Как пишется басовый ключ музыкальный

басовый ключ

Ноты басового ключа осваиваются со временем. Быстрее запомнить ноты в басовом ключе помогает активная проработка при помощи сознательных установок.

В начале нотоносца выставляется басовый ключ – ноты будут выстраиваться от него. Басовый ключ пишется на четвёртой линейке и означает ноту «фа» малой октавы  (счёт линеек ведётся снизу вверх).

Записываются в басовом ключе ноты таких октав: все линейки нотного стана занимают ноты большой и малой октавы, выше нотного стана (на дополнительных линейках) – несколько нот из первой октавы, ниже нотного стана (тоже на дополнительных линейках) – ноты контроктавы.

Басовый ключ – ноты большой и малой октав

Для начала освоения нот басового ключа достаточно изучить две октавы – большую и малую, всё остальное приложится само собой. Понятие об октавах вы найдёте в статье «Как называются клавиши фортепиано». Вот как это выглядит в нотах:

ноты басового ключа

Чтобы запомнить ноты басового ключа было просто, обозначим несколько точек, которые будут служить нам ориентирами.

1)    Прежде всего, это четвёртая линейка – нота фа малой октавы, можно в её окружении легко назвать расположения и нескольких других нот той же октавы.

2)    Второй ориентир, который я предлагаю, – место на нотоносце трёх нот «до» – большой, малой и первой октавы. Нота до большой октавы пишется на двух добавочных линейках снизу, до малой октавы – между 2-й и 3-й линейками (на самом нотном стане, то есть как бы «внутри»), ну а до первой октавы занимает первую добавочную линейку сверху.

ноты басового ключа

Вы можете придумать для себя какие-то свои ориентиры. Ну, например, выделять отдельно ноты, которые пишутся на линейках и те, которые занимают промежутки.

Ещё один способ быстро освоить ноты в басовом ключе – выполнить упражнения тренинга «Как легко и быстро выучить ноты». Там предлагается ряд практических заданий (письменно, устно и игра на фортепиано), которые помогают не только разобраться в нотах, но и развивают музыкальный слух.

Если вы находите данную статью полезной, порекомендуйте её своим друзьям с помощью кнопок социальных сетей внизу страницы. Также вы можете получать новые полезные материалы прямо на свою почту – заполните форму и подпишитесь на обновления (важно – сразу же проверьте свой e-mail и подтвердите подписку).

Вверх

Знакомство с Басовым ключем

В ходе урока продолжаем знакомиться с музыкальными ключами — теперь с Басовым ключем.

Басовй ключ

Из прошлого урока мы уже знаем, что открывает нотную запись специальный ключ, это «точка отсчета» высоты ноты.

Для чего нужен Басовый ключ?

Самое первое отличие заключается в том, что басовый ключ применим именно для низких нот, тогда как скрипичный ключ применим наоборот для самых высоких нот. Отсюда уже и остальные различия: место записи, форма записи.

Басовый ключ указывает, что ноты относятся к малой октаве.

Басовый ключ октавы

Рисоваться басовый ключ начинает с четвертой линейки. И если в скрипичном ключе на четвертой линейке у нас располагалась нота «Ре» второй октавы, то в басовом ключе на четвертой линейке находится нота «Фа» малой октавы.

Басовый ключ - положение на стане

Таким образом второе название басового ключаключ ФА. То есть он указывает на ноту «Фа» малой октавы и она является своеобразной точкой отсчета в системе басового ключа, и расположение всех остальных нот можно вычислить, если запомнить, где пишется эта самая ФА.

Нота ДО малой октавы расположена между второй и третьей линейками нотного стана.

Нота РЕ малой октавы, ее адрес на нотном стане – третья линейка.

Нота МИ малой октавы пишется между третьей и четвертой линейками.

Нота ФА малой октавы занимает свое коронной место – четвертую линейку.

Ноту СОЛЬ малой октавы следует искать между четвертой и пятой линейками.

Нота ЛЯ малой октавы светит нам с пятой линейки.

Нота СИ малой октавы располагается выше пятой линейки, над ней.

Те звуки, которые в скрипичном ключе пришлось бы писать, используя большое количество добавочных линеек снизу, в басовом записываются с меньшим количеством добавочных, или вовсе без них. И наоборот — звуки, которые в басовом ключе пишутся с линейками сверху, в скрипичном записываются удобнее.

Для чего же нужен этот басовый ключ?

Ответ прост – для фортепиано. Все дело в том, что ноты для фортепиано и рояля записываются на целых двух нотоносцах, расположенных и идущих параллельно друг другу. На верхнем нотном стане указываются ноты в скрипичном ключе, а на нижнем – в басовом. Все потому, что на фортепиано физически можно одновременно извлечь намного больше звуков, чем на гитаре, и поэтому, чтобы не возникло путаницы, басовые ноты и ноты мелодии разделили на два нотных стана:

2 staves

Еще в басовом ключе обычно пишут музыку для таких инструментов как фагот, виалончель, контрабас.

А в скрипичном — для скрипки, флейты, гобоя, трубы и т.п.

Вещи для тенора и женских голосов пишутся в скрипичном ключе, а для баса и баритона в басовом.

Пианисты, как правило, играют в скрипичном и басовом ключах. Виолончелисты чаще всего в теноровом, альтисты в альтовом. Дирижеры умеют читать с листа партитуры, написанные одновременно во всех четырех ключах.


Упражнение:

В идеале, было бы неплохо выучить расположение нот на нотоносце не только в скрипичном, но и в басовом ключе, или же запомнить расположение хотя бы одной ноты в нем, чтобы с помощью отсчета определять положение других нот.

На самом деле, Вы многого достигните, если научитесь читать ноты и в скрипичном, и в басовом ключе.

Тренажер для запоминания нот

Басовый ключ (Ключ ФА)

Доступ будет открыт после покупки курса

Для совершения платежа необходимо авторизоваться

Быстрая регистрация по email
Пароль будет отправлен на почту

Музыкальные инструменты

Ноты басового ключа для фортепиано

Ноты басового ключа для фортепиано

Содержание

  1. Ноты малой октавы
  2. Большая октава
  3. Другие ноты
  4. Как быстро выучить?

С целью фиксации средних и низких нот по звучанию в самом начале нотоносца помещают басовый ключ. Его изображение начинается с завитка на четвёртой линии (отсчёт горизонтальных полосочек ведётся снизу вверх). На этой же прямой располагается нотный знак «фа». Он принадлежит малой октаве. Другие ноты строятся от неё. Басовый ключ используют для записи малой и большой октав, контроктавы. После этого же ключа размещают также 5 символов первой октавы и 2 знака субконтроктавы.

Ноты малой октавы

Ступенчатый звукоряд содержит 9 октав, разделяющих звуки по высоте тона. Некоторые из них не обходятся без использования басового ключа для фортепиано. Он необходим при обозначении малой октавы. Ориентиром считают ноту «фа», изображённую на четвёртой линии. Она служит своеобразной точкой отсчёта, так как по её расположению можно легко вычислять, запоминать и читать все остальные символы на нотном стане. Этот знак располагается в окружении «ми» (чуть ниже) и «соль» (чуть выше). Логическим путём можно прийти к выводу, что нотка «ре» находится на третьей чёрточке, а знак «ля» занимает свою позицию на пятой прямой нотного стана.

Знаки малой октавы умещаются на трёх верхних линиях основного пространства нотоносца. Сначала следует тщательно изучить все подписанные символы. Ноты малой октавы имеют на нотоносце такое расположение:

  • «до» находится под третьей чертой;
  • «ре» – на третьей линии;
  • «ми» – под четвёртой линейкой;
  • «фа» – прямо на четвёртой полоске;
  • «соль» – под пятой чертой;
  • «ля» – на пятой линии;
  • «си» – поверх пятой чёрточки.

Данные ноты довольно часто используются в музыкальных композициях для пианино.

Большая октава

Ноты большой октавы басового ключа изображаются на нотоносце с левой стороны от малой октавы. Для фиксации по порядку всех нотных знаков большой октавы требуются две нижних линии нотоносца и вспомогательные чёрточки:

  • «до» размещается на второй добавочной черте в нижней части;
  • «ре» занимает место под первой дополнительной линией;
  • «ми» изображается прямо на первой вспомогательной чёрточке;
  • «фа» находится под первой основной линейкой;
  • «соль» прописывают прямо на первой основной полоске нотоносца;
  • «ля» занимает свою позицию между первой и второй чертой;
  • «си» нанизывают на вторую линейку нотного стана.

Другие ноты

Нотные знаки первой октавы всего лишь частично фиксируют в басовом ключе на вспомогательных чёрточках в верхней части нотоносца. Только 5 знаков этой части звукоряда:

  • «до» занимает позицию на первой дополнительной чёрточке сверху;
  • «ре» располагается поверх первой вспомогательной черты (непосредственно над ней);
  • «ми» изображается прямо на второй добавочной верхней чёрточке;
  • «фа» размещается над второй дополнительной полосочкой;
  • «соль» прописывают непосредственно на третьей вспомогательной линейке (эту ноту используют в исключительных случаях).

Звуковой ряд контроктавы для игры на фортепиано используется очень редко.

Нотные знаки обычно размещаются на добавочных чёрточках. Часто применяют октавный пунктир, состоящий из обычной пунктирной линии, которая помечается в начале нотоносца числом 8. Пунктир опоясывает все нижние ноты. Он избавляет запись от огромного количества дополнительных линий, но замедляет процесс распознания нотных знаков, придавая записи громоздкость.

Без использования октавного пунктира основные символы контроктавы обозначаются так:

  • «до» располагается под пятой вспомогательной чертой в нижней части;
  • «ре» нанизывается на пятую дополнительную линию;
  • «ми» находится под четвёртой нижней вспомогательной полосой;
  • «фа» нанизывается прямо на четвёртую добавочную черту;
  • «соль» размещается под третьей вспомогательной чёрточкой;
  • «ля» занимает позицию на третьей нижней дополнительной линейке;
  • «си» изображается под второй вспомогательной чертой нотоносца.

Субконтроктава состоит всего из двух нотных знаков: «ля» и «си». Неполная октава, состоящая из самых низких нот, используется в редчайших случаях. Фиксация производится с применением октавного пунктира, подписанного цифрой 15. Это означает необходимость использования нот аж на 2 октавы ниже.

Как быстро выучить?

Чтобы запомнить нотные символы басового ключа, надо всегда ориентироваться на четвёртую линию нотоносца. Именно на ней можно увидеть ноту «фа» малой октавы. Быстро зафиксировать в памяти нотные символы можно по трём нотам «до». Когда речь идёт о большой октаве, этот нотный знак изображается на второй дополнительной линии в нижней части. Малая октава предполагает её месторасположение между второй и третьей основными линейками. А для обозначения первой октавы знак «до» располагается на первой вспомогательной линеечке сверху.

