Описание фотографии
Подготовка к устному собеседованию
9 класс
Подготовлена учителем русского языка и литературы МАОУ ШИЛИ г.Калининграда Фурзиковой О.Ю.
Повторим тип речи — описание
Описание – словесное изображение какого-либо предмета, явления или действия через представление его характерных признаков.
Цель описания — наглядно нарисовать словесную картину, чтобы читающий зримо представил себе предмет изображения.
Описание отличается от других типов текста тем, что оно даёт представление о каком-либо явлении, предмете, лице, состоянии, действии перечислением их признаков и свойств.
Схема построения описания
Представление предмета/явления/события – признак 1-признак 2 — признак 3…- мои впечатления от изображенного
Задание 3. Монологическое высказывание.
Задание (по Демоверсии-2018)
1 минута на подготовку, 3 минуты на монолог
Опишите фотографию
Не забудь описать
Место и время проведения праздника
Событие, которому посвящён праздник
Присутствующих на празднике
Общую атмосферу праздника
Обратите внимание!
Фотография начинается с замысла , который фотограф хочет воплотить в своем фотоснимке и донести до зрителя.
Фотограф находит в окружающем мире тот изобразительный материал, который ляжет в основу снимка, отбирая только то, что раскрывает смысл и содержание его замысла, следовательно, смысловой центр снимка является его зрительным центром.
Смысловой центр снимка – это центр сюжета, главный объект изображения, через который раскрывается замысел фотографа.
Рассмотрите фотографию (предметы)
- Что вы видите на фотографии?
- Почему, на ваш взгляд, фотограф запечатлел именно эти предметы?
- Какую, на ваш взгляд, цель преследовал автор снимка?
- Что характерно для композиции снимка:
а) что изображено крупным планом в центре?
б) что вы видите на заднем плане снимка?
в)на каком фоне всё изображено?
г) что особенно тщательно, детально передано на снимке?
5. Опишите предметы(цвет, форма, размер) на переднем плане, на заднем плане, в центре, слева, справа.
6. Что больше всего привлекает в фотографии?
7. Какие чувства, мысли, переживания вызывает фотография?
Рассмотрите фотографию (люди, события)
- Что вы видите на фотографии? Какое явление, событие изображено на снимке?
- Почему, на ваш взгляд, фотограф запечатлел именно этот момент/событие?
- Кто(что) выделено на снимке особо(цветом или композиционно)?
- Опишите изображенное на фотографии:
а) главного героя/героев;
б) его/их занятия;
в) выражение лица (глаза, улыбка, взгляд);
г) поза, жесты, статика или динамика движения;
д) взаимоотношения, настроение.
5. Опишите предметы на переднем плане, на заднем плане, в центре, слева, справа.
6. Что использует фотограф для воплощения своего замысла(крупный план, композицию, детали, цвет, свет)?
6. Что больше всего привлекает в фотографии?
7. Какие чувства, мысли, переживания вызывает фотография?
Конструкции-помощники для описания фотографии
Вступление
- На этом снимке изображен…
- Этот снимок — жанровая зарисовка, передающая сцену из…
- На данной фотографии фотограф запечатлел…
- На фотографии мы видим…
- Если внимательно посмотреть на фотографию, то …
- Фотограф изобразил кульминационный момент события…
Конструкции-помощники для описания фотографии
Основная часть
- Цель фотографа –
- Фотограф создан настоящую картину(чего?)…
- Фотограф запечатлел один из моментов…
- Всё внимание фотографа сосредоточено на …
- Фотограф поместил в центр снимка…
- Прямо перед нами изображены…
- На переднем плане привлекает внимание…
- Задний план снимка занимает…
- Слева/справа от… виднеется…
- Внимание зрителя привлекает центральная фигура…
Конструкции-помощники для описания фотографии
Основная часть
- Нельзя не обратить внимание на детали, притягивающие внимание зрителя…
- Выражение лица/ поза/ глаза/взгляд/жесты/улыбка отражает внутреннее состояние героя снимка…
- (Какой?)Свет/цвет служит средством передачи авторского замысла/ характеристики героя/ атмосферы события…
- Фотограф передает обстановку/ динамику/ настроение /внутреннее состояние человека…
Конструкции-помощники для описания фотографии
Заключение
- Фотография отражает авторское отношение к …
- Картина, запечатленная на фотографии, несет в себе определенное настроение…
- Завершая описание, хочется отметить…
- Фотография произвела на меня ….впечатление.
