Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
С правописанием сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ человек знакомится ещё в начальных классах. Достаточно выучить эти комбинации наизусть и писать слова с ними без ошибок. Это правило все привыкли воспринимать, как аксиому. Так и никак иначе: сочетания жи-ши пишут с буквой «и», ча-ща – с буквой «а», чу-щу – с буквой «у».
Почему так? Школа на этот вопрос не отвечает, и это понятно. Дело в том, что на современном этапе развития языка сделать это практически невозможно. Необходимо углубиться в историю языкознания.
Информация из истории
Изначально в древнерусском языке все согласные были мягкими. Лишь к 16 веку стали происходить изменения, и согласные звуки начали «отвердевать». Появилось деление на твёрдые и мягкие согласные. Мягкость их стала обозначаться на письме мягким знаком и некоторыми гласными: Я, Е, Ё, Ю, И. При этом Ж, Ш и Ц со временем совершенно утратили способность смягчаться.
Посмотрим на примеры парных мягких и твёрдых согласных:
- Лук – люк, матч – мяч, мэр – мерка, мол – мёл, рысь – рис.
Гласные буквы Ю, Я, Е, Ё, И указывают на мягкость предыдущего звука.
Проделаем то же самое с Ж и Ш:
- Жизнь, жёлтый, жесть, шёл, шов, шалость, малышей.
Независимо от следом стоящей гласной интересующие нас звуки никогда не смягчаются.
Информация о Ч и Щ
Две согласные Ч и Щ, напротив, не приобрели парных твёрдых, так и остались ТОЛЬКО мягкими:
- Часы, человек, щелчок, чёрный, щёголь, плащом.
На современном этапе
Вернёмся к орфограмме о буквосочетаниях ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
- В ситуации с Ч и Щ правило можно объяснить так: зачем ставить смягчающие гласные Я и Ю, если согласные и так уже мягкие?
- С буквами Ж и Ш всё сложнее. Несмотря на постоянное развитие языка, древнерусские традиции остались неизменными. Сочетание ЖИ-ШИ пишется так же, как несколько веков назад, когда названные согласные были ещё мягкими.
Вывод
Написание гласных в сочетаниях ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ сегодня именуют ТРАДИЦИОННЫМ. Их невозможно объяснить с точки зрения современного языка, но они от этого не стали менее значимыми. Недаром именно эти правила дети учат сразу, как только начинают читать и писать.
Легче запомнить правило в стихотворной форме:
Знаем твёрдо, что ЖИ-ШИ
Пишем только с гласной И.
А в словах, где ЧА и ЩА,
Мы напишем букву А.
Где же встретим мы ЧУ-ЩУ,
Пишем сразу букву У.
Содержание
- 1 Примеры
- 2 Исключения
- 3 Дополнительно
- 4 Жи — ши, ча — ща, чу — щу. . А есть ли исключения из этих правил?
- 5 Правописание слов с сочетаниями жи–ши, же–ше, ци, цы, це
- 6 Сочетания букв ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ
- 7 Правила жи ши слова исключения
- 8 Праздник жи-ши. Правописание слов с сочетаниями жи-ши, цы-ци
- 9 Жюри брошюра парашют — исключения жю-шю
- 10 Жи ши пиши с буквой и исключения из правил
- 11 Правило чу щу пиши с буквой у исключения
- 12 Oscar-TM.Ru
«Брошура, парашут, жури» –
Терпеть ошибки не могли.
«Жури, брошура, парашут» –
Зовут меня на Страшный Суд…
ЖЮри, брошЮра, парашЮт –
Пишу, пишу я с буквой «Ю»!
Брошюра, парашют, жюри –
Пропели громко попурри!
Жюри журит жука за шум
А тот жужжит от тяжких дум:
«В жюри проникла буква «ю»,
Хоть твёрдо звуки говорю.
«Журить, жужжать — мы пишем «у»,
Тогда в жюри «ю» — почему?
Журавль журит жука за шум,
А жук крылом журчит от дум.
Усами крутит жук жужжа.
Ромашки гнутся и дрожат.
__________________________________________
Помните правило из первого класса: ча и ща пишем с буквой а,
чу и щу пишем с буквой у,
жи и ши пишем с буквой и?
Почему же правило звучит не так:
ЧА ЩА ЦА ЖА ША – ПИШЕМ С БУКВОЙ А
ЧУ ЩУ ЦУ ЖУ ШУ – ПИШЕМ С БУКВОЙ У
ЖИ ШИ ЦИ ЧИ ЩИ – ПИШЕМ С БУКВОЙ И?
Чаща, цапля, жаль, шаль
чудо, щука, цукаты, журчать, шуметь
жил, шил, цирк, чистый, щиплет
Ведь пишем мы именно так. Вспомните из фонетики, что [Й Ч Щ] – мягкие непарные звуки, всегда мягкие! Ча, ща, чу, щу – мягко звучит, и хочется написать чя, щя, чю, щю… Ведь мягкость согласных обозначают именно буквы еёяюиь. Вот нам и хочется показать мягкость ч, щ.
А жа, ша, ца, жу, шу, цу и так твёрдо звучит, ведь звуки [Ж Ш Ц] – твёрдые непарные, всегда твёрдые! Жи, ши, ци – наоборот, звучит твёрдо, и хочется писать жы, шы, цы.
Ци мы пишем в корнях слов, а в суффиксах и окончаниях надо писать цы: цирк, циновка, цистерна, цикорий, но курицын, бледнолицый, молодцы, удальцы.
1. БРОШЮРА, ПАРАШЮТ, ЖЮРИ + однокоренные слова:
брошюровочный, брошюровать, брошюровщик, сброшюрованный, парашютный, парашютист, парашютировать + пшют (фат), фишю (кружевная косынка)…
2. Иностранные имена собственные: Жюль Верн, Чюрлёнис, Цюрих, Цявловский…
3. «ЦЫЦ, ЦЫПЛЁНОК!» — ЦЫКНУЛ ЦЫГАН НА ЦЫПОЧКАХ. + однокоренные слова: цыплячий, цыпки, цыганёнок, цыганистый, цыганить, выцыганить, цыганка.
В сочетаниях « Ча» и «Ща» после шипящих согласных всегда пишется буква «А». Это традиционное правило орфографии русского языка, которое необходимо просто запомнить, желательно – с детства.
Примеры
Чаща, щавель, чаша, роща, стучать, качать, завещать, площадь, часы, чайник, колчан, печать, печаль.
Исключения
Из данного правила исключений нет. Ими могут статьи имена собственные. Аббревиатуры под данное правило не попадают, так как являются сокращениями.
Дополнительно
Если Вас интересует тема «Ча», «Ща», то также рекомендуем ознакомиться со статьями:
Жи — ши, ча — ща, чу — щу. . А есть ли исключения из этих правил?
Слов таких очень мало, но они есть (например, Чяпкяляй заповедник в Литве).А при чем здесь брошюра, жюри, если правило на жи-ши.
Никто же не говорит, что нельзя писать ж, ш с буквой ю.жесть, шерсть, чоботы, и т.д.Парашют, жюри, брошюра.
Это во 2 классе учили.Да, есть — иноязычные имена и слова, но таких крайне мало и они нечасто встречаются.К ВОПРОСУ О ПРАВИЛАХ И ИСКЛЮЧЕНИЯХЕще не удалось придумать такое правило, из которого не было бы или не могло бы быть исключения.В первом классе в прописях мы старательно выводили: Жи ши пиши с буквой и, ча ща пиши с буквой а, чу щу пиши с буквой у. То же самое читали и в букваре.Ни одно правило не казалось столь незыблемым.Жи ши с буквой ы пока не удалось встретить. Но это не значит, что исключений вообще не может появиться.
Может, некоторые иноязычные слова будут точнее звучать, если для них сделать исключения?С
Правописание слов с сочетаниями жи–ши, же–ше, ци, цы, це
Образовательные ресурсы: карточки с загадками; рисунок – изображение Незнайки. Сценарий урока I. Организационный момент. Звонок невелик, А сотне ребят велит: Сядь да учись, Трудись, не ленись.
II. Чистописание. Есть у нас большой рычаг – Не работает никак.
Будем двигать вверх и вниз – Ты давай скорей включись! Учащиеся берут большим и указательным пальцами правой руки большой палец левой руки и начинают сгибать и разгибать его в суставе.
Затем они берут указательный палец левой руки и выполняют то же упражнение. Это упражнение проделывают для всех пальцев. Повторяют упражнение, меняя руки.
– Из Лесной школы в гости к Маше и Мише пришел Незнайка.
На доске написан образец слогов: жи ши ци же ше це.
Сочетания букв ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ
Нам, современным людям, остаётся только следовать этим правилам и стараться писать слова без ошибок.
Проверьте себя. «С добрым утром!» я криЧУ Кузнецу, ткаЧУ, враЧУ.
«Добрый вечер!» – так встреЧАю Всех, домой спешащих к ЧАю. Рис. 2. Город звуков () В этом городе (рис. 2) живут очень воспитанные жители.
А ещё они и гостеприимные. Приглашают к чаю (рис.
3). Какие ещё слова с ЧА – ЩА вы можете назвать?
Правила жи ши слова исключения
Орфограмма: мягкий знак после шипящих в наречиях.
На главную Правила по русскому языку.
serjik700 06 Июн 2012 Правило №1 Правописание -ться и -тся В неопределенной форме глаголов пишется мягкий знак.
Нет мягкого знака в вопросе — нет и в глаголе.
Праздник жи-ши. Правописание слов с сочетаниями жи-ши, цы-ци
Пока работаем устно — 4 ученика по карточкам. (Индивид.по выбору учителя) На доске слова в ед.ч. нужно назвать во мн.ч. Шалаш -…… Крыша -…… Лужа -…….
Продолжим формировать навыки правописания сочетаний жи-ши,цы-ци. 4. Правило. Сегодня праздник сочетаний жи-ши. Давайте напишем имена виновниц праздника и слова.
Сначала подготовим наши пальчики к письму. Зарядка для пальчиков. Чистописание. Жи Ши Жираф Жираф распорядитель праздника.
Жюри брошюра парашют — исключения жю-шю
Вспомните из фонетики, что [Й Ч Щ] – мягкие непарные звуки, всегда мягкие! Ча, ща, чу, щу – мягко звучит, и хочется написать чя, щя, чю, щю… Ведь мягкость согласных обозначают именно буквы еёяюиь. Вот нам и хочется показать мягкость ч, щ.
А жа, ша, ца, жу, шу, цу и так твёрдо звучит, ведь звуки [Ж Ш Ц] – твёрдые непарные, всегда твёрдые!
Жи, ши, ци – наоборот, звучит твёрдо, и хочется писать жы, шы, цы. Ци мы пишем в корнях слов, а в суффиксах и окончаниях надо писать цы: цирк, циновка, цистерна, цикорий, но курицын, бледнолицый, молодцы, удальцы. Исключения: 1. БРОШЮРА, ПАРАШЮТ, ЖЮРИ + однокоренные слова: брошюровочный, брошюровать, брошюровщик, сброшюрованный, парашютный, парашютист, парашютировать + пшют (фат), фишю (кружевная косынка)… 2.
Иностранные имена собственные: Жюль Верн, Чюрлёнис, Цюрих, Цявловский… 3.
«ЦЫЦ, ЦЫПЛЁНОК!» — ЦЫКНУЛ ЦЫГАН НА ЦЫПОЧКАХ.
Жи ши пиши с буквой и исключения из правил
«Исключения»: Когда «не» входит в корень слова: Нервничать Или когда слово не употребляется без «не»: Ненавидеть, Небрежничать, Невзлюбить, Невзвидеть и т.д. Правило №4 Правописание гласных после шипящих и Ц. ЖИ-ШИ-ЦИ пиши через И: жизнь, машина, цифра.
(Исключения: цыган, цыпочки, цыц, цыкать, цыпленок) ЧА-ЩА — пиши через А: чаща ЧУ-ЩУ-ШУ пиши через У: чулан, щука, шуба.
(Исключения: парашют, жюри, брошюра) Слово «раса» пишется с одной «с» Слово «питомец» пишется через И.
Правило №6 То, либо, кое, нибудь — черточку поставить не забудь! Частица «то» .(Пример: какой-то) пишется со словами через дефис. Кроме того, через дефис со словами пишется частица «либо», приставка «кое» и суффикс «нибудь» Пример: какой-нибудь, какой-то, какой-либо, кое-что.
Правило №7 Правописание приставок -пре-, -при-: -пре- Если приставка имеет значение ОЧЕНЬ пребольшой — очень большой, преувеличивать — очень увеличивать и т.п.
Правило чу щу пиши с буквой у исключения
Правило командует нами, даёт указания, как поступать, чтобы не написать слово с ошибкой.
Значит, чтобы научиться писать без ошибок, надо уметь находить в слове опасное, иногда говорят ошибкоопасное, место и знать правило, которое можно применить.На уроке мы познакомимся с правилом правописания сочетаний ча – ща, чу – щу. Если вы произнесете эти буквосочетания и сравните звуки с буквами, то возникнет вопрос, а в чём ловушка, зачем понадобилось правило, ведь нет расхождения между произношением и написанием.
На занятии мы раскроем этот секрет, узнаем историю возникновения правила, а также потренируемся в применении правила на практике.Смотрите так же: Жюри брошюра парашют — исключения жю-шю «Брошура, парашут, жури» – Терпеть ошибки не могли.
«Жури, брошура, парашут» – Зовут меня на Страшный Суд… ЖЮри, брошЮра, парашЮт – Пишу, пишу я с буквой «Ю»! Брошюра, парашют, жюри – Пропели громко попурри!
Oscar-TM.Ru
Используя сайт, вы подтверждаете, что вы прочитали и поняли политику о куки, политику конфиденциальности и наше пользовательское соглашение.
Эти политики и соглашения регулируют использование продуктов и сервисов Stack Overflow, включая сеть Stack Overflow. Жи, Ши. А в словах Желтый, Оранжевый пишется е, почему? Обратите внимание на орфографическую ошибку в формулировке темы вопроса: «пишетЬся».
Надо бы исправить, некрасиво! Теперь по сути вопроса. Возможно, я многих удивлю, но в некоторых официально утверждённых учебниках нач.
школы правило так и формулируется: «ЖИ-ШИ не всегда пишется с буквой И», имея ввиду безударную Е (жЕтон).
По-моему, таких авторов учебников надо лишать гражданства (как минимум!) Мне вопрос напомнил вот этот перл: Потому что там нет выбора И-Ы. Это неизменяемый суффикс -ЕВ- в прилагательном.
-ИВ- пишется только в словах милостивый и юродивый.
Традиция написания слов с Я и Ю, возможно, связана с условиями употребления этих лигатур: после гортанных к, г, х, шипящих ш, ч, ж, щ, а также в позиции после ц они не применяются.
Ю после согласных вообще ставится не слишком свободно :
После м, в, б, ф, п практически всегда требует отделения при помощи мягкого знака (пью, вью, бью) или буквы л (коплю, люблю, графлю, ловлю, кормлю), но изредка могут и исключения встречаться (к голубю).
