Как пишется детско родительские

Когда в семье появляется ребенок, отношения между мужем и женой переживают удивительные трансформации. Теперь они становятся папой и мамой, на которых ложится огромная ответственность за крошечное существо. Каким вырастет их ребенок, будет ли он успешен и благополучен в жизни — подобными вопросами задается каждый родитель. Между тем, именно от родителей и того, какие детско-родительские отношения были выстроены, зависит то, как сложатся у малыша отношения с внешним миром.

Детская психология такова, что маленькие дети берут за эталон поведение взрослых, окружающих его. Первыми примерами для подражания становятся родители. И дети, психология взаимоотношений которых только начинает формироваться, во всем стараются подражать взрослым. Это проявляется в ролевых играх детей и в отношениях детей со сверстниками. Поэтому крайне важно показать своим сыновьям и дочерям правильные отношения между папой и мамой, которые и станут отправной точкой для того, чтобы подросший ребенок смог в полной мере реализовать себя в жизни.

Наиглавнейший принцип, который должен видеть ребенок, это проявление искренней любви и заботы друг о друге. Малыш, который изо дня в день будет наблюдать трепетные и добрые отношения мамы с папой, будет счастлив и сам. Более того, модель проявлений нежности и любви будет в дальнейшем применяться и малышом. Поэтому и детско-родительские отношения должны базироваться на любви.

Ребенок, который ощущает себя любимым своими родителями, меньше подвержен депрессии, он не пребывает в стрессовом состоянии в случае грозящей ему опасности. Он уверен в том, что мама и папа спасут его, помогут преодолеть все трудности. Ребенок начинает и сам чувствовать себя уверенно. А ведь уверенный в своих силах малыш способен на многое.

Кроме того, детско-родительские отношения в семье должны учить заботе друг о друге и взаимному уважению. Заботе о других надо приучать с самого юного возраста, тогда, повзрослев, сын или дочь не станут эгоистичными потребителями, которых родители смогли только приучить к избалованности и способности требовать всяческих благ, не даря ничего взамен. Приученный к заботливому отношению к другим, ребенок сможет в полной мере реализовать себя впоследствии как любящий заботливый муж, отец, жена или мать. Ошибочно мнение, что мальчику не нужны проявления нежности, потому что он – будущий мужчина. В этом корень всех будущих проблем взрослого человека, который будет не в состоянии выражать свои чувства и привязанности, страдая от этого сам и причиняя дополнительные страдания своим вторым половинкам.

Взаимное уважение должно также неотъемлемо входить в детско-родительские отношения, так как оно способствует полноценному и всестороннему развитию личности малыша. Подавляя его волю и желания, не объясняя причин отказа малышу в его просьбах, родители рискуют в дальнейшем вырастить неуверенного человека, которому будет трудно адаптироваться к внешней жизни, который будет чувствовать себя ненужным и несчастным. Прежде чем отказать малышу в какой-либо, на первый взгляд, абсолютно неприемлемой просьбе, задумайтесь, отчего возникло такое желание. Возможно, малыш сможет привести веские доводы и разумно обосновать свою просьбу.

Отношения между детьми и родителями – проблема извечная. Не всегда отцам или матерям удается понять своих детей, равно как и дети не способны оценить ситуацию глазами своих родителей. Однако, приучая к уважению чужого мнения и вниманию к близким, взаимопонимание между родителями и детьми, все же, может быть достигнуто.

Родители! Не стесняйтесь всячески проявлять свою любовь как друг к другу, так и в отношениях с собственными детьми. Малыш, любимый папой и мамой, в ответ испытывающий трепетные чувства к своим самым близким и дорогим людям, гораздо более чаще вырастает личностью, которая не испытает проблем с адаптацией в мире вне семьи.

Детско-родительские отношения — «система межличностных установок, ориентаций, ожиданий в вертикальном направлении по возрастной лестнице: снизу вверх (диада „ребенок — родители“) и сверху вниз (диада „родители — ребёнок“), определяемых совместной деятельностью и общением между членами семейной группы»[1]

Общие сведения[править | править код]

Детско-родительские отношения являются уникальным источником для создания дальнейшей модели поведения ребёнка в обществе. Первый опыт общения играет важную роль в дальнейшем жизненном пути ребёнка.[2]

Проблема детско-родительских отношений изучается с давних пор, и многие психологи посвятили свои работы данному вопросу. Отношение родителей к детям с течением времени неоднократно менялось под влиянием различных факторов: политические, социальные и экономические.[2]

В настоящее время особенно важно изучать данный феномен, так как обществу необходимо создать благоприятную психологическую среду для развития детей. Важнейшую роль в создании данных условий играет семья ребёнка.

Структура детско-родительских отношений[править | править код]

Детско-родительские отношения, как и другие взаимоотношения между людьми имеют свои особенности и структуру. Несмотря на то, что установление контакта с ребёнком является прямой задачей родителя, для более продуктивного и эмоционально сближенного общения важна вовлеченность обеих сторон. То есть обратная связь от ребёнка также необходима, как и «первый шаг» со стороны родителя. На отстраненность ребёнка от взаимодействия с родителем может влиять его темперамент и первоначальная позиция родителя.
Родительская позиция, согласно А. С. Спиваковской — это «реальная направленность, в основе которой лежит сознательная или бессознательная оценка ребёнка, выражающаяся в способах и формах взаимодействия с детьми. Родительская позиция представляет собой систему родительского эмоционального отношения к ребёнку, стиля общения с ним и способов поведения с ним».[3]

Контроль со стороны родителей, однако, необходим. Поддержание дисциплины у ребёнка является важной задачей родителя, но необходимо соблюдать границу между контролем, приносящим пользу и контролем, нарушающим психику ребёнка.[3]

Так, например, в детстве необходимо контролировать ребёнка в вопросах гигиены, в выполнении домашних заданий, в соблюдении правил поведения. Помимо контроля, ребёнок непременно должен чувствовать родительскую любовь к себе и родителей друг к другу, в дальнейшем это будет иметь важное значение для создания ребёнком собственной семьи. Общение внутри семьи является одной из ключевых потребностей ребёнка. Его отсутствие может влиять не только на нарушение психического здоровья, но также имеет серьёзное влияние и на физическом уровне.

Проведены исследования, при которых отмечается, что ребёнок, лишенный постоянного контакта и эмоциональной близости с родителем подвержен проблемам со здоровьем (плохо развивается, не растет, худеет и теряет общий интерес к жизни). (см. депривация) Также отмечается, что возникающие конфликты лучше всего решать путем коммуникативных методовв, которые помогут установить уважение и доверительные отношения внутри семьи.[4]

Следует обратить внимание на то, что безусловная родительская любовь не является врожденным чувством, оно приходит непосредственно после рождения ребёнка или вовсе не проявляется. Таким образом, согласно Карабановой О. А..[3] можно выделить различные типы отношения к ребёнку:

  • Безусловное эмоциональное принятие (любовь к ребёнку при любых обстоятельствах)
  • Условное эмоциональное принятие (любовь к ребёнку, в случае если он добивается некоторых достижений или выполняет определённые условия, чтобы заслужить родительскую любовь)
  • Амбивалентное эмоциональное отношение к ребёнку (сочетание любви и отвержения);
  • Индифферентное отношение (полное равнодушие, холодное отношение, отсутствие сопереживания);
  • Скрытое эмоциональное отвержение (непринятие ребёнка, игнорирование).
  • Открытое эмоциональное отвержение.

Стили воспитания[править | править код]

Воспитание ребёнка в семье может определяться такими факторами, как традиционность родительских взглядов, семейное положение родителей, социально-экономическое положение семьи, возраст и опыт родителей. Таким образом, можно выделить различные стили воспитания детей. Свои классификации стилей воспитания предлагали многие психологи. Так, например, Г. Крайг в своей работе[5] привел следующие стили воспитания, которые основывались на уровне контроля со стороны родителей и уровне теплоты по отношению к детям:

  • Авторитарный — такой стиль воспитания содержит в себе жесткий контроль и холодное отношение со стороны родителей. Авторитарный стиль не предполагает установления контакта с ребёнком, все правила должны четко исполняться, просьбы родителей имеют черты приказа.
  • Авторитетный — данный стиль характеризуется умеренным контролем и теплым отношением к детям. Родителями поощряется развитие самостоятельности, выстраиваются конструктивные отношения с детьми. Основное свойство авторитетного стиля — установление диалога с ребёнком. Все принятые решения, наказания и правила непременно обсуждаются с детьми.
  • Либеральный — для данного стиля характерны отсутствие контроля и повышенное теплое отношение к ребёнку. Родители всегда открыты для общения, детям предоставляется полная свобода и проявляется безусловная любовь.
  • Индифферентный — данный стиль является некой противоположностью авторитетного стиля воспитания и имеет негативное влияние на развитие личности ребёнка. Выделяются отсутствие контроля и холодное отношение к ребёнку. Родители не проявляют никакого интереса к своему ребёнку и закрыты для общения.

Данные стили воспитания не являются исключительными, зачастую родители применяют и комбинируют их в зависимости от обстоятельств. Также у родителей могут различаться стили воспитания, в связи этим стили взаимодополняют друг друга, либо противоречат друг другу, что в свою очередь препятствует воспитательной работе.

Структура родительства[править | править код]

Стиль воспитания ребёнка напрямую зависит от структуры мотивации родительства. Данная структура определяется уровнем ценности ребёнка в семье. В зависимости от этого выделяется три типа семей по различности уровня ценности ребёнка:

  1. Первый тип — высокая ценность ребёнка. Целенаправленная деятельность родителей, осознанная и спланированная беременность. Детей в семье мало, как правило, один.
  2. Второй тип — низкая ценность ребёнка. Рождение ребёнка — стечение обстоятельств. Беременность случайная, детей в семье, как правило, много.
  3. Третий тип — дети в данных семьях ценятся по причине наличия привилегий в связи с рождением ребёнка. Самоутверждение родителей и признание в обществе — главные мотивы рождения ребёнка в семье.

Особенности детско-родительских отношений на разных возрастных этапах[править | править код]

Детско-родительские отношения являются необходимой подсистемой отношений семьи как целостной системы. Детско-родительские отношения можно рассматривать как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребёнка и родителя отношения.[6]

В детско-родительских отношениях важно уделять должное внимание как физиологическим, так и психологическим потребностям ребёнка в каждом периоде.

Главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребности ребёнка — потребности в социальном контакте(М. И. Лисина), базового доверия к миру (Э. Эриксон) и теория привязанности (Дж. Боулби, М. Эйнсворт) в младенчестве.[6]

Ребёнку необходимо чувствовать безопасность окружающего мира и роль родителя на данном периоде чрезвычайно велика, так как свои потребности ребёнок не может удовлетворять в силу своей беспомощности. Ребёнку необходимо активное взаимодействие со значимым взрослым, должна быть сформирована привязанность к взрослому, так как в данном случае родитель является единственным источником удовлетворения потребностей. Если же привязанность не будет сформирована до 12 месяцев, то психическое развитие ребёнка нарушается.[3]

Формирование предметно-орудийной компетентности является особенностью детско-родительских отношений в раннем возрасте.[6] На данном возрастном этапе предметы становятся для ребёнка не просто объектом, а вещью, имеющей определённое назначение и определённый способ употребления. Ребёнок изучает истинное назначение предметов, способы овладения и роль взрослого заключается в наставничестве, сотрудничестве, помощи в затруднительных ситуациях.

В дошкольном возрасте родители развивают социальную компетентность ребёнка. Родитель выступает в качестве проводника в социальный мир, играет с ребёнком, учит правилам совместной игры. Также на данном возрастом этапе родитель занимается подготовкой ребёнка к школе, общение может иметь ситуативно-деловой характер. Все это готовит ребёнка к вступлению в новую для него социальную среду.

Сотрудничество и поддержка в освоении системы научных понятий и осуществлении самостоятельной учебной деятельности является особенностью детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте.
В подростковом и юношеском возрасте детско-родительские отношения определяются созданием родителями условий для развития автономии и самосознания ребёнка.[6]

Методики[править | править код]

Существует множество методик для диагностики детско-родительских отношений:

  1. «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) — Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис [1]
  2. «Опросник родительского отношения» (ОРО) — А. Я. Варга, В. В. Столин [2] Архивная копия от 2 декабря 2018 на Wayback Machine
  3. «Методика PARI» (parental attitude research instrument) — Е. С. Шефер и Р. К. Белл. (В нашей стране адаптирована кандидатом психологических наук Т. В. Нещерет.) [3] Архивная копия от 11 декабря 2018 на Wayback Machine
  4. Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (И. М. Марковская)[4] Архивная копия от 17 декабря 2018 на Wayback Machine
  5. «Поведение родителей и отношение подростков к ним» Е. Шафер (ПОР — Подростки о родителях)[5]
  6. Шкала общения родителя с ребёнком А. И. Баркан.
  7. «Стратегии семейного воспитания»[6] Архивная копия от 10 ноября 2018 на Wayback Machine
  8. «Методика идентификации детей с родителями» опросник А. И. Зарова

Примечания[править | править код]

  1. Иванова Н. В. Формирование социального пространства отношений ребёнка в дошкольном образовательном — Череповец: ЧГУ, 2002. — 150с
  2. 1 2 Кон И. С. Психология ранней юности//Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Петровского. М., 1979.
  3. 1 2 3 4 Карабанова О. А. Психология семейных отношений: Учебное пособие. — Самара: Издательство СИОКПП, 2001. — 122 с.
  4. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребёнком. Как? — Москва: АСТ, 2014. — 238с.
  5. Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2000
  6. 1 2 3 4 Карабанова О. А.. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. — М.: Гардарики,2005. — 320 с.. 2005

Литература[править | править код]

  1. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребёнком. Как? — Москва: АСТ, 2014. — 238с.
  2. Иванова Н. В. Формирование социального пространства отношений ребёнка в дошкольном образовательном — Череповец: ЧГУ, 2002. — 150с.
  3. Карабанова О. А. Психология семейных отношений: Учебное пособие. — Самара: Издательство СИОКПП, 2001. — 122 с.
  4. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. — М.: Гардарики,2005. — 320 с.
  5. Кон И. С. Психология ранней юности // Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Петровского. — М., 1979.
  6. Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2000.

См. также[править | править код]

  • Воспитание
  • Психология развития
  • Патологизирующие роли
  • Трансакционный анализ

Ссылки[править | править код]

  1. Методики диагностики детско-родительских отношений Архивная копия от 11 декабря 2018 на Wayback Machine
  2. Карабанова О. А. — «Возрастная психология. Конспект лекций» Архивная копия от 18 декабря 2018 на Wayback Machine

Неоспорим тот факт, что одним из элементов социальной среды, в которой формируется, развивается и социализируется личность, является семья. В семье каждый ее член “занимает определенное место, участвует в выполнении определенных функций, своей деятельностью удовлетворяет потребности других, поддерживает приемлемый уровень межличностных взаимодействий” (С.В.Березин). Нарушения внутрисемейных отношений по литературным данным создают неблагоприятный фон для эмоционального развития ребенка, что может стать источником возникновения характерологических нарушений и поведенческих расстройств (в том числе, наркомании).

Семьи, для которых характерны наиболее глубокие дефекты социализации, вольно или невольно, провоцируют детей на раннее употребление психоактивных веществ и совершение правонарушений (4, стр. 69-70).

С точки зрения социологии, семья и родительское воспитание могут оказывать как прямое, так и косвенное воздействие. Прежде чем рассматривать эти нарушения, следует ввести понятие гармоничных родительских отношений с ребёнком.Семья с гармоничными внутрисемейными отношениями имеет высокую устойчивость к влиянию асоциальных уличных подростковых компаний, в которых формируется девиантное поведение.

Опираясь на практический опыт педагогов, психологов и психотерапевтов, можно утверждать, что гармоничные родительские отношения устанавливаются, если:

· родители тепло и нежно относятся к своему ребенку, эмоционально принимают его;

· родители понимают возрастные особенности подростка и знают, как поддержать его в трудной ситуации;

· родители авторитетны для подростка, серьезно воспринимают его интересы и живут с ним в атмосфере сотрудничества.

В дисфункциональной семье роли, правила, потребности семьи искажены. В дисфункциональных семьях это могут быть роли: бунтовщик, жертва, козёл отпущения (семьи, матери, отца), герой, маленький родитель, неуспевающий ученик, святая, клоун, носитель проблем и др.

Роли избираются не случайно, часто не по желанию, а в соответствии с потребностью семьи. Главная потребность семейной системы — самосохранение, сбалансированное существование. Стремление сохранять порядок, статус кво. Что бы было так, как было.

Дисфункциональные семьи страдают и плохо функционируют не потому, что там собрались плохие люди, а потому, что там используются плохие правила.

Правила определяют все стороны семейной жизни. В каждом правиле содержится 3 аспекта: отношение (дом должен содержаться в чистоте и порядке), поведение (посуда у нас моется тотчас после обеда) и коммуникации (если посуда не моется, то отец или мать может сделать выговор).

Признаки дисфункциональной семьи:

1. Отрицание проблем и поддержание иллюзий.

2. Вакуум интимности

3. Замороженность правил и ролей

4. Конфликтность во взаимоотношениях

5. Недифференцированность «я» каждого члена («Если мама сердится, то сердятся все»)

6. Границы личности либо смешаны, либо наглухо разделены невидимой стеной

7. Все скрывают секрет семьи и поддерживают фасад псевдоблагополучия

8. Склонность к полярности чувств и суждений

9. Закрытость системы

10. Абсолютизирование воли, контроля.

Воспитание в дисфункциональной семье подчиняется определенным правилам. Вот некоторые из них: взрослые — хозяева ребенка; лишь взрослые определяют, что правильно, что неправильно; родители держат эмоциональную дистанцию; воля ребенка, расцениваемая как упрямство, должна быть сломлена и как можно скорее.

Что бы выжить чувствовать себя в безопасности, ребёнок до подросткового возраста верит, что родители хорошие, все правила и предписания родителей заглатывают без критики. Ничто не могло бы разубедить его в том, что родители хорошие. В таких семьях правят 3 правила:

· Не говори;

· Не чувствуй;

· Не доверяй.

Дети научаются защищать себя в подобных семьях с помощью встроенных механизмов защиты (защита Эго). Дети подавляют свои чувства, отрицают то, что происходит, проецируют гнев и ненависть на предметы и друзей. Создают иллюзию любви и привязанности. Дети идеализируют и минимизируют, затуманивают свои чувства и сознание. И, в конце концов, могут вообще ничего не чувствовать. Эти же механизмы защиты интенсивно работают у взрослых зависимых и созависимых лиц (48, С.90-95).

Отношения родителей и детей с годами складываются в определённые варианты, независимо от того, осознаются они или нет. Такие варианты начинают существовать как реальности отношений, причём их можно представить в определённой структуре – последовательных стадиях развития.

· Типичные варианты отношений возникают постепенно. Родители видят не процесс развития отношений, не их последовательность и логику, а как им кажется, внезапный, необъяснимый, удивительный случай, недавно возникшую тревожную конфликтную ситуацию. Однако, конфликт в отношении родителей и детей редко возникает случайно и внезапно. Сама природа позаботилась о взаимной привязанности детей и родителей, выдав им своеобразный аванс в чувстве любви, потребности в друг друге. Джон Боулби считает, что определённые фиксированные образцы действий, поведения, такие, как улыбки и пристальные взгляды, увеличивают силу взаимного притяжения детей и родителей, подобно тому, как реакции утят привлекают к ним утку. Эти сигналы вызывают у родителей стремление позаботится о ребёнке.

В работах Г. С. Абрамовой, А. С. Спиваковской, А. И. Баркан и многих других отечественных психологов и психотерапевтов выделяются следующие сходные стили воспитания детей:

1. потворствующая гиперпроекция (кумир семьи);

2. гиперопёка (явная и скрытая);

3. гипоопёка (явная и скрытая);

4. безнадзорность;

5. явное эмоциональное отвержение (воспитание по типу «Золушки»);

6. спартанский тип воспитания («ежовые рукавицы»);

7. воспитание по типу повышенной моральной ответственности;

8. воспитание по типу «кронпринца»;

9. противоречивое воспитание;

10. смена образцов воспитания.

1. Потворствующая гиперпротекция (кумир семьи). Такой тип воспитания преобладает в семье где один ребёнок. Ребёнок для родителей свет в окошке, они любуются им, восхищаются. Он становится центром внимания, ему приписываются все мыслимые и немыслимые достоинства и достижения. Мать видит в своём ребёнке гения и требует от окружающих признания его исключительности. Нередко семью сопровождают конфликты с социальным окружением, т.к. окружающие не желают конфликты восторгаться «кумиром». Ребёнок растёт в нездоровой, неестественной атмосфере, которую воспринимают как «норму», вследствие чего становится дезадаптивным к условиям социальной действительности. Чрезмерное восхищение влечёт вседозволенность и недоразвитие морально – нравственных норм и ценностей, что не может не сказаться на поведенческих реакциях ребёнка. Дети вырастают капризными, своевольными, беспринципиальными, равнодушными к жизни других людей, особенно родителей.

2. Гиперопёка. Гиперопёка бывает явная и скрытая. Проявляется в изоляции ребёнка от жизненной действительности, создания комфортных условий, пресечение стремления к самостоятельности, решительности, ответственности. Нередко у ребёнка возникает чувство вины за эти стремления, которое укрепляется поведением родителей. Из гиперопекаемых детей вырастают инфантильные взрослые, неспособные отстаивать свои жизненные позиции – конформные люди. Как следствие гиперопёки у этих людей может возникать склонность к алкоголизму, социальной и жизненной пассивности. Причины гиперопёки:

· Стремление и желание подавить потребности ребёнка расти, экспериментировать. Вследствие этого у ребёнка формируется жажда независимости и самостоятельности. Часто родители для удовлетворения собственных стремлений и потребностей;

· Ильная враждебность по отношению к ребёнку, которое вызывает чувство вины у родителей. Чувство вины вытесняется из сознания, что порождает стремление к гиперопёки. Подсознательно существующая мысль о том, что враждебное чувство может вызвать что – либо ужасное с ребёнком, заставляет родителей постоянно жестко контролировать состояние, место нахождения и поступки ребёнка.

Гиперопекающие родители, как правило, тревожные и властные, испытывающие страх одиночества, изживают его чрезмерной заботой о ребёнке. Ему внушается, что чувство безопасности возможно только в присутствии матери. Это блокирует нарастающую в дошкольном возрасте потребность в общении с другими взрослыми и сверстниками. Ребёнок не в состоянии принимать быстрые и связанные с риском решения, особенно в новой ситуации общения.

3. Гипоопёка. Бывает явной и скрытой. Эмоциональные контакты и привязано между детьми и родителями ослаблены. Ребёнок часто не чувствует себя членом семьи родителей. При таких отношениях не происходит активного развития эмоциональной сферы ребёнка и социальных навыков. Родители, выбирающие такой стиль воспитания, либо очень молоды и ещё не ощущают себя в роли родителей, либо сами эмоционально заторможены и холодны. Гипоопекаемые дети считают себя недостойными любви родителей, стараются заслужить её различными социально одобряемыми способами, а когда это им не удаётся впадают в другую крайность и совершают асоциальные поступки. Родители больше думают о питании и одежде детей, чем об их интеллектуальном и эмоциональном развитии, потому что сами не развиты, или, наоборот, чрезмерно озабочены только собственным развитием и удовлетворением собственных потребностей.

4. Безнадзорность. Крайний вариант гиперопеки. Встречается редко, особенно среди людей интеллектуально не развитых.

5. Эмоциональное отвержение (воспитание по типу «золушки»). Может быть явным и скрытым. Ребёнка не любят и постоянно ему это демонстрируют, на сей счёт у него никаких иллюзий. Оценка родителями ребёнка крайне предвзятая и необъективная. Достоинства ребёнка полностью игнорируются, недостатки подчёркиваются и довольно жестоко высмеиваются и наказываются. Обычно ребёнка противопоставляют брату или сестре, к которому родители испытывают привязанность и симпатию. Соперничество между детьми поощряется родителями. Ребёнок постоянно испытывает ревность к более любимым детям, которую не может скрыть, за что подвергается наказаниям. Реагирует ребёнок на отвержение оп разному: замыкается, уходит в мир фантазий и мечтаний о сказочном разрешении собственных проблем, пытается вызвать к себе жалость, угождает родителям, старается обратить на себя внимание (иногда хорошей учёбой). Такое отношение к ребёнку со стороны родителей, особенно матери, может обернуться равнодушием или враждебностью. В отношениях с братьями и сёстрами нет места теплоте и близости из-за ревности, и ребёнок страдает от невозможности близких отношений с родными. Если ему не удаётся привязаться к положительно настроенному человеку, ребёнок может вырасти эмоционально холодным, мстительным, жестоким. Своим отношением родители закладывают в ребёнке комплекс неполноценности, который не даёт ему успешно учится и самореализовываться.

6. Жестокое отношение. При таком типе воспитания у родителей сформировано неверное представление о потребностях и нуждах ребёнка. Им кажется, что повышенная строгость и требовательность приучают ребёнка к порядку, воспитывают силу воли и характера. Ребёнок вырастает запуганным и забитым, постоянно ожидающим расправы, не умеющим реагировать на ласку и боящимся его. Очень много проблем установлении межличностных коммуникаций, иногда — немотивированная жестокость, и почти всегда – неуважение к личности другого человека, так как выросший в неуважении не научен уважать. Привыкший подчинятся, однажды ребёнок решается на бунт, и тогда нивелируется все авторитеты, ценности и законы, что может привести ребёнка в асоциальную среду.

7. Повышенная моральная ответственность. Характерна для отцов и властных матерей. В семье царит атмосфера суровости и сухости, излишней строгости. Родители безмерно правильны, ответственны. Отношение к ребёнку, как к чужому взрослому. Постоянная оценка и наблюдение за правильностью отдельных действий и поведения в целом. При таком взгляде на ребёнка оценочное суждения родителей, как правило, предвзяты, именно это не позволяет раскрыться индивидуальным особенностям ребёнка. Наказания при таком типе не физические, а при помощи морального и эмоционального давления. Наиболее распространены различного рода угрожающие и порицающие взгляды, которых ребёнок боится больше, чем физического наказания. Такого ребёнка легко распознать внешне: он избегает прямых взглядов, не смотрит в глаза, сутулится, постоянно чем – то занят что бы обратить на себя внимание родителей..

8. Вещизм (воспитание по типу «кронпринца»). С самого рождения ребёнка окружает мир вещей со всех сторон. В такой семье ценятся больше вещи, чем люди с их индивидуальными способностями. Ребёнок привыкает общаться только с вещами, поэтому у него возникает страх перед межличностным взаимодействием как со взрослыми, так и со сверстниками. Родители не поощряют эмоциональной привязанности к ним со стороны ребёнка, они больше озабочены приобретением новых вещей и сохранением уже имеющихся, чем развитием интеллекта и нравственности ребёнка. Ребёнок больше привязан к вещам, игрушкам, чем к родителям. Тем не менее, ребёнок чувствует себя одиноким и стремится найти близкого человека. Если ему не удаётся это сделать, он становится циничным и равнодушным к людям.

9. Противоречивое отношение. Распространено в семьях, где живёт несколько поколений. Каждый взрослый, воспитывающий ребёнка, придерживается собственного стиля воспитания, требуя от ребёнка взаимоисключающих форм поведения.

10. Смена образцов воспитания. Обычно происходит при кардинальных изменениях в семье. В каждом конкретном случае имеет свои причины и рассматривается индивидуально (52, стр. 45 -67).

Воспитание в дисфункциональной семье формирует те психологические особенности, которые составляют почву созависимости. Рассматривать созависимость только как ответную реакцию на стресс в семье в виде химической зависимости у одного из членов было бы неверно. Стресс выступает как триггер, пусковой механизм, чтобы имевшаяся почва пришла в движение. Необходимо отметить, что конкретной социально-психологической формой ор­ганизации жизнедеятельности семьи является структура ролей в ней. Кроме поведения, в понятие «роль» включа­ются также желания и цели, убеждения и чувства, социальные установки, ценности и действия, которые ожидаются или приписываются человеку.

Криминологи выделяют следующие типы дисфункциональных, неблагополучных семей:

1. Псевдоблагополучная семья, применяющая неправильные методы воспитания.

2. Неполная семья, отличающаяся дефектами в структуре.

3. проблемная семья, характеризующаяся постоянной конфликтной атмосферой;

4. Аморальная семья, характеризующая алкогольной, аморальной и сексуальной деморализацией;

5. Криминогенная семья (Г.Г.Шиханцев,1998.).

1. Псевдоблагополучная семья. Псевдоблагополучная семья отличается ярко выраженным деспотическим характером, безоговорочным доминированием одного из родителей, полным подчинением ему остальных членов семьи, наличием жестоких взаимоотношений (держать всех в «ежовых рукавицах»), применением физического наказания как основного средства воспитания. Особый вред развитию личности ребенка и особенно подростка наносят частые физические наказания. По отношению к родителям, часто вырабатывается негативизм, который перерастает во враждебность. (Г.Г. Шиханцов.,1998.)

2. Неполная семья. Дефекты в структуре родительской семьи в современных условиях могут отрицательным образом сказаться на формировании личности ребенка, подростка и также способствует их десоциализации. Одним из негативных факторов неполной семьи связан с явлением эмоционального дискомфорта, который испытывает ребенок, подросток в такой семье. Он характеризуется комплексом психологических реакций и переживаний: чувство собственной неполноценности, «ущербности», зависти, эмоционального голода и пр. Такая ситуация вызывает у детей, подростков повышенный интерес к своим переживаниям с пренебрежением к переживаниям взрослых, недоброжелательное, порой агрессивное отношение к отцу или матери, бросившим семью.

3. Проблемная семья. Проблемная семья является разновидностью неблагополучной семьи. Она характеризуется соперничеством между родителями за главенствующее положение в семье, отсутствием всякого сотрудничества между членами семьи, разобщенность, изоляцией между родителями и детьми. Господствующая в семье конфликтная ситуация создает постоянную атмосферу напряженности, которая является непереносимой для детей, подростков, которые стремятся как можно меньше находиться дома, «улизнуть» под любым предлогом на улицу, где и проводят большую часть времени. Проблемные семьи во многих случаях создают условия для криминогенного формирования несовершеннолетних, поскольку в них нарушается процесс социального контроля, отсутствуют эмоциональные связи между родителями и детьми.

4. Криминогенная семья — такая семья, члены которой совершают преступления. Иногда приходится констатировать, что криминальная деятельность является основным видом деятельности конкретного лица или семьи в целом. Преступное поведение взрослых членов семьи демонстрирует детям, подросткам «нормы-образцы», «нормы-принципы» антиобщественного поведения, порождает или углубляет внутрисемейные конфликты, усиливает её криминогенный потенциал.

5. Аморальная семья. В ней концентрируется различные отрицательные факторы, такие, как правонарушения, совершаемые родителями и иными членами семьи, пьянство и алкоголизм, систематические конфликты, выливающиеся в скандалы и драки, развратное поведение родителей. Алкоголизм родителей вызывает обнищание семьи, ухудшение быта и полное искажение норм поведения. Дети оказываются заброшенными, у них пропадает привязанность и уважение к родителям, развивается мрачный, озлобленный характер. Каждый из перечисленных факторов в отдельности способен исказить процесс социализации ребенка, но все вместе они практически исключают полноценное развитие личности. В школу они приходят плохо или совсем не подготовленными, чем их ровесники из благополучных семей. У них часто отсутствуют нормальные условия для приготовления домашних заданий из-за скандалов, устраиваемых пьяными родителями. Вследствие всего этого они резко отстают в учебе. Нередко в классе их называют «тупицами», что порождает у них повышенную чувствительность и душевную ранимость, что приводит к ожесточению и агрессии, вступают в конфликты со сверстниками и учителями. Оказавшись в позиции изолированных или пренебрегаемых, не находят поддержки среди одноклассников и педагогов, в семье и школе, они начинают искать товарищей на стороне, в уличных компаниях, где собираются точно такие же сверстники (10)

1.2.1 Алкогольная семья, как один из вариантов дисфункциональной семьи

Почему одни люди становятся алкоголиками, в то время как другие могут пить умеренно всю свою жизнь? Этот вопрос долгие годы ставил в тупик, как исследователей, медиков, так и непрофессионалов. Наиболее популярные объяснения имеют психологический характер. Говорят, что пьющие в меру контролируют себя, алкоголики же страдают слабостью воли: «Я не могу поверить, что он позволит себе придти в такое состояние!» Биологические и социальные объяснения менее осуждающие. Социологи сосредотачивают внимание на тяжелом детстве, разбитых семьях, плохом обращении родителей. Они предполагают, что, когда эмоционально обделенные дети становятся взрослыми, им остро недостает любви и единственным утешением для них оказывается бутылка. Хотя все эти теории строятся на основе наблюдений, ни одна из них не подтверждается конкретными исследованиями. В действительности же тщательно проведенные исследования во многих случаях не только опровергают подобные распространенные предположения, но и доказывают противоположное им. Например: 1. Не существует свойств личности, характерных для алкоголизма; 2. Алкоголизм не имеет известной физической причины. 3. Тяжелое детство не является существенной причиной пристрастия к алкоголю: Факторы развития алкоголизма (и наркомании) Хотя и не существует известных психологических, физических или социальных проблем, общих для всех алкоголиков, некоторые подвергаются более высокому риску развития этого пагубного пристрастия.

Алкоголик — это человек, который не может сказать заранее, когда он будет пить и сколько выпьет, и который продолжает пить даже после того, как алкоголь становится причиной неприятностей в одной или нескольких сферах его жизни — в отношениях с родными или друзьями, в плане здоровья, работы или финансов, в юридических делах и т.д.( 34, стр. 21 -23).

Отрицание. «Не смейте называть меня алкоголиком!» Алкоголики, признающие, что они потеряли контроль над потреблением спиртного, встречаются очень редко. Большинство алкоголиков не притворяются, когда отрицают свой алкоголизм. Типичный алкоголик может сидеть во врачебном кресле «вусмерть» пьяный, с распухшим красным носом и с печенью, опустившейся до самого таза, — и на полном серьезе утверждать, что он выпивает ради нормального общения. У некоторых алкоголиков отрицание приобретает более тонкие формы. Покладистый алкоголик периодически признается своим родным и близким, что он «никчемная пьянь», и просит помощи и понимания. Порой он обещает никогда больше не пить. Порой просит, чтобы его любили и понимали, несмотря на его вполне человеческие слабости. В такие моменты алкоголик, как правило, очень убедителен — и очень пьян.

Потворство. Страдающий нарушениями памяти и вооруженный хорошо развитыми защитными механизмами, алкоголик оказывается как бы в клетке, которую трудно отпереть изнутри. Самостоятельно он не может признать свою зависимость от алкоголя и нуждается в помощи других людей для того, чтобы спастись от своих собственных заблуждений. К сожалению, именно близкие алкоголику люди часто становятся «группой поддержки» его пагубного пристрастия.

«Алкоголизм является проблемой «всей личности», и исцеление от общего поражения требует напряженного труда, особой тренировки и времени. Хотя алкоголик может иногда чудесным образом исцелиться от своего физического стремления к алкоголю, не существует мгновенного исцеления от духовного и психологического ущерба, наносимого наркотическим пристрастием» (34, с.66 — 69). На каждые десять пьющих найдется хотя бы один — мужчина, женщина или ребенок, — который не может контролировать количество употребляемого спиртного.

Алкоголизм поражает всю семью. Согласно оценкам, каждый алкоголик оказывает сильное воздействие на жизнь, по крайней мере, четырех человек. Каковы бы ни были личностные особенности алкоголиков, члены их семей обычно реагируют на тяжкое бремя жизни с ними достаточно хорошо предсказуемым образом. Эти реакции могут стать такими же непреодолимо навязчивыми, как и поведение самого алкоголика, и как таковые они грозят ввергнуть членов семьи в настоящую болезнь — даже более серьезную, чем болезнь алкоголика.

Прокрутить вверх

©2015- 2022 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.

Библиографическое описание:

Мартынова, Е. Е. Детско-родительские отношения или родительско-детские? / Е. Е. Мартынова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 4 (30). — С. 56-58. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/176/5533/ (дата обращения: 04.05.2022).

Когда читаешь фразу детско-родительские отношения представляешь или подразумеваешь отношение ребенка к родителю, а родительско-детские — родителя к ребенку.

Так что-же правильнее?

Оплодотворенная яйцеклетка прикрепляется к стенке матки внутри женского организма. Женское тело становится безопасным местом для дальнейшего развития человека. И как женщина относится к ребенку, который ее выбрал, так потом и живет человек. Ребенок, находящийся внутри мамы, не знает сколько ему лет? И он может путать свой возраст с возрастом своей матери? Отсюда мы можем брать «нереальную вину» за то, чего не делали. Например, мама может злиться на какую-то сложившуюся ситуацию во внешнем мире, а ребенок думает, что он виноват. Или маму тошнит, а ему кажется, что это происходит из-за него, и, если бы его не было, то маме не было бы так плохо. Наверное, мало кто задумывается, что женщина, которая вынашивает ребенка всегда старше, чем он. И что же получается? А то, что она решает, что с ним делать? Рожать или не рожать? Заботиться о нем до его появления на свет и после рождения или не заботиться? Получается, что родитель решает, что ему делать со своим ребенком? Так как он видит, чувствует, умеет?

Давайте порассуждаем, и начнем с негативных вещей. Встречаются такие женщины, которые ведут беспорядочный образ жизни, курят, пьют, употребляют ПАВ. Порой они даже не знают, кто отец будущего ребенка. Им абсолютно все равно на процесс зачатия и вынашивания своего малыша. Каждый из нас на какое-то мгновение мог бы мысленно представить себя, на месте этого ребенка в лоно такой матери? Не думаю, что малышу, находящемуся внутри такой матери комфортно? Здесь не нужны статистические данные, можно и так догадаться.

Например, если мама курит во время беременности.

Из практики: некурящие люди делились своим опытом, находясь в компании курящих людей. Находясь в такой компании через некоторое время, они начинали испытывать очень неприятные ощущения — им становилось трудно дышать, присоединялось головокружение, а затем головная боль из-за спазма сосудов, у кого-то появлялось першение в горле и кашель. Так вот ребенок внутри курящей матери испытывает похожее ощущение, ему становится трудно дышать из-за недостатка кислорода.

А женщины, употребляющие ПАВ?

Дети внутри такой мамы, всегда находятся в измененном состоянии (под кайфом). Порой с раннего возраста они сами начинают употреблять ПАВ.

Дети курильщиков и употребляющих ПАВ рождаются с соответствующим выражением лица (габитус). Не говоря о том, что ребенок от такой мамы может родиться с различными отклонениями. Хорошо, если после рождения возможно восстановить какие-то функции, но порой это уже необратимый процесс.

А бывает и так?

До рождения ребенка мама уже строит на него свои планы. Кого больше желает мальчика или девочку?

Некоторые мамы категорически не хотят иметь мальчика, но в результате рождается мальчик. И что дальше? Приходит разочарование! Из моего опыта работы в роддоме были случаи, что мамы отказывались от ребенка, из-за того, что он не соответствовал её желанию. Или растят мальчиков, как девочку, а девочек, как мальчиков. В лучшем случае, увидят свою ошибку и пересмотрят свою позицию по отношению к ребенку.

Когда-нибудь, кто-нибудь спросил у этого «ребенка» уже во взрослой жизни, какого ему? Ведь такие люди бессознательно по жизни пытаются соответствовать штампу матери: девочки превращаются в мальчиков, а мальчики в девочек.

И кто здесь управлял ребенком? Вы, наверное, догадались? Мама!

Очень грустно, когда мама не хочет замечать, что она делает?

Глубоко травмированная мать накладывает негативный отпечаток на своего ребенка.

Например, во время беременности, у женщины могут быть панические атаки, они связанны со страхом смерти. Женщину все чаще посещают такие мысли: «Что со мной будет во время родов? А вдруг, что-то пойдет не так? Вдруг, что-то случится со мной или с ребенком? Вдруг он родится с какими-то изъянами? Они не понимают, что могут притянуть это несчастье? Ребенок тоже внутри живота испытывает тревогу, панику, а выхода нет. Здесь может произойти все что угодно, он может замереть (замершая беременность), он может плохо развиваться, может быть выкидыш, может быть ДЦП и т. д.

Мамы бывают с психическими отклонениями, которые состоят на учете в ПНД. Такие дети не знают другой мамы и тоже чаще всего погружаются в нереальный мир, живут в измененном состоянии.

А когда мама живет в сомнении, в тревоге нужен ей ребенок или нет? От такой мамы хочется убежать. Здесь имеет место быть угроза выкидыша — такие люди ощущают себя как «жертва аборта» и жить плохо, и умереть страшно или все время «бегут куда-то, избегая каких-то решений».

Когда мама всего боится (тревожная), тогда в процессе схваток шейка матки может перестать раскрываться, как бы схлопывается, и ребенок попадает в замкнутое пространство (позиция Жертвы), для малыша это угроза жизни, отсюда появляется страх смерти, а в дальнейшем люди, попадая в похожую ситуацию (например, остановился поезд в метро или лифт застрял), начинают испытывать тоже самое состояние, как в лоно матери (клаустрофобия — боязнь замкнутого пространства). Когда человек попадает в такой околосмертный опыт у него появляется холодный липкий пот, потеют ладошки, поверхностное дыхание, учащенное сердцебиение, то и гляди упадет в обморок.

Что делает мама, когда берет в свою власть жизнь ребенка

«из любви-с?»

«Задушу тебя своей любовью (гиперопека)», буду делать все для тебя и за тебя.


Из опыта работы:

Ребенку 7 лет, вышел из моего кабинета после очередной сессии и вальяжно сел на стул в коридоре учреждения, где я работаю. Мама и бабушка в четыре руки стали надевать на него куртку, сапоги, шапку, подвязывать шарфик и т. д. Прямо, Царь! Когда спросила у него: «А ты сам умеешь одеваться?» Он просто улыбнулся, не меняя позы. Тогда я попросила их зайти в кабинет и спросила: «А вы и дома это делаете? А кушает он сам?» Последовал ответ: «Он так медленно одевается, да и куртку не умеет застегивать…» — сказала мама, а бабушка добавляет: «А вы знаете? Я получаю такое удовольствие, когда кормлю его из ложки!» Хочется сказать фразой их мультфильма «В стране невыученных уроков»: «Вы, что? И есть за меня будете?» «Ага!» Сначала все, что могли сами сотворили, а потом не знают, что с этим делать? Зачем брать ответственность за содеянное, пойду-ка к психологу, чтобы тот каким-то волшебным образом полечил «любимое» чадо. «Знаете? У него нет никакого желания, что-то делать?». Спрашивается: «А зачем?» Когда за меня все делают, и я уже привык к этому?

С такими детьми и их родителями работать очень тяжело. Там никто не хочет брать ответственности за свою жизнь, нарушены все границы. Здесь родители «губят ребенка на корню», он даже не знает кто он и чего хочет от жизни.

Бывают «эмоционально холодные» мамы! От такой мамы не дождешься «обнимушек», то, чего порой так не хватает. Такой ребенок, а в дальнейшем взрослый человек, всегда испытывает дефицит эмоционального тепла. Дети даже болеют для мамы или для обоих родителей, чтобы те обратили на них внимание. Они даже могут умереть, высвобождая путь для них или для других детей. Одна женщина мне на консультации как-то сказала: «Я росла, как бурьян в поле!». Но какой здесь есть хотя бы плюс — чаще всего люди вырастают самостоятельными.

Во всех представленных случаях хотелось бы показать, как родитель управляет своим ребенком, а значит манипулирует и обесценивает своего ребенка.

А ведь мама могла бы позаботиться о себе до планирования беременности, чтобы быть в состоянии стабильности.

Но не все так печально!

В настоящее время появляется все больше людей, которые с ответственностью относятся к процессу создания семьи, зачатию, рождению и дальнейшему воспитанию своих детей. Как это происходит?

Женщина во время беременности общается со своим малышом, радуется его развитию, слушает красивую музыку, гуляет, отдыхает, правильно питается, мужчина заботится о своей жене и о будущем ребенке, принимая участие по подготовке к родам и т. д. Это очень важно!

Так как мама создает внутреннюю безопасность для своего ребенка, мама — это внутренний мир человека. Там ребенок получает безусловную любовь (без всяких условий), тепло, заботу и уважение. А папа — это внешний мир, с которым ребенок познакомится, когда родится. Несмотря на то, что малыш уже немного знаком с этим человеком, когда был в мамином животе.

После рождения малыша родители продолжают заниматься с ребенком. Есть масса упражнений на определенный период развития. Такие родители радуются всяким успехам своего малыша. Например, о-о-о сегодня ты впервые улыбнулся, самостоятельно держишь головку, самостоятельно сидишь, сделал первые шаги и т. д.

Ведь это тоже родительско-детские отношения, только здесь родители помогают ребенку развиваться, расти и взрослеть, поддерживая его. Ведь идя по жизни мы учимся на своих собственных ошибках, а не на ошибках других людей. Это наш опыт и только потом мы выбираем в каком направлении нам двигаться? Порой мы наступаем на одни и те же грабли тысячи и тысячи раз. Но когда мы чувствуем за своей спиной тыл, мы уверенно идем вперед.

Очень важно, чтобы родители не обесценивали своих детей, осуждая за их поступки, а с пониманием, любовью и уважением относились к ним! Ведь, если присмотреться и прислушаться к детям, то они нас взрослых многому могут научить, например, искренности, непосредственности и безусловной любви!

В завершении хотелось бы вернуться к тому, с чего мы начали, что же правильнее детско-родительские отношения или родительско-детские отношения?

Во всех случаях, родитель стоит на первом месте, а ребенок — «птица подневольная». И тогда, наверное, правильнее было бы сказать, что это родительско-детские отношения! Отношение родителя к ребенку!

Когда в семье появляется ребёнок, жизнь обоих родителей меняется на 180 градусов. Некоторые родители планируют беременность несколько месяцев, а то и лет. И когда появляется новый член семьи, на плечи родителей ложится огромная ответственность. Прежде всего, родители должны регулярно заниматься воспитанием своих сына или дочери. От воспитания полностью зависит будущее вашего малыша и формирование личности.

В момент воспитания начинают формироваться детско-родительские отношения. Отношения— это всегда не просто, а вот отношения между родителем и ребёнком — это сложная система, в которой необходимо тщательно разбираться. Порой, чтобы разобраться и понять взаимоотношения между родителем и ребёнком уходят годы.

Отношения ребенка и родителя в психологии

Все психологи утверждают, что ребёнок счастлив лишь тогда, когда в его семье царит мир и порядок, а мама с папой любят и понимают друг друга. И наоборот: когда в семье случаются частые ссоры и недопонимания, ребёнок растёт в негативной среде. Тогда либо ребёнок растёт несчастным и подавленным, либо чувствует и ведёт себя как глава семьи.

Взаимоотношения в семье с ребенком

Чтобы избежать подобных ситуаций, родители должны избегать ссор, скандалов, недопониманий в кругу семьи особенно на глазах ребёнка. Здесь крайне важно не потерять взаимопонимание между ребёнком и родителем.

Крайне важно проводить беседы с ребёнком и помочь ему понять, что он может смело делиться своими проблемами и переживаниями. Порой случается, что с возрастом ребенок начинает доверять друзьям и знакомым больше, чем своим маме и папе.

Что такое семья и родительские отношения?

Семья – это малая социально-психологическая группа, которая складывается на основе глубоких доверительных отношений между всеми ее членами. То, какой будет семья и родительские отношения, зависит от знаний, стремлений и целей между ее членами.

Родительские отношения— это связи между родителем и ребёнком в целом. А вот уровень этих отношений зависит именно от самого родителя. Ведь мама и папа являются главным источником воспитательной функции. И они должны учесть каждую деталь, чтобы этот механизм работал правильно.

Типы семейных отношений

Психологи выделяют 6 основных типов семейных отношений:

  • Социально-биологические;
  • Хозяйственно-экономические;
  • Нравственные;
  • Правовые;
  • Педагогические;
  • Психологические

Типы родительских отношений

  1. Социально-биологические семейные отношения.
  2. Этот тип семейных отношений отвечает за половозрастную систему: рождаемость и гигиена, забота родителей и детей друг о друге.

  3. Хозяйственно-экономические семейные отношения.
  4. Такой тип отношений отвечает за формирование семейного бюджета, заработок средств и заботу о пожилых и маленьких членах семьи.

  5. Правовые семейные отношения.
  6. Такой тип отношений говорит об особенностях отношений между мужем и женой. Кроме того, этот тип отношений отвечает за вопросы усыновления и наследования.

  7. Нравственные семейные отношения.
  8. Этот тип семейных отношений отвечает по большей части за воспитание детей. Также они влияют на нравственные и моральные ценности каждого члена семьи.

  9. Педагогические семейные отношения.
  10. Каждый родитель несёт воспитательную функцию и на протяжении жизни передает ее каждому своему ребёнку. Именного от педагогических отношений зависит вся воспитательная функция.

  11. Психологические семейные отношения.
  12. Этот тип отношений говорит о психологии внутри семьи между каждым ее членом. Характер этих отношений говорит об эмоциях, воспоминаниях в семье и сфере общения. Чтобы в семье были здоровые психологические отношения, семья должна быть крепкой и поддерживать друг друга во всем.

Детско-родительские отношения внутри семьи.

Отношения между детьми и родителями отвечают за множество разных задач. Большинство из них отвечают за благополучие малыша. Интересным моментом является то, что взаимодействие здесь идёт от ребенка к родителю.

Когда (и если) родители позволяют ребенку слишком многое и превозносят его, он растёт полагая, что весь мир должен относиться к нему подобным образом. Здесь трудно сказать, насколько это все опасно. Но у ребенка появляются конфликты за пределами семьи. Так случается, когда ребенок считает, что весь мир вращается вокруг него. Когда родители потакают любому капризу и дают все, о чем просит ребёнок, малыш привыкает к этому и ожидает того же от всего мира. А вот будут ли окружающие столь чуткими и доброжелательными к нему? Ответ тут скорее всего отрицательный.

Способы воспитания детей

В детско-родительских отношениях выделяют такое понятие, как стиль воспитания. Чаще всего родители об этом даже не догадываются, а воспитывают своих сына или дочь интуитивно (либо опираются на труды психологов и педагогов). Тогда они придерживаются не одного стиля воспитания, а скорее, это сочетание 2-3 стилей сразу. Хотя, доминирующим является какой-то один конкретный стиль. Какие же стили воспитания выделяют?

  • Демократический;
  • Авторитарный;
  • Гиперопекающий;
  • Гипоопекающий;
  • Жесткий.

Отношения с родителями какие бывают

  1. Демократический стиль воспитания.
  2. Когда в семье придерживаются демократического стиля воспитания, главная роль в семье принадлежит родителям. Они принимают все важные решения, однако, мнение ребенка касательно этого вопроса тоже учитываются. В этом случае окончательное решение зачастую принимается вместе на семейном совете. Психологи утверждают, что этот стиль воспитания является самым правильным в современном мире.

  3. Авторитарный стиль воспитания.
  4. Это полная противоположность демократическому стилю. В такой семье все решения принимаются исключительно родителями, а мнение ребенка здесь не играет никакого значения. Дети обычно выполняют беспрекословно любое поручение родителей, не задают лишних вопросов и не проявляют никакой реакции. Родитель держит под контролем каждый шаг своего ребенка, указывает ему, что делать, как говорить и даже как думать.

  5. Гиперопекающий стиль воспитания.
  6. Это тоже своего рода, противоположный стиль воспитания авторитарному. Когда ребёнок растёт в подобных условиях, он получает абсолютно все, что хочет и не знает отказа. Ребенок не понимает, что такое опасность и где она его может поджидать. Он знает, что в случае чего, семья его защитит и подставит своё плечо. Малыш сам не может принимать никакие решения: когда поесть, погулять или лечь спать. Если ребёнок случайно поранится, родители начинают опекать его ещё больше. Со временем эта опека только усугубляется: родители выбирают, с кем их сын или дочь пойдёт гулять, с кем будет дружить и тд. Такие родители предпочитают все держать в своих руках и контролировать на 100%.

  7. Гипоопекающий стиль воспитания.
  8. В семье с таким стилем воспитания родители живут своей жизнью, занимаются своими делами, не обращая никакого внимания на ребенка. А если сыну или дочери что-то нужно, родители просто игнорируют его слова или просьбу. В таких семьях дети растут сами по себе, постоянно находятся в одиночестве и им просто некому рассказать о своих проблемах. Ребенок испытывает недостаток внимания, заботы и тепла родителей, и со временем начинает искать поддержку вне семьи. Когда же родители понимают свои ошибки, ребенок уже достаточно отдалился от родных и не хочет с ними делиться своими достижениями.

  9. Жесткий стиль воспитания.
  10. Жесткий стиль воспитания не зря называют жестким. Когда родитель руководствуется этим типом воспитания, он требует от ребенка выполнение его требований исключительно в жесткой форме. Маленький человек стремится приложить все усилия, чтобы сделать маму или папу счастливыми и выполняют любое поручение. Если же какую-то просьбу выполнить не получается, то ребенок очень страдает. Такое воспитание в корне неправильное, ведь ребёнок растёт с массой комплексов, которые будут только вредить ему.

Рождение малыша и ролевая позиция.

Великий австрийский психолог Фрейд выявил интересную закономерность. Он обнаружил, что, чем старше становится ребёнок, тем больше ответственности он берет на себя.

Рождение ребенка в семье

Старшие братья и сестры часто замечают, что родители проявляют больше внимания и любви своим младшим детям именно потому, что они являются младшими.

Если у ребенка нет братьев и сестер и он один растет в семье, никаких проблем с самооценкой у него нет. А вот дети из многодетных семей часто страдают из-за целого букета комплексов. Так детям приходится бороться за внимание и любовь родителей постоянно. И если кто-то из малышей получает меньше внимания, начинает страдать. В дальнейшем такие дети продолжают бороться за внимание окружающих на протяжении жизни, и порой используют не самые честные методы для достижения своих целей.

Каковы параметры воспитания?

Среди параметров родительского воспитания стоит выделить родительский контроль и родительские требования. Почему же именно они?

Каждый родитель обычно требует от своего ребенка примерного поведения. Чем выше требования и ожидания родителей, тем больше ребёнок старается превзойти эти ожидания. Но порой родитель может чересчур увлечься, не понимая, что ребёнок не всегда может оправдать их желания и надежды.

Семья с ребенком

Как результат, ребенок прикладывает все силы, чтобы родитель был доволен, но не получает должного поощрения и похвалы. Из-за этого случается диссонанс и у малыша нарушается психологическое состояние. Поэтому родитель должен контролировать свои требования и понимать, являются ли они выполнимыми для маленького человека. Иначе это может негативно сказаться на его здоровье.

Для родителей стало нормой, что все действия их детей находятся под их чутким контролем. Во многих семьях принято, что дети подчиняются родителям и беспрекословно выполняют то, что им велено. Это идёт либо на генетическом уровне, либо из детства. А ведь раньше так и было: дети должны были подчиняться старшим и выполнять любые их указания.

Принципы детско-родительских отношений

  • Принцип равенства — дети и родители обладают одними и теми же правами;
  • Принцип соразвития направлен на то, чтобы развитие ребенка шло одновременно с развитием родителя;
  • Принцип принятия основывается на взаимопонимании между друг другом;
  • Принцип понимания требует, чтобы родители стремились понять своих детей, а это способствует укреплению семейных уз и дружеских отношений в семье;
  • Принцип общения — это когда общение играет главную роль в воспитании. Чем больше родители и ребенок общаются, тем крепче и лучше складываются их отношения;
  • Принцип дружбы работает, когда родители и дети развлекаются в тёплом семейном кругу и проводят время вместе как друзья.

Семья развивает ребенка.

Чем больше родители уделяют времени своему ребёнку, тем более полноценным членом общества он растёт. Благодаря чуткому вниманию мамы и папы любой ребенок сформируется в зрелую личность и будет готов вступить во взрослую жизнь.

Но родители часто игнорируют этот факт. Порой ребёнку хочется выговориться, поделиться, спросить совет, но родители в этот момент заняты своими делами, работой. А бывает и так, что у ребенка всего один родитель и он не может дать достаточно внимания и любви своему малышу. Тогда ребёнок ищет, где бы восполнить недополученное с ранних лет общение.

Прогулки семьи с ребенком

Ребенок держит все переживания внутри, начинает замыкаться в себе, а потом выплескивает все свои проблемы на окружающее общество.

Как влияют наши установки на детей

Часто мы навязываем собственные установки на окружающих нас людей. Однако, это не так просто. А вот навязать установки собственному ребёнку куда проще. Но чем больше мы пытаемся достичь собственного удовлетворения, тем больше страдают наши дети.

Установки матери или отца никак не должны ущемлять интересы ребенка. Ведь то, что мы проектируем на ребенка, он будет проектировать на своих детей и так далее. Лучшее решение здесь— это стремиться удовлетворить потребности друг друга в равной степени.

Типы детско-родительского общения

То, как родитель общается с ребёнком, напрямую зависит дальнейшая его жизнь.

В отзывчивых семьях родители и дети постоянно взаимодействуют за счет чего между ними складываются доверительные отношения.

Когда родитель постоянно следит за ребёнком, контролирует его смс и социальные сети, в семье преобладает враждебный тип общения.

Счастливая семья на море

При материально-ориентированном типе общения родители стремятся создать материальное благополучие в семье и обеспечить детей всевозможными благами, например, отправить учиться в высшие заведения.

Дети полностью зависят от родителей. И крайне важно помнить, что благополучие каждого малыша именно в руках его родителей.

Консультация

на тему:

«Что такое

детско-родительские отношения»

                                                                    Педагог-психолог

МБДОУ «ДСКВ № 3»:

                                                                    Кунаковская Е.В.

г.Донской, 2014

Что такое детско-родительские отношения

В многочисленных российских средних и высших учебных заведениях учатся будущие врачи, юристы, учителя, программисты, инженеры, военные и др. Они получают хорошее, надёжное, фундаментальное образование в лучших российских традициях. Затем выпускники разных средних и высших учебных заведений начинают трудовую деятельность. А ещё они становятся мамами и папами, которым предстоит растить и воспитывать своих детей, хотя этому их не учили ни в одном из учебных заведений.

Время от времени работников отправляют на курсы переподготовки, на курсы повышения квалификации и на разные другие умные семинары, лекции и практические занятия. Но наверное, ни одна даже самая престижная и высокооплачиваемая работа не направляет своих работников на «Курсы для родителей» или «Курсы повышения квалификации для родителей». Да и есть ли такие курсы?

К сожалению, нигде не учат, как быть хорошими родителями; не учат, как строить отношения с собственными детьми; как создавать и строить хороший семейный дом. Никто не преподаёт молодым родителям, да и вообще родителям всех возрастов, семейные здоровьесберегающие технологии и основы здорового семейного образа жизни, так необходимые сейчас российской семье. Как строить межличностные отношения в семье? Как создавать хорошие добрые традиции? Как беречь настроение друг друга? Как отмечать праздники так, чтобы они не становились только праздниками живота, а получались праздниками души? Как организовывать совместный домашний труд?

Нет, увы! Этому никто никого не учит. На курсах при женских консультациях будущих молодых мам и пап учат тому, как пеленать ребёнка, как готовить ему смеси, кипятить соски, как промывать носик и т.п. Однако очень многому не только важному, но прямо-таки жизненно необходимому российским родителям приходится учиться самим.

А что же такое «Детско-родительские отношения»? Не многие с полной уверенностью могут дать ответ на этот вопрос. Рассмотрим подробнее.  

Детско-родительские отношения разными психологами описывается весьма различными понятиями и терминами, которые определяются исходными теоретическими позициями авторов. Вместе с тем, практически во всех подходах можно усмотреть исходную дихотомию, которая создает двойственность или поляризацию родительских отношений.

Проблематика детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье, и вряд ли будет преувеличением сказать, что цивилизованность общества определяется не только отношением к женщинам, но и отношением к детям.

Рост интереса к проблемам семейного воспитания в нашей стране связан с новыми социально-экономическими условиями. Смена идеологических ориентиров или полное их отсутствие создает трудности, с которыми приходится сталкиваться современным родителям.

Анализ современной психологической литературы показывает, что общепринятых определений таких терминов как, «родительство», «родительская сфера», «родительская роль», «родительское отношение», «родительские установки», нет. Границы между этими понятиями либо вовсе отсутствуют, либо очень размыты.

В отечественной литературе наиболее часто используется термин «родительское отношение». При этом большинство авторов сводит анализ родительского отношения к анализу отношения к ребенку, оценке ребенка либо особенностям стиля воспитания. В традиционном понимании родительское отношение — это система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребенка, его поступков.

Основываясь на работах отечественных психологов Ананьев Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. — М., 1973; Мясищев В.Н. Психология отношений. — Москва-Воронеж,1995. , под родительским отношением мы понимаем избирательную в эмоциональном и оценочном плане психологическую связь родителя с ребенком, выражающуюся в действиях, реакциях и переживаниях, и возникающую под влиянием культурных моделей родительского поведения и собственной жизненной истории и личностных особенностей родителя.

Многие социальные проблемы современности, в том числе такие как катастрофическое падение уровня здоровья людей, рост преступности и различных видов зависимостей, неуправляемая агрессия, «произрастают» из единого корня — из непонимания людьми самих себя, смысла своей жизни, неспособности координировать свое взаимодействие друг с другом и средой обитания.

Время настоятельно требует появления силы, влияющей на эти процессы, а именно человека, способного жить созидательно и конструктивно, не причиняя никому вреда. Основы успешности процесса социальной адаптации закладываются уже в раннем возрасте, проникая из атмосферы, в которой растет ребенок, в глубинные структуры его личности.

Удовлетворение базовых потребностей, положенных в основу психического здоровья, таких как потребность в безусловной любви, безопасности, внимании, границах и признании, закладывается в подсознательный опыт ребенка в раннем и дошкольном возрасте, определяя вектор развития личности.

В основе социальной успешности лежит одна из важнейших человеческих потребностей — в признании. Ее нереализованность в дошкольном возрасте может повлиять на формирование неадекватной Я-концепции и как следствие — асоциальной поведенческой направленности.

Необходимая часть психологической подготовки к школьному этапу жизни — развитие основ самосознания через формирование самооценки и осмысление своих действий, — также возможна в том случае, если детям предоставляется опыт личной практики на уровне открытия для себя и понимания своих собственных переживаний.

Нельзя забывать и о гармонизации зоны ближайшего развития ребенка (семьи) с зоной социализации — пространством дошкольного учреждения. Чем более тесным будет взаимодействие близких ребенку людей со средой ДОУ, тем легче и эффективнее протекает процесс социальной адаптации.

Таким образом, для успешной социальной адаптации дошкольников необходимо стремиться сформировать в ребенке позитивное восприятие самого себя как человека с положительными качествами и недостатками, умение обращаться к себе, советоваться с собой, оценивать свои мысли и поступки.

Основой успешности процесса социальной адаптации являются гармоничные детско-родительские отношения.

Особая роль в развитии ребенка и его эмоциональной и личностной сферы, традиционно отводится фактору взаимодействия родителей и ребенка, как на ранних, так и на более поздних этапах развития. В процессе постоянного контакта с ребенком, родители помогают регулировать и упорядочивать его аффективные взаимоотношения с окружающим миром, осваивать разнообразные психотехнические приемы аффективной организации его поведения, стабилизации аффективных процессов. Нарушения внутрисемейных отношений может приводить к различным нарушениям психического развития.

Наиболее чувствительными к воздействию семейного неблагополучия оказываются стержневые образования личности ребенка – его представления о себе, самоотношение, самооценка, образ себя. Поскольку полнота удовлетворения потребностей ребенка зависит от родителей, то его представления о себе и образ себя в значительной мере связаны с отношением родителей к ребенку, их восприятием и пониманием ребенка, с характером родительских установок и качества привязанности как родителей к ребенку, так и ребенка к родителям.

Ребёнок вырастет, а сформированные у него качества личности, духовно — нравственные ценности, нормы морали останутся. Именно ими будет руководствоваться взрослый человек, проходя свой жизненный путь, делая порой нелегкий выбор. Впечатления, полученные в детстве, подчас определяют дальнейшую работу человека, его жизненный уклад. Ведь семья передает и культурные традиции, и опыт предшественников, который складывался на протяжении многих лет, и закладывает ребенку модель поведения на всю его дальнейшую жизнь. Человек может давно забыть какие-то свои детские переживания, но они, оставшись в области подсознания, могут напомнить о себе.

В мире много жестокости, зла, безразличия людей к окружающим, а порой даже к своим родным и близким. Преступность растет с каждым днем. И все это, зачастую, результат неправильного воспитания, результат насилия в семье, результат проявления агрессии родителей по отношению к детям, или просто безразличие.

Ребенок, выросший в неполноценной семье, с недостаточным вниманием к себе со стороны родителей, в семье, в семье с явно выраженной антипатией к ребенку, вырастает социально дезадаптированная личность. Часто такие дети замыкаются в себе, не могут преодолевать препятствия, возникающие на их жизненном пути, и даже становятся агрессивными. Такие дети могут отставать в развитии, у них могут появляться психические отклонения. А это мешает вести полноценный образ жизни. Задача любого «здорового» общества – не только предотвратить последствия такого воспитания, но и исключить причины его появления.

Благодаря своим особенностям семья как малая группа создает своим членам такие условия для эмоциональных проявлений и удовлетворения эмоциональных потребностей, которые помогают человеку ощущать свою принадлежность к обществу, усиливают чувство его безопасности и покоя, вызывают желание оказывать помощь и поддержку другим людям.

Источники:

Бикеева А.С. Семья особого назначения, или Рецепты позитивного родительствования на каждый день. – М.: Генезис, 2009. – 224с.: ил.

http://www.0zd.ru/sociologiya_i_obshhestvoznanie/vzaimosvyaz_detsko-roditelskix.html

http://www.5rik.ru/better/article-189692.htm

  • Как пишется дети галактики
  • Как пишется детектив или детектив
  • Как пишется десять миллиардов
  • Как пишется десятиэтажный через дефис или слитно
  • Как пишется десятичный логарифм