- Фотография заставила задуматься о…
Потренируемся!
Вопросы к диалогу
- К каким праздникам Вы готовитесь всей семьей и планируете ли эту подготовку?
- Какие дела поручают Вам в подготовке к празднику? Есть ли среди них творческие?
- Какая подготовка к празднику особенно Вам запомнилась и какими оригинальными идеями его организации Вы можете поделиться?
Вопросы к диалогу
- Какие формы и традиции семейного отдыха есть в Вашей семье?
- Какой вид семейного отдыха Вам нравится больше всего и почему?
- В чем ценность семейного отдыха?
Тема 1. Семейные реликвии. Опишите фотографию.
Не забудьте рассказать,
что такое семейные реликвии и чем они могут быть представлены;
как появляются семейные реликвии и почему бережно хранятся веками;
каково значение семейных реликвий;
Опишите изображенное на фотографии.
Вопросы к диалогу
1. Есть ли в Вашей семье какая-либо реликвия? Чья это вещь и что значит этот человек для Вашей семьи?
2. Сколько лет эта вещь хранится в Вашей семье и знаете ли Вы историю этого предмета?
3. Какие мысли и чувства рождает в Вас Ваша семейная реликвия?
Источники:
- Егораева Г.Т. ОГЭ 2018. Русский язык. Тренажёр. Устное собеседование для выпускников основной школы. — М.: Издательство «Экзамен», 2018.
- Интернет-ресурс «Культура письменной речи» http://gramma.ru/EXM/?id=4.40
- http://cpacibodedu.ru/article/3262-pisbma_i_ordena_pradeda___nashi_semeynyie_relikvii/
Подготовить за минуту небольшую речь по предложенной теме — на первый взгляд, непростая задача. Но, на самом деле, научиться строить монологическое высказывание, для того чтобы успешно пройти устное собеседование по русскому языку в 9 классе, по силам каждому, если знать его структуру, характеристику типов речи и приложить немного усилий. Высказывание на первую тему предполагает описание фотографии. Рассмотрим его особенности более подробно.
Что такое описание?
Этот тип речи служит для изображения явлений (предметов). Говорящий перечисляет совершаемые ими действия в данный момент времени, но более подробно останавливается на признаках, стремясь создать в воображении слушателя образ объекта, о котором идет речь.
Передать свойства и качества помогают имена прилагательные, существительные и наречия. Часто встречаются глаголы несовершенного вида, стоящие в прошедшем и настоящем времени. Для словесного изображения предметов употребляются согласованные и несогласованные определения, назывные предложения.
Пример:
Просторная комната была наполнена ярким светом, проникавшим в нее через окна причудливой формы. Разноцветный растительный орнамент на стенах, огромная хрустальная люстра, серебряная посуда — всё здесь говорило о богатстве и хорошем вкусе хозяина.
В чём состоят основные отличия описания от повествования?
В отличие от повествования, для которого характерна динамика и последовательности изложения, описание передаёт действия или признаки, которые происходят постоянно, в одно и то же время, их можно перечислять в произвольном порядке, меняя местами текстовые фрагменты без ущерба для смысла. Таким образом, оно позволяет представить предмет или явление в определённый момент.
Композиция
Словесное изображение обязательно должно содержать:
- Общую информацию об объекте;
- Качества и свойства, которыми он обладает;
- Мнение автора, впечатление от предмета (явления), заключение, вывод.
Виды
В зависимости от изображаемого объекта выделяют следующие разновидности:
Описание человека или предмета
Этот тип дает характеристику объекту, то есть представление о том, какой он. Говоря об определённом лице, следует указать его возраст, обратить внимание на черты лица, фигуру, позу, одежду, индивидуальные особенности и характер. Если объектом является неодушевлённый предмет, нужно более подробно остановиться на таких признаках, как размер, форма, цвет, материал.
Описание места
Данный вид содержит информацию о том, что где находится. Важное значение имеют наречия места (вдалеке, справа и т.д.), а также глаголы (размещается, располагается, окружает, стоит и т.п.). При словесном изображении помещения следует упомянуть про его общий вид (пол, потолок, стены, количество света), рассказать про окна, отделку, мебель, элементы декора (вазы, часы, картины, зеркала, светильники). Если перед нами снимок населённого пункта, необходимо обратить внимание на здания, улицы, транспорт, людей.
По этим пунктам плана можно описать, например, фотографию “Современный город”
Монолог по пейзажному снимку рекомендуется начать с упоминания об общем состоянии природы (времени года и суток, погоды). Затем можно перейти к объектам, расположенным в смысловом центре, рассказать о том, что находится слева, справа и на заднем плане. Важную роль при словесном изображении окружающей среды играет небо. Оно может быть безоблачным, хмурым, бескрайним и т.д. Используя данные рекомендации, можно составить монологическое высказывание по фотографии
“Природа родного края” или любому другому снимку, на котором запечатлён пейзаж.
Описание состояния природы или человека
Этот вид предполагает изображение эмоций какого-либо лица (весело, одиноко, страшно и т.д.) или того, что можно увидеть и услышать, оказавшись в описываемом месте (прозрачный воздух, тишина, смеркается и т.п.).
На некоторых снимках, которые встречаются в сборниках для подготовки к устному собеседованию по русскому языку, есть элементы, относящиеся к каждому из перечисленных видов, как, например, на фотографии “Первоклассница”. Составляя по ней монологическое высказывание требуется рассказать о том, как выглядит девочка (поза, мимика, прическа, одежда, обувь, сумка) и место, где она находится, какие эмоции испытывает.
С чего начать?
Непосредственному описанию фотографии должно предшествовать вступление. Прежде всего следует обратить внимание на название выбранной темы. В демоверсии 2019 года — это “Праздник”. Рассмотрим возможные варианты вступления на примере данного снимка. Начать монолог можно с замысла фотографии, то есть с того, с какой целью она была сделана. Построив вступление данным способом, получим следующее:
Праздники — это события, которые приносят яркие эмоции и незабываемые впечатления. Некоторые из них происходят лишь раз в жизни. Таким торжеством является последний звонок. Сохранить память о самых интересных моментах праздника, атмосфере, царящей на мероприятии, и эмоциях, испытываемых выпускниками и учителями в этот волнительный день, помогает фотография.
По такому принципу построено вступление по теме “Поход”.
Другой вариант начала монолога — ваше мнение о роли и значении фотографии в жизни человека. Он является универсальным и подойдёт для описания любого снимка.
Алгоритм работы
Подготовка к монологу по фотографии включает следующие шаги:
- Определение смыслового центра снимка, где находятся главные объекты, которые помогают раскрыть замысел и обращают на себя внимание зрителя.
- Поиск основных предметов и лиц. Эти существительные следует выписать в первый столбик, отступив от каждого немного места.
- Подбор синонимов — важная часть работы. В описании предложения имеют сходную структуру, поэтому могут появиться повторы слов, а значит, есть риск допустить стилистические ошибки. Синонимы лучше занести во вторую колонку, расположив напротив соответствующих существительных.
- Перечисление признаков каждого предмета/лица — непосредственно описание. Их можно указать в третьем столбике.
- Словесное изображение действий, которые совершают люди, запечатлённые на снимке. Необходимо обратить внимание на то, что делает человек, куда направлен его взгляд.
- Описание пейзажа. Следует рассказать о месте, где сделана фотография (в помещении или на свежем воздухе), определить время года, обратить внимание на природу, интерьер. В монологическом высказывании необходимо упомянуть цветовые эффекты, а также яркие детали, которые вызывают интерес зрителя.
- Определение темы снимка.
- Оценка кадра. В заключении следует выразить своё отношение к фотографии, используя имена прилагательные, и эмоций, которые она вызывает.
Важно:
- В монологе не нужно рассказывать о том, чего нет на снимке.
- К структуре основной части не предъявляются строгие требования. Однако высказывание обязательно должно содержать все пункты, указанные в задании, последовательно изложенные и связанные между собой. Их наличие необходимо ещё раз проверить, закончив подготовку.
Итак, мы рассмотрели основные вопросы, возникающие при подготовке к первой теме устного собеседования — описанию фотографии. Возможно, сначала выполнение этого задания будет занимать достаточно много времени и понадобится обратиться к словарю синонимов или эпитетов. Однако регулярная практика поможет строить монологическое высказывание быстрее и укладываться в указанные временные рамки.
Примеры описаний можно посмотреть здесь.
В третьем задании вам даётся карточка с тремя темами для монолога. Выбрать нужно одну.
- Описание фотографии.
- Повествование на основе жизненного опыта.
- Рассуждение по поставленному вопросу.
Выбирайте тему и готовьте монолог, опираясь на вопросы в карточке. Выбирайте тот тип речи, которым вы лучше всего владеете. На подготовку к монологическому высказыванию даётся 1 минута. Ваша речь должна содержать не менее 10 фраз и длиться не более 3 минут. Одна фраза — это одно простое предложение.
Монолог — это цельный связный текст, у которого обязательно должно быть заключение. Чтобы не потерять баллы за это задание, не забудьте в конце подытожить сказанное.
Если вы выбрали описание фотографии
Используйте подсказки, которые даются к заданию. Под каждой фотографией обязательно будет написано: «Не забудьте описать…» и дан небольшой план. Он поможет вам направить ход мыслей в нужное русло.
Используйте разные части речи:
— существительные — чтобы сказать, что и кто изображён на снимке;
— глаголы — чтобы рассказать о действиях персонажа(ей);
— прилагательные — чтобы описать, какие они.
Если фотография чёрно-белая, названия прилагательных, обозначающих цвета, употребить нельзя. Однако можно использовать такие слова, как тёмный, светлый, чёрный, ясный, яркий, тусклый, пасмурный, белый, солнечный.
Считайте предложения про себя (можно даже загибать пальцы, чтобы не сбиться). Помните, что вы должны сказать не менее 10 предложений, причём неважно, какие они по структуре, поэтому лучше составлять простые или небольшие сложные.
Фотографии к заданию 3
Как описывать фотографию?
Обратите внимание на название темы. Именно от темы нужно отталкиваться и строить монолог. Помочь в описании фото помогут следующие вопросы:
● Кто изображён на фотографии?
● Как он выглядит?
● Какое у него выражение лица?
● Где он находится?
● Когда было сделано фото?
● Кто, по Вашему мнению, сделал этот снимок?
● Чем он занят?
● О чём он, возможно, думает?
● Какие чувства он, скорее всего, испытывает?
● Что больше всего привлекает в фотографии?
● Какие мысли/чувства/переживания вызывает снимок?
Синонимы для описания
● Фотография: снимок, кадр, изображение, фото, фотоснимок.
● Фотограф: автор фотографии, автор снимка.
● Внешний вид: облик, очертание, наружность.
● Сфотографировать: сделать снимок, снять, запечатлеть.
● Изобразить: показать, воспроизвести, представить, воссоздать, отобразить, передать, запечатлеть, зафиксировать, остановить мгновение.
● Увидеть: заметить, приметить, усмотреть, подметить, посмотреть, уловить, разглядеть, рассмотреть.
Клише
● Предложенная для описания фотография интересна тем, что…
● При первом взгляде на фотографию…
● На фотографии мы видим…
● Фото несёт в себе определённое настроение:…
● Если внимательно посмотреть на изображение, то…
● Передать атмосферу события помогает…
● Автор снимка запечатлел…
● На фотографии изображён(-ы)…
● Слева (справа/вверху/внизу) виднеется…
● Завершая описание, хочется отметить (что?)…
● Своё описание хочется закончить (чем?)…
Примерный шаблон описания фотографии
1. Передо мной интересная фотография.
2. Я думаю, что на ней изображён(а) … (поход / рыбалка / последний звонок и т.д.)
3. Давайте рассмотрим изображение внимательнее.
4. Перед нами … (школьный двор / зал музея / комната и т.д.) (Если это улица или природа, то
описать погоду и время дня).
5. Мне кажется, фотографию сделал …(учитель / родитель / друг ребят, которые изображены на фото).
6. На фотографии мы видим … (девочек / двух юношей / много выпускников)
7. Они … (описать внешний вид, одежду, чем заняты)
8. Их лица (его лицо, её лицо) … (радостны, печальны, сосредоточенны), потому что …
9. Я считаю, что снимок получился удачным и атмосферным.
10. Мне понравилась эта фотография, потому что она чётко передаёт чувства и эмоции
присутствующих (присутствующего) на ней.
Оценивание
За монолог можно получить максимум 3 балла. Он оценивается по трём основным критериям:
1. Выполнение коммуникативной задачи. Вы получите 1 балл, если в вашем монологе не менее 10 фраз, нет фактических ошибок.
2. Учёт речевой ситуации. 1 балл начисляется, если ваша лексика соответствует моменту.
3. Речевое оформление. Вы получите 1 балл, если в вашей речи есть смысловая цельность, связность и последовательность изложения и если в ней нет логических ошибок. Также у текста обязательно должно быть заключение, а конструкции не должны быть однотипными: например, «Я очень люблю вышивать. Также я очень люблю ходить в кино. Я люблю читать книги перед сном».
Как написать сочинение по фотографии
В школах в качестве экзаменационных работ учащимся все чаще предлагается написать сочинение по фотографии. Основные подходы к выполнению такого задания схожи с теми, что и при написании сочинения по картине, но в данном случае есть несколько нюансов, которые следует учитывать.
Инструкция
Рассмотрите внимательно фотографию, взгляните на нее издалека, чтобы сложилось полное впечатление. Обратите внимание на малозначительные на первый взгляд детали, они расскажут вам больше, чем главные герои. Выделите смысловой центр фотографии/ Если он находится посередине, то все просто, если же он смещен вправо или влево, это повод порассуждать, что побудило мастера расположить предметы или действующих лиц такие образом. Сделайте предположения, почему автор работы выбрал именно эти предметы, есть ли между ними какая-то связь.
Обратите внимание на то, в каком цвете сделана фотография. Постарайтесь встать на место мастера и подумайте, что именно хотел он выразить, прибегнув, например, к черно-белому решению. Помните, что неправильных предположений в таком сочинении быть не может, все здравые мысли и рассуждения приветствуются. Иногда отказ от цвета позволяет подчеркнуть форму предметов, иногда он характеризует эмоциональную составляющую работы.
Посмотрите, откуда свет падает на предметы, изображенные на фотографии. Если он падает сбоку, то обратите внимание на тени, залегшие на лицах людей и предметах, в некоторых случаях фотографы прибегают к этому приему, чтобы показать двойственность натуры. Свет может быть также направлен на зрителя, в этом случае на фотографии получается четкий силуэт, если это так, уделите несколько слов форме и очертаниям предметов.
Подключите свои знания о физиогномике, если на фотографии изображен человек или несколько. Рассуждайте в сочинении о том, что могут значить носогубные складки, морщины, поднятые брови модели. Попытайтесь предположить, что за человек перед вами, чем он занимается, о чем его мысли. В данном случае можно подключить воображение, придумать его жизнь и описать ее в сочинении.
