Повествование – это рассказ о событиях, происшествиях, действиях.
Выразительная сила повествования заключается прежде всего в изображении событий, явлений, в наглядном представлении действий, происходящих во времени и пространстве.
Цель сочинения-повествования – сообщить о развивающихся событиях и об их совершении в хронологической последовательности.
Работая над сочинением такого типа, автор должен ответить на следующие вопросы: кто? что делал? где? когда? как?
Главную роль в повествовании играют глагольные формы, они обеспечивают развертывание повествования и наглядно представляют сменяющие друг друга действия, протекание событий (явлений) во времени и пространстве. При написании сочинения-повествования особое предпочтение следует отдавать глаголам прошедшего времени совершенного вида, например: «Я возвратился домой. В сенях трещала догоревшая свеча в деревянной тарелке, и казак мой, вопреки приказанию, спал крепким сном, держа ружье обеими руками» (М. Ю. Лермонтов). Но если речь идёт не об однократных, а о повторяющихся действиях, используют глаголы прошедшего времени несовершенного вида: «Древние государи наши, по известию Константина Багрянородного, всякий год в Ноябре месяце отправлялись с войском из Киева для объезда городов своих и возвращались в столицу не прежде апреля» (Н. М. Карамзин). Глаголы в форме будущего времени (как закричит! как подпрыгнет!) отражают быструю смену событий, внезапность того или иного действия. Чтобы показать последовательность действий, употребляются такие слова, как сначала, потом, затем, тогда, снова, еще, уже…
Повествование может вестись от первого лица (в нем рассказчик назван или обозначен местоимением «я» («мы») или от 3-го лица, так называемое авторское повествование (в нем образ рассказчика отсутствует).
План сочинения-повествования
1. Вступление (место время действия).
2. Начало действия, его развитие – завязка.
3. Кульминация действия (самый напряженный момент сюжета).
4. Развязка.
5. Заключение.
Как работать над рассказом
1. Выберите событие, о котором вы будете рассказывать.
2. Сформулируйте тему и основную идею будущего рассказа, озаглавьте его.
3. Отберите необходимый материал из ваших воспоминаний или соберите его из других источников.
4. Составьте план, указав в нем вступление, завязку, кульминацию, заключение.
5. Постарайтесь использовать в рассказе диалог (или отдельные реплики), элементы описания (возможно, рассуждения), причем так, чтобы они помогали полнее представить ход событий и характеры персонажей, о которых Вы пишете.
Пример повествования возьмем из «Приключений Тома Сойера» М. Твена (гл. 12 «Кот и “болеутолитель”»).
«Как раз в это время тетя Полли впервые услыхала о новом лекарстве, “болеутолителе”, и тотчас же выписала это лекарство в огромном количестве. Отведала его и обрадовалась: то был настоящий огонь в жидком виде. <…> Том стал придумывать всевозможные способы избавиться от этого бедствия и наконец напал на мысль притвориться, будто “болеутолитель” пришелся ему по вкусу: он стал так часто просить новую порцию снадобья, что тетке это надоело, и она сказала, чтоб он сам принимал его, когда вздумается, а ее оставил в покое. Будь это Сид, к ее радости не примешивалось бы никакой тревоги, но, так как дело касалось Тома, она стала потихоньку наблюдать за бутылкой. Лекарства действительно становилось все меньше, но ей и в голову не приходило, что Том лечит на себя, а щель в полу гостиной.
Однажды, когда он лечил таким образом щель, к нему подошел теткин рыжий кот, замурлыкал и, жадно поглядывая на чайную ложку, попросил, чтобы ему дали попробовать.
— Ой, Питер, не проси, если тебе не хочется!
Питер дал понять, что ему хочется.
— Смотри не ошибись… пожалеешь…
Питер выразил уверенность, что ошибки здесь нет никакой.
— Ну, если ты просишь, я дам, я не жадный, но только смотри: не понравится — пеняй на себя.
Питер согласился на эти условия. Том раскрыл ему рот и влил туда ложку “болеутолителя”. Питер подскочил вверх на два ярда, затем издал воинственный клич и заметался кругами по комнате, налетая на мебель, опрокидывая цветочные горшки и поднимая страшный кавардак. Затем он встал на задние лапы и заплясал на полу в припадке безумной радости, закинув голову и вопя на весь дом о своем безмятежном блаженстве. Затем он опять заметался по комнате, неся на своем пути разрушение и хаос. Тетя Полли вошла как раз в ту минуту, когда он, перекувыркнувшись несколько раз в воздухе, исполнил свой заключительный номер: крикнул во все горло “ура” и выскочил в окно, увлекая за собой остальные горшки. Старая леди окаменела от изумления, оглядывая комнату поверх очков, а Том катался по полу, изнемогая от смеха».
Материалы, использованные при подготовке рубрики:
1. Литневская Е.И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской. — М.: Академический проект, 2006. — 590 с.
2. Новый словарь методических терминов и понятий. — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.
Как
писать сочинение-повествование
Повествование – это рассказ о
событиях, происшествиях, действиях.
Выразительная сила повествования заключается прежде всего в
изображении событий, явлений, в наглядном представлении действий, происходящих
во времени и пространстве.
Цель сочинения-повествования –
сообщить о развивающихся событиях и об их совершении в хронологической
последовательности.
Работая над сочинением такого типа, автор должен ответить на
следующие вопросы: кто? что делал? где? когда? как?
Главную роль в повествовании играют глагольные формы, они
обеспечивают развертывание повествования и наглядно представляют сменяющие друг
друга действия, протекание событий (явлений) во времени и пространстве. При
написании сочинения-повествования особое предпочтение следует отдавать глаголам
прошедшего времени совершенного вида, например: «Я возвратился домой.
В сенях трещала догоревшая свеча в деревянной тарелке, и казак
мой, вопреки приказанию, спал крепким сном, держа ружье обеими
руками» (М. Ю. Лермонтов). Но если речь идёт не об однократных, а о
повторяющихся действиях, используют глаголы прошедшего времени несовершенного
вида: «Древние государи наши, по известию Константина Багрянородного, всякий
год в Ноябре месяце отправлялись с войском из Киева для
объезда городов своих и возвращались в столицу не прежде
апреля» (Н. М. Карамзин). Глаголы в форме будущего времени (как закричит! как подпрыгнет!)
отражают быструю смену событий, внезапность того или иного действия. Чтобы
показать последовательность действий, употребляются такие слова, как сначала,
потом, затем, тогда, снова, еще, уже…
Повествование может вестись от первого лица (в нем рассказчик
назван или обозначен местоимением «я» («мы») или от 3-го лица, так называемое
авторское повествование (в нем образ рассказчика отсутствует).
План сочинения-повествования
1. Вступление (место время действия).
2. Начало действия, его развитие – завязка.
3. Кульминация действия (самый напряженный момент сюжета).
4. Развязка.
5. Заключение.
Как работать над рассказом
1. Выберите событие, о котором вы будете рассказывать.
2. Сформулируйте тему и основную идею будущего рассказа, озаглавьте его.
3. Отберите необходимый материал из ваших воспоминаний или соберите его из
других источников.
4. Составьте план, указав в нем вступление, завязку, кульминацию, заключение.
5. Постарайтесь использовать в рассказе диалог (или отдельные реплики),
элементы описания (возможно, рассуждения), причем так, чтобы они помогали
полнее представить ход событий и характеры персонажей, о которых Вы пишете.
Пример повествования возьмем из «Приключений Тома Сойера» М.
Твена (гл. 12 «Кот и “болеутолитель”»).
«Как раз в это время тетя Полли впервые услыхала о новом
лекарстве, “болеутолителе”, и тотчас же выписала это лекарство в огромном
количестве. Отведала его и обрадовалась: то был настоящий огонь в жидком виде.
<…> Том стал придумывать всевозможные способы избавиться от этого бедствия
и наконец напал на мысль притвориться, будто “болеутолитель” пришелся ему по
вкусу: он стал так часто просить новую порцию снадобья, что тетке это надоело,
и она сказала, чтоб он сам принимал его, когда вздумается, а ее оставил в
покое. Будь это Сид, к ее радости не примешивалось бы никакой тревоги, но, так
как дело касалось Тома, она стала потихоньку наблюдать за бутылкой. Лекарства
действительно становилось все меньше, но ей и в голову не приходило, что Том
лечит на себя, а щель в полу гостиной.
Однажды, когда он лечил таким образом щель, к нему подошел
теткин рыжий кот, замурлыкал и, жадно поглядывая на чайную ложку, попросил,
чтобы ему дали попробовать.
— Ой, Питер, не проси, если тебе не хочется!
Питер дал понять, что ему хочется.
— Смотри не ошибись… пожалеешь…
Питер выразил уверенность, что ошибки здесь нет никакой.
— Ну, если ты просишь, я дам, я не жадный, но только смотри: не
понравится — пеняй на себя.
Питер согласился на эти условия. Том раскрыл ему рот и влил туда
ложку “болеутолителя”. Питер подскочил вверх на два ярда, затем издал
воинственный клич и заметался кругами по комнате, налетая на мебель,
опрокидывая цветочные горшки и поднимая страшный кавардак. Затем он встал на
задние лапы и заплясал на полу в припадке безумной радости, закинув голову и
вопя на весь дом о своем безмятежном блаженстве. Затем он опять заметался по
комнате, неся на своем пути разрушение и хаос. Тетя Полли вошла как раз в ту
минуту, когда он, перекувыркнувшись несколько раз в воздухе, исполнил свой
заключительный номер: крикнул во все горло “ура” и выскочил в окно, увлекая за
собой остальные горшки. Старая леди окаменела от изумления, оглядывая комнату
поверх очков, а Том катался по полу, изнемогая от смеха».
Материалы, использованные при подготовке рубрики:
1. Литневская
Е.И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе:
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И.
Литневской. — М.: Академический проект, 2006. — 590 с.
2. Новый словарь методических терминов и понятий. — М.: Издательство ИКАР. Э.
Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.
Сочинение повествование
Рассказываем, что такое сочинение повествование. Объясняем, как написать сочинение повествование. Приводим план повествования и примеры.
Суть сочинения повествования
Что такое сочинение повествование?
ПОВЕСТВОВА́НИЕ, -я, ср.
Значение: Рассказ о действиях, поступках, событиях. || Лит. Текст эпического литературного произведения без прямой речи.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999.
Сочинение повествование – изложение мыслей о действиях, поступках, событиях без прямой речи.
Виды сочинений повествований
В каких жанрах используется повествование? Перечислим некоторые из них:
- Художественное повествование
- Нехудожественное повествование
- История
- Микро- история
- Легенда
- Миф
- Басня
- Притча
- Эпос
- Газетная публикация
- Роман
- Новостная публикация
- Письмо
- Песня
- Биография
- Автобиография
Как написать сочинение повествование?
Варианты и план сочинения повествования
При подготовке к сочинению необходимо вспомнить об общих правилах написания сочинений, а также изучить особенности типа сочинений, по которому предстоит работа.
Работая над сочинением такого типа, автор должен ответить на следующие вопросы: кто? что делал? где? когда? как?
Повествование может вестись:
- от первого лица (в нем рассказчик назван или обозначен местоимением «я» («мы»);
- от 3-го лица, так называемое авторское повествование (в нем образ рассказчика отсутствует).
План сочинения повествования:
- Вступление (место время действия).
- Начало действия, его развитие – завязка.
- Кульминация действия (самый напряженный момент сюжета).
- Развязка.
- Заключение.
Как работать над сочинением повествованием?
- Выберите событие, о котором вы будете рассказывать.
- Сформулируйте тему и основную идею будущего рассказа, озаглавьте его.
- Отберите необходимый материал из ваших воспоминаний или соберите его из других источников.
- Составьте план, указав в нем вступление, завязку, кульминацию, заключение.
- Постарайтесь использовать в рассказе диалог (или отдельные реплики), элементы описания (возможно, рассуждения), причем так, чтобы они помогали полнее представить ход событий и характеры персонажей, о которых Вы пишете.
Схемы повествования
Риторики предлагают рассказчику несколько типичных схем повествования.
- Начало повествования. Возможны варианты:
- обращение к адресату: Знаете ли вы, что такое украинская ночь?.. (Гоголь);
- общая мысль рассказа: В наши смрадные дни даже в тиши меррекюльских песков никуда не уйти от гримас и болячек родной политики (Лесков);
- общепринятая истина, высказанная в афористической форме: Тяжело порою быть русским человеком (Тэффи);
- место, время, действующее лицо: В очень древние годы, стародавние, был в некотором незнатном царстве премудрый король по имени Доброхот (Лесков).
- Середина повествования. Структура самого повествования может быть различной. Можно следовать естественному порядку событий. Можно начать с некоторого необычного, яркого момента, которое было не в начале, а в середине или в конце события и т.д. (ср. композицию романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).
Конкретная композиция зависит от конкретных задач, которые ставит перед собой автор. Но в любом случае риторики рекомендуют «нагнетать» степень заинтересованности адресата, продвигаясь к кульминации истории, которая и завершает середину повествования.
- Конец повествования обычно содержит развязку истории. Она, по рекомендации риторик, должна быть рассказана так, чтобы соответствовать началу и середине. После развязки может следовать «нравственная мысль», или вывод из всего повествования (ср. мораль басен).
При составлении собственных рассказов необходимо соблюдать определённые правила. Наиболее общепринятыми из них являются следующие:
- простота;
- ясность;
- краткость;
- правдоподобие;
- постепенное нарастание «интереса» до кульминации и развязки в заключении.
Примеры сочинений повествований
Конкурс сочинений
Сочинение — одно из самых сложных заданий. Здесь нужно проявить и творческие, и интеллектуальные навыки. Рассказываем, как научиться писать легко и с удовольствием.
Как писать сочинение-рассуждение
Для начала стоит понять, что такое сочинение-рассуждение. Это ряд мыслей и умозаключений, которые изложены в логической последовательности для подтверждения точки зрения.
Сочинение-рассуждение строится вокруг тезиса. Задача автора — либо опровергнуть идею, либо согласиться с ней. В любом случае необходимо привести доводы, аргументы в пользу своей позиции.
Сочинение-рассуждение строится по схеме:
- вступление, в котором озвучивается основная мысль, тезис;
- основная часть, где приводятся аргументы и доказательства;
- вывод, где подводится итог, обобщается вышесказанное.
Вступление знакомит читателя с темой. Здесь можно описать актуальность проблемы, ее важность для общества или личности. Затем — познакомить читателя с историей проблемы, с существующими точками зрения.
Вступление — отправная точка для рассуждения, потому здесь нужно определиться со своим отношением к проблеме сочинения, так как в следующей части уже будут приводиться доводы.
В основной части автор доказывает свою точку зрения, убеждает читателя в ее правильности. Потому стоит уделить особое внимание примерам. В их качестве могут выступать как личный опыт, так и мнение авторитетных персон, статистические данные, история, литература.
В заключении нужно подытожить все то, о чем писалось в работе. Еще раз объяснить важность выбранной темы и свое отношение к ней.
Пример сочинения-рассуждения можно посмотреть здесь.
Как писать сочинение-описание
Суть сочинения-описания заключается в красочном, ярком, подробном описании предмета, пейзажа, состояния.
Описать значит указать важные признаки, характерные черты объекта. Особенно стоит уделить внимание необычным, ярким, примечательным деталям. При этом важно, чтобы все элементы были связаны между собой и позволяли воссоединить их в цельный образ.
Структура сочинения-описания:
- введение, где обозначается объект описания;
- основная часть, в которой представляется оценка;
- заключение, в котором коротко подводится итог работы.
Во введении обозначается объект, что или кто это, почему он интересен. Также стоит дать описание среде, контексту, в котором находится либо был создан объект.
Основная часть должна быть наполнена эпитетами, метафорами, сравнениями, которые позволят наиболее точно и ярко охарактеризовать предмет. Сначала уделите внимание основным и существенным признакам объекта, затем перейдите к более мелким деталям, которые дополняют образ. Также по возможности обозначьте причину, по которой объект обладает этими характеристиками.
Завершить описание можно краткой фразой, метафорой. Нужно обозначить, какой результат дают описанные признаки, что именно они говорят об объекте.
Образец сочинения-описания можно скачать здесь.
Как написать сочинение-повествование
Под сочинением-повествованием понимается мини-рассказ.
Повествование описывает последовательность действий, событий. Написание такого вида сочинения подразумевает ответ на ряд вопросов: кто? где? когда? что делал? как?
Сочинение-повествование пишется по следующей схеме:
- вступление, в котором обозначаются место и время действия;
- завязка, т.е. начало основных событий повествования;
- кульминация, самый напряженный момент сюжета;
- развязка, т.е. выход из сложившейся ситуации;
- заключение.
Выбор события, о котором будет вестись повествование, является ключевым моментом для сочинения. Это может быть как реальная история, так и придуманная. Сформулируйте тему и основную идею, это позволит грамотно выстроить рассказ.
Далее составляется план, обозначаются основные сюжетные моменты, завязка, кульминация, развязка и заключение.
Пример сочинения-повествования вы найдете здесь.
План работы над сочинением
Работа состоит из нескольких ключевых блоков:
- выбор темы и сбор материала;
- осмысление информации, подготовка плана;
- написание пробного текста и его проверка.
Если нужно выбрать тему из списка, обратите внимание на ту, что интересна или знакома.
Сбор материала — поиск данных, которые пригодятся для написания текста. Это могут быть исторические сводки, биография писателя, собственный опыт, произведения искусства и многое другое. Важно, чтобы собранная информация помогла в раскрытии темы. При этом ее не должно быть слишком много, так как в этом случае есть риск запутаться, потеряться в обилии данных.
Информацию необходимо обдумать, структурировать. Составьте план работы, в какой части о чем будет идти речь, какие из собранных данных вы можете применить. Не стоит игнорировать пункт с подготовкой плана, так как он поможет ориентироваться во время написания текста, держать направление мысли.
Далее пишется сам текст, раскрывается тема, передаются мысли и идеи. В зависимости от вида сочинения используются стилистические и литературные приемы, эпитеты, метафоры.
После того как текст готов, проверьте его на наличие орфографических, пунктуационных, стилистических, логических и других ошибок. При необходимости внесите правки, дополнения.
А если писательство вас не прельщает, то ФениксХелп всегда готов помочь. Наши авторы возьмутся за вычитку материала и покажут, как написать интересный текст.
- Главная
- Справочники
- Справочник по русскому языку 5-9 класс
- Памятки
- План текста-повествования
Повествование – это рассказ о событиях, происшествиях, действиях.
Выразительная сила повествования заключается прежде всего в изображении событий, явлений, в наглядном представлении действий, происходящих во времени и пространстве.
Цель сочинения-повествования – сообщить о развивающихся событиях и об их совершении в хронологической последовательности.
Работая над сочинением такого типа, автор должен ответить на следующие вопросы: кто? что делал? где? когда? как?
Главную роль в повествовании играют глагольные формы, они обеспечивают развертывание повествования и наглядно представляют сменяющие друг друга действия, протекание событий (явлений) во времени и пространстве.
Повествование может вестись от первого лица (в нем рассказчик назван или обозначен местоимением «я» («мы») или от 3-го лица, так называемое авторское повествование (в нем образ рассказчика отсутствует).
План сочинения-повествования
1. Вступление (место время действия).
2. Начало действия, его развитие – завязка.
3. Кульминация действия (самый напряженный момент сюжета).
4. Развязка.
5. Заключение.
Как работать над рассказом
1. Выберите событие, о котором вы будете рассказывать.
2. Сформулируйте тему и основную идею будущего рассказа, озаглавьте его.
3. Отберите необходимый материал из ваших воспоминаний или соберите его из других источников.
4. Составьте план, указав в нем вступление, завязку, кульминацию, заключение.
5. Постарайтесь использовать в рассказе диалог (или отдельные реплики), элементы описания (возможно, рассуждения), причем так, чтобы они помогали полнее представить ход событий и характеры персонажей, о которых Вы пишете.
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Советуем посмотреть:
Орфоэпический разбор
План текста-рассуждения
Описание
План текста-описания
Повествование художественного стиля. Рассказ
Повествование делового и научного стилей
Сравнительная характеристика
Способы сжатия текста
Способы связи предложений в тексте
Репортаж
Очерк
Как писать свободный диктант
Средства выразительности речи
Памятки
Правило встречается в следующих упражнениях:
6 класс
Упражнение 456,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2
7 класс
Упражнение 225,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 253,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
8 класс
Упражнение 2,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник