В этом материале мы расскажем, как с первого раза написать хороший анонс мероприятия и больше не тратить время на исправление текста, присланного на доработку. Сначала речь пойдет об особенностях составления описания – о чем нужно упомянуть, а о чем, наоборот, писать не стоит. После этого будут приведены примеры хороших описаний для разных категорий мероприятий: выставка, спектакль, лекция, концерт, мастер-класс, фестиваль и другие.
Итак, объем описания должен составлять 500–1000 символов.
По статистике, именно с таким количеством текста информация успешно прочитывается пользователями до конца. Поэтому мы и рекомендуем делать описания лаконичными. Если текст анонса составляет менее 500 символов, модератор отклонит событие.
Напротив, если описание добавляемого вами события слишком большое (составляет 1200 и более символов), мы рекомендуем сокращать его и давать ссылку на сайт, на котором размещена подробная программа мероприятия.
Что должно быть в описании
Прежде всего в описании нужно рассказать, в чем заключаются особенности вашего мероприятия:
- посвящена ли программа кому-нибудь или чему-нибудь;
- чему смогут научиться посетители;
- для какой возрастной категории предназначается и т. д.
Также помните об индивидуальности вашего текста. Пользователям нужно дать понять, что на вашем мероприятии будет что-то такое, чего ни в коем случае нельзя пропустить. Поэтому рекомендуем писать оригинальный текст вместо шаблонных формулировок, которые подойдут для тысячи однотипных событий и не вызовут у читателей заинтересованности. Например, вместо «В программе мероприятия – игры и мастер-классы» лучше написать «В программе – мастер-классы по гончарному ремеслу, а также русские народные игры: лапта и городки». Такой текст привлечет больше внимания, как минимум тех людей, которые любят старину.
Чего не должно быть в описании:
- «воды», т. е. бессмысленных фраз, оборотов (иногда даже целых абзацев), которые можно спокойно убрать из него без искажения смысла;
- дня и времени начала мероприятия, а также места проведения и стоимости. Для данной информации есть специальные поля, которые ваши будущие посетители обязательно увидят;
- предложений с целями и задачами мероприятия, ведь в хорошем тексте они читаются между строк. Читатели и так понимают, какую цель они преследуют, выбирая ваше мероприятие для посещения среди десятков и сотен других;
- повествования от первого лица («я», «мы», «расскажу», «думаю», «приглашаем», «проведем», «научим» и т. п.). В информационных материалах не должно быть личного мнения – анонс просто излагает факты, не влияя на мнение читателя. Тем более что при публикации ваших событий на сайтах партнеров может сложиться впечатление, будто повествование ведется от лица их редакции;
- часто встречающихся восклицательных предложений. В анонсе мероприятия важно предоставить пользователю информацию без эмоций пишущего лица, нейтрально;
- длинных цитат и стихотворных строк. В редких случаях можно использовать прямую или косвенную речь, но при этом она должна идти как дополнительный материал, а не занимать большую часть анонса. То же самое касается отрывков из стихотворений;
- ухода от цели анонса. Помните, цель написанного вами текста – рассказать о программе мероприятия. Например, если ваше мероприятие посвящено известному человеку или важному государственному событию, не нужно давать подробные биографические сведения и приводить исторические справки. Если пользователю интересна эта информация, он всегда сможет дополнительно прочесть об этом в книгах или на интернет-ресурсах.
Примеры описаний для разных категорий мероприятий
Выставка
Если выставка художественная или фотографическая, рекомендуем перечислить, в каких техниках работает автор, указать основные мотивы его творчества, награды, а также названия произведений, представленных в экспозиции. То же самое касается и книжных выставок – нужно рассказать, какие проблемы поднимают авторы в своих работах, удостоены ли они каких-либо премий за свои труды.
Важно! В каждом подобном описании желательно приводить названия не менее 4–5 работ, представленных на выставке. Посетители должны знать, что конкретно они увидят. При анонсировании выставок важно рассказывать об экспонатах, а не о биографии художников, авторов и др.
Открытие выставки
Если вы анонсируете не саму выставку, а вернисаж, то в описании следует уделить внимание торжественной программе открытия (например, встреча с автором произведений, выступления официальных лиц, обзорная экскурсия, праздничный концерт и т. п.). Подробно рассказывать о представленных экспонатах не нужно – эту информацию необходимо добавить в анонс выставки.
Обратите внимание: если выставки могут быть однодневными или длительными (то есть проходить от нескольких дней до нескольких лет), то открытие выставки всегда проходит в одну дату.
Спектакль
При описании спектакля особое внимание нужно уделить главным героям, сюжетным линиям и интересным фактам, сопутствующим созданию постановки (если они были). Также можно указать возрастную категорию зрителей, для которой предназначен спектакль, и упомянуть о номинациях и полученных наградах на различных фестивалях и конкурсах. Если спектакль поставлен по литературному произведению, об этом тоже следует рассказать в описании.
Концерт
Желательно указывать исполнителей и произведения, которые они представят публике. Если вы не знаете точной программы концерта, рекомендуем рассказать о том, в каких стилях в общем работает коллектив или солист. Также можно вкратце рассказать о творческой деятельности исполнителя, указать его звание (лауреат, дипломант, народный артист, заслуженный коллектив и т. п.) и перечислить завоеванные на различных конкурсах и фестивалях награды.
Фестиваль
Фестивали бывают разной направленности (этнические, исторической реконструкции, классической музыки и т. д.), поэтому здесь в первую очередь важно рассказать, чему посвящено мероприятие, в какой раз проводится. Также нужно указать масштаб проведения события – общегородской, межрегиональный, всероссийский, международный. Если мероприятие проходит не один день, желательно кратко расписать программу каждого дня или дать ссылку на сайт фестиваля, чтобы читатели смогли ознакомиться с интересующей их дополнительной информацией.
Мастер-класс
Рекомендуем рассказать, чему новому можно научиться на данном занятии (танцевать танго, играть на гитаре, рисовать в технике эбру и т. д.). Если для проведения мастер-класса необходимы дополнительные материалы, нужно обязательно указать, кто их предоставляет – организатор или сам участник. Если ведущий занятия награжден почетными грамотами или премиями за свою деятельность, не лишним будет упомянуть об этом – признанное мастерство преподавателя привлечет большее количество посетителей.
Экскурсия, лекция, встреча, беседа
Описывая события, относящиеся к данным категориям, можно указать имя, фамилию и должность человека, который проведет мероприятие. В случае присутствия известного человека, рекомендуем рассказать о его достижениях и о том, чему он посвятит свою речь перед собравшимися зрителями. Если формат проведения подразумевает площадку на открытом воздухе, об этом также нужно упомянуть в описании.
Конкурс
В тексте обязательно нужно указать возраст участников, названия номинаций и критерии оценивания жюри. Не лишним будет упоминание о главном и поощрительном призах.
Теперь вы знаете, как составить хорошее описание для событий разных категорий, чтобы пройти модерацию с первого раза и не тратить время на исправление текста, присланного на доработку.
