Как пишется безотметочное обучение слитно или раздельно

Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Безотметочное обучение: плюсы и минусы. Почему сегодня российское общество не готово к безотметочному обучению

Действующая сегодня пятибалльная система оценивания давно перестала устраивать многих, именно в ней многие видят причину несостоятельности оценочной системы. Педагоги часто оказываются в затруднении, выставляя отметку за устный ответ или письменную работу, появляются «плюсы» и «минусы» рядом с «3», «4», «5». Иногда эмоции и вовсе выражаются восклицательными или вопросительными знаками. Но ведь в журнал такую отметку не выставишь. Да и дети (особенно в конце четверти или полугодия) нередко «бегают» за учителем, выпрашивая лучшую итоговую оценку.

Мало того, выставляя одну и ту же отметку разным детям, учитель далеко не всегда может остаться объективным. Нет никакого секрета в том, что администрация школы, контролирующие органы «не погладят по голове» педагога, если у того будут неуспевающие по предмету. Вот и приходится «натягивать» тройку. И в то же время этот же учитель ставит ту же самую «тройку» ученику, который может учиться на «4» и «5», но неудачно ответил, что-то не выполнил и пр.

Родители тоже не остаются в стороне, поскольку им часто не понятно, почему ребенок получил ту или иную отметку, что нужно исправить, над чем поработать, чтобы успеваемость сына или дочери улучшилась. Или они просто не согласны с оценкой.

Поэтому сегодня идея безотметочного обсуждается все чаще. Мало того, первые классы уже несколько лет учатся по этому принципу, т.к. такая норма закреплена законодательно. Однако до сих пор даже у учителей, работающих с первоклассниками, нет четкого понимания, как обойтись без отметок. Вот и придумывают вместо баллов все, что угодно: картинки и печати, ленточки и ордена и т.д. – все, подскажет воображение учителя.

Но наша статья не ставит целью привести глобальные философские выкладки, это, скорее, попытка диалога с нашими читателями: как же нам оценивать знания учеников? И оценивать ли в традиционном понимании этого слова?

«Плюсы» безотметочного обучения

И исследователи-теоретики, и практикующие педагоги отмечают несколько неоспоримых достоинств введения безотметочного обучения.

Труд Ш.А. Амонашвили об оценках: Основы гуманной педагогики. Об оценках (OZON.ru, Лабиринт).

«Минусы» безотметочного обучения

Как у любой идеи, у обучения без отметок имеются свои отрицательные стороны. О них, в том числе, говорят педагоги, уже использовавшие в своей системе работы отсутствие отметок.

Таким образом, в реализации идеи обучения без отметок есть много как положительных, так и отрицательных моментов. Понятно, что основной целью его применения считают гуманизацию образования, ориентацию на личностно-ориентированный подход в обучении. Однако для массового внедрения обучения без отметок требуется, чтобы и в школе, и в обществе сформировалось принципиально иное (относительно традиционного) отношение к оцениванию качества образования, а также была продумана сама система оценки деятельности учащихся и решены некоторые вопросы на законодательном уровне. А как считаете вы? Каков ваш опыт? Напишите в комментариях к статье.

Источник

Морфологический разбор слова «безотметочное»

Морфологический разбор «безотметочное»:

«Безотметочное»

Грамматический разбор

Смотрите также:

Синтаксический разбор «Я не люблю, когда математики, знающие намного больше меня, не могут ясно выражать свои мысли.»

Морфологический разбор слова «безотметочное»

Фонетический разбор слова «безотметочное»

Карточка «безотметочное»

Предложения со словом «безотметочное»

Разбор частей речи

Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:

1. Самостоятельные части речи:

2. Служебные части речи:

3. Междометия.

Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:

Морфологический разбор существительного

План морфологического разбора существительного

Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;

Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).

Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:

«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»

Дамы (кто?) — имя существительное;

Лужину (кому?) — имя существительное;

Ладонью (чем?) — имя существительное;

Пыль (что?) — имя существительное;

(с) Пальто (С чего?) — существительное;

Морфологический разбор прилагательного

Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:

План морфологического разбора прилагательного

Полная луна взошла над городом.

Полная (какая?) – имя прилагательное;

Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:

Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.

Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;

Стройная (какая?) — имя прилагательное;

Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;

Голубые (какие?) — имя прилагательное;

Изумительных (каких?) — имя прилагательное;

Морфологические признаки глагола

Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.

Морфологические формы глаголов:

Морфологический разбор глагола

Морфологический разбор глагола пример

Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:

Вороне как-то Бог послал кусочек сыру. (басня, И. Крылов)

Послал (что сделал?) — часть речи глагол;

Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:

Какая тишина, прислушайтесь.

Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;

План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:

— Его нужно предостеречь.

— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.

— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)

Предостеречь (что сделать?) — глагол;

Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;

Нарушать (что делать?) — слово глагол;

Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;

Вошел (что сделал?) — глагол;

Источник

Статья на тему «Безотметочное обучение. Какие аргументы «за» и «против» безотметочного обучения существуют»

Безотметочное обучение представляет обучение, в котором отсутствует отметка как форма количественного выражения результата оценочной деятельности.

Основная цель такого обучения – сформировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребенка.

При безотметочном обучении используются средства, которые позволяют зафиксировать индивидуальное продвижение ребенка, при этом не провоцирует учителя на сравнение детей между собой, а также не разделяет их по успеваемости. Это могут быть «Листы достижений», шкалы, графики, в которых отмечаются уровни учебных достижений ребенка по множеству параметров.

Принципы безотметочного обучения:

2)критерии для оценивания и контроля вырабатываются совместно с учеником;

3)самоконтроль и самооценка учащегося предшествуют оценке сверстников.

