Длительности нот и пауз
ЦЕЛИ:
- Знать соответствие длительностей и размеров.
- Знать, какие длительности существуют, отличие нот и пауз друг от друга в звучании и на письме.
- Знать, как имитировать длительности нот и пауз хлопками. Знать, как считать ногой и вслух.
- Знать определение Музыкального размера (2/4, 3/4, 4/4) и его обозначение на нотном стане.
- Знать соответствие длительностей и музыкальных размеров в такте.
Ноты и их запись
Музыкальные звуки записываются при помощи нот. Нотные знаки (ноты) состоят из следующих частей:
1 – флажок; 2 – штиль; 3 — головка
В зависимости от длительности ноты, головка может быть пустой или закрашенной, флажков
может быть несколько, штиль и флажки могут отсутствовать. Расположение головки ноты
относительно линеек нотоносца, определяет высоту звука, а взаимное расположение нот —
порядок их исполнения.
Когда штиль присутствует, он направлен вверх (из правой части головки ноты) или вниз (из левой части, исключая длинную ноту). В большинстве случаев штиль направлен вниз, если головка ноты находится на центральной линии нотоносца или выше ее, в противоположных случаях — вверх. Флажок всегда рисуется справа штиля.
Когда две или более ноты, в обычном виде имеющие флажки (восьмые ноты и короче), встречаются последовательно, флажки могут быть заменены рёбрами (перемычками, вязками). Число вязок равно числу флажков у негруппированных нот. Ноты обычно связываются рёбрами, только если они появляются в одной и той же доле в такте.
Длительности нот
Любой музыкальный звук может быть не только высоким или низким, но также долгим или коротким. И это свойство звука называется длительностью. Длительность ноты не сопоставлена никаким общепринятым длительностям (например, секунда и т. д.), её протяжённость считается только в рамках конкретной композиции, опираясь на её темп, который выбрал автор.
Рассмотри обозначение длительностей нот и пауз в музыке. В таблице приведены аудиопримеры счёта, в которых метроном считает «четвертями».
Метроно́м (греч. μέτρον — мера, νόμος — закон) — прибор, отмечающий короткие промежутки времени равномерными ударами
Если нет метронома, то счёт ведётся ногой. При движении носка вниз (касание пола) считаются цифры (1,2,3,4) при подъёме носка считается «И» .
В аудиопримере метроном обозначает только сильные доли (цифры-1,2,3,4).
Доля — элементарная единица музыкального метра (аналог общепринятой секунды, но её величина может меняться в зависимости от темпа музыкальной композиции). За эту единицу чаще всего принимается 1 четвертная нота
Основных длительностей не так уж и много. Это:
Целая – считается самой долгой длительностью, она представляет собой обычный кружочек или, если хотите, овал, эллипс, пустой внутри – не закрашенный.
Половинная – это длительность, которая ровно в два раза короче, чем целая. Половинная длительность выглядит почти так же как целая, только головка у нее не такая жирная, а еще у нее имеется штиль.
Четвертнáя – это длительность, которая в два раза короче половинной ноты. А если ее сравнивать с целой ноткой, то она будет ее в четыре раза короче (ведь четвертная – это 1/4 часть целой). Четвертная нота – обязательно закрашенная и штиль у нее тоже есть, как и у половинной.
Восьмая –восьмая нота в два раза короче, чем четвертная, в четыре раза короче по сравнению с половинной, и нужно восемь штук восьмых нот, чтобы заполнить время одной целой ноты (потому что восьмая нота – это 1/8 часть целой. От четвертной она отличается наличием флажка. Восьмые часто любят собираться группами по две или по четыре штуки, тогда все хвосты соединяются и образуют одну общую «крышу» (ребро).
Шестнадцатая – в два раза короче восьмой, в четыре раза короче четвертной, а чтобы заполнить целую ноту надо 16 таких нот. По своему написанию, по внешнему виду эта длительность очень похожа на восьмую, только вот флажка два. Шестнадцатые любят собираться в компании по четыре штуки (иногда и по две, конечно), а соединяют их целых два ребра.
Когда «восьмая» или «шестнадцатая» стоят не в чётной группе (по 2 или 4 ноты), то отдельно стоящая восьмая пишут так: , а шестнадцатая так: .
Рассмотрим счёт различных длительностей на основе всем известной мелодии.
