Содержание
- Из чего состоит школьный доклад?
- Титульный лист
- Оформление содержания
- Написание основного текста
- Таблицы и иллюстрации
- Список используемых источников литературы
- Рекомендации
- Итог
Из чего состоит школьный доклад?
Доклад является озвученным выступлением на заданную тематику. Школа ставит задачу перед преподавателями, а они, в свою очередь, должны научить школьника мыслить, выполняя задание самостоятельно, производить анализ и запоминать,
а потом выступить перед классом.
Если предстоит проверка учителем или конкурсной комиссией, то доклад, в таком случае, нужно оформить должным образом, придерживаясь положений ГОСТов и правил.
Составные части доклада:
- заглавный лист (титул);
- оглавление;
- вводная часть;
- основной текст;
- заключительный раздел;
- список источников, взятых для написания темы.
Все это обязательно должно быть в работе.
В зависимости от требований преподавателя, оформление научного труда происходит согласно ГОСТам или под видом сочинения.
Титульный лист
Вся работа начинается с главной страницы (титул) с указанием на ней:
- номера школы;
- темы;
- автора;
- фамилий проверяющих;
- города и года выполнения.
Текст печатается строчными буквами, шрифтом Times New Roman. Часто используемый размер – 14-й.
Тему необходимо сформулировать грамотно, с определением конкретных границ задания и его уточнения, избегая формулировок, типа: «Тундра», «Творчество А.С. Пушкина» и т.п. Название темы должно содержать конкретику, с указанием некоторых произведений автора,
определенных групп животных или растений в тундре.
Титульный лист
Оформление содержания
Следующим за титулом идет оглавление, где содержится информация и номера страниц разделов доклада. Если текст небольшой и в нем нет разделов, допустимо эту страницу не оформлять.
Содержание
Написание основного текста
В этом случае применяются только строчные буквы, 12 или 14 размер шрифта TimesNewRoman. Отступ в абзацах – 12.5 мм. Точки после названия глав ставить не нужно. Интервал между строками – полуторный.
Если в написанном есть формулы, то они выносятся в отдельную строку, в центр и выделяются абзацами. Каждую формулу необходимо пронумеровать и заключить порядковый номер в скобки.
Написание формул
Таблицы и иллюстрации
В работах нельзя обойтись без схем, графиков, рисунков, фотографий, таблиц. Каждый объект должен быть пронумерован с указанием информативного и точного названия, с расположением по центру после упоминания его в тексте. К примеру: «Рисунок 1 -», «Таблица
1 -». После тире следует название.
Размещение таблиц
Список используемых источников литературы
Если текст для доклада взят из книг, то должно быть указание авторских фамилий, наименования, издательства и года выпуска. Так же нужно написать количество страниц в той или иной книге. В случае со статьями, взятыми из журналов, должно быть упоминание
авторов с названием статьи и журнала, года выпуска.
Список источников располагается на отдельном листе в соответствие с алфавитным порядком. Информацию, взятую из интернет-сети, также необходимо отметить указанием адреса источника.
Оформление списка с указанием использованной литературы
Рекомендации
Чтобы правильно подготовить и оформить школьный доклад, необходимо руководствоваться дополнительными рекомендациями:
- При составлении черновика работы не нумеруйте ссылки, так как в случае переделки списка (добавление или удаление источника) номера могут быть изменены. Делайте это в самый последний момент, когда будете убеждены в том, что работа закончена.
- Чтобы выступление было понятным для аудитории, необходимо раскрывать смысл непонятных и сложных терминов в тексте.
- Текст вашего выступления и оформленный материал может незначительно разниться. Выступление должно быть максимально упрощено для слушателя, но нельзя снисходить до разговорной речи – она не приветствуется.
- Руководствуйтесь возможностями Word, для создания автоматического оглавления. Оно принимается лучше, чем сделанное вручную. К тому же, программа автоматически открывает страницу соответствующей главы.
- Word выделяет все грамматические ошибки красной волнистой линией. Поэтому перед распечаткой текста, его нужно проверить.
- При проверке, необходимо обратить внимание на правильность шрифта, подписи к иллюстрациям и таблицам, на выравненный по ширине текст.
Итог
Докладчику следует помнить, что его работа является текстом для выступления. Поэтому главные ключевые моменты – информативность, лаконичность, доступность информации для аудитории. Оформление является вторичным фактором, хоть и немаловажным. Главное –
выступление.
Очень важно, чтобы преподавателю и аудитории было понятно, что ученик самостоятельно готовил работу, изучал источники, анализировал их и делал выводы. В любом случае, школьный доклад – пусть и небольшая, но, все-таки, научная работа.
Грамотный подход к написанию и оформлению работы повысит оценку и создаст приятное впечатление о выступающем.
А если нет времени или возможности, то всегда можете заказать курсовую, дипломную или реферат, не сомневаясь в качестве итоговой работы, команда РосДиплом гарантирует Вам оценку «Отлично»!
Требования к тексту: шрифт, объём, поля и нумерация
Как правило, для школьников не предъявляются такие строгие требования, как для студентов, но всё же, многие преподаватели предпочитают придерживаться основных правил оформления. Ведь каждый учащийся должен иметь элементарные понятия, так как в будущем предстоит писать очень много разнообразных работ в высших учебных заведениях. Перед тем, как оформлять доклад в школе, рассмотрим основные требования.
Итак, преподаватели стараются придерживаться ГОСТа 7.32-2001, так как он на сегодняшний день остается самым востребованным. По ГОСТу нужно придерживаться таких требований:
- шрифт Times New Roman;
- размер шрифта не менее 12 кегль, но многие преподаватели требуют 14 размер;
- межстрочный интервал – 1,5 мм;
- нумерация сквозная внизу страницы по центру и начинается с первой страницы, но на титульном листе и на странице с оглавлением номер не ставится;
- поля: левое – 3 см., правое – 1 см, а нижнее и верхнее по 2 см.
Лучше всего доклад печатать на компьютере, тогда он выглядит более аккуратно. Иногда учителя предъявляют свои требования и поэтому, нужно перед написанием уточнять у преподаватели все важные моменты, касающиеся оформления работы.
Обычно для школьников дается небольшой объем работы, в зависимости от возраста ребёнка. Чаще всего доклад нужно написать объемом от 5 до 15 страниц формата А4.
Нужна помощь в написании доклада?
Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Подробнее
Структура доклада школьника
Структура доклада стандартная и требования к ней одинаковые у каждого преподавателя.
Структура доклада состоит из:
- титульного листа;
- содержания;
- введения;
- основной части;
- заключения;
- списка использованной литературы;
- приложений (для школьников в редких случаях).
Все вышеперечисленные части кроме приложений должны быть в докладе обязательно. Оформление зависит от требований преподавателей, так как одни просят сделать доклад со ГОСТам – 7.32-2001 и 7.9-95, а другие – в виде сочинения по своему усмотрению.
Как оформить титульный лист
Перед тем, как заполнять доклад, необходимо правильно оформить титульный лист, где пишется название и номер школы, слово «Доклад», тема работы, данные ученика и преподавателя.
В самом верху по центру указывается название и номер школы. Посередине листа А4 пишется само слово «Доклад», а на следующей строке указываются предмет и тема работы. Затем отступаем несколько строк, и справа пишем: «Выполнил:», а ниже Ф. И. О исполнителя. На следующей строке «Проверил учитель:» и указывается Ф. И. О. преподавателя.
Посмотрите на образец, где показано, как правильно оформить титульный лист доклада или рефчерата в школе:
Титульная страница реферата (образец)
Как оформить содержание
В этом разделе указываются все части доклада. Сюда входят:
- введение;
- название глав и параграфов;
- заключение;
- список использованной литературы;
- приложения (если уместны).
Содержание должно выглядеть примерно так:
Содержание реферата (образец)
Как видите, на образце описаны все части, а напротив темы стоит номер страницы, что говорит о том, на какой странице можно найти тот или иной раздел. Имейте ввиду, что номера ставятся только после того, как доклад уже написан, ведь оглавление должно соответствовать действительности.
Как оформлять заголовки
Заголовки не выделяются заглавными буквами. Первая буква – заглавная, а последующие – прописные. Заголовки пишутся по центру страницы в самом верху, а точка после них никогда не ставится.
Иногда преподаватели требуют выделять заголовки жирным шрифтом, подчеркнутым или цветным. Все требования нужно заранее уточнять у преподавателя.
Что писать во введении, в основной части и заключении
Вступление начинается с определения цели. Например, можно написать так: «В своей работе мне хочется показать, что…».
После цели рассматривается объект и предмет исследования. Например, «Объектом моей работы – человек, а предметом является орудие труда, которым работают люди».
Затем нужно определить задачу: «Я поставил перед собой задачу рассмотреть, как работают люди в колхозе, что они от этого получают и каким орудием труда пользуются…».
Во вступлении обязательно указывается, почему данная тема актуальна, есть ли какие-то перспективы и т. д. Также нужно написать, что именно вы изучили самостоятельно. Например, сколько книг прочитано, какая идея выделена, какие графики или таблицы использовались и т. д.
После введения пишется основная часть с главами, где более подробно расписывается постановка проблемы.
После основной части пишется заключение, где описывается практически тоже самое, что и во введении, только в прошедшем времени. Например, «я показал, я нарисовал, я сделал выводы…». На заключение также выделяется не более 2 страниц.
Оформление разделов
Каждый раздел начинается с новой страницы. Иногда в разделах могут быть не только главы, но и параграфы. Всё зависит от сложности темы.
Сначала пишется введение, в котором должно быть описание на одну, максимум две страницы. После введения, с нового листа пишется название первого раздела, потом второго и т. д. Примерно на все разделы выделяется 10-12 страниц.
После описания основной части нужно писать выводы и заключение по теме доклада. Заключение начинается также с новой страницы.
Как оформить таблицы
Как правило, цифровой материал оформляют в виде таблицы. Таким образом, работа становится более аккуратной и удобно сравнивать показатели. Поэтому преподаватели часто требуют от учащихся построение таблиц.
Часто учителя требуют оформлять таблицы по ГОСТу 2.105-95.
Название таблицы должно отражать ее содержание чётко, кратко и понятно. Название таблицы указывается вверху слева над таблицей. Сначала пишется слово “Таблица” и ставится номер главы и номер таблицы. Например, ваша таблица оформляется в первой главе, а по счёту вторая таблица, тогда писать нужно так: “Таблица 1.2”. Затем ставится тире и пишется название таблицы. Например: “Таблица 1.2 – Название величин и их обозначение”.
Оформление таблицы (образец)
В докладе по тексту необходимо ссылаться на каждую таблицу, где указывается номер цифрового материала. Таблицу желательно размещать сразу же под текстом, где дана на нее ссылка. Однако, всё зависит от размеров. Если таблица большая и не поместилась сразу же под текстом, тогда разрешается ее оформить на следующей странице.
Заголовки строк и столбцов нужно писать с заглавной буквы, но уже подзаголовки должны начинаться со строчной буквы.
Однако, есть сложные таблицы, где в подзаголовках бывает несколько предложений. В этом случае новое слово после точки пишется с заглавной буквы.
Слово “Таблица” нужно указывать всего один раз. Если необходимо перенести таблицу на следующую страницу, тогда пишется “Продолжение таблицы”, а название писать не нужно.
Как оформить рисунки и диаграммы
В докладе может быть не только таблица, но и рисунки или диаграммы. Они нужны для лучшей наглядности. Количество иллюстраций не ограничено, лишь бы они раскрыли и пояснили излагаемый текст.
В соответствии с ГОСТом 2.105-95, рисунки (диаграммы) могут быть расположены, как по тексту, так и в конце изложения.
Любой рисунок нумеруется исключительно арабскими цифрами. Принцип точно такой же, как и в таблицах. Первая цифра – номер главы (раздела), а вторая – порядковый номер иллюстрации. Например, глава первая, а рисунок по счёту третий. Тогда пишется “Рисунок 1.3”.
Под рисунком по центру подписывается диаграмма (иллюстрация), ее номер и название (если есть). Не стоит забывать, что учащиеся создают рисунки самостоятельно и поэтому на них ссылки не нужны. Для наглядности представляем вам образец с рисунком.
Оформление рисунков (образец)
Как оформлять ссылки на источники
Как правило, доклад – авторский текст, где не должно быть плагиата. Поэтому, во время написания работы, необходимо ссылаться на те источники, откуда взялась та или иная информация.
Существует три основных вида ссылок:
- внутритекстовые;
- затекстовые;
- подстрочные.
Внутритекстовые ссылки находятся внутри доклада сразу же после цитаты или другого фрагмента. Для этого в квадратные скобки заключаются данные автора, название литературы, издательство и страницу. Не обязательно в ссылках указывать автора и другие данные. Достаточно написать порядковый номер использованного источника и номер страницы, где написана данная информация. Например:
Оформление ссылок на источники (образец)
Затекстовые ссылки – это ссылки на источники, которые находятся в конце работы. Как правило, затекстовые ссылки используют студенты, а от школьников такой вариант оформления не требуется.
И последние, подстрочные ссылки – это сноски, которые указывают на использованную литературу в самом низу страницы. Такое оформление преподаватель может потребовать, но очень редко.
Когда в тексте написана цитата, сверху над предложением необходимо поставить порядковый номер источника, который находится в сноске. Посмотрите, как ссылка выглядит на примере:
Оформление сносок на источники (образец)
Как видите, ничего сложного в оформлении ссылок нет. Главное, во время написания работы делать для себя пометки, откуда бралась информации и тогда вы легко справитесь со ссылками на использованные источники.
Оформление использованной литературы
Источники, которыми пользовался школьник при написании доклада должны быть указаны на последней странице. Список литературы оформляется в алфавитном порядке. Сначала указывается фамилия автора, его инициалы, а потом название учебника, издательство и год выпуска.
Часто школьники пользуются интернетом для написания доклада и это неудивительно. Однако, ссылки на источники пишутся после списка литературы. На примере видно, как правильно оформлять использованные источники:
Как оформлять приложения
Приложения редко используются в школьном докладе, но иногда без них не обойтись. Здесь содержатся рисунки, графики, диаграммы и таблицы, которые соответствуют теме работы.
Обратите внимание на важные нюансы при оформлении приложений:
- каждый график, таблица или рисунок должны быть сделаны на отдельном листе;
- у каждого приложения должно быть название, которое пишется по центру в самом верху страницы;
- листы приложений не нумеруются;
- оформление может быть не только книжной ориентации страницы, но и альбомной.
Заключение
Мы рассмотрели статью, как правильно оформлять доклад в школе. Теперь вы знаете, что можно придерживаться как требований учителя, так и ГОСТа. Как видите, ничего сложного нет в оформлении доклада. Если придерживаться выше написанного, тогда вам точно не снизят балл, так как работа выполнена качественно и по всем стандартным требованиям.
Ваш ребенок получил в школе ответственное задание — нужно подготовить доклад. Для чего и кому это нужно? Где брать информацию и какую? Как оформить эту работу? Вопросов обычно больше, чем ответов. Давайте разбираться вместе!
Доклад — это небольшое сообщение по заданной теме. Предполагается, что доклад будет сделан устно, но его текст лучше подготовить в письменном виде, особенно если в тексте доклада встречаются географические названия и имена, даты, числовые данные.
Для чего такая работа в начальной школе? Большинство современных профессий предполагают умение самостоятельно находить, отбирать, анализировать и обобщать информацию, а потом сообщать её слушателям.
Обучение составлению текстов для устных выступлений очень разумно начинать именно в начальной школе, поскольку возраст до 10-11 лет является сензитивным (оптимальным) периодом для формирования базы абстрактного словесно-логического мышления и возможной на его основе произвольной, осознанной речи. То есть очень важно именно в начальной школе предоставить ребёнку возможность получить необходимый опыт публичный выступлений, связанных не только с декламированием выученных наизусть текстов, но и учиться понемногу формулировать и высказывать собственные мысли, делиться найденной в литературных источниках информации, формулировать и отстаивать свою точку зрения.
В условиях школы чаще всего нет возможности организовать работу по подготовке докладов в классе. Поэтому, вероятнее всего, ваш ребёнок получит задание подготовить доклад в качестве домашней работы.
При подготовке доклада есть риск допустить следующие ошибки:
- отложить подготовку доклада до крайнего срока: наутро доклад должен быть готов, а сейчас уже поздний вечер. Работа будет выполнена на скорую руку. В итоге никакой пользы от работы над докладом ребёнок не получит;
- у вас нет времени и/или желания делать эту работу вместе с ребёнком, поэтому вы пишете доклад вместо него. Вы сэкономите время и нервы, но украдете у ребёнка шанс получить собственный опыт и важные навыки;
- вы знаете, что много информации есть в интернете, помогаете ребёнку найти готовый доклад во всемирной сети, скачиваете и распечатываете готовый текст. Ваш ребёнок рискует принести в школу доклад, написанный с грубыми фактическими и грамматическими ошибками, плохо оформленный, некачественный по содержанию.
Постарайтесь донести до ребёнка мысль, что доклад надо начинать готовить заранее. При этом вы готовы оказать посильную помощь, но не будете выполнять всю работу за ребёнка. Интернет — это один из источников информации, но готовые работы (рефераты, доклады) вы искать и приносить в школу не советуете.
В качестве источников информации можно использовать книги, журналы, учебные пособия, публикации в Интернете. Подборку книг и журналов ребёнку помогут сделать в школьной или районной детской библиотеке. При использовании материалов из «всемирной паутины» надо быть особенно внимательными, отдавая предпочтение электронным копиям статей и книг, а также специализированным сайтам для школьников (исключая странички с готовыми работами).
По объёму доклад предполагает выступление продолжительностью 3-5 минут. Это соответствует примерно 2-3 страницам печатного текста.
По структуре доклад предполагает наличие 3 частей:
- вступление — сообщается тема рассказа; объясняется, чем она интересна, почему автор доклада её выбрал. Для младшего школьника достаточно составить вступление к докладу из 3-4 предложений;
- основная часть — собственно доклад. Вначале сообщаются основные факты, даются определения понятий (например, что такое саванна). Далее раскрывается тема доклада (например, чем саванна отличается от других природных зон, где располагаются саванны, в чём особенности климата, растительного и животного мира).
- заключение — подводится итог сообщения, делается вывод по теме (например, что саванны — это особая природная зона, которая требует бережного отношения).
Текст доклада можно дополнить иллюстрациями, если они необходимы для пояснения текста, а не просто служат украшением. В начальной школе это чаще всего упрощенные карты и схемы, изображения объектов и животных, о которых говорится в докладе. Диаграммы, графики, другие способы абстрактного изображения цифр и фактов трудны для понимания в начальной школе, дети только учатся использовать их. Поэтому в текст доклада такие средства наглядности лучше не включать.
Доклад должен быть написан понятным, но не примитивным языком. Не настаивайте на использовании ребёнком сложным терминов, если он сам затрудняется в их произношении и объяснении их значения.
Главное требование к оформлению доклада — аккуратность. Текст может быть набран на компьютере и распечатан или написан вручную. Первой страницей доклада является титульный лист с указанием учебного предмета, темы и данных об авторе. Текст доклада можно разделить на логические части — так будет удобнее ориентироваться в тексте. Каждую иллюстрацию желательно подписать, чтобы было понятно, что именно на ней изображено. В конце доклада желательно указать список использованных при подготовке доклада источников.
Текст доклада необходимо несколько раз внимательно перечитать, убедиться, что все слова понятны. После этого нужно помочь ребёнку подготовиться к выступлению и примерить на себя роль слушателя.
Конечно, подготовка доклада потребует потратить некоторое время на изучение литературы по теме, выписки нужных фрагментов, набор или запись текста, подготовку иллюстраций. Но это время не пропадёт даром, а станет ещё одним маленьким кирпичиком в строительстве успешной карьеры, ещё одной возможностью для самореализации.
Доклад в школу. Очень часто школьники совершенно не задумываются над тем, что оформление подобной документации регламентируется специальными ГОСТами. Может быть, в школе учителя не настолько строго относятся к оформлению рефератов, докладов, проектных работ, но поступая в высшее учебное заведение, вчерашний школьник непременно столкнется с этими трудностями. Поэтому в школе все-таки рекомендуется требовать от детей правильного оформления документации. В материалах этой статьи вы найдете много полезной информации о том, как правильно оформить доклад в школу, а фото-материалы покажут примерные образцы оформления.
Требования к тексту: шрифт, объем, поля и нумерация
Доклад стал распространенным видом научно-практической деятельности в школе. Одним из этапов составления доклада является его оформление. Обычно школьникам не предъявляются строгие требования, но некоторые учителя предпочитают соблюдение основных правил оформления.
Текст должен быть размера 12 или 14 кегль (можно уточнить у преподавателя), шрифт Times New Roman, межстрочный интервал 1,5 мм. Поля должны быть стандартные: слева отступ 3 см, справа – 1 см, сверху и снизу по 2 см. Строки нужно выровнять по обе стороны.
Нумерация ставится внизу страницы по центру, начиная с первой, но на титульном листе и странице с содержанием номер не ставится.
Структура доклада школьника
Структура каждого доклада должна содержать следующие пункты:
- Титульный лист
- Содержание
- Введение
- Основная часть
- Заключение
- Список использованной литературы
- Список вложений (не обязательно)
Все требования по структуре и оформлению нужно уточнять у преподавателя, так как они могут отличаться, а некоторые вовсе требуют составлять доклад в виде сочинения. В любом случае, шрифт и поля лучше оформить по стандартам, даже если требований никаких нет.
Как правильно оформить титульный лист
Титульный лист включает в себя название школы, тему доклада, имя и данные ученика и преподавателя.
Название школы нужно указывать вверху по центру, посередине листа пишется слово «Доклад», а под ним – предмет и название работы. Через несколько строк с правой стороны ученик пишет слово «Выполнил» и указывает свое имя, а на следующей строке – «Проверил» и имя преподавателя.
Как правильно оформить содержание
В содержание включены все элементы структуры доклада, то есть:
- Введение
- Все главы и подпункты
- Заключение
- Список использованной литературы
- Приложения (если есть)
Напротив каждого пункта ставится номер страницы, на которой начинается данный пункт. Поэтому содержание лучше оформлять в конце, когда известны все номера страниц.
Как правильно оформлять заголовки
Каждый заголовок должен быть указан по центру на отдельной строке, но не выделен заглавными буквами (заглавная только первая). Точку в конце заголовка ставить не нужно.
Дополнительные требования могут включать выделения заголовка жирным шрифтом, курсивом или цветом, поэтому лучше уточнить и этот момент.
Что писать во введении, в основной части и заключении
Вначале нужно определить цель доклада, это можно сделать, взглянув на тему. Достаточно будет 3-4 предложений, который начинаются со слов: «В этой работе я хочу показать, что…» или другой вариант. Необходимо также обосновать значимость и актуальность доклада, почему была выбрала именно эта тема.
После введения можно приступать к разделам. Каждый раздел лучше начинать с новой страницы. Термины можно выделять жирным шрифтом, примеры – курсивом. По объему основная часть может занимать 10-12 страниц.
Заключение – это выводы, сделанные в процессе работы над данной темой. Для школьного доклада хватит нескольких абзацев, в зависимости от сложности темы, но если необходимо, разрешается написать больше (до двух страниц). Заключение обязательно начинается с новой страницы. Начать можно словами «Я пришел/пришла к выводу, что…», «Я определил/ла, что…» и так далее.
Как правильно оформить таблицы
Если доклад содержит цифровой материал, удобнее всего оформить его таблицей. У каждой таблицы должно быть четкое и краткое название. Его нужно разместить над таблицей слева, подписав «Таблица 1.1», где первая цифра – номер главы, а вторая – номер таблицы. После этого ставится тире и пишется само название таблицы с заглавной буквы без кавычек.
У каждой таблицы должна быть соответствующая ссылка в тексте. Удобнее всего, когда таблица размещена сразу после ее упоминания в тексте. Если таблица слишком большая и не влазит на текущую страницу, можно перенести на следующую. При переносе не нужно снова писать слово «Таблица», лучше обозначить как «Продолжение таблицы».
У строк и столбцов таблицы тоже есть заголовки, которые начинаются с заглавной буквы. Все подзаголовки пишутся уже со строчных букв. Исключение составляют подзаголовки, которые состоят из нескольких предложений, тогда они начинаются тоже с заглавной буквы.
Как правильно оформить рисунки и диаграммы
Доклад можно дополнить рисунками и диаграммами, но только если они действительно нужны для объяснения и уместны в тексте. Наглядность упрощает понимание и лучше раскрывает тему. Диаграммы не должны быть слишком сложными, особенно если это доклад школьника.
Иллюстрации нумеруются арабскими цифрами по такому же принципу, как и таблицы: первая цифра обозначает номер главы, в которой размещен рисунок, а вторая – порядковый номер рисунка (например, «Рисунок 2.3»). Однако, в отличие от таблиц, рисунки подписываются снизу и по центру, называть их не обязательно, главное указать слово «Рисунок» и номер.
Как правильно оформлять ссылки на источники
Так как доклад считается авторским текстом и не может содержать плагиата, он должен содержать ссылки на источники, откуда была взята информация.
Ссылки бывают внутритекстовые, затекстовые и подстрочные.
Внутритекстовые ссылки оформляются в квадратные скобки и включают информацию об авторе, названии работы, издательстве, а в конце указана страница. Но этого делать не обязательно, достаточно будет указать номер источника и страницу в круглых скобках.
Затекстовые ссылки в основном используют студенты, от школьников их не требуют. Это ссылки, указывающие на источники, которые находятся в самом конце работы.
И, наконец, подстрочные ссылки указывают на источник, который можно найти внизу страницы. В этом случае оформляется сноска с цифрой и ставится в конце цитаты.
Чтобы легче ориентироваться при оформлении ссылок, можно делать пометки в процессе работы, тогда процесс будет намного эффективнее.
Оформление использованной литературы
Вся литература находится в конце работы. Список оформляется соответствующим заголовком и подается в алфавитном порядке. Сначала указывается фамилия автора, потом инициалы, название источника, затем издательство и год выпуска.
Источники, взятые из интернета, оформляются в конце. Нужно указать, что это интернет-источник и подать ссылку на него.
Как правильно оформлять приложения
Этот пункт не обязателен при написании доклада, но иногда его нужно включить. Сюда входят все рисунки, диаграммы, схемы и таблицы. Приложения находятся в самом конце и могут быть не только портретной, но и альбомной ориентации.
Каждое приложение размещается на отдельной странице и подписывается сверху по центру (например, «Приложение 1»). В отличие от страниц с текстом, страницы с приложениями нумеровать не нужно.
Вместо заключения
Независимо от того, требует ли преподаватель оформлять доклад или нет, аккуратный вид и правильная расстановка всех элементов упростят задачу выступающего и оценивание работы преподавателем. Возможно, учитель даже повысит бал, обратив внимание на ответственное отношение к заданию. Стоить запомнить эти правила, так как они общеприменимы. Но единых требований нет нигде, поэтому нужно уточнять все детали в конкретном учебном заведении и у конкретного преподавателя.
Как оформлять доклад в школе (образец). Правила оформления школьных докладов любых классов
Содержание
- Требования к тексту: шрифт, объём, поля и нумерация
- Структура доклада школьника
- Как оформить титульный лист
- Как оформить содержание
- Как оформлять заголовки
- Что писать во введении, в основной части и заключении
- Оформление разделов
- Как оформить таблицы
- Как оформить рисунки и диаграммы
- Как оформлять ссылки на источники
- Оформление использованной литературы
- Как оформлять приложения
- Заключение
Довольно редко у школьников появляется желание разбираться в теме доклада и его написании. Но очень важно развить в себе подобные навыки, поскольку они очень пригодятся в дальнейшей жизни. В данном материале научимся составлять корректный доклад на заданную тему.
Требования к тексту: шрифт, объём, поля и нумерация
В отличие от студентов, школьникам предъявляют не такие строгие требования к написанию научных работ. Но их написание уже предусматривает подготовку ученика к написанию в будущем более серьезных работ. Поэтому практически каждый учитель обращает внимание не только на текст, но и на то, как оформлена работа.
Требования к оформлению есть стандартные, но иногда, особенно для школьников, они могут упрощаться. Можно всегда посмотреть, как выглядит реферат, образец фото не сложно найти в интернете. Учителя стараются придерживаться основных норм, которые особо востребованы на момент, когда пишется доклад или что-то другое. Во время работы стоит ссылаться на следующие требования:
- текст печатают, настроив шрифт Times New Roman;
- размер – 12, иногда допускается 14 кегль;
- между строк придерживаться 1,5 мм;
- порядок счета страниц начинается с первого листа, но цифры ставят только после главного листа и содержания.
На компьютере писать работу будет не так и сложно, но стоит помнить о том, что каждый учитель может иметь свои требования. Поэтому уточните заранее все детали, чтобы не пришлось переделывать всю работу после того, как она будет готова. Найдите информацию: как делать доклад образец для школьника – это упростит задачу.
Для учеников обычно объявляется не особо большой объем, все зависит от того, в каком классе учится ученик. Как правило, доклад школьника может иметь объем от 5 до 15 страниц. Но можно уточнить у учителя информацию о том, как правильно делать реферат для школьника, или попросить образец.
Структура доклада школьника
Несмотря на то, что требования к оформлению доклада, к структурированию работы у каждого учителя разные, в целом они одинаковые. Структура неизменная и выглядит обычно в работе так:
- лист титульный (обложка реферата, скачать можно в интернете);
- на следующем листе должно располагаться содержание;
- новый лист – здесь пишем введение;
- сам текст;
- заключение;
- список всей литературы, которая была использована для написания;
- иногда требуется приложение, но это чаще всего актуально для студентов, редко для школьников.
В докладе предусматриваются все вышеперечисленные аспекты. Оформление может быть и как доклад по госту, и как сочинение – все зависит от предмета, тематики, поставленных задач и прочего. Но всегда нужно пользоваться информацией о том как оформлять реферат, например образец можно скачать на нашем сайте.
Как оформить титульный лист
У каждой научной работы есть свое «лицо» – это главная страница, титульный лист. Важно его оформить по всем правилам, указать все необходимые данные (ученика, школы, учителя) и, конечно же, тему работы. Здесь мы рассмотрим, как оформить титульный лист реферата в школе. В самой средине листа пишут слово «Доклад», внизу под этим словом тема. Отступив немного, придерживаясь правой стороны, напишем «Выполнил:» и ниже свои инициалы. Следующая строка – данные преподавателя, пишем «Проверил учитель:» (инициалы).
Чтобы сделать все, как положено, стоит просмотреть, как оформить титульный лист реферата в школе образец, прямо на сайте.
Как оформить содержание
Здесь учитываются все части, начиная от введения и до приложения, если оно требуется. Если посмотреть на то, как правильно оформлять реферат образец для школы, то можно иметь четкое представление того, как все оформлять. Главное – помнить, что страницы проставляют уже тогда, когда работа полностью завершена. Оглавление должно быть реальным и действительным, чтобы в случае необходимости можно было воспользоваться им, ведь если будет ошибка, то рассчитывать на хорошую оценку не придется.
Как оформлять заголовки
Заголовки пишутся с большой буквы, но заглавными не выделяются. В самом верху пишут заголовок, в конце нельзя ставить точку. Только если заголовок состоит из двух предложений, после первого ставим точку, но после последнего ставить нельзя. Иногда учитель может предъявить требования к заголовкам, чтобы они были выделены жирным, или допускается цветным. Потому заранее уточняйте эти детали и попросите информацию относительно того, как правильно оформлять титульный лист реферата в школе образец, а также другие моменты, это упростит задачу.
Что писать во введении, в основной части и заключении
Начинается вступление с того, что определяется цель. К примеру, это может быть написано в таком плане: «В этой работе я хочу показать, что…». После раскрытия цели потребуется перейти к процессу детального изучения. Далее затрагивается вопрос задачи: «Я в своей работе преследую цель изучить…».
Как и обложка реферата, этот раздел также имеет свои правила оформления. Во вступлении нужно указать, почему именно эта тема так актуальна, также следует сделать акцент на том, что именно вы смогли сделать самостоятельно. К примеру, сколько книг изучено, какие применялись для работы графики или схемы и подобное. Далее идет сама основа, где все подробно описывается.
Когда тематика будет раскрыта и вместе со всеми разделами будет написана, идет заключение. В этом разделе описывается практически то же, что и во введении, только уже в прошедшем времени, на этот раздел выделяют несколько страниц. Писать нужно, к примеру, так: «Я сделал(а) выводы…», «Я в своем докладе показал(а)…».
Оформление разделов
Основная часть всегда делиться на разделы, при этом каждый из них начинается с нового листа. Иногда в разделах могут быть еще параграфы, все зависит только от сложности работы. На введение уходит несколько страниц, иногда достаточно одной. Название раздела обязательно пишут на новом листе и так каждый, затем второго и т.д., на все разделы приблизительно уйдет 10-12 страниц.
И вот когда все труды позади, остается написать выводы и заключение, которое сделал ученик после изучения конкретной темы. Но в конце работы постарайтесь особое внимание уделить главному вопросу в оформлении. Титульный лист презентации школьника, образец его можно увидеть на сайте, является лицом работы, на которую учитель обращает внимание в первую очередь.
Как оформить таблицы
Как правило, цифровая информация предоставляется в виде таблиц. Это является преимуществом, ведь показатели достаточно удобно сравнивать, и они всегда на виду. Потому часто учителя могут потребовать в работе применять таблицы. Пишут их по госту, на сайте есть много примеров и информации относительно того, какое оформление сообщения титульный лист, образец школьника и прочее.
Любая таблица должна иметь название, которое отображает содержание, чтобы сразу становилось понятно, о чем речь. Указывают название слева вверху. Пишут слово «Таблица», затем номер главы, и после номер таблицы. Если, к примеру, таблица оформляется в третьей главе, а по счету она четвертая, тогда нужно написать: «Таблица 3.4» после этого ставят тире и пишут название.
При этом важно помнить, что каждая таблица имеет свою ссылку. Рекомендуется таблицу помещать сразу же после того материала, в котором ее упоминают. Но все зависит от самих размеров, ведь таблица может просто не поместиться вся на одном листе с текстом, тогда ее потребуется разместить на другом листе.
Название столбцов пишут, конечно, с большой буквы, только подзаголовки начинаются со строчных букв. Но существуют еще сложные таблицы, они подразумевают другое написание. В таком случае, после первого предложения ставим точку, и следующее пишем с большой буквы. Помните, что слово «Таблица» только один раз указывается и если даже таблицу пришлось перенести, то пишут уже «Продолжение таблицы», само название при этом не пишут. Перед тем как начать писать работу следует изучить некоторые примеры, где есть вся информация, как располагать ссылки или какая должна быть обложка реферата, образец школьника поможет упростить задачу.
Как оформить рисунки и диаграммы
Такая работа как доклад может предусматривать не только наличие таблиц, в ней могут быть рисунки и другие материалы. Так работа будет более детализирована и наглядна. При этом количества таких иллюстраций может быть неограниченное количество, главное, чтобы они дополняли сам материал и поясняли текст.
Если ссылаться на параметры госта, такой материал может находиться сразу после текста или предложения. При этом каждый рисунок нужно пронумеровывать арабскими цифрами, все делается по принципу, как и с таблицами. Но не забывайте, что можно воспользоваться дополнительными источниками, помощниками, где есть реферат образец для школьника. Сначала пишут номер главы, а после номер иллюстрации. Если, к примеру, глава третья, а рисунок четвертый, то пишем «Рисунок 3.4».
По центру сразу после иллюстрации подписывают номер и ее название. Кроме этого стоит помнить, что некоторые школьные работы предусматривают самостоятельные рисунки, их не нужно подписывать и ссылки на них соответственно не потребуются. Чтобы все правильно оформить, посмотрите образец.
Как оформлять ссылки на источники
Доклад – авторский текст. Это означает, что во время написания потребуется указывать ссылки на источники, откуда была получена информация, чтобы не было плагиата. Ссылки бывают разными, все зависит от того, где именно они используются. Потому стоит рассмотреть, где какая ссылка может использоваться и в каком случае. Подобное оформление сообщения в школу можно найти в интернете и более детально изучить.
После цитат внутри доклада используют внутритекстовые ссылки, могут они писаться и в других местах. Чтобы их правильно оформить, заключают данные автора и другие требуемые показатели в квадратные скобки. Но не всегда нужно указывать все эти данные, будет достаточно просто указать номер источника и страницы, где этот источник имеет место быть.
Ссылки затекстовые – говорят своим названием о расположении – они находятся в конце доклада. Обычно такие ссылки применяются в студенческих работах, а вот для школьных не предусмотрены. Ссылки подстрочные – это сноски, их размещают в самом низу страницы. Это оформление в школьных работах также встречается редко, только иногда учитель может потребовать использование этих ссылок и только в старших классах.
Разобравшись во всех этих ссылках, можно понять, что все не так сложно. Главное, во время написания темы делать постоянно для себя пометки, где именно берется информация, делайте это в четкой последовательности, в таком случае оформление не заберет много времени и пройдет легко.
Оформление использованной литературы
Все источники, которые использовались при написании работы, должны располагаться в самом окончании и находиться после основной работы. Весь список необходимо оформить в алфавитном порядке, а также в определенной последовательности.
Достаточно часто школьники используют информацию в интернете, и это естественный процесс. Но только ссылки пишут после списка использованных источников. Чтобы иметь четкое представление, стоит просмотреть оформление доклада титульный лист в школе и остальных разделов.
Как оформлять приложения
Для школьных докладов приложения практически не применяются. Иногда бывает, что без них просто невозможно обойтись, например, это может зависеть иногда от требований учителя. В приложении находятся все иллюстрации, графики и рисунки, таблицы и подобное, что использовалось для работы и относится к ее тематике.
При этом важно помнить о некоторых моментах при оформлении приложения, а именно:
- каждое из таких приложений должно иметь свое название, которое указывают в верху страницы по центру;
- предусматривается не только фиксирование книжной иллюстрации страницы, но также и альбомной;
- каждая иллюстрация должна быть размещена на отдельных листах;
- нельзя нумеровать листы приложений.
Придерживаясь таких правил можно будет не беспокоиться о том, что сделано что-то неправильно. Но всегда можно посмотреть образец оформления приложений, как и оформление сообщения, и следовать всем четким инструкциям.
Заключение
Здесь мы смогли рассмотреть основной порядок написания, который поможет в работе. Теперь у вас есть представления о том, в какой последовательности нужно действовать, что можно писать по госту. В оформлении такой работы также нет ничего затруднительного, особенно если это школьное задание. Если работа будет написана по всем стандартам и требованиям, то школьник может рассчитывать на получение высокого балла за свои труды. На сайте представлено много информации, которая обязательно поможет, кроме этого есть обложка реферата для школьников, можно воспользоваться ей.
В действительности написание такой работы школьником позволяет ему стать ближе к более глубоким познаниям темы, дает возможность научиться правильно оформлять научные работы и быть готовым к поступлению в высшие учебные заведения, где его ждет написание новых докладов на более серьезные темы. На сайте представлено много полезной информации относительно написания таких работ, что является настоящим помощником для учащихся.
Так и не нашли ответ на вопрос?
Просто напишите,с чем нужна помощь
Мне нужна помощь
Другие материалы по написанию рефератов самостоятельно:
- В чём отличие реферата от долкада
- Как правильно оформить реферат в 2021 году
- Как написать реферат по книге
Это пост-памятка. В первую очередь для нас самих. Он содержит рекомендации и требования, принятые у нас в школах и других учебных заведениях при написании письменной самостоятельной работы учеником. Эти правила мы использовали, начиная с младшей школы для написания исследовательских работ, рефератов и докладов и заканчивая моими собственными курсовыми и дипломными работами в университете.
Здесь я собрала самые основные ответы на вопросы: как писать, что писать, как оформлять. Если вам в вашем учебном заведении не дали никаких указаний по написанию работы, то за основу можно брать эти правила – они являются самыми универсальными.
Ведь мало выбрать интересную тему, мало поставить опыты и эксперименты, мало провести исследование. Надо уметь его правильно описать и оформить!
За это ставятся определенные баллы, которые потом будут учитываться в общей оценке.
Конечно, лучше всего взять методические указания и правила подготовки работ именно на том конкурсе или в том учебном заведении, где он будет проходить. Обычно организаторы предоставляют их участникам.
Поэтому мои советы тут – это просто мой личный опыт написания работ, они не претендуют на роль образца:) Но чтобы с чего-то начать, изучить их стоит.
Исследовательский проект в школу |
Все эти рекомендации проверены и опробованы на себе – ежегодно наши с детьми проекты занимают призовые места на городских и республиканских конкурсах во многом благодаря правильно написанному докладу.
Примеры наших прошлых исследовательских работ:
Требования к оформлению работы.
Работа пишется на компьютере и распечатывается на листах обычной офисной бумаги формата А4.
Поля: левое 2,5 см, правое 1,5 см, верхнее и нижнее по 1 см.
Нумерация страниц: в правом нижнем углу. На титульном листе номер не пишется.
Шрифт текста: Times New Roman, 14 пт.
Межстрочный интервал: полуторный.
Общий объем работы: около 10 страниц в начальной школе и около 20 страниц в старшей школе. Не считая приложений, которые прикладываются к работе отдельно.
Титульный лист оформляется так:
План работы оформляется так :
Лично я предпочитаю нумеровать разделы цифрами, но бывает, что требуют именно римскими цифрами… Введение, выводы, список литературы и приложения не нумеруются.
Основная часть работы оформляется так:
Каждый пункт плана начинает описываться с нового листа. Название пункта должно полностью совпадать с тем, как он записан в плане. Сначала пишется заголовок: в центре строки всеми заглавными буквами и выделяется жирным. Шрифт и требования такие же, как и к обычному тексту.
После заголовка идет сам текст.
Список литературы оформляется так:
Правила оформление списка литературы – самые сложные и противоречивые правила в мире 🙂 Для них разработан специальный ГОСТ, который легко найти в интернете. Но лично мы обычно выполняем их в несколько упрощенном варианте и еще никто и никогда не делала нам замечания.
Внимательно следите, где какие знаки препинания ставить и где использовать заглавные буквы – это очень важно. Кроме того, имейте ввиду, что в списке сначала пишут “бумажные издания” в алфавитном порядке, потом электронные ресурсы в алфавитном порядке.
Итак, разные типы литературы оформляются так:
Книга без автора (название, определение, редактор (составитель и т.п.), город издания, издательство, год издания, общее кол-во страниц):
1.Космос: энциклопедия. / ред. Мельников М.Д. – М.: «Махаон», 2004. – 180 с.
Авторская книга (автор (или несколько авторов), название, город издания, издательство, год издания, общее кол-во страниц):
1.Зигель Ф.Ю. Сокровища звездного неба. – М.: «Наука», 1980. – 312 с.
Статья в журнале или газете (автор, название статьи, название журнала, номер, дата, страницы, на которых помещена статья):
1.Рогозин Д. Космический туризм: желающих не убывает. //Вселенная, пространство, время. – №5(83). – 2011. – С. 22-25.
Ссылка на электронный ресурс (название статьи, название сайта, url-адрес сайта):
Теперь перейдем к самому содержанию работы: как писать?
Очень тезисно я напишу структуру любого научного исследования – она подходит и для точных наук, и для гуманитарных. Канва в любом случае остается одна. Подходит она для любого возраста ученика, просто для младшей школы будет достаточно раскрыть каждый пункт в паре предложений, а для более серьезного уровня понадобится распространенное описание. Но суть остается той же.
1. Необходимо выбрать тему работы.
Она будет отражена в названии вашего доклада.
Любая работа должна обязательно содержать вашу самостоятельную разработку. Даже если вы берете какую-то давно известную тему или эксперимент, продумайте, в чем именно будет заключаться новизна именно вашего подхода. И какую часть работы ваш ребенок сможет сделать сам и потом объяснить самостоятельно членам принимающей комиссии на защите.
Как ни странно, даже конкурсы очень серьезного уровня грешат тем, что на них встречаются работы, которые просто взяты из интернета без всякой попытки сделать что-то самим. Например, именно это произошло как раз с этим Катиным докладом “Изучение дождевого червя в домашних условиях” – на следующий год на защите на конкурсе мы встретили работу точно с такими же опытами про червя, взятыми из моего блога, и такой же канвой. Представляете наш шок?
А еще при выборе темы подумайте, надо ли вам в сотый раз выращивать с ребенком на конкурс кристаллы соли и медного купороса или делать вулкан из соды и уксуса? Члены комиссии ежегодно принимают по десять таких стандартных докладов.
И подумайте, надо ли давать ребенку тему, до понимания которой он еще не дорос? Похвально желание родителей взять для доклада серьезную тему. Но если в результате весь научный аппарат написала мама, все наглядные материалы сделал папа, а ребенку оставили только как попугаю зачитать по бумажке подготовленный текст – то есть ли смысл в такой работе? Опять же до смешного доходит: ребенок на защите рассказывает о явлении, которое описывается сложными математическими формулами, а сам даже значений терминов не знает. И это выясняется при первом же дополнительном вопросе.
2. План работы.
Перечень пунктов работы с указанием страниц.
3. Вступление
(обычно по объему где-то страница-две).
Нужно определить цель работы (В своей работе я хочу показать, что…).
Определить объект или предмет исследования (Для этого я рассмотрел то-то и то-то...).
Определиться с постановкой задачи (Чтобы достигнуть цели работы, надо проделать то-то и то-то).
Описать методы исследования (Это я буду делать так-то и так-то…).
Во введении нужно обязательно подчеркнуть, почему вы эту тему считаете перспективной и в чем ваш личный вклад в ее изучение – что вы сделали самостоятельно (Мною был проведен такой-то эксперимент или мною был разработан макет, схема, график, создана компьютерная программа или презентация и т.п.).
4. Само содержание работы.
Занимает основной объем (около 10-20 страниц для школьных работ в зависимости от сложности темы). Лучше всего разбить его на несколько подпунктов.
5. Заключение.
В нем обычно пишут то же, что и во вступлении, только в прошедшем времени: я показал…, я сделал…, я провел…
По объему 1-2 страницы.
6. Список использованной литературы.
Не меньше трех наименований (оптимально – около десятка). Желательно, чтобы хоть одно из них (а лучше больше половины) было не электронным ресурсом, а “бумажной” книгой.
7. Приложения.
Все иллюстрации, схемы, карты должны быть не в тексте работы, а в приложениях. В тексте на них ставится только ссылка в скобках: (см. Приложение 1).
Каждое приложение дается на новой странице. Их можно нумеровать буквами: Приложение А или цифрами: Приложение 1.
Когда подсчитываешь объем работы, листы с приложениями не учитываются (т.е. если вам задали написать фиксированный объем, например, 10 страниц, то титульный лист, план, введение, заключение и список литературы туда входят, а приложения – нет. Поэтому реально работа может получится 15 страниц, если надо в объеме учесть приложения)
Какие документы и материалы нужно оформить?
У каждого конкурса есть свои требования, их надо узнавать заранее. Но обычно стандартная процедура такова – надо подать:
1. Заявку на участие в конкурсе
2. В оргкомитет (или кто там проводит конкурс) надо предоставить тезисы работы (очень сжатое описание работы: ее название, авторов, руководителя, ее цели, задачи и выводы) – все не более одного листа А4.
3. В оргкомитет надо сдать один экземпляр доклада и диск с записанной на него презентацией доклада (второй экземпляр всего этого надо взять с собой на защиту доклада в тот день, когда будут заслушиваться выступления)
4. Выступить перед комиссией с устным докладом – защитой работы
Защита доклада “Изучение дождевого червя в домашних условиях” на школьном этапе конкурса “Я- первооткрыватель”, Катя, 1 класс, 2015 г. |
И, наконец, как проводится защита работы.
Выступление должно занимать 5-7 минут. Не больше! Некоторые комиссии очень строго придерживаются регламента и прямо останавливают детей когда время вышло.Защита обычно сопровождается компьютерной презентацией, выполненной в формате Power Point (ppt) – ее надо принести с собой на флэшке. Презентацию выводят на большой экран, чтобы все присутствующие могли ее видеть. Хорошим тоном будет, если ребенок во время своего доклада будет обращаться к презентации – показывать на ней какие-то данные, фото, а не просто читать свой текст отдельно, а презентация будет идти за спиной только фоном.
Например, по ссылке вы можете посмотреть, как сделана наша презентация к докладу на конкурс “Я – первооткрыватель” от МАН (1 класс).
Хорошее впечатление производит, если ребенок будет говорит текст по памяти, а не читает с листа или с презентации. Потому что читающего ребенка слушать очень скучно. Кроме того, часто дети это делают настолько тихо и неразборчиво, что для остальных высидеть такой доклад – настоящее мучение! Поэтому свое выступление надо просто вызубрить и рассказывать с выражением.
Кроме того, всегда положительно оценивается, если ребенок не только рассказывает, но и принес какие-то наглядные пособия: модель, результаты опытов, хотя бы схему или плакат. Только нужно, чтобы в изготовлении его участвовал сам ребенок, хотя помощь взрослых допускается.
После выступления будут заданы дополнительные вопросы, ответы на которые тоже оцениваются комиссией.
Более того, обычно оценивается еще и активность на слушаниях – т.е. надо и задавать вопросы другим докладчикам.
А вот такие критерии оценки выступления ребенка (переписываю с листочка, выданного на защите доклада в МАН Крыма 2014 г.):
1. Уровень самостоятельности.
2. Уровень новизны и оригинальности идеи или методов.
3. Системность изложения материала.
4. Культура речи ученика.
5. Полнота ответов на дополнительные вопросы.
6. Активность (то есть надо самому задавать вопросы другим докладчикам).
Вот так – с одной стороны все просто, с другой – это надо знать, чтобы вашей интересной и полезной работе не сняли лишние баллы из-за ерунды: неправильно оформленного титульного листа или отсутствия пунктов плана.
Успешного вам написания работы!
Учебный доклад
Сегодня любой школьник, уже начиная с начальной школы, знает, можно сказать, на своей шкуре, что такое доклад. Новый ФГОС подразумевает, что каждый ученик каждый год обязан писать какую-то исследовательскую работу, т.е. принимать участие в проектной деятельности.
Финалом работы по проекту является написание учебного доклада и выступление с ним на разных уровнях, начиная от сообщения перед классом и кончая выступлением на общешкольной научно-исследовательской конференции и даже более высокого уровня.
Что такое учебный доклад?
Учебный доклад.
Учебный доклад – это вид доклада, который подготавливается школьниками и студентами средних и высших профессиональных учебных заведений по заданию преподавателя.
Как правило, тему здесь подготавливает преподаватель на основе тех потенциально интересных тем, которые не раскрыты в учебном плане на семинарских и практических занятиях, а должны изучаться учащимися самостоятельно.
Учебный доклад нужен для того, чтобы ученик получил первое представление о том, как раскрывать тему. Также он должен усвоить, как отвечать на поставленные вопросы. Делая свои первые доклады, ребёнок учится отделять главное от второстепенного, находить именно нужную информацию.
При написании учебного доклада формируется умение обосновывать те или иные утверждения, находя нужные аргументы, а также выдерживать требуемый количественный состав страниц. Кроме того, ученик приобретает способность пересказывать информацию своими словами, ведь антиплагиат здесь тоже очень строгий!
Как оформлять учебный доклад?
Основные требования к написанию учебного доклада
Как и у любого другого доклада, для учебного доклада нет какого-то специального ГОСТа, который бы регулировал его оформление. Здесь надо руководствоваться неписаными нормами, принятыми в международном научном сообществе. Так, единственный цвет, который может быть в работе – это чёрный. Исключением являются рисунки и другие иллюстрационные материалы, которые можно выполнять в цвете.
Основным (и, пожалуй, единственным) шрифтом является Times New Roman 12 или 14 кегля; отдельные элементы доклада могут выполняться 16 кеглем. Поля, если у вас в заведении не принято иное, по умолчанию составляют: левое – 30 мм, правое, верхнее и нижнее – по 20 мм. Более точно вам должны сказать преподаватели.
Структура учебного доклада
Содержание учебного доклада.
Любой доклад состоит из нескольких частей. Первой частью, которую видит любой, кто берёт распечатанный вариант в руки – это титульный лист. На нём указываются данные о докладе и его авторе. В верхней части листа с выравниванием посередине пишется полное название учебного заведения.
Далее на некотором расстоянии крупным (до 16) жирным шрифтом надо написать вид работы (доклад), причем в некоторых случаях его требуют писать заглавными буквами (в режиме CAPS LOCK). При этом в первой строчке пишется только само слово «Доклад», во второй строчке – предмет, по которому он пишется, а в третьей – название в кавычках. После этого, опять-таки на некотором расстоянии, с выравниванием по правому краю пишутся данные автора (его фамилия, имя и класс) или авторов, если их несколько. Также в этом блоке надо написать, какой учитель проверил работу (в начальной школе это не требуют).
Последним пунктом, в последней строке и с выравниванием посередине, будет населённый пункт, в котором писалась работа (читай, где находится школа и, скорее всего, живёт ученик). И да, нумерация страниц в работе начинается с титульного листа, но номер на нём не проставляется.
Второй страницей в обязательном порядке является содержание. В нём указывается, на какой странице начинается тот или иной раздел. Каждый параграф основной части (если таковых несколько) начинается с новой страницы, а в конце желателен мини-вывод.
Как выбрать тему учебного доклада?
Третьей частью работы является введение. Его основная роль – заинтересовать читателя / слушателя, дать понять, о чём будет работа. Как его лучше написать – посмотри в другой нашей статье.
Четвёртой частью работы является основная часть. Именно в ней и заключается вся «соль». В ней описывается основная работа, что было проведено, какая информация найдена, к каким результатам пришли в ходе написания проекта. Обрати внимание, что словосочетания «основная часть» как такового в содержании быть не должно! В нём пишутся только заголовки разделов.
После основной части следует заключение. В нём надо отметить, к каким результатам ты пришёл, какие выводы сделал.
Последней частью доклада будет библиография, или список источников (которые в школе, кстати, тебе, скорее всего, подберёт учитель). Существуют определённые правила оформления источников, которые прописаны в специальном ГОСТе.
Что касается объёма работы в страницах, то он может быть разным. Это прописывается в специальных школьных актах, как и другие аспекты. Учитель обязан довести это до вашего сведения.
Как правильно выступить с докладом?
Устный доклад лучше всего дополнить презентацией. Она поможет слушателям лучше усвоить информацию, ведь, как известно, мы лучше воспринимаем написанный текст и видимую графическую информацию. Особо важные моменты текста можно также вынести на слайды.
Выступление
Общее время выступления не должно превышать 10 минут. Чтобы уложиться в его, надо дома заранее потренироваться. Речь должна быть не слишком быстрой, чтобы слушатели могли уловить суть, и не слишком медленной, чтобы они не зазевали. Также неплохо будет, если ты сам несколько раз перечитаешь работу на предмет ошибок и дашь её кому-нибудь почитать, хотя бы родителям. А чтобы иметь такую роскошь, как возможность всё это сделать, тебе надо не тянуть до последнего, а написать работу побыстрее.
Конечно, здесь мы написали общие рекомендации, но в основном всё зависит только от тебя. Удачи!
Фразы-клише для оформления учебного доклада
28 октября 2017 108 6
Учебный доклад требует от автора не только качественного содержания, но и достойного оформления. Органичное сплетение этих составляющих делает работу…
Читать далее »
Подборка универсальных правил написания и оформления учебного доклада
05 января 2018 63 4
За долгую историю существования учебного доклада, сформировалась целая система правил его написания. Некоторые из них оглашаются преподавателем, другие же…
Читать далее »
Нужна помощь при написании учебного доклада?
11 ноября 2017 61 5
При написании учебного доклада редко возникают трудности, но студентам первых курсов и школьниками все же необходима помощь, для того чтобы процесс работы над…
Читать далее »
Учебный доклад и его стандарты — это нужно знать
21 октября 2017 66 4
Учебный доклад — это сообщение в устной форме, к которому заранее готовятся. Школьные или студенческие доклады относятся к категории учебных. Доклад создают по…
Читать далее »
Методические рекомендации по написанию докладов.
Данные методические рекомендации разработаны в помощь учащимся общеобразовательных учреждений. Основная задача образования заключается в формировании творческой личности, способной к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи маловероятно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к обучающемуся. Необходимо перевести обучающегося из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Происходящая в настоящее время реформа образования связана, по своей сути, с переходом от парадигмы обучения к парадигме образования. В этом плане следует признать, что самостоятельная работа обучающихся является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.
Когда учащиеся выполняют самостоятельную работу они приобретают навыки работы с информационными источниками, развиваются способности анализа, синтеза, обобщения, творческого мышления, активизируются интеллектуальная активность и творческий подход к решению учебных задач. Один из способов решения данной проблемы это формирование у учащихся способности работать с первичным текстом, преобразовывая его во вторичный. Вторичные тексты служат для обработки, хранения, передачи информации. В процессе создания вторичных текстов учащиеся приобретают навыки самостоятельной деятельности: получение, переработка информации, ее преобразование. К вторичным текстам относятся: доклады, рассуждения, рефераты, сообщения, эссе, конспекты, рецензии, критические статьи.
Что же такое доклад? Существует много определений этого понятия. Рассмотрим некоторые из них.
Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение на определенную тему.
Доклад – это удобная форма изложения конкретной информации. Доклад может служить средством выражения оценки той или иной ситуации, а также представления результатов качественного и (или) количественного анализа данных в четкой и сжатой форме.
Доклад – это краткое изложение содержания научного труда специалистов по избранной теме, обзор литературы определенного направления. Такой обзор должен давать читателю представление о современном состоянии изученности той или иной научной проблемы, включая сопоставление точек зрения специалистов, и сопровождаться собственной оценкой их достоверности и убедительности.
Доклад – вид самостоятельной работы, который используется в учебных и вне аудиторных занятиях и способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает критически мыслить.
Доклад – вид самостоятельной научно-исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.
Различают два вида докладов: научный доклад и учебный доклад. Научные доклады готовятся научными работниками для представления своих результатов на научной конференции, научном семинаре и др. К учебным докладам относятся школьные доклады, студенческие доклады и любые другие доклады, подготавливаемые обучающимися высших и средних образовательных учреждений. Как правило, преподаватель формирует темы докладов на основе учебного материала, который не рассказывается на лекциях и семинарских занятиях, а выносится на самостоятельное изучение обучающимися. Таким образом, заслушивание докладов, подготовленных обучающимися, позволяет преподавателю не только успешно дополнить лекционный материал, но и оценить умение обучающихся самостоятельно работать с учебной литературой и научными текстами. Обучающийся в ходе подготовки доклада приобретает новые знания, формирует важные научно-исследовательские умения, осваивает методы научного познания, совершенствует навыки публичного выступления.
Этапы работы над докладом.
1. Подготовка к написанию доклада.
На этом этапе необходимо проанализировать тему доклада, подобрать необходимую литературу. Составить примерный план доклада по результатам работы с литературой. Этот этап требует от докладчика большой самостоятельности и интеллектуальной работы. Выполнение такого вида работы способствует формированию у учащихся навыков самостоятельной научной деятельности, повышению их теоретической и профессиональной подготовки, лучшему усвоению учебного материала. Такая работа способствует формированию умений анализировать и систематизировать получаемую информацию.
2. Написание чернового варианта доклада.
Здесь необходимо написать черновой вариант доклада. Текст должен раскрывать тему доклада, обладать связностью и цельностью. На данном этапе необходимо провести самоанализ доклада, то есть, определить, отвечает ли он требованиям.
В содержание необходимо оценить
— отвечает ли доклад поставленным целям
— аргументирована ли новизна и актуальность работы;
— в достаточной ли степени раскрыта сущность вопроса;
— обоснованы ли приведенные факты, доказательства; понятна ли их суть;
— подчеркивают ли выводы и заключения вескость приведенных фактов;
— обоснован ли выбор источников;
— соответствует ли доклад/реферат предъявляемым стандартам.
В структуре необходимо уточнить план доклада. Распределяя материал в той или иной последовательности, можно заметить преимущества и недостатки каждого из структурных вариантов, а так же выдержать правильную последовательность в изложении.
При самом внимательном прочтении черновой версии. Следует уделить внимание следующим рекомендациям:
— отметить страницы, к которым необходимо будет еще раз вернуться; не задерживаться на них при первом чтении;
— оценить, можно ли выразить ту или иную мысль обстоятельнее, более убедительно;
— изменить предложения на простые и короткие, иначе чтение будет затруднено, а смысл потеряется;
— выделить заголовки и пронумерованные пункты (читателю будет легче понять ход рассуждений);
— отразить статистические данные в виде графика, диаграммы, таблицы (таким образом, они легче воспринимаются и, следовательно, становятся более информативными);
— представить себя на месте заинтересованного читателя/слушателя, быть критичным к собственному произведению.
3. Оформление доклада.
Доклад выполняется на листах писчей бумаги формата А-4 в Microsoft Word, OpenOffice Writer объемом 5-10 страниц текста. Размер шрифта – 14; интервал – 1,5; с нумерацией страниц сверху страницы посередине, абзацный отступ на расстоянии 2,25 см от левой границы поля. В тексте обязательны ссылки на первоисточники. Количество источников: не менее 5-8 различных источников, При оформлении работы соблюдаются поля:
левое – 25 мм;
правое – 10 мм;
нижнее – 20 мм;
верхнее – 20 мм.
Структура.
Структура доклада, как правило, индивидуальна и зависит от особенностей научной работы и ее темы, однако традиционно включает в себя следующие части.
1. Титульный лист.
2. План (оглавление, содержание). В нем последовательно излагаются названия пунктов доклада (простой план). Доклад может структурироваться по главам и параграфам (сложный план). Здесь необходимо указать номера страниц, с которых начинается каждый пункт плана. Каждая глава начинается с новой страницы. Заголовки каждой главы, параграфа печатаются в середине строчки, в конце заголовка точка не ставится. Не допускаются кавычки и переносы слов.
3. Вводная часть (введение). Формулируется тема доклада, определяется место рассматриваемой проблематики среди других научных проблем и подходов, т.е. автор объясняет ее актуальность и значимость. Даётся краткий обзор источников, на материале которых раскрывается тема.
Далее раскрывают цель (например, показ разных точек зрения, разных подходов на определенную личность или явление, событие) и задачи (в качестве задач можно давать описание позиций авторов, раскрывать различные стороны деятельности).
4. Основная часть. Структурируется по главам, параграфам, количество и названия которых определяются автором и руководителем. Основной материал излагается в форме связного, последовательного, доказательного повествования, иллюстрация автором основных положений. Подбор материала в основной части доклада должен быть направлен на рассмотрение и раскрытие основных положений выбранной темы; выявление собственного мнения обучающегося, сформированного на основе работы с источниками и литературой.
Обязательными являются ссылки на авторов, чьи позиции, мнения, информация использованы в докладе. Оформляются ссылки и цитаты в соответствии с правилами. Ссылки могут быть двух видов: внутритекстовые и подстрочные.
Во внутритекстовых ссылках на произведение, включенное в список литературы, после упоминания о нем или после цитаты из него в скобках проставляют номер, под которым оно значится в списке.
В подстрочных ссылках приводят полностью библиографическое описание произведения, на которое дается ссылка. Такая ссылка располагается под текстом после линии длиной 2 см.
При повторных ссылках на одно и то же произведение приводятся только фамилия и инициалы автора, заглавие произведения и соответствующие страницы.
5. Заключение. Подводятся итоги выполненной работы, краткое и четкое изложение выводов, анализ степени выполнения поставленных во введении задач. Подтверждается актуальность проблемы и перспективность, предлагаются рекомендации. Заключение должно быть кратким, вытекающим из содержания основной части.
6. Список используемой литературы. Указывается не менее 5-8 различных источников . Расположение источников следует по алфавиту: фамилии авторов и заглавий документов. В список вносится перечень всех изученных обучающимся в процессе написания доклада монографий, статей, учебников, справочников, энциклопедий и проч.
Организация учебной деятельности является важной составляющей современного педагогического процесса. Она позволяет мобилизовать обучающихся на качественное усвоение изучаемого материала по определенной теме: научить находить, отбирать необходимый материал, перерабатывать его, сопоставлять и сравнивать факты, работать с литературой, источниками и в итоге выработать свое суждение по изучаемой теме. После написания доклада предполагается выступление с ним перед одноклассниками, где выступающий доносит до слушателей ту информацию, которую он получил при работе с различными источниками. В результате чего учащиеся не только приобретают навыки самостоятельной деятельности, но и учатся выступать перед аудиториями, что способствует развитию их интеллектуальности.
Подобный вид самостоятельной работы обучающихся ориентирован на осознание, заинтересованное изучение предмета и позволяет подготовить к восприятию более сложных дисциплин, требующих умения систематизировать, анализировать, излагать материал и формулировать собственное мнение.
Так же умение в написании докладов поможет учащимся при учебе в средних профессиональных и высших учебных заведениях, где особое внимание уделяется самостоятельному освоению разнообразного материала. Полученный опыт при работе над докладом может быть использован при подготовке курсовых и дипломных работ.