Как писать сочинение огэ презентация

Слайд 1

Подготовка к написанию сочинений ОГЭ

Слайд 2

Как должно быть построено сочинение? Задача — написать сочинение- рассуждение , значит необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи. Рассуждение состоит из следующих частей: 1. Вступление — тезис 2. Основная часть – доказательства (аргументы) + примеры 3. Заключение – вывод Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и будет стоить потери баллов.

Слайд 3

Как оформлять примеры в сочинении? 1) цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью, или же предложение заключается в скобки . В некоторых случаях цитировать можно не всё предложение , а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие . 2) указывать номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное). 3) для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать речевые клише.

Слайд 4

Сколько абзацев должно быть в сочинении? Абзацное членение текста – это одно из важных условий при написании сочинения. Помните: сочинение должно иметь не менее 4 –х абзацев: • 1 абзац — тезис • 2,3 абзацы – аргументы с примерами • 4 абзац – вывод Основная часть может состоять и более чем из двух абзаца. Помните, что новый абзац вы начинаете в том случае, если далее следует новая мысль, например, новый аргумент.

Слайд 5

О чём писать в заключении? Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения. Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог , обобщить сказанное, завершить работу, еще раз обратив внимание на самое главное. Вывод должен быть: коротким , но ёмким по содержанию; логически связан с предыдущим изложением; не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам; В начале заключения можно использовать следующие вводные слова : итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог вышесказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д. Помните, что вводные слова всегда выделяются запятой!

Слайд 6

1. Автор (фамилия) утверждает: (цитата). 2. Конечно же, ученый (писатель, лингвист) прав (поясняем смысл высказывания). 3. Эти мысли можно подтвердить примерами из текста. Во-первых, (так), в предложении… 4. Во-вторых, (кроме того), в предложении… 5. Таким образом, (итак, в заключение хочется сказать)… (пересказываем тезис другими словами). План написания сочинения 9 .1

Слайд 7

Известный лингвист ( писатель, филолог…) … ( инициалы, фамилия, автора) утверждал: «….». Я целиком разделяю эту точку зрения. Действительно, … ( своё мнение по смыслу цитаты ). Попытаюсь доказать сказанное на конкретных примерах из текста …( автор ). Во-первых, в предложении … (номер) … (первый аргумент, микровывод ). Во-вторых, в … (номер) предложении … (второй аргумент, микровывод ). Следовательно, утверждение …( автор ) справедливо. ( Вывод по цитате, теме сочинения). Типовые конструкции для аргументации

Слайд 8

15.1 Известный русский писатель К . Г. Паустовский утверждал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Это действительно так, потому что нет предмета, действия, явления, для которого не придумал слова человек. С помощью слов мы общаемся друг с другом, у собеседника можем вызвать различные чувства: грусть, радость, возмущение, переживание и многое другое. Постараюсь доказать это на конкретных примерах из текста Б . Васильева . Например, в предложении 6 слово «ослепли» означает, что человек ослеп, то есть стал слепым, он ничего не видит. В предложении 53 этим же словом («ослепла») автор отмечает, что «теперь ослепла … не только она, но и её душа». В данном случае мы понимаем, что человека ранили в душу, в сердце, он очень переживает из-за какого-то отношения к себе. Вот какие разные чувства, эмоции можно передать одним и тем же словом. Следовательно, утверждение К . Паустовского справедливо. Русским словом, действительно, можно передать всё в жизни и сознании человека.

Слайд 9

Известный лингвист Б.Н. Головин утверждает: «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы». Конечно же, ученый прав. Точное использование языковых единиц делает и речь говорящего, и речь пишущего правильной, образной, выразительной. Так , в предложении 10 автор использует метафору: «Аничков дворец был сказочным детским царством». С помощью этого тропа автор противопоставляет жизнь детей в мирное время и в период войны. Кроме того, в предложении 9 вместо нейтрального слова «дети» автор выбирает стилистически окрашенный синоним «питомцы», тем самым показывая читателю, насколько близки Р.А. Варшавской ее воспитанники. Таким образом, благодаря различным языковым единицам и приемам речи, автору удается передать главную мысль текста, что «искусство помогло детям выжить», хотя «они еще не знали о его подлинной силе».

Слайд 10

1. Смысл данной фразы (фрагмента текста) я понимаю так: (объясняем смысл фразы, фрагмента текста)… Приведем примеры из текста, подтверждающие эти мысли. 2. Во-первых (так), в предложении…автор говорит: «…» Это значит, что… 3. Во-вторых, в предложении… автор пишет (замечает, утверждает): «…». Это свидетельствует о том, что… 4. В заключение хочется сказать, что… План написания сочинения 9 .2

Слайд 11

Смысл данного отрывка ( финала текста, фразы из текста…) я понимаю так: … ( толковать смысл своими словами ). Для доказательства своего мнения приведу примеры из текста … ( автор ). Так, в предложении … (номер предложения) говорится о том, что … (вкратце о первом аргументе). Это свидетельствует о … ( микровывод по первому аргументу ). Кроме того, в … ( номер предложения) предложении … прослеживается мысль о том, что …. ( второй аргумент). Вот подтверждение моей мысли ( микровывод по второму аргументу ). Таким образом, мне удалось разъяснить смысл отрывка (финала, фразы…). (Вывод по теме). Типовые конструкции для аргументации

Слайд 12

15.2 Смысл финала текста я понимаю так: школьники ранили в сердце старую женщину, украв у неё письмо погибшего сына, которым мать очень дорожила, которое было для неё единственной памятью о сыне. Мне кажется, слепая женщина только этим и жила. А когда она поняла, что письма нет, для неё мир полностью опустел. Докажу это утверждение примерами из текста. В предложениях 24 и 33 говорится, что женщина слышала теперь плохо, потому что разговор с детьми, а особенно голос девочки с вызывающей агрессией, сильно обеспокоил и обидел её. Слепая женщина оглохла, оглохла и душой. Когда Анна Федотовна узнала об отсутствии письма, прикрыла слепые глаза, напряженно прислушалась, но не смогла поговорить со своей душой о сыне, так как она была пуста (предложение 51). Теперь уже сын погиб для неё навсегда, исчезла из души память о сыне. Таким образом, мне удалось доказать, что значит «…и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа».

Слайд 13

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы текста: «Знавшие цену мужеству, моряки видели силу духа ленинградских школьников ». Смысл данной фразы я понимаю так: морякам каждый день приходилось смотреть смерти в лицо, ведь они защищали нашу родину от фашистов. Они обладали силой духа и мужеством. И такая же сила духа была присуща ленинградским детям, потому что они жили в условиях блокады. Приведем примеры из текста, подтверждающие эти мысли. Во-первых , в предложении 28 автор говорит: «Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все, и в этих ребятах была сама одухотворённая надежда». Это значит, что, глядя на выступающих детей, моряки утверждались в вере в победу и жизнь. Во-вторых , в предложении 16 автор замечает, что «дети…были глубоко потрясены войной». Но дух их был не сломлен. Презирая опасность, они пробирались к Дворцу пионеров, чтобы снова быть вместе и выжить в этой страшной блокаде. В заключение хочется сказать, что мужественные люди обретают поддержку в мужестве других. Так и должно быть в жизни.

Слайд 14

1. Слово … следует понимать как… Далее комментируем своё определение. 2. Яркий пример (дружбы, добра, справедливости, мужества, самовоспитания и т.п.) представлен в тексте …(фамилия автора). Так , в предложении … автор говорит: «…». Это свидетельствует о том, что… 3. Кроме того, примером (дружбы, добра, справедливости, мужества, самовоспитания и т.п.) может служить герой произведения (книги, кинофильма)… Он… План написания сочинения 9 .3

Слайд 15

Что такое …? На мой взгляд , … – это… (толкование слова своими словами). Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному тексту и жизненному опыту. В данном тексте …( автор ) рассказывается о том, что … Об этом говорится в … предложении. По-моему, … ( микровывод по первому аргументу). В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что такое …, мне хотелось бы привести пример из жизни. ….( микровывод по второму аргументу). Итак, мне удалось доказать, что … (вывод по теме сочинения). Типовые конструкции для аргументации

Слайд 16

15.3 Что такое человечность? На мой взгляд, человечность – это доброта, отзывчивость, гуманность, вежливость, готовность помочь окружающим. Люди, обладающие таким качеством, уважают других, сочувствуют им, приходят на помощь в трудную минуту. Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному тексту и жизненному опыту. Б . Васильев рассказывает в данном тексте о том, что две девочки и мальчик украли у Анны Федотовны, старой слепой женщины, самое дорогое, письмо с фронта погибшего сына. Дети, совершив бесчеловечный поступок, вышибли из сердца матери память о сыне. У неё уже ничего не осталось о сыне, «он погиб навсегда» (предложение 52). По-моему, никак нельзя назвать человечным поведение ребят. Это очень подло. В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что такое человечность, мне хотелось бы привести пример из жизни. Мы со своими одноклассниками оказываем посильную помощь ветеранам Великой Отечественной войны, вдовам ветеранов и пожилым людям. Я думаю, это нужно не только им, но и нам. Помогая другим, человек проявляет свои лучшие качества, человечность – одно из них. Таким образом, мне удалось доказать, что человечность — это способность людей проявлять доброту по отношению к другим.

Слайд 17

Как Вы понимаете значение слова МУЖЕСТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое мужество ?» Слово «мужество» следует понимать как смелость, героизм, отвага. Мужественные люди способны на подвиг. Они обладают большой силой воли. Готовы преодолеть любые преграды. Чаще всего это слово используется в характеристике человека, который защищает свою родину от врага. Яркие примеры мужества представлены в тексте Л. Овчинниковой . Так , в предложении 28 автор говорит: «Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все…», а затем он скажет, что моряки «не раз смотрели смерти в лицо». Да, они мужественные люди. Благодаря таким людям была одержана победа над фашизмом. Но ленинградские дети тоже были мужественны. Они не только выживали в условиях блокады, но и своим искусством помогали другим поверить в победу. Кроме того, примером мужества может служить Алексей Маресьев , герой Великой Отечественной войны. Он военный летчик. В бою был сбит немецким истребителем. 18 суток по морозу пробирался к своим. Лишился обеих ног (ступней). Но благодаря силе духа, стойкости, он снова возвращается в строй. В заключение хочется сказать, что мужество – важное качество человеческой натуры. Оно помогает человеку выжить, если тот оказывается в сложной ситуации.

Слайд 18

Задание

Слайд 19

(1)Кинтель увидел маленькую скрипачку в последний день августа, когда шагал на рынок за картошкой. (2)Сперва он услышал музыку. (3)У забора заброшенной стройки полукольцом стояли ребята и взрослые, человек пятнадцать. (4)А на фоне тёмных и рваных афиш играла на скрипке девочка. (5)Одного с Кинтелем возраста. (6)Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами. (7)Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком. (8)У ног девочки, в пыльных подорожниках, лежал скрипичный футляр, в откинутой крышке его белел бумажный лист. (9)На нём крупно было написано: (10)«Зарабатываю на скрипку». (11)Наверно, нынешняя скрипка у девочки была чужая. (12)Или не очень хорошая. (13)Но даже на ней девочка играла восхитительно. (14)По крайней мере, Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка — тоже. (15)Кинтель смотрел на юную скрипачку, и сердце у него заходилось в сладкой тоске. (16)Было

Слайд 20

что-то удивительно милое в этой скрипичной мелодии и в том, кто её играл, — в быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях. (17)И ещё была в девочке доверчивая беззащитность и одиночество. (18)А вокруг стояли люди. (19)Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек. (20)У Кинтеля в кармане были лишь деньги, которые дал дед и которые можно было тратить только на картошку. (21)А будь у него свои деньги — хоть сто рублей! — он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки. (22)Хотя… посмел бы он? (23)Все сразу начали бы глядеть на него. (24)И она посмотрела бы — на неловкого, стриженного арестантским ёжиком, в мятой, узлом на пузе завязанной рубашке… (25)Он и так уже стоит здесь, наверно, полчаса, поэтому все, конечно, догадались о его заворожённости… (26)Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки. (27)И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. (28)И долго ещё слышал скрипку… (По В. Крапивину)

Слайд 21

Задание Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: « Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки. И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. И долго ещё слышал скрипку…» Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование . Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Подготовка к написанию сочинения
на ОГЭ по русскому языку

(задания 15.1, 15.2, 15.3)
 

  • Нарушевич Андрей
  • Георгиевич
  • кандидат филологических наук,
  • заведующий кафедрой русского
  • и иностранных языков
  • ТИ имени А.П. Чехова

Задание 15.3

  • Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и
  • прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-
  • рассуждение на тему: «Что такое человечность», взяв в качестве тезиса
  • данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два)
  • примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-
  • аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
  • Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
  • Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью
  • переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то
  • такая работа оценивается нулём баллов.
  • Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Задание 15.3.
Критерии оценивания

Задание 15.3.
Критерии оценивания

15.3. Композиция сочинения
Способы толкования значения слова

  • 1. Перечисление основных признаков, составляющих понятие.
  • Доброта – это душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
  • 2. Перечисление синонимов.
  • Человечность – это внимательность, чуткость, гуманность.
  • 3.Указание на типичные качества характера, поступки людей, в которых проявляется понятие.
  • Человечность – это готовность помогать людям, не обижать их словом и делом, понимать и прощать чужие слабости.

Вступление. Толкование значения слова

  • Слово «человечность» обозначает одно из важнейших качеств человека: стремление помочь тому, кто оказался в беде, не обижать окружающих словом или делом, уважать человеческое достоинство.

Комментарий

  • Я считаю, что в наше время это одно из самых важных слов: люди часто думают только о себе, о своей выгоде, забывая о том, что окружающие нуждаются в доброте и заботе. Каждый хочет, чтобы в нем видели и уважали человека.

Логический переход. Пример из текста

  • В тексте А.И. Куприна можно найти пример, подтверждающий мою мысль. Доктор Пирогов совершил человечный поступок, когда помог семье Мерцаловых, оказавшейся на грани нищеты, причём сделал это очень тактично, не обидев бедняков высокомерием. Не случайно рассказ назван «Чудесный доктор». Герой совершает чудо человечности, спасая людей своей заботой.

Логический переход. Пример из опыта

  • Проявления человечности мы часто встречаем и в повседневной жизни. Например, не так давно мои родители перечисляли деньги для беженцев с Украины, потому что хотели помочь людям, оказавшимся в страшной беде.

Вывод

  • Таким образом, «человечность» — это одно из тех слов, которые учат нас уважать людей, помогать им. Проявляя человечность, каждый из нас становится чище и лучше — становится настоящим Человеком.

Задание 15.2

  • Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения текста: «Просто чудо совершил этот святой человек».
  • Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
  • Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование

Задание 15.2 . Критерии оценивания
Задание 15.2. Критерии оценивания
15.2. Композиция сочинения
Вступление. Моё понимание высказывания

  • Чудом мы называем что-то поразительное, удивляющее нас своей необычностью. Почему же поступок доктора назван чудом, а сам Пирогов святым человеком? Для ответа на эти вопросы обратимся к тексту А.И. Куприна.

Первый пример из текста

  • Для Мерцалова, находящегося на грани отчаяния, чудом кажется уже то, что незнакомый человек не остался равнодушным, как многие окружающие, а пришёл на помощь нуждающимся людям.

Второй пример из текста

  • Святыми мы называем людей, которые, не думая о себе, несут в мир добро, творят чудеса. Именно таким изображён доктор Пирогов, не пожалевший ни своего времени, ни денег для бедняков. Не случайно Мерцалов хочет знать имя человека, за которого его дети будут молиться, а Гриша сравнивает доктора с ангелом.

Заключение

  • Итак, А.И. Куприн показывает, что добро может творить настоящие чудеса, изменить к лучшему жизнь окружающих нас людей.

Задание 15.1

  • Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Александровича Федина «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла».
  • Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
  • Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
  • Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К.А. Федина.
  • Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
  • Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких-либо комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
  • Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Задание 15.1. Критерии оценивания
Задание 15.1.Критерии оценивания
Что требуется от ученика

  • истолковать смысл высказывания автора, прокомментировать его слова;
  • найти в исходном тексте 2 примера языковых средств, упомянутых (или подразумеваемых) в цитате и определить их роль в тексте;
  • аргументировать в сочинении свой ответ  найденными примерами из прочитанного текста;
  • логично выстроить всю работу и грамотно её написать.

Алгоритм работы с текстом
Композиция сочинения
Речевые клише

  • Автора цитаты мы можем назвать по-разному: лингвист, учёный, языковед, автор высказывания, филолог.     
  • Его деятельность также можно передать различными  словами: утверждает, считает, пишет, рассуждает.
  • Кроме существительного высказывание,  можно использовать слова  цитата, мысль, утверждение, суждение, мнение, слова.
  • Оценка высказывания может быть передана словами понятно, справедливо, верно, неоспоримо, бесспорно.

Речевые клише. Вступление

  • Автор пишет о…
  • В высказывании … говорится о…    Действительно…
  • Как отмечает… 
  • Бесспорно мнение автора о том, что…
  • Я полностью согласен с …
  • Не могу не согласиться с …
  • Я поддерживаю мнение…
  • Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
  • Попробую доказать эту мысль примерами из текста.

Речевые клише. Основная часть

  • Прекрасным подтверждением этой мысли является текст…
  • Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению № …
  • Проиллюстрировать названное языковое явление можно на примере предложения ..
  • Пример можно найти в предложении № …
  • Рассмотрим предложение… В нём использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как…
  • Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует…
  • Рассмотрим в качестве примера предложение №… Это подтверждает наш вывод о том, что…

Речевые клише. Заключение

  • Таким образом, итак, в заключение, как видим…
  • Итак, можно увидеть, что…
  • Нам удалось доказать, что…
  • В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…
  • Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…

Как использовать клише

  • Выбирайте из списка предложенных конструкций те, которые наиболее точно передают вашу мысль или мысль автора исходного текста.
  •   Правильно включайте информацию исходного текста в готовые речевые формулы, при необходимости изменяйте их (не забывая о требованиях грамматики и культуры речи).
  • Продумывайте логические переходы от одной мысли к другой. Каждый абзац сочинения должен представлять относительно законченное целое.   

Правило шести шагов

          НАПИСАНИЕ СОЧИНЕНИЯ- РАССУЖДЕНИЯ  ОГЭ  ЗАДАНИЕ 15.3   Ибрагимова З.А., учитель русского языка и литературы МКОУ «Советская СОШ»

НАПИСАНИЕ СОЧИНЕНИЯ- РАССУЖДЕНИЯ ОГЭ ЗАДАНИЕ 15.3

Ибрагимова З.А., учитель русского языка и литературы МКОУ «Советская СОШ»

 сочинение- рассуждение 15.3 по сборнику И.П. Цыбулько для подготовки к ОГЭ

сочинение- рассуждение 15.3 по сборнику И.П. Цыбулько для подготовки к ОГЭ

 Композиция  сочинения-рассуждения  1. Вступление. Тезис.  Формулировка определения и комментарий к нему.   2. Основная часть. Доказательства.  Два примера-аргумента.   3. Заключение. Вывод.  Каждая часть сочинения пишется с красной строки.

Композиция сочинения-рассуждения

1. Вступление. Тезис.

Формулировка определения и комментарий к нему.

2. Основная часть. Доказательства.

Два примера-аргумента.

3. Заключение. Вывод.

Каждая часть сочинения пишется с красной строки.

Тезис (вступ-ление) Пример из прочитанного текста Вывод Пример из жизненного опыта

Тезис (вступ-ление)

Пример

из прочитанного текста

Вывод

Пример

из жизненного опыта

 Композиционная стройность работы Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет – 2 б.  Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,  Но допущена одна ошибка в построении текста – 1 б, в работе допущено две и более ошибки в построении текста - 0 б

Композиционная стройность работы

  • Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет – 2 б.
  • Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,
  • Но допущена одна ошибка в построении текста – 1 б, в работе допущено две и более ошибки в построении текста — 0 б

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему:  « Что такое сострадание », взяв в качестве тезиса данное вами определение.   Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из вашего жизненного опыта.  Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.  Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.  Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком .

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему:

« Что такое сострадание », взяв в качестве тезиса данное вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком .

 Вступление. Тезис По условию задания в качестве тезиса берём сформулированное нами определение. Есть разные способы толкования лексического значения слова сострадание.

Вступление. Тезис

По условию задания в качестве тезиса берём сформулированное нами определение.

Есть разные способы толкования лексического значения слова сострадание.

 Из словаря   СОСТРАДАНИЕ-  жалость, сочувствие, вызываемое чьим- нибудь несчастьем, горем.  АЛЬТРУИЗМ  - бескорыстная забота о благе других людей.   УВАЖЕНИЕ  - почтительное отношение, основанное на признание чьих-нибудь достоинств.  ГУМАННОСТЬ -  человеколюбие, уважение к людям, к человеческому достоинству, чуткое, доброе, отзывчивое отношение к людям.   ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ - любовь к людям, гуманность.    ДОБРОТА - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.    

Из словаря

СОСТРАДАНИЕ- жалость, сочувствие, вызываемое чьим- нибудь несчастьем, горем.

АЛЬТРУИЗМ — бескорыстная забота о благе других людей.

УВАЖЕНИЕ почтительное отношение, основанное на признание чьих-нибудь достоинств.

ГУМАННОСТЬ человеколюбие, уважение к людям, к человеческому

достоинству, чуткое, доброе, отзывчивое отношение

к людям.

ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ любовь к людям, гуманность.

ДОБРОТА — отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

        Синонимический способ      милосердие   гуманность жалость   сожаление    сочувствие    участие    чувство жалости  

Синонимический способ

милосердие

  гуманность

жалость

  сожаление   сочувствие   участие   чувство жалости  

  Комбинированный   Сострадание  –  это  жалость, сочувствие, вызываемые несчастьем или бедой другого

Комбинированный

Сострадание это жалость, сочувствие, вызываемые несчастьем или бедой другого

Комментарий Данное определение нужно прокомментировать, т. е. дать объяснение, пояснительные замечания.  Смысл комментария заключается в том, чтобы показать важность, актуальность, жизненность, нравственную состоятельность этического понятия.   Например:   Человечность – это нравственное качество, которое предполагает уважение и сочувствие к людям, доброжелательность и терпимость. В современном мире и так достаточно зла, людям нужно быть внимательнее и добрее по отношению друг к другу .

Комментарий

Данное определение нужно прокомментировать, т. е. дать объяснение, пояснительные замечания.

Смысл комментария заключается в том, чтобы показать важность, актуальность, жизненность, нравственную состоятельность этического понятия.

Например:

Человечность – это нравственное качество, которое предполагает уважение и сочувствие к людям, доброжелательность и терпимость. В современном мире и так достаточно зла, людям нужно быть внимательнее и добрее по отношению друг к другу .

 Милосердие -это готовность помочь  кому-нибудь, простить  кого-нибудь,  человеколюбие.   Сергей Ожегов

Милосердие -это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие. Сергей Ожегов

 Сострадание  - это готовность прочувствовать и принять на себя боль другого человека, физическую и душевную.

Сострадание

— это готовность прочувствовать и принять на себя боль другого человека, физическую и душевную.

Сострадание –  это чуткость и внимательность к окружающим , неподдельное уважение к их интересам и переживаниям.

Сострадание

это чуткость и внимательность к окружающим , неподдельное уважение к их интересам и переживаниям.

Чаще всего сострадание - это способность увидеть в чужих несчастиях свои собственные, это предчувствие бедствий , которые могут постигнуть и нас .   Ларошфуко .

Чаще всего сострадание — это способность увидеть в чужих несчастиях свои собственные, это предчувствие бедствий , которые могут постигнуть и нас . Ларошфуко .

          Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования.    Ф.М. Достоевский.

Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования. Ф.М. Достоевский.

Критерии оценивания  С3К1 Толкование значения слова Экзаменуемый (в той или иной форме в любой части сочинения) дал определение и прокомментировал его – 2 б . Экзаменуемый (в той или иной форме в любой части сочинения) дал определение, но  не прокомментировал его – 1 б . Экзаменуемый дал неверное определение или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует – 0 б.

Критерии оценивания

С3К1 Толкование значения слова

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой части сочинения) дал определение и прокомментировал его – 2 б .

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой части сочинения) дал определение,

но

не прокомментировал его – 1 б .

Экзаменуемый дал неверное определение

или

толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует – 0 б.

Основная часть. Аргументы В основной части аргументируется тезис.  Необходимо привести 2 примера-аргумента 1) из указанного текста; 2) из жизненного опыта (случай, действительно имевший место в жизни автора; свидетельство очевидцев и т.п.).  Примеры должны соответствовать данному понятию; иллюстрировать данное определение.

Основная часть. Аргументы

В основной части аргументируется тезис.

Необходимо привести 2 примера-аргумента

1) из указанного текста;

2) из жизненного опыта (случай, действительно имевший место в жизни автора; свидетельство очевидцев и т.п.).

Примеры должны

  • соответствовать данному понятию;
  • иллюстрировать данное определение.

Переход к рассуждению  Связать вступление с основной частью можно с помощью таких речевых клише :    Попробуем разобраться в смысле этого понятия.   Как можно понять это определение?   Попробуем объяснить данное определение

Переход к рассуждению

Связать вступление с основной частью можно с помощью таких речевых клише :

Попробуем разобраться в смысле этого понятия.

Как можно понять это определение?

Попробуем объяснить данное определение

Включение примеров  Для включения в сочинение примеров-аргументов можно использовать следующие речевые клише:  Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту (автор).  Проиллюстрировать это понятие можно на примере текста (автор).  Предложение … подтверждает мысль о том, что … .  Примеры (понятие) можно встретить в жизни.  Это определение можно доказать на таком примере.  В подтверждение приведу также пример из жизни.

Включение примеров

Для включения в сочинение примеров-аргументов

можно использовать следующие речевые клише:

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту (автор).

Проиллюстрировать это понятие можно на примере текста (автор).

Предложение … подтверждает мысль о том, что … .

Примеры (понятие) можно встретить в жизни.

Это определение можно доказать на таком примере.

В подтверждение приведу также пример из жизни.

 Тезис :   что такое сострадание?    Сострадание – это готовность прочувствовать и принять на себя боль другого человека , физическую и душевную. Сострадание дает возможность к проявлению лучших человеческих качеств. Иногда нам не хватает времени, душевной чуткости, чтобы не пройти мимо, выслушать, помочь и поддержать. А ведь, чтобы помочь, достаточно быть просто неравнодушным.

Тезис : что такое сострадание?

Сострадание – это готовность прочувствовать и принять на себя боль другого человека , физическую и душевную. Сострадание дает возможность к проявлению лучших человеческих качеств. Иногда нам не хватает времени, душевной чуткости, чтобы не пройти мимо, выслушать, помочь и поддержать. А ведь, чтобы помочь, достаточно быть просто неравнодушным.

 1 аргумент  Именно о такой неравнодушной женщине рассказывает А. Лиханов в этом тексте. Героиня текста – тетя Груня – неграмотная женщина , вахтерша в военном госпитале . Это пожилая женщина , сердце которой наполнено любовью к людям, добротой, состраданием к раненым солдатам. После смены она « бродила вечерами между коек, взбивая подушки, кладя компрессы на жаром пышущие лбы…» Для каждого находила доброе слово, ласковый взгляд. Заботой , лаской, нежностью добилась того, что вытащила с того света Алексея Пряхина, а после выписки приютила его в своем уютном домике.

1 аргумент

Именно о такой неравнодушной женщине рассказывает

А. Лиханов в этом тексте. Героиня текста – тетя Груня – неграмотная женщина , вахтерша в военном госпитале . Это пожилая женщина , сердце которой наполнено любовью к людям, добротой, состраданием к раненым солдатам. После смены она « бродила вечерами между коек, взбивая подушки, кладя компрессы на жаром пышущие лбы…» Для каждого находила доброе слово, ласковый взгляд. Заботой , лаской, нежностью добилась того, что вытащила с того света Алексея Пряхина, а после выписки приютила его в своем уютном домике.

2 аргумент. Аргумент из жизни  Примеры бескорыстной помощи, доброты и сострадания к ближнему можно встретить и в жизни . Недавно на первом канале проходила акция « Подари жизнь». Люди со всех концов нашей страны собирали деньги на лечение больных детей. Чтобы перечислить деньги, нужно было просто позвонить на определенный номер. Очень многие откликнулись. Были собраны деньги и спасены детские жизни.

2 аргумент. Аргумент из жизни

Примеры бескорыстной помощи, доброты и сострадания к ближнему можно встретить и в жизни . Недавно на первом канале проходила акция

« Подари жизнь». Люди со всех концов нашей страны собирали деньги на лечение больных детей. Чтобы перечислить деньги, нужно было просто позвонить на определенный номер. Очень многие откликнулись. Были собраны деньги и спасены детские жизни.

 Критерий оценивания С3К2 Наличие примеров- аргументов  Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта или экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста – 3 б .  Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста – 2 б .  Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта– 1 б .  Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента– 0 б .

Критерий оценивания С3К2

Наличие примеров- аргументов

Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта

или

экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста – 3 б .

Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста – 2 б .

Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта– 1 б .

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента– 0 б .

 Вывод  Таким образом, хочу сказать, что каждый из нас может проявить сострадание, протянуть руку помощи и поддержать в трудную минуту. Ведь именно способность сопереживать и сочувствовать делают человека ЧЕЛОВЕКОМ. Пока есть люди, способные на «добро без корысти», в нас не угаснет вера в торжество справедливости и добра.

Вывод

Таким образом, хочу сказать, что каждый из нас может проявить сострадание, протянуть руку помощи и поддержать в трудную минуту. Ведь именно способность сопереживать и сочувствовать делают человека ЧЕЛОВЕКОМ. Пока есть люди, способные на «добро без корысти», в нас не угаснет вера в торжество справедливости и добра.

Заключение. Вывод  Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения. Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное. Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам. Начать заключение можно вводными словами: значит, итак, следовательно, таким образом  или речевым клише: мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенного  и т.д.

Заключение. Вывод

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.

Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное.

Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.

Начать заключение можно вводными словами:

значит, итак, следовательно, таким образом

или речевым клише:

мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенного и т.д.

Критерий оценивания  С3К3 Смысловая цельность, речевая связность и  последовательность сочинения  Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста – 2 б . Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста – 1 б. В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста – 0 б.

Критерий оценивания

С3К3 Смысловая цельность, речевая связность и

последовательность сочинения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

– в работе нет нарушений абзацного членения текста – 2 б .

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

но

допущена одна логическая ошибка,

и/или

в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста – 1 б.

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

но

допущено более одной логической ошибки,

и/или

имеется два случая нарушения абзацного членения текста – 0 б.

О почерке  Помните , что задания 1 (изложение) и  15 (сочинение) будут проверять эксперты. Поэтому старайтесь писать не только ГРАМОТНО , но и АККУРАТНО,  РАЗБОРЧИВО , чтобы написанное можно было прочитать без труда.

О почерке

Помните , что задания 1 (изложение) и

15 (сочинение) будут проверять эксперты.

Поэтому старайтесь писать не только ГРАМОТНО , но и АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВО , чтобы написанное можно было прочитать без труда.

Написание  сочинения-рассуждения    Задание 15.3   Мастер-класс  учителя русского языка и литературы МБОУ Яменская СОШ Жилкова Т.А.

Написание сочинения-рассуждения Задание 15.3

Мастер-класс

учителя русского языка и литературы

МБОУ Яменская СОШ

Жилкова Т.А.

Композиция  сочинения-рассуждения  1 . Вступление. Тезис.  Формулировка определения и комментарий  к нему.  2. Основная часть. Доказательства.  Два примера-аргумента.  3. Заключение. Вывод.  Каждая часть сочинения пишется с красной строки.

Композиция сочинения-рассуждения

1 . Вступление. Тезис.

Формулировка определения и комментарий

к нему.

2. Основная часть. Доказательства.

Два примера-аргумента.

3. Заключение. Вывод.

Каждая часть сочинения пишется с красной строки.

Критерий оценивания   Композиционная стройность работы Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет – 2 б . Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста – 1 б . В работе допущено две и более ошибки в построении текста - 0 б .

Критерий оценивания

Композиционная стройность работы

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет – 2 б .

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,

но

допущена одна ошибка в построении текста – 1 б .

В работе допущено две и более ошибки в построении текста — 0 б .

Как вы понимаете значение слова ОБИДА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое обида», взяв в качестве тезиса данное вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём балов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Как вы понимаете значение слова ОБИДА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое обида», взяв в качестве тезиса данное вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём балов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Пример из прочитанного текста Тезис (вступ-ление) Вывод Пример из жизненного опыта

Пример

из прочитанного текста

Тезис (вступ-ление)

Вывод

Пример

из жизненного опыта

Вступление. Тезис По условию задания в качестве тезиса берём сформулированное нами определение. Есть разные способы толкования лексического значения слова.

Вступление. Тезис

По условию задания в качестве тезиса берём сформулированное нами определение.

Есть разные способы толкования лексического значения слова.

Синонимический способ  дискуссия - спор, обсуждение какого-либо вопроса;  клише - рисунок, чертеж на бумаге, оригинал - подлинник. Коммерция – торговля. Зодчий – архитектор. Аморальный – безнравственный .

Синонимический способ

дискуссия — спор, обсуждение какого-либо вопроса;

клише — рисунок, чертеж на бумаге,

оригинал — подлинник.

Коммерция – торговля.

Зодчий – архитектор.

Аморальный – безнравственный .

Синонимический способ  Крах - разорение, банкротство. Каверза - интрига, происки, подвох. Реестр-список, перечень. Инертный - бездеятельный, неподвижный.

Синонимический способ

Крах — разорение, банкротство.

Каверза — интрига, происки, подвох.

Реестр-список, перечень.

Инертный — бездеятельный, неподвижный.

Перечислительный способ Морфема – это приставка, корень суффикс, окончание. Приматы – это полуобезьяны, обезьяны, человек. Гнус – комары, мошки, слепни.

Перечислительный способ

Морфема – это приставка, корень суффикс, окончание.

Приматы – это полуобезьяны, обезьяны, человек.

Гнус – комары, мошки, слепни.

Описательный способ Источник – то, из чего берется, черпается что-либо; то, что дает начало чему-либо, служит основой чего–либо. Наглядный – такой, который можно непосредственно созерцать, очевидный из непосредственного наблюдения

Описательный способ

Источник – то, из чего берется, черпается что-либо; то, что дает начало чему-либо, служит основой чего–либо.

Наглядный – такой, который можно непосредственно созерцать, очевидный из непосредственного наблюдения

Отрицательный Бескультурье – отсутствие культуры. Инвалид – человек, утративший трудовую способность вследствие болезни или старости

Отрицательный

Бескультурье – отсутствие культуры.

Инвалид – человек, утративший трудовую способность вследствие болезни или старости

Комбинированный   Сострадание –  это  жалость, сочувствие, вызываемые несчастьем или бедой другого

Комбинированный

Сострадание это жалость, сочувствие, вызываемые несчастьем или бедой другого

Комментарий          Данное определение нужно прокомментировать, т. е. дать объяснение, пояснительные замечания.  Смысл комментария заключается в том, чтобы показать важность, актуальность, жизненность, нравственную состоятельность этического понятия.  Например:  Человечность – это нравственное качество, которое предполагает уважение и сочувствие к людям, доброжелательность и терпимость. В современном мире и так достаточно зла, людям нужно быть внимательнее и добрее по отношению друг к другу .

Комментарий

Данное определение нужно прокомментировать, т. е. дать объяснение, пояснительные замечания.

Смысл комментария заключается в том, чтобы показать важность, актуальность, жизненность, нравственную состоятельность этического понятия.

Например:

Человечность – это нравственное качество, которое предполагает уважение и сочувствие к людям, доброжелательность и терпимость. В современном мире и так достаточно зла, людям нужно быть внимательнее и добрее по отношению друг к другу .

Из словаря Обида - оскорбление, огорчение, причинённое кому-либо несправедливо, незаслуженно; чувство, вызванное этим оскорблением, огорчением. Обида - несправедливо причиненное огорчение, оскорбление.

Из словаря

Обида — оскорбление, огорчение, причинённое кому-либо несправедливо, незаслуженно; чувство, вызванное этим оскорблением, огорчением.

Обида — несправедливо причиненное огорчение, оскорбление.

ОБИДА - всякая неправда, тому, кто должен переносить ее; все, что оскорбляет, бесчестит и порицает, причиняет боль, убыток или поношение. (Даль)

ОБИДА — всякая неправда, тому, кто должен переносить ее; все, что оскорбляет, бесчестит и порицает, причиняет боль, убыток или поношение. (Даль)

Обида – неприятное чувство, возникающее, если ты увидишь, что твой друг пренебрегает твоими интересами или тот, кого ты любишь, ведёт себя с тобой совсем иначе, чем ты ожидаешь.

Обида – неприятное чувство, возникающее, если ты увидишь, что твой друг пренебрегает твоими интересами или тот, кого ты любишь, ведёт себя с тобой совсем иначе, чем ты ожидаешь.

Вступление

Вступление

ОБИДА – огорчение – оскорбление – досада – несправедливость – боль.

ОБИДА – огорчение – оскорбление – досада – несправедливость – боль.

Обида - это страдание, возникающее, когда тебя не понимают или игнорируют.

Обида — это страдание, возникающее, когда тебя не понимают или игнорируют.

Когда тебя обижают, то ты испытываешь досаду боль, понимаешь, что к тебе отнеслись несправедливо .

Когда тебя обижают, то ты испытываешь досаду боль, понимаешь, что к тебе отнеслись несправедливо .

Обида - чувство горькое на вкус, холодно-угловатое на ощупь. Как много в этом коротком слове, как оно ранит, оставляет шрамы, порождает ненависть и месть. Мы стали просто так из-за плохого настроения обижать любимых, родных, близких, не задумываясь, что для человека это удар в спину, это чувство, которое может привести даже к смерти.

Обида — чувство горькое на вкус, холодно-угловатое на ощупь. Как много в этом коротком слове, как оно ранит, оставляет шрамы, порождает ненависть и месть. Мы стали просто так из-за плохого настроения обижать любимых, родных, близких, не задумываясь, что для человека это удар в спину, это чувство, которое может привести даже к смерти.

Критерий оценивания С3К1 Толкование значения слова Экзаменуемый (в той или иной форме в любой части сочинения) дал определение и прокомментировал его – 2 б . Экзаменуемый (в той или иной форме в любой части сочинения) дал определение, но  не прокомментировал его – 1 б . Экзаменуемый дал неверное определение или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует – 0 б.

Критерий оценивания

С3К1 Толкование значения слова

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой части сочинения) дал определение и прокомментировал его – 2 б .

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой части сочинения) дал определение,

но

не прокомментировал его – 1 б .

Экзаменуемый дал неверное определение

или

толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует – 0 б.

Основная часть. Аргументы В основной части аргументируется тезис.  Необходимо привести 2 примера-аргумента 1) из указанного текста; 2) из жизненного опыта (случай, действительно имевший место в жизни автора; свидетельство очевидцев и т.п.).  Примеры должны

Основная часть. Аргументы

В основной части аргументируется тезис.

Необходимо привести 2 примера-аргумента

1) из указанного текста;

2) из жизненного опыта (случай, действительно имевший место в жизни автора; свидетельство очевидцев и т.п.).

Примеры должны

  • соответствовать данному понятию;
  • иллюстрировать данное определение.

Переход к рассуждению Связать вступление с основной частью можно с помощью таких речевых клише :  Попробуем разобраться в смысле этого понятия.  Как можно понять это определение?  Попробуем объяснить данное определение

Переход к рассуждению

Связать вступление с основной частью можно с помощью таких речевых клише :

Попробуем разобраться в смысле этого понятия.

Как можно понять это определение?

Попробуем объяснить данное определение

Включение примеров  Для включения в сочинение примеров-аргументов можно использовать следующие речевые клише: Чтобы подтвердить сказанное, обратимся тексту ( автор ). Проиллюстрировать это понятие можно на примере текста ( автор ). Предложение … подтверждает мысль о том, что … . Примеры ( понятие ) можно встретить в жизни. Это определение можно доказать на таком примере. В подтверждение приведу также пример из жизни.

Включение примеров

Для включения в сочинение примеров-аргументов

можно использовать следующие речевые клише:

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся тексту ( автор ).

Проиллюстрировать это понятие можно на примере текста ( автор ).

Предложение … подтверждает мысль о том, что … .

Примеры ( понятие ) можно встретить в жизни.

Это определение можно доказать на таком примере.

В подтверждение приведу также пример из жизни.

1 аргумент

1 аргумент

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту. Взрослые, а за ними и дети, обидели безвинного ребёнка. Пятилетняя девочка не должна отвечать за поступки отца. Она ведь даже не понимает, почему к ней так относятся: избегают, выгоняют, игнорируют. Девчушка стала «задыхаться от нахлынувшей обиды», а ещё ей было «не по-детски горько и больно от чувства собственного бессилия». Память об этом событии она пронесла через всю жизнь.

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту. Взрослые, а за ними и дети, обидели безвинного ребёнка. Пятилетняя девочка не должна отвечать за поступки отца. Она ведь даже не понимает, почему к ней так относятся: избегают, выгоняют, игнорируют. Девчушка стала «задыхаться от нахлынувшей обиды», а ещё ей было «не по-детски горько и больно от чувства собственного бессилия». Память об этом событии она пронесла через всю жизнь.

2 аргумент

2 аргумент

С этим горьким чувством я не раз встречался в жизни. Никогда мне не забыть тот случай, когда одноклассники не взяли меня в поход. Они прямо в лицо мне сказали, что я «слабак» и маменькин сынок, а потом добавили, что на меня нельзя положиться и я их подведу. Это была моя самая большая обида, но я недолго расстраивался. Твёрдо решил доказать, что я не такой. Записался в спортивную секцию, перестал плакать по пустякам, жаловаться. А через год меня взяли в поход!

С этим горьким чувством я не раз встречался в жизни. Никогда мне не забыть тот случай, когда одноклассники не взяли меня в поход. Они прямо в лицо мне сказали, что я «слабак» и маменькин сынок, а потом добавили, что на меня нельзя положиться и я их подведу. Это была моя самая большая обида, но я недолго расстраивался. Твёрдо решил доказать, что я не такой. Записался в спортивную секцию, перестал плакать по пустякам, жаловаться. А через год меня взяли в поход!

Критерий оценивания С3К2 Наличие примеров-аргументов  Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта или экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста – 3 б . Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста – 2 б . Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта– 1 б . Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента– 0 б .

Критерий оценивания

С3К2 Наличие примеров-аргументов

Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта

или

экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста – 3 б .

Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста – 2 б .

Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта– 1 б .

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента– 0 б .

Заключение. Вывод  Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения. Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное. Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам. Начать заключение можно вводными словами значит, итак, следовательно, таким образом  или речевым клише мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенного  и т.д.

Заключение. Вывод

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.

Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное.

Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.

Начать заключение можно вводными словами

значит, итак, следовательно, таким образом

или речевым клише

мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенного и т.д.

Вывод Таким образом, мы понимаем, что это гадкая Обида живёт среди людей, но ей нельзя поддаваться, нельзя обижать других, за обиды обижать обидой, нельзя мстить за нанесённое оскорбление. В жизни действует закон компенсации, и он неотвратим: сотворенное нами и добро и зло возвращается к нам обязательно, причем умноженное многократно…

Вывод

Таким образом, мы понимаем, что это гадкая Обида живёт среди людей, но ей нельзя поддаваться, нельзя обижать других, за обиды обижать обидой, нельзя мстить за нанесённое оскорбление. В жизни действует закон компенсации, и он неотвратим: сотворенное нами и добро и зло возвращается к нам обязательно, причем умноженное многократно…

Критерий оценивания  С3К3 Смысловая цельность, речевая связность и  последовательность сочинения Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста – 2 б . Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста – 1 б. В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста – 0 б.

Критерий оценивания

С3К3 Смысловая цельность, речевая связность и

последовательность сочинения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

– в работе нет нарушений абзацного членения текста – 2 б .

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

но

допущена одна логическая ошибка,

и/или

в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста – 1 б.

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

но

допущено более одной логической ошибки,

и/или

имеется два случая нарушения абзацного членения текста – 0 б.

О почерке  Помните , что задания 1 (изложение) и 15 (сочинение) будут проверять эксперты. Поэтому старайтесь писать не только ГРАМОТНО , но и АККУРАТНО,  РАЗБОРЧИВО , чтобы написанное можно было прочитать без труда.

О почерке

Помните , что задания 1 (изложение) и

15 (сочинение) будут проверять эксперты.

Поэтому старайтесь писать не только ГРАМОТНО , но и АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВО , чтобы написанное можно было

прочитать без труда.

1.

Как писать сочинение
9.3 ОГЭ

2.

Как должно быть построено
сочинение?
• Задача — написать сочинение-рассуждение, значит
необходимо соблюдать требования к построению текста
именно указанного типа речи.
Рассуждение состоит из следующих частей:
1. Вступление — тезис
2. Основная часть – доказательства
(аргументы) + примеры
3. Заключение – вывод
• Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции
рассматривается как ошибка и будет стоить потери
баллов.

3.

Как оформлять примеры в
сочинении?
1) цитировать предложение (если оно не очень длинное), при
этом знаки препинания расставляются так же, как и в
предложении с прямой речью, или же предложение
заключается в скобки.
В некоторых случаях цитировать можно не всё
предложение, а часть его, ставя на месте пропущенных
слов многоточие.
2) указывать номера предложений без цитирования (это
делается в том случае, если предложение очень длинное).
3) для того чтобы включение примеров не нарушало
требование связности, можно использовать речевые
клише.

4.

Сколько абзацев должно быть в
сочинении?
• Абзацное членение текста – это одно из важных условий
при написании сочинения.
Помните: сочинение должно иметь не менее 4 –х абзацев:
• 1 абзац — тезис
• 2,3 абзацы – аргументы с примерами
• 4 абзац – вывод
• Основная часть может состоять и более чем из двух
абзаца.
• Помните, что новый абзац вы начинаете в том случае, если
далее следует новая мысль, например, новый аргумент.

5.

О чём писать в заключении?
Заключение так же, как и вступление, не должно превышать
по объёму основную часть сочинения.
Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог, обобщить
сказанное, завершить работу, еще раз обратив внимание
на самое главное.
Вывод должен быть:
• коротким, но ёмким по содержанию;
• логически связан с предыдущим изложением;
• не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам;
В начале заключения можно использовать следующие
вводные слова: итак, следовательно, значит, таким
образом, мы пришли к выводу, подводя итог
вышесказанному, делая выводы из вышеизложенных
доказательств и т.д.
Помните, что вводные слова всегда выделяются запятой!

6.

План написания сочинения 9.3
1. Слово … следует понимать как… Далее
комментируем своё определение.
2. Яркий пример (дружбы, добра, справедливости,
мужества, самовоспитания и т.п.) представлен в тексте
…(фамилия автора).
Так, в предложении … автор говорит: «…». Это
свидетельствует о том, что…
3. Кроме того, примером (дружбы, добра,
справедливости, мужества, самовоспитания и т.п.)
может служить герой произведения (книги,
кинофильма)… Он…

7.

Типовые конструкции для
аргументации
Что такое …? На мой взгляд, … – это… (толкование
слова своими словами). Чтобы доказать свою точку
зрения, обращусь к прочитанному тексту и
жизненному опыту.
В данном тексте …(автор) рассказывается о том,
что … Об этом говорится в … предложении. По-моему,
… (микровывод по первому аргументу).
В качестве второго аргумента, доказывающего моё
мнение о том, что такое …, мне хотелось бы привести
пример из жизни. ….(микровывод по второму
аргументу).
Итак, мне удалось доказать, что … (вывод по теме
сочинения).

8.

Задание
9.3 как Вы понимаете значение словосочетания
НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР?
Сформулируйте и
прокомментируйте данное Вами определение. Напишите
сочинение-рассуждение
на
тему
«Что
такое
нравственный выбор?», взяв в качестве тезиса данное
Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите
2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши
рассуждения: один пример-аргумент
приведите из
прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного
опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70
слов. Если сочинение представляет собой пересказанный
или переписанный полностью исходный текст без каких
бы то ни было комментариев, то такая работа
оценивается
нулём
баллов.
Сочинение
пишите
аккуратно, разборчивым почерком.

9.

Лексическое значение слова
Чтобы успешно написать
сочинение, мы должны
правильно растолковать
лексическое значение слова!

10.

Способы толкования слова
• Способ №1 Описательный
Мы перечисляем признаки предмета или
явления того или иного понятия.
Например:
Нравственный выбор – основанный на
моральных ценностях выбор человеком
модели своего поведения.

11.

Способы толкования слова
• Способ №2 Синонимический
Мы объясняем значение слова, перечисляя
его синонимы.
Например:
Нравственный выбор – это осознанно
принятое человеком РЕШЕНИЕ при ответе
на вопрос, как поступить в сложной
ситуации.

12.

Способы толкования слова
• Способ №3 Отрицательное определение
Мы объясняем значение слова, используя его
антонимы.
Например:
Нравственный выбор – это отсутствие
ДУХОВНОЙ ПАССИВНОСТИ в сложной
жизненной ситуации.

13.

Способы толкования слова
• Способ №4 Отсылочный
Мы объясняем значение слова, соотнося его с
другим понятием.
Например:
Нравственный выбор – это выбор человека
между добром и злом в вариативной
ситуации.

14.

В сочинении 9.3 должно быть 4
абзаца (С3К3 -2 б.)
• 1 абзац: ОПРЕДЕЛЕНИЕ слова и
КОММЕНТАРИЙ определения;
• 2 абзац: 1 пример-аргумент ИЗ
ТЕКСТА;
• 3 абзац: 2 пример-аргумент ИЗ
ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА;
• 4 абзац: заключение

15.

ШАГ №1 Записываем 1 абзац
• Начинаем со стандартной фразы: ( или см.
слайды №6-7)
Что такое нравственный выбор?
Попробуем разобраться в смысле данного
понятия.
Далее вы записываете ОПРЕДЕЛЕНИЕ слова.
Например:
Нравственный выбор – это основанный на
моральных ценностях выбор человеком модели
своего поведения.

16.

Чтобы получить за сочинение по критерию
С3К1 максимальный балл (2б.), необходимо
кроме толкования слова написать его
КОММЕНТАРИЙ, то есть объяснить, как это слово
понимают в обществе или как это слово понимаете
лично Вы.
КОММЕНТАРИЙ мы записываем сразу же после
ОПРЕДЕЛЕНИЯ и начинаем с фразы: Я ДУМАЮ,…
Например:
Я думаю, что это, в первую очередь, выбор
между добром и злом: верностью и
предательством, любовью и ненавистью,
совестью и бесчестием. В подобных
ситуациях человек оказывается очень
часто.

17.

ШАГ №2 Записываем 2 абзац
Первый АРГУМЕНТ ИЗ ТЕКСТА
(ЗАПОМНИТЕ! Чтобы получить максимальный
балл по критерию С3К2 (3 б.), мы должны
ОБЯЗАТЕЛЬНО привести 1 или 2 аргумента из
прочитанного ТЕКСТА)
Начинаем со стандартной формулировки (или см.
слайды №6-7):
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к
тексту (Ф.И.О. автора текста).
Затем описываем своими словами ПРИМЕР ИЗ
ТЕКСТА и записываем ПОЯСНЕНИЕ К ПРИМЕРУ.

18.

Например:
Чтобы
подтвердить
сказанное,
обратимся к тексту Михаила Веллера.
Повествователь сообщает, как в ситуации
нравственного выбора оказывается друг
рассказчика Марик. В детстве, находясь в
гостях, он специально уронил коробку с
пластилиновыми поделками, но, став
взрослым, нашёл в себе силы признаться в
этом безобразном поступке. В непростой
нравственной ситуации Марик выбирает
честность.

19.

ШАГ №3 Записываем 3 абзац
Второй АРГУМЕНТ ИЗ ЖИЗНИ
(ЗАПОМНИТЕ! Чтобы получить максимальный балл по
критерию С3К2 (3 б.), можно привести 2-ой пример из
текста (но! он не всегда бывает) или пример-аргумент
ИЗ ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА)
Примеры-аргументы ИЗ ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА:
• примеры из читательского опыта (худ. лит-ра);
• исторические или научные факты;
• высказывания
известных
писателей,
учёных,
мыслителей;
• высказывания специалистов (например, психологов);
• результаты личных наблюдений (частные случаи из
жизни: из личного опыта или из опыта других людей).

20.

Например:
Проиллюстрировать
это
понятие
можно и на примере из литературы. В
произведении А.С.Пушкина «Капитанская
дочка» мы встречаемся с молодым
дворянином Петром Гринёвым. Всё свою
жизнь он старался выполнять наказ отца:
«Береги честь смолоду». Когда перед
Гринёвым встал выбор: перейти на
сторону Емельяна Пугачёва или остаться
верным присяге, он не изменил своей
клятве, несмотря на то, что его могли
казнить. В ситуации нравственного выбора
Гринёв поступает благородно.

21.

ШАГ №4 Записываем заключение
Заключение завершает Ваше рассуждение, а
следовательно представляет собой обращение к
тезису, к Вашему объяснению значения слова
(словосочетания).
Заключение можно начать со стандартных
формулировок (или см. слайды №6-7)
Таким образом, приведённые примеры
доказывают, что… ИЛИ
Итак, в результате рассуждения мы
пришли к выводу, что…

22.

Например:
Таким
образом,
приведённые
примеры
доказывают,
что
нравственный выбор человека, то есть
его поведение в сложной жизненной
ситуации, зависит от моральных
ценностей личности. И если человек
выбирает добро, верность, любовь,
совесть, то и его поведение в обществе
будет достойным.

23.

Попробуем разобраться в смысле данного понятия. Нравственный выбор
– это основанный на моральных ценностях выбор человеком модели своего
поведения. Я думаю, что это, в первую очередь, выбор между добром и злом:
верностью и предательством, любовью и ненавистью, совестью и
бесчестием. В подобных ситуациях человек оказывается очень часто.
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту Михаила Веллера.
Повествователь сообщает, как в ситуации нравственного выбора
оказывается друг рассказчика Марик. В детстве, находясь в гостях, он
специально уронил коробку с пластилиновыми поделками, но, став взрослым,
нашёл в себе силы признаться в этом безобразном поступке. В непростой
нравственной ситуации Марик выбирает честность.
Проиллюстрировать это понятие можно и на примере из литературы. В
произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка» мы встречаемся с молодым
дворянином Петром Гринёвым. Всё свою жизнь он старался выполнять наказ
отца: «Береги честь смолоду». Когда перед Гринёвым встал выбор: перейти
на сторону Емельяна Пугачёва или остаться верным присяге, он не изменил
своей клятве, несмотря на то, что его могли казнить. В ситуации
нравственного выбора Гринёв поступает благородно.
Таким образом, приведённые примеры доказывают, что нравственный
выбор человека, то есть его поведение в сложной жизненной ситуации,
зависит от моральных ценностей личности. И если человек выбирает добро,
верность, любовь, совесть, то и его поведение в обществе будет достойным.

24.

Домашнее задание
• Выучить все этапы написания сочинения на
морально-этическую тему;
• Дать определение словам ДРУЖБА,
ВЕРНОСТЬ,
ЛЮБОВЬ,
СЧАСТЬЕ,
ПАТРИОТИЗМ, МИЛОСЕРДИЕ и выучить
эти определения;
• Подготовить к каждому определению
пример-аргумент из жизненного опыта.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как писать сочинение огэ образец
  • Как писать сочинение огэ литература 9 класс
  • Как писать сочинение образ литературного героя
  • Как писать сочинение на тему осень
  • Как писать сочинение на тему описание внешности человека

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии