А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
части́чность, -и
Рядом по алфавиту:
ча́с-полтора́
часте́нько
частере́чный
частёхонько
части́к , -ика́
частико́вый
части́ть , чащу́, части́т
части́ца , -ы, тв. -ей
части́чка , -и, р. мн. -чек
части́чно безрабо́тный
части́чно конверти́руемый
части́чно раствори́мый
части́чно самопло́дный
части́чно совпада́ющий
части́чно упоря́доченный
части́чно-ды́рочный
части́чность , -и
части́чный , кр. ф. -чен, -чна
ча́стник , -а
ча́стница , -ы, тв. -ей
ча́стнический
ча́стно-госуда́рственный
частноба́нковский
частновладе́льческий
ча́стное , -ого
частноземлевладе́льческий
частнокапиталисти́ческий
частномонополисти́ческий
частноправово́й
частнопрактику́ющий
частнопредпринима́тельский
Морфологические и синтаксические свойства[править]
час—ти́ч—но
Наречие; неизменяемое.
Корень: -част-; суффиксы: -ичн-о.
Произношение[править]
- МФА: [t͡ɕɪˈsʲtʲit͡ɕnə]
Семантические свойства[править]
Значение[править]
- нареч. к частичный; неполностью ◆ Вы, лишь частично были замешаны, могли бы воспользоваться нынешней войной, чтобы полностью и с честью снять с себя временную опалу. А. С. Грибоедов, «Избранные письма», 1826 г.
Синонимы[править]
- неполностью
Антонимы[править]
- полностью, совершенно
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]
Родственные слова[править]
Список всех слов с корнем част⁽ʲ⁾- | [править] | |
---|---|---|
|
Этимология[править]
Происходит от прилагательного частичный, далее от ??
Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]
- частично признанное государство
- частично сросшийся сучок
Перевод[править]
Библиография[править]
Ответ:
Правильное написание слова — поисковый
Ударение и произношение — п`оиск`овый
Значение слова -прил. 1) Связанный с поиском (1). 2) Служащий, предназначенный для разведочных работ (поисков месторождений полезных ископаемых, местонахождений объектов промысловой добычи и т.п.).
Выберите, на какой слог падает ударение в слове — БАЛОВАТЬ?
Слово состоит из букв:
П,
О,
И,
С,
К,
О,
В,
Ы,
Й,
Похожие слова:
непоисковый
Рифма к слову поисковый
ласковый, целковый, шелковый, бестолковый, толковый, мозаиковый, чернобровый, лиловый, березовый, здоровый, новый, гороховый, готовый, тесовый, малиновый, медовый, багровый, финансовый, батистовый, фланговый, дворовый, черепаховый, фризовый, розовый, бобровый, резвый, моложавый, шутливый, здравый, находчивый, красивый, отчетливый, бравый, дождливый, учтивый, курчавый, уродливый, плешивый, хвастливый, правдивый, насмешливый, задумчивый, забывчивый, юродивый, правый, ленивый, лукавый, ворчливый, худощавый, коричневый, милостивый, торопливый, молчаливый, кровавый, вый, левый, фальшивый, заботливый, шаловливый, счастливый, поворотливый, трезвый, словоохотливый, вспыльчивый, особый, грубый, слабый
Толкование слова. Правильное произношение слова. Значение слова.
Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.
Найдено определений: 62
частично
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ
нареч. качеств.-обстоят.
Захватывая, охватывая лишь часть чего-либо.
АКАДЕМИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
нареч. к частичный.
Вскоре весь полк в беспорядке отступил и частично разбежался. Степанов, Порт-Артур.
СИНОНИМЫ
нареч, кол-во синонимов: 30
частью, более или менее, в некоторой своей части, в некоторой (или какой-то, известной) степени (или мере), до некоторой степени, постольку поскольку, наполовину, не полностью; фрагментарно (книжн.); долею (устар.)
см. также немного, отчасти
частью, отчасти, немного; в некоторой своей части, выборочно, неполно, наполовину, постольку поскольку, неполностью, в некоторой части, не полностью, до некоторой степени, долею, фрагментарно, постольку-поскольку, не совсем, в известной мере, в какой-то мере, до известной степени, в некоторой степени, в известной степени, более или менее, в какой-то степени, в некоторой мере, не вполне, до какой-то степени. Ant. полностью
неизм.
отчасти
до некоторой степени
в некоторой степени
более или менее
более-менее
частью
до известной степени
в какой-то степени
в известной степени
в известной мере
в какой-то мере
не совсем
не вполне
не в полной мере
ЧАСТИЧНО
ЧАСТИЧНО, наполовину, частью, книжн. фрагментарно, устар. долею
ТЕЗАУРУС РУССКОЙ ДЕЛОВОЙ ЛЕКСИКИ
Syn: частью, отчасти, немного
Ant: полностью
АНТОНИМЫ
вполне
основательно
совершенно
совсем
полностью
целиком
целиком
полностью
совершенно
основательно
совсем
ИДЕОГРАФИЯ
▲ в отношении
↑ доля
частично. частью.
отчасти (# он прав).
в некотором отношении. в некотором роде.
ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ
частично выполненный
СЛИТНО. РАЗДЕЛЬНО. ЧЕРЕЗ ДЕФИС
ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ
частично высушенный
СЛИТНО. РАЗДЕЛЬНО. ЧЕРЕЗ ДЕФИС
ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ
частично дистанционное обучение
МЕТОДИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ
ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ
частично жёсткий
СИНОНИМЫ
прил., кол-во синонимов: 1
ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ
частично жесткий
СИНОНИМЫ
прил., кол-во синонимов: 2
ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ
частично заболоченный
СЛИТНО. РАЗДЕЛЬНО. ЧЕРЕЗ ДЕФИС
ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ
частично закрытый
СЛИТНО. РАЗДЕЛЬНО. ЧЕРЕЗ ДЕФИС
ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ
частично защемлённый
СИНОНИМЫ
прил., кол-во синонимов: 1
ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ
частично защемленный
СИНОНИМЫ
прил., кол-во синонимов: 1
ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ
частично истлевший
СИНОНИМЫ
прил., кол-во синонимов: 1
ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ
частично компенсированный
СЛИТНО. РАЗДЕЛЬНО. ЧЕРЕЗ ДЕФИС
части/чно компенси/рованный
ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ
частично конвертируемый
ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
части́чно конверти́руемый
ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ
частично лесистый
СЛИТНО. РАЗДЕЛЬНО. ЧЕРЕЗ ДЕФИС
ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ
частично мягкий
СИНОНИМЫ
прил., кол-во синонимов: 1
ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ
частично накопленный
СЛИТНО. РАЗДЕЛЬНО. ЧЕРЕЗ ДЕФИС
ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ
частично обожжённый
СЛИТНО. РАЗДЕЛЬНО. ЧЕРЕЗ ДЕФИС
ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ
частично оголённый
СЛИТНО. РАЗДЕЛЬНО. ЧЕРЕЗ ДЕФИС
СИНОНИМЫ
прил., кол-во синонимов: 1
ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ
частично оголенный
СИНОНИМЫ
прил., кол-во синонимов: 1
ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ
частично одевший
СИНОНИМЫ
прил., кол-во синонимов: 1
ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ
частично опускавший
СИНОНИМЫ
прил., кол-во синонимов: 1
ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ
частично перегретый
СЛИТНО. РАЗДЕЛЬНО. ЧЕРЕЗ ДЕФИС
ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ
частично переработанный
СЛИТНО. РАЗДЕЛЬНО. ЧЕРЕЗ ДЕФИС
части/чно перерабо/танный
ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ
частично погребённый
СИНОНИМЫ
прил., кол-во синонимов: 1
ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ
частично погребенный
СИНОНИМЫ
прил., кол-во синонимов: 1
ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ
частично растворимый
СИНОНИМЫ
прил., кол-во синонимов: 1
ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ
частично растворяющийся
СИНОНИМЫ
прил., кол-во синонимов: 1
ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ
частично реализованный
СЛИТНО. РАЗДЕЛЬНО. ЧЕРЕЗ ДЕФИС
ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ
частично совпадающий
СЛИТНО. РАЗДЕЛЬНО. ЧЕРЕЗ ДЕФИС
ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ
частично сокращённый
СИНОНИМЫ
прил., кол-во синонимов: 1
ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ
частично сокращенный
СИНОНИМЫ
прил., кол-во синонимов: 1
ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ
частично сохранившийся
СЛИТНО. РАЗДЕЛЬНО. ЧЕРЕЗ ДЕФИС
ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ
частично углублённый
СИНОНИМЫ
прил., кол-во синонимов: 1
ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ
частично углубленный
СИНОНИМЫ
прил., кол-во синонимов: 1
ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ
частично удалённый
СИНОНИМЫ
прил., кол-во синонимов: 1
ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ
частично удаленный
СИНОНИМЫ
прил., кол-во синонимов: 1
ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ
частично упорядоченный
СЛИТНО. РАЗДЕЛЬНО. ЧЕРЕЗ ДЕФИС
ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ
частично-диффузный
СЛИТНО. РАЗДЕЛЬНО. ЧЕРЕЗ ДЕФИС
ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ
частично-кристаллический
СЛИТНО. РАЗДЕЛЬНО. ЧЕРЕЗ ДЕФИС
части/чно-кристалли/ческий
ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ
частично-рекурсивный
МОРФЕМНО-ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
част/и́ч/н/о/-рекурс/и́вн/ый.
ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ
частичновидящие
СЛИТНО. РАЗДЕЛЬНО. ЧЕРЕЗ ДЕФИС
ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ
частичность
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ УШАКОВА
ЧАСТИ́ЧНОСТЬ, частичности, мн. нет, жен. (книжн.). отвлеч. сущ. к частичный.
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ОЖЕГОВА
ЧАСТИ́ЧНЫЙ, -ая, -ое; -чен, -чна. Неполный, касающийся лишь части чего-н. Задание выполнено частично (нареч.). Частичная мобилизация.
АКАДЕМИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
ФОРМЫ СЛОВ
части́чность, части́чности, части́чностей, части́чностям, части́чностью, части́чностями, части́чностях
СИНОНИМЫ
сущ., кол-во синонимов: 3
фрагментарность, неполнота, выборочность
АНТОНИМЫ
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ
Введение.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» сказано, что общеобразовательная школа, как базовое звено образования, должна ориентировать процесс обучения «не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных способностей» (1.). Специальные исследования, проводимые психологами и педагогами, свидетельствуют о том, что к шести годам у дошкольников формируется внутренняя потребность занять более взрослое положение. Центром ее становится желание учиться (7). Если спросить любого первоклассника, хочет ли он учиться, и как он будет учиться, то в ответ мы услышим, что получать многие из них намерены только «5». Однако в педагогической практике можно наблюдать падение от класса к классу у некоторых школьников интереса к учебной деятельности.
Встает проблема: как же организовать обучение так, чтобы увлечь ребенка процессом познания, пробудить стремление к самостоятельному овладению знаниями и умениями, как к чему-то для него ценному, привлекательному, т. е. как развить познавательный интерес, как к «интересному», так и к «скучному» предмету?
Проблема так же в том, что познавательный интерес оказывает побуждающее воздействие на учебную деятельность, т.е. активизирует ее. И в то же время без активной познавательной деятельности интерес не развивается (3). Поэтому учителю на уроке необходимо так организовать познавательную деятельность, чтобы с ее помощью у детей сформировался и развился стойкий познавательный интерес.
Мой опыт и опыт многих учителей показывает, что уроки русского языка для младших школьников относятся к числу нелюбимых школьных предметов. Деятельность учащихся на этих уроках у многих учителей носит однообразный воспроизводящий характер, значительная часть времени затрачивается на выполнение тренировочных упражнений.
В связи с этим проблема изыскания методических путей развития познавательного интереса и активизации познавательной деятельности учеников применительно к изучению грамматики и правописания в начальных классах является и по сей день актуальной. Применяя на своих уроках русского языка задания частично – поискового характера, я увидела, что это приводит к активизации познавательной деятельности детей, у них появляется познавательный интерес к изучаемому материалу.
Поэтому я поставила перед собой цель:
— развитие познавательного интереса к уроку русского языка на основе использования частично – поискового метода обучения.
Задачи:
- Проанализировать литературу по данной теме.
- Показать возможности частично – поискового метода обучения в формировании познавательного интереса младших школьников.
- Продумать систему заданий частично – поискового характера на разных этапах урока русского языка, способствующих развитию познавательного интереса.
- Проанализировать результаты деятельности.
- Психолого-педагогическое обоснование проблемы.
1.1. Структура мотивов учебной деятельности.
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребёнок сохраняет много детских качеств, но уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, появляется другая логика мышления. Учение становится для него значимой деятельностью. В числе многочисленных изменений — интересы, ценности, весь уклад жизни. Игровая мотивация постепенно уступает место учебной, при которой действия выполняются ради конкретных знаний и умений. Учебная деятельность в младшем школьном возрасте становится ведущей. Д. Б. Эльконин понимал учебную деятельность как «особую деятельность школьника, сознательно направляемую им на осуществление целей обучения и воспитания, принимаемых учеником в качестве своих личных целей» (7). В структуру учебной деятельности входят компоненты: мотивационный, операционно-технический, контрольно-оценочный. А. Н. Леонтьев считает мотивационную сферу ядром личности. Мотивы, т.е. побуждения к деятельности, играют в деятельности ученика огромную роль. Они заставляют его стараться прилагать усилия и добиваться достижения поставленной цели.
Мотив – то, ради чего человек осуществляет какую-либо деятельность. Учебная деятельность побуждается и направляется учебными мотивами. В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, ребёнок хочет учиться, причём учиться хорошо, отлично, но по — разным причинам, то есть мотивы учения могут быть различны.
А. К. Маркова выделяет следующие виды мотивов по содержанию:
Учебно-познавательные мотивы, связанные с содержанием и процессом учения. |
Социальные, связанные с системой жизненных отношений: — чувство долга, — самосовершенствование, — престиж, — благополучие, — желание избежать неприятностей, и т.п. |
Среди разнообразных социальных мотивов учения, по мнению Леонтьева, главное место занимает мотив получения высоких отметок. Другие социальные мотивы учения — долг, ответственность, необходимость получить образование – тоже осознаются детьми, придают определённый смысл их учебной деятельности, но они только «знаемые» по выражению А. Н. Леонтьева. Д. Б. Эльконин указывает, что целенаправленная учебная деятельность «должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть только мотивы, непосредственно связанные с её содержанием, т.е. мотивы приобретения обобщённых способов действий, или мотивы собственного роста, собственного совершенствования» (7). Таким образом, учителю важно сформировать у детей именно учебно-познавательные мотивы.
1.2. Познавательный интерес.
Интерес (от латинского «имеет значение, важно») — реальная причина действий, ощущаемая учеником как особо важная. Интерес – это форма проявления познавательных потребностей, что выражается в стремлении к познанию объекта или явления, овладении определённым видом деятельности.
Л. С. Выготский называл интерес как бы естественным двигателем детского поведения. «Он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребёнка совпадает с его органическими потребностями». Вот почему Л. С. Выготский считал основным правилом построения всей образовательно-воспитательной системы точный учёт детских интересов. Важным также является то, насколько интерес направлен по линии самого изучаемого предмета, а не связан с посторонним для него влиянием наград, наказаний, страха, желания угодить и т.п.
Н. Г. Морозова считает, что «интерес можно определить как эмоционально-познавательное отношение к предмету или к непосредственно мотивированной деятельности, отношение, переходящее при благоприятных условиях в эмоционально-познавательную направленность личности». (5).
Применительно к учебной деятельности А. К. Маркова выделяет следующие виды интереса к учению:
1) – глобальный, недифференцированный, т.е. широкий учебный интерес.
2) – интерес к постановке целей, задач, их реализации, т.е. планирующий учебный интерес.
3) – интерес к результатам учения, т.е. результативный учебный интерес.
4) – интерес к содержанию предмета, к процессу его усвоения, т.е. процессуально-содержательный.
5) – более глубокий интерес к процессу и к способам, приёмам его осуществления, т.е. учебно-познавательный интерес.
6) – стремление к преобразованию и совершенствованию своей учебной работы, т.е. преобразующий интерес.
Таким образом, познавательный интерес является одним из видов интереса к учению. Г. И. Щукина даёт такое определение познавательного интереса. «Познавательный интерес выступает перед нами как избирательная направленность личности, обращённая к области познания, к её предметной стороне и к самому процессу овладения знаниями» (2).
