Как пишется буква твердый знак прописная

Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Правила русской орфографии и пунктуации (1956 г.)

Буквы Ъ и Ь

Орфография

§ 70. Буква ъ пишется только перед е, ю, я в следующих случаях:

1. При сочетании приставки, оканчивающейся на согласную, и корня, например: подъезд, объем, сверхъестественный, волеизъявление, межъярусный.

2. В сложных словах после числительных двух-, трех-, четырех-, например: трехъярусный.

3. В иноязычных словах после иноязычных приставок аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, транс- и после начальной частицы пан-, например: адъютант, дизъюнкция, инъекция, интеръекционный, конъюнктура, контръярус, объект, субъект, трансъевропейский, панъевропейский.

Примечание. Буква ь перед о пишется в некоторых иноязычных словах, например: батальон, бульон, гильотина, карманьола, компаньон, миньон, павильон, почтальон, шампиньон.

§ 72. Буква ь пишется для обозначения мягкости согласной, кроме ч, щ (см. § 75), в конце слова, например: пить, темь, конь, и в середине слова перед твердой согласной, например: молотьба, просьба, нянька, меньше.

Для обозначения мягкости coгласной, стоящей перед другой мягкой согласной, ь пишется в следующих случаях:

1. Если при изменении слова вторая мягкая согласная становится твердой, а первая согласная сохраняет свою мягкость, например: няньки (нянька), свадьбе (свадьба), восьми (восьмой).

2. Для обозначения мягкости л, например: сельдь, льстить, мельче, пальчик.

Во всех прочих случаях перед мягкими согласными, в том числе и перед ч, щ, буква ь не пишется, например: кости, ранний, нянчить, кончик, каменщик.

Примечание. Между двумя мягкими л буква ь не пишется, например: иллюзия, гулливый.

§ 73. Буква ь пишется также в следующих случаях:

1. В образованных от числительных пять, шесть, семь, восемь, девять сложных числительных, в которых склоняются обе части, например: пятьдесят (пятидесяти, пятьюдесятью), шестьдесят, семьдесят, восемьдесят, девятьсот, но: пятнадцать (пятнадцати, пятнадцатью), шестнадцать и т. п.

2. В формах твор. пад. множ. ч., например: детьми, людьми, также четырьмя.

3. В неопределенной форме перед -ся и в повелительном наклонении перед -ся и -те, например: пить – напиться; исправь – исправься, исправьте; взвесь – взвесься, взвесьте.

1. В прилагательных с суффиксом -ск-, образованных от существительных на ь, например: казанский (Казань), кемский (Кемь), сибирский (Сибирь), зверский (зверь), январский (январь).

2. В род. пад. множ. ч. от существительных на -ня с предшествующей согласной или й и в образованных от них при помощи суффикса -к- уменьшительных, например: вишня – вишен, вишенка; бойня – боен; читальня – читален; но: баня – бань, банька; яблоня – яблонь, яблонька; также деревня – деревень, деревенька; барышня – барышень; кухня – кухонь, кухонька.

§ 75. После шипящих (ж, ч, ш, щ) буква ь пишется только в следующих случаях:

1. На конце существительных женского рода в им. и вин. пад. ед. ч., например: рожь, ночь, мышь.

2. В окончании 2-го лица ед. ч. настоящего и будущего времени глагола после конечного ш, например: несешь – несешься, носишь – носишься, примешь – примешься.

3. На конце глагола в ед. ч. повелительного наклонения, причем буква ь сохраняется и перед -ся, например: мажь – мажься; спрячь – спрячься; ешь.

5. На конце глагола в неопределенной форме, причем буква ь пишется и перед -ся, например: стричь, стричься.

6. Во всех наречиях после конечных ш и ч, например: сплошь, вскачь, прочь, а также в наречии настежь.

7. На конце частиц: вишь, бишь, лишь, ишь.

Источник

Ъ (кириллица)

Ъ (кириллица)

Буква кириллицы Ъ
Кириллица
А Б В Г Ґ Д Ђ
Ѓ Е (Ѐ) Ё Є Ж З (Ζ)
Ѕ И (Ѝ) І Ї Й Ј
К Л Љ М Н Њ О
П Р С Т Ћ Ќ У
Ў Ф Х Ц Ч Џ Ш
Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Исторические буквы
(Ҁ) (Ѹ) Ѡ (Ѿ) (Ѻ) Ѣ ІA
Ѥ ІѢ Ѧ Ѫ Ѩ Ѭ Ѯ
Ѱ Ѳ Ѵ (Ѷ) Ын
Буквы неславянских языков
Ӑ Ӓ Ә Ӛ Ӕ Ғ Ӷ
Ҕ Ӗ Ҽ Ҿ Ӂ Җ Ӝ
Ҙ Ӟ Ӡ Ӥ Ӣ Ӏ Ҋ
Қ Ҟ Ҡ Ӄ Ҝ Ԟ Ӆ
Ӎ Ҥ Ң Ӊ Ӈ Ӧ Ө
Ӫ Ҩ Ҧ Ҏ Ҫ Ҭ Ӳ
Ӱ Ӯ Ү Ұ Ҳ Һ Ҵ
Ӵ Ҷ Ӌ Ҹ Ӹ Ҍ Ӭ
Примечание. Знаки
в скобках не имеют статуса
(самостоятельных) букв.

Ъ, ъ — 28-я буква русского алфавита, называется твёрдый знак (до реформы 1917—1918 годов — 27-я по счёту, называлась «еръ») и 27-я буква болгарского алфавита, называется ер голям («большой ер»); в других славянских кириллических алфавитах отсутствует: её функции при необходимости выполняет апостроф (русск. съезд — укр. з’їзд — белор. з’езд ). В старо- и церковнославянской азбуках носит название «ѥръ» и «еръ» соответственно, смысл которого (впрочем, как и смысл названий некоторых других кириллических букв) неизвестен. В кириллице обычно считается 29-й по порядку и выглядит как ; в глаголице по счёту 30-я, выглядит как . Числового значения не имеет. Происхождение глаголической буквы принято объяснять как модификацию буквы О ( ); кириллическую тоже связывают с О, к которой сверху что-то пририсовано (в древнейших кириллических надписях попадаются подобные формы).

Содержание

Старо- и церковнославянский язык

Примерно до середины XII века буква Ъ обозначала сверхкраткий (редуцированный) гласный среднего подъёма. После падения редуцированных перестала обозначать какой-либо звук во всех славянских языках, кроме болгарского (в нём в определённых позициях подобный звук ɤ сохранился поныне, вместе с его обозначением буквой Ъ: съвременната българска азбука). Однако на письме использование этой непроизносимой буквы было небесполезным: она помогала правильно разбивать слово на слоги, а строку — на слова (до перехода к повсеместному применению пробелов): къБогомъизъбраномуцарю. В позднейшей церковнославянской письменности употребляется по традиции:

В некоторых случаях (преимущественно на конце предлогов и приставок) ер может заменяться надстрочным знаком, называемым «ерок».

Русский язык

До реформы русского правописания в 1917—1918 гг. буква Ъ использовалась по тем же церковнославянским правилам, только без слов-исключений. В отличие от нынешней орфографии, разделительный Ъ ставился не только перед буквами йотированных гласных, но и в некоторых других случаях, вроде съэкономить, разъикаться, двухъаршинный и т. п. (в том числе он позволял различать на письме слова подарочный и подъарочный). Однако разделительный Ъ был крайне редок (как, собственно, и сегодня), а достаточно бесполезный Ъ в конце слов занимал примерно 4 % объёма текста и, по подсчётам Л. В. Успенского, до реформы правописания на него ежегодно уходило около 8,5 млн лишних страниц.

Избыточность оконечного Ъ была замечена давно; его могли не использовать при передаче телеграфных сообщений, в скорописи и даже в некоторых книгах (практика печати без Ъ начала было распространяться в 1870-е, но скоро была запрещена).

При проведении реформы буква Ъ в качестве разделительного знака сохранялась; но для борьбы с издателями газет и журналов, не желавшими подчиняться распоряжениям новой власти, декретом ВСНХ от 4 ноября 1918 г. литеры и матрицы буквы были изъяты из типографских касс. В результате в качестве разделительного знака распространилось суррогатное обозначение с помощью апострофа (под’ём, ад’ютант); такое написание стало восприниматься как часть реформы, хотя на самом деле с точки зрения декрета оно являлось ошибочным. Одно время (в конце 1920-х — начале 1930-х) оно распространилось и на книгоиздание, а в машинописи продержалось практически до нашего времени (для экономии числа клавиш дешёвые пишущие машинки делались без Ъ).

