Как пишется графомоторные навыки правильно

Автор статьи

Дарья Михайловна Ромашкина

Эксперт по предмету «Педагогика»

Задать вопрос автору статьи

Структура графомоторных навыков

Определение 1

Графомоторный навык — это конкретное положение и движения пишущей руки, позволяющие успешно рисовать, писать, раскрашивать, штриховать и т.д.

Структура графомоторных навыков включает в себя следующее:

  1. Мелкая мускулатура пальцев рук – представляет собой контроль над силой пальцев и быстротой их движения в работе.
  2. Зрительный синтез и анализ – определение левых и правых частей тела, его ориентировка в пространстве, расположение по отношению к окружающим предметам, умение выполнять задания с конкретными условиями и выбирать нужное направление движения.
  3. Рисование – включает в себя штриховку, обведение по контуру, обводку, умение срисовывать геометрические фигуры, рисовать предметы и детали, дорисовывать незаконченные рисунки или недостающие детали на них.
  4. Графическая символика – умение рисовать различной сложности узоров, а также изображать их с помощью разнообразных символов и знаков.

Замечание 1

Таким образом, структура графомоторных навыков весьма обширна, освоение каждого ее элемента требует от ребенка значительных усилий. Для того, чтобы освоение осуществлялось без переутомлений и перегрузок, а результат был высок, формирование графомоторных навыков осуществляется поэтапно.

Этапы формирования графомоторных навыков

Формирование графомоторных навыков начинается в период дошкольного детства, родителями или воспитателями ДОУ. Предусматривает прохождение следующих последовательных этапов.

Первый этап – развитие у ребенка дошкольного возраста мелкой и крупной моторики.

На данном этапе необходимо выполнять ряд специальных упражнений, которые направлены на развитие моторики ребенка. Рекомендовано выполнять следующие графомоторные упражнения:

  • Пальчиковая гимнастика
  • Массаж и самомассаж
  • Лепка из пластилина, соленого теста, массы для лепки и т.п.
  • Вырезание из бумаги фигур различной степени сложности
  • Составление бус, расстегивание и застегивание пуговиц, кнопок, крючков и т.п.
  • Собирание мозайки и пазлов
  • Конструирование (лего, кубики, модули и т.п.)
  • Раскрашивание раскрасок
  • Специальные игры: палочки «Кюизенера», «Танграмм» с прищепками, крупами и т.п.

«Как писать? Формируем графомоторные навыки» 👇

Второй этап – направлен на формирование у детей пространственных представлений и их речевое обозначение.

Этот этап предусматривает формирование у детей таких навыков как:

  1. Ориентировка в собственном теле и его положение в окружающем пространстве
  2. Ориентировка в окружающем пространстве, среди находящихся в нем предметов
  3. Уточнение пространственного расположения тела и окружающих его предметов, а также расположение на плоскости

На данном этапе целесообразно использовать следующие графомоторные упражнения:

  1. Конструирование, раскладывание и выкладывание сериационных рядов
  2. Разнообразные пальчиковые игры и упражнения
  3. Штриховка
  4. Выкладывание букв и цифр из различных предметов
  5. Различного рода работы с мелкими предметами
  6. Лепка, аппликация, рисование и т.д.

Третий этап – непосредственное развитие графомоторных навыков.

Данный этап включает в себя:

  1. Развитие у детей зрительного гнозиса. Используются упражнения:

    • Контурное изображение предметов
    • Перечеркивание контурных изображений, наложение контуров один на другой и т.п.
    • Формирование и уточнение представление о форме, величине, цвете.
    • Развитие, уточнение и расширение объема зрительной памяти
  2. Формирование и развитие у детей зрительного синтеза и анализа.

  3. Формирование и развитие у детей зрительного узнавания и восприятия.

Четвертый этап – формирование и развитие изобразительно-графических способностей.

На данном этапе используются следующие графомоторные упражнения:

  1. Знакомство с рабочими тетрадями, рабочей клеткой и строкой
  2. Обучение написанию и начертанию горизонтальных, вертикальных и наклонных линий, а также их комбинация
  3. Рисование различных по сложности орнаментов и узоров, дуг, волнистых линий, овалов, кругов и т.д.
  4. Рисование предметов различной сложности по клеткам, графические диктанты
  5. Ознакомление с графическими символами
  6. Формирование графического образа букв и цифр (графемы)
  7. Дифференциация букв, которые имеют кинетическое сходство в написании

Во время работы на листе бумаги или тетрадях у детей осуществляется развитие и укрепление мелкой моторики рук, совершенствование зрительной и двигательной координации, улучшается координация на листе, а также осуществляется развитие внимания, зрительной памяти, аналитического восприятия, речи.

Формирование интереса к графическим упражнениям

Формирование графомоторных навыков требует от педагога определенных профессиональных умений. Для того, чтобы процесс формирования протекал продуктивно и был интересен ребенку, предварительно его необходимо подготовить. Предварительная подготовка включает в себя зарождение и последующую поддержку к графомоторным упражнениям.

Графомоторные упражнения должны соответствовать возрастным возможностям и потребностям ребенка, не перегружать его. Так как занятия начинаются еще в дошкольном возрасте, то целесообразнее их проводить в игровой форме. Педагог должен ставить перед каждым воспитанником посильные задачи, при этом важно обращать внимание на то, что ребенок уже умеет.

При выполнении графомоторных упражнений следует обращать внимание на графические успехи детей, что оказывает положительное влияние на стимулирование их дальнейшей деятельности, повышает интерес на выполнение графомоторных заданий и упражнений.

Выполнение графомоторных упражнений позволяет решить ряд следующих задач:

  1. Интеллектуальное развитие детей.
  2. Подготовка к успешному овладению письмом.

Решение этих задач способствует тому, что в будущем ребенок сможет избежать некоторых проблем школьного обучения. Если графомоторные навыки не начинают формировать с раннего дошкольного возраста, то к моменту поступление ребенка в школы могут возникнуть значительные трудности в освоении навыков письма. Чаще всего отмечают следующие проблемы:

  • Небрежный и неразборчивый почерк
  • Быстрая утомляемость руки
  • Слабая фиксация рабочей строки

Замечание 2

Таким образом, формирование графомоторных навыков необходимо начинать как можно раньше. Для успешности данной деятельности необходимо создать оптимальные условия по накоплению ребенком двигательного и практического опыта развития навыков ручной умелости.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников

Что такое графомоторный навык? Слово «графомоторный» состоит из двух слов: моторика (в нашем случае мелкая) – способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. И графо (с греческого) – письмо, почерк, начертание.

        Ещё немецкий философ Иммануил Кант говорил, что «рука – это вышедшей наружу мозг человека». Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Однако мы знаем, что многие дошкольники испытывают трудности, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т.д. Старший дошкольный возраст связан с дальнейшим развитием и перестройкой умственной деятельности ребенка. Расширяется двигательный опыт. Развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабыми остаются части кистей рук и ступней ног. Не сформировавшаяся и не развитая полностью костно-мышечная ткань рук не позволяет ребенку этого возраста легко и свободно выполнять мелкие и точные движения.

Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности с навыком письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений рук. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность к письму может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме усвоения новой информации, приходится ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

        Так как дошкольный возраст является сензитивным для развития мелкой моторики, то организуя различные виды деятельности в этом периоде, систематически применяя тренировочные упражнения, можно достичь положительных результатов в развитии и совершенствовании графомоторных навыков у детей, что является важной частью подготовки  к школе.

        При нормальном развитии ребёнка работу по развитию мелкой моторики нужно начинать с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например «Сорока»), не забывая о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, молний, заклёпок, завязывание шнурков и т.д.

        В возрасте 1 – 2 лет ребёнок держит два предмета в одной руке, чертит карандашом, переворачивает страницы книг, ставит кубики друг на друга, складывает пирамидку.

        В возрасте 2 – 3 лет малыш открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной, открывает крышки, красит пальцем, нанизывает бусы, держит карандаш пальцами, копирует формы несколькими чертами, строит из кубиков.

В возрасте от 3 до 5 лет ребёнок рисует цветными карандашами, складывает бумагу, лепит из пластилина, шнурует ботинки, определяет предметы в мешочке на ощупь. Становление двигательных функций продолжается до 5 – 6 летнего возраста.

        Графомоторные навыки включают в себя:

  1. Развитие мелкой мускулатуры пальцев – упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений.

        Детей нужно специально учить управлять своими движениями, планировать, контролировать и корректировать их. Вы знаете множество игр и упражнений на развитие мелкой моторики  рук. Очень полезны для развития пальцев ребенка такие виды деятельности как лепка, рисование и раскраска, составление аппликаций из бумаги, разных видов круп, природного материала, работа с ножницами, пришивание пуговиц, нанизывание бус, конструирование из мелких деталей, рисование, которым любят заниматься дети, игры, включающие в дело руку, самообслуживание. «Пальчиковые» игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. По-настоящему согласовывать движения рук невозможно без того, чтобы сосредоточится зрительно.

        Хотелось бы отдельно остановиться на «пальчиковых шагах». Эта методика у нас используется редко.

1 этап работы: знакомство с ритмом стихотворения, сопровождающего упражнение. Сначала ребёнок может отхлопать или отстучать ритм стихотворения, затем «прошагать» указательным и средним пальцем этот ритм по столу.

                                               Улитка Уля ждёт гостей,

                                               Уже готов пирог,

     Варенье, мёд, конфеты, торт

                                               И йогурт, и творог.

2 этап работы: усложнение состоит в том, что постепенно вводятся остальные пальцы руки в следующей последовательности:

  • указательный и средний;
  • указательный и безымянный;
  • указательный и мизинец;
  • большой и мизинец;
  • большой и указательный;
  • большой и средний;
  • большой и безымянный;
  • средний и безымянный;
  • средний и мизинец;
  • безымянный и мизинец.

Ребёнок будет испытывать трудности, работая с безымянным пальцем и мизинцем, т.к. в быту используются движения преимущественно первых трёх пальцев (большой, указательный, средний) и смежной с ними частью ладони.

3 этап работы: одновременные движения пальцами обеих рук.

4 этап работы: наиболее сложный этап, когда ребёнок учится выполнять одновременные разнотипные движения пальцев рук (пальцы одной руки «шагают» вверх, другой – вниз). Могут использоваться различные пальцы разных рук (на левой руке работают указательный и средний пальцы, на правой – большой и мизинец). Эта работа требует более высокого уровня регуляции, воспитывает сосредоточенность, умение сконцентрировать и удерживать внимание.

        Целью развития мелкой мускулатуры пальцев является формирование изобразительно-графического навыка, формирование реального отображения предметов и умение пропорционально изображать фигуры или буквы, учитывая размеры и величину углов.

Графомоторные навыки включают в себя:

  1. Зрительный анализ и синтез:

— упражнения на определение правых и левых частей тела;

— задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам;

— задания с условиями по выбору нужных направлений.

        Так, например, для формирования и развития зрительно-пространственных отношений используются приемы, направленные на узнавание изображений и их контуров, на формирование зрительного слежения и зрительно-моторной координации.

Развитие и формирование зрительной памяти может осуществляться с помощью таких упражнений: «Посмотри на игрушки, запомни, ответь, какие игрушки ты запомнил», «Посмотри на картинку, запомни предметы. Что появилось новое?», «Внимательно посмотри на картинку, запомни, как располагались игрушки на полочке. Нарисуй игрушки так, как они стояли» и т.д.

  1. Рисование:

— занятия по штриховке по контуру, обводка;

— срисовывание геометрических фигур;

— задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры;

— дорисовывание незаконченных рисунков;

— дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но с недостающими деталями);

— упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей;

— задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.

4. Графическая символика:

— задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов), печатание букв.

Очень важно поставить руку, подготовить её к работе. И штриховка в этом деле – незаменимый помощник, поскольку не только укрепляет мелкие мышцы пальцев и кистей рук, но и способствует развитию логического мышления, творческих способностей. Штриховать, так же как и закрашивать, необходимо простыми или цветными карандашами, а не фломастерами. Закрашивая карандашами, ребёнку приходится прилагать определённые усилия, использовать разную силу нажима. Особое внимание нужно обратить на поворот листа при закрашивании. Если ребёнок крутит лист при закрашивании, это свидетельствует о том, что он не умеет изменять направление линии при помощи пальцев.

        Дети 6 – 7 лет хорошо копируют простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер, пропорции. Штрихи становятся более чёткими и ровными, овалы завершёнными. Фактически в этом возрасте доступны любые графические движения, штрихи и линии. Выполняя различные виды заданий, ребёнок приобретает опыт графических движений. Очень важно сразу обучить ребёнка правильным приёмам действия: вести линию сверху вниз и слева направо, выполнять линии различной толщины и формы, штриховать ровно и без пробелов, не выезжая за контур.

        В 6 – 7 лет ребёнок должен выполнять следующие виды штриховок:

  • прямые вертикальные (сверху вниз);
  •  горизонтальные (слева направо);
  •  наклонные;
  •  клубочками (круговыми движениями руки, имитирующими наматывание и разматывание нити);
  •  крупными капельками.

  Линии должны наноситься без отрыва руки от бумаги. При выполнении задания нельзя менять положение листа или тетради. Следует обращать внимание на правильность посадки за столом и выполнять сначала простые задания, постепенно усложняя их и увеличивая время занятия с 10 до 15 – 20 минут. После этого обязательно сделать перерыв, во время которого можно выполнять пальчиковую гимнастику или упражнения на развитие предметных действий. Многие дети неправильно держат карандаш. На это так же необходимо обратить внимание. Можно использовать трёхгранные карандаши или способ меток, когда на пальцах и на карандаше ставятся специальные метки.

        Графические диктанты или рисование по клеточкам помогают дошкольникам предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость и рассеянность. Дети учатся ориентироваться в тетради, знакомятся с разными способами изображения предметов.

        Примеры графических упражнений, способствующих развитию мелкой моторики и координации движения руки, зрительного восприятия и внимания: «Обведи рисунок», «Соедини по точкам», «Продолжи узор по клеточкам», «Нарисуй такую же фигуру» и т. д. Копирование контура булавкой или зубочисткой. Ребёнку предлагается скопировать несложный рисунок или геометрическую фигуру,  обкалывая контур булавкой. При этом под образец кладётся чистый лист бумаги и небольшая подушечка поролона. Полученный рисунок можно потом раскрасить или заштриховать.

        При написании печатных букв необходимо познакомить детей с рабочей строкой, основными элементами букв, различными предметными образцами, приближёнными к конфигурации букв. Можно использовать трафареты букв. Упражнения в дописывании буквы, а так же в написании её по точкам.

        Занятия, в которых задействованы мелкие группы мышц, утомительны, и важно предусмотреть их смену, ограничивать длительность и нагрузку.

        Таким образом, работа по развитию графомоторных навыков может вестись различными способами. Но самое главное, чтобы она стала важнейшей и неотъемлемой задачей дошкольного воспитания.

Литература:

  1. Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5-7 лет: Пособие для логопеда: В 2-х ч. Ч. 1: Формирование зрительно-предметного гнозиса и зрительно-моторной координации. – М.: Владос, 2003.
  2. Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5-7 лет: Пособие для логопеда: В 2-х ч. Ч. 2: Формирование элементарного графического навыка – М.: Владос, 2003.
  3. Крупенчук О. И. Система работы по развитию мелкой моторики у детей с речевой патологией. — Дошкольная педагогика 2005, № 6.
  4. Подрезова И.А. Школа умелого карандаша. Перспективное планирование и конспекты занятий по развитию графических навыков у детей 5 – 7 лет с речевыми нарушениями. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.
  5. Тимощенко Е. Г. Развитие графомоторного навыка у детей (консультация для родителей). — Логопед 2012, № 5.
  6. Хозяинова М. А. Учимся штриховать (семинар — практикум для родителей детей 5 – 6 лет). — Логопед 2012.

Уровень развития мелкой моторики – это один из основных показателей готовности дошкольника к дальнейшему обучению в школе. Как правило, ребенок, у которого хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, свободно выражать свои мысли, у него хорошо развиты внимание, воображение и память.

Но в работе с дошкольниками приходиться сталкиваться с тем, что далеко не у всех детей хорошо развита моторика пальцев, при этом у многих есть проблемы с письмом. Техника письма предполагает слаженную работу мышц кисти и всей руки, а также хорошего зрительного восприятия и внимания.

У многих детей вызывают сложности действия, которые требуют точности и синхронности движений. Вырезание чего-либо, лепка, обведение по контуру, складывание, завязывание – все эти действия не вызывают проблем у взрослых, но вот среди дошкольников сложности с этими простыми, на первый взгляд, манипуляциями возникают не так редко.

Если у ребенка плохо развиты графомоторные навыки, то при обучении у него возникнут проблемы с письмом, а его успеваемость снизится. Именно поэтому, развитием графомоторных навыков у детей нужно заниматься с самого раннего возраста.

Для начала нужно определиться с тем, что же такое графомоторика? Графомоторный навык – это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет копировать простые узоры, рисовать, соединять точки, раскрашивать и т.д.

В задачи графомоторики входит:

  • зрительное восприятие заданного материала;
  • сосредоточенность и внимание;
  • правильное удерживание карандаша или ручки;
  • соответствующий нажим ручки при письме;
  • ритмичность движений;
  • точность в обведении линий;
  • двигательные навыки.

Важно понимать, что графомоторика и рисование – это не одно и то же. Во время рисования ребенок полностью свободен, он в полной мере реализует свой творческий потенциал и фантазию, рисуя то, что ему хочется. Графомоторика также предполагает рисование, но в рамках точного задания, как и другие действия, которые предполагают графомоторные упражнения: написать буквы, не отрывая руку от листа, соединить линии, заштриховать и т.д.

