Как пишется изложение от 3 лица


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Писать от третьего лица просто, надо лишь немного попрактиковаться. Его использование в академических, то есть учебных или научных текстах означает отказ от местоимений «я» или «вы», как правило, с целью достижения более объективного и формального стиля. В художественной литературе третье лицо может принять форму различных точек зрения — точки зрения всезнающего автора, ограниченного повествования от третьего лица (одного или нескольких фокальных персонажей) или объективного повествования от третьего лица. Выбирайте сами, с какой из них вы будете вести свой рассказ.

  1. Изображение с названием Write a Speech Introducing Yourself Step 9

    1

    Используйте третье лицо для любых академических текстов. Описывая результаты исследований и научные доказательства, пишите от третьего лица. Так ваш текст будет более объективным. В академических или профессиональных целях эта объективность важна, чтобы написанное вами производило впечатление непредвзятости и, следовательно, заслуживало большего доверия.[1]

    • Третье лицо позволяет сосредоточиться на фактах и доказательствах, а не на личных мнениях.[2]
  2. Изображение с названием Start a Letter Step 1

    2

    Используйте правильные местоимения. В третьем лице о людях говорится «со стороны». Используйте существительные, имена собственные или местоимения третьего лица.

    • К местоимениям третьего лица относятся: он, она, оно, они и их формы во всех падежах — его, ее, их, ему, ей, им, ими и так далее.
    • Имена людей также подходят для изложения от третьего лица.
    • Пример: «Орлов полагает иначе. Согласно его исследованиям, более ранние заявления по данной теме неверны».
  3. Изображение с названием Stop Cyber Bullying Step 7

    3

    Избегайте местоимений первого лица. Первое лицо предполагает личную точку зрения автора, а значит, такое изложение выглядит субъективным и основанным на мнении, а не на фактах. В академическом эссе следует избегать первого лица (если заданием не предусмотрено иное — скажем, изложить ваше мнение или результаты вашей работы).[3]

    • К местоимениям первого лица относятся: я, мы, их формы во всех падежах — меня, мне, нас, нами, притяжательные местоимения — мой (моя, мои), наш (наша, наши).[4]
    • Проблема первого лица заключается в том, что оно придает научной речи личный и субъективный характер. Иными словами, читателя будет сложно убедить, что взгляды и идеи изложены беспристрастно и не затронуты личными чувствами и воззрениям автора. Когда люди используют первое лицо в академических работах, они часто пишут «я думаю», «я считаю» или «на мой взгляд».
    • Неправильно: «Хотя Орлов это утверждает, я считаю его аргументы ошибочными».
    • Правильно: «Хотя Орлов это утверждает, другие с ним не согласны».
  4. Изображение с названием Feel Good About Yourself Step 12

    4

    Избегайте местоимений второго лица. Посредством их вы обращаетесь непосредственно к читателю, как будто знаете его лично, и стиль вашего письма становится слишком фамильярным. Второе лицо никогда не следует использовать в научных работах.[5]

    • Местоимения второго лица: ты, вы, их формы во всех падежах — тебя, тебе, тобой, вас, вам, вами, притяжательные местоимения — твой (твоя, твои), ваш (ваша, ваши).[6]
    • Главная проблема второго лица — ему часто присуща обвинительная интонация. Отсюда вытекает риск возложить излишнюю ответственность на плечи именно того человека, что читает вашу работу в настоящий момент.
    • Неправильно: «Если в наши дни вы по-прежнему не согласны, вы, должно быть, не знаете фактов».
    • Правильно: «Тот, кто в наши дни по-прежнему не согласен, должно быть, не знает фактов».
  5. Изображение с названием Reduce Your Student Loan Payments Step 4

    5

    Говорите о субъекте общими словами. Иногда автору нужно сделать отсылку к субъекту, не называя его конкретно. Другими словами, ему требуется упомянуть человека в общем, а не какое-то уже известное лицо. В этом случае обычно и возникает искушение написать «вы». Однако в данном случае уместно будет воспользоваться существительным, носящим обобщенный характер, или местоимением — неопределенным, определительным или отрицательным.

