После прочтения очередного произведения перед студентом или школьником наверняка будет поставлена задача описать в виде сочинения или другого вида работы изученный текст с целью дать преподавателю возможность оценить, как было освоено произведение и какие выводы были сделаны.
Определение
Приступая к написанию сочинения, изложения или даже эссе, начинающие «писатели» почти наверняка сталкиваются с одной проблемой. Она заключается в трудности составления изначального плана, по которому будет писаться изложение. Труднее всего разделить заранее текст на определенные пункты с целью систематизации будущего словарного потока. В данном случае на помощь может прийти цитатный план.
Что такое цитатный план? Это план эссе, сочинения и т. д., при составлении которого должны в качестве пунктов использоваться цитаты (выдержки) из прочтенного текста. Имеется в виду, что в качестве заголовков должны использоваться цитаты из произведения, которые по смыслу будут совпадать с тем, что будет писаться под ними.
Чем полезен данный план
Особенностью цитатного плана, выделяющего его среди других методов оформления сочинения, является его уникальная возможность максимального использования полученных при прочтении знаний. Ведь что такое цитатный план? Это не что иное, как заимствование (обдуманное, конечно же) цитат прямиком из текста, что дает человеку, который пишет изложение, возможность применить текст в качестве основной опоры, которая даст толчок к появлению идей по поводу прочитанного. Самой большой трудностью при выборе цитат, которые лягут в основу будущего сочинения, станет проблема нахождения выдержек, наиболее очевидно и точно описывающих заданную тему и ход мыслей. Но при условии внимательного прочтения произведения, будь то поэма, рассказ или стихотворение, человеку не составит труда припомнить цитаты, наиболее глубоко врезавшиеся в сознание, такие, которые позволят дать ему ту самую «точку опоры». Не стоит отчаиваться, если в голову не идут никакие цитаты. В конце концов, книга, электронная или обычная, всегда находится рядом с вами для восполнения недостающих элементов.
Состав
Что такое цитатный план по литературе? Уточняя написанное выше, можно убедиться, что подобный план помогает, наравне с другими методами организации порядка написания сочинения, строго соблюдать установленные нормы, то есть учитывать в изложении такие важные пункты, как введение, основная часть и, конечно же, заключение, куда уж без него.
Для введения будет логично выбрать выдержку, наиболее полностью описывающую происходящие события и наводящую вас на основную мысль произведения.
Цитатой, которая должна описать основную часть, может стать такой краткий отрывок, в котором лежит основная идея или основная проблема произведения, рассматриваемая в нем и позволяющая задать самому себе вопросы, исходят из неё.
В качестве заключительного пункта необходимо использовать цитату, которая бы подводила итог, к примеру, поэмы или рассказа, давала какую-либо оценку. Когда идет речь о заключении, на ум приходит цитата из старой сказки: «И жили они долго и счастливо».
Пример цитатного плана
Для более точного закрепления понимания термина и с целью отсутствия желания еще раз спросить в будущем, что такое цитатный план, рассмотрим метод организации плана на примере повести американского писателя Рэя Брэдбери «Вино из одуванчиков». Предположим, было получено задание подобрать цитаты, наиболее верно описывающее вышеупомянутое произведение и по теме «Развитие персонажей». Не важно, что мы рассматриваем, что такое эссе или что такое цитатный план, пример всегда дает возможность более основательно понять главную концепцию и побыстрее приступить к выполнению поставленной задачи, в данном случае к написанию сочинения. Разделим его на минимальные 3 части: введение, основную часть и заключение. Для введения можно выбрать следующую цитату главного героя: «Что-то должно случиться, — подумал он, — я уж знаю». Действительно, благодаря подобной выдержке можно подметить подготовку автором читателей к тому, что главный герой заранее предчувствовал, что намечаются изменения, которые не обойдут его стороной. В качестве цитаты, подчеркивающей основную идею повести, можно выбрать следующую фразу: «Я ЖИВОЙ!». Для читателя, знакомого с повестью, выбор данной цитаты будет очевидным ввиду её уместности. По ходу описания главный персонаж вносит в данную фразу все больше жизни, понимая её ценность и быстротечность. «И вдруг лето кончилось» — такая цитата была выбрана в качестве заключения. Если пораскинуть мозгами и ознакомиться с повестью, вопрос в правильности выборе вышеупомянутой цитаты отпадет сам собой. Вот что такое цитатный план.
Стихотворение «Дума» по своему жанру является такой же элегией-сатирой, как и «Смерть поэта». Только сатира здесь направлена не на придворное общество, а на основную массу дворянской интеллигенции 30-х годов.
Главная тема стихотворения — это общественное поведение человека. Тема раскрывается в данной здесь Лермонтовым Характеристике поколения 30-х годов. Это поколение, выросшее в условиях мрачной реакции, совсем не то, какое было в 10—20-х годах, не поколение «отцов», т. е. декабристов. Общественно-политическая борьба декабристов рассматривается ими как «ошибка» («Богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов…»). Новое поколение отошло от участия в общественной жизни и углубилось в занятия «бесплодной наукой», его не тревожат вопросы добра и зла; оно проявляет «позорное малодушие перед опасностью», является «презренными рабами перед властью». Этим людям ничего не говорят ни поэзия, ни искусство. Участь их безотрадна:
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдём без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
Такая суровая оценка Лермонтовым своих современников продиктована его общественными взглядами передового поэта. Для него, который ещё юношей заявлял: «Так жизнь скучна, когда боренья нет», особенно неприемлемо безучастное отношение к царящему в жизни злу. Равнодушие к общественной жизни — это духовная смерть человека.
Сурово порицая за это равнодушие, за отход от общественно-политической борьбы своё поколение, Лермонтов как бы зовет его к нравственному обновлению, к пробуждению от духовной спячки. Лермонтов, выступая в роли обвинителя, в этом перекликается с Рылеевым, который с таким же обличением обратился к уклоняющимся от политической борьбы своим современникам в стихотворении «Гражданин».
• Насколько справедлива и точна была характеристика поколения 30-х годов, данная Лермонтовым в «Думе», лучше всего говорят свидетельства глубоко чувствовавших весь ужас своей эпохи его современников — Белинского и Герцена. Белинский писал о «Думе»: «Эти стихи писаны кровью; они вышли из глубины оскорблённого духа. Это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснейшее физической смерти!.. И кто же из людей нового поколения не найдёт в нём разгадки собственного уныния, душевной
апатии, пустоты внутренней и не откликнется на него воплем, своим стоном?» А Герцен говорил об этой эпохе: «Поймут ли, оценят ли грядущие люди весь ужас, всю трагическую сторону нашего существования?.. Поймут ли они… отчего руки не поднимаются на большой труд, отчего в минуту восторга не забываем тоски?»
-
ЦИТА́ТНЫЙ, —ая, —ое. Прил. к цитата; состоящий из цитат. Цитатный материал. Цитатный способ иллюстрации.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х
т. / РАН,
Ин-т лингвистич.
исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.;
Полиграфресурсы,
1999;
(электронная версия): Фундаментальная
электронная
библиотека
-
ЦИТА’ТНЫЙ, ая, ое. Прил. к цитата; состоящий из цитат. Ц. материал.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940);
(электронная версия): Фундаментальная
электронная
библиотека
-
цита́тный
1. связанный, соотносящийся по значению с существительным цитата
Источник: Викисловарь
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова напевно (наречие):
Синонимы к слову «цитатный»
Предложения со словом «цитатный»
- В-третьих, уделите особое внимание отбору цитатного материала, с помощью которого вы сможете без труда подтвердить свои тезисы.
- Правда, эти стихи, в отличие от многих других, действительно являются загадкой, посвящённой русской поэзии XIX века, и потому не применить к ним приёмы цитатного анализа было бы странно.
- Культура, интеллигентность тщательно скрывались или маскировались цитатной шелухой, уходили в подтекст.
- (все предложения)
Понятия, связанные со словом «цитатный»
-
Сдвиг — акустико-фонетическое явление в художественной речи, преимущественно в стихе, родственное омонимии. Сдвиг можно назвать «омонимией словосочетаний»: он возникает в тех случаях, когда в одной звуковой последовательности могут быть распознаны два разных ряда слов (например: ряда слов и ряд ослов), за счет чего происходит «лексическая деформация фразы».
-
Семантический ореол метра — это свойство «культурной памяти» постепенно накапливать представление об образах, мотивах и темах, присущих определенному стихотворному размеру, на основе произведений, в которых он ранее был использован; вереница смысловых ассоциаций, исторически связанных с этим размером. Изучение этого явления и стабилизация обозначающего его термина связаны, прежде всего, с трудами Михаила Гаспарова — монографией «Метр и смысл. Об одном из механизмов культурной памяти», впервые опубликованной…
-
Анжамбема́н, или анжамбма́н (фр. enjambement, от фр. enjamber «перешагивать», «перепрыгивать»), также просто перенос в стихосложении — один из эффектов расхождения между синтаксическим и ритмическим строением стихотворного текста: несовпадение границы стихотворных строк с границей между синтагмами.
-
Текстовая (нарративная) омонимия – сюжетное и формально-поэтическое сходство текстов при значительных отличиях их внутреннего семиотического устройства. Относится к теории нарратива. Термин ввёл Томас Венцлова .
-
Креолизованный текст — текст, фактура которого состоит из двух разнородных частей: вербальной (языковой/речевой) и невербальной (принадлежащей к другим знаковым системам, нежели естественный язык). Примеры креолизованных текстов — тексты рекламы, комиксы, афиши, плакаты.
- (все понятия)
Автор Данила тришкин задал вопрос в разделе Литература
Что такое цитатная характеристика? Люди помогите!!! и получил лучший ответ
Ответ от Mikki[гуру]
Выписываешь цитаты из произведения, которые отражают последовательность мысли, всё. Цитаты- т. е предложения, комбинируй и не пиши лишнее.
Ответ от Magloire Batchi[новичек]
Описания человека, урывками цитат, других героев из романа .(например )
Ответ от Ольга Зельвич[новичек]
описание человека цитатами из текста
Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: Что такое цитатная характеристика? Люди помогите!!!
Характеристика Толстого и Тонкого из произведения А. П. Чехова «Толстый и Тонкий».Заголовок, как вечно, очень точный. Уже из него мы узнаем о первостепенных действующих лицах. Но сразу интересная особенность. Автор не дает героям конкретных имен: данная характеристика (толстый и тонкий) позволяет нам узнать намного больше. В названии заложен смысл произведения. Мы сразу можем представить, что толстый — важный человек, может быть, занимающий высокую пост, а тонкий является мелким чиновником. Тут мы уже видим свойственную Чехову лаконичность. Он сам писал: «Умею коротко изрекать о длинных вещах». Действительно, все коротко, но емко. Добивается он этого с помощью целой системы выразительных средств.Действие начинается внезапно: «На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий». Мы сразу узнаем кто, где и что. Мы видим, что встретились старые знакомые, а по их речи можно понять, что герои были в хороших отношениях. Тонкий запинается от волнения, они дружески приветствуют приятель друга. Читаешь» и чувствуешь благоприятную атмосферу их встречи. Для показа настроения автор использует восклицательные предложения. «Приятели троекратно облобызались и устремили приятель на друга глаза, полные слез. Оба были приятно ошеломлены», — замечает автор.Чехов не описывает наружность, он обращает внимательность на главное: «Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни.. . Тонкий же.. . был навьючен чемоданами, узлами и картонками». Чехов использует метафоры (например, лоснились губы) , сравнения (например, как спелые вишни) , эпитеты и другие художественные средства, а главное, он использует их изящно, с мастерством. Каждое слово, каждая безделица раскрывает образ героев произведения.Действие развивается очень быстро. В результате изменения ситуации неожиданно приходит развязка. Оказывается, что толстый «уже до тайного дослужился». Стоит тонкому узнать это, и дружественная атмосфера вдруг куда-то пропадает. Он запинается теперь ещё чаще, но уже не от радости. Чехов пишет: «Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его покривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, от лица его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился… » А дружественное обращение «милый мой» быстро заменяется на «Ваше превосходительство». Тонкий вдруг стал часто прибавлять «-с», да и прежних восклицаний поубавилось.Толстому более того не понравилось «это чинопочитание». Он бросает: «Ну, полно! Для чего тот самый тон? » А тонкий уже не может по-другому. Чехов продолжает: «На его лице было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило».Картина смешна до абсурда. Когда «приятели» прощались, тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем. Она смешна, но и печальна. Так в форму рассказа Чехов смог вместить большое социально-философское и психологическое содержание. Даже то, что у героев рассказа нет имен, говорит о типичности таких людей. Рассказ А. П. Чехова «Толстый и тонкий» актуален и в данный момент, ведь чинопочитание, преклонение перед должностью (за которой порой личность человека остается незамеченной) часто встречаются и в наши дни.(Не знаю что такое цитатная характеристика)
Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
0
Что такое цитатная характеристика героя, как выбирают для нее цитаты?
3 ответа:
3
0
Когда в школе дают задание охарактеризовать героя, важно подтвердить свои слова текстом, чтобы учитель убедился, что вы действительно знаете произведение, умеете анализировать и делать выводы. Какие цитаты следует выписать для подтверждения своих суждений о персонаже? Обратите внимание на такие, где говорится о том, кто этот человек, из какого сословия или из какой семьи, горожанин или житель сельской местности, указывается его возраст и описывается внешность. Далее важно то, какие жизненные цели у героя и как он их достигает. Ищите цитаты, где он сам характеризует себя и своё отношение к жизни и другим героям произведения, а также такие, в которых его характеризует автор или другие персонажи. Речь героя тоже может много о нём рассказать, о его культуре и образованности.
1
0
Очевидно цитатная характеристика героя прозведения- это набор цитат из это произведения, касающихся данного героя и несущих в себе его описание, охарактеризовывающих его, описывающих его внешность и внутренний мир
0
0
С помощью цитат дается характеристика героя. Из произведения выбираем цитаты, которые конкретного героя характеризуют. Это его внутренний мир, возраст, внешность, характер.С помощью цитат описываем его семью и взгляды, как они менялись со временем. С использованием подобранных цитат показываем, как относится герой к другим персонажам, вообще к жизни.
Читайте также
Право преподавания любого предмета в любом учебном заведении (детское дошкольное учреждение, начальная и средняя школы всех ступеней, средние специальные учебные заведения и, наконец, высшие учебные заведения) имеет только специалист с профильным дипломом. То есть в Вашем конкретном примере епископ имеет право преподавания уроков литературы в школе, если он имеет диплом педагогического колледжа, института или университета по специальности «Русский (или другой) язык и литература. Кроме того, у него не должно быть судимостей. Крайне желательны свидетельства о курсах повышения квалификации не старшее пяти лет. Последнее не обязательно, но от уровня категории зависит заработная плата преподавателя.
