Как пишется фамусовская москва

  • Сочинения
  • По литературе
  • Грибоедов
  • Фамусовская Москва в комедии Горе от ума

В комедии описано время, когда в обществе только проявляются зачатки декабризма, будущее революционеры вступают в споры со старым обществом в лице Фамусова.

В своём произведении Грибоедов показал Москву как город, который пытается оправиться после битвы с французами.

Москва консервативна, она не собирается принимать никаких нововведений, в нёй господствует только то, что осталось от прошлых времен. Единственное, что беспокоит ее жителей — это слухи и разговоры о них же самих. Фамусов же говорит, что хуже сплетен ничего нет.

Идеальный житель Москвы в представлении Фамусова-это человек с деньгами и властью. Таков был его дядя, который смог добиться расположения Екатерин, используя свою лесть. В то время была престижно быть. Но это касалось не всех людей, а только тех, кто мог принести взамен какую-то выгоду. Например, Загорецкий и Молчалин. Они и не имели знаменитого рода, они не были дворянами, но благодаря своей уступчивости и лести они добиваются не только продвижения по службе, но и уважения в свете.

В Москве того времени как никогда престижно было иметь хороших знакомых и связи.

Как правило, люди в этом обществе не задумывались об образовании, а уж обсуждение данного вопроса приводило всех в негодование, людей волновали лишь танцы и развлечения, а не изучение истории, которое считалось глупым занятием.

Общество всеми силами открещивается от традиций России и ее культуры. Общество восторгается лишь Францией, даже французский язык становится более популярным среди господ.

Мало-помалу культура запада просачивается во все сферы деятельности Москвы. Девушки начинают увлекаться французскими книгами, говорят про себя «мадам» вместо «барыня».

Фамусовское общество выступает за крепостное право, так как бедные крестьяне трудились на господ, вторым это было очень выгодное, они не хотели ничего менять, относясь к людям как рабочему скоту к рабочему скоту.

Также в этом обществе царствуют женщины, а мужчины лишь выступают в роли прислуги. Все друг друга обсуждают и говорят за спиной.

Грибоедов дал героем своей книги говорящие фамилии, чтобы подчеркнуть весь ужас того общества. Например, Молчалин не имел своего мнения и был молчалив. Фамусов же боялся каких-либо рассказов о себе. Стоит ли говорить о таких фамилиях как Хлестова, Хрюмин и Скалозуб?

Единственный человек, который действительно был порядочным в этом произведении — это Чацкий. Он пытался открыть людям глаза на то, что происходит на проблемы, в которых они погрязли. Однако общество не принимало его и считало каким-то сумасбродом.

В заключение хочется сказать, что автор произведения изобразил Москву как место, в котором пережитки прошлого борются с настоящим, не признают ничего нового и настолько консервативны, что тем самым разрушают все вокруг, не замечая этого.

Сочинение Фамусовская Москва

Горе от ума — название самой популярной комедии в стихах  А.С. Грибоедова. Комедией это произведение прозвали неспроста. Безусловно, в характеристике жанровая постановка играет более значимый смысл, нежели сам сюжет, но все-таки… Прочитав эту комедию, Вы можете столкнуться с чувством недопонимание и отвращения. Все это будет связано с мерзким обществом Фамусова.

Фамусов — типичный представитель глупого населения. Несмотря на свой социальный статус, он не обладает должным уровнем образования. Павел Афанасьевич сторонится науки, не любит изучать, ровным счетом, ничего. Он алчен, богат и продажен. Такой человек ищет себе подобных.

Со временем у него появляется свой круг общения – именуемый Фамусовским обществом. Несложно догадаться, что все эти люди такие же мерзкие, как он. Их волнуют деньги, наряды, жизнь других  людей.

Частенько они устраивали балы, на которых им доводилось показать свои образы, похвастаться материальным положением. Это общество возносило деньги, славу, роскошь: все, кроме человеческих чувств. Образованность неприсуща никому из них.

Общество Фамусова ненавидит умных. Они словно презирают тех, кто отличается от них.

Я думаю, самое отвратительное заключается не в их неадекватности, а в том, что такие люди буквально поработили всю Москву.

Термин Фамусовское общество со временем перешел в более обширный — Фамусовская  Москва, и держалась она на трех принципах: заискивание, прислуживание и лесть. Люди этого круга ждали восторгов в свой адрес, надеялись на одобрение их выбора и их стиля жизни. Но они позабыли о самом главном. В погоне за роскошью они утратили способность мыслить, рассуждать и думать. Глупо, наверное, быть богатым, но необразованным. Невозможно удержать свой статус, не имея ничего за душой. Каждый человек, стремящийся к прогрессу, обязан развиваться всесторонне, а общество Фамусова совсем не хотело меняться. Их устраивала аморальность их жизни и ни о каком развитии не может быть и речи.

Фамусов и его сторонники научили меня одному – нужно быть верным своим принципам и в любой ситуации оставаться человеком, иначе наступит хаос.

Вариант 3

А.С.Грибоедов начинал как писатель — классицист. В своей знаменитой комедии он соблюдал каноны классицизма. Все действие происходит в течение одних суток в доме знатного московского вельможи Павла Афанасьевича Фамусова. Вот большой чиновник пристает к служанке и в то же время поучает дочь, которая всю ночь провела в компании Молчалина. Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца – монашеским известен поведеньем. Фальшь, лицемерие, ханжество в словах Фамусова. Это первое впечатление. Софья Павловна тоже решает поинтриговать, говорит о своем возможном замужестве. Который же из двух? Молчалин или Чацкий? — мучается Фамусов. Он свято убежден: «Кто беден, тот тебе не пара». Свою задачу родителя он видит в том, чтобы найти выгодную партии для дочери.

А вот уже реальный жених – полковник Скалозуб. «И золотой мешок. И метит в генералы». Скалозуб примитивен в своих суждениях, его мечты о карьерном росте базирутся на циничном – «другие, смотришь, перебиты». Речь его бедна, в ней преобладают солдатские слова и выражения – солдафон . Вот идеал мужа.

Падение Молчалина с лошади и обморок Софьи заставляют Чацкого сомневаться: Молчалин прежде был так глуп. Ужели он ей мил? Взгляды Молчалина окончательно убеждают Чацкого в невозможности любви Софьи. Фамусов подбирает своих людей в служащие – как не порадеть родному человечку. Секретарь Фамусова хорошо усвоил, что надобно угождать , как учил отец, вышестоящим, ездить на поклон к власть имущим. Самые лучшие деловые качества, по его мнению, — умеренность и аккуратность. Он готов на подлость — притворяется влюбленным в угоду дочери такого человека.

И наконец, кульминация – бал в доме Фамусова. Фамусовское общество в сборе. Их объединяют общие взгляды:

— самодержавно-крепостнические воззрения ( Чацкий в одном из монологов обвиняет чиновникf в том, что тот собрал на крепостной балет от матерей оторванных детей, а затем распродал крепостных по одиночке).

— для фамусовской Москвы идеалом является Кузьма Петрович, который был с ключом, т.е. имел высокую придворную должность камергера, и сыну ключ умел доставить – сумел хорошо пристроить сына.

— отношение к службе халатное – «подписано, так с плеч долой». Главное, подслужиться нужному человеку, как Максим Петрович-«когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб» . Зато не то на серебре – на золоте едал.

— столпы общества не читают. Их познания из старых газет. Они выступают против образования, они невежественны.

— женщины в обществе играют важную роль: они выносят суждения, продвигают по службе.

Особенно популярны у них военные.

— преклоняются перед всем иностранным.

В сцене бала Грибоедов использует прием калейдоскопа: мелькают лица, но они не сливаются, каждый персонализирован, у каждого подчеркнуто определенное качество.

Вот в доме Фамусова появляются Горичи — некогда бравый вояка Платон Михайлович превратился в подкаблучника – « муж-мальчик, муж-слуга из жениных пажей…».

Далее прибывают Хрюмины бабушка и внучка. Высокомерные зазнайки, которые плохо говорят на языке своем родном. Князь и княгиня Тугоуховские с шестью дочерьми посещают балы с одной целью – найти жениха. Наконец, старуха Хлестова с арапкой девкой и собачкой – именно так помещики относятся к крепостным. Нужны здесь и господа Д И Н., Загорецкие, готовые услужить важным лицам, Молчалин, который дойдет до степеней известных, Софья, истинная дочь своего отца, скорая на расправу.

Вот они, наши судьи, столпы общества.

Единым фронтом выступают они против свежих мыслей, ума, бесстрашия – охотно признают Чацкого сумасшедшим. Однако Чацкий способен противостоять крепостникам и ретроградам, он разоблачает косные взгляды столпов общества. Однако он один против всех и потому сломлен количеством старой силы. Вон из Москвы, сюда я больше не ездок – герой бежит из удушающей атмосферы древней столицы.

Для 9 класса

Также читают:

Картинка к сочинению Фамусовская Москва в комедии Горе от ума

Фамусовская Москва в комедии Горе от ума

Популярные сегодня темы

  • План рассказа Мещерская сторона Паустовского

    Рассказ идет от первого лица. В самом начале мы знакомимся с человеком, который отправился в путешествие по родным краям. С собой у него имеется только старая карта. Спустя время уже многое изменилось

  • Сочинение Анализ рассказа Ю-ю Куприна

    В своих произведениях Куприн часто делает главными героями животных и описывает положительные качества наших меньших братьев. В Ю-ю описывается кошка с таким именем, которая привязалась к своему хозяину

  • Главные герои сказки Заколдованное место Гоголя

    Заколдованное место Гоголя — это рассказ старого деда своим внукам об одном мистическом случае, который произошёл с ним в детстве и с которого извлек урок и урок этот преподносит внучатам.

  • Сочинение по картине Тихого Аисты 9 класс

    Великий русский художник И. А. Тихий написал картину “Аисты” в 1960 году. На переднем плане изображён зелёно-жёлтый луг с высокой и густой травой. С правой стороны полотна видно заросли камышей

  • Характеристика и образ Олеси в повести Олеся Куприна

    Образ Олеси остаётся и сейчас недостижимым идеалом для многих девушек. Чем же привлекала эта героиня читателей?

Дом Фамусова как олицетворение барской Москвы - примеры сочинений

­­Пример сочинения 1
Фамусовская Москва

Горе от ума — название самой популярной комедии в стихах А.С. Грибоедова. Комедией это произведение прозвали неспроста. Безусловно, в характеристике жанровая постановка играет более значимый смысл, нежели сам сюжет, но все-таки… Прочитав эту комедию, Вы можете столкнуться с чувством недопонимание и отвращения. Все это будет связано с мерзким обществом Фамусова.

Фамусов — типичный представитель глупого населения. Несмотря на свой социальный статус, он не обладает должным уровнем образования. Павел Афанасьевич сторонится науки, не любит изучать, ровным счетом, ничего. Он алчен, богат и продажен. Такой человек ищет себе подобных.

Со временем у него появляется свой круг общения – именуемый Фамусовским обществом. Несложно догадаться, что все эти люди такие же мерзкие, как он. Их волнуют деньги, наряды, жизнь других людей.

Частенько они устраивали балы, на которых им доводилось показать свои образы, похвастаться материальным положением. Это общество возносило деньги, славу, роскошь: все, кроме человеческих чувств. Образованность неприсуща никому из них.

Общество Фамусова ненавидит умных. Они словно презирают тех, кто отличается от них.

Я думаю, самое отвратительное заключается не в их неадекватности, а в том, что такие люди буквально поработили всю Москву.

Термин Фамусовское общество со временем перешел в более обширный — Фамусовская Москва, и держалась она на трех принципах: заискивание, прислуживание и лесть. Люди этого круга ждали восторгов в свой адрес, надеялись на одобрение их выбора и их стиля жизни. Но они позабыли о самом главном. В погоне за роскошью они утратили способность мыслить, рассуждать и думать. Глупо, наверное, быть богатым, но необразованным. Невозможно удержать свой статус, не имея ничего за душой. Каждый человек, стремящийся к прогрессу, обязан развиваться всесторонне, а общество Фамусова совсем не хотело меняться. Их устраивала аморальность их жизни и ни о каком развитии не может быть и речи.

Фамусов и его сторонники научили меня одному – нужно быть верным своим принципам и в любой ситуации оставаться человеком, иначе наступит хаос.


Пример сочинения 2
Барская Москва, как олицетворение комедии

Каждый раз, когда Грибоедов приезжал в Москву, он видел как отстраивалась после войны и изменялась Москва. Тут и там появлялись новые здания, на улицах выстилались плитки тротуаров.

«С тех пор дороги, тротуары,
Дома и все на новый лад»

А как изменилось московское общество, люди? Грибоедов каждый раз находил, что оно совершенно не менялось.

Там царили те же порядки, что и прежде.

«Дома новы, но предрассудки стары»

Общество не признавало новшеств, здесь все, как было в прошлом веке. Представителей общества заботило, чтобы о них не распространялись слухи: «злые языки страшнее пистолета».

Здесь господствовали деньги и чины. Для того, чтобы получить чин, надо было «пресмыкаться» перед теми, кто стоит на ступеньку выше по чину. Примером построения карьеры только услужливостью могут служить Молчалин с Загорецким.

«Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы»

Но Софье, которая тайком встречалась с Молчалиным, известно, что замуж за него отец ее не отдаст. У Молчалина родители были бедными, он не знатного рода, а значит стоял на ступеньку ниже и недостоин руки Софьи.

Дети во всем должны были слушать своих родителей.

«Не надобно иного образца,
Когда в глазах пример отца…»

Кроме того, в московском обществе, где вращались Фамусов и его сторонники, стремились заводить «нужные» знакомства. Посторонних сюда не принимали, разве если только человек — француз. Они разговаривали на «смеси французского с нижегородским» и были в восторге от любого «французика из Бордо».

«Как с ранних пор привыкли верить мы,
Что нам без немцев нет спасенья!»

В этом обществе не уважали образование. Ведь куда приятнее проводить время на балах и приемах, а не корпеть над книгами. Это, по их мнению, пустое занятие.

«Ученье — вот чума, ученость — вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений»

Люди устраивали и посещали званые обеды, танцы, обсуждали сплетни, один другого.

«Поверили глупцы, другим передают,
старухи вмиг тревогу бьют —
и вот общественное мненье!»

Они устраивали смотрины для своих дочерей, чтобы подыскивать им «выгодного мужа».

«Будь плохонький, да если наберется
Душ тысячки две родовых, —
Тот и жених»…

Они пользовались связями, чтобы пристроить сыновей на тепленькое местечко. И все это у них считалось важным делом.

Настоящие же дела у них не были в почете.

Здесь дорожили крепостным правом. Для них крепостные крестьяне не считались людьми. Их продавали как собак, женили без их согласия, заставляли развлекать их.

В фамусовском московском обществе преобладала власть женщин. Примером мужчин, которые полностью подчинены были женщине, был князь Горич.

Для усиления яркости нарисованной в произведении Москвы, Грибоедов наделил своих персонажей звучными фамилиями, которые как можно ярче характеризовали героя. Например, Репетилову свойственно было постоянно повторять пустые мысли, а Молчалин не имел своего мнения и чаще молчал.

Карету мне, карету!
(«Карету мне, карету!»)

И контрастом к этому обществу выступал Чацкий. Он показан в пьесе, как представитель нового общества, которое вскоре придет.

В пьесе автор высказал смелые, по-тому времени, мысли о крепостничестве, барстве, нравах. В тоже время он сказал о передовых людях, несущих в жизнь новое.

И как ни грустно это признавать, но такие же Скалозубы, Фамусовы и Молчалины есть до сих пор.

Произведение имеет огромное значение в мире литературы, приэтом не только главной своей мыслью. Из-под пера автора через пьесу вышло много пословиц, афоризмов, ставших крылатыми фраз, которые связаны с картинами фамусовской Москвы, обогативших русский язык.

Автор показал, как могли оказаться во власти нравов этого общества простые передовые люди, оказавшись с ним один на один.


Пример сочинения 3

Чацкий и фамусовская Москва

Комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» посвящены работы многих писателей и учёных. Различное толкование в них получил образ главного героя этого произведения. Например, в критическом этюде И.А. Гончарова «Мильон терзаний» Чацкий представлен как передовой человек своего времени, социально-психологический тип, устремлённый в будущее.

Идеалы Чацкого диаметрально противоположны идеалам фамусовской Москвы. Вот фамусовское общество глазами Чацкого:

… «мучителей» толпа,
В любви предателей, в вражде неутомимых,
Рассказчиков неукротимых,
Нескладных умников, лукавых простаков,
Старух зловещих, стариков,
Дряхлеющих над выдумками, вздором…

Но что же составляет высшую цель деятельности, стремлений самого Чацкого? За что он ратует? Против чего выступает?

Сталкиваясь в лице фамусовской Москвы с «веком минувшим», Чацкий решительно клеймит «прошедшего житья подлейшие черты», крепостническую идеологию. Зависимость людей от крепостников он расценивает как рабство, его возмущает бесчеловечность тех, кто распоряжается чужими судьбами. Чацкий обличает не только царящий в обществе произвол, деспотизм «века покорности и страха», но и косность, консерватизм «отечества отцов», которые «сужденья черпают из забытых газет времён очаковских и покоренья Крыма».

Для фамусовской Москвы привычно праздное существование, которое оживляется лишь сплетнями. Узость интересов, небрежное отношение к просвещению, русской культуре, уродливое воспитание детей — эти черты фамусовского общества вызывают безудержное негодование Чацкого. Он высказывается против «пустого, рабского, слепого подражанья» Западу, выступает в защиту «святой старины». Герою Грибоедова претят кумовство, протекционизм, хамское отношение к службе, гражданскому долгу. Вольнодумство Чацкого не уживается с раболепием Фамусовых, их восхищением перед знатностью и богатством, преклонением перед высокими чинами и местами.

Чацкий не обретает свободы, которую проповедует, но не перестаёт стремиться к ней. Неудачи Чацкого, кажущиеся смешными фамусовской Москве, — это признак его неотступного намерения сохранить верность своим идеалам. Герой избавляется от иллюзий, но не от своих убеждений. Для него по-прежнему нестерпимы лицемерие и рабство, он всё настойчивее защищает свободомыслие, прямоту, истинность чувств.

В обществе, где «тот и славится, чья чаще гнулась шея», независимость Чацкого делает его «опасным человеком». Чтобы избавиться от него, его объявляют безумным. Ситуация, к сожалению, не новая. Кем в ней является Чацкий — победителем или жертвой? На мой взгляд, верность самому себе, собственным убеждениям в такой ситуации означает победу.

На чтение 5 мин. Опубликовано 07.04.2020

Свое самое знаменитое произведение Грибоедов написал в 1822 году. В это время в России только начинали проявляться зачатки будущего декабристского движения. В противостоянии нового времени и старого общества в лице Фамусова и его знакомых и заключается смысл пьесы. Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума» представлена такой, какая она была в самом начале XIX века: роскошной, консервативной и глупой.

Содержание

  1. Описание города и общества
  2. Дворяне начала XIX века
  3. Фамусов как основа консервативности

Описание города и общества

В 1812 году во время завоеваний Наполеона I, Москва была сожжена дотла. Поэтому время, показанное в грибоедовской комедии, захватывает этап восстановления крупного города. Несмотря на самые разные изменения в жизни и устоях, Москва консервативна и статична. Общество не желает принимать никаких нововведений, придерживаясь семейных традиций прошлого.

Пожалуй, единственное, что может взволновать дворянское общество фамусовской Москвы — это слухи и сплетни о самом обществе. Павел Афанасьевич Фамусов кратко признает, что «хуже сплетен ничего нет».

Беседы у Фамусова в доме

Идеальный москвич, по представлениям консервативного общества, это обязательно состоятельный и властный человек. Именно таким был и дядя Павла Афанасьевича, который лестью и подхалимством сумел добиться даже расположения императрицы. К таким людям у дворян лояльное и восхищенное отношение, несмотря на те способы, которыми они добились своего положения и статуса.

По сообщению самого Фамусова, каждый житель Москвы должен быть чем-то полезен. И если, к примеру, у Молчалина и Загорецкого не было состояния и дворянского титула, то их терпеливость и лесть позволяли им продвигаться по службе и жизни.

В Москве начала XIX века очень важно было иметь связи среди богатых людей. Именно поэтому человека со связями принимали в обществе как богача. Задаваясь вопросом, что нового покажет мне Москва, каждый из богачей понимал: ничего. Жизнь разнообразилась только пересудами и сплетнями о своих знакомых.

Самыми популярными занятиями в дворянском кругу были:

  • балы и танцы;
  • охота и отдых на природе;
  • любые развлечения (вплоть до игры в карты и выпивки в трактирах).

Изучение наук и чтение книг считалось глупым занятием. Об образовании московские дворяне предпочитали не говорить вообще. Поэтому сочинение «Фамусовская Москва» всегда строится на порицании необразованности общества.

Юные барышни 19 века

Однако вскоре настроения общества начинают меняться. После Отечественной войны в моду входит французский язык. Юные барышни начинают называть себя «мадам» и увлекаются чтением французских любовных романов. При этом на волне изучения иностранного языка фамусовский круг выступает за крепостное право, так как это крайне выгодно. И хотя между собой кто-то из дворян выступает за прогресс, с глазу на глаз каждый из них считает нормальным порядком вещей иметь крепостных и слуг в доме.

Дворяне начала XIX века

Существующий термин «фамусовское общество» стал значительно шире: фамусовская Москва в комедии «Горе от ума» получила нарицательное значение. Дворянство этого времени строило свою жизнь на трех принципах:

Алексей Молчалин

  1. Заискивание.
  2. Прислуживание.
  3. Лесть.

И Грибоедов показывает на конкретных примерах, как глупо иметь большое состояние и при этом не быть образованным. Аморальность жизни подчеркивает даже Алексей Молчалин — и это ответ на вопрос, почему фамусовской Москве нужен Молчалин. Ведь он при наличии широкого кругозора и хорошего образования все равно имеет консервативное мышление и натуру приспособленца. Именно такие люди и составляют фамусовскую Москву. Княгиня Марья — еще одно тому доказательство.

А Александр Чацкий, вернувшись в город после трехлетнего путешествия по свету, надеется увидеть новое общество с современными взглядами. Дворяне после войны 1812 года так и не изменились: «дома новы, но предрассудки стары», «чтоб новизны вводили — никогда, спаси нас боже!».

Каково мнение дворянского общества о Чацком?

Олицетворение науки и прогресса, достоинства и честности, Александр Чацкий точно не вписывается в круг этого общества. Все его цитаты — это изображение внутренних мыслей о том, что новый человек не сможет прижиться в доме, где царят только старые патриархальные устои. Общество отвечает ему тем же.

Фамусов как основа консервативности

Вдовец Павел Афанасьевич один воспитывает свою единственную дочь Софью. И, имея узкие взгляды, полагает, что является примером нравственного воспитания. Это не мешает ему заигрывать со служанками и лицемерить с окружающими людьми.

Фамусов как основа консервативности

Вся характеристика московского общества «Горе от ума» строится вокруг самого Фамусова и круга его знакомых. Деньги, статус, положение — это три кита, на которых строится вся фамусовская Москва. А сам Павел Афанасьевич является фундаментом, основной застарелой консервативности и необразованности.

Дом Фамусова полнится сплетнями. Именно сплетни являются постоянным поводом для разговоров. Сочинение на тему «Фамусовская Москва» всегда противопоставляет Чацкого Фамусову, так как сплетни — это главное оружие консервативного общества против смелого человека нового времени.

То есть образ Москвы в «Горе от ума» — это обобщенный пример дворян с устаревшими взглядами, страшащихся всего нового и прогрессивного. При этом автор дает понять, что перемены необходимы, они неизбежны, как бы этому ни противился Фамусов и его окружение. Образ Москвы в «Горе от ума» раскрывается именно через людей-консерваторов, которых даже кровавая война с Наполеоном не заставила посмотреть на мир шире.

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Грибоедов
  4. Фамусовская Москва в комедии Горе от ума

Сочинение Фамусовская Москва в комедии Горе от ума Грибоедова

Московское дворянское общество первой половины 18 века очень наглядно, красочно, правдиво и очень сатирически нарисовал в комедии «Горе от ума» Александр Сергеевич Грибоедов.

Всех героев комедии читатель видит в доме Павла Афанасьевича Фамусова, очень типичного представителя московского дворянства. Он вдовец, богат, имеет единственную дочь Софью.

Начало века время для России не простое, среди прогрессивных людей зреет запрос на социальные перемены, но фамусовское окружение, кажется застыло в своём развитии, всякие изменения кажутся им недопустимыми и опасными. «Не то, чтоб новизны вводили, — никогда…»—говорит в разговоре с Чацким и Скалозубом Фамусов. Конечно, все представители фамусовского общества люди разные, но вот этот страх перед новизной их очень объединяет.

Никто извне не может просто так попасть в круг этих московских снобов. Они стараются держаться очень замкнуто. Замуж выходят и женятся с расчётом, на претендентах из своего окружения и, конечно, богатых. «Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених.» Матримониальные вопросы решают родители, как повелось издавна. Софья вынуждена украдкой встречаться с Молчалиным, потому, что он беден и не знатен.

Они, практически, все находятся в какой-то степени родства друг другу и стараются на хорошие должности пристроить родственников. «Ну как не порадеть родному человечку!.. «— восклицает тот же Фамусов.

С большим подозрением относятся в фамусовском обществе к образованию, считая. что все вольности, всё зло идут именно оттуда. Собрать и сжечь все книги предлагает полковник Скалозуб. Всем бедам причина учёность и ученье считает Фамусов. Собственно говоря, им хорошее образование им ни к чему, у них другие интересы. Время они предпочитают проводить, давая «обеды, ужины и танцы». Встречаясь, эти люди делятся сплетнями, обсуждают за глаза друг друга, устраивают смотрины для дочерей и подыскивают выгодные местечки сыновьям, то есть занимаются, по их мнению, очень важными делами.

Очень важную роль в жизни этого круга играют женщины. Они влияют на мужей и часто держат их под каблуком. Бывшему сослуживцу Чацкого Горичу жена слова не даёт сказать, он без её контроля сделать ничего не может. С помощью влиятельных женщин можно добиться многого. Мллчалин в разговоре с Чацким упоминает некую Татьяну Юрьевну и настоятельно советует посетить её, чтобы добившись её благосклонности, повысить свои шансы на успех. А Фамусов в конце пьесы сокрушается о том «что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»

Это общество монолитно, оно не любит чужаков, особенно образованных и с ним не согласных. Едва Чацкий приезжает и произносит несколько крамольных высказываний, как его объявляют сумасшедшим, и он вынужден бежать.

Долго ли будет продолжаться такая идиллия? Грибоедов прямого ответа не даёт. Но уже в среде этих аристократов появляются Чацкий и двоюродный брат Скалозуба, который «службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать.» Эти люди помалу расшатывают устои, но до настоящих изменений ещё очень, очень далеко.

Вариант 2

Самое известное произведение Грибоедова «Горе от ума» было написано в послевоенные годы. Время, описанное в комедии, является начальным этапом зарождения декабризма, когда прогрессивные революционеры вступают в схватку с приверженцами старых порядков.

Москва и ее жители приходят в себя после войны с французами.  Общество того времени отказывается принимать какие-либо новшества, придерживаясь законов прошлых времен. Многие жители сгруппировали закрытые общества, в которые могут попасть только люди богатые и обладающие высокими чинами. Такие общества существовали на сплетнях, слухах и льстивых речах.

Одно из таких обществ и описал Грибоедов. Его главой являлся Фамусов – вдовец, наделенный богатством и властью. Он ровнялся на своего дядю, который добился расположения царей с помощью своей лести.

Простой человек не мог попасть в его окружение, если только он не принесет выгоду. Так получилось с Молчалиным и Загорецким. Они не были дворянами и не имели знатных корней, зато хорошо умели услужить. Благодаря своей лести они не только получали повышение, но и уважение в обществе.

В Москве того времени было необходимо иметь влиятельных знакомства, но хорошее образование или даже разговоры о нем призирались. Людей больше волновали светские балы и гуляния, а не изучение наук, считавшееся уделом глупцов.

Жители России все больше восторгались Францией, ежели своей родиной. В обиход вошел французский язык, молодые девушки увлекались французскими романами. 

Общество Фамусова осталось далеко позади и поддерживало крепостное право. Им было выгодно считать обычных людей рабами, видя в этом колоссальную выгоду.

Также в этом обществе господствовал матриархат. Мужчины были только слугами, всюду царили сплетни и эгоизм.

В комедии есть только один человек, обладающий положительными качествами – Александр Чатский. Он старается указать людям в обществе на их ошибки, побудить их к принятию образования и культуры, но встречается с насмешками и шквалом негатива. Слухи, образовавшиеся вокруг него, описывают Чацкого, как умалишенного. Он не протягивает там долгого времени.  Фамусовское общество вытесняет его из своего окружения, и Александр уезжает из Москвы.

В комедии автор изобразил Москву местом, где старые законы и порядки борются с нововведениями, а ее жители не впускают в обиход ничего нового. Этим они разрушают не только все вокруг, но и самих себя.

Фамусовская Москва в комедии Грибоедова Горе от ума

А.С. Грибоедов – известный общественный деятель, поэт, критик и публицист. Писательский труд был частью его жизни. Но настоящую известность ему принесла пьеса «Горе от ума», ставшая, по мнению критиков, «бессмертной». Комедия впервые публикуется в 1824 году. И идеально отражает черты общества того времени. Не теряет своей уникальности и по сей день.

Стоит отметить, что время написания произведения было переломным для страны. А для столицы особенно. Совсем недавно закончилась Отечественная война 1812 года. Менялось мировоззрение людей, крепло самосознание. Стали появляться прогрессивно мыслящие молодые люди. Зародилось движение декабристов, мысли и идеи которых активно просачивались в общество. А «старая гвардия» держала оборону, всеми силами стараясь не сдавать своих консервативных позиций. Отказ от устаревших взглядов в столичном обществе стал бы крахом всей системы, на которой базировались успех и благополучие этих людей. В комедии А.С. Грибоедова с такими представителями «века минувшего» сталкивается главный герой – Александр Андреевич Чацкий.

Все события пьесы происходят за сутки в московском доме Павла Афанасьевича Фамусова. Это классический представитель дворянства того времени. Человек влиятельный и уважаемый, управляющий в казенном доме. Ключевой сценой становится бал. Гости хозяина – типичные образы столичной знати, которых критики окрестили «фамусовской Москвой».

Деньги, чины, положение в обществе – вот идеалы фамусовской Москвы. И даже званые вечера и балы необходимы не для развлечения или общения, а исключительно для обретения знакомств и связей. Любой ценой добиться высокого положения в обществе. Ценны не люди и их качества, а умение понравиться и угодить вышестоящим лицам. И только лишь Чацкому это претит: «Служить бы рад, прислуживаться тошно!» Он готов посвятить себя делу и Отечеству, но не людям.

Сплетни здесь не только приятные беседы за чаем, но и рычаги управления, манипуляции. Чацкий не угоден и потому распространяется слух о его сумасшествии.

Все фамилии говорят сами за себя. Загорецкий и Репетилов – люди пустые, неинтересные, но готовые всегда услужить влиятельным лицам. Скалозуб – солдафон, его интересует только военная служба. Но он ходит на балы, чтобы улыбаться начальству и его веселить грубым солдатским юмором. Княгини Хлестовы и Хрюмины напыщенны, самонадеянны и жестоки. Но все ищут их расположения, ведь у них связи. А такие как Молчалин – двуличные, трусливые, но пробивающие дорогу к цели любой ценой. Они всегда будут «блаженствовать на свете».

Доклад

Фамусовская Москва в комедии Горе от ума

Фамусовская Москва в комедии Горе от ума

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Фаддея в рассказе Матрёнин двор Солженицына сочинение

    Фадей является полным антиподом главной героини. Фадей человек бессовестный, который заботится только о себе, и ни о ком больше.

  • Душа людини твір роздум

    Без сумніву, найголовніше що є в людині — її душа. Саме вона є істинною сутністю людини, є нею самою. У всі часи, особливо, в теперішній люди зазвичай звертають увагу в першу чергу

  • Сочинение по произведению Собачье сердце Булгакова

    В сюжете произведения рассказывается о том, как собака превращается в человека. Этот невероятный случай произошел в результате одного из экспериментов ученого по фамилии Преображенский

  • Сочинение Герасим и Татьяна в рассказе Тургенева Муму

    Иван Сергеевич Тургенев является авторам таких произведений как «Отцы и дети», «Накануне», «Постоялый двор» и всеми известного рассказа «Муму», в котором отразил свои трепетные переживания и беспокойства о будущем родной страны

  • История создания рассказа Один день Ивана Денисовича Солженицина

    Первым напечатанным произведением Александра Солженицына был рассказ «Один день Ивана Денисовича». Напечатан он был в 11-м номере журнала «Новый мир» в 1962 году более чем 100 тысячным тиражом

  • Как пишется фамилия филиппова
  • Как пишется фамилия филипов или филиппов
  • Как пишется фамилия птицын
  • Как пишется фамилия пономарева
  • Как пишется фамилия по английскому языку