Сделайте выводы в конце сочинения. Напишите, какие чувства вызывает у вас фотография, какие воспоминания. Нравится она вам или нет, что вы изменили или добавили бы на месте мастера.
Видео по теме
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Г.В.Негуляева
Методика подготовки к устному собеседованию
по русскому языку в 9 классе.
Задание № 3 Монологическое высказывание
Тема № 1 Описание фотографии
Йошкар-Ола
ГБУ ДПО Республики Марий Эл
«Марийский институт образования»
2019
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Монологическое высказывание. Описание фотографии
1.1.Синтаксические конструкции для описания фотографии – пейзажа. Пример монолога.
1.2.Синтаксические конструкции для описания фотографии – портрета. Пример монолога.
1.3. Синтаксические конструкции для описания фотографии – события,
фоторепортажа. Пример монолога.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Аннотация
Методическая разработка предназначена для учителей русского языка и литературы. Она представляет собой систематизированный материал к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе, конкретно к заданию № 3 по теме «Описание фотографии».
ВВЕДЕНИЕ
Одна из тем монологического высказывания, описание фотографии, по мнению учителей и обучающихся, считается наиболее сложной.
Уже в начальной школе обучающиеся знакомятся с описанием, но этот тип речи представлен с точки зрения описания картины.
В 9 классе ученик на основе сложившихся компетенций должен описать фотографию, что несколько отличается от умения видеть и понимать произведение живописи.
Фотография, родившись в конце XIX века, стала, по мнению А. С. Питерских, «новым способом отображения действительности, коренным образом, изменившим судьбы изобразительного искусства и задачи художественного творчества.» Каждый, кто смотрит фотографию, создает свою картину мира, чувствует уникальность запечатленного мгновения, испытывая различные эмоции.
Фотоснимок – это документально – изобразительное сообщение,
в основе которого лежит интерес автора к тому, что он снимает. Понять его – главная задача зрителя. Выразить же словами это понимание не всегда удается.
Именно в монологическом высказывании обучающиеся это должны передать, но, поскольку в реалиях нашего времени не все дети умеют четко и ясно формулировать свои мысли, полно и точно передавать факты, используя при этом изобразительно — выразительные средства, нужно помочь им создать устное высказывание – монолог по описанию фотографии.
В качестве примера в данной методической разработке представлены синтаксические конструкции и образцы устного сочинения описания фотографии.
Можно выделить три основных жанра фотографии: фотография – пейзаж, фотография – портрет, фотография – событие, фоторепортаж. Это поможет обучающимся сориентироваться при подготовке к монологу – описанию, так как для каждого жанра характерны свои особенности, которые были учтены при составлении синтаксических конструкций.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Монологическое высказывание. Описание фотографии
- Фотопейзаж
(изображение №1)
Синтаксические конструкции:
1. Передо мной интересная фотография
2. Я думаю, что это пейзаж
3. На снимке запечатлен…(уголок природы) (время года, дня, погода)
4. В центре фото (мы видим) (расположен, находится, выделяется)
5. Справа от центра…
6. Слева…
7. Всё это (контрастирующее), (составляющее единое целое) с центром, наполняет пейзаж определенным смысловым содержанием, передавая ( восхищение, удивление, потрясение от увиденного), (желание поделиться чувствами)
8. Замысел автора проявляется в (яркой), (тусклой) цветовой гамме, четкости (расплывчатости) изображения, проявлении (светлого/темного) колорита, что в целом способствует созданию (веселого, радостного), (грустного, печального) настроения и оставляет неизгладимое впечатление от увиденного.
Пример монолога
1. Передо мной интересная фотография.
2. Я думаю, что это пейзаж.
3. На снимке запечатлен летний ветреный день.
4. В центре фотографии – огромные облака, контрастирующие с зеленым лугом, который переходит в лесополосу, постепенно сливаясь с небом.
5-6. Слева облака освещены солнцем, поэтому они выражены более ярко в сравнении с изображенными справа. Туда не попадает солнечный свет, и небо тёмное.
