Как пишется гиперактивный ребенок

Как правильно пишется слово «гиперактивный»

гиперакти́вный

гиперакти́вный; кр. ф. -вен, -вна

Источник: Орфографический
академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база
2020)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: расклеенный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «гиперактивный»

Предложения со словом «гиперактивный»

  • Однако как выглядит гиперактивный ребёнок в быту, когда, видя такое поведение, родители могут сами решить, что им необходимо показать ребёнка специалисту?
  • Когда он что-то выпрашивал, то вёл себя как гиперактивный щенок чихуахуа.
  • Сегодняшний гиперактивный ум не позволит вам сидеть неподвижно.
  • (все предложения)

Отправить комментарий

Дополнительно

Смотрите также

  • Однако как выглядит гиперактивный ребёнок в быту, когда, видя такое поведение, родители могут сами решить, что им необходимо показать ребёнка специалисту?

  • Когда он что-то выпрашивал, то вёл себя как гиперактивный щенок чихуахуа.

  • Сегодняшний гиперактивный ум не позволит вам сидеть неподвижно.

  • (все предложения)
  • социальная дезадаптация
  • чрезмерная опека
  • лёгкая форма
  • диабет беременных
  • задержка в развитии
  • (ещё синонимы…)

Гиперактивный ребенок

Гиперактивный ребенок

Гиперактивный ребенок – это ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), неврологическими и поведенческими нарушениями, развивающимися в детском возрасте. Поведению гиперактивного ребенка свойственны неусидчивость, отвлекаемость, трудности концентрации внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность и т. д. Гиперактивному ребенку требуется нейропсихологическое и неврологическое (ЭЭГ, МРТ) обследование. Помощь гиперактивному ребенку предполагает индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение, проведение психотерапии, немедикаментозной и лекарственной терапии.

Общие сведения

СДВГ — синдром повышенной физической и умственной активности, характеризующийся преобладанием процессов возбуждения над торможением. Гиперактивный ребенок испытывает трудности с концентрацией и поддержанием внимания, саморегуляцией поведения, обучением, обработкой и удержанием информации в памяти.

По официальным статистическим данным, в России диагноз СДВГ имеют от 4 до 18% детей. Более того, данный синдром присутствует у 3-5% взрослого населения, поскольку в половине случаев гиперактивный ребенок вырастает в «гиперактивного взрослого». У мальчиков СДВГ диагностируется в 3 раза чаще, чем у девочек. СДВГ является предметом пристального изучения педиатрии, детской психиатрии, детской неврологии, детской психологии.

Гиперактивный ребенок

Гиперактивный ребенок

Причины СДВГ

Специалисты затрудняются в определении точных причин синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Считается, что гиперактивность у детей может быть обусловлена генетическими факторами и ранним органическим повреждением ЦНС, которые нередко сочетаются друг с другом. Современные исследования указывают на то, что при СДВГ имеет место рассогласованность функционирования структур, обеспечивающих организацию произвольного поведения и контроль внимания, а именно — ассоциативной коры, базальных ганглиев, таламуса, мозжечка, префронтальной коры.

Генетический механизм СДВГ объясняется наследованием генов, регулирующих обмен нейромедиаторов (дофамина и норадреналина) в головном мозге. Вследствие дисфункции нейромедиаторных систем нарушается процесс синаптической передачи, что влечет за собой разобщение связей между корой лобных долей и подкорковыми структурами. В пользу данной теории указывает тот факт, что в лечении гиперактивности у детей эффективными оказываются лекарственные средства, способствующие высвобождению и торможению обратного захвата нейромедиаторов в пресинаптических нервных окончаниях.

В числе пре- и перинатальных факторов, детерминирующих развитие СДВГ, следует отметить различного рода неблагоприятные воздействия, способствующие развитию минимальной мозговой дисфункции у гиперактивного ребенка. Это может быть:

  • патологическое течение беременности и родов у матери (гестоз, эклампсия, угроза выкидыша, гемолитическая болезнь плода, стремительные или затяжные роды,
  • употребление беременной алкоголя или некоторых лекарственных препаратов, курение),
  • асфиксия, недоношенность, родовые травмы у ребенка и др.
  • инфекционные заболевания и ЧМТ, перенесенные в первые месяцы и годы жизни.

В формировании гиперактивности у детей не исключается влияние неблагоприятных экологических факторов, прежде всего загрязнения природной среды нейротоксикантами (свинцом, мышьяком, ртутью, кадмием, никелем и др.). В частности, доказана корреляция между повышенным содержанием свинца в волосах по данным спектрального анализа и уровнем гиперактивности, когнитивными и поведенческими нарушениями у детей.

Возникновение либо усиление проявлений СДВГ может быть связано с несбалансированным питанием, недостаточностью поступления в организм микронутриентов (витаминов, омега-3 жирных кислот, микроэлементов – магния, цинка, железа, йода). Усилению трудностей адаптации, поведения и внимания у гиперактивного ребенка способствуют неблагоприятные внутрисемейные отношения.

Классификация СДВГ

Международная психиатрическая классификация (DSM) выделяет следующие варианты СДВГ:

  • смешанный – сочетание гиперактивности с нарушением внимания (встречается наиболее часто). Обычно выявляется у мальчиков с определенным фенотипом – светлыми волосами и голубыми глазами.
  • невнимательный – преобладает дефицит внимания. Чаще встречается у девочек, характеризуется уходом в свой мир, бурной фантазией, «витанием» ребенка «в облаках».
  • гиперактивный — преобладает гиперактивность (наиболее редкий тип). С одинаковой вероятностью может быть обусловлен как индивидуальными особенностями темперамента детей, так и определенными нарушениями ЦНС.

Симптомы СДВГ

В раннем детстве гиперактивный ребенок часто имеет повышенный мышечный тонус, страдает неоднократными и немотивированными приступами рвоты, плохо засыпает и беспокойно спит, легко возбуждается, имеет повышенную чувствительность к любым внешним раздражителям.

Первые признаки синдрома гиперактивности у детей, как правило, обнаруживаются в возрасте 5-7 лет. Родители обычно начинают «бить тревогу», когда ребенок идет в школу, что требует от него определенной организованности, самостоятельности, соблюдения правил, сосредоточенности и пр. Второй пик проявлений приходится на пубертатный период (13-14 лет) и связан с подростковым гормональным всплеском.

Основными клинико-диагностическими критериями СДВГ служат невнимательность, гиперактивность и импульсивность.

  1. Невнимательность у гиперактивного ребенка выражается в неспособности удержания внимания; невозможности сконцентрироваться на игре или выполнении задания. Ввиду повышенной отвлекаемости на посторонние стимулы, гиперактивный ребенок допускает множество ошибок в домашних заданиях, не может до конца выполнить предлагаемую инструкцию или порученные обязанности. У гиперактивного ребенка возникают сложности с организацией самостоятельной деятельности, отмечается рассеянность, забывчивость, постоянная переключаемость с одного занятия на другое, склонность к незавершению начатых дел.
  2. Гиперактивность у детей предполагает беспокойное поведение, непоседливость, чрезмерную двигательную активность в ситуациях, которые требуют сохранения относительного покоя. При наблюдении за гиперактивным ребенком можно заметить постоянные стереотипные движения в кистях и стопах, подергивания, тики. Гиперактивному ребенку свойственно отсутствие произвольного контроля за своим поведением, поэтому дети с СДВГ постоянно находятся в бесцельном движении (бегают, крутятся, разговаривают и пр.) в неподходящих для этого ситуациях, например, во время школьных занятий. У 75% гиперактивных детей отмечается диспраксия – неуклюжесть, неповоротливость, неспособность выполнять движения и работу, требующую определенной ловкости.
  3. Импульсивность у гиперактивного ребенка выражается в нетерпеливости, поспешности выполнения заданий, стремлении дать ответ, не задумавшись над его правильностью. Гиперактивный ребенок обычно не может играть в коллективные игры вместе со сверстниками, поскольку он постоянно мешает окружающим, не соблюдает правила игры, конфликтует и т. д.

