Как пишется царскосельский лицей правильно

В тесте по русскому языку на одном сайте встретил такое предложение:

Не может не бросаться в глаза, что, когда в дальнейшем Пушкин хотел оглянуться на начало своей жизни, он неизменно вспоминал только Лицей.

Почему слово «Лицей» употреблено с заглавной буквы? Это ведь родовое понятие, а не название конкретного учебного заведения.

Римма Михайлова's user avatar

Римма Михайлова

37.3k12 золотых знаков45 серебряных знаков118 бронзовых знаков

задан 20 июл 2020 в 19:58

Владимир Жеребцов's user avatar

3

Правильное предложение (Ю. М. Лотман. Александр Сергеевич Пушкин: биография писателя) выглядит так:

Тем более бросается в глаза, что, когда в дальнейшем Пушкин хотел оглянуться на начало своей жизни, он неизменно вспоминал только Лицей — детство он вычеркнул из своей жизни.

Дело, думаю, в том, что первоначально Императорский Царскосельский лицей (с 1843 по 1917 годы — Александровский лицей) назывался просто Лицей.
Утверждённое в 1810 г. императором Александром I «Постановление о Лицее» уравнивало новое образовательное заведение в правах и преимуществах с российскими университетами.
Этот Лицей был первым и единственным в то время, поэтому вполне понятно, что его название пишется с заглавной буквы — как название конкретного учебного заведения, не нуждающегося ни в каких дополнительных или изменяющихся со временем определениях.

Сам А. С. Пушкин писал («Была пора: наш праздник молодой…» [1936]):

Вы помните: когда возник Лицей,
Как царь для нас открыл чертог царицын.
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей…

P. S. В особом стилистическом употреблении могут писаться с прописной буквы имена нарицательные, например: Родина, Человек.
Прописные буквы

ответ дан 21 июл 2020 в 9:38

Римма Михайлова's user avatar

Римма МихайловаРимма Михайлова

37.3k12 золотых знаков45 серебряных знаков118 бронзовых знаков

1

Тут могут быть две трактовки.
Либо это условное имя собственное (наподобие обсуждавшихся слов типа Устав), либо сокращенное имя типа Университет (в отношении МГУ, скажем) — полное название «Царскосельский Лицей» (в этом случае заглавная во втором слове обсуждаема), а сокращенное — Лицей. Пушкинскому духу и времени в принципе соответствуют обе версии.

Для сравнения возьмите, например, «Кунсткамера» или «Эрмитаж». Слова этипри Петре изначально не были именами собственными в чистом виде, использовались скорее как нарицательные, но особые. А теперь воспринимаются именно как собственные. Лицей (тот, пушкинский) вполне может быть из этого ряда.

Что касается особого стилистического употребления (по @РиммаМихайлова), то, боюсь, этот вариант сюда приложить будет трудно. Это «особое употребление» требует какой-то возвышенности, пафосности даже, а в слове Лицей, написанном с заглавной, его нет. Это именно что имя собстветвенное или условное название.

ответ дан 21 июл 2020 в 12:11

behemothus's user avatar

behemothusbehemothus

77k22 золотых знака68 серебряных знаков157 бронзовых знаков

  1. Итак, Импера́торский Царскосе́льский лице́й — привилегированное высшее учебное заведение для детей дворян в Российской империи, действовавшее в Царском Селе с 1811 по 1843 год. Когда-то на окраине Афин, близ храма Аполлона Ликейского, существовала школа, основанная великим философом прошлого Аристотелем. Она называлась Ликеем или Лицеем. 19 октября 1811 года учебное заведение под этим же названием открылось в Царском Селе, близ Петербурга.

  2. Но дело не в том, что он назывался Лицеем изначально или так Пушкин его называл, и даже не в традиции современного названия. Здесь всё по правилам (п.7): http://old-rozental.ru/orfografia.php?sid=20#pp20

Правило звучит так:

«С прописной буквы пишется начальное слово неполного названия, которое употребляется в функции полного: Литературный музей (Государственный литературный музей), Большой театр (Государственный академический Большой театр России), Дом журналиста (Центральный Дом журналиста)».

В нашем случае Лицей — это тот конкретный Лицей, который действовал в Царском Селе с 1811 по 1843 год.

  1. Также в грамматике существует общее правило для различения нарицательных и собственных имён.

Родовое слово лицей определяется по словарю и является общим названием однородного ряда предметов. Имя собственное – это единичный предмет из этого ряда, имеющее индивидуальное название .

Родовое имя может входить в имя собственное, в этом случае оно пишется со строчной буквы. Но если мы сокращаем имя собственное до одного слова, то оно выступает на правах собственного названия.

  1. Надо сказать, что написание со строчной буквы лицей также используется в статьях, посвященных этой теме. И это обычная практика, так как читателям уже понятно, о каком конкретном лицее идет речь. Например: «Воспитанники лицея никогда не были праздны. Здесь все было направленно на развитие умственных интересов, поощрялось всякое стремление к знаниям».

ответ дан 21 июл 2020 в 12:44

Sharon's user avatar

6

В тесте по русскому языку на одном сайте встретил такое предложение:

Не может не бросаться в глаза, что, когда в дальнейшем Пушкин хотел оглянуться на начало своей жизни, он неизменно вспоминал только Лицей.

Почему слово «Лицей» употреблено с заглавной буквы? Это ведь родовое понятие, а не название конкретного учебного заведения.

Римма Михайлова's user avatar

Римма Михайлова

37.3k12 золотых знаков45 серебряных знаков118 бронзовых знаков

задан 20 июл 2020 в 19:58

Владимир Жеребцов's user avatar

3

Правильное предложение (Ю. М. Лотман. Александр Сергеевич Пушкин: биография писателя) выглядит так:

Тем более бросается в глаза, что, когда в дальнейшем Пушкин хотел оглянуться на начало своей жизни, он неизменно вспоминал только Лицей — детство он вычеркнул из своей жизни.

Дело, думаю, в том, что первоначально Императорский Царскосельский лицей (с 1843 по 1917 годы — Александровский лицей) назывался просто Лицей.
Утверждённое в 1810 г. императором Александром I «Постановление о Лицее» уравнивало новое образовательное заведение в правах и преимуществах с российскими университетами.
Этот Лицей был первым и единственным в то время, поэтому вполне понятно, что его название пишется с заглавной буквы — как название конкретного учебного заведения, не нуждающегося ни в каких дополнительных или изменяющихся со временем определениях.

Сам А. С. Пушкин писал («Была пора: наш праздник молодой…» [1936]):

Вы помните: когда возник Лицей,
Как царь для нас открыл чертог царицын.
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей…

P. S. В особом стилистическом употреблении могут писаться с прописной буквы имена нарицательные, например: Родина, Человек.
Прописные буквы

ответ дан 21 июл 2020 в 9:38

Римма Михайлова's user avatar

Римма МихайловаРимма Михайлова

37.3k12 золотых знаков45 серебряных знаков118 бронзовых знаков

1

Тут могут быть две трактовки.
Либо это условное имя собственное (наподобие обсуждавшихся слов типа Устав), либо сокращенное имя типа Университет (в отношении МГУ, скажем) — полное название «Царскосельский Лицей» (в этом случае заглавная во втором слове обсуждаема), а сокращенное — Лицей. Пушкинскому духу и времени в принципе соответствуют обе версии.

Для сравнения возьмите, например, «Кунсткамера» или «Эрмитаж». Слова этипри Петре изначально не были именами собственными в чистом виде, использовались скорее как нарицательные, но особые. А теперь воспринимаются именно как собственные. Лицей (тот, пушкинский) вполне может быть из этого ряда.

Что касается особого стилистического употребления (по @РиммаМихайлова), то, боюсь, этот вариант сюда приложить будет трудно. Это «особое употребление» требует какой-то возвышенности, пафосности даже, а в слове Лицей, написанном с заглавной, его нет. Это именно что имя собстветвенное или условное название.

ответ дан 21 июл 2020 в 12:11

behemothus's user avatar

behemothusbehemothus

77k22 золотых знака68 серебряных знаков157 бронзовых знаков

  1. Итак, Импера́торский Царскосе́льский лице́й — привилегированное высшее учебное заведение для детей дворян в Российской империи, действовавшее в Царском Селе с 1811 по 1843 год. Когда-то на окраине Афин, близ храма Аполлона Ликейского, существовала школа, основанная великим философом прошлого Аристотелем. Она называлась Ликеем или Лицеем. 19 октября 1811 года учебное заведение под этим же названием открылось в Царском Селе, близ Петербурга.

  2. Но дело не в том, что он назывался Лицеем изначально или так Пушкин его называл, и даже не в традиции современного названия. Здесь всё по правилам (п.7): http://old-rozental.ru/orfografia.php?sid=20#pp20

Правило звучит так:

«С прописной буквы пишется начальное слово неполного названия, которое употребляется в функции полного: Литературный музей (Государственный литературный музей), Большой театр (Государственный академический Большой театр России), Дом журналиста (Центральный Дом журналиста)».

В нашем случае Лицей — это тот конкретный Лицей, который действовал в Царском Селе с 1811 по 1843 год.

  1. Также в грамматике существует общее правило для различения нарицательных и собственных имён.

Родовое слово лицей определяется по словарю и является общим названием однородного ряда предметов. Имя собственное – это единичный предмет из этого ряда, имеющее индивидуальное название .

Родовое имя может входить в имя собственное, в этом случае оно пишется со строчной буквы. Но если мы сокращаем имя собственное до одного слова, то оно выступает на правах собственного названия.

  1. Надо сказать, что написание со строчной буквы лицей также используется в статьях, посвященных этой теме. И это обычная практика, так как читателям уже понятно, о каком конкретном лицее идет речь. Например: «Воспитанники лицея никогда не были праздны. Здесь все было направленно на развитие умственных интересов, поощрялось всякое стремление к знаниям».

ответ дан 21 июл 2020 в 12:44

Sharon's user avatar

6

Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.

Найдено определений: 4

царскосельский лицей

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

БОЛЬШОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ

ЦАРСКОСЕ́ЛЬСКИЙ ЛИЦЕ́Й — привилегированное закрытое сословное уч. заведение с программой ср. и выс. школы в Царском Селе. Первоначальный проект уч. заведения подготовлен М. М. Сперанским (1808). Имп. Александр I предполагал обучать в Ц. Л. вместе с неск. сверстниками своих малолетних братьев, Николая и Михаила. Основная цель, стоявшая перед Ц. Л., определялась как «образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной». Открытие состоялось 19 окт. 1811 в «великокняжеском флигеле» Большого дворца, к-рый первоначально предназначался для детей имп. Павла I (арх. И. В. Неелов, 1789-92), здание было специально перепланировано и приспособлено для уч. заведения (арх. В. П. Стасов, 1811). Ц. Л. находился в ведении гл. дир. кадетских и пажеских корпусов (управление воен.-уч. заведений), с 1844 надзор осуществляло 4-е отд. Собственной Е. И. В. канцелярии (с 1880 Собственная Е. И. В. канцелярия по учр. имп. Марии). В Ц. Л. принимались юноши 10-12 лет, «отличнейшие воспитанники дворянского происхождения». Обучение продолжалось в теч. 6 лет (до 1836 два трехлетних курса, до 1877 4 кл. по 1,5 года, позднее 6 кл. по 1 году). В программу Ц. Л. входили науки «нравственные» (закон Божий, нравственная философия, логика, правоведение и др.), матем. и физ., ист. (ист. российская и «иностр.», хронология, география), словесные, яз. (рус, лат., франц., нем.), изящные иск-ва и гимнастические упражнения. В дальнейшем уч. планы изменялись, однако в них всегда преобладала гуманитарно-юрид. направленность. Для подготовки к поступлению в Ц. Л. в 1814-29 существовал Благородный пансион. Выпускники приравнивались в правах к окончившим университеты с гражд. чинами 9-14 кл., поступавшие на воен. службу получали права окончивших Пажеский корпус. Особое место в ист. Ц. Л. занимают 1811-17 (первый выпуск). Среди педагогов, сумевших создать в Ц. Л. атмосферу свободомыслия и творчества, были: дир. В. Ф. Малиновский, профессора Д. И. де Будри, А. И. Галич, адъюнкт-профессора А. П. Куницын, И. К. Кайданов, Я. И. Карцов. Лицейские традиции поддержал и 2-й дир. Ц. Л. Е. А. Энгельгардт. Весьма важное место в Ц. Л. отводилось изучению рус. и европ. лит-ры. Здесь существовал лит. кружок, лицеисты печатали свои стихотв. в рус. ж. («Вестник Европы», «Сын Отечества» и др.). На мировоззрение лицеистов оказала влияние идеология декабристов. Среди выпускников 1817: А. С. Пушкин, А. М. Горчаков, И. И. Пущин, А. А. Дельвиг, В. К. Кюхельбекер и др. Несмотря на то, что после 1825 усиливается контроль за Ц. Л. и устанавливаются ограничения для воспитанников, дух этого уч. заведения во многом сохранился. С 1843 Ц. Л. реорганизуется и с 1844 переводится в С.-Петербург с названием Александровский (в здании Александрийского сирот, дома на Каменноостровском проспекте). За 33 года Ц. Л. закончили 286 воспитанников, среди к-рых — 12 чл. Гос. совета и министров, 19 сенаторов, губернаторы, дипломаты и др. высокопоставленные чиновники, литераторы, ученые, военные. Александровский лицей был закрыт после Окт. рев-ции. В наст, время в здании бывшего Ц. Л. расположен лит.-мемориальный музей.

Лит.: Селезнев И. Я. Исторический очерк Императорского, бывшего Царскосельского, ныне Александровского Лицея за первое его пятидесятилетие с 1811 по 1861 год. СПб., 1861; Голицын Н. С. Благородный пансион Императорского Царскосельского Лицея. 1814-1829. СПб., 1869; Рубец А. А. Памятная книжка чинов императорского Александровского, бывшего Царскосельского Лицея с 1811 по 1911 год. СПб., 1911; Столетний юбилей Императорского Александровского, бывшего Царскосельского Лицея. Октябрь 1911. Январь 1912. СПб., 1912. Памятная книжка лицеистов. 1811. 19 октября 1911. СПб., 1911.

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

Смотреть что такое ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ЛИЦЕЙ в других словарях:

ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ЛИЦЕЙ

        высшее привилегированное закрытое учебное заведение в дореволюционной России для детей дворян; предназначался для подготовки преимущественно вы… смотреть

ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ЛИЦЕЙ

ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ЛИЦЕЙ, высшее привилегированное
закрытое учебное заведение в дореволюц. России для детей дворян; предназначался
для подготовки преим. … смотреть

ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ЛИЦЕЙ

ЦАРСКОСЕ́ЛЬСКИЙ ЛИЦЕ́Й — привилегированное закрытое сословное уч. заведение с программой ср. и выс. школы в Царском Селе. Первоначальный проект уч. заведения подготовлен М. М. Сперанским (1808). Имп. Александр I предполагал обучать в Ц. Л. вместе с неск. сверстниками своих малолетних братьев, Николая и Михаила. Основная цель, стоявшая перед Ц. Л., определялась как «образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной». Открытие состоялось 19 окт. 1811 в «великокняжеском флигеле» Большого дворца, к-рый первоначально предназначался для детей имп. Павла I (арх. И. В. Неелов, 1789-92), здание было специально перепланировано и приспособлено для уч. заведения (арх. В. П. Стасов, 1811). Ц. Л. находился в ведении гл.дир. кадетских и пажеских корпусов (управление воен.-уч. заведений), с 1844 надзор осуществляло 4-е отд. Собственной Е. И. В. канцелярии (с 1880 Собственная Е. И. В. канцелярия по учр. имп. Марии). В Ц. Л. принимались юноши 10-12 лет, «отличнейшие воспитанники дворянского происхождения». Обучение продолжалось в теч. 6 лет (до 1836 два трехлетних курса, до 1877 4 кл. по 1,5 года, позднее 6 кл. по 1 году). В программу Ц. Л. входили науки «нравственные» (закон Божий, нравственная философия, логика, правоведение и др.), матем. и физ., ист. (ист. российская и «иностр.», хронология, география), словесные, яз. (рус, лат., франц., нем.), изящные иск-ва и гимнастические упражнения. В дальнейшем уч. планы изменялись, однако в них всегда преобладала гуманитарно-юрид. направленность. Для подготовки к поступлению в Ц. Л. в 1814-29 существовал Благородный пансион. Выпускники приравнивались в правах к окончившим университеты с гражд. чинами 9-14 кл., поступавшие на воен. службу получали права окончивших Пажеский корпус. Особое место в ист. Ц. Л. занимают 1811-17 (первый выпуск). Среди педагогов, сумевших создать в Ц. Л. атмосферу свободомыслия и творчества, были: дир. В. Ф. Малиновский, профессора Д. И. де Будри, А. И. Галич, адъюнкт-профессора А. П. Куницын, И. К. Кайданов, Я. И. Карцов. Лицейские традиции поддержал и 2-й дир. Ц. Л. Е. А. Энгельгардт. Весьма важное место в Ц. Л. отводилось изучению рус. и европ. лит-ры. Здесь существовал лит. кружок, лицеисты печатали свои стихотв. в рус. ж. («Вестник Европы», «Сын Отечества» и др.). На мировоззрение лицеистов оказала влияние идеология декабристов. Среди выпускников 1817: А. С. Пушкин, А. М. Горчаков, И. И. Пущин, А. А. Дельвиг, В. К. Кюхельбекер и др. Несмотря на то, что после 1825 усиливается контроль за Ц. Л. и устанавливаются ограничения для воспитанников, дух этого уч. заведения во многом сохранился. С 1843 Ц. Л. реорганизуется и с 1844 переводится в С.-Петербург с названием Александровский (в здании Александрийского сирот, дома на Каменноостровском проспекте). За 33 года Ц. Л. закончили 286 воспитанников, среди к-рых — 12 чл. Гос. совета и министров, 19 сенаторов, губернаторы, дипломаты и др. высокопоставленные чиновники, литераторы, ученые, военные. Александровский лицей был закрыт после Окт. рев-ции. В наст, время в здании бывшего Ц. Л. расположен лит.-мемориальный музей.<p class=»tab»>Лит.: Селезнев И. Я. Исторический очерк Императорского, бывшего Царскосельского, ныне Александровского Лицея за первое его пятидесятилетие с 1811 по 1861 год. СПб., 1861; Голицын Н. С. Благородный пансион Императорского Царскосельского Лицея. 1814-1829. СПб., 1869; Рубец А. А. Памятная книжка чинов императорского Александровского, бывшего Царскосельского Лицея с 1811 по 1911 год. СПб., 1911; Столетний юбилей Императорского Александровского, бывшего Царскосельского Лицея. Октябрь 1911. Январь 1912. СПб., 1912. Памятная книжка лицеистов. 1811. 19 октября 1911. СПб., 1911.</p>… смотреть

ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ЛИЦЕЙ

Царскосельский лицей
высшее привилегированное закрытое учебное заведение в России для детей дворян; предназначался для подготовки преимущественно высш… смотреть

ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ЛИЦЕЙ

высшее привилегированное закрытое учебное заведение в России для детей дворян; предназначался для подготовки преимущественно высших государственных чиновников. Основан в 1810 в Царском Селе (ныне г. Пушкин Ленингр. обл). Находился в ведении министерства просвещения, с 1882-военного ведомства. В лицей принимались дети 10-12 лет, число воспитанников составляло от 30 (в 1811-17) до 100 (с 1832). В продолжение 6 лет обучения (два 3-годичных курса, с 1836-4 класса по 1 1/2 г.) в Ц. л. изучались науки: нравственные (закон божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия); словесные (росс., лат., франц., нем. словесность и языки, риторика); исторические (росс, и всеобщая история, физическая география); физические и математические (математика, начала физики и космографии, математическая география, статистика); изящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание). Выпускники получали права окончивших университет и гражданские чины 14-го -9-го классов (см. Чиновничество). Для желавших поступить на воен. службу проводилось дополнительное военное обучение, и им предоставлялись права окончивших Пажеский корпус. В 1814-29 при лицее, действовал Благородный пансион. В первые годы существования (1811-1817) в лицее создалась атмосфера увлеченности новой русской литературой, представленной именами Н. М. Карамзина, В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова, и франц. литературной эпохи Просвещения (Вольтер). Эта увлеченность способствовала объединению ряда молодых людей в творческий литературно-поэтический кружок, определявший дух учебного заведения (А. С. Пушкин, А. А. Дельвиг, В. К. Кюхельбекер, В. Д. Вольховский, А. Д. Илличевский, К. К. Данзас, М. Л. Яковлев и мн. др.). Кружок издавал рукописные журн. «Лицейский мудрец», «Вестник», «Для удовольствия и пользы» и др., между его членами велись творческие литературные состязания, стихи лицеистов Пушкина, Дельвига, Кюхельбекера и др. с 1814 стали печатать известные журналы («Вестник Европы», «Российский музеум», «Сын отечества»). В эти годы в лицей проникли освободительные идеи, связанные с формированием в России идеологии декабризма. После 1825 в лицее усиливается ограничительный режим для воспитанников, контроль за подбором преподавателей и направлением лекций. В кон. 1843 лицей реорганизован в Александровский и в январе 1844 переведен в Петербург. Новый лицей был передан а ведение 4-го отделения Собственной его императорского величества канцелярии, с кон. 19 в. — Ведомства учреждений императрицы Марии. Закрыт после Октябрьской революции 1917 в связи с отменой сословных привилегий…. смотреть

ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ЛИЦЕЙ

Александровский лицей, — закрытое привилегированное высшее уч. заведение в дореволюц. России. Учреждено 12 авг. 1810 в Царском Селе (ныне г. Пушкин) по… смотреть

ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ЛИЦЕЙ

1) Орфографическая запись слова: царскосельский лицей2) Ударение в слове: Царскос`ельский лиц`ей3) Деление слова на слоги (перенос слова): царскосельск… смотреть

ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ЛИЦЕЙ

Александровский лицей, в честь императора Александра I – закрытое высшее учебное заведение для детей и дворян в 1811–1917 гг. в Царском Селе близ Петербурга, Ц. Л. называлось до 1844 г. Среди выпускников наиболее известны А. С. Пушкин и круг его друзей – бывших лицеистов, встречавшихся в день окончания лицея 19 октября…. смотреть

ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ЛИЦЕЙ

Начальная форма — Царскосельский лицей, винительный падеж, единственное число, мужской род, неодушевленное

Всего найдено: 195

Добрый день, подскажите, пожалуйста, как правильно писать VIP-ложа или ВИП-ложа? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Словари уже фиксируют слова с первой частью ВИП-, написанной кириллицей (см., например, «Русский орфографический словарь» РАН). Допустимо написание ВИП-ложа и VIP-ложа. Ни то, ни другое не будет ошибкой.

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как правильно пишется «в участке» или «на участке»? Имеется в виду полицейский участок.
Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

В этом значении правильно: в участке.

Здравствуйте. Следует ли закавычить «MEGA-Химки» и вообще как быть с подобными названиями, где присутствуют и кирилица и латиница. Большое спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Такие названия предпочтительно заключать в кавычки. В наименовании, построенном по модели «слово, написанное кириллицей, + слово, написанное латиницей» (слагаемые могут располагаться в любом порядке), оформленное кириллицей слово необходимо, с одной стороны, отделить от остального кириллического текста и, с другой стороны, объединить со словом, написанным латиницей, для того чтобы читатель понял, что перед ним цельное наименование. Обе эти функции как раз и выполняют кавычки.

Улицой или улицей?И вообще как понять какую букву писать(о или е)?Подскажите правило.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: улицей. Буква О пишется под ударением (рысцОй), Е — в безударной позиции.

Добрый день. Подскажите, пожалуйста, можно ли «повысить»,т.е. набрать с прописной слово Лицей (если речь идет о Царскосельском лицее в специальной литературе по истории Царского Села – отнести его к ист.? И не будет ли ошибкой написать его со строчной?

Ответ справочной службы русского языка

Написание со строчной буквы орфографически верно. Но использование большой буквы в стилистических целях в некоторых случаях возможно.

Всё-таки, вы проигнорировали мой вопрос, на который очень хотелось бы знать ответ.
Как правильно склоняется название учреждения: «Лицей Бауманский»?

В «Лицее Бауманский» или в «Лицее Бауманском»?

Заранее благодарен Вам за скорый ответ.

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: в лицее «Бауманский», в Бауманском лицее.

Здравствуйте!
1.Скажите, пожалуйста, сейчас появились объявления: «Пожалуйста, вытирайте обувь!».
Так как правильнее: ноги или обувь?

2. И я услышала, что есть тенденция не сохранять запятые при написании адреса — между улицей и номером дома.
Правильно ли это?
Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

1. Лучше: Вытирайте ноги!

2. Это некорректно.

Утро доброе! Помогите, пожалуйста, выяснить: если в тексте речь идет о Царскосельском лицее, но прилагательное далее в тексте отсутствует, следует ли «повышать» существительное? Может быть, так как лицей Пушкина – исторический памятник, следует писать с прописной: Лицей?

Ответ справочной службы русского языка

Орфографическими словарями не предусмотрено написание слова лицей с прописной буквы в значении ‘Царскосельский лицей‘, поэтому корректно написание со строчной.

как правильно писать марки автомобилей — с прописной или строчной, в кавычках или нет

Ответ справочной службы русского языка

Приводим рекомендации из рубрики «Письмовник» нашего портала:

  • Справочники рекомендуют писать названия марок автомобилей в кавычках с прописной буквы: автомобили «Волга», «Вольво», «Ниссан», «Шкода», а названия самих автомобилей как технических изделий – со строчной буквы в кавычках (кроме названий, совпадающих с собственными именами – личными и географическими). Например: «кадиллак», «москвич», «тойота», «ниссан»,  но: «Волга», «Ока» (совпадают с именами собственными, поэтому пишутся с большой буквы). Исключения: «жигули», «мерседес» (совпадают с именами собственными, но пишутся со строчной). Однако на практике различить, в каком случае наименование представляет собой название марки автомобиля, а в каком – наименование технического изделия, часто представляется затруднительным: Всем автомобилям он предпочитает «Тойоту» / «тойоту». В спорных случаях решение о написании с прописной или строчной буквы принимает автор текста.

  • Названия, написанные латиницей, в кавычки не заключаются: автомобили Toyota Yaris, Peugeot 306, Daewoo Matiz, Škoda Fabia, Lada Priora.

  • Неоднословные названия (марка и модель автомобиля), написанные кириллицей, пишутся через дефис, при этом все части наименования пишутся с прописной буквы: «Лада-Приора», «Тойота-Королла», «Рено-Меган», «Ниссан-Теана», «Хёндай-Гетц», «Ниссан-Альмера-Классик», «Сузуки-Гранд-Витара». Но: «Фольксваген-жук» (перекличка с нарицательным существительным).

  • Аббревиатурные названия пишутся без кавычек: ЗИЛ, ВАЗ, КамАЗ.

  • В бытовом употреблении названия средств передвижения пишутся без кавычек, например: Приехал на стареньком москвиче (на роскошном кадиллаке). Без кавычек пишутся также разговорные названия машин с уменьшительно-ласкательными суффиксами, напр.: москвичок, фордик, уазик.

  • Следует ли писать в кавычках названия алтайских праздников, написанных кириллицей? Например, Эл-Ойын или «Эл-Ойын», Чага Байрам или «Чага Байрам»?

    Ответ справочной службы русского языка

    Кавычки не нужны.

    Здравствуйте!
    Встретилась мне в каком-то рассказе фраза «…двое смертников кавказской национальности…». Читать смешно — настолько корявая фраза. Зацепилась, принялась разбираться.
    «Лицо кавказской национальности» — это устойчивое выражение или оно может подвергаться преобразованиям? Грамотно ли оно вообще? Ведь «кавказской национальности» как таковой не существует; на Кавказе проживают представители разных национальностей — армяне, абхазы, адыги и так далее.
    Почему тогда это клише столь беззастенчиво используется в милицейских протоколах, в журналистских материалах? Почему не говорят «лицо карпатской национальности»? :)
    Где правда?

    Ответ справочной службы русского языка

    Словосочетание кавказская национальность, лицо кавказской национальности по сути своей неправильно, поскольку такой национальности действительно не существует. Это выражение активно употребляется как канцелярский штамп, но грамотный редактор, конечно, должен его вычеркивать.

    Здравствуйте, уважаемое Справочное бюро!
    Подскажите, пожалуйста, как правильно писать кириллицей слово «sample»? Семпл или сэмпл? На вопрос №187551 Вы ответили, что «семпл». Я думал, что если произносится твёрдая «с», следовательно, должна быть буква «э», а не «е». Заранее премного Вам благодарен за помощь!

    Ответ справочной службы русского языка

    Правильно: семпл (это слово уже зафиксировано словарями русского языка). Написание Е вовсе не означает, что согласный С произносится мягко. Не в начале корня после букв, передающих твердый согласный, в словах иноязычного происхождения, как правило, пишется буква Е (ср.:  бизнес, бренд, коттедж, партер, стенд, инерция); буква Э пишется только в немногих нарицательных существительных, таких как мэр, мэтр, пленэр, пэр, рэкет, рэп, сэр и некоторых других словах (преимущественно узкоспециальных), их круг определяется орфографическим словарем.

    Скажите, пожалуйста, каким правилом оговорено, что названия компаний, фирм, данные в русском тексте латиницей (Samsung, Sony и т.п.), надо писать без кавычек, а кириллицей («Самсунг», «Сони») — в кавычках?
    Спасибо!

    Ответ справочной службы русского языка

    Такого правила нет. Официально действующим в настоящее время сводом правил русского правописания по-прежнему являются «Правила русской орфографии и пунктуации» 1956 года. В 1956 году правила о написании каких бы то ни было названий, оформленных латиницей, появиться, как Вы понимаете, не могло. Написание оформленных латиницей названий без кавычек  – практика современного русского письма (т. е. так принято, так сложилось), обоснование простое: кавычки выполняют выделительную функцию, а написание латиницей само по себе является выделительным, поэтому пишущие стараются избегать двойного выделения.

    Нужно заключать в кавычки собственное наименование после аббревиатурной организационной формы: ООО «Сименс»?

    Ответ справочной службы русского языка

    Да, условные названия, написанные кириллицей и выступающие в сочетании с родовым словом, заключаются в кавычки: ООО «Сименс».

    Здравствуйте.
    Помогите, пожалуйста. Обыскала весь Ваш справочник, но ответа так и не нашла. Как обращаться со словом «Фотошоп»? Допустимо ли такое написание (кириллицей), писать ли это слово с прописной буквы, склоняется ли оно и нужно ли заключать его в кавычки? Правильно ли словосочетание «уроки Фотошопа», или лучше «уроки по Фотошопу (Уроки Фотошоп)»?
    Очень жду Вашего ответа.

    Ответ справочной службы русского языка

    Это слово может быть написано буквами русского алфавита, может склоняться. Но, конечно, в специальных текстах следует предпочесть написание на языке-источнике. Корректно: уроки «Фотошопа», уроки по «Фотошопу».

    Как правильно пишется словосочетание «Царскосельский лицей»

    Царскосе́льский лице́й

    Царскосе́льский лице́й

    Источник: Орфографический
    академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база
    2020)

    Делаем Карту слов лучше вместе

    Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
    Карту слов. Я отлично
    умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

    Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

    Вопрос: форпост — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

    Ассоциации к слову «лицей»

    Синонимы к слову «царскосельский»

    Синонимы к слову «лицей»

    Предложения со словосочетанием «Царскосельский лицей»

    • Для детей дворян было открыто престижное учебное заведение – Царскосельский лицей.
    • Царскосельский лицей, открывшийся в то время, являлся экспериментальным учебным заведением, выпускники которого сразу могли определяться на государственную службу.
    • Это был своего рода «Царскосельский лицей».
    • (все предложения)

    Цитаты из русской классики со словосочетанием «Царскосельский лицей»

    • В истории русского образования и в жизни двух последних поколений Московский университет и Царскосельский лицей играют значительную роль.
    • (все
      цитаты из русской классики)

    Значение слова «лицей»

    • ЛИЦЕ́Й, -я, м. 1. Привилегированное мужское среднее или высшее учебное заведение в дореволюционной России. (Малый академический словарь, МАС)

      Все значения слова ЛИЦЕЙ

    Отправить комментарий

    Дополнительно

  • Как пишется хэппи энд на английском языке
  • Как пишется хрестоматия или христоматия
  • Как пишется хэппи хэллоуин на английском
  • Как пишется храпит или хропит
  • Как пишется хэппи нью еар на английском