Триоли
До этого мы рассматривали длительности, кратные двум. Есть ещё вариант обозначения «дробных» длительностей.
Рассмотрим рисунок (триоли обведены красными квадратами — точнее это восьмые триоли):
Длительность всех нот — восьмые. Метроном ведёт счёт четвертями.
Восьмые триоли это три ровные восьмые в одной четверти.
В этом случае при счёте «И» не считается, так как она попадает между долями и её сложно считать.
Давайте рассмотрим ещё 1 пример. За основу возьмём шестнадцатые. Длительность триоли будет соответствовать двум шестнадцатым или одной восьмой, что одно и то же.
Паузы
Какие нотные знаки нужны для того, чтобы показать тишину в музыкальном произведении?
Молчание вашего голоса или инструмента (во время исполнения произведения) называют паузой. Длительность пауз определяется так же, как и у звуков (нот): она может быть равна целой ноте, половинной, четвертной и т.д. Давайте посмотрим обозначения пауз:
Приводим пример использования пауз (в оригинале этой мелодии пауз нет):
Тот же пример, но уже без пауз:
Верхний вариант из-за пауз звучит отрывисто, нижний звучит более плавно. Постарайтесь это услышать.
Кстати, обратите внимание на то, что с исчезновением пауз, длительность нот увеличилась ровно на длину паузы.
Размер такта
Размер такта (музыкальный размер) — количество долей определенной длительности, образующих такт.
Такты придуманы специально для того, чтобы помочь исполнителям следить за тем, в каком месте пьесы они находятся, и играть в нужном размере. В простом размере именно в тактах можно ощутить истинный ритм пьесы, даже если вы просто просматриваете нотную запись, не играя нот. В простом размере сильной всегда является первая доля каждого такта. Это означает, что, когда вы видите строку наподобие показанной на рисунке ниже, ритм отсчитывается так: РАЗ два три четыре РАЗ два три четыре РАЗ два три четыре.
Размер длительности доли и количество долей могут быть разными. (2,4,6,8,16)
Размер такта | Произношение |
2/4 | Две четверти |
3/4 | Три четверти |
4/4 | Четыре четверти |
6/8 | Шесть восьмых |
12/8 | Двенадцать восьмых |
Музыкальных размеров больше, чем представлено в таблице. Их разнообразие придумано для дирижёров и композиторов, так как смена музыкального размера изменяет не только принцип счёта, но так же и характер музыки и принцип игры на инструменте. В рамках первого этапа обучения нас интересует только счёт музыки и длительности нот, поэтому мы будем рассматривать только 2/4, 3/4 и 4/4. К остальным размерам мы вернёмся на втором этапе обучения.
Рассмотрим примеры счёта в этих музыкальных размерах:
Рисунки в примерах сложны для счёта в слух. Главное чтобы вы поняли, сколько и каких длительностей можно использовать в том или ином размере. Обратите внимание паузы какой длительности используются в тактах. Нужно посчитать и убедиться, что в каждом такте сумма длительностей нот и пауз соответствует музыкальному размеру.
Размер 4/4 (четыре четверти) состоит из четырёх долей, каждая из которых по длительности равна четвертной ноте.
Теперь пример который выглядит сложнее, обратите внимание, что в триолях «и» не считается.
Размер 3/4 (три четверти). состоит из трёх долей, каждая из которых по длительности равна четвертной ноте.
Здесь вы не увидите целых нот, т.к. целая нота не вмещается в один такт.
Размер 2/4 (две четверти). состоит из двух долей, каждая из которых по длительности равна половинной ноте. Здесь так же нет целых нот.
Проверь себя.
- Чем отличается целая нота от четвертной в письме?
Ответ:
Целая нота пишется как овал, а четвертная с закрашенной головкой и штилем.
- Чем отличается целая пауза от половинной паузы в письме?
Ответ:
Целая пауза пишется в виде закрашенного прямоугольника под четвертой линией нотного стана, а половинная — на третьей линии.
- Как отличается запись восьмых нот по отдельности и тогда, когда они стоят по несколько штук?
Ответ:
По отдельности восьмые ноты пишутся как четвертные, но с флажком, пишущимся справа от ноты. Когда же восьмые ноты стоят по несколько штук, рядом друг с другом, то они соединяются одним ребром.
- Как пишутся 8-ая и 16-ая паузы?
- Прохлопайте восьмые длительности со счетом вслух и счетом ногой.
- Что означают цифры в размере композиции?
Ответ:
Верхняя цифра обозначает количество нот в такте, нижняя — длительность этих нот.
- Можно ли использовать другие длительности в такте, кроме тех, которые значатся в размере такта?
Ответ:
Можно
- Сколько восьмых в одной четверти?И сколько восьмых триолей в одной четверти? В чем разница счета ногой и вслух восьмых и восьмых триолей?
Ответ:
В четверти помещаются две восьмые ноты. В счете “и” используется при поднятии ноги.
При использовании восьмой триоли в четверти помещаются три равные восьмые ноты. В счете не используют “и”, так как она сбивала бы ровный счет и ее неудобно считать.
- Сколько шестнадцатых нот может быть в одном такте при размере такта 3/4
Ответ:
12
Урок о том какие бывают музыкальные паузы и зачем они.
Мы уже знаем,что музыкальные звуки обозначаются нотами определенной длительности. Однако в музыке есть и такие моменты, когда она не звучит некоторое время, а потом продолжается. Вот такие моменты прерывания музыки называются паузами. Другими словами пауза — это моменты затишья.
Паузы играют большую роль в музыкальном ритме. Это своеобразные знаки препинания, которые отделяют «фразы» или «отдельные предложения» в одном музыкальном произведении.
Пример паузы:
Для совершения платежа необходимо авторизоваться
Быстрая регистрация по email
Пароль будет отправлен на почту
Продолжительность звука или его отсутствия – одно из главных понятий музыкального мира. Относительная звуковая длительность влияет на выразительность музыкального произведения и является связью между сложными логическими частями произведения.
Ты слышишь, льётся музыка: То шепчет, то кричит, То быстро, то помедленней… А пауза молчит! Она бы рада тоже, Как ноты, зазвучать, Но должен кто-то всё же, Где надобно, молчать!
Длительность паузы в музыкальной композиции соответствует нотным знакам, то есть они измеряются так же, как и длительность звуков (нот), имеют точно такие же названия: существует целая нота и есть целая пауза, половинная длительность ноты и половинная пауза.
Рассмотрим поближе, какие же бывают продолжительности музыкального знака препинания.
Простые паузы бывают половинные, целые, четвертные, восьмые, шестнадцатые, тридцать вторые и т. д. Для понимания достаточно объяснить будующему маленькому музыканту два первых названия пауз — это целая пауза и половинная.
Целая пауза – по «звучанию» (в своей тишине) соответствует целой ноте, то есть продолжительность ее составляет четыре счета. По написанию целая пауза – это небольшой закрашенный прямоугольник, который «подвешивается» под четвертой линейкой нотного стана.
Половинная пауза – по длительности равна половинной ноте, то есть просчитывается на два удара. Интересно, что по написанию это точно такой же прямоугольник, как и у целой паузы, но только он «лежит» на третьей линейке нотоносца.
Многие начинающие музыканты долгое время путают целую паузу с половинной, и никак не приноровятся их различать.
Тут поможет такая хитрость — запомните, что половинная пауза располагается в том месте, где нотный стан делится на две половины (на третьей линейке). В моменты сомнений просто вспоминайте местоположение половинной паузы, и вся ваша неуверенность улетучится.
Четвертная пауза – по времени, конечно же, то же самое, что и четвертная нота, то есть один счет или один удар. А вот по графическому изображению такая пауза несколько необычная.
Для этого сначала слега перечеркиваются с наклоном влево третья и четвертая линейки нотоносца, затем эти два штриха соединяются. Получается своеобразная «молния». А затем снизу к этой «молнии» прибавляется вывернутая наоборот запятая.
Восьмая пауза – по времени, конечно же, то же самое, что и восьмая нота, то есть два раза меньше, чем четверть (что длится восьмушка пол секунды):
Упражнение:
Тренажер
Вводите ноты, паузы и слушайте что получиться!
Доступ будет открыт после покупки курса
Здравствуйте! Это 4-ый урок курса «О нотной грамоте проще некуда». В нём показано легко и понятно для новичка как усвоить длительности нот в музыке и их обозначения вместе с паузами на нотоносце. Рассмотрены понятие ритм, метр и темп — самые важные в ритмиек. Но главное — показано как запомнить ноты обозначения нот и пауз. Текст видеоурока под ним. Приятного просмотра.
Нотная грамота. Урок 4 — Ритм. Метр. Темп | Easy Music Learning
Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Продолжаем разговор о нотной грамоте. В этом уроке мы рассмотрим длительности нот, их размещение во времени, понятия ритм, метр и темп. Приступим.
Содержание
- 1 Длительность звука в музыке
- 2 Отчёт времени в музыке
- 3 Обозначение длительностей нот на нотоносце
- 3.1 Основные длительности
- 3.2 Произвольные длительности
- 4 Обозначение пауз на нотоносце
- 5 Ритм в музыке
- 5.1 Ровный ритм
- 5.2 Неровный ритм
- 5.3 Запись ритма ударных инструментов
- 5.3.1 Лига для связи нот
- 5.3.2 Ритмический рисунок
- 6 Метр в музыке
- 7 Темп в музыке
Длительность звука в музыке
Музыка – это звучание нот нужной высоты в нужное время. Про высоту или вертикальное измерение нот мы уже знаем. Теперь о ширине или горизонтали.
У звука есть свойство – длительность или время звучания. В обычной жизни время мерят секундами. Это безусловные единицы: они равны друг другу и всегда одинаковы.
В музыке же звуки чаще короче 1 секунды и для их измерения её пришлось бы дробить на миллисекунды – 1/1000-ные доли, что неудобно.
То же и с высотой звука: её мерят не безусловно — в герцах, а относительно — в нотах нужных октав. Проще вспомнить, сказать и найти на клавишах и нотоносце до 1-ой октавы, чем звук с частотой 262 Гц.
Поэтому длительность звука относительна: измеряется не секундами, а отрезками, похожими на %.
Это видно в раскладке пианино. Самый длинный звук – целая нота или 100%. Она занимает весь такт – участок со своим номером на шкале вверху: 1, 2 и т.д. Целая длительность — мать других более коротких звуков: они образуются от неё поочерёдным делением на 2.
Так половинная нота – 50% от целой и в 2 раза короче её. Четвертная — 25% или в 4 раза короче целой и в 2 раза короче половинной. Делим 4-ть на 2 – получится 8-ая, 8-ую на 2 – 16-ая.
Их можно записать в виде дроби: числитель в виде 1 — целое, а чётный знаменатель – на сколько частей его делим.
И название длительности ноты образуется от числа, на которое мы делим целую длительность или торт. Разрез его через центр даёт 2 половинки. Ещё разрез – кусочки стали 4-ями и т.д.
Чем на большее число кусочков порезать торт, тем меньше будет каждый из них. Но при этом их сумма образует весь торт. Так в одной целой длительности 2 половинных, 4 четверти, 8 8-ых и 16 16-ых. Это видно в виде суммы дробей. В одной половинной 2 ¼, в ¼ 2 8-ых и т.д.
Вывод: целая нота – точка отсчёта для длительностей нот. А другие звуки сравниваются с ней: во сколько раз короче её – в 2, 4 и т.д.
Отчёт времени в музыке
В жизни время отображено на часах с круглой шкалой с цифрами от 1 до 12. Между соседними цифрами 5 делений. По ним ходит секундная стрелка.
В музыке суть та же, только шкала времени горизонтальная с цифрами от 1 и до бесконечности – зависит от длины песни.
Каждая цифра – это 1 такт. Между цифрами 4 деления – 4 четверти или 4 доли такта. Они обозначены тонкими вертикальными линиями.
Их отстукивает метроном — прибор, похожий на маятник. Как в часах стрелка тикает каждую секунду, так и в музыке метроном тикает каждую долю такта.
Такт – от лат. толчок. Это один круг работы чего-либо, например, двигателя внутреннего сгорания. Его 1 рабочий такт для вращения колеса машины – это перемещение поршня из 4-х этапов:
- 1-ый – спуск и впрыск горючего,
- 2-ой – подъём со сжатием горючего,
- 3-ий — спуск от теплового расширения топлива,
- 4-ый – подъём с выпуском газа.
Время можно отобразить в виде секундомера кнопкой Big Time View. Оно соответствует положению указателя воспроизведения – движущейся вертикальной линии на шкале тактов и есть 2-х форматов:
1 — обычное время: часы : минуты : секунды : кадры. В 1 часе 60 минут, в 1 минуте 60 секунд, в 1 секунде 30 кадров. Сейчас указатель в 1 секунде и 8 кадрах от начала отсчёта, когда все нули.
2 — музыкальное время: такты : доли : отметки. В 1-ом такте 4 доли, в 1 доле 1000 отметок. И указатель в 1-ом такте в середине 3-ей доли.
Если в жизни время течёт с постоянной скоростью, то в музыке её можно менять. Сейчас целая нота или 1 такт длится 2 секунды. Это зависит от темпа – скорости отсчётов метронома.
Темп указан в числе ударов в минуту в поле Tempo — 120. Поэтому каждый отсчёт или доля такта равна половине секунды и такт длится 2 секунды. При 60 ударах в минуту каждый удар или отсчёт равен 1 секунде, а целая нота и весь такт длится в 2 раза дольше — 4 секунды.
Заметьте: при смене темпа длительность целой и других нот в обычном времени меняется, а в музыкальном – нет.
Вывод: в музыке длительность величина относительная.
Чем выше темп, тем короче ноты в секундах и наоборот. Поэтому для удобства и без привязки к обычному безусловному времени есть музыкальное относительное.
В нём длительности нот постоянны и отображены в свойствах нот в поле Duration.
Целая нота – 4 доли, ½-ная — 2 доли, ¼-ная – 1 доля, 1/8-ая – 480 отсчётов: почти 500 или половина от 1 доли, 1/16 – 240 отсчётов: почти 250 или четверть 1 доли.
Обозначение длительностей нот на нотоносце
Если в виде пианино длительность ноты – длина прямоугольника, то на нотоносце она — внешний вид самой ноты: вид овала, штиль и число флажков. Овал может быть белым и чёрным, со штилями и флажками и без них.
Суть проста: чем сложнее вид у ноты, тем она короче. И запомнить их помогут мысленные образы.
Основные длительности
Целая нота – белый или пустой овал без штиля и флажка. Она круглая как торт и звучит весь такт
Половинная — пустой овал со штилем. Она как стекло с одной из 2-х дужек у очков. 2 половинных вместе – это целые очки. Она звучит полтакта.
Четверть – закрашенный овал со штилем. Она как 1 из 4-х ножек стола на колёсиках. И 2 первые буквы похожи: ЧЕтверть – ЧЁрный овал. Она звучит четверть или долю такта.
Дальше ноты укорачиваются добавлением хвостов или флажков – от 1 до 4.
Восьмая – как четверть, но с флажком или хвостиком. Заметьте созвучие: ВОСьмая – хВОСтик. Звучит половину четверти.
Несколько 8-ых и более коротких одинаковых нот подряд можно сгруппировать. При этом хвосты срастаются в единую линию или перекладину — ребро. Это удобно для чтения нот и не нужно вырисовывать флажок у каждой. 2 восьмушки при этом похожи на наушники.
Если у 8-ой ноты 1 флажок, то у 16-ой 2 – звучит четверть от доли такта. 2 флажка у 16-ых нот сливаются в двойное ребро. То есть число рёбер равно числу флажков.
В Sonarе самые короткие и редко применяемые ноты – 32-ые с 3 флажками и объединённые тройным ребром.
Заметьте: более короткая длительность отличается от ближайшей длинной 1 штрихом в рисунке. Овал – штиль – заливка овала – 1 хвост – 2 хвоста – 3 хвоста. Штили есть у всех нот кроме целой, а хвосты – у 8-ой и короче её.
Чтобы у высоких и низких нот был опрятный вид, штили рисуют так: у нот ниже средней линии нотного стана они справа от ноты и направлены вверх. А у нот на средней линии и выше – слева и вниз.
Слушаем звучание нот под метроном. В целой длительности 4 удара, в половинной – 2, а в 4 – 1. 1 удар метронома равен 2-ум 8-мым и 4-ём 16-ым нотам.
Совет — для освоения длительностей считать их вслух.
Целая – раз, 2, 3, 4. Половинная – раз, 2. Четверть – раз. 8-ые – раз и, 2 и. Здесь число и слог «и» — половины счета или доли такта. 16-ые – раз-та-и-та, 2-та-и-та. Каждый слог – ¼ счёта.