После с, з, т, д, имеет также ряд исторически обусловленных ограничений, позволяющих проставлять ю после данных согласных в ряде окончаний существительных (гвоздю, карасю, гостю, князю), но только не в глаголах (поскольку формы сляпсю, слямзю, постю, бдю — просторечные, а в языке литературном должно наблюдаться изменение согласных, напр. как в скольжу, снабжу, вакшу, пощусь).
Сейчас буква ю в церковнославянской орфографии встречается только после согласных л, н, р и (изредка) после т, д, с, з, но некогда в старо-московском (а теперь старообрядческом) изводе церк.-сл. языка активно применялась после мягких шипящих: чюти (чуять), чюдо и т.д.
«Я» в церковнославянском языке:
Правилами русского извода церковнославянского языка предписывается использование начертания (IA) в самом начале слов, а именно Я (выглядящего в шрифтах полуустава как Ѧ) на конце и в середине, исключая 2 момента:
• через Ѧ пишут личное местоимение я (также озн. 3 лицо винит. пад. мн. и двойств. числа «их»), но образующееся от него яже — относительное местоимение — (озн. которая, которых, которые) пишут через (IA));
• от смысла зависит отличие в написании слова языкъ и ряда
производных от него: через Ѧ пишут средство общения и орган речи, а через (IA) — народ (напр., «нашествие галлов и с ними двунадесяти язык»).
Букву Я (Ѧ) в в церковнославянском языке, в отличие от русского, порой пишут после шипящих (но, в этом случае читается как А). В данной позиции она используется, в основном, в таких случаях:
• в окончаниях существительных, местоимений, прилагательных и причастий указывает на множественное число: дщи наша (наша дочь) — дщєри нашя (наши дочери);
• в суффиксах действительных кратких причастий в настоящем времени (им. пад. сред. и муж. род. в ед. ч.) порой может применяться с формами аориста для снятия омонимии: слышя (слышащий, слыша) — слыша (они слыли — аорист от слыти; он/ты слышал, форма аориста от слышати), но зачастую его пишут и без особой надобности, напр., в полной форме слышяй (слышащий, слыша), не омонимичной ни с чем.
До XVII в. (порой и позднее) на Руси использовали и иные системы орфографии: так, (IA) могли писать после гласных и в началах слов, а после согласных — Я (Ѧ).
Правописание буквосочетаний ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
Когда мы произносим звуки [ч’] и [щ’], то слышим только шум. Эти звуки являются непарными глухими и непарными мягкими согласными.
Сочетание букв ча-ща пишется с буквой а .
Сочетание букв чу-щу пишется с буквой у .
Орфограмма
Орфограмма написания буквосочетаний ча-ща и чу-щу применяется в ударной и безударной позиции звука. В случаях, если сочетания ча-ща и чу-щу применяются в безударной позиции, то необходимо выполнять проверку, изменив слово так, чтобы безударный гласный а или у стал ударным.
Например, слова с буквосочетаниями ча-ща и чу-щу в ударной позиции: ча́ ша, по ща́ да, чу́ до, щу́ ка, чу́ вство, ко щу́ нство.
Например, слова с буквосочетаниями ча-ща и чу-щу в безударной позиции: ча сово́й — ча́ с, по ща ди́ть – по ща́ да, чу да́к – чу́ до.
Исключения составляют иноязычные слова. Например, жюри, брошюра, парашют .
Издавна звуки [ч’] и [щ’] всегда были непарными мягкими согласными. Правило написания сочетаний ча-ща и чу-щу с буквой а или у является традиционным.
Пересматриваем школьные орфографические правила. Так ли хороши ЧА-ЩА и ЖИ-ШИ?
Геннадий Гаспарян
Учитель русского языка
(Лондон, Великобритания)
Из года в год, из урока в урок учителя русского языка декламируют заклинание «Пиши ЖИ-ШИ через И, ЧА-ЩА через А, ЧУ-ЩУ через У!», и дети доверчиво повторяют его. Понимаю, что замахиваюсь на святое, но правило в таком виде несовершенно, а простота его обманчива.