По основанию активности и самостоятельности учащихся, стремлению к преодолению трудностей Г. И. Щукина выделяет уровни проявления становления интереса к учению:
Высокий уровень. |
Средний уровень. |
Низкий уровень. |
Высокая самопроизвольная активность, с увлечением протекающая самостоятельная работа, стремление к преодолению трудностей в сложных задачах. |
Познавательная активность, требующая побуждения учителя, зависимость самостоятельной работы от ситуации, преодоление трудностей при помощи учителя. |
Познавательная инертность, минимальная самостоятельность, бездеятельность при затруднениях. |
Познавательный интерес как одна из разновидностей интереса к учению может проявляться на любом из этих уровней. С этой классификацией связаны уровни сформированности собственно познавательного интереса по М. В. Матюхиной:
Теоретический уровень |
Познавательный уровень |
Занимательный уровень |
Интересуют причинно-следственные связи, происхождение явлений. |
Интерес к познанию существенных свойств предметов. |
Может привлекать простая занимательность фактов, а не их сущность. |
Подобные уровни выделяет и Г. И. Щукина.
По основанию тесноты связи с эмоциональной стороной личности Н. Г. Морозова выделяет следующие виды познавательного интереса:
— эпизодическое переживание;
— эмоционально-познавательное отношение к предмету;
— стойкая эмоционально- познавательная направленность личности на определённую область знания или деятельности.
В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, В. В. Репкин выделяют виды познавательного интереса по основанию обращённости ученика на отдельные стороны учебной деятельности:
— познавательный интерес, обращённый на знания как результат учения;
— познавательный интерес, обращённый на способ добывания знаний.
Познавательный интерес по-разному проявляется в разных сферах деятельности. Исследователями были выделены проявления, параметры и критерии познавательного интереса.
1) проявление интеллектуальной активности (вопросы к учителю, стремление по собственному побуждению участвовать в деятельности, в обсуждении вопросов на уроке, активное оперирование приобретённым багажом знаний и умений);
2) эмоциональные проявления (общий положительный настрой, интеллектуальная радость);
3) волевые проявления (сосредоточенность внимания и слабая отвлекаемость, поведение ученика при затруднениях, стремление к завершению учебных действий, реакция на звонок с урока);
4) внеурочные проявления (поведение на перемене, самостоятельные вопросы и суждения, беседы и спор между учащимися, добровольное взятие дополнительной и самостоятельной работы) (Г. И. Щукина, Н. Г.Морозова).
Исследования А. К. Марковой показали, что становлению и развитию познавательного интереса способствуют такие условия:
— выделение в содержании общих принципов и закономерностей, включение системы задач;
— активная деятельность школьников по преобразованию исходных вопросов и заданий для их решения;
— оценка учителем не только результата, но и способов учебной работы школьника, а также вовлечение в процесс оценивания самих школьников;
— выполнение детьми активных действий по анализу своей мотивационной сферы. К ним можно добавить также такие условия, как новизна материала, его эмоциональная окрашенность, коллективные формы организации различных видов деятельности, игровые задания, предоставление школьникам возможности выбора и др.
Таким образом, на развитие познавательного интереса влияют следующие условия и факторы:
1). Содержание учебного материала;
2). Активная и поисковая мыслительная деятельность детей;
3). Организация учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся;
4). Эмоциональная атмосфера обучения.
5). Оптимальное сочетание различных методов обучения.
Частично-поисковый метод обучения, как один из способов организации активной, поисковой мыслительной деятельности учащихся, как раз способствует развитию познавательного интереса детей.
- Частично–поисковый метод обучения.
Специальные исследования Г. И. Щукиной, В. С. Ильина, посвящённые проблеме формирования познавательного интереса, показывают, что существует большая группа методов стимулирования интереса к учению. Это методы эмоционально нравственного стимулирования, методы познавательного спора, анализа жизненных ситуаций, познавательных игр, создание проблемных и поисковых ситуаций, учебных дискуссий, создание ситуаций успеха и др. Знание всего богатства методов стимулирования интереса к учебной деятельности позволяет учителям в каждом конкретном случае избрать те из них, которые наилучшим образом соответствуют задачам, особенностям учеников, степени развитости у них познавательного интереса, с тем, чтобы приподнять его на новый, более высокий уровень.
Остановимся на частично-поисковом методе обучения. По своей сути он является одним из важнейших средств активизации школьников и, следовательно, развития их познавательного интереса.
Для того чтобы понять сущность частично-поискового метода разберёмся в понятии «метод обучения».
Метод обучения – это упорядоченная деятельность педагога и учеников, направленная на достижение поставленной цели обучения. (10).
В своей деятельности учителя используют различные методы обучения.
Их традиционная классификация по источнику знаний такова:
Методы.
Словесные методы. (устное или печатное слово). — рассказ, — объяснение, — беседа, — дискуссия, — лекция, — работа с книгой. |
Наглядные методы. (наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия.) — метод иллюстраций, — метод демонстраций. |
Практические методы. (выполнение практических действий). — упражнения, — лабораторные работы, — практические работы. |
По характеру познавательной деятельности классификация методов следующая:
1). Объяснительно-иллюстративный метод (учитель сообщает готовую информацию);
2). Репродуктивные методы (повторение способа деятельности);
3). Частично-поисковый (эвристический) метод (учитель расчленяет учебную задачу на проблемы. Учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска её решения. Каждый шаг предполагает творческую деятельность, но целостное решение проблемы пока отсутствует).
4) Проблемный метод (ставится проблема, и находятся пути её решения);
5) Исследовательский метод (овладение методами научного познания).
Особенности частично-поискового метода:
Содержание метода. |
Деятельность учителя. |
Деятельность учащихся. |
Основное назначение метода – постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем. |
Подведение обучаемых к постановке проблемы, показ им как необходимо находить доказательства, делать выводы из приведённых фактов, построить план проверки фактов и т.д. Учитель широко применяет эвристическую беседу, в процессе которой ставит систему взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом к решению проблемы. |
Деятельность ученика заключается в активном участии в эвристических беседах, в овладении приёмами анализа учебного материала с целью постановки проблемы и нахождения путей её решения. |
Сущность частично- поискового метода обучения состоит в том, что
1) знания детям надо добывать самостоятельно;
2) учитель не сообщает и не излагает знания, а организует поиск новых знаний с помощью разнообразных средств.
3) ученики под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы и т.д. в результате чего у них формируются осознанные прочные знания.
Даже не все учителя-мастера осознают влияние активизации учебной деятельности школьников на развитие их интереса к учебным предметам.
«Устремлённость к познанию, желание охватить, возможно, полнее познанием данную научную область (либо учебный предмет), изучить её глубоко, основательно, стремление заниматься познавательной деятельностью, приобретать необходимые умения и навыки для рационального, быстрого и успешного её протекания, вот в чём основная суть познавательного интереса. Значит, предметом познавательного интереса является познавательная деятельность, как её содержательная, так и операционная сторона» Г. И. Щукина.
Возникшая познавательная проблема на уроке может быть разрешена с разной степенью самостоятельности школьников и на разных уровнях познавательной активности и познавательного интереса. При использовании частично-поискового метода обучения выше уровень познавательной активности, следовательно, и выше уровень развития познавательного интереса у детей.
Виды частично-поисковых заданий:
— Нахождение закономерности.
— Нахождение принципа группировки и расположения приведённых слов, цифр, явлений.
— Подбор возможно большего количества примеров к какому-либо теоретическому положению.
— Нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос.
— Усовершенствование какого-либо задания. (12).
Использование частично-поискового метода обучения требует от учителя усилий для подготовки к уроку и дополнительного времени на нём. Однако велика и отдача. Дети становятся активными участниками процесса обучения, у них появляется уверенность в собственных силах. Участие в поиске требует от детей максимальной сосредоточенности, напряжённой мыслительной деятельности, умения правильно выражать свои мысли, активизирует познавательный процесс, обеспечивает свободное владение аналитико-синтетическими действиями, обучает логике рассуждений. Всё это тем самым способствует развитию познавательного интереса к предмету.
- Практическая часть.
- Система частично-поисковых заданий на различных этапах урока русского языка.
Основным источником интереса к самой учебной деятельности является, прежде всего, её содержание. Метод выступает в роли способа движения содержания. Мне захотелось попробовать разработать такую систему заданий частично-поискового характера, в которой бы и содержание, и способ добычи знаний активизировали детей, тем самым, формируя у них познавательный интерес. Я старалась так построить учебный процесс, чтобы на каждом этапе урока русского языка не только совершенствовался ряд интеллектуальных качеств детей, но и организованная поисковая деятельность вызывала бы интерес к предмету и к учебной деятельности в целом. Это достигается путём внесения изменений в содержание и организацию процесса обучения.
Изменение содержания осуществляется за счёт:
— введения дополнительной лексики во время словарно-орфографической работы, закрепления, повторения и обобщения изученного;
— увеличения масштаба использования пословиц, поговорок, фразеологических оборотов на различных этапах урока;
— расширение объёма работы с понятиями и терминами;
— включение в содержание уроков различных видов текстов воспитательно-познавательного характера.
При организации процесса обучения я старалась так построить урок, чтобы на нём дети осуществляли поиск существующих и собственных, может быть, неординарных путей решения заданий. Так же стремилась научить детей полному, последовательному, доказательному объяснению своего мнения. И, конечно же, организация такой работы невозможна без сотрудничества, делового партнёрства между учителем и учениками. Необходимо сочетать в себе разумную требовательность и строгость с терпением и уважением к личности ребёнка, его мнению.
В 1 классе в самом начале урока провожу мобилизующий этап. Его цель – включение детей в работу. В его содержание также входят упражнения частично — поискового характера, которые предусматривают различные операции с буквами (графическое изображение, условные обозначения, воображаемые образы). Эти упражнения рассчитаны на 2-4 минуты. Они призваны организовать поисковую деятельность ребёнка, а также совершенствовать один из видов мышления, внимание, память, сообразительность, наблюдательность, речь.
Буквенный материал используется в виде графического изображения букв на специальных карточках, которые дети могут переставлять, взаимозаменять на наборном полотне, т.е. осуществлять с ними реальные действия.
Например
Задание на нахождение закономерности, принципа группировки букв.
Ж |
Ш |
Ч |
||||
Ш |
Ч |
Ж |
— Какие 4 перестановки карточек следует сделать в нижнем ряду, чтобы в обоих рядах буквы находились в одинаковой последовательности?
— Какую букву можно добавить к этим буквам?
Задание на нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос и усовершенствование задания.
Здесь учащиеся мысленно совершают действия с буквами, не меняя положение в их фактическом изображении. Операции с идеальными образами способствуют развитию у школьников интеллектуальной гибкости, умения полемизировать самим с собой, действовать аргументировано, доказательно. К тому же задания можно дифференцировать по уровню сложности.
А |
О |
У |
|||||
Я |
Ё |
Ю |
|||||
И |
Э |
Е |
|||||
— В каждом квадрате-домике живёт буква. От домика к домику прыгает зайчик НАИСКОСОК ЧЕРЕЗ ДОРОЖКУ .
— (1 уровень) В домик с какой буквой может прыгнуть зайчик, если он находится в домике с буквой А?
— (2 уровень) Сколько прыжков должен сделать зайчик, чтобы из А попасть в О?
— Какие ещё задания можно придумать к этому рисунку?
— Охарактеризуйте буквы и звуки, которые они обозначают. Какой буквы здесь не хватает?
Таким образом, на мобилизующем этапе в 1 классе дети учатся осуществлять поиск правильных решений по вопросам учителя, обобщать, классифицировать, группировать, выделять лишнее, придумывать свои примеры заданий, т.е. выполняют задания частично поискового характера.
Все эти задания вызывают живой интерес и активность детей, заставляя их мыслить в рамках предмета.
Задания различных видов частично-поискового характера уместны на любых этапах урока русского языка.
На этапе проведения минутки чистописания.
Минутку чистописания разбиваю на 3 этапа:
— определение и формулирование учащимися темы;
— формулирование детьми плана предстоящих действий по написанию букв и их элементов;
— исполнительный.
Задание на нахождение закономерности.
М Р Б Ж |
||
Ж М А Б М |
Р А Р |
|
Р О |
||
— Внимательно посмотрите и скажите, с какой буквой мы будем работать сегодня. Она встречается здесь чаще других (с буквой Р).
Рр
Рра Рре Ррё …
— Определите порядок написания букв в ряду и продолжите цепочку.
Задание 2. На нахождение закономерности.
Яблоко, каток, океан, ракита.
— Найдите общее в этих словах (К).
Кк
Кка Ккя Кке …
— Определите порядок следования букв, продолжите цепочку.
Во 2, 3, 4 классах поиск букв можно усложнить, связав с темой урока или с различными видами разборов.
Задание на нахождение закономерности.
Нос, лак, лён.
— Определите букву, которую мы будем писать. Она обозначает непарный, звонкий, мягкий согласный звук. (Л).
Лл
ля лляя ллляяя …
— Какой порядок букв представлен? Продолжите цепочку.
Также можно разнообразить задания по уровню сложности и предоставить детям право выбора.
Задание на нахождение закономерности.
М_рщины, ел_ник, тр_вяной, разв_лил.
— Определите букву. Она находится в корне имени существительного женского рода множественного числа и обозначает непарный, глухой, всегда мягкий звук.
Щщ
щац цащ щац …
щац ацщ цща …
— Определите порядок в цепочках. Напишите одну по выбору.
В 3, 4 классе дети могут сами определить механизм выявления буквы, а затем самостоятельно найти её.
Задание на нахождение закономерности, принципа группировки букв.
а———в ж——и о——-р
б з ?
Определите, с какой буквой мы будем сегодня работать.
Пп
Пап Пбп Пвп …
Ппрт Пптр Ппрт …
— Найдите логику в цепочке. Напишите одну по выбору.
Задание на нахождение закономерности.
Отметка
— Мы будем писать 3 буквы. 1 — суффикс в слове отметка, 2 – окончание в этом слове, 3 – окончание этого слова в винительном падеже. (К, А, У)
кау куа кау …
куууа кууаа …
укая укамы укаты …
— Определите порядок в цепочках. Напишите одну на выбор.
На этапе словарно-орфографической работы дети могут находить слово, выявляя закономерность.
Задание на нахождение закономерности с использованием пословиц, поговорок и фразеологических оборотов.
Тлкорспмноиархз
— Какое слово здесь скрыто? Как определили?
— Подбери родовое понятие к слову. (инструмент).
— Из чего состоит? Для чего предназначен? Сформулируйте значение слова топор?
Пословицы и поговорки:
— Хоть топор вешай. — Сказал, как топором отрубил.
— Не топор тешет, а плотник. — Топор острее, так и дело скорее.
— Что написано пером, не вырубишь топором.
— Раскройте смысл пословиц и фразеологических оборотов.
— Найдите слова с приставками.
Задание на нахождение закономерности
сезон винтик зонтик
кивок указал ?
— Найдите новое слово. Как его получили? (вокзал).
— Найдите родовое понятие. (здание).
— Для чего предназначено? — Сформулируйте значение слова.
— Составьте рассказ, чтобы слово вокзал было в каждом предложении.
На этапе изучения нового материала частично — поисковые задания можно давать с первых же изучаемых грамматических, орфографических, пунктуационных понятий.
Задание на нахождение закономерности.
Надя Сергеева, Олег Буров и Оля Руднева садили цветы на клумбу. К ним подошла учительница Вера Петровна.
— Внимательно прочитайте предложения.
— Назовите написанные в них имена.
— С какой буквы написаны имена?
— Прочтите имеющееся в одном предложении отчество.
— Как написано отчество?
— Найдите и прочитайте фамилии.
— Как написаны фамилии?
— Сформулируйте правило в порядке нашего рассуждения.
При изучении нового материала частично — поисковые задания могут быть разноуровневого характера. Уровни проблемности отличаются степенью помощи со стороны учителя.
Например, при изучении темы «Мягкий знак на конце существительных после шипящих» предлагаю детям частично-поисковые задания на карточках в трёх уровнях. Для работы определяю группы в соответствии с уровнем подготовки детей. Не сообщая новой темы, раздаю карточки.
Высокий уровень.
Дочь, врач, тишь, шалаш, рожь, нож.
— Внимательно прочитайте слова.
— Найдите разницу в их написании.
— Сформулируйте правило.
Средний уровень.