7. Порывистый ветер гонит облака, заставляет согнуться деревья, склоняет луговую траву. Всё это составляет единую картину надвигающейся грозы.
8. Замысел автора проявляется в яркой цветовой гамме( зеленая трава и предгрозовое темно-синее небо),в чёткости изображения, контрасте тёмного и светлого, что в целом способствует созданию переменчивого настроения, когда радость сменяется грустью, но обязательно остается надежда. Всё это оставляет неизгладимое впечатление от увиденного.
1.2. Фотопортрет
(изображение № 2)
Синтаксические конструкции:
1. Передо мной интересная фотография
2. Я думаю, что это портрет
3. На снимке изображен(а)… на фоне (…)
4. Внимание привлекает главный герой (героиня, герои)
… его (её) лицо (глаза), волосы, руки, одежда, поза…
5. Всё это наполняет снимок определенным смысловым содержанием, передавая (удивление, восхищение), (неприятие, неприязнь) автора моделью (к модели)
6. Мы видим неповторимую индивидуальность героя (героини), его (её) внутреннюю сущность (открытость, закрытость, замкнутость) характера, внутреннюю (силу/слабость), что в целом способствует созданию (грустного, радостного, спокойного, печального) настроения и оставляет неизгладимое впечатление от фотопортрета.
Пример монолога:
Передо мной интересная фотография.
Я думаю, что это портрет.
На снимке изображена жизнерадостная девочка на фоне летнего пейзажа.
Внимание привлекает прежде всего лицо героини, ее искрящиеся глаза. Она счастливо улыбается, слегка наклонив голову, прижав руки к щеке.
Всё это наполняет фотографию определенным смысловым содержанием; хочется вместе с моделью радоваться жизни, восхищаться солнечным летним днём.
Мы видим неповторимую индивидуальность девочки, её открытость миру, внутреннюю чистоту, искренность, что способствует созданию хорошего настроения, когда ты действительно счастлив, и оставляет неизгладимое впечатление от фотопортрета.
1.3.Фоторепортаж (описание события)
(изображение №3)
Синтаксические конструкции:
1. Передо мной интересная фотография
2. Я думаю, что это фоторепортаж, потому что на снимке изображено (обычное, рядовое/ необычное, удивительное; которое бывает, может быть, только раз в жизни) событие
3. Центром фотографии стал момент, когда участники (что делают/чем занимаются)
4. Герои снимка (внимательны, сосредоточенны), (спокойны, расслаблены), (веселы), (настроены на приятное общение). Это показывают яркие (тусклые) цветовые и (светлые/тёмные)
световые эффекты, что создаёт определенную атмосферу события, которой фотограф добивается благодаря точности (контрастности) изображения, что воплощается в настроении зрителя.
5. Всё это делает фоторепортаж уникальным, ведь остановившееся мгновение действительно прекрасно.
Пример монолога:
Передо мной интересная фотография.
Я думаю, что это фоторепортаж, потому что на снимке изображено необычное событие, которое бывает, наверно, достаточно редко.
В центре фотографии запечатлен момент, когда папа с дочерью поздним вечером, сидя на мостках, ловят рыбу.
Герои снимка сосредоточенны, спокойны, расслабленны.
Фотография построена на контрасте тёмных и светлых тонов, и это, как ни странно, подчеркивает единение отца с дочерью, создаёт потрясающую атмосферу счастья, покоя, большой любви, а лунная дорожка восхищает красотой вечернего пейзажа.
Всё это делает фоторепортаж уникальным, ведь остановившееся мгновение действительно прекрасно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, разграничивая жанры фотографии, мы выделяем разные виды описания фотографии: : фотография – пейзаж, фотография – портрет, фотография – событие, фоторепортаж . Это дает возможность обучающимся строить различные монологи, конкретизируя каждый вид жанра. Такое умение описать фотографию способствует развитию не только монологической грамотной, красивой речи, но и умению видеть главное, основное, понимать задачи и цели автора фотоснимка; заставляет внимательно всматриваться в изображение, испытывать эмоции, что необходимо каждому человеку.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- ФИПИ Демонстрационный вариант устного собеседования по русскому языку для выпускников основной школы. — М., 2018 г.
- Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения устного собеседования по русскому языку выпускников основной школы. – М., 2018 г.
- Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по русскому языку. – М., 2018 г.
- Егораева Т. М. ОГЭ. Русский язык. Тренажёр. М., Экзамен, 2018 г.
- Маркин В. А. Я познаю мир. – М., АСТ, 2008 г.
- Нечаева О. А. Функционально – смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. – Улан — Удэ, 1974 г.
- Нурназданов Ф. Как акцентировать внимание зрителя на смысловом центре фотоснимка.
- Питерских А. С. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении. – М., просвещение, 2013 г.
- Изображение № 1 – взято с сайта fonwall.ru
Изображение № 2 – взято с сайта goodfon.ru
Изображение № 3 – взято с сайта riropt.ru
Проведения итогового собеседования по русскому языку в 9 классе — общая информация.
Материал подготовила: Ушкова Ольга Николаевна.
В материале на основе демоверсии представлены примеры выполнения каждого из заданий.
КАК ОПИСЫВАТЬ ФОТОГРАФИЮ?
Обратите внимание на название темы. Именно от темы нужно отталкиваться и строить монолог.
Помочь в описании фото помогут следующие вопросы:
● Кто изображён на фотографии?
● Как он выглядит?
● Какое у него выражение лица?
● Где он находится?
● Когда было сделано фото?
● Кто, по Вашему мнению, сделал этот снимок?
● Чем он занят?
● О чём он, возможно, думает?
● Какие чувства он, скорее всего, испытывает?
● Что больше всего привлекает в фотографии?
● Какие мысли/чувства/переживания вызывает снимок?
СЛОВА-СИНОНИМЫ:
● Фотография: снимок, кадр, изображение, фото, фотоснимок.
● Фотограф: автор фотографии, автор снимка.
● Внешний вид: облик, очертание, наружность.
● Сфотографировать: сделать снимок, снять, запечатлеть.
● Изобразить: показать, воспроизвести, представить, воссоздать, отобразить, передать, запечатлеть, зафиксировать, остановить мгновение.
● Увидеть: заметить, приметить, усмотреть, подметить, посмотреть, уловить, разглядеть, рассмотреть.
КЛИШЕ:
● Предложенная для описания фотография интересна тем, что…
● При первом взгляде на фотографию…
● На фотографии мы видим…
● Фото несёт в себе определённое настроение:…
● Если внимательно посмотреть на изображение, то…
● Передать атмосферу события помогает…
● Автор снимка запечатлел…
● На фотографии изображён(-ы)…
● Слева (справа/вверху/внизу) виднеется…
● Завершая описание, хочется отметить…
● Своё описание хочется закончить (чем?)…
ПРИМЕРНЫЙ ШАБЛОН ОПИСАНИЯ ФОТОГРАФИИ
1. Передо мной интересная фотография.
2. Я думаю, что на ней изображён(а) … (поход / рыбалка / последний звонок и т.д.)
3. Давайте рассмотрим изображение внимательнее.
4. Перед нами … (школьный двор / зал музея / комната и т.д.) (Если это улица или природа, то
описать погоду и время дня).
5. Мне кажется, фотографию сделал …(учитель / родитель / друг ребят, которые изображены на фото).
6. На фотографии мы видим … (девочек / двух юношей / много выпускников)
7. Они … (описать внешний вид, одежду, чем заняты)
8. Их лица (его лицо, её лицо) … (радостны, печальны, сосредоточенны), потому что …
9. Я считаю, что снимок получился удачным и атмосферным.
10. Мне понравилась эта фотография, потому что она чётко передаёт чувства и эмоции
присутствующих (присутствующего) на ней.