Безотметочная система контроля и оценки предметных знаний и умений учащегося предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предметов учеником и не подразумевает сравнение его с другими детьми.

Плюсы безоценочного обучения:

Ученики получают возможность не бояться сказать о том, что они чего-либо не знают, ведь за этим последует не наказание «двойкой», а коррекция ситуации.

Предупреждение возможных конфликтов между учителем и учеником, возникающих на почве объективности оценивания работы ребенка со стороны педагога.

Сохранение положительной мотивации к обучению у учащихся с разными способностями и соответствующими достижениями.

Дети учатся самооценке своих действий. Система позволяет выявлять индивидуальную динамику развития и качества усвоения предметного содержания, обученности каждого ребенка, не подразумевает сравнение его с другими детьми, их достижениями.

Учитель освобождается от роли надзирателя, становится наставником.

Минусы безоценочного обучения:

Отсутствие комплексного подхода в оценивании. Сама система не продумана с точки зрения критериев, поэтому у педагога возникают затруднения в ее применении.

Родители не всегда имеют представление, что именно нужно отработать дополнительно с ребенком, на что обратить внимание, где имеются пробелы в знаниях, а какая тема усвоена хорошо.

Для объективного контроля за достигнутыми результатами требуется разработать четкую и понятную всем участникам образовательного процесса систему проверки знаний. Систему должны понимать и дети, и родители.

Сниженная мотивация учащихся вследствие отсутствия внешней оценки (в виде отметки) их деятельности, выполнения конкретной работы, поэтому взрослым приходится постоянно работать над повышением мотивации.

Уровень самосознания личности учащихся не позволяет им объективно оценивать свои предметные знания, навыки и способности, опираясь только на самооценку.

В условиях классно-урочной системы, при работе с обычным классом возникает дефицит времени, которое можно уделить персонально каждому ребенку на объяснение правильности выполнения его работы или имеющихся в ней недочетах.

На мой взгляд, безотметочное оценивание предполагает два момента – чего ты достиг и над чем тебе надо работать. Кроме того, есть оценка-контроль и оценка формирующая либо поддерживающая. Первая всегда остается собственно отметкой, потому что есть итоговые аттестации, которые являются показателем того, стала ли безотметочная система эффективным способом образования и продвижения ребенка.

Я преподавала курс «Проектная деятельность» с безотметочным обучением. Уроки получаются «более живые» и интересные. По своему опыту могу сказать, что дети действительно более открыты, легче идут на контакт и не боятся дать неверный ответ. Но в тоже время в каждом классе есть дети, которые учатся ради оценки, а не ради знаний. И тогда возникает вопрос: как оценивать этих детей? Кроме того, в настоящее время не выработана система оценивания знаний без оценки, понятная всем, в том числе родителям. А для массового внедрения обучения без отметок требуется, чтобы и в школе, и в обществе сформировалось принципиально иное отношение к оцениванию качества образования, а также была продумана сама система оценки деятельности учащихся. Думаю, что пока современная школа еще не до конца готова к переходу на безоценочное обучение.

Источник

Безотметочное обучение в начальной школе.

Основная задача педагога – обращать внимание школьников на совершенствование их учебной деятельности, на углубление и усиление мотивов познания, закреплять в ученике веру в их силы, вовлекая в сотруднические формы общения и развивая самостоятельность и чувство свободного выбора. Следовать правилу: оценивать и поощрять любое успешное действие ученика.

Просмотр содержимого документа
«Безотметочное обучение в начальной школе.»

Безотметочное обучение в начальной школе.

Если до недавнего времени основной целью обучения являлось формирование предметных знаний, умений и навыков, то в инновационном образовании во главу угла поставлено формирование общеучебных умений, развитие умений самостоятельно осуществлять учебные действия. Это, в свою очередь, влечет за собой изменения подходов к системе оценивания учебных достижений школьников. Однако школьная отметка была и остается главным критерием работы ученика. В то же время понятно, что существующая система оценивания несовершенна и может негативно влиять на школьников.

Вот тогда и встают вопросы: как преодолеть недостатки существующей традиционной системы отметок; как оценивать изменения в деятельности ученика, не ущемляя его прав.

На самом деле необходимо, чтобы учитель принципиально изменил процедуру оценивания, организовав его как совместное действие, постепенно передавая инициативу оценки ученического действия в руки самого ребенка. Именно в этом состоит суть технологии безотметочного обучения, которое не является безоценочным.

Но именно это положение часто не находит нужной поддержки со стороны родителей и некоторых учителей.

Отметка не дает полноценной возможности для формирования у учащихся оценочной самостоятельности, которая сегодня признана ключевой компетенцией, определяющей новое качество содержания российского образования.

Отметка является малоинформативной, по ней часто нельзя определить вектор дальнейших усилий – что именно надо улучшить, над чем поработать, в какой степени это вообще возможно для данного ученика.

Отметка затрудняет индивидуализацию обучения, так как учителю трудно зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого конкретного ученика в сравнении с предыдущими результатами его обучения.

Для ребенка плохая отметка – предвестник неприятностей в семье.

Отметка – валютная купюра на школьном и семейном рынках.

Отметка – способ соревнования детей. Соревновательность – полезное чувство, но отметка в действительности вызывает преимущественно зависть. Зависть же разрушает товарищескую среду учащихся и является фактором, затрудняющим нормальный ход воспитания и обучения.

Рассмотрев отрицательную сторону отметок, необходимо перечислить аргументы «ЗА» безотметочное обучение.

У учащихся отсутствует страх. На уроках царит свобода мысли, сотрудничество, как с учителем, так и между учащимися. Отметка, как мотив учения исчезает, и постепенно формируется главный познавательный мотив.

Отсутствие отметок позволяет ребенку открыто сказать о своем незнании. Для мотивированного обучения ученику необходимо определить качество знаний: что ему удается и как, какие пробелы в своих знаниях и умениях следовало бы восполнить и каким образом.

Оценка со стороны самого школьника и его товарищей обязательно обеспечивает успех и закрепляет в ученике уверенность в своих возможностях, формирует интерес к познанию.

Отсутствие отметок положительно скажется на конкретных предметных знаниях и умениях учащихся.

Однако, как бы школьники не научились контролю и оценке (самоконтролю и самооценке), все равно им хочется знать учительскую оценку, чувствовать оптимистическое и чуткое отношение к себе педагога, чья контрольно- оценочная деятельность в педагогическом процессе никогда не должна быть прекращена, она не должна и слабеть, а должна только качественно меняться.

Основная задача педагога – обращать внимание школьников на совершенствование их учебной деятельности, на углубление и усиление мотивов познания, закреплять в ученике веру в их силы, вовлекая в сотруднические формы общения и развивая самостоятельность и чувство свободного выбора. Следовать правилу: оценивать и поощрять любое успешное действие ученика.

За основу безотметочного обучения в 1 классе взяты идеи Г. А. Цукерман:

самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке;

самооценка ученика должна постепенно дифференцироваться;

оцениваться должны только достижения учащегося, предъявленные самими детьми для оценки, опираясь на правило» добавлять, а не вычитать»;

учащиеся должны иметь право на самостоятельный выбор сложности контролируемых заданий;

оцениваться должна прежде всего динамика успешности учащихся относительно самих себя;

для итоговой аттестации учащихся должна использоваться накопительная система оценок.

Некоторые приемы педагогической технологии, используемые при безотметочном обучении в 1 классе.

Постановка ребенка в позицию учителя позволяет создать условия для развития у него теоретической позиции: ведь обучая другого, ребенок часто усваивает те знания, которые не мог или не стал осваивать, находясь в позиции ученика, растет самоуважение и самодисциплина, находясь в позиции лидера.

Лучше использовать такие тетради при анализе однотипных заданий, чтобы иметь возможность увидеть степень продвижения ученика. Например, учитель проводит диктанты по теме «Безударные гласные», состоящие из 15 слов. После проверки чертится график по количеству пропущенных ошибок.

«Безударные гласные» ( 15 слов)

10.10 05.11 08.12 20.01 15.02

Такие тетради продвижения помогают:

формировать у учащихся навык самоконтроля и самооценки;

наглядно увидеть процесс формирования предметного знания у учащихся и обеспечить его целенаправленную и своевременную коррекцию;

сделать оценку содержательной и для ученика, и для родителей;

сделать оценку работы оптимистичной для ученика, который наглядно видит свои результаты;

сделать тетрадь «справочником изученного»;

обеспечить соблюдение принципа преемственности в обучении.

При четких критериях отметки можно наглядно видеть, какая тема усвоена ребенком в полной мере.

Готовится ребенком для родителей в конце года. В нее можно вложить лучшие работы по разным направлениям: рисунки, образцы каллиграфического письма, успешные контрольные задания и т.д.

Учитель оценивает работу школьника словами, интонацией, жестом, мимикой, а дети оценивают одноклассников цветными полосками.

Знакомство детей с критериями.

На уроках необходимо обсудить проблему оценки, Полезно, чтобы каждый ученик сам оценил свою работу и сравнил ее с учительской, чтобы школьники оценивали работу друг друга.

Позволяет решить проблему оценивания кратких ответов с места, удачных реплик и вопросов. Подкрепить нужно успех. Например, за удачный ответ ученик получает красный кружок. Накопив 5 кружков, он получает большой кружок. Накопив 5 больших кружков – учитель делает запись в дневник, папку достижений и т.д. Этот прием вводится на некоторое время, если требуется расшевелить класс. По мере формирования привычки активно работать учитель уходит от этого приема.

Для обеспечения плавного перехода к отметочному обучению можно использовать следующие приемы:

Райтинг (от англ. – правильно) вводится на период согласования критериев отметки. Ученик сначала сам ставит отметку за работу, затем ее оценивает учитель. Отметки записываются дробью 4/5. Через некоторое время числитель и знаменатель все чаще совпадают.

Защитный лист, в который ученик до урока записывает свою фамилию, если он не готов к ответу. Теперь он может быть уверен, что его сегодня не спросят. Учитель, подшивая листы, держит ситуацию под контролем.

Отсроченная отметка. Неудовлетворительную отметку можно сразу не выставлять в журнал, ограничившись оценочным суждением и дав тем самым ученику дополнительное время для подготовки.

Кредит доверия может использоваться, например, при выставлении спорной четвертной оценки. Дети ценят доверие!

Приемов педагогической технологии великое множество. Они являются результатом местного творчества учителей, объединенных любовью к своему делу и профессионализмом.

Список правил оценочной безопасности является принципиально открытым и может дополняться в ходе учебного процесса. Например:

1. Не скупиться на похвалу.

2. Хвалить исполнителя, критиковать исполнение.

Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем.

4. Ставить перед ребенком только конкретные цели.

5. «За двумя зайцами…»

Не надо ставить перед первоклассником несколько задач одновременно. Если вы сегодня ставите задачу не забыть о точке в конце предложения, простите ему то, что он забыл, как пишется заглавная буква «Д».

7. Учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки.

Амонашвили Ш.А. Обучение, оценка, отметка. М., 1980.

Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. М., 2002.

Цукерман Г.А. Оценка без отметки. М.,1999.

Золотова Л.В., методист по начальным классам ГБОУ Школа 2120 ш-3

Источник

Статья на тему безотметочного обучения

Размышления учителя на тему безотметочного обучения.

Задумывались ли вы когда-либо о безотметочном обучении в средней школе? О возможности его принципиального использования на своих уроках?

Что касается меня, то моя позиция склоняется в сторону голосов за использование этого метода, хотя осуществление принципа безотметочного обучения на данном этапе развития нашего общества практически невозможно. И дело не только в авторитарном положении школы и учителя по отношению к ученику. В отметке, в первую очередь, кроется большая мотивационная возможность. И это является тем фактором, который превалирует над всеми слабостями и недостатками современной системы оценивания.

Одним из главнейших недостатков оценки, на мой взгляд, является то, что в современной системе образования нашей страны, к сожалению, сложилась фактически трехбалльная система оценивания (3, 4, 5). Двойку, на сегодняшний день, нельзя считать полноценной отметкой, т.к., ставя ее, учитель расписывается в своем бессилии научить ребенка хоть чему-то. «Неуд» ставится скорее для «устрашения» и мотивации к действию, и предполагается, что он должен быть исправлен. Для каждого учителя совершенно ясно, что все многообразие полученных и усвоенных знаний, приобретенных умений и навыков нельзя оценивать тремя отметками.

Мне, как учителю, поддерживающему субъект-субъектные отношения с каждым учеником, проблематично выставить удовлетворительную или неудовлетворительную отметку, поскольку мне не хватает существующей шкалы от «3» до «2». Любая из этих оценок воспринимается учениками негативно и не дает им возможности увидеть какой-либо положительной динамики в тех случаях, когда «четвёрка» еще невозможна. Поэтому я всегда сопровождаю свою отметку устными и письменными комментариями и оценками. Именно в этой связи очень успешной мне кажется рейтинговая система оценки.

Многими учителями английского языка довольно успешно используется такое средство оценивания результатов, как портфолио. Оно называется « My language portfolio » (Мой языковой порфель) и входит в систему учебно-методического комплекса. Здесь ученик собирает не только свои самые лучшие работы, дипломы и сертификаты, но и ведёт непрерывную работу над увеличением словарного запаса иностранного языка. Портфолио позволяет также вывести рейтинговую систему, где за каждую работу, грамоту и т.п. начисляется определенное количество баллов. Есть и пороговый балл, который ученик должен набрать обязательно.

В завершении хотелось бы сказать, что безотметочное обучение не следует понимать как упразднение любого оценивания в принципе. Безотметочное обучение – это, в первую очередь, система гибкого и неавторитарного выставления оценочных суждений, это диалог между самооценкой ученика и внешней оценкой педагога.

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как пишется безотметочное обучение слитно или раздельно, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову «Как пишется безотметочное обучение слитно или раздельно», предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Безотметочное обучение — как условие формирования самооценки младшего школьника

Гащенко В. М.

МБОУ «Новотаводжанская СОШ»

Самооценка — это важнейший орган душевной жизни, служащий для регуляции поведения и деятельности человека, его успехов и неудач.

(Г.А.Цукерман)

Последнее время мы часто говорим, что нашему российскому обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственное решение в ситуации выбора, инициативные самостоятельные. Какие бы реформы не проходили бы в образовании, в конечном итоге они замыкаются на деятельности педагога, которому во все времена принадлежала роль в обучении и воспитании подрастающего поколения.

 С   учётом того, что современная начальная школа – это не школа  навыка, а школа пробы сил ребёнка, становится актуальной проблема оценивания учебных достижений каждого обучающегося, нацеленная на личностный рост и развитие, а не на уровень среднего ученика. Проблема оценки учебных достижений обучающихся и адекватная форма выражения этой оценки назрела давно. Сложившаяся сегодня система оценки качества учебных достижений имеет серьёзный недостаток.

Что мы оцениваем? Мы даём оценку только репродутивным усилиям, исполнительской части труда, оценивая тем самым поисковые, творческие усилия ребёнка. Из года в год школьной практикой подтверждалось, что отметка снижает напряжение поиска нового и повышает ценность исполнительства и подражания, ибо оценивает результат, а не процесс его достижения.

 На  мой взгляд, одним из наиболее удачных подходов к оцениванию в начальной школе является безотметочное обучение.

Безотметочная система обучения – это система отражения качественного результата обучения школьников без использования количественного выражения результата оценочной деятельности.

Система оценивания занимает особое место в реализации новых ФГОС. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, предусматривается, что учитель и ученик вместе определяет оценку. Как учитель, так и ученик имеет право изменить оценку, если они смогут аргументировано доказать, что она завышена или занижена.

В нашей школе третий год осуществляется введение ФГОС НОО. Особое внимание мы уделяем формированию оценочной деятельности. В 1 классе безотметочная система обучения, но учитель контролирует и даёт оценку действиям обучающихся. Работая учителем начальных классов я считаю, что именно на нас лежит груз ответственности за правильно сформированное отношение ученика к оценке.

Один из важнейших принципов безотметочной системы – самооценка. При безотметочном обучении использую такие средства оценивания, которые позволяют зафиксировать индивидуальные продвижения каждого ребёнка. Отдельные элементы безотметочного обучения постепенно  ввожу с первого дня школьной жизни. Вот некоторые приёмы формирования навыков самоконтроля и самооценки, которые я использую на своих уроках. Ученику  предлагается лесенка из 10 ступеней. Каждый из детей рисует себя той ступеньке, на которой считает нужным. Такая работа первый опыт ребёнка по самооценке, которая в последствии будет формироваться и совершенствоваться на каждом уроке. Главная задача учителя – научить учеников самостоятельно оценивать свой труд, так как формирование самооценки, а именно адекватной – залог успешности ученика. Каждый школьник должен пройти все этапы оценочной деятельности, для того, чтобы осознать, что нужно оценивать, как оценивать, зачем оценивать, какие формы оценок существуют. Оценивание достижений происходит не в сравнении с одноклассниками, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение.

В 1 классе ученик способен оценить себя по критериям, выработанным совместно с учителем, сравнить свою  оценку с оценкой учителя, выяснить причины разногласия. С первых  уроков в1 классе приучаю оценивать свою работу. Словарный запас ученика невелик, поэтому в работу по самооценке можно ввести, предварительно оговорив с детьми трёхцветный индикатор: трёхцветные фигурки, круги. Цветовой спектр выбирается разный. Например, красный – «Я доволен своей работой»; синий – «немного затруднялся в выполнении, не совсем доволен работой»; жёлтый – «Работой не доволен, не всё получилось, нужна помощь».

Использую в практике «Волшебные линеечки». Например, объясняю первоклассникам, что на самом верху «Линеечки» может поставить крестик тот ребёнок, который все словарные слова написал правильно, внизу этой линеечки – тот. Кто все слова написан неправильно. Таким образом, ребёнок ставит «крестик» на условной шкале в соответствии с тем местом которое занимает данный результат: между самым лучшим и самым худшим результатами по выбранному критерию. Затем учитель ставит свой «крестик» на той же линеечке. Самое главное – самооценка должна предшествовать оценке учителя.

Для грамотного письма и более внимательного отношения к своим ошибкам на роках русского языка провожу игру «Ситечко»: на отдельных листочках ребята выписывают слова, в которых они допустили ошибки. В конце четверти подсчитываем, сколько слов попало в «ситечко». Чем меньше слов, тем результат лучше. Ребята проявляют интерес к этой игре, им нравится добиться пустого «ситечка».

На своих уроках использую приём взаимооценки. Оценка работы, выполненной другим обучающимся, является условием для возникновения самооценочной деятельности. Видя положительную работу своего товарища, ребёнок старается подтянуться. Очень важно при  организации взаимопроверки ориентировать обучающихся на то, что они должны видеть друг в друге хорошее, с уважением воспринимать успехи товарища. Приобретая навык оценивания собственных и чужих достижений, дети получают опыт взаимопомощи, взаимоподдержки.

На уроке математики по теме «Табличное сложение в пределах 10» детям раздаю таблицы со столбиками примеров. На решение даю 5 минут. Дети в тетради записывают только ответы. По истечении времени обучающиеся меняются тетрадями с соседом по парте, подсчитывается количество правильных ответов – баллов. Баллы записываются на полях тетради. Такая работа проводится в течении нескольких уроков. Во-первых вырабатывается скорость счета, во-вторых контролируются изменения, в третьих заучивается таблица.

Не стоит забывать о роли рефлексии, так как её основной целью является самооценка. Исходя из функции рефлексии, предлагается следующая классификация:

Рефлексия настроения и эмоционального состояния;

Рефлексия деятельности;

Рефлексия содержания учебного материала.

На уроках использую приём «Дерево познания». Проводя рефлексию, прошу учеников высказать своё мнение об уроке, о своём вкладе в урок.Если есть положительные ответы, на дерево вывешивается листик. К концу недели дерево полностью покрывается листьями. После рефлексии виден результат работы учителя и успешность обучающихся.

«Позиционная дискуссия»

Работа на уроке была плодотворной, потому что…

Я согласен с тем, что мы хорошо поработали, так как …

Однако мы не узнали о …

Несмотря на то, что мы не узнали…, работа позволила…..

Работа, проведённая в течение года в системе безотметочного обучения позволила обучающимся лучше адаптироваться к оцениванию знаний в условиях существующей в школе 5-бальной отметочной системы.

Самооценка относится к наиболее важным аспектам формирования личности. Развитие адекватной самооценки – не просто способ сделаться счастливым человеком.  Это фундамент, на котором должна строиться вся жизнь, поэтому особое внимание следует формированию самооценки в младшем школьном возрасте. Ребёнок с адекватной самооценкой и сформированными навыками самоконтроля сможет корректировать свою учебно-познавательную деятельность в школе. А в дальнейшем сможет самореализоваться во взрослой жизни. Именно такая задача ставится перед современным образованием.

Безотметочное обучение в начальной школе.

Если до недавнего времени основной целью обучения являлось формирование предметных знаний, умений и навыков, то в инновационном образовании во главу угла поставлено формирование общеучебных умений, развитие умений самостоятельно осуществлять учебные действия. Это, в свою очередь, влечет за собой изменения подходов к системе оценивания учебных достижений школьников. Однако школьная отметка была и остается главным критерием работы ученика. В то же время понятно, что существующая система оценивания несовершенна и может негативно влиять на школьников.

Вот тогда и встают вопросы: как преодолеть недостатки существующей традиционной системы отметок; как оценивать изменения в деятельности ученика, не ущемляя его прав.

Для многих учителей и родителей безотметочное обучение – плод воображения или экспериментальных изысков ученых — психологов, весьма далеких от повседневной школьной жизни. Однако если говорить о безотметочном обучении в 1 классе, то это требование законодательно оформлено в современных документах. Однако сегодня безотметочное обучение в 1 классе – лишь декларация, и оно будет оставаться таким до тех пор, пока в руках учителя не появится реальная технология – инструмент организации безотметочного оценивания на начальном этапе обучения. В настоящее время каждый учитель выходит из этой непростой ситуации по – своему, решая проблему без должной методической поддержки, иногда заменяя одни отметки на другие: баллы, ордена, похвальные листы или печати или карточки с изображением зайчиков, солнышек и т.д.(на сколько богата фантазия учителя).

На самом деле необходимо, чтобы учитель принципиально изменил процедуру оценивания, организовав его как совместное действие, постепенно передавая инициативу оценки ученического действия в руки самого ребенка. Именно в этом состоит суть технологии безотметочного обучения, которое не является безоценочным.

Но именно это положение часто не находит нужной поддержки со стороны родителей и некоторых учителей.

Безотметочное обучение — это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей « отметочной» системы оценивания, которые перечислены ниже:

  1. Отметка не дает полноценной возможности для формирования у учащихся оценочной самостоятельности, которая сегодня признана ключевой компетенцией, определяющей новое качество содержания российского образования.

  2. Отметка является малоинформативной, по ней часто нельзя определить вектор дальнейших усилий – что именно надо улучшить, над чем поработать, в какой степени это вообще возможно для данного ученика.

  3. Отметка затрудняет индивидуализацию обучения, так как учителю трудно зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого конкретного ученика в сравнении с предыдущими результатами его обучения.

  4. В отметках сосредоточена вся власть взрослых : отметки — это прежде всего контроль за процессом обучения, право выставлять отметки имеет только учитель.

  5. Для ребенка плохая отметка – предвестник неприятностей в семье.

  6. Отметка – валютная купюра на школьном и семейном рынках.

  7. Отметка – способ соревнования детей. Соревновательность – полезное чувство, но отметка в действительности вызывает преимущественно зависть. Зависть же разрушает товарищескую среду учащихся и является фактором, затрудняющим нормальный ход воспитания и обучения.

Рассмотрев отрицательную сторону отметок, необходимо перечислить аргументы «ЗА» безотметочное обучение.

  1. У учащихся отсутствует страх. На уроках царит свобода мысли, сотрудничество, как с учителем, так и между учащимися. Отметка, как мотив учения исчезает, и постепенно формируется главный познавательный мотив.

  2. Отсутствие отметок позволяет ребенку открыто сказать о своем незнании. Для мотивированного обучения ученику необходимо определить качество знаний: что ему удается и как, какие пробелы в своих знаниях и умениях следовало бы восполнить и каким образом.

  3. Оценка со стороны самого школьника и его товарищей обязательно обеспечивает успех и закрепляет в ученике уверенность в своих возможностях, формирует интерес к познанию.

  4. Отсутствие отметок положительно скажется на конкретных предметных знаниях и умениях учащихся.

Однако, как бы школьники не научились контролю и оценке (самоконтролю и самооценке), все равно им хочется знать учительскую оценку, чувствовать оптимистическое и чуткое отношение к себе педагога, чья контрольно- оценочная деятельность в педагогическом процессе никогда не должна быть прекращена, она не должна и слабеть, а должна только качественно меняться.

Основная задача педагога – обращать внимание школьников на совершенствование их учебной деятельности, на углубление и усиление мотивов познания, закреплять в ученике веру в их силы, вовлекая в сотруднические формы общения и развивая самостоятельность и чувство свободного выбора. Следовать правилу: оценивать и поощрять любое успешное действие ученика.

За основу безотметочного обучения в 1 классе взяты идеи Г. А. Цукерман:

  1. самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке;

  2. самооценка ученика должна постепенно дифференцироваться;

  3. оцениваться должны только достижения учащегося, предъявленные самими детьми для оценки, опираясь на правило» добавлять, а не вычитать»;

  4. учащиеся должны иметь право на самостоятельный выбор сложности контролируемых заданий;

  5. оцениваться должна прежде всего динамика успешности учащихся относительно самих себя;

  6. для итоговой аттестации учащихся должна использоваться накопительная система оценок.

Некоторые приемы педагогической технологии, используемые при безотметочном обучении в 1 классе.

Взаимообучение.

Постановка ребенка в позицию учителя позволяет создать условия для развития у него теоретической позиции: ведь обучая другого, ребенок часто усваивает те знания, которые не мог или не стал осваивать, находясь в позиции ученика, растет самоуважение и самодисциплина, находясь в позиции лидера.

Тетрадь продвижения.

Лучше использовать такие тетради при анализе однотипных заданий, чтобы иметь возможность увидеть степень продвижения ученика. Например, учитель проводит диктанты по теме «Безударные гласные», состоящие из 15 слов. После проверки чертится график по количеству пропущенных ошибок.

«Безударные гласные» ( 15 слов)

Без ошибок .

1 ошибка .

2 ошибки .

3 ошибки . .

4 ошибки

5 ошибок

10.10 05.11 08.12 20.01 15.02

Такие тетради продвижения помогают:

  • формировать у учащихся навык самоконтроля и самооценки;

  • наглядно увидеть процесс формирования предметного знания у учащихся и обеспечить его целенаправленную и своевременную коррекцию;

  • сделать оценку содержательной и для ученика, и для родителей;

  • сделать оценку работы оптимистичной для ученика, который наглядно видит свои результаты;

  • сделать тетрадь «справочником изученного»;

  • обеспечить соблюдение принципа преемственности в обучении.

При четких критериях отметки можно наглядно видеть, какая тема усвоена ребенком в полной мере.

Папка достижений.

Готовится ребенком для родителей в конце года. В нее можно вложить лучшие работы по разным направлениям: рисунки, образцы каллиграфического письма, успешные контрольные задания и т.д.

Оценка – не отметка.

Учитель оценивает работу школьника словами, интонацией, жестом, мимикой, а дети оценивают одноклассников цветными полосками.

Знакомство детей с критериями.

На уроках необходимо обсудить проблему оценки, Полезно, чтобы каждый ученик сам оценил свою работу и сравнил ее с учительской, чтобы школьники оценивали работу друг друга.

Своя «валюта».

Позволяет решить проблему оценивания кратких ответов с места, удачных реплик и вопросов. Подкрепить нужно успех!!! Например, за удачный ответ ученик получает красный кружок. Накопив 5 кружков, он получает большой кружок. Накопив 5 больших кружков – учитель делает запись в дневник, папку достижений и т.д. Этот прием вводится на некоторое время, если требуется расшевелить класс. По мере формирования привычки активно работать учитель уходит от этого приема.

Для обеспечения плавного перехода к отметочному обучению можно использовать следующие приемы:

Райтинг (от англ. – правильно) вводится на период согласования критериев отметки. Ученик сначала сам ставит отметку за работу, затем ее оценивает учитель. Отметки записываются дробью 4/5. Через некоторое время числитель и знаменатель все чаще совпадают.

Защитный лист, в который ученик до урока записывает свою фамилию, если он не готов к ответу. Теперь он может быть уверен, что его сегодня не спросят. Учитель, подшивая листы, держит ситуацию под контролем.

Отсроченная отметка. Неудовлетворительную отметку можно сразу не выставлять в журнал, ограничившись оценочным суждением и дав тем самым ученику дополнительное время для подготовки.

Кредит доверия может использоваться, например, при выставлении спорной четвертной оценки. Дети ценят доверие!

Приемов педагогической технологии великое множество. Они являются результатом местного творчества учителей, объединенных любовью к своему делу и профессионализмом.

Список правил оценочной безопасности является принципиально открытым и может дополняться в ходе учебного процесса. Например:

  • 1. Не скупиться на похвалу.

  • 2.  Хвалить исполнителя, критиковать исполнение.

Например: вместо ,,Ты сделал три ошибки в этом примере” лучше сказать ,,Давай с тобой найдем в этом примере три ошибки”

  • 3. «На ложку дегтя — бочка меда».

Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем.

  • 4. Ставить перед ребенком только конкретные цели.

Вместо заклинания. ,,Постарайся быть внимательным и не пропускай букв” эффективней установка ,,В прошлом диктанте ты пропустил шесть букв , сегодня — не больше пяти”.

  • 5. «За двумя зайцами…»

Не надо ставить перед первоклассником несколько задач одновременно. Если вы сегодня ставите задачу не забыть о точке в конце предложения, простите ему то, что он забыл, как пишется заглавная буква «Д».

  • 6. Формула «опять ты НЕ…» — верный способ выращивания неудачника.

  • 7. Учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки.

Литература.

Амонашвили Ш.А. Обучение, оценка, отметка. М., 1980.

Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. М., 2002.

Цукерман Г.А. Оценка без отметки. М.,1999.

Золотова Л.В., методист по начальным классам ГБОУ Школа 2120 ш-3

Муниципальное общеобразовательное
учреждение

средняя
общеобразовательная школа № 2 п. Гигант

Тема:
«Безотметочная система обучения в начальной школе»

Выполнила
учитель начальных классов:

Квашина
В.А.

Безотметочная
система обучения в начальной школе

                 Всем
известно, что существует много публикаций о том, что пятибалльная или
какая-либо другая количественная шкала оценок является элементом начального
обучения, травмирующим ребёнка. Ещё раз выделим основные отрицательные эффекты
отметки.

ü     искажение
отношений ученика с учителем, родителями и, главное, с самим собой.

ü     повышение
тревожности и невротизация детей.

ü     искажение
учебной мотивации.

ü     невозможность
отслеживать динамику школьной успешности ученика.

ü     с
помощью отметки закладывается ложная основа детской самооценки.

Концепция
модернизации российского образования предполагает разработку новой модели
начальной школы. В ходе её разработки и создания предусматривается переход на
безотметочную систему обучения на протяжении всей начальной школы.

Безотметочное
обучение

– это обучение, в котором система контроля и оценки строится на
содержательно-оценочной основе без выставления отметок.

Основные
цели безотметочного обучения:
создание условий для
сохранения психофизического здоровья младших школьников, развитие у них
внутренней мотивации учения, становление адекватной самооценки учащихся,
развитие способности самостоятельно оценивать результаты собственной учебной
деятельности.

Основные
принципы

безотметочного обучения:

ü  критериальность: содержательный
контроль и оценка строятся на основе критериев, которые указаны в
образовательных стандартах по учебным предметам. Каждому из критериев
соответствуют показатели, которые должны быть однозначными, предельно четкими и
понятными для учащихся. Например, работая в прописях над написанием элементов
букв, работу можно оценить по различным показателям: 1) соблюдение наклона; 2)
высота элементов; 3) выдерживание расстояния между элементами и др. При
списывании предложений могут быть выдвинуты следующие показатели: 1) написание
большой буквы в начале предложения; 2) постановка точки в конце предложений; 3)
пропуск букв и др.

ü  приоритет
самооценки и личностная направленность:
одной из задач
безотметочного обучения является формирование у учащихся навыков
самостоятельного оценивания результатов собственной учебной деятельности.
Важным условием формирования таких учебных действий является соблюдение
следующей последовательности: сначала ученик сам оценивает собственную работу,
затем работа оценивается одноклассниками или учителем. Таким образом, внутренняя
самооценка должна предшествовать внешней
. Это позволит ученику увидеть, что
любая учебная работа выполняется, прежде всего, для него самого, а не для
учителя. Такая последовательная работа поможет в будущем сформировать у
учащихся ценностное отношение к процессу и результату учебного труда;
самостоятельное определение школьником своих потенциальных возможностей,
учебных достижений, а также осознание тех  проблем, которые ещё предстоит
решить в ходе осуществления учебной деятельности. Для формирования адекватной
самооценки применяется сравнение двух самооценок учащихся: прогностической
(оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы).

ü  систематичность
оценивания;

ü  естественность
процесса контроля и оценки.

Безотметочное
обучение должно стать одним из принципов образования в обновляемой начальной
школе.

Для
этого нужно, чтобы:

*                  
1. Самооценка ученика должна
предшествовать учительской оценке (объективный однозначный критерий)

*                  
2. Самооценка учащихся должна постепенно
дифференцироваться (сумма многих умений)

*                  
3. Оцениваться должны только достижения
учащихся, предъявленные самими детьми для оценки.

*                  
4. Содержательное (само) оценивание должно
быть неотрывно от умения себя контролировать.

*                  
5. Учащиеся должны иметь право на
самостоятельный выбор сложности контролируемых заданий, сложности и объема
домашних заданий.

*                  
6. Оцениваться должна, прежде всего,
динамика учебной успешности учащихся относительно их самих.

*                  
7. Учащиеся должны иметь право на сомнение
и незнание, которые оформляются в классе и дома особым образом. (знаки, система
заданий)

*                  
8. Для итоговой аттестации учащихся должна
использоваться накопительная система оценок.

Такие
правила существенно способствуют росту эмоционального благополучия детей,
уровень которого в настоящее время падает стремительней, чем уровень
физического здоровья.

Список
правил оценочной безопасности является принципиально открытым и может
дополняться в ходе учебного процесса. Например:

*                  
1. Не скупиться на похвалу.

*                  
2.  Хвалить исполнителя, критиковать
исполнение.

Например:
вместо ,,Ты сделал три ошибки в этом примере” лучше сказать ,,Давай с тобой
найдем в этом примере три ошибки”

*                  
3. «На ложку дегтя — бочка меда».

Даже
в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем.

*                  
4. Ставить перед ребенком только
конкретные цели.

Вместо
заклинания. ,,Постарайся быть внимательным и не пропускай букв” эффективней
установка ,,В прошлом диктанте ты пропустил шесть букв , сегодня — не больше
пяти”.

*                  
5. «За двумя зайцами…»

Не
надо ставить перед первоклассником несколько задач одновременно. Если вы
сегодня ставите задачу не забыть о точке в конце предложения, простите ему то,
что он забыл, как пишется заглавная буква «Д».

*                  
6. Формула «опять ты НЕ…» — верный способ
выращивания неудачника.

*                  
7. Учитель, начни практику оценочной
безопасности с собственной самооценки.

Все
вышеизложенное и определило цели разработки новой технологии оценивания:

В I классе и во II
классе (1-я четверть) образовательный процесс осуществляется в условиях
безотметочного обучения.

Содержательный
контроль и оценка предполагают развернутые оценочные суждения учителя и
отражение количественного и качественного результата процесса обучения, который
определяется степенью усвоения знаний и умений по учебным предметам, а также
уровнем развития учащихся.

Отказ от
использования отметок в I–II классах связан с возрастными особенностями
учащихся начальных классов. У ребенка 6–7 лет преобладает внешняя мотивация
деятельности, он пока еще не умеет объективно оценивать ее результаты,
осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку. В результате оценку
учителя ребенок относит не к своей деятельности, а  как его поощрение или
наказание, положительное или негативное отношение к нему учителя.
Безотметочная
система оценивания является первым этапом формирования контрольно-оценочной
самостоятельности школьников;

 Основными
видами контрольно-оценочной деятельности
учащихся 1 класса являются:

ü ретроспективная
оценка: оценка уже выполненной работы.

ü рефлексивная
оценка:
умение
размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка
предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.

ü пооперационный
контроль;

ü контроль
по результату.

В течение первого
года обучения учитель ведёт «Индивидуальный лист достижений» на каждого
ученика, в который входит результат контроля не только предметный, но и
личностный, метапредметный и оценивание познавательных способностей
обучающегося (Приложение 1 — 3). Результат усвоения и развития обучающегося
отмечается в конце каждой четверти.

Приложение
1

ЛИСТОК
ДОСТИЖЕНИЙ

ученика
(цы)__________класса МБОУ СОШ № 2 п. Гигант

_____________________________________________на
20___ – 20___ учебный год

Учебные предметы

Период обучения

1 четверть

2четверть

3 четверть

4 четверть

                       
ЧТЕНИЕ

Осознанность

Правильность

Выразительность

Скорость

               
РУССКИЙ ЯЗЫК

Каллиграфия

Орфография

Развитие
речи

               
МАТЕМАТИКА

Устные
вычислительные навыки

Письменные
вычислительные навыки

Геометрический
материал

    
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ НАВЫКИ

Умение
работать с книгой

Умение
спланировать свою работу

Умение
обосновать оценку своей деятельности

СФОРМИРОВАННОСТЬ
ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Общественная
активность

Отношение
к учению

Отношение
к труду

Отношение
к товарищам

  • Как пишется безответственный слитно или раздельно
  • Как пишется безответственность правильно
  • Как пишется безоблачный или безоблачный
  • Как пишется безо всяких или без всяких
  • Как пишется безо всего