Что такое изложение и каковы его цели
Изложение — это учебное задание, которое заключается в письменном пересказе текста близко к содержанию. В ходе такой задачи учащиеся должны передать главную мысль текста, логику повествования, конкретные факты.
Главная цель изложения как учебной задачи — отработать навык аудирования и пересказа: школьники учатся воспринимать, обрабатывать и воспроизводить устную информацию.
Изложение развивает:
- мышление и память;
- словарный запас;
- умение структурировать текст;
- способность отделять главное от второстепенного;
- навыки грамотной письменной речи.
Сложность изложений не только в том, что у школьников не получается запомнить содержание, чтобы его пересказать. Многим труднее анализировать информацию и писать связный текст со вступлением и заключением. На этих навыках и стоит сфокусироваться, чтобы понять, как научиться правильно писать изложение.
Телеграм-канал для умных родителей
Чтобы получать полезные материалы для учебы и быть в курсе новостей, которые касаются вас и вашего ребенка, подпишитесь на телеграм-канал Skysmart | Родителям.
Виды изложений
Несмотря на то, что принципы работы над пересказом текста всегда одни и те же, существует несколько видов изложений. Их разделяют по степени сжатия текста, по его характеру и по учебной задаче.
По степени компрессии текста изложения бывают:
- подробные — с упоминанием всех деталей, включая второстепенные;
- сжатые — с пересказом только главных мыслей, событий и фактов.
По характеру текста:
- повествовательные — предполагают работу с текстом, в котором есть некая цепь событий или сюжетная линия;
- описательные — пересказ художественных описаний природы, людей, всевозможных объектов.
По учебной задаче:
- изложение-повествование — работа, в ходе которой ребенку требуется лишь воспроизвести прослушанную информацию, не добавляя ничего от себя;
- изложение-рассуждение — более сложная форма, в рамках которой школьники должны дополнить факты из текста своими рассуждениями, аргументами, личным мнением;
- комбинированное изложение — еще один сложный вид, предполагающий и точный пересказ деталей, и собственные рассуждения.
Как правило, изложения-рассуждения появляются на занятиях по русскому языку только в старших классах. Другие виды школьники осваивают уже со 2–3-го класса, когда только начинают понимать, как пишется изложение и что оно из себя представляет.
На экзамене по русскому языку сочинение и пересказ — разные задания, и в рамках изложения ничего от себя добавлять не нужно. Это должен быть лишь точный пересказ, отражающий все 3 микротемы текста.
Микротема — подраздел текста, который занимает один абзац и выражает одну завершенную мысль.
А чтобы сразу перейти к практике, запишите ребенка на бесплатный вводный урок в современную школу Skysmart. На занятиях школьники разбирают задания из будущих экзаменов на примерах из жизни подростков. А еще получают поддержку внимательных учителей и чувствуют себя комфортнее на уроках и экзаменах.
Каналы восприятия информации
Давайте разберемся подробнее, как хорошо написать изложение на ОГЭ и как правильно спланировать работу, чтобы на все хватило времени. Если главная цель — высокий балл по русскому языку, начинать тренировки лучше задолго до экзамена. И первым делом стоит определить, как именно ваш ребенок воспринимает информацию.
Есть три канала восприятия:
- аудиальный;
- визуальный;
- кинестетический.
Как правило, у каждого из нас один канал развит чуть лучше остальных — и та информация, которая по нему поступает, воспринимается и запоминается лучше других.
Аудиалы хорошо запоминают звуковые образы, легко воспринимает устную речь. Если нужно вспомнить какой-то факт, вначале им приходит на ум то, что они слышали об этом факте от других людей.
Визуалы лучше всего помнят зрительные образы. Если ребенок с визуальным типом восприятия хочет вспомнить, как правильно пишется какое-либо слово, он представляет его на странице учебника или тетради.
Кинестетики ориентированы на ощущения и хорошо запоминают все, что может быть передано с их помощью. Если ребенку с ведущим кинестетическим каналом нужно вспомнить орфографию слова, ему потребуется это слово написать.
Определите главный канал восприятия информации, и вам будет проще понять, как лучше писать изложения именно вашему ребенку — сразу отмечать тезисы на черновике или мысленно выделять главные мысли текста. Если вы не уверены, какой канал ведущий, попробуйте все способы, чтобы к моменту экзамена определить лучшую стратегию.
Как найти ведущий канал восприятия информации
Этапы написания изложения для школьника
На ОГЭ по русскому языку разрешено использовать черновики, причем их количество не ограничено. Поэтому у школьников есть возможность вдумчиво поработать над текстом, вспомнить недостающие детали, проверить орфографию и грамматику. Посмотрим, как правильно работать с черновиком, чтобы писать изложение легко и без стресса.
Создание черновика
На ОГЭ запись текста включают два раза, оставляя небольшой перерыв между прочтениями. Зная свой ведущий канал восприятия, ребенок может эффективно использовать эту особенность во время экзамена. Мы даем разные советы для аудиалов и визуалов, поскольку эти два типа восприятия имеют наибольшее значение для работы над изложением.
Во время первого прочтения:
- визуалам лучше сразу делать записи, используя стенографию, рисунки, сокращения и оставляя пробелы в тех местах, где не успели записать;
- аудиалам стоит мысленно выделить сюжетную линию или главные идеи текста, отметить абзацы и опорные слова.
В перерыве
- визуалы могут пробежаться по тексту глазами, дополнить по памяти недостающие части и осмыслить написанное;
- аудиалы должны составить план текста и записать краткие тезисы к каждому пункту.