В современной русской орфографии Ъ употребляется только как разделительный знак между согласной и гласной. Чаще всего используется на стыке приставки и корня («объявление», «подъезд», «панъевропейский», «трансъямальский»), включая «сросшиеся» с корнем в современном русском языке исторические приставки в некоторых заимствованных словах («адъютант», «инъекция», «фельдъегерь») либо двух примыкающих полных (не сокращённых!) основ в сложных словах («трёхъярусный») перед йотированными буквами е, ё, ю, я и означает йотированное («раздельное») их произношение без смягчения предшествующего согласного. Перед другими гласными Ъ может появляться только в транскрипции иностранных имен и названий: Чанъань, Дзюнъитиро и т. п.

Замечено также использование твёрдого знака перед согласными (в названиях койсанских языков: къхонг, къган-къне и т. п.), хотя допустимость таких написаний с точки зрения русской орфографии весьма сомнительна.

Не должен употребляться в таких сложных словах, как минюст, партячейка.

Другие славянские языки

Из сербского алфавита буква Ъ была исключена в середине XIX века в ходе реформы Вука Караджича; разделительный знак перед йотированными гласными там не нужен, так как йот пишется явно, а твёрдые и мягкие согласные обозначаются разными буквами: подјармити (под + јармити) — пођачити (по + ђачити, от ђак «ученик»).

Только в болгарском правописании буква Ъ обозначает специфический гласный звук, по произношению примерно равный румынскому î, то есть находящийся где-то между «ы» и «э» русского языка. До реформы 1946 года ер голям использовалась и формально в конце слов — Бѣлградъ (Белград), миръ (мир), свѣтъ (свят).

В украинском письме XIX века буква Ъ употреблялась только в старых вариантах орфографии: в «ерыжке» и в системе Максимовича — как разделительный знак, и в конце слов; в «кулишовке» — только как разделительный знак; в позднейшей «желеховке» и в созданном на её основе нынешнем правописании заменена апострофом.

В белорусском и македонском письме буквы Ъ не было с самого начала создания для них самостоятельных алфавитов нового времени.

В македонском письме звук ъ передаётся апострофом — ’рж (ърж), или подразумевается — Брвеница (Бървеница).

Неславянские языки

Варианты начертания

Начертание буквы Ъ разнообразно большей частью размерами при сохранении формы: в уставе она целиком в строке, в полууставе может как быть в строке, так и выступать своей верхней частью вверх, покрывая ею предыдущую букву, но занимая меньше места по ширине. Подобная «высокая» форма вошла и в первые варианты гражданского шрифта и была основной до середины XVIII века.

В некоторых вариантах гражданского шрифта высокая строчная буква ъ теряла свой крючок, то есть по форме была тождественна с латинской строчной b (тогда как строчная ь имела нынешний вид).

В некоторых полууставных рукописях и старопечатных книгах (например, в «Острожской Библии» Ивана Фёдорова) встречается также изображение буквы Ъ с засечкой слева, опускающейся до земли (то есть в виде склеенных гъ), хотя чаще знак такой формы обозначал букву ять.

Таблица кодов

Кодировка Регистр Десятич-
ный код
16-рич-
ный код
Восьмерич-
ный код
Двоичный код
Юникод Прописная 1066 042A 002052 00000100 00101010
Строчная 1098 044A 002112 00000100 01001010
ISO 8859-5 Прописная 202 CA 312 11001010
Строчная 234 EA 352 11101010
KOI 8 Прописная 255 FF 377 11111111
Строчная 223 DF 337 11011111
Windows 1251 Прописная 218 DA 332 11011010
Строчная 250 FA 372 11111010

В HTML прописную букву Ъ можно записать как Ъ или Ъ, а строчную ъ — как ъ или ъ.

Источник

Письмо буквы «твердый знак». Написание слов с твердым знаком

Цель: Научить писать букву Ъ, соединение с Ъ, формировать представление о том, в каких случаях пишется Ъ, формировать графические навыки, развивать устную и письменную речь, способствовать развитию логического мышления, внимания, глазомера.

I. Слайд 1.

Учитель.

Вот книжки на столе,
А вот тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный.
Сегодня в классе у ребят
Урок уж больно важный.

У. Почему каждый урок является важным?

Дети. Мы будем учиться писать букву.

— Если мы не научимся писать какую-то букву, мы не сможем писать слова и предложения

Рефлексия.

Проводится диагностика (учитель считает, сколько каких шариков и записывает это на доске под шариками этих же цветов.)

У.Я смотрю, что почти все ребята пришли на урок с хорошим настроением: Саша, Миша, Катя, почему вы грустите:

Д. Я сегодня не выспался

— У меня грустное настроение, потому что снова на улице пасмурно.

— А у меня сегодня мама ушла на работу на сутки.

У. Я надеюсь, что ваше настроение улучшится.

Подготовка к новому материалу. Закрепление пройденного.

Д: Я думаю что, это алфавит, так как в нём 33 буквы.

— Ёще эту страну можно назвать Азбука.

У: Как зовут этих богатырей?

Д: Их зовут буквами.

У: Начнём наш урок с повторения нескольких прописных букв алфавита. Чтобы вы лучше писали, подготовим глаза, провёдем гимнастику для глаз.

II. Слайд 2 (гимнастика для глаз)

У: Откройте тетрадь на двадцать четвертой странице. Прочитайте буквы на верхней строке. Какие это буквы?

Д: Это маленькие буквы.

— Они ещё называются строчные.

У: Какие буквы нам необходимо записать. Что это за буквы? д: Нам надо вспомнить и написать прописные буквы, их можно
назвать заглавные, большие.

У: Для чего их нам надо уметь писать?

Д: С большой буквы мы пишем имена, отчество, фамилии.

— С заглавной буквы пишутся географические названия.

— С большой буквы всегда начинаем писать предложение.

У: Давайте вспомним алгоритм написания этих букв.

III. Слайд 3.

У: Пишем мы внимательно, красиво и старательно.

У: Придумайте слова, чтобы они писались с данных заглавных букв.

Ученики называют слова: Шура, Шарапов, Щукин, Эдик, Эмма, Юля, Яша, Яна.

Д. Ещё с этих прописных букв будем писать слова, если они начинают предложение.

Объяснение нового материала.

У. Почему мы не нашли прописные буквы ко всем строчным?

Д. Мы не написали к букве Ы, потому что нет слов на эту букву.

— Не написали к Ь, потому что он никогда не начинает слово.

— С Ъ знака тоже не начинаются слова.

У. Если посмотреть на эти три буквы, какая из них лишняя?

Д. Я думаю, что буква Ы, она обозначает гласный звук [Ы] а Ъ и Ь не обозначают.

У.Сегодня на уроке мы научимся писать Ъ и ещё раз вспомним, когда он пишется в словах.

У.Рассмотрите правописание ъ, какие буквы в нём спрятались?

Д. Здесь спрятались буквы ч и ь.

У. Чтобы мы хорошо написали, ъ вспомните правописание этих букв и пропишите строчку.

У. Что вы знаете о букве ч?

Д. Это буква обозначает согласный звук [ч’]

— Он глухой согласный.

— Ещё звук [ч’] не имеет пары.

У. Что вы знаете о Ь?

Д. Мягкий знак показывает мягкость предшествующего согласного.

— Мягкий знак бывает ещё и разделительный, пишется после согласного перед буквами гласного (я, е, ё, ю, и)

У. Посмотрите, как пишется ъ

Звучит песня о Ъ, дети танцуют.

У. Что сказано в тексте о правописании ъ знака в словах?

Д. Ъ пишется после приставок на согласный перед буквами гласного я, е, ё, ю

У. Посмотрите ниже в тетради, после каких согласных пишется Ъ

Д. Ъ знак пишется после твёрдых согласных.

У. давайте возьмем синий карандаш и зажжём фонарики.

У. Перед какими буквами пишется буква Ъ?

Д. Перед буквами гласного Я, Е, Ю, Ё

У. Давайте возьмем красный карандаш, зажжём фонарики. Пропишите каждую строку до конца, обратите внимание на соединение твёрдого знака с другими буквами.

У. В каких словах могут встретиться данные соединения?

Д. Въехал, съёмка, объявление, объяснение, предъюбилейный, адъютант.

У. Вы хорошо поработали, постарались написать, запомнили правило о написании Ъ. Молодцы! Слова с ь и ъ знаками пишутся в словах и предложениях. Что такое предложение?

Д. Предложение — это всем понятная законченная мысль.

У. Что вы ещё знаете о предложении?

Д. Предложения пишем с заглавной буквы, в конце предложения ставятся точка, восклицательный знак, вопросительный зн ак, может быть многоточие.

— Они ещё называются основой предложения.

— Все слова в предложении связаны по смыслу между собой.

У. Прочитайте задание, что значит распространить предложение?

Д. Это значит, что в предложение нужно добавить слова.

— Можно добавить, какой Илья.

— Можно сказать о том, что он пишет, чем пишет, где пишет, кому пишет.

У. Подумайте, какие предложения можно составить.

Д. Илья пишет письмо другу.

— Илья пишет письмо бабушке.

— Внимательный Илья пишет письмо дедушке.

— Любящий Илья пишет письмо бабушке.

У. Напишите предложение, которое вам больше всего понравилось.

У. А теперь немножко поиграем в соображалки. Прочитайте слово внизу, как оно связано с темой нашего урока?

Д. В этом слове есть ъ знак, который мы учились писать.

У. Как вы понимаете значение этого слова?

Д. Я думаю, — съёжился — это значит свернулся.

— Мне кажется — это значит, сжался, согнулся.

У. В словаре Ожегова это слово объяснено так.

VI. Слайд 6

Д. Я думаю, что съёжиться можно ещё и от страха, от сильного звука.

— Съёжиться можно ещё и от плохих слов, неприятностей.

У. Согласна, поэтому старайтесь говорить только хорошие, добрые слова друг другу.

У. А теперь найдите, какие слова спрятались в этом слове и напишите.

У. Какие слова вы написали?

Д. Я написала слова ёж и жил.

У. Какую букву учились писать на уроке. Что вам понравилось на уроке.

Рефлексия: Возьмите шарики и покажите своё настроение. Проводим диагностику.

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как пишется прописная буква твердый знак, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову «Как пишется прописная буква твердый знак», предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Урок 71
ПИСЬМО СТРОЧНОЙ БУКВЫ
ъ

Цели деятельности педагога: научить писать строчную букву ъ, которая служит для раздельного произнесения согласного и последующего гласного звуков; сформировать навык списывания с печатного текста; способствовать развитию памяти; воспитывать положительное отношение к письму.

Планируемые результаты обучения.

Предметные: знают правила выполнения звукобуквенного анализа слов; роль ъ знака в словах; умеют проводить поэлементный анализ и письмо строчной буквы ъ; определяют различие на письме разделительных ь и ъ знаков; получат возможность научиться писать строчную букву ъ.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – осознание роли разделительного ъ в словах; написание ъ и ь знаков в соединении с другими словами; усвоение особенностей гласных букв е, ё, ю, я при наличии перед ними ъ и ь разделительных знаков; логические – осуществление звукового анализа слов; моделирование звукового состава слова (с использованием схемы слова); усвоение алгоритма написания разделительного ъ.

Регулятивные: умеют определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различать способ и результат действия.

Коммуникативные: умеют участвовать в учебном диалоге; выражать свои мысли последовательно, четко и ясно; соблюдать грамматические и орфоэпические нормы устной речи.

Личностные: расширяют познавательные интересы, учебные мотивы; работают по заданию самостоятельно; осуществляют самоконтроль работы; проявляют прилежание в учебе; выражают готовность к преодолению трудностей в постижении новой информации и освоении практических навыков в письме и чтении.

Ход урока

I. Организационный момент.

Ребята! Новость есть у нас!

Расскажу о ней сейчас.

Спят в снегу дубы, берёзы,

Вьюга стёжки замела.

А от Дедушки Мороза

Я письмо вам принесла!

Я сейчас письмо открою –

Содержание раскрою.

В гости Дед Мороз зовёт

И вопросы задаёт.

Отвечая, не спешите,

Ум, смекалку покажите

И фантазию включите,

Дед Мороза удивите.

II. Сообщение темы урока.

– Вы уже написали письма Деду Морозу? Сегодня он у нас в гостях. Решил лично проверить ваши знания и умения.

– Отгадайте загадку:

 Его не видно, в руки не взять, но зато слышно. (Звук.)

– Каждая буква в алфавите обозначает звук. Сейчас я буду показывать буквы, а вы называйте звуки, которые они обозначают.

– Ребята, а почему вы молчали, когда я показывала вам ъ и ь? (ъ и ь не обозначают звуков.)

– Но для чего же тогда они нужны? (Предположения детей.)

– Прочитайте слова с ъ.

На доске:

въезд
объезд
подъезд

въехал
съехал
объехал

съел
съем
съест

Молчаливый твёрдый знак
Не произносится никак!
Но нужен многим он словам,
Хотя и очень скромен сам.

– Как вы предполагаете, чем сегодня будем заниматься на уроке? (Сегодня на уроке познакомимся с разделительным ъ; научимся писать букву ъ, слова с этой буквой.)

III. Изучение нового материала.

1. Работа в прописи.

– Дед Мороз преодолел трудный путь, спеша к вам. Из его мешка выпала буква и потерялась в снегу. Прочитайте стихотворение.

Стихотворение записано на доске.

Мы с Снегурочкой вдвоем

Шли на лыжах на под..ём.

А потом с горы с..пускались,

Раз..езжались и с..езжались,

Об..езжали все пеньки,

До..катились до реки!

А от речки от..езжали,

Снова к горке под..езжали,

За..бирались на под..ём,

Чтобы с..ехать вниз потом.

– Какая буква пропала? Вставьте ее в слова на свое место. Во все ли слова с пропусками нужно вставить ъ? Прочитайте слова с буквой ъ. Какую работу выполняет ъ в этих словах?

2. Работа с образцом строчной буквы ъ.

Опершись на длинный хвост,
В цирке кобра встала в рост:
– Ш-ш-ш, я вам не угрожаю, 
Какой я знак изображаю?

Е. Тарлапан

– Рассмотрите образец строчной буквы ъ. Сравните печатную и письменную буквы. Одинаково или по-разному они пишутся? Опишите направление движения руки при написании буквы ъ. (Начинаем писать ниже верхней линии рабочей строки. Ведем вверх до линии, затем ведем плавную линию (как провисшая веревочка) слева направо опять до верхней линии рабочей строки. Начинаем писать второй элемент с верхней линии рабочей строки. Ведем вниз; чуть не дойдя до нижней линии, закругляем вправо, продолжаем закруглять до середины наклонной палочки.)

– Самостоятельно обведите и допишите буквы на 1–2-й строчках. (Учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.)

– Прочитайте слова. Подчеркните в них букву ъ. Запишите слова.

3. Запись стихотворения.

– Прочитайте стихотворение. Прочитайте слова с ъ.

– Спишите стихотворение и фамилию автора.

4. Списывание с печатного текста.

БЕЛКА

Сидит белка на тележке,

(Разгибают поочерёдно все пальчики,
начиная с большого.)

Продаёт она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

5. Работа на резервных страницах прописи.

 Прочитайте слова для справок. Прочитайте стихотворение И. Токмаковой, вставляя пропущенные слова. Запишите самостоятельно.

 Спишите предложение. (Учитель может предложить это предложение для записи под диктовку.)

 Запишите предложение письменными буквами.

Карточка 1.

– Впиши пропущенные буквы.

Понедел..ник – трудный ден..,

Мел..нику работат.. лен.. .

В лесу об..явлен

Звериный с..езд.

Волк даже зайца

Сегодня не с..ест.

Карточка 2.

– Выпиши слова с ъ.

Волк ужасно разъярён –
Съесть ежа не может он.
Ёж, хотя он и съедобен,
Для съеденья неудобен.

IV. Итог урока.

– Деду Морозу понравилась ваша работа. Он предлагает поиграть в игру «Третий лишний».

подъём
пьёт 
отъезд

разъярённый
бельё
объяснил

– Какую работу выполняют ъ и ь в данных словах?

Самое последнее задание Деда Мороза: дополните крылатые выражения, объясните их значения.

 Тяжел на … (подъем).

 С распростёртыми … (объятиями).

– Кто из вас был сегодня тяжел на подъем?

– Кого на уроке вы встретили с распростертыми объятиями?

Какъ писать въ старой орѳографіи?

Подготовил Евгений Шаульский

Рекламная страница юмористического альманаха «Подарок». Санкт-Петербург, 1906 годBeinecke Rare Book and Manuscript Library

Что такое старая (дореформенная, дореволю­ционная) орфография?

Это орфография русского языка, бывшая в употреблении с петровских времен до реформы правописания 1917–1918 годов. За эти 200 лет она, конечно, тоже менялась, и мы будем говорить о правописании конца XIX — начала ХХ века — в том состоянии, в котором его застала последняя ре­форма.

Чем старая орфография отличается от современной?

В русском алфавите до реформы 1917–1918 годов было больше букв, чем сей­час. Помимо 33 нынешних букв, в азбуке имелись i («и десятерич­ное», читается как «и»), ѣ (ять, читается как «е», в курсивном начертании выглядит как ѣ), ѳ (фита, читается как «ф») и ѵ (ижица, чита­ется как «и»). Кроме того, гораздо более широко ис­пользовалась буква «ъ» (ер, твердый знак). Большинство отли­чий дореформен­ной орфографии от ныне­шней имеют отношение к использо­ванию этих букв, но есть и ряд дру­гих, например использование иных оконча­ний в некоторых падежах и числах.

Как употреблять ъ (ер, твердый знак)?

Это самое легкое правило. В дореформенном правописании твердый знак (он же ер) пишется в конце всякого слова, оканчивающегося на согласную: столъ, телефонъ, Санктъ-Петербургъ. Это касается и слов с шипящими соглас­ными в конце: мячъ, ужъ замужъ невтерпежъ. Исключение — слова, оканчиваю­щиеся на «и краткое»: й считался гласной. В тех словах, где мы сейчас пишем на конце мягкий знак, в дореформенной орфографии тоже нужен он: олень, мышь, сидишь.

Как употреблять i («и десятеричное»)?

Это тоже очень просто. Его нужно писать на месте нынешнего и, если сразу после него идет другая гласная буква (в том числе — по дореволюционным правилам — й): линія, другіе, пріѣхалъ, синій. Единственное слово, где написание і не подчиняется этому правилу, — это міръ в значении «земля, Вселенная». Таким образом, в дореформенном правописании существо­вало противопо­ставление слов миръ (отсутствие войны) и міръ (Вселенная), кото­рое исчезло вместе с упразднением «и десятеричного».

Как употреблять ѳ (фиту)?

Буква «фита» использовалась в ограниченном списке слов греческого проис­хождения (причем этот список с течением времени сокращался) на месте ны­неш­него ф — в тех местах, где в греческом была буква «тета» (θ): Аѳины, ака­ѳистъ, Тимоѳей, Ѳома, риѳма и др. Вот список слов с фитой:

Имена собственные: Агаѳья, Анѳимъ, Аѳанасій, Аѳина, Варѳоломей, Голіаѳъ, Евѳимій, Марѳа, Матѳей, Меѳодій, Наѳанаилъ, Парѳенонъ, Пиѳагоръ, Руѳь, Саваоѳъ, Тимоѳей, Эсѳирь, Іудиѳь, Ѳаддей, Ѳекла, Ѳемида, Ѳемистоклъ, Ѳеодоръ (Ѳёдоръ, Ѳедя), Ѳеодосій (Ѳедосій), Ѳеодосія, Ѳеодотъ (Ѳедотъ), Ѳеофанъ (но Фофанъ), Ѳеофилъ, Ѳера­понтъ, Ѳома, Ѳоминична.

Географические названия: Аѳины, Аѳонъ, Виѳанія, Виѳезда, Виѳинія, Виѳлеемъ, Виѳсаида, Геѳсиманія, Голгоѳа, Карѳагенъ, Коринѳъ, Мара­ѳонъ, Парѳія, Парѳенонъ, Эѳіопія, Ѳаворъ, Ѳеодосія, Ѳермофилы, Ѳес­салія, Ѳессалоники, Ѳивы, Ѳракія.

Народы (и жители городов): коринѳяне, парѳяне, скиѳы, эѳіопы, ѳиване.

Имена нарицательные: анаѳема, акаѳистъ, апоѳеозъ, апоѳегма, ариѳметика, диѳирамбъ, еѳимоны, каѳолическій (но католическій), каѳедра, каѳизма, киѳара, левіаѳанъ, логариѳмъ, мараѳонъ, миѳъ, миѳологія, моноѳелитство, орѳографія, орѳоэпія, паѳосъ (страсть, но Пафосъ — остров), риѳма, эѳиръ, ѳиміамъ, ѳита.

Когда писать ѵ (ижицу)?

Почти никогда. Ижица сохранилась только в слове мѵро (миро — церковный елей) и в некоторых других церковных терминах: ѵподіаконъ, ѵпостась и др. Эта буква также греческого происхождения, соответствует греческой букве «ипсилон».

Что надо знать про окончания?

Прилагательные в мужском и среднем роде, имеющие в форме именительного падежа единственного числа окончания -ый, -ій, в родительном падеже окан­чиваются на -аго, -яго.

«А бобренокъ сидитъ, глаза на всѣхъ таращитъ. Не понимаетъ ничего. Дядя Ѳедоръ ему молока далъ кипяченаго» («Дядя Ѳедоръ, песъ и котъ»).

«Вотъ онъ [шарикъ] пролетѣлъ послѣдній этажъ большущаго дома, и кто-то высунулся изъ окна и махалъ ему вслѣдъ, а онъ еще выше и немножко вбокъ, выше антеннъ и голубей, и сталъ совсѣмъ ма­ленькій…» («Денискины разсказы»).

Прилагательные в женском и среднем роде во множественном числе оканчива­ются на ‑ыя, -ія (а не -ые, -ие, как сейчас). Местоимение третьего лица женского рода она в родительном падеже имеет форму ея, в отличие от винительного её (сей­час везде её).

«Ну и что? — говоритъ Шарикъ. — Необязательно большую корову покупать. Ты купи маленькую. Есть такія спеціальныя коровы для ко­товъ. Козы называются» («Дядя Ѳедоръ, песъ и котъ»).

«А деньги я вамъ высылаю — сто рублей. Если у васъ останутся лишнія, пришлите обратно» («Дядя Ѳедоръ, песъ и котъ»).

«Въ то время у мамы былъ отпускъ, и мы гостили у ея родныхъ, въ од­номъ большомъ колхозѣ» («Денискины разсказы»).

Что надо знать про приставки?

В приставках, оканчивающихся на согласную з (из-, воз-, раз-), она сохраняется перед по­следующим с: разсказъ, возсіялъ, изсякъ. В приставках без- и чрез-/через- конеч­ное з сохраняется всегда: безполезный, черезчуръ.

Самое сложное: как писать ять?

Правила употребления буквы «ять» так просто, увы, не опи­шешь. Именно ять создавал большое количество проблем дореволюционным гимназистам, кото­рым приходилось заучивать длинные списки слов с этой буквой (примерно так же, как нынешние школьники учат «словарные слова»). Широко известно мнемоническое стихотворение «Бѣлый бѣдный блѣдный бѣсъ», хотя оно было не единственным в своем роде. Все дело в том, что напи­сания с ятем в основ­ном подчинялись этимологическому принципу: в более ранний период исто­рии русского языка букве «ять» соответствовал отдельный звук (средний между [и] и [э]), который позднее в большинстве диалектов слился в произ­ношении со звуком [э]. Различие же на письме сохранялось еще несколько столетий, пока в ходе реформы 1917–1918 годов ять не был повсеместно заменен на букву «е» (за некоторыми исключениями, о которых ниже).

Бѣлый, блѣдный, бѣдный бѣсъ
Убѣжалъ голодный въ лѣсъ.
Лѣшимъ по лѣсу онъ бѣгалъ,
Рѣдькой съ хрѣномъ пообѣдалъ
И за горькій тотъ обѣдъ
Далъ обѣтъ надѣлать бѣдъ.

Вѣдай, братъ, что клѣть и клѣтка,
Рѣшето, рѣшетка, сѣтка,
Вѣжа и желѣзо съ ять —
Такъ и надобно писать.

Наши вѣки и рѣсницы
Защищаютъ глазъ зѣницы,
Вѣки жмуритъ цѣлый вѣкъ
Ночью каждый человѣкъ…

Вѣтеръ вѣтки поломалъ,
Нѣмецъ вѣники связалъ,
Свѣсилъ вѣрно при промѣнѣ,
За двѣ гривны продалъ въ Вѣнѣ.

Днѣпръ и Днѣстръ, какъ всѣмъ извѣстно,
Двѣ рѣки въ сосѣдствѣ тѣсномъ,
Дѣлитъ области ихъ Бугъ,
Рѣжетъ съ сѣвера на югъ.

Кто тамъ гнѣвно свирѣпѣетъ?
Крѣпко сѣтовать такъ смѣетъ?
Надо мирно споръ рѣшить
И другъ друга убѣдить…

Птичьи гнѣзда грѣхъ зорить,
Грѣхъ напрасно хлѣбъ сорить,
Надъ калѣкой грѣхъ смѣяться,
Надъ увѣчнымъ издѣваться…

Что же делать нынешнему любителю дореформенной орфографии, желающе­му постичь все тонкости правописания ятя? Нужно ли идти по следам гимна­зистов Российской империи и учить наизусть стихи про бедного беса? К сча­стью, все не так безнадежно. Есть ряд закономерностей, которые в совокупно­сти охватывают значительную часть случаев написания ятя — соответственно, их соблюдение позволит избежать самых распространенных ошибок. Рассмо­трим эти закономерности поподробнее: сперва опишем случаи, где ятя не мо­жет быть, а затем — написания, где ять быть должен.

Во-первых, ять не пишется на месте того е, которое чередуется с нулем зву­ка (то есть с пропуском гласной): левъ (не *лѣвъ), ср. льва; ясенъ (не *ясѣнъ), ср. ясный и т. д.

Во-вторых, ять не пишется на месте е, которое сейчас чередуется с ё, а также на месте самого ё: весна (не *вѣсна), ср. вёсны; медовый, ср. мёдъ; исключения: звѣзда (ср. звёзды), гнѣздо (ср. гнёзда) и некоторые другие.