Для выбора длительностей нот есть кнопки и горячие клавиши. Так под указателем мыши всплывает подсказка с названием длительности на английском и клавишей её выбора.
Клавиша с цифрой 1 – целая нота — Whole, 2 – половинная — Half, 4 – 4-ая — Quarter, 8 – 8-ая — eighth, 6 – 16ая — sixteenth, 3 – 32-ая – thirty second.
Произвольные длительности
Это основные длительности: получены делением на 2. Их соотношение видно на рисунке. Но ещё есть произвольные длительности: получены делением не на 2, а на любые другие числа. Чаще всего это 1,5 и 3 — кнопки с точкой и тройкой.
Нота с точкой. Если целую поделить не на 2, а на 1,5, то будет ½ с точкой – по англ. dotted.
Точка справа от ноты добавляет к ней половину её же длительности.
Так половина половинной ноты – четверть. Поэтому ½ с точкой = ½ + ¼. ¼ с точкой = ¼ + 1/8.
Если целую поделить не на 2, а на 3, то в 1 такте вместо 2-х ½–ных нот поместится 3 половинных триоли – по англ. triplet.
Триоль – это 3 ноты вместо 2-ух. Они обозначены квадратной скобкой сверху с цифрой 3 посередине.
Триоль можно сделать из любой ноты кроме целой и они есть половинные, 4-ные, 8-ые, 16-ые.
У триолей с ударами метронома совпадает только 1-ая нота из группы. Произвольные длительности применяются в музыке гораздо реже основных.
Обозначение пауз на нотоносце
Кроме звуков в музыке есть участки тишины – паузы. Они, как и длительности нот, делятся на 2 и имеют те же названия: целая, ½, ¼ и т.д. В виде пианино паузы – пустоты между прямоугольниками.
На нотоносце у них свои обозначения и в Sonar они ставятся сами при записи и стирании нот.
Целая пауза — прямоугольник под 4-ой линейкой и вместе с ней похожа на перевёрнутую шляпу. Гость положил её на стол, ведь остался у хозяина надолго – на весь такт.
Половинная пауза – прямоугольник на 3-ей линейке. Это не перевёрнутая шляпа: гость держит её в руках и нет времени класть её на стол.
Четвертная пауза — закорючка в виде молнии. Если средний острый пик справа приподнять – будет похоже на цифру 4.
Восьмая – палочка с хвостиком. Если её дополнить линиями, получится цифра 8.
Суть хвостиков в паузах та же, что в нотах: чем их больше, тем короче пауза. Так в 16-ой паузе 2 хвостика – 2 цифры 8, в 32 – 3 – обе тройки. Сейчас в каждом такте ноты и паузы одной длины. Послушаем. В 1 такт вмещается по 1 ¼, 1/8, 1/16 ноты и паузы и 2 32-ых.
Ритм в музыке
Звуки и паузы – основа для понимания 3-х важных понятий времени в музыке – ритм, метр и темп.
Ритм – это сочетания любых по длительности звуков и пауз друг с другом. С ним мы знакомы из жизни: тиканье часов, сердцебиение, стук колес поезда о стыки рельсов. Вот их ритм на барабане.
При смещении, добавлении, удалении нот получаются разные ритмы.
Ровный ритм
Самый простой ритм у тиканья часов — удары и остановки одинаковые. Из-за однообразия его скучно слушать в виде одной ноты на фортепиано. Это ровный ритм – игра одних и тех же длительностей. Да, он есть в мелодии «В лесу родилась ёлочка», но её слушать не скучно, так как ноты разные по высоте.
Разнообразим ритм сдвигом нот на 8-ую влево. Звучит интереснее, ведь ритм более гибкий: кроме 8-ых пауз есть 4-ные и не все ноты попадают на удар метронома и меньше к нему привязаны.
В мелодии «В пещере горного короля» тоже ровный ритм: он звучит слаженно с метрономом.
Сейчас соседние ноты звучат без пауз между ними. Такое звучание называется legato – с итал. «плавно, связанно». Теперь укоротим ноты до появления пауз. Для этого выделим их и нажмём меню Process – обработка –> Length – длина. Ставим галочку напротив надписи Durations – длительности и пишем 25%. Это укорочение нот в 4 раза с 8-ых до 32-ых. Такое звучание называется staccato – с итал. отрывисто. Звучит задорнее, чем плавные ноты.
Неровный ритм
Это был ровный ритм. Неровный ритм – это когда ноты в основном не совпадают с ударами метронома. Он звучит интереснее ровного.
Важно: даже без смещения нот чередование разных длительностей улучшает звучание. Сейчас все ноты 8-ые. Пусть они чередуются с 16-ыми, а в конце тактов – 4-ные.
Частный случай неровного ритма – пунктирный.
Пункт от англ. point – точка – это сочетание нот с точками и нот без них. Часто это 8-ая с точкой и 16-ая. Такой ритм в начале мелодии Happy Birthday – с днём рождения.
Заметьте: обе ноты связаны ребром с 1 длинной линией – от 8-ой ноты и 2-ой короткой – от 16-ой.
Чем короче ноты, тем более неровный и разнообразный ритм можно получить.
Условно: 8-ая и 16-ая – короткие длительности, 4-ть – умеренная, а целая и ½ — долгие.
Запись ритма ударных инструментов
Короткими нотами нужно писать игру ударных, потому что их звуки не продолжительны.
Ещё для них есть свой музыкальный ключ – ключ ударных в виде 2-ух палочек: ими барабанщик и играет на них.
Здесь ноты одной высоты – это отдельный инструмент: большой барабан, малый, тарелка.
Причём у них разные основания: овалы – все барабаны, крестики – все тарелки, треугольники — игра тарелки нажатием на педаль так, что тарелки смыкаются.
Если ритм – короткие звуки, то гармония – длинные, а мелодия – и те, и другие.
Лига для связи нот
Заметьте: кроме нот с точками в мелодии есть ноты, связанные дугой – лигой. То есть звучит одна нота, но её длительность равна сумме 2-х связанных нот. 4-ть, слигованная с 8-ой – то же самое, что и 4-ть с точкой. А вот 8-ая + ½-ная.
Лига также разбивает длинную ноту на 2, если она начинается в одном такте и продолжает звучать в следующем. Важно, что 2-ая нота не извлекается повторно.
У пауз точки ставятся, а вот лигами они не связываются.
Кроме точки, что добавляет к ноте её половину, и лиги, что связывает 2 ноты в 1, есть ещё один знак – фермата. Это точка с дугой над или под нотой.
Её суть – произвольное увеличение длительности ноты по желанию исполнителя. В Sonar 8 её нет.
Ритмический рисунок
Ритмический рисунок – это последовательность длительностей звуков отдельно от их высоты. У мелодии Эдварда Грига он ровный и без пауз.
Он задаёт характер музыки и при его смене мелодия будет не похожей на себя. Да, ноты по высоте те же и в том же порядке, но с паузами и смещениями.
Метр в музыке
Важно: ноты по ритму привязаны к долям тактов и звучат как в их начале, так и посередине.
Если же их играть по времени от балды получится белиберда. Будто человек без чувства ритма впервые играет на фортепиано. Слушать такое и читать в нотах сложно.
Но если выделить ноты и нажать Process – обработка -> Quantize – выровнять по сетке и выбрать в поле Resolution – разрешение — 8-ые ноты, то они встанут на свои места.
Вывод: в ритме или рисунке из нот, ноты не могут звучать в произвольных местах. Они должны быть привязаны к сетке.
В виде пианино эта привязка включена кнопкой Snap To Grid и ноты перемещаются по шагам. При её отключении ноты перемещаются плавно и можно отклониться от сетки.
Ритм – это узор на сетке и он может быть любым, даже сильно от неё отличаться, но быть в её рамках. Без сетки ритм кривой, разваливается и не может существовать.
В музыке сетка всегда ровная и называется метром — линейка со шкалой из тактов и долей.
Метр – это основа, биение, дыхание музыки. Он равномерный и неизменный в течение всей музыки как тиканье стрелки в часах, что привязана к равным отметкам.
Темп в музыке
Если в часах скорость стрелки постоянна, то в музыке скорость метра или отсчётов метронома можно менять с помощью темпа.
Темп – от итал. tempo – время. В жизни это скорость делания чего-либо. Он есть у ходьбы, речи, дыхания, биения сердца.
В музыке темп – частота или скорость проигрывания ритма.
С ростом темпа рисунок ритма не меняется, а просто играется быстрее.
Темп измеряется числом ударов метронома в минуту или числом ¼ нот, проигранных за 1 минуту. Если темп 60, 1 удар – 1 секунда, а 120 – 1 удар – полсекунды.
Темп управляет напористостью музыки и по скорости есть 3-х видов:
- 1 — медленные – от 40 до 90 ударов в минуту – звучат расслабленно и разряженно.
- 2 — умеренные – от 100 до 130 ударов – звучат спокойно и размеренно,
- 3 — быстрые – от 140 до 200 ударов – звучат напряжённо и плотно.
Темп – это баянист, а музыка – гармошка. Быстрый темп сжимает музыкальное произведение во времени, а медленный — растягивает.
В итоге одна и та же песня в разном темпе звучит разное число минут и секунд.
Заключение. В этом уроке Вы познакомились с музыкальным временем, длительностями нот и пауз и их размещением по ширине или во времени. Поняли, что ноты и паузы образуют рисунок в виде ритма, размещаются на сетке в виде метра и проигрываются с определённой скоростью – темпом.
В следующем уроке мы поговорим о видах расстояний между нотами по высоте – музыкальных интервалах и их звучаниях.
На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните «обучиться музыке легко!»
Ваши отзывы
Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.
Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?
Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите участок текста и нажмите Ctrl+Enter.
Длительности нот (2)
Точка.
Точка увеличивает длительность ноты на половину. Ставится справа от ноты. Сразу перейдём к примерам:
Пример 1. Длительность этой ноты равна сумме длительностей нот и .
Проще говоря, длительность считается следующим образом: если нота звучит, например, секунду, то нота с точкой будет звучать полторы секунды.
Пример 2. Длительность ноты равна сумме следующих нот и
Паузы
Молчание вашего инструмента (во время исполнения произведения) называют паузой. Длительность пауз определяется абсолютно также, как и у звуков (нот): она может быть равна целой ноте, половинной, четвертной и т.д.. Давайте посмотрим обозначения пауз:
Эта пауза равна целой ноте:
Пауза целой ноты похожа на целое яблоко, которое висит себе на четвертой линеечке
Эта пауза равна половинной ноте:
Пауза половинной — половинка яблока, она висеть не может и лежит на третьей линеечке
Эта пауза равна четвертной ноте:
Пауза четвертной ноты самая замысловатая, она как будто перечеркивает четверть, всем своим видом говоря: «Молчи!»
Паузы восьмушки, шестнадцатые и меньше даже внешне похожи на ноты, так как тоже имеют особый хвостик, и количество головок у них равно количеству флажков у паралельных им нот.
Эта пауза равна восьмой ноте:
Эта пауза равна шестнадцатой ноте:
Эта пауза равна тридцатьвторой ноте:
Эта пауза равна шестьдесятчетвёртой ноте:
Если нужно использовать паузу другой длительности, то также, как и в случае с нотами, используйте точки.
Схематично длительности нот и пауз можно отобразить так:
Лига
Связующая лига (הקשת הקטנה)
Это дуга, которая соединяет две соседние ноты одинаковой высоты (ля+ля, до+до и т.д).
Из соединенных лигой нот одинаковой высоты образуется одна более крупная длительность, которая равна их сумме. Извлекается звук в том месте, где встретилась первая нота (вторая нота не извлекается), длительность будет равна сумме длительностей обеих нот, связанных лигой.
Две ноты должны быть одной высоты, но могут быть разными по длительности (на примере сверху соединяются ноты с длительностью 1/4+1/8).
Обратите внимание на то, что связующая лига не применяется к паузам.
И еще очень важный момент по поводу правильности написания связующей лиги.
Если штили объединяемых лигой нот написаны вверх, то дуга ставится снизу и выгибается вниз, если штили написаны вниз, — дуга ставится сверху и выгибается вверх.
Такой метод увеличения длительности ноты используется, когда
- для желаемой длительности не существует отдельного знака,
- требуется связать ноты, разделённые тактовой чертой.
Фразировочная лига (קשת גדולה)
Существует также фразировочная дуга — , объединяющая ноты разной высоты и применяющаяся для указания на связную манеру их исполнения (легато).
Такая дуга означает, что все связанные ноты надо играть плавно, а не отрывисто.
Эта дуга не имеет отношения к длительностям, но мы ее привели тут, дабы не путать с маленькой дугой.