Графомоторные навыки включают в себя:

  • Мелкую мускулатуру пальцев (контроль за быстротой движения пальцами и их силой).
  • Зрительный анализ и синтез (ориентирование в пространстве по отношению к предметам, понимание правой и левой стороны).
  • Рисование (обводка, штриховка, зарисовка предметов, срисовывание, дорисовка рисунков с незаконченными элементами).
  • Графическую символику (предполагает значение геометрических фигур, рисование узоров и умение изображать их с помощью символов).

Важно своевременное развитие мелкой моторики у детей с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте необходимо выполнять простые упражнения, не забывать о развитии основных навыков самообслуживания: застегнуть/расстегнуть пуговицы, завязать шнурки и т.д.

Если формирование графомоторных навыков начинается с раннего возраста, то в большинстве случаев у таких детей не возникает особых проблем с овладением школьной программы.

Для каждого возраста характерен свой уровень развития графомоторики. В связи с этим удается определить, соответствует ли ребенок данному уровню развития, либо он отстает.

Вот что должны уметь дети 1-2 лет:

  • умение держать несколько предметов в одной руке (данный навык можно развивать, предлагая ребенку погремушки);
  • переворачивать странице в книге (по одной);
  • держать в руках карандаш (необязательно правильно) и умение черкать им что-то на бумажке;
  • строить башню из кубиков и складывать пирамидки.

Навыки детей 2-3 лет:

  • ребенок должен уметь самостоятельно выдвигать ящик комода (тумбы), чтобы достать оттуда содержимое;
  • лепить из пластилина;
  • складывать из бумаги простейшие фигурки;
  • нанизывать большие бусы;
  • правильно держать карандаш.

Навыки детей 3-4 лет:

  • умение вязать узелки;
  • самостоятельно заправлять постель;
  • рисовать фломастерами, мелками;
  • обводка фигур и штрихование (если на этом этапе эти действия получаются у него не идеально, то это вполне нормально);
  • происходит латерализация (определение ведущей руки).

Навыки детей 4-6 лет:

  • застегивать молнии на куртке;
  • самостоятельно завязать шнурки;
  • уже может обводить фигуры на бумаге по нарисованным пунктирным линиям;
  • разукрашивает рисунки, не выходя за его контуры.

Нужно понимать, что 6-летний возраст пограничен, т.е. ребенок уже должен быть подготовлен к дальнейшему обучению в школе. В школьной программе попросту не предусмотрены дополнительные часы на развитие графомоторных навыков, поэтому этим нужно заниматься в дошкольном возрасте. И делать это должны родители, предлагая детям различные задания на лепку, рисование, разрисовывание фигур и т.д.

Причины нарушения развития графомоторных навыков у детей с задержкой психического развития многообразны. Здесь можно выделить недостаточное развитие памяти и зрительного восприятия у детей с ЗПР, пространственных представлений, а также ручной моторики.

Дети с ЗПР с трудом овладевают навыками письма, что объясняется незрелостью уровня активации нервной системы. Тем не менее, развивать графомоторные навыки у таких детей очень важно, т.к. в процессе письма у ребенка активизируются физиологические процессы головного мозга.

Многие исследователи разработали различные пути развития этих навыков у детей с ЗПР, но проблема остается актуальной и по сей день. Связано это с особенностями развития детей с задержкой психического развития:

  • неразвитое зрительно-пространственное восприятие;
  • быстрая утомляемость;
  • отклонения в двигательной сфере;
  • скованность и напряженность мышц при движении;
  • гипо- или гипертонус мышц.

Работа по формированию графомоторных навыков у детей с ЗПР включает в себя 3 этапа.

На 1 этапе проводится работа по развитию ручной моторики, а также развитию зрительно-двигательной координации. Для этого используются: рамки Монтессори, мозаики, доски Сегена, различные предметы для нанизывания и сортировки.

На 2 этапе важно совершенствовать у детей умение застегивать и расстегивать пуговицы, формирование у них умение составлять целый предмет из нескольких составляющих. Важно научить детей проводить непрерывную линию между двумя волнистыми линиями, обводить по контуру простые предметы и т.д.

На 3 этапе дети учатся всем видам расстегивания и застегивания, они должны уметь штриховать предметы в разных направлениях. Они учатся ориентироваться в тетради в клетку (обводка, подсчет клеток, проведение горизонтальных и вертикальных линий).

Развитие графомоторных навыков у детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) представляет собой определенную сложность, которая объясняется нарушениями моторики у детей этой группы. Это нарушение сказывается на физическом и познавательном развитии ребенка.

Работа с такими детьми ведется по нескольким направлениям:

  • Развитие мелкой моторики, а также функциональных возможностей кистей и пальцев рук:
  1. формирование дифференцированных движений кистями и пальцами, отведение в стороны пальцев, разгибание и сгибание (важно проводить пальчиковую гимнастику, в ходе которой каждый палец называется вслух);
  2. формирование согласованных действий обеими руками («камень-ножницы», «кулак-ладонь», затем можно усложнять до трех действий: «камень-ножницы-бумага»);
  3. развитие дифференцированных движений пальцев рук: детей учат нанизывать колечки или бусы на шнурок в определенной последовательности;
  4. обучение застегиванию и расстегиванию липучек, пуговиц, молний и т.д.;
  5. обучение шнуровке.
  • Развитие зрительного внимания и восприятия. Дети учатся собирать целое изображение из отдельных составляющих, соотносить геометрические формы с предметами («Выбери, что круглое? – мяч, колесо).
  • Развитие пространственного ориентирования. Дети учатся передавать пространственные отношения предметов в изображениях и конструкциях («Куда поехала машина?»). Они учатся ориентированию в разных плоскостях на тетрадном листе, учатся выполнять графические диктанты, работая в тетрадях по речевой инструкции или показу.
  • Развитие графических навыков. Дети учатся проводить линии по образцу, обводить контуры различных предметов, дорисовывать недостающие части рисунка. Учатся первичным навыкам штриховки, умению проводить линии (прямые, диагональные и т.д.).
  • Совершенствование навыков закрашивания контуров и штриховки. Обучение умению срисовывать, копировать и закрашивать контуры предметов.
  • Совершенствование графических навыков.

Дети с ТМНР (тяжелыми множественными нарушениями развития) не в состоянии ориентироваться в пространстве листа бумаги, они не замечают ориентиров в виде строчек и клеток, неправильно держат ручку или карандаш.

Первый этап работы над развитием графомоторных навыков у детей с ТМНР заключается в обучении их правильному захвату карандаша (ручки). Важно развивать дифференцированные движения пальцев рук, умение складывать средний, указательный и большой палец в «щепотку» и захватывать, таким образом, различные предметы.

Детей учат чертить вертикальные и горизонтальные линии, следя глазами за движениями своей руки. Методики обучения зависят от возраста ребенка, а также от его диагноза и степени испытываемых им трудностей.

Дети с нарушениями интеллекта нуждаются в соответствующих коррекционных мероприятиях, направленных на развитие интереса к данному виду деятельности, а также «готовности» руки к выполнению необходимых движений.

Для развития графомоторных навыков используются различные методики: пальчиковая гимнастика (во время занятий можно проговаривать стишки, а сами пальцы можно сделать «героями» сказок), массаж ладоней при помощи шипованных мячиков, перебирание круп и других мелких предметов, вырезания из бумаги, аппликации и т.д.

Помимо этого, проводятся различные игры на развитие графомоторных навыков. Вот несколько примеров:

  • «Куда указывают стрелки». Цель: развитие пространственных представлений. На плакате нарисованы стрелки, педагог просит ребенка показать направление, которое указывает каждая стрелка.
  • «Вниз по реке». Цель: подготовить руку ребенка к письму. Необходимо нарисовать волнистые линии, которые расположены на близком расстоянии друг от друга – это извилистые берега реки, по которым ребенок должен провести корабль так, чтобы он не задел берега. Делать это нужно, не отрывая карандаш от бумаги, точно следуя изгибам импровизированной «реки».
  • «Раскрась правильно». Цель: развитие мелкой моторики и пространственных представлений. На листе бумаги нарисованы контуры 5 домиков, задача ребенка – раскрасить карандашом определенного цвета тот домик, который скажет педагог (красным – второй дом слева, синим – третий дом слева и т.д.).

Развитие графомоторных навыков играет огромное развитие в формировании личности ребенка. Эти умения позволят детям не сталкиваться с возможными сложностями при письме в школе, а также с общей успеваемостью.

В этом вопросе особая роль отводится родителям, которые должны полноценно заниматься со своим ребенком, уделяя внимание его комплексному развитию: мелкой и общей моторике, умению понимать условие задачи, пространственному представлению и т.д.

Графомоторные навыки

Маяцкая<br>Елена

, фармаколог | Обновлено 14 апр 2022

Содержание:

Развитие графомоторных навыков у детей

Диагностика графомоторных навыков

Графомоторные навыки у школьников

Упражнения для коррекции графомоторных навыков

Графомоторные навыки – это умение правильно расположить и двигать рукой для письма или рисунков. Другими словами – это навык овладения письмом.

Многие люди считают, что в современном мире умение писать от руки перестало быть ключевым. Отчасти это справедливо, поскольку большая часть современных документов печатается на клавиатуре, а обучение зачастую ведется с помощью визуальных материалов.

Однако успешное овладение письмом напрямую влияет на устную речь и умственное развитие в целом.

Разберемся, как происходит развитие графомоторных навыков у детей, какие методики существуют для их изучения, а также поделимся упражнениями для коррекции навыков овладения письмом.

графомоторные навыки

Успешное владение письмом напрямую влияет на устную речь и умственное развитие в целом. Фото: © olia danilevich/Pexels

Развитие графомоторных навыков у детей

Нормальное развитие навыков владения карандашом и рисования линий происходит в возрасте от 12 месяцев до 7 лет.

1. 12-24 месяца:

  • эксперименты с пишущими предметами;
  • беспорядочные каракули, а затем постепенно появляются круговые линии;
  • карандаш в кулаке;
  • движение руки от плеча и локтя;
  • запястье и пальцы не двигаются самостоятельно;
  • карандаш передается из одной руки в другую.

2. 24-36 месяцев:

  • определяются стабилизирующая рука (для удержания бумаги) и рука для письма;
  • движение руки от плеча и локтя (по-прежнему);
  • горизонтальные и вертикальные линии, спирали, волнистые линии и точки.

3. 36-48 месяцев:

  • улучшается координация глаз и рук;
  • карандаш в пяти или трех пальцах;
  • свободное движение запястья;
  • первый замкнутый круг.

4. 4-5 лет:

  • карандаш в правильном свободном захвате тремя пальцами;
  • движения при письме из суставов пальцев;
  • при раскрашивании соблюдаются контуры;
  • может провести линию между двумя точками и скопировать прямоугольник.

5. 5-7 лет:

  • умение рисовать диагонали;
  • более упорядоченные рисунки;
  • умеет копировать простые схематические картинки;
  • может писать свое имя печатными отдельными буквами;
  • способен научиться писать письменными буквами.

Диагностика графомоторных навыков

Часто психологам, логопедам и учителям важно понимать, насколько развит этот навык у конкретного ребенка. Методики для изучения состояния навыков у дошкольников можно разделить на несколько видов.

развитие графомоторных навыков

Нормальное развитие навыков владения карандашом и рисования линий происходит в возрасте от 12 месяцев до 7 лет. Фото: © Sarah Dietz/Pexels

1. Определение уровня развития мелкой моторики. Например:

  • «Обведи кисти рук»;
  • «Ребро, кулак, ладонь» (Н.И. Озерецкий).

2. Обследование графических навыков. Например:

  • «Графический диктант»;
  • «Выполнение штриховок»;
  • «Рисование по точкам, контурам, клеточкам» (Н.В. Нижегородцева).

3. Оценка способности ребенка к переключению графической деятельности и ориентации на листе бумаги. Например, «Заборчик» (А.В. Семенович).

Графомоторные навыки у школьников

Не совсем развитые графомоторные навыки у школьников могут вызвать много проблем при обучении.

Выделяют такие симптомы, по которым можно определить дефицит навыков:

  • проблемы с запоминанием написания слов;
  • проблемы с распознаванием или называнием слов (букв) на странице;
  • неспособность запомнить, как формировать буквы или слова на бумаге;
  • небрежный (неразборчивый) почерк или разборчивое, но медленное письмо;
  • неловкий захват карандаша;
  • плохое пространственное планирование соотношений между буквами или словами;
  • судороги или боль в руке при письме;
  • неспособность к многозадачности во время письма (например, неспособность одновременно слушать и писать);
  • резкое предпочтение устной речи письменной;
  • неспособность последовательно организовать мысли при написании работы.

Упражнения для коррекции графомоторных навыков

графомоторные навыки у детей дошкольников

Не совсем развитые графомоторные навыки у школьников могут вызвать много проблем при обучении. Фото: © Andrea Piacquadio/Pexels

Подготовительный этап

1. Развитие памяти, внимания. Игры:

  • «Расположи по порядку»;
  • «Тень предмета» и т.п.

2. Формирование пространственной ориентировки в своем теле и на листе бумаги. Подвижные игры:

  • «Путаница»;
  • «Геометрический диктант».

3. Развитие силы пальцев и быстроты их движения. Игры с прищепками, шнурками. Лепка.

Основной этап

1. Развитие координации глаз-рука и тонкой моторики рук:

  • рисование дорожек и узоров;
  • писание в воздухе с открытыми и закрытыми глазами.

2. Развитие произвольного рисования. Штриховки и обведение рисунков по контуру.

3. Развитие графики. Разнообразные задания на прописывание букв и списывание слов.

Видео

Список литературы

  1. Кобякова Г.Н., Середа В.В. К вопросу о формировании графомоторных навыков у младших школьников с дисграфией. \ Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2020;(1):54-59.
  2. Prinz, F. Graphomotor Skills. Occupational Therapy in Epidermolysis Bullosa. Springer-Verlag Wien — 2013 — pp. 50-51.
  3. Chung P.J., Patel D.R., Nizami I. Disorder of written expression and dysgraphia: definition, diagnosis, and management. \ Translational pediatrics. 2020;9(1):46–54.
  4. Золоткова Е.В, Никашкина Н.С. Коррекционно-развивающая работа по формированию графомоторных навыков дошкольников с общим недоразвитием речи. \ Проблемы современного педагогического образования. 2021;(72-1):121-125.

13 апреля 2022 11:00 | Отредактировано: 14 апреля 2022 22:37

* Представленная информация не может быть использована для самостоятельной постановки диагноза, определения лечения и не заменяет обращение к врачу!

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома

Комментарии

Узнавай и участвуй

Клубы на Бэби.ру — это кладезь полезной информации

Муниципальное
автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1»

(МАДОУ «Детский
сад № 1»)

Методические
рекомендации

для
воспитателей ДОУ

по
формированию

графомоторных
навыков

 у детей дошкольного возраста

Разработали:

Балохина
Анастасия Валерьевна –

воспитатель
высшей квалификационной категории

Манакова Галина Ивановна — воспитатель 

Фатахова
Татьяна Анатольевна –

учитель-логопед
высшей квалификационной категории

ГО Верхняя Пышма

2021 год

Содержание:

1.  Введение ……………………………………………………………… 3

2.  Формирование графомоторных навыков ………….. 4

2.1
 Развитие мелкой моторики с 5 месяцев до
2 лет ……5

2.2  Двигательные автоматизмы руки ребенка 3-4 лет
…. 5

2.3
 Двигательные автоматизмы руки ребенка
5-6 лет …. 5

2.4
 Готовность к навыкам письма ребенка 6-7
лет …….. 5

3.  Формирование зрительно-пространственной ориентировки
…………………………………………………………
6

4.  Формирование зрительно-двигательной координации ………………………………………………………. 6

4.1 
Формирование
графомоторных навыков ребенка 1-2 года ………………………………………………………………………. 6

4.2 
Формирование
графомоторных навыков ребенка 2-3 лет ……………
……………………….……………………………….. 7

4.3 
Формирование
графомоторных навыков ребенка 3-5 лет …………
……………………….…………………………….……. 7

4.4 
Формирование
графомоторных навыков ребенка 6-7 лет …
……………………….…………………………….……………. 7

5.  Систематизация работы по подготовке руки ребенка к
письму
……………………….………………………………..….. 7

Введение

Одна из проблем, с которыми
сталкивается современная школа — рост числа детей, не готовых к школьному
обучению. Как часто можно услышать и от учителей, и от родителей «Пишет
медленно, неуверенно; строчки не видит, интервалов между буквами не соблюдает,
а бесформенные каракули, которые он выводит, даже буквами не назовешь».

 Согласно
данным психологов и физиологов у детей дошкольного возраста: слабо развиты
мелкие мышцы кисти руки, несовершенна координация движений, не закончено
окостенение запястий и фаланг пальцев, низкий уровень выносливости мышц к
статическим нагрузкам, дети не могут выделить элементы из целой буквы, конфигурацию
буквы воспринимают не полностью, не замечая малых изменений элементов ее
структуры.

Это явление далеко неслучайное.
Причины его уходят своими корнями  в
дошкольный период развития. С ребенком следует выполнять упражнения,
направленные на укрепление подвижности пальцев, развитие силы, координация
движений. Все это – основные составляющие овладения письма.

Навык овладения письмом
обозначается как «графомоторный навык».

Графо-моторный
навык

– это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет:
рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно
удерживать пишущий предмет

Один из показателей
интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению – уровень развития
мелкой моторики.

Всё
это говорит о том, что для плодотворного обучения технической стороне письма
необходим определённый уровень психофизиологического развития ребёнка, и не
только руки, как иногда считают, а прежде всего мышления, памяти, внимания,
способности к зрительному пространству восприятия объектов и т.п.

Графомоторные
навыки включают в себя:

— формирование мелкой мускулатуры
пальцев (упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений);

— развитие зрительного анализа и
синтеза (упражнения на определение правых и левых частей тела, задания на
ориентировку в пространстве по отношению к предметам, игры с условиями по
выбору нужных направлений);

— рисование (задания по штриховке
по контуру, обводки, срисовывание геометрических фигур, зарисовку деталей,
предметов с натуры, дорисовывание незаконченных рисунков, упражнения в
дорисовывании, задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти);

— графическая символика (умение
изображать узоры, а также правильно изображать с помощью символов).

Правильно сформированный
графический навык у дошкольника позволяет ребенку успешно осваивать школьную
программу. 

Работа по формированию
графомоторных умений и навыков должна начинаться задолго до поступления в
школу.

Цель:

Подготовка руки ребенка к письму.

Задачи:

1. Организовать пропедевтическую
работу по подготовки детей к письму.

2. Разработать и
систематизировать комплекс разнообразных игр и упражнений, направленных на
развитие руки ребенка.

3.  Сформировать у детей графические навыки.

4.  Развивать целенаправленность действий, умение
доводить начатое дело до конца.

Формирование
графомоторных навыков

Формирование графомоторных
навыков следует проводить по следующим направлениям:

            
формирование
тонкокоординированных движений кистей руки и пальцев рук – развитие мелкой
моторики;

Под
понятием «мелкая моторика»
подразумевают движения мелких мышц кистей рук.
Мелкая моторика развивается у ребенка постепенно в течение всего дошкольного
периода:

      
5,
5- 6, 5 мес. – начинает брать предметы;

      
6,
5-7, 5 мес. вращение кистью с игрушками;

      
к
11мес. совершенствование кистевого и пальцевого праксиса;

      
1
г.-1, 5 г. – попытки рисовать «как попало»;

      
1,
5 – 2 г. – появляется тонкая моторика.

            
рисование на подносе манкой;

            
выкапывание игрушек из перловки, фасоли, риса;

            
вылавливание рукой и подручными предметами (ложкой, шумовкой,
ситечком, совочком и пр) игрушек из воды, крышечек, счетных палочек;

            
массаж стоп – ходим по крупам ножками;

            
переливание и пересыпание из стаканчика в стаканчик;

            
переливание и пересыпание ложкой переливание и пересыпание с использованием воронки,
спринцовки, шприца;

            
наполнение пластмассовой бутылки сыпучими веществами или
водой.

И обязательно
давайте ребенку поиграть так, как ему хочется (если это безопасно, конечно).
Захотел пересыпать совочком не в ведерко, а на пол, рядышком, ну, пускай
попересыпает. Предложите ведерко попозже. Захотел поплюхаться в тазу руками,
вместо того, чтобы доставать оттуда крышки – пускай, ведь это занятие приносит
ему столько радости! Не стоит загонять малыша в строгие рамки, если вы хотите
вырастить свободную целеустремленную личность.
Хочу такой сайт

В
3-4 года

появляются двигательные автоматизмы, происходит определение ведущей руки
(латерализация)

— раскатывает пластилин, делая неровную «колбаску»

— пытается резать бумагу ножницами

— обрывная аппликация

— пластилинография

— режет бумагу

— рисует (пальчиками, карандашами, мелками,
нетрадиционным способом)

В
5-6лет

 — штриховка в разных направлениях с различной силой нажима и
амплитудой движения руки;

—   раскрашивание листа в разных направлениях с
ограничением и без ограничения закрашиваемой поверхности;

—    обведение рисунка по контуру без отрыва
карандаша и по точкам,

—    разлиновка;

—     лабиринты;

В 6
— 7лет – готовность к навыкам письма

Моторные центры речи в коре головного
мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому,
стимулируя моторику пальцев, импульсы поступают и в речевые центры, что и
активизирует речь.

1. Начинать работу по этому
направлению нужно с формирования умения выполнять заданную позу, опираясь на
зрительный образец и удерживать её.

На данном этапе детям
предлагается комплекс статических упражнений для пальцев и кистей рук:
«Кольцо», «Мышка», «Зайка и ушки», «Коза», «Гусь», «Петушок», «Курочка», «3
богатыря»

Выполнять упражнения необходимо с
ведущей руки, потом дополнительная рука, а затем двумя руками одновременно.
Каждую заданную позу удерживать под счет до 5 секунд. Когда все упражнения
будут хорошо знакомы, можно выполнять следующие игровые задания:

2. Запоминать и повторять серию
движений по словесной инструкции или по картинке, начиная с двух движений и
заканчивая тремя, четырьмя, и больше. «Коза» – «Улитка». Ребенок переключается
с позиции «Коза» на позицию «Улитка» (3-4 раза). Сначала упражнение выполняется
по словесной инструкции, затем на счет «раз – два».

Только когда упражнения доведены
до автоматизма переходим на следующий уровень.

3. Формирование функциональных
возможностей кистей и пальцев рук (отработка силы пальцев кистей рук,
координация движений.)

— Игры с мелкими предметами
(палочками, песком, крупой, бусинками, пуговицами, орехами, мелкими камешками,
«Почтовый ящик»).

-Самомассаж рук (массаж с
использованием карандашей,  су-джок- тренажеров,
шариков, орехов и т.д.)

-Продуктивная деятельность детей
(вырезать из бумаги;лепить из пластилина, теста, песка…нанизывать бусины,
пуговицы и т.д.; застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, крючки, змейки; собирать
мозаики и конструкторы; обводить, рисовать, раскрашивать…; рисунки на
прозрачную бумагу и т.д.

Формирование
зрительно-пространственной ориентировки; (ориентировки в окружающем
пространстве и развитие ориентировки на листе бумаги)

 а) определение “точки стояния”, т. е.
местонахождения субъекта по отношению к окружающим его объектам, например: “Я
нахожусь справа от дома” и т. п.;

б) локализация окружающих
объектов относительно человека, ориентирующегося в пространстве, например:
“Шкаф находится справа, а дверь — слева от меня”;

в) определение пространственного
расположения предметов относительно друг друга, т. е. пространственных
отношений между ними, например: “Направо от куклы сидит мишка, а налево от нее
лежит мяч”;

-обучение ориентировке на листе
бумаги  (упражнения на развитие
зрительного и пространственного восприятия: формирование умения “входить” в клеточку,
обводить ее, вести прямые линии сверху – вниз и слева – направо по разлиновке;
размещать внутри клеточки круг; соединять углы клеточек по диагонали;

 -вести волнообразные линии, не отрывая
карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки,
графические диктанты.

-уточнение пространственного
расположения фигур и букв.

Формирование зрительно-двигательной
координации.

Зрительно — двигательная
координация – это согласованные действия рук и глаза. Глаз видит – рука
изображает – такое единство и тесное взаимодействие двух органов достигается в
старшем возрасте при условии последовательного и равнозначного их развития.
Рассмотрим возрастные особенности развития тонкой моторики и зрительно-моторной
координации, которые способствуют формированию графомоторных навыков.

С
1 до 2-х лет.

-малыш может держать два предмета в одной руке;

-держит карандаш в руке и чертит им;

-умеет переворачивать страницы книг;

-из кубиков строит башни;

-складывает пирамидку;

2
до 3 года.

-ребенок открывает коробку (ящик), опрокидывает его
содержимое;

-играет с песком, крупами, тестом и глиной;

-открывает крышки, откручивает и закручивает;

-рисует пальцем при помощи пальчиковых красок;

-нанизывает бусы;

-правильно держит карандаш;

-копирует формы несколькими чертами;

-строит из кубиков.

         3
до 5 лет.

-малыш рисует цветными мелками, карандашами,
красками;

-складывает бумагу (умеет складывать простые
оригами);

-лепит из пластилина и теста разные фигуры;

-шнурует ботинки;

-определяет предметы в мешке на ощупь.

6-7
лет.

— воспринимает движущие предметы;

прослеживает
глазами за действием руки;

—  пользуется
карандашом и ручкой;

—  умеет
проводить линии (прямые, наклонные, изогнутые) от заданного начала к заданному
концу, между границами, по образцу;

— соединяет точки прямой линией;

— выбирает рациональный способ действия при выполнении
графических заданий;

— ориентируется на листе и на любом другом
пространстве.

 Именно эти умения подготавливают руку и глаза
ребенка к процессу письма, т.е. развивают мелкие мышцы руки, учат видеть форму
и воспроизводить ее. 

 Ребенку в процессе учебы часто приходится
одновременно смотреть на предмет (например, на доску) и списывать или
срисовывать задание. Поэтому-то так важны согласованные действия глаз и рук,
когда пальцы как бы слышат ту информацию, которую дает им глаз. Многим детям
подобного рода задания даются с трудом, поэтому также необходимы
систематические упражнения:

 — Штриховки:  в которых необходимо  самостоятельно обвести рисунок по заданным
точкам, конструирование по чертежам, выкладывание узоров по в образцу,

— Дорисовки , в которых  необходимо самостоятельно дорисовать
недостающую часть рисунка, которая состояла из разных видов фигур и линий.

 — Рисование.  на формирование умения воспроизводить
графический образ по представлению, т.е. самостоятельное рисование  знакомых предметов.

Эти повседневные нагрузки  являются хорошей систематической тренировкой
для пальцев рук.

Кроме того, успешность работы по
подготовке руки ребенка к письму зависит от ее систематичности, а это условие
может быть выполнено только при взаимодействии педагогов и родителей в форме:

— родительских собраний;

— семинаров-практикумов;

— информационных буклетов,
папок-передвижек, родительских уголков с темами: «Как подготовить руку
дошкольника к письму», «Тренируем пальчики — развиваем речь» «Точка, точка,
запятая» и др.

− индивидуальных бесед и домашних
заданий по выполнению отдельных упражнений и т.д.

  
Таким   образом,
последовательная,   поэтапная    работа по направлениям и уровням увеличения
сложности упражнений и заданий, 
способствует формированию графомоторных навыков у дошкольников.

 Ссылка на видео     Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста










Рейтинг:
.


Оценили:
.


Подготовка руки к письму
через формирование
графомоторных навыков

Автор: Пискун Анна Викторовна

Организация: МБДОУ детский сад №92

Населенный пункт: г. Иркутск

Всё актуальнее в наше время становится вопрос о подготовке дошкольников к овладению письмом. В современных школах требования к навыкам и умениям детей с каждым годом все больше и больше. Ученые проводят исследования, в которых видно, что юные школьники испытывают трудности с навыками письма. Они не правильно держат ручку, линии прерывистые дрожащие, дети не видят рабочую строку, нажим на ручку и карандаш не равномерный.

Трудности ребенка в письме характеризуются малоразвитой мелкой моторикой пальцев рук и недостаточной сформированностью зрительно – двигательной координации, зрительной памяти, внимания, аналитического восприятия речи.

Поэтому необходимо совершенствовать слабую руку дошкольника и формировать графомоторные навыки, задолго до поступления в школу.

В этой статье разберём, что же такое графомоторные навыки, какие упражнения и задания способствуют их развитию, которые можно применять как в детском саду, так и в домашних условиях.

По мнению М.М. Безруких, графический навык – это определённые привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные знаки и их соединения.

Графомоторные навыки: это способность правильно удерживать пишущий предмет; контролировать силу нажима при рисовании и письме, точность, темп, ритм и плавность движений пишущей руки; целенаправленное умение ребенка рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно писать буквы; контролировать собственную деятельность.

Развитие таких навыков зависит от качества мелких движений пальцев, кистей рук, тренированности мышц, точности и координации движений, а также от уровня сформированности психических процессов внимания, зрительной и двигательной памяти, пространственных представлений.

В дошкольный период мы начинаем знакомить детей с письмом через игры и разные упражнения.

Письмо – это особая форма речи. Навык письма имеет сложную структуру, а процесс его формирования длительный и многоэтапный. Что бы ребёнку написать слово, он должен правильно воспринять его на слух (для этого должна быть достаточно развитая артикуляция), затем соотнести звуки с буквами, вспомнить графические образы букв и их пространственную ориентацию, а также тонко отрегулировать движения руки.

Если в дошкольном возрасте правильно сформировать графомоторный навык, то ребёнок сможет избежать многих трудностей в школе, не только с письмом но и с успеваемостью в целом.

Навыком, является действие, доведенное до автоматизма путем многократных повторений.

Первоначальный этап овладения навыком письма представляет для детей большую сложность, поскольку требует выработки плавных, ритмических, хорошо координированных движений кисти руки, тонких пространственных ориентировок, хорошего глазомера.

Эти трудности преодолеваются путем продолжительных, целенаправленных упражнений.

К. Д. Ушинский видел задачу всех упражнений в письме «приучить глаз и руку дитяти к письму элементов букв».

Графомоторные навыки включают в себя:

  1. Мелкую мускулатуру пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их движений);
    На первом этапе развития графомоторных навыков необходимо развивать крупную и мелкую моторику. Всем известно что развитие мелкой моторики это очень важный процесс: для развития соответствующих отделов мозга, обострение тактильных ощущений, развитие усидчивости, внимания, мускульной памяти и конечно же подготовки к обучению письму. Для развития моторики применяем разные упражнения, такие как: Пальчиковая гимнастика, массаж, самомассаж, нанизывание бусин, шнуровки; лепка, аппликация, обрывная аппликация, вырезывание; игры с пинцетом и пипеткой; игры с конструктором, мозаикой; сортировка мелких предметов; оригами; раскрашивание раскрасок, копирование рисунков, штриховка, дорисовка; расстегивание пуговиц, крючков, кнопок, закручивание крышечек. Рисование на манке. Для старших дошкольников можно включать бисерографию, ниткопись.
  2. Второй этап ориентирован на формирование пространственных представлений и речевого обозначения пространственных отношений. Зрительный анализ и синтез (ориентировка в пространстве по отношению к предметам; определение правых и левых частей тела; выполнение заданий с условиями по выбору необходимых направлений);
    Этот этап подразумевает: ориентировку в собственном теле и его ориентировку в окружающем пространстве; ориентировку в окружающем пространстве, среди находящихся в нем предметов; уточнение пространственного расположения тела и окружающих его предметов и расположение на плоскости. Уточнение пространственного расположения фигур и букв. На вышеупомянутом этапе целесообразно использовать: конструирование, раскладывание и выкладывание сериационных рядов. Всевозможные пальчиковые игры и кинезиалогические упражнения; выполнение упражнения на штриховку в разных направления и различными способами. выкладывание букв и цифр из разных предметов и материалов; игры и упражнения с мелкими предметами; лепка, аппликация, конструирование из различных материалов, ручной труд, рисование.
  3. Третий этап — направлен на непосредственное развитие графомоторных навыков Рисование (обвести по контуру, штриховка, обводка; зарисовка деталей, предметов; дорисовывание незаконченных рисунков; срисовывание геометрических фигур; дорисовывание рисунков с недостающими деталями); включает в себя:

1. Развитие зрительного гнозиса : Узнавание изображений предметов по контуру, перечеркнутые контурные изображения, наложенные друг на друга. Формирование уточнения представлений о форме, цвете, величине. Развитие, уточнение и расширение объема зрительной памяти.

2. Развитие зрительного анализа и синтеза; здесь мы учим детей различать геометрические фигуры по их форме, величине. Умение определять расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу, то есть понимать пространственные отношения между ними: высоко — низко, вверху — внизу, выше — ниже (в смысле местоположения); далеко — близко, дальше — ближе, впереди — сзади; слева — справа.

3. Развитие зрительного восприятия и узнавания, в том числе и буквенного, определение изменений в ряду предметов, нахождение «выпавшей», «лишней» игрушки, картинки, нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок. нахождение нереальных элементов нелепых картинок. запоминание 4—6 предметов, игрушек, картинок, геометрических фигур, букв, цифр и воспроизведение их в исходной последовательности

4. На Четвертом этапе идёт формирование и развитие изобразительно-графических способностей. Графическую символику (умение рисовать узоры, а также изображать их с помощью символов);

В работе используем следующие графомоторные упражнения: Знакомство с рабочей тетрадью (рабочей строкой и клеткой). Обучение начертанию горизонтальных, вертикальных и наклонных линий и их комбинации.

Рисование различных по сложности орнаментов и узоров, дуг, волнистых линий, овалов, кругов и т.д. . Знакомство с графическими символами. Формирование графического образа букв и цифр (графемы) Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство в написании

Для того чтобы начать работу в тетрадях, воспитатель знакомит детей с правильной посадкой за столом, умением держать карандаш, пользоваться тетрадью.

Правильная посадка ребенка играет важную роль при развитии графических навыков. Столы, за которыми сидят дети, должны соответствовать их росту, сидеть необходимо прямо, не опуская плечи и не наклоняясь. Грудь не должна касаться стола. Голова немного наклонена вперед, чтобы глаза находились на расстоянии 20 — 30 см от бумаги . Ноги должны быть согнуты в коленях под прямым углом, ступни стоять на полу или на подставке. Обязательно нужно следить за тем, чтобы дети не подгибали ноги под стул, не клали одну ногу на другую, не вытягивали их вперед и не отставляли их в сторону. Локти ребенка должны немного выступать за край стола. При этом правая рука лежит на тетради, а левая слегка придерживает ее левый край. Такая поза облегчает процесс письма, и позволяет сохранить работоспособность, предотвращает нарушения зрения и осанки. Правильное положение рук во время письма очень важно, так как предохраняет от слишком сильного наклона головы, что очень вредно отражается на зрении детей.

Для письма следует брать мягкие карандаши, хорошо отточеные, но с коротким острием. Держать карандаш нужно так же, как и ручку — тремя пальцами.

Занятия, на развитие мелкой моторики детей, в детском саду применяем на всех занятиях, так же дети с удовольствием занимаются сами в свободное время. Во время занятий обязательно нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.

Не нужно начинать работу с прописями, если у ребёнка слабо развита ручная умелость. Первые неудачи только огорчат его и потеряется интерес к дальнейшей работе с ними.

В начале каждого занятия необходимо показывать детям как должны двигаться пальцы и кисть при исполнении очередного элемента. Затем это движение отрабатывается, имитируется в воздухе и только потом дети копируют отработанное движение, обводя по пунктирным линиям образец элемента и самостоятельно.

Занимаясь с детьми 2-3 минуты (обычно за это время ребенок заполняет одну — две строки) следует сделать перерыв: физ. минутка , рассмотрение работ, затем прописываем еще одну или две строки. Ребёнку необходимо стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. При прочерчивании прямых линий хорошо видна четкость почерка и уверенность движения руки

Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными.

Причем развивать необходимо не только ведущую руку, но и слабую, менее активную.

Значимый аспект подготовки к письму связан непосредственно с овладением техникой письма, с двигательной стороной графического навыка, с формированием психомоторной готовности к письму.

Важность развития графомоторных навыков подчеркивают все специалисты работающие с дошкольниками и младшими школьниками. Задача педагога направить формирование элементарных графических умений в нужное русло, способствовать их закреплению, для дальнейшей успешной учебы в школе.

Список используемой литературы:

  1. Безруких М.М. Обучение первоначальному письму. Методическое пособие к прописям. — М.: Просвещение, 2002
  2. Курс вебинаров https://www.uchmet.ru/events/authors/684082/
  3. Буцикина Т.П. , Вартапетова Г.М. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графо-моторных навыков у младших школьников.- 2005.-№3

Приложения:

  1. file0.docx.. 31,3 КБ

Опубликовано: 26.10.2022

Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

графо.

Смотреть что такое «графо. » в других словарях:

графо. — ГРАФО. [греч. graphō пишу] Первая часть сложных слов. Вносит зн.: относящийся к письму, почерку, начертанию. Графология, графоман. * * * графо. (от греч. gráphō пишу), часть сложных слов, означающая: «относящийся к письму, почерку,… … Энциклопедический словарь

ГРАФО. — ГРАФО. (от греческого grapho пишу), часть сложных слов, означающая: относящийся к письму, почерку, начертанию (например, графология) … Современная энциклопедия

ГРАФО. — ГРАФО. (от греч. grapho пишу) часть сложных слов, означающая: относящийся к письму, почерку, начертанию … Большой Энциклопедический словарь

графо.. — графо. (греч. пишу) первая часть сложных слов, пишется слитно … Слитно. Раздельно. Через дефис.

Графо. — ГРАФО. (от греческого grapho пишу), часть сложных слов, означающая: относящийся к письму, почерку, начертанию (например, графология). … Иллюстрированный энциклопедический словарь

графо- — (греч. grapho чертить, царапать, изображать, писать) составная часть сложных слов, означающая относящийся к письму … Большой медицинский словарь

Графо. — (от греч. grapho пишу, черчу, рисую) составная часть сложных слов, означающая: относящийся к письму, почерку, черчению, рисованию (например, графология) … Большая советская энциклопедия

Графо- — (греч. graphō чертить, царапать, изображать, писать) составная часть сложных слов, означающая «относящийся к письму» … Медицинская энциклопедия

ГРАФО. — (от греч. grapho пишу), часть сложных слов, означающая: относящийся к письму, почерку, начертанию … Естествознание. Энциклопедический словарь

Графо- — (от gr. γράφω пишу, черчу, рисую ) составная часть сложных слов, означающая: относящийся к письму, почерку, рисованию, черчению (напр., графология, графомания) … Википедия

Источник

Как писать? Формируем графомоторные навыки

Вы будете перенаправлены на Автор24

Структура графомоторных навыков

Структура графомоторных навыков включает в себя следующее:

Таким образом, структура графомоторных навыков весьма обширна, освоение каждого ее элемента требует от ребенка значительных усилий. Для того, чтобы освоение осуществлялось без переутомлений и перегрузок, а результат был высок, формирование графомоторных навыков осуществляется поэтапно.

Этапы формирования графомоторных навыков

Формирование графомоторных навыков начинается в период дошкольного детства, родителями или воспитателями ДОУ. Предусматривает прохождение следующих последовательных этапов.

Первый этап – развитие у ребенка дошкольного возраста мелкой и крупной моторики.

На данном этапе необходимо выполнять ряд специальных упражнений, которые направлены на развитие моторики ребенка. Рекомендовано выполнять следующие графомоторные упражнения:

Готовые работы на аналогичную тему

Второй этап – направлен на формирование у детей пространственных представлений и их речевое обозначение.

Этот этап предусматривает формирование у детей таких навыков как:

На данном этапе целесообразно использовать следующие графомоторные упражнения:

Третий этап – непосредственное развитие графомоторных навыков.

Данный этап включает в себя:

Развитие у детей зрительного гнозиса. Используются упражнения:

Формирование и развитие у детей зрительного синтеза и анализа.

Формирование и развитие у детей зрительного узнавания и восприятия.

Четвертый этап – формирование и развитие изобразительно-графических способностей.

На данном этапе используются следующие графомоторные упражнения:

Во время работы на листе бумаги или тетрадях у детей осуществляется развитие и укрепление мелкой моторики рук, совершенствование зрительной и двигательной координации, улучшается координация на листе, а также осуществляется развитие внимания, зрительной памяти, аналитического восприятия, речи.

Формирование интереса к графическим упражнениям

Формирование графомоторных навыков требует от педагога определенных профессиональных умений. Для того, чтобы процесс формирования протекал продуктивно и был интересен ребенку, предварительно его необходимо подготовить. Предварительная подготовка включает в себя зарождение и последующую поддержку к графомоторным упражнениям.

Графомоторные упражнения должны соответствовать возрастным возможностям и потребностям ребенка, не перегружать его. Так как занятия начинаются еще в дошкольном возрасте, то целесообразнее их проводить в игровой форме. Педагог должен ставить перед каждым воспитанником посильные задачи, при этом важно обращать внимание на то, что ребенок уже умеет.

При выполнении графомоторных упражнений следует обращать внимание на графические успехи детей, что оказывает положительное влияние на стимулирование их дальнейшей деятельности, повышает интерес на выполнение графомоторных заданий и упражнений.

Выполнение графомоторных упражнений позволяет решить ряд следующих задач:

Решение этих задач способствует тому, что в будущем ребенок сможет избежать некоторых проблем школьного обучения. Если графомоторные навыки не начинают формировать с раннего дошкольного возраста, то к моменту поступление ребенка в школы могут возникнуть значительные трудности в освоении навыков письма. Чаще всего отмечают следующие проблемы:

Таким образом, формирование графомоторных навыков необходимо начинать как можно раньше. Для успешности данной деятельности необходимо создать оптимальные условия по накоплению ребенком двигательного и практического опыта развития навыков ручной умелости.

Источник

Слитно или с дефисом

Микробизнес, инфопакет, слитно или с дефисом?

2 ответа 2

Подскажите, как пишется «инфо-стенд» или «инфостенд»?

Ответ справочной службы русского языка

Сложносокращенные слова пишутся слитно: инфостенд.

Или всё-таки СЛОЖНОСОКРАЩЕННОЕ? Теперь уж я сомневаюсь. Тогда получается: микроскоп – микроскопический бизнес – микробизнес?

МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ, 1. Производимый с помощью микроскопа.2. Очень малый, видимый только в микроскоп. 3. Разг. Чрезмерно маленький, ничтожный по размерам, величине. 4. Разг. Подробнейший, детальный, скрупулёзный (о разборе, анализе и т.п.). 5. Разг. Крайне незначительный, мелкий, не имеющий почти никакого значения.

Вроде бы ничего не подходит, ну да ладно. Кому это все интересно! Главное – пишется слитно.

ДОПОЛНЕНИЕ (улучшаем свой ответ)

Как пишется слово? Можно посмотреть в словаре на Грамоте.ру, если больше ничего интересует.

МИКРОБИЗНЕС

§ 117. Следующие разряды слов пишутся слитно.

Но: МИНИ-КОМПЬЮТЕР. Почему?

§ 120. Следующие разряды существительных и сочетания существительных пишутся через дефис:

п.4. Слова с первыми частями диско- (муз.), макси-, миди-, мини— (как ОТСТУПЛЕНИЕ от правила § 117, п. 3), напр.: диско-клуб, диско-музыка, макси-мода, миди-юбка, мини-платье, мини-трактор, мини-футбол, мини-ЭВМ.

ИНФОПАКЕТ

§ 119. Следующие разряды существительных пишутся слитно.

Источник

Формирование графомоторных навыков у дошкольников

Оксана Баженова
Формирование графомоторных навыков у дошкольников

Работая с дошкольниками, мы наблюдаем, какие сложности и трудности возникают у детей, когда им необходимо выполнять какие-либо действия, требующие от них точности и синхронности движений. Например, лепить, вырезать, обводить по контуру, завязывать, складывать и т. д. Плохо развитая мелкая моторику рук и отсутствие оформленной техники движений вызывают у детей сложности, из-за которых дети порой отступают от поставленных целей, связанных с выполнением вышеуказанных действий.

Уровень развития мелкой моторики это один из важнейших показателей готовности ребенка к обучению в школе. Ребенок, у которого хорошо развита мелкая моторика, обычно имеет достаточно развитую память и внимание. Но практика показывает, что дети, идущие в первый класс, испытывают трудности с навыками письма.

Поэтому работа по формированию графомоторных навыков должна начинаться, задолго до поступления в школу.

Что же такое графомоторные навыки?

Графомоторные навыки включают в себя:

1. Мелкую мускулатуру пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их движений);

2. Зрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей тела; ориентировка в пространстве по отношению к предметам; выполнение заданий с условиями по выбору необходимых направлений);

3. Рисование (штриховка, обвести по контуру, обводка; срисовывание геометрических фигур; зарисовка деталей, предметов; дорисовывание незаконченных рисунков; дорисовывание рисунков с недостающими деталями);

4. Графическую символику (умение рисовать узоры, а также изображать их с помощью символов).

Формирование графомоторных навыков ребенка осуществляется на протяжении четырех этапов.

• массаж (самомассаж, массаж с помощью су-джок);

• лепить из пластилина или соленого теста;

• вырезать из бумаги фигуры разной сложности;

• составлять бусы, застегивать и растегиватть пуговицы, кнопки, крючки и т. д. ;

• собирать пазлы, мозаику;

• конструировать из кубиков, а также лего;

• игра с прищепками, с палочками Кюизенера, «Танграмм» и т. д.

Второй этап направлен на формирование пространственных представлений и речевого обозначения пространственных отношений.Этот этап предусматривает:

1. ориентировку в собственном теле;

2. ориентировку в окружающем пространстве;

3. уточнение пространственного расположения предметов на плоскости.

На этом этапе можно использовать следующие упражнения:

• конструирование, выкладывание сериационных рядов;

• выкладывание букв и цифр из других предметов;

• работа с мелкими предметами;

1.Развитие зрительного гнозиса:

• контурные изображения предметов

• перечеркнутые контурные изображения, наложенные друг на друга контурные изображения, и т. д.

• Уточнение представлений о цвете, форме и величине.

• Уточнение и расширение объема зрительной памяти.

2. Развитие зрительного анализа и синтеза;

3. Развитие зрительного восприятия и узнавания.

Развитие графомоторных навыков.

• Знакомство с тетрадью и рабочей строкой.

• Вертикальные, горизонтальные, наклонные прямые линии и комбинации из них.

• Рисование узоров и орнаментов,

• Дуги, волнистые линии, круги, овалы.

• Рисование по клеткам предметов разной сложности.

Овладение графической символизацией

• Работа по формированию графического образа букв (графемы).

• Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство.

Формирование интереса к графическим упражнениям необходимо начинать в игровой форме. Задания нужно подбирать, так чтобы они позволяли каждому ребенку постепенно без перегрузки, с учетом индивидуальных особенностей подготовится к этому виду деятельности, ставя перед ребенком игровые и практические задачи.

При этом важно обратить внимание ребенка на то, что он уже многое умеет. Обращая внимание на его успехи в графической деятельности, педагог тем самым стимулирует интерес ребенка к письменным упражнениям. Сформированность графомоторных навыков позволяет ребёнку должным образом овладеть письмом.Благодаря такой работе можно решить важные задачи:

1. Способствовать интеллектуальному развитию ребенка;

2. Подготовить к овладению навыком письма.

Решение данных задач, в будущем, поможет избежать проблем школьного обучения. Если не проводить работу в области графомоторной деятельности ещё в дошкольном возрасте, в школе это может перерасти в трудности освоения навыков письма,а именно: в небрежный неразборчивый почерк, быструю утомляемость руки, слабую фиксацию рабочей строки. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Список использованных источников:

1. Новоторцева Н. В. Обучение письму в детском саду / Н. В. Новоторцева –Ярославль: ООО «Академия развития», 2012 (Педагогам ДОУ).

Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством техники «оригами». Актуальность настоящей работы вызвана рядом затруднений в образовательной практике: наблюдается тенденция к снижению речевой активности.

Реализация игровой технологии развития графомоторных навыков в формировании правильного звукопроизношения Выступление по теме «Реализация игровой технологии развития графомоторных навыков в формировании правильного звукопроизношения» 1 слайд.

Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем.

Формирование универсальных учебных навыков у дошкольников В жизни каждого дошколёнка рано или поздно наступает момент важного шага- поступление в школу. Начало этапа обучения- очень непростой период.

Формирование графомоторных навыков у дошкольников с ОНР Воспитатель: Синица Т. П. Учитель-логопед: Исаченко Л. И. В настоящее время отмечается увеличение количества детей дошкольного возраста с.

Консультация для родителей «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста. К важному параметру школьной зрелости относится.

Перспективное планирование работы по развитию графомоторных навыков в старшей группе. Перспективное планирование работы по развитию графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Воспитатель Елисеева ГалинаГеннадьевна.

Формирование певческих навыков дошкольников «Формирование певческих навыков дошкольников» Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного отражения.

Значение графомоторных навыков у детей 4–5 лет жизни На сегодняшний день программа в современной школе сильно изменилась. С одной стороны, программа значительно усложнилась, а с другой стороны,.

Источник

Поиск ответа

Всего найдено: 1833

Ответ справочной службы русского языка

Вы правы. Между цифрами ставится тире без пробелов. От одушевленности/неодушевленности выбор знака не зависит.

Ответ справочной службы русского языка

Добрый вечер. Скажите, пожалуйста, как правильно писать словосочетание «насыщенно-красный»? Через дефис или раздельно. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Слово не зафиксировано в академическом орфографическом словаре. Правилам соответствует слитное написание.

Ответ справочной службы русского языка

Слово не зафиксировано академическим орфографическим словарем. Корректно дефисное написание, ср.: транс-музыка, коктейль-вечеринка, рейв-вечеринка, свинг-вечеринка. Написание через дефис соответствует правилу о сложных существительных без соединительной гласной, обе части которых употребляются самостоятельно и вторая часть которых склоняется.

Ответ справочной службы русского языка

Вы рассуждаете совершенно верно. Однако мы не нашли в нашей базе ответа, в котором рекомендовалось бы писать Азиатско-тихоокеанский. Первые два названия из приведенных Вами упомянуты в вопросе № 258586, где рекомендация дана в соответствии с правилом.

Зарегистрированное название «Азиатско-Тихоокеанский Банк» нарушает правила русской орфографии. Видимо, последнее слово написано с прописной буквы по аналогии с названием на английском языке (Asian-Pacific Bank).

Ответ справочной службы русского языка

Правилам русского языка соответствует дефисное написание. Пишут раздельно, подражая написанию в языке-источнике.

Добрый день! Объясните, пожалуйста, чем вы руководствуетесь, рекомендуя писать через дефис слово ресурсно-снабжающие (Вопрос № 277714)? Я работаю в СМИ, очень прошу ответить на этот вопрос. Потому что считаю, что слово должно писаться слитно, и нашей редакции важно знать, что ответить читателям, которые могут задать вопрос в комментариях по поводу написания этого слова. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Старый ответ мы поправим, а слово ресурсоснабжающий передадим авторам академического словаря.

Подскажите, пожалуйста, «бритвенно()острый» пишется через дефис или раздельно?

Ответ справочной службы русского языка

Слово не зафиксировано академическим орфографическим словарем. Корректно написание по правилу о дефисном написании сложных прилагательных со значением оттенка качества (цвета, вкуса, формы и др.), ср. со словами, закрепленными словарем: глянцево-белый, изощрённо-жестокий, иронически-насмешливый, лимонно-кислый.

Ответ справочной службы русского языка

Слова с компонентом шеф образуются по-разному и, соответственно, попадают под действие разных правил. Подробно о написании части шеф рассказывается в информационно-поисковой системе «Орфографическое комментирование русского словаря».

Ответ справочной службы русского языка

Согласно рекомендациям полного академического справочника «Правила русской орфографии и пунктуации» под ред. В. В. Лопатина (параграф 154), в сочетаниях с приложением, если одна из частей содержит пробел (то есть представляет собой сочетание слов), вместо дефиса должен употребляться знак тире.

Ответ справочной службы русского языка

Но сейчас академический орфографический ресурс «Академос» Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН расширил список исключений. Словарь указывает, что слитно пишутся такие слова, как минивэн, минимаркет, минимобиль, минипиг, минипьяно, миницикл.

Таким образом, современной орфографической норме отвечает слитное написание минимаркет.

Ответ справочной службы русского языка

Академические правила и словарь рекомендуют написание через дефис и с прописной буквой. Ср. с другим прилагательным такой же структуры в академическом словаре.

Ответ справочной службы русского языка

Какой частью слова является пара— в русском языке — вопрос дискуссионный. В научных изданиях ее характеризуют или как приставку, или как часть сложного слова, корень. См. например, словарные статьи здесь.

Ответ справочной службы русского языка

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как пишется графомоторные навыки слитно или через дефис, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову «Как пишется графомоторные навыки слитно или через дефис», предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

  • Как пишется график дежурств
  • Как пишется граф по английскому
  • Как пишется граф дракула на английском
  • Как пишется граничащий или граничущий
  • Как пишется гранд при