В-третьих, ять не пишется в полногласных сочетаниях -ере-, -еле- и в неполно­гласных сочетаниях -ре- и -ле- между согласными: дерево, берегъ, пелена, время, древо, привлечь (исключение: плѣнъ). Также, как правило, не пишется ять в со­четании -ер- перед согласным: верхъ, первый, держать и т. п.

В-четвертых, ять не пишется в корнях слов явно иноязычного (неславянского) происхождения, в том числе собственных именах: газета, телефонъ, анекдотъ, адресъ, Меѳодій и т. д.

Что касается написаний, где ять должен быть, назовем два основных правила.

Первое, наиболее общее правило: если в слове сейчас пишется е перед твердым согласным и оно не чередуется с нулем звука или с ё, с весьма боль­шой вероятностью на месте этого е в дореформенной орфографии нужно пи­сать ять. Примеры: тѣло, орѣхъ, рѣдкій, пѣна, мѣсто, лѣсъ, мѣдный, дѣло, ѣхать, ѣда и многие другие. Важно учитывать упомянутые выше ограничения, связанные с полногласием, неполногласием, заимствованными словами и т. д.

Второе правило: ять пишется на месте нынешнего е в большинстве грамма­тических морфем: 

— в падежных окончаниях косвенных падежей существительных и ме­стоимений: на столѣ, къ сестрѣ, въ рукѣ, мнѣ, тебѣ, себѣ, чѣмъ, съ кѣмъ, всѣ, всѣми, всѣхъ (косвенные падежи — все, кроме именительного и ви­нительного, в этих двух падежах ять не пишется: утонулъ въ морѣ — предложный, поѣхали на море — винительный);

— в суффиксах превосходной и сравнительной степени прилагательных и наречий -ѣе (-ѣй) и -ѣйш-: быстрѣе, сильнѣе, быстрѣйшій, сильнѣйшій;

— в основообразующем суффиксе глаголов на -ѣть и образованных от них существительных: имѣть, сидѣть, смотрѣть, имѣлъ, сидѣлъ, смо­трѣлъ, имѣніе, покраснѣніе и т. п. (в существительных на -еніе, образо­ванных от других глаголов, нужно писать е: сомненіе — ср. сомневать­ся; чтеніе — ср. читать);

— на конце большинства предлогов и наречий: вмѣстѣ, кромѣ, возлѣ, послѣ, налегкѣ, вездѣ, гдѣ, внѣ;

— в приставке нѣ-, имеющей значение неопределенности: нѣкто, нѣчто, нѣкий, нѣкоторый, нѣсколько, нѣкогда (когда-то). При этом отрица­тельная приставка и частица пишется с «е»: негдѣ, не за что, не съ кѣмъ, некогда (нет времени).

Наконец, есть два случая, где ять в окончании нужно писать на месте нынеш­него и: онѣ и однѣ — «они» и «одни» по отношению к существительным жен­ского рода, а в случае с однѣ — и в косвенных падежах: однѣхъ, однѣмъ, однѣми.

«Ну что же. Пусть будетъ пуделемъ. Комнатныя собаки тоже нужны, хоть онѣ и безполезныя» («Дядя Ѳедоръ, песъ и котъ»).

«Посмотри, что твой Шарикъ намъ устраиваетъ. Придется теперь но­вый столъ покупать. Хорошо еще, что я со стола всю посуду убралъ. Остались бы мы безъ тарелокъ! Съ однѣми вилками («Дядя Ѳедоръ, песъ и котъ»).

Кроме того, в нелегкой борьбе с правилами употребления ятя может помочь знание других славянских языков. Так, очень часто на месте ятя в соответству­ющем польском слове будет написано ia (wiatr — вѣтеръ, miasto — мѣсто), а в украинском — і (діло — дѣло, місто — мѣсто).

Как мы уже сказали выше, следование этим правилам убережет от ошибок в большинстве случаев. Однако, учитывая, что в правилах употребления ятя множество нюансов, исключений, исключений из исключений, никогда не по­мешает проверить по справочнику написание, если вы в нем сомневаетесь. Авторитетный дореволюционный справочник — «Русское правописание» Якова Грота, удобный современный онлайн-словарь — www.dorev.ru.

А нет ли чего попроще?

Есть. Вот сайт «Славеница», на котором можно перевести большинство слов в старую орфографию автоматически.

Хотите быть в курсе всего?

Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу

Курсы

Марсель Пруст в поисках потерянного времени

Как жили первобытные люди

Дадаизм — это всё или ничего?

Третьяковка после Третьякова

«Народная воля»: первые русские террористы

Скандинавия эпохи викингов

Языки архитектуры XX века

Портрет художника эпохи СССР

Английская литература XX века. Сезон 2

Ощупывая
северо-западного
слона

Трудовые будни героев Пушкина, Лермонтова, Гоголя и Грибоедова

Взлет и падение Новгородской республики

История русской эмиграции

Остап Бендер: история главного советского плута

Найман читает «Рассказы о Анне Ахматовой»

Главные идеи Карла Маркса

Олег Григорьев читает свои стихи

История торговли в России

Жак Лакан и его психоанализ

Мир средневекового человека

Репортажи с фронтов Первой мировой

Главные философские вопросы. Сезон 8: Где добро, а где зло?

Веничка Ерофеев между Москвой и Петушками (18+)

Как жили обыкновенные люди и императоры в Древнем Риме

Немецкая музыка от хора до хардкора

Главные философские вопросы. Сезон 7: Почему нам так много нужно?

Главные философские вопросы. Сезон 6: Зачем нам природа?

История московской архитектуры. От Василия Темного до наших дней

Берлинская стена. От строительства до падения

Нелли Морозова. «Мое пристрастие к Диккенсу». Аудиокнига

Польское кино: визитные карточки

Зигмунд Фрейд и искусство толкования

«Эй, касатка, выйди в садик»: песни Виктора Коваля и Андрея Липского

Английская литература XX века. Сезон 1

Культурные коды экономики: почему страны живут

по-разному

Главные философские вопросы. Сезон 5: Что такое страсть?

Золотая клетка. Переделкино

в 1930–50-е годы

Как исполнять музыку на исторических инструментах

Как Оптина пустынь стала главным русским монастырем

Как гадают ханты, староверы, японцы и дети

Последние Романовы: от Александра I до Николая II

Отвечают сирийские мистики

Как читать любимые книги по-новому

Как жили обыкновенные люди в Древней Греции

Путешествие еды по литературе

Стругацкие: от НИИЧАВО к Зоне

Легенды и мифы советской космонавтики

Гитлер и немцы: как так вышло

Как Марк Шагал стал всемирным художником

«Безутешное счастье»: рассказы о стихотворениях Григория Дашевского

Лесков и его чудные герои

Культура Японии в пяти предметах

5 историй о волшебных помощниках

Главные философские вопросы. Сезон 4: Что есть истина?

Первопроходцы: кто открывал Сибирь и Дальний Восток

Сирийские мистики об аде, игрушках, эросе и прокрастинации

Что такое романтизм и как он изменил мир

Финляндия: визитные карточки

Как атом изменил нашу жизнь

Данте и «Божественная комедия»

Шведская литература: кого надо знать

Теории заговора: от Античности до наших дней

Зачем люди ведут дневники, а историки их читают

Помпеи до и после извержения Везувия

Народные песни русского города

Метро в истории, культуре и жизни людей

Что мы знаем об Антихристе

Джеймс Джойс и роман «Улисс»

Главные философские вопросы. Сезон 3: Существует ли свобода?

«Молодой папа»: история, искусство и Церковь в сериале (18+)

Безымянный подкаст Филиппа Дзядко

Антропология Севера: кто и как живет там, где холодно

Как читать китайскую поэзию

Как русские авангардисты строили музей

Как революция изменила русскую литературу

Главные философские вопросы. Сезон 2: Кто такой Бог?

Композитор Владимир Мартынов о музыке — слышимой и неслышимой

Криминология: как изучают преступность и преступников

Открывая Россию: Байкало-Амурская магистраль

Введение в гендерные исследования

Документальное кино между вымыслом и реальностью

Из чего состоит мир «Игры престолов» (18+)

Как мы чувствуем архитектуру

Американская литература XX века. Сезон 2

Американская литература XX века. Сезон 1

Холокост. Истории спасения

Главные философские вопросы. Сезон 1: Что такое любовь?