дочь врач
тишь шалаш
рожь нож
— Внимательно прочитайте столбики слов.
— Объясните принцип их группировки.
— Сформулируйте правило их написания.
Низкий уровень.
дочь врач
тишь шалаш
рожь нож
— Внимательно прочитайте слова в 1 и во 2 столбиках.
— К какой части речи относятся все эти слова?
— Определите род имён существительных в каждом столбике.
— Какие согласные буквы стоят в конце имён существительных в каждом столбике?
— В конце каких имён существительных и в каком случае пишется мягкий знак?
Учащиеся работают с карточками, решают поисковую задачу, формулируют вывод. Проверка результатов их деятельности начинается с группы, решавшей задачу на низком уровне, затем на среднем и высоком. Участие в поиске не только вызывает познавательный интерес, но и требует от детей максимальной сосредоточенности, напряжённой мыслительной деятельности, умения правильно выражать свои мысли, активизирует познавательный процесс, обеспечивает свободное владение аналитико-синтетическими действиями, обучает логике в рассуждениях.
При закреплении изученного материала или повторении частично-поисковые задания дают прекрасную возможность развить интерес к познанию существенных свойств предметов и к причинно-следственным связям, выявлению закономерностей. А также позволяет формировать определённые наборы интеллектуальных качеств и умений учащихся.
Задание на нахождение закономерности и принципа группировки и расположения слов.
Тема: «Обозначение мягкости согласных гласными звуками».
Колос, удар, поле, уголок.
Кусты, сила, пена, звено.
Люди, село, лютик, веки.
Перец, лев, вяз, вес.
— Прочитай цепочки слов.
— Напиши, устранив лишнее.
— Ответ обоснуй, подчеркни буквы, обозначающие мягкие и твёрдые согласные звуки.
Задание на нахождение закономерности и нахождения принципа группировки слов.
Тема: «Три склонения имён существительных».
холод — жара
лес — степь Шифр:
ложь — правда школа — учитель
лес — заяц озеро — река
трамвай — автобус трусость — храбрость
море — корабль
яблоко — вишня
голод — сытость
стакан — вода
дуб — берёза
— Прочитайте. Сгруппируйте слова в соответствии с шифром. Для этого определите смысловую связь каждой пары из шифра. Подберите к ним другие пары слов с такой же смысловой связью.
— Напишите. Определите склонение имён существительных.
Задание на принцип группировки с использованием фразеологических оборотов.
Толочь … в ступе, сулить … горы, … слово, … руки, выйти сухим из …, … дно, не … в обиду, … осень, тише … ниже травы, как пить …, ни … ни взять, много … утекло.
Слова для справок: золотой, вода, дать.
— Сгруппируйте фразеологические обороты по используемым в них словам.
— Объясните фразеологические обороты.
— К каждому из слов для справок подберите слова этой же части речи из фразеологизмов.
Задание с использованием текста воспитательно – познавательного характера и поговорок на нахождение закономерности.
Тема : «Части речи» 3 класс.
Лесной обычай.
Певчие птицы сбиваются в стайки и странствуют по кустам и деревьям. В стае есть свой обычай. Первый увидевший врага должен пискнуть или свистнуть. Стая успеет уйти от опасности. Если один попал в беду, стая поднимет крик и гам, устрашая врага.— Прочитайте. Коротко сформулируйте обычай, о котором идёт речь. Составленное предложение введите в текст, найдя для него подходящее место. ( Один за всех, и все за одного.)
— Сгруппируй по частям речи.
Можно также использовать разноуровневые задания. Детям на выбор предлагаю задания на карточках в зависимости от сложности на «5», на «4», на «3».
Задание на нахождения принципа группировки приведённых слов и усовершенствование задания.
Тема: «Повторение изученных орфограмм» или «Части речи».
Высокий уровень.
В_олна, берё_ка, уб_жал, солов_иная, кру_ка, приб_ёт, х_лодное, коро_ка, в_южный.
— Прочитайте внимательно слова.
— Сгруппируйте их по типу орфограмм.
— Объясните написание вставленных букв.
— Как ещё можно сгруппировать эти слова?
Низкий уровень.
в_лна берё_ка в_южный
уб_жал коро_ка солов_иная
х_лодное кру_ка приб_ёт
— Прочитайте внимательно столбики слов.
— Какую букву вставите в слово? Объясните.
— По какому принципу сгруппированы слова?
— Определите части речи, сгруппируйте слова по этому принципу в 3 столбика.
Сам характер упражнений ставит учащихся перед необходимостью словесного рассуждения. Умозаключения помогают детям непроизвольно составлять тексты различных видов: текст – описание своих действий, текст – рассуждение, текст – умозаключение, смешанные тексты.
Задание на подбор возможно большего количества примеров.
Тема: «Состав слова».
— Распределите слова в соответствии со схемами и приведите собственные примеры.
Схемы: ¬∩, ¬∩, ∩.
Слова: побеги, поход, тепло, бодрый, договор, проплывёт, вылет, пробежит, кожа, прилетит, осмотр, зерно, забросит, догорят, изгиб, запах, рука, выхлоп, сдвинут, место, закат, сбросят, нога, побег, белый, отнесут.
Задание на нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос, выявление способа быстрого нахождения всех возможных ответов.
Тема: «Заглавная буква в именах собственных».
Ва_я
— Какие буквы можно вставить, чтобы получилось имя?
— Сколько всего вариантов ответа может быть?
Дети не только находят варианты ответов на вопрос, но и определяют способ быстрого нахождения все возможных вариантов ответов. (по алфавиту).
Задание на нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос.
Тема: «Имена прилагательные близкие и противоположные по значению».
— Вместо точек вставьте подходящие по смыслу слова.
— Составленные фразы запишите.
1). …… м_л_дой, а …… старый.
2). … … д_р_вянный, а …… стальной.
3). …… белый, а …… чёрный.
4). В …… холод, а в ……… жар.
5). Ночью …… , а днём …… .
Задание на усовершенствование задания с использованием пословиц.
Тема: «Повторение изученных орфограмм».
— Прочитайте русские и иностранные пословицы.
— Придумайте задание к этому языковому материалу.
— Вставьте пропущенные буквы.
Когда рак на горе свис_нет.
С в_лками жить – по-волчьи выть.
В тихом омуте черти водятся.
Когда у меня на ладони вол_сы вырастут.
Нах_дясь среди в_рон, нужно каркать, как они.
Тихая в_да б_рега подмывает.
— На какие две группы можно разделить слова с пропущенными буквами?
Задание на усовершенствование задания.
Тема: «Правописание предлогов и приставок».
— Прочитайте слова.
— Составьте из них упражнение, предусматривающее исключение слова в цепочке. (4 цепочки).
По доске, на огороде, по дому, поход, до утра, на небе, до лета, зашёл, на совести, дочитал, задел, за садом.
Варианты ответа: По доске, по дому, поход.
Зашёл, задел, за садом.
До утра, до лета, дочитал.
На небе, на совести, научил.
Таким образом, на каждом этапе урока русского языка можно использовать различные виды частично-поисковых заданий. Частично-поисковый метод обучения стимулирует сложные познавательные процессы, ориентирует на творчество. На любом этапе урока не следует давать детям готовую информацию, а при помощи частично-поискового метода предоставлять учащимся право первым формулировать понятия, правила, задания, темы уроков, чаще давать возможность детям задавать вопросы, что способствует развитию познавательного интереса учащихся к урокам русского языка.
2. 2. Отслеживание результатов развития познавательного интереса через применение частично-поискового метода.
Как уже было сказано выше, существуют различные критерии проявления познавательного интереса к предмету. Одним из них является проявление интеллектуальной активности. В этом отношении, применяя различные задания частично-поискового характера, можно было наблюдать такие проявления интеллектуальной активности у детей, как
— вопросы к учителю. Дети постоянно интересовались, что нового мы будем изучать сегодня, будем ли опять «находить лишнее», «искать логику в цепочках». Также задавали вопросы по изученному материалу, стремясь узнать больше и подробнее.
— стремление по собственному побуждению участвовать в деятельности.
Меня очень радует, когда мои ученики не только с удовольствием выполняют задания, но и сами приносят в класс придуманные ими упражнения. Например, задание, которое придумала Вероника:
Найдите лишнее в словах — заяц, лиса, рысь, зебра.
Её ответы: заяц – т.к. мужского рода,
зебра – т.к. животное южное,
рысь – т.к. 1 слог.
Задание, которое придумал Данил:
Как можно сгруппировать слова: пенал, книга, груша, тетрадь, апельсин, карандаш, слива, персик.
Его ответы: учебные вещи и фрукты;
имена существительные мужского рода и женского рода..
— активное оперирование приобретённым багажом знаний и умений. Это проявление прослеживалось не у всех учеников, но многие дети свободно разбираются в предмете и в своей речи используют понятия, изучаемые на русском языке.
Вполне возможно проследить на уроке и эмоциональные проявления познавательного интереса. Это проявляется в общем положительном настрое, интеллектуальной радости, в том, что дети стали с удовольствием заниматься на уроках русского языка.
Из волевых проявлений познавательного интереса можно отметить сосредоточенность внимания и слабую отвлекаемость на уроках русского языка. Их рост с 20% (1 человек) в начале 2класса до 80% (4 человека из 5) в 3 классе. Поведение учеников при затруднениях также имеет положительную тенденцию. Если вначале систематического использования частично-поискового метода 20% (1 человек) стремились самостоятельно упорно найти решение, то впоследствии эта цифра увеличилась до 60% (3 человека из 5).
Познавательный интерес проявляется и вне урока. На переменах дети продолжают обсуждать задания, новый материал, стараются сами придумать новое или найти другой вариант ответа на поставленный вопрос. Многие дети просят дополнительное задание, зачастую творческого характера. Поэтому приходилось усложнять и корректировать и домашние задания.
Для отслеживания развития познавательного интереса использовалась методика «Составь расписание на неделю». Детям предлагалось включить любое число уроков по различным предметам, предусмотренным школьной программой, а также вычеркнуть из расписания уроки по не интересующим их предметам. Если вначале учебного года русский язык встречался у двух учеников (40%) лишь по 2 раза в неделю, у двух (40%) — 3 раза в неделю, и только у одного (20%) – 4 раза в неделю, то в недавнем опросе ученики того же класса 1 человек (20%) выбирает русский язык 4 раза в неделю, три человека (60 %) — 5 раз в неделю, один человек (20%) – даже 7 раз в неделю.
Также для изучения развития познавательного интереса использовалась ситуация предоставления школьникам свободного времени (в конце урока), когда учитель говорит, что в оставшееся на уроке время дети могут заняться чем хотят. Можно было наблюдать за поведением учащихся и теми видами занятий, которые они предпочитают. Было отрадно видеть, что большинство детей предпочитало выполнить задание именно частично-поискового характера по русскому языку.
По «Методике с конвертами» детям предлагалось выбрать среди других конверт, на котором указано название наиболее интересующего его учебного предмета, а затем открыть конверт и выбрать из лежащих там карточек ту, на которой написан наиболее интересный для него тип заданий в этом учебном предмете. Таким образом, учеником проводится «двухступенчатый выбор», и можно получить представление о довольно чётко очерченной области его интереса. 80% детей выбрало конверты по русскому языку, из них 75% выбрали задания именно частично-поискового характера.
Заключение.
Таким образом, можно сделать вывод, что познавательный интерес к русскому языку у младших школьников необходимо формировать и развивать. Помочь в этом может систематическое использование частично – поискового метода обучения. Различные виды частично – поисковых заданий следует обогатить введением дополнительной лексики, увеличить объём использования пословиц, поговорок, фразеологических оборотов, увеличить работу с понятиями и терминами, включать в содержание уроков тексты воспитательно–познавательного характера. Использование частично-поискового метода к активизации познавательной деятельности учащихся и развитию познавательного интереса к предмету.
Я работаю таким образом на протяжении 5 лет, вижу реальные результаты применения частично-поискового метода обучения, использую его не только на уроках русского языка, но и на других предметах. В дальнейшем считаю для себя необходимым продолжать эту работу и продумать межпредметные связи по этой проблеме.
Литература.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010года.
- Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М.: Педагогика, 1998г.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979г.
- Щукина Г. И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. – М.: Просвещение, 1984г.
- Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. – М.: Знание. Серия «Педагогика и психология», 1979г .
- Макарова З. А. Мотивация учебной деятельности как путь формирования познавательных интересов.// Источник – 1998г. — №4.
- Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников.- М.: Просвещение, 19…г
- Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. – М.: Просвещение, 1990г.
- И. П. Подласый. Педагогика начальной школы. – М.: Просвещение, 1996г.
- Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1985г.
- Бакулина Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. – М.: Владос, 2000г.
- Управление процессом развития творческих способностей школьников. // Методист 2000г. — № 1.
Всего найдено: 56
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, какой вариант частичного сокращения правильный: Минтуризм или Минтуризма. Склоняется ли это слово? В интернете встретила оба варианта. Буду благодарна за разъяснение правила и ссылку на источник. С уважением, Светлана
Ответ справочной службы русского языка
Корректно: Минтуризма. Если речь идет о Федеральном агентстве по туризму, то правильно: Ростуризм.
Нужно ли здесь выделение запятыми: «Он видит, что в кресле(,) развалившись(,) сидит странный тип»? Заранее благодарю.
Ответ справочной службы русского языка
Обособление не требуется, поскольку деепричастие имеет значение обстоятельства образа действия и частично утратило глагольное значение.
Добрый день! Как правильно: частное затмение или частичное затмение? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Астрономический термин: частное затмение.
Дорогая Грамота.ру, что происходит с сайтом? Последние несколько дней то полностью недоступен раздел справки (или доступен через прокси), то раздел работает, но не загружается подраздел поиск ответа, то окно поиска ответа загружается, но после нажатия кнопки «искать» загружается пустая страница и все… То ошибка 500 — внутренняя ошибка сервера, то лимит перенаправлений с этого сайта превышен? То же и с мобильной версией — и это все проверено минимум в четырех разных сетях, на пяти разных устройствах
Ответ справочной службы русского языка
Действительно, на сайте технические сбои, в данный момент работа частично восстановлена. Если у Вас не загружаются какие-либо страницы, пожалуйста, напишите на portal@gramota.ru и укажите версию браузера, которую Вы используете. Спасибо!
Здравствуйте. Пишет модератор игры «Эрудит» (ВКонтакте). В нашем словаре частично имеются слова из китайского языка с пометкой «категория китайской философии» — ШЭНЬ, ДАО, ИНЬ, ЯН, ХУНТУНЬ. Участники игры предлагают добавить слова из этой категории, еще не внесённые: ХЭ, ВЭНЬ, ЦЗИ, ЧЖЭНЬ… Однако существует сомнение в законности уже находящихся в словаре слов. Например, ШЭНЬ (в переводе на русский язык) — ДУХ, ДАО — ПУТЬ, ХУНТУНЬ — ХАОС и т.д.. Помогите определиться в этом вопросе — возможно ли считать эти китайские термины уже вошедшими в русский словарь в таком виде или это просто транскрипция китайских слов
Ответ справочной службы русского языка
Этот вопрос не имеет однозначного решения. Полагаем, что в игровых целях вводить такие термины нецелесообразно. Можно также призвать в арбитры словарь иностранных слов, авторитет которого признается игроками.
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, как пишется наречие «попроектно» (слитно, раздельно, через дефис)? Выражение «работать попроектно», то есть непостоянно, а частично, не входя в штат компании, реализуя определённые проекты. спасибо заранее, Евгения
Ответ справочной службы русского языка
Пишется слитно: попроектно.
Нужны ли обе запятые в этой фразе? В настоящее время произвести предварительные расчеты суммы ежемесячного платежа по кредиту, с учетом осуществления частичного досрочного погашения задолженности, временно не представляется возможным.
Ответ справочной службы русского языка
Ставить запятые не нужно.
Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, как разделить для переноса слово свинья. Допускается ли такой вариант: сви-нья? И, если можно, укажите, пожалуйста, каким правилом надо руководствоваться при переносе этого слова. Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Ваш вариант переноса является единственно возможным. Вот выдержка из свода «Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник» (под ред. В. В. Лопатина. М., 2006).
В основу правил переноса положен слоговой принцип. Однако в ряде случаев учитывается и членение слова на значимые части.
§ 211. Не разрешается оставлять на строке или переносить в следующую строку одну букву. Напр., нельзя переносить: а‑кация, акаци‑я.
§ 212. Не разрешается оставлять на строке или переносить в следующую строку буквенную цепочку, не содержащую гласной буквы. Напр., нельзя переносить: cт‑вол, вс‑лед, цен‑тр, тре‑ст.
§ 213. Не разрешается отделять от предшествующей согласной буквы ъ и ь. Правильные переносы: отъ‑езд, коль‑цо, перь‑ями, буль‑он; не допускаются переносы: от‑ъезд, кол‑ьцо, пер‑ьями, бул‑ьон.
§ 214. Не разрешается отделять переносом букву й от предшествующей гласной буквы. Правильные переносы: рай‑он, вой‑на, стой‑кий; не допускаются переносы: ра‑йон, во‑йна, сто‑йкий.
§ 215. Не разрешается отделять гласную букву от предшествующей согласной буквы, если эта согласная — не последняя буква приставки. Правильные переносы: чу‑дак, ка‑мин, до‑мой, ша‑лун, ба‑лык, пле‑нэром, пле‑тень, по‑лёт, хо‑мяк, би‑рюк; не допускаются переносы: чуд‑ак, кам‑ин, бир‑юк и т. п.
Если же согласной заканчивается приставка, а за ней следует гласная буква, перенос в соответствии с этим правилом возможен, но возможен и такой перенос, который соответствует членению слова на значимые части. Допускаются, напр., не только переносы бе‑заварийный и беза‑варийный, ра-зоружить и разо‑ружить, по‑дучить и поду‑чить, но и без‑аварийный, раз‑оружить, под‑учить.
Примечание. Если после приставки, кончающейся согласной буквой, следует буква ы, то допускается только перенос после гласной буквы: ра‑зыграть или разы‑грать.
§ 216. Разбиваются переносом удвоенные согласные, входящие в корень или образующие стык корня и суффикса, напр.: жуж‑жать, мас‑са, кон‑ный, весен‑ний, рус‑ский. Не допускаются переносы: жу‑жжать, ма‑сса, ко‑нный, весе‑нний, ру‑сский или русс‑кий.
Однако после приставок удвоенные согласные при переносе могут не разбиваться; возможны, напр., переносы со‑жжённый, по‑ссориться и сож‑жённый, пос‑сориться.
§ 217. Группа неодинаковых согласных букв в середине слова, входящих в корень или образующих стык корня и суффикса, может быть разбита переносом любым образом, напр.: се‑стра, сес‑тра и сест‑ра; це‑нтральный, цен‑тральный и цент‑ральный; ро‑ждение и рож‑дение; де‑тство, дет‑ство, детс‑тво и детст‑во; шу‑мный и шум‑ный.
Если же в группе согласных часть принадлежит приставке или если вся группа начинает вторую часть приставочного слова, предпочтительно учитывать членение слова на значимые части. Предпочтительные переносы: под‑бить, под‑бросить, при‑слать, от‑странить. Допустимые переносы: по‑дбить, подб‑росить; прис‑лать; отс‑транить и отст‑ранить.
§ 218. На стыке частей сложного или сложносокращенного слова возможны только такие переносы, которые соответствуют членению слова на значимые части, напр.: авто‑прицеп, ле‑со‑степъ, ново‑введение, двух‑атомный, трёх‑граммовый, пя‑ти‑граммовый, спец‑одежда, спец‑хран, сан‑узел, гос‑имущество, дет‑ясли.
§ 219. Не подлежат переносу: а) аббревиатуры, пишущиеся (полностью или частично) прописными буквами, напр.: ДОСААФ, ЮНЕСКО, КамАЗ; б) графические сокращения, напр.: б‑ка, ж.‑д., р/сч; в) написания, представляющие собой сочетания цифр и окончаний слов, напр.: 20‑й, 365‑й.
Факультативное правило. При переносе может потеряться различие между написаниями слов слитно и через дефис; ср.: военно‑обязанный (пишется военнообязанный) и военно‑морской (пишется военно‑морской). Для сохранения различия надо во втором случае повторить дефис в начале перенесенной части: военно‑ / ‑морской. Это правило применяется по желанию пишущего.
Скажите, пожалуйста, правильно ли в тексте употребляется слово «заём». Или надо все-таки «займ»? Микрозаём – это: от 30 тыс. руб. до 3 млн. руб. на срок от 3 мес. до 3 лет; погашение ежемесячными равными срочными уплатами (аннуитетными платежами) по ставке 10% годовых (по отдельным программам – 7%); отсутствие «комиссий» и «скрытых платежей»; предоставление льготного периода (только уплата процентов) на срок до 3 месяцев; возможность полного или частичного досрочного погашения задолженности уже после 3‑х месяцев со дня предоставления займа без дополнительных расходов заёмщика. Микрозаёмы в размере до 500 тыс. руб. включительно могут предоставляться без залога, под поручительства юридических или физических лиц. В Фонде действуют специальные программы предоставления микрозаёмов: для крестьянских (фермерских) хозяйств; для начинающих предпринимателей – победителей областного и муниципальных конкурсов на предоставление субсидий на начало собственного дела; «Тендерный заём» – для субъектов малого и среднего предпринимательства, участвующих в конкурсных процедурах по закупке товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд; совмещение микрозаёмов и лизинговых схем финансирования (по отдельным соглашениям с лизинговыми компаниями).
Ответ справочной службы русского языка
В именительном падеже ед. числа правильно только заём, все остальные падежные формы образуются от основы займ-: займа, займу и т. д.; во множественном числе: займы, займов, займам и т. д. Поэтому правильно: микрозаём, но микрозаймы.
Вопрос № 266555. Добрый день. В Рунете ходит такая шутка: «Чай долго остывал. Чай долго не остывал. В чем разница?». А вы можете сказать, в чем разница? Ответ справочной службы русского языка Этот шуточный вопрос требует «серьезного» ответа? Здравствуйте. А у меня уже серьезный вопрос на ту же тему. Нужно официально доказать автору, что такое явление существует и, возможно, даже имеет название. «Произвольные движения руками» и «непроизвольные движения руками», «Вы так долго к нам шли!» и «Вы так долго к нам не шли!». Думаю, таких примеров полно. Неужели все спишется на шутку и убедить человека из бавиться от «не», не потеряв смысла, не получится?
Ответ справочной службы русского языка
Вообще говоря, приведенные Вами примеры различаются значением. Частично названное Вами явление объясняется семантической диффузией (в англоязычной лингвистике используется термин ambiguity) и синтаксическим параллелизмом.
«Я даже не знаю, за что наказана!» Нужна ли запятая? Извиняюсь за частичное повторение вопроса, но мне очень нужно знать точный ответ.
Ответ справочной службы русского языка
Запятая нужна, знаки препинания расставлены верно.
Уважаемая Грамота.ру! Обращаюсь к Вам со следующим вопросом. Допускается ли в тексте документа переносить название организации с одной строки на другую? Например, ПАО «Сбер- банк России» или ПАО «Нижнекамск- нефтехим». Если не допускается, то чем это обосновано? Если же допускается, то по каким правилам переноса? Благодарю за ответ!
Ответ справочной службы русского языка
Нельзя переносить аббревиатуры, пишущиеся (полностью или частично) прописными буквами, напр.: ДОСААФ, ЮНЕСКО, КамАЗ, ПАО. Сложные и сложносокращенные слова переносить можно в соответствии с общими правилами переноса и с учетом структуры слова. Вот несколько возможных вариантов: Ни-жнекамскнефтехим, Ниж-некамскнефтехим, Нижне-камскнефтехим, Нижнекамск-нефтехим. Неправилен такой перенос: Нижнекам-скнефтехим.
Правильно ли расставлены расставлены скобки в названии профессии: сварщик ( ручной и частично механизированной сварки (наплавки). Спасибо
Ответ справочной службы русского языка
Может быть, так? Сварщик ручной и частично механизированной сварки (наплавки).
В передаче «Модный приговор» ведущие много сезонов подряд настаивают на том, что пиджак — это мужская одежда, а женщины носят исключительно жакеты. В словаре на вашем сайте в статье «пиджак» даны примеры «мужской пиджак», «женский пиджак». Вопрос: так можно ли называть пиджак пиджаком, если он пошит для женщин. Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Мнение о том, что пиджак — принадлежность мужского гардероба, связано с тем, что поначалу он представлял собой часть костюма, который носили исключительно мужчины. В толковом словаре под ред. Д. Н. Ушакова (1935—1940) зафиксировано такое значение слова пиджак: «принадлежность мужского костюма — род куртки с открытым отложным воротником и застегивающимися полами». Примерно то же толкование находим в ранних изданиях словаря С. И. Ожегова. Однако современные издания, в том числе «Большой академический словарь русского языка», указывают, что пиджак можно считать и женской одеждой тоже. Т. е. ошибки в употреблении сочетания женский пиджак нет.
Вполне возможно, что ведущие передачи, настаивая на ошибочности такого сочетания, опираются на профессиональное использование слова пиджак. Например, в ГОСТ 17037-85 «Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения» указано, что пиджак это — «швейная или трикотажная плечевая мужская или для мальчиков одежда жестко фиксированной формы с рукавами, разрезом, застежкой от верха до низа, покрывающая туловище и частично бедра». Мужской костюм, согласно этому документу, состоит из пиджака и брюк (может включать в себя жилет), а женский — из жакета и юбки.
Не сумел и несу мел — это паронимы?
Ответ справочной службы русского языка
Нет. Паронимы – это слова, очень близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своем значении (например: кров и кровь, надеть и одеть, оплатить и уплатить). Конструкции несу мел и не сумел можно назвать фонетически омонимичными.
В целях постепенного приближения учащихся к самостоятельному решению проблем их необходимо предварительно учить выполнению отдельных шагов решения, отдельных этапов исследования, формируя их умения постепенно. В одном случае их учат видению проблем, предлагая ставить вопросы к картине, документу, изложенному содержанию; в другом случае от них требуют построить самостоятельно найденное доказательство; в третьем — сделать выводы из представленных фактов; в четвертом — высказать предположение; в пятом — построить план его проверки и т. д.
Другим вариантом этого метода является расчленение сложной задачи на серию доступных подзадач, каждая из которых облегчает приближение к решению основной задачи.
Третьим вариантом служит построение эвристической беседы, состоящей из серии взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом на пути к решению проблемы и большинство которых требует от учащихся не только воспроизведения своих знаний, но и осуществления небольшого поиска. Этот метод, в частности его первый вариант, очень часто встречается в практике обучения, поэтому мы приведем примеры лишь последних двух.
Рассмотрим пример.
Учительница русского языка вела урок по теме «Виды глагола». После некоторой подготовительной работы учительница указывает на заранее написанную таблицу и предлагает определить грамматический признак, по которому различаются глаголы обоих столбиков. Ввиду новизны задания ученики затрудняются, затем перебирают известные им грамматические признаки, высказывая свои предположения, но убеждаются в их непригодности для данного случая. Создана проблемная ситуация. Учительница затем предлагает высказать предположение о причинах неудачи решения задания. Один предположил, что грамматического различия здесь нет, что встретило дружное возражение в классе. Другой предположил наличие какого-то неизвестного признака, после чего устанавливается цель урока — выяснить этот новый грамматический признак.
Поиск начинается с двух незавершенных предложений, продиктованных учителем: Я долго … марки. Я … все марки. Учащимся предлагается вставить соответствующий глагол. Учащиеся легко выполнили задание, но различие все же определить не могут. Учительница тогда дает рассказ: «Мама звонит с работы домой сыновьям, спрашивая, как дела. Один мальчик отвечает: «Я учил уроки, решал задачу, готовился к диктанту, убирал комнату, подметал пол». Другой ответил: «Я выучил уроки, решил задачу, подготовился к диктанту, потом убрал комнату и подмел пол». Как вы думаете, в каком случае мама может быть совершенно спокойной и почему?
Ребята отвечают: во втором случае, так как второй мальчик закончил работу, и легко определяют различие между словами, являющимися глаголами незаконченного и законченного действия. Термин совершенный и несовершенный виды глаголов вводит, разумеется, учитель, а ученики формулируют определения. Таким образом, в данной задаче способ поиска решения определяет учитель, но решение находят ученики, добыв для себя новые знания. В данном случае учительница, увидев затруднения учащихся при решении основной задачи, построила ряд вспомогательных задач, пока не привела класс к нужному решению.
наклеивать |
наклеить |
прибегать |
прибежать |
печь |
испечь |
Третий вариант — эвристическая беседа, к сожалению, редко встречающаяся в практике работы школы.
Семиклассникам при изучении истории Киевской Руси была дана следующая задача в целях проверки понимания социальной сущности принятия христианства: «Ряд лет работая на раскопках кургана, под которым находились неукрепленное поселение и укрепленное городище, непосредственно примыкавшие друг к другу, археологи в городище находили предметы только христианского верования, а в неукрепленном поселении — предметы только языческих верований. Постройте гипотезу, объясняющую это различие».
Учащиеся с большим или меньшим успехом решали эту задачу. Но в одном из классов она встретила затруднения, и учитель организовал решение задачи в ходе эвристической беседы, запись которой мы приведем несколько сокращенно.
Учитель. В задаче идет речь об археологических раскопках и двух типах поселений — укрепленном городище и неукрепленном поселении, примыкавшем к первому. Вы знаете, чем занимается археология и какие .вопросы ей приходится решать. Какой вопрос возник бы у вас с самого начала, если бы вы были археологами?
Ученик К. К одному и тому же времени относятся поселения или не к одному?
Учитель. Я думаю, что правильно. Но почему именно этот вопрос первый? Что нам даст ответ на него?
Ученик С. Если поселения не одновременны, то ответ ясен — сначала были поселения языческие, а после них христианские.
Учитель. Но тогда почему бы остатки разных верований были в разных местах? Они могли бы оказаться в одном и том же поселении!
Ученик В. Ясно. Значит, это были поселения одного времени, раз находили остатки различных верований в разных поселениях, примыкавших друг к другу.
Учитель. Хорошо. Допустим, что они принадлежали к одному времени. Что же из этого следует?
Ученик Ф. Что это было одно поселение из двух частей.
Ученик К. Что в городище жили завоеватели, а в неукрепленном поселении — покоренные.
Ученик Л. Что в городище жили знатные, а в поселении — беднота.
Учитель. Что правильнее, что более вероятно?
Ученик 3. Завоевателей тогда не было, но если бы они и были, то они стали знатью по отношению к завоеванным. *
Учитель. Хорошо. Что же можно предположить о причине того, что находили остатки разных верований в разных поселениях? Какое объяснение можно предположить?
Ученик Ф. Так как в городище жила знать и там же оказались остатки христианской религии, то, значит, знать уже приняла христианство, а бедные оставались язычниками.
Учитель. Чем же это объяснить?
Ученик М. Мы знаем, что народ сопротивлялся знати и не хотел принять новую веру, которая была выгодна знати.
Учитель. А почему это только гипотеза? (Ученики молчат.) Потому, что для полного доказательства высказанного вами предположения нужно найти факты, свидетельствующие о том, что жители этих поселений пользовались предметами религиозных верований, остатки которых нашли археологи. Гипотеза — это предположение, которое обосновывается рядом доводов, но это предположение еще нельзя считать вполне доказанным.
Данный пример беседы показывает, что сущность эвристической беседы состоит в том, что учитель планирует шаги поиска, расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а учащиеся осуществляют эти шаги часто порознь, усилиями разных учеников. Каждый из шагов или большинство их требуют проявления каких-то черт творческой деятельности, но целостное решение проблемы пока отсутствует.
Метод, при котором учитель организует участие школьников в выполнении отдельных шагов поиска, назван частично-поисковым. Отдельные дидакты и методисты предлагают его называть эвристическим. Учитель конструирует задание, расчленяет его на вспомогательные, намечает шаги поиска, а сами шаги выполняет ученик. Пользуясь этим методом, учитель применяет разные средства, как и при других методах,— устное слово, таблицы, опыт, картины, натуральные объекты и т. д., но способом, характерным для данного метода.
Ученик же воспринимает задание, осмысливает его условие, решает часть задачи, актуализируя наличные знания, осуществляет самоконтроль в процессе выполнения шага решения, мотивирует свои действия. Но при этом его деятельность не предполагает планирования этапов исследования (решения), соотнесения этапов между собой. Все это делает учитель.