Как пишется батюшка с большой или маленькой буквы

Оглав­ле­ние

  • При­го­дятся ли эти знания?
  • С боль­шой или с маленькой?
  • С почте­нием к свя­тым отцам
  • …И ангел золотой
  • Логос и хаос

Не сек­рет, что мно­гие дети и под­ростки сего­дня не очень-то дру­жат с гра­мот­но­стью – чтобы убе­диться в этом, доста­точно открыть записи в соц­се­тях. Как обстоит дело с напи­са­нием цер­ков­ных слов,  наглядно пока­зы­вают  тет­радки с кон­спек­тами по «Осно­вам пра­во­слав­ной куль­туры». Но при­зна­емся –  и взрос­лые,  даже учи­теля,  не все­гда ком­пе­тентны в этом вопросе. Пред­ла­гаем крат­кий урок цер­ков­ной гра­мот­но­сти для всех.

Пригодятся ли эти знания?

Оче­видно, да, ведь мы упо­треб­ляем цер­ков­ные слова в повсе­днев­но­сти. Как и биб­лей­ские устой­чи­вые выра­же­ния – о чем порой и не подо­зре­ваем. Вот несколько при­ме­ров на слуху, зна­че­ние кото­рых мы пони­маем без­условно, но даже не соот­но­сим с кни­гами Вет­хого Завета:

  • Вер­нуться на круги своя («И воз­вра­ща­ется ветер на круги своя» (Еккл.1:6))
  • Кто не рабо­тает, тот не ест («Кто не хочет тру­диться, тот и не ешь» (IIФес.3:10))
  • Козел отпу­ще­ния (Живот­ное, на кото­рое сим­во­ли­че­ски воз­ла­гали грехи изра­иль­ского народа и отпус­кали в пустыню (Лев.16:21-22))

Зача­стую мы верим инту­и­ции (вроде бы так пишется), или ана­ло­гии (когда нам кажется, что слово или выра­же­ние на что-то похоже и надо дей­ство­вать по образцу).

В общем, как  гово­рит извест­ный фило­лог и писа­тель, спе­ци­а­лист по древ­не­рус­ской лите­ра­туре Пуш­кин­ского дома Евге­ний Водо­лаз­кин,  дей­ствуем «…по закону ана­ло­гии, кото­рый в раз­ви­тии языка нередко побеж­дает логику. А заодно и обра­зо­ва­ние».

Инту­и­тив­ность в языке, конечно, важна. Но суще­ствуют и нормы. Довольно слож­ные и про­ти­во­ре­чи­вые на пер­вый взгляд. Давайте обра­тимся к ним и для начала попро­буем разо­браться хотя бы в несколь­ких вопросах.

С большой или с маленькой?

Больше всего затруд­не­ний воз­ни­кает при упо­треб­ле­нии строч­ных и про­пис­ных букв (малень­ких и боль­ших). И, поскольку в цер­ков­ных сло­вах с осо­бой оче­вид­но­стью про­сту­пает сакраль­ная сто­рона языка, очень мно­гое здесь опре­де­ляет глу­бин­ный смысл слова и  его контекст.

Как избе­жать пута­ницы? Видимо, под­клю­чая логику и рассуждение.

Вот, напри­мер, как имена нари­ца­тель­ные ведут себя, ста­но­вясь соб­ствен­ными: цер­ковь как зда­ние пишется с малень­кой, а как мисти­че­ское Тело Хри­стово и рели­ги­оз­ная орга­ни­за­ция – с боль­шой буквы.

Пере­ход соб­ствен­ных имен в нари­ца­тель­ные тоже легко узна­ваем. Он про­ис­хо­дит, когда мы не гово­рим о кон­крет­ных лич­но­стях, а обоб­щаем отри­ца­тель­ные черты, при­су­щие пер­со­на­жам Свя­щен­ной исто­рии (при­меры: иуда, ирод). Или когда биб­лей­ское назва­ние исполь­зу­ется как мета­фора (содом и гоморра, гол­гофа). И, конечно, во фра­зео­ло­гиз­мах (иудин поце­луй).

Почему мы пишем имя соб­ствен­ное, наиме­но­ва­ние диа­вола «сатана», с малень­кой буквы? Тоже руко­вод­ству­ясь глу­бин­ным смыс­лом собы­тий биб­лей­ской исто­рии, согласно кото­рой он был низ­вер­жен с небес и лишился своих ангель­ских свойств, утра­тив дан­ное Твор­цом имя, вме­сто кото­рого, говоря проще, оста­лось «одно название».

Имена Бога и Божией Матери, как мы знаем, все­гда пишутся с боль­шой, даже если выра­жены не только суще­стви­тель­ными, но и при­ла­га­тель­ными, и при­ча­сти­ями: Гос­подь Все­дер­жи­тель, Тво­рец неба и земли. Пре­крас­ный; Веч­ный; Ум; Слово (Ин.1:1).

Дева Мария, Вла­ды­чица мира, Пре­не­по­роч­ная, Неве­ста Нене­вест­ная, милу­ю­щая, Царица Неба и земли. Кстати, и слово «Небо» в его духов­ном изме­ре­нии (в смысле «Цар­ствие Небес­ное») упо­треб­ля­ется с боль­шой буквы.

Лич­ные и при­тя­жа­тель­ные (а ино­гда и отно­си­тель­ные) место­име­ния, кото­рые отно­сятся к име­нам Бога и Бого­ро­дицы, тоже пишут с боль­шой буквы: Покров Бого­ро­дицы и Её молит­вен­ное предстательство.

Больше всего пута­ницы бывает со сло­вом «боже­ствен­ный», и здесь тоже надо подойти с рас­суж­де­нием. Это при­ла­га­тель­ное в зна­че­нии «отно­ся­щийся к Богу» пишется с боль­шой буквы (напри­мер, Боже­ствен­ный Логос, Боже­ствен­ная сила и т.д.). Но если слово упо­треб­ля­ется в каче­стве кра­си­вого эпи­тета, слово пишется с малень­кой буквы (н.: «боже­ствен­ный апо­стол»).

А вот при­ла­га­тель­ное «Божий» все­гда пишут с боль­шой буквы: Божий Про­мысл, Алек­сий, чело­век Божий.

С почтением к святым отцам

Очень часто пишу­щие, руко­вод­ству­ясь понят­ным ува­же­нием к духов­ным авто­ри­те­там , зло­упо­треб­ляют боль­шими бук­вами при упо­треб­ле­нии назва­ний ликов свя­то­сти и обра­ще­ний к духо­вен­ству. Тем не менее, такие слова как «пре­по­доб­ный», «муче­ник», «чудо­тво­рец», а также «отец», «вла­дыка», «ста­рец», «геронда», «батюшка» пишут с малень­кой буквы. Это же каса­ется духов­ных санов и цер­ков­ных титу­лов (свя­той рав­ноап­о­столь­ный князь Вла­ди­мир, прео­свя­щен­ный Иринарх).

Но и здесь суще­ствует ого­ворка, обу­слов­лен­ная тра­ди­цией Церкви. Согласно ей в обра­ще­ниях к духов­ным лицам цер­ков­ные титулы пишутся с боль­шой буквы (Ваше Свя­тей­ше­ство (обра­ще­ние к пат­ри­арху), Ваше Прео­свя­щен­ство (обра­ще­ние к архи­ерею), Ваше Пре­по­до­бие, и так далее).

При­чем назва­ния духов­ных санов даже в офи­ци­аль­ной пере­писке пишут с малень­кой (доро­гой вла­дыка рек­тор, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский, пред­се­да­тель Сино­даль­ного изда­тель­ского отдела).

Исклю­че­ние – офи­ци­аль­ное обра­ще­ние к пат­ри­арху: «Его Свя­тей­ше­ству, Свя­тей­шему Пат­ри­арху Мос­ков­скому и всея Руси». Пра­вило сло­жи­лось еще до рево­лю­ции, но отча­сти отве­чает и совре­мен­ной язы­ко­вой норме.

Также со строч­ной (малень­кой) буквы пишут наиме­но­ва­ния во мно­же­ствен­ном числе: пре­по­доб­ные старцы оптин­ские, ново­му­че­ники и испо­вед­ники Российские.

Боль­шая буква упо­треб­ля­ется в про­зви­щах-про­зва­ниях, кото­рые вхо­дят в имя и ста­но­вятся его орга­нич­ной частью: Гри­го­рий Бого­слов, Иоанн Зла­то­уст, Васи­лий Вели­кий.

…И ангел золотой

Духов­ный мир – явле­ние, неви­ди­мое глазу и слож­ное для пони­ма­ния. В том числе и с точки зре­ния языка, где вопросы напи­са­ния слова также оттал­ки­ва­ются от семан­тики – смыс­ло­вого зна­че­ния. А глу­бин­ные смыслы слов, опре­де­ля­ю­щих духов­ные поня­тия, про­яс­ня­ются при изу­че­нии Свя­щен­ного Писания.

У детей и взрос­лых вызы­вают затруд­не­ния на письме  слова, кото­рые обо­зна­чают духов­ные сущ­но­сти (родо­вые назва­ния и инди­ви­ду­аль­ные имена). В бого­сло­вии все эти сущ­но­сти назы­ва­ются анге­лами и имеют иерар­хию, кото­рая опре­де­ля­ется их бли­зо­стью к Богу. Назва­ния ангель­ских чинов пишутся с малень­кой: пре­столы, херу­вимы, сера­фимы, гос­под­ства, силы, вла­сти, начала, архан­гелы, ангелы.

Сово­куп­ность анге­лов тоже обо­зна­ча­ется строч­ной бук­вой: небес­ное воин­ство, силы небес­ные (так зна­чится в рус­ском сино­даль­ном пере­воде Свя­щен­ного Писания).

И снова – одно «но», про­дик­то­ван­ное тра­ди­цией: в назва­ниях цер­ков­ных празд­ни­ков и бого­слу­жеб­ных текстах обоб­щен­ные назва­ния ангель­ского мира пишут с боль­шой буквы: Силы Небес­ные, Небес­ные Силы бес­плот­ные, Собор Архи­стра­тига Миха­ила и про­чих Небес­ных Сил бес­плот­ных.

Назва­ние «рядо­вого» духа, сопут­ству­ю­щего в жизни чело­веку, пишем с малень­кой: ангел-хра­ни­тель (по ана­ло­гии пишется и назва­ние про­ти­во­по­лож­ного  духа – бес-иску­си­тель). Но если в тек­сте, даже в худо­же­ствен­ной лите­ра­туре, есть ука­за­ние на при­над­леж­ность ангела Богу, то его наиме­но­ва­ние пишется с боль­шой буквы: Ангел Хра­ни­тель, Ангел Божий.

Родо­вые назва­ния пад­ших духов пишут с малень­кой: демон, бес, дья­вол. В отно­ше­нии них ино­гда упо­треб­ля­ется гре­че­ское слово «аггел» в зна­че­нии «пад­ший ангел», но в рус­ском сино­даль­ном пере­воде при­сут­ствует и про­сто «ангел»: «Идите от Меня, про­кля­тые, в огонь веч­ный, уго­то­ван­ный диа­волу и анге­лам его» (Мф.25, 41).

У анге­лов в Писа­нии есть и соб­ствен­ные имена, кото­рые пишутся с боль­шой буквы: Михаил, Гав­риил, Рафаил и т.д.  По тра­ди­ции послед­ние 20 лет с боль­шой буквы пишутся и при­мы­ка­ю­щие к име­нам родо­вые назва­ния: Архан­гел Гав­риил, Архи­стра­тиг Михаил.

Логос и хаос

Инте­ресно, что в худо­же­ствен­ной лите­ра­туре имена пер­вого пад­шего ангела высту­пают как имена соб­ствен­ные и пишутся с заглав­ной буквы (н.: Сатана, Ден­ница), но в рус­ском пере­воде Свя­щен­ного Писа­ния и цер­ков­ных текстах эти имена по тра­ди­ции пишутся со строч­ной буквы (сатана, ден­ница, князь мира сего).

Но не стоит путать с эпи­те­том Князь мира, упо­треб­ля­е­мым по отно­ше­нию ко Хри­сту: «Ибо мла­де­нец родился нам – Сын дан нам; вла­ды­че­ство на раме­нах Его, и наре­кут имя Ему: Чуд­ный, Совет­ник, Бог креп­кий, Отец веч­но­сти, Князь мира» (Ис.9,6).

Вот сколько нюан­сов в упо­треб­ле­нии цер­ков­ных слов при­хо­дится учитывать.

В завер­ше­ние снова про­ци­ти­руем спе­ци­а­ли­ста, глу­боко нерав­но­душ­ного к рус­скому языку – Евге­ния Водо­лаз­кина и его книгу эссе «Дом и ост­ров»: «Язык – логи­че­ская струк­тура лишь отча­сти. В своем раз­ви­тии он во мно­гом непред­ска­зуем и хао­ти­чен, а потому, к сожа­ле­нию (или к сча­стью?) наше вли­я­ние на него довольно огра­ни­чено». И допол­ним его же сло­вами: «Я все больше убеж­да­юсь в том, что созна­тель­ное отно­ше­ние к языку пред­по­ла­гает кон­сер­ва­тизм. Исто­ри­че­ские ката­клизмы не должны вести к ката­клиз­мам язы­ко­вым… Язык зача­стую муд­рее своих носи­те­лей».

На этот раз мы рас­смот­рели  всего несколько важ­ных момен­тов цер­ков­ного пра­во­пи­са­ния и обе­щаем на этом  не оста­нав­ли­ваться.  Вме­сте с нами изу­чайте цер­ков­ную лек­сику и орфо­гра­фию в сле­ду­ю­щих ста­тьях по теме.

Вален­тина Киденко

По мате­ри­а­лам книги «Редак­ци­онно-изда­тель­ское оформ­ле­ние цер­ков­ных печат­ных изданий».
Изда­тель­ство Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии РПЦ, М., 2015

В титулах Предстоятелей Автокефальных Православных Церквей все слова, кроме служебных, пишутся с прописной буквы:

  • Предстоятель,
  • Первосвятитель,
  • Первоиерарх,
  • Святейший Патриарх Московский и всея Руси,
  • Патриарший Местоблюститель,
  • Заместитель Патриаршего Местоблюстителя,
  • Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всея Африки,
  • Блаженнейший Патриарх Антиохийский,
  • Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всея Палестины,
  • Святейший Патриарх Болгарский, Митрополит Софийский,
  • Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии, Архиепископ Мцхетский и Тбилисский;
  • Блаженнейший Архиепископ Афинский и всея Эллады;
  • Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра;
  • Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании, Митрополит Тирано-Дуррес-Елвасапский,
  • Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши;
  • Блаженнейший Архиепископ Пражский, Митрополит Чешских земель и Словакии;
  • Архиепископ Вашингтонский и Нью-Йоркский, Митрополит всей Америки и Канады.

В титулах предстоятелей Автономных Православных Церквей с прописной буквы пишутся только географические названия:

  • архиепископ Карельский и всей Финляндии;
  • митрополит Токийский и всей Японии.

Титул предстоятеля Украинской Православной Церкви пишется – Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины.

Титул главы Белорусского экзархата пишется – митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх всея Беларуси.

В титулах Предстоятелей неправославных Церквей, сохранивших апостольское преемство, все слова, кроме служебных, пишутся с прописной буквы:

  • Папа Римский,
  • Верховный Патриарх и Католикос всех армян,
  • Патриарх Антиохии и всего Востока (Сирийская Сиро-Яковитская Церковь),
  • Папа (Патриарх) Коптской Церкви,
  • Патриарх Эфиопской Церкви.

Исключение: патриарх Ассирийской церкви Востока (несториане).

В титулах глав Восточно-католических (униатских) церквей с прописной буквы пишутся только географические названия:

  • верховный архиепископ Киево-Галицкий, 
  • патриарх Антиохии, Иерусалима, Александрии и всего Востока (Мелькитская церковь),
  • патриарх Маронитской католической церкви,
  • патриарх Халдейской католической церкви,
  • архиепископ митрополит Прешовской архиепархии и т. д.

В титулах глав инославных церквей с прописной буквы пишутся только географические названия.

Старокатолики: епископ Венский (Старокатолическая церковь Австрии), епископ Берлинский (Старокатолическая церковь Германии), архиепископ Утрехтский (Старокатолическая церковь Голландии), епископ Бернский (Христокатолическая церковь Швейцарии).

Англиканские церкви: председательствующий епископ Епископальной церкви в США, архиепископ, примас Англиканской церкви Канады, примас Церкви провинции Новой Зеландии. Единственным исключением является титул духовного главы Англиканского сообщества, все слова в котором, кроме служебных, традиционно пишутся с прописной буквы: Архиепископ Кентерберийский, Примас всей Англии и Митрополит.

Лютеранские церкви: архиепископ Рижский или архиепископ Евангелическо-лютеранской церкви Латвии; архиепископ Турку и всей Финляндии; архиепископ Упсальский и всей Швеции; постоянный епископ-председатель церкви Норвегии. Реформатские церкви: епископ Реформатской церкви и Венгрии, президент синода Протестантской церкви в Нидерландах и т. д.

В письменных обращениях к православным архиереям и священнослужителям апостольской традиции с прописной буквы пишутся все слова:

  • Его Высокопреосвященство (для митрополитов и архиепископов);
  • Его Преосвященство (для епископов);
  • Его Высокопреподобие (для архимандритов, игуменов, протоиереев);
  • Его Преподобие (для иеромонахов и священников).

К диакону употребляется обращение отец диакон или Ваше боголюбие.

В письменных обращениях к настоятельницам и игуменьям монастырей все слова, кроме первого слова в начале предложения и имен собственных, пишутся со строчной: Досточтимая мать игуменья, Досточтимая матушка настоятельница. Допустимо также и обращение Ваше боголюбие, досточтимая

В письменных обращениях к главам и клирикам инославных церквей, не принадлежащих к апостольской традиции, рекомендуется обращаться досточтимый или досточтимая со строчной буквы. Исключение: к Архиепископу Кентерберийскому употребляется обращение с прописных букв – Ваша Милость.

В титуле Патриарший экзарх, обозначающем правящих архиереев обширных территорий, с прописной буквы пишется только первое слово. Если в тексте слово Патриарший опускается, то с прописной буквы пишется слово Экзарх. Экзарх в значении «представитель» пишется со строчной буквы: экзарх Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохийском и всего Востока.

В титулах правителей государств прилагательные пишутся с прописной: царь Русский, император Всероссийский, король Польский, великий князь Литовский (Московский).

В титулах правителей отдельных земель в составе государства прилагательные пишутся со строчной: князь рязанский (белозерский и т. д.). Но: Андрей Владимирович Угличский.

Титулы царских особ и представителей великокняжеских родов пишутся со строчной буквы: император Александр III, великий князь Сергий Александрович, наследник престола цесаревич Алексий, императрица Анна Иоанновна.

В духовно-просветительской литературе патриотического характера устоялась практика написания титулов царских особ и представителей великокняжеских родов с прописной буквы: Император (Николай II), Царская семья (именно семья императора Николая Второго), Наследник престола, Цесаревич (царевич Алексий), Великая княжна (применительно к дочерям императора Николая Второго страстотерпиц Ольги, Татианы, Анастасии, Марии).

Прозвания царственных особ, выраженные именем прилагательным или именем существительным, пишутся с прописной: царь Иоанн Васильевич Грозный (царь Иван Грозный), Екатерина Великая, царь Освободитель (Александр II Николаевич Освободитель), царь Миротворец (Александр III Миротворец).

Источник: Редакционно-издательское оформление церковных печатных изданий: справочник автора и издателя. М: Издательство Московской Патриархии, 2015.

Имена, псевдонимы, прозвания, прозвища

Источник:  «Редакционно-издательское оформление церковных печатных изданий: справочник автора и издателя». Часть III. «Правила написание церковной лексики».

Читать 

3.1. В именах пишутся с прописной буквы все слова, за исключением названий ликов святости (преподобный, святой, мученик и проч.), обращений и наименований (авва, амма, отец, владыка, старец, геронда, батюшка, матушка), духовных санов и церковных титулов (преподобный Макарий Великий, святой равноапостольный князь Владимир, святитель Василий Великий, патриарх Гермоген, высокопреосвященный Ювеналий, преосвященный Иринарх).

Однако по сложившейся церковной традиции в обращениях к духовным лицам церковные титулы пишутся с прописной: Ваше Святейшество, Ваше Преосвященство, Ваше Преподобие, Его Высокопреподобие и т. п.

Это исключение не распространяется на названия духовных санов (кроме сана патриарха в официальной переписке: Его Святейшеству, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси) и должностей: Ваше Преосвященство, дорогой владыка ректор, Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Иоанну, митрополиту Белгородскому и Старооскольскому, председателю Синодального миссионерского отдела.

Это правило сформировалось в дореволюционный период, но отчасти соответствует и современной общегражданской норме «Прописные буквы в особом стилистическом употреблении».

С прописной буквы пишутся общие наименования во множественном числе: преподобные старцы Оптинские, новомученики и исповедники Российские, но: нитрийские монахи (геогр., общее собирательное наименование отшельников и насельников египетских монастырей, расположенных в Нитрийской пустыне в IV в.). С прописной буквы будут писаться и прозвания, вошедшие в имя и ставшие его частью: Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Евагрий Схоластик, Афраат, Персидский Мудрец.

3.2. В случае перехода имени собственного в нарицательное слово пишется со строчной: новый арий, иуда, ирод (в негативном значении), пойти на иордань (название реки Иордан на Руси стало именем нарицательным вследствие повсеместной практики освящения вод и источников в праздник Богоявления и означает источник, прорубь, водоем).

3.3. Названия архиерейских кафедр, входящие в титул архиерея, пишутся с прописной: Питирим, митрополит Волоколамский и Юрьевский; Климент, митрополит Калужский и Боровский. Если относительное прилагательное обозначает не кафедральную, а географическую принадлежность, оно пишется со строчной буквы: александрийский епископ, сербский епископ, греческий митрополит. В словосочетании епархиальный архиерей оба слова пишутся со строчной.

3.4. Приставка псевдо- перед именами пишется через дефис и с прописной, если относится к авторитетным церковным авторам: Псевдо-Дионисий Ареопагит, Псевдо-Макарий, Псевдо-Симеон Новый Богослов. Приставка лже- пишется со строчной буквы: лже-христос.

Количество просмотров — 6718

Если вы говорите и пишете о Боге как едином верховном существе в разных религиях, то писать это слово надо с прописной, то есть с большой буквы: Бог. Единственное условие — это должна быть монотеистическая религия, которая утверждает, что Бог один.

Итак, если мы говорим о святом и священном — то с большой буквы, Бог.

Более того, если от слова «Бог» в этом значении образуется прилагательное, то и его надо обязательно писать с прописной буквы: Божественный, Божий. И даже если в религиозном или, например, в философском тексте слово Бог заменяют иной раз другие слова, местоимения, то и их по правилам русской орфографии принято писать исключительно с прописной буквы: да будет воля Твоя, да будет Его святая воля.

Однако, как только мы спускаемся с высоких небес на грешную землю, переходим на уровень обыденности, сразу и в написании слова «бог» наступают изменения.

Вспомните, как часто мы поминаем его всуе, говоря что-то вроде «даст бог», «не приведи бог», «слава богу», «ей-богу»… Заметьте, ничего дурного мы не делаем, это всего лишь устойчивые обороты, из которых давным-давно выветрился священный трепет перед верховным существом. Так зачем же писать в этих сочетаниях «бог» с большой буквы? Совершенно не стоит.

Ни бог, ни господь не начинаются с прописной буквы в устойчивых сочетаниях, которые не имеют уже прямой связи с религией. Даже если вы человек верующий, вы можете обойтись строчной буквой в словах и выражениях «ей-богу», «божественный вкус» или «бабуля божий одуванчик».

Кстати, у наших русских классиков — у Достоевского, в частности, — слово «бог» пишется со строчной буквы. То есть с маленькой.

Вопрос № 184325
1. Ставится ли в конце предложения точка после кавычек, если перед кавычками уже есть знак (! ? …)? 2.Выделяется ли запятой слсоч «тем не менее»? 3. В каких случаях слова «Бог», «Господь» пишутся с маленькой буквы?
Эсмира
Ответ справочной службы русского языка
1. Точка ставится.
2. См. ответ № 183633 .
3. Сейчас официально действуют «Правила русской орфографии и пунктуации» 1956 года. Согласно им слова _бог, господь_ надо писать с маленькой буквы. Но в практике письма последнего десятилетия преодолено требование писать со строчной буквы многие названия, связанные с религией, поэтому сейчас слова _Бог, Господь, Богородица_ и т. п. рекомендуется писать с большой буквы. Сейчас во всех текстах (религиозных и нерелигиозных) рекомендуется писать: Бог, если имеется в виду единое верховное существо в монотеистических религиях. В церковно-религиозных и религиозно-философских текстах (но не в нейтральном контексте) с прописной буквы пишутся слова, заменяющие слово Бог: _Да будет Его святая воля_. C прописной буквы рекомендуется писать (во всех текстах) прилагательные, образованные от слова Бог: _Божий, Божественный_. В переносном значении употребляется только строчная буква: _божественный вкус, бабушка божий одуванчик_. В устойчивых сочетаниях, употребляющихся в разговорной речи вне прямой связи с религией следует писать слово бог (а также господь) только со строчной буквы. Вне зависимости от религиозной позиции пишущего ошибкой будет написание ей-Богу. Также невозможна прописная буква в таком контексте: _у него все не слава богу_.

Всего найдено: 17

Здравствуйте. Пишу стихи. Помогите пожалуйста выбрать самый грамотный, самый правильный вариант: 1. На всех не угодишь. Ну, а впрочем, на наши все дела есть Божий Суд. 2. На всех не угодишь. Но, а впрочем, на наши все дела есть Божий Суд. 3. На всех не угодишь. Ну а впрочем, на наши все дела есть Божий Суд. 4. На всех не угодишь. Но а впрочем, на наши все дела есть Божий Суд. Очень жду от Вас совета. Заранее благодарен.

Ответ справочной службы русского языка

Третий вариант самый правильный, только слово суд следует писать с маленькой буквы.

Ответ справочной службы русского языка

При таком значении (некомфортен в той же степени, что и прежде) запятые не нужны.

Пожалуйста, очень срочно!!! Как писать: помазанник божий?

Ответ справочной службы русского языка

Об императоре: помазанник Божий. О Мессии (Христе): Помазанник Божий.

Пожалуйста, очень срочно!!! С прописной или строчной следует писать «божий храм», «божий венец», «раб божий»?

Ответ справочной службы русского языка

В этих сочетаниях следует писать с прописной буквы Божий.

Посоветуйте, пожалуйста. 1. Нужно ли писать слово «божественный» с заглавной буквы, если оно по смыслу близко к слову «Божий», например: «божественное намерение и руководство» (в смысле, что намерение имеет Бог и руководство осуществляет Бог). 2. Нужна ли запятая. «По милости Бога и с помощью оберегающего нас Господа (,) мы обретем спасение и жизнь вечную». Коллега настаивает на постановке запятой, мне же кажется, что вследствие «тесной и прямой» логики запятая была бы избыточна.

Ответ справочной службы русского языка

1. Да, в этом значении прилагательное Божественный пишется с большой буквы.

2. Вы правы, корректно без запятой.

Здравствуйте, уважаемые авторы! Подскажите, пожалуйста. Верно ли мнение, что слово «промысел» обозначает только ремесло, а слово «промысл» — провидение как религиозный термин? Правильно ли написать «Промысел Божий»?

Ответ справочной службы русского языка

В значении ‘занятие, ремесло’ правильно только промысел. В значении ‘провидение’ правильно: промысел и промысл, Промысел Божий и Промысл Божий.

Когда слово бог пишется с маленькой буквы , а когда — с большой? Заранее благодарю.

Ответ справочной службы русского языка

Полный академический справочник «Правила русской орфографии и пунктуации» (М., 2006 и более поздние издания) рекомендует писать с прописной буквы слово Бог как название единого верховного существа в монотеистических религиях. Нормативное написание: верить в Бога, молиться Богу.

Однако в следующих случаях рекомендуется написание со строчной буквы:

  1. В формах множественного числа, в значении одного из множества божеств, а также в переносном значении: боги Олимпа, бог Аполлон, бог войны.
  2. В устойчивых сочетаниях, употребляющихся в разговорной речи вне связи с религией: не бог весть, бог знает что, бог с ним, не дай бог, ради бога, как бог на душу положит, боже упаси, ей-богу и т. д. Невозможна прописная буква в таком, например, контексте: у него всё не слава богу.

С прописной буквы пишутся также прилагательные Божий, Божественный в религиозном контексте: храм Божий, благодать Божья, Божественная Троица, Божественная литургия. Но: божий одуванчик, божья коровка, божественный вкус (в знач. ‘восхитительный’).

См. также: http://gramota.ru/spravka/letters/?rub=ortho

В религиозных текстах я часто встречал фразы типа: «на всё воля Его», «будучи безгрешным по своей природе, Он принял мученическую смерть на кресте» и т.д.(имеется в виду Бог). Является ли такое написание с большой буквы правильным? И если да, то в каких ещё случаях можно писать эти слова с большой буквы, если не считать начала предложения?

Ответ справочной службы русского языка

Да, в церковно-религиозных и религиозно-философских текстах местоимения, заменяющие слова Бог, Божий, пишутся с прописной буквы. Также с прописной буквы не в начале предложения местоимения могут быть написаны в тех контекстах, где им придается особый высокий смысл (например, написание Ты, Твой с прописной у А. А. Блока при обращении к Прекрасной Даме как к неземной женщине, к божеству: Предчувствую Тебя. Года проходят мимо — // Всё в облике одном предчувствую Тебя. // Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо, // И молча жду,— тоскуя и любя).

Здравствуйте!
На вопрос № 248385 (http://www.gramota.ru/spravka/buro/29_346928)
«В каких случаях слово «бог» следует писать с заглавной буквы, а в каких — со строчной?»
Ваша служба дала следующий ответ:
«В практике письма последних двух десятилетий преодолено требование «Правил русской орфографии и пунктуации» 1956 года писать со строчной буквы многие названия, связанные с религией (такое правило в 1956 году было обусловлено идеологическими причинами). Сейчас слова Бог, Господь, Богородица и т. п. рекомендуется писать с большой буквы. При этом дело не в религиозной позиции пишущего (она может быть любой), а в том, что слова Бог, Господь, Богородица, Аллах и т. п. – индивидуальные названия, являющиеся фактически собственными именами.
Итак, сейчас во всех текстах (религиозных и нерелигиозных) рекомендуется писать: Бог, если имеется в виду единое верховное существо в монотеистических религиях. В формах множественного числа, а также в значении одного из множества богов или в переносном значении слово бог пишется со строчной: боги Олимпа, бог Аполлон, бог войны.
C прописной буквы рекомендуется писать и прилагательные, образованные от слова Бог: Божий, Божественный. В переносном значении употребляется только строчная буква: божественный вкус, бабушка божий одуванчик.

В устойчивых сочетаниях, употребляющихся в разговорной речи вне прямой связи с религией следует писать слово бог (а также господь) только со строчной буквы. Вне зависимости от религиозной позиции пишущего ошибкой будет написание ей-Богу. Также невозможна прописная буква в таком контексте: у него все не слава богу.»
Хотелось бы уточнить некоторые моменты:
1) Вы начинаете свой ответ фразой «В практике письма последних двух десятилетий преодолено требование «Правил русской орфографии и пунктуации» 1956 года писать со строчной буквы многие названия, связанные с религией», правильно ли я понимаю, что документ 1956 это самые современные правила, регламентирующие написание этого слова ? Если это так, то фактически в «в практике письма последних двух десятилетий» слово «Бог» написанное с большой буквы является ошибкой ?
2) Далее вы отвечаете «Сейчас слова Бог, Господь, Богородица и т. п. рекомендуется писать с большой буквы.»
Рекомендуется кем ? Не могли бы вы привести ссылку на конкретный документ ?
3) «При этом дело не в религиозной позиции пишущего, а в том, что слова Бог, Господь, Богородица, Аллах и т. п. – индивидуальные названия, являющиеся фактически собственными именами.»
Полностью с вами согласен в отношении Аллаха. Но слова бог, богородица или господь никак не могут быть собственными именами. Существует тысячи разных богов, рождённых от тысяч разных богородиц.
4) «Итак, сейчас во всех текстах рекомендуется писать: Бог, если имеется в виду единое верховное существо в монотеистических религиях.»
Опять же, кем рекомендуется ? Приведите ссылку на документ.
То есть, как я понимаю, напиши я слово бог в значении «единое верховное существо в монотеистических религиях» с маленькой буквы в школьном сочинении или на диктанте при поступлении в ВУЗ это не будет считаться ошибкой, так как существует всего лишь рекомендации относительно этого слова ?
С уважением.

Ответ справочной службы русского языка

1. «Правила русской орфографии и пунктуации» 1956 года – это официально действующие в настоящее время правила русского правописания. Официально действующие – но в ряде случаев значительно отстающие от современной практики письма, противоречащие ей, – такой вот парадокс. Написание с прописной буквы слова Бог не соответствует этим правилам, но в той же степени не соответствует им, например, написание с прописной слова Республика в сочетании Французская Республика, ибо согласно правилам 1956 г. слово республика пишется с прописной только «в официальных названиях советских республик и стран народной демократии». Раздел «Прописные буквы» в этом своде правил – пожалуй, наиболее устаревшая часть. В современных словарях и справочниках (некоторые из них приведены в пункте 2) рекомендации свода 1956 года пересмотрены, правила употребления прописных букв сформулированы заново, сейчас следует руководствоваться именно этими правилами.

3. В политеистических религиях, действительно, существуют тысячи богов, поэтому, если речь идет об одном из верховных существ в политеистических религиях, бог – нарицательное существительное (и пишется со строчной). Однако монотеистические религии основаны как раз на том принципе, что существует только один бог, поэтому в значении ‘единое верховное существо в монотеистических религиях’ слово Бог сближается с именем собственным, на этом и основана рекомендация писать это слово с прописной.

4. См. пункт 2. В этих изданиях употребляется именно слово «рекомендуется» (поэтому и мы так пишем). По поводу того, как оценивается написание бог / Бог в школьных сочинениях и диктантах, ничего не можем сказать (не знаем); вероятно, правильнее всего было бы не считать ошибкой ни то, ни другое написание, но рассказать ученикам о данной орфографической проблеме, о том, как она решается сейчас, какие рекомендации приведены в современных справочниках по правописанию.

Добрый день! Скажите, пожалуйста, как написать фразу «суд божий». Имеются в виду строчные-прописные.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: суд Божий.

Добрый день.
Есть ли случаи, при которых Ты и Твой пишутся с прописной буквы?
спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Написание местоимений Ты, Твой с прописной буквы возможно: а) в церковно-религиозных текстах, когда эти местоимения заменяют слова Бог, Божий, употребляются как обращение к Богу, б) в особом стилистическом употреблении, близком к описанному выше (например, написание с прописной у А. А. Блока при обращении к Прекрасной Даме как к неземной женщине, к божеству).

Уважаемые господа!
В каких случаях слово «бог» следует писать с заглавной буквы, а в каких — со строчной?

Ответ справочной службы русского языка

В практике письма последних двух десятилетий преодолено требование «Правил русской орфографии и пунктуации» 1956 года писать со строчной буквы многие названия, связанные с религией (такое правило в 1956 году было обусловлено идеологическими причинами). Сейчас слова Бог, Господь, Богородица и т. п. рекомендуется писать с большой буквы. При этом дело не в религиозной позиции пишущего (она может быть любой), а в том, что слова Бог, Господь, Богородица, Аллах и т. п. – индивидуальные названия, являющиеся фактически собственными именами.

Итак, сейчас во всех текстах (религиозных и нерелигиозных) рекомендуется писать: Бог, если имеется в виду единое верховное существо в монотеистических религиях. В формах множественного числа, а также в значении одного из множества богов или в переносном значении слово бог пишется со строчной: боги Олимпа, бог Аполлон, бог войны.

C прописной буквы рекомендуется писать и прилагательные, образованные от слова Бог: Божий, Божественный. В переносном значении употребляется только строчная буква: божественный вкус, бабушка божий одуванчик.

В устойчивых сочетаниях, употребляющихся в разговорной речи вне прямой связи с религией следует писать слово бог (а также господь) только со строчной буквы. Вне зависимости от религиозной позиции пишущего ошибкой будет написание ей-Богу. Также невозможна прописная буква в таком контексте: у него все не слава богу.

Нужно ли писать «божий» с прописной буквы в словосочетании «божья искра»?

Ответ справочной службы русского языка

Искра божья (в ком, у кого) пишется со строчной.

Здравствуйте. Как правильно писать? Божья или божия.

Ответ справочной службы русского языка

Вам поможет наша «Проверка слова» с электронными словарями (нужно набрать _божий_).

Здраствуйте, уважаемая грамота!. Помогите. Кстати, срасибо, за ответы на вопросы. Нужно ли тире? Мой муж (-) божий одуванчик?

Ответ справочной службы русского языка

Тире нужно. Страницы: 2 последняя

В настоящее время многие интернет-пользователи взяли за привычку поучать других, в том числе и авторов статей, выдавая за правила русского языка собственное невежество. Не зная, как пишется слово «бог» — с большой или с маленькой буквы, они поправляют других, вводя их своими опусами в заблуждение.

Слово «бог» с большой буквы?

Правописание и религиозные предписания — это не одно и то же

В русском языке не существует правил, которые опирались бы на вероисповедание человека. Иными словами, придерживаясь правописания, необходимо составлять грамотные фразы, вне зависимости от того, верит человек в Бога (христианского, мусульманского, иудейского и так далее) или является атеистом.

Ошибочно утверждение верующих людей, что слово «бог» является именем собственным. Если просмотреть словарь собственных имен русского языка, можно увидеть, что слова «бог» в нем нет. Однако в последние несколько лет идеология изменилась, и теперь считается, что слова, обозначающие Творца, как, например, Бог, Господь, Творец, Отец, Создатель относятся к индивидуальным названиям и поэтому пишутся с большой буквы.

Сообщения, встречающиеся на разных сайтах интернета, в которых указывается, будто религиозному человеку можно писать слово «бог» с большой буквы, а атеисту с маленькой, являются вводящими в заблуждение. Если верующий копирайтер напишет статью, в которой укажет обозначение с заглавной буквы, он выставит себя на посмешище в лучшем случае, а в худшем — окажется в черном списке у заказчика, знакомого с правилами русского языка.

Галочка

Написание слова «бог» с маленькой буквы не указывает на отсутствие совести у автора статьи, ни в коей мере не оскорбляет чувств религиозных людей и не выказывает неуважения к религии. Оно основывается на правилах русского языка, которых обязан придерживаться любой создатель текстов.

Каждый человек волен верить в любого бога, не придерживаясь религии, или быть атеистом. Он имеет полное право писать статьи о боге, используя написание этого обозначения высокоразвитого существа с маленькой буквы, как того требует правописание.

Бог — это имя собственное или нарицательное?

Слово «бог» — это имя нарицательное. Поэтому его следует писать с маленькой буквы. Но когда писатель стремится обозначить в своем произведении творца этого мира, ему рекомендуется указывать «Бог», ведь в этом случае он использует индивидуальное название.

Когда слово «Бог» пишется с большой буквы?

При составлении и цитировании религиозных текстов рекомендуется писать слово «Бог» с большой буквы. При этом подразумевается, что речь идет о всемогущем существе, которое управляет миром и влияет на судьбы каждого живущего на Земле. Написание слова «Бог» с большой буквы будет оправдано на форуме или в сообществе, посвященном религии.

Восклицательный знак

В 2000 году в правила 1956 года, которые действуют до сих пор, были внесены изменения — был создан новый раздел «Названия, связанные с религией», где указывается, что с большой буквы слово «Бог» пишется в названиях религиозных праздников и священных книг. При этом слово «Бог» не причисляется к именам собственным, а пишется так благодаря устоявшейся практике употребления прописных букв, существовавшей до революции и установившейся в современной печати.

Многие пользователи глобальной сети интересуются — пишется сочетание «слава богу» с большой или с маленькой буквы. Чаще всего это междометие используется без привязки к Творцу. Поэтому слово «бог» в данном случае пишется с маленькой буквы. При обращении напрямую к Создателю следует писать «слава Богу».

В зависимости от того, какое значение автор текста вкладывает в свое сочинение, нужно писать слово «бог» с прописной или строчной буквы. Например, обращаясь с просьбой к Творцу, можно написать «помоги мне Бог». И несмотря на то что в этом случае слово «Бог» не является именем собственным, все же необходимо писать с большой буквы обозначение создателя этого мира.

При написании текста нерелигиозного характера допустимо использовать обращение к Богу, указав с большой буквы слово, которому посвящена данная статья.

Он упал на колени и, подняв голову, прокричал Всевышнему:
— Прости меня Бог! Прости меня Господи!

Она смахнула крошки со стола и, глядя на икону, произнесла:
— А Марь Ванна была той еще оторвой. Прости меня Боже за эти слова!

Но если в тексте нет прямого обращения к Богу, а указывается, что герой повествования выражает свои чувства и использует устойчивые выражения, то слово «бог» рекомендуется писать со строчной буквы.

Он упал на колени и, подняв голову, закричал:
— Прости меня бог! Прости меня господи!

Она смахнула крошки со стола и произнесла:
— А Марь Ванна была той еще оторвой. Прости меня боже!

«Бог» пишется с большой или с маленькой буквы?

Когда дело касается верований, человек теряет голову и не только отстаивает собственную точку зрения, но и навязывает ее другим. Поэтому большинство религиозных людей оспаривает написание с маленькой буквы слова «бог». Они не понимают, что копирайтеру, веб-мастеру или писателю необходимо руководствоваться правилами русского языка при написании текстов, а не мнениями несведущих в правописании.

Информация

Согласно правилам русского языка от 1956 года, которые действуют до сих пор, первая буква имени собственного пишется с большой буквы. Слово «бог» не является именем собственным, и если не подразумевается Создатель этого мира, оно пишется с маленькой буквы. А вот Иисус и Иегова являются именами собственными. И потому каждое из них начинается с заглавной буквы.

Следует отметить, что слово «бог» может употребляться в качестве восхваления кого-либо. Например, когда компьютерного специалиста за его умения называют компьютерным богом, описывая его деятельность, оправдано написание слова «бог» с маленькой буквы.

У разных народов много богов. Все они перечислены в мифологии прошлых тысячелетий. Упоминая в тексте любого из выдуманных людьми богов, следует писать слово «бог» с маленькой буквы. Например: бог войны, бог плодородия, бог солнца, бог неба, бог морей, бог огня.

Слово «бог» в устойчивых выражениях

Согласно правилам русского языка, в устойчивых выражениях, употребляемых в разговорной речи вне связи с религией, слово «бог» всегда пишется с маленькой буквы. Причем неважно, является создатель текста верующим или нет:

  • — ехали бог знает куда;
  • — видит бог;
  • — убей меня бог;
  • — покарай меня бог;
  • — прости меня бог;
  • — да простит меня бог;
  • — прости меня боже;
  • — да бог его знает;
  • — как бог на душу положит;
  • — да бог с тобой;
  • — дай вам бог;
  • — бог в помощь;
  • — помоги мне бог;
  • — упаси меня бог;
  • — избави меня бог;
  • — не бог весть что;
  • — сохрани меня бог;
  • — не слава богу;
  • — бог с ним;
  • — бог знает когда;
  • — бог знает что.

Слово «бог» в междометиях

Несложно запомнить, как пишется слово «бог» — с большой или с маленькой буквы, если понять, что в большинстве случаев верным считается написание «бог». В том числе и в междометиях:

  • — слава богу;
  • — не слава богу;
  • — ей-богу;
  • — бог с тобой;
  • — ради бога;
  • — боже;
  • — боже мой;
  • — бог ты мой;
  • — не приведи бог;
  • — боже упаси;
  • — боже сохрани;
  • — господи боже мой;
  • — о боже;
  • — дай бог;
  • — не дай бог;
  • — с богом;
  • — не дай боже.

Написание прилагательных, образованных от слова «бог»

Божественная Троица и храм Божий пишутся с большой буквы, так как образованы от слова «Бог», обозначающего Творца. Но когда во фразу закладывается иной смысл, первой нужно прописывать маленькую букву. Например: божественный вкус, бабушка божий одуванчик, искра божья в нем.

Как пишется правильно?

Подводя итоги, можно было бы обозначить несколько основных пунктов, позволяющих запомнить, когда слово «бог» пишется с прописной буквы, а когда со строчной:

  1. 1. Слово «бог» без привязки к религии, и когда не подразумевается Творец, пишется с маленькой буквы, ведь не является именем собственным.
  2. 2. С заглавной буквы начинается, например, сочетание «Бог в Православии». Ведь тут речь идет о религиозном обозначении.
  3. 3. В обращении к всемогущему существу при написании текста рекомендуется использовать заглавную букву. Например, «Дай Бог мне сил». Как и при упоминании Создателя: «Бог помог мне».
  4. 4. Но когда применяется устойчивое выражение «дай бог мне сил», нужно писать слово «бог» со строчной буквы.
  5. 5. При цитировании религиозных текстов, перечислении религиозных праздников, создании сообщений на ресурсах православной тематики, надо писать слово «Бог» с большой буквы.
  6. 6. Имена собственные, в том числе и истинного Бога, пишутся с большой буквы. Например: Иисус, Иегова, Яхве. Кроме того, с заглавной буквы прописываются имена богов из мифологии: Зевс, Прометей, Ра.

Copyright © kak-pishetsa.ru

Автор статей Oksana Stier

Автор статьи — Oksana Stier: «С 2008 года пишу тексты на заказ. Сначала это было увлечением, а позже переросло в профессиональное занятие. Однако оно не стало основной деятельностью, ведь у меня разносторонние интересы».

Как правильно пишется слово «батюшка»

ба́тюшка

ба́тюшка, -и, р. мн. -шек, м.

Источник: Орфографический
академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база
2020)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: отстрелянный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «батюшка»

Синонимы к слову «батюшка»

Предложения со словом «батюшка»

  • – Мой покойный батюшка вёл с такими негодяями настоящую войну, – завершил я.
  • А мама всё придумывала и придумывала себе новые грехи, не в силах сказать батюшке страшное.
  • – Сегодня батюшка говорил о вас, вы ведь тоже расслабленный, и вы тоже сможете выздороветь, если у вас будет вера в это.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словом «батюшка»

  • — Слышал я, государь мой, — говорил он однажды, — что братец ваш еще кавалерию изволил получить. Стар, батюшка, становлюсь, скоро богу душу отдам, а ведь не сподобил меня господь видеть братца в кавалерии, хоть бы раз перед кончиной лицезреть их в ленте и во всех регалиях!
  • — Не поймем что-то, барин батюшка, ни в какой такой Тихвин мы не ездили и даже в уме ехать не держали, а Зои Никитишны с самого Успеньева дня и в глаза не видали, зашли вот к милостивице понаведаться и узнать, не занедужилось ли ей ненароком… И матушка игуменья ее в Успеньев день после панихиды ждала чай кушать, так и не дождалась, а нынче и благословила нас пойти проведать Зою Никитишну…
  • Негоже так, бояре, говорить! // Царь милостив. А мне Господь свидетель, // Я вашего не ведал воровства! // Помыслить сметь на батюшку царя! // Ах, грех какой! Пойдем, Семен Никитич, // Пойдем к владыке начинать допрос. // Помилуй Бог царя и государя!
  • (все
    цитаты из русской классики)

Сочетаемость слова «батюшка»

  • покойный батюшка
    местный батюшка
    православный батюшка
  • батюшку царя
    к батюшке за благословением
    у батюшки благословения
  • слова батюшки
    в доме батюшки
    после смерти батюшки
  • батюшка сказал
    батюшка говорит
    батюшка знал
  • поговорить с батюшкой
    подойти к батюшке
    пойти к батюшке
  • (полная таблица сочетаемости)

Каким бывает «батюшка»

Значение слова «батюшка»

  • БА́ТЮШКА, -и, род. мн.шек, дат.шкам, м. 1. Устар., обычно почтит. Отец. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова БАТЮШКА

Отправить комментарий

Дополнительно

Смотрите также

БА́ТЮШКА, -и, род. мн.шек, дат.шкам, м. 1. Устар., обычно почтит. Отец.

Все значения слова «батюшка»

  • – Мой покойный батюшка вёл с такими негодяями настоящую войну, – завершил я.

  • А мама всё придумывала и придумывала себе новые грехи, не в силах сказать батюшке страшное.

  • – Сегодня батюшка говорил о вас, вы ведь тоже расслабленный, и вы тоже сможете выздороветь, если у вас будет вера в это.

  • (все предложения)
  • поп
  • попик
  • долгогривый
  • тятенька
  • батя
  • (ещё синонимы…)
  • церковь
  • церквушка
  • отец
  • настоятель
  • поп
  • (ещё ассоциации…)
  • покойный батюшка
  • батюшку царя
  • слова батюшки
  • батюшка сказал
  • поговорить с батюшкой
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • родимый
  • покойный
  • приходский
  • православный
  • сельский
  • (ещё…)
  • Склонение
    существительного «батюшка»
  • Разбор по составу слова «батюшка»

Добрый день, коллеги.

Мы собрали правила написания некоторых слов, имеющих отношение к Православию. Возможно, вам это тоже понадобится, так как единого справочника по написанию церковных терминов пока нет, а вопросы возникают не только у светских СМИ, но и у наших коллег из православных СМИ.

С прописной буквы пишется каждое слово реалий высшей иерархии (небесной и земной):

  • Святая Живоначальная Троица, Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой;
  • Церковный Совет ([орган центрального управления РПЦ по решению Поместного Собора), Поместный Собор.
  • Реалии иных христианских конфессий и др. религий для нас не имеют высшей степени значимости и должны содержать не более одной прописной буквы.
  • Исторические реалии (высшие органы управления церковью и государством в прошлом) также должны содержать не более одной прописной буквы (например, Земский собор).

С прописной буквы пишутся:
• слова Троица, Бог, Божество, Христос, Господь, Ипостась (Троицы), Лицо (Троицы), Богородица; и большинство прилагательных, производных от данных слов.

Но:

  • сохраняют прописную букву только простые производные прилагательные (например, Божий, Божественный);
  • сложные пишутся со строчной (например, боголюбивый, богоизбранный, богоборческий).
  • приложения (определения, выраженные именами существительными), относящиеся к данным словам: Господь Вседержитель, Господь Иисус Христос, Искупитель мира; Богородица, Заступница усердная;
  • местоимения, данные слова замещающие: Ее (Богородицы) Божественный Сын; Ее (Троицы) явления; Его (Христа) страдания, Своею (Христа) Kровию.
  • определения при указанных словах, выраженные именами прилагательными или причастиями, пишутся со строчной буквы: Христос, родившийся на спасение миру; Бог вездесущий, всемогущий.

Но: Единый Бог, Пресвятая, Пречистая, Преблагословенная Богородица.

С прописной буквы пишутся названия чинов ангельских:

  • Ангелы, Архангелы, Начала, Власти, Силы, Господства, Серафимы, Херувимы, Престолы
  • Ангел Хранитель
  • Силы Небесные
  • Небесные силы бесплотные
  • Небесное воинство

С прописной буквы пишутся все двунадесятые и великие праздники (Рождество Пресвятой Богородицы, Благовещение Пресвятой Богородицы, Вход Господень в Иерусалим (Неделя ваий), Введение во храм Пресвятой Богородицы и др.; Рождество святого Иоанна Предтечи, Покров Пресвятой Богородицы и др.). Но: день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
* В названиях праздников (кроме двунадесятых и великих) должна быть одна прописная буква (не обязательно первая): память прп. Сергия, обретение мощей; обретение мощей св. блгв. кнг. Анны Kашинской, Лазарева суббота.

Если название праздника не содержит в себе имя собственное, то прописной становится первая буква названия: Неделя жен мироносиц, Неделя ваий, Неделя праотец, Неделя о мытаре и фарисее, Неделя всех святых; а также Неделя о Фоме, Неделя святых отец Первого Вселенского Собора. Но: седмица мытаря и фарисея, сырная седмица, масленица, святки (допустимо и Масленица, Святки).

С прописной буквы пишутся названия Таинств:
Брак, Евхаристия, Елеосвящение, Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, Священство (например, Таинство Евхаристии, Таинство Елеосвящения).

Названия богослужебных книг пишутся без кавычек с прописной (первое слово), второе слово (определение) со строчной буквы: Служебник, Требник, Минея месячная (общая, дополнительная, праздничная), Триодь постная (цветная), Часослов великий (малый), Псалтирь с последованием, Типикон, Октоих нотный, Ирмологий нотный.
Но: Цветная (Постная) Триодь, Общая (Праздничная, Дополнительная) Минея.

В названиях отдельных Церквей каждое слово пишется с прописной: Русская Православная Церковь, Русская Церковь, Польская Церковь, Kонстантинопольский Патриархат, Албанская Церковь, Восточная, Западная Церковь, Римский Kостел, Автономная Церковь, Автокефальная Церковь
Но: апостольская Церковь; ср.: киевская Никольская церковь (т.е. храм).

В названиях епархий всех христианских конфессий прилагательные пишутся с прописной: Абаканская и Kызылская епархия, Kиотская епархия, Сербская архиепископия, Охридская архиепископия, Kиевская митрополия и т.д.

В титулах архиереев всех христианских конфессий прилагательные также пишутся с прописной: митрополит Новгородский, архиепископ Волгоградский.
Но: не путать с прилагательными, обозначающими место проживания: новгородский митрополит, волгоградский священник.

В названиях церквей и монастырей прилагательные, обозначающие местоположение, пишутся со строчной (ср.: обозначающие праздник — с прописной): владимирский Упенский собор (монастырь), Троицкое подворье; московский Богоявленский монастырь, костромская Рождественская церковь. Но: троицкий монах (игумен, настоятель).

В титулах верховных правителей государств прилагательные пишутся с прописной: царь Русский, император Всероссийский, король Польский, великий князь Литовский (Московский). В титулах правителей отдельных земель в составе государства прилагательные пишутся со строчной: князь рязанский (белозерский и т.д.). Но: Андрей Владимирович Угличский.

new ДОБАВИЛИ СЛОВАРИК НАИБОЛЕЕ ПОПУЛЯРНЫХ ПОНЯТИЙ  (здесь все слова по алфавиту, кому-то будет удобнее в таком виде)

Там же найдете ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ БИБЛЕЙСКИХ ЦИТАТ, СТИХОВ

  • Как пишется батл по английски
  • Как пишется бателфилд на английском
  • Как пишется батарея или батарея
  • Как пишется батальон или батальон
  • Как пишется басовый ключ музыкальный