- Пригодятся ли эти знания?
- С большой или с маленькой?
- С почтением к святым отцам
- …И ангел золотой
- Логос и хаос
Не секрет, что многие дети и подростки сегодня не очень-то дружат с грамотностью – чтобы убедиться в этом, достаточно открыть записи в соцсетях. Как обстоит дело с написанием церковных слов, наглядно показывают тетрадки с конспектами по «Основам православной культуры». Но признаемся – и взрослые, даже учителя, не всегда компетентны в этом вопросе. Предлагаем краткий урок церковной грамотности для всех.
Пригодятся ли эти знания?
Очевидно, да, ведь мы употребляем церковные слова в повседневности. Как и библейские устойчивые выражения – о чем порой и не подозреваем. Вот несколько примеров на слуху, значение которых мы понимаем безусловно, но даже не соотносим с книгами Ветхого Завета:
- Вернуться на круги своя («И возвращается ветер на круги своя» (Еккл.1:6))
- Кто не работает, тот не ест («Кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (IIФес.3:10))
- Козел отпущения (Животное, на которое символически возлагали грехи израильского народа и отпускали в пустыню (Лев.16:21-22))
Зачастую мы верим интуиции (вроде бы так пишется), или аналогии (когда нам кажется, что слово или выражение на что-то похоже и надо действовать по образцу).
В общем, как говорит известный филолог и писатель, специалист по древнерусской литературе Пушкинского дома Евгений Водолазкин, действуем «…по закону аналогии, который в развитии языка нередко побеждает логику. А заодно и образование».
Интуитивность в языке, конечно, важна. Но существуют и нормы. Довольно сложные и противоречивые на первый взгляд. Давайте обратимся к ним и для начала попробуем разобраться хотя бы в нескольких вопросах.
С большой или с маленькой?
Больше всего затруднений возникает при употреблении строчных и прописных букв (маленьких и больших). И, поскольку в церковных словах с особой очевидностью проступает сакральная сторона языка, очень многое здесь определяет глубинный смысл слова и его контекст.
Как избежать путаницы? Видимо, подключая логику и рассуждение.
Вот, например, как имена нарицательные ведут себя, становясь собственными: церковь как здание пишется с маленькой, а как мистическое Тело Христово и религиозная организация – с большой буквы.
Переход собственных имен в нарицательные тоже легко узнаваем. Он происходит, когда мы не говорим о конкретных личностях, а обобщаем отрицательные черты, присущие персонажам Священной истории (примеры: иуда, ирод). Или когда библейское название используется как метафора (содом и гоморра, голгофа). И, конечно, во фразеологизмах (иудин поцелуй).
Почему мы пишем имя собственное, наименование диавола «сатана», с маленькой буквы? Тоже руководствуясь глубинным смыслом событий библейской истории, согласно которой он был низвержен с небес и лишился своих ангельских свойств, утратив данное Творцом имя, вместо которого, говоря проще, осталось «одно название».
Имена Бога и Божией Матери, как мы знаем, всегда пишутся с большой, даже если выражены не только существительными, но и прилагательными, и причастиями: Господь Вседержитель, Творец неба и земли. Прекрасный; Вечный; Ум; Слово (Ин.1:1).
Дева Мария, Владычица мира, Пренепорочная, Невеста Неневестная, милующая, Царица Неба и земли. Кстати, и слово «Небо» в его духовном измерении (в смысле «Царствие Небесное») употребляется с большой буквы.
Личные и притяжательные (а иногда и относительные) местоимения, которые относятся к именам Бога и Богородицы, тоже пишут с большой буквы: Покров Богородицы и Её молитвенное предстательство.
Больше всего путаницы бывает со словом «божественный», и здесь тоже надо подойти с рассуждением. Это прилагательное в значении «относящийся к Богу» пишется с большой буквы (например, Божественный Логос, Божественная сила и т.д.). Но если слово употребляется в качестве красивого эпитета, слово пишется с маленькой буквы (н.: «божественный апостол»).
А вот прилагательное «Божий» всегда пишут с большой буквы: Божий Промысл, Алексий, человек Божий.
С почтением к святым отцам
Очень часто пишущие, руководствуясь понятным уважением к духовным авторитетам , злоупотребляют большими буквами при употреблении названий ликов святости и обращений к духовенству. Тем не менее, такие слова как «преподобный», «мученик», «чудотворец», а также «отец», «владыка», «старец», «геронда», «батюшка» пишут с маленькой буквы. Это же касается духовных санов и церковных титулов (святой равноапостольный князь Владимир, преосвященный Иринарх).
Но и здесь существует оговорка, обусловленная традицией Церкви. Согласно ей в обращениях к духовным лицам церковные титулы пишутся с большой буквы (Ваше Святейшество (обращение к патриарху), Ваше Преосвященство (обращение к архиерею), Ваше Преподобие, и так далее).
Причем названия духовных санов даже в официальной переписке пишут с маленькой (дорогой владыка ректор, митрополит Московский, председатель Синодального издательского отдела).
Исключение – официальное обращение к патриарху: «Его Святейшеству, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси». Правило сложилось еще до революции, но отчасти отвечает и современной языковой норме.
Также со строчной (маленькой) буквы пишут наименования во множественном числе: преподобные старцы оптинские, новомученики и исповедники Российские.
Большая буква употребляется в прозвищах-прозваниях, которые входят в имя и становятся его органичной частью: Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий.
…И ангел золотой
Духовный мир – явление, невидимое глазу и сложное для понимания. В том числе и с точки зрения языка, где вопросы написания слова также отталкиваются от семантики – смыслового значения. А глубинные смыслы слов, определяющих духовные понятия, проясняются при изучении Священного Писания.
У детей и взрослых вызывают затруднения на письме слова, которые обозначают духовные сущности (родовые названия и индивидуальные имена). В богословии все эти сущности называются ангелами и имеют иерархию, которая определяется их близостью к Богу. Названия ангельских чинов пишутся с маленькой: престолы, херувимы, серафимы, господства, силы, власти, начала, архангелы, ангелы.
Совокупность ангелов тоже обозначается строчной буквой: небесное воинство, силы небесные (так значится в русском синодальном переводе Священного Писания).
И снова – одно «но», продиктованное традицией: в названиях церковных праздников и богослужебных текстах обобщенные названия ангельского мира пишут с большой буквы: Силы Небесные, Небесные Силы бесплотные, Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.
Название «рядового» духа, сопутствующего в жизни человеку, пишем с маленькой: ангел-хранитель (по аналогии пишется и название противоположного духа – бес-искуситель). Но если в тексте, даже в художественной литературе, есть указание на принадлежность ангела Богу, то его наименование пишется с большой буквы: Ангел Хранитель, Ангел Божий.
Родовые названия падших духов пишут с маленькой: демон, бес, дьявол. В отношении них иногда употребляется греческое слово «аггел» в значении «падший ангел», но в русском синодальном переводе присутствует и просто «ангел»: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф.25, 41).
У ангелов в Писании есть и собственные имена, которые пишутся с большой буквы: Михаил, Гавриил, Рафаил и т.д. По традиции последние 20 лет с большой буквы пишутся и примыкающие к именам родовые названия: Архангел Гавриил, Архистратиг Михаил.
Логос и хаос
Интересно, что в художественной литературе имена первого падшего ангела выступают как имена собственные и пишутся с заглавной буквы (н.: Сатана, Денница), но в русском переводе Священного Писания и церковных текстах эти имена по традиции пишутся со строчной буквы (сатана, денница, князь мира сего).
Но не стоит путать с эпитетом Князь мира, употребляемым по отношению ко Христу: «Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис.9,6).
Вот сколько нюансов в употреблении церковных слов приходится учитывать.
В завершение снова процитируем специалиста, глубоко неравнодушного к русскому языку – Евгения Водолазкина и его книгу эссе «Дом и остров»: «Язык – логическая структура лишь отчасти. В своем развитии он во многом непредсказуем и хаотичен, а потому, к сожалению (или к счастью?) наше влияние на него довольно ограничено». И дополним его же словами: «Я все больше убеждаюсь в том, что сознательное отношение к языку предполагает консерватизм. Исторические катаклизмы не должны вести к катаклизмам языковым… Язык зачастую мудрее своих носителей».
На этот раз мы рассмотрели всего несколько важных моментов церковного правописания и обещаем на этом не останавливаться. Вместе с нами изучайте церковную лексику и орфографию в следующих статьях по теме.
Валентина Киденко
По материалам книги «Редакционно-издательское оформление церковных печатных изданий».
Издательство Московской Патриархии РПЦ, М., 2015
В титулах Предстоятелей Автокефальных Православных Церквей все слова, кроме служебных, пишутся с прописной буквы:
- Предстоятель,
- Первосвятитель,
- Первоиерарх,
- Святейший Патриарх Московский и всея Руси,
- Патриарший Местоблюститель,
- Заместитель Патриаршего Местоблюстителя,
- Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всея Африки,
- Блаженнейший Патриарх Антиохийский,
- Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всея Палестины,
- Святейший Патриарх Болгарский, Митрополит Софийский,
- Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии, Архиепископ Мцхетский и Тбилисский;
- Блаженнейший Архиепископ Афинский и всея Эллады;
- Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра;
- Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании, Митрополит Тирано-Дуррес-Елвасапский,
- Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши;
- Блаженнейший Архиепископ Пражский, Митрополит Чешских земель и Словакии;
- Архиепископ Вашингтонский и Нью-Йоркский, Митрополит всей Америки и Канады.
В титулах предстоятелей Автономных Православных Церквей с прописной буквы пишутся только географические названия:
- архиепископ Карельский и всей Финляндии;
- митрополит Токийский и всей Японии.
Титул предстоятеля Украинской Православной Церкви пишется – Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины.
Титул главы Белорусского экзархата пишется – митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх всея Беларуси.
В титулах Предстоятелей неправославных Церквей, сохранивших апостольское преемство, все слова, кроме служебных, пишутся с прописной буквы:
- Папа Римский,
- Верховный Патриарх и Католикос всех армян,
- Патриарх Антиохии и всего Востока (Сирийская Сиро-Яковитская Церковь),
- Папа (Патриарх) Коптской Церкви,
- Патриарх Эфиопской Церкви.
Исключение: патриарх Ассирийской церкви Востока (несториане).
В титулах глав Восточно-католических (униатских) церквей с прописной буквы пишутся только географические названия:
- верховный архиепископ Киево-Галицкий,
- патриарх Антиохии, Иерусалима, Александрии и всего Востока (Мелькитская церковь),
- патриарх Маронитской католической церкви,
- патриарх Халдейской католической церкви,
- архиепископ митрополит Прешовской архиепархии и т. д.
В титулах глав инославных церквей с прописной буквы пишутся только географические названия.
Старокатолики: епископ Венский (Старокатолическая церковь Австрии), епископ Берлинский (Старокатолическая церковь Германии), архиепископ Утрехтский (Старокатолическая церковь Голландии), епископ Бернский (Христокатолическая церковь Швейцарии).
Англиканские церкви: председательствующий епископ Епископальной церкви в США, архиепископ, примас Англиканской церкви Канады, примас Церкви провинции Новой Зеландии. Единственным исключением является титул духовного главы Англиканского сообщества, все слова в котором, кроме служебных, традиционно пишутся с прописной буквы: Архиепископ Кентерберийский, Примас всей Англии и Митрополит.
Лютеранские церкви: архиепископ Рижский или архиепископ Евангелическо-лютеранской церкви Латвии; архиепископ Турку и всей Финляндии; архиепископ Упсальский и всей Швеции; постоянный епископ-председатель церкви Норвегии. Реформатские церкви: епископ Реформатской церкви и Венгрии, президент синода Протестантской церкви в Нидерландах и т. д.
В письменных обращениях к православным архиереям и священнослужителям апостольской традиции с прописной буквы пишутся все слова:
- Его Высокопреосвященство (для митрополитов и архиепископов);
- Его Преосвященство (для епископов);
- Его Высокопреподобие (для архимандритов, игуменов, протоиереев);
- Его Преподобие (для иеромонахов и священников).
К диакону употребляется обращение отец диакон или Ваше боголюбие.
В письменных обращениях к настоятельницам и игуменьям монастырей все слова, кроме первого слова в начале предложения и имен собственных, пишутся со строчной: Досточтимая мать игуменья, Досточтимая матушка настоятельница. Допустимо также и обращение Ваше боголюбие, досточтимая…
В письменных обращениях к главам и клирикам инославных церквей, не принадлежащих к апостольской традиции, рекомендуется обращаться досточтимый или досточтимая со строчной буквы. Исключение: к Архиепископу Кентерберийскому употребляется обращение с прописных букв – Ваша Милость.
В титуле Патриарший экзарх, обозначающем правящих архиереев обширных территорий, с прописной буквы пишется только первое слово. Если в тексте слово Патриарший опускается, то с прописной буквы пишется слово Экзарх. Экзарх в значении «представитель» пишется со строчной буквы: экзарх Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохийском и всего Востока.
В титулах правителей государств прилагательные пишутся с прописной: царь Русский, император Всероссийский, король Польский, великий князь Литовский (Московский).
В титулах правителей отдельных земель в составе государства прилагательные пишутся со строчной: князь рязанский (белозерский и т. д.). Но: Андрей Владимирович Угличский.
Титулы царских особ и представителей великокняжеских родов пишутся со строчной буквы: император Александр III, великий князь Сергий Александрович, наследник престола цесаревич Алексий, императрица Анна Иоанновна.
В духовно-просветительской литературе патриотического характера устоялась практика написания титулов царских особ и представителей великокняжеских родов с прописной буквы: Император (Николай II), Царская семья (именно семья императора Николая Второго), Наследник престола, Цесаревич (царевич Алексий), Великая княжна (применительно к дочерям императора Николая Второго страстотерпиц Ольги, Татианы, Анастасии, Марии).
Прозвания царственных особ, выраженные именем прилагательным или именем существительным, пишутся с прописной: царь Иоанн Васильевич Грозный (царь Иван Грозный), Екатерина Великая, царь Освободитель (Александр II Николаевич Освободитель), царь Миротворец (Александр III Миротворец).
Источник: Редакционно-издательское оформление церковных печатных изданий: справочник автора и издателя. М: Издательство Московской Патриархии, 2015.
Имена, псевдонимы, прозвания, прозвища
Источник: «Редакционно-издательское оформление церковных печатных изданий: справочник автора и издателя». Часть III. «Правила написание церковной лексики».
Читать
3.1. В именах пишутся с прописной буквы все слова, за исключением названий ликов святости (преподобный, святой, мученик и проч.), обращений и наименований (авва, амма, отец, владыка, старец, геронда, батюшка, матушка), духовных санов и церковных титулов (преподобный Макарий Великий, святой равноапостольный князь Владимир, святитель Василий Великий, патриарх Гермоген, высокопреосвященный Ювеналий, преосвященный Иринарх).
Однако по сложившейся церковной традиции в обращениях к духовным лицам церковные титулы пишутся с прописной: Ваше Святейшество, Ваше Преосвященство, Ваше Преподобие, Его Высокопреподобие и т. п.
Это исключение не распространяется на названия духовных санов (кроме сана патриарха в официальной переписке: Его Святейшеству, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси) и должностей: Ваше Преосвященство, дорогой владыка ректор, Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Иоанну, митрополиту Белгородскому и Старооскольскому, председателю Синодального миссионерского отдела.
Это правило сформировалось в дореволюционный период, но отчасти соответствует и современной общегражданской норме «Прописные буквы в особом стилистическом употреблении».
С прописной буквы пишутся общие наименования во множественном числе: преподобные старцы Оптинские, новомученики и исповедники Российские, но: нитрийские монахи (геогр., общее собирательное наименование отшельников и насельников египетских монастырей, расположенных в Нитрийской пустыне в IV в.). С прописной буквы будут писаться и прозвания, вошедшие в имя и ставшие его частью: Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Евагрий Схоластик, Афраат, Персидский Мудрец.
3.2. В случае перехода имени собственного в нарицательное слово пишется со строчной: новый арий, иуда, ирод (в негативном значении), пойти на иордань (название реки Иордан на Руси стало именем нарицательным вследствие повсеместной практики освящения вод и источников в праздник Богоявления и означает источник, прорубь, водоем).
3.3. Названия архиерейских кафедр, входящие в титул архиерея, пишутся с прописной: Питирим, митрополит Волоколамский и Юрьевский; Климент, митрополит Калужский и Боровский. Если относительное прилагательное обозначает не кафедральную, а географическую принадлежность, оно пишется со строчной буквы: александрийский епископ, сербский епископ, греческий митрополит. В словосочетании епархиальный архиерей оба слова пишутся со строчной.
3.4. Приставка псевдо- перед именами пишется через дефис и с прописной, если относится к авторитетным церковным авторам: Псевдо-Дионисий Ареопагит, Псевдо-Макарий, Псевдо-Симеон Новый Богослов. Приставка лже- пишется со строчной буквы: лже-христос.
Количество просмотров — 6718
Если вы говорите и пишете о Боге как едином верховном существе в разных религиях, то писать это слово надо с прописной, то есть с большой буквы: Бог. Единственное условие — это должна быть монотеистическая религия, которая утверждает, что Бог один.
Итак, если мы говорим о святом и священном — то с большой буквы, Бог.
Более того, если от слова «Бог» в этом значении образуется прилагательное, то и его надо обязательно писать с прописной буквы: Божественный, Божий. И даже если в религиозном или, например, в философском тексте слово Бог заменяют иной раз другие слова, местоимения, то и их по правилам русской орфографии принято писать исключительно с прописной буквы: да будет воля Твоя, да будет Его святая воля.
Однако, как только мы спускаемся с высоких небес на грешную землю, переходим на уровень обыденности, сразу и в написании слова «бог» наступают изменения.
Вспомните, как часто мы поминаем его всуе, говоря что-то вроде «даст бог», «не приведи бог», «слава богу», «ей-богу»… Заметьте, ничего дурного мы не делаем, это всего лишь устойчивые обороты, из которых давным-давно выветрился священный трепет перед верховным существом. Так зачем же писать в этих сочетаниях «бог» с большой буквы? Совершенно не стоит.
Ни бог, ни господь не начинаются с прописной буквы в устойчивых сочетаниях, которые не имеют уже прямой связи с религией. Даже если вы человек верующий, вы можете обойтись строчной буквой в словах и выражениях «ей-богу», «божественный вкус» или «бабуля божий одуванчик».
Кстати, у наших русских классиков — у Достоевского, в частности, — слово «бог» пишется со строчной буквы. То есть с маленькой.
Вопрос № 184325
1. Ставится ли в конце предложения точка после кавычек, если перед кавычками уже есть знак (! ? …)? 2.Выделяется ли запятой слсоч «тем не менее»? 3. В каких случаях слова «Бог», «Господь» пишутся с маленькой буквы?
Эсмира
Ответ справочной службы русского языка
1. Точка ставится.
2. См. ответ № 183633 .
3. Сейчас официально действуют «Правила русской орфографии и пунктуации» 1956 года. Согласно им слова _бог, господь_ надо писать с маленькой буквы. Но в практике письма последнего десятилетия преодолено требование писать со строчной буквы многие названия, связанные с религией, поэтому сейчас слова _Бог, Господь, Богородица_ и т. п. рекомендуется писать с большой буквы. Сейчас во всех текстах (религиозных и нерелигиозных) рекомендуется писать: Бог, если имеется в виду единое верховное существо в монотеистических религиях. В церковно-религиозных и религиозно-философских текстах (но не в нейтральном контексте) с прописной буквы пишутся слова, заменяющие слово Бог: _Да будет Его святая воля_. C прописной буквы рекомендуется писать (во всех текстах) прилагательные, образованные от слова Бог: _Божий, Божественный_. В переносном значении употребляется только строчная буква: _божественный вкус, бабушка божий одуванчик_. В устойчивых сочетаниях, употребляющихся в разговорной речи вне прямой связи с религией следует писать слово бог (а также господь) только со строчной буквы. Вне зависимости от религиозной позиции пишущего ошибкой будет написание ей-Богу. Также невозможна прописная буква в таком контексте: _у него все не слава богу_.
Всего найдено: 17
Здравствуйте. Пишу стихи. Помогите пожалуйста выбрать самый грамотный, самый правильный вариант: 1. На всех не угодишь. Ну, а впрочем, на наши все дела есть Божий Суд. 2. На всех не угодишь. Но, а впрочем, на наши все дела есть Божий Суд. 3. На всех не угодишь. Ну а впрочем, на наши все дела есть Божий Суд. 4. На всех не угодишь. Но а впрочем, на наши все дела есть Божий Суд. Очень жду от Вас совета. Заранее благодарен.
Ответ справочной службы русского языка
Третий вариант самый правильный, только слово суд следует писать с маленькой буквы.
Ответ справочной службы русского языка
При таком значении (некомфортен в той же степени, что и прежде) запятые не нужны.
Пожалуйста, очень срочно!!! Как писать: помазанник божий?
Ответ справочной службы русского языка
Об императоре: помазанник Божий. О Мессии (Христе): Помазанник Божий.
Пожалуйста, очень срочно!!! С прописной или строчной следует писать «божий храм», «божий венец», «раб божий»?
Ответ справочной службы русского языка
В этих сочетаниях следует писать с прописной буквы Божий.
Посоветуйте, пожалуйста. 1. Нужно ли писать слово «божественный» с заглавной буквы, если оно по смыслу близко к слову «Божий», например: «божественное намерение и руководство» (в смысле, что намерение имеет Бог и руководство осуществляет Бог). 2. Нужна ли запятая. «По милости Бога и с помощью оберегающего нас Господа (,) мы обретем спасение и жизнь вечную». Коллега настаивает на постановке запятой, мне же кажется, что вследствие «тесной и прямой» логики запятая была бы избыточна.
Ответ справочной службы русского языка
1. Да, в этом значении прилагательное Божественный пишется с большой буквы.
2. Вы правы, корректно без запятой.
Здравствуйте, уважаемые авторы! Подскажите, пожалуйста. Верно ли мнение, что слово «промысел» обозначает только ремесло, а слово «промысл» — провидение как религиозный термин? Правильно ли написать «Промысел Божий»?
Ответ справочной службы русского языка
В значении ‘занятие, ремесло’ правильно только промысел. В значении ‘провидение’ правильно: промысел и промысл, Промысел Божий и Промысл Божий.
Когда слово бог пишется с маленькой буквы , а когда — с большой? Заранее благодарю.
Ответ справочной службы русского языка
Полный академический справочник «Правила русской орфографии и пунктуации» (М., 2006 и более поздние издания) рекомендует писать с прописной буквы слово Бог как название единого верховного существа в монотеистических религиях. Нормативное написание: верить в Бога, молиться Богу.
Однако в следующих случаях рекомендуется написание со строчной буквы:
- В формах множественного числа, в значении одного из множества божеств, а также в переносном значении: боги Олимпа, бог Аполлон, бог войны.
- В устойчивых сочетаниях, употребляющихся в разговорной речи вне связи с религией: не бог весть, бог знает что, бог с ним, не дай бог, ради бога, как бог на душу положит, боже упаси, ей-богу и т. д. Невозможна прописная буква в таком, например, контексте: у него всё не слава богу.
С прописной буквы пишутся также прилагательные Божий, Божественный в религиозном контексте: храм Божий, благодать Божья, Божественная Троица, Божественная литургия. Но: божий одуванчик, божья коровка, божественный вкус (в знач. ‘восхитительный’).
См. также: http://gramota.ru/spravka/letters/?rub=ortho
В религиозных текстах я часто встречал фразы типа: «на всё воля Его», «будучи безгрешным по своей природе, Он принял мученическую смерть на кресте» и т.д.(имеется в виду Бог). Является ли такое написание с большой буквы правильным? И если да, то в каких ещё случаях можно писать эти слова с большой буквы, если не считать начала предложения?
Ответ справочной службы русского языка
Да, в церковно-религиозных и религиозно-философских текстах местоимения, заменяющие слова Бог, Божий, пишутся с прописной буквы. Также с прописной буквы не в начале предложения местоимения могут быть написаны в тех контекстах, где им придается особый высокий смысл (например, написание Ты, Твой с прописной у А. А. Блока при обращении к Прекрасной Даме как к неземной женщине, к божеству: Предчувствую Тебя. Года проходят мимо — // Всё в облике одном предчувствую Тебя. // Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо, // И молча жду,— тоскуя и любя).
Здравствуйте!
На вопрос № 248385 (http://www.gramota.ru/spravka/buro/29_346928)
«В каких случаях слово «бог» следует писать с заглавной буквы, а в каких — со строчной?»
Ваша служба дала следующий ответ:
«В практике письма последних двух десятилетий преодолено требование «Правил русской орфографии и пунктуации» 1956 года писать со строчной буквы многие названия, связанные с религией (такое правило в 1956 году было обусловлено идеологическими причинами). Сейчас слова Бог, Господь, Богородица и т. п. рекомендуется писать с большой буквы. При этом дело не в религиозной позиции пишущего (она может быть любой), а в том, что слова Бог, Господь, Богородица, Аллах и т. п. – индивидуальные названия, являющиеся фактически собственными именами.
Итак, сейчас во всех текстах (религиозных и нерелигиозных) рекомендуется писать: Бог, если имеется в виду единое верховное существо в монотеистических религиях. В формах множественного числа, а также в значении одного из множества богов или в переносном значении слово бог пишется со строчной: боги Олимпа, бог Аполлон, бог войны.
C прописной буквы рекомендуется писать и прилагательные, образованные от слова Бог: Божий, Божественный. В переносном значении употребляется только строчная буква: божественный вкус, бабушка божий одуванчик.
В устойчивых сочетаниях, употребляющихся в разговорной речи вне прямой связи с религией следует писать слово бог (а также господь) только со строчной буквы. Вне зависимости от религиозной позиции пишущего ошибкой будет написание ей-Богу. Также невозможна прописная буква в таком контексте: у него все не слава богу.»
Хотелось бы уточнить некоторые моменты:
1) Вы начинаете свой ответ фразой «В практике письма последних двух десятилетий преодолено требование «Правил русской орфографии и пунктуации» 1956 года писать со строчной буквы многие названия, связанные с религией», правильно ли я понимаю, что документ 1956 это самые современные правила, регламентирующие написание этого слова ? Если это так, то фактически в «в практике письма последних двух десятилетий» слово «Бог» написанное с большой буквы является ошибкой ?
2) Далее вы отвечаете «Сейчас слова Бог, Господь, Богородица и т. п. рекомендуется писать с большой буквы.»
Рекомендуется кем ? Не могли бы вы привести ссылку на конкретный документ ?
3) «При этом дело не в религиозной позиции пишущего, а в том, что слова Бог, Господь, Богородица, Аллах и т. п. – индивидуальные названия, являющиеся фактически собственными именами.»
Полностью с вами согласен в отношении Аллаха. Но слова бог, богородица или господь никак не могут быть собственными именами. Существует тысячи разных богов, рождённых от тысяч разных богородиц.
4) «Итак, сейчас во всех текстах рекомендуется писать: Бог, если имеется в виду единое верховное существо в монотеистических религиях.»
Опять же, кем рекомендуется ? Приведите ссылку на документ.
То есть, как я понимаю, напиши я слово бог в значении «единое верховное существо в монотеистических религиях» с маленькой буквы в школьном сочинении или на диктанте при поступлении в ВУЗ это не будет считаться ошибкой, так как существует всего лишь рекомендации относительно этого слова ?
С уважением.
Ответ справочной службы русского языка
1. «Правила русской орфографии и пунктуации» 1956 года – это официально действующие в настоящее время правила русского правописания. Официально действующие – но в ряде случаев значительно отстающие от современной практики письма, противоречащие ей, – такой вот парадокс. Написание с прописной буквы слова Бог не соответствует этим правилам, но в той же степени не соответствует им, например, написание с прописной слова Республика в сочетании Французская Республика, ибо согласно правилам 1956 г. слово республика пишется с прописной только «в официальных названиях советских республик и стран народной демократии». Раздел «Прописные буквы» в этом своде правил – пожалуй, наиболее устаревшая часть. В современных словарях и справочниках (некоторые из них приведены в пункте 2) рекомендации свода 1956 года пересмотрены, правила употребления прописных букв сформулированы заново, сейчас следует руководствоваться именно этими правилами.
3. В политеистических религиях, действительно, существуют тысячи богов, поэтому, если речь идет об одном из верховных существ в политеистических религиях, бог – нарицательное существительное (и пишется со строчной). Однако монотеистические религии основаны как раз на том принципе, что существует только один бог, поэтому в значении ‘единое верховное существо в монотеистических религиях’ слово Бог сближается с именем собственным, на этом и основана рекомендация писать это слово с прописной.
4. См. пункт 2. В этих изданиях употребляется именно слово «рекомендуется» (поэтому и мы так пишем). По поводу того, как оценивается написание бог / Бог в школьных сочинениях и диктантах, ничего не можем сказать (не знаем); вероятно, правильнее всего было бы не считать ошибкой ни то, ни другое написание, но рассказать ученикам о данной орфографической проблеме, о том, как она решается сейчас, какие рекомендации приведены в современных справочниках по правописанию.
Добрый день! Скажите, пожалуйста, как написать фразу «суд божий». Имеются в виду строчные-прописные.
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: суд Божий.
Добрый день.
Есть ли случаи, при которых Ты и Твой пишутся с прописной буквы?
спасибо
Ответ справочной службы русского языка
Написание местоимений Ты, Твой с прописной буквы возможно: а) в церковно-религиозных текстах, когда эти местоимения заменяют слова Бог, Божий, употребляются как обращение к Богу, б) в особом стилистическом употреблении, близком к описанному выше (например, написание с прописной у А. А. Блока при обращении к Прекрасной Даме как к неземной женщине, к божеству).
Уважаемые господа!
В каких случаях слово «бог» следует писать с заглавной буквы, а в каких — со строчной?
Ответ справочной службы русского языка
В практике письма последних двух десятилетий преодолено требование «Правил русской орфографии и пунктуации» 1956 года писать со строчной буквы многие названия, связанные с религией (такое правило в 1956 году было обусловлено идеологическими причинами). Сейчас слова Бог, Господь, Богородица и т. п. рекомендуется писать с большой буквы. При этом дело не в религиозной позиции пишущего (она может быть любой), а в том, что слова Бог, Господь, Богородица, Аллах и т. п. – индивидуальные названия, являющиеся фактически собственными именами.
Итак, сейчас во всех текстах (религиозных и нерелигиозных) рекомендуется писать: Бог, если имеется в виду единое верховное существо в монотеистических религиях. В формах множественного числа, а также в значении одного из множества богов или в переносном значении слово бог пишется со строчной: боги Олимпа, бог Аполлон, бог войны.
C прописной буквы рекомендуется писать и прилагательные, образованные от слова Бог: Божий, Божественный. В переносном значении употребляется только строчная буква: божественный вкус, бабушка божий одуванчик.
В устойчивых сочетаниях, употребляющихся в разговорной речи вне прямой связи с религией следует писать слово бог (а также господь) только со строчной буквы. Вне зависимости от религиозной позиции пишущего ошибкой будет написание ей-Богу. Также невозможна прописная буква в таком контексте: у него все не слава богу.
Нужно ли писать «божий» с прописной буквы в словосочетании «божья искра»?
Ответ справочной службы русского языка
Искра божья (в ком, у кого) пишется со строчной.
Здравствуйте. Как правильно писать? Божья или божия.
Ответ справочной службы русского языка
Вам поможет наша «Проверка слова» с электронными словарями (нужно набрать _божий_).
Здраствуйте, уважаемая грамота!. Помогите. Кстати, срасибо, за ответы на вопросы. Нужно ли тире? Мой муж (-) божий одуванчик?
Ответ справочной службы русского языка
Тире нужно. Страницы: 2 последняя
В настоящее время многие интернет-пользователи взяли за привычку поучать других, в том числе и авторов статей, выдавая за правила русского языка собственное невежество. Не зная, как пишется слово «бог» — с большой или с маленькой буквы, они поправляют других, вводя их своими опусами в заблуждение.
Правописание и религиозные предписания — это не одно и то же
В русском языке не существует правил, которые опирались бы на вероисповедание человека. Иными словами, придерживаясь правописания, необходимо составлять грамотные фразы, вне зависимости от того, верит человек в Бога (христианского, мусульманского, иудейского и так далее) или является атеистом.
Ошибочно утверждение верующих людей, что слово «бог» является именем собственным. Если просмотреть словарь собственных имен русского языка, можно увидеть, что слова «бог» в нем нет. Однако в последние несколько лет идеология изменилась, и теперь считается, что слова, обозначающие Творца, как, например, Бог, Господь, Творец, Отец, Создатель относятся к индивидуальным названиям и поэтому пишутся с большой буквы.
Сообщения, встречающиеся на разных сайтах интернета, в которых указывается, будто религиозному человеку можно писать слово «бог» с большой буквы, а атеисту с маленькой, являются вводящими в заблуждение. Если верующий копирайтер напишет статью, в которой укажет обозначение с заглавной буквы, он выставит себя на посмешище в лучшем случае, а в худшем — окажется в черном списке у заказчика, знакомого с правилами русского языка.
Написание слова «бог» с маленькой буквы не указывает на отсутствие совести у автора статьи, ни в коей мере не оскорбляет чувств религиозных людей и не выказывает неуважения к религии. Оно основывается на правилах русского языка, которых обязан придерживаться любой создатель текстов.
Каждый человек волен верить в любого бога, не придерживаясь религии, или быть атеистом. Он имеет полное право писать статьи о боге, используя написание этого обозначения высокоразвитого существа с маленькой буквы, как того требует правописание.
Бог — это имя собственное или нарицательное?
Слово «бог» — это имя нарицательное. Поэтому его следует писать с маленькой буквы. Но когда писатель стремится обозначить в своем произведении творца этого мира, ему рекомендуется указывать «Бог», ведь в этом случае он использует индивидуальное название.
Когда слово «Бог» пишется с большой буквы?
При составлении и цитировании религиозных текстов рекомендуется писать слово «Бог» с большой буквы. При этом подразумевается, что речь идет о всемогущем существе, которое управляет миром и влияет на судьбы каждого живущего на Земле. Написание слова «Бог» с большой буквы будет оправдано на форуме или в сообществе, посвященном религии.
В 2000 году в правила 1956 года, которые действуют до сих пор, были внесены изменения — был создан новый раздел «Названия, связанные с религией», где указывается, что с большой буквы слово «Бог» пишется в названиях религиозных праздников и священных книг. При этом слово «Бог» не причисляется к именам собственным, а пишется так благодаря устоявшейся практике употребления прописных букв, существовавшей до революции и установившейся в современной печати.
Многие пользователи глобальной сети интересуются — пишется сочетание «слава богу» с большой или с маленькой буквы. Чаще всего это междометие используется без привязки к Творцу. Поэтому слово «бог» в данном случае пишется с маленькой буквы. При обращении напрямую к Создателю следует писать «слава Богу».
В зависимости от того, какое значение автор текста вкладывает в свое сочинение, нужно писать слово «бог» с прописной или строчной буквы. Например, обращаясь с просьбой к Творцу, можно написать «помоги мне Бог». И несмотря на то что в этом случае слово «Бог» не является именем собственным, все же необходимо писать с большой буквы обозначение создателя этого мира.
При написании текста нерелигиозного характера допустимо использовать обращение к Богу, указав с большой буквы слово, которому посвящена данная статья.
Он упал на колени и, подняв голову, прокричал Всевышнему:
— Прости меня Бог! Прости меня Господи!
Она смахнула крошки со стола и, глядя на икону, произнесла:
— А Марь Ванна была той еще оторвой. Прости меня Боже за эти слова!
Но если в тексте нет прямого обращения к Богу, а указывается, что герой повествования выражает свои чувства и использует устойчивые выражения, то слово «бог» рекомендуется писать со строчной буквы.
Он упал на колени и, подняв голову, закричал:
— Прости меня бог! Прости меня господи!
Она смахнула крошки со стола и произнесла:
— А Марь Ванна была той еще оторвой. Прости меня боже!
«Бог» пишется с большой или с маленькой буквы?
Когда дело касается верований, человек теряет голову и не только отстаивает собственную точку зрения, но и навязывает ее другим. Поэтому большинство религиозных людей оспаривает написание с маленькой буквы слова «бог». Они не понимают, что копирайтеру, веб-мастеру или писателю необходимо руководствоваться правилами русского языка при написании текстов, а не мнениями несведущих в правописании.
Согласно правилам русского языка от 1956 года, которые действуют до сих пор, первая буква имени собственного пишется с большой буквы. Слово «бог» не является именем собственным, и если не подразумевается Создатель этого мира, оно пишется с маленькой буквы. А вот Иисус и Иегова являются именами собственными. И потому каждое из них начинается с заглавной буквы.
Следует отметить, что слово «бог» может употребляться в качестве восхваления кого-либо. Например, когда компьютерного специалиста за его умения называют компьютерным богом, описывая его деятельность, оправдано написание слова «бог» с маленькой буквы.
У разных народов много богов. Все они перечислены в мифологии прошлых тысячелетий. Упоминая в тексте любого из выдуманных людьми богов, следует писать слово «бог» с маленькой буквы. Например: бог войны, бог плодородия, бог солнца, бог неба, бог морей, бог огня.
Слово «бог» в устойчивых выражениях
Согласно правилам русского языка, в устойчивых выражениях, употребляемых в разговорной речи вне связи с религией, слово «бог» всегда пишется с маленькой буквы. Причем неважно, является создатель текста верующим или нет:
- — ехали бог знает куда;
- — видит бог;
- — убей меня бог;
- — покарай меня бог;
- — прости меня бог;
- — да простит меня бог;
- — прости меня боже;
- — да бог его знает;
- — как бог на душу положит;
- — да бог с тобой;
- — дай вам бог;
- — бог в помощь;
- — помоги мне бог;
- — упаси меня бог;
- — избави меня бог;
- — не бог весть что;
- — сохрани меня бог;
- — не слава богу;
- — бог с ним;
- — бог знает когда;
- — бог знает что.
Слово «бог» в междометиях
Несложно запомнить, как пишется слово «бог» — с большой или с маленькой буквы, если понять, что в большинстве случаев верным считается написание «бог». В том числе и в междометиях:
- — слава богу;
- — не слава богу;
- — ей-богу;
- — бог с тобой;
- — ради бога;
- — боже;
- — боже мой;
- — бог ты мой;
- — не приведи бог;
- — боже упаси;
- — боже сохрани;
- — господи боже мой;
- — о боже;
- — дай бог;
- — не дай бог;
- — с богом;
- — не дай боже.
Написание прилагательных, образованных от слова «бог»
Божественная Троица и храм Божий пишутся с большой буквы, так как образованы от слова «Бог», обозначающего Творца. Но когда во фразу закладывается иной смысл, первой нужно прописывать маленькую букву. Например: божественный вкус, бабушка божий одуванчик, искра божья в нем.
Как пишется правильно?
Подводя итоги, можно было бы обозначить несколько основных пунктов, позволяющих запомнить, когда слово «бог» пишется с прописной буквы, а когда со строчной:
- 1. Слово «бог» без привязки к религии, и когда не подразумевается Творец, пишется с маленькой буквы, ведь не является именем собственным.
- 2. С заглавной буквы начинается, например, сочетание «Бог в Православии». Ведь тут речь идет о религиозном обозначении.
- 3. В обращении к всемогущему существу при написании текста рекомендуется использовать заглавную букву. Например, «Дай Бог мне сил». Как и при упоминании Создателя: «Бог помог мне».
- 4. Но когда применяется устойчивое выражение «дай бог мне сил», нужно писать слово «бог» со строчной буквы.
- 5. При цитировании религиозных текстов, перечислении религиозных праздников, создании сообщений на ресурсах православной тематики, надо писать слово «Бог» с большой буквы.
- 6. Имена собственные, в том числе и истинного Бога, пишутся с большой буквы. Например: Иисус, Иегова, Яхве. Кроме того, с заглавной буквы прописываются имена богов из мифологии: Зевс, Прометей, Ра.
Copyright © kak-pishetsa.ru
Автор статьи — Oksana Stier: «С 2008 года пишу тексты на заказ. Сначала это было увлечением, а позже переросло в профессиональное занятие. Однако оно не стало основной деятельностью, ведь у меня разносторонние интересы».
Как правильно пишется слово «батюшка»
ба́тюшка
ба́тюшка, -и, р. мн. -шек, м.
Источник: Орфографический
академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база
2020)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: отстрелянный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «батюшка»
Синонимы к слову «батюшка»
Предложения со словом «батюшка»
- – Мой покойный батюшка вёл с такими негодяями настоящую войну, – завершил я.
- А мама всё придумывала и придумывала себе новые грехи, не в силах сказать батюшке страшное.
- – Сегодня батюшка говорил о вас, вы ведь тоже расслабленный, и вы тоже сможете выздороветь, если у вас будет вера в это.
- (все предложения)
Цитаты из русской классики со словом «батюшка»
- — Слышал я, государь мой, — говорил он однажды, — что братец ваш еще кавалерию изволил получить. Стар, батюшка, становлюсь, скоро богу душу отдам, а ведь не сподобил меня господь видеть братца в кавалерии, хоть бы раз перед кончиной лицезреть их в ленте и во всех регалиях!
- — Не поймем что-то, барин батюшка, ни в какой такой Тихвин мы не ездили и даже в уме ехать не держали, а Зои Никитишны с самого Успеньева дня и в глаза не видали, зашли вот к милостивице понаведаться и узнать, не занедужилось ли ей ненароком… И матушка игуменья ее в Успеньев день после панихиды ждала чай кушать, так и не дождалась, а нынче и благословила нас пойти проведать Зою Никитишну…
- Негоже так, бояре, говорить! // Царь милостив. А мне Господь свидетель, // Я вашего не ведал воровства! // Помыслить сметь на батюшку царя! // Ах, грех какой! Пойдем, Семен Никитич, // Пойдем к владыке начинать допрос. // Помилуй Бог царя и государя!
- (все
цитаты из русской классики)
Сочетаемость слова «батюшка»
- покойный батюшка
местный батюшка
православный батюшка - батюшку царя
к батюшке за благословением
у батюшки благословения - слова батюшки
в доме батюшки
после смерти батюшки - батюшка сказал
батюшка говорит
батюшка знал - поговорить с батюшкой
подойти к батюшке
пойти к батюшке - (полная таблица сочетаемости)
Каким бывает «батюшка»
Значение слова «батюшка»
-
БА́ТЮШКА, -и, род. мн. —шек, дат. —шкам, м. 1. Устар., обычно почтит. Отец. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова БАТЮШКА
Отправить комментарий
Дополнительно
Смотрите также
БА́ТЮШКА, -и, род. мн. —шек, дат. —шкам, м. 1. Устар., обычно почтит. Отец.
Все значения слова «батюшка»
-
– Мой покойный батюшка вёл с такими негодяями настоящую войну, – завершил я.
-
А мама всё придумывала и придумывала себе новые грехи, не в силах сказать батюшке страшное.
-
– Сегодня батюшка говорил о вас, вы ведь тоже расслабленный, и вы тоже сможете выздороветь, если у вас будет вера в это.
- (все предложения)
- поп
- попик
- долгогривый
- тятенька
- батя
- (ещё синонимы…)
- церковь
- церквушка
- отец
- настоятель
- поп
- (ещё ассоциации…)
- покойный батюшка
- батюшку царя
- слова батюшки
- батюшка сказал
- поговорить с батюшкой
- (полная таблица сочетаемости…)
- родимый
- покойный
- приходский
- православный
- сельский
- (ещё…)
- Склонение
существительного «батюшка» - Разбор по составу слова «батюшка»
Добрый день, коллеги.
Мы собрали правила написания некоторых слов, имеющих отношение к Православию. Возможно, вам это тоже понадобится, так как единого справочника по написанию церковных терминов пока нет, а вопросы возникают не только у светских СМИ, но и у наших коллег из православных СМИ.
С прописной буквы пишется каждое слово реалий высшей иерархии (небесной и земной):
- Святая Живоначальная Троица, Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой;
- Церковный Совет ([орган центрального управления РПЦ по решению Поместного Собора), Поместный Собор.
- Реалии иных христианских конфессий и др. религий для нас не имеют высшей степени значимости и должны содержать не более одной прописной буквы.
- Исторические реалии (высшие органы управления церковью и государством в прошлом) также должны содержать не более одной прописной буквы (например, Земский собор).
С прописной буквы пишутся:
• слова Троица, Бог, Божество, Христос, Господь, Ипостась (Троицы), Лицо (Троицы), Богородица; и большинство прилагательных, производных от данных слов.
Но:
- сохраняют прописную букву только простые производные прилагательные (например, Божий, Божественный);
- сложные пишутся со строчной (например, боголюбивый, богоизбранный, богоборческий).
- приложения (определения, выраженные именами существительными), относящиеся к данным словам: Господь Вседержитель, Господь Иисус Христос, Искупитель мира; Богородица, Заступница усердная;
- местоимения, данные слова замещающие: Ее (Богородицы) Божественный Сын; Ее (Троицы) явления; Его (Христа) страдания, Своею (Христа) Kровию.
- определения при указанных словах, выраженные именами прилагательными или причастиями, пишутся со строчной буквы: Христос, родившийся на спасение миру; Бог вездесущий, всемогущий.
Но: Единый Бог, Пресвятая, Пречистая, Преблагословенная Богородица.
С прописной буквы пишутся названия чинов ангельских:
- Ангелы, Архангелы, Начала, Власти, Силы, Господства, Серафимы, Херувимы, Престолы
- Ангел Хранитель
- Силы Небесные
- Небесные силы бесплотные
- Небесное воинство
С прописной буквы пишутся все двунадесятые и великие праздники (Рождество Пресвятой Богородицы, Благовещение Пресвятой Богородицы, Вход Господень в Иерусалим (Неделя ваий), Введение во храм Пресвятой Богородицы и др.; Рождество святого Иоанна Предтечи, Покров Пресвятой Богородицы и др.). Но: день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
* В названиях праздников (кроме двунадесятых и великих) должна быть одна прописная буква (не обязательно первая): память прп. Сергия, обретение мощей; обретение мощей св. блгв. кнг. Анны Kашинской, Лазарева суббота.
Если название праздника не содержит в себе имя собственное, то прописной становится первая буква названия: Неделя жен мироносиц, Неделя ваий, Неделя праотец, Неделя о мытаре и фарисее, Неделя всех святых; а также Неделя о Фоме, Неделя святых отец Первого Вселенского Собора. Но: седмица мытаря и фарисея, сырная седмица, масленица, святки (допустимо и Масленица, Святки).
С прописной буквы пишутся названия Таинств:
Брак, Евхаристия, Елеосвящение, Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, Священство (например, Таинство Евхаристии, Таинство Елеосвящения).
Названия богослужебных книг пишутся без кавычек с прописной (первое слово), второе слово (определение) со строчной буквы: Служебник, Требник, Минея месячная (общая, дополнительная, праздничная), Триодь постная (цветная), Часослов великий (малый), Псалтирь с последованием, Типикон, Октоих нотный, Ирмологий нотный.
Но: Цветная (Постная) Триодь, Общая (Праздничная, Дополнительная) Минея.
В названиях отдельных Церквей каждое слово пишется с прописной: Русская Православная Церковь, Русская Церковь, Польская Церковь, Kонстантинопольский Патриархат, Албанская Церковь, Восточная, Западная Церковь, Римский Kостел, Автономная Церковь, Автокефальная Церковь
Но: апостольская Церковь; ср.: киевская Никольская церковь (т.е. храм).
В названиях епархий всех христианских конфессий прилагательные пишутся с прописной: Абаканская и Kызылская епархия, Kиотская епархия, Сербская архиепископия, Охридская архиепископия, Kиевская митрополия и т.д.
В титулах архиереев всех христианских конфессий прилагательные также пишутся с прописной: митрополит Новгородский, архиепископ Волгоградский.
Но: не путать с прилагательными, обозначающими место проживания: новгородский митрополит, волгоградский священник.
В названиях церквей и монастырей прилагательные, обозначающие местоположение, пишутся со строчной (ср.: обозначающие праздник — с прописной): владимирский Упенский собор (монастырь), Троицкое подворье; московский Богоявленский монастырь, костромская Рождественская церковь. Но: троицкий монах (игумен, настоятель).
В титулах верховных правителей государств прилагательные пишутся с прописной: царь Русский, император Всероссийский, король Польский, великий князь Литовский (Московский). В титулах правителей отдельных земель в составе государства прилагательные пишутся со строчной: князь рязанский (белозерский и т.д.). Но: Андрей Владимирович Угличский.
new ДОБАВИЛИ СЛОВАРИК НАИБОЛЕЕ ПОПУЛЯРНЫХ ПОНЯТИЙ (здесь все слова по алфавиту, кому-то будет удобнее в таком виде)
Там же найдете ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ БИБЛЕЙСКИХ ЦИТАТ, СТИХОВ