Гиперактивный ребенок часто жалуется на головные боли, утомляемость, сонливость. У некоторых детей отмечается ночной и дневной энурез. Среди гиперактивных детей распространены задержки психомоторного и речевого развития, в школьном возрасте — дисграфия, дислексия, дискалькулия. По данным детских психологов, 60-70% детей с СДВГ являются скрытыми левшами или амбидекстрами.

Расторможенность и безрассудство сопровождается снижением инстинкта самосохранения, поэтому гиперактивный ребенок легко получает различного рода травмы.

Диагностика СДВГ

Гиперактивный ребенок является пациентом детского невролога, детского психиатра и детского психолога. Согласно критериям, выработанным DSM в 1994 г., СДВГ может быть признан при сохранении у ребенка, по крайней мере, 6-ти признаков невнимательности, гиперактивности и импульсивности в течение полугода. Поэтому при первичном обращении к специалистам диагноз СДВГ не ставится, а проводится наблюдение и обследование ребенка.

В процессе клинико-психологического обследования гиперактивного ребенка используются методы интервью, беседы, непосредственного наблюдения; получение информации от педагогов и родителей с помощью диагностических опросников, нейропсихологическое тестирование.

Необходимость проведения базового педиатрического и неврологического обследования обусловлена тем, что за СДВГ-подобным синдромом могут скрываться различные соматические и неврологические расстройства (гипертиреоз, анемия, эпилепсия, хорея, нарушения слуха и зрения и мн. др.).

С целью уточняющей диагностики гиперактивному ребенку могут назначаться консультации узких детских специалистов (детского эндокринолога, детского отоларинголога, детского офтальмолога, эпилептолога), ЭЭГ, МРТ головного мозга, общий и биохимический анализ крови и т. д. Консультация логопеда позволяет провести диагностику нарушений письменной речи и наметить план коррекционной работы с гиперактивным ребенком.

Гиперактивность у детей следует дифференцировать от фетального алкогольного синдрома, посттравматического поражения ЦНС, хронического отравления свинцом, проявлений индивидуальных характеристик темперамента, педагогической запущенности, олигофрении и др.

Коррекция СДВГ

Гиперактивный ребенок нуждается в комплексном индивидуализированном сопровождении, включающем психолого-педагогическую коррекцию, психотерапию, немедикаментозную и медикаментозную коррекцию.

Гиперактивному ребенку рекомендуется щадящий режим обучения (класс малой наполняемости, сокращенные уроки, дозированные задания), достаточный сон, полноценное питание, длительные прогулки, достаточная физическая активность. Ввиду повышенной возбудимости следует ограничивать участие гиперактивных детей в массовых мероприятиях. Под руководством детского психолога и психотерапевта проводятся аутогенные тренировки, индивидуальная, групповая, семейная и поведенческая психотерапия, телесно-ориентированная терапия, БОС-технологии. В коррекции СДВГ должно быть активно задействовано все окружение гиперактивного ребенка: родители, воспитатели, школьные педагоги.

Фармакотерапия является вспомогательным методом коррекции СДВГ. Она предполагает назначение атомоксетина гидрохлорида, блокирующего обратный захват норадреналина и улучшающего синаптическую передачу в различных структурах мозга; препаратов ноотропного ряда (пиритинола, кортексина, холина альфосцерата, фенибута, гопантеновой кислоты); микронутриентов (магния, пиридоксина) и др. В ряде случаев хороший эффект достигается использованием кинезиотерапии, массажа шейного отдела позвоночника, мануальной терапии.

Устранение нарушений письменной речи осуществляется в рамках целенаправленных логопедических занятий по коррекции дисграфии и дислексии.

Прогноз и профилактика

Своевременная и комплексная коррекционная работа позволяет гиперактивному ребенку научиться выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, контролировать собственное поведение, предупреждает трудности социальной адаптации. Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивного ребенка способствует формированию социально-приемлемого поведения. При отсутствии внимания к проблемам СДВГ в подростковом и зрелом возрасте возрастает риск социальной дезадаптации, алкоголизма и наркомании.

Профилактика синдрома гиперактивности и дефицита внимания должна начинаться задолго до появления ребенка на свет и предусматривать обеспечение условий для нормального течения беременности и родов, заботу о здоровье детей, создание благоприятного микроклимата в семье и детском коллективе.

Гиперактивный ребенок — лечение в Москве

Большинство детей в своем безграничном стремлении познать окружающий мир готовы обежать своими маленькими ножками всю планету, сунуть любопытный носик во все интересные места и замучить родителей вопросами, что это и почему. А много ли вы знаете первоклашек, кто не бегает на переменах и не вертится на уроках? Неусидчивость и невнимание еще не говорят о патологии – просто он непоседа.

А вот если малыш не может наладить общение с другими ребятами, постоянно совершает одни и те же ошибки, не принимая во внимание отрицательный опыт, и никак не реагирует на переживания и чувства окружающих, тогда пора обратиться к неврологу, чтобы исключить или подтвердить синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Мы подробно расскажем, что такое СДВГ и как справиться с гиперактивным ребенком: как успокоить непоседу и что делать, чтобы направить его неуемную энергию в мирное русло.

Содержание

  1. Когда появляется?
  2. Причины гиперактивности
  3. Признаки СДВГ
  4. Разновидности СДВГ
  5. Положительные стороны гиперактивного ребенка
  6. Как вести себя родителям и учителям супер-непоседы
  7. Лечение
  8. Рекомендованные лекарства

Когда появляется?

Гиперактивность идентифицируется практически с рождения: у ребенка нарушен сон, он может плакать без причины всю ночь напролет, постоянно выпутывается из пеленок и пытается упасть при любой возможности. Когда малыши начинают ходить, то манежи и коляски воспринимаются как очередное препятствие, которое нужно срочно преодолеть, а каждый предмет необходимо уронить и проверить на прочность.

Но ярче всего признаки проявляются у детсадовских детей и первоклашек, когда они попадают в новый коллектив. Вот тут-то малыш и начинает затевать бесконечные драки, лить беспричинные слезы, капризничать, грубить, отказываться заниматься и слушать педагога – в общем, поступает так, как обычно и ведет себя стандартный гиперактивный ребенок.

Причины гиперактивности

Главные причины развития СДВГ в случае первичного (врожденного) синдрома – генетическая предрасположенность, родовая травма или внутриутробные повреждения клеток головного мозга вследствие инфекции или гипоксии плода. Вторичный (приобретенный) синдром является следствием неприемлемых условий проживания и/или обстановки в семье, отсутствия должного воспитания и внимания к ребенку, а также болезней и черепно-мозговых травм после рождения, которые привели к поражению мозговых клеток.

Признаки СДВГ

Если вы заметили у ребенка некоторые из следующих симптомов, это повод обратиться к неврологу:

  • невнимательность;
  • рассеянность;
  • чрезмерная подвижность, часто не имеющая причины;
  • неусидчивость;
  • перебивание других, даже если разговаривают не с ним;
  • неумение контролировать свои чувства и эмоции;
  • быстрое переключение интересов с одного занятия на другое;
  • трудность выдержать очередь (начинаются капризы и приставания к взрослым);
  • проблемы со сном (вплоть до бессонницы);
  • безразличие к переживаниям и чувствам окружающих;
  • неумение ладить со сверстниками (пристает, вклинивается в игры других, не умеет дружить).

