Как пишется буква е письменная строчная

Буква Е — одна из самых необычных букв русского алфавита, во многом из-за возникновения схожей буквы –  Ё.  Эти буквы стоит рассматривать вместе, ведь их история тесно переплетается с самого начала вплоть до наших дней.

История возникновения

Доподлинно неизвестно, когда появилась буква Е в истории языков. Предположительно, возникла буква Е, когда появилась кириллическая письменность. Присутствует она в русском языке и во всех других кириллических алфавитах, а начала свой путь в Греции.

Буква Е в том алфавите называлась «эпсилон» и была пятой буквой алфавита, нося аналогичное число в семантике – пятерку. Точное происхождение буквы – Финикия.

Предположительно, что финикийская буква Е, происхождение которой идет еще с семитской письменности, изначально носила звук «ха».

Мы знаем, когда появилась эта буква в русском языке: с возникновением на Руси кириллического письма. Но активно использовалась она лишь с введением гражданского шрифта. До этого носила написание эпсилона греческого – «ε». Писалась эпсилон только в начале слова при исключительных грамматических формах, а также иногда после гласных. Но современное печатное начертание она приобрела с первыми возможностями печати в 17 веке.

Влияние Карамзина на буквы Е и Ё

Буква Ё в письменном виде появилась намного позже возникновения кириллического написания, хотя с древних времен присутствовала в русской речи. Лишь в начале 18 века княгиня Воронцова-Дашкова подняла вопрос о создании буквы, которая отразит особенности русского произношения. Они создали правило: буква Ё вводилась в алфавит.

В 1783 году букву «ё» признали официальной.

После принятия положения о письменной фиксации русского произношения, нужно было популяризовать новую букву, ввести в ее написание. Этим занялся лингвист, критик Николай Карамзин, поэтому создание буквы «ё» многие приписывают именно ему.

Буква Е
Первым делом он выпустил сборник стихотворений, в котором слово «слiозы» он заменил на «слёзы». Как можно видеть, в отличие от современных тенденций в написании букв, «Е» не употреблялась на месте «ё» и имела другие особенности произношения и написания.

Хотя есть исследования лингвиста В. Т. Чумакова, которые утверждают, что впервые букву «ё» использовал поэт И. Дмитриев. Однако, эта версия не получила распространения среди историков-лингвистов.

Популяризатором новой буквы был именно Карамзин: он упростил и сократил написание слов, таким образом сделав перспективу изучения письменности русского языка более простой и понятной. Как и планировал Карамзин, буква «ё» вошла в общепринятый обиход.

Забытая буква Ё

Буква «ё» в русском алфавите не смогла полноценно прижиться в написании, хотя ее усиленно вводили в тексты. Обосновывается это несколькими причинами:

  • Функционал буквы «ё» перешел к аналогичной в написании букве «Е».
  • С развитием компьютерного написания, буква «е» стала все больше появляться в печатных изданиях: на нее уходило меньше краски.
  • Далее, так как на клавиатуре компьютера она располагается в удобном положении, в отличии от буквы «ё», поэтому «е» стали употреблять все чаще и чаще.
  • Законопроект, касающийся буквы «ё», требует ее написания во всех печатных изданиях и документах, хотя закон недостаточно регламентирует эту область. Этот вопрос актуален особо остро в современной лингвистике. Поскольку указание не той буквы в документе может полностью изменить фамилию человека, сделав другие документы недействительными.

Например, русская фамилия «Селивёрстов» изначально звучала именно так (два корня, слово во множественном числе «вёрсты»), но из-за неправильного употребления букв появилась фамилия «Селиверстов» (верстать). В результате изменилось звучание фамилии, появилась новое этимологическое гнездо.

Как буква Е пишется ?

У печатной и прописной буквы Е разные варианты написания. Печатная буква Е пишется так: одна вертикальная линия и три горизонтальных, расположенных сверху, снизу и по центру – так пишется большая буква Е. Аналогичным образом писалась строчная буква Е печатная.

Печатные буквы Е

Хотя в современном машинописном тексте она преобразовалась и стала похожей на прописную букву, так верхняя горизонтальная линия закругляется, образует овал со средней, а нижняя линия тоже приобретает очертания полукруга.

Письменная буква Е заглавная: вертикальная линия закругляется, буква образует два полукруга, напоминающих число «3» перевернутое вправо. Буква Е большая на письме приобретает индивидуальные авторские черты, поэтому написание ее может разниться.

Сложнее пишется буква Е письменная строчная: первая и вторая линии образуют круг или овал, чуть приподнятый вверх, нижняя линяя – закругляется в «хвостик».

Для создания буквы Ё к этим вариантам написания добавляются точки вверху.

Эта буква является одной из самых проблемных для написания среди младших школьников.

Буква и звук

Буква Е имеет два звука: [jэ] (йот + э).

А «Е» в начале 18 века заменила сочетание букв «iо», которые ранее использовались на ее месте. Таким образом, «ё» также дает два звука: «jо» (йот + о).

Показатель мягкости

Всегда «Ё»  и «Е» — показатель мягкости предшествующего согласного. Например:

Место, зеркало, дёрнуть ([м’э]сто, [з’э]ркало, [д’о]рнуть – буква «Е» — показатель мягкости согласного звука «д», «м», «з»).

Как можно увидеть, буква Е — показатель мягкости согласных, потому что сама она становится звуком «э» и «о» (если это буква «ё») соответственно.

Есть исключения, при которых эти буквы не смягчают впереди стоящий согласный.  Этими исключениями являются почти все заимствованные слова, например:

  • менеджер ([мэ]неджер),
  • аннексия (ан[нэ]ксия),
  • агрессия (аг[рэ]ссия),
  • термический ([тэ]рмический),
  • тембр ([тэ]мбр),
  • экспресс, (эксп[рэ]сс).

Буква Е после гласной

У букв «Е» и «Ё», как и у других букв двойного алфавита (ю, я), обозначающих два звука, особые отношения с другими гласными звуками.

Когда пишется буква Е после гласной, она сохраняет свои два звука [jэ]:

проём, поезд – пр[айо]м, пр[айэ]зд.

Так буква «о» звучит как «а», а буквы «е» и «ё» заменяются на [jэ] и [jo] соответственно.

В начале слова

В начале слова буквы «Е» и «Ё» всегда означают два звука, например:

Ёж, ездить – [йо]ж, [йэ]здить.

Аналогичным образом эти буквы пишутся после твердых и мягких знаков:

Отъехать, подъём – отъ[йэ]хать подъ[йо]м.

Исключения, в которых в начале слова мы не пишем букву «ё»:

Йогурт, йога – эти два слова пишутся строго с сочетанием букв «йо».

Обосновывается особенностями заимствования.

Интересные факты о буквах «Е» и «Ё»

  1. Буква Е — одна из самых частых букв в нашей бытовой жизни, хотя мы редко это замечаем.
  2. Белая буква Е появляется на экране мобильного телефона при соединении с интернетом.
  3. Изображенная на упаковках в сочетании с цифрами буква Е обозначает те или иные красители, добавки и эмульгаторы (в народе – «ешки»).
  4. Железная буква Е, которую часто можно было встретить в начале 2000-х, была частью деталей, которые сдавали в металлолом.
  5. Так называемая буква «ерь» не имеет ничего общего с «Е»: она появилась в русском языке гораздо раньше, потому что использовалась в качестве раздела слов между собой. А также обозначала неполногласие. Писалась как твердый знак – «ъ».
  6. Согласно странице в Википедии, буква Е имеет несколько кодовых обозначений.

Посмотрите видео про букву Е:

А вот тут можно не только скачать прописи с буквой Е, но и научиться её писать.

Теперь вы знаете многое о букве Е и настало время научиться ее правильно писать в словах.

Педагогическая цель

Создать условия для формирования умения писать заглавную и строчную буквы Е, е, способствовать развитию фонематического слуха, мелкой моторики, глазомера

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые
результаты
(предметные)

Различают строчную и заглавную буквы; осуществляют сравнение печатной и письменной букв; грамотно записывают предложения, письменно отвечают на вопрос; дополняют предложения словами по смыслу; интонируют предложения, различные по цели высказывания и интонации

Личностные
результаты

Имеют личностное отношение к полученным знаниям, желание и умение применять их на практике

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; логические – выделяют признаки предложения.

Коммуникативные: умеют в коммуникации строить понятные для партнера высказывания

Основное содержание темы, понятия
и термины

Буквы Е, е, строчная, заглавная, печатная, письменная буквы; предложение

Образовательные
ресурсы

1. Презентация «Живая азбука» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://viki.rdf.ru/item/1677/download/
2. Презентация по письму [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://mentemirova.my1.ru/news/1-0-1

Этапы
урока

Формы,
методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма
контроля

осуществляемые
действия

формируемые
умения

1

2

3

4

5

6

I. Организация
начала урока

Фронтальная индивидуальная

Приветствие. Проверка готовности к уроку (наличие на столе учебной тетради «Прописи 2»,

ручки)

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок

Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок

Индивидуальный. Проверка готовности к уроку

II. Постановка учебной задачи

ФронтальнаяСловесный. Вступительное слово учителя

– Сегодня будем изучать букву Е. Научимся писать заглавную и строчную букву Е, е.

На дворе – такая жалость! –

Наша лесенка сломалась.

Наша лесенка сломалась,

Буква Е зато осталась.

                         Е. Тарлапан

Слушают стихо-
творение

Распознают
в словах новые звуки. Совместно с учителем формулируют учебную задачу

Фронтальный.

Устные ответы

III. Усвоение новых знаний и способов
деятельности.

 1. Пальчиковая гимнастика

Фронтальнаяиндивидуальная. Практический, словесный. Упражнение для

развития
мелкой

моторики

– Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику.

Я здороваюсь везде –

Дома и на улице,

Даже «здравствуй» говорю

Я соседней курице.

Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаются кончиков остальных пальцев

Выполняют пальчиковую гимнастику по тексту

Внимательно
слушают, выполняют упражнение в соответствии с показом
учителя

Индивидуальный.

Правильное выполнение упражнения для мелкой моторики пальцев рук

2. Правила посадки за столом во время письма

Индивидуальная. Практический

– Проверяем посадку, правила обращения
с ручкой

Показывают посадку за столом при письме, как правильно держать ручку

Правильно держат осанку при письме, верно обращаются
с ручкой

Индивидуальный.

Проверка правильной посадки при письме, верного обращения с ручкой

3. Знакомство
с написанием строчной буквы
е
(с. 31)

Фронтальная Словесный, наглядно-демонстрационный, практический. Объяснение с опорой на показ

– Рассмотрите образец строчной буквы е.

– Начинаем писать букву с середины рабочей строки. Ведем линию вверх с наклоном вправо; чуть не доходя до верхней линии рабочей строки, закругляем влево, доводим до верхней линии, ведем вниз; не доходя до нижней линии рабочей строки, начинаем закруглять вправо до середины рабочей строки.

– Пропишите элементы буквы е в воздухе

Слушают объяснение учителя, следят за написанием буквы. Прописывают элементы в воздухе

Анализируют образец изучаемой буквы, обращают внимание на то, что буква состоит из одного элемента

Фронтальный.

Наблюдение
учи-

теля

4. Работа

в «Прописи 2»
(с. 31). Письмо буквы
е

Фронтальнаяиндивидуальная. Практический, словесный. Письмо, беседа

– Рассмотрите образец строчной буквы е.

– Сколько элементов в букве е?

– Для чего нужны стрелки?

– Обведите элементы буквы.

– Обведите узор.

– Допишите элементы буквы е

Рассматривают букву. Отвечают на вопросы учителя. Обводят узор, элементы буквы и пишут букву е

Анализируют образец буквы,
в соответствии с ним выполняют письмо буквы
е, соблюдая высоту, ширину

Фронтальный,

индивидуальный. Устные ответы, письмо. Само-
контроль

5. Чтение

и письмо

 слов
и предложений
(с. 31)

Фронтальнаяинди-

видуальная. Практический, словесный. Чтение, письмо

– Прочитайте слова на 3, 4, 5-й строках.

– Напишите слова, обратив внимание на сое-

динение букв.

– Что написано на 6, 7-й строках?

– Какие предложения по цели высказывания?

– Прочитайте предложения с интонацией.

– Спишите первое предложение.

