Всего найдено: 18
Довожу до вашего сведения(,) что(,) в целях сокращения сроков доведения протокола до заинтересованных лиц(,) рассылка протокола будет реализована посредством функционала электронной системы документооборота без направления дополнительных информационных документов в адрес заказчика. Подскажите пожалуйста, как правильно расставить запятые, и почему?
Ответ справочной службы русского языка
Достаточно одной запятой перед придаточной частью, начинающейся с союза что. Обособлять оборот с непервообразными предлогом нет необходимости. Подробнее об этом можно прочитать в «Справочнике по пунктуации».
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как сейчас правильно пишется обращение к одному человеку, например «Прошу Вас», «Довожу до Вашего сведения» с заглавной или строчной буквы. Многие говорят, что в деловом письме нужно писать все строчными буквами. Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Если это обращение к одному конкретному лицу, Вы следует писать с большой буквы. Подробнее см. в «Письмовнике».
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, нужны ли в этом случае запятые? Если да, то почему? Довожу до вашего сведения, что ученик 8 класса (?) Иванов Иван (?) постоянно прогуливает уроки.
Ответ справочной службы русского языка
Запятые не нужны. Имя ученика не несет на себе пояснительного оттенка значения, при котором оно должно обособляться. Ср. с примером из свода «Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник» (под ред. В. В. Лопатина. М., 2006): Четвертой бригады дежурный бригадир Зырянский дежурство по колонне принял.
Довожу до вашего сведения, что соразмерность взыскиваемой задолженности можно рассчитать (,) только при наличии заявления о выдаче судебного приказа и (,) прикрепленного к нему (,) расчетУ (?) задолженности. 1. Правильно ли расставлены запятые и какие правила пунктуации здесь действуют? 2. расчетУ или расчетА задолженности? Спасибо)
Ответ справочной службы русского языка
Верно: Довожу до вашего сведения, что соразмерность взыскиваемой задолженности можно рассчитать только при наличии заявления о выдаче судебного приказа и прикрепленного к нему расчета задолженности.
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как правильно написать в письме: «Повторно довожу до Вашего сведения, что Вами не выполнены…» или «Повторно довожу, что Вами не выполнены…», я считаю, что первый вариант является правильным, а директор настаивает на втором, кто прав?
Ответ справочной службы русского языка
В значении «уведомляю» верно довожу до Вашего сведения.
С прописной или строчной буквы писать слово «Вашего» в «Довожу до Вашего сведения»?
Ответ справочной службы русского языка
Воспользуйтесь, пожалуйста, «Письмовником».
Подскажите пожалуйста нужна ли запятая в этих случаях: 1) Прошу Вас, списать с подотчета …
2) Данным письмом, довожу до вашего сведения, о том что, на сегодняшний день…Заранее спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Запятые не нужны. Обратите внимание: во втором предложении слова о том лишние. Правильно: довожу до вашего сведения, что на сегодняшний день… (вот здесь перед что запятая нужна).
Скажите, пожалуйста, в каких случаях при обращении к руководству можно говорить «довожу до Вашего сведения» или «сообщаю Вам»?
Ответ справочной службы русского языка
Обе конструкции употребительны. Выбор за Вами.
Здравствуйте. Нужно ли выделять запятыми фамилию и имя:
Довожу до Вашего сведения, что я (,) Иванов Иван (,) проживаю по адресу.
Ответ справочной службы русского языка
Запятые нужны: Довожу до Вашего сведения, что я, Иванов Иван, проживаю по адресу…
Правильно ли расставлены запятые: «Довожу до Вашего сведения, что несмотря на направленное в Ваш адрес письмо «О сборе и отправке расчетно-финансовых документов» имеют место нарушения в отправке расчетно-финансовых документов в адрес…»
Ответ справочной службы русского языка
Лучше поставить запятые перед _несмотря_ и _имеют_.
1. «Довожу до Вашего сведения следующее, несмотря на достигнутые на совещании договоренности, вопрос о заключении договора между __ и __ до настоящего времени не решен». Как правильно сформулировать данное предложение и правильно расставить знаки препинания?
2. Предлагаю разместить ГОСТ Р 6.30 на сайте или хотя бы упоминание о нем (вышлю почтой)
Ответ справочной службы русского языка
1. Предложение составлено верно, после слова _следующее_ вместо запятой лучше поставить двоеточие. 2. Пожалуйста, перешлите Ваше предложение на portal.gramota.ru.
«Довожу до Вашего сведения…» — слово «Вашего» пишется с заглавной или прописной буквы?
Ответ справочной службы русского языка
См. http://spravka.gramota.ru/blang.html?id=171 [«Письмовник»].
Добрый день! Ответье, пожалуйста, как провильно:
Довожу до Вашего сведения о существенных нарушениях в работе системы…
Довожу до Вашего сведения существенные нарушения в работе системы…
Объясните, как верно использовать конструкцию «Довожу до Вашего сведения»
Спасибо
Ответ справочной службы русского языка
Верное употребление: _Довожу до Вашего сведения, что…_
Ответ на вопрос № 219412 не совсем то, что я хотел уточнить.
«Настоящим довожу до Вашего сведенИя (в смысле «я Вас информирую»), что…» или
«Настоящим довожу до Вашего сведенЬя, что…»
Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: _сведения_.
Уважаемые! Как правильно:
«…довожу до Вашего сведенИя…» или
«…довожу до Вашего сведенЬя…»?
Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
См. ответ № 176838.
* в новой вкладке
Оформление документов должно соответствовать нормам и правилам официально-делового стиля современного русского языка. Служебные записки, распоряжения должны четко, понятно и лаконично доносить информацию. Сегодня мы рассмотрим, как можно использовать выражение “довожу до вашего сведения” и его близкие синонимы.
Особенности употребления выражения “довожу до вашего сведения” в официально-деловом стиле
Выражение “довожу до вашего сведения” характерно для официально-делового стиля. Оно чаще всего используется в следующих жанрах:
- докладная записка;
- служебная записка;
- объяснительная;
- деловое письмо;
- распоряжение.
Отличие первых трех заключается в адресате. В случае докладной записки возможно взаимодействие со сторонними организациями. Служебная и объяснительная предназначены для сотрудников внутри одной компании.
Документы информируют, уведомляют о каком-либо происшествии, событии. Также могут пояснять действия, которые необходимы для выполнения задачи. В некоторых случаях прилагаются к основным материалам в качестве сопроводительной записки.
В организациях для всех подобных документов часто используется только словосочетание “служебная записка”. Основной текст вводится оборотами делового стиля “довожу до вашего сведения”, “информирую”, “сообщаю” и другими.
Этим выражениям предшествует информация о:
- адресанте;
- адресате;
- структурном подразделении;
- названии документа.
Необходимо дополнительно проставить внутренний регистрационный номер, дату. При желании допускается обозначить тему записки. На документе должна присутствовать виза, подпись адресанта с расшифровкой.
Примеры оформления служебных записок
В служебных записках информация вводится характерными маркерами, речемами официально-делового стиля. Одним из наиболее распространенных является выражение “довожу до вашего сведения”.
Например, информация о правонарушении на рабочем месте может доноситься в такой форме:
“Довожу до вашего сведения, что 19.09.2022 слесарь цеха №3 Самсонов Андрей Александрович употреблял спиртные напитки в бытовке.
На информацию о недопустимости таких действий ответил нецензурно. Согласно уставу организации недопустимо распитие алкогольных напитков на рабочем месте.
Также это является нарушение правил безопасности. Также информирую, что аналогичная ситуация имела место 08.08.2022, о чем было сообщено в служебной записки №36 от 09.08.2022. Прошу привлечь Самсонова А. А. к ответственности.”
Основная цель служебной записки лаконично донести некие сведения. Не стоит употреблять витиеватые конструкцию. Нехарактерно начинать документ со слов “знаю”, “сигнализирую”, “знакомлю” и подобными. Уместно написать “довожу до вашего сведения следующую информацию”:
“Довожу до вашего сведения следующую информацию: в отделе по работе с клиентами вышел из строя компьютер ИНВ №0978973 балансовой стоимостью 115 000 (сто пятнадцать тысяч) российских рублей. Прошу разрешить списание.”
Служебные записки также могут выражать просьбу и быть одним из основания для распоряжения:
“Довожу до вашего сведения, что необходимо отозвать работника Скворцова Олега Михайловича из ежегодного оплачиваемого отпуска, так как возникла потребность выполнить работы по установке холодильного оборудования в срок до 09.09.2022.”
Знаки препинания в выражении
Конструкция “довожу до вашего сведения” с точки зрения синтаксиса является односоставным определенно-личным предложением.
В определенных ситуациях оно может употребляться в качестве самостоятельной единицы, например:
— Вы мне угрожаете?
— Довожу до вашего сведения.
В официально-деловом стиле используется в составе сложноподчиненных или бессоюзных предложений. Знаки препинания регулируются пунктуационными нормами.
В сложноподчиненных предложениях перед союзом или союзным словом ставится запятая:
“Довожу до вашего сведения, что необходимо выполнить замену оборудования”.
При этом первая часть может быть главной более чем для одной придаточной:
“Довожу до вашего сведения, что компьютер сломался и что поставка принтеров задерживается.”
Придаточные части являются однородными. Так как они связаны союзом “и”, запятая не требуется.
В бессоюзных предложениях необходимо двоеточие:
“Довожу до вашего сведения следующую информацию: работник отказался выполнять поставленную задачу”.
Этот знак препинания ставится, так как вторая часть поясняет и дополняет содержание первой.
Языковые и контекстуальные синонимы для “довожу до вашего сведения”
Существует более десятка синонимов к “довожу до вашего сведения”. Языковые иногда не подходят для использования в официально-деловом стиле.
Например, в предложении “Довожу до вашего сведения, что работник должен быть отозван из отпуска” нельзя заменить первую часть на “объявляю”, “знакомлю”, “рассказываю”, “ввожу в курс дела”. Эти слова подходят для устной формы общения, однако недопустимы в официальных документах.
Некорректно употреблять синоним “докладываю”. Он сохраняет лексическое значение, однако не соответствует нормам официально-делового стиля. Использование этого слова допустимо в военной сфере.
Универсальными синонимами к фразе “довожу до вашего сведения” являются следующие выражения:
– информирую вас;
– ставлю вас в известность;
– сообщаю вам;
– уведомляю вас;
– извещаю вас;
– оповещаю вас.
-
Каждым из этих синонимов допустимо заменить “довожу до вашего сведения”. Эти фразы легко подставляются в подобные предложения:
“Довожу до вашего сведения (информирую, сообщаю и так далее), что за особые заслуги бухгалтеру Солоповой Арине Михайловне необходимо предоставить премиальное вознаграждение”.
Опечатка? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
Информационно-образовательный центр проекта “Панда-копирайтинг”
Поиск ответа
Всего найдено: 17
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как сейчас правильно пишется обращение к одному человеку, например «Прошу Вас», » Довожу до В ашего сведения» с заглавной или строчной буквы. Многие говорят, что в деловом письме нужно писать все строчными буквами. Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Если это обращение к одному конкретному лицу, Вы следует писать с большой буквы. Подробнее см. в «Письмовнике».
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, нужны ли в этом случае запятые? Если да, то почему? Довожу до в ашего сведения, что ученик 8 класса (?) Иванов Иван (?) постоянно прогуливает уроки.
Ответ справочной службы русского языка
Запятые не нужны. Имя ученика не несет на себе пояснительного оттенка значения, при котором оно должно обособляться. Ср. с примером из свода «Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник» (под ред. В. В. Лопатина. М., 2006) : Четвертой бригады дежурный бригадир Зырянский дежурство по колонне принял.
Довожу до в ашего сведения, что соразмерность взыскиваемой задолженности можно рассчитать (,) только при наличии заявления о выдаче судебного приказа и (,) прикрепленного к нему (,) расчетУ (?) задолженности. 1. Правильно ли расставлены запятые и какие правила пунктуации здесь действуют? 2. расчетУ или расчетА задолженности? Спасибо)
Ответ справочной службы русского языка
Верно: Довожу до в ашего сведения, что соразмерность взыскиваемой задолженности можно рассчитать только при наличии заявления о выдаче судебного приказа и прикрепленного к нему расчета задолженности.
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как правильно написать в письме: «Повторно довожу до В ашего сведения, что Вами не выполнены. » или «Повторно довожу, что Вами не выполнены. «, я считаю, что первый вариант является правильным, а директор настаивает на втором, кто прав?
Ответ справочной службы русского языка
В значении «уведомляю» верно довожу до В ашего сведения.
С прописной или строчной буквы писать слово «Вашего» в » Довожу до В ашего сведения»?
Ответ справочной службы русского языка
Подскажите пожалуйста нужна ли запятая в этих случаях: 1) Прошу Вас, списать с подотчета .
2) Данным письмом, довожу до в ашего сведения, о том что, на сегодняшний день.
Ответ справочной службы русского языка
Запятые не нужны. Обратите внимание: во втором предложении слова о том лишние. Правильно: довожу до в ашего сведения, что на сегодняшний день. (вот здесь перед что запятая нужна).
Скажите, пожалуйста, в каких случаях при обращении к руководству можно говорить » довожу до В ашего сведения» или «сообщаю Вам»?
Ответ справочной службы русского языка
Обе конструкции употребительны. Выбор за Вами.
Здравствуйте. Нужно ли выделять запятыми фамилию и имя:
Довожу до В ашего сведения, что я (,) Иванов Иван (,) проживаю по адресу.
Ответ справочной службы русского языка
Запятые нужны: Довожу до В ашего сведения, что я, Иванов Иван, проживаю по адресу .
Правильно ли расставлены запятые: » Довожу до В ашего сведения, что несмотря на направленное в Ваш адрес письмо «О сборе и отправке расчетно-финансовых документов» имеют место нарушения в отправке расчетно-финансовых документов в адрес. «
Ответ справочной службы русского языка
Лучше поставить запятые перед _несмотря_ и _имеют_.
1. » Довожу до В ашего сведения следующее, несмотря на достигнутые на совещании договоренности, вопрос о заключении договора между __ и __ до настоящего времени не решен». Как правильно сформулировать данное предложение и правильно расставить знаки препинания? 2. Предлагаю разместить ГОСТ Р 6.30 на сайте или хотя бы упоминание о нем (вышлю почтой)
Ответ справочной службы русского языка
1. Предложение составлено верно, после слова _следующее_ вместо запятой лучше поставить двоеточие. 2. Пожалуйста, перешлите Ваше предложение на portal.gramota.ru.
» Довожу до В ашего сведения. » — слово «Вашего» пишется с заглавной или прописной буквы?
Ответ справочной службы русского языка
См. http://spravka.gramota.ru/blang.html?id=171 [«Письмовник»].
Добрый день! Ответье, пожалуйста, как провильно: Довожу до В ашего сведения о существенных нарушениях в работе системы. Довожу до В ашего сведения существенные нарушения в работе системы. Объясните, как верно использовать конструкцию » Довожу до В ашего сведения» Спасибо
Ответ справочной службы русского языка
Верное употребление: _ Довожу до В ашего сведения, что. _
Ответ на вопрос № 219412 не совсем то, что я хотел уточнить. «Настоящим довожу до В ашего сведенИя (в смысле «я Вас информирую»), что. » или «Настоящим довожу до В ашего сведенЬя, что. » Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Уважаемые! Как правильно: «. довожу до В ашего сведенИя. » или «. довожу до В ашего сведенЬя. «? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
можно ли так писать: Довожу до В ашего сведения, о том, что.
Ответ справочной службы русского языка
Предложение некорректно. Верно: _ Довожу до В ашего сведения, что. _
Правильное правописание: “сведения” или “сведенья”
Определение и разбор слова
Данное слово является существительным, которое часто употребляется в нашей речи.
Несмотря на частое употребление этого слова, при написании возникают сложности.
Давайте с этим разберёмся.
Существует два варианта правописания анализируемого слова:
- “сведен ия “, где слово оканчивается на “-ия”,
- “сведен ья “, где слово оканчивается на “-ья”.
Как правильно пишется: “сведения” или “сведенья”?
Согласно орфографической норме русского языка правильным является первый вариант:
Отметим, что вариант написания “сведенья” является устаревшим и в современной речи не используется.
Существительное “сведения” является формой множественного числа именительного падежа слова “сведение”.
Важно знать, что данное слово имеет два совершенно разных значения, но оба варианта оканчиваются на “-ия”.
Све́дения – известия о чем-либо.
Сведе́ния – уменьшение, сокращение, упрощение, выведение, уничтожение.
Обратите внимание на то, что слова пишутся одинаково, но имеют разное лексическое значение и ударение.
Как правильно пишется словосочетание «довести до сведения»
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: переформировать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «доводить»
Ассоциации к слову «сведение»
Синонимы к словосочетанию «довести до сведения»
Предложения со словосочетанием «довести до сведения»
- Но, доведу до сведения читателей, там не было ничего утешительного, по крайней мере для покойного князя.
Цитаты из русской классики со словосочетанием «довести до сведения»
- Компания имеет честь довести до сведения почтеннейшей публики, что она на вновь открытых заводах — винокуренных, кожевенных, свечных и мыловаренных — принимает всевозможные заказы, ручаясь за добросовестное выполнение оных и, в особенности, за их своевременность.
Сочетаемость слова «довести»
Сочетаемость слова «сведение»
Значение словосочетания «довести до сведения»
Довести до сведения чьего — сообщить, уведомить. См. также довести. (Малый академический словарь, МАС)
Афоризмы русских писателей со словом «довести»
- Голова ль ты моя удалая,
До чего ж ты меня довела?
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение словосочетания «довести до сведения»
Довести до сведения чьего — сообщить, уведомить. См. также довести.
Предложения со словосочетанием «довести до сведения»
Но, доведу до сведения читателей, там не было ничего утешительного, по крайней мере для покойного князя.
Бесстрастно-официальный голос девушки-диспетчера доводил до сведения граждан объявления о начале регистраций и прочую полезную информацию.
Урбаняк руководил секретной частью полка, кроме того, из личных разговоров со своим командиром знал то, что тому доводили до сведения в вышестоящих штабах.
источники:
http://russkiypro.ru/pravilnoe-pravopisanie-svedeniya-ili-svedenya/
http://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE-%D0%BF%D0%B8%D1%88%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8+%D0%B4%D0%BE+%D1%81%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F
Письмо — основное средство переписки между деловыми партнерами.
Деловое письмо — это письменное обращение к должностному лицу (представляемому им предприятию, организации, учреждению), подготовленное в соответствии с правилами переписки. Письма могут готовиться компанией:
— как ответные — в связи с исполнением ранее принятых вышестоящим органом управления (власти) решений;
— как сопроводительные — в связи с необходимостью сопровождения пересылки адресату каких-либо документов (материалов);
— как ответы — в связи с получением запросов различных организаций, а также физических лиц (граждан);
— как инициативные.
Текст письма должен точно соответствовать заданию, зафиксированному в резолюции руководителя компании или предписаниям (указаниям) документа, в ответ на который готовится письмо. Сроки подготовки писем определяются исходя из сроков, отведенных на исполнение решения (запроса) в ранее полученном письме (документе) и с учетом типовых сроков исполнения документов.
Текст делового письма, как правило, должен касаться одного вопроса. Освещение в тексте делового письма нескольких вопросов допускается, если эти вопроса тематически взаимосвязаны и могут быть изложены ясно и кратко. Ниже приведены рекомендации по подготовке проекта содержания делового письма.
10 важных рекомендаций
по подготовке проекта содержания делового письма
1. Просмотрите (подготовьте) черновик письма. Выделите в нем три основные части — вводную часть, констатирующую или отчетную часть, а также заключительную часть, содержащую выводы, предложения или указания (в зависимости от направленности письма).
2. Во вводной части, открывающей основной текст и следующей сразу за вступительным обращением (указанием на содержание письма), определите одну-две проблемы, о которых вы намереваетесь написать. Обозначьте их общее состояние двумя-тремя предложениями.
3. В констатирующей (отчетной) части уточните (детализируйте) характеристику состояния дел. Ответьте на вопросы, поставленные в письме вашим респондентом. Дайте краткую оценку того, что выполнено на текущий момент. Выделите нерешенные проблемы, кратко остановитесь на причинах.
4. В заключительной части поместите выводы и предложения (указания) относительно разрешения существующей ситуации или перспектив деятельности в данной области. Поручения давайте конкретно, предложения излагайте немногословно, и в том, и в другом случае действуйте обдуманно, особенно при описании вопросов финансирования, при установлении сроков решения тех или иных задач и т.п.
5. Составьте список приложений, надпишите адрес и вступительное обращение, подпишите черновик письма (или укажите необходимые данные лица, к которому документ будет направлен на подпись). После этого передайте проект документа на оформление.
6. Откорректируйте и отредактируйте оформленный (отпечатанный набело) документ, внесите в текст правку. Еще раз прочитайте. После этого передайте документ на окончательное оформление, не забыв при этом указать количество экземпляров. Просмотрите в последний раз оформленный документ. Подпишите его или представьте на подпись. Если вы сами оформили и подписали письмо, передайте его для подготовки к отправке. Черновик документа и последний экземпляр храните у себя до истечения надобности в нем. Данный пункт исполняется после просмотра всего текста (включая сведения об исполнителях и т.д.) окончательного варианта документа.
7. Обратите внимание не только на содержание послания, но и на форму его подачи. Имейте в виду, что написанное, по сути, верно деловое письмо может произвести обратное желаемому воздействие на адресата в силу неверного тона или шероховатости стиля изложения.
8. Старайтесь максимально верно расставлять по ходу содержания делового письма смысловые акценты. Изложение начинайте с главной мысли, составляющей тему (предмет) документа, которую затем последовательно развивайте.
9. Не следует писать деловые письма в состоянии сильного гнева или под воздействием иных эмоций — это самым нежелательным образом отразится на их содержании. Если же все-таки рука «сама тянется к перу», то, дописав последнюю строчку, не спешите с отправкой этого опуса — отложите ее, по крайней мере, до следующего дня.
10. Избегайте использовать в деловых письмах сомнительные по толкованию слова и выражения — поскольку двусмысленность содержания ведет к его недопониманию. Стремитесь к тому, чтобы написанное было написано по возможности просто и доходчиво.
Изложение делового письма производится от третьего лица единственного числа либо от первого лица единственного или множественного числа. Как правило, текст делового письма состоит из двух частей.
В первой части излагается причина, основание или обоснование составления письма, приводятся ссылки на документы, являющиеся основанием подготовки письма. Во второй части, начинающейся с абзаца, — выводы, предложения, просьбы, решения и т.д.
Оформление документа производится на бланке письма. Письмо подписывает лицо, распорядившееся о его подготовке, а инициативное письмо, кроме того, — исполнитель письма.
Реквизитами документа являются:
1. Дата документа.
2. Регистрационный номер документа.
3. Ссылка на регистрационный номер и дату документа (для ответных писем).
4. Сведения об адресате.
5. Заголовок к тексту.
6. Текст.
7. Подпись.
8. Отметка о наличии приложения.
9. Отметка об исполнителе.
10. Идентификатор электронной копии документа.
5 важных рекомендаций
по оформлению проекта делового письма
1. Напечатанный текст должен в точности соответствовать черновику документа. Достоверность текста, набранного под диктовку, затем выверяется в ходе повторной читки во избежание ошибок и несоответствий действительному положению вещей. Во всех остальных случаях набранный текст сверяется с первоисточником и при необходимости корректируется.
2. Документ не должен содержать ошибок. При обнаружении таковых в процессе проверки необходимо произвести верификацию электронной версии, после чего распечатать в исправленном виде.
3. Текст письма должен отчетливо читаться при умеренном освещении. Если это затруднительно, переоформите его: отпечатайте текст письма более насыщенным или более крупным шрифтом. Обратите внимание на наличие и расстановку абзацев, отделение частей текста пустыми строками (отступами) в необходимых случаях: это правило неукоснительно соблюдается для выделения вводной и заключительной частей письма. Использование этих несложных приемов позволит получателю письма быстрее и глубже ознакомиться с его содержанием.
4. Обратите внимание и на то, в каком состоянии находится бумага (бланк), предназначенная для оформления письма: она должна быть абсолютно белой, без каких-либо дополнительных оттенков, поскольку желтизна бумаги невольно намекает на ее возраст, а сероватый цвет — на неряшливость или скупость владельца.
5. Для подписи используйте чернильную ручку с чернилами черного (темного) цвета, поскольку они более гармонично сочетаются с текстом письма. При этом чернила не должны «просвечивать» (т.е. быть слишком жидкими), а перо — царапать. В сигнатуре (подписи) на документе должны хорошо различаться первые четыре буквы фамилии отправителя (если фамилия короткая — то все буквы).
Рекомендации по использованию отдельных наиболее часто употребляемых слов и устойчивых словосочетаний при подготовке содержания деловых писем
1. Синтаксические конструкции, используемые для изложения мотивов, объяснения причин для принятия тех или иных действий:
В порядке оказания помощи прошу Вас…
В целях обмена опытом направляю в Ваш адрес…
В порядке исключения…
Ввиду особых обстоятельств…
В связи с завершением работ по…
В связи с принятием решения о…
В соответствии с ранее достигнутой договоренностью…
По взаимной договоренности между…
Согласно Вашей заявке…
Несмотря на то-то и то-то, продолжает иметь место…
2. Формулировки для выражения отказа:
Несмотря на предпринятые нами (организацией) усилия, Ваше указание остается невыполненным в связи с…
К сожалению, удовлетворить Вашу просьбу не представляется возможным, поскольку…
Ваше распоряжение не может быть выполнено к установленному сроку по следующим причинам…
Мы не можем предоставить интересующую Вас информацию, так как…
Организация не располагает возможностью для выполнения данной задачи из-за отсутствия…
3. Формулировки для выражения предупреждения (уведомления):
Обращаем Ваше внимание на то, что через такое-то время срок соглашения истекает…
Организация вынуждена предупредить Вас о том, что…
Считаем необходимым еще раз напомнить Вам о том, что…
Организация сохраняет за собой право в одностороннем порядке приостановить действие договора в связи с…
Взятые на себя организацией гарантийные обязательства утрачивают свою силу…
Ставим Вас в известность о том, что…
Организация извещает о…
Сообщаю Вам…
Довожу до Вашего сведения, что…
Докладываю о…
4. Устойчивые распорядительные обороты:
Ввести в эксплуатацию…
Обязать руководителя…
Возложить контроль за исполнением настоящей директивы на…
Назначить расследование по факту…
Изыскать дополнительные возможности для…
5. Формулировки для выражения просьб:
Прошу Вас направить в мой адрес…
В связи с острой необходимостью в… настоятельно прошу Вас…
Убедительно прошу Вас решить вопрос о…
В рамках предварительной договоренности с представителем Вашей организации прошу рассмотреть возможность…
Исходя из величины годового лимита по… прошу изыскать для нужд организации…
6. Формулировки для подчеркивания особой важности сведений:
Безопасность гарантируется…
Документация выслана в ваш адрес курьером…
Предпринимаются энергичные меры по…
Конфиденциальность информации обеспечена…
Содержание проекта оперативно корректируется…
Выявленные недостатки уже устраняются…
Выделены дополнительные средства на…
Спланированы необходимые мероприятия, направленные на…
В кратчайшие сроки организуется…
Обеспечен повседневный жесткий контроль за…
7. Устойчивые обороты речи:
наименее сложный… наиболее важный…
наилучший эффект… наихудший результат…
оказать помощь… произвести проверку…
руководство считает возможным… организация не возражает…
срочно сообщите… немедленно устраните…
обеспечьте выполнение… создайте необходимые условия…
доложите предложения по… оптимальное решение…
вероятные сроки… подтвердите получение…
сообщите данные… направьте в мой адрес…
подготовьте к отправке… решите самостоятельно…
8. Наиболее часто употребляемые глаголы:
выполнить (исполнить), решить (разрешить), обязать, завершить, прекратить, направить (отправить), обратить (внимание на…), ввести (в эксплуатацию), спланировать (скоординировать), осуществить (реализовать), создать, восполнить (пополнить), организовать, обеспечить, сообщить (доложить), представить (предоставить), уточнить, установить, устранить, выявить (выяснить).
9. Наиболее часто употребляемые прилагательные:
срочный (оперативный), второстепенный, перспективный, важный, главный (основной), ведущий, серьезный (существенный), плановый, дополнительный, полный, недостаточный, заключительный, промежуточный, общий, конкретный, высший, первичный, лучший, худший, надежный.
10. Стилистические запреты:
Следует использовать:
Вместо Пишите
В отношении, относительно… О…
Благодаря тому факту, что… Потому что…
Приобретать… Покупать…
Принять во внимание… Учесть…
При сем прилагается… Приложение…
Оказывать влияние… Влиять…
За исключением… Кроме…
В целях… Для…
В том случае, если… Если…
В настоящее время… Сейчас…
Перечисление… Платеж…
Наращивать темпы… Ускорять…
Прилагать усилия… Пытаться…
Элементы стиля
Личный стиль
Формальный стиль
Использование местоимений «я»,
«мы», «вы», «нам», «наш»
Мы предлагаем вам…
Отказ от местоимений, замена их
существительными «организация»,
«подразделение», «сотрудник» и т.п.
Предприятие предлагает клиентам…
Прямое обращение, просьба
Пожалуйста, подавайте отчет
в срок…
Констатация
Отчет необходимо подавать в срок…
Использование эмоционально
окрашенных выражений
Стремительный рост
Использование нейтральной лексики
Увеличение
Использование оценочных
выражений
Мы победили
Объективная констатация фактов
Был получен положительный результат
Использование активных оборотов
Выполняем, предлагаю
Использование пассивных оборотов
Выполняется, хотелось бы предложить
Использование простых слов
Переработка, сейчас
Использование «книжных» оборотов
Утилизация, в настоящее время
Использование глагольных
сказуемых
Менеджер руководил
Замена глаголов абстрактными
конструкциями
Менеджер осуществлял руководство
Упоминание чувств
Я с огорчением узнал о…
Мы были рады услышать…
Использование канцелярских клише
Вследствие того обстоятельства, что…
Мероприятие имеет своей целью…
Деловая переписка не терпит дополнительных неделовых речевых оборотов и в том числе каких-то графических изображений. Письмо должно быть сдержанным и достаточно официальным.
Есть одно простое правило: нужно внимательно смотреть, как тебе отвечают или пишут.
Если человек использует сухой деловой язык, то лучше «зеркалить» примерно в той же мере, но ввести больше естественности. Если ваш корреспондент допускает более свободный, естественный язык, это значит, что вам нужно по возможности в том же стиле с ним общаться.
Одна из составляющих искусства эффективного делового общения заключается в том, чтобы, не нарушая формализованных рамок, дать максимальный простор естественному общению. Но здесь необходимо чутье — в какой мере можно позволить себе эту естественность. И она с разными людьми разная. Если ты не хочешь обострить отношения с кем-то, а, наоборот, хочешь создать и укрепить отношения сотрудничества, то нужно искать способы сделать так, чтобы твое письмо было приятно читать другой стороне, чтобы оно вызывало добрые, хорошие эмоции.
«Кадровик. Кадровое делопроизводство», 2008, N 8
Как правильно сообщить деловую информацию
За почти 300 лет существования жанра делового письма сложились определенные правила и стандарты, которых принято придерживаться в деловом мире. Этой статьей мы открываем цикл публикаций о стилистике и правилах оформления деловых писем — на традиционных (бумажных) носителях, а также расскажем о деловой переписке в формате sms-сообщений и e-mail (электронной почты). В статье рассмотрены правила оформления письма-сообщения.
Стандартные аспекты делового письма используются в тексте исходя из практической необходимости, определенной таким понятием, как речевая ситуация. Для деловой переписки понятие речевой ситуации включает следующие необходимые факторы (рис. 1).
Основные объективные факторы речевой ситуации
┌────────────────┐
│Речевая ситуация│
└───────┬────────┘
┌──────────────────┼─────────────────────┐
│/ │ │/
┌──────────┴─────────┐ │ ┌───────┴───────┐
│Коммуникативные роли│ │ │Фактор адресата│
└──────────┬─────────┘ │/ └───────┬───────┘
│ ┌─────┴─────┐ │
┌─────┴─────┐ │Фактор цели│ ┌────────┴───────┐
│/ │/ └─────┬─────┘ │/ │/
┌────┴────┐ ┌────┴───┐ │ ┌────┴─────┐ ┌─────┴────┐
│Инициатор│ │Ответчик│ │ │Социальный│ │ Степень │
│ │ │ │ │ │ статус │ │знакомства│
└─────────┘ └────────┘ │ └──────────┘ └──────────┘
┌─────────────────────┼───────────────────────┐
│/ │/ │/
┌───────┴──────┐ ┌──────────┴──────────┐ ┌───────┴──────────┐
│Информирование│ │Поддержание отношений│ │ Воздействие │
└──────────────┘ └─────────────────────┘ └──────────────────┘
Рис. 1
На приведенной схеме выделены основные объективные факторы речевой ситуации, среди которых, пожалуй, самым важным является фактор цели. Поскольку ясно осознанная и хорошо сформулированная цель — основа коммуникативного успеха, она подается в виде речевой формулы, ключевым словом которой является глагол-действие: прошу, сообщаем, предлагаем, требуем и т.п.
Речевые цели связаны с необходимостью:
(а) привлечь внимание к проблеме, информировать адресата;
(б) побудить к действию — решению проблемы, склонить к участию в чем-либо, заставить совершить необходимое действие;
(в) документировать, придать юридический статус какому-либо событию (чаще всего финансовой операции);
(г) поддержать деловые отношения, сделать их более прочными.
Цель определяет тематический и функциональный тип деловой бумаги, композицию письма, его тональность. Однако особое значение в этой связи имеет ключевая формула. Так, цель, предполагающая воздействие на адресата, часто реализуется в виде формулы, состоящей из мотивационной части и собственно речевого действия.
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│В связи с изменением цен на энергоносители просим Вас привести в│
│соответствие с новыми тарифами расчеты за IV квартал 1996 г. │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
При этом мотивация должна отвечать принципу достаточности, а речевое действие должно быть реализовано в убедительной и вежливой форме.
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│Мы были бы рады получить от Вас ответ не позднее… │
│С удовольствием сообщаем Вам… │
│Требуем незамедлительно погасить задолженность… │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Фактор адресата влияет на выбор этикетных фраз, состав и оформление реквизитов, иногда даже на лексический состав текста письма и его объем: к народным избранникам, к заслуженным деятелям науки и культуры, к высокопоставленным чиновникам обращаются со словами: «глубокоуважаемый», «многоуважаемый», в остальных случаях — «уважаемый»:
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│Глубокоуважаемый Дмитрий Сергеевич! │
│Уважаемый г-н Кутю… │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
В случае если адресат хорошо известен, для обращения используется формула, включающая имя и отчество адресата:
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│Уважаемый Владимир Егорович… │
│Уважаемая Марина Алексеевна! │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Практику обращения только по имени в русских деловых письмах нельзя считать плодотворной, хотя она появляется сегодня в деловой корреспонденции. Обращение регулирует социальную дистанцию общения. У русскоговорящих есть прекрасный инструмент такого регулирования — обращение по имени и отчеству в условиях официального общения и обращение по имени в неофициальной обстановке. Эти различия представляют традиции русской речевой культуры.
Письмо хорошо знакомому адресату, постоянному партнеру, коллеге будет более лаконичным, что объясняется общим знанием каких-то реалий, подробностей.
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│Транспорт прибыл 21.01.1996. Просим подтвердить дату отправки и наличие│
│сопроводительных документов. │
│С уважением, Барабин Е.Л. │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Такой текст приближается к телеграфному по лаконизму. И напротив, чем менее знаком адресат, тем полнее должна быть информация, содержащаяся в письме.
Обдумывая первую фразу письма, мы выбираем не только конструкцию высказывания, но и его тональность. Именно последняя часто определяет выбор лексических средств:
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│Позвольте сообщить Вам… │
│Мы с удовольствием сообщаем Вам… │
│Примите к сведению… │
│Доводим до Вашего сведения… │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Приведенные выше стандартные выражения функционально однородны, однако тональность их ощутимо различается. В одном случае подчеркивается уважительное отношение к адресату, обладающему достаточно высоким социальным статусом, во втором — официальность, административное давление.
Коммуникативные роли — это роли инициатора письменного диалога и отвечающей стороны. Инициативные письма, требующие ответа, — в деловой практике это коммерческие письма. Причем отвечать нужно по возможности быстро, желательно в трехдневный срок. Максимальная отсрочка ответа не должна превышать 10 — 12 дней.
Ролевые позиции инициатора и ответчика реализуются в тексте письма в виде устойчивых формул ввода сообщения:
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│Настоящим отвечаем на Ваше письмо за… от… │
│Отвечаем на Ваш запрос о поставке запасных частей от… │
│Позвольте предложить Вам… │
│Прошу Вас выслать образцы материалов… │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Причем в письмах-ответах обязательно повторяются формулировки инициативного письма. Например, письмо-ответ, содержащее отказ в просьбе или отклонение предложения, составляется по схеме:
1) повторение просьбы;
2) причины, по которым просьба не может быть удовлетворена или почему предложение не может быть принято;
3) констатация отказа или отклонения предложения.
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│На Вашу просьбу о дополнительной оплате торговой наценки на учебники│
│сообщаю, что между Главным управлением образования Самарской области и│
│Роскнигой в 1995 г. соглашение подписано не было. Поэтому оплачивать│
│торговую наценку в размере 25% Главное управление образования не будет. │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
В заключение инициативных писем часто употребляются фразы, указывающие на желательные сроки ответа:
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│С нетерпением ждем Вашего письма. │
│Просим ответить по возможности скорее. │
│Просим ответить в двухнедельный срок. │
│Прошу отослать ответ обратной электронной почтой. │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Инициативные письма, не требующие обязательного ответа:
— письма-сообщения,
— письма-требования,
— письма-предупреждения,
— гарантийные письма,
— благодарственные письма,
— письма-напоминания,
— сопроводительные письма,
— письма-заявления,
— письма-извещения,
— письма-приглашения,
— рекламные письма,
— письма-предложения (представления).
Рассмотрим один из названных видов инициативных писем — письмо-сообщение. Если вам необходимо передать партнерам (коллегам, клиентам) информацию о событиях или фактах, имеющих сколько-нибудь существенное значение для осуществления деловой активности (вашей лично или организации, которую вы представляете как должностное лицо), то в этом случае можно составить письмо, которое в деловой практике именуется письмом-сообщением.
В наиболее распространенном случае такое сообщение служит для подтверждения получения письма (приложенных к нему материалов или документов), а также для изложения сопутствующей информации (информации, имеющей отношение к теме данного письма). В деловой практике письма-сообщения также используются и в случае, когда нужно дать ответ адресату на полученное от него послание. В ряде случаев письма-сообщения могут направляться третьим лицам — к примеру, если для разрешения какого-либо вопроса, затронутого в послании, требуется вмешательство со стороны.
Особенностью оформления письма-сообщения является выделение обращения. Как правило, это достигается двумя способами:
1) начальное предложение открывается словом «Сообщаю» («Сообщаем»);
2) при расположении внутри текста указание на характер письма выделяется прописными буквами или полужирным шрифтом (Сообщаем, сообщаю).
При этом в заголовок к тексту слово «сообщение», как правило, не выносится.
Структура письма-сообщения не всегда характеризуется четким разделением на абзацы. Объем текста в большинстве случаев составляет до половины машинописного листа. Возможны следующие варианты организации структуры послания:
1) краткое изложение сути сообщения в первом абзаце и изложение сопутствующей информации — во втором и последующих абзацах;
2) развернутое изложение сути сообщения в одном-двух начальных абзацах и изложение сопутствующей информации — в последующих абзацах;
3) развернутое изложение сути сообщения в одном-двух начальных абзацах и оценка (пояснение) автором значимости сообщенной информации для порядка и содержания деловой активности.
Особенностью содержания ответного письма-сообщения является обязательное упоминание о получении послания адресата (нередко — со ссылкой на дату и номер). Как правило, значительная часть письма-сообщения при этом отводится оценке полученной информации.
Что касается первичных сообщений, то для их содержания наиболее характерно четкое и ясное изложение сути сообщаемой информации. При этом порядок изложения может осуществляться относительно свободно (рис. 2 — 5).
Письмо-сообщение в связи с намерением адресата пересмотреть
содержание действующего договора о сотрудничестве
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Генеральному менеджеру │
│ торгового дома «Прайм» │
│ М.Ю. Иванову │
│ │
│ Многоуважаемый господин Иванов! │
│ В ответ на Ваше обращение сообщаю, что в настоящее время руководство│
│предприятия полагает нецелесообразным пересмотр порядка оплаты по│
│соглашению о поставках продукции и взаимных расчетах на 2008 г. Приглашаю│
│Вас вернуться к обсуждению этого вопроса при подготовке проекта│
│соглашения на 2009 г. │
│ │
│ С почтением, │
│ Коммерческий директор фабрики «Русский трикотаж» │
│ О.С. Симонина │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Рис. 2
Ответ на сообщение в связи с намерением адресата
пересмотреть содержание действующего договора
о сотрудничестве
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Коммерческому директору │
│ фабрики «Русский трикотаж» │
│ О.С. Симониной │
│ │
│ Глубокоуважаемая Оксана Станиславовна! │
│ Откликаясь на пожелание, выраженное Вами в предыдущем письме,│
│направляю в Ваш адрес проект соглашения о поставках продукции и взаимных│
│расчетах на 2009 г. │
│ Приложение: «Проект соглашения…» в электронном виде, на CD, инв.│
│N 700/1, только адресату, конфиденциально. │
│ │
│ С глубоким почтением, │
│ Генеральный менеджер торгового дома «Прайм» │
│ М.Ю. Иванов │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Рис. 3
Письмо-сообщение в связи с представлением
плановой отчетной документации
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Начальнику управления собственной безопасности │
│ компании «Драгметаллсбыт» │
│ Н.И. Холодцову │
│ │
│ Представляю предложения по совершенствованию системы информационной│
│безопасности деятельности филиала N 1 компании на 2009 г. │
│ Приложение: «Предложения…» в электронном виде, на CD, инв.│
│N СО/5432, только адресату, для ограниченного пользования. Подлежит│
│возврату. │
│ │
│ Начальник филиала N 1 │
│ Э.О. Свольский │
│ │
│ Начальник группы │
│ информационной безопасности филиала │
│ Г.Е. Шишкова │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Рис. 4
Ответ на сообщение в связи с представлением
плановой отчетной документации
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Начальнику филиала N 1 компании «Драгметаллсбыт» │
│ Э.О. Свольскому │
│ │
│ Высылаю замечания к предложениям по совершенствованию системы│
│информационной безопасности деятельности филиала N 1 компании на 2009 г.│
│Предлагаю учесть их содержание при разработке плана по обеспечению│
│информационной безопасности. │
│ │
│ Приложение: │
│ 1. «Замечания…», на 6 листах, только адресату, конфиденциально. │
│ 2. Образец оформления «Плана…», на 2 листах, только адресату. │
│ │
│ Заместитель начальника управления │
│ собственной безопасности компании «Драгметаллсбыт» │
│ К.Л. Сурко │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Рис. 5
Для разработки писем-сообщений, как и для подготовки других видов деловой переписки, можно использовать фразы-клише и трафаретные формы (табл. 1). Появление трафаретных писем было связано с необходимостью решения однотипных проблемных ситуаций в производстве, на транспорте, в торговле. Тексты-аналоги, или типовые тексты, и трафаретные письма являются своеобразным итогом стандартизации языка делового письма.
Таблица 1
Основные и вспомогательные формулировки, рекомендуемые
для разработки текстов писем-сообщений
┌────────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┐
│ А. Основные формулировки: │ Б. Вспомогательные формулировки: │
├────────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│Сообщаю (сообщаем) вам … │- Сообщаем к вашему сведению, что…│
│- о (том-то и том-то)… │- Направляем для использования │
│- об имевшем место… │в работе… │
│- об изменениях в… │- Высылаю для руководства │
│- о необходимости… │в повседневной деятельности… │
│- о фактах… │- Представляю во исполнение ваших │
│- о предпринятых нами мерах по… │указаний… │
│- о предварительных результатах… │- Доводим до сведения руководства │
│- о достижении окончательной │вашей компании… │
│договоренности с… │- К сведению вашего руководства │
│ │сообщаем о… │
│Представляю… │- Считаем своим долгом сообщить… │
│- сведения о… │- Полагаем необходимым направить │
│- проект (плана, программы)… │в ваш адрес… │
│- предложения о… │- Имеем честь представить… │
│- перечень… │- Нам доставляет особое удовольствие│
│- материалы… │сообщить вам… │
│- отчет о… │- Мы исходим из настоятельной │
│- акт… │необходимости предоставить в ваше │
│- доклад… │распоряжение… │
│ │- Я изыскал возможность для того, │
│Направляю… │чтобы незамедлительно выслать вам…│
│- указания о… │ │
│- распоряжение… │ │
│- выписку из приказа… │ │
│- копию директивы… │ │
│- экземпляр соглашения… │ │
│- решение… │ │
│- протокол… │ │
│- резолюцию… │ │
│ │ │
│Высылаю… │ │
│- прайс-лист… │ │
│- каталог… │ │
│- формуляр… │ │
│- прейскурант… │ │
│- описание… │ │
│- документацию… │ │
└────────────────────────────────────┴────────────────────────────────────┘
Однако надо заметить, что из-за нарушения стандарта оформления делового письма не сорвалась еще ни одна сделка. Более того, именно нестандартные письма или письма, отражающие неповторимый облик фирмы и ее деятельности, и приносят успех.
Литература
1. Картов В.В. Система документооборота на предприятии. — М.: ИМА-пресс, 2000.
2. Рогожин М.Ю. Современное деловое письмо. Изд. 3-е, доп. и перераб., — М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2008.
3. Справочник секретаря-машинистки / Под ред. Машановой М.Ю. — М.: Финпресс, 2006.
Подготовлено
М.Ловчевой
К. э. н.
Подписано в печать
25.07.2008