У Христа за пазухой: сироты в культуре

Первый русский авангардист

Как увидеть искусство глазами его современников

История исламской культуры

История Византии в пяти кризисах

История Великобритании в «Аббатстве Даунтон» (18+)

Поэзия как политика. XIX век

Особенности национальных эмоций

Русская литература XX века. Сезон 6

10 секретов «Евгения Онегина»

Зачем нужны паспорт, ФИО, подпись и фото на документы

История завоевания Кавказа

Ученые не против поп-культуры

Приключения Моне, Матисса и Пикассо в России 

Что такое современный танец

Как железные дороги изменили русскую жизнь

Франция эпохи Сартра, Годара и Брижит Бардо

Россия и Америка: история отношений

Как придумать свою историю

Россия глазами иностранцев

История православной культуры

Русская литература XX века. Сезон 5

Как читать русскую литературу

Блеск и нищета Российской империи

Жанна д’Арк: история мифа

Любовь при Екатерине Великой

Русская литература XX века. Сезон 4

Социология как наука о здравом смысле

Русское военное искусство

Закон и порядок

в России XVIII века

Как слушать

классическую музыку

Русская литература XX века. Сезон 3

Повседневная жизнь Парижа

Русская литература XX века. Сезон 2

Рождение, любовь и смерть русских князей

Петербург

накануне революции

«Доктор Живаго»

Бориса Пастернака

Русская литература XX века. Сезон 1

Архитектура как средство коммуникации

Генеалогия русского патриотизма

Несоветская философия в СССР

Преступление и наказание в Средние века

Как понимать живопись XIX века

Греческий проект

Екатерины Великой

Правда и вымыслы о цыганах

Исторические подделки и подлинники

Театр английского Возрождения

Марсель Пруст в поисках потерянного времени

Как жили первобытные люди

Дадаизм — это всё или ничего?

Третьяковка после Третьякова

«Народная воля»: первые русские террористы

Скандинавия эпохи викингов

Языки архитектуры XX века

Портрет художника эпохи СССР

Английская литература XX века. Сезон 2

Ощупывая
северо-западного
слона

Трудовые будни героев Пушкина, Лермонтова, Гоголя и Грибоедова

Взлет и падение Новгородской республики

История русской эмиграции

Остап Бендер: история главного советского плута

Найман читает «Рассказы о Анне Ахматовой»

Главные идеи Карла Маркса

Олег Григорьев читает свои стихи

История торговли в России

Жак Лакан и его психоанализ

Мир средневекового человека

Репортажи с фронтов Первой мировой

Главные философские вопросы. Сезон 8: Где добро, а где зло?

Веничка Ерофеев между Москвой и Петушками (18+)

Как жили обыкновенные люди и императоры в Древнем Риме

Немецкая музыка от хора до хардкора

Главные философские вопросы. Сезон 7: Почему нам так много нужно?

Главные философские вопросы. Сезон 6: Зачем нам природа?

История московской архитектуры. От Василия Темного до наших дней

Берлинская стена. От строительства до падения

Нелли Морозова. «Мое пристрастие к Диккенсу». Аудиокнига

Польское кино: визитные карточки

Зигмунд Фрейд и искусство толкования

«Эй, касатка, выйди в садик»: песни Виктора Коваля и Андрея Липского

Английская литература XX века. Сезон 1

Культурные коды экономики: почему страны живут

по-разному

Главные философские вопросы. Сезон 5: Что такое страсть?

Золотая клетка. Переделкино

в 1930–50-е годы

Как исполнять музыку на исторических инструментах

Как Оптина пустынь стала главным русским монастырем

Как гадают ханты, староверы, японцы и дети

Последние Романовы: от Александра I до Николая II

Отвечают сирийские мистики

Как читать любимые книги по-новому

Как жили обыкновенные люди в Древней Греции

Путешествие еды по литературе

Стругацкие: от НИИЧАВО к Зоне

Легенды и мифы советской космонавтики

Гитлер и немцы: как так вышло

Как Марк Шагал стал всемирным художником

«Безутешное счастье»: рассказы о стихотворениях Григория Дашевского

Лесков и его чудные герои

Культура Японии в пяти предметах

5 историй о волшебных помощниках

Главные философские вопросы. Сезон 4: Что есть истина?

Первопроходцы: кто открывал Сибирь и Дальний Восток

Сирийские мистики об аде, игрушках, эросе и прокрастинации

Что такое романтизм и как он изменил мир

Финляндия: визитные карточки

Как атом изменил нашу жизнь

Данте и «Божественная комедия»

Шведская литература: кого надо знать

Теории заговора: от Античности до наших дней

Зачем люди ведут дневники, а историки их читают

Помпеи до и после извержения Везувия

Народные песни русского города

Метро в истории, культуре и жизни людей

Что мы знаем об Антихристе

Джеймс Джойс и роман «Улисс»

Главные философские вопросы. Сезон 3: Существует ли свобода?

«Молодой папа»: история, искусство и Церковь в сериале (18+)

Безымянный подкаст Филиппа Дзядко

Антропология Севера: кто и как живет там, где холодно

Как читать китайскую поэзию

Как русские авангардисты строили музей

Как революция изменила русскую литературу

Главные философские вопросы. Сезон 2: Кто такой Бог?

Композитор Владимир Мартынов о музыке — слышимой и неслышимой

Криминология: как изучают преступность и преступников

Открывая Россию: Байкало-Амурская магистраль

Введение в гендерные исследования

Документальное кино между вымыслом и реальностью

Из чего состоит мир «Игры престолов» (18+)

Как мы чувствуем архитектуру

Американская литература XX века. Сезон 2

Американская литература XX века. Сезон 1

Холокост. Истории спасения

Главные философские вопросы. Сезон 1: Что такое любовь?

У Христа за пазухой: сироты в культуре

Первый русский авангардист

Как увидеть искусство глазами его современников

История исламской культуры

История Византии в пяти кризисах

История Великобритании в «Аббатстве Даунтон» (18+)

Поэзия как политика. XIX век

Особенности национальных эмоций

Русская литература XX века. Сезон 6

10 секретов «Евгения Онегина»

Зачем нужны паспорт, ФИО, подпись и фото на документы

История завоевания Кавказа

Ученые не против поп-культуры

Приключения Моне, Матисса и Пикассо в России 

Что такое современный танец

Как железные дороги изменили русскую жизнь

Франция эпохи Сартра, Годара и Брижит Бардо

Россия и Америка: история отношений

Как придумать свою историю

Россия глазами иностранцев

История православной культуры

Русская литература XX века. Сезон 5

Как читать русскую литературу

Блеск и нищета Российской империи

Жанна д’Арк: история мифа

Любовь при Екатерине Великой

Русская литература XX века. Сезон 4

Социология как наука о здравом смысле

Русское военное искусство

Закон и порядок

в России XVIII века

Как слушать

классическую музыку

Русская литература XX века. Сезон 3

Повседневная жизнь Парижа

Русская литература XX века. Сезон 2

Рождение, любовь и смерть русских князей

Петербург

накануне революции

«Доктор Живаго»

Бориса Пастернака

Русская литература XX века. Сезон 1

Архитектура как средство коммуникации

Генеалогия русского патриотизма

Несоветская философия в СССР

Преступление и наказание в Средние века

Как понимать живопись XIX века

Греческий проект

Екатерины Великой

Правда и вымыслы о цыганах

Исторические подделки и подлинники

Театр английского Возрождения

Все курсы

Спецпроекты

Где сидит фазан?

Детский подкаст о цветах: от изготовления красок до секретов известных картин

Путеводитель по благотвори­тельной России XIX века

27 рассказов о ночлежках, богадельнях, домах призрения и других благотворительных заведениях Российской империи

Колыбельные народов России

Пчелка золотая да натертое яблоко. Пятнадцать традиционных напевов в современном исполнении, а также их истории и комментарии фольклористов

История Юрия Лотмана

Arzamas рассказывает о жизни одного из главных

ученых-гуманитариев

XX века, публикует его ранее не выходившую статью, а также знаменитый цикл «Беседы о русской культуре»

Волшебные ключи

Какие слова открывают каменную дверь, что сказать на пороге чужого дома на Новый год и о чем стоит помнить, когда пытаешься проникнуть в сокровищницу разбойников? Тест и шесть рассказов ученых о магических паролях

Наука и смелость. Второй сезон

Детский подкаст о том, что пришлось пережить ученым, прежде чем их признали великими

«1984». Аудиоспектакль

Старший Брат смотрит на тебя! Аудиоверсия самой знаменитой антиутопии XX века — романа Джорджа Оруэлла «1984»

История Павла Грушко, поэта и переводчика, рассказанная им самим

Павел Грушко — о голоде и Сталине, оттепели и Кубе, а также о Федерико Гарсиа Лорке, Пабло Неруде и других испаноязычных поэтах

История игр за 17 минут

Видеоликбез: от шахмат и го до покемонов и видеоигр

Истории и легенды городов России

Детский аудиокурс антрополога Александра Стрепетова

Путеводитель по венгерскому кино

От эпохи немых фильмов до наших дней

Дух английской литературы

Оцифрованный архив лекций Натальи Трауберг об английской словесности с комментариями филолога Николая Эппле

Аудиогид МЦД: 28 коротких историй от Одинцова до Лобни

Первые советские автогонки, потерянная могила Малевича, чудесное возвращение лобненских чаек и другие неожиданные истории, связанные со станциями Московских центральных диаметров

Советская кибернетика в историях и картинках

Как новая наука стала важной частью советской культуры

Игра: нарядите елку

Развесьте игрушки на двух елках разного времени и узнайте их историю

Что такое экономика? Объясняем на бургерах

Детский курс Григория Баженова

Всем гусьгусь!

Мы запустили детское
приложение с лекциями,
подкастами и сказками

Открывая Россию: Нижний Новгород

Курс лекций по истории Нижнего Новгорода и подробный путеводитель по самым интересным местам города и области

Как устроен балет

О создании балета рассказывают хореограф, сценограф, художники, солистка и другие авторы «Шахерезады» на музыку Римского-Корсакова в Пермском театре оперы и балета

Железные дороги в Великую Отечественную войну

Аудиоматериалы на основе дневников, интервью и писем очевидцев c комментариями историка

Война
и жизнь

Невоенное на Великой Отечественной войне: повесть «Турдейская Манон Леско» о любви в санитарном поезде, прочитанная Наумом Клейманом, фотохроника солдатской жизни между боями и 9 песен военных лет

Фландрия: искусство, художники и музеи

Представительство Фландрии на Arzamas: видеоэкскурсии по лучшим музеям Бельгии, разборы картин фламандских гениев и первое знакомство с именами и местами, которые заслуживают, чтобы их знали все

Еврейский музей и центр толерантности

Представительство одного из лучших российских музеев — история и культура еврейского народа в видеороликах, артефактах и рассказах

Музыка в затерянных храмах

Путешествие Arzamas в Тверскую область

Подкаст «Перемотка»

Истории, основанные на старых записях из семейных архивов: аудиодневниках, звуковых посланиях или разговорах с близкими, которые сохранились только на пленке

Arzamas на диване

Новогодний марафон: любимые ролики сотрудников Arzamas

Как устроен оркестр

Рассказываем с помощью оркестра musicAeterna и Шестой симфонии Малера

Британская музыка от хора до хардкора

Все главные жанры, понятия и имена британской музыки в разговорах, объяснениях и плейлистах

Марсель Бротарс: как понять концептуалиста по его надгробию

Что значат мидии, скорлупа и пальмы в творчестве бельгийского художника и поэта

Новая Третьяковка

Русское искусство XX века в фильмах, галереях и подкастах

Видеоистория русской культуры за 25 минут

Семь эпох в семи коротких роликах

Русская литература XX века

Шесть курсов Arzamas о главных русских писателях и поэтах XX века, а также материалы о литературе на любой вкус: хрестоматии, словари, самоучители, тесты и игры

Детская комната Arzamas

Как провести время с детьми, чтобы всем было полезно и интересно: книги, музыка, мультфильмы и игры, отобранные экспертами

Аудиоархив Анри Волохонского

Коллекция записей стихов, прозы и воспоминаний одного из самых легендарных поэтов ленинградского андеграунда

1960-х

 — начала

1970-х годов

История русской культуры

Суперкурс

Онлайн-университета

Arzamas об отечественной культуре от варягов до 

рок-концертов

Русский язык от «гой еси» до «лол кек»

Старославянский и сленг, оканье и мат, «ѣ» и «ё», Мефодий и Розенталь — всё, что нужно знать о русском языке и его истории, в видео и подкастах

История России. XVIII век

Игры и другие материалы для школьников с методическими комментариями для учителей

Университет Arzamas. Запад и Восток: история культур

Весь мир в 20 лекциях: от китайской поэзии до Французской революции

Что такое античность

Всё, что нужно знать о Древней Греции и Риме, в двух коротких видео и семи лекциях

Как понять Россию

История России в шпаргалках, играх и странных предметах

Каникулы на Arzamas

Новогодняя игра, любимые лекции редакции и лучшие материалы 2016 года — проводим каникулы вместе

Русское искусство XX века

От Дягилева до Павленского — всё, что должен знать каждый, разложено по полочкам в лекциях и видео

Европейский университет в 

Санкт-Петербурге

Один из лучших вузов страны открывает представительство на Arzamas — для всех желающих

Пушкинский

музей

Игра со старыми мастерами,

разбор импрессионистов

и состязание древностей

Стикеры Arzamas

Картинки для чатов, проверенные веками

200 лет «Арзамасу»

Как дружеское общество литераторов навсегда изменило русскую культуру и историю

XX век в курсах Arzamas

1901–1991: события, факты, цитаты

Август

Лучшие игры, шпаргалки, интервью и другие материалы из архивов Arzamas — и то, чего еще никто не видел

Идеальный телевизор

Лекции, монологи и воспоминания замечательных людей

Русская классика. Начало

Четыре легендарных московских учителя литературы рассказывают о своих любимых произведениях из школьной программы

Ниже представлены задания для детей дошкольного и младшего школьного возраста для изучения букв мягкий знак и твердый знак.

мягкий и твердый знак в картиках

Карточка для детей дошкольного возраста по изучению Ь, Ъ в картинках.


Дети знакомятся с буквами Ь, Ъ, прописывают их, определяют позицию твердого и мягкого знак в словах письмо, конь, подъезд.

Пропись раскраска для ь, ъ

Задания для дошкольников при изучении букв Ь, Ъ

Задания с Ь, Ъ для 1 класса предусматривают прописи с разнообразными заданиями: поиск мягкого и твердого знака среди буквенного набора, раскрашивание частей рисунка с Ь, Ъ знаком, поиск одинаковых групп (развитие внимания)и одно из самых сложных заданий — поиск слов с мягким и твердым знаком.

твердый знак ъ пропись

Пропись с твердым заком

буква ъ задания

Развивающие задания с твердым знаком

пропись мягкий знак

Пропись с мягким знаком

Задания с Ь 1 класс

Задания для 1 класса, мягкий знак Ь

В первом задании — стихотворение с изучаемыми буквами  Ь, Ъ с печатной прописью. Далее чтение слогов и слов, где показана функция Ь (разделение и смягчение) и Ъ. Ученики делают звуко-буквенный анализ слов. После этого ребята дописывают мягкий знак только в тех словах, где получится новое слово. С твердым знаком ученики образовывают новые слова при помощи приставок. Самое последнее задание — кроссворд из слов с Ь.

Автор пособия: Косенко Ю. А. «Учусь грамоте»

задания с ь

Задания с мягким знаком для читающих детей

Учим Ъ, задания

Задания для читающих детей — твердый разделительный знак

Прописи с твердым Ъ и мягким знаком Ь для дошкольников старшей группы и учеников 1 класса.

пропись с Ь и Ъ

Пропись с Ь, Ъ знаком для 1 класса

Пропись для дошкольников старшей группы

Прописи для дошкольников старшей группы

Пропись для детей с Ь и Ъ

Пропись с твердым и мягким знаком.

Пропись с ь и Ъ

Пропись с Ь и Ъ для детей

пропись мягкий знак

Пропись мягкий знак Ь

твердый знак прописи

Пропись твердый знак Ъ

учим Ь и Ъ знак


Логопедическая тетрадь для 1 классов с буквами мягкий и твердый знак Ь,Ъ.

логотетрадь буква Ь

лого тетрадь буква Ъ

Составитель: Коптик С.А. «Рабочая тетрадь логопедических занятий  для учащихся 1 класса»


Задания с Ь и Ъ для дошкольников. Первые рабочие листы подойдут для знакомства детей 4-5 лет с мягким и твердым знаком. Прописывают печатную букву, дописывают недостающие элементы обводят по точкам тюленей и подъезд, развивая графомоторные навыки.

буква ь задание для дошкольников

Буква ь задание для дошкольников

Задания с Ь для дошкольников

Задания с Ь для дошкольников

буква Ъ задания для старшей группы

Буква Ъ задания для старшей группы

буква Ъ задание для дошкольников

Буква Ъ задание для дошкольников

Разделительный мягкий знак, твердый знак

Разделительный Ь, разделительный Ъ

учим букву Ь

Буква Ь задания

Данное задание дети просто обожают. Они с большим энтузиазмом ищут буквы среди рисунка. В раскраске надо найти буквы Ь, Ъ, Ы. 

Раскраска буква Ь, Ъ, Ы

Найди букву Ь,Ъ на рисунке

Задания на распознавание мягкого и твердого знака в рисунках, зашумованных картинках для развития зрительного гнозиса.

Подготовка к школе Ь, Ъ

Задания для дошкольников буква Ь, Ъ

Задания с ь, Ъ знаком для дошкольников


ь, ъ знак для дошкольников

Автор: И.И. Пилат, В.А. Кныш «УЧИМ БУКВЫ ИГРАЯ»


Стихи про мягкий знак Ь помогут разнообразить занятия над изучаемыми буквами. Еще интересным моментом будет использование на уроке буквенного лабиринта.

Лабиринт в виде буквы Ь,Ъ

лабиринт в виде буквы Ь

Задания с буквой Ь мягкий знак и Ъ твердый знак  для учеников 1 класса. Учащиеся на рабочих листах прописывают печатные и прописные буквы, составляют звуко-буквенные схемы слов, читают и вставляют где нужно Ь, Ъ, выбирают и раскрашивают рыбок и автомобили с правильным написанием мягкого и твердого знака (профилактика дисграфии) и проходят лабиринт.

Задания для первого класса Ь

Задания буква Ь 1 класс

Учим букву Ь

Буква Ь задания для детей

Задания с буквой Ъ для 1 класса

Задания с Ъ для 1 класса

задание буква Ь

Задания с твердым знаком

Задания с Ъ и Ь

Задания с Ь и Ъ для 1 классов

Розова, Коробченко «Учим буквы! Логопедические занятия в период обучения грамоте. Рабочая тетрадь»

Задания с буквой А Задания с буквой Ы Задания с буквой У
Учим букву «Б» Учим букву «В» Учим букву Ь, Ъ
Задания с буквой О Задания с буквой И, Й Задания с буквой М
Задания с буквой Ю Задания с буквой З Задания с буквой Я

Письмо буквы «твердый знак». Написание слов с твердым
знаком

Цель: Научить
писать букву Ъ, соединение с Ъ, формировать представление о том, в каких
случаях пишется Ъ, формировать графические навыки, развивать устную и
письменную речь, способствовать развитию логического мышления, внимания,
глазомера.

Оборудование: шарики
— настроение, тетрадь по письму №2, 1 класс.

Ход урока

I.

Учитель.

Вот книжки на столе,
А вот тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный.
Сегодня в классе у ребят
 
Урок уж больно важный.

У. Почему каждый урок является
важным?

Дети. Мы будем учиться писать
букву.

— Если мы не научимся писать какую-то букву, мы не сможем писать
слова и предложения

Рефлексия.

У. Работа на уроке, конечно,
будет зависеть от вашего настроения. Давайте покажем шарики настроения. Красный
— радостное, голубой — грустное, жёлтый — вы еще не определились.

Проводится диагностика (учитель считает, сколько каких шариков и
записывает это на доске под шариками этих же цветов.)

У.Я смотрю, что почти все ребята пришли на
урок с хорошим настроением: Саша, Миша, Катя, почему вы грустите:

Д. Я
сегодня не выспался

— У меня грустное настроение, потому что снова на улице
пасмурно.

— А у меня сегодня мама ушла на работу на сутки.

У. Я надеюсь, что ваше
настроение улучшится.

Подготовка к новому материалу. Закрепление пройденного.

У.Давайте вспомним нашу волшебную страну, в
которой живут 33 богатыря. А мудрецов — богатырей знает каждый грамотей. Что же
это за страна?

Д: Я думаю что, это алфавит, так
как в нём 33 буквы.

— Ёще эту страну можно назвать Азбука.

У: Как зовут этих богатырей?

Д: Их
зовут буквами.

У: Начнём наш урок с повторения
нескольких прописных букв алфавита. Чтобы вы лучше писали, подготовим глаза,
провёдем гимнастику для глаз.

II. (гимнастика для глаз)

У: Откройте тетрадь на двадцать
четвертой странице. Прочитайте буквы на верхней строке. Какие это буквы?

Д: Это маленькие буквы.

— Они ещё называются строчные.

У: Какие буквы нам необходимо
записать. Что это за буквы? д: Нам надо вспомнить и написать прописные буквы,
их можно
 
назвать заглавные, большие.

У: Для чего их нам надо уметь
писать?

Д: С большой буквы мы пишем
имена, отчество, фамилии.

— С заглавной буквы пишутся географические названия.

— Клички животных.

— С большой буквы всегда начинаем писать предложение.

У: Давайте вспомним алгоритм
написания этих букв.

Ш — 28, Щ — 29, Э-33, Ю — 34, Я — 35

У: Пишем
мы внимательно, красиво и старательно.

У: Придумайте
слова, чтобы они писались с данных заглавных букв.

Ученики называют слова: Шура, Шарапов, Щукин, Эдик, Эмма, Юля,
Яша, Яна.

Д. Ещё с этих прописных букв
будем писать слова, если они начинают предложение.

Объяснение нового материала.

У. Почему мы не нашли прописные
буквы ко всем строчным?

Д. Мы не написали к букве Ы,
потому что нет слов на эту букву.

— Не написали к Ь, потому что он никогда не начинает слово.

— С Ъ знака тоже не начинаются слова.

У. Если
посмотреть на эти три буквы, какая из них лишняя?

Д. Я
думаю, что буква
 Ы, она
обозначает гласный звук [Ы] а Ъ и Ь не обозначают.

У.Сегодня на уроке мы научимся писать Ъ и
ещё раз вспомним, когда он пишется в словах.

У.Рассмотрите правописание ъ, какие буквы в
нём спрятались?

Д. Здесь
спрятались буквы ч и ь.

У. Чтобы мы хорошо написали, ъ
вспомните правописание этих букв и пропишите строчку.

У. Что
вы знаете о букве ч?

Д. Это
буква обозначает согласный звук [ч’]

— Он всегда мягкий.

— Он глухой согласный.

— Ещё звук [ч’] не имеет пары.

У. Что
вы знаете о Ь?

Д. Мягкий знак показывает
мягкость предшествующего согласного.

— Мягкий знак бывает ещё и разделительный, пишется после
согласного перед буквами гласного (я, е, ё, ю, и)

У. Посмотрите, как пишется ъ

Физкультминутка

Звучит песня о Ъ, дети танцуют.

У. Что сказано в тексте о
правописании ъ знака в словах?

Д. Ъ пишется после приставок на
согласный перед буквами гласного  я, е, ё, ю

У. Посмотрите ниже в тетради,
после каких согласных пишется Ъ

Д. Ъ знак пишется после твёрдых
согласных.

У. давайте
возьмем синий карандаш и зажжём фонарики.

У. Перед какими буквами пишется
буква Ъ?

Д. Перед буквами гласного Я, Е,
Ю, Ё

У. Давайте
возьмем красный карандаш, зажжём фонарики. Пропишите каждую строку до конца,
обратите внимание на соединение твёрдого знака с другими буквами.

У. В каких словах могут
встретиться данные соединения?

Д. Въехал, съёмка, объявление,
объяснение, предъюбилейный, адъютант.

У. А теперь давайте вспомним ещё
раз правило , в каких случаях пишется ъ.

У. Вы хорошо поработали,
постарались написать, запомнили правило о написании Ъ. Молодцы! Слова с ь и ъ
знаками пишутся в словах и предложениях. Что такое предложение?

Д. Предложение
— это всем понятная законченная мысль.

У. Что вы ещё знаете о
предложении?

Д. Предложения пишем с заглавной
буквы, в конце предложения ставятся точка, восклицательный знак, вопросительный
зн ак, может быть многоточие.

— В предложении есть главные члены — подлежащее и сказуемое.

— Они ещё называются основой предложения.

— Все слова в предложении связаны по смыслу между собой.

У. Прочитайте задание, что
значит распространить предложение?

Д. Это значит, что в предложение
нужно добавить слова.

— Можно добавить, какой Илья.

— Можно сказать о том, что он пишет, чем пишет, где пишет, кому пишет.

У. Подумайте,
какие предложения можно составить.

Д. Илья пишет письмо другу.

— Илья пишет письмо бабушке.

— Внимательный Илья пишет письмо дедушке.

— Любящий Илья пишет письмо бабушке.

У. Напишите предложение, которое
вам больше всего понравилось.

У. А теперь немножко поиграем в
соображалки. Прочитайте слово внизу, как оно связано с темой нашего урока?

Д. В этом слове есть ъ знак,
который мы учились писать.

У. Как вы понимаете значение
этого слова?

Д. Я думаю, — съёжился — это
значит свернулся.

— Мне кажется — это значит, сжался, согнулся.

У. В словаре Ожегова это слово
объяснено так.

Съежиться — сутулясь сжаться всем телом (обычно при ощущении
холода)

Д. Я думаю, что съёжиться можно
ещё и от страха, от сильного звука.

— Съёжиться можно ещё и от плохих слов, неприятностей.

У. Согласна, поэтому старайтесь
говорить только хорошие, добрые слова друг другу.

У. А
теперь найдите, какие слова спрятались в этом слове и напишите.

У. Какие
слова вы написали?

Д. Я написала слова ёж и жил.

— А я написала, ещё и слово ёжился, потому что нас просят
подчеркнуть родственные слова, а съёжился и ёжился — это родственные слова.

Итог урока:

У. Какую букву учились писать на
уроке. Что вам понравилось на уроке.

Рефлексия: Возьмите
шарики и покажите своё настроение. Проводим диагностику.

VII.

Спасибо за урок!

  • Как пишется в расплох или врасплох
  • Как пишется в раскачку
  • Как пишется в птс фаркоп
  • Как пишется в противоход
  • Как пишется в продолжении телефонного разговора или в продолжение