Ноты басового ключа предназначены для игры левой рукой, которая обычно выполняет роль аккомпанемента. Чаще всего употребляются аккорды. Их следует играть одновременно, поочерёдно либо в разнообразном порядке.

Существуют различные специальные упражнения, предназначенные для быстрого запоминания нот басового ключа. Практические задания позволяют новичку быстро разобраться в трудных вопросах. Они способствуют развитию музыкального слуха. Благодаря разнообразным практическим занятиям любой желающий может научиться играть на фортепиано.

С целью быстрого усвоения расположения нотных знаков лучше всего употреблять словосочетания «под второй линией» или «под пятой чертой», а не «между первой и второй чёрточками» и «между четвёртой и пятой линиями».

Ещё есть интересный способ легко запомнить нотные знаки, нанизанные на каждую прямую горизонтальную линию нотоносца снизу вверх, в виде скороговорного ряда: «соль» – «си» – «ре» – «фа» – «ля». Данные символы большой и малой октав построены через одну ноту. Есть и другие удобные фразы, состоящие из разных нотных групп. Например, «фа» – «ля» – «до», «ми» – «соль» – «си».

Расположение на клавиатуре синтезатора или пианино можно легко выучить по наклеенным разноцветным меткам. Прежде всего, следует выделить цветным стикером клавишу «до» первой октавы. Затем слева от данной связующей ноты нужно разместить на клавиатуре ещё 5 меток через интервал в одну клавишу. Эти 5 клавиш, помеченных одинаковым цветом, означают нотные символы уже известной нам скороговорки: «соль» – «си» – «ре» – «фа» – «ля». В данном случае сами названия нот не очень важны для новичка. Главным моментом является фиксация в памяти соответствия нотных символов на нотоносце и размеченных клавиш.

Затем попробуйте сыграть все 5 нот. Следующим шагом будет отработка на практике трёх нотных знаков: «ре» – «фа» – «ля». Сначала используйте их в качестве аккорда, нажимая сразу 3 клавиши враз. Потом попробуйте поочерёдное нажатие, затем нажмите среднюю ноту «фа» и следом надавите на 2 крайние от неё клавиши. После усвоения материала надо произвести подобную работу с клавишами между метками. Дальше необходимо разметить другие клавиши, оставшиеся за пределами помеченных нот. Наклейки способствуют быстрому запоминанию частей звукоряда в басовом ключе.

В случае отсутствия дома музыкального инструмента можно практиковаться на виртуальном фортепиано в интернете. Попробуйте вникать в печатные ноты с одновременным прослушиванием любимой песни. Таким образом человек учится понимать музыку на интуитивном уровне. Существуют различные сайты, благодаря которым можно воспринимать на слух произведение любого композитора с одновременным просмотром нот исполняемой композиции.

Заполнение карточек и специальных нотных тетрадей, регулярные тренировки способствуют быстрому запоминанию музыкальных произведений. Чем больше человек практикуется, тем легче ему даётся нотная грамота.

О том, как читать ноты басового ключа для фортепиано, смотрите в видео ниже.

Вы узнаете, что такое музыкальный ключ, каких видов бывает, для чего нужен и как выглядит. Разберем скрипичный, басовый и «до» ключи. Расскажу, как рисуется и что означает. Будет много примеров с картинками.

Музыкальный ключ и его разновидности в музыке

Содержание:

  • Нотоносец
  • Ключи в музыке:
    • Скрипичный
    • Басовый
    • «До»
  • Система из басового и скрипичного ключа
  • Заключение

Нотный стан

Роль ключей в нотной записи настолько огромна, что без их участия, запись музыки оказывается практически невозможной. Чтобы разобраться в предназначении ключей, сначала возьмем нотный стан в чистом виде.

Пустой нотный стан для записи музыки

Нотные знаки, закрепляющиеся на линиях нотоносца, являются лишь графическими изображениями. Они не могут иметь каких-либо названий или высоты звучания.

Нотные знаки на нотоносце в музыке

Точнее сказать, до определенного момента, потенциально они могут иметь любые известные названия и уровень высоты звучания. Но на данном этапе нотной записи их роль в звукоряде музыкальной системы не определена.

Система не предполагает размещения звукоряда от какой-либо конкретной ноты. Любая нота может стать началом звукоряда или одной из ее ступеней.

Все последующие ноты после нее приобретают название автоматические в порядке данного звукоряда. Например, «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си».

Отображение нот на нотном стане

Определить расположение звукоряда на нотном стане предоставляется только нам самим. Выбор может быть обусловлен лишь избеганием дополнительных добавочных линий.

Поэтому желательно чтобы линии, от которой будет начинаться звукоряд, находилась ниже средней.

Для первой ступени наиболее удобным расположением будет на самой нижней линии нотоносца. Поэтому присваиваем ей значение «До».

Нота до на первой линейке нотного стана

Нота до

Так мы сделали, что все знаки, размещенной на этой линии, будут принадлежать ноте «До» первой ступени звукоряда.

Дальнейшая систематизация расположения ступеней на нотном стане становится вполне очевидной.

Следующие ступени займут остальные линии и промежутки между ними. При этом, заполнив весь нотный стан в восходящем порядке.

Расположение нот в восходящем порядке на нотном стане

Единственное, что объективно было нами сделано, это присвоение одной из линий какого-либо значения. Все остальное происходит автоматически по логике восходящего или нисходящего следования ступеней.

Распределение нот на нотном стане может производится от любой линии с любым присвоенным ей значением.

Например, вторая линия снизу, имея значение «Соль», расположит следующие и предыдущие ступени в восходящем и нисходящем порядке.

Пример расположения ноты соль на нотном стане

Нота соль

При этом, став как бы точкой отсчета для обоих направлений. Как раз, такой точкой отсчета является ключ.

Музыкальный ключ

Музыкальный ключ — это знак, который ставится вначале нотного стана. Закрепляясь за одной из его линий, он присваивает ей значение, которому сам соответствует.

Что такое музыкальный ключ и для чего он необходим в музыке

Музыкальные ключи

Этот элемент является особым ориентиром. По нему определяют расположение нот на стане. Он как маяк, который дает понять, где мы находимся.

В нотном письме используется несколько видов музыкальных ключей. Каждый из них имеет свое значение и закрепляется на необходимой линии. Давайте ниже мы их рассмотрим более подробно.

Скрипичный ключ

Скрипичный ключ (соль) — это знак линейной нотации, который пишется на нотном стане, начиная со второй линии. Он показывает, что именно эта линия получает значение ключа. То есть «соль» первой октавы.

Что такое скрипичный ключ и как он выглядит на нотном стане

Рисунок скрипичного ключа «соль»

Ключ соль удобен при записи нот для скрипки, учитывая строй и диапазон этого инструмента. Поэтому вся скрипичная литература пишется именно в этом ключе.

В 17 и 18 веках этот ключ был на первой линии нотного стана. В отличие от скрипичного, он назывался старофранцузским ключом. Его фото ниже.

Пример использования старофранцузского скрипичного ключа на нотном стане

Старофранцузский ключ

Однако он уже давно вышел из употребления. В настоящее время используется лишь в воссоздающих оригинал произведениях старинной музыки.

Как нарисовать скрипичный ключ

Многие новички могут не знать, как правильно нарисовать скрипичный ключ на нотном стане. Самый удобный способ, это начинать рисовать с круга. Сейчас покажу, как это делать поэтапно.

  1. На второй линейке ставим точку или перечеркнутый штрих, направленный вверх.
  2. Далее от точки или штриха рисуем окружность между 3 и 1 линиями. Круг не должен выходить за границы этих линеек и при этом не быть слишком маленьким.
  3. На конце круг не замыкаем, а делаем по варианту спирали. Второй виток идет вверх и чуть-чуть влево выше 5-ой линейки.
  4. Затем спускаемся вниз и делаем небольшую дугу до 5 линейки.
  5. С 5 линии спускаемся вниз прямой или чуть наклоненной линией прямо по середине ключа.
  6. Когда полностью проткнули ключ и дошли до нижнего небольшого отступа от первой линейки, делаем крючок. Слишком не заворачивайте его. Просто делаем небольшой изгиб в виде малого полукруга.
  7. На конце полукруга ставим точку.

Как нарисовать скрипичный ключ на нотном стане

Как рисуется скрипичный ключ на нотоносце

Басовый ключ

Басовый ключ (фа) — это знак линейной нотации, который пишется на четвертой линии нотоносца. Предназначен для низкого звучания.

Что такое басовый ключ и для чего он нужен на нотном стане

Картинка басового ключа «фа»

Справа от ключа ставятся две точки.

Они с обеих сторон обрамляют четвертую линию. Эти точки указывают, что именно на четвертой линии должна помещаться нота «Фа» малой октавы.

Ключ «фа» удобен при записи нот низких человеческих голосов. Например, баритон или бас.

Также пригодится для басовых музыкальных инструментов. Например, виолончель, контрабас, фагот, тромбон, туба и другие. Для их записи в этом ключе не требуется большого количества добавочных линий.

В старинной музыке такой элемент изредка встречался, показывая туже ноту и на других линиях нотоносца. Но тогда он назывался уже не басовым.

Записываясь на третьей линии, он назывался баритоновым ключом. А если писался на пятой линии, то назывался басопрофундовым.

Пример использования баритонового и басопрофундового басового ключа фа

Баритоновый и басопрофундовый ключ

Ключ «до»

Кроме общераспространенных скрипичного и басового ключей, существует менее употребительный в наше время ключ «До». Ему следует уделить отдельное внимание, так как он имеет особую форму применения.

Используется для обозначения ноты «До» первой октавы. В нотном стане ключ «До» закрепляется следующим образом.

Линия, проходящая через вертикальную середину ключа, которая как бы делит фигуру по полам, определяет его положение на нотном стане. И именно эта линия получает значение «До» первой октавы.

Что такое ключ «до» и как он выглядит на нотоносце

Ключ «до»

В отличие от скрипичного и басового, ключу «до» не свойственно всегда размещаться на одной конкретной линии. Это может быть любая линия нотоносца.

Разное расположение ключа до на нотном стане

Варианты расположения ключа до

При этом, размещаясь на той или иной линии, ему присваивается определенное название. А именно, название того регистра, которому соответствуют звуки, в данный момент, охватываемые рамками 5-ти линейного нотоносца.

Таким образом, ключ «До» может иметь пять различных названий (видов). Все зависит от того, на какой линии он стоит.

Потребность в таком вольном использовании возникла в средние века в хоровой полифонической музыке строгого стиля. Именно тогда сформировалась традиция помещать этот музыкальный ключ на разные линии нотоносца.

Суть такого использования заключалась в следующем.

В любом хоре каждый человеческий голос имеет свой диапазон, охватывающий определенный регистр в исполняемом произведении.

Смещение ключа до для разного диапазона человеческого голоса

При записи партии для какого-либо голоса, смещение ключа на ту или иную линию позволяло учитывать возможности диапазона. При этом избегать большого количества добавочных линий.

Это значительно упрощало чтение нот.

Сопрановый ключ

К примеру, для высокого голоса сопрано, нотная запись производилась в положении ключа «до» на первой линии. Картинка ниже кликабельна.

Пример использования сопранового ключа с нотами на нотном стане

Сопрановый ключ

Благодаря этому средняя область звуков, входящая в этот регистр, как раз охватывалась пятью линиями нотоносца. Синие ноты на рисунке.

Поскольку ключ «до» на первой линии подходил для записи этого голоса, он получал одноименное с ним название. Это сопрановый ключ или по-другому, дискантовый.

Меццо-сопрановый ключ

Аналогичный подход и для записи партии голоса меццо-сопрано. Ключ «до» помещался на второй линии. Соответственно, там он получал название меццо-сопрановый ключ.

Пример использования нот в музыкальном меццо-сопрановым ключе

Меццо-сопрановый ключ

Альтовый ключ

Для голоса Альта ключ ставился на третьей линии. Назывался тогда альтовым ключом.

Пример использования альтового ключа для голоса альт

Альтовый ключ

Теноровый ключ

Для тенора данный элемент находится на четвертой линии с названием теноровый ключ.

Как используется теноровый ключ для голоса тенор в музыке

Теноровый ключ

Баритоновый ключ

Для баритона на пятой линии такой элемент называется баритоновым ключом.

Пример использования баритонового ключа с нотами на нотном стане

Баритоновый ключ

Стоит подчеркнуть, что использование такого количества ключей было связано со стремлением избегать добавочных линий.

Все разновидности музыкального ключа до на нотном стане

Типы ключа до

В настоящее время из всех разновидностей ключа «до», практическое значение сохранили альтовый и теноровый.

В альтовом ключе пишутся ноты для смычкового альта. Иногда для английского рожка и тромбона. А в теноровом для высоких нот виолончели, фагота и тромбона.

Остальные ключи можно встретить лишь в старых изданиях.

Ключи «соль», «фа» и «до» поначалу представляли собой соответствующие буквы латинского алфавита. Но постепенно их написание эволюционировало, пока не приняло современные формы.

Наглядный пример эволюции форм музыкальных ключей

Эволюция музыкальных ключей

Система скрипичного и басового ключей

Скрипичный и басовый ключи, находясь на своем отдельном нотоносце, имеют особенность объединяться в единую систему. Позволяет им это делать расположение ноты «до» первой октавы.

Пример отображения на нотоносце единой системы для скрипичного и басового ключа

Скрипичный и басовый ключ

В скрипичном ключе она пишется на добавочной линии снизу. А в басовом на добавочной сверху. То есть практически на одной и той же линии, пролегающей между обоими нотоносцами.

Как выглядит общая нота до первой октавы для скрипичного и басового ключа

Нота до первой октавы

Таким образом, два нотных стана как бы продолжают друг-друга. А соединяющим звеном является нота «до» первой октавы. Она объединяет их в одну 11-ти линейную систему.

Нота до и два общих нотных стана в музыке

Ноты скрипичного и басового ключа с одним общим элементом

Такая система дает доступ к вдвое большему объему фиксируемых звуков. При этом, не затронув использование добавочных линий.

Применяется она в записи музыки для инструментов с большим диапазоном. Например, фортепиано, орган, баян или аккордеон.

Заключение

Теперь, нам известно значение всех музыкальных ключей и их расположение на нотном стане. Давайте для общей наглядности объединим их на одном нотоносце.

В нем для сравнения будет показано расположение ноты «до» первой октавы во всех ключах.

Ключ «до», стоящий на средней линии, называется альтовым. Линия, на которой он стоит, получает значение «до» первой октавы.

Ключ «до» линией выше называется теноровым. В нем нота «до» первой октавы помещается соответственного его положению. То есть на четвертой линии.

Пример расположения разных видов ключей «до» на нотном стане

Типы ключей «до»

Ключ «до» ниже альтового на одну линию, называется меццо-сопрановым. Он идет с нотой «до» первой октавы на второй линии. Далее ключ «до» на самой верхней линии нотоносца называется баритоновым. Нота «до» первой октавы находится на пятой линии.

Ключ «до» на самой нижней линии называется сопрановым. «До» первой октавы в нем находится на первой линии.

Ключи «до», определяя ноту «до» первой октавы своим собственным положением. Они могут помещать ее только на одной из основных линий нотного стана. Так как сами ставятся исключительно в его пределах.

Другие же ключи в музыке (соль и фа) выносят ноту «до» первой октавы за пределы нотоносца на добавочной линии.

Так в ключе «фа» на четвертой линии, нота «до» первой октавы помещается на первой добавочной линии сверху. В ключе «соль» на второй линии, «до» первой октавы помещается на первой добавочной линии снизу.

Основные виды музыкальных ключей на нотном стане

Виды ключей в музыке

В ключе «фа» (басопрофундовым) на пятой линии, «до» первой октавы помещается на второй добавочной линии сверху. В ключе «соль» (старофранцузском) на первой линии, «до» первой октавы помещается на второй добавочной линии снизу.

Также ключ «фа» может использоваться и как баритоновый, находясь на средней линии. При этом положение ноты «до» первой октавы помещается на пятой линии также, как и при баритоновом ключе «до».

Пример использования баритонового ключа фа на нотном стане

Все ключи выстроены по нисходящему принципу положения регистров относительно нотного стана. Самый высокий регистр приходится на нотоносец при старофранцузском ключе.

Регистры для каждого музыкального ключа на нотном стане

Регистры для музыкальных ключей

Далее с каждым последующим ключом в музыкальной грамоте, регистры сдвигаются на одну линию выше. Тем самым смещаясь с нотного стана вверх, замещаясь смежными регистрами, расположенными ниже.

В общем, теперь вы знаете, что такое ключи в музыке и для чего они нужны. Следует заметить, что все они ставятся только на линиях нотного стана. На добавочных линиях и промежутках между линиями они не пишутся.

[ratings]

В скрипичном ключе можно записать лишь часть звуков музыкального звукоряда: часть малой октавы, звуки первой, второй, третьей, четвертой и до пятой октав. Остальные звуки малой октавы записывать в этом ключе неудобно, ибо чтение нот на линейке затрудняется большим количеством дополнительных линий под нотным станом.  Поэтому звуки малой октавы, большой, а также контр — октавы и субконтроктавы записывают в ключе фа, или басовом ключе.

Содержание:

  1. Правильное написание басового ключа на нотном стане

  2. Ноты малой октавы в басовом ключе

  3. Ноты первой (1) октавы в басовом ключе

  4. Звуки большой октавы в басовом ключе

  5. Как записывают ноты контроктавы в басовом ключе

  6. ноты субконтроктавы в басовом ключе

  7. Расположение на нотном стане нот в басовом ключе

  8. Как выучить ноты басового ключа

    1. Видео урок на фортепиано как быстро и легко читать ноты басового ключа

  9. Контрольные вопросы и упражнения

Как правильно записать басовый ключ на линейке

Этот ключ пишется на нотном стане таким образом, чтобы его головка была на четвертой линии, верх подходил под пятую линию, а нижний конец доходил до второй линии. С правой стороны рядом с ключом ставят две точки так, чтобы четвертая линия нотного стана проходила между ними. На ней записывают звук фа малой октавы:

расположение басового ключа на нотном стане

Кстати ноты в басовом ключе называются точно так же, как и в скрипичном. Отличие только в записи этих нот на нотном стане. Рассмотрим как правильно пишутся ноты разных октав в басовом ключе.

Ноты малой октавы в басовом ключе

Зная место звука фа, легко определить место остальных звуков малой октавы относительно известного:

ноты басового ключа малой октавы

  • до малой октавы записывается между второй и третьей линиями нотного стана,

  • ре — на третьей линии нотного стана,

  • ми — между третьей и четвертой линиями,

  • фа — на четвертой линии,

  • соль — между четвертой и пятой,

  • ля — на пятой линии,

  • си — над пятой линией

Ноты первой (1) октавы в басовом ключе

Как в скрипичном ключе можно записать часть звуков малой октавы, точно также часть звуков первой октавы можно записать и в басовом ключе (см. два рисунка ниже).

  • На первой дополнительной линии выше нотного стана пишут до первой октавы,

  • над первой дополнительной линией — ре,

  • на второй дополнительной — ми,

  • над второй дополнительной — фа,

  • на третьей дополнительной — соль и т. д. 

ноты 1 октавы в басовом ключе

Нота до первой октавы связывает обе половины звукоряда: ту, что записана в скрипичном ключе, и ту, что записана в басовом. Поскольку эту ноту пишут на первой дополнительной линии под нотным станом в скрипичном ключе или на первой дополнительной над нотным станом в басовом ключе, она считается центром всей системы записи звукоряда.

первая и малая октавы  - ноты в басовом ключе для фортепиано

Остальных звуков, которые находятся выше или ниже звука (4— 5 звуков), можно записать и в скрипичном, и в басовом ключах.

Звуки большой октавы в басовом ключе записывают так:

ноты басового большой октавы

Как записывают ноты контроктавы в басовом ключе

Звуки контроктавы пишут так же, как и звуки большой октавы, но под нотами ставят знак:

знак

 и исполняют их на октаву ниже, чем написано. 

ноты басового ключа контроктавы

Как записывают ноты субконтроктавы в басовом ключе

Звуки субконтроктавы записывают на дополнительных линиях под нотным станом, также со знаком  знакпод нотами

ноты басового ключа картинки

Расположение на нотном стане нот в басовом ключе

В Примере ниже показано нижний и часть среднего регистров, записанных в басовом ключе.

ноты в басовом ключе для фортепиано

Ноты в басовом ключе для фортепиано

Звук до в разных октавах нижнего и частично среднего регистров записывают так:

нота до на басовом ключе

Запись длительности звуков и пауз, размер, простые и сложные такты и группировка нот в них, повышение и понижение звуков — касается также и нот, записанных в басовом ключе. Знаки альтерации, действие которых распространяется на все произведение, также выносятся к ключу. Изменяется лишь их место в соответствии с записью самих нот.

Пример записи диезов и бемолей в басовом ключе с указанием порядка написания:

запись диезов и бемолей в басовом ключе

Как выучить ноты басового ключа

Чтобы было легче выучить расположение нот на нотном стане в басовом ключе можно воспользоваться специальными карточками.

Пример 1

пример карточек нот басового ключа

Скачать и распечатать такие карточки можно по этой ссылке.

Второй карточек:

карточки для того, чтобы выучить ноты басового ключа

Скачать и распечатать эти карточки для изучения басового ключа

Неплохой видео урок на фортепиано о том, как быстро выучить и легко ноты басового ключа

Контрольные вопросы

  1. Как пишут басовый ключ? Для записи каких регистров его применяют?

  2.  Как записать звуки малой и первой октав в басовом ключе?

  3.  Как записывают звук до разных октав нижнего регистра?

  4. Как записывают звуки большой октавы, контроктавы и субконтроктавы?

  5. Для чего применяется знак 8 ——- ?

  6. Как размещают ключевые знаки в басовом ключе?

Упражнения на проверку освоения чтения нот в басовом ключе:

Гулак-Артемовский, Семён Степанович из оп. «Запорожец за Дунаем»

ноты в басом ключе

Белорусская народная песня «В вишневом садике»

в вишневом саду - пьеса с нотами в басовом ключе

Ученики музыкальных школ часто сталкиваются с такой трудностью — появление басового ключа. Я сам прекрасно помню, как учительница сказала: «Ты уже готов к серьезным произведениям, но тебе придется выучить ноты в басовом ключе». Я понятия не имел что это, но было очень приятно что мне доверили такое ответственное задание.

Как выяснилось, выучить расположение нот в басовом ключе не так-то просто — привычка берет свое, и волей-неволей называешь ноты по-старинке (в скрипичном ключе). Наверное, у меня ушли бы годы на зубрежку, но однажды папа сделал карточки из картона, на которых были нарисованы те самые ноты в басовом ключе. С карточками учить оказалось интереснее и веселее, а результат не заставил себя ждать. Такие карточки вы сможете скачать перейдя по ссылке, которая будет в конце статьи.

Содержание:

  • Как запомнить расположение нот
  • Ноты на стане и клавиатуре
  • Использование «восьмерок»
  • Карточки для печати
  • Квинтовый круг — что это

Как запомнить расположение нот в басовом ключе

Обычно, басовый ключ начинают вводить тогда, когда скрипичный уже не вызывает трудностей и ученик хорошо ориентируется на клавиатуре. Как же запомнить расположение нот в басовом ключе?

Сперва взгляните на изображение ниже:

Noty v basovom klyuche

Обратите внимание, что ноты Большой и Малой октав, располагаются преимущественно на основных линейках нотного стана. ВСЕ ноты первой октавы в басовом ключе располагаются на дополнительных линейках. Те же самые ноты Первой октавы в скрипичном ключе, будут располагаться на основных линейках стана. Это к слову о том, зачем нужны ключи в принципе. Как же выучить ноты в басовом ключе?

Можно зазубрить ноты наизусть как таблицу умножения, но этот способ более долгий и не всем подходит. Я выступаю за аналитический подход. Итак, чтобы понять какая нота на какой линейке располагается, нам нужно понять от чего отталкиваться. Скрипичный ключ называют еще ключом Соль, а басовый — ключом Фа. Об этом вы можете узнать из этой статьи. Но если коротко, то басовый ключ своим завитком цепляется за 4 линейку нотного стана, подсказывая нам, что на этой линейке располагается нота Фа. Теперь мы знаем от какой ноты считать все остальные.

Итак, нота Фа на 4 линейке. Значит ее окружают ноты Ми и Соль:

Noty v basovom klyuche

Еще один способ запомнить ноты — выучить их как скороговорку. Например, возьмем за ориентир ноту Соль Большой октавы. От нее будем строить ноты через одну: СОЛЬ-СИ-РЕ-ФА-ЛЯ. В Басовом ключе это выглядит вот так:

Noty v basovom klyuche

Нужно запомнить, что скороговорка «СОЛЬ-СИ-РЕ-ФА-ЛЯ» предназначена для нот, которые располагаются на линейках, и отсчет мы ведем от из них.

Вторая скороговорка предназначена для нот, которые располагаются между линейками. Она чуть длиннее и звучит так: ФА-ЛЯ-ДО, МИ-СОЛЬ-СИ. Я неспроста разделил этот ряд запятой. Запоминать легче, если группы нот небольшие.

Ноты басового ключа на клавиатуре

Чтобы быстро находить клавишу соответствующую ноте, нужно хорошо ориентироваться на клавиатуре инструмента. Если вы не знаете что такое октавы, добро пожаловать сюда. Ниже я представлю картинку с изображением и названиями октав:

Nazvaniya oktav

Теперь давайте посмотрим, каким клавишам соответствуют ноты на нотоносце:

 sootvetstvie not i klavish v basovom klyuche

Как вы видите, для обозначения нот в контр и субконтроктавах, приходится использовать множество дополнительных линеек, что нечитаемо и неудобно для разбора.

Использование «Восьмерок»

Чтобы избежать всех этих дополнительных линеек, были введены следующие знаки, которые упрощают чтение нот. Эти знаки выглядят как цифра восемь и пунктирная линия. Если такой знак находится над нотным станом, значит ноты которые он охватывает пунктиром, нужно играть выше на одну октаву. Взгляните на пример:

chto znachit vos'merka v notah

Если восьмерка и пунктир расположились под нотным станом, значит и играть следует на октаву ниже:

chto znachit vos'merka v notah

Как видите, такой прием облегчает жизнь музыканта и ускоряет разбор нотных партий. Но есть еще кое что, о чем нужно знать. Иногда восьмерка пишется сверху, но играть ноты под ней стоит на октаву НИЖЕ. Как это понять? Очень просто — рядом с восьмеркой иногда пишут латинские буквы, которые и обозначают КАК следует играть выделенное — выше или ниже. Буквы  «va» означают, что играть написанное нужно на октаву выше, а буквы «vb» — на октаву ниже. При наличии этих букв, восьмерка и пунктир всегда пишутся над нотным станом:

chto znachit vos'merka v notah

chto znachit vos'merka v notah

Карточки для печати

Как и обещал, делюсь с вами карточками для заучивания расположения нот в басовом ключе.

Скачать карточки

Пользоваться ими очень просто:

  1. Распечатайте документ под названием «Карточки на листе А4»
  2. Разрежьте по пунктирной линии
  3. Согните пополам таким образом, чтобы название ноты оказалось на обратной стороне карточки
  4. Разложите карточки перед учеником. Пусть берет любую из карточек, называет ноту, а затем смотрит ответ на обратной стороне

Также вы найдете карточки по отдельности, их тоже можно использовать по вашему усмотрению.

В заключение хочу сказать, что не так страшен черт, как его малюют. Выучить ноты в басовом ключе не труднее чем в скрипичном. Все зависит от вас, от того как часто вы тренируетесь. Заметьте, не от того как долго вы сидите над карточками, а от того как часто вы к ним подходите. То есть лучше упражняться несколько раз в день, чем один раз, но долго.

Наклейте карточки в тех местах, где вы часто находитесь: над письменным столом, на холодильнике, в детской, в конце концов в туалете. Сделайте закладки в виде этих карточек и проявите фантазию, как еще их можно использовать.

Напишите в комментариях, помогли ли вам карточки, чтобы осилить ноты в басовом ключе?

Not to be confused with cleft.

Diagram of treble, alto and bass clefs with identical-sounding musical notes aligned vertically

Middle C represented on (from left to right) treble, alto, tenor and bass clefs

Three clefs aligned to middle C

A clef (from French: clef ‘key’) is a musical symbol used to indicate which notes are represented by the lines and spaces on a musical stave. Placing a clef on a stave assigns a particular pitch to one of the five lines, which defines the pitches on the remaining lines and spaces.

The three clef symbols used in modern music notation are the G-clef, F-clef, and C-clef. Placing these clefs on a line fixes a reference note to that line—an F-clef fixes the F below middle C, a C-clef fixes middle C, and a G-clef fixes the G above middle C. In modern music notation, the G-clef is most frequently seen as treble clef (placing G4 on the second line of the stave), and the F-clef as bass clef (placing F3 on the fourth line). The C-clef is mostly encountered as alto clef (placing middle C on the third line) or tenor clef (middle C on the fourth line). A clef may be placed on a space instead of a line, but this is rare.

The use of different clefs makes it possible to write music for all instruments and voices, regardless of differences in range. Using different clefs for different instruments and voices allows each part to be written comfortably on a stave with a minimum of ledger lines. To this end, the G-clef is used for high parts, the C-clef for middle parts, and the F-clef for low parts. Transposing instruments can be an exception to this—the same clef is generally used for all instruments in a family, regardless of their sounding pitch. For example, even the low saxophones read in treble clef.

A symmetry exists surrounding middle C regarding the F-, C- and G-clefs. C-clef defines middle C whereas treble clef and bass clef define the note at the interval of a fifth above middle C and below middle C, respectively.

Two common mnemonics for learning the clef lines are:

  • Good Boys Do Fine Always[1] (bass clef)
  • Every Good Boy Does Fine (treble clef)

Placement on the stave[edit]

Theoretically, any clef may be placed on any line. With five lines on the stave and three clefs, there are fifteen possibilities for clef placement. Six of these are redundant because they result in an identical assignment of the notes to the lines (and spaces)—for example, a G-clef on the third line yields the same note placement as a C-clef on the bottom line. Thus, there are nine possible distinct clefs, all of which have been used historically: the G-clef on the two bottom lines, the F-clef on the three top lines, and the C-clef on any line except the topmost. The C-clef on the topmost line is equivalent to the F-clef on the third line but both options have been used.

Each of these clefs has a different name based on the tessitura for which it is best suited.

The nine possible clefs

In modern music, only four clefs are used regularly: treble clef, bass clef, alto clef, and tenor clef. Of these, the treble and bass clefs are by far the most common. The tenor clef is used for the upper register of several instruments that usually use bass clef (including cello, bassoon, and trombone), while the alto is mostly only used by the viola. Instruments with ranges too low (such as the double bass) or too high (such as the piccolo) to use a standard clef can be notated with an octave clef, which transposes the entire stave up or down by one or more octaves.

Common clefs

Clef Name Note Note Location

GClef.svg

G-clef G4 on the line that passes through the curl of the clef

CClef.svg

C-clef C4 (Middle C) on the line that passes through the centre of the clef

FClef.svg

F-clef F3 on the line that passes between the two dots of the clef

Individual clefs[edit]

This section shows a complete list of the clefs, along with a list of instruments and voice parts notated with them. A dagger (†) after the name of a clef indicates that the clef is no longer in common use.

G-clef

G-clefs[edit]

Treble clef[edit]

Treble clef

The only G-clef still in use is the treble clef, with the G-clef placed on the second line. This is the most common clef in use and is generally the first clef learned by music students.[2] For this reason, the terms «G-clef» and «treble clef» are often seen as synonymous. The treble clef was historically used to mark a treble, or pre-pubescent, voice part.

Instruments that use the treble clef include violin, flute, oboe, cor anglais, all clarinets, all saxophones, horn, trumpet, cornet, vibraphone, xylophone, mandolin, recorder, bagpipe and guitar. Euphonium and baritone horn are sometimes treated as transposing instruments, using the treble clef and sounding a major ninth lower, and are sometimes treated as concert-pitch instruments, using bass clef. The treble clef is also the upper stave of the grand stave used for harp and keyboard instruments. Most high parts for bass-clef instruments (e.g. cello, double bass, bassoon, and trombone) are written in the tenor clef, but very high pitches may be notated in the treble clef. The viola also may use the treble clef for very high notes. The treble clef is used for the soprano, mezzo-soprano, alto, contralto and tenor voices. Tenor voice parts sound an octave lower and are often written using an octave clef (see below) or a double-treble clef.

French violin clef[edit]

French clef

A G-clef placed on the first line is called the French clef, or French violin clef. This clef was used in the seventeenth and eighteenth centuries in France for violin music and flute music.[3]

F-clef

F-clefs[edit]

Baritone clef[edit]

Baritone clef

Baritone clef

When the F-clef is placed on the third line, it is called the baritone clef. Baritone clef was used for the left hand of keyboard music (particularly in France; see Bauyn manuscript) and for baritone parts in vocal music. A C-clef on the fifth line creates a staff with identical notes to the baritone clef but this variant is rare. (see below).

Bass clef[edit]

Bass clef

The only F-clef still in use is the bass clef, with the clef placed on the fourth line. Since it is the only F-clef commonly encountered, the terms «F-clef» and «bass clef» are often regarded as synonymous.

Bass clef is used for the cello, double bass and bass guitar, bassoon and contrabassoon, bass recorder, trombone, tuba, and timpani. It is used for baritone horn or euphonium when their parts are written at concert pitch, and sometimes for the lowest notes of the horn. Baritone and bass voices also use bass clef, and the tenor voice is notated in bass clef if the tenor and bass are written on the same stave. Bass clef is the bottom clef in the grand stave for harp and keyboard instruments. Double bass, bass guitar, and contrabassoon sound an octave lower than the written pitch; some scores show an «8» beneath the clef for these instruments to differentiate from instruments that sound at the actual written pitch. (see «Octave clefs» below).

Sub-bass clef[edit]

Sub-bass clef

When the F-clef is placed on the fifth line, it is called the sub-bass clef. It was used by Johannes Ockeghem and Heinrich Schütz to write low bass parts, by Monsieur de Sainte-Colombe for low notes on the bass viol, and by J. S. Bach in his Musical Offering.

C-clef

C-clefs[edit]

Alto clef[edit]

Alto clef

A C-clef on the third line of the stave is called the alto or viola clef. It is currently used for viola, viola d’amore, alto trombone, viola da gamba, and mandola. It is also associated with the countertenor voice and sometimes called the countertenor clef.[4] A vestige of this survives in Sergei Prokofiev’s use of the clef for the cor anglais in his symphonies. It occasionally appears in keyboard music (for example, in Brahms’s Organ Chorales and John Cage’s Dream for piano).

Tenor clef[edit]

Tenor clef

A C-clef on the fourth line of the stave is called tenor clef. It is used for the viola da gamba and for upper ranges of bass-clef instruments such as the bassoon, cello, euphonium, double bass, and tenor trombone. Treble clef may also be used for the upper extremes of these bass-clef instruments. Tenor violin parts were also written in this clef (see e.g. Giovanni Battista Vitali’s Op. 11). It was used by the tenor part in vocal music but its use has been largely supplanted[why?] either with an octave version of the treble clef or with bass clef when tenor and bass parts are written on a single stave.

Mezzo-soprano clef[edit]

Mezzo-soprano clef

A C-clef on the second line of the stave is called the mezzo-soprano clef, rarely used in modern Western classical music. It was used in 17th century French orchestral music for the second viola or first tenor part (‘taille’) by such composers as Lully, and for mezzo-soprano voices in operatic roles, notably by Claudio Monteverdi.[5] Mezzo-soprano clef was also used for certain flute parts during renaissance, especially when doubling vocal lines.[6] In Azerbaijani music, the tar uses this clef.[citation needed]

Soprano clef[edit]

Soprano clef

A C-clef on the first line of the stave is called the soprano clef. It was used for the right hand of keyboard music (particularly in France – see Bauyn manuscript), in vocal music for sopranos, and sometimes in high viola da gamba[clarification needed] parts along with the alto clef.[citation needed] It was used for the second violin part (‘haute-contre’) in 17th century French music.

The same line on the stave in different clefs means different pitches.
The line indicating C (going from the center of a clef) is marked in orange.

  1. soprano clef
  2. mezzo-soprano clef
  3. alto clef
  4. tenor clef
  5. baritone clef

Other clefs[edit]

Octave clefs[edit]

Three types of suboctave treble clef showing middle C

C major scale, «sopranino» clef. Play (help·info) (this is one octave higher than the treble clef without an 8)

Starting in the 18th century, music for some instruments (such as guitar) and for the tenor voice have used treble clef, although they sound an octave lower. To avoid ambiguity, modified clefs are sometimes used, especially in choral writing. Using a C-clef on the third space places the notes identically, but this notation is much less common[7][8] as it is easily confused with the alto and tenor clefs.

Such a modified treble clef is most often found in tenor parts in SATB settings, using a treble clef with the numeral 8 below it. This indicates that the pitches sound an octave lower. As the true tenor clef has fallen into disuse in vocal writings, this «octave-dropped» treble clef is often called the tenor clef. The same clef is sometimes used for the octave mandolin. This can also be indicated with two overlapping G-clefs.

Tenor banjo is commonly notated in treble clef. However, notation varies between the written pitch sounding an octave lower (as in guitar music and called octave pitch in most tenor banjo methods) and music sounding at the written pitch (called actual pitch). An attempt has been made to use a treble clef with a diagonal line through the upper half of the clef to indicate octave pitch, but this is not always used.

To indicate that notes sound an octave higher than written, a treble clef with an 8 positioned above the clef may be used for penny whistle, soprano and sopranino recorder, and other high woodwind parts. A treble clef with a 15 above (sounding two octaves above the standard treble clef) is used for the garklein (sopranissimo) recorder.

An F-clef can also be notated with an octave marker. While the F-clef notated to sound an octave lower can be used for contrabass instruments such as the double bass and contrabassoon, and the F-clef notated to sound an octave higher can be used for the bass recorder, these uses are extremely rare. In Italian scores up to Gioachino Rossini’s Overture to William Tell, the cor anglais was written in bass clef an octave lower than sounding.[9] The unmodified bass clef is so common that performers of instruments whose ranges lie below the stave simply learn to read ledger lines.

Octave-marked clefs are useful in music notation software to keep the score readable while having the notes play back at their correct pitch.

Neutral clef[edit]

Music-neutralclef.png

The neutral or percussion clef is not a true clef like the F, C, and G clefs. Rather, it assigns different unpitched percussion instruments to the lines and spaces of the stave. With the exception of some common drum-kit and marching percussion layouts, the assignment of lines and spaces to instruments is not standardised, so a legend is required to show which instrument each line or space represents. Pitched percussion instruments do not use this clef — timpani are notated in bass clef and mallet percussion instruments are noted in treble clef or on a grand stave.

If the neutral clef is used for a single percussion instrument the stave may only have one line, although other configurations are used.

The neutral clef is sometimes used where non-percussion instruments play non-pitched extended techniques, such as hitting the body of a string instrument, or having a vocal choir clap, stamp, or snap. However, it is more common to write the rhythms using × noteheads on the instrument’s normal stave, with a comment to indicate the appropriate rhythmic action.

Tablature[edit]

Tablature.svg

C major scale, guitar tablature and stave notation (suboctave is assumed). Play (help·info)

For guitars and other fretted instruments, it is possible to notate tablature in place of ordinary notes. This TAB sign is not a clef — it does not indicate the placement of notes on a stave. The lines shown are not a music stave but rather represent the strings of the instrument (six lines would be used for guitar, four lines for the bass guitar, etc.), with numbers on the lines showing which fret should be used.

History[edit]

Before the advent of clefs, the reference line of a stave was simply labeled with the name of the note it was intended to bear: F, C, or sometimes G. These were the most common ‘clefs’, or litterae clavis (key-letters), in Gregorian chant notation. Over time the shapes of these letters became stylised, leading to their current versions.

Many other clefs were used, particularly in the early period of chant notation, keyed to many different notes, from the low Γ (gamma, the G on the bottom line of the bass clef) to the G above middle C (written with a small letter g). These included two different lowercase b symbols for the note just below middle C: round for B, and square for B. In order of frequency of use, these clefs were: F, c, f, C, D, a, g, e, Γ, B, and the round and square b.[10] In later medieval music, the round b was often written in addition to another clef letter to indicate that B rather than B was to be used throughout a piece; this is the origin of the key signature.

Early forms of the G clef—the third combines the G and D clefs vertically

In the polyphonic period up to 1600, unusual clefs were occasionally used for parts with extremely high or low tessituras. For very low bass parts, the Γ clef is found on the middle, fourth, or fifth lines of the stave (e.g., in Pierre de La Rue’s Requiem and in a mid-16th-century dance book published by the Hessen brothers); for very high parts, the high-D clef (d), and the even higher ff clef (e.g., in the Mulliner Book) were used to represent the notes written on the fourth and top lines of the treble clef, respectively.[11]

The practice of using different shapes for the same clef persisted until very recent times. The F-clef was, until as late as the 1980s in some cases (such as hymnals), or in British and French publications, written like this: Oldbassclef.svg

In printed music from the 16th and 17th centuries, the C clef often assumed a ladder-like form, in which the two horizontal rungs surround the stave line indicated as C: Mensural c clef 06.svg; this form survived in some printed editions (see this example, written in four-part men’s harmony and positioned to make it equivalent to an octave G clef) into the 20th century.

The C-clef was formerly written in a more angular way, sometimes still used, or, more often, as a simplified K-shape when writing the clef by hand: Old C-clef.png

In modern Gregorian chant notation the C clef is written (on a four-line stave) in the form C clef neume.gif and the F clef as F clef neume.gif

The flourish at the top of the G-clef probably derives from a cursive S for «sol», the name for «G» in solfege.[12]

Vocal music can be contracted into two staves, using the treble and bass clefs.

C clefs (along with G, F, Γ, D, and A clefs) were formerly used to notate vocal music. Nominally, the soprano voice parts were written in first- or second-line C clef (soprano clef or mezzo-soprano clef) or second-line G clef (treble clef), the alto or tenor voices in third-line C clef (alto clef), the tenor voice in fourth-line C clef (tenor clef) and the bass voice in third-, fourth- or fifth-line F clef (baritone, bass, or sub-bass clef).

Until the 19th century, the most common arrangement for vocal music used the following clefs:

  • Soprano = soprano clef (first-line C clef)
  • Alto = alto clef (third-line C clef)
  • Tenor = tenor clef (fourth-line C clef)
  • Bass = bass clef (fourth-line F clef)

In more modern publications, four-part music on parallel staves is usually written more simply as:

  • Soprano = treble clef (second-line G clef)
  • Alto = treble clef
  • Tenor = treble clef with an 8 below or a double treble clef. Many pieces, particularly those from before the 21st century, use an unaltered treble clef, with the expectation the tenors will still sing an octave lower than notated.
  • Bass = bass clef (fourth-line F clef)

This may be reduced to two staves, the soprano and alto sharing a stave with a treble clef, and the tenor and bass sharing a stave marked with the bass clef.

Further uses[edit]

Clef combinations played a role in the modal system toward the end of the 16th century, and it has been suggested certain clef combinations in the polyphonic music of 16th-century vocal polyphony are reserved for authentic (odd-numbered) modes, and others for plagal (even-numbered) modes,[13][14] but the precise implications have been the subject of much scholarly debate.[15][16][17][18]

Reading music as if it were in a different clef from the one indicated can be an aid in transposing music at sight since it will move the pitches roughly in parallel to the written part. Key signatures and accidentals need to be accounted for when this is done.

Citations[edit]

  1. ^ Every Good Boy Does Fine – What does EGBDF stand for?
  2. ^ Greer, Amy (2003). «In Praise of Those Grass-Eating Cows». American Music Teacher. 53 (1): 22–25. JSTOR 43547681.
  3. ^ «Dolmetsch Online – Music Theory Online – Other Clefs». www.dolmetsch.com. Retrieved 1 September 2016.
  4. ^ Moore 1876, 176; Dolmetsch Organisation 2011.
  5. ^ Curtis, Alan (1989-04-01). «La Poppea Impasticciata or, Who Wrote the Music to La Poppea Impasticciata (1643)?». Journal of the American Musicological Society. 42 (1): 23–54. doi:10.2307/831417. ISSN 0003-0139. JSTOR 831417.
  6. ^ Thomas, Bernard (1975). «The Renaissance Flute». Early Music. 3 (1): 2–10. doi:10.1093/earlyj/3.1.2. JSTOR 3125300.
  7. ^ There was a vogue in 20th-century Oliver Ditson Co. editions, for example Master Choruses selected by Smallman & Matthews (Boston 1933)
  8. ^ This notation is also used in the 1985 Hymns of the Church of Jesus Christ of Latter-day Saints for many of the men’s arrangements, i.e. Hymns 323 and 325–337
  9. ^ Del Mar 1981, 143.
  10. ^ Smits van Wasberghe 1951, 33.
  11. ^ Hiley 2001; P. and B. Hessen 1555.
  12. ^ Kidson 1908, 443-44.
  13. ^ Powers, Harold S. (1981). «Tonal Types and Modal Categories in Renaissance Polyphony». Journal of the American Musicological Society. 34 (3): 428–470. doi:10.1525/jams.1981.34.3.03a00030.
  14. ^ Kurtzman, J. G. (1994). «Tones, Modes, Clefs, and Pitch in Roman Cyclic Magnificats of the 16th Century». Early Music. 22 (4): 641–664. doi:10.1093/earlyj/xxii.4.641.
  15. ^ Hermelink, S. (1956). «Zur Chiavettenfrage». Musikwissenschaftlicher Kongress. Vienna: 264–271.
  16. ^ Smith, A. (1982). «Über modus und Transposition um 1600». Basler Jahrbuch für historische Musikpraxis: 9–43.
  17. ^ Parrott, Andrew (1984). «Transposition in Monteverdi’s Vespers of 1610: an «Aberration» Defended». Early Music. 7 (4): 490–516. doi:10.1093/earlyj/12.4.490.
  18. ^ Wiering, F. (1992). «The Waning of the Modal Ages: Polyphonic Modality in Italy, 1542–1619». Ruggiero Giovannelli: Palestrina and Velletri: 389–419.

References[edit]

  • Del Mar, Norman. 1981. Anatomy of the Orchestra. Berkeley: University of California Press. ISBN 0-520-04500-9 (cloth); ISBN 0-520-05062-2.
  • Dolmetsch Organisation. 2011. «Counter-tenor clef». In Music Dictionary Online Dolmetsch Online (Accessed 23 March 2012).
  • Hessen, Paul, and Bartholomeus Hessen. 1555. Viel feiner lieblicher Stucklein, spanischer, welscher, englischer, frantzösischer Composition und Tentz, uber drey hundert, mit sechsen, fünffen, und vieren, auff alle Instrument … zusamen bracht. Breslau: Crispin Scharffenberg.
  • Hiley, David. 2001. «Clef (i)». The New Grove Dictionary of Music and Musicians, 2nd edition, edited by Stanley Sadie and John Tyrrell. London: Macmillan.
  • Kidson, Frank. 1908. «The Evolution of Clef Signatures.» The Musical Times 49, no. 785 (1 July), pp. 443–444.
  • Kidson, Frank. 1909. «The Evolution of Clef Signatures» (second article). In The Musical Times 50, no. 793 (1 March), pp. 159–160.
  • Moore, John Weeks. 1876. A Dictionary of Musical Information: Containing also a Vocabulary of Musical Terms, and a List of Modern Musical Works Published in the United States From 1640 To 1875. Boston: Oliver Ditson.

Further reading[edit]

  • Dandelot, Georges. 1999. Manuel pratique pour l’étude des clefs, revised by Bruno Giner and Armelle Choquard. Paris: Max Eschig.
  • Morris, R. O., and Howard Ferguson. 1931. Preparatory Exercises in Score-Reading. London: Oxford University Press.
  • Read, Gardner (1964). Music Notation: A Manual of Modern Practice. Boston: Alleyn and Bacon. Second edition, Boston: Alleyn and Bacon, 1969, reprinted as A Crescendo Book, New York: Taplinger, 1979. ISBN 0-8008-5459-4 (cloth), ISBN 0-8008-5453-5 (pbk).
  • Smits van Waesberghe, Jos. 1951. «The Musical Notation of Guido of Arezzo». Musica Disciplina 5:15–53.

External links[edit]

  • Media related to Clefs at Wikimedia Commons

Not to be confused with cleft.

Diagram of treble, alto and bass clefs with identical-sounding musical notes aligned vertically

Middle C represented on (from left to right) treble, alto, tenor and bass clefs

Three clefs aligned to middle C

A clef (from French: clef ‘key’) is a musical symbol used to indicate which notes are represented by the lines and spaces on a musical stave. Placing a clef on a stave assigns a particular pitch to one of the five lines, which defines the pitches on the remaining lines and spaces.

The three clef symbols used in modern music notation are the G-clef, F-clef, and C-clef. Placing these clefs on a line fixes a reference note to that line—an F-clef fixes the F below middle C, a C-clef fixes middle C, and a G-clef fixes the G above middle C. In modern music notation, the G-clef is most frequently seen as treble clef (placing G4 on the second line of the stave), and the F-clef as bass clef (placing F3 on the fourth line). The C-clef is mostly encountered as alto clef (placing middle C on the third line) or tenor clef (middle C on the fourth line). A clef may be placed on a space instead of a line, but this is rare.

The use of different clefs makes it possible to write music for all instruments and voices, regardless of differences in range. Using different clefs for different instruments and voices allows each part to be written comfortably on a stave with a minimum of ledger lines. To this end, the G-clef is used for high parts, the C-clef for middle parts, and the F-clef for low parts. Transposing instruments can be an exception to this—the same clef is generally used for all instruments in a family, regardless of their sounding pitch. For example, even the low saxophones read in treble clef.

A symmetry exists surrounding middle C regarding the F-, C- and G-clefs. C-clef defines middle C whereas treble clef and bass clef define the note at the interval of a fifth above middle C and below middle C, respectively.

Two common mnemonics for learning the clef lines are:

  • Good Boys Do Fine Always[1] (bass clef)
  • Every Good Boy Does Fine (treble clef)

Placement on the stave[edit]

Theoretically, any clef may be placed on any line. With five lines on the stave and three clefs, there are fifteen possibilities for clef placement. Six of these are redundant because they result in an identical assignment of the notes to the lines (and spaces)—for example, a G-clef on the third line yields the same note placement as a C-clef on the bottom line. Thus, there are nine possible distinct clefs, all of which have been used historically: the G-clef on the two bottom lines, the F-clef on the three top lines, and the C-clef on any line except the topmost. The C-clef on the topmost line is equivalent to the F-clef on the third line but both options have been used.

Each of these clefs has a different name based on the tessitura for which it is best suited.

The nine possible clefs

In modern music, only four clefs are used regularly: treble clef, bass clef, alto clef, and tenor clef. Of these, the treble and bass clefs are by far the most common. The tenor clef is used for the upper register of several instruments that usually use bass clef (including cello, bassoon, and trombone), while the alto is mostly only used by the viola. Instruments with ranges too low (such as the double bass) or too high (such as the piccolo) to use a standard clef can be notated with an octave clef, which transposes the entire stave up or down by one or more octaves.

Common clefs

Clef Name Note Note Location

GClef.svg

G-clef G4 on the line that passes through the curl of the clef

CClef.svg

C-clef C4 (Middle C) on the line that passes through the centre of the clef

FClef.svg

F-clef F3 on the line that passes between the two dots of the clef

Individual clefs[edit]

This section shows a complete list of the clefs, along with a list of instruments and voice parts notated with them. A dagger (†) after the name of a clef indicates that the clef is no longer in common use.

G-clef

G-clefs[edit]

Treble clef[edit]

Treble clef

The only G-clef still in use is the treble clef, with the G-clef placed on the second line. This is the most common clef in use and is generally the first clef learned by music students.[2] For this reason, the terms «G-clef» and «treble clef» are often seen as synonymous. The treble clef was historically used to mark a treble, or pre-pubescent, voice part.

Instruments that use the treble clef include violin, flute, oboe, cor anglais, all clarinets, all saxophones, horn, trumpet, cornet, vibraphone, xylophone, mandolin, recorder, bagpipe and guitar. Euphonium and baritone horn are sometimes treated as transposing instruments, using the treble clef and sounding a major ninth lower, and are sometimes treated as concert-pitch instruments, using bass clef. The treble clef is also the upper stave of the grand stave used for harp and keyboard instruments. Most high parts for bass-clef instruments (e.g. cello, double bass, bassoon, and trombone) are written in the tenor clef, but very high pitches may be notated in the treble clef. The viola also may use the treble clef for very high notes. The treble clef is used for the soprano, mezzo-soprano, alto, contralto and tenor voices. Tenor voice parts sound an octave lower and are often written using an octave clef (see below) or a double-treble clef.

French violin clef[edit]

French clef

A G-clef placed on the first line is called the French clef, or French violin clef. This clef was used in the seventeenth and eighteenth centuries in France for violin music and flute music.[3]

F-clef

F-clefs[edit]

Baritone clef[edit]

Baritone clef

Baritone clef

When the F-clef is placed on the third line, it is called the baritone clef. Baritone clef was used for the left hand of keyboard music (particularly in France; see Bauyn manuscript) and for baritone parts in vocal music. A C-clef on the fifth line creates a staff with identical notes to the baritone clef but this variant is rare. (see below).

Bass clef[edit]

Bass clef

The only F-clef still in use is the bass clef, with the clef placed on the fourth line. Since it is the only F-clef commonly encountered, the terms «F-clef» and «bass clef» are often regarded as synonymous.

Bass clef is used for the cello, double bass and bass guitar, bassoon and contrabassoon, bass recorder, trombone, tuba, and timpani. It is used for baritone horn or euphonium when their parts are written at concert pitch, and sometimes for the lowest notes of the horn. Baritone and bass voices also use bass clef, and the tenor voice is notated in bass clef if the tenor and bass are written on the same stave. Bass clef is the bottom clef in the grand stave for harp and keyboard instruments. Double bass, bass guitar, and contrabassoon sound an octave lower than the written pitch; some scores show an «8» beneath the clef for these instruments to differentiate from instruments that sound at the actual written pitch. (see «Octave clefs» below).

Sub-bass clef[edit]

Sub-bass clef

When the F-clef is placed on the fifth line, it is called the sub-bass clef. It was used by Johannes Ockeghem and Heinrich Schütz to write low bass parts, by Monsieur de Sainte-Colombe for low notes on the bass viol, and by J. S. Bach in his Musical Offering.

C-clef

C-clefs[edit]

Alto clef[edit]

Alto clef

A C-clef on the third line of the stave is called the alto or viola clef. It is currently used for viola, viola d’amore, alto trombone, viola da gamba, and mandola. It is also associated with the countertenor voice and sometimes called the countertenor clef.[4] A vestige of this survives in Sergei Prokofiev’s use of the clef for the cor anglais in his symphonies. It occasionally appears in keyboard music (for example, in Brahms’s Organ Chorales and John Cage’s Dream for piano).

Tenor clef[edit]

Tenor clef

A C-clef on the fourth line of the stave is called tenor clef. It is used for the viola da gamba and for upper ranges of bass-clef instruments such as the bassoon, cello, euphonium, double bass, and tenor trombone. Treble clef may also be used for the upper extremes of these bass-clef instruments. Tenor violin parts were also written in this clef (see e.g. Giovanni Battista Vitali’s Op. 11). It was used by the tenor part in vocal music but its use has been largely supplanted[why?] either with an octave version of the treble clef or with bass clef when tenor and bass parts are written on a single stave.

Mezzo-soprano clef[edit]

Mezzo-soprano clef

A C-clef on the second line of the stave is called the mezzo-soprano clef, rarely used in modern Western classical music. It was used in 17th century French orchestral music for the second viola or first tenor part (‘taille’) by such composers as Lully, and for mezzo-soprano voices in operatic roles, notably by Claudio Monteverdi.[5] Mezzo-soprano clef was also used for certain flute parts during renaissance, especially when doubling vocal lines.[6] In Azerbaijani music, the tar uses this clef.[citation needed]

Soprano clef[edit]

Soprano clef

A C-clef on the first line of the stave is called the soprano clef. It was used for the right hand of keyboard music (particularly in France – see Bauyn manuscript), in vocal music for sopranos, and sometimes in high viola da gamba[clarification needed] parts along with the alto clef.[citation needed] It was used for the second violin part (‘haute-contre’) in 17th century French music.

The same line on the stave in different clefs means different pitches.
The line indicating C (going from the center of a clef) is marked in orange.

  1. soprano clef
  2. mezzo-soprano clef
  3. alto clef
  4. tenor clef
  5. baritone clef

Other clefs[edit]

Octave clefs[edit]

Three types of suboctave treble clef showing middle C

C major scale, «sopranino» clef. Play (help·info) (this is one octave higher than the treble clef without an 8)

Starting in the 18th century, music for some instruments (such as guitar) and for the tenor voice have used treble clef, although they sound an octave lower. To avoid ambiguity, modified clefs are sometimes used, especially in choral writing. Using a C-clef on the third space places the notes identically, but this notation is much less common[7][8] as it is easily confused with the alto and tenor clefs.

Such a modified treble clef is most often found in tenor parts in SATB settings, using a treble clef with the numeral 8 below it. This indicates that the pitches sound an octave lower. As the true tenor clef has fallen into disuse in vocal writings, this «octave-dropped» treble clef is often called the tenor clef. The same clef is sometimes used for the octave mandolin. This can also be indicated with two overlapping G-clefs.

Tenor banjo is commonly notated in treble clef. However, notation varies between the written pitch sounding an octave lower (as in guitar music and called octave pitch in most tenor banjo methods) and music sounding at the written pitch (called actual pitch). An attempt has been made to use a treble clef with a diagonal line through the upper half of the clef to indicate octave pitch, but this is not always used.

To indicate that notes sound an octave higher than written, a treble clef with an 8 positioned above the clef may be used for penny whistle, soprano and sopranino recorder, and other high woodwind parts. A treble clef with a 15 above (sounding two octaves above the standard treble clef) is used for the garklein (sopranissimo) recorder.

An F-clef can also be notated with an octave marker. While the F-clef notated to sound an octave lower can be used for contrabass instruments such as the double bass and contrabassoon, and the F-clef notated to sound an octave higher can be used for the bass recorder, these uses are extremely rare. In Italian scores up to Gioachino Rossini’s Overture to William Tell, the cor anglais was written in bass clef an octave lower than sounding.[9] The unmodified bass clef is so common that performers of instruments whose ranges lie below the stave simply learn to read ledger lines.

Octave-marked clefs are useful in music notation software to keep the score readable while having the notes play back at their correct pitch.

Neutral clef[edit]

Music-neutralclef.png

The neutral or percussion clef is not a true clef like the F, C, and G clefs. Rather, it assigns different unpitched percussion instruments to the lines and spaces of the stave. With the exception of some common drum-kit and marching percussion layouts, the assignment of lines and spaces to instruments is not standardised, so a legend is required to show which instrument each line or space represents. Pitched percussion instruments do not use this clef — timpani are notated in bass clef and mallet percussion instruments are noted in treble clef or on a grand stave.

If the neutral clef is used for a single percussion instrument the stave may only have one line, although other configurations are used.

The neutral clef is sometimes used where non-percussion instruments play non-pitched extended techniques, such as hitting the body of a string instrument, or having a vocal choir clap, stamp, or snap. However, it is more common to write the rhythms using × noteheads on the instrument’s normal stave, with a comment to indicate the appropriate rhythmic action.

Tablature[edit]

Tablature.svg

C major scale, guitar tablature and stave notation (suboctave is assumed). Play (help·info)

For guitars and other fretted instruments, it is possible to notate tablature in place of ordinary notes. This TAB sign is not a clef — it does not indicate the placement of notes on a stave. The lines shown are not a music stave but rather represent the strings of the instrument (six lines would be used for guitar, four lines for the bass guitar, etc.), with numbers on the lines showing which fret should be used.

History[edit]

Before the advent of clefs, the reference line of a stave was simply labeled with the name of the note it was intended to bear: F, C, or sometimes G. These were the most common ‘clefs’, or litterae clavis (key-letters), in Gregorian chant notation. Over time the shapes of these letters became stylised, leading to their current versions.

Many other clefs were used, particularly in the early period of chant notation, keyed to many different notes, from the low Γ (gamma, the G on the bottom line of the bass clef) to the G above middle C (written with a small letter g). These included two different lowercase b symbols for the note just below middle C: round for B, and square for B. In order of frequency of use, these clefs were: F, c, f, C, D, a, g, e, Γ, B, and the round and square b.[10] In later medieval music, the round b was often written in addition to another clef letter to indicate that B rather than B was to be used throughout a piece; this is the origin of the key signature.

Early forms of the G clef—the third combines the G and D clefs vertically

In the polyphonic period up to 1600, unusual clefs were occasionally used for parts with extremely high or low tessituras. For very low bass parts, the Γ clef is found on the middle, fourth, or fifth lines of the stave (e.g., in Pierre de La Rue’s Requiem and in a mid-16th-century dance book published by the Hessen brothers); for very high parts, the high-D clef (d), and the even higher ff clef (e.g., in the Mulliner Book) were used to represent the notes written on the fourth and top lines of the treble clef, respectively.[11]

The practice of using different shapes for the same clef persisted until very recent times. The F-clef was, until as late as the 1980s in some cases (such as hymnals), or in British and French publications, written like this: Oldbassclef.svg

In printed music from the 16th and 17th centuries, the C clef often assumed a ladder-like form, in which the two horizontal rungs surround the stave line indicated as C: Mensural c clef 06.svg; this form survived in some printed editions (see this example, written in four-part men’s harmony and positioned to make it equivalent to an octave G clef) into the 20th century.

The C-clef was formerly written in a more angular way, sometimes still used, or, more often, as a simplified K-shape when writing the clef by hand: Old C-clef.png

In modern Gregorian chant notation the C clef is written (on a four-line stave) in the form C clef neume.gif and the F clef as F clef neume.gif

The flourish at the top of the G-clef probably derives from a cursive S for «sol», the name for «G» in solfege.[12]

Vocal music can be contracted into two staves, using the treble and bass clefs.

C clefs (along with G, F, Γ, D, and A clefs) were formerly used to notate vocal music. Nominally, the soprano voice parts were written in first- or second-line C clef (soprano clef or mezzo-soprano clef) or second-line G clef (treble clef), the alto or tenor voices in third-line C clef (alto clef), the tenor voice in fourth-line C clef (tenor clef) and the bass voice in third-, fourth- or fifth-line F clef (baritone, bass, or sub-bass clef).

Until the 19th century, the most common arrangement for vocal music used the following clefs:

  • Soprano = soprano clef (first-line C clef)
  • Alto = alto clef (third-line C clef)
  • Tenor = tenor clef (fourth-line C clef)
  • Bass = bass clef (fourth-line F clef)

In more modern publications, four-part music on parallel staves is usually written more simply as:

  • Soprano = treble clef (second-line G clef)
  • Alto = treble clef
  • Tenor = treble clef with an 8 below or a double treble clef. Many pieces, particularly those from before the 21st century, use an unaltered treble clef, with the expectation the tenors will still sing an octave lower than notated.
  • Bass = bass clef (fourth-line F clef)

This may be reduced to two staves, the soprano and alto sharing a stave with a treble clef, and the tenor and bass sharing a stave marked with the bass clef.

Further uses[edit]

Clef combinations played a role in the modal system toward the end of the 16th century, and it has been suggested certain clef combinations in the polyphonic music of 16th-century vocal polyphony are reserved for authentic (odd-numbered) modes, and others for plagal (even-numbered) modes,[13][14] but the precise implications have been the subject of much scholarly debate.[15][16][17][18]

Reading music as if it were in a different clef from the one indicated can be an aid in transposing music at sight since it will move the pitches roughly in parallel to the written part. Key signatures and accidentals need to be accounted for when this is done.

Citations[edit]

  1. ^ Every Good Boy Does Fine – What does EGBDF stand for?
  2. ^ Greer, Amy (2003). «In Praise of Those Grass-Eating Cows». American Music Teacher. 53 (1): 22–25. JSTOR 43547681.
  3. ^ «Dolmetsch Online – Music Theory Online – Other Clefs». www.dolmetsch.com. Retrieved 1 September 2016.
  4. ^ Moore 1876, 176; Dolmetsch Organisation 2011.
  5. ^ Curtis, Alan (1989-04-01). «La Poppea Impasticciata or, Who Wrote the Music to La Poppea Impasticciata (1643)?». Journal of the American Musicological Society. 42 (1): 23–54. doi:10.2307/831417. ISSN 0003-0139. JSTOR 831417.
  6. ^ Thomas, Bernard (1975). «The Renaissance Flute». Early Music. 3 (1): 2–10. doi:10.1093/earlyj/3.1.2. JSTOR 3125300.
  7. ^ There was a vogue in 20th-century Oliver Ditson Co. editions, for example Master Choruses selected by Smallman & Matthews (Boston 1933)
  8. ^ This notation is also used in the 1985 Hymns of the Church of Jesus Christ of Latter-day Saints for many of the men’s arrangements, i.e. Hymns 323 and 325–337
  9. ^ Del Mar 1981, 143.
  10. ^ Smits van Wasberghe 1951, 33.
  11. ^ Hiley 2001; P. and B. Hessen 1555.
  12. ^ Kidson 1908, 443-44.
  13. ^ Powers, Harold S. (1981). «Tonal Types and Modal Categories in Renaissance Polyphony». Journal of the American Musicological Society. 34 (3): 428–470. doi:10.1525/jams.1981.34.3.03a00030.
  14. ^ Kurtzman, J. G. (1994). «Tones, Modes, Clefs, and Pitch in Roman Cyclic Magnificats of the 16th Century». Early Music. 22 (4): 641–664. doi:10.1093/earlyj/xxii.4.641.
  15. ^ Hermelink, S. (1956). «Zur Chiavettenfrage». Musikwissenschaftlicher Kongress. Vienna: 264–271.
  16. ^ Smith, A. (1982). «Über modus und Transposition um 1600». Basler Jahrbuch für historische Musikpraxis: 9–43.
  17. ^ Parrott, Andrew (1984). «Transposition in Monteverdi’s Vespers of 1610: an «Aberration» Defended». Early Music. 7 (4): 490–516. doi:10.1093/earlyj/12.4.490.
  18. ^ Wiering, F. (1992). «The Waning of the Modal Ages: Polyphonic Modality in Italy, 1542–1619». Ruggiero Giovannelli: Palestrina and Velletri: 389–419.

References[edit]

  • Del Mar, Norman. 1981. Anatomy of the Orchestra. Berkeley: University of California Press. ISBN 0-520-04500-9 (cloth); ISBN 0-520-05062-2.
  • Dolmetsch Organisation. 2011. «Counter-tenor clef». In Music Dictionary Online Dolmetsch Online (Accessed 23 March 2012).
  • Hessen, Paul, and Bartholomeus Hessen. 1555. Viel feiner lieblicher Stucklein, spanischer, welscher, englischer, frantzösischer Composition und Tentz, uber drey hundert, mit sechsen, fünffen, und vieren, auff alle Instrument … zusamen bracht. Breslau: Crispin Scharffenberg.
  • Hiley, David. 2001. «Clef (i)». The New Grove Dictionary of Music and Musicians, 2nd edition, edited by Stanley Sadie and John Tyrrell. London: Macmillan.
  • Kidson, Frank. 1908. «The Evolution of Clef Signatures.» The Musical Times 49, no. 785 (1 July), pp. 443–444.
  • Kidson, Frank. 1909. «The Evolution of Clef Signatures» (second article). In The Musical Times 50, no. 793 (1 March), pp. 159–160.
  • Moore, John Weeks. 1876. A Dictionary of Musical Information: Containing also a Vocabulary of Musical Terms, and a List of Modern Musical Works Published in the United States From 1640 To 1875. Boston: Oliver Ditson.

Further reading[edit]

  • Dandelot, Georges. 1999. Manuel pratique pour l’étude des clefs, revised by Bruno Giner and Armelle Choquard. Paris: Max Eschig.
  • Morris, R. O., and Howard Ferguson. 1931. Preparatory Exercises in Score-Reading. London: Oxford University Press.
  • Read, Gardner (1964). Music Notation: A Manual of Modern Practice. Boston: Alleyn and Bacon. Second edition, Boston: Alleyn and Bacon, 1969, reprinted as A Crescendo Book, New York: Taplinger, 1979. ISBN 0-8008-5459-4 (cloth), ISBN 0-8008-5453-5 (pbk).
  • Smits van Waesberghe, Jos. 1951. «The Musical Notation of Guido of Arezzo». Musica Disciplina 5:15–53.

External links[edit]

  • Media related to Clefs at Wikimedia Commons

Ключ – это знак в нотоносце, который определяет расстановку нот и их высоту. Существует три разновидности музыкальных ключей:

  • «до»;
  • «фа»;
  • «соль».

Каждая группа содержит несколько ключей.

Один знак определяет положение одной ноты, от которой отсчитываются все остальные.

Скрипичный ключ обозначает на письме «соль» – эта нота расположена на линии, которая проходит через завиток символа. Группа басовых ключей указывает на расположение ноты «фа» – на линии, что проходит через две точки. Для обозначения места ноты «до» используется несколько ключей, а линия проходит через центр ключа.

Скрипичные ключи

Современные композиторы и исполнители пользуются скрипичным ключом. Этот символ обозначает ноту «соль» первой октавы на нотоносце. Там, где она записывается, ключ начинает свой первый виток. Над «соль» располагается «ля» и идущие вверх ноты, под ней – «фа» и все остальные. 200-300 лет назад, кроме скрипичного, использовался старофранцузский ключ. С его помощью записывали партии для флейты. Сейчас от этого символа отказались, и он затребован лишь в восстановлении старинных мелодий.

В скрипичном ключе записывают:

  • партии для женского вокала и мужского высокого голоса – тенора;
  • ноты для скрипки, гитары, ударных и духовых инструментов;
  • ноты для правой руки фортепиано.

Высокие звуки записываются в основном в скрипичном ключе, поскольку он охватывает первую и вторую октавы.

Басовые ключи

К группе ключей, обозначающих ноту «фа», принадлежит самый распространенный после скрипичного басовый ключ. Его завитушка начинается на второй от верха линии нотоносца, где располагается «фа». Басовый ключ применяют, чтобы записать партию для:

  • инструментов с низким звучанием вроде: фагота, виолончели;
  • контрабаса (исполняется на октаву ниже) и левой руки фортепиано;
  • баритона и баса.

К группе «фа» принадлежат баритоновый и басопрофундовый ключи, но ими пользуются редко.

Первый записывает «фа» на средней линии, а второй – на верхней линии. Басопрофундовым ключом пользуются только для записи старинных произведений.

Ключи «до»

В основном в этих символах записывают вокальные партии, поэтому они называются, как певческие голоса.

  1. Сопрановый – аналогичное название – дискантовый; обозначает ноту «до» на нижней линии нотоносца.
  2. Меццо-сопрановый – записывает «до» на второй линии.
  3. Теноровый – располагает «до» на четвертой линии.
  4. Баритоновый – записывает ноту на пятой линии. Он совпадает с написанием ноты «фа», поэтому относится сразу к двум группам ключей – «до» и «фа».

Альтовые ключи

С помощью этого знака записывается нота «до» на третьей линии нотного стана. Альтовый ключ используется, чтобы записать партии для таких музыкальных инструментов:

  • альта;
  • тромбона.

Иногда знак используют для записи вокальных партий.

Разберем примеры

На первый взгляд было бы удобнее записывать разные партии одним символом. Но благодаря разнообразию музыкальных ключей ноты читаются удобно, ведь они написаны на основных линиях нотоносца, а не на дополнительных, которые зрительно утяжеляют восприятие. Композиция записывается компактно.

Вот как выглядит удобный для чтения нотный стан:

А вот нотоносец с добавочными линиями, утяжеляющими его прочтение:

Система басового и скрипичного ключа

Хотя скрипичный и басовый ключ имеют по отдельному нотоносцу, на котором они располагаются, эти знаки объединены в одну систему. Причиной этому служит нота «до» первой октавы и ее написание: в нотном стане скрипичного ключа она обозначается внизу на добавочной линии, а в басовом – тоже на добавочной линии, но вверху.

В результате два нотных стана продолжают друг друга с помощью «до», образовывая 11-линейную систему. Фиксируется больше звуков, нотные записи не перегружаются добавочными линиями.

С помощью системы скрипичного и басового ключа записываются ноты для музыкальных инструментов с большим диапазоном: органа, аккордеона, фортепиано или баяна.

Как читать ключ

Музыкальный ключ – это стартовая точка для прочтения инструментальных или вокальных партий. Чтобы правильно их прочитать, необходимо запомнить обозначение каждого и расположение на нотном стане.

Ответы на вопросы

1. Сколько есть ключей в музыке? Существует три основных группы ключей: «до», «фа», «соль».
2. Какую ноту обозначает скрипичный ключ? Ноту «соль» на первой октаве.
3. Для обозначения какой ноты используется басовый ключ? Ноту «фа» малой октавы.
4. Зачем используются музыкальные ключи? Чтобы упростить чтение нотного стана и избежать добавочных линий.

Итоги

Музыкальные ключи делятся на три группы в зависимости от обозначения определенной ноты. Скрипичный ключ указывает место записи ноты «ля», басовые – ноты «фа», альтовый и другие – для ноты «до». Самыми распространенными считаются скрипичный и басовый ключи, которые объединяются в систему. Использование определенного символа упрощает чтение партии вокального или инструментального произведения без применения добавочных линий нотоносца.

  • Как пишется баскетбол или баскетбол
  • Как пишется барьер в майнкрафте
  • Как пишется барьер в майнкрафт
  • Как пишется барт по английски
  • Как пишется баррэ или баре