Разновидности СДВГ

Существует три вида синдрома:

  1. есть гиперактивность, но нет дефицита внимания (чрезвычайно умные непоседы);
  2. присутствует дефицит внимания, но нет гиперактивности (спокойные и сообразительные, но постоянно витающие в облаках дети);
  3. наблюдается и то, и другое (не могут сосредоточиться и усидеть на одном месте, переключают тему разговора, эмоционально нестабильные).

Если у малыша к указанным выше признакам добавляются частые головные боли, энурез, заикание или нервный тик, это свидетельствует о том, что простая форма заболевания перешла в осложненную, и лечение следует начинать незамедлительно.

Положительные стороны гиперактивного ребенка

СДВГ достаточно легко поддается корректировке, если диагностировать его на ранних сроках. Это состояние не такое страшное и непоправимое, как думают многие. У непоседы с синдромом гиперактивности много удивительных черт, на которые следует обратить повышенное внимание.

  1. Творческое мышление. С таким ребенком очень интересно общаться, креативные идеи из него буквально фонтанируют. Если его увлечь, то он способен заниматься понравившимся делом длительное время.
  2. Скука – это не про него. Яркая индивидуальность и энтузиаст живо интересуется многими окружающими его вещами и явлениями.
  3. Энергия бьет ключом. Если его замотивировать, то он справляется с поставленной задачей гораздо быстрее остальных детей.
  4. Нестандартный подход к обыденным вещам. Невероятно гибкая психика и незаурядный интеллект позволяют ему найти решение проблемы там, где испытывают затруднение даже взрослые.

Как вести себя родителям и учителям супер-непоседы

Так что же делать родителям с гиперактивными детьми? Потакать их капризам или запирать в жесткие рамки правил и послушания?

  • Постарайтесь уделять ребенку максимум внимания: вместе делать задания, внимательно слушать, часто хвалить и одобрять его поступки – повышайте его самооценку!
  • Для воспитания выберите мягкие методики. Беспрекословное повиновение и суровые запреты здесь не подойдут.
  • Прежде чем наказать, вспомните, что он ослушался не из вредности, а просто потому, что такова особенность его психики. Откажитесь от статических наказаний (поставить в угол), лучше выбрать лишения, но не ограничение его подвижности.
  • Больше гуляйте и ходите в походы, чтобы чадо смогло максимально выплеснуть свою энергию.
  • Отдайте его в спортивную секцию.
  • Развивайте его творческие способности в художественных или танцевальных секциях, актерских курсах.
  • Узнайте, может ему понравится лепка из глины или другие ремесла, которым он будет уделять много внимания.
  • Организуйте четкий распорядок дня.
  • Просите помочь в домашних делах.
  • Давайте ему свободное время каждый день – пусть делает, что хочет.
  • Сообщите воспитателю детского сада об особенностях ребенка и проследите, чтобы у него была возможность активно двигаться в группе.
  • Побеседуйте с учителем о том, как грамотно избежать отрицательных проявлений СДВГ и организовать его эффективное обучение.

Лечение

Диагноз СДВГ ставит детский невропатолог или невролог. Важно обратиться к специалисту как можно раньше, чтобы лечение проходило легко и без последствий для психики.

Что делает врач, если признает ребенка гиперактивным? При простой форме СДВГ обычно назначается курс психотерапии совместно с грамотной организацией воспитания и поведения в семье, детском саду и школе. Эффективным будет прием легких успокоительных средств и препаратов магния.

При осложненной форме помимо психотерапии применяют рефлексо- и лазеротерапию, ЛФК, БОС-терапию, массаж шейно-воротниковой зоны и медикаментозное лечение антидепрессантами и ноотропными веществами.

Рекомендованные лекарства

Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

Все перечисленные лекарственные средства являются нерецептурными препаратами.

Легкие успокоительные

  • Тенотен детский – эффективное, быстродействующее и безопасное средство со сладким вкусом помогает концентрации, улучшению памяти, преодолению тревожности, агрессии и повышенных нагрузок. После курса препарата дети объективно лучше учатся.
  • Глицин – недорогой и совершенно безопасный седативный препарат. Нормализует нервную систему, метаболизм и психоэмоциональный фон. Питает мозг и повышает его активность, одновременно с ноотропным действием проявляя функцию тормозного нейромедиатора.
  • Нотта – одно из наиболее популярных успокоительных средств в виде капель. Действует аналогично транквилизаторам. Снимает нервное перенапряжение и чувство усталости, борется со стрессом и депрессией.
  • Зайчонок – сироп отечественного производства. Нормализует работу эндокринной системы, оказывает легкое обезболивающее действие. Эффективен при усиленных нагрузках на нервную систему и невротических состояниях. Улучшает настроение, не вызывает сонливости. Разрешен даже младенцам.
  • Эдас-306 Пассамбра – сироп со сладким вкусом. Помогает при проблемах со сном, гипервозбудимости, неврозах и прочих отклонениях нервной системы. Полностью безопасен, не вызывает сонливость и аллергию, не имеет побочных реакций.
  • Помогуша – сироп растительного происхождения имеет в составе витамины группы В, С, РР и магний, что обеспечивает общеукрепляющий эффект.
  • Фитоуспоковенок – детский сироп повышает устойчивость к перегрузкам и стрессам. Содержит в составе витамин С.

БАДы

  • Лецитин Форте защищает нейроны головного мозга от повреждений и улучшает их взаимосвязь, а также укрепляет миелин.
  • Магний + В6 со вкусом вишни или лимона для детей удобнее всего приобрести в виде раствора. Поддерживает устойчивость нервной системы, снимает тревожность и борется с повышенными физическими и психическими нагрузками.

Источники

  • Баранов А.А., Белоусов Ю.Б., Бочков Н.П. и др. // Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: этиология, патогенез, клиника, течение, прогноз, терапия, организация помощи // М.: Программа «Внимание» // 2007;
  • Баулина М.Е. // Актуальные проблемы диагностики синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Практическая психология, 2013. 

Информация представлена в ознакомительных целях и не является медицинской консультацией или руководством к лечению со стороны uteka.ru.

В настоящее время все чаще говорят о гиперактивности детей. Многие люди не до конца понимают, что означает это термин, и применяют его ко всем подвижным и активным детям. Однако гиперактивность – это не просто повышенная активность малыша, это нарушение поведенческих реакций ребенка, связанных с нарушением работы мозга. Какой он гиперактивный ребенок? Что делать родителям такого ребенка? Ведь им предстоит столкнуться с массой проблем, научиться корректировать поведение своего чада, помочь ему адаптироваться в школе, а это обычно очень непросто.

Что такое гиперактивность

Сам термин «гиперактивность» означает сильно повышенную активность и возбудимость человека. Гиперактивность наиболее часто встречается у детей, так как они хуже контролируют свои эмоции.

При гиперактивности обычно не уравновешена нервная система. У ребенка возникают поведенческие расстройства, требующие коррекции. В современном мире все больше детей страдают этим расстройством.

Обычно гиперактивный ребенок имеет такие нарушения:

  • Не может длительно концентрировать внимание на каком-либо действии. Это особенно часто приносит проблемы в школе.

Ведь ребенку трудно высидеть урок, слушать учителя, выполнять задания. Такие дети забывчивы, рассеяны. Даже надолго усидеть перед телевизором проблематично для таких детей.

  • Повышенная эмоциональность и импульсивность.

Гиперактивные дети часто не могут контролировать свои эмоции, выплескивая их на окружающих, совершают неожиданные импульсивные действия.

  • Двигательная активность сверх меры.

Многие дети особенно в дошкольном и начальном школьном возрасте бывают довольно подвижны. Однако гиперактивные дети выделяются даже на их фоне. Он не могут усидеть на месте, буквально приплясывают, если их усадили. В движении находятся их кисти рук, ноги, бегают глазки, меняется мимика.

Если у ребенка имеется одно или два и приведенных выше нарушений, то, скорее всего, это просто возрастные особенности поведения. С возрастом ребенок научится лучше контролировать свои эмоции, его поведение выровняется. Однако если у малыша все перечисленные нарушения, то это повод проконсультироваться со специалистом.

Важно вовремя заподозрить и диагностировать это нарушение, чем потом пожинать плоды непонимания своего чада.

С медицинской точки зрения гиперактивность – гипердинамический синдром – это диагноз. Установить его может врач невролог или невропатолог. Чаще всего этот диагноз связан с минимальной мозговой дисфункцией и нарушениями функции ЦНС.

В следующем видео о том, что такое гиперактивность, вам расскажет доктор Комаровский:

Когда проявляется

Считается, что наиболее ярко синдром гипердинамической активности проявляется в дошкольном (4-5 лет) и начальном школьном возрасте (6-8 лет). Ребенок попадает в детский коллектив и не выдерживает современного темпа обучения.

Сразу проявляются все признаки его гиперактивности: с ребенком не справляется воспитатель или учитель, он не усваивает программу обучения и прочие проблемы его поведенческих нарушений.

Однако первые признаки гипердинамического синдрома можно обнаружить еще в младенческом возрасте. Такие детки очень подвижны и эмоциональны: выпутываются из пеленок, падают, стоит лишь на мгновенье отвернуться, плохо спят, их сон поверхностный, беспокойный, а могут всю ночь прокричать без причины.

По мере взросления поведение гиперактивных детей продолжает «радовать» родителей: выбираются из манежей и колясок, часто падают, везде влезают, все опрокидывают.

Малыши уже в 1-2 года активные и чрезмерно подвижные, мамы едва успевают за ними. Их не интересуют игры, где нужно думать, складывать, строить. Гиперактивному малышу трудно дослушать сказку, досмотреть мультфильм, он не может сидеть на месте.

Что делать родителям, если они заподозрили в ребенке синдром гиперактивности?

Норма или патология. Ложная гиперактивность

Очень часто гиперактивность путают с нормальным поведением ребенка, ведь большинство детей в возрасте 3-7 лет довольно активны и импульсивны, трудно контролируют эмоции. Если ребенок неусидчивый, часто отвлекается, то говорят, что он гиперактивный. Однако для детей младших классов недостаток концентрации внимания и невозможность долго усидеть на месте обычно является нормой. Поэтому гипердинамический синдром бывает непросто диагностировать.

Если ребенок помимо дефицита внимание и повышенной активности имеет проблемы с установлением отношений со сверстниками, невнимателен к чувствам других, не учится на своих ошибках, не умеет приспосабливаться к обстановке, то эти признаки указывают на патологию – синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ).

С точки зрения неврологии этот диагноз является довольно серьезным и ребенку необходимо лечение, чем раньше, тем лучше.

Диагностика

Если родители заподозрили у своего ребенка СДВГ, то необходимо обратиться за консультацией к детскому неврологу. Врач назначит соответствующее обследование, которое необходимо пройти. Ведь под симптомами гипердинамического синдрома могут скрываться и более серьезные патологии.
Диагностика включает в себя три этапа:

  1. Врач собирает данные о поведении и реакциях ребенка, об особенностях протекания беременности и родов, перенесенных заболеваниях, наследственных патологиях членов семьи.
  2. Проводит специальные тесты и оценивает результаты и количество затраченного времени, а также реакцию и особенности поведения ребенка при этом. Обычно такие тесты проводят для детей 5-6 лет.
  3. Электроэнцефалограмма. Это обследование позволяет оценить состояние мозга ребенка. Оно безболезненно и неопасно.

После получения всех результатов врач – невролог ставит диагноз и дает свое заключение.

Признаки

Основные признаки, помогающие распознать гиперактивность ребенка:

  1. Ребенок обладает повышенной беспричинной двигательной активностью. Он все время крутится, прыгает, бегает, везде лезет, даже если знает, что нельзя. У него отсутствует процесс торможения в ЦНС. Он просто не может себя сдерживать.
  2. Не может усидеть на месте, если его усадить, то он крутится, встает, ерзает, не может сидеть спокойно.
  3. При разговоре часто перебивает собеседника, не выслушивает вопрос до конца, говорит не по теме, не задумывается.
  4. Не может тихо сидеть. Даже играя, он шумит, пищит, делает неосознанные движения.
  5. Не может выстоять очередь, капризничает, нервничает.
  6. Имеет проблемы при контакте со сверстниками. Вмешивается в чужие игры, пристает к детям, не умеет дружить.
  7. Не считается с чувствами и потребностями других людей.
  8. Ребенок очень эмоционален, не имеет возможности контролировать ни положительные, ни отрицательные эмоции. Часто устраивает скандалы и истерики.
  9. Сон ребенка неспокойный, днем часто вообще не спит. Во сне ворочается, сворачивается калачиком.
  10. Быстро теряет интерес к занятиям, перескакивая с одного на другое и не доводя до конца.
  11. Ребенок рассеянный и невнимательный, не может сконцентрировать внимание, часто делает из-за этого ошибки.

Родители гиперактивных детей сталкиваются с трудностями с ранних лет. Ребенок не слушается родителей, необходимо все время его контролировать, постоянно находится рядом.

Подробнее о признаках этого синдрома вы можете узнать, посмотрев видео:

Иногда вызывающее поведение может быть обусловлено возрастными изменениями, к примеру часто двухлетние малыши перестают слушаться родителей, а трехлетки закатывают истерики по любому поводу. 

Причины

Основными причинами, которые могут вызывать нарушение функций нервной системы ребенка, а, следовательно, и синдром гиперактивности, специалисты считают следующие ситуации:

  • Наследственность (генетическая предрасположенность)
  • Повреждения клеток мозга во внутриутробном периоде или во время родовой деятельности.

Это могут быть гипоксия плода, инфекции, родовые травмы.

  • Нарушения, вызванные в результате неблагоприятной обстановки в семье, ненормальными условиями обитания, неправильного воспитательного процесса, заболеваниями и травмами после рождения.

По статистически данным гиперактивностью чаще страдают дети мужского пола. На пять мальчиков только одной девочке ставят такой диагноз.

Классификация синдрома дефицита внимания с гиперактивностью

Выделяют такие разновидности синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ):

  1. Гипердинамический синдром без дефицита внимания.
  2. Синдром дефицита внимания присутствует, однако без гиперактивности (обычно бывает у детей женского пола – это девочки спокойные, рассеянные, тихони).
  3. Сочетание синдрома дефицита внимания и гипрединамичности.

СДВГ может быть первичным, возникшим во внутриутробном периоде, и вторичным (приобретенным), полученным после рождения в результате травмы или заболевания.

Также различают простую форму заболевания и осложненную. При осложненной форме СДВГ к симптомам добавляются другие признаки: нервный тик, заикание, энурез, головные боли.

Лечение

К лечению СДВГ необходимо подходит комплексно. Применяют некоторые процедуры, медикаменты, диеты, но основной упор делается на психологическую коррекцию и правильный подход в воспитании гиперактивного ребенка.

Назначать лекарственные препараты может только врач! Прием лекарств проводится под наблюдение специалиста. Кроме того возможно применение процедур, связанных со стимуляцией мозга слабыми импульсами электрического тока.

Важно и питание ребенка. Так при несбалансированной диете метаболизм детей нарушается, что может провоцировать раздражительность и капризность. Растущий организм требует белок, витамины и минералы. В рационе должны присутствовать продукты с высоким уровнем Омега3-жиров, оказывающие полезное действие на ЦНС. А вот количество сладостей и углеводов лучше уменьшить. Лучше давать ребенку ягоды и фрукты. Можно оставить в рационе немного черного шоколада.

Обязательна при лечении психологическая коррекция поведения ребенка. Психолог помогает ребенку лучше разобраться в своих действиях, а также даст советы родителям по построению отношений с таким ребенком и методам его воспитания и обучения.

Большая часть детей «перерастает» это заболевание, если у них не было осложнений и оказано своевременное лечение. В некоторых случаях СДВГ переходит и во взрослую жизнь, особенно при неоказании своевременной адекватной помощи ребенку.

Особенности общения с такими детьми

Воспитывать гиперактивного ребенка бывает не просто. Даже при сильной любви к своему чаду, родители не всегда могут выдерживать все его проделки, часто срываются и кричат. А бывает, что вообще перестают заниматься его воспитанием, решив «что вырастет, то вырастет».

Не редко родители пытаются привить такому малышу строгую дисциплину, жестоко пресекая все его выходки и непослушание. Ребенка наказывают за малейшую провинность. Однако такое воспитание только усугубляет проблемы поведения ребенка. Он становится более замкнутым, неуверенным, непослушным.

Перегибать в отношении детей с СДВГ нельзя, чтобы к уже имеющимся нарушениям не добавить новые проблемы (заикание, недержание мочи и прочие). К каждому ребенку с СДВГ необходимо найти свой подход, учитывая его неврологические особенности.

Что делать родителям, воспитателям и учителям

Ребенку с гипердинамическим синдромом требуется много родительского внимания. Необходимо стараться его выслушивать, помогать выполнять задания, развивать его усидчивость и взаимодействие с окружающим миром. Ему нужны похвалы и награды, одобрение и поддержка, больше родительской любви. Родители прежде, чем наказать ребенка, должны учесть, что он вполне нормальный по интеллекту, но у него проблемы с регулированием своей моторной деятельности. Поэтому он не специально совершает то, что ему запретили, а просто не может себя остановить.

Необходимо правильно организовать режим дня. Придумать свои ритуалы. Больше гулять на улице. Желательно записать ребенка на спортивную секцию. Хорошо подойдут плаванье, гимнастика, бег, верховая езда, спортивные танцы. Необходимо и дома устроить спортивный уголок, чтобы ребенку было, где выплеснуть энергию.

При обучении гиперактивных детей обычно возникает много сложностей

Отдавая ребенка в детский сад, необходимо заранее выбрать подходящий, где есть группы с возможностью играть, дети активно двигаются, выполняют задания и отвечают по желанию. Поговорите с воспитателем об особенностях малыша.

Если из-за поведения ребенка возникает конфликт в саду, то лучше забрать его оттуда. Нельзя обвинять кроху, что в этом виноват он, скажите, что просто ему не подошла эта группа.

Учеба в школе также имеет свои сложности. Обсудите, что делать учителю, чтобы не травмировать гиперактивного ребенка, помочь ему адаптироваться в классе. При выполнении домашних заданий следует подготовиться заранее, не отвлекаться. Занятия должны быть короткими, но эффективными, чтобы ребенок не потерял внимание. В

Важно делать уроки регулярно, в одно и то же время. Необходимо понаблюдать за ребенком и определить наиболее подходящее время: после еды или после физической нагрузки.
При наказании гиперактивного ребенка не стоит выбирать те, которые не дают ему двигаться: ставить в угол, сажать на специальный стул.

В данной ситуации вам также будут полезны материалы: почему ребенок нервный и агрессивный, как наказывать за плохое поведение. И обратите внимание, причины “непослушания” в разном возрасте могут быть разными – в 2, в 3, и в 4 года происходят значительные изменения в развитии ребенка и он может стать более капризным.

Положительные качества гиперактивных детей

Несмотря на все неприятные поведенческие особенности детей с гипердинамическим синдромом, они имею и много положительных качеств, развитию которых родители должны уделить особое внимание.

  • Гиперактивный ребенок обладает креативным творческим мышлением.

Он может выдавать массу интересных идей, а если хватит терпения, то и заниматься творчеством. Такой ребенок легко отвлекается, но имеет своеобразный взгляд на окружающий мир.

  • Гиперактивные дети обычно энтузиасты. Они не бывают скучными.

Интересуются многими вещами и являются, как правило, яркими личностями.

  • Такие дети энергичны и деятельны, но часто непредсказуемы.

Если у них есть мотив, то они выполняют все быстрее, чем обычные дети.

  • Ребенок с СДВГ очень гибкий, изворотливый, и может найти выход там, где другие не заметят, решить задачу необычным способом.

Интеллект детей с СДВГ никак не нарушен. Очень часто они имеют высокие художественные и интеллектуальные способности.

Конкретные способы общения и взаимодействия с такими детьми приводятся в следующем видео:

Советы психологов

Психологи отмечают, что ели у ребенка имеются признаки гиперактивности, то следует начать их устранение, чем раньше, тем лучше. Такой подход помогает избежать трудностей, возникающих из-за поведенческих нарушений ребенка, стрессов и разочарований со стороны его родителей и окружающих людей, да и самого малыша. Поэтому при установленном диагнозе СДВГ не следует пренебрегать помощью врача – специалиста и психолога, чтобы не потерять время.

Психологи отмечают, что правильно организованный распорядок дня, благоприятная обстановка в семье помогает ребенку в лечении СДВГ. Кроме того советы психолога такие:

  1. Обеспечьте ребенку спокойную, стабильную, нераздражающую обстановку. Это поможет снизить накопление и выброс сильных эмоций.
  2. У него должны сформироваться необходимые рефлексы, которые помогут четко соблюдать распорядок дня. Например, лечь спать после того, как мама прочтет сказку или споет песенку.
  3. Для сброса лишней двигательной активности необходимо организовать ребенку занятия в спортивных секциях.
  4. Не заставляйте гиперактивного ребенка долго заниматься утомительной работой, сидеть на одном месте. Периодически позволяйте активные действия для выхода лишней энергии.

Устранить проблемы, связанные с гиперактивностью у детей вполне выполнимая задача. Главное давать ребенку возможность выплеснуть лишнюю энергию, заинтересовывать учебным процессом, развивать творческие способности, а главное учитывать особенности ребенка при оценке его действий.

Мульфильмы для профилактики гиперактивности.

Следующие мультфильмы помогут вашему ребенку больше понять о своем состоянии, обсуждая сюжет и героев со своим ребенком вы сможете помочь ему бороться с этой проблемой.

Итак список мультфильмов:

  • «Непоседа, Мякиш и Нетак»
  • «Маша больше не лентяйка»
  • «Вот какой рассеянный»
  • «Крылья, ноги, и хвосты»
  • «Петя Пяточкин»
  • «Обезьянки»
  • «Непослушный медвежонок»
  • «Нехочуха»
  • «Осьминожки»
  • «Непослушный котенок»
  • «Непоседа»

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Многие нарушения нейропсихического развития начинают проявляться уже в раннем возрасте. Первые симптомы можно заметить уже до 1-1,5 лет, но часто их не диагностируют до 4-5 лет. Одним из нарушений нейропсихического развития является СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности. В последнее время отмечается гипердиагностика данного нарушения нейропсихического развития. Часто детям уже  в 1,5-2 года ставят диагноз СДВГ. Однако стоит отметить, что гиперактивность ребёнка – это не значит, что у данного ребёнка СДВГ, потому что  ведущим симптомом при этом нарушении, должен быть дефицит внимания. Все дети должны быть активными. Диагноз СДВГ правомочен с 5-летнего возраста. 

Среди обывателей, а также ряда медиков и учителей, данный диагноз вызывает много скепсиса. Некоторые считают, что данным «расстройством» маскируется плохое воспитание со стороны родителей и элементарная лень самого ребенка. Но это абсолютный стереотип. Первые научные труды появились еще в начале XX века, в которых описывались дети с повышенной гиперактивностью, импульсивностью и невнимательностью.

По данным Американской Психиатрической Ассоциации, данный диагноз встречается примерно у 3-7% детей школьного возраста, но далеко не все обращаются за квалифицированной помощью. При этом мальчики примерно в 3 раза чаще подвержены этому расстройству, чем девочки.

СДВГ – это неврологическо-поведенческое расстройство развития, которое впервые диагностируется в детстве и часто сохраняется в зрелом возрасте. 

Согласно МКБ-10, СДВГ относился к гиперкинетическим расстройствам – это группа эмоциональных расстройств. В обновленном МКБ-11 этот синдром относится к нейроонтогенетическим расстройствам.

У детей с СДВГ наблюдаются сложности в концентрации внимания, что приводит к определенным проблемам в усвоении школьной программы. Такой ребенок может делать ошибки по своей невнимательности, не воспринимать объяснения учителя. Дети с СДВГ проявляют чрезмерную активность, совершают много ненужных действий вместо того, что просто сидеть и сконцентрироваться на выполнении заданий.

На первый взгляд, такое поведение ребенка можно объяснить элементарным недостатком воспитания. Часто такие дети числятся у учителей среди непослушных, излишне озорных и неконтролирующих свое поведение. Но причинами этого является не родительское невнимание к вопросам воспитания, а недостаток определенных биологических веществ в отделах головного мозга.

На сегодняшний день не установлена точная причина развития синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Большинство исследований сводится к тому, что основным фактором, влияющим на возникновение данного расстройства, являются генетические мутации. Согласно этой теории, СДВГ возникает из-за патологических изменений в гене, который отвечает за выработку дофамина и активность дофаминовых рецепторов.

Есть мнение, что СДВГ развивается при сочетании целого комплекса факторов: социальных, психологических и биологических.

Следующие причины могут спровоцировать развитие данного синдрома:

  • Наследственность. Было выявлено, что наличие СДВГ у родителей в разы увеличивает вероятность развитие данного синдрома у детей.
  • Сложное течение беременности. Различные инфекционные заболевания, перенесенные женщиной во время беременности, существенно увеличивают риски развития СДВГ.
  • Употребление токсических веществ во время беременности (алкоголь, табак, наркотические вещества). В эту же категорию входят лекарственные препараты, которые представляют потенциальную опасность для здоровья плода. Именно поэтому, во время беременности любое употребление медикаментов должно быть строго согласовано с врачом.
  • Несовместимость резус-фактора матери и ребенка.
  • Осложненные роды. Расстройство может возникнуть также из-за преждевременных родов, когда ребенок рождается раньше положенного срока.
  • Стимуляция родовой деятельности, отравление плода наркозом.
  • Тяжелые инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в постнатальный период.
  • Черепно-мозговые травмы.
  • Перенесенное ребенком в младенческом возрасте тяжелое заболевание почек и пневмония.
  • Общее ухудшение экологической обстановки.

Биологические факторы в развитии СДВГ играют основную роль в первые годы жизни ребенка. В дальнейшем начинают доминировать социально-психологические факторы. Важно понимать, что неблагоприятная обстановка в семье, частые конфликты между родителями, недостаток внимания со стороны матери или, напротив, чрезмерная опека не могут считаться причинами развития данного расстройства, но эти факторы усиливают симптоматику СДВГ у детей.

Согласно данным диагностического и статистического руководства по психическим заболеваниям Американской Психиатрической Ассоциации, выделяют несколько типов СДВГ:

  1. Невнимательный – для этого типа характерно преобладание дефицита внимания. Проявляется развитой фантазией, рассеянностью и замкнутостью.
  2. Гиперактивный – этот тип характеризуется эмоциональной неустойчивостью, импульсивностью, повышенной моторной возбудимостью.
  3. Смешанный – самый распространенный тип расстройства, в котором сочетается симптоматика вышеуказанных разновидностей СДВГ.

Гиперактивный ребенок может доставлять родителям массу дискомфорта, потому что его поведение часто бывает невыносимым. Гиперактивность проявляется в любых ситуациях: ребенок беспокоен и неусидчив дома, у незнакомых людей в гостях и в школе.

Симптомы СДВГ замечаются родителями в разном возрасте. Как правило, происходит это в 5-6 лет, но первые признаки можно заметить в 1,5-2 года.

Первая симптоматика у грудных детей выглядит следующим образом:

  • Повышенный мышечный тонус. Ребенок старается быстрее избавиться от тугой одежды и пеленок.
  • Беспокойный сон. Ребенок спит мало и урывками.
  • Младенец раньше положенного срока начинает держать голову, ползать, сидеть и т.д.
  • На резкие движения, громкие звуки, яркий свет и смену обстановки ребенок реагирует громким плачем.
  • В случае переутомления он не засыпает, а впадает в истерику.
  • Ребенок выбрасывает новые игрушки, даже не играя с ними.

Эти симптомы могут указывать не только на наличие СДВГ, поэтому на этом этапе рано диагностировать данное расстройство.

У детей дошкольного и школьного возраста намного проще диагностировать синдром дефицита внимания и гиперактивности, потому что признаки более явные. СДВГ не зря называют синдромом, потому что психологические и неврологические нарушения не единичны, а возникают в комплексе, затрагивая различные сферы жизни.

Основные симптомы СДВГ у детей следующие:

  • Нарушения внимания. Такие дети забывчивы, легко отвлекаются при выполнении каких-либо заданий. При объяснении нового материала создается впечатление, что ребенок не слушает.
  • Гиперактивность. Гиперактивный ребенок постоянно находится в движении, совершая действия, которые не имеют определенной цели, при этом он словно не замечает их.
  • Импульсивность. Для такого ребенка характерна нетерпеливость, он часто действует по первому побуждению. Часто выкрикивают со своего места, перебивают сверстников и взрослых.

Это 3 основных группы симптомов, характерных для синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Каждая из этих групп включает в себя свою симптоматику.

Признаки нарушения внимания:

  • Избегание однообразных дел. Ребенок с СДВГ под любым предлогом избегает рутинных занятий: домашних дел, уроков и т.д. В зависимости от типа характера, могут начать истерику, либо замкнуться в себе.
  • Проблемы с концентрацией внимания. Они могут проявляться по-разному: ребенок может перескакивать через строчку при чтении текста, бросать какое-либо занятие и переключаться на другое. Кроме того, дети с СДВГ часто теряют школьные принадлежности и личные вещи.
  • Цикличность внимания. В течение 7-10 минут они могут быть увлечены каким-либо занятием, по истечении которых им необходимо аналогичное количество времени на восстановление ресурсов нервной системы. Далее они вновь возвращаются к своему занятию.
  • Проблемы с самоорганизаций. Неумение планирования собственного распорядка приводит к тому, что все дела выполняются в спешке. Возникают проблемы в школе, конфликты и т.д. 

Признаки гиперактивности:

  • Повышенная двигательная активность. Дети могут внезапно вставать со своего места на уроке, выполнять различные хаотичные действия: махать руками, дергать ногами, прыгать, стучать по предметам, бегать без цели и т.д.
  • Громкая речь. Ребенок может разговаривать слишком быстро и громко, проглатывать окончания слов. СДВГ часто сочетается с логопедическими проблемами: неправильное звукопроизношение, трудности с пересказом, нарушение логики повествования и т.д.
  • Выразительность мимики. Повышенная эмоциональность приводит к тому, что ребенок сопровождает свою речь акти

Признаки импульсивности:

  • Перепады настроения. Резкая смена настроения приводит к агрессии и вспыльчивости. Могут ударить обидчика, не задумываясь о последствиях такого поступка. Если не предпринимать никаких действий, то в дальнейшем у таких детей развивается асоциальное поведение.
  • Неумение ждать. Если ребенок с этим расстройством чего-то хочет, то он требует этого «здесь и сейчас». Если он не получает желаемого, то начинается истерика.
  • Отсутствие чувства самосохранения. Гиперактивные дети часто травмируются, потому что у них отсутствует понимание опасности. В раннем возрасте это еще может считаться нормой, но в школьном и подростковом возрасте это является признаком данного расстройства.
  • Игнорирование общепринятых норм. Бунтарство в подростковом возрасте является нормой, но если эти признаки наблюдаются у детей 7-8 лет (или в более раннем возрасте), то это должно вызвать беспокойство.

Некоторые из этих симптомов вполне могут встречаться и у здоровых детей, что обусловлено особенностями взросления и становления личности. Чтобы говорить о наличии данного расстройства у ребенка, необходимо проведение соответствующей диагностики.

Сложность диагностики данного синдрома от других видов нейропсихических расстройств заключается в отсутствии четких лабораторных и инструментальных диагностических методов.

Диагностика в данном случае подразумевает сбор анамнеза, а также консультации психоневролога, педиатра, проведение психологических тестов, консультации психолога (нейропсихолога), дефектолога и  логопеда.

На протяжении достаточно длительного времени проводится наблюдение за ребенком, в поведении которого есть признаки, характерные для СДВГ. Проводится опрос учителей, родителей и других членов семьи. Проводится медицинский осмотр ребенка.

В зависимости от возраста, используются разные диагностические опросники. Детей дошкольного возраста тестируют в устной форме (симптоматический тест заполняют родители), а подростки проходят тесты самостоятельно, заполняя опросник.

Окончательный диагноз ставится только в случае подтверждения следующих утверждений:

  • Симптомы, характерные для данного расстройства, ярко выражены. Отклонения в поведении выявлены до 7 лет. Симптоматика наблюдается длительное время – от 6 месяцев и более.
  • Нарушения проявляются не менее чем в двух сферах деятельности (при выполнении уроков, во время отдыха, игры и т.д.).
  • Признаки расстройства проявляются постоянно.
  • Симптоматика не связана с соматическими, психосоматическими или психическими расстройствами у ребенка. Поэтому важно дифференцировать СДВГ от других заболеваний и расстройств, которые в той или иной степени влияют на поведение.

Гиперактивный ребенок может стать настоящим наказанием для воспитателей, учителей и самих родителей. Он мешает вести уроки, на перемене устраивает настоящую вакханалию, потому что его энергии элементарно необходим выход. В итоге родителей постоянно вызывают в школу, говорят им о том, что те недостаточно внимания уделяют воспитанию своего ребенка. Многие педагоги просто не ходят заниматься такими «проблемными» детьми, поэтому родителям важно своевременно обратиться за квалифицированной помощью при возникновении первой симптоматики СДВГ.

Способы коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности представляют собой комплексный подход, который подразумевает медикаментозное лечение, а также использование немедикаментозных методик.

Медикаментозное лечение

Использование лекарственных препаратов направлено на купирование симптомов, характерных для СДВГ. Важно понимать, что лекарства имеют свои противопоказания и побочные эффекты, поэтому нельзя заниматься самолечением, а препараты должны назначать только педиатр или невролог.

При выраженных симптомах СДВГ психоневрологом могут назначаться ноотропные препараты, а также антипсихотические средства, которые направлены на снижение возбудимости ребенка.

Физиотерапия

Перечень используемых физиотерапевтических процедур определяют физиотерапевт и невролог. Могут использоваться следующие физиопроцедуры:

  • Магнитотерапия. Воздействие магнитного поля улучшает мозговое кровообращение, снижает тонус сосудов мозга.
  • Лекарственный электрофорез. Лекарство подбирается индивидуально для каждого ребенка. Стандартный курс – 10 сеансов.
  • Фотохромотерапия. Эта методика подразумевает использование цветового спектра видимого света. Позволяет улучшить эмоциональное состояние, нормализовать тонус сосудов, а также стабилизировать процессы торможения и возбуждения центральной нервной системы.

Психотерапевтические методики

Результат психотерапии напрямую зависит от регулярности и продолжительности такой коррекции. В большинстве случаев используются следующие методики:

  • Прикладной поведенческий анализ. Данная терапия ориентирована на вовлечение ребенка в окружающие социальные условия. Она направлена на нивелирование симптоматики СДВГ, чтобы ребенок научился понимать окружающий его мир, правильно реагировал на него и нормально с ним контактировал.
  • Когнитивно-поведенческие методы. Психолог учит ребенка контролировать свои эмоции, лучше понимать самого себя, а также адекватно реагировать на различные ситуации.
  • Арт-терапия. Положительно влияет на общее состояние ребенка. Занятия позволяют снизить уровень беспокойства, он становится более усидчивым и внимательным.
  • Игровая терапия. Применяется примерно с 7-10 лет. Игра позволяет ребенку быть более внимательным, он учится контролировать свою импульсивность и эмоциональность.

Гиперактивный ребенок требует к себе особого отношения, поэтому важно правильно организовать его распорядок дня. Вот несколько советов, которые будут полезны для родителей таких детей:

  • Организуйте четкий и понятный режим дня. При этом важно, чтобы его соблюдал не только ребенок, но и вы. В этом вопросе не должно быть такого момента, что ребенок «не хочет» или ему «не нравится» — нужно добиваться своей позиции твердо, но спокойно. Ребенок должен почувствовать личную ответственность, при этом не забывайте хвалить его за сделанные домашние дела или другие занятия. Если он что-то не выполнил, то не нужно его ругать – просто помогите ему с выполнением этого задания.
  • Сохраняйте терпение и не теряйте самоконтроль. Особенности поведения ребенка – это не его вина и не ваша.
  • Лучше избегать мест с большим скоплением людей.
  • Не допускайте переутомления, иначе ответом со стороны ребенка будет перевозбуждение, вплоть до истерики. Давайте ему отдых каждые 20 минут при выполнении какого-либо задания.
  • Вполне возможно, что первые несколько лет начальной школы вам придется делать уроки вместе с ребенком. При этом речь не идет о том, что вы должны ему что-то подсказывать – важно просто проследить, чтобы он до конца выполнял все упражнения и не отвлекался.
  • Для таких детей важно поощрение, поэтому ищите даже самый незначительный повод, чтобы похвалить своего ребенка.

Не лишним будет изменить рацион питания ребенка. Шоколадки, газировки и любые продукты с повышенным содержанием сахара способствуют усилению возбуждения. Поэтому лучше заменить их свежими фруктами и сухофруктами.

Именно роль родителей является одной из самых важных при преодолении симптоматики данного расстройства. Без этого любая терапия будет попросту неэффективной.

Эксперт: младший научный сотрудник лаборатории психиатрической нейробиологии Первого МГМУ имени И.М. Сеченова Евгений Свирин

Гиперактивность ребенка: симптомы

Гиперактивность и дефицит внимания у детей (СДГВ) – вовсе не издержки воспитания, а патология, связанная с нервной системой, которую специалисты отмечают практически у трети современного детского населения. Обычно поведение гиперактивного ребенка проявляется в неумении сосредоточиться: он все время отвлекается, не может усидеть на одном месте, импульсивен в своих желаниях. Характеристику гиперактивного ребенка можно дополнить такими качествами как агрессия и склонность к зависимостям. Кроме того, именно у гиперактивных детей чаще возникают иные психические расстройства. Специалисты утверждают, что лишь 40% гиперактивных в детстве с возрастом «перерастают» свою патологию.

Конкретную причину появления гиперактивности у ребенка медицина пока не определила, но врачи все чаще склоняются к тому, что патология может возникать либо из-за влияния определенных генов, либо по причине присутствия ребенка в неблагоприятной среде (осложнения и стрессы во время беременности или родов, заболевания в неонатальном периоде).

Как проявляется гиперактивность у ребенка?

Диагноз СДВГ обычно ставит невролог или невропатолог. При этом признаки гиперактивности настолько очевидны, что и сами родители обращают на них внимание. Если вы отмечаете хотя бы половину симптомов из нижеприведенного списка, будет нелишним показать его неврологу.

Гиперактивный ребенок, признаки:

  • гиперактивность в год может проявляться в нетерпимости: если малыш постоянно ерзает, сидя на стуле, дергает руками и ногами, пытается встать даже в транспорте или когда ему читают книжку;
  • гиперактивный ребенок мгновенно реагирует на каждый раздражитель (шум, лай собаки за окном, песня вдалеке), даже если в это время он разговаривает или чем-то занимается;
  • на гиперактивность у детей дошкольного возраста можно обратить внимание, если ребенок не в состоянии дождаться очереди в игре, а из всего комплекса игр он предпочитает только подвижные;
  • часто отвечает на вопрос невпопад, потому что не дослушал фразу до конца. К примеру, на вопрос «Артем, когда ты приходишь… (конец вопроса должен был звучать как «домой, то моешь руки?») — ребенок, не дослушав, отвечает: «Днем»;
  • гиперактивный ребенок не может действовать по инструкции или определенному заданию в игре;
  • бросает дело, не завершив и быстро переключается на другое; порой кажется, что он разбросал игрушки и не желает их убирать, но на самом деле он просто забыл о них;
  • во время общения или игры ведет себя беспокойно, много говорит, стремится все время перебить собеседника, настаивает на своем;
  • невнимательный ребенок: часто теряет вещи и игрушки;
  • также синдром гиперактивности у детей проявляется в игнорировании препятствий и ограждений — ребенок их будто не замечает.

Любое из этих проявлений родители могут принимать за «скверный характер», думая, что ребенок не желает их слушаться или потому, что сейчас вы предлагаете то, что ему неинтересно. Возможно, это так, и маленький человек намеренно игнорирует ваши замечания из упрямства. Но, возможно, что его нейронные связи просто не позволяют ему адекватно реагировать на ваши слова.

Есть еще несколько признаков, которые помогут вам оценить поведение своего чада:

  • Гиперактивный и невнимательный ребенок проявляет цикличность в своей работе: он может быть активным около 5-15 минут, после чего ему необходимо «перезагрузиться» в течение 4-6 минут.
  • Вы можете проверить слух ребенка: при гиперактивности ему будет сложно повторить подряд похожие звуки, поскольку у него могут быть трудности с их распознаванием.
  • Выполняя рисунки и спортивные упражнения, гиперактивный ребенок обычно плохо скоординирован: ему сложно делать одинаковые движения обеими руками, а линии его рисунков непропорциональны, в изображении очень трудно распознать оригинал.
  • Гиперактивный ребенок говорит либо быстро, будто не успевая за своими мыслями, либо очень медленно — возможно, с заиканием.

Синдром гиперактивности с дефицитом внимания у детей заложен в генах

Ученые нашли гены, «отвечающие» за развитие гиперактивности у ребенка, а также за присутствие синдрома дефицита внимания. Специалисты из медицинского университета имени Сеченова вместе со своими зарубежными коллегами решили изучить геномы малышей, у которых наблюдался синдром гиперактивности с дефицитом внимания. У детей и их родственников в результате обнаружились схожие особенности строения некоторых генов.

Комментарий эксперта:

Нарушения в генах, которые кодируют белок, могут стать причиной развития гиперактивности у ребенка, поскольку продукты этих генов принимают участие в трансляции сигналов его нервной системы. Нам удалось обнаружить ранее неизвестные формы генов, которые могут быть связаны с возникновением СДВГ. Результаты этих исследований могут быть полезны для диагностики этой патологии на генетическом уровне. И, возможно, помогут разработать методы лечения гиперактивности у детей. Смысл исследования заключался в том, чтобы проанализировать полный набор генов в семьях, где наблюдалась гиперактивность у ребенка. Таким образом были «отслежены» два гена — AAED1 и ATAD2. Изучив их, мы сделали вывод, что изменения в структуре генов могут воздействовать на возбудимость определенных отделов нервной системы. Что и приводит к гиперактивному поведению.

Гиперактивный ребенок: что делать? Советы родителям гиперактивного ребенка

Коррекция гиперактивности детей и общие рекомендации родителям по работе с гиперактивными детьми:

  • Озвучивая свои требования и инструкции ребенку, старайтесь соблюдать последовательность и реальность: «сейчас я буду тебя одевать» или «мы оденемся и пойдем на улицу» (а не так: «если не оденешься, не знаю, как мы дальше будем общаться»);
  • Не забывайте о том, что ваш ребенок не из вредности дергает ногой и вскакивает в транспорте, когда вы просите его спокойно посидеть. Да и невнимательным ребенок бывает не специально.
  • Старайтесь всегда держать под контролем его действия, а лучше — все совершать вместе, придерживаясь определенного ритма.
  • Не отвечайте ребенку однозначно и грубо: объясните, почему такое поведение недопустимо или обижает вас.
  • Старайтесь вести себя с ребенком адекватно: не завышайте планку своих требований, но и не старайтесь ему потакать.
  • Если у вас невнимательный ребенок, наберитесь терпения и спокойно повторяйте свои просьбы столько раз, сколько потребуется для того, чтобы вас услышали.
  • Старайтесь вызвать у ребенка интерес, подключив его тягу к соревнованию: «Давай, кто быстрее соберет игрушки — тот съет пирожное в холодильнике».
  • Всегда показывайте свою реакцию на слова и жесты ребенка, не игнорируйте его.

Гиперактивные дети: рекомендации по играм и развитию

Игры для гиперактивных детей

Если днем гиперактивный ребенок в детском саду, то вы можете заниматься с ним самостоятельно вечером. К примеру, когда идете по улице из детского сада, просите его найти конкретные цифры в номерах домов. Сами тоже участвуйте в игре. Проигравшему полагается «штраф» — промяукать или пролаять пять раз.

Если ребенок школьного возраста, дайте ему задание расположить цифры по убыванию, потом — по возрастанию. Разгадывайте с ним детские шарады, кроссворды (покупайте ему детские журналы, где есть такие задания), привлекайте ребенка к логическим играм и построению логических цепочек, руководствуясь которыми, к примеру, можно найти «клад» и получить в награду шоколадку.

  • Как пишется гидроксид натрия в химии формула
  • Как пишется гидроксид меди
  • Как пишется гидроксид магния
  • Как пишется гидроксид лития
  • Как пишется гидроксид кальция