– Запишите ответ на второе предложение

Читают слова,
выполняют их

письмо.

– Предложения.

– Повествова-
тельное, вопро-
сительное.

Читают, пишут

Грамотно оформляют на письме

предложения.

Записывают ответ на вопрос
с использованием приема комментирования

Фронтальный,

индивидуальный.

Письмо

6. Знакомство с написанием заглавной буквы

Е (с. 32)

Фронтальная Словесный, наглядно-демонстрационный, практический. Объяснение с опорой на показ

– Рассмотрите образец заглавной буквы Е.

Буква Е состоит из двух элементов. Начинаем писать чуть ниже вспомогательной линии. Ведем округлую линию влево; не доходя до верхней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии рабочей строки. От этой точки начинаем писать второй элемент. Ведем округлую линию чуть влево, затем вниз; не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии, поднимаемся вверх над нижней линией рабочей строки.

– Пропишите элементы буквы Е в воздухе

Слушают объяснение учителя, следят за написанием буквы. Прописывают элементы в воздухе

Анализируют образец изучаемой буквы, обращают внимание на то, что буква состоит из двух элементов

Фронтальный.

Наблюдение
учителя

7. Работа

в «Прописи 2»
(с. 32). Письмо буквы
Е

Фронтальнаяиндивидуальная. Практический, словесный. Письмо, беседа

– Рассмотрите образец заглавной буквы Е.

– Сколько элементов в букве Е?

– Для чего нужны стрелки?

– Обведите элементы буквы.

– Обведите по контуры узор «Пчела».

– Допишите на первой строке элементы буквы Е.

– На второй строке допишите букву Е

Рассматривают букву. Отвечают на вопросы учителя. Обводят контуры узора, элементы буквы и пишут букву Е

Анализируют образец буквы, в соответствии с ним выполняют письмо буквы Е, соблюдая высоту, ширину

Фронтальный,

индивидуальный. Устные ответы, письмо. Само-
контроль

 Физкультминутка

Коллективная. Практический

Руки в стороны – в полет

Отправляем самолет.

Правое крыло вперед,

Левое крыло вперед.

Раз, два, три, четыре –

Полетел наш самолет

Выполняют движения по тексту за учителем

Осуществляют профилактику утомления, активно участвуют в физкультминутке

Коллективный.

Правильное
выполнение
упражнений

IV. Закрепление знаний и способов
деятельности.

Работа

с предложениями

(с. 32)

Парная, индивидуальная. Словесный, практический.

Беседа, чтение, письмо

– Посмотрите на 3, 4, 5-ю строки. Что здесь
написано?

– Какие это предложение по цели высказывания?

– Прочитайте предложение выразительно,
с интонацией.

– Ответьте на вопрос. Запишите ответ

Предложения.

– Повествова-
тельное, воскли-
цательное, вопросительное.

Читают выразительно. Записывают предложения. Письменно отвечают на вопрос

Правильно интонируют при чтении предложения. Формулируют ответ, используя предлагаемое слово. Дополняют текст своим предложением. Грамотно оформляют предложения на письме

Парный, индивидуальный. Чтение, письмо, устные ответы

V. Рефлексивно-оценочный

ФронтальнаяСловесный. Беседа

– Какие буквы мы учились сегодня писать
на уроке?

– Что нового вы узнали сегодня на уроке?

– Что получилось? Над чем надо еще поработать?

– Дома потренируйтесь в написании букв Е, е

– Заглавную
и строчную
буквы
 Е, е.

Отвечают на вопросы учителя

Оценивают свою работу на уроке, выявляют ошибки, затруднения, планируют пути устранения
(над чем следует поработать дома самостоятельно)

Фронтальный. Устные ответы.
Самооценка

Открытый урок в 1 «Д» классе

Тема: «Письмо строчной буквы е»

Цель урока: научить учащихся писать строчную букву е.

Задачи урока: научить соединению буквы е с другими буквами, научить

списыванию с печатного текста;

развить речь детей, фонематический слух, мышцы рук;

воспитать положительное отношение к урокам письма.

Формируемые УУД:

Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах  поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в свое системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Оборудование: прописи, набор слов, карточки, пластилин, елка, игрушки, кластеры.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Здравствуй класс!

Здравствуй класс!

Мы пришли учиться.

Обещаем мы друг другу хорошо трудиться!

— Ребята сегодня к нам на урок пришли гости, поздоровайтесь с ними.Тихо садимся за рабочие места.

2. Актуализация знаний учащихся.

— Посмотрите на доску и промизнесите буквы. (на доске буквы ( а, о, у, е) )

— Разделите буквы на 2 группы.

а,о,у. е

— Что можете сказать о буквах первой группы? ( гласные, не смягчают согласный звук)

Что можете сказать о букве е? Соберём кластер ( гласная, смягчает согласный звук, может обозначать один или два звука)

— Кластер. ( Работа у доски)

е

гласный

смягчает согласные звуки

может обозначать 1 и 2 звука

— Поработаем в паре и отгадаем загадки

Зимой и летом зелена,
В лесу живёт она.
А на ней иголки
И коротки, и колки.

(ель)

Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути. ( снег)

— Что общего в словах отгадках? ( 1слог, 1 гласная буква е)

— Предположите тему нашего урока?

3. Постановка темы и цели урока.

— Сегодня на уроке мы будем учиться писать строчную букву е и соединять ее с другими буквами.

-Какие задачи мы с вами поставим на этом уроке? ( выполнять задания, отвечать, слушать, красиво писать)

— Давайте сегодня напишем так, чтобы в каждой тетради я могла написать слова: «Молодец!» и «Умница!». Писать каждую букву надо аккуратно и красиво. Каждое слово – это «необычное кружево» из букв.

Пальчиковая гимнастика

1. Пальчики в замок сцепили,

Вправо, влево покрутили.

2. Кисти вниз, потом подняли.

Так недолго помахали.

3. Каждый пальчик на руке

Помассировать в руке.

4. Пальцы в кулачки сомкнули,

Кисти рук слегка стряхнули

Откроем прописи на стр.31.

Я тетрадочку открою,

уголочком положу,

И от вас друзья не скрою,

Ручку я вот так держу!

Обведем наверху пружинку.

— На какую букву похожа звенья пружинки? (е)

4. Работа по теме урока.

— А теперь глазки подняли на меня и посмотрели на доску, послушали алгоритм написания строчной буквы е.

( поставили ручку на середину рабочей строки, ведем наклонную прямую до верхней узкой рабочей стоки. Делаем закругление в левую сторону, петельку и ведем до нижней узкой рабочей строки, пишем короткую наклонную линию с закреплением в низу вправо)

Прописали ее в 1 строке.

Прочитать слоги (то, те)

— Чем похожи слоги? ( две буквы, буква т)

— Чем различаются? ( т –твердая, т мягкая) ( буквами о, е)

— Почему в слоге то т-твердый?

— Почему те- мягкий?

— Закрасить схемы.

5. Физкультминутка.

По играем: Все встали, если в слове звук и буква Е то потопали, а если нет присели.

слушаем внимательно. ( поет, савок, жует, Алена, волк, вьется, желтый, глушь, далекий, стрижи, елка)

Загадка

Удивительный ребенок:
Только вышел из пеленок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать. (Утенок)

— Утенок это кто? (детеныш утки)

-Разделите слово на слоги, найдите нашу хитрую букву.

-Какую роль здесь выполняет буква е ( смягчает и в обозначает 1 звук)

-Запиши рядом это слово.

— Прочитайте слоги- со се

-Чем похожи?

— Чем различаются?

Игра е – 1 и 2 звука ( 1 звук 1 хлопок, 2 звука 2 хлопка)

Мел, елка, клен, ружье.

6.Продолжаем.

Прочитайте слова с левой стороны

Это кто? ( детеныши)

-Давайте найдем их родителей и запишем их рядом.

-Найдите и подчеркните в словах левого столбика нашу букву ё.

-Сколько звуков она здесь обозначает?

-Почему?

Прочитайте запись внизу.

-Что это? ( предложение)

— Какие признаки предложения вы знаете?

-Сколько слов в этом предложении? (4)

-Найдите нашу букву е . Где она стоит? Что можно сказать о ней в этом слове?

-Списать предложение по правилам.

7.Работа в группах

1 группа: составить предложение из этих слов, расставив карточки по порядку.

растёт лесу в Ёлочка ( Ёлочка растёт в лесу. )

2 группа: Найди в рисунки буквы Е и закрась их. Посчитай сколько их.

3 группа: Выберите слова которых Е обозначает два звука.

4 группа: Выберете слова в которых буква Е обозначает один звук.

5 группа: слепить букву е.

8.Итог урока.

— С какой буквой работали на уроке?

-Что повторили?

— Чему научились?

УМК: Школа 2100

Авторы учебника: Р.Н Бунеев, Е.В
.Бунеева, О.В Пронина

Цели урока:

  • образовательные: формирование навыка
    правильного, плавного, сознательного,
    выразительного чтения слов с изученными буквами;
    осуществление звукового анализ слов; различение
    понятий “форма слова” и “родственные слова”,
    обогащение и активизация словарного запаса;
  • развивающие: создание условий для развития
    фонематического слуха, логического мышления,
    внимания, связной речи, познавательной
    активности;
  • воспитательные: воспитание интереса к
    родному языку, к чтению детской художественной
    литературы.

Ход урока

I. Организационный момент (эмоциональная
установка)

Долгожданный дан звонок — 1 слайд
Начинается урок.
Все на месте?
Всё в порядке?
Ручки, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все внимательно глядят?

Ученики

Если будем мы стараться.
И усердно заниматься,
То терпение и труд.
Нас к успеху приведут.

— Посмотрите, кто будет с нами сегодня на уроке? 2
слайд

II. Актуализация опорных знаний

Чистоговорка ( говорим вместе)

МА –ма – мА дома я сама
Мо –мо – мо мы едим эскимо
Му –му –му молоко кому
Мы –мы- мы прочитали книгу мы
Ми- ми- ми поём ноту миии

Фонетическая разминка 3 слайд

Чтение звукового ряда

а о у р п в н л и к т ы а о у и ы р п в н л к т ш

На какие две группы можно разделить эти буквы?
(гласные и согласные).

— Почему эти буквы называются гласными?

— А почему эти — согласные?

— Согласные на какие группы можно разделить?
(звонкие и глухие)

— Гласные? (для обозначения твердости и мягкости
согласных)

Игра “Составь слово4 слайд

(учащиеся по парам составляют слова, один у
доски)

Та ра па ли до на и ты рос у вы ква ла о но ги

Тыква ноги латы вырос она оно долина липа
гитара ивы

III. Постановка темы урока

— Назовите в этом ряду букв и слогов гласные ,
которые служат для обозначения твёрдости
согласных?

— А какая гласная служит для обозначения
мягкости согласных? Приведите примеры слов.

— Неужели одна только гласная буква служит для
обозначения мягкости согласных?(предположение
детей)

— Повторите за мной скороговорку:

Мы, ели, ели ершей у ели …… 5 слайд
Их еле-еле у ели доели.

— Какие слова повторяются несколько раз?

— Произнесите в слове ели первый слог

— Сколько слышим звуков? 6 слайд

(учащиеся делают вывод)

IV. Изучение нового материала

— Ребята, я загадаю загадки, а кто знает отгадку-
напечатает слово.

(работа в тетрадях для печатания ) 7 слайд

Немытое в рот
Ни за что не возьмёт.-
И ты будь таким
Как чистюля…. (енот)

В лесу мороз крепчает,
В полях метёт метель,
На праздник нас встречает
Сверкающая… (ель)

— Назвать первый звук, дать характеристику
(затруднение)

2) Знакомство с печатной и прописной буквой е 8
слайд

— На что похожа буква е?

На дворе – какая жалость! —
Наша лесенка сломалась.
Наша лесенка сломалась.
Буква е зато осталась.
Ева гребнем причесалась —
В нём три зубчика осталось.

— Назовите слова в которых встречается наша
новая буква (ответы детей)

Физминутка 9 слайд

Топай, мишка,
Хлопай,мишка,
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперёд и вниз.
Улыбайся и садись.

Работа по учебнику.

1. Чтение слогов с буквой е 10 слайд

— Какие слоги одновременно являются и слогами и
словами? (ел, ем)

— Звуко-буквенный анализ слова ел – 1 слог, 2
буквы, 3 звука

Е – обозначает два звука й – согл., мягк., зв.,
непарн

Э – гл., ударн.

Л – согл., зв., тв., неперн.

— Что интересного в 3 строчке? (согласные все
перед е мягкие, кроме ш)

— Почему? (ш – всегда твердый)

— Почему Е называют хитрой буквой? (она может
обозначать один или два звука)

Работа в прописи.

1. Упражнения в написании изученных букв
заглавных и строчных.

— Анализ записанных учителем на доске букв,
исправление ошибок, показ правильного написания.

— Дети самостоятельно обводят строчки с буквами
(1, 2, 3 строки)

2. Запись слов после предварительного анализа:
школа, класс

Физминутка (пальчиковая гимнастика)

Мы делили апельсин…

3. Самостоятельное обведение местоимений

множественного числа синим цветом, а
единственного числа — зеленым.

(проверка чтением)

4. Работа с трудными словами.

Вставить пропущенные буквы А или О.

Анализируем каждое слово, предполагаем, какую
букву надо вставить.

Учитель уточняет букву. И только после этого
буква вставляется, и слово сразу записывается.

Работа в прописи

— Повторение звуков (5 звуковичков,
объединенных в одну группу. Самостоятельно
оденьте их.) У кого гласные? Звонкие согласные?
Глухие согласные?

— Написание согласных букв и слогов.

Запись под диктовку:

па, ка, на, ша, ко, по, но
кот, луна, нора, шум

Физминутка (пальчиковая гимнастика)

На двери висел замок…

1. Работа по учебнику

2. Чтение слов с буквой е. 11 слайд

— Прочитайте слова 1 столбика. Что общего?

— Аналогично с остальными столбиками.

3. Чтение учителем текста “Душа природы”

4. Анализ текста (обсуждение текста, ответы на
вопросы)

Физминутка

Игра “Узнайте звук”

— Встают только мальчики . если ответ начинается
со звука э, и только девочки, если ответ
начинается с звука й э ( эскимо, ежевика, ель, этаж,
енот и т.д)

Работа в текстом “Мои сны о лете”

— Прочитайте название текста и предположите о
чем будет текст.

— Рассмотрите иллюстрацию. Что можно еще
добавить к сказанному.

— Давайте прочитаем текст.

— В какой деревне есть пруд? (вопрос после 1
предложения)

— Какое слово подсказывает нам, что пруд был
небольшим (вопрос после 2 предложения)

— Что автор говорит нам о воде в пруду? (вопрос
после 3 предложения)

— Что растет у пруда? (вопрос после 4-5
предложения)

— Что растет в пруду? Благодаря чему видны
водоросли? (вопрос после 6 предложения)

— Почему у рассказчика возникают такие чувства?
(вопрос после 7 предложения)

Физминутка:

Хомка, хомка, хомячок
Полосатенький бочок,
Хомка рано встает,
Моет щечки,
Шейку трет,
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.

После прочтения всего текста:

— Можно ли сказать, что перед нами весь текст?
(нет начала)

— Как вы думаете, когда и кому могло это
присниться?

— Зачем автор рассказал нам о своем сне?

— Соответствует ли заглавие тексту?

— Как бы вы озаглавили этот текст? (“Прудик в
Сосновке”, “Расставание”, “Сосновка”, “Мои
сны о лете”…)

— Какое заглавие не подходит? Почему?
(“Сосновка”, так как это название деревни, а в
рассказе описывается пруд. Не подходит
“Расставание”, так как описывается пруд, а не
расставание с ним.)

— Какое заглавие передает настроение автора?
(“Прудик в Сосновке”, так как понимаем, что это
место очень дорого автору, он любуется красотой
маленького пруда)

Подведение итогов урока

— Что нового узнали на уроке?

— Какие задания были для вас интересными?

— А какие вызвали затруднения?

Прозвени-ка, дружок,
Голосистый звонок.
Перемену ждут ребята.
Поиграть, попрыгать надо.

Спасибо за работу!

  • Как пишется буква д в черчении
  • Как пишется буква г прописная как пишется буква г прописная
  • Как пишется буква б письменная маленькая
  • Как пишется буква альфа прописная
  • Как пишется буква а на корейском