Произведения Салтыкова-Щедрина даже сегодня, полтора века спустя, остаются на редкость актуальными. Щедрин обладал необычайным даром — высмеивать вечные человеческие пороки, такие как лень, глупость, чинопочитание, праздность и т.д., а фоном, на котором разворачивается действие, оказывается современная (для писателя) или вымышленная действительность.
Поскольку за прошедшее время характер русского человека особо не изменился, произведения Щедрина воспринимаются читателем очень остро. Герои его историй — обычные люди, винтики в существующей системе, системе несовершенной и порочной, действующей тлетворно и разлагающе, поскольку недостатки, которые есть в каждом человеке, не без влияния этой системы перерождаются в пороки.
В какой-то момент герои Щедрина, такие как, например, Дикий помещик или Иудушка Головлев, абсолютно дегуманизируются, превращаясь в жалкое подобие самих себя и более не имеют даже отдаленного сходства с человеком.
__
Щедрина считают наиболее актуальным, на мой взгляд, потому что в его творчестве заложена главная идея человечества — мир невозможен без нравственности и без любви, а лицемеры и глупцы — одна из болезней общества, с которой не нужно мириться.
Поэма «Пугачёв» справедливо названа драматической, поскольку в ней, как и в любой другой драме, раскрывается конфликт между героями произведения- Пугачёвым с одной стороны и сумевшими посеять раздоры в армии Пугачёва после поражений в сражениях Твороговым и предателем Кряминым- с другой. Характер персонажей драмы раскрывается через их поступки. Именно они- Творогов и Крямин, организуют заговор выдать Пугачёва правительственным войскам. Посеянная Твороговым смута среди последовавших за Пугачёвым людей порождает панику в войсках, в результате чего вместе с Пугачёвым гибнет и вся его армия.
господин Преображенский, описанный в произведении Булгакова «Собачье сердце», мировое светило, просившее такую броню, чтобы была всем броням броня, имел в своем распоряжении семь комнат, но добавлял, что не мешало бы ему еще иметь и восьмую, так как книги некуда складывать
Есть очень хороший сайт, где очень кратко пересказывают содержание произведения. Список авторов и произведений велик. Так «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова сокращен до пятнадцати минут чтения. А что касается «Княжны Мери», то это фильм снятый по этому произведению.
«Герой нашего времени»
http://briefly.ru/lermontov/geroj_nashego_vremeni/
«Княжна Мери»
https://my-hit.org/film/9822/
Цитатная характеристика — это что такое?
Цитатная характеристика – это описание внешности, происхождения, образования и черт характера того или иного персонажа при помощи цитат из произведения. Цитатная характеристика дает возможность наиболее точно описать героя.
Чтобы составить хорошую характеристику, нужно выбрать из произведения только те отрывки, которые наиболее точно описывают персонажа.
Оценка: 4 ( 31 голос)
- 1. Составить цитатную характеристику
- 2. Характеристика
- 3. Что такое афоризм, определение
- 4. Что такое цитатная характеристика?
- 5. Цитатная характеристика Фамусова и Чацкого
- 6. Цитатная характеристика героев Гроза, описание, таблица цитатами
- 7. Цитатная характеристика “На дне”
Знаете ответ?
Предметы
- Литература
Новые вопросы
Рейтинг сайта
- 1. буба ACDC 481
- 2. Надя Боровая 373
- 3. Agata Vladimirovna 198
- 4. Марина Кулешова 185
- 5. Александра Щебетина 182
- 6. Игорь Проскуренко 165
- 7. Регина Чистова 125
- 8. Милена Габидуллина 111
- 9. Елизавета Кузнецова 95
- 10. Alina 90
- 1. Игорь Проскуренко 24,996
- 2. Кристина Волосочева 19,120
- 3. Ekaterina 18,721
- 4. Юлия Бронникова 18,580
- 5. Darth Vader 17,856
- 6. Алина Сайбель 16,787
- 7. Мария Николаевна 15,775
- 8. Лариса Самодурова 15,735
- 9. Liza 15,165
- 10. TorkMen 14,876
Самые активные участники недели:
- 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:
- 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.
Вы знаете, что такое цитатный план по литературе? Всем известно, что без плана очень сложно что-либо сделать, а в частности – составить пересказ или написать сочинение. Планов существует множество.
В этой статье речь пойдёт об одной из разновидностей этого «семейства» — цитатном плане.
Что такое цитатный план и чем он отличается от обычного
План составляют для того, чтобы вкратце отразить последовательность действий в произведении. В обычном плане составителю приходится самостоятельно придумывать названия пунктов.
У цитатного же имеется несколько особенностей:
-
Во-первых, нет необходимости самому формулировать и подбирать слова.
-
Во-вторых, цитаты можно использовать в сочинении. Это поднимет оценку на более высокий уровень и поможет развитию образной речи.
Как составить цитатный план по литературе
Если в классе задают подготовить пересказ какого-нибудь рассказа или сказки, то делать надо вот что:
-
Для составления цитатного плана, так же как и для обычного, необходимо сначала прочитать само произведение.
-
Далее – мысленно разбить текст на смысловые части, каждая из которых повествует об одном из действий, происходящих в книге.
-
Теперь в каждой части найти предложение, в котором отражена её основная мысль.
-
Записать их дословно и по порядку, не забывая пронумеровать.
Если нет опыта в составлении цитатного плана произведения, то для облегчения работы можно составить таблицу, где в первом столбце прописать все пункты традиционным способом, а во втором – соответствующую каждому пункту цитату.
Грамотный человек всегда помнит о недопустимости ошибок в сочинении и значит не забудет:
-
что по правилам русского языка нужно заключать каждую цитату в кавычки;
-
если цитата начинается не с начала предложения, то перед первым словом ставится многоточие, а начинаться оно будет со строчной буквы;
-
в том случае, когда в качестве цитаты берётся целое предложение, то в начале пишется заглавная буква и в конце ставится точка перед кавычками;
-
пропущенные слова заменяются многоточием.
Пример готового цитатного плана
В качестве образца можно использовать план, составленный по произведению П. П. Бажова «Хозяйка медной горы»:
-
«Глядит молодой, а перед ним на горке руды… женщина какая-то сидит».
-
«Была не была, сделаю, как она велела».
-
«…приковали Степана на … цепь…».
-
«Ну, … пойдём смотреть моё приданое».
-
«…я человек рабочий, простой».
-
«Не иначе… Степан душу нечистой силе продал».
-
«Сперва вольную пиши, потом стараться буду…».
-
«Что ему, коли … сама Хозяйка ему пособляла».
-
«… Степан на волю вышел, а в Гумешках после того все богатство ровно пропало».
-
«А он … на руднике у высокого камня мертвый лежит…».
Как написать характеристику героев
Групповая характеристика героев.
1. Вступление (место героев в произведении).
2. Основная часть. Характеристика героев как определенного социального типа.
2.1. Внешний облик.
2.2.Социальное и материальное положение героев;
2.3. Мировоззрение, круг умственных интересов героев:
• профессия, занятия;
• цель в жизни;
• уровень развития.
2.4. Мир чувств героев:
• отношения с окружающими людьми;
• внутренние переживания, чувства, эмоции героев.
2.5. Какие черты личности выявляются в произведении:
• с помощью портрета;
• в речевой характеристике героев;
• через поступки героев;
• с помощью предыстории и биографии героев;
• через окружающую обстановку;
• через характеристику других действующих лиц;
• в авторской характеристике.
3. Заключение. Зачем созданы данные образы, какие вопросы, проблемы они помогают решать в произведении.
Индивидуальная характеристика героя.
1. Вступление (место героя в произведении).
2. Основная часть. Характеристика героя как определенного социального типа.
2.1. Внешний облик.
2.2.Социальное и материальное положение героя;
2.3. Мировоззрение, круг умственных интересов героя:
• профессия, занятия героя;
• цель в жизни;
• уровень развития героя.
2.4. Мир чувств героя:
• отношения с окружающими людьми;
• внутренние переживания, чувства, эмоции героя.
2.5. Какие черты личности выявляются в произведении:
• с помощью портрета;
• в речевой характеристике героя;
• через поступки героя / героев;
• с помощью предыстории и биографии героя;
• через окружающую обстановку;
• через характеристику других действующих лиц;
• в авторской характеристике.
3. Заключение. Зачем создан данный образ, какие вопросы, проблемы он помогает решать в произведении.
Сопоставительная характеристика героев.
1. Какие герои сопоставляются, почему сравниваются именно они.
2. Что общего между героями:
• в умственном отношении (интеллект, образование, взгляды на мир и человека, цель в жизни);
• в эмоциональном (духовном) развитии (их отношение к людям, качества их характера: доброта, общительность, мстительность, завистливость, целеустремленность, избалованность и т.д.);
• в социальном (материальном, профессиональном) плане;
• в отношении с окружающими людьми.
3. Что отличает двух героев.
4. Для чего автор сопоставляет этих героев.
5. Отношение автора к героям.
6. Ваше отношение к данным персонажам.
Сравнительная характеристика героев.
1. Какие герои сравниваются, почему сравниваются именно они.
2. Что общего между героями:
• в умственном отношении (интеллект, образование, взгляды на мир и человека, цель в жизни);
• в эмоциональном (духовном) развитии (их отношение к людям, качества их характера: доброта, общительность, мстительность, завистливость, целеустремленность, избалованность и т.д.);
• в социальном (материальном, профессиональном) плане;
• в отношении с окружающими людьми.
3. Что отличает двух героев.
4. Для чего автор сравнивает этих героев.
5. Отношение автора к героям.
6. Ваше отношение к данным персонажам.
Содержание
- Характеристика образа персонажа (план сочинения)
- Групповая характеристика героев
- Индивидуальная характеристика героя
- Сопоставительная характеристика героев.
- Как написать сочинение-характеристику литературного героя (Анализ стихотворения, стиха)
- Характеристика образа персонажа, описание персонажей, цитатные образы для сочинений
- Характеристика героев «Собачьего сердца»
- Золушка — характеристика литературного героя (персонажа)
- Дубровский — характеристика литературного героя
- Калашников Степан Парамонович поэма (1838)
- Лиза — характеристика литературного героя (персонажа)
- Петр Первый — характеристика литературного героя
- Плюшкин — характеристика литературного героя
Характеристика образа персонажа (план сочинения)
Групповая характеристика героев
- Вступление (место героев в произведении).
- Основная часть. Характеристика героев как определенного социального типа.
- Социальное и материальное положение героев;
- Мировоззрение, круг умственных интересов героев:
- профессия, занятия;
- цель в жизни;
- уровень развития.
- Мир чувств героев:
- отношения с окружающими людьми;
- внутренние переживания, чувства, эмоции героев.
- Какие черты личности выявляются в произведении:
- с помощью портрета;
- в речевой характеристике героев;
- через поступки героев;
- с помощью предыстории и биографии героев;
- через окружающую обстановку;
- через характеристику других действующих лиц;
- в авторской характеристике.
- Заключение. Зачем созданы данные образы, какие вопросы, проблемы они помогают решать в произведении.
Смотрите, как пишется характеристика Гринева в повести «Капитанская дочка»
Индивидуальная характеристика героя
- Вступление (место героя в произведении).
- Основная часть. Характеристика героя как определенного социального типа.
- Внешний облик.
- Социальное и материальное положение героя;
- Мировоззрение, круг умственных интересов героя:
- профессия, занятия героя;
- цель в жизни;
- уровень развития героя.
- Мир чувств героя:
- отношения с окружающими людьми;
- внутренние переживания, чувства, эмоции героя.
- Какие черты личности выявляются в произведении:
- с помощью портрета;
- в речевой характеристике героя;
- через поступки героя / героев;
- с помощью предыстории и биографии героя;
- через окружающую обстановку;
- через характеристику других действующих лиц;
- в авторской характеристике.
- Заключение. Зачем создан данный образ, какие вопросы, проблемы он помогает решать в произведении.
Сопоставительная характеристика героев.
- Какие герои сопоставляются, почему сравниваются именно они.
- Что общего между героями:
- в умственном отношении (интеллект, образование, взгляды на мир и человека, цель в жизни);
- в эмоциональном (духовном) развитии (их отношение к людям, качества их характера: доброта, общительность, мстительность, завистливость, целеустремленность, избалованность и т.д.);
- в социальном (материальном, профессиональном) плане;
- в отношении с окружающими людьми.
- Что отличает двух героев.
- Для чего автор сопоставляет этих героев.
- Отношение автора к героям.
- Ваше отношение к данным персонажам.
Как написать сочинение-характеристику литературного героя (Анализ стихотворения, стиха)
Характер – это совокупность всех психических, духовных свойств человека, проявляющихся в его действиях и поступках.
Характер героя выражается не только в прямой авторской характеристике, он проявляется в высказываниях героя, в его поведении, в отношении к окружающим, в образе жизни, в обстановке, которая его окружает, в событиях, какие с ним происходят, в его манерах, внешности, речи и т. д. Дать характеристику героя в сочинении – это значит рассмотреть поступки и поведение героя в различных обстоятельствах, показать его внутренний мир.
Примерный план характеристики героя
- Вступление. Место героя в произведении.
- Главная часть. Характеристика героя.
- Возраст героя, его социальное и материальное положение.
- Внешний облик.
- Занятия героя, его интересы, склонности, привычки.
- Поведение и поступки героя.
- Как герой относится к окружающим.
- Как относятся окружающие к герою.
- В чем особенности его внутренних переживаний.
- Речевая характеристика героя.
- Авторское отношение к персонажу.
- Какие черты личности героя выявляются в произведении.
- Заключение. Ваше отношение к герою.
Характеристика образа персонажа, описание персонажей, цитатные образы для сочинений
Характеристика героев «Собачьего сердца»
Тематика произведения
В свое время вызвала много толков сатирическая повесть М. Булгакова. В «Собачьем сердце» герои произведения яркие и запоминающиеся; сюжет — фантастика вперемешку с реальностью и подтекст, в котором открыто читается резкая критика Советской власти. Поэтому сочинение было очень популярным в 60‑е годы среди диссидентов, а в 90‑е, после официальной публикации его и вовсе признали пророческим.
Тема трагедии русского народа хорошо просматривается в этом произведении, в «Собачьем сердце» главные герои вступают в непримиримый конфликт между собой и никогда не поймут друг-друга. И, хотя в этом противостоянии победили пролетарии, Булгаков в романе раскрывает нам всю сущность революционеров и их тип нового человека в лице Шарикова, подводя к мысли, что ничего хорошего они не создадут и не сделают.
Главных персонажей «Собачьего сердца» всего три, а повествование в основном ведется из дневника Борменталя и через монолог пса.
Характеристика главных героев
Шариков
Персонаж, появившийся в результате операции из дворняги Шарика. Пересадка гипофиза и половых желез пьяницы и дебошира Клима Чугункина превратила милую и дружелюбную собаку в Полиграфа Полиграфыча, дармоеда и хулигана.
Шариков воплощает в себе все негативные черты нового общества: плюет на пол, бросает окурки, не умеет пользоваться уборной и постоянно матерится. Но даже не это самое страшное — Шариков быстро научился писать доносы и нашел призвание в убийстве своих извечных врагов, котов. И пока он расправляется только с котами, автор ясно дает понять, что точно также он поступит с людьми, которые станут на его пути.
Это низменная сила народа и угрозу всему обществу Булгаков увидел в грубости и недалекости, с которой решает вопросы новая революционная власть.
Профессор Преображенский
Экспериментатор, использующий новаторские разработки в решении проблемы омоложения путем пересадки органов. Он известный мировой ученый, уважаемый всеми хирург, «говорящая» фамилия которого дает ему право экспериментировать с природой.
Привык жить на широкую ногу — прислуга, дом из семи комнат, шикарные обеды. Его больные — бывшие дворяне и высшие революционные чины, покровительствующие ему.
Преображенский солидный, успешный и уверенный в себе человек. Профессор — противник любого террора и Советской власти, называет их «пустобрехами и бездельниками». Считает ласку единственным способом общения с живым существами и отрицает новую власть именно за радикальные методы и насилие. Его мнение: если людей приучить к культуре — тогда исчезнет разруха.
Операция по омоложению дала неожиданный результат — пес превратился в человека. Но человек вышел совершенно никудышный, не поддающийся воспитанию и впитывающий в себя самое плохое. Филипп Филиппович делает вывод, что природа — это не поле для экспериментов и он зря вмешался в ее законы.
Доктор Борменталь
Иван Арнольдович целиком и полностью предан своему учителю. В свое время Преображенский принял живое участие в судьбе полуголодного студента — зачислил на кафедру, а затем взял к себе ассистентом.
Молодой доктор всячески пытался культурно развивать Шарикова, а затем и вовсе переехал к профессору, так как справляться с новым человеком становилось все сложнее.
Апофеозом стал донос, который Шариков написал на профессора. В кульминационный момент, когда Шариков достал револьвер и готов был пустить его в ход, именно Броменталь проявил твердость и жесткость, в то время как Преображенский колебался, не решаясь убить свое творение.
Положительная характеристика героев «Собачьего сердца» подчеркивает, насколько для автора важны честь и собственное достоинство. Булгаков во многих чертах обоих докторов описал себя и врачей-родственников и во многом поступил бы так же, как они.
Швондер
Новоизбранный председатель домкома, ненавидящий профессора, как классового врага. Это схематический герой, без глубоких рассуждений.
Швондер полностью преклоняется перед новой революционной властью и ее законами, а в Шарикове видит не человека, а новую полезную единицу общества — он может покупать учебники и журналы, участвовать в собраниях.
Ш. можно назвать идейным наставником Шарикова, он рассказывает ему о правах в квартире Преображенского и учит писать доносы. Председатель домкома из-за своей недалекости и необразованности всегда тушуется и пасует в разговорах с профессором, но от этого ненавидит его еще больше.
Другие герои
Список персонажей повести был бы не полон без двух помощниц по хозяйству — Зины и Дарьи Петровны. Они признают превосходство профессора, и, как и Борменталь, всецело преданы ему и согласны пойти на преступление ради любимого хозяина. Они доказали это в момент повторной операции по превращению Шарикова в собаку, когда были на стороне докторов и точно выполняли все их указания.
Вы познакомились с характеристикой героев «Собачьего сердца» Булгакова, фантастической сатиры, предвосхитившей крах Советской власти сразу после ее появления — автор еще в 1925 году показал всю сущность тех революционеров и на что они способны.
Золушка — характеристика литературного героя (персонажа)
ЗОЛУШКА (фр. Cinderella) — героиня сказки Ш.Перро «Золушка» (1697). «Добрая, приветливая, милая» — так характеризует автор свою героиню. Это действительно один из самых тонких и обаятельных образов среди сказочных героинь. Золушка скромна, трудолюбива, покладиста, доброжелательна. Дочь почтенного и знатного человека, Золушка, притесняемая злой мачехой, живет в собственном доме на правах служанки, выполняя, причем совершенно безропотно, всю черную домашнюю работу. Она чистит котлы и кастрюли, моет лестницы; ухаживает за сводными сестрами, которые платят ей черной неблагодарностью, спит на чердаке под самой крышей, на колючей соломенной подстилке, и молча сносит все обиды, не решаясь даже пожаловаться отцу. Золушкой ее прозвали за вечно перепачканное золой платье.
Сказка есть сказка, и Золушка попадает на бал. Ей помогает ее крестная — фея. Золушка настолько прекрасна, что принц именно ее выделяет из всех присутствующих дам, да и гости тоже очарованы незнакомкой. И вот тут бы Золушка отомстить своим сестрам и мачехе, сделать им что-нибудь неприятное, но она, наоборот, «разыскала их, сказала каждой несколько приятных слов, угостила апельсинами и лимонами, которые поднес ей сам принц». Выйдя же за принца замуж, Золушка сразу же простила сестрам все обиды, потому что, как пишет Перро, «она была не только хороша собой, но и добра».
Образ Золушки покорил многих художников. Свою версию истории Золушки создали немецкие сказочники братья Гримм (1814). Итальянский композитор Д. Россини написал на этот сюжет лирико-комическую оперу (1817), а С.С. Прокофьев — одноименный балет (1944). Отечественный фильм «Золушка» (1947) с Я. Жеймо в главной роли (по пьесе и сценарию Е.Л. Шварца) признан классикой детского кинематографа.
Дубровский — характеристика литературного героя
Дубровский— герой романа А.С. Пушкина «Дубровский» (1832–1833). (В черновиках: Андрей Зубровский, Островский.) Владимир Андреевич Д. — офицер, сын родовитого, но обедневшего помещика. После потери родового имения Д. из мщения и ненависти поджигает усадьбу, уходит со своими крестьянами в лес и становится разбойником. Полюбив дочь виновника всех несчастий Троекурова — Марию Кириловну, Д. под видом французского учителя Дефоржа проникает в дом своего врага. Д. демонстрирует незаурядную храбрость и решительность: оказавшись в клетке с голодным медведем (одна из шуток Троекурова), хладнокровно приставив к уху зверя пистолет, убивает его, чем покоряет сердце Марии Кириловны. Но бежать с Д. Маша соглашается, только когда ей грозит брак со старым князем Верейским. В результате случайности (которая в произведениях Пушкина всегда полна значения) герой опаздывает освободить невесту до венца. Д. со своей шайкой нападает на карету, в которой возвращаются из церкви обвенчанные Маша и князь. Маша отказывается от помощи Д.
В последней главе Д. распускает шайку и уезжает за границу. Традиция, заложенная В.Г. Белинским, представлять Д. как социального героя, атамана разбойников или борца с несправедливостью обнаруживает противоречие с логикой развития самого образа и действий Д. в сюжете. Кажущаяся незавершенность внешнего сюжета исчерпывается завершенностью судьбы Д. На это указывают ряд современных исследователей, ссылаясь по аналогии на «незавершенность» «Евгения Онегина». Шайка крестьян, грабящих усадьбы и богатых путников, не является для Д. органической средой. Среди них он остается офицером и барином, умеющим командовать. На «ряженость» Д. обращает внимание читателя Пушкин. В черновике он зачеркивает слово «преобразился» и заменяет его словом «переоделся». «Д. до конца остается контурным изображением, не обретая плотности и осязаемости конкретной фигуры» (Н. Петрунина). Кн. Верейский насмешливо называет Д. именем мелодраматического героя — Ринальдино.
В пушкинском повествовании романтический образ разбойника последовательно снижен. Д. не грабит учителя-француза, а, войдя в его положение и уговорив продать свои документы, прощается с ним с пожеланиями, чтобы в Париже француз застал свою матушку в добром здравии. На станцию, где случай свел француза и Д., последний приезжает и уезжает в коляске. Его поведение и облик столь обыденны и не устрашающи, что, когда смотритель, узнавший Д., по его отъезде сообщает жене, кто был их гость, та восклицает: «Бога ты не боишься, Сидорыч. Зачем ты не сказал мне того прежде, я бы хоть взглянула на Д., а теперь жди, чтобы он опять завернул. Бессовестный ты, право, бессовестный!» Образ Д. имел несколько прототипов. Нащокин рассказал Пушкину о помещике Островском, «который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить, сначала подьячих, потом и других. Пушкин знал о деле нижегородского помещика (фамилия та же, что у героя), у которого в 1802 г. незаконно было отнято имение его родственника. И.Л. Андроников указывает на ряд других возможных прототипов. Типичность ситуации несправедливой потери имения позволила Пушкину включить в текст романа подробный документ на нескольких страницах — решение суда об отнятии у отца Д. имения в пользу Троекурова. Честолюбие, пылкий нрав, унаследованные от предшествующего поколения, импульсивность, граничащая с самодурством, толкают Д. на безрассудные поступки, которые оборачиваются преступлением. Удел молодого Д. — каторга или вынужденная эмиграция. Пушкина интересовал не мелодраматический герой-разбойник, а судьба русского дворянина, ставшего жертвой несправедливости.
Пушкинский герой и сюжет были воплощены в некогда популярной, а ныне забытой опере Э.Ф. Направника (1895), в которой главную партию исполняли многие знаменитые тенора: от Л.В. Собинова до С.Я. Лемешева. В экранизации романа (1936) роль Д. играл Б.Н. Ливанов.
Калашников Степан Парамонович поэма (1838)
Калашников Степан Парамонович — купец, хранитель родовых устоев и чести семьи. Имя «Калашников» заимствовано из песни о Мастрюке Темрюковиче (в вариантах, записанных П. В. Киреевским, упоминаются дети Кулашниковы, братья Калашнички, Калашниковы). Фабула, возможно, навеяна рассказом о чиновнике Мясоеде-Вислом, жена которого была обесчещена опричниками («История государства Российского» Н. М. Карамзина).
Частная жизнь К. отчетлива и размеренна; в ней все заранее определено. Постоянство жизненного уклада отражает устойчивость психологии. Всякое изменение внешнего быта означает катастрофу, воспринимается как несчастье и горе, предвещает беду. Недаром, придя «в свой высокий дом», К. «дивится»: «Не встречает его молода жена, / Не накрыт дубовый стол белой скатертью, / А свеча перед образом еле теплится».
И хотя социальные различия уже проникли в сознание (К. бросает упрек жене: «Уж гуляла ты, пировала ты, / Чай, с сынками всё боярскими!..», а Иван Грозный спрашивает К.: «Или с ног тебя сбил на кулачном бою/ На Москве-реке сын купеческий?»); общий порядок и родовые отношения еще господствуют. К., как глава семьи, в ответе и за же жену, и за малых детушек, и за братьев. Он обязан вступиться за честь жены, за личную честь и честь семьи. Ему послушны и братья. Соблазняя жену Кирибеевич наносит оскорбление не просто частному яйцу, купцу К., а всему христианскому люду, потому что К. — носитель-семейных, родовых устоев, существующего общественного устройства. Именно защита народных, патриархально-родовых принципов жизни делает эпическим героем, придает его обиде общенациональный масштаб, а решимость К. отомстить обидчику предстает как общенародный протест, освященный санкцией народного мнения.
Поэтому и бой происходит на виду всей Москвы, всего честного народа. Эмоциональным выражением смертельного поединка, его бескомпромиссности, заранее предопределенного исхода и вместе с тем высоты нравственной идеи, защищаемой К., служит торжественное описание столицы перед боем («Над Москвой великой, златоглавою…»). Самому поединку также придано символическое значение. Ритуал традиционного кулачного боя — от приготовления к нему до окончания — чрезвычайно важен в контексте художественного смысла «Песни…». Потешный кулачный бой, где мерились силой удалые храбрецы, превращен в идейное противостояние старого уклада с разрушающим его своеволием. Форма поединка, узаконенная народным обычаем, где сила честно сражается с силой, основана на справедливом законе: «Кто побьет кого, того царь наградит, / А кто будет побит, тому Бог простит!» Перед боем К. обращается ко всему православному миру: «Поклонился прежде царю грозному, / После белому Кремлю да святым церквам, / А потом всему народу русскому».
Однако общенародное дело, за которое К, готов биться, принимает форму личного протеста. К. не идет к царю, блюстителю порядка и традиций, чтобы добиться справедливости, а берет на себя личную ответственность. Человек уже не доверяет царской власти, а в известной мере противопоставляет себя ей, не видя в царе гаранта народных обычаев и христианского закона. Больше того: защищая прежние устои, К. одновременно совершает преступление, ибо превращает потешный бой в мщение. Мотивы, движущие К., — высоки, но поступок его ставит К. вне чтимого им родового закона. Чтобы защитить вековые обычаи, личность должна нарушить их.
В К. воплощен образ героя-мстителя, борющегося за справедливость, причем — и это характерно для Лермонтова — именно личность берет на себя право отстаивать народную правду. Углубление народного, демократического начала связано с преодолением канона байронической поэмы: героем-мстителем избран «простой» человек. Современная проблематика погружена в историю, а история воссоздается с позиций настоящего. Чувствуя актуальность «Песни…», ее сюжет сопоставляли с реальными событиями тех лет: с семейной трагедией Пушкина и историей увоза гусаром жены московского купца.
Лиза — характеристика литературного героя (персонажа)
Лиза — героиня повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» (1792). Сюжет повести прост. Бедная крестьянская девушка Л. встречает молодого дворянина Эраста. Уставший от света, он влюбляется в непосредственную, невинную девушку любовью брата. Однако вскоре платоническая любовь переходит в чувственную. Между тем Эраст уходит на войну. «Нет, он и в самом деле был в армии, но вместо того, чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл почти все свое имение». Чтобы поправить дела, Эраст женится на богатой вдове. Узнав об этом, Л. топится в пруду.
Карамзин использует весьма распространенный сюжет европейской мещанской драмы, пересадив его на русскую почву. При этом писатель идет на определенный риск — читающее общество могло не принять его героев с их «заблудшими сердцами». Слишком сложными для неподготовленного читателя оказываются характеры Л. и Эраста при всей их условности. Ни одного из героев нельзя с уверенностью назвать положительным или отрицательным персонажем. Особая роль принадлежит повествователю, чей образ также был в новинку для литературы конца XVIII века. Красота прямого общения удивительно воздействовала на читателя, создавая между ним и автором неразрывную эмоциональную связь, перерастающую в подмену вымысла былью.
С «Бедной Лизой» русская читающая публика получила один важный подарок — первое в России место литературного паломничества. Незадолго до написания повести Карамзин возвращается из путешествия по Европе, где посещает многие памятные литературные места. Испытав на себе, какой эмоциональный заряд таит в себе эффект соприсутствия, молодой литератор точно указывает место действия своей повести — окрестности Симонова монастыря. Даже сам Карамзин не предполагал, какое воздействие окажут на читателя его нововведения. Практически сразу «Бедная Лиза» стала восприниматься читателями как рассказ о подлинных событиях. Многочисленные паломники устремились к скромному водоему у монастырских стен.
Реальное название пруда было забыто — отныне он стал Лизиным прудом. На стволах деревьев любопытные посетители писали слова сострадания к бедной девушке и признательности к сочинителю повести. Например, на одном из деревьев было вырезано: «В струях сих бедная скончала Лиза дни, // Коль ты чувствителен, прохожий, вздохни!» Встречались и иронические надписи: «Погибла здесь, в пруду, Эрастова невеста. // Топитесь, девушки, в воде довольно места…» Собственно, с «Бедной Лизы» началась новая в русской литературе эпоха, отныне главной мерой всего становится человек чувствительный. Это и обусловило невероятный читательский интерес. «Карамзин первый на Руси начал писать повести, которые заинтересовали общество…» — отмечал В.Г. Белинский. Подобная заинтересованность значительно расширила круг читающей публики и возвысила самосознание российского читателя до европейского уровня. Со временем популярность произведения значительно снизилась: русский читатель «перерос» этап чувственных рыданий. Однако образ Л. прочно закрепился в русской литературной традиции. В дальнейшем мотивы этого образа будут встречаться у Е.А. Баратынского, А.А. Дельвига, А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского.
Бедная Лиза — страдалица, святая, жертва социального неравенства, грешница. Образ героини постепенно перестал принадлежать писателю, сделавшись частью литературной традиции, превратившись в национальный культурный миф.
Петр Первый — характеристика литературного героя
1) герой романа Д.С. Мережковского «Петр и Алексей» (1904–1905), заключительной части исторической трилогии «Христос и Антихрист», где на примере трех отдаленных во времени исторических эпох изображается борьба христианства и язычества. Трилогия создавалась в течение почти целого десятилетия, и внутренняя ее концепция менялась. В первом романе — «Отверженный» (позднее печатался под заглавием «Смерть богов (Юлиан Отступник)») — Мережковский обращается к эпохе императора Юлиана (IV век), пытавшегося возродить язычество и уничтожить победившее его христианство.
В период создания романа Мережковский увлекался антихристианскими идеями Ф.Ницше, под влиянием которого возрождение язычества предстает как торжество «веселия жизни», земных радостей над бесплодным христианским аскетизмом. Вторая часть трилогии — роман «Воскресшие боги (Леонардо да Винчи)» — была обращена к эпохе Возрождения, когда происходит новое открытие античности, и статуи языческих богов снова воскресают уже как произведения искусства. В этом романе противостоящие друг другу языческие и христианские идеалы рассматриваются как две равноправные, но непримиримые правды. Отсюда двойственность, которую приобретают все начинания Леонардо в изображении Мережковского. В третьей части трилогии, романе «Петр и Алексей», тема противостояния христианства и язычества не является главной, она возникает в начале романа, в описании открытия статуи Венеры, которую по инициативе Петра устанавливают в Летнем саду.
Главная антитеза романа стала заглавием всей трилогии: Христос и Антихрист. О направлении, в котором эволюционировал первоначальный замысел, Мережковский писал: «Когда я начинал трилогию «Христос и Антихрист», мне казалось, что существуют две правды: христианство — правда о небе и язычество — правда о земле, и в будущем соединение этих двух правд — полнота религиозной истины. Но, кончая, я уже знал, что соединение Христа с Антихристом — кощунственная ложь; я знал, что обе правды — о небе и о земле — уже соединены во Христе Иисусе…» П. в изображении Мережковского предстает как носитель антинациональных государственных устремлений, направляющих Россию по внутренне чуждому ей пути. Бюрократическое государство, которое создает он самыми варварскими методами, с его «противоестественной» столицей, строится на костях людей. Это дьявольское наваждение, о котором пророчествует царевна Марфа Алексеевна: «Петербургу быть пусту». П. не только распутник, пьяница и сквернослов, но и гонитель русской церкви, убийца стрельцов, участвовавший в пытках собственного сына.
Изображая П., Мережковский, вслед за раскольниками, наделяет его чертами апокалиптического антихриста. Истинными носителями христианских идей выступают в романе раскольники-старообрядцы, ощущающие деятельность П. как глубоко враждебную, мечтающие посадить на русский трон царевича Алексея и возродить с его помощью исконные русские обычаи, вернув столицу в Москву. П. противостоит царевич Алексей, к которому как к последней надежде тянутся все защитники самобытности, не принимающие петровских реформ, и которому явно симпатизирует простой люд. В конфликте П. и Алексея симпатии Мережковского на стороне пусть слабого и безвольного, но все-таки гораздо более человечного Алексея. В сцене убийства сына П. слышны отзвуки евангельского мифа о сыне, приносимом Богом-отцом в жертву миру. Поступки П. приобретают тем самым некоторое оправдание. В более поздней публицистике Мережковский высоко оценивал значение петровских реформ. В статье «Теперь или никогда» (1905) он называл «религиозным подвигом» П. то, что он «согласился принять на себя страшную тень Зверя, тень Антихриста». Роман насыщен множеством достоверных исторических и бытовых подробностей. Но, несмотря на это, П. в изображении Мережковского скорее схема, наделенная некоторыми авторскими мыслями, чем живой исторический характер русского царя. В 1920 году на материале романа Мережковский написал пьесу «Царевич Алексей», которая в режиссуре и оформлении А.Н.Бенуа шла на сцене Большого Драматического Театра в Петрограде. Роль царевича Алексея играл Н.Ф.Монахов.
2) Герой нескольких произведений А.Н. Толстого: рассказа «День Петра» (1918), пьесы «На дыбе» (1929, 2‑я ред. под назв. «Петр I» — 1934, 3‑я ред.— 1938), исторического романа «Петр Первый» (1‑я кн.— 1929–1930, 2‑я — 1933–1934, 3‑я, неоконч.,— 1944–1945), а также киносценария (1937–1939, в соавторстве с режиссером В.М. Петровым). Образ П. в про «ведениях Толстого получил разные истолкования, обусловленные как временем их написания, так и жанровыми особенностями, различными для героев эпического сюжета и драматической фабулы. Тем не менее общая тенденция в трактовке личности Петра оставалась неизменной. Она складывалась у писателя под влиянием исторических сочинений С.М. Соловьева («Публичные чтения о Петре Великом», 1872, и другие работы) с их образом «народного царя», призванного осуществить великое дело преобразования России, олицетворяющего собой идею сильной самодержавной власти, понимаемой как явление внесословное и надклассовое.
Толстому безусловно близок пушкинский образ Петра, героя Полтавы, воздвигшего «в гражданстве северной державы < …> огромный памятник себе». В изображении Толстого П. не имеет ничего общего с «царем-антихристом», каким его показал Мережковский. А вот враги дела Петрова — явные слуги антихриста, творящие «черные мессы», страшащиеся рассвета Руси. В пьесе «На дыбе» П. показан как личность исключительная и трагическая. Это, по выражению Б.В. Алперса, Гулливер, попавший в страну лилипутов. Он — единственный носитель преобразующей воли, обреченный на одиночество, окруженный предательством и изменой.
Пока П. силен, все ему подвластно. Буквально по мановению руки воздвигается город и создается флот. Но только силы оставляют П., и все восстает против него. В финале умирающий император видит, как буря разбивает в щепы построенный им флот, а хлынувшее море затопляет воздвигнутый им град. В романе Толстого, хронология которого охватывает период с 1682 по 1704 г., от смерти царя Федора Алексеевича и венчания на царство Ивана и Петра до взятия Нарвы, образ П. приобрел большую историческую объективность, хотя и лишился трагической составляющей героя пьесы. П. сталкивается с оппозицией, подавляет мятежи, сражается с ордами неприятелей, но его исторический выигрыш предопределен.
Первым театральным воплощением пьесы «На дыбе» стал спектакль МХАТа Второго (1930), в котором роль П. исполнял В.В. Готовцев. В постановке третьей редакции пьесы на сцене Ленинградского театра драмы им. Пушкина П. играл Н.К. Черкасов (1938). Самое значительное актерское воплощение этого образа принадлежит Н.К. Симонову, сыгравшему роль П. в фильме В.М. Петрова (1937–1939).
Плюшкин — характеристика литературного героя
Плюшкин — персонаж поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» (перв. том 1842, под ценз, назв. «Похождения Чичикова, или Мертвые души»; втор, том 1842–1845).
Литературные источники образа П.— образы скупцов у Плавта, Ж.-Б.Мольера, Шейлок У.Шекспира, Гобсек О.Бальзака, Барон А.С.Пушкина, также, очевидно, князь Рамирский из романа Д.Н.Бегичева «Семейство Холмских», Мель-мот-старший из романа Ч.Р.Метьюрина «Мельмот-скиталец», барон Балдуин Фюрен-гоф из романа И.И.Лажечникова «Последний новик». Жизненным прототипом образа П., вероятно, явился историк М.М.Погодин. Гоголь начал писать главу о П. в подмосковном доме Погодина, славившегося своей скупостью; дом Погодина был окружен садом, послужившим прообразом сада П. (Ср. воспоминания А.Фета: «в кабинете Погодина < …> невообразимый хаос.
Тут всевозможные старинные книги лежали грудами на полу < …>, не говоря о сотнях рукописей с начатыми работами, места которых, равно как и ассигнаций, запрятанных по разным книгам, знал только Погодин».) Предшественник П. у Гоголя — образ Петромихали («Портрет»). Фамилия П.— парадоксальная метафора, в которой заложено самоотрицание: плюшка — символ довольства, радостного пиршества, веселого избытка — противопоставлена угрюмому, дряхлому, бесчувственному, безрадостному существованию П. Образ заплесневелого сухаря, оставшегося от кулича, привезенного дочерью П., тождествен метафорическому смыслу его фамилии. Портрет П. создается с помощью гиперболических деталей: П. предстает бесполым существом, скорее бабой («Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак…»), Чичиков принимает П. за ключницу, так как на поясе у П. ключи, и он бранит мужика «довольно поносными словами»; «маленькие глазки еще не потухли и бегали < …> как мыши»; «один подбородок только выступал очень далеко вперед, так, что он должен был всякий раз закрывать его платком, чтобы не заплевать». На засаленном и замасленном халате «вместо двух болталось четыре полы» (характерное для Гоголя комическое удвоение); спина, запачканная мукой, «с большой прорехою пониже».
Образ-фикция (прореха, дырка) становится нарицательным обозначением общечеловеческого типа скупца: П.— «прореха на человечестве». Предметный мир вокруг П. свидетельствует о гнилости, тлении, умирании, упадке. Хозяйственность Коробочки и практическая расчетливость Собакевича у П. превращается в противоположность — «в гниль и прореху» («клади и стоги обращались в чистый навоз, мука < …> в камень; сукна и холсты — в пыль). В хозяйстве П. по-прежнему сохраняется грандиозный размах: громадные кладовые, амбары, сушили с холстами, сукнами, овчинами, сушеной рыбой, овощами.
Однако хлеб гниет в кладовых, зеленая плесень покрывает ограды и ворота, бревенчатая мостовая ходит, «как фортепьянные клавиши», кругом ветхие крестьянские избы, где «многие крыши сквозят, как решето», две сельские церкви опустели. Дом П.— аналог средневекового замка скупца из готического романа («Каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок…»); в нем сплошь щели, все окна, кроме двух «подслеповатых», за которыми обитает П., забиты. Символ «богатырской» скупости П., стяжательства, доведенного до крайнего предела,— замбк-исполин в железной петле на главных воротах дома П. Образ сада П., по которому прошелся резец природы, сделав его прекрасным садом, контрастирует с образом «дряхлого замка» (адом) и является прообразом обращения П.— мысли Гоголя воскресить П. из мертвых в 3‑м томе поэмы, намекая на «райский сад».
С другой стороны, в описании сада П. имеются метафоры с элементами реального портрета П. («густая щетина» «седого чапыж-ника»), а «запущенный участок сада выступает как своеобразная эмблема человека, оставившего без ухода свое «душевное хозяйство», по выражению Гоголя» (Е.Смирнова). Углубление сада, «зиявшее, как темная пасть», также напоминает об аде для тех, у кого душа заживо умирает, что происходит с П. Из рачительного, образцового хозяина, у которого размеренным ходом «двигались мельницы, валяльни, работали суконные фабрики, столярные станки, прядильни», П. трансформируется в паука.
Сначала П.— «трудолюбивый паук», хлопотливо бегающий «по всем концам своей хозяйственной паутины», он славится хлебосольством и мудростью, миловидными дочками и сыном, разбитным мальчишкой, целующимся со всеми подряд. (Ср. с Ноздревым; символически Ноздрев — сын П., пускающий его богатства по ветру.) После смерти жены старшая дочь убегает со штаб-ротмистром — П. посылает ей проклятие; сыну, ставшему военным и нарушившему волю отца, П. отказывает в средствах и тоже проклинает; покупщики, не в силах торговаться с П., перестают покупать у него товар. «Паучья» сущность П. эволюционирует. Вещи П. ветшают, время останавливается, в комнатах П. застывает вечный хаос: «Казалось, как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель.
На одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину». Опред- меченная метонимия образа П., отделившаяся от него, как душа от мертвого тела,— поношенный колпак на столе. Предметы сжимаются, усыхают, желтеют: лимон «ростом не более лесного ореха», два пера, «высохшие, как в чахотке», «зубочистка, совершенно пожелтевшая, которою хозяин, может быть, ковырял в зубах своих еще до нашествия на Москву французов».
Пыльная куча в углу, куда П. тащит всякую дрянь: найденную щепку, старую подошву, железный гвоздь, глиняный черепок, краденое у зазевавшейся бабы ведро — символизирует полную деградацию всего человеческого» Шв. В противоположность пушкинскому Барону П. изображен не в окружении груды червонцев, а на фоне тления, уничтожившего его богатства. «Скупость П.— это как бы обратная сторона его отпадения от людей…» (Е.Смирнова). Умственные способности П. тоже приходят в упадок, сводятся к подозрительности, ничтожной мелочности: дворовых он считает ворами и мошенниками; составляя список «мертвых душ» на четвертке листка, сокрушается, что нельзя отделить еще осьмушку, «лепя скупо строка на строку». В восторге от глупости Чичикова, П. вспоминает о гостеприимстве и предлагает Чичикову графинчик ликерчика «в пыли, как в фуфайке» и сухарь из кулича, с которого прежде приказывает соскоблить плесень и снести крохи в курятник. Бюро П., куда он погребает деньги Чичикова, символизирует гроб, где в глубине косной материи похоронена его душа, духовное сокровище, умершее от стяжательства (ср. евангельскую притчу о таланте, зарытом в землю).