    • К существительным общего характера, часто используемым при научном письме в третьем лице, относятся: автор, читатель, студент, преподаватель, человек, мужчина, женщина, ребенок, люди, исследователи, ученые, эксперты, представители.
    • Пример: «Несмотря на множество возражений, исследователи продолжают отстаивать свою позицию».
    • К местоимениям, которые могут использоваться с той же целью, относятся: кое-кто, кто-то, некоторые (неопределенные); все, каждый, любой (определительные); никто (отрицательное).
    • Неправильно: «Вы можете согласиться, не зная фактов».
    • Правильно: «Кто-то может согласиться, не зная фактов».[7]
  6. Изображение с названием Spot Fake News Sites Step 8

    6

    Избегайте избыточной конструкции «он или она». Иногда современные авторы пишут «он или она» вместо «он», хотя субъект изначально упомянут в мужском роде.

    • Такое использование местоимений продиктовано политкорректностью и является нормой, к примеру, в английском языке, но в русском обычно лишь делает фразу избыточной. После существительного «ученый», «врач», «ребенок», «человек» можно и нужно писать «он».
    • Неправильно: «Свидетель хотел дать анонимные показания. Он или она боялся пострадать, если его или ее имя станет известно».
    • Правильно: «Свидетель хотел дать анонимные показания. Он боялся пострадать, если его имя станет известно».

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Grant Proposal Step 10

    1

    Перемещайте фокус от одного персонажа к другому. Когда вы пишете художественный текст с точки зрения всезнающего автора, повествование перескакивает от одного персонажа к другому, а не следует за мыслями, действиями и словами одного героя. Автор знает все о каждом из них и о мире, в котором они живут. Он сам решает, какие мысли, чувства или поступки открыть читателю, а какие скрыть от него.[8]

    • Допустим, в произведении четыре главных действующих лица: Уильям, Боб, Эрика и Саманта. В разные моменты повествования писателю следует изобразить действия и мысли каждого из них, причем он может делать это в пределах одной главы или абзаца.
    • Пример: «Уильям подумал, что Эрика солгала, но ему хотелось верить, что у нее была на то веская причина. Саманта тоже была уверена, что Эрика лжет, к тому же ее мучила ревность, так как Тони посмел подумать хорошо о другой девушке».
    • Авторам всеведущих повествований следует избегать резких скачков — не стоит менять взгляды персонажа в пределах одной главы. Это не нарушает канонов жанра, но является признаком повествовательной рыхлости.
  2. Изображение с названием Quote a Book Step 1

    2

    Раскрывайте любую информацию, какую пожелаете. С точки зрения всезнающего автора рассказ не ограничен переживаниями и внутренним миром единственного персонажа. Наряду с мыслями и чувствами, писатель может открывать читателю прошлое или будущее героев непосредственно по ходу повествования. Кроме того, он может высказывать собственное мнение, оценивать события с позиции морали, описывать города, природу или животных отдельно от сцен с участием персонажей.[9]

    • В определенном смысле автор, пишущий с этой точки зрения, является кем-то вроде «бога» в своем произведении. Писатель может наблюдать за действиями любого персонажа в любой момент, причем, в отличие от наблюдателя-человека, он не только видит внешние проявления, но и способен заглянуть во внутренний мир.
    • Знайте, когда следует скрыть информацию от читателя. Хотя автор может рассказать обо всем, о чем он пожелает, произведению может пойти на пользу доля недосказанности, когда некоторые вещи открываются постепенно. Например, если один из героев окутан аурой загадочности, разумно будет не допускать читателя до его чувств, пока не раскроются его истинные мотивы.
  3. Изображение с названием Write a Book Report Step 6

    3

    Избегайте использования местоимений первого и второго лица. Местоимения первого лица — «я», «мы» и их формы — могут появляться только в диалогах. То же самое относится ко второму лицу — «ты» и «вы».

    • Не используйте первое и второе лицо в повествовательной и описательной части текста.
    • Правильно: «Боб сказал Эрике: „По-моему, это довольно страшно. А ты как думаешь?”»
    • Неправильно: «Я подумал, что это довольно страшно, и Эрика с Бобом согласились. А вы как думаете?»

    Реклама

  1. Изображение с названием Feel Good About Yourself Step 7

    1

    Выберите героя, с точки зрения которого вы поведете рассказ. При ограниченном повествовании от третьего лица автор имеет полный доступ к действиям, мыслям, чувствам и взглядам единственного персонажа. Он может писать непосредственно с позиции мыслей и реакций этого персонажа или же отступить в сторону для более объективного рассказа.[10]

    • Мысли и чувства остальных персонажей остаются неизвестными для рассказчика на протяжении всего текста. Выбрав ограниченное повествование, он уже не может свободно переключаться между разными действующими лицами.
    • Когда повествование ведется от первого лица, рассказчик выступает в роли главного героя, в то время как в повествовании от третьего лица все с точностью до наоборот — здесь автор отдаляется от того, что пишет. В этом случае рассказчик может раскрыть какие-то детали, каких не раскрыл бы, если бы повествование велось от первого лица.
  2. Изображение с названием Feel Good About Yourself Step 10

    2

    Описывайте поступки и мысли персонажа «со стороны». Хотя писатель и фокусируется на одном персонаже, он должен рассматривать его отдельно от себя: личности рассказчика и героя не сливаются! Даже если автор неотступно следует за его мыслями, чувствами и внутренними монологами, вести повествование нужно от третьего лица.[11]

    • Иными словами, местоимения первого лица («я», «меня», «мой», «мы», «наш» и так далее) могут использоваться только в диалогах. Рассказчик видит мысли и чувства главного героя, но герой не превращается в рассказчика.
    • Правильно: «Тиффани чувствовала себя ужасно после ссоры со своим парнем».
    • Правильно: «Тиффани подумала: „Я чувствую себя ужасно после нашей с ним ссоры”».
    • Неправильно: «Я чувствовала себя ужасно после ссоры с моим парнем».
  3. Изображение с названием Communicate Effectively Step 21

    3

    Показывайте действия и слова других персонажей, а не их мысли и чувства. Автору известны только мысли и чувства главного героя, с позиции которого ведется рассказ. Однако он может описывать других персонажей так, как их видит герой. Рассказчик может все то, что может его персонаж; он только не может знать, что творится в голове у других действующих лиц.[12]

    • Писатель может строить догадки или предположения в отношении мыслей других персонажей, но только с точки зрения главного героя.
    • Правильно: «Тиффани чувствовала себя ужасно, но, видя выражение лица Карла, она понимала, что и ему не лучше — а то и хуже».
    • Неправильно: «Тиффани чувствовала себя ужасно. Однако она не знала, что Карлу было еще хуже».
  4. Изображение с названием Communicate Effectively Step 24

    4

    Не раскрывайте информацию, которой не владеет герой. Хотя рассказчик может сделать отступление и описать место действия или других персонажей, он не должен говорить ни о чем, чего не видит или не знает герой. Не перескакивайте от одного персонажа к другому в пределах одной сцены. Действия других персонажей могут стать известными, только если они происходят в присутствии героя (или он узнает о них от кого-то еще).

    • Правильно: «Из окна Тиффани видела, как Карл подошел к дому и позвонил в дверь».
    • Неправильно: «Как только Тиффани вышла из комнаты, Карл вздохнул с облегчением».

    Реклама

  1. Изображение с названием Handle Cyber Bullying Step 9

    1

    Переключайтесь с одного персонажа на другой. Ограниченное повествование от лица нескольких персонажей, называемых фокальными, означает, что автор ведет рассказ с точки зрения нескольких героев поочередно. Используйте видение и мысли каждого из них, чтобы раскрыть важную информацию и помочь развитию сюжета.[13]

    • Ограничьте количество фокальных персонажей. Вам не следует писать с точки зрения множества действующих лиц, чтобы не запутать читателя и не перегрузить произведение. Уникальное видение каждого фокального персонажа должно играть определенную роль в повествовании. Спросите себя, каков вклад каждого из них в развитие сюжета.
    • Например, в романтической истории с двумя главными героями — Кевином и Фелицией — автор может дать читателю возможность понять, что творится на душе у них обоих, описывая события попеременно с двух точек зрения.
    • Одному персонажу можно уделить больше внимания, чем другому, но каждый фокальный персонаж должен получить его долю в тот или иной момент развития истории.
  2. Изображение с названием Attract a Woman Step 2

    2

    Концентрируйтесь на мыслях и видении одного персонажа за раз. Хотя в произведении в целом используется прием множественного видения, в каждый его момент писателю следует смотреть на происходящее глазами только одного героя.

    • Несколько точек зрения не должны сталкиваться в одном эпизоде. Когда заканчивается описание с позиции одного персонажа, может вступать другой, однако их точки зрения не должны смешиваться в пределах одной сцены или главы.[14]
    • Неправильно: «Кевин был влюблен в Фелицию с самой первой их встречи. Фелиция же, со своей стороны, не до конца доверяла Кевину».
  3. Изображение с названием Be a Better Girlfriend Step 18

    3

    Старайтесь делать плавные переходы. Хотя писатель и может переключаться с одного персонажа на другой и обратно, не следует делать этого произвольно, иначе рассказ станет запутанным.[15]

    • В романе удачным моментом для переключения с персонажа на персонаж будет начало новой главы или сцены внутри главы.
    • В начале сцены или главы, желательно в первом предложении, писателю следует обозначить, с чьей точки зрения он поведет рассказ, иначе читателю придется теряться в догадках.[16]
    • Правильно: «Фелиции очень не хотелось этого признавать, но розы, которые Кевин оставил на пороге, были приятным сюрпризом».
    • Неправильно: «Розы, оставленные на пороге, оказались приятным сюрпризом».
  4. Изображение с названием Apply for an Entrepreneurial Grant Step 6

    4

    Различайте, кому что известно. Читатель получает информацию, известную разным персонажам, но каждый персонаж имеет доступ к разной информации. Проще говоря, одни герой может не знать того, что знает другой.

    • Например, если Кевин поговорил о чувствах Фелиции к нему с ее лучшей подругой, сама Фелиция никак не может знать, о чем они беседовали, если только не присутствовала при разговоре, либо Кевин или подруга не рассказали ей о нем.

    Реклама

  1. Изображение с названием Write About Your Hobbies and Interests Step 9

    1

    Описывайте действия разных персонажей. Ведя объективное повествование от третьего лица, автор может описать слова и действия любого персонажа истории в любой момент и в любом месте.[17]

    • Здесь автору необязательно сосредоточиваться на единственном главном герое. Он может переключаться между разными персонажами по ходу рассказа так часто, как ему нужно.
    • Однако первого лица («я») и второго лица («ты») нужно все так же избегать. Их место — только в диалогах.
  2. Изображение с названием Convince Yourself That You're Happy Being Alone Step 12

    2

    Не пытайтесь проникнуть в мысли персонажа. В отличие от точки зрения всезнающего автора, где рассказчику доступны мысли каждого, при объективном повествовании он не может заглянуть ни в чью голову.[18]

    • Представьте, что вы — это невидимый свидетель, наблюдающий за поступками и диалогами персонажей. Вы не всеведущи, поэтому вам неизвестны их чувства и мотивы. Вы лишь можете описать их действия со стороны.
    • Правильно: «После урока Грэхем в спешке покинул класс и помчался к себе».
    • Неправильно: «Грэхем выбежал из класса и помчался к себе. Лекция настолько его взбесила, что он чувствовал себя готовым наброситься на первого встречного».
  3. Изображение с названием Feel Good About Yourself Step 13

    3

    Показывайте, а не рассказывайте. Хотя при объективном повествовании от третьего лица писатель не может поведать о мыслях и внутреннем мире персонажей, он, тем не менее, может делать наблюдения, позволяющие предположить, что думал или испытывал герой. Описывайте происходящее. К примеру, не сообщайте читателю, что персонаж был в гневе, а опишите его жесты, выражение лица, тон голоса, чтобы читатель увидел этот гнев.[19]

    • Правильно: «Когда вокруг никого не осталось, Изабелла расплакалась».
    • Неправильно: «Изабелла была слишком гордