слова. Чем случайнее будет набор слов, тем интереснее получиться сочинение.

Помимо выстраивания ассоциативного ряда создатель рассказа (ребенок или взрослый) работает со словом: Дж.Родари: «Одно слово … оживает лишь тогда, когда оно встречает другое, его провоцирующее, заставляющее сойти с рельсов привычки, раскрыть новые смысловые возможности». Подбор слов, начинающихся на определенные буквы – это задание, с которым успешно справятся первоклассники. Последующее сочинение истории по набору слов может быть осуществляться в коллективной форме или вместе с учителем.

Например:

…..

  1. Следующий метод, который предлагает писатель, называется «Бином фантазии».

Такой метод не только хорош в сочинении собственных историй, но также активизирует словарный запас детей. На слайде представлен алгоритм по составлению сказки по данной методике.

В начале подбираются два слова, которые по смысловому ряду стоят совершенно в противоположных сторонах. Слова можно придумывать совершенно случайным образом. Далее с помощью изменения по падежам, с помощью союзов и предлогов эти два слова нужно соединить во всевозможные сочетания и выбрать из них самое необыкновенное. Полученное необыкновенное сочетание может служить главной темой сказки. К примеру, берутся слова «кот и тыква». Таким образом, получаются следующие словосочетания: «тыква для кота», «кот в тыкве», «тыквенный кот» и так далее.

Или возьмите мешочек и положите в него несколько предметов. Пусть ребенок достанет из этого мешочка два из них. Например, это конь и машинка.
Объедините два выбранных слова при помощи предлогов: конь в автомобиле, автомобиль для коня, автомобиль на коне… Любая связка развивается в историю.(это можно проиграть с участниками)

При таком способе, мы еще задействуем развитие моторики рук, тактильные ощущения.

  1. Следующий метод называется «Салат из сказок». (Алгоритм работы представлен на слайде.) Салат из сказок – Предлагаю детям подумать и назвать сказки.

В 1 столбик мы записываем названия сказок, во 2 столбик – одного персонажа из данной сказки, в 3 столбик – место действия в данной сказке.

– Предлагаю детям объединить этих трёх персонажей в одну сказку.  Дети самостоятельно придумывают сказку. Они могут взять свои любимые сказки, поменять персонажей.

Детям нравится фантазировать, это доставляет им радость и развивает воображение, память, речь.

Правил для смешивания сказочных персонажей и их приключений — нет. Вы ограничены лишь возможностями собственного воображения, а оно вас обязательно приятно удивит, как только вы вступите в игру переплетения нескольких персонажей и их историй в один сказочный сюжет.

Наш пример сказочного «салата»

  1. Д. Родари предлагает всем взрослым еще один очень интересный и увлекательный метод – перевирание сказки.

Перевирание сказки воспитывает чувство юмора, лукавство, понимание иронии, исходящей от близких. Кроме того, условия такого подхода к известным сказкам ставят ребенка в активную позицию, заставляют сосредоточиваться, исправлять запрограммированные ошибки взрослых. Важно во время демонстрации этого метода быть по возможности актером – удивиться своей забывчивости с помощью тона, мимики, жестов, а также восхититься находчивостью и памятливостью своих детей.

Конечно, сказка должна быть знакома детям и любима ими. В качестве примера талантливый сказочник приводит перевирание сказки «Красная Шапочка»: «Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка», – начинаете вы свой рассказ. «Нет, нет, не Желтая, а Красная», – спешит поправить вас ребенок. «Да-да, я забыла, конечно, Красная… Так вот, отправилась Красная Шапочка в гости к тете». – «Нет, не к тете, а к бабушке! Ты опять все перепутал(а)», – сердится ваш слушатель. Ему, конечно, очень хочется, чтобы любимая сказка была рассказана как раньше. В то же самое время дети охотно принимают правила новой игры. 

Нужно только разумно переврать сказку, меняя существенное в героях, действиях. Вот еще один пример перевирания сказки «Колобок». Фрагмент из кинофильма «Усатый нянь».

  1. Метод «Техника фантастических гипотез» так же строится на основе двух слов. Но для ее составления надо придумать подлежащее и сказуемое. Первоклассникам можно предложить придумать слова – ответы на вопросы: Кто? Что? Что делает? Затем соединяем пары слов в фантастическое предположение – гипотезу. Сочинения детей на такие темы позволяет увидеть необычное в знакомых предметах и явлениях.

Примеры работы представлены на слайде.

Еще один способ действия – приписывание обычному объекту несвойственных качеств: стеклянный человек, шоколадный щенок, Придумывание стран, в которых живут люди, сделанные из определенного материала. (Мыльная страна, Бумажная страна, Ледяная страна. Сливочная страна, Шоколадная страна и т.д.)

Спросите ребенка, можно ли увидеть мысли стеклянного человечка? Чего боится стеклянный человечек? А с кем он дружит? И т.д.

  1. В сочинениях часто используется словотворчество – придумываются новые герои, их имена, страны, в которых они живут. Придумать новое слово очень легко, если воспользоваться методом деформирования слова при помощи известных приставок. Дж. Родари прибавляет к обычным словам такие приставки как: анти-, мини-, макси-, супер-, вице- и др. Получаются слова: антимышь, миникит, максимоль, суперспичка и т.д. Каждое из этих слов может стать героем новой невероятной истории.
  1. Рефлексия.

В заключении нашего мастер-класс хотим привести слова В.А. Сухомлинского «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое творчество – верная дорога к сердцу ребенка». Мы считаем, что эта дорога не только к сердцу ребенка, но и к формированию ученика-читателя. 

– Мы благодарим вас за участие в нашем мастер-класс. Хотелось бы узнать о ваших впечатлениях. Передавая друг другу Мудрого Совенка, скажите, пожалуйста, одно «ключевое слово», с которым у вас ассоциируется содержание мастер-класса.

– Спасибо за внимание!

Платим за подписку на Telegram каналы

советы от Джанни Родари

Все мы хорошо знаем, что сказки для ребенка имеют очень большое значение, что сказка на ночь — это отличная традиция и прекрасный способ воспитания ребенка. Малыши с большим удовольствием слушают одни и те же сказки по несколько раз. Многие из них они знают уже наизусть. А вы предложите ребенку увлекательное занятие — придумать свою собственную сказку. Как придумывать сказки советует Джанни Родари.

  1. Старая сказка по новому. Возьмите известную народную сказку или любимую сказку ребенка и переделайте ее. Можно изменить сюжет сказки, добавив событие из жизни вашего ребенка. Можно изменить те условия, в которых живут герои сказки. Или предложить малышу изменить окончание.
  2. Продолжить сказку. Предложите ребенку придумать продолжение сказки, которую он уже хорошо знает. Что произошло с персонажами, какие еще приключения с ними случились и т.д.
  3. Переверните сказку наизнанку. Предложите ребенку пофантазировать, как бы изменилась сказка, если бы волк оказался добрым героем, а Красная Шапочка, наоборот, плохая. А что произошло бы с колобком, если бы он не убежал от стариков…
  4. Сказочное ассорти. Попробуйте объединить несколько сказок в одну. Например, вдруг Золушка нашла ковер-самолет. Как она добралась бы во дворец?
  5. Придумайте нового героя. Пусть это будет необычный персонаж. Опишите его жизнь, его дом, его друзей, интересы. В ходе описания вы обязательно найдете деталь, за которую можно зацепиться, чтобы начался сюжет.
  6. Фантастическое удаление. Можно убрать из сказки что-то такое, что действительно существует в мире. Например, если бы зебра проснулась без белых полосочек. Или Красная Шапочка обнаружила, что солнце пропало…
  7. Небольшой рассказ можно придумать, оттолкнувшись от ошибки. Например, девочка всегда надевает варежки на ноги. Или оживив известную метафору (например, время остановилось). Или переместить обычного героя в необычную для него обстановку (волка в море, рыбку в лес и пр.)
  8. Сказка за столом. Для малышей легко придумать рассказ, оживив предметы, которые стоят на столе. Ложка — это машинка, а чашка — магазин. Рот — гараж. Сказка получится сама собой!

Была ли эта информация полезной?

ДаНет

Рекомендуем применять в своей работе по развитию речевого творчества методы придумывания фантастических историй, которые  представил известный писатель Джанни Родари. Основная идея книги Джанни Родари «Грамматика фантазии» определяет универсальность методов, которые в ней описаны. Она сформулирована на основе мысли Л. С. Выготского :

«…воображение не есть привилегия немногих выдающихся индивидов, им наделены все»

  • Камень в пруду Отправной точкой для сочинения, по мнению писателя, может служить всего одно слово. Любое произнесенное слово вызывает у человека ряд ассоциаций – круги на воде.

Он рассматривает разные способы подбора слов-ассоциаций:
— все слова на одну букву (слон – свет, собака, сосна);
— слова, рифмующиеся с первым словом (слон – уклон, сон, бизон, вагон, питон);
— слова, начинающиеся со слога (палка – палатка, парашют, пакет);
— слова, противоположные по значению или признакам (слон – мышь, свет – тьма);
— слова, близкие по значению (слон – хобот, Африка, бивни);

— расшифровка слова по звукам (слон – С – синий, Л – лось, О – облако, Н – надел).
Чем случайнее будет набор слов, тем интереснее получится сочинение. Подбор слов, начинающихся на определенные буквы – это задание, с которым успешно справятся даже дети 4-5 лет. Последующее сочинение истории по набору слов может осуществляться в коллективной форме или вместе с воспитателем.

  • Бином фантазии (слово + слово, которое отстоит далеко от первого слова и его, словно, провоцирует и вырывает от привычной реальности). В результате получается интересное словосочетание. Пример: пёс + шкаф = пёс на шкафу, пёс со шкафом, шкаф пса, пёс в шкафу.

  • Произвольный префикс — примеры префиксов: супер-, полу-, аэро-, анти-, зоо-, мото-, астро-, видео-, архео, мело-,моно-, аква-, зам-, микро-, мини-, макси-, и др. Начинайте со знакомых и понятных детям префиксов, обсуждайте их и находите соответствующие примеры.

Супер – сверх, наилучший (супермен), аква – водяной (аквариум), видео – видеть (видеокамера), зоо – животный (зоопарк) и т.д.

Затем попробуйте поменять приставки, отмечая, как изменяется значение слов. Парк – это территория, место для отдыха и развлечений. Зоопарк – место, где содержатся животные. А если изменить приставку? Аква-парк, конечно, детям уже знаком. А как может выглядеть астро-парк, супер-парк, анти-парк?

Разбирайте варианты, рассматривая их с разных сторон: Зам-кота – что может быть заместителем кота? Если рассматривать внешнее сходство – кошка или котенок. Если рассматривать способность кота ловить мышей – мышеловка. Если рассматривать кота, как что-то мягкое и пушистое – мягкая игрушка…

  • Что было бы, если… — исчезла морковка во всем мире?

Как вариант – использование подлежащего и сказуемого для начала истории: «Первоуральск» и «окружен морем».

  • Деформирование слова. Приставка Не (отрицание) – непушка, некарандаш, немиска. Анти (против) – антимоль, антипол. Дуо (двойной) – дуосумка и т.д.

  • Творческая ошибка (ошибка в слове рождает новое слово). Как пример, в сказке «Золушка» ошибка переводчика превратила туфельку из меха в туфельку из стекла.

  • Старые игры – вырезать заголовки из газет, потом их перетасовать и читать сообщения о немыслимых фактах и нелепейших случаях. Игра в вопросы: Кто это был? Где находился? Что делал? Что сказал? Потом из ответов на вопросы получается история.

  • Рисовать рисунок в несколько рук. Один начинает, другой дорисовывает и так по кругу.

  • Цепочка памяти. Вырезать 50 картинок из журналов, брать произвольно картинки, выкладывать в ряд и сочинять историю.

  • Создание лимерика(английский вариант нелепицы): выбор героя, его характеристика, что он сделал, реакция окружающих (конечный экстравагантный эпитет или суровые репрессии).

  • Конструирование загадки – отстранение (дать определение чего-либо так, словно мы видим этот предмет впервые в жизни); ассоциация и сравнение; завершающая метафора; перевод таинственного определения в максимально привлекательную форму, например, стих.

  • Лжезагадка – загадка, в которой уже содержится ответ. Например, А и Б сидели на трубе…

  • Перевирание сказки. Желтая Кофточка пошла гулять и встретила леопарда… Или игра — дается несколько слов и нужно уложить их в историю: девочка, цветы, волк, бабушка и вертолет. Белоснежка встретила 7 великанов. А что было потом?

  • Сказка наизнанку. Красная Шапочка злая, а волк добрый.

  • После любой сказки придумать послеконец. Допридумывание истории или сказки, которую рассказал взрослый.

  • Салат из сказок. Перемешать героев разных сказок и составить новую сказку.

  • Сказка – калька. Из старой сказки сочиняется новая, но используется старая сюжетная линия. Например, вместо Колобка – Пирожок.

  • Выложим карты на стол. Карты Проппа.

1).Предписание или запрет. 2).Нарушение. 3). Вредительство или недостача. 4). Отъезд героя. 5). Задача. 6). Встреча с дарителем.

7). Волшебные дары. 8).Появление героя. 9).Сверхестественные свойства антигероя. 10). Борьба. 11). Победа . 12). Возвращение.

13). Прибытие домой. 14). Ложный герой. 15). Трудные испытания. 16).Беда ликвидируется. 17).Узнавание героя. 18). Антигерой изобличается. 19). Наказание антигероя. 20). Свадьба или счастливый конец.

  • Сказки в заданном ключе. Сказка та же, но с другим местом или временем. Например, сказка про гномов, которые были в том же месте, где был ребенок (Гномы в зоопарке).

  • Анализ образа. Например, Дед Мороз: борода, посох, мешок. И про каждый из этих предметов можно придумать историю.

  • Истории про человечков из разных материалов: стеклянного, тряпичного, железного и др.

  • Отличительная вещь персонажа. Например, ковбой Билл не расставался с роялем.

  • Рассказы за столом. Про ложки, вилки, кружки и прочее.

  • Путешествия по собственному дому. Истории про мебель.

  • Игрушка, как персонаж. Истории с участием игрушек.

  • Ребенок, как главное действующее лицо. Выдуманные истории с его участием или с участием персонажа с таким же именем.

  • История – табу. Истории про то, что делать нельзя.

  • Смешные истории. Строятся на ошибках, персонажам даются смешные имена.

  • Истории математики. Придумываются истории, в которых персонажи различные геометрические фигуры, цифры, измерительные приборы.

Методы фантазирования и разнообразные способы сочинения сказок, предложенные Джанни Родари, можно применять, как в фронтальной работе, на занятиях по развитию речи, так и  в подгрупповой работе, работе в парах, или индивидуально.

Развитие речевого творчества

Использование методов сочинения фантастических историй, предложенных Джанни Родари

Первоуральск, 2019 г.

Джанни РОДАРИ

ГРАММАТИКА ФАНТАЗИИ. ВВЕДЕНИЕ В ИСКУССТВО ПРИДУМЫВАНИЯ ИСТОРИЙ

В книжке говорится о некоторых путях придумывания рассказов для детей и о том, как помогать детям сочинять самим.

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

«Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», — так писал великий Пушкин.

Многим, очень многим молодцам и молодицам дошкольного и младшего школьного возраста преподали благородный урок доброты, мужества, находчивости замечательные сказки Джанни Родари.

Моя первая встреча с Родари произошла в городе Веймаре, как бы озаренном именами Баха, Гете, Шиллера. Там в дни Международного симпозиума по проблемам детской и юношеской литературы я познакомился с кумиром миллионов дорогих наших мальчишек и девчонок. Если бы меня после этой встречи спросили: «Какова главная черта Джанни Родари?» — я бы не задумываясь ответил: «Любовь к детям».

Некоторые наивные люди, как мне уже доводилось писать, полагают, что «весело» и «несерьезно» — одно и то же. Еще и еще раз хочу повторить: именно юмор и занимательность — порой кратчайшее расстояние между самой серьезной проблемой и сознанием ребенка. Джанни Родари хорошо понимает это.

У его новой книги несколько неожиданное для советского читателя нарочито научное название — «Грамматика фантазии». В этом названии отражено вполне серьезное, но все же чуть-чуть ироническое отношение автора к бесчисленным фолиантам современных теоретических изысканий. Живая заинтересованность в воспитании поистине творческой, свободной личности заставляет Родари внимательно присмотреться к проблемам ее развития. Опираясь на солидные исследования ученых, он предпринимает смелую и несомненно удавшуюся ему попытку написать нечто вроде пособия для родителей и учителей, преследующего вполне практическую цель — научить взрослых тому, что иные из них разучились делать, — играть с детьми. Не поучать, не обучать, а играть и фантазировать, сочинять сказки, стихи, загадки, придумывать истории.

Книга Родари внешне подражает жанру «ученого трактата», но под пером талантливого сказочника «трактат» превращается в увлекательную игру с научными теориями. Открытия ученых он подвергает своего рода экспериментальной проверке на детской аудитории, начиная с малышей, едва научившихся ходить, и кончая старшеклассниками. Успех этих экспериментов убедительно свидетельствует, насколько точно определил Родари те «биномы» и «уравнения», воспользовавшись которыми можно проникнуть в прекрасный мир воображения ребенка.

Я не собираюсь пересказывать содержание всей книги зачем отбирать у читателей радость личного знакомства со столь необычным произведением? Скажу лишь одно как и все другие произведения Джанни Родари, эта книга одухотворена трогательной любовью к юным гражданам планеты, заботой о том, чтобы мы, взрослые люди, научились изобретательно и жизнерадостно пробуждать интерес ребят к творчеству.

«Грамматика фантазии» в высшей степени полезна для всех, кому дороги дети, кто хочет вырастить их людьми гармонически развитыми, наделенными счастливой способностью мечтать и осуществлять свои мечтания.

Вот уже много лет я возглавляю жюри Всесоюзного смотра сочинений школьников. Это, мне кажется, самый массовый литературный конкурс в истории человечества: только в одном последнем смотре участвовало более девяти миллионов ребят. Я с увлечением прочитал сотни ребячьих сочинений и могу смело утверждать приобщение к творчеству дарит ребенку очень много истинно важного, необходимого человеку, даже если он и не собирается стать в будущем литератором, композитором или живописцем.

Приобщать ребят к радости творчества должны, разумеется, мы, взрослые друзья детства и юности. Как это сделать? — спросят меня. Вместо ответа я посоветую прочитайте «Грамматику фантазии» Джанни Родари!

Анатолий Алексин

К СОВЕТСКОМУ ЧИТАТЕЛЮ

История этой книги рассказана в первой главе, так и озаглавленной «Предыстория». Я и впрямь думал о ней, мечтал больше тридцати лет, а в итоге получилась кроха, которую логичнее было бы назвать не «книгой», а «тетрадью». У меня даже не хватило духу присовокупить после слова «конец» перечень чужих произведений, чтение которых служило мне подспорьем для раздумий и мечтаний. Из боязни показаться слишком амбициозным и самоуверенным я решил: никакой «библиографии». И тем не менее этой мини-книжкой, этой микро-книжкой, этой книжонкой я доволен. В Италии ее прочли десятки тысяч учителей. И даже (по ошибке) некоторые ребята; многие из них писали мне потом, просили пояснений.

Сейчас книга переводится на французский, испанский и японский языки. Но я рад, что первое переводное издание выйдет на русском. Рад, во-первых, потому, что Советский Союз был первой страной, которая с такой щедрой теплотой отнеслась к моим сказкам и детским стихам, признав их даже раньше, чем Италия, где лишь в последние годы мои сочинения стали проникать в школьные учебники. Во-вторых, — читатель сам в этом убедится — в тексте цитируется столько русских, советских авторов, что книжка держится на них, как крыша на стенах. В-третьих, мне любопытно посмотреть, каким образом игра слов, к которой я многократно прибегаю и которая в итальянском варианте напрашивается сама собой («сама собой», но сколько за каждым таким «пустячком» труда), — как эта игра слов прозвучит на русском языке, насколько мне известно, очень богатом на выдумки, очень поддающемся самообыгрыванию.

Не надо воспринимать «Грамматику фантазии» как какую-то мою «поэтику», мою «систему» или сборник рецептов для приготовления сказок; она — всего лишь скромный экскурс в область фантазии как орудия познания действительности. Путь, следуя которому окунаешься в гущу жизни, а не витаешь в облаках. Если хотите, оружие для борьбы, а не щит.

Как итальянец и писатель, пишущий по-итальянски, я, разумеется, все время исходил из реалий итальянского быта, из наших, итальянских, споров и проблем (школьных и других). Возможно, это ограничивает значение книги для советского читателя, как и для всякого зарубежного читателя. Но что поделаешь! Быть иным, чем я есть, я не могу. Единственное, о чем хотелось бы просить читателя — в данном случае советского, — это отнестись к моей книге (книжечке, книжоночке) как к документальному свидетельству мыслей и чувств итальянского сказочника, стремящегося быть одновременно гражданином своей страны, активным участником битвы идей.

Идея, лежащая в основе «Грамматики фантазии», проста: она сводится к тому, что воображение не есть привилегия немногих выдающихся индивидов, что им наделены все. Советский психолог Л.С.Выготский сказал это на сорок лет раньше меня, так что никакой Америки я не открыл… Но дело в том, что идеи прокладывают себе путь очень медленно, и надо неустанно двигать их вперед.

Я с огромным удовольствием узнал, что у нас, в Италии, моя книга используется как пособие по методике преподавания математики (в Пизанском университете). Более того, некоторые математики толковали о ней на своем всеитальянском конгрессе. Я посетовал, что в юности недостаточно занимался математикой. И еще лучше понял: математика вездесуща, она присутствует даже в сказках; кое-какие догадки на сей счет у меня мелькали (в книжке я о них говорю). Поэтому пусть простит мне читатель, если я на вопрос ребенка: «Что надо делать и как работать, чтобы стать сказочником?» — неоднократно отвечал: «Учи как следует математику».

Мне и самому хотелось бы научиться овладеть счетными устройствами, работать с электронным мозгом… Да вот беда: старею. А может еще не поздно? Воображение и математика, фантазия и наука — не соперники, не враги, а союзники, руки и ноги одного тела, дочки и матери одного интеллекта. Мой идеал — цельная личность. Я считаю, что нашей эпохе, нашей планете необходимы цельные люди. Тут разрешите мне поставить точку, не то я впаду в слишком торжественный тон, совершенно не подходящий для такой книжечки, как эта.

1. Сказка «на новый лад»
Народные сказки и их обработка — неисчерпаемый кладезь тем. Вы можете вспомнить знакомую сказку и переделать ее: например, сообщить главному герою черты вашего ребенка, вплести в сюжет случай из жизни или изменить обстоятельства, в которых существуют персонажи.

2. «А что было потом»
Если малыш уже хорошо знаком с какой-либо сказкой, предложите ему вместе подумать, что стало с героями после того, как сказка закончилась. Понравилось Золушке жить во дворце, или они вместе с принцем сбежали и построили собственный дом? Как делили между собой репку все герои сказки?

3. «Сказки наизнанку»
Как повернулся бы сюжет «Красной шапочки», если бы волк был добрый, а девочка – злая? Колобок не убежал от бабушки и дедушки, а остался с ними… А может быть, подружился с каждым на своем пути, и вместе они перехитрили лису — фантазируйте!

4. «Сказочный салат»
Подтолкнуть воображение к новой истории помогут известные персонажи. Например, вместо доброй тети-феи у Золушки в чулане нашлись бы сапоги-скороходы. Как она с их помощью попадет на бал?

5. «Стеклянный человечек»
Придумайте необычного героя и опишите его жизнь. Какой у него дом? Поведение? Друзья? В процессе описания вы с ребенком обязательно наткнетесь на интересную деталь, которая поможет развить сюжет.

6. «Фантастическое вычитание»
Попробуйте мысленно убрать из сказки что-то, что существует на свете. «Однажды Зебра проснулась без черных полосок на шерстке…», «Проснулась утром Маша, а солнца на небе – нет и нет…»

7. Смешные истории на ходу
Небольшие рассказы можно быстро придумывать несколькими способами. Первый — построить историю на ошибке (например, мальчик всегда надевает носки на руки), второй — «оживить» известную вам метафору («время остановилось», «сладкие речи»). Третий способ — мысленно поместить заурядного персонажа в необычный для него контекст (рыбку — на дерево, зубную щетку — на полку с игрушками)

8. Рассказы за столом
Истории для самых маленьких можно сочинять, оживляя во время кормления предметы, находящиеся на столе. Придумайте предметам или частям тела необычные свойства, например, нос-кран, ложка-корабль и т. д. — и маленькая сказка родится сама собой.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как писать сжатое сочинение
  • Как писать рецензию на сочинение ученика образец
  • Как писать рецензию на рассказ план
  • Как писать рассказ от первого лица
  • Как писать рассказ о себе

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии