Как пишется фамусовское общество с большой или маленькой буквы

Всего найдено: 226

Здравствуйте.
Как правильно писать торговое название медицинского препарата, с заглавной или со строчной буквы, в кавычках или без. Например в такой фразе: «Однопроцентный крем элидел разрешен к применению более чем в 80 странах».

Ответ справочной службы русского языка

Как правило, условное название продукта пишется c прописной и в кавычках.

Добрый день.
Подскажите, пожалуйста, написание названий ООО в кавычках или без (ООО «Скиф» или ООО Скиф) регламентируется правилами русского языка или только тем, как записано в уставных документах?
Как быть с такими названиями, как ООО Симбирский кузнечный двор «Корч»? Сколько кавычек там будет?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: _ООО «Скиф», ООО «Симбирский кузнечный двор «Корч»»_ и _ООО «Симбирский кузнечный двор «Корч»_.

Здравствуй, уважаемая справка! Подскажите, как правильно оформить: Он получил прозвище «Бордюрный генерал»? В кавычках или без?

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: Он получил прозвище Бордюрный Генерал.

Как правильно писать в сочинении словосочетание «фамусовское общество», в кавычках или без?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно без кавычек: фамусовское общество.

Здравствуйте!

Скажите, пожалуйста, строительные леса — в кавычках или без?

Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Кавычки не требуются.

Уважаемая ГРАМОТА! ПОВТОРНО задаю вопрос. «В 60-х гг. название «черемушки» стало нарицательным: в каждом большом городе появились свои «черемушки». С большой или с маленькой буквы, в кавычках или без них следует писать «черемушки», если это нарицательное уже слово? ОЧЕНЬ НАДО надеюсь все-таки на ответ.

Ответ справочной службы русского языка

Извините за задержку с ответом. Слово _Черемушки_ сохраняет прописную букву и при употреблении в переносном значении: _В 60-х гг. название Черемушки стало нарицательным: в каждом большом городе появились свои Черемушки_.

Скажите, пожалуйста, как пишутся названия серийно выпускаемых машин — в кавычках или без? Нужны ли кавычки, если то же наименование дается латинскими буквами? Напр., автомашина «Форд Фокус» и автомашина Ford Focus.

Ответ справочной службы русского языка

Вы написали верно: _автомашина «Форд Фокус», автомашина Ford Focus._

Как правильно писать слово шанхай в значении хаотичных построек: в кавычках или без, со строчной или прописной? Мой вопрос, наверное, теряется в недрах портала, задаю его с конца августа. :)

Ответ справочной службы русского языка

Предпочтительно: _«шанхай»_.

Как пишутся марки и модели иномарок: с прописной или строчной, в кавычках или без? 1)Новая «Ниссан Теана» поступит в продажу…, 2)…модель немного похожа на «лексус», 3)…, а пока не будет ни «максимы», ни «теаны». Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

В справочниках точных рекомендаций нет. На наш взгляд, предложенный Вами вариант корректен.

Добрый день!
Подскажите, пожалуйста, как правильно писать названия коттеджных поселков: в кавычках или без
Например: коттеджный поселок Княжье Озеро или коттеджный поселок «Княжье Озеро»?
а также коттеджный комплекс «Европа» или коттеджный комплекс Европа?

Ответ справочной службы русского языка

Названия коттеджных поселков следует писать без кавычек. Названия поселков выступают в качестве топонимов — географических названий.

В кавычках или без пишутся слова после слова «название»? Например, в таких контекстах: «Эта игра получила название «морра» / морра. Блюдо под названием «карпаду» / карпаду подают во многих ресторанах. Цветок с названием «щучий хвост» / щучий хвост — распространенное комнатное растение».

Ответ справочной службы русского языка

Кавычки во всех трех случаях не требуются.

Скажите пожалуйста, Ямалтрансстрой — пишется в кавычках или без?

Ответ справочной службы русского языка

Если есть родовое слово, кавычки нужны: _ОАО «Ямалтрансстрой»_. Если родового слова нет, то предпочтительно писать без кавычек.

Здравствуйте! Хочу уточнить, как пишутся названия районов и микрорайонов Москвы — в кавычках или без, а также названия памятников. Например, район Отрадное, микрорайон Дубовая роща. И как затем в тексте писать Дубовая роща («»? если имеется в виду микрорайон). О памятниках: памятник Покорителям космоса. Правильно?

Ответ справочной службы русского языка

Кавычки не требуются: _район Отрадное, микрорайон Дубовая Роща, Дубовая Роща_.
Если это официальное название монумента, корректно: _памятник Покорителям Космоса_. Если речь идёт об одном из многих монументах, все слова следует писать с маленькой буквы, например: _Во многих городах есть памятники покорителям космоса_.

не могли бы вы подсказать как пишется слово энный, в кавычках или без?

Ответ справочной службы русского языка

Слово _энный_ пишется без кавычек.

Как пишутся выражения: путь В НИКУДА, свести НА НЕТ? В кавычках или без, корректно ли их употребление в научных изданиях?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: _путь в никуда, свести на нет_. Употребление зависит от контекста, хотя в общем в научных изданиях эти сочетания уместны.

На чтение 8 мин. Опубликовано 03.05.2020

В центре комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» — описание уклада жизни московского консервативного дворянства. Основной идеей пьесы выступает обличение устаревших, отживших свое взглядов аристократов на многие социальные вопросы. Фамусовское общество в комедии «Горе от ума» собрало в себе все отрицательные черты помещиков, живших в начале 19 века.

Содержание

  1. Образ Фамусова
  2. Идеал дворянина
  3. Роль Молчалина
  4. Второстепенные персонажи
  5. Господин Репетилов
  6. Конфликт с Чацким

Образ Фамусова

Павел Афанасьевич Фамусов — один из центральных персонажей пьесы. В честь него и появилось такое выражение, как «фамусовское общество» (название пишется с маленькой буквы, хоть и образовано от фамилии). Он больше остальных отстаивает идеи старого порядка. Мужчина занимает влиятельную должность, он на хорошем счету в приличном обществе и довольно богат. Действие комедии разворачивается именно в доме Павла Афанасьевича. В его образе были собраны основные черты аристократии 19 века.

Можно описать главные ценности дворян тех времен:

  • деньги;
  • достижения на службе;
  • полезные знакомства и связи.

Павел Афанасьевич Фамусов

Как видно, для аристократов личные качества человека ничего не значили. Сам Павел Афанасьевич однажды сказал своей дочери: «Кто беден, тот тебе не пара». В этой краткой цитате отражаются все ценности московской элиты. Он, как и другие дворяне, не хотел видеть в роли своего зятя какого-то бедняка. Фамусову не было дела до характера и даже внешности будущего жениха дочери. Для того чтобы заслужить его расположение, молодцу было достаточно иметь несколько тысяч крестьян в подчинении. В расписании мужчины — только праздные мероприятия.

Легкомыслие героя по отношению к своей работе поражает. Он не читает бумаг, на которых ставит свою подпись, и не пытается вникнуть в вопросы бухгалтерии. Осуждается в произведении также любовь дворян брать на работу людей только из-за дворянских родственных или дружеских связей. Для Фамусова, как и для всех дворян, абсолютно никакой ценности в сотруднике не представляло его образование или профессиональные навыки. Поэтому на должности они брали родственников.

Характерные черты фамусовского общества собрались в образе Павла Афанасьевича:

  • презрение к незнатным и бедным людям;
  • готовность поклоняться богатым и властным;
  • пренебрежение нравственными ценностями;
  • обесценивание роли образования в жизни и карьере человека.

Дворяне часто играют в дружбу и уважение к своим знакомым. Примерять роль друга и товарища для них стало обычным делом. На самом же деле за доброжелательностью часто скрываются равнодушие и желание угодить сильному и влиятельному человеку.

Идеал дворянина

Солдафон Скалозуб

Фамусов в лице Скалозуба видел идеального мужа для своей дочери Софии. Персонаж предстает перед читателем как глупый солдафон, но Павла Афанасьевича это мало интересует. Ведь Скалозуб дослужился до звания полковника, а также является очень перспективным и богатым человеком.

Он поддерживает связь с множеством своих знакомых и не забывает о родственниках. Чтобы получить свое звание, полковник ничего не делал. Он добился всего за счет использования своих связей. Сам Скалозуб однажды похлопотал о том, чтобы его двоюродный брат продвинулся по карьерной лестнице. Но тот, когда его хотели повысить, бросил все дела и переехал в село, чтобы вести спокойную жизнь, далекую от этой элиты.

Ни Фамусов, ни Скалозуб этого поступка понять не смогли. Ведь для них главными целями в жизни всегда были высокие звания, уважение в обществе и достаток.

Роль Молчалина

Среди представителей фамусовского общества встречались и бедные аристократы без высоких званий, которые только стремились к ним. На примере таких героев автор показывает поклонение старшему богатому поколению и попытки выслужиться перед людьми, стоящими выше. Именно такую роль играет в комедии Молчалин.

Роль Молчалина

В начале произведения герой кажется читателю немногословным и скромным молодым человеком Софии. Но сразу же после того, как девушка не смогла сдержать свои душевные порывы к возлюбленному на людях, ей стало открываться его настоящее лицо. Герой, подобно ее отцу, очень боится сплетен окружающих и неверных выводов о себе. Связь с Софьей сильнее всего раскрывает героя. Он не питает к ней никаких чувств, а лишь играет в них, чтобы угодить дочери высокопоставленного чиновника.

Жизненным кредо героя с детства было «угождать… хозяину, где доведется жить» и «начальнику», у которого он будет работать. Это был главный закон, которому обучил его отец, — прогибаться под сильных людей. Ведь это позволит ему, бедному дворянину, входить в состав элитного общества. Потому и безмолвен Молчалин, что не имеет высокого звания. Его фамилия «говорящая», как и у многих других персонажей произведения. Герой не выражает своего мнения, лишь бы угодить другим.

Ему приходится зависеть от ласки и мнения других о себе. Потому и блаженствуют такие люди на свете, ведь аристократия всегда будет ждать только услужливости в свой адрес.

Второстепенные персонажи

В сочинении нельзя не вспомнить о том, что в «Горе от ума» присутствует большое количество второстепенных героев. Все они позволили Грибоедову как можно глубже продемонстрировать, каковы были взгляды и идеалы московского дворянства. Самые яркие второстепенные персонажи:

Князь Тугоуховский

  1. Наталья Дмитриевна Горич — кокетливая женщина. Ее главной, но нереализованной мечтой было достижение мужем должности коменданта.
  2. Муж Натальи Платон раньше служил. Он находился в дружеских отношениях с Чацким и, скорее всего, разделял его инновационные взгляды на жизнь. Но во время событий он полностью оказался под влиянием супруги и слушается ее во всем. При встрече Чацкий с иронией подмечает его исправное поведение. Платону Михайловичу не пришлись по душе праздные развлечения в светских салонах, они удручают и тяготят его. Но изменить что-либо в своей жизни он неспособен. «Неволя-то горька», — кратко говорит герой о своей ситуации и дает понять, что его фамилия говорящая. Платон воплощает в себе деградацию личности в фамусовском обществе.
  3. Князь Тугоуховский, как и Горич, оказался под каблуком жены, только он уже в преклонном возрасте. Он глуховат, на что и указывает его фамилия. Это качество также показывает, что герой не в состоянии вольнодумно рассуждать и самостоятельно принимать решения. У его супруги-княгини вся голова забита идеями о том, как бы выдать выгоднее замуж шестерых дочерей. В анализе образа княгини Тугоуховской просматривается довольно резкое отношение к вольнодумцам, а это отличительная характеристика фамусовского общества.
  4. Графиня-бабушка и ее внучка — парные герои пьесы. Старуха воплощает прошлый век. Она полна гнева по отношению к вольномыслящим людям. В ее понимании главный герой — это «окаянный вольтерьянец». Графиня-внучка же олицетворяет поголовное преклонение московских девушек перед французами. А это свойство высмеивает Чацкий.
  5. Есть в комедии также барыня — старуха Хлестова. Она, подобно другим, очень предвзято относится к просвещению и образованию в целом.

Загорецкий в пьесе выступает воплощением непорядочного и низкого человека. Платон Горич говорил о герое, что он тот еще мошенник. Но несмотря на это, его повсюду принимают, а Чацкий при этом, порядочный и добрый человек, был в московском обществе изгоем.

Все до единого перечисленные персонажи быстро распространяют злословие о Чацком. Герои считают, что герой обезумел, и быстро доносят это сообщение до остальных. А причинами этого стали его образованность и либеральные идеи. Общество, в котором он оказался, можно охарактеризовать как людей, не стремящихся к знаниям. Они не понимали, зачем нужно образование, если всего можно добиться при помощи полезных знакомств. Особенно ярко это показывается в момент всеобщего осуждения Чацкого.

Господин Репетилов

Этот герой был введен в комедию только в поздней ее редакции. Первое появление Репетилова происходит в четвертом действии. У него, как и у других персонажей, «говорящая фамилия». Она была образована от французского слова «повторять». И это неудивительно, ведь герой очень любит говорить попусту. Он увлекся идеями либералов и вовсю их распространяет.

Этот герой, с одной стороны, показывает одиночество Чацкого. Ведь в основном все единомышленники Александра Андреевича были такими же пустыми болтунами, как и Репетилов, хотя сам Чацкий был образован и действительно верил в свои идеи. Оттого и был одиноким в окружении псевдолибералов.

Господин Репетилов

Но, с другой стороны, во время создания образа Александр Грибоедов хотел показать, что он со скептицизмом относится ко всему оппозиционному дворянству. В этом отношении Репетилов — «двойник» Чацкого. И обличая Репетилова, Грибоедов показывает также недостатки главного героя пьесы.

Конфликт с Чацким

Конфликт с Чацким

В произведении описывается конфликт между обществом и Чацким. Автор показывает, как велико различие между ним и дворянством. Познакомившись в доме Фамусова с аристократами, молодой человек во время беседы с окружающими пытается отстаивать общечеловеческие принципы, говорит о ценностях.

Он пытается обсудить с Фамусовым его образ жизни и доказать, что советы отцов не всегда бывают верны, не стоит им слепо следовать. Он поднимает тему новой жизни и любви. Но хозяин дома не понимает его мыслей, он убежден в том, что служба и богатство — это главное. Чацкий же таких взглядов не поддерживает, а потому все дворянство объединяется против него. Они распустили сплетни о его сумасшествии.

Однако Чацкий не испугался и продолжил отстаивать свои взгляды и ценности. Он обвинил аристократию во вранье и лицемерии. Герой высмеивает пороки общества и старается донести до окружающих, что поклонение всему зарубежному нелепо, поскольку гораздо лучше преданно служить своей родине. Но никто не прислушался к доводам Чацкого, и поэтому ему пришлось уехать из Москвы.

Грибоедов использовал сатиру в изображении фамусовского общества и в описании дворян, которые боятся прогресса и не стремятся к новому. Они считают, что любые перемены угрожают их материальному достатку и призрачному счастью. Но и в их кругах уже возникли противоречия, в результате которых старые ценности сменятся новыми.

/ / / Фамусовское общество в комедии Грибоедова «Горе от ума»

Всех представителей «века минувшего» Грибоедов обличил в образ Павла Фамусова. Он был известным и почитаемым барином. К числу его единодумцев можно отнести супругов Тугоуховских, супругов Горичей, старуху Хлестову и, конечно же, гордость Фамусова – полковника Скалозуба. Этих людей объединял один взгляд на жизнь. Главное для них – богатство, карьера, положение в обществе. Они были ярыми сторонниками крепостного права. У них нет ни каких моральных принципов, продать или обменять крепостного на собаку для них нормальное дело. Люди, достигшие высокого чина, являются эталоном для таких людей.

Кроме того, представителей фамусовского общества объединяет пренебрежительное отношение к делам. К примеру, Фамусов был «управляющим в казенном месте», но за все время, он только единожды занялся делами и то, по настоянию . Он небрежно подписывает какие-то бумаги, даже не читая их.

Также, представителей фамусовского общества объединяет страсть ко всему иностранному, а точнее французскому. Для них французское общество – эталон жизни. Они свято верят в то, что иностранная культура сможет их спасти. Но, к сожалению, заимствование языка, традиций и обычаев, манеры поведения, ставит таких людей в очень комичное положение, хотя они этого и не замечают.

И так, основными чертами представителей фамусовского общества являются алчность, жажда власти, эгоизм. Даже в общении друг с другом они распускают сплетни, лицемерят друг другу, сквернословят. Основное их занятие – развлечение. Больше всего они боятся прихода чего-то нового, боятся изменений. Фамусов даже выступает против образования, сравнивая его с чумой.

Единственная цель в жизни таких людей – это продвижение по карьерной лестнице. Карьера — главный смысл их жизни. Именно по этому, Фамусов хвалит Скалозуба, ставит его в пример другим, и презирает Чацкого, хотя видит в нем потенциал для хорошей карьеры.

Можно сказать, что для фамусовского общества оно само для себя было идеалом, ведь только в нем чтились традиции дворянства, богатство и признание.

В комедии «Горе от ума» Грибоедов открыл нам утопичность фамусовского общества и показал, куда оно может привести Россию.

В них есть черты, свойственные многим другим людям, а иные — всему роду человеческому А. С. Грибоедов

В 1824 году Грибоедов создал бессмертную комедию «Горе от ума», которая является отражением острой политической борьбы, происходившей в 20-е годы XIX века между реак- ционерами-крепостниками и пока еще малочисленным, но уже появившимся прогрессивным дворянством, из среды ко­торого впоследствии вышли герои Сенатской площади — де­кабристы.

Реакционеры стремились во всем сохранить самодержав­но-крепостнический строй и закоснелый барский быт, видя в этом основу своего благополучия. Прогрессивные же дворяне боро­лись с «веком минувшим» и противопоставляли ему «век ны­нешний». Столкновение «века минувшего» и «века нынешнего» составляет главную тему комедии.

«Век нынешний», по мнению Грибоедова, явился порождени­ем революционных настроений в дворянских кругах. Из про­грессивных дворян вышли декабристы, первыми попытавшиеся осуществить свои революционные идеи.

Московское барство разнообразно по составу: тут графы и князья, высшие и средние чиновники, военные, помещики, пустые болтуны типа Репетилова, «лгунишки, картежники и во­ры», подобные Загоредкому, сплетники и пустые «прожигатели.ки:ши». Перед нами толпа праздных, пустых, бездушных и по­шлых людей:

В любви предателей, в вражде неутомимых,

Рассказчиков неукротимых,

Нескладных умников, лукавых простаков,

Старух зловещих, стариков,

Дряхлеющих над выдумками, вздором.

Эти люди — жестокие крепостники, беспощадные истязате­ли. Сановник Фамусов за малейшую провинность грозит страш­ными карами своим слугам. «В работу вас, на поселенье вас!» — кричит он. Московский барин готов упечь неугодных ему крепост­ных на военное поселение. Чацкий с возмущением говорит о по­мещике, который:

На крепостной балет согнал на многих фурах

От матерей, отцов отторженных детей

Заставил всю Москву дивиться их красе,

Но должников не согласил к отсрочке:

Амуры и Зефиры все Распроданы поодиночке!!!

Помещики не считают своих крепостных людьми. Старуха Хлестова, например, свою служанку ставит наравне с собакой:

От скуки я взяла с собой Арапку-девку да собачку.

Крепостническая идеология определяет все взаимоотношения представителей фамусовской Москвы, даже жениха они ищут по количеству крепостных:

Будь плохонький, да если наберется

Душ тысячки две родовых,

Тот и жених.

Крепостное право было для фамусовского общества нормаль­ным явлением, вполне соответствовало интересам дворянства, являлось источником богатства и наживы. Представители московского барства думают только о чинах, богатстве и высо­ких связях. К службе они относятся формально, бюрократиче­ски, как к источнику обогащения и продвижения. «Мне только бы досталось в генералы», — говорит полковник Скалозуб, арак­чеевский служака, человек ограниченный и грубый. Цель его службы в армии сводится к получению чинов, орденов и медалей любыми способами:

Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы.

И Фамусов не скрывает своего отношения к службе:

А у меня что дело, что не дело.

Обычай мой такой:

Подписано, так с плеч долой.

Как барин, на всякий труд он смотрит пренебрежительно, на службу он принимает только родных.

При мне служащие чужие очень редки;

Все больше сестрины, свояченицы детки;

Как станешь представлять к крестишку ли,

к местечку,

Ну как не порадеть родному человечку!

Фамусов служит не делу, а лицам, так как служба для лю­дей его круга — источник чинов, наград и доходов. Верный же путь к достижению этих благ — низкопоклонство перед выше­стоящим.

Недаром идеалом Фамусова является Максим Петрович, ко­торый, выслуживаясь, «сгибался вперегиб», «отважно жертво­вал затылком», зато был обласкан при дворе, «пред всеми знал почет». У Молчалина нет даже собственного мнения:

В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь.

Однако он всюду поспевает:

Там Моську вовремя погладит;

Тут впору карточку вотрет.

И ему обеспечена карьера:

… дойдет до степеней известных,

Ведь нынче любят бессловесных.

И эти люди управляли государством. Чацкий с возмущением говорит о них:

Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли, грабительством богаты?

Особую ненависть у людей фамусовского круга вызывают про­свещение, наука, движение к прогрессу. Фамусов дает дочери воспитание, при котором заранее исключается возможность ис­тинного просвещения:

Чтоб наших дочерей учить всему —

И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам! Сам Фамусов не отличается образованностью и в чтении не находит проку. Причины вольнодумства он объясняет так:

Ученье — вот чума, ученость — вот причина,

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

И его окончательное слово о просвещении и образовании и России — «забрать все книги бы, да сжечь». Следовательно, п просвещении московский барин Фамусов видит опасность, угрожающую всему государственному строю России того пе­риода.

Полковник Скалозуб, олицетворение солдафонской тупости и невежества, который «слова умного не выговорил сроду», как и Фамусов, враг просвещения и всего передового. Гостей Фаму­сова он спешит обрадовать тем, что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий. «Там будут лишь учить по-нашему: раз, два. А книги сохранят так, для больших оказий». Эта ненависть ко всему передовому вполне понятна, дворянское общество боялось потерять свои привилегии.

Фамусовское общество чуждо национальной культуре, рус­ским обычаям, преклонение перед иностранным стало модой, до­ходит до смешного, Чацкий говорит, что общество все «отдало в обмен»:

И нравы, и язык, и старину святую,

И величавую одежду на другую По шутовскому образцу.

Чацкий отмечает, что среди дворянства «господствует смешенье языков: французского с нижегородским».

Именитые москвичи оказывают радостную встречу любому иностранцу. По словам французика из Бордо, он

Приехал и нашел, что ласкам нет конца,

Ни звука русского, ни русского лица Не встретил.

Основное в этом обществе — «балы, обеды, карты, сплетни». Вчера был бал, а завтра будет два.

Фамусов проводит время в праздности, безделье, пустых раз­влечениях, разговорах, на званых обедах. Знакомая Фамусова Татьяна Юрьевна дает балы от Рождества и до поста и летом праздники на даче. Не обходится это общество и без сплетников, ведь сплетничество — одна из главных его черт. Здесь знают под­ноготную каждого дворянина и скажут, кто богат, кто беден и сколько крепостных душ у Чацкого:

«Четыреста» — «Нет! триста».

И Хлестова обиженно добавляет:

«Уж чужих имений мне не знать!»

Среди московских тузов находит свое место «отъявленный мошенник, плут Антон Антоныч Загорецкий», которого прини­мают лишь потому, что «мастер услужить». Для фамусовского об­щества характерен Репетилов, в котором подчеркнуты пустое фразерство, показное свободомыслие.

Таким образом, в каждом из героев и внесценических персо­нажей автор сумел найти определенный тип представителя мос­ковского барства, а название каждого типа скрыто в фамилии ге­роя, его представляющего.

Итак, представителей фамусовского общества характеризуют отсутствие высоконравственных чувств, преобладание эгоистиче­ских интересов, идеал праздной жизни, взгляд на службу как на средство достижения личных выгод, нравственная неразборчи­вость в людях, угодливость перед «высшими» людьми и деспоти­ческое отношение к «низшим»: крестьянам, слугам, — низкий уровень образованности, увлечение французской культурой, страх перед подлинным просвещением.

Грибоедов очень метко определил идеалы этого общества. Они просты: «и награжденья брать, и весело пожить». Фамусовское об­щество — это лицо всей дворянской России тех лет. Как передо­вой человек своего времени Грибоедов не просто высмеивает это общество, а беспощадно осуждает крепостническую систему и призывает к уничтожению ее — в этом революционное значе­ние комедии. Именно так понимали ее декабристы и все передо­вые люди русского общества.

Комедия «Горе от ума» была написана между 1815 и 1824 годом. Содержание пьесы тесно связано с историческими событиями. В это время в русском обществе правили за-щитники феодализма и крепостничества, но в то же время появлялось и прогрессивно мыслящее, передовое дворянство. Таким образом, в комедии столкнулись два века — «век нынешний» и «век минувший» .
«Век минувший» олицетворяет фамусовское общество. Это знакомые и родственники Павла Афанасьевича Фамусова — богатого, знатного барина, в доме которого происходит действие комедии. Это князь и княгиня Туго-уховские, старуха Хлестова, супруги Горичи, полковник Скалозуб. Всех этих людей объединяет одна точка зрения на жизнь. В их среде считается нормальным явлением торговля людьми. Крепостные искренне служат им, иногда спасают их честь и жизнь, а хозяева могут выменять их на борзых собак. Так, на балу в доме Фамусова Хлестова просит Софью, чтобы та от ужина дала подачку для ее арапки — девки и собачки. Хлестова не видит никакой разницы между ними. Сам Фамусов кричит на своих слуг: «В работу вас, на поселенья вас!» . Даже дочь Фамусова Софья, воспитанная на французских романах, . говорит своей горничной Лизе: «Послушай, вольности ты лишней не бери!» .
Главное для фамусовского общества —
это богатство. Их идеалы — люди в чинах. Фамусов ставит в пример Чацкому Кузьму Петровича, который был «почтенный камергер» , «с ключом» , «богат и на богатой был женат» . Павел Афанасьевич желает для своей дочери такого жениха, как Скалозуб, ведь он «золотой мешок и метит в генералы» .
Фамусовское общество отличает и безразличие к службе. Фамусов — «управляющий в казенном месте» . Он занимается делами очень неохотно. По настоянию Молчалина Фамусов подписывает бумаги, несмотря на то, что в них «противуречье есть, и многое недельно» . Павел Афанасьевич считает: «Подписано, так с плеч долой» . В фамусовском обществе принято держать на службе только родственников. Фамусов говорит: «При мне служащие чужие очень редки..,» .
Эти люди ничем не интересуются, кроме обедов, ужинов и танцев. Во время этих увеселений они злословят и сплетничают. Они «низкопоклонники и дельцы» , «льстецы и подхалимы» . Павел Афанасьевич вспоминает о своем дяде Максиме Петровиче, большом вельможе: «Когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб» . Фамусов также с большим почитанием встречает предполагаемого жениха своей дочери Скалозуба, он говорит: «Сергей Сергеич, к нам сюда-с, прошу покорно…» , «Сергей Сергеич, дорогой, кладите шляпу, сденьте шпагу…» .
Всех представителей фамусовского общества объединяет их отношение к образованию и просвещению. Подобно Фамусову, они искренне уверены в том, что «ученье — вот чума, ученость — вот причина, что нынче, пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений» . А полковник Скалозуб, не отличающийся умом, рассказывает о новом проекте школ, лицеев, гимназий, где будут учить строевому шагу, а книги сохранят только «для больших оказий» . Фамусовское общество не признает русскую культуру и язык. Им ближе французская культура, они преклоняются перед ней и перед французским языком. Чацкий в своем монологе говорит, что французик из Бордо, не нашел здесь «ни звука русского, ни русского лица» .
Они все одинаково относятся к Чацкому, который является представителем всего нового и передового. Им непонятны его идеи и про-
грессивные взгляды. Герой пытается доказать свою правоту, но это заканчивается для него трагически. Распространяется слух о его сумасшествии, так как общество не хочет взглянуть на окружающий мир по-другому. Так Грибоедов отразил конфликт между двумя лагерями: сторонниками крепостного права и передовыми мыслителями того времени.

Фамусовское общество в
комедии Грибоедова “Горе от ума”


В своей комедии “Горе от ума” Грибоедов
прямо противопоставляет Чацкого всем
остальным (без исключения) персонажам.
Противостоит главному герою общество
Фамусова и его окружения: Молчалин,
Скалозуб, Репетилов и прочие. В их обществе
царит внешний лоск, но это великолепие —
броское, яркое, материальное — скрывает
рядом с собой страшную моральную нищету.
Такие, как Фамусов или Скалозуб, имели по
нескольку десятков крепостных крестьян,
готовых тешить их барскую праздность.
В этот период модно было внешнее
французское воспитание, внешнее усвоение
французской культуры. В этом обществе смесь
“французского с нижегородским”
наблюдается не только в разговоре. Среди
членов фамусовского общества наблюдались и
самые дикие крепостнические проявления,
ведь они имели полную власть над людьми.
Занятия их заключались “в пирах и
мотовстве”, в балах, обедах, ужинах и танцах.
Представители фамусовского общества —
дворяне. Они, опора трона, зная это,
стараются не пропустить в свое общество
представителей других сословий, которые бы
затмили их значение в государстве. В их
общество могут попасть только такие
Молчалииы, ученики Фамусова, которые будут
льстить, “сгибаться в перегиб” и т.д.
Эти люди ценят такие качества в человеке,
потому что и сами они таковы.
Идеалы Фамусова — Кузьма Петрович или
Максим Петрович, который “не то на серебре,
не то на золоте едал, сто человек к услугам,
век при дворе”…
. Благодаря их идеалам, им свойствен
формальный, бюрократический подход

к
их обязанностям, только бы стать “не хуже
других”, только бы любой ценой выбиться в
люди. В их.сознании цель оправдывает
средства — и если унижением можно достичь
цели, стоит унизиться.
. Идеалы Скалозубов, аракчеевских офицеров,
заключаются в том, что им “только бы
досталось в генералы”. Вспомните, с каким
цинизмом говорится о том, каким методом
хорошо бы добиться повышения!..
На все проявления какой-то свободной мысли,
чувства они хотят дать “фельдфебеля в
Вольтеры”, задушить все крепкой палочной
дисциплиной. Однако Молчалины, “блаженствующие
на свете”, еще более страшны: это
представители “молодого” поколения,
перенявшие все самые плохие черты у старших
и добавившие ко всему тому еще “умеренность
и аккуратность”.
Их идеалы: “и награжденья брать и весело
пожить”. Причем к идеалу своему они
стремятся через покровительство какой-нибудь
Татьяны Юрьевны. С это-то силой и будут
бороться в дальнейшем Чацкие.
Представители фамусовского общества
борются со всеми новшествами, которые могут
поколебать их теперешнее положение в
обществе.
Они хотят “собрать все книги бы да сжечь”,
и не только книги, но и все передовое, новое,
что мешает на их пути.
Но мы-то, читатели, беря в руки эту книгу в
конце двадцатого века, уже точно знаем -(Пришли
иные времена. И, читая комедию или видя ее
постановку, мы от души смеёмся над
Фамусовым и его окружением, искренне
сочувствуем Чацкому… Юмор и сатира
Грибоедова поистине беспощадны.
Мы знаем, что старая сила будет сломлена.
Чацкие нанесли ей такой удар, от которого
она уже не сможет оправиться. Роль Чацких,
по словам Гончарова (статья “Мильон
терзаний”, “страдательная, но и всегда
победительная, они сеют только, а поживать
будут другие, Чацкие сломлены количеством
старой силы, нанеся ей, в свою очередь,
смертельный удар качеством своей силы”.И
мы, читатели, полностью соглашаемся с этими
словами.

В комедии «Горе от ума» основная задача А.С. Грибоедова была отразить нравы московского консервативного дворянства первых десятилетий XIX века. Основной мыслью этой пьесы является выявление изживших свое время, устаревших аристократических взглядов на важные социальные проблемы, отражена вечная борьба старого с новым.

Это и есть Фамусовское общество – минувший век. К нему относятся: богатый, знатный барин Фамусов Павел Афанасьевич, а также его близкие, такие как, супруги Горичи, князь и княжна Тугоуховские, полковник Скалозуб, старуха Хлёстова. Их объединяют общий взгляд на жизнь, общий интерес – богатство. Люди в чинах являются идеальными для фамусовского круга личностей. Они безжалостные крепостники. Для них считается нормальным торговать людьми.

У фамусовского общества есть свои страхи. Самый большой из них – просвещение. Фамусов полагает, что образованность — «чума», и уверен, что необходимо собрать все книги и сжечь их. Личностные качества и обучение не играют никакой роли в его жизни. Он руководствуется хитрым расчетом, умением забраться повыше по карьерной лестнице.

Люди фамусовского круга безразличны к работе. Павел Афанасьевич пребывая на службе управляющего в казенном месте, за весь день берется за работу только лишь один раз. Также он не глядя, подписывает бумаги, полностью показывает свое равнодушие. Кроме этого, люди данного круга преклоняются перед Западом. Они убеждены в том, что лучшее в мире место — Франция. Чацкий сообщает, что «французик из Бордо», не обнаружил в доме Фамусова «ни звука русского, ни русского лица». Представители старой системы бестолково и безграмотно пытаются позаимствовать обычаи, культуру, и даже язык французов.

Итак, люди фамусовского круга корыстолюбивы и очень эгоистичны, жаждут власти. Они тратят все свое время, развлекаясь на балах, званых ужинах, светских мероприятиях. Во время этого они сплетничают, наговаривают, лицемерят.

У фамусовского общества есть основная и единственная цель в жизни – это продвижение в карьере. Собственно поэтому Фамусов нахваливает Скалозуба, считает его лучшим перед другими. А Чацкого наоборот презирает, хоть и замечает в нем отличный потенциал для карьеры.

Таким образом, комедия Грибоедова демонстрирует нам уклад жизни и нравов русского общества, его разных культурных слоев со старыми консервативными взглядами и новыми революционными идеями.

Вариант 2

Бессмертная комедия великого писателя Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” раскрывает множество остросоциальных конфликтов того времени. Одной из главных тем, на фоне которой разворачивается весь конфликт, является столкновение нынешнего и минувшего веков. Если нынешний век представлен прогрессивным новатором Чацким, который прославляет идеалы свободы и всеобщего равенства, то в качестве века минувшего выступает так называемое Фамусовское общество, состоящее из нескольких людей дворянских кровей. Какие идеалы оно прославляет и существует ли сейчас?

Фамусовское общество можно назвать ярыми консерваторами, защищающими идеалы настоящих эксплуататоров и рабовладельцев, имеющих при себе тысячи крепостных крестьян. Их взгляды на многие вопросы в точности передают дух того времени, когда права человека ничего не стоили. Основу жизни участников общества Фамусова составляют праздники, азартные игры и огромное количество иных развлечений. Они не признают работу и постоянно ищут поводы для отлынивания от собственных обязанностей. Достаточно лишь вспомнить распорядок рабочей недели самого Фамусова. Он работает 2-3 часа, затем отправляется на обеды в лучших ресторанах, а потом идёт на похороны по приглашению.

Отдельно стоит отметить отношение этих консерваторов к образованию. Им важно лишь его наличие, а не качество. Они готовы увеличить количество учителей, которые не обладают навыками преподавания. Последствия такого обучения можно увидеть на примере Скалозуба, который может поддерживать беседы только на военную тематику. Данная личность представляет собой классическую персону, получившую высокую должность не за собственные заслуги.

Безразличие Фамусовского общества к обычному человеку замечается сразу же после прочтения первого действия. Фамусов не проявляет никакого уважения к своему слуге Петрушке. Но беспредел достигает своего пика на балу. Госпожа Хлестова привела с собой Арапку, которую держала на поводке. Она приравнивает людей из низкого сословия к животным, не видя никакой разницы.

Безусловно, Фамусовское общество существует в современном мире, но уже не в таких масштабах. Его представители продолжают продвигать неправильные приоритеты в жизни. Но либеральное и продвинутое общество должно противодействовать таким людям, чтобы достичь всеобщего равенства во всём мире.

Фамусовское общество

А.С. Грибоедов был разносторонним и талантливым человеком. Но известным драматургом его сделала пьеса «Горе от ума». Сам автор отнес свое творение к жанру социальной комедии. Критики и современники сомневались в юмористической форме произведения.

Книга дарит нам широкую полифонию образов. Но сюжет крутится вокруг четырех героев: Чацкий, Фамусов, его дочь Софья и секретарь Молчалин. Эти личности наиболее раскрыты автором. Основной конфликт произведения в противоборстве устоев «фамусовского общества» и современных, европейских идей Чацкого.

Среди представителей «века минувшего» не только старики, доживающие свой век дворяне. Есть молодежь, зараженная, насквозь пропитанная этими идеями, испорченная праздной, пустой жизнью. Образование и наука здесь не в чести. Фамусов считает учение злом, ядом, уверен, что все книги должны быть сожжены. Несмотря на это «радеет» о воспитании дочки «с колыбели», нанимая ей учителей иностранцев. Не потому, что это принесет результат, а просто так принято в данной среде.

В этом обществе не нужно быть добропорядочным, честным, благородным, образованным. Таким важно лишь казаться. Низкопоклонничество и чинопочитание здесь главные добродетели. Можно быть хорошим военным, дипломатом, чиновником, исправно выполняющим свою работу, но так и не получить высокой должности. Зато те, «чья чаще гнулась шея» при чинах.

Браки здесь заключаются лишь по расчету, о любви не может быть речи. «Пусть плохенький», но чтобы в родовом поместье не меньше двух тысяч душ. Пусть не блещет умом, красноречием, но «при чинах, да при звездах». Иного же зятя не примут в семью. Так Фамусов подыскивает будущего супруга для единственной дочери.

Всем в пример ставится дядя Павла Афанасьевича – Максим Петрович. Он дослужился до «хлебной» должности тем, что был шутом при Екатерине. И умел рассмешить своенравную императрицу с помощью нелепых падений. Поэтому «едал на золоте», «выводил в чины, давал пенсии».

Софья всю пьесу находится как между двух огней. Это смелая, решительная девушка, которая готова любить, молва ей не авторитет. Но ее, в конечном итоге, губит влияние «фамусовской Москвы», в которой она выросла и была воспитана.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Пугачева в романе Капитанская дочка Пушкина сочинение

    Емельян Пугачев — главное действующее лицо и предводитель крестьянского восстания. Исторические стереотипы характеризуют его как разбойника, безжалостного убийцу и грабителя, а также общественного преступника

  • Анализ произведения Первая любовь Тургенева

    Произведение И. С. Тургенева «Первая любовь» проникнуто собственными любовными переживаниями, которые пережил когда-то автор. Для него любовь представляется неистовой силой в любом из своих проявлений

  • Сочинение Сережа в рассказе Белый пудель Куприна образ и характеристика

    В произведении Куприн повествует нам историю о маленьком осиротевшем мальчике Серёже, его опекуном Мартыном Лодыжкиным, их псом Арто, и помещиками с их избалованным сыном Трилли.

  • Сочинение Что такое Честь

    С самого детства мы часто слышим о таком слове как «честь». Но, уже, будучи взрослыми, многие из нас все еще не осознают истинное понятие этого слова. Почему же в сегодняшних реалиях честь уже не является важнейшим элементом жизни

  • Рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» был написан в рекордно короткие сроки. Писатель трудился над ним чуть больше недели. Однако его идею он вынашивал долгие годы.

  • Как пишется утрамбовать или утромбовать
  • Как пишется убежать прочь
  • Как пишется тяжело раненный
  • Как пишется туарег по английскому
  • Как пишется слово успехов