Илья Муромец
- Илья Муромец
-
Иль’я М’уромец
Русский орфографический словарь. / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — М.: «Азбуковник».
.
1999.
Смотреть что такое «Илья Муромец» в других словарях:
-
Илья Муромец — I • Илья Муромец богатырь, один из главных героев русских былин, возникших в XII XIII вв. («Илья Муромец и Соловей разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром»), воплощение народного идеала героя воина.… … Энциклопедический словарь
-
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ — богатырь, один из главных героев русских былин, возникших в 12 13 вв. ( Илья Муромец и Соловей разбойник , Илья Муромец и Идолище Поганое , Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром ), воплощение народного идеала героя воина … Большой Энциклопедический словарь
-
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ — ИЛЬЯ МУРОМЕЦ, водопад в Сахалинской обл., на острове Итуруп, близ мыса Илья Муромец. Высота 141 м. Источник: Энциклопедия Отечество водопад на острове Итуруп, близ мыса Илия Муромец, в Сахалинской обл. Высота 141 м. Источник: Энциклопедия Русская … Русская история
-
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ — российский 4 моторный самолет биплан. Создан в 1913. Экипаж 4 8 человек. Применялся в 1 й мировой и Гражданской войнах как бомбардировщик (поднимал до 800 кг бомб) и разведчик. Всего построено примерно 79 самолетов (до 1918). Переоборудованные… … Большой Энциклопедический словарь
-
Илья Муромец — первый серийный четырёхдвигательный бомбардировщик биплан. Построен в 1913 под руководством И. И. Сикорского на Русско Балтийском вагонном заводе на базе самолёта «Русский витязь» его же конструкции. Первый полёт 10(23) декабря 1913. На «И. М.»… … Энциклопедия техники
-
Илья Муромец — водопад на о. Итуруп (Курильские о ва), один из самых высоких в России. Образуется на ручье, стекающем с сев. вост. склона вулкана Иван Грозный и срывающемся с отвесного обрыва в океан. Высота свободного падения воды 141 м. Словарь современных… … Географическая энциклопедия
-
Илья Муромец — гл. богатырь рус. эпоса: изображается старым (иногда старым казаком ), умудренным, справедливым; он признанный атаман богатырской дружины; наделен фантастич. силой, к рую получает через магич. питье, поднесенное ему странниками; владеет чудесным… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
-
Илья Муромец — Илья Муромец, водопад на острове Итуруп, близ мыса Илья Муромец, в Сахалинской области. Высота 141 м … Словарь «География России»
-
Илья Муромец — см. в статье Богатыри … Биографический словарь
-
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ — «ИЛЬЯ МУРОМЕЦ», СССР, МОСФИЛЬМ, 1956, цв., 94 мин. Былина, сказка. По мотивам русских народных былин об Илье Муромце. Первый советский широкоэкранный фильм. В фильме участвовали: 106 тыс. солдат статистов; 11 тыс лошадей больше всего в истории… … Энциклопедия кино
-
илья муромец — сущ., кол во синонимов: 1 • амбал (29) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Синонимы слова «ИЛЬЯ МУРОМЕЦ»:
АМБАЛ
Смотреть что такое ИЛЬЯ МУРОМЕЦ в других словарях:
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ
главный богатырь рус. народного эпоса. В дополнение сведений, сообщенных о нем в ст. Богатыри, следует отметить, что лишь немногие былинные сюжеты с им… смотреть
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ
IИлья́ Му́ромец один из главных героев-богатырей русского былинного эпоса (см. Былины). С образом И. М. связано народное представление об идеаль… смотреть
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ
IИлья́ Му́ромец один из главных героев-богатырей русского былинного эпоса (см. Былины). С образом И. М. связано народное представление об идеаль… смотреть
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ
илья муромец
сущ., кол-во синонимов: 1
• амбал (29)
Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013.
.
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ
Илья Муромец — главный богатырь русского народного эпоса. В дополнение сведений, сообщенных о нем в ст. Богатыри (см.), следует отметить, что лишь немногие былинные сюжеты с именем И. Муромца известны за пределами губ. Олонецкой, Архангельской и Сибири (Сборник Кирши Данилова и С. Гуляева). За пределами названных областей записаны доселе только немногие сюжеты: а) И. Муромец и Соловей-разбойник; б) И. Муромец и разбойники; в) И. Муромец на Соколе-корабле и г) И. Муромец и сын. В средних и южных частях Великороссии известны только былины без прикрепления И. Муромца к Киеву и кн. Владимиру, и наиболее популярны сюжеты, в которых играют роль разбойники (И. Муромец и разбойники) или казаки (И. Муромец на Соколе-корабле), что свидетельствует о популярности И. Муромца в среде вольнолюбивого населения, промышлявшего на Волге, Яике и входившего в состав казачества. Прозаические рассказы об И. Муромце, записанные в виде сказок в Великороссии, Малороссии, Белороссии и Сибири и перешедшие от русских крестьян к некоторым инородцам (финнам, латышам, чувашам, якутам), также не знают о киевских былинных отношениях И. Муромца, не упоминают кн. Владимира, заменяя его безымянным королем; содержат они почти исключительно похождение И. Муромца с Соловьем-разбойником, иногда и с Идолищем, называемым Обжорой, и приписывают иногда И. Муромцу освобождение царевны от змея, которого не знают <i>былины</i> об И. Муромце. Нередко встречается смешение И. Муромца с Ильей пророком. Смешение это произошло и на предполагаемой эпической родине И. Муромца, в представлении крестьян с. Карачарова (близ г. Мурома), при чем в рассказах этих крестьян отношения И. Муромца к Киеву и кн. Владимиру вовсе не упоминаются (см. М. Колосова, «Заметки о языке и народной поэзии «, 1877, стр. 309 и след.). Исследование эпической биографии И. Муромца приводит к убеждению, что на имя этого популярного богатыря наслоилось много сказочных и легендарных странствующих сюжетов. Имя И. Муромца не историческое, и попытки некоторых (Максимовича, Квашнина-Самарина) видеть в нем историческое лицо и даже определить век его жизни не выдерживают критики. Но на эпические подвиги И. Муромца налегло в течение веков столько исторических наслоений, в силу процесса <i>историзации,</i> известного в эволюции народных сказаний, что, по справедливому замечанию О. Миллера, «неисторическое происхождение И. Муромца не мешает ему быть лицом несравненно более историческим, чем целое множество лиц в самом деле существовавших и даже оставивших некоторые следы в истории. Дело в том, что в идеальной личности И. Муромца вполне выразился исторический характер русского народа» (Галахов, «История русской словесности», I, стр. 101). Разработка отдельных былинных сюжетов, связанных с именем И. Муромца, представляется в следующем виде: 1) молодость и исцеление: И. Муромец известен в былинах с постоянным эпитетом <i>старого</i> казака и во всех отдельных похождениях он действительно является человеком пожилым, а не юношей, как другие богатыри. Из потребности объяснить, почему И. Муромец уже не молодым совершал все свои подвиги, явилось сказание о нем, как о сидне, не проявившем своих сил до 30 лет. К имени И. Муромца прикрепился широко распространенный сказочный сюжет о богатырях-сиднях. Былинная обработка этого сюжета крайне слаба и очень редко встречается в репертуаре олонецких сказителей. Но сюжет этот распространен в сказках в прикреплении иногда к другим именам (Ивану, крестьянскому сыну, Осипу-прекрасному) и в легендах. Параллели к исцелению И. Муромца питьем см. в кн. О. Миллера: «И. Муромец» (стр. 169-180); в сказках Афанасьева (IV, 391, 436); в соч. Ф. Буслаева: «Рус. богатыр. эпос» (стр. 106); у Стасова: «Вестн. Европы» (1868 апр.); Халанского: «Великор. былины киев. цикла» (стр. 94); «Южно-славян. сказания о Кралевиче Марке» (стр. 66-75); Mà chal‘a: «О bohatyrsk ém epose slovanské m» (1894, стр. 151). 2) Столкновение И. Муромца с разбойниками и освобождение Чернигова. Эпический путь И. из Мурома через Брынские леса на Чернигов и далее Киев приблизительно совпадает с тем путем, которым в древности ездили из средней Руси в Киев (см. «Живая Старина», 1892, В. II, стр. 120). По выходе из Брынских лесов он встречается с нынешней р. Смородинною (близ г. Карачева, в сев. части Орловской губ.). На берегу р. находится старинное с. Девятидубье, где старожилы указывают место расположения гнезда Соловья-разбойника — «Соловьев перевоз» (см. Вс. Миллера, «Экскурсы в область рус. нар. эпоса», стр. 183). Путь И. Муромца был опасен и в древности, и в XVI — XVII вв. от многочисленных разбойничьих шаек, бродивших в Брынских лесах. Видя во всей былине о поездке И. Муромца в Киев отражение германского сказания о первой поездке Тетлейфа Датского (Thetleif der D ä ne), известного из Тидрек-саги, проф. Халанский проводит параллель между столкновением И. Муромца с разбойниками и первым проявлением богатырской силы Тетлейфа, который, совместно с отцом своим, избивает 12 разбойников, засевших со своим атаманом Инграмом в лесу Falstrwald («Южно-слав. сказ. о Марке Кралев.», I, стр. 95). Не представляя сходства в деталях, а только в общем мотиве, такое сопоставление не внушает доверия. В освобождении Чернигова, жители которого предлагают И. Муромцу остаться у них князем или воеводой, несомненно сказался отголосок древней связи Mypомо-Рязанской земли с Северскою и древнейшего чернигов. прикрепления И. Муромца (см. «Экскурсы», стр. 186 и сл.). Вообще, вопрос о древнейшей эпической родине И. до сих пор не уяснен в достаточной степени. В связи с былинными отношениями И. к Чернигову и со старинными прозвищами И. Муромца (Mu r awlenin y Кмиты Чернобыльского 1574 г., Morowlin y Ляссоты, Murawitz y Луиса де Кастильо и пр., о чем см. «Этнографическое Обозрение», III, 204; V, 248) высказано было предположение о древнейшем прикреплении И. Муромца к черниг. городу Моровску (Маровийску) и к г. Карачеву (см. «Экскурсы», стр. 181-190), предшествовавшем приурочению богатыря к Мурому и с. Карачарову. Но выдвинуты были и соображения в пользу исконности прикрепления И. к Мурому (см. «Этнограф. Обозр.», 1890, № 3 и «Жив. Старина» 1892, вып. I I, стр. 120). Замена Чернигова Себежем (г. Витебской губ.) в сказании об И. Муромце, известном в рукоп. XVII и XVIII вв. (см. «Русские былины старой и новой записи», отд. I, стр. 1-11), объясняется историческими событиями, имевшими место при г. Себеже, построенном в начале XVI в., в период войн Москвы с Литвой. В народной памяти могло отложиться единственное крупное событие, совершившееся под стенами Себежа в 1536 г., когда его обступили 20000 литовцев и поляков. Отбитые русскими и теснимые ими, они бросились бежать по льду Себежского озера. Лед не выдержал, и неприятели в значительном числе перетонули в озере. В ознаменование этого события правительница Елена велела поставить в г. Себеже церковь св. Троицы. Известность И. в Белороссии в том же веке подтверждается свидетельством оршанского старосты Кмиты Чернобыльского (1574), упоминающего И. Моровленина и Соловья Будимировича. 3) Пленению Соловья-разбойника посвящены недавние исследования Вс. Миллера и Халанского. Первый, не отрицая историко-бытовых сторон этого похождения, указывал на литературные параллели в восточ. сказаниях о Рустеме и в сказке об Еруслане Лазаревиче («Экскурсы», Ш, IV и VI). Халанский старается доказать, что все черты русс. былины об И. Муромце и Соловье-разбойнике покрываются соответствующими чертами сказания Тидрек-саги о Тетлейфе (Марко-Кралевич, стр. 94-105) и приходит к заключению, что занесенный в древнесуздальский эпос из сев.-германских сказаний образ эпического героя (тетлейфа) стал стимулом для самостоятельного русского творчества на народных началах, в результате давшего ценный поэтический образ народного богатыря, ценное произведение, проникнутое элементами русского яз., жизни и древней истории СВ и, стало быть, национальное» (т. же, стр. 121). 4) И. Муромец и Идолище. Отказавшись от мифолог. экзегезы этого подвига И. Муромца, проводимой им в кн. об И. М. (760-763), О. Миллер видел впоследствии в этой былине особую отрасль былин о расправе с татарщиной (Галахов, «Ист. рус. слов.», т. 1, стр. 93). Акад. Веселовский («Южно-русск. был.», т. I, стр. 53; II, стр. 341-381; «Разыскания» XVIII — XXIV, стр. 147 сл.), проводя параллель между былинами об И. Муромце и Идолище, Алеше и Тугарине, видит в личностях Идолища и Тугарина историческую подкладку и указывает на летописные сказания о половецких ханах Тугоркане и Боняке. По мнению профессора Халанского, былины об И. Муромце и Идолище примыкают к летописным сказаниям о насилиях татарских послов, баскаков и др. и о расправе с ними ожесточенного населения, почему находит возможным, вместе с О. Миллером, отнести былину к разряду исторических песен татарской эпохи. Во всяком случае, современные исследователи не видят в Идолище начала языческого, которое усматривал в нем П. Бессонов («Песни Киреевского», IV заметка, стр. 10 и сл.). 