Если вы размещаете событие категории, рекомендации для описания которой не представлены в данном материале, – напишите в службу поддержки, выбрав тему обращения «Вопросы по событиям/местам/обзорам». Мы поможем и подскажем!
В идеальном мире тексты пишет копирайтер, рекламу настраивает таргетолог, а пресс-релизы в СМИ отправляет PR-специалист. Но в суровых жизненных реалиях организатор мероприятий часто вынужден заниматься всем сам, или, как минимум, хоть немного разбираться в многообразии инструментов продвижения.
C чего начинается продвижение мероприятия? Нет, не с настройки рекламной кампании. Продвижение начинается с анонса. Не знаю почему так сложилось, но тексты остаются обделены вниманием организаторов, поэтому страдает результат рекламы, выраженный в количестве проданных билетов или регистраций.
Почему ваша реклама не сработает?
Помимо продюсирования своих мероприятий я занимаюсь продвижением клиентских событий и часто сталкиваюсь с такой ситуацией: организатор приходит за трафиком, а когда начинаешь вникать в проект, то видишь невнятный текст «на коленке», после прочтения которого больше вопросов, чем ответов.
В таком случае даже идеально настроенная рекламная кампания уйдет впустую. Не говоря уже о том, что журналист или редактор не станет читать плохо написанный пресс-релиз, а значит анонсы не попадут в СМИ.
Чтобы проверить свой текст на минимальный уровень информативности и легкости восприятия, покажите его человеку, находящемуся вне вашего организаторского процесса, а еще лучше – потенциальному участнику мероприятия. Хочется ли ему пойти на такое мероприятие? Вызывает ли анонс интерес? Какие вопросы остаются после прочтения?
Общая структура анонса мероприятия для соц.сетей и пресс-релизов
Структура анонса содержит в себе три составляющих, которые можно представить в виде пирамиды с ярусами. Верхний ярус самый короткий, самый содержательный и самый важный. Чаще всего, именно здесь читатель принимает решение – продолжать дальше или нет.
Описание события должно содержать ответы на 6 ключевых вопросов: Что? Кто? Когда? Где? Как? Сколько?
Казалось бы, это очевидная вещь, но в реальных анонсах порой сложно найти дату или место проведения.
Второй и третий ярусы пирамиды раскрывают подробности, программу, факты и цифры.
Эта иллюстрация поможет держать в голове общую структуру содержания и формы для текста.
Этот подход можно смело использовать и для написания пресс-релизов для СМИ и инфопартнеров.
Всё понятно, а что писать?
Мой любимый прием – начинать с вовлечения человека в проблему, которую решает мероприятие. С этой задачей хорошо справляются болевые вопросы, история или размышления на горячие темы:
В следующих абзацах можно подробнее раскрыть детали программы, темы выступлений, имена спикеров, добавить важные цифры – например, 40 спикеров или 2000 участников или интересные факты о площадке – концерт на крыше или конференция в парке.
Для обучающих и образовательных мероприятий важно добавить абзац с информацией о том, кому оно будет интересно, или детали, по которым человек сможет идентифицировать, что мероприятие ему подходит. Хорошо работают списки с перечислением того, что узнают и получат участники от участия в мероприятии.
Пример с перечислением тем:
Что должно быть в анонсе:
- дата и время;
- формат и название;
- для онлайн-мероприятий – наличие/отсутствие записи;
- стоимость или иные условия участия;
- ссылка на покупку билетов / регистрацию;
- информация о спикерах или организаторах;
- даты повышения цены на билеты или количество доступных мест;
- ссылки на отзывы участников прошлых мероприятий;
- фотоотчеты;
- ссылки на более подробную информацию о регалиях спикера – для вебинара или творческой встречи, или программу – для конференции или фестиваля.
От чего стоит отказаться:
Не использовать шаблонные слова «уникальное», «долгожданное» и недоказанные факты «первое», «самое масштабное», «самое профессиональное» мероприятие всех времен и народов. Такие заявления выглядят смешно и чаще всего говорят о том, что организаторы плохо изучили рынок. Подтверждайте эксклюзивность или масштабность цифрами и фактами.
Не указывать чего не будет на мероприятии, акцентируя недостатки конкурентов и пытаясь таким образом превознести достоинства своего ивента.
Не вываливать все сплошным текстом, не разделяя на абзацы. Текст должен выглядеть легким.
Не использовать капслок, обилие восклицательных знаков, смайлов и эмоджи.
Получился длинный анонс – такие тексты никто не читает!
Есть распространенное убеждение, что длинные тексты не читают. Но мой опыт чаще показывает обратное. Особенно, если вы ведете трафик только на соц.сети и отдельного сайта у мероприятия пока нет.
Длинный текст отлично подогревает «холодную» аудиторию, пришедшую с рекламы. Активизирует актуальность проблемы – а значит и поиск решения с помощью вашего ивента, или желание посетить мероприятие как источник вдохновения.
Стоит также учитывать стоимость билетов: для бесплатных мероприятий иногда достаточно пары абзацев для регистрации участника, а для конференции стоимостью 10 000 – 15 000 рублей нужно гораздо больше информации для принятия решения.
Тексты – это энергия, запечатанная в буквы
Следование структуре и использование перечисленных подходов поможет составить грамотный информативный анонс. А как сделать текст живым?
Добавьте личную историю по теме как вступление или шутку, которая легко считается аудиторией вашего события.
За таким текстом видно человека, люди это понимают и реагируют намного активнее. Используйте такой подход как возможность передать идею и смысл мероприятия и выдернуть из потока информации именно своих.
Не бойтесь добавлять в тексты частичку вашей души. Главный лайфхак, который я использую: представляю, как с горящими глазами рассказываю об ивенте кому-то из своих друзей. И с этим внутренним настроем запечатываю энергию в буквы.
Анонсы мероприятий на предстоящие две недели,
которые я собираю до 12.00 каждую среду, пересылаются вечером того же дня в
пресс-службу администрации Выборгского района. Делается это в следующих целях:
- наиболее интересные анонсы включаются в
общий бюллетень, который далее отправляется в Смольный; - из всех присланных мероприятий
выбираются те, на которые будет отправлено телевидение; - отбираются события, о которых потом может быть написана статья в
печатных изданиях; - отбираются события, о которых потом
может быть написана статья в электронном журнале «РОНО» в рубрике «Обзоры»
или/и на портале администрации Выборгского района в рубрике «Новости», на информационном портале «Новости Выборгского района Санкт-Петербурга», на страницах администрации Выборгского района в социальных сетях Вконтакте, Instagram, Twitter, Youtube .
Также данная информация предоставляется в отдел организационной работы и взаимодействия с ОМСУ администрации Выборгского района.
Итак, теперь, когда мы
разобрались с тем, для чего пишется анонс мероприятия, разберемся с тем, как он
должен выглядеть.
Сначала указывается
дата и время проведения мероприятия. Они выделяются жирным шрифтом, например, «9 декабря в 13.00». Далее – место
проведения мероприятия с точным указанием в скобках адреса, например, «в
актовом зале школы №76 (Болотная ул., 18, литера А)». Затем следуют название
мероприятия и его краткое описание (в описание может входить информация о том,
для кого это мероприятие, сколько гостей и/или учреждений примут участие, визит
каких значимых гостей планируется и т.д.). В конце указывается контактное лицо
и его телефон (ф.и.о. контактного лица и мобильные телефоны мы не афишируем на сайтах, эта рабочая информация, которая нам нужна
для того, чтобы в случае необходимости мы могли вам позвонить и уточнить детали
мероприятия). Также, по желанию, отдельным приложенным файлом можно выслать
программу мероприятия.
Ниже приведены примеры анонсов:
28 октября в 16.00 в
детском саду №43 компенсирующего вида (Придорожная аллея, д.9, корпус 3) будет
проводиться «Праздник чая» для детей старшей группы и их родителей.
На празднике детей и родителей познакомят с традицией возникновения чаепития в
России; будут игры «Найди чайную пару», викторины, загадки,
«Танец варенья», «Танец самовара с чашками» и «Чайные
частушки». Мероприятие будет организованно в виде музыкального досуга. Особенность этого мероприятия в том, что…
Справки по телефону: 517-53-01 (контактное лицо: ……, мобильный телефон: +7
(911)…-..-..)
27 ноября с 12.00 до 19.00 в
актовом зале (каб.201) Дворца детского и юношеского творчества (ул.
Сантьяго-де-Куба, 4, к. 2) пройдет Районный конкурс
патриотической песни «Мы — будущее России», в котором примут участие учащиеся
1-11 классов из 30 образовательных учреждений района. Конкурс, организованный…(кем?), направлен на… В рамках конкурса школьники представят… Оценивать выступления ребят будет компетентное жюри в составе…
Справки по телефону:
510-62-14 (контактное лицо: ……, мобильный телефон: +7 (911)…-..-..)
19 ноября в 15.00
на базе дома молодежи «Форпост» (Б.Сампсониевский пр. д. 37) пройдет
районный праздник «Учимся жить вместе», посвященный толерантности к
детям с ограниченными возможностями. В празднике примут участие учащиеся школ
№№…, творческие коллективы домов детского творчества. На празднике… (что запланировано на празднике?) Мероприятие посетят
представители администрации района: …(должность) … (ф.и.о.).
Справки по
телефону: 8 (911) 209-94-53
4
декабря в 10.00 и 12.00 в среднем спортивном зале гимназии №622 (Выборгское ш., 7, к. 2, литера
А) пройдут торжественные линейки для учащихся 5-11 классов с участием
заслуженного мастера спорта по джиу-джитсу, мастера спорта по дзюдо и самбо, 3-х
кратного чемпиона мира, чемпиона Европы, победителя Всемирных игр, 2-х кратного
победителя Всемирных игр боевых искусств Павла Коржавых. На линейках будут
награждаться учащиеся за победы в различных конкурсах, олимпиадах и соревнованиях.
Справки по телефону: 511-09-92 (контактное лицо: ……, мобильный телефон: +7
(911)…-..-..)
Внимание!
Если по каким-то причинам ваше мероприятие отменяется или переносится на другой
день или время, необходимо заранее сообщить мне об этом по телефону 8(911)
209-88-00
Промоакция
Руководитель музыкальной школы придумал, как продать больше дистанционных курсов. Он предлагает скидку и набор звуков, чтобы начинающие быстрее втянулись в создание музыки. Это интересное предложение. Руководитель просит донести его до клиентов.
Обычно это можно сделать почтовой рассылкой, рекламой в соцсетях, позвонить клиентам лично или пригласить их в школу на открытый урок, и всё рассказать на нём. Но в этом примере у нас есть только почтовая рассылка. Это значит, что мы должны будем конкурировать с десятками других компаний и их спецпредложениями. Как выделиться на их фоне?
Для начала посмотрим, как обычно компании рассказывают о своих скидках и распродажах.
Промоакция
Руководитель музыкальной школы придумал, как продать больше дистанционных курсов. Он предлагает скидку и набор звуков, чтобы начинающие быстрее втянулись в создание музыки. Это интересное предложение. Руководитель просит донести его до клиентов.
Обычно это можно сделать почтовой рассылкой, рекламой в соцсетях, позвонить клиентам лично или пригласить их в школу на открытый урок, и всё рассказать на нём. Но в этом примере у нас есть только почтовая рассылка. Это значит, что мы должны будем конкурировать с десятками других компаний и их спецпредложениями. Как выделиться на их фоне?
Для начала посмотрим, как обычно компании рассказывают о своих скидках и распродажах.
Бонусами можно оплатить до 25% стоимости покупки. Скидки и бонусы не суммируются. На товары с розовыми ценниками бонусы не распространяются. Для активации бонусной карты пройдите регистрацию на сайте. Бонусы недействительны без предъявления скидочной карты. Максимальная сумма платежа бонусами — 999 ₽. Подробности и условия программы — у менеджеров магазинов «Вернисаж». Добро пожаловать!
Креативное
Письмо утопает в аллюзиях и иносказаниях, среди которых теряется суть предложения. На планёрке казалось, что это отличная идея — поиграть со словами. Но оказалось, что со словами играет каждый второй.
Рекламное агентство
Похоже, что письмо выполнено в соответствии с утверждённой креативной концепцией бренда. Но смысл промоакции неясен: в чём выгода?
Слишком сложные бонусы
Компания увлеклась своей бонусной программой, статусами клиентов и другими созданными ей же условностями. Чем сложнее правила игры, тем понятнее должно быть, зачем в неё играть.
Креативное
Письмо утопает в аллюзиях и иносказаниях, среди которых теряется суть предложения. На планёрке казалось, что это отличная идея — поиграть со словами. Но оказалось, что со словами играет каждый второй.
Рекламное агентство
Похоже, что письмо выполнено в соответствии с утверждённой креативной концепцией бренда. Но смысл промоакции неясен: в чём выгода?
Слишком сложные бонусы
Компания увлеклась своей бонусной программой, статусами клиентов и другими созданными ей же условностями. Чем сложнее правила игры, тем понятнее должно быть, зачем в неё играть.
Бонусами можно оплатить до 25% стоимости покупки. Скидки и бонусы не суммируются. На товары с розовыми ценниками бонусы не распространяются. Для активации бонусной карты пройдите регистрацию на сайте. Бонусы недействительны без предъявления скидочной карты. Максимальная сумма платежа бонусами — 999 ₽. Подробности и условия программы — у менеджеров магазинов «Вернисаж». Добро пожаловать!
Заполним бланк полезного действия рассылки. Кому и зачем мы пишем? Зачем им на нас реагировать?
Рассылать одно письмо сразу всем подписчикам — дурной тон. Для них трудно подобрать единое позиционирование, трудно сделать персональное предложение. Лучше сделать несколько вариантов письма для разных людей. Это называют сегментированием.
Для примера выделим сегмент подписчиков, которые были у нас на открытых уроках, но не пошли к нам учиться. Они нас знают и помнят, но почему‑то ещё не начали свою музыкальную карьеру.
Мы предполагаем, что эти люди хотят стать музыкантами, но всё, что им предлагали ранее, им не подошло. Слишком дорого? Слишком долго? Слишком сложно?
Полезное действие — помочь сделать первый шаг на пути к музыкальной карьере.
Нужно чётко показать суть нашего предложения: что это просто, дёшево, и ты быстро получишь хороший результат.
Позиционирование помогает выбрать, что важно рассказать в рассылке, а что — нет. Например, здесь мы предполагаем, что нужно работать с болями читателя: что заниматься в школе сложно, дорого и некогда. Для тех, кому не понравился стиль музыки, письма были бы другими.
Ключ к хорошей проморассылке — именно понимание читателя: что у него болит и о чём ему следует рассказывать.
Читатель
Начинающий музыкант не пошёл учиться в нашу школу
Вред
Его музыкальная карьера так и не началась: сложно, дорого, некогда
Польза
Помочь ему преодолеть трудности и начать писать музыку
Задача
Заполним бланк полезного действия рассылки. Кому и зачем мы пишем? Зачем им на нас реагировать?
Рассылать одно письмо сразу всем подписчикам — дурной тон. Для них трудно подобрать единое позиционирование, трудно сделать персональное предложение. Лучше сделать несколько вариантов письма для разных людей. Это называют сегментированием.
Для примера выделим сегмент подписчиков, которые были у нас на открытых уроках, но не пошли к нам учиться. Они нас знают и помнят, но почему‑то ещё не начали свою музыкальную карьеру.
Мы предполагаем, что эти люди хотят стать музыкантами, но всё, что им предлагали ранее, им не подошло. Слишком дорого? Слишком долго? Слишком сложно?
Полезное действие — помочь сделать первый шаг на пути к музыкальной карьере.
Нужно чётко показать суть нашего предложения: что это просто, дёшево, и ты быстро получишь хороший результат.
Позиционирование помогает выбрать, что важно рассказать в рассылке, а что — нет. Например, здесь мы предполагаем, что нужно работать с болями читателя: что заниматься в школе сложно, дорого и некогда. Для тех, кому не понравился стиль музыки, письма были бы другими.
Ключ к хорошей проморассылке — именно понимание читателя: что у него болит и о чём ему следует рассказывать.
Новый продукт
Когда у компании появляются новые товары или услуги, об этом хочется сообщить. Новые клиенты узнают о продукте и, возможно, закажут его. Но как сделать так, чтобы как можно больше клиентов захотели это сделать?
Как и в предыдущем примере, мы конкурируем с десятком других компаний, у которых тоже появляются новые продукты. Посмотрим, как они это делают и в чём ошибаются.
Новый продукт
Когда у компании появляются новые товары или услуги, об этом хочется сообщить. Новые клиенты узнают о продукте и, возможно, закажут его. Но как сделать так, чтобы как можно больше клиентов захотели это сделать?
Как и в предыдущем примере, мы конкурируем с десятком других компаний, у которых тоже появляются новые продукты. Посмотрим, как они это делают и в чём ошибаются.
Чтобы написать рассылку о новом продукте, изучим аудиторию, вред, пользу и задачу рассылки. Ответы на эти вопросы помогут отфильтровать содержание рассылки и сделать её интересной.
Руководитель поставил задачу написать всем розничным клиентам, кто интересовался велотренажёрами. Они либо уже рассматривали покупку, либо уже купили и «обожглиcь».
Мы предполагаем, что людям не нравится громоздкость и дороговизна этих устройств, из‑за чего не реализуется их мечта заниматься на тренажёре дома.
А хотят заниматься для того, чтобы быть здоровыми и красивыми.
Получается, задача — показать, как эти тренажёры помогут нашим читателям стать сильными и красивыми благодаря своим свойствам.
Тонкий момент: сами по себе потребительские качества этих тренажёров не важны, если они не отвечают болям и потребностям клиента. Например, если бы новые тренажёры были сделаны на бетонной плите для повышения устойчивости, это бы нам вряд ли что‑то дало: ведь люди их не купили не из‑за неустойчивости. Важно разделять характеристики товара и то, почему люди его покупают.
Здесь руководитель сделал за нас большую часть работы: он привёз в магазин тот товар, который отвечает запросам людей. Если бы это был товар с непонятным позиционированием, который отвечает непонятно каким запросам, нам было бы не о чем писать.
Читатель
Человек, который хочет заниматься спортом дома
Вред
Чувствует себя некрасивым, потому что не занимается спортом. Дома не на чем заниматься, тренажеры громоздкие и дорогие
Польза
Стать красивым, занимаясь спортом дома. Но чтобы было место для жизни
Задача
Чтобы написать рассылку о новом продукте, изучим аудиторию, вред, пользу и задачу рассылки. Ответы на эти вопросы помогут отфильтровать содержание рассылки и сделать её интересной.
Руководитель поставил задачу написать всем розничным клиентам, кто интересовался велотренажёрами. Они либо уже рассматривали покупку, либо уже купили и «обожглиcь».
Мы предполагаем, что людям не нравится громоздкость и дороговизна этих устройств, из‑за чего не реализуется их мечта заниматься на тренажёре дома.
А хотят заниматься для того, чтобы быть здоровыми и красивыми.
Получается, задача — показать, как эти тренажёры помогут нашим читателям стать сильными и красивыми благодаря своим свойствам.
Тонкий момент: сами по себе потребительские качества этих тренажёров не важны, если они не отвечают болям и потребностям клиента. Например, если бы новые тренажёры были сделаны на бетонной плите для повышения устойчивости, это бы нам вряд ли что‑то дало: ведь люди их не купили не из‑за неустойчивости. Важно разделять характеристики товара и то, почему люди его покупают.
Здесь руководитель сделал за нас большую часть работы: он привёз в магазин тот товар, который отвечает запросам людей. Если бы это был товар с непонятным позиционированием, который отвечает непонятно каким запросам, нам было бы не о чем писать.
День рождения компании
Когда компания предлагает скидку или новые продукты, даже чудовищно написанная рассылка кого‑то привлечёт. У таких писем есть понятное полезное действие.
Но иногда у компании внутреннее событие: день рождения, вручение какой‑то награды или попадание в отраслевой рейтинг. Компания хочет об этом рассказать, но полезное действие сообщения неясно.
Сначала придётся придумать это полезное действие. В нашем примере день рождения у издания о личных финансах, которое входит в зарубежную издательскую группу. Посмотрим, как об этом рассказать, чтобы получить хорошую реакцию.
День рождения компании
Когда компания предлагает скидку или новые продукты, даже чудовищно написанная рассылка кого‑то привлечёт. У таких писем есть понятное полезное действие.
Но иногда у компании внутреннее событие: день рождения, вручение какой‑то награды или попадание в отраслевой рейтинг. Компания хочет об этом рассказать, но полезное действие сообщения неясно.
Сначала придётся придумать это полезное действие. В нашем примере день рождения у издания о личных финансах, которое входит в зарубежную издательскую группу. Посмотрим, как об этом рассказать, чтобы получить хорошую реакцию.
Скажем прямо: читателю, клиенту и вообще всем людям в мире плевать на нашу компанию, сайт и журнал. Мы интересны людям ровно настолько, насколько мы им полезны. Поэтому полезным действием рассылки не может быть «поздравить сайт с днем рождения» или «рассказать о наших успехах». Эта информация интересна в лучшем случае инвесторам, но не читателям.
Лучше написать что‑то, отчего читателю будет хорошо: надавить на прагматическую пользу, чувство собственной значимости, или интерес. Можно даже вызвать праведный гнев.
Польза. Предложить подборку самых важных, интересных, популярных и полезных статей журнала; дать доступ к закрытым материалам.
ЧСВ. Показать, что читатель очень важен в жизни издания; без него бы этого ничего не произошло; он тут царь и бог.
Интерес. Рассказать интригующую историю, которую никто никогда не слышал.
Гнев. Создать образ врага и вместе с читателем дать ему воображаемый бой.
Скажем прямо: читателю, клиенту и вообще всем людям в мире плевать на нашу компанию, сайт и журнал. Мы интересны людям ровно настолько, насколько мы им полезны. Поэтому полезным действием рассылки не может быть «поздравить сайт с днем рождения» или «рассказать о наших успехах». Эта информация интересна в лучшем случае инвесторам, но не читателям.
Лучше написать что‑то, отчего читателю будет хорошо: надавить на прагматическую пользу, чувство собственной значимости, или интерес. Можно даже вызвать праведный гнев.
Польза. Предложить подборку самых важных, интересных, популярных и полезных статей журнала; дать доступ к закрытым материалам.
ЧСВ. Показать, что читатель очень важен в жизни издания; без него бы этого ничего не произошло; он тут царь и бог.
Интерес. Рассказать интригующую историю, которую никто никогда не слышал.
Гнев. Создать образ врага и вместе с читателем дать ему воображаемый бой.
Контакт
Добиваемся внимания читателя
Гнев
Рисуем образ врага, с которым читатель будет мысленно бороться
Интерес
Рассказываем историю с явным героем и антигероем
Гордыня
Подчёркиваем исключительную роль читателя, делаем ему приятно
Конверсия
Превращаем полученные эмоции в действия
Нужно как‑то договориться с читателем, чтобы он уделил нам время и внимание. Здесь — на контрасте: обычно мы пишем статьи, а сейчас поговорим как люди.
Создаём образ врага, который хочет видеть в нашем читателе только плохое. А мы видим в нём хорошее. Теперь не мы просим внимания со стороны читателя, а мы с ним вместе боремся с мракобесием, дремучестью и всем низменным.
Полезное действие письма — чтобы читатель почувствовал себя важным, нужным, востребованным. Для этого мы подчёркиваем значимость читателя.
Важно, чтобы в этих словах не было фальши и лукавства: СМИ действительно зависит от своих читателей, измеряет свою успешность по их вовлечённости и действительно не может работать там, где выбранная тема неактуальна.
Здесь мы доказываем, что читатель играет решающую роль в жизни СМИ.
Если мы всё сделали правильно, читатель в этот момент переполнен чувством собственной значимости. Ему приятно чувствовать себя частью большого умного сообщества. Ему приятно победить врага, которого мы здесь описали.
Полезно направить всю эту энергию нам на пользу: даём способ поговорить с нами.
Нужно как‑то договориться с читателем, чтобы он уделил нам время и внимание. Здесь — на контрасте: обычно мы пишем статьи, а сейчас поговорим как люди.
Создаём образ врага, который хочет видеть в нашем читателе только плохое. А мы видим в нём хорошее. Теперь не мы просим внимания со стороны читателя, а мы с ним вместе боремся с мракобесием, дремучестью и всем низменным.
Полезное действие письма — чтобы читатель почувствовал себя важным, нужным, востребованным. Для этого мы подчёркиваем значимость читателя.
Важно, чтобы в этих словах не было фальши и лукавства: СМИ действительно зависит от своих читателей, измеряет свою успешность по их вовлечённости и действительно не может работать там, где выбранная тема неактуальна.
Здесь мы доказываем, что читатель играет решающую роль в жизни СМИ.
Если мы всё сделали правильно, читатель в этот момент переполнен чувством собственной значимости. Ему приятно чувствовать себя частью большого умного сообщества. Ему приятно победить врага, которого мы здесь описали.
Полезно направить всю эту энергию нам на пользу: даём способ поговорить с нами.
Контакт
Добиваемся внимания читателя
Гнев
Рисуем образ врага, с которым читатель будет мысленно бороться
Интерес
Рассказываем историю с явным героем и антигероем
Гордыня
Подчёркиваем исключительную роль читателя, делаем ему приятно
Конверсия
Превращаем полученные эмоции в действия
Шесть правил хорошей рассылки
Уместность. Рассылать письма стоит лишь тем клиентам, которым может быть интересно наше предложение. Лучше отправить 100 писем заинтересованным клиентам, чем 10 тысяч — незаинтересованным.
Повод. Хорошо, когда читатель понимает, почему он получил это письмо: он был на мероприятии, интересовался продуктом, покупал что‑то.
Польза. Рассылка должна приносить пользу читателю: решать насущную проблему, удовлетворять базовые потребности. Сам факт скидки или появление нового продукта — не повод для рассылки.
Предложение. Читателю некогда разбираться в ассортименте, бонусах и условиях акции. Лучше, если в рассылке ему предлагают готовое решение проблемы.
Картинки. Продуктовые рассылки и рекламу хорошо снабжать иллюстрациями и демонстрациями продукта.
Действие. Читателю должно быть легко совершить действие: нажать на главную кнопку, открыть одну страницу.
Шесть правил хорошей рассылки
Уместность. Рассылать письма стоит лишь тем клиентам, которым может быть интересно наше предложение. Лучше отправить 100 писем заинтересованным клиентам, чем 10 тысяч — незаинтересованным.
Повод. Хорошо, когда читатель понимает, почему он получил это письмо: он был на мероприятии, интересовался продуктом, покупал что‑то.
Польза. Рассылка должна приносить пользу читателю: решать насущную проблему, удовлетворять базовые потребности. Сам факт скидки или появление нового продукта — не повод для рассылки.
Предложение. Читателю некогда разбираться в ассортименте, бонусах и условиях акции. Лучше, если в рассылке ему предлагают готовое решение проблемы.
Картинки. Продуктовые рассылки и рекламу хорошо снабжать иллюстрациями и демонстрациями продукта.
Действие. Читателю должно быть легко совершить действие: нажать на главную кнопку, открыть одну страницу.
Анонс и приглашение на мероприятие
Анонс — это объявление чего‑либо, что произойдёт в будущем: пройдёт мероприятие, откроется предзаказ продукта или общественное место. Мы хотим привлечь внимание к тому, чего нет.
Анонсируя событие или выход продукта, автор текста ожидает от читателя какое‑то действие: встать в очередь, оставить электронный адрес, занести событие в календарь или купить билет. В каком‑то смысле анонс — это реклама.
В анонсе автор сталкивается с двумя препятствиями: нужно сначала привлечь внимание читателя к самому анонсу, а потом ещё и к событию или продукту. Хуже того: действие от читателя ожидается сейчас, а результат появится только в будущем. Поэтому анонсы писать особенно сложно.
В этом разделе попробуем составить анонс бизнес‑завтрака для руководителей и главбухов компаний.
Анонс и приглашение на мероприятие
Анонс — это объявление чего‑либо, что произойдёт в будущем: пройдёт мероприятие, откроется предзаказ продукта или общественное место. Мы хотим привлечь внимание к тому, чего нет.
Анонсируя событие или выход продукта, автор текста ожидает от читателя какое‑то действие: встать в очередь, оставить электронный адрес, занести событие в календарь или купить билет. В каком‑то смысле анонс — это реклама.
В анонсе автор сталкивается с двумя препятствиями: нужно сначала привлечь внимание читателя к самому анонсу, а потом ещё и к событию или продукту. Хуже того: действие от читателя ожидается сейчас, а результат появится только в будущем. Поэтому анонсы писать особенно сложно.
В этом разделе попробуем составить анонс бизнес‑завтрака для руководителей и главбухов компаний.
Новость
Когда человек рассказывает историю, он начинает с завязки, постепенно развивает действие, приходит к кульминации и в итоге — к развязке. История развивается хронологически от начала к концу. Чтобы понять смысл, историю нужно прочитать целиком, её нельзя бросить на полпути.
Колобок
Жили‑были старик со старухой. Вот и говорит старик старухе: «Поди‑ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребёшь ли муки на колобок». Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две.
Новость устроена наоборот: читатель должен как можно скорее понять суть, даже не читая новость целиком. В новостях журналисты используют пирамидальную структуру: сначала событие, потом подробности, в самом конце — предыстория.
В лесу зверски убит колобок
В лесу на полянке заживо съеден колобок — первый и единственный хлебобулочный сын старика со старухой. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на пресс‑службу леса. Рабочая версия следствия — колобка съела лисица.
В «Информационном стиле»:
Новость
Когда человек рассказывает историю, он начинает с завязки, постепенно развивает действие, приходит к кульминации и в итоге — к развязке. История развивается хронологически от начала к концу. Чтобы понять смысл, историю нужно прочитать целиком, её нельзя бросить на полпути.
Колобок
Жили‑были старик со старухой. Вот и говорит старик старухе: «Поди‑ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребёшь ли муки на колобок». Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две.
Новость устроена наоборот: читатель должен как можно скорее понять суть, даже не читая новость целиком. В новостях журналисты используют пирамидальную структуру: сначала событие, потом подробности, в самом конце — предыстория.
В лесу зверски убит колобок
В лесу на полянке заживо съеден колобок — первый и единственный хлебобулочный сын старика со старухой. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на пресс‑службу леса. Рабочая версия следствия — колобка съела лисица.
В «Информационном стиле»:
-
Для всех изданий
-
Для отраслевого
-
Социально‑экономического
-
Развлекательного
-
Для всех изданий
-
Для отраслевого
-
Социально‑экономического
-
Развлекательного
Пресс‑релиз
Когда компания выпускает продукт, сообщает о финансовых результатах или хочет собрать публику на мероприятие, пиар‑отдел рассылает пресс‑релиз по СМИ. Обычно отправляют в те издания, которые читают нужные компании люди: потенциальные клиенты или инвесторы.
Редакторы изданий каждый день сортируют десятки пресс‑релизов в поисках чего‑нибудь, что вызовет отклик у читателей. За годы работы они привыкли к формату пресс‑релиза, умеют быстро отбраковывать неинтересное, а из интересного собирать статьи.
Событие, о котором идёт речь в пресс‑релизе, рассчитано на конечного читателя СМИ. Но сам пресс‑релиз рассчитан не на читателей, а на журналистов. Пресс‑релиз должен учитывать, как журналист работает, по какому принципу отбирает статьи и что считает интересным.
Задача хорошего пресс‑релиза — помочь журналисту написать интересную статью, которая принесёт его изданию много читателей.
Пресс‑релиз
Когда компания выпускает продукт, сообщает о финансовых результатах или хочет собрать публику на мероприятие, пиар‑отдел рассылает пресс‑релиз по СМИ. Обычно отправляют в те издания, которые читают нужные компании люди: потенциальные клиенты или инвесторы.
Редакторы изданий каждый день сортируют десятки пресс‑релизов в поисках чего‑нибудь, что вызовет отклик у читателей. За годы работы они привыкли к формату пресс‑релиза, умеют быстро отбраковывать неинтересное, а из интересного собирать статьи.
Событие, о котором идёт речь в пресс‑релизе, рассчитано на конечного читателя СМИ. Но сам пресс‑релиз рассчитан не на читателей, а на журналистов. Пресс‑релиз должен учитывать, как журналист работает, по какому принципу отбирает статьи и что считает интересным.
Задача хорошего пресс‑релиза — помочь журналисту написать интересную статью, которая принесёт его изданию много читателей.
Вообразим ситуацию: мы работаем в компании, которая производит смартфоны в России. Несколько лет назад основатель компании решил создать полностью российский смартфон, который не будет зависеть от зарубежных сервисов. Он прошёл долгий путь, и наконец продукт готов к презентации.
Презентация пройдёт 1 октября в Москве. Ваша задача — подговить пресс‑релиз, который журналисты получат вместе с другими материалами после презентации. Этот же пресс‑релиз можно будет разослать тем журналистам, которые не придут на презентацию или ничего не напишут о ней.
Вообразим ситуацию: мы работаем в компании, которая производит смартфоны в России. Несколько лет назад основатель компании решил создать полностью российский смартфон, который не будет зависеть от зарубежных сервисов. Он прошёл долгий путь, и наконец продукт готов к презентации.
Презентация пройдёт 1 октября в Москве. Ваша задача — подговить пресс‑релиз, который журналисты получат вместе с другими материалами после презентации. Этот же пресс‑релиз можно будет разослать тем журналистам, которые не придут на презентацию или ничего не напишут о ней.
Мы готовим универсальный пресс‑релиз для всех изданий. Мы не знаем, откуда к нам придут журналисты и что им интересно, поэтому не можем подстроить пресс‑релиз под кого‑то конкретного. Но мы можем как минимум учесть общие пожелания всех редакторов. Для этого заполним бланк полезного действия.
Наш читатель — редактор или журналист. Он отбирает истории и готовит их к публикации в своём издании, если тема интересна его читателям.
Всех редакторов объединяет нехватка времени и необходимость перелопачивать массу текста, чтобы достать из него ценную историю.
Всем редакторам нужно быстро понять смысл истории и подготовить её к публикации. Нужен готовый к публикации текст, иллюстрации и способ получить комментарий или что‑нибудь уточнить.
Универсальный пресс‑релиз должен быть коротким, ясным, без заумных штампов и патетики. По структуре должно быть ясно, что произошло, что в этом особенного, какая у этого предыстория, и с кем связаться. Обязательно приложить иллюстрации и сопроводительные материалы.
Читатель
Вред
Некогда разбираться в чужих плохо написанных рекламных релизах
Польза
Быстро подготовить качественную интересную статью
Задача
Мы готовим универсальный пресс‑релиз для всех изданий. Мы не знаем, откуда к нам придут журналисты и что им интересно, поэтому не можем подстроить пресс‑релиз под кого‑то конкретного. Но мы можем как минимум учесть общие пожелания всех редакторов. Для этого заполним бланк полезного действия.
Наш читатель — редактор или журналист. Он отбирает истории и готовит их к публикации в своём издании, если тема интересна его читателям.
Всех редакторов объединяет нехватка времени и необходимость перелопачивать массу текста, чтобы достать из него ценную историю.
Всем редакторам нужно быстро понять смысл истории и подготовить её к публикации. Нужен готовый к публикации текст, иллюстрации и способ получить комментарий или что‑нибудь уточнить.
Универсальный пресс‑релиз должен быть коротким, ясным, без заумных штампов и патетики. По структуре должно быть ясно, что произошло, что в этом особенного, какая у этого предыстория, и с кем связаться. Обязательно приложить иллюстрации и сопроводительные материалы.
Текст о компании для сайта
Компании часто хотят иметь канонический текст о себе: чтобы писать его на сайте, в каталогах, на страницах в соцсетях и где угодно ещё. Такой текст должен сообщать базовую информацию о компании, показывать её преимущества и, желательно, привлекать клиентов. Это понятное желание, но создавать такой текст — не всегда хорошая идея.
В идеальном мире для каждого носителя следует составлять собственный текст, учитывая потребности читателя. На сайте с вакансиями мы привлекаем сотрудников и рассказываем о преимуществах работы у нас. А в каталоге мы привлекаем клиентов, поэтому рассказываем о пользе от нашей работы для них.
В реальности у компании редко есть время, чтобы создавать десяток вариантов текста о себе, поэтому всё равно все пишут один текст на страницу «О компании» и дальше копируют его всюду. Понимая это, можно попробовать составить универсальный текст о компании для всех: и потенциальных клиентов, и существующих, и сотрудников, и инвесторов. Текст будет опубликован на сайте, а компания будет брать его фрагменты для разных целей. Пусть он не идеально соответствует ожиданиям каждого, но мы попробуем понемногу учесть интересы всех.
Текст о компании для сайта
Компании часто хотят иметь канонический текст о себе: чтобы писать его на сайте, в каталогах, на страницах в соцсетях и где угодно ещё. Такой текст должен сообщать базовую информацию о компании, показывать её преимущества и, желательно, привлекать клиентов. Это понятное желание, но создавать такой текст — не всегда хорошая идея.
В идеальном мире для каждого носителя следует составлять собственный текст, учитывая потребности читателя. На сайте с вакансиями мы привлекаем сотрудников и рассказываем о преимуществах работы у нас. А в каталоге мы привлекаем клиентов, поэтому рассказываем о пользе от нашей работы для них.
В реальности у компании редко есть время, чтобы создавать десяток вариантов текста о себе, поэтому всё равно все пишут один текст на страницу «О компании» и дальше копируют его всюду. Понимая это, можно попробовать составить универсальный текст о компании для всех: и потенциальных клиентов, и существующих, и сотрудников, и инвесторов. Текст будет опубликован на сайте, а компания будет брать его фрагменты для разных целей. Пусть он не идеально соответствует ожиданиям каждого, но мы попробуем понемногу учесть интересы всех.
Ресурсный подход
Допустим, мы хотим написать статью в блог турагентства. Традиционный подход к этой задаче: придумать тему, написать план, собрать материал, написать текст, отредактировать, выпустить. В случае с турагентством получится статья вроде «5 лучших мест, куда можно поехать летом семьёй» с перечислением стран и фотографиями из интернета.
Такой подход сработает, если автор статьи — профессиональный редактор, в его распоряжении хорошие источники и у него есть время много раз писать и переписывать материал. Но так бывает не у всех.
В этой главе вы познакомитесь с другим подходом: создание статей вокруг существующих примеров, ресурсов и ситуаций. Я называю его ресурсным подходом.
Суть ресурсного подхода: научиться видеть материал для статей в окружающем мире и быстро превращать его в публикации. В случае с турагентством нужно будет проследить, о чём сейчас спрашивают туристы, и превратить ответы менеджеров в статьи. Клиент попросил Турцию до 30 тысяч, менеджер подобрал варианты — вот и материал статьи.
Ресурсный подход
Допустим, мы хотим написать статью в блог турагентства. Традиционный подход к этой задаче: придумать тему, написать план, собрать материал, написать текст, отредактировать, выпустить. В случае с турагентством получится статья вроде «5 лучших мест, куда можно поехать летом семьёй» с перечислением стран и фотографиями из интернета.
Такой подход сработает, если автор статьи — профессиональный редактор, в его распоряжении хорошие источники и у него есть время много раз писать и переписывать материал. Но так бывает не у всех.
В этой главе вы познакомитесь с другим подходом: создание статей вокруг существующих примеров, ресурсов и ситуаций. Я называю его ресурсным подходом.
Суть ресурсного подхода: научиться видеть материал для статей в окружающем мире и быстро превращать его в публикации. В случае с турагентством нужно будет проследить, о чём сейчас спрашивают туристы, и превратить ответы менеджеров в статьи. Клиент попросил Турцию до 30 тысяч, менеджер подобрал варианты — вот и материал статьи.
Нюансы. Кто угодно может прочитать в интернете несколько статей на любую тему и назвать себя экспертом. Но настоящий эксперт — это тот, кто знает тонкости, нюансы и подводные камни. Чем больше таких вещей в статье, тем больше доверия к автору. И наоборот: даже если сказаны верные вещи, но не приведены нюансы, может сложиться ощущение поверхностности.
Допустим, турагентство рассказывает о подаче документов на визу. Можно просто написать: «Приходите туда‑то с такими‑то документами». Вроде верно, но эту информацию можно получить где угодно, в том числе в бесконечных рерайтах. Гораздо лучше поднять пласт хитростей, которые знают только опытные путешественники: сколько ждать в очереди, насколько заранее приходить, как сэкономить время, где пообедать, как обойти очередь, чем заняться в очереди.
Нюансы. Кто угодно может прочитать в интернете несколько статей на любую тему и назвать себя экспертом. Но настоящий эксперт — это тот, кто знает тонкости, нюансы и подводные камни. Чем больше таких вещей в статье, тем больше доверия к автору. И наоборот: даже если сказаны верные вещи, но не приведены нюансы, может сложиться ощущение поверхностности.
Допустим, турагентство рассказывает о подаче документов на визу. Можно просто написать: «Приходите туда‑то с такими‑то документами». Вроде верно, но эту информацию можно получить где угодно, в том числе в бесконечных рерайтах. Гораздо лучше поднять пласт хитростей, которые знают только опытные путешественники: сколько ждать в очереди, насколько заранее приходить, как сэкономить время, где пообедать, как обойти очередь, чем заняться в очереди.
Читатель всегда в порядке
Тайное знание опытных авторов: в любой ситуации исходи из того, что читатель молодец. Даже сообщая читателю что‑то, что ставит его в неудобное положение и противоречит его взглядам, опытный автор находит способ подчеркнуть правоту читателя. Если в статье беда, виноват всегда кто‑то другой.
Любые провокации и намёки на некомпетентность читателя могут быть только как художественный приём или шутка, под тщательным контролем опытного редактора. Без профессиональной подготовки читателя лучше не провоцировать.
Читатель всегда в порядке
Тайное знание опытных авторов: в любой ситуации исходи из того, что читатель молодец. Даже сообщая читателю что‑то, что ставит его в неудобное положение и противоречит его взглядам, опытный автор находит способ подчеркнуть правоту читателя. Если в статье беда, виноват всегда кто‑то другой.
Любые провокации и намёки на некомпетентность читателя могут быть только как художественный приём или шутка, под тщательным контролем опытного редактора. Без профессиональной подготовки читателя лучше не провоцировать.
В статьях полезно избегать назидательного тона — когда автор учит читателя, как себя вести. Косвенные признаки назидательности — повелительное наклонение, прямое обращение к читателю, обилие модальных глаголов вроде «нужно» и «должен». Подобная назидательность не трогает читателя.
Простой способ избавиться от назидательности — перейти от структуры «вы должны» к структуре «те, кто делают так, получают такой‑то результат». Как будто вы рассматриваете героев статьи издалека, спокойно и без осуждения.
Тут же не помешает встать на сторону читателя: а что если он не может делать так, как нужно? Здесь тоже помогает третье лицо: не учим жить, а показываем жизнь.
Не путайте назидательность с инструкцией: есть статьи, в которых читатель ожидает от вас советов и чёткого ответа на вопрос «Что делать?» — там прямые указания необходимы.
Назидательно
На стороне читателя
Чтобы получить высокие баллы, вы должны готовиться по 10—12 часов в день. Только зубрёжка и отказ от развлечений дадут вам шанс на успешную сдачу экзаменов и поступление на бюджетные места.
По статистике, бюджетные места занимают те студенты, которые готовятся к экзамену по 10—12 часов, заучивая все варианты ответов. Чтобы поступить на платное отделение, достаточно готовиться 3—4 часа.
Согласно исследованию, ваша финансовая свобода напрямую зависит от вашего умения контролировать собственные порывы. Откажитесь от ненужных трат и начните планировать своё финансовое будущее сегодня!
По данным исследования, к 40 годам наибольшие сбережения были у тех, кто начал сберегать в возрасте 22—25 лет. Чтобы сберечь больше, они отказывали себе в обновлении смартфонов и еде в ресторанах…
В статьях полезно избегать назидательного тона — когда автор учит читателя, как себя вести. Косвенные признаки назидательности — повелительное наклонение, прямое обращение к читателю, обилие модальных глаголов вроде «нужно» и «должен». Подобная назидательность не трогает читателя.
Простой способ избавиться от назидательности — перейти от структуры «вы должны» к структуре «те, кто делают так, получают такой‑то результат». Как будто вы рассматриваете героев статьи издалека, спокойно и без осуждения.
Тут же не помешает встать на сторону читателя: а что если он не может делать так, как нужно? Здесь тоже помогает третье лицо: не учим жить, а показываем жизнь.
Не путайте назидательность с инструкцией: есть статьи, в которых читатель ожидает от вас советов и чёткого ответа на вопрос «Что делать?» — там прямые указания необходимы.
Назидательно
Чтобы получить высокие баллы, вы должны готовиться по 10—12 часов в день. Только зубрёжка и отказ от развлечений дадут вам шанс на успешную сдачу экзаменов и поступление на бюджетные места.
На стороне читателя
По статистике, бюджетные места занимают те студенты, которые готовятся к экзамену по 10—12 часов, заучивая все варианты ответов. Чтобы поступить на платное отделение, достаточно готовиться 3—4 часа.
Назидательно
Согласно исследованию, ваша финансовая свобода напрямую зависит от вашего умения контролировать собственные порывы. Откажитесь от ненужных трат и начните планировать своё финансовое будущее сегодня!
На стороне читателя
По данным исследования, к 40 годам наибольшие сбережения были у тех, кто начал сберегать в возрасте 22—25 лет. Чтобы сберечь больше, они отказывали себе в обновлении смартфонов и еде в ресторанах…
Принцип кубиков
Хорошая идея — собирать материал для книги из других проектов и областей жизни. Как бы сначала собрать все необходимые кубики для книги, а потом уже из них собрать саму книгу.
Ни учебник «Информационный стиль», ни книга «Пиши, сокращай» не были созданы на пустом месте. Сначала я начал писать советы в бюро, позже организовал курс и вёл его пять лет. В процессе ведения курса я оттачивал материал, проверял разные приёмы и формулировки, тестировал реакцию аудитории. При этом продолжал писать советы, собирать коллекцию редакторских наблюдений, участвовать в редакторских проектах. Курсы, советы и проекты стали кубиками, из которых потом собирались книги.
Чтобы написать «Новые правила деловой переписки», мы с Людмилой Сарычевой два года вели занятия в компаниях. Когда нас просили прокомментировать их деловое общение, мы просили показать примеры. Мы разбирали примеры на занятиях, выясняли проблемы и предлагали решения. Позже эти примеры стали основой материала «Новых правил деловой переписки».
Ошибочно пытаться сформулировать материал прямо во время написания книги: создание рукописи затянется. Поэтому сначала находим кубики — потом собираем из них книгу.
Принцип кубиков
Хорошая идея — собирать материал для книги из других проектов и областей жизни. Как бы сначала собрать все необходимые кубики для книги, а потом уже из них собрать саму книгу.
Ни учебник «Информационный стиль», ни книга «Пиши, сокращай» не были созданы на пустом месте. Сначала я начал писать советы в бюро, позже организовал курс и вёл его пять лет. В процессе ведения курса я оттачивал материал, проверял разные приёмы и формулировки, тестировал реакцию аудитории. При этом продолжал писать советы, собирать коллекцию редакторских наблюдений, участвовать в редакторских проектах. Курсы, советы и проекты стали кубиками, из которых потом собирались книги.
Чтобы написать «Новые правила деловой переписки», мы с Людмилой Сарычевой два года вели занятия в компаниях. Когда нас просили прокомментировать их деловое общение, мы просили показать примеры. Мы разбирали примеры на занятиях, выясняли проблемы и предлагали решения. Позже эти примеры стали основой материала «Новых правил деловой переписки».
Ошибочно пытаться сформулировать материал прямо во время написания книги: создание рукописи затянется. Поэтому сначала находим кубики — потом собираем из них книгу.