ЖИ-ШИ
Далеко не всегда произносимое и слышимое как [жы] или [шы] пишется через И. Правило справедливо только для ударных слогов, и ответственные учителя делают дополнение: «В ударном слоге буква И пишется после Ж, Ш без проверки. В безударном слоге букву после Ж, Ш надо проверять. » [1]; «ЖИ-ШИ пиши с буквой И под ударением . Если безударный гласный находится в корне слова, нужно найти проверочное слово с ударным гласным . » [2].
Заметим, что требование проверять безударные слоги ЖИ и ШИ лишает правило его привлекательной простоты. Алгоритм становится двухшаговым, а сам по себе поиск проверочных слов нелегок для малышей с их небогатым словарем и неразвитыми орфографическими навыками.
Поскольку применение правила ограничено только ударными/проверяемыми слогами, постольку оно не позволяет различать безударные ЖИ от ЖЕ (живот – желтеть), ШИ от ШЕ (широкий – шевелить), а иногда даже ЖИ от ЖА (жилет — жалеть). Буквальное следование обязывающей формуле, которой обычно оперируют в школе («Пиши ЖИ-ШИ через И!»), дезориентирует ученика и может спровоцировать ошибочное написание И на месте Е в безударной позиции (напр., ширшавый или больши).
Все мы понимаем, что истинный смысл правила — это всеобщий запрет на использование буквы Ы после твердых шипящих, исключение написаний ЖЫ и ШЫ. И почему бы не сказать об этом прямо и однозначно, а не окольным путем и с недомолвками?
ЧА-ЩА
Безударная А после мягких согласных (в их числе Ч и Щ) в произношении претерпевает не только количественные (сила и длительность звука), но и качественные (изменение звучания) превращения: она произносится как ослабленный звук [ие] (то есть [и] с призвуком [э]) или сильно ослабленный звук [ь], похожий на [и] 5. Безударных слогов, звучащих как [ча] и [ща], в русской речи нет.
Отсюда понятно, что правило «ЧА-ЩА пиши через А» возможно использовать только для ударных (или проверяемых ударением) слогов. Следует, правда, сказать, что в большой части корней, содержащих ЧА и ЩА, ударение падает именно на эти слоги.
Если же последние безударны, то правило «ЧА-ЩА пиши через А» попросту не имеет смысла, так как эти сочетания отсутствуют в звуковом составе слов. Сказанное справедливо для всех морфем: корней (обычай, случай, щадить, площадь, щавель), суффиксов (плащаница, мучать, молча) и окончаний (задача, тысяча, горячая).
Рассмотренные ограничения никак не отражены в традиционном школьном правиле про ЧА-ЩА.
ЧУ-ЩУ
Сказанное не распространяется на третий компонент школьного правила — сочетания ЧУ и ЩУ, так как звук [у] качественно не меняется при всех уровнях его ослабления.
ЧТО МОЖНО ПРЕДЛОЖИТЬ?
В каноническом руководстве — академическом справочнике по русской орфографии и пунктуации [6] — о написании гласных после шипящих читаем следующее:
«§ 13. После ж, ш, ч, щ, ц пишутся буквы а, у (и не пишутся я, ю) .
§ 14. После ж, ш, ч, щ пишется буква и (и не пишется ы) . »
Школьное правило безальтернативно фиксирует написание определенных сочетаний «шипящая + гласная». В отличие от него, приведенное правило из [6] вариативно, в нем только оговорены два условия: 1) после шипящих НЕЛЬЗЯ ПИСАТЬ буквы Я, Ю и Ы, даже если они отражают звучание гласных в устной речи или орфографически приемлемы; 2) на письме их следует ЗАМЕНЯТЬ соответственно на А, У и И.
Данное правило (назовем его базовым) лаконично изложено Д.Э. Розенталем применительно к корням слов [7]: «После шипящих (Ж, Ч, Ш, Щ) в корне пишутся буквы А, У, И (но не Я, Ю, Ы!) . ». Следует дополнить, что оно в равной мере справедливо для ударных суффиксов и окончаний (дружи́на, крича́ть, сгоряча́, малыши́).
Базовое правило в различных редакциях многократно воспроизводилось на грамматических сайтах (напр., [8]). Приведу его вариант, написанный мной специально для начальной школы [9]:
«После шипящих (Ж, Ш, Ч, Щ) не пишутся буквы Ы, Э, Ю, Я . Правило легко запомнить, так как эти буквы — последние гласные буквы русского алфавита .
- пишется И вместо Ы;
- пишется Е вместо Э;
- пишется У вместо Ю;
- пишется А вместо Я».
Здесь в число «запретных» букв введена Э во избежание ошибок в словах, в которых буква Е ударного слога произносится как [э] после твердых согласных Ж и Ш (жесть, шесть). Добавлена также мнемоническая подсказка (запрещенные буквы — последние четыре гласные алфавита), которая, думаю, будет нелишней для младшеклассников.
Сравним на примерах эффективность традиционного школьного правила и базового правила/его вариантов.
На конце слов с крыши и на крыше одинаково слышится [шы]. Согласно требованию «ЖИ-ШИ пиши через И!», и в том и другом слове надо писать ШИ. На самом же деле необходимо сначала выяснить орфографически возможные падежные окончания (И/Ы в первом слове и Е/[э] во втором), а затем выбрать буквы, написание которых после шипящих не запрещается: это И и Е.
Второй пример. В словах рабочая или горящая выяснить на слух написание окончания –ая не представляется возможным: безударные слоги ЧА и ЩА не опознаются за отсутствием звука [а]. Соответственно, нет резона обращаться к правилу «ЧА-ЩА пиши через А». Орфографические правила предлагают варианты –ая и –яя, из которых следует выбрать первый, так как буква Я после шипящих не разрешена.
Обобщим сказанное. Базовое правило и его варианты:
- прямо называют недопустимые написания в сочетаниях «шипящая + гласная», оставляя за пишущим выбор гласной буквы, при надобности с привлечением орфографических правил;
- универсальны в отличие от традиционного школьного правила, действие которого распространяется только на ударные/проверяемые слоги;
- корректны, так как исключают неверные толкования и не дезориентируют ученика при переносе на письмо сочетаний «шипящая + гласная».
На основании изложенного хотел бы посоветовать учителям пользоваться базовым правилом или его вариантом, приспособленным для начальной школы [9], взамен привычных, но несовершенных лозунгов про ЖИ-ШИ и ЧА-ЩА.
Буду благодарен коллегам за отзывы и критические замечания.
Сочетания букв ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ
Этот видеоурок доступен по абонементу
У вас уже есть абонемент? Войти
Вы уже знаете, что очень важным словом на уроках русского языка считается слово «правило». Правило командует нами, даёт указания, как поступать, чтобы не написать слово с ошибкой. Значит, чтобы научиться писать без ошибок, надо уметь находить в слове опасное, иногда говорят ошибкоопасное, место и знать правило, которое можно применить.
На уроке мы познакомимся с правилом правописания сочетаний ча – ща, чу – щу. Если вы произнесете эти буквосочетания и сравните звуки с буквами, то возникнет вопрос, а в чём ловушка, зачем понадобилось правило, ведь нет расхождения между произношением и написанием. На занятии мы раскроем этот секрет, узнаем историю возникновения правила, а также потренируемся в применении правила на практике.
источники:
http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-11051
http://interneturok.ru/lesson/russian/1-klass/pismo-orfografiya/sochetaniya-bukv-cha-scha-chu-schu