Как пишется это было недавно это было

Миньон 68-го года

Я прекрасно помню эту обложку и эту пластинку: гибкий диск-миньон, коих тогда выпускалось великое множество, и стоили они — копейки. Я помню эту пластинку, она ещё долго была дома, у моих родителей, пока окончательно не стёрлась от частого проигрывания на старенькой радиоле «Латвия» и не исчезла куда-то, растворившись во времени…

Мне было тогда совсем немного лет, я потихоньку открывал для себя стихи, мир русской поэзии, и, затаив дыхание, с замиранием сердца ловил тончайшие оттенки этого голоса:

Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?
Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел.
И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.
Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,
Не дойду до дома с дружеской попойки.
Там вон встретил вербу, там сосну приметил,
Распевал им песни под метель о лете.
Сам себе казался я таким же клёном,
Только не опавшим, а вовсю зелёным.
И, утратив скромность, одуревши в доску,
Как жену чужую, обнимал берёзку.

(С. Есенин, 28 ноября 1925 года)

Ваш браузер не может воспроизвести эту песню.

«Клен ты мой опавший». Поёт Гелена Великанова (скачать)

Гелена Великанова была необычайно популярна в 1960-е годы. Как и Марк Бернес, впрочем. Как и Майя Кристалинская. Кстати, и Кристалинская, и Бернес — они ведь тоже исполняли песню Эдуарда Колмановского «Когда разлюбишь ты», но вот мне-то она, эта песня, запомнилась в исполнении Гелены Великановой, причём в памяти моей, как это ни странно, она оказалась крепко-накрепко связанной с заснеженным подмосковным аэродромом.

Томительно-тревожное ожидание своего первого прыжка с парашютом, обязательный лимон перед медосмотром (это чтоб «сбить давление» — кто-то из «бывалых» открыл нам секрет), морозная вязкая тишина, лишь изредка прерываемая дежурным тарахтеньем самолётного двигателя да испуганным карканьем ворон, и — и льющийся из репродуктора хрустальный голос Гелены Великановой:

Пусть завтра кто-то скажет, как отрубит,
И в прах развеет все твои мечты.
Как страшно, если вдруг тебя разлюбят,
Ещё страшней, когда разлюбишь ты.

Померкнет всё, и краски потускнеют,
И потеряют запах все цветы.
Тебя не любят. Есть ли что страшнее?
Ещё страшней, когда не любишь ты.

Пока ты любишь, жизнь ещё прекрасна,
Пока страдаешь, ты ещё живёшь.
И день тобою прожит не напрасно,
А летний вечер всё-таки хорош.
Как небо высоко и как безбрежно,
И речка как светла и холодна,
И женщина смеётся безмятежно
И вслед кому-то смотрит из окна.

Пока ты любишь, это всё с тобою,
И первый снег, и первая звезда.
И вдаль идя дорогой полевою,
Ты одинок не будешь никогда.

Пусть завтра кто-то скажет, как отрубит,
И в прах развеет все твои мечты.
Не бойся, если вдруг тебя разлюбят,
Куда страшней, когда разлюбишь ты.
Не бойся, если вдруг тебя разлюбят,
Куда страшней, когда разлюбишь ты.

Ваш браузер не может воспроизвести эту песню.

«Когда разлюбишь ты» в исполнении Гелены Великановой (скачать)

Конечно, мне тогда и в голову не приходило поинтересоваться, а кто же написал эту песню. Это только потом, много позже, я стал не только слышать, но и вслушиваться в стихи Инны Гофф, а тогда… дежурное тарахтенье двигателя старого «кукурузника», карканье испуганных ворон да ещё вот это: «Пусть завтра кто-то скажет, как отрубит»

Но если стихи Инны Гофф я тогда просто не знал, то стихи Евгения Евтушенко, хоть и были мне тоже неизвестны, но при этом ещё и активно мне не нравились.

Нет, песня того же Колмановского на стихи Евтушенко «Идут белые снеги» мне, конечно же, нравилась, но вот Евтушенко вообще — был как-то не по душе… Кажется, я окончательно запутал и читателей, и себя самого. Послушайте пока песню, а потом я постараюсь всё объяснить.

Идут белые снеги,
как по нитке скользя…
Жить и жить бы на свете,
да, наверно, нельзя.
Чьи-то души бесследно,
растворяясь вдали,
словно белые снеги,
идут в небо с земли.

Идут белые снеги…
И я тоже уйду.
Не печалюсь о смерти
и бессмертья не жду.
Я не верую в чудо,
я не снег, не звезда,
и я больше не буду
никогда, никогда.
И я думаю, грешный,
ну, а кем же я был,
что я в жизни поспешной
больше жизни любил?
А любил я Россию
всею кровью, хребтом —
её реки в разливе
и когда подо льдом,

дух её пятистенок,
дух её сосняков,
её Пушкина, Стеньку
и её стариков.
Если было несладко,
я не шибко тужил.
Пусть я прожил нескладно —
для России я жил.
Пусть она позабудет,
про меня без труда,
только пусть она будет
навсегда, навсегда!
Быть бессмертным не в силе,
но надежда моя:
если будет Россия,
значит, буду и я.

Ваш браузер не может воспроизвести эту песню.

«Идут белые снеги». Поёт Гелена Великанова (скачать)

Значит, так. Второе своё университетское лето я проводил в интернациональном студенческом стройотряде, у озера Селигер, и был в том отряде комиссар, принципиальный молодой человек (впрочем, гораздо старше нас) без определённых занятий. В отряде этот самый комиссар был очень недолго: однажды ночью он незаметно исчез навсегда, а утром всем нам перед строем зачитали его собственноручное прощальное письмо, в котором глухо намекалось на обилие вокруг нехороших людей, но и среди них нам следовало оставаться принципиальными и бескомпромиссными, и в заключение предлагалось запечатлеть светлый образ Комиссара в своей памяти.

Что-то во всём этом было не так… Что-то тут живо напомнило мне трогательную сцену из любимого в детстве фильма «Кочубей» — фильма о беззаветных героях Гражданской войны, о славе и о предательстве. Что-то мне показалось уж слишком… И в результате — в моих глазах пострадала репутация без вины виноватого Евтушенко, ибо об исчезнувшем комиссаре наверняка было известно лишь одно: он был большим поклонником модного тогда поэта…

Смотрю сейчас на конверт и думаю: по какому же принципу отбирали в фирме «Мелодия» песни для этой пластинки номер 33ГД-0001063-4?

Тут тебе и Есенин, и «любил я Россию всею кровью, хребтом», и серьёзные стихи Инны Гофф о любви, а рядом с ними — незатейливая песенка Людмилы Ивановой «Может быть»:

Может быть, может быть,
Я не современная.
Может быть, может быть,
Я и суеверная.
Только мне всё кажется,
Ну почему-то кажется,
Что между мною и тобой
Ниточка завяжется.
Глупости говорю
Иль слова разумные —
На тебя всё смотрю:
Что, мол, ты подумаешь.
И что бы я ни делала,
И что бы ни надела я,
При тебе и без тебя —
Это только для тебя.
Видно, ты моя судьба,
Ты моя кровиночка,
Я тянусь к тебе, как к солнцу
Тянется былиночка.
Ах, что ж это за ниточки?
Про то никем не сказано,
Только мне всё кажется,
Что я к тебе привязана.

Ваш браузер не может воспроизвести эту песню.

И ещё одна песня в исполнении Гелены Великановой: «Может быть» (скачать)

«Может быть»… Может быть, именно в этой незатейливости мелодии, в какой-то беззащитной незатейливости текста и кроется причина необычайной популярности таких песен тех лет, как «Ландыши», «Чёрный кот», да хоть бы и «Может быть»?.. Таких исполнителей, как Гелена Великанова или Тамара Миансарова, Лариса Мондрус или Марк Бернес?..

Расстегнув верхнюю пуговичку, люди задышали тогда немного свободней. Как тогда казалось — полной грудью задышали. И подобные песни были для них, словно глоток свежего воздуха.

… То неизвестно, кому повезло!

Всё же интересные это были годы, 1960-е. Исполненные оптимизма и надежды. Весёлые какие-то годы. Казалось, что всё достижимо и всё возможно. «Нам нет преград ни в море, ни на суше». Колоссальные сибирские стройки. Ещё немного, ещё чуть-чуть — и покорится термоядерная энергия. «Партия торжественно провозглашает: нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!». Повальное увлечение хоккеем и фигурным катанием. «Человек вышел в космическое пространство! Человек вышел в космическое пространство!».

Хорошо помню, как одной июльской ночью — да в том же интеротряде! — наши друзья-поляки с каким-то радостным возбуждением возились с радиоприёмником, а утром — утром они вывесили наскоро написанный плакат: «Człowiek na Księżycu! Vivat!» («Человек на Луне! Ура!» — тогда я ещё не умел этого перевести, но вот текст запомнился навсегда).

Вы знаете, самым удивительным является то, что всё это не казалось тогда удивительным! Ну, в самом деле — что тут особенного? Так ведь и должно быть, что на Луне. А где же ещё? Это же так естественно. Где же ещё человеку быть, в самом деле?..

Вот такое это было время. Сумасшедшее время огромных надежд и досадных разочарований. Но надежд было всё-таки больше, чем разочарований.

Да и песни ведь тогда были под стать времени. Где-то простые, где-то наивные, но почти всегда — оптимистические. Вот песенка «Рулатэ», которую исполняла тоже Гелена Великанова и которая в те годы звучала очень часто. Слова к ней написал Владимир Войнович, а мелодия — мелодия традиционно считается у нас народной финской:

Если тебе одиноко взгрустнётся,
Если в твой дом постучится беда,
Если судьба от тебя отвернётся,
Песенку эту припомни тогда.

В жизни всему уделяется место,
Рядом с добром уживается зло.
Если к другому уходит невеста,
То неизвестно, кому повезло.

Если случайно остался без денег,
Верь, что придёт измененье в судьбе.
Если ж ты просто лентяй и бездельник,
Песенка вряд ли поможет тебе.

Песенка эта твой друг и попутчик,
Вместе с друзьями её напевай.
Если ж она почему-то наскучит,
Песенку эту другим передай.
Эй, рулатэ, рулатэ, рулатэ, рула,
Рулатэ, рулатэ, рула-ла-ла,
Рулатэ, рулатэ, рулатэ, рула,
Рулатэ, рулатэ, рула-ла-ла!

Ваш браузер не может воспроизвести эту песню.

Песенку «Рулатэ» поёт Гелена Великанова (скачать)

Столь удачно сформулированная Войновичем мысль («ещё неизвестно, кому повезло») пережила десятилетия и до сих пор, я думаю, очень многим предоставляет спасительную лазейку…

Такие песни легко и надолго запоминались, их и пели с удовольствием, и с удовольствием же пародировали. А что ещё является более надёжным признаком популярности, как не пародия? Вот, пожалуйста, одна из пародий. Поётся на мотив «Рулатэ», а авторы слов мне, боюсь, неизвестны:

Жил-был у бабушки серенький козлик,
Серенький козлик у бабушки был,
Не состоял ни в одном профсоюзе,
Был тунеядцем и водочку пил.

Эй, рулатэ, рулатэ, рулатэ, рула,
Рулатэ, рулатэ, рула-ла-ла,
Не состоял ни в одном профсоюзе,
Был тунеядцем и водочку пил!

Бабушка козлика очень любила,
Крепко бабуся любила козла,
Горькою водочкой часто поила
И на поруки частенько брала.

Эй, рулатэ, рулатэ, рулатэ, рула,
Рулатэ, рулатэ, рула-ла-ла,
Горькою водочкой часто поила
И на поруки частенько брала!
Вздумалось козлику в лес погуляти,
В лес погуляти надумал козёл.
Встретил он волка с повязкой «дружинник»
— Больше к бабусе козел не пришёл.

Эй, рулатэ, рулатэ, рулатэ, рула,
Рулатэ, рулатэ, рула-ла-ла,
Встретил он волка с повязкой «дружинник»
— Больше к бабусе козёл не пришёл!

Грузит на Севере козлик капусту,
Там, где с добром уживается зло.
Бабка ж другого козла полюбила —
Но неизвестно, кому повезло!

Эй, рулатэ, рулатэ, рулатэ, рула,
Рулатэ, рулатэ, рула-ла-ла,
Бабка ж другого козла полюбила —
Но неизвестно, кому повезло!

«Тунеядец», «брать на поруки», «дружинник»… Характерные приметы того времени. Нынешнее поколение едва ли знает эти слова — разве что из случайно услышанных старых песен да ещё из старых кинофильмов вроде «Операции «Ы» (а ведь это тоже 1960-е годы).

Мне тоже приходилось выходить с повязкой на вечерние московские улицы и часами бродить по так называемому «маршруту». Между прочим, с одним из таких «дежурств» связана лично для меня одна загадка, которая остаётся неразгаданной уже многие годы. То есть, ответ-то я подозреваю какой, но полной уверенности всё же нет.

Вот как всё было: довелось однажды мне и моему приятелю дежурить с повязками аккурат в новогодний вечер. Ну, вот получилось так, что никто другой пойти не смог. Ну, всякое ведь бывает. И легко можно себе представить картину: два молодых человека, никуда особенно не торопясь и «о чём-то весело толкуя», мирно себе прогуливаются по замкнутому маршруту, проложенному по скупо освещённым улицам, провожая несколько тоскливыми и завистливыми взглядами всё более и более редких прохожих, которые, в отличие от них, всё куда-то торопятся. И совершенно же при этом очевидно, что торопятся они в тёплые квартиры, к праздничным столам и к тостам, к пахнущим ёлкам и к новогодним «голубым огонькам».

Вот тогда-то мой приятель и произнёс в задумчивости свою в высшей степени загадочную фразу: «На Новый Год дежурить выходят лишь дураки да сознательные. Ну, я-то дурак… но вот как ты сюда попал?!.»

Фраза эта озадачила меня на долгие годы вперёд. Действительно, с одной стороны, из неё вроде бы следует, что я не дурак, и это, конечно, приятно. С другой стороны, заключительная её часть вроде бы подвергает сомнению и мою сознательность. Так что же тогда остаётся-то?..

Понять моего каламбура
Из них ни единый не мог,
И долго стояли в раздумье
Студьозусы Вагнер и Кох.

Эти строки, впрочем, были написаны не в 60-е, а в 50-е годы, да ещё и другого века. Песенные же строчки «наших» 60-х, зачастую нисколько не уступавшие им в лёгкости, не всегда были столь же чеканными, как строчки А. К. Толстого и А. М. Жемчужникова, иной раз озадачивая слушателей.

Что уж греха таить: даже в стихах Евгения Евтушенко, да в той же самой песне «Идут белые снеги», мне долго-долго казалось, что Гелена Великанова поёт не «её Пушкина, Стеньку», а «её пушки на стеньгах» — вот такое, понимаете ли, извращённое сознание, когда гораздо легче вспоминаются какие-нибудь бом-брам-стеньга, бушприт и старый Билли-пират, а не благородное имя народного защитника. Пушки на стеньгах — это, действительно, круто, ведь кто бы ещё мог додуматься: крепить пушки в верхней части мачты, предназначенной лишь для сигнальных рей, мелких парусов да всяких там фонарей! Несомненно, вид военного корабля с пушками на стеньгах вызывал у меня дополнительную гордость за российский флот, а иногда возникавшие неуместные сомнения быстро гасились уже упомянутой привычкой ничему не удивляться…

А вот ещё одна известная в 60-е годы песня, которую охотно пародировали даже и десятилетия спустя. На стихи Льва Ошанина её написал Оскар Фельцман, а исполнял её Марк Бернес, с которым, кстати, Гелену Великанову очень часто сравнивали, имея в виду их задушевную манеру исполнения. Послушаем заключительный фрагмент песни:

…А кто я есть? Рабочий малый,
Семейный добрый человек.
Семейный добрый человек —
Живу, как ты, в ракетный век.

А без меня, а без меня
И солнце б утром не вставало,
И солнце б утром не вставало,
Когда бы не было меня.

Ваш браузер не может воспроизвести эту песню.

«Песенка моего друга» (фрагмент). Поёт Марк Бернес (скачать)

Благоразумно отведя от себя всякие подозрения ссылкой на некоего анонимного «друга», поэт Ошанин тут, как говорится, хватил через край. Насчёт солнца, которое «без меня бы не вставало». Но в исполнении Бернеса никакую песню невозможно было не полюбить. Полюбили и «Песенку моего друга», а полюбив — быстренько спародировали её бьющие в глаза контрасты и пафосность:

…А что я ем? А ем я осетрину,
Простую русскую еду.
Простую ру-у-усскую еду —
Её ловлю в своём пруду.

А что я пью? А пью коньяк я,
Простой коньяк «Наполеон».
Простой конья-я-я-як «Наполеон» —
Мне Миттеран прислал вагон.

А без меня, а без меня
Тут ничего бы не стояло,
Тут ничего бы не стояло,
Когда-а-а бы не было меня.

Там ещё упоминались «простой особняк» на Москве-реке, в котором скромно живёт песенный герой, а также тесть героя — «простой сотрудник из ЦК» — и его дружба «с Серёгой, маршалом простым», а в заключение там были такие строки:

…Ведь без меня, ведь без меня
Не быть бы маршалом Серёге.
Не быть бы ма-а-аршалом Серёге,
Когда бы не было меня!

Приведённый выше вариант относится, очевидно, к более позднему времени (ведь Миттеран стал президентом Франции в 1981 году), но сама пародия, повторяю, возникла практически сразу.

И ещё: в зависимости от развития во Франции политической ситуации менялась и строчка: «мне Помпиду прислал вагон», или же: «Жискар д’Эстен прислал вагон».

Впрочем, какая нам, в конце концов, была разница, кто именно прислал?..

«… Это было недавно, это было давно…»

Вот такие это были годы, 1960-е… Оттепель, ещё не успевшая забронзоветь. Наивная вера во всемогущество человека и надежды на близкую гармонию, ещё не получившие сокрушительных ударов. И совсем ещё молодые голоса Майи Кристалинской, Иосифа Кобзона, Муслима Магомаева, Тамары Миансаровой, Олега Анофриева…

Марк Бернес занимал в этом ряду особое место. Конечно, у него не было певческого голоса, да и сам-то он никогда не считал себя певцом. Однако была у него удивительная способность стать для слушателя своим, близким.

Послушайте в исполнении Бернеса песню Эдуарда Колмановского «Я работаю волшебником», вышедшую на пластинке в 1966 году. Слова к песне написал также Лев Ошанин:

Я летаю в разные края,
Кто же знает, где мы завтра будем.
Дождик привожу в пустыню я,
Солнце раздаю хорошим людям.

Ты идёшь, идёшь по январю,
Холодно, следы как многоточье.
Хочешь, я с тобой заговорю,
Руку дам, и станет путь короче?

Мчатся годы, чувства торопя,
Душу наполняя лёгкой силой.
Хочешь, некрасивую тебя
Сделаю, как Золушку, красивой?

Не жалеть для друга ничего,
Думать о других немножко тоже —
Вот моё простое волшебство.
Может быть, и ты мне в нём поможешь?
Почему, дружок? Да потому,
Что я жизнь учил не по учебникам.
Просто я работаю, просто я работаю
Волшебником, волшебником.

Ваш браузер не может воспроизвести эту песню.

«Я работаю волшебником». Поёт Марк Бернес (скачать)

Богом данный талант обаяния. Людмила Гурченко вспоминает:

… Бернес держал мои холодные безвольные руки в своих больших тёплых ладонях и внимательно слушал мои вялые бессвязные слова. Он меня не перебивал, не кивал, не сочувствовал, а всё смотрел и смотрел, как будто вынимал мою боль. Я была перед ним жалкой и беспомощной, сужаемый временем круг доверия сомкнулся на нём одном. «О каких единицах может идти речь? — говорил он кому-то по телефону. — Гибнет талантливый человек. Что? Хорошо, я займусь этим сам. Да, здесь, рядом… Ничего, не имеет значения… Милый, её уже ничем не испугаешь. Есть, до встречи…»

Марк Бернес был сложным, противоречивым человеком. Он умер в августе 1969 года, на исходе 1960-х, и многие его песни принадлежат этому времени. Мы помним в его исполнении песню «Журавли». Но ведь были, например, и «Злата Прага», и «Пани Варшава», и «Песня о Белграде», и «Напиши мне, мама, в Египет», и «Хотят ли русские войны», и «Я спешу, извините меня», и много-много других песен, ставших символом той эпохи. Зиновий Гердт так сказал о Бернесе:

Добрый — злой, умный — тёмный, честный — несправедливый, смелый — нерешительный, простодушный — хитрый, доверчивый — подозрительный, жёсткий — сентиментальный, весёлый — мрачный… Эти исключающие друг друга эпитеты можно длить и длить, и всё это будет верно.

«И всё это будет верно»… И всё это будет верной характеристикой самих 60-х лет — не было преград, но иногда не было и хлеба. Но вот верилось: хлеб будет, а преград всё-таки не будет.

А закончить этот рассказ мне хотелось бы песней, написанной Вениамином Баснером (на слова Михаила Матусовского) для кинофильма «Друзья и годы», который вышел на экраны в середине 1960-х. Исполняет песню Эдуард Хиль, молодой тогда ленинградский певец:

На вечернем сеансе, в небольшом городке,
Пела песню актриса на чужом языке.
«Сказку Венского леса» я услышал в кино —
Это было недавно, это было давно.

Разве мог я подумать, мог поверить тогда
В то, что с юностью нашей расстаюсь навсегда!
Но остался надолго этот вальс из кино…
Это было недавно, это было давно.

Этим дням не подняться и не встать из огня.
Что же вальс этот старый всюду ищет меня?
Будто вновь мы с тобою в полутёмном кино,
Это было недавно, это было давно…

Ваш браузер не может воспроизвести эту песню.

Песню «Это было недавно» исполняет Эдуард Хиль (скачать)

Взглянув на фотографию в моём первом паспорте, мама сказала, что я чем-то похож на Эдуарда Хиля. С чего это она взяла — не знаю. Наверное, все мы тогда были чем-то похожи друг на друга…

Валентин Антонов, апрель 2008 года

Это было недавно, это было давно

Это было недавно, это было давно
Название и рефрен песни, написанной композитором Вениамином Баснером на стихи поэта Михаила Львовича Матусовского (1915—1990) для кинофильма «Друзья и годы» (1964):
На вечернем сеансе в небольшом городке Пела песню актриса на чужом языке. «Сказку венского леса» я услышал в кино. Это было недавно. Это было давно.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Смотреть что такое “Это было недавно, это было давно” в других словарях:

Пушкин, Александр Сергеевич — — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца “из… … Большая биографическая энциклопедия

Россия. Русский язык и Русская литература: История русской литературы — История русской литературы для удобства обозрения основных явлений ее развития может быть разделена на три периода: I от первых памятников до татарского ига; II до конца XVII века; III до нашего времени. В действительности эти периоды резко не… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Земля, планета — Описание З. разделено в настоящей статье на три главные части: астрономическую (З. как планета), геологическую и физико географическую. I. З. как планета. З. представляет огромный и по фигуре близкий к шару сфероид, свободно движущийся в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

РОДЫ — РОДЫ. Содержание: I. Определение понятия. Изменения в организме во время Р. Причины наступления Р. 109 II. Клиническое течение физиологических Р. . 132 Ш. Механика Р. . 152 IV. Ведение Р. 169 V … Большая медицинская энциклопедия

Азия — (Asia) Описание Азии, страны, государства Азии, история и народы Азии Информация об азиатских государствах, история и народы Азии, города и география Азии Содержание А́зия — самая большая часть света, образует вместе с материк Евразию … Энциклопедия инвестора

Воронкова — Воронкова, Любовь Фёдоровна Любовь Воронкова Дата рождения: 1906 Дата смерти: 1976 Гражданство: СССР Род деятельности: писатель Жанр: исторический роман … Википедия

Воронкова Любовь — Любовь Воронкова Дата рождения: 1906 Дата смерти: 1976 Гражданство: СССР Род деятельности: писатель Жанр: исторический роман Произведения на сайте Lib … Википедия

Воронкова Любовь Федоровна — Любовь Воронкова Дата рождения: 1906 Дата смерти: 1976 Гражданство: СССР Род деятельности: писатель Жанр: исторический роман Произведения на сайте Lib … Википедия

Воронкова Л. — Любовь Воронкова Дата рождения: 1906 Дата смерти: 1976 Гражданство: СССР Род деятельности: писатель Жанр: исторический роман Произведения на сайте Lib … Википедия

Воронкова, Любовь — Любовь Воронкова Дата рождения: 1906 Дата смерти: 1976 Гражданство: СССР Род деятельности: писатель Жанр: исторический роман Произведения на сайте Lib … Википедия

Источник статьи: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_wingwords/3098/%D0%AD%D1%82%D0%BE

Ах, как это было недавно. Ах, как это было давно

Ах, как это было недавно.
Ах, как это было давно.

Была молодой моя мама
И папа был с ней заодно.

Я в маме был на 100%.
Я там и работал и жил.
Мой стол назывался “плацента”,
А я – поедалой служил.

Экзамены с мамой сдавал я,
Но я лучше знал материал:
Когда мне казалось “завалят!” –
Морзянкой подсказку стучал.

Я как на дрожжах поправлялся.
Ленился – жевать не хотел.
Живот с любой пищей справлялся,
Хоть я вверх ногами висел.

Но женщина вдруг появилась.
“Съезжай – говорит – вышел срок.”
Моя голова закружилась,
Понять ничего я не мог.

Из мамы меня вынимали
За голову! “Где ж этикет?”
Ответить мне не пожелали,
Шлепком оказался ответ.

Я вылез взъерошенный, в мыле
И стал от обиды кричать.
Меня приодели, помыли,
Чтоб новую жизнь мог начать.

Но жизнь оказалась ужасной:
Голодного выслали спать.
Попал я к таким же несчастным,
Мы начали хором кричать.

Но нам забастовку сорвали.
Обманом заткнули нам рты:
Безвкусицу в рот засовали.
Погибли все наши мечты.

Но мы не сдались, не сломались.
Ах, так! Не хотите кормить!
Друг друга мы поизучали –
Нашли, чем себя защитить.

Решили мы взять их измором,
Они ведь нас тоже морят.
Сухим быть – считалось позором,
А лучшего – звали “моряк”.

Но вот, наконце то – победа!
Нас начали к мамам носить.
Обедать, обедать, обедать!
Решили мы: так можно жить.

И мамам мы всё рассказали,
Поведали им обо всём.
И мамы в ответ нам сказали,
Что с ними – мы не пропадём.

С тех пор стали папы и мамы
Кормить и водить нас гулять.
Ах, как это было бы славно –
Вернуть это время опять.

Пусть вновь молодой будет мама
И папа – пусть с ней заодно.
Как всё это было недавно,
Как всё это было давно

Источник статьи: http://stihi.ru/2012/10/04/6652

Это было недавно, это было давно. Голосование

Но я ещё помню это место,
когда здесь не было людно.
/Б.Г./

Как незаметно чувства огрубели.
Давно застроены места, где мы
любили за стихи, а не за “бентли”
и ждали оттепель среди зимы.

Тепло пришло, но с грязевым потоком.
Свобода слова – не свобода от.
Похоже, мы не осознали толком,
как были втянуты в водоворот.

Но тех, кто независим и непризнан
не вдохновляла ровная строка.
Одни попали к нео-футуристам,
другие “обалбанились” слегка.

А кто-то бросил это дело, вовсе.
В умах практичных – цифры да счета.
И даже жить переселились в офис,
где бездуховность – та же нищета.

Лишь девочка с глазами цвета мёда
и деревенский парень от сохи.
Наивно, бескорыстно, искромётно,
по-прежнему любили. за стихи.

Как же мило ты любила всею силой.
Это было? Это было. Это было!
Эта встреча, этот светоч в дивный вечер. –
словно ветер, словно ветер, словно ветер.

Мы порхали то ли ты ли, то ли я ли
и сияли, и сияли, и сияли
в этом месте были лестны в каждом жесте –
славно вместе, славно вместе, славно вместе.

То ли снегом, то ли смехом эта небыль –
это небо, это небо, это небо,
эта плавность, эта радость, эта слабость
нам казалась, нам казалась, нам казалась.

Аллилуйя! Ах, шалунья, как тонул я
в поцелуях, в поцелуях, в поцелуях,
что в смятенье, наважденье, вдохновенье
по сей день я, по сей день я, по сей день я.

3. Михаил Рогачёв «Линия судеб»

Это было когда-то –
это было весной.
От мопеда «Карпаты»
до встречи с тобой.
То ли тени вставали,
то ли рыжий ковыль –
все, что мы загадали,
не сказка, а быль.

Ты мечтала о светлом,
я мечтал о горах.
Как искрились рассветы
у нас на губах.
Солнцем были богаты
просторы степей.
Как пылали закаты
на челке твоей.

То, что было и будет,
я тебе доверял,
в наших линиях судеб
искал идеал,
но судьба разлучила,
как в старом кино.
Между былью и было
мгновенье одно…

Кажется недавно, сны цветные
Обнимали сонного меня.
Дежавю из солнечного дня
С утонувшей мухой в соке дыни.
Каждый стих просеян через жизнь,
Смолот и обжарен в печке сердца –
Кофеин свободы с едким перцем
Или жмых, как камень – не угрызть.

Всё, что было не со мной, не помню,
И не шепчет Кто-то мне стихи –
Сам ломлюсь в стихи через грехи,
Слёзы, смерть, катарсис, роды с кровью.
Если их не выстрадать сейчас,
Жизни им до днюхи или пьянки.
Сочиняю я… свои останки,
Чтобы внука заслезился глаз.

Буду жить, пока до хруста в дёснах
Тискает зубами память друг;
Вместе на второй и третий круг,
Даже после смерти – очень просто.
Помню, это было так давно,
Подарил мне дед свой тонкий юмор.
Он и до сих пор во мне не умер…
Юмор? Дед?
Да это ж всё равно!

5. Игорь Коэн Что было, то прошло

Что было, то прошло.
Былого не вернуть.
Тоска сжимает грудь
И бьётся у виска.
Снегами занесло
Мой невесёлый путь.
Не вериться ни чуть.
Лишь грезится слегка.

Пылал ещё вчера
Во мне огонь любви.
Делился с визави
Не только поцелуй.
Томились вечера
В объятиях зари.
Попробуй, повтори!
И не разочаруй.

6. Балубыб «Путешествие во времени»

Это было. Но было не так.
Лучше было бы, если б не было.
Я в метро бросаю пятак.
Неразменный. Давай, поехали.

Прохожу через те же двери.
Те же лица и те же пространства.
В параллельность вселенных не верю,
А пятак неразменный, взаправду.

Открывает дорогу в начало,-
Хочешь в зиму, а хочешь – в лето.
Но, увы, пятаков не стало.
Только карточку к турникету.

7. Владимир Демидов Пп «Нефертити»

Жар за сорок, а кругом пески и скалы.
Город мёртвых. Но и мы близки к тому же.
Ты в гробницу свой входной билет искала,
там прохладнее, наверно, чем снаружи.

У меня в кармане он, на три гробницы.
Отчего же не помочь, куда мне столько?
А потом (а вдруг?) роман у нас случится.
(Помечтал: цветы, свидания и “Горько!”)

Ты взяла билет и поблагодарила,
я остался ждать тебя в тени навеса.
Солнце Африки и сквозь него палило.
Ты вошла в гробницу рядом – и исчезла.

Вышло время, гид позвал пройти в автобус,
посчитал по головам и дал команду.
Я сидел в оцепененье, думал – тронусь,
а потом подумал: на фиг это надо?

А вчера листал журнал я про искусство,
вдруг тебя увидел в необычном виде.
Из немецкого музея фото бюста.
И подписано “Царица Нефертити”.

Вот те на.
Вот прикол, вот пассаж!
Позабыл, что такое – “эпюра”.
Говорят, от поэзии наш
Ум становится тоньше, хоть толще фигура.

И, в своей тонкоте, видно он позабыл,
Кем когда-то давно по профессии был
Я в свои молодые года.
Да, эпюра, конечно, не рифмы писать.
Этажерка, торшер, шкаф, комод и кровать –
Очень слово похожее. Да?

Взяв эпюру с собой, и купив колбасу,
Заверну я в неё и домой унесу
Драгоценную эту покупку?
Нет, сейчас в магазине сыров и колбас
Завались. Это память уродует нас,
Если слово забыл на минутку.

9. Ольга Альтовская «Давно ли?»

Давно ли было: зов двора;
Стакан берёзового сока;
В кино – с последнего урока;
Походы, ночи у костра?

Давно ли млела от «Битлов»,
От «Бессаме…» на гибком диске.
И закипала кровь от риска,
От многоточья вместо слов?

Давно ли парень был «чувак»,
А я, естественно, «чувиха»,
Что хула-хуп крутила лихо
На летней сцене для зевак?

Витрины, окна – зеркала
Служили внешности исправно
Давно ли? Кажется – недавно.
А жизнь уже почти прошла.

Так недавно это было,
Так недавно, так неда.
Будто эхо там застыло,
Где прохладная вода

И зелёные листочки.
Мне всего-то лет пяток,
Я ступаю по песочку,
Берег – райский уголок.

Папа, удочки, наживка,
Не клюёт, какой облом.
Камыши, трава, кувшинки,
Всё пронизано теплом.

Так недавно, так недавно,
Быстрый времени виток –
Эхо плачет Ярославной,
Вот и сЫночке – пяток.

Ох, и неслух, лезет в воду,
Море, галька, волны, пляж,
Горизонт и пароходы,
Крым (тогда ещё “не наш”).

Мальчик плачет на рассвете,
Спи малыш. Вода в песок,
Эхо носит шалый ветер,
Вот и внученьке – пяток.

Колокольчик, хохотушка,
Не заставишь замолчать,
Человечек – не игрушка.
Всё сначала, всё опять.

Только голову вскружило
Эха сладкое вино.
Это было, было, было
Так недавно, так давно.

11. Тимофей Бондаренко» Однажды в августе»

Однажды в августе напился
Я до беспамятства.
И чуть в очко не провалился
Во время празднества.

Конечно, в общем-то позорно,
Но мне простительно –
Я по причине пил не вздорной
На день строителя.

И жизнь струилась не водицей
Года смывающей;
Мне было чем тогда гордиться
Среди товарищей.

Пусть все исчезло безвозвратно,
С серпом и молотом,
Ушло. Но все-таки приятно
Припомнить молодость.

——
*) День строителя отмечается
во второе воскресенье августа

12. Нестор Иванофф «Бордовый жилет»

О Боже мой, ну как давно. Давно все было это.
Но помню все я, будто он, вчера был этот день.
Роняли лошади говно. Тряслась моя карета.
И зябко кутаясь в пальто, я ехал на дуэль.

Не драться, а, как секундант, у графа Сундукова
Его намедни облевал какой-то пьяный скот
В борделе. Граф ему в ответ втащил в табло, но снова
Тот облевался. “Все, дуэль!”, – граф произнёс. И вот

На месте мы. Наш визави – уже на месте тоже.
Причём зачем-то нацепил жилет бордовый он.
Стоит и скалится на нас своей небритой рожей,
Тогда -то помню как сейчас, как будто, холодком

Дохнуло на меня. Потом, раздали пистолеты.
“Сходитесь!”, – крикнули. И вот, пошли они, и граф
Пальнул. Рассеялся дымок, и видим на жилете –
Дыру, размером с коробок. И умирать, упав,

Уже собрался этот тип, но начал вдруг меняться:
Рот пастью стал, а в ней клыки , лоб сделался поло’г.
Покрылось шерстью тело и, когтями стали пальцы.
И вот мы видим, что лежит, в траве огромный волк.

Тряхнул своею он башкой, и бросился на графа.
И горло раскроил его, движением одним.
Признаюсь, обосрался я, и потерял со страха
Сознанье, и в себя меня, жандармы привели

Лишь через сутки. Дальше суд, и ссылка на Тунгуску.
И тридцать лет я здесь живу, вдали от бед и войн.
Аборигенов я учу пить водку и по русски
Ругаться. И детей пложу от их вонючих жен.

Вот так и пролетела жизнь: ни извини ни здрасьте.
Но вот вчера один мужик, что роет мне клозет,
Сказал, что слышал он о том, что видели на трассе
Большого волка и на нем. Бордовый. Был. Жилет.

13. Людмила Другая «Ведьма из Потсдама»

Не усидеть на трех китах
горбатой ведьме из Потсдама.
Она давно не молода,
а все же держит спину прямо
и это несмотря на горб
и возраст(что немаловажно).
Людей спасает от хвороб
без всякой мишуры бумажной.

Но есть на ней тяжелый грех
почти тысячелетним грузом –
любимый муж ушел к сестре,
поставив крест на их союзе –
она обоих прокляла,
да и племянницу грудную,
через кривые зеркала
и шар хрустальный, смерть колдуя.

Они погибли в тот же миг,
как дом заполыхал пожаром.
Остался шрам, как лунный блик
на смуглой шее ведьмы старой.

Ей умереть бы, но беда,
что не придет ее минута,
пока свой дар не передаст –
волшебный дар она кому-то.
Но ни родных и ни детей,
одна она на белом свете,
и навсегда остались с ней
лишь черный кот и вольный ветер.

Сто пятьдесят веков живет.
Земля из плоской стала круглой.
На небе звездный хоровод,
похож на тлеющие угли.

Слепая тишина висит над миром,
укутанным гипюровым туманом,
я в ней неощутима и незрима,
затеряна под небом звёздно-рваным.

Не важно, что кукушка замолчала,
что этой ночью точно не усну я,
пытаюсь вспомнить всю себя, с начала,
листая жизни книжку записную.

И сердце вдруг рванётся за мечтою,
за той, что позабылась среди будней, –
любовь, семья. иначе всё – пустое!
и мир вокруг неправильный и скудный.

А ты затерян, как и я, мой милый,
возможно, что в плену своей квартиры
ты пьёшь коньяк, и тонкой сигариллой
в тумане нежном прожигаешь дыры.

Вглядись в его сплетенье кружевами,
узнай меня в одном из силуэтов,
быть может, он посредник между нами,
и есть тропинка, что сведёт нас где-то.

***
Рассвет взорвётся гомоном сорочьим,
я буду звякать ложечкой в стакане,
туман зарёй разорван, с треском, в клочья!

Найди меня! – иначе нас не станет…

15. Тамара Гаврилова 5 « Я помню»

Суббота. Утро. Привезли рояль.
С ним прибыл улыбающийся дядька.
Мне мама говорит: – Не прыгай! Сядь-ка!
Сейчас настроит. Профессионал!
Настройщик улыбается опять,
летит горох раздробленного звука.
Листает мама, щурясь близоруко,
захватанную нотную тетрадь.
Смотрю в окно – там небо и листва,
и: – Томка! Выходи! – горланит кто-то,
а мне теперь: этюды, гаммы, ноты,
сольфеджио, больная голова,
а вечером распевка – ритуал,
и я шепчу: – За что мне эта мука? –
из- под подушки спрятанная кукла
сочувственно в ответ пищит: – Уа…

… Дробится звук, почти неразличим,
и снова улыбается настройщик,
и дочь моя смеётся: – Будь попроще.
Да выучу я гаммы, не ворчи.

16. Тамара Гаврилова 5 «Послушай»

Послушай, это всё уже ничьё –
растаяло, уплыло, улетело
стремительным извилистым ручьём,
корабликом, нырнувшим оголтело,
котёнком с лапкой мокрой – в молоке,
корявым пнём – ты о него споткнулся,
жуком в коробке, звёздочкой в окне –
ты к ней стремился, правда, сбился с курса,
но слепо верил – после декабря
придёт весна и праздник первомайский,
тебе поможет хватка технаря
решать проблемы, и слова: «не парься», –
навечно накарябал на стене
гвоздём, ах, нет! – бутылочным осколком,
ещё ты помнил, как летал во сне,
невысоко – до чёрной тучи только…

Теперь тебе с утра не по себе,
сжать руку трудно – воздух слишком плотный,
ты догадался: всё в твоей судьбе –
всего лишь чей-то там проект пилотный,
ты тупо делишь время пополам –
на «было – будет» и на «до и после»
одна из половинок так мала,
другая – в сыне, безнадежно взрослом.
Ты смотришь на извивы синих вен,
прекрасно зная – жизнь почти что прожил,
и всё же ждёшь сюрприза в рукаве
от жизни, на комедию похожей.

Тот внезапный звонок растворил тишину,
Взбудоражил уснувшие в памяти чувства:
Они снова пошли на большую войну,
В ту страну, где сегодня безрадостно-грустно.

Где колодцы теперь безвозвратно пусты,
Где сады отцвели и померкли закаты:
В ту страну, где любовь наводила мосты,
И мечта пробиралась сквозь дебри когда-то.

Где, безумством полны, мы встречали рассвет,
И в тумане плутали любви небывалой,
Где остался затоптанный временем след,
В ту страну, где надежды на счастье не стало.

Там теперь тишина: не поют соловьи.
Там не дуют ветра, с лёгкой примесью мяты.
Там остались погибшие рифмы мои,
Словно в поле убитые пулей солдаты.

. В небе звёзд хоровод не порадует нас,
Мягкой пеной вода нам не спутает ноги,
Там сегодня заброшенный, старый баркас
Не на лёгкой волне, а на пыльной дороге.

Ну зачем теребить и тревожить сердца?
Для чего вспоминать наши давние встречи?
Не сумели пройти этот путь до конца.
. Не отвечу на этот звонок, не отвечу!

18.Нина Находка По прежнему люблю тебя

* * * * * * *
Теперь уже как дивный сон,
Как мимолетное виденье(с):
. Звучит смычковый Мендельсон,
Даруя сердцу упоенье.
К подъезду подан мерседес,
И я английской королевой.
. Да нет, принцессой из принцесс
Шагаю к счастью: левой. левой.
Салютом ввысь взлетает брют.
Я – в ярко белом: я – невеста.
Гостям жаркое подают,
Кричат мальчишки : “. тили тесто. ”
. Повсюду гости и цветы,
Наряды, что букетов краше.
В кругу друзей блистаешь ты,
Излишней лестью ошарашен.
То день царил последний твой,
Той, прежней, жизни холостяцкой.
Вокруг речей кружится рой,
И ты, с улыбкою дурацкой,
Несешь навстречу мне букет
Надежд и чаяний сердечных .

. Уже прошло немало лет,
Нет больше нас, таких беспечных.
На мне наряд не так хорош,
И стали чуть попроще речи.
. Пусть дни промчались ни за грош,
Богатством нас не обеспечив.
И пусть не стали мы с тобой
Героями прекрасной сказки,
Мы все еще вступаем в бой
На стороне добра и ласки.
Ты так же даришь мне цветы,
В обертке красочных сонетов,
И нами пройдены мосты:
Зла, безрассудства и наветов.
И просто радуемся мы
Тем дням, что нам даны судьбою.
Мы узники одной тюрьмы,
И мы обречены с тобою.
Пусть птицы певчие скорбят
О том, что лето на исходе.
. По-прежнему люблю тебя,
За все, что в мире происходит.

19.Тимофей Бондаренко Это – было недавно, это – было давно.

Память многое в жизни сложила в подвал:
Дни любви, искры счастья и залежи грусти.
Как давно – я молчал, затыкался и хлюздил,
Перед сильным, а слабому под дых давал.

И всю жизнь, будто в калейдоскопе верча,
Вспоминаю – бывал я и добрым, и смелым,
На скрижалях писал нестираемым мелом,
И не хаял убогих – как будто вчера.

Я монтирую память, как ленту кино,
В глубь времен задвигая постыдные страсти,
Приближая к себе только то, что украсит:
“Это – было недавно, это – было давно. “

20. Юлия Александровна Михайлова Начало

Люблю стихи, что бархатные капли
Багряных вин. Люблю стихи – стрекозы,
Летящие в лучах над виноградом.
Мне кажется, они порхали рядом,
Когда мне шесть исполнилось едва ли –
Лазурнокрылы, вовсе не серьёзны.

В начале было слово, как ведётся.
В нём звуки были радостны и резки.
Иду за ними – Долго ли? Недолго? –
Не помня, как извилиста дорога
От берега, где я под южным солнцем
Сложила вместе облака и реки

Впервые. Светлячками ближе к ночи,
Зажглись на лаврах маленькие луны,
И образы построились попарно.
Всё стало так волнительно и странно,
Что, не считая лет, за словом сочным
Гоняюсь рифмоплётом полоумным.

Вот такой цветок –
бесконечен цвет,
красоты поток
уже много лет
разжигает он,
и любви глоток
утолит, как сон,
хоть и дал зарок –
не любить

Все равно ищу
все твои следы,
все равно грущу
хоть и нет беды,
а он все цветет –
восхищает мир
и тоска берет –
заставляет пир
не любить

Догоняет край,
а за ним не свет,
журавлиных стай
зова больше нет,
догорает день
гаснет все сейчас,
но шепчу я в тень
“Не могу я Вас
не любить”.

Так живи цветок –
бесконечен век
красоты росток
и души разбег.
Принесу росу –
напою любовь,
закружусь в лесу –
загадаю вновь
не любить.

22. Лана Юрина Давай станцуем?

В седую рань, когда дворы пусты,
когда щекочет горло воздух стылый,
вдруг вынырну из вечной суеты,
заметив, как листву позолотило.

Вдохну сухой осенний дым костров,
чей запах, как и в детстве, горько-сладок.
Скажи, родной, ты всё ещё готов
со мной взобраться на одну из радуг?

Ты помнишь, сколько делали безумств –
по краешку эмоции плескались!
Стакан сейчас наполовину пуст,
но что осталось – тоже ведь не малость?

Давай с тобой станцуем, как тогда,
вот прямо так, на улице осенней!
. При чём тут безрассудство и года?
Откуда столько глупых опасений?

Ты, впрочем, прав. и это не беда,
ведь жизнь не лошадь, чтоб ходить кругами.

– Вас можно в танце закружить, мадам?

И небо вдруг качнётся под ногами!

Всем спасибо! Приступаем к голосованию оценками в шорт-листе,
по возможности, комментируя, делая замечания, правки по сути текста, и если
Тема недостаточно раскрыта на взгляд голосующего – обязательно отметить тоже( сколько людей, как говорится. столько и мнений—и это-то как раз важно)
Стих, написанный по теме, но ранее обьявленного конкурса идет с понижением оценки на 2 балла, но оценивается.

1.Гольгертс “. за стихи”
2. Михаил Рогачёв « Это»
3. Михаил Рогачёв «Линия судеб»
4. Челябинск “Мои останки”
5. Игорь Коэн Что было, то прошло
6. Балубыб «Путешествие во времени»(в.к)
7. Владимир Демидов Пп «Нефертити»
8. Маштаков «Склероз»
9. Ольга Альтовская «Давно ли?»
10. Юрий Рехтер «Эхо»
11. Тимофей Бондаренко» Однажды в августе» (в.к)
12. Нестор Иванофф «Бордовый жилет»
13. Людмила Другая «Ведьма из Потсдама»
14. Лана Юрина « В тумане»
15. Тамара Гаврилова 5 « Я помню»
16. Тамара Гаврилова 5 «Послушай»
17.Нина Находка Не отвечу
18.Нина Находка По прежнему люблю тебя
19.Тимофей Бондаренко Это – было недавно, это – было давно.
20. Юлия Александровна Михайлова Начало
21. Си Шпак Зарок
22. Лана Юрина Давай станцуем?

Источник статьи: http://stihi.ru/2016/10/10/5922

Это было недавно, это было давно

Это было недавно, это было давно
Это было недавно, это было давно

Название и рефрен песни, написанной композитором Вениамином Баснером на стихи поэта Михаила Львовича Матусовского (1915—1990) для кинофильма «Друзья и годы» (1964):

На вечернем сеансе в небольшом городке Пела песню актриса на чужом языке. «Сказку венского леса» я услышал в кино. Это было недавно. Это было давно.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс».
.
2003.

.

Смотреть что такое «Это было недавно, это было давно» в других словарях:

  • Пушкин, Александр Сергеевич — — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца «из… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Россия. Русский язык и Русская литература: История русской литературы — История русской литературы для удобства обозрения основных явлений ее развития может быть разделена на три периода: I от первых памятников до татарского ига; II до конца XVII века; III до нашего времени. В действительности эти периоды резко не… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Земля, планета — Описание З. разделено в настоящей статье на три главные части: астрономическую (З. как планета), геологическую и физико географическую. I. З. как планета. З. представляет огромный и по фигуре близкий к шару сфероид, свободно движущийся в… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • РОДЫ — РОДЫ. Содержание: I. Определение понятия. Изменения в организме во время Р. Причины наступления Р………………… 109 II. Клиническое течение физиологических Р. . 132 Ш. Механика Р. …………….. 152 IV. Ведение Р……………… 169 V …   Большая медицинская энциклопедия

  • Азия — (Asia) Описание Азии, страны, государства Азии, история и народы Азии Информация об азиатских государствах, история и народы Азии, города и география Азии Содержание А́зия — самая большая часть света, образует вместе с материк Евразию …   Энциклопедия инвестора

  • Воронкова — Воронкова, Любовь Фёдоровна Любовь Воронкова Дата рождения: 1906 Дата смерти: 1976 Гражданство: СССР Род деятельности: писатель Жанр: исторический роман …   Википедия

  • Воронкова Любовь — Любовь Воронкова Дата рождения: 1906 Дата смерти: 1976 Гражданство: СССР Род деятельности: писатель Жанр: исторический роман Произведения на сайте Lib …   Википедия

  • Воронкова Любовь Федоровна — Любовь Воронкова Дата рождения: 1906 Дата смерти: 1976 Гражданство: СССР Род деятельности: писатель Жанр: исторический роман Произведения на сайте Lib …   Википедия

  • Воронкова Л. — Любовь Воронкова Дата рождения: 1906 Дата смерти: 1976 Гражданство: СССР Род деятельности: писатель Жанр: исторический роман Произведения на сайте Lib …   Википедия

  • Воронкова, Любовь — Любовь Воронкова Дата рождения: 1906 Дата смерти: 1976 Гражданство: СССР Род деятельности: писатель Жанр: исторический роман Произведения на сайте Lib …   Википедия

Слово «недавно» пишется слитно с приставкой не- как производное слово от прилагательного. «Не давно» пишется раздельно в предложении с отрицанием.

Чтобы выяснить, как правильно пишется «недавно» или «не давно», слитно или раздельно, прежде определим часть речи, к которой оно принадлежит.

Часть речи слова «недавно»

Глаза у серого волчонка только недавно открылись, а он уже хорошо видел (Джек Лондон. Белый Клык).

Анализируемое слово не изменяется. В предложении оно зависит от глагола, поясняет его, обозначает признак действия и отвечает на обстоятельственный вопрос:

открылись когда?

Сделаем вывод, что эти грамматические признаки принадлежат знаменательному наречию.

10 слов, которые пишутся слитно

«Не давно» или «недавно», как правильно пишется?

Чтобы выяснить, чем является начальный элемент не-, приставкой или предлогом, разберем эту лексему по составу.

В морфемном составе этого наречия выделяется приставка не-:

недавно — приставка/корень/суффикс

Что это именно приставка, можно понять, если составить словообразовательную цепочку:

давний → недавний → недавно.

В отличие от однокоренного наречия «давно» приставка не-, доставшаяся ему от производящего прилагательного, придает этому слову противоположное лексическое значение:

  • немного времени назад;
  • в недалеком прошлом;
  • незадолго.

Наречие «недавно» пишется слитно с приставкой не-.

Примеры

Недавно пронёсшийся ветер сорвал с деревьев белый покров инея, и они, чёрные, зловещие, клонились друг к другу в надвигающихся сумерках (Джек Лондон. Белый Клык).

Меня поразила царившая пустота на станциях, редкие поезда после того необычайного движения, которое было ещё так недавно при последней моей поездке в августе месяце (В. Ф. Джунковский. Воспоминания).

Недавно был снег, но растаял, и тёплый воздух тяжёл и влажен; в глубину материка неслышными толчками гонит его морской юго-западный ветер и на смену приносит свой — душисто-острое сочетание морской соли, безграничной дали, ничем не нарушаемого, свободного и таинственного простора (Л. Н. Андреев. Океан).

Слитное написание наречий с не-

Будем учитывать, что местоименные отрицательные наречия также пишутся слитно с приставкой не-:

  • незачем спешить;
  • некогда позвонить;
  • негде показать;
  • некуда отправиться;
  • неоткуда взять;
  • несколько.

Укажем слитное написание наречий, которые без не- в лексике русского языка не употребляются:

  • нехотя подойти;
  • дел невпроворот;
  • позвать неспроста;
  • нельзя спускаться;
  • отвечать невпопад;
  • недаром интересоваться;
  • невтерпёж отправиться;
  • расположиться невдалеке.

«Не давно» пишется раздельно

Гораздо реже в зависимости от смысла контекста возможно раздельное написание слова «не давно», которое отличается произношением.

Сравним:

  • неда́вно
  • не давно́

Слово «не давно» пишется раздельно с отрицательной частицей «не» в присутствии следующих грамматических условий:

1. противопоставление с союзом «а»

Это было не давно, а пару месяцев назад.

2. наличие слов «отнюдь», «вовсе», «далеко»

Вовсе не давно они встретились здесь.

В городе эта художественная галерея открыта далеко не давно.

Мы договорились обо всем отнюдь не давно.

3. отрицательные слова с ни- (местоимение или наречие)

Нисколько не давно построена это спортивный комплекс.

Ничуть не давно он закончил этот колледж.

Средняя оценка: 4.5.
Проголосовало: 22

  • Как пишется этих туч
  • Как пишется этамзилат на латинском
  • Как пишется этаж по английскому языку
  • Как пишется эта картина
  • Как пишется эсцет в немецком