Во время второго прочтения:
- визуалам можно следить глазами за написанным текстом, сравнивая его с аудиозаписью, и заполнять пробелы;
- аудиалам стоит дополнить каждый пункт своего плана конкретными словами и оборотами из аудиозаписи.
Как быстро писать изложение
Делая пометки по ходу прослушивания, не бойтесь оставлять большие пробелы. После вы сможете легко вставить недостающие высказывания, опираясь на контекст.
Корректировка черновика
Вначале стоит по свежей памяти дополнить свои записи, а затем перечитать их и на этой основе написать связный текст. В нем должно быть 3 абзаца, поскольку на экзамене используются тексты с тремя микротемами. Если пропустить одну микротему или разбить материал на большее количество абзацев, комиссия может снять баллы. При этом важно соблюдать заданную последовательность микротем и не нарушать логику повествования.
Готовый текст необходимо сжать — сократить все маловажные детали. Как написать сжатое изложение на ОГЭ, расскажем чуть позже, а пока отметим нормативы по объему.
Минимальный объем изложения на ОГЭ — 70 слов, а тексты менее 50 слов не засчитываются. Ограничений по максимальному объему нет, но учителя советуют держаться в пределах 90–100 слов. Учитываются все части речи, кроме числительных, написанных цифрами.
Работа над чистовиком
Если ошибок в передаче содержания нет и текст читается легко — его можно переписывать на чистовик (но не на бланк изложения). Важно также отметить все слова со сложной орфографией и проверить их написание. Помните, что на экзамене по русскому языку у школьников есть право пользоваться орфографическим словарем.
Завершив редактуру и переписав все на чистовик, стоит отложить текст и перейти к другим заданиям ОГЭ. Учителя рекомендуют так поступать с изложениями и сочинениями, чтобы спустя время посмотреть на материал свежим взглядом и заметить пропущенные ошибки. Переписать все на официальный бланк можно в конце экзамена, заложив на это около 30 минут.
Как писать краткое изложение
Независимо от вида изложения, текст черновика лучше сократить, чтобы поместиться в оптимальные рамки и избежать «словесного мусора». Разберемся, что такое сжатое изложение и как следует писать его на ОГЭ по русскому языку.
Сжатое или краткое изложение — это особый вид пересказа текста, при котором нужно передать главные мысли, факты, события меньшим количеством слов, сохраняя исходную логику повествования. Для этого используют приемы сжатия.
Сокращать текст можно тремя способами:
1. Замена — для сокращения заменяют несколько однородных членов предложения одним словом или передают прямую речь с помощью косвенной.
- В соседнем доме открылся магазин, Катя ходила туда за молоком, хлебом, овощами и фруктами. — В соседнем доме открылся магазин, Катя ходила туда за продуктами.
- «Послушайте, я прошу вас сделать этот отчет не позднее четверга», — сказал мне руководитель отдела. — Руководитель отдела попросил меня сделать отчет до четверга.
2. Исключение — из готового текста исключают лексические повторы, вводные слова и малозначимые детали.
- Внезапно хлынул дождь, и капли зазвенели, застучали, запели, создавая неповторимую симфонию воды и словно заполняя этими звуками все пространство. — Внезапно хлынул дождь, и звуки капель заполнили пространство.
- К счастью, Коля вышел из дома на час раньше, иначе он ни за что не успел бы на поезд. — Коля вышел из дома на час раньше, чтобы успеть на поезд.
3. Слияние — несколько предложений соединяют в одно более короткое, повествующее о том же самом.
- Без трудолюбия, без упорной ежедневной работы нельзя добиться настоящего успеха. Даже большой талант не сможет развиться сам собой, если человек не прикладывает усилий. — Даже талант не сможет развиться без трудолюбия.
При сжатии текста важно сохранить его содержание и стиль речи. В план сжатого изложения по-прежнему должны входить 3 микротемы, и каждую из них нужно раскрыть в отдельном абзаце, используя близкие тексту высказывания.
Критерии оценивания
На ОГЭ по русскому языку отдельно оценивают содержание и грамотность изложения — для них есть четкие критерии оценки, которыми руководствуются эксперты.
Баллы за ОГЭ
За содержание и сжатие текста можно получить максимум 7 баллов, за грамотность — 10 баллов. Итого общая оценка изложения — максимум 17 баллов. При этом грамотность оценивается вместе с сочинением.
Перед тем как написать изложение на чистовик, рекомендуем взглянуть на текст с точки зрения критериев оценивания и доработать его так, чтобы получить максимум баллов.
Оценка содержания
За содержание текста школьник может получить не более 2 баллов. Основной фактор, влияющий на оценку, — адекватное отражение микротем. В изложении их должно быть ровно столько, сколько в исходном тексте (за лишние или недостающие микротемы снимается балл). Поэтому лучше набросать план материала как можно раньше — во время перерыва между прослушиваниями.
Источник: Методические материалы для предметных комиссий субъектов РФ по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ОГЭ 2020 года
Оценка сжатия
Все приемы сжатия текста стоит отработать заранее, чтобы в день экзамена не тратить на это много времени. По сути, как только ребенок научится выделять главную мысль текста, можно тренироваться в его сжатии, чтобы в 9-м классе легко написать сжатое изложение.
При оценке изложения эксперты учитывают использование компрессии в каждом микротеме. Школьникам нужно иметь в виду, что первый абзац текста обычно запоминается лучше остальных, и есть соблазн передать его с максимальной подробностью.
В то время как последняя микротема часто подвергается сильному сокращению, потому что хуже остается в памяти. Но залог хорошей оценки — равномерное сжатие текста.
Источник: Методические материалы для предметных комиссий субъектов РФ по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ОГЭ 2020 года
Оценка связности
Готовый текст должен представлять собой связное высказывание, правильно разделенное на абзацы. Абзацы нужно четко отделять друг от друга, но использовать красную строку необязательно — в изложениях достаточно пробела.
Также важно не допускать лексических ошибок: соединение двух разнородных мыслей в одном предложении, нарушение последовательности событий.
Источник: Методические материалы для предметных комиссий субъектов РФ по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ОГЭ 2020 года
Оценка грамотности
Даже если все правила написания изложения соблюдены, существенно снизить баллы может случайная ошибка или описка. Чтобы этого избежать, стоит вычитать текст несколько раз и все спорные слова проверить по словарю.
Вместе с тем некоторое количество ошибок все же допускается:
- 1 орфографическая;
- 1 грамматическая;
- 2 пунктуационные;
- 2 речевые.
Но в чем точно нельзя ошибаться, так это в использовании терминологии. Если ребенок не уверен в значении слова, лучше его не употреблять.
Подробности о критериях оценки и указаниях, как писать сжатое изложение, можно найти в методических материалах (правила для 2021–2022 годов не изменились).
Подготовка к изложению ОГЭ
На сайте ФИПИ есть задания для подготовки к ОГЭ по русскому языку — это набор аудиозаписей , подобных тем, что будут предложены на экзамене. Любое задание можно открыть, прослушать текст и потренироваться в написании изложения.
Для полного погружения в обстановку ОГЭ рекомендуем школьникам:
- слушать текст два раза с перерывом на 4 минуты и больше не обращаться к нему во время работы;
- заранее подготовить листочки для черновиков и еще один лист в качестве экзаменационного бланка;
- засекать время, необходимое для написания изложения на черновик, чистовик и для переноса текста на бланк.
Разбор задания
Разберем задание №1 из набора на сайте ФИПИ.
В тексте говорят о доброте и о том, как она воздействует на человека.
Учимся писать изложение: выделяем 3 микротемы и выписываем для них ключевые слова, обороты, короткие предложения.
Микротема 1: чтобы оценить доброту, нужно испытать ее от других людей. Доброта — это дар, который дают не по обязанности.
Ключевые слова: оценить, испытать, воспринять, почувствовать, овладевает сердцем, дар, не по обязанности, не в силу долга.
Микротема 2: чужая доброта — это теплота, которая согревает сердце. Человек, хоть раз испытавший ее, ответит взаимностью.
Ключевые слова: чужая доброта, предчувствие большего, теплота, согревает сердце, обязательно ответит.
Микротема 3: почувствовать огонь доброты — великое счастье, в этот миг человек находит в себе лучшее.
Ключевые слова: огонь, дать волю, счастье, забывается «я», чужое стало своим, забыта вражда, ненависть, не остается места.
Мы сформулировали микротемы в тех выражениях, которые присутствуют в тексте, но можно выбрать и более короткие формулировки. Тренируясь раз за разом, школьники вырабатывают свою стратегию запоминания.
Как написать сжатое изложение на отлично
В заключение — несколько советов школьникам:
- В изложении важнее передать основную мысль текста, а не использовать точные авторские формулировки. Поэтому если какая-то микротема запомнилась хуже, напишите ее своими словами. Но при этом оставайтесь в рамках авторского стиля.
- Заранее придумайте свою систему сокращений: слова «поэтому» и «следовательно» можно заменить стрелками, вместо «человек» писать «чел». Это пригодится вам для создания черновика во время прослушивания текста.
- В последний день перед ОГЭ постарайтесь не заниматься, в это время организму нужен отдых и восстановление. Накануне экзамена можно сходить на прогулку, разгрузить голову, а главное — хорошо выспаться.
- Если до экзамена еще полгода или год, не стоит думать, что у вас много времени и откладывать подготовку. О том, как правильно писать изложение на ОГЭ, вы должны знать уже в начале 9-го класса, и начать тренироваться нужно за несколько месяцев до важного события.
Родителям, которые хотят научить детей правильной подготовке к изложению, рекомендуем вместе с ребенком составить график домашних занятий и участвовать в них, зачитывая тренировочные тексты.
Кроме того, помогите ребенку организовать тихое рабочее место, где ему не будут мешать младшие братья и сестры, работающий телевизор и любой шум.
Но главное, верьте в своего ребенка и напоминайте ему, что все обязательно получится. А если что-то пойдет не по плану — вы всегда рядом и обязательно со всем вместе разберетесь.
Как устроено изложение в ОГЭ по русскому языку 2022? Что важно знать об успешном выполнении этого задания? Как оценивается изложение и как к нему подготовиться? Разбираемся в статье.
Как происходит написание изложения в ОГЭ по русскому?
Экзамен по русскому языку состоит всего из девяти заданий, первое из которых — изложение. Ученики приходят в пункт проведения экзамена, рассаживаются по своим местам, ровно в 10:00 слушают инструктаж, заполняют бланки, после чего приступают к изложению.
Организатор включает запись, школьники работают в черновиках. Текст изложения они услышат дважды.
За это время ученик должен успеть записать как можно больше важной информации и не упустить ни одну из трёх микротем.
После завершения записи ученики продолжают работать над текстами: дополнять пропуски, дописывать мысли, делать текст связным и логичным. Далее они переписывают текст сжатого изложения в чистовик и приступают к заданиям с кратким ответом.
Понимать, как устроены задания в ОГЭ по русскому очень важно. Все потому, что этот экзамен требует определенного формата решения и выполнения, и знакомство с ним — залог успешной сдачи. На наших курсах подготовки к ОГЭ мы разбираем с учениками особенности каждого задания ОГЭ и критерии их оценивания. Мы также объясняем школьникам, как лучше всего справляться с самыми сложными вопросами и не попадаться в ловушки экзаменаторов. Записывайтесь, если хотите получить высокий балл на ОГЭ!
Как оценивают изложение
Первый критерий — ИК1 — содержание изложения. Если экзаменуемый не упустил ни одной микротемы и не добавил ничего лишнего от себя, то получает 2 балла.
Далее оцениваются приёмы сжатия исходного текста — ИК2 —. В каждой микротеме (всего их три) должен быть применён хотя бы один приём сжатия, о которых мы расскажем чуть позже. За каждый сжатый абзац ученик получает по одному баллу, итого — 3!
Последний критерий — ИК3 — смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложений оценивает логику и абзацное членение. Три абзаца, всё логично, стройно, понятно? Ещё два балла в копилочку!
Итого за изложение можно получить целых 7 баллов! Достаточно много за такую несложную работу.
Не забывайте, что отдельно по десятибалльной шкале будет оценена грамотность изложения и сочинения в совокупности!
Как написать? 8 этапов работы над изложением в ОГЭ по русскому
1. Первое прослушивание
Сразу положите перед собой два черновика и две ручки (запасную на тот случай, если первая ручка перестанет писать).
Во время первого прослушивания очень важно успеть написать как можно больше информации за диктором. Оставляйте большие пробелы между строчками, чтобы потом можно было легко дописать недостающие части.
Заранее разработайте и продумайте систему сокращений слов, которые часто встречаются в изложениях (человек — Ч, любовь — быстро нарисовать сердечко и так далее). Старайтесь выписывать важные слова, которые имеют смысл и передадут содержание текста. Обычно ученикам интуитивно хочется выписывать короткие слова (у, в, под, на, об…), но по таким записям будет сложно восстановить смысл текста.
2. Пауза
Между прослушиваниями будет небольшая пауза. Пока не началась повторная запись, постарайтесь дополнить пропуски, дописать сокращения. Особое внимание обращайте на первое и последнее предложение абзаца — их нужно написать максимально приближенно к оригиналу.
Внимательно посмотрите на границы микротем: правильно ли вы выделили абзацы. Во время второго прослушивания обратите внимание на паузы между частями — они должны быть более долгими там, где вы начинаете писать с красной строки.
3. Второе прослушивание
Стараемся максимально заполнить все пропуски и пробелы. Помните: сокращать проще, чем дополнить. Лучше записать больше, так как больше прослушиваний не будет: вы будете работать с тем, что успели написать.
4. Корректировка черновика
Когда закончилось второе прослушивание, сразу же заполняйте оставшиеся пропуски, пока не забыли услышанное. Убедитесь, что все слова, записанные на скорую руку, вам понятны.
Постарайтесь воспроизвести первое и последнее предложение каждой микротемы. Убедитесь, что у вас три микротемы — каждая из них должна начинать какую-то новую мысль.
5. Сжатие текста: сократите написанное
Теперь пришло время применить приёмы сжатия текста, чтобы получить наши заветные три балла!
Существует три классических приёма сжатия текста, которые никогда не подводят:
- исключение;
- упрощение;
- обобщение.
Разберем каждый подробнее.
1. Исключение. Первый приём — наш верный друг — разрешает нам исключить (то есть просто вычеркнуть) всё ненужное: синонимы, однородные члены, обороты, вводные слова, лишние подробности. Если вы видите, что без этой информации смысл микротемы сильно не меняется — вычёркивайте смело. Но не переборщите: ваше изложение должно содержать не менее 70 слов!
Пример:
Безусловно, все мы знаем, что такое материнская любовь: это забота, ласка, внимание. Берегите своих драгоценных мам!
После исключения:
Все мы знаем, что такое материнская любовь. Берегите своих мам!
2. Упрощение. Возможность сделать сложные предложения и конструкции более простыми.
Пример:
Нужно смотреть по сторонам, когда переходишь дорогу, потому что автомобилисты не всегда внимательны: они могут не успеть затормозить.
После упрощения:
Нужно смотреть по сторонам, переходя дорогу. Автомобилисты не всегда внимательны и могут не успеть затормозить.
3. Обобщение. Разрешает заменять однородные члены обобщающим словом или же заменить подробный фрагмент более коротким синонимичным.
Пример:
Я, мама, папа, бабушка, дедушка, брат и его жена собрались за столом. Мы общались, пили, ели, смеялись и смотрели телевизор. Нам очень понравился вечер!
После обобщения:
Вся семья собралась за столом. Нам очень понравился вечер: мы прекрасно провели время!
6. Работа над композицией изложения в ОГЭ по русскому
Проработали все три микротемы? Убедитесь, что текст складно читается целиком, нет логических провалов, несостыковок, скачков. Добавьте переходы при помощи союзов и вводных слов, где это необходимо.
7. Корректировка содержания: исправьте ошибки и недочёты, проверьте орфографию и пунктуацию
Если предложение кажется вам “корявым” — вам не кажется! Переформулируйте его, напишите мысль по-другому, чтобы вы были уверены в корректности. Вычистите повторы: если в одном или соседних предложениях повторяется одно и то же слово, замените его местоимением или синонимом.
Затем проверьте постановку знаков препинания (особенно в сложных предложениях)!
Сомневаетесь? Выделите грамматическую основу и начертите схему.
Помните, что для проверки правописания вы можете использовать орфографический словарь на экзамене. Не знаете, как пишется слово, а словарь не помог? Подберите синоним!
8. С черновика на бланк
Очень внимательно и аккуратно переписываем наш текст на бланк ответов номер 2. Помните, что бланк можно заполнять только с лицевой стороны — обратную сторону не проверяют!
Большое количество ошибок по невнимательности (в орфографии, пунктуации, абзацном членении и так далее) происходит именно на этом этапе. Поэтому не поленитесь в самом конце, когда уже будет написан весь экзамен, включая сочинение, вернуться к листу с изложением и перечитать свою работу.
Как готовиться к изложению
Как и всегда, лучший друг успеха на экзамене — практика. В открытом банке заданий ОГЭ на сайте ФИПИ выложены тексты изложений, который можно запустить и попробовать самостоятельно написать работу.
Однако в заданиях с развёрнутым ответом главное — проверка. Если у вас нет возможности обратиться к учителю с просьбой проверить вашу работу, записывайтесь на курс подготовки ОГЭ по русскому, который включает в себя как написание изложения, так и проверку преподавателем в соответствиями с критериями от ФИПИ. На нашем курсе вы также основательно подготовитесь ко всем остальным заданиям ОГЭ: мы тщательно анализируем экзамены и разбираем с учениками все лайфхаки и ловушки.
В 9 классе есть два обязательных предмета: русский язык и математика. Когда вас экзаменуют по первому, вам надо подготовить текст для сжатого изложения. Определение «сжатое» является ключевым: надо пересказать и сократить текст так, чтобы сохранить все идеи первоначального материала. Как не потерять баллы на этом задании? И на что обращать внимание при прочтении, чтобы сохранить все микротемы? Рассказываем в этом материале.
Содержание
Советы во время первого и второго прослушивания
Как выглядит написание изложения на ОГЭ? Ученики сидят в кабинете, и им включают запись с текстом. Вы слышите статью, обычно она не больше 150 слов.
Аудиозапись будет проиграна дважды: для ознакомления и для закрепления услышанного. Между воспроизведением аудиозаписи будет около пяти минут для осмысления материала и работы с записями в черновике.
Как эффективно слушать аудиозапись текста? Есть несколько рекомендаций:
- При первом прочтении отметьте ключевую тему и разделите текст на смысловые части
Не надо пытаться зафиксировать всё слово в слово за автором: в этом случае легко потерять идею. В самом начале вам надо ознакомиться с текстом, составить план и выделить три микротемы.
- Во время перерыва между чтениями выделите для себя три микротемы, отметьте их на черновике и сформулируйте главную мысль каждого абзаца
Пять минут между прочтениями — отличное время, чтобы накидать план и написать, что говорит автор в своём тексте. Важно: оставляйте пустые места между микротемами на черновике, в них вы будете записывать текст при втором прочтении.
- Второе прочтение аудиозаписи — время конспектировать
Сокращайте слова, отмечайте все важные детали в пустые места, которые вы оставили между микротемами. Это материал, из которого вы будете писать финальный текст изложения. Боитесь, что не хватит бумаги? Попросите любое количество листов для черновика, никто вам не откажет.
Советы по написанию изложения на ОГЭ
Запись аудио с текстом прослушали, на черновике план с ключевыми словами составили, время писать само изложение. Как это сделать? Есть несколько советов:
Используйте все инструменты сокращения
Минимальный объём готового изложения на ОГЭ — 70 слов. Когда вас экзаменуют, проверяющие ожидают, что вы будете:
- убирать повторы;
- избавляться от однородных членов;
- сокращать причастные и деепричастные обороты;
- заменять сложные конструкции простыми синонимами;
- объединять разные предложения в одно.
Не забывайте про каждый из этих инструментов, и тогда вы не потеряете баллы на критерии “сжатие текста”.
Не забывайте про композицию текста
В изложении на ОГЭ по русскому языку у вас должно получиться три абзаца. В каждом из них раскрывается одна микротема.
Перепроверьте стиль написания
Перечитайте готовое изложение. Если получается связный рассказ, у вас качественный материал, такой можно перенести на чистовик и сдать.
Перечитайте текст и убедитесь, что нет орфографических и пунктуационных ошибок
Если какие-то слова вызывают у вас сомнения, просто подчеркните их на черновике, а затем перепроверьте их по орфографическому словарю. На ОГЭ разрешено использовать их.
Интересные нюансы и лайфхаки на изложении по русскому языку
Считается, что по тому, как воспринимают люди информацию, их можно разделить на визуалов и аудиалов. Одним проще видеть текст, вторым — слышать.
В зависимости от того, к какой категории вы относитесь, вам нужно по-разному писать изложение на ОГЭ.
Визуалам будет сложно на слух определить темы и ключевые слова, поэтому таким людям надо записывать всё максимально близко к тексту. И только потом уже делать изложение.
Аудиалы же, наоборот, смогут спокойно разделить статью на абзацы и составить конспект-план. А уже на его основе подготовить изложение.
24 декабря – 20 января
5-11 классы
Онлайн-олимпиада Коалиции
Поэтому дополнительный лайфхак №1. Определите, к какой категории людей вы относитесь: визуалы или аудиалы.
Не знаете, как это понять? Включите пробное изложение и послушайте. Если после первоначального прочтения вам сложно сформулировать все микротемы и составить план текста, то, скорее всего, вы визуал.
Лайфхак №2. Готовьтесь к изложению по русскому языку вместе с другими. Вы можете собраться с друзьями, написать пробное изложение, а потом поменяться ответами и проверить друг у друга.
А можете прийти на курсы Коалиции и подготовиться вместе с опытными преподавателями. Они покажут, где вы допускаете ошибки, и помогут избежать их.
Как будут оценивать изложение на ОГЭ по русскому в 2023 году
Вы можете получить до 7 баллов за эту часть экзамена. Давайте рассмотрим, из каких критериев складывается эта оценка.
- Содержание изложения
Все ли микротемы вы отобразили? Не забыли ли написать что-то важное? Не слишком ли сильно увлеклись сокращением, что выбросили ключевую идею? Именно на эти вопросы отвечает этот критерий. Максимальное количество — 2 балла.
В изложении должно быть три микротемы, а значит, три абзаца. Если больше или меньше, это повод снизить оценку за содержание.
- Сжатие исходного текста
Готовый текст должен быть немногословным и кратким. Для этого используйте все три приёма сжатия. Тогда вы получите максимальные три балла по этому критерию.
Важно сохранить стиль речи и последовательность изложения. При этом вы можете опускать все вводные слова, сложные конструкции и объединять однородные члены предложения одним общим определением.
- Логика повествования
Ваше изложение — это цельный и связный текст, помните об этом. Ведь если его сложно читать, есть логические ошибки, то вы можете потерять баллы на последнем критерии.
Выводы
Русский язык — это обязательный предмет на ОГЭ, и каждый школьник напишет изложение. Подготовиться к нему можно самостоятельно, важно больше практиковаться и использовать наши рекомендации при написании текста. А если вы хотите быть уверенным, что ОГЭ будет написан максимально хорошо, приглашаем на курсы Коалиции.
Поделиться в социальных сетях
Читайте также
Всем школьникам в девятом классе предстоит пройти через экзамен по русскому. Он состоит из трех частей — изложение, тестовая часть и сочинение. Если вторая и третья часть будет в ЕГЭ, поэтому ее практикуют часто, то про первую иногда забывают. Сегодня разберемся, как писать изложение ОГЭ, ведь главное — это хорошо начать, а дальше все пойдет как по маслу.
Как проходит написание изложения по ОГЭ
Перед тем, как писать изложение ОГЭ, нужно узнать, что будет ждать на экзамене каждого ученика, поэтому перейдем к структуре.
На всю первую часть отводится 1 час 40 минут, из которых:
- 10 минут читают текст;
- 5 минут для записи пометок и плана на черновике;
- 10 минут еще раз слушают запись;
- 1 час и 15 минут работают над текстом.
Время на прослушивание отведено с запасом, так как обычно актер читает текст не больше 3-4 минут. После прослушивания напишете план и сделаете пометки, по которым сможете восстановить текст, можно приступать к работе. Но для этого важно знать, как писать изложение ОГЭ. Чтобы эксперты поставили хороший балл, необходимо:
- Раскрыть основную тему;
- Выделить 3 микротемы;
- Верно передать содержание;
- Перейти порог минимального количества слов.
При всех этих пунктах у вас будет высокий балл.
Как оценивают изложение
Максимальное количество баллов, которое можно получить за первую часть — 7. Для этого нужно чтобы ваша работа соответствовала всем нужным критерием, была красивой и четко передавала мысль. Запомните вещи, которые обязательно нужно знать перед тем, как писать изложение ОГЭ:
- В работе должно быть 3 микротемы. Каждая микротема в отдельном абзаце. Чтобы было проще, можно выделить проблемы в самом начале, чтобы потом последовательно раскрыть их в каждом абзаце.
- Не должно быть ничего лишнего. Сделать это можно разными способами: исключить повторы, сложные предложения, вводные слова, заменять несколько существительных одним местоимением, превращать несколько предложений в одно короткое.
Если оба пункта выполнены и вы уверены в своей работе, то можно ее сдавать.
Как готовиться к написанию изложения
Самая эффективная подготовка — это практика. Чтобы узнать, как писать изложение ОГЭ, можно зайти на сайт ФИПИ и посмотреть открытый банк заданий, где хранятся аудиозаписи. Некоторые из них будут на самом ОГЭ, так что будет большим плюсом, если до этого у вас будет опыт написания того же текста.
Чем больше вы практикуетесь, тем легче вам будет справиться с заданиями на экзамене, так что все в ваших руках.
Этапы работы над изложением
Легче всего двигаться по четкому плану. Если вы запомните шаблон и будете двигаться по нему, то вам не составит труда получить максимум баллов. Для удобства можно переписать его в тетрадь.
- Первое прочтение. Логично, что перед тем, как писать изложение ОГЭ, нужно услышать текст. Здесь важно очень внимательно слушать и записывать все услышанное. Не обязательно пытаться успеть записать все, пишите ключевые слова, по которым сможете восстановить в памяти услышанное. Оставляйте место для того, чтобы потом подробнее расписать каждую пометку.
- Перерыв. В это время не забудьте заполнить пропуски, расписать ключевые слова, пока не забыли. Если останется время, то подумайте о микротемах, составьте план.
- Второе прочтение. Во время второго прослушивания запишите дополнительные ключевые слова, обратите внимание на то, что вы еще не записали в черновике. Заполните пробелы и постарайтесь запомнить максимальное количество текста.
- Отредактируйте черновик. Составьте план, если не составили его ранее, выделите микротемы, дополнительно распишите ключевые слова, разделите информацию на главную и второстепенную перед тем, как писать изложение ОГЭ.
- Сократите написанное. Уберите лишнюю информацию, но помните о минимальном количестве слов — 70.
- Разделите текст по абзацам. Их должно быть три, по одному на каждую микротему. Перечитайте работу, проверьте его на удобочитаемость, наличие ошибок.
- Исправьте ошибки после прочтения. Скорректируйте текст так, чтобы он проходил по всем критериям, уберите грамматические ошибки.
- Перепишите в бланк. Внимательно переписывайте, чтобы случайно не допустить ошибок.
После того, как текст будет аккуратно переписан и перечитан даже после написания, работу можно сдавать.
Соблюдайте правила, больше практикуйтесь и всегда перепроверяйте написанное. Так вы максимально ответственно подойдете к работе и сможете сделать все возможное для получения максимального результата. А еще приходите на экзамен в хорошем и расслабленном настроении: так вы не забудете текст от страха и сможете трезво думать.
Как написать изложение на ОГЭ по русскому языку
В первой части ОГЭ по русскому языку нужно писать краткое изложение. На экзамене два раза включают аудиозапись, на которой актёр читает небольшой текст. Первый раз — для ознакомления, второй раз — чтобы закрепить услышанное. Аудиозапись длится 2,5-3 минуты. Между чтениями дают ещё 3-4 минуты, чтобы осмыслить текст и поработать с заметками в черновике. После второго прослушивания ученики начинают писать изложение.
Типы восприятия
Люди воспринимают информацию по-разному. Есть визуалы, которые усваивают её зрительно: чтобы понять текст, они его читают. А есть аудиалы, которым достаточно воспринять текст на слух.
От того, какой у вас тип восприятия, зависит то, что вам делать во время прослушивания аудиозаписи.
Если вы визуал, сразу записывайте тезисы в черновик. Не обращайте внимания, когда на экзамене скажут «сначала слушайте». Делайте так, как удобно — ведь с написанным текстом вам потом будет проще работать.
Если вы аудиал, то вначале внимательно слушайте аудиозапись. Даже когда все вокруг бросятся делать записи в черновиках, ничего не пишите: сидите и слушайте. Чтобы записать услышанное, у вас будет перерыв между чтениями.
Если не можете определить свой тип восприятия, пройдите специальные тесты в интернете. Более проверенный способ — попросить кого-нибудь прочитать вам два текста. С первым поработайте как визуал: записывайте тезисы сразу во время чтения. Второй текст сначала послушайте, а потом на слух запишите всё, что запомнили. Затем посмотрите, как вам больше понравилось работать, и придерживайтесь этой стратегии при подготовке.
Этапы работы над изложением
1. Первое прочтение: внимательно слушайте текст
Визуалы: сразу записывайте услышанное. Лучше делать это с сокращёнными словами и большими пробелами. Не жалейте бумаги: вы успеете заполнить пропуски во время второго прочтения.
Аудиалы: мысленно выделяйте в тексте самое важное и делите его на смысловые части, чтобы понять, о чём говорится в каждой из них. Также сразу стоит определить главную тему текста и основную мысль, то есть зачем он был написан.
2. Перерыв между чтениями: обдумывайте услышанное
Визуалы: допишите сокращённые слова и пробегите глазами написанное, чтобы осознать, о чём этот текст.
Аудиалы: запишите опорные слова, оставляя между ними большие пробелы. Обратите внимание на особенности повествования автора, в каких словах отражается его индивидуальный стиль. Также постарайтесь сразу составить подробный план текста. Выделите микротемы каждой из трёх частей и озаглавьте их, оставив место для записи опорных слов.
3. Второе прочтение: уточняйте и запоминайте содержание
Визуалы: вписывайте в оставленные пробелы то, что не записали в первый раз. Не беда, если останется место: это пока черновик.
Аудиалы: конкретизируйте первое впечатление от текста и по возможности дополните схему текста. Обратите внимание на логику авторского рассуждения и сравните её со своим планом: выделите опорные слова и соотнесите с ними абзацы.
4. Корректировка черновика: найдите микротемы, составьте план и отделите главную информацию от второстепенной
Соедините всё, что написали, и сделайте черновик сжатого изложения. Обращайте внимание на выделенные микротемы: они должны быть связаны и вместе составлять логичный текст. Затем прочитайте то, что получилось. Если мысль не прерывается и текст читается легко, то идём дальше.
5. Сжатие текста: сократите написанное
В изложении должно быть не менее 70 слов. Ограничений по максимальному количеству нет, но если текст будет большим, с вас снимут баллы по критерию сжатия. Поэтому перечитайте текст и подумайте, как ещё его можно сократить. Затем сделайте окончательные исправления и дополнения.
6. Работа над композицией изложения: перечитайте текст в третий раз
В вашем тексте должно быть три абзаца. Одна микротема — один абзац. Если их будет меньше или больше, с вас снимут баллы. Проверьте черновик два раза, никуда не торопитесь. Если текст читается на одном дыхании и без запинок, значит, у вас получилось хорошее изложение.
7. Корректировка содержания: исправьте ошибки и недочёты, проверьте орфографию и пунктуацию
Подчеркните все слова, в написании которых сомневаетесь. Возьмите орфографический словарь и проверьте их. На экзамене обязательно предоставляют словарь, и вы имеете право им воспользоваться.
8. Переписывание чистовика на бланк
Перепишите сжатое изложение в чистовик и проверьте написанное не менее двух раз.
Критерии оценивания
За изложение можно получить максимум 7 баллов. Чтобы их заработать, вы должны посмотреть на свою работу как эксперт. Для этого проверьте её по следующим критериям.
Микротемы. Тема — это то, о чём говорится в тексте. И она, как правило, раскрывается через несколько маленьких подтем.
Микротема — это главная мысль абзаца, она раскрывает одну проблему. В вашем изложении должно быть три микротемы и, соответственно, три абзаца.
Сжатие текста. Ваше изложение не должно быть многословным и подробным. Чтобы его сократить, используйте три способа сжатия:
1. Исключение повторов слов, однородных членов, причастных и деепричастных оборотов, вводных слов.
«Камни Кремля могут звучать. У каждой стены и купола особый звук, а все вместе они сливаются в богатырскую симфонию, исполняемую огромным оркестром из труб золотых куполов Кремля» → «Каждый камень, стена, купол Кремля имеет свой звук, который сливается в единую богатырскую симфонию».
2. Замена слов синонимами или другими частями речи. Например, несколько существительных можно заменить одним местоимением.
«Мужчины и женщины, старики и подростки вышли на охрану родного города» → «Все жители вышли на охрану родного города».
3. Слияние нескольких предложений в одно.
«Призвание — это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево на благодатной почве трудолюбия. Без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню» → «Призвание — это маленький росточек таланта, который без трудолюбия может засохнуть».
Что нужно сохранить при сжатии текста:
- Связность и содержание текста, тему и идею высказывания
- Последовательность изложения
- Три микротемы в трёх абзацах
- Ключевые слова и обороты речи, которые характеризуют авторскую речь
- Изобразительно-выразительные средства, при помощи которых передаётся колорит текста: метафоры, эпитеты, олицетворения
Что можно исключить при сжатии текста:
- Примеры, доказательства, подробности, лирические отступления
- Дату, если без неё не пострадает текст
- Обобщающие слова и предложения
- Однородные члены
- Повторы
- Прямую речь — её передаём косвенной
- Пространное описание природы, чувств и настроений
Труднее всего сжимать первый абзац, потому что он лучше запоминается, и ученики записывают его подробно. А последний абзац забывается, поэтому его сокращают хорошо. Обязательно проверяйте первый абзац вашего изложения.
Разделение абзацев. В каждом абзаце должна быть законченная мысль. Чтобы проверить своё изложение на логику, выпишите первые предложения каждого абзаца. Если они составляют логичный текст, всё в порядке.
Как готовиться
На сайте ФИПИ есть открытый банк заданий с аудиозаписями, которые будут на экзамене. Открывайте материалы и тренируйтесь писать изложения. Возможно, один из этих текстов попадётся вам на ОГЭ.
Например, возьмём этот текст. Внимательно прослушайте его два раза и выпишите микротемы и ключевые слова. Затем сверьтесь с этой таблицей:
Напишите изложение и проверьте его два раза. Отметьте, всем ли критериям оно соответствует:
- Переданы все три микротемы
- Все три микротемы сжаты
- Все три абзаца на месте
- Нет логических ошибок
Чем больше изложений вы напишете и проверите, тем комфортней будете чувствовать себя на экзамене.
ОГЭ. Задание № 1. Сжатое
изложение.
10 необходимых шагов. Алгоритм написания.
1. Прослушайте текст. Во время первого
прослушивания начинайте сразу делать записи, отмечая микротемы. Обратите
внимание на более длительные паузы – это абзацы! Помните: в тексте – 3 микротемы,
т.е. 3 абзаца.
2. Прослушивая текст второй раз,
записывайте ключевые слова и фразы.
3. Работая над восстановлением текста,
отметьте в нем существенное и подробности в каждой части.
4. Определите способы сокращения текста
(исключение, обобщение, упрощение), которые необходимо применить в каждом
абзаце (один любой способ, но в каждом абзаце!)
5. Напишите сжатое изложение каждой
части, свяжите их между собой, чтобы получился текст. Учитывайте смысловые
связи между эпизодами (логические, временные, пространственные и т.п.).
8. Пересчитайте слова (пусть будет около
90 слов – не менее!)
9. Отредактируйте изложение (проверьте
на наличие ошибок).
10. Перепишите аккуратно в бланк (помните:
все буквы и знаки препинания
должны четкими, не вызывающими
сомнений у проверяющего эксперта)
Помните о
главных условиях:
1. 1. Вы должны
передать содержание и(основную мысль) как каждой микротемы, так и всего
текста в целом.
2. Вы должны применить хотя бы один
способ сжатия в каждом абзаце.
3. Объём изложения – не менее 70 слов.
* Напомним! К приемам
сжатого изложения относятся:
1) сокращение отдельных членов
предложения, некоторых однородных членов,
2) образование сложного предложения путем слияния двух
смежных предложений, повествующих об
одном и том же предмете речи;
3) сокращение сложного
предложения за счет менее существенной части;
4) разбивка сложного предложения на
сокращенные простые;
5) перевод прямой речи в
косвенную;
6) пропуск предложений, содержащих
второстепенные факты;
7) пропуск предложений с описаниями и
рассуждениями.
УДАЧИ!!!