5) И. Муромец и Калин-царь. Кроме отголосков исторических отношений русского народа к татарам, былина содержит два сказочные мотива — махание татарином и подкопы, приготовленные татарами для И. Муромца, — хорошо известные в персидских сказаниях о Рустеме. Ввиду сходства имени Калина с названием тюркского предводителя Калуна, которого убивает Рустем при обстоятельствах сходных, высказано было предположение о восточном происхождении обоих сказочных мотивов, приставших к имени И. Муромца (см. «Экскурсы», стр. 75-77, 114-1 1 6). 6) Наиболее подробно в последнее десятилетие разработаны былины о бое И. Муромца с сыном. Акад. Веселовский обратил внимание на специальное сходство и в плане, и в некоторых частностях между былиной и немецкой песнью о бое Гильдебранда с его сыном Амбрандом и эпизодом Тидрек-саги, основанном на нижненемецком пересказе («Ю. русс. былины», т. IV — XI, стр. 307-339). Большие совпадения и в плане, и в подробностях между былинами и персидскими (также кавказскими) сказаниями о бое Рустема с Сохрабом (Зорабом) были установлены в наших «Экскурсах» (т. V). Сходство сводится к следующим чертам: а) как в иранском, так и в русском эпосе, отец, бьющийся с сыном, есть главная, центральная фигура народных сказаний; б) царевне, матери Сохраба, соответствует <i>королевна</i> или царевна, мать незаконного сына И. Муромца, прижитого им на стороне; в) наставления богатыря, покидающего женщину, на случай рождения ею сына или дочери и оставление в качестве приметы драгоценного камня, известны в иранской и русской версии; г) необыкновенно быстрый рост ребенка и возраст (12 лет), в котором он отправляется на подвиги, покинув мать и получив наставления от нее, — сходны в обоих эпосах; д) отец получает весть о юном богатыре, находясь на заставе или на окраине государства; е) бою отца с сыном предшествует неудачная стычка с последним главного богатыря, второго по силе после Рустема — И. Муромца; ж) продолжительность боя, три вида оружия, борьба, опрокинутие отца сыном совпадают в русских и иранских сказаниях; з) отец, восстановив силы молитвой, побеждает сына. Трагическая развязка. Ввиду таких совпадений и популярности сюжета о бое отца с сыном на Востоке (Кавказе, Средней Азии), становится вероятным восточное происхождение этого сюжета (см. также «Экскурсы», приложение 2-е); 7) в былине о <i>трех</i> поездках И. Муромца, в одной из которых он избежал козней коварной королевичны, находим обработанный в былинной форме широко распространенный сказочный сюжет. См. О. Миллер, «И. Муромец» (стр. 777-779); Rambaud, «La Russie é pique» (стр.62) «Экскурсы» (стр. 107-110). Враждебные отношения эпического кн. Владимира к И. Муромцу представляют сходство с отношениями персидского эпического царя Кейкауса к Рустему. Типическим здесь является то, что национальный богатырь, подвергшись незаслуженной обиде от властителя, забывает, ввиду опасности, грозящей отечеству, свою личную обиду, прощает унижающемуся перед ним властителю и спасает государство («Экскурсы», стр. 14-17; 69-71). 9) В былинах об И. Муромце на Соколе-корабле, плавающем по Хвалынскому морю и наводящем страх на горских татар с калмыками, находят хранившееся долго в казацкой среде воспоминание об Илейке, родом из Мурома, казаке, выступившем в роли самозванца (Лжепетра) в 1-е десятилетие XVII в. См. ст. Д. Иловайского, «Богатырь-казак И. Муромец, как историческое лицо» («Русский Архив». 1893, т. II, стр. 33-58). <i> Всеволод Миллер. </i> <i> </i><br><br><br>… смотреть
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ
?—?) Самый популярный русский былинный герой. Первый казак в народных преданиях Исследователи Древней Руси склонны считать, что Илья Муромец является личностью исторической, вполне реальной. Ведь не случайно все былины называют местом рождения крестьянина-богатыря, защитника родной земли, село Карачарово под городом Муромом (ныне Владимирской области). А Муромский край считается его родиной. Известно, что муромчане издревле гордились своим былинным земляком. В память о нем одна из улиц города носила название Ильинской. В черте города одна из высот называлась с древности Богатыревой, другая — Скоковой (с нее поскакал витязь совершать былинные подвиги). Сегодня Муром, стоящий на высоком берегу реки Оки, украшает памятник древнерусскому богатырю — «матерому казаку Илье Муромцу». В Киево-Печерской лавре сохранилась гробница его с останками (мощами). Русская православная церковь канонизировала Илью Муромца как святого воителя. День его памяти православными людьми неизменно отмечается 19 декабря. Русская православная церковь считает, что святой воитель из земли Муромской жил в XII столетии. Научная экспертиза мощей, почитаемых верующими, проведенная в 1988 году авторитетной комиссией специалистов, определила, что Илья Муромец как реальная личность действительно жил в XI–XII веках. В том же 1988 году известный советский скульптор С. А. Никитин сделал на основании мощей скульптурный образ Ильи Муромца. Он действительно поражает воображение зрителей своим поистине богатырским внешним видом и какой-то непостижимо огромной духовной силой. Однако церковное житие святому богатырю составлено, по не известной для истории причине, не было. Вполне возможно, что оно по разным обстоятельствам (войны, пожары и прочее) просто не сохранилось до нашего времени. Зато на удивление большое число хорошо сохранившихся древнерусских былин подробно повествуют о любимом народном герое, выводя его «из того ли города из Мурома, из того села из Карачарова». Именно из былин нам известно о нем от дня рождения и до самой кончины. Интересно, что в старинном селе Карачарове по сей день считается, будто прямыми потомками былинного богатыря является род Гущиных, представители которого славились недюжинной физической силой. В героическом былинном эпосе, среди образов оставшихся в нашей исторической памяти богатырей, Илья Муромец является одним из самых привлекательных и замечательных в своих мыслях и поступках. Для нас он смотрится как «старый казак да Илья Муромец, Илья Муромец да сын Иванович». Былинный герой, крестьянский сын Илья стал совершать ратные подвиги в возрасте 30 лет. До этого он лежал дома на печи, будучи парализованным, с мальчишечьих лет. Но увечного Илью излечили захожие странники-калики, идущие на богомолья, дав испить ему целебного медового напитка, который в Древней Руси являлся лекарственным средством. После этого Илья Муромец, вставший на ноги и почувствовавший в себе богатырскую силу, отпросился у стариков-родителей, как подобает послушному сыну-кормильцу, в далекий стольный град Киев, к князю Владимиру. Те отпустили его («перечить не стали») с добрыми отеческими наставлениями. Больше в родительский дом он уже не вернется, окончив жизнь на Киевщине. По пути туда былинный герой сразился со злым богатырем Святогором, победил его в поединке и завладел богатырским мечом-кладенцом. Затем он освободил город Чернигов, один из крупнейших в Древней Руси, от «злой» осады орды степняков-печенегов. Но остаться у черниговцев воеводой все же отказался, сказав, что хочет стать дружинником у великого киевского князя. Затем Илья Муромец совершает еще один героический былинный подвиг. В дремучих брянских лесах у села Девять Дубов он пленил Соловья-разбойника, которого привез в стольный град Киев, к князю Владимиру, крестителю Древней Руси. Надо сказать, что «дорожка прямоезжая», которой ехал крестьянский сын-богатырь из родного Мурома в Киев «через те леса Брынские, через речку Смородинную», существовала на самом деле. Она пролегала через Карачев, Чернигов и Моровийск. К этому можно добавить, что в старинном городе Карачеве «матерого казака» Илью Муромца помнили долго. Киевский князь за содеянные подвиги, силу и храбрость назначил Илью Муромца старшим воеводой над дружиной древнерусских витязей, которые стерегли южные рубежи родной земли от разбойных и опустошительных набегов степных народов, прежде всего печенегов. Под его начало поступили знаменитые былинные богатыри: Добрыня Никитич, Алеша Попович, Дунай Иванович, Самсон Сильный, Чурило Пленкович, Ванька Заолешанин и Пересмяка. Эти витязи и стали богатырской заставой на границе Дикой Степи (или, как ее еще называют в старинных сказаниях и летописях — Дикого Поля), защищая южнорусские земли от нападения печенегов и других «ворогов». Среди наиболее известных былинных подвигов, совершенных «матерым казаком» Ильей Муромцем, стало освобождение Киева от ханского войска Калина, осадившего город и старавшегося взять его измором. Богатыри смогли победить степняков, а их правитель стал платить дань князю Владимиру, больше не пытаясь вторгаться в русские пределы, которые бдительно оберегала былинная богатырская застава. Затем Илья Муромец вместе со странником-богомольцем силачом Иванищем победили «Идолище поганое», которое со своими «татарами» захватило земли у священного христианского города Иерусалима и требовало дани с греческого (византийского) царя Константина. Отношения богатыря с киевским князем в былинах всегда описываются как натянутые. Владимир презрительно относился к крестьянскому сыну и часто «забывал» приглашать воеводу на пир. Но когда требовалась ратная помощь, то он вспоминал о богатыре сразу и говорил ему «слова ласковые», перед тем как послать его на дело смертельно опасное. Однажды Илья Муромец за пустяковую провинность был посажен в «погреб», то есть в земляную тюрьму, в котором, по былинам, пробыл долгое время. Он был выпущен на свободу по призывному княжескому слову только «по случаю»: стольный град Киев вновь осадили «бессчетные» конные полчища кочевников-печенегов. Выйдя из «погреба», былинный герой сказал: Я иду служить за веру христианскую, И за землю российскую, Да и за стольный Киев-град, За вдов, за сирот, за бедных людей… Во всех былинах о русских богатырях Илья Муромец предстает как самая яркая фигура, как великий патриот родной земли, бескорыстный защитник всех обездоленных и обиженных, как честный человек. То есть «первый казак» на Древней Руси описывается как притягательная, нравственная народная личность. Его благородные рыцарские черты несомненны, как и у его самых близких друзей по богатырской заставе — Добрыни Никитича (родного брата Малуши, ключницы княгини Ольги, матери князя Владимира) и Алеши Поповича (сына ростовского священника Александра-хоробра, то есть Храброго). Эта троица витязей — порубежных стражей — в древнерусских былинах описывается с неизменной, исключительной теплотой и признательностью за совершенные подвиги. Все же более популярного былинного героя на Руси, чем Илья Муромец, исследователям не сыскать. Поэтому в преданиях старины глубокой простые люди отзываются о нем действительно с великой любовью: Как одно-то на небе красно солнышко, А один-то на Руси Илья Муромец!.. Дань памяти «первому казаку» Илье Муромцу и его витязям с богатырской заставы, затерянной на краю Дикого поля, отдавалась и в гораздо более позднее время. В отечественной живописи общенародно известно историческое полотно замечательного русского художника В. М. Васнецова «Богатыри». На картине изображены три русских былинных героя — Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Все трое, согласно былинным сказаниям, были витязями «из первых» в дружине крестителя Древней Руси князя Владимира. Интересно то, что знали о богатыре Илье Муромце и в Средневековой Европе. Могучий витязь Илья Русский, «родственник» киевского князя, являлся одним из главных действующих лиц германских эпических поэм XIII столетия. Как известно, в древнерусских былинах и летописях второго человека, прославившегося на ратном поприще, по имени Илья больше не встречается. То есть о каком-то случайном совпадении образов Ильи Русского и Ильи Муромца, говорить, вероятнее всего, не приходится. Древнерусские былины, в которых рассказывается о «матером казаке» Илье Муромце свидетельствуют, что еще задолго до монгольского нашествия на Русь слово «казак» русским людям от Новгорода до Киева было доподлинно известно и в народе почитаемо. Как известен по имени, роду-племени первый «матерый» казак, которому судьба уготовила быть не просто порубежным стражем, а подлинным героем. Образ былинного Ильи Муромца, самоотверженно защищавшего русскую землю, в чем сходятся исследователи Древней Руси являлся воплощением представлений простого люда о подлинной ратной доблести, был идеалом народного героя. О первом «матером казаке» хочется сказать еще одно доброе слово. Если собрать воедино все былины и героические песни об Илье Муромце, сложенные, как считают не без оснований специалисты, именно в XI–XII веках, то получится прекрасная по историческому и литературному звучанию «Русская Илиада». По другому ее назвать невозможно, иначе можно исказить историческое звучание былинного эпоса…. смотреть
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ
Илья Муромец – центральный герой русского героического эпоса. Ему посвящено более десяти былинных сюжетов, каждый из которых известен во множестве записей. Подвиги его не могут изгладиться из памяти народа-пахаря, которого охранял этот богатырь.
В.Я. Пропп, один из крупнейших ученых-фольклористов XX века, писал: «Образ Ильи – наиболее зрелое и наиболее совершенное создание русского эпоса. (…) Только могучий народ в одну из решающих эпох своей истории мог создать этот монументальный и величественный, но вместе с тем простой в своей человечности образ национально го героя».
Былины об Илье Муромце складывались в период с XI по XIV век, в эпоху борьбы русского народа с половцами, совершавшими набеги на Русь, а затем с монголо-татарами, под игом которых Русь находилась более двухсот лет.
Былиной о происхождении Ильи и обретении им силы открывается поэтическая биография Ильи Муромца. Он – «крестьянский сын» и происходит из села Карачарова близ города Мурома. Село Карачарово действительно существует, оно находится в двух верстах от Мурома вверх по Оке. По местному преданию, былинный герой погребен в своем родном селе, под часовней возле дороги на Муром. В Муроме в конце XX века Илье Муромцу был поставлен памятник.
Однако иногда Илья в былинах называется Моровлином, или Муравлином, что дало некоторым исследователям основание предполагать, что ро диной богатыря был город Карачев близ Моровийска на Черниговщине.
Илья тридцать лет и три года не мог ходить и, едва поднявшись на ноги, сделался олицетворением несокрушимой силы богатырской дружины.
Илья Муромец – воин, защитник родины. В одной из былин он говорит:
У меня сделаны заповеди великий (…)
Сохранять мне надо стольный Киев-град,
Сберегать я буду церкви Божии,
Сохранять буду веру православную.
В отличие от большинства эпических героев, Илья Муромец наделен не только силой и храбростью, но и вполне определенным мировоззрением. Он отвергает общепринятое в Средние века представление о том, что долг воина заключается прежде всего в верной службе своему господину. К князю Владимиру Илья относится критически и определяет смысл своей жизни следующим образом:
Я иду служить за веру христианскую,
Да за землю российскую,
Да за славный за Киев-град,
За вдов, за сирот, за бедных людей (…).
Был ли у Ильи Муромца исторический прототип, или он представляет собой собирательный образ – неизвестно. В летописях имя Ильи Муромца не упоминается ни разу. Но известно, что в XII веке в Киево-Печерской лавре рядом с Нестором-летописцем и первым русским иконописцем Алимпием был погребен некий Илья из Мурома…. смотреть
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ
Илья Муромец
первый серийный четырёхдвигательный бомбардировщик-биплан. Построен в 1913 под руководством И. И. Сикорского на Русско-Балтийском вагон… смотреть
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ
Богатырь, центральная фигура русского былинного (см. былина *) эпоса, наряду с Алешей Поповичем и Добрыней Никитичем. С именем Ильи Муромца связано бо… смотреть
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ
Илья́ Му́ромец
водопад на о. Итуруп (Курильские о-ва), один из самых высоких в России. Образуется на ручье, стекающем с сев.-вост. склона вулкана Ив… смотреть
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ
— гл. богатырь рус. эпоса: изображается старым (иногда «старым казаком»), умудренным, справедливым; он признанный «атаман» богатырской дружины; наделен фантастич. силой, к-рую получает через магич. питье, поднесенное ему странниками; владеет чудесным конем-помощником. Гл. подвиги И. М. — победа над чудовищами, грозящими независимости Киева, и разгром татарских полчищ. Былины подчеркивают независимость И. М. в отношениях с кн. Владимиром, его прямоту. В образе И. М. бесполезно искать связей с реально-ист. прототипами, он воплощает в себе идеальные качества рус. богатырей. Он связан с традициями мифологии и архаич. эпоса (в И. М. есть черты бога-громовника и культурного героя; ему придана неуязвимость: «смерть на бою не писана»; ему нет равных в силе), а с др. стороны, выражает ист. опыт народа и его идеалы эпохи ранней государственности и борьбы с иноземными врагами. Основные сюжеты об И. М.: «исцеление И. М.», «И. М. и Соловей-разбойник», «три поездки И. М.», «И. М. и сын», «И. М. и Идолище», «И. М. в ссоре с кн. Владимиром», «И. М. и Калин-царь», «Камское побоище», «И. М. на Соколе-корабле». Наиб. полный свод сюжетов см. в кн.: Илья Муромец / Подгот. текстов, ст. и примеч. А. М. Астаховой. М.; Л., 1958. (Лит. памятники)…. смотреть
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ
1) Орфографическая запись слова: илья муромец2) Ударение в слове: Иль`я М`уромец3) Деление слова на слоги (перенос слова): илья муромец4) Фонетическая … смотреть
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ
Преподобный, жил в XII в., один из главных героев русских былин. Полное былинное имя: Илья Муромец, сын Иванович. Народный идеал героявоина, народного заступника. Известны былины: «Илья Муромец и Соловейразбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром», «Бой Ильи Муромца с Жидовином». Считается, что родина Ильи Муромца – село Карачарово под Муромом. Скончался преподобный Илья Муромец иноком КиевоПечерской лавры около 1188 г. В 1913 г имя богатыря получил самолетбомбардировщик, созданный русским авиаконструктором Сикорским. Имя «Илья Муромец» носил в Гражданскую войну бронепоезд и советский бронепоезд в Великую Отечественную. В г. Муроме поставлен памятник Илье Муромцу…. смотреть
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ, водопад в Сахалинской обл., на острове Итуруп, близ мыса Илья Муромец. Высота 141 м.Источник: Энциклопедия «Отечество»водопад на острове… смотреть
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ
«ИЛЬЯ МУРОМЕЦ», российский 4-моторный самолет-биплан. Создан в 1913. Экипаж 4-8 человек. Применялся в 1-й мировой и Гражданской войнах как бомбардировщик (поднимал до 800 кг бомб) и разведчик. Всего построено примерно 79 самолетов (до 1918). Переоборудованные самолеты «Илья Муромец» использовались в 1921-22 на авиалинии Москва — Харьков.<br><br><br>… смотреть
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ
«ИЛЬЯ МУРОМЕЦ» — российский 4-моторный самолет-биплан. Создан в 1913. Экипаж 4-8 человек. Применялся в 1-й мировой и Гражданской войнах как бомбардировщик (поднимал до 800 кг бомб) и разведчик. Всего построено примерно 79 самолетов (до 1918). Переоборудованные самолеты «Илья Муромец» использовались в 1921-22 на авиалинии Москва — Харьков.<br>… смотреть
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ
Илья́ Му́ромец — водопад на о. Итуруп (Курильские о-ва), один из самых высоких в России. Образуется на ручье, стекающем с сев.-вост. склона вулкана… смотреть
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ
Илья́ Му́ромец — водопад на острове Итуруп (Курильские острова), близ мыса Илья Муромец (Сахалинская обл.). Образуется на ручье, стекающем с северо-вос… смотреть
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ
первый в мире серийный 4-моторный самолет-биплан. Создан в 1913 И. И. Сикорским. Экипаж 4-8 человек. Применялся в 1-й мировой и Гражданской войнах как бомбардировщик (поднимал до 800 килограмм бомб) и разведчик. Всего построено ок. 80 самолетов (до 1918)…. смотреть
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ
первый в мире серийный 4-моторный самолет-биплан. Создан в 1913 И. И. Сикорским. Экипаж 4-8 человек. Применялся в 1-й мировой и Гражданской войнах как бомбардировщик (поднимал до 800 килограмм бомб) и разведчик. Всего построено ок. 80 самолетов (до 1918)…. смотреть
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ, богатырь, один из главных героев русских былин, возникших в 12-13 вв. («Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром»), воплощение народного идеала героя-воина.<br><br><br>… смотреть
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ — богатырь, один из главных героев русских былин, возникших в 12-13 вв. («Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром»), воплощение народного идеала героя-воина.<br>… смотреть
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ , богатырь, один из главных героев русских былин, возникших в 12-13 вв. («Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром»), воплощение народного идеала героя-воина…. смотреть
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ, богатырь, один из главных героев русских былин, возникших в 12-13 вв. («Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром»), воплощение народного идеала героя-воина…. смотреть
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ
Ударение в слове: Иль`я М`уромецУдарение падает на буквы: я,уБезударные гласные в слове: Иль`я М`уромец
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ
Илья́ Му́ромец, водопад на острове Итуруп, близ мыса Илья Муромец, в Сахалинской области. Высота 141 м.
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ
Начальная форма — Илья муромец, единственное число, именительный падеж, мужской род, одушевленное
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ СМ.
в статье Богатыри . См. также статьи: Колыван ; Миллер Всеволод Федорович ; Поганое Идолище (Одолище) ; Россия, разд. Архитектура, живопись и гравирование ; Святогор ; Соловей-разбойник ; Щеголенок Василий Петрович …. смотреть
(Redirected from Ilya Murometz)
Ilya Muromets (Russian: Илья Муромец), or Ilya of Murom, sometimes Ilya Murometz, is one of the bogatyrs (epic knights) in Bylinas of Kievan Rus.
He is often featured alongside fellow bogatyrs Dobrynya Nikitich and Alyosha Popovich.[1][2]
The tales are set in the time of the Kievan Rus’. Attempts have been made to identify a possible historical nucleus for the character.
The main candidate is Ilya Pechersky [ru], a monk of the 12th century who was beatified in the Orthodox Church in 1643. His relics are preserved in the Kiev Monastery of the Caves (Kyiv, now modern Ukraine).
Ilya in byliny[edit]
Ilya Muromets is a major figure in the byliny, Russian epic folklore collected in the 18th and 19th centuries.
Ilya is the son of a farmer, was born in a village near Murom. He suffered a serious illness in his youth and was unable to walk until the age of 33. He could only lie on a Russian stove, until he was miraculously healed by two pilgrims. He was then given super-human strength by a dying knight – Svyatogor – and set out to liberate the city of Kiev from Idolishche to serve Prince Vladimir the Fair Sun (Vladimir Krasnoye Solnyshko). Along the way he single-handedly defended the city of Chernigov (modern day Ukrainian Chernihiv) from nomadic invasion (possibly by the Polovtsi) and was offered knighthood by the local ruler, but Ilya declined to stay. In the forests of Bryansk he then killed the forest-dwelling monster Nightingale the Robber (Solovei-Razboinik), who murdered travelers with his powerful whistle.[1]
In Kiev, Ilya was made chief bogatyr by Prince Vladimir and he defended Rus’ from numerous attacks by the steppe people, including Kalin [ru], the (mythical) tsar of the Golden Horde. Generous and simple-minded but also temperamental, Ilya once went on a rampage and destroyed all the church steeples in Kiev after Prince Vladimir failed to invite him to a celebration. He was soon appeased when Vladimir sent for him.[1]
Ilya Pechersky[edit]
Forensic reconstruction of Ilya Muromets by Sergey Nikitin
It is generally believed that Muromets’s prototype was Venerable Ilya Pechersky, a monastic saint of the Orthodox Church, beatified in 1643. According to hagiography, before taking his monastic vows Ilya was a warrior famous for his strength. His nickname was Chobotok, Old East Slavic for «(small) boot», given to him after an incident when Ilya, caught by surprise, fought off enemies with only his boot.[3]
In 1988, Soviet archeologists exhumed Ilya Chobotok’s remains, stored in Kyiv Pechersk Lavra, and studied them. Their report suggested that at least some parts of the legend may be true: the man was tall, and his bones carried signs of spinal disease at early age and marks from numerous wounds, one of which was fatal.[3]
Legendary status[edit]
Ilya Muromets’s name became a synonym of an outstanding physical and spiritual power and integrity, dedicated to the protection of the Homeland and People. Over time he became a hero of numerous movies, pictures, monuments, cartoons and anecdotes. He is the only epic hero canonized by the Russian Orthodox Church.
Although the remains of Ilya Muromets are supposedly stored in Kyiv Pechersk Monastery,[3] his character probably does not represent a unique historical persona, but rather a fusion of multiple real or fictional heroes from vastly different epochs. Thus Ilya supposedly served Prince Vladimir of Kiev (ruled 980–1015); he fought Batu Khan, the founder of Golden Horde (c. 1205–55); he saved Constantine the God-Loving, the tsar of Constantinople, from a monster (there were a number of Byzantine emperors named Constantine, one of them a contemporary of Prince Vladimir, named Constantine VIII (r. 962–1028); it could also be a reference to Constantine VII Porphyrogennetos (r. 913–959), who encountered Olga of Kiev in the 950s; but the one Emperor in Constantinople with this name most likely to be called «God-loving» was Constantine XI, r. 1449–1453).
Analysis[edit]
The cycle of tales around Ilya Muromets (including the fight against villainous Nightingale the Robber and monster Idolishche) is classified under its own type in the East Slavic Folktale Classification (Russian: СУС, romanized: SUS): SUS -650C*, Russian: Илья Муромец, romanized: Ilya Muromets, closely placed with other tale types about strong heroes.[4] The East Slavic Classification registers variants from Russian, Belarusian and Ukrainian sources.[5]
Ilya Muromets depictions[edit]
- Catterino Cavos’s 1807 opera Ilya Bogatyr (Ilya the Hero)
- Viktor Vasnetsov’s 1898 painting Bogatyrs (center figure).
- Nicholas Roerich’s 1910 painting Ilya Muromets
- Reinhold Glière’s 1911 Symphony No. 3 (Ilya Muromets) in B minor, op. 42
- Ilya Muromets is depicted on the 1913 Russian stamp.
- Viktor Vasnetsov’s 1914 painting Ilya Muromets.
- Ahmadu Ingawa’s popular novella Iliya Danmaikarfi, published in Hausa language in 1951 by Gaskiya Corporation, Zaria, Nigeria, is based entirely on the Ilya Muromets legend.
- Aleksandr Ptushko’s 1956 live action film Ilya Muromets (known in the U.S. as The Sword and the Dragon).
- Konstantin Vasilyev’s 1974 and 1977 paintings.
- Ilya Muromets: the Prologue (1975) and Ilya Muromets and Nightingale the Robber (1978), a duology of animated shorts by Ivan Aksenchuk.
- French writer Antoine Volodine, writing under the pseudonym Elli Kronauer, reinvented the character in «Ilia Mouromietz et le rossignol brigand» (1999), the first of a series of books dedicated to the heroes of Russian byliny.
- Liz Williams’ Nine Layers of Sky (2003) writes a modern-day account of Ilya.
- Juraj Červenák’s historic fiction Bogatyr trilogy (2006–2008).
- The Three Bogatyrs (2004-ongoing), an animated movie franchise by Melnitsa studio.
- Ilya Muromets (June 2016), The Russian Navy christened its first new military icebreaker in 45 years with the name.
References[edit]
- ^ a b c This article incorporates text from a publication now in the public domain: «Илья Муромец» . Brockhaus and Efron Encyclopedic Dictionary (in Russian). 1906.
- ^ Josepha Sherman, Storytelling: An Encyclopedia of Mythology and Folklore, Routledge, 2015, ISBN 1317459385, pp. 234-235, «Ilya Murometz/Ilya of Murom»
- ^ a b c «Страсти по Илье», Vokrug Sveta, Magazine, January 1994
- ^ Barag, Lev. «Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка». Leningrad: НАУКА, 1979. p. 169.
- ^ Barag, Lev. «Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка». Leningrad: НАУКА, 1979. pp. 169-170.
External links[edit]
- Ilya Muromets at Tradestone Gallery’s Russian Fairy Tales gallery
- The evolution of Christianity, X. The History of Russia in the Context of the Evolution of the National Spirit and Orthodoxy
- «The Sword and the Dragon» (1960) is the American English-dubbed version of Ptushko’s 1956 film, «Ilya Murometz»
(Redirected from Ilya Murometz)
Ilya Muromets (Russian: Илья Муромец), or Ilya of Murom, sometimes Ilya Murometz, is one of the bogatyrs (epic knights) in Bylinas of Kievan Rus.
He is often featured alongside fellow bogatyrs Dobrynya Nikitich and Alyosha Popovich.[1][2]
The tales are set in the time of the Kievan Rus’. Attempts have been made to identify a possible historical nucleus for the character.
The main candidate is Ilya Pechersky [ru], a monk of the 12th century who was beatified in the Orthodox Church in 1643. His relics are preserved in the Kiev Monastery of the Caves (Kyiv, now modern Ukraine).
Ilya in byliny[edit]
Ilya Muromets is a major figure in the byliny, Russian epic folklore collected in the 18th and 19th centuries.
Ilya is the son of a farmer, was born in a village near Murom. He suffered a serious illness in his youth and was unable to walk until the age of 33. He could only lie on a Russian stove, until he was miraculously healed by two pilgrims. He was then given super-human strength by a dying knight – Svyatogor – and set out to liberate the city of Kiev from Idolishche to serve Prince Vladimir the Fair Sun (Vladimir Krasnoye Solnyshko). Along the way he single-handedly defended the city of Chernigov (modern day Ukrainian Chernihiv) from nomadic invasion (possibly by the Polovtsi) and was offered knighthood by the local ruler, but Ilya declined to stay. In the forests of Bryansk he then killed the forest-dwelling monster Nightingale the Robber (Solovei-Razboinik), who murdered travelers with his powerful whistle.[1]
In Kiev, Ilya was made chief bogatyr by Prince Vladimir and he defended Rus’ from numerous attacks by the steppe people, including Kalin [ru], the (mythical) tsar of the Golden Horde. Generous and simple-minded but also temperamental, Ilya once went on a rampage and destroyed all the church steeples in Kiev after Prince Vladimir failed to invite him to a celebration. He was soon appeased when Vladimir sent for him.[1]
Ilya Pechersky[edit]
Forensic reconstruction of Ilya Muromets by Sergey Nikitin
It is generally believed that Muromets’s prototype was Venerable Ilya Pechersky, a monastic saint of the Orthodox Church, beatified in 1643. According to hagiography, before taking his monastic vows Ilya was a warrior famous for his strength. His nickname was Chobotok, Old East Slavic for «(small) boot», given to him after an incident when Ilya, caught by surprise, fought off enemies with only his boot.[3]
In 1988, Soviet archeologists exhumed Ilya Chobotok’s remains, stored in Kyiv Pechersk Lavra, and studied them. Their report suggested that at least some parts of the legend may be true: the man was tall, and his bones carried signs of spinal disease at early age and marks from numerous wounds, one of which was fatal.[3]
Legendary status[edit]
Ilya Muromets’s name became a synonym of an outstanding physical and spiritual power and integrity, dedicated to the protection of the Homeland and People. Over time he became a hero of numerous movies, pictures, monuments, cartoons and anecdotes. He is the only epic hero canonized by the Russian Orthodox Church.
Although the remains of Ilya Muromets are supposedly stored in Kyiv Pechersk Monastery,[3] his character probably does not represent a unique historical persona, but rather a fusion of multiple real or fictional heroes from vastly different epochs. Thus Ilya supposedly served Prince Vladimir of Kiev (ruled 980–1015); he fought Batu Khan, the founder of Golden Horde (c. 1205–55); he saved Constantine the God-Loving, the tsar of Constantinople, from a monster (there were a number of Byzantine emperors named Constantine, one of them a contemporary of Prince Vladimir, named Constantine VIII (r. 962–1028); it could also be a reference to Constantine VII Porphyrogennetos (r. 913–959), who encountered Olga of Kiev in the 950s; but the one Emperor in Constantinople with this name most likely to be called «God-loving» was Constantine XI, r. 1449–1453).
Analysis[edit]
The cycle of tales around Ilya Muromets (including the fight against villainous Nightingale the Robber and monster Idolishche) is classified under its own type in the East Slavic Folktale Classification (Russian: СУС, romanized: SUS): SUS -650C*, Russian: Илья Муромец, romanized: Ilya Muromets, closely placed with other tale types about strong heroes.[4] The East Slavic Classification registers variants from Russian, Belarusian and Ukrainian sources.[5]
Ilya Muromets depictions[edit]
- Catterino Cavos’s 1807 opera Ilya Bogatyr (Ilya the Hero)
- Viktor Vasnetsov’s 1898 painting Bogatyrs (center figure).
- Nicholas Roerich’s 1910 painting Ilya Muromets
- Reinhold Glière’s 1911 Symphony No. 3 (Ilya Muromets) in B minor, op. 42
- Ilya Muromets is depicted on the 1913 Russian stamp.
- Viktor Vasnetsov’s 1914 painting Ilya Muromets.
- Ahmadu Ingawa’s popular novella Iliya Danmaikarfi, published in Hausa language in 1951 by Gaskiya Corporation, Zaria, Nigeria, is based entirely on the Ilya Muromets legend.
- Aleksandr Ptushko’s 1956 live action film Ilya Muromets (known in the U.S. as The Sword and the Dragon).
- Konstantin Vasilyev’s 1974 and 1977 paintings.
- Ilya Muromets: the Prologue (1975) and Ilya Muromets and Nightingale the Robber (1978), a duology of animated shorts by Ivan Aksenchuk.
- French writer Antoine Volodine, writing under the pseudonym Elli Kronauer, reinvented the character in «Ilia Mouromietz et le rossignol brigand» (1999), the first of a series of books dedicated to the heroes of Russian byliny.
- Liz Williams’ Nine Layers of Sky (2003) writes a modern-day account of Ilya.
- Juraj Červenák’s historic fiction Bogatyr trilogy (2006–2008).
- The Three Bogatyrs (2004-ongoing), an animated movie franchise by Melnitsa studio.
- Ilya Muromets (June 2016), The Russian Navy christened its first new military icebreaker in 45 years with the name.
References[edit]
- ^ a b c This article incorporates text from a publication now in the public domain: «Илья Муромец» . Brockhaus and Efron Encyclopedic Dictionary (in Russian). 1906.
- ^ Josepha Sherman, Storytelling: An Encyclopedia of Mythology and Folklore, Routledge, 2015, ISBN 1317459385, pp. 234-235, «Ilya Murometz/Ilya of Murom»
- ^ a b c «Страсти по Илье», Vokrug Sveta, Magazine, January 1994
- ^ Barag, Lev. «Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка». Leningrad: НАУКА, 1979. p. 169.
- ^ Barag, Lev. «Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка». Leningrad: НАУКА, 1979. pp. 169-170.
External links[edit]
- Ilya Muromets at Tradestone Gallery’s Russian Fairy Tales gallery
- The evolution of Christianity, X. The History of Russia in the Context of the Evolution of the National Spirit and Orthodoxy
- «The Sword and the Dragon» (1960) is the American English-dubbed version of Ptushko’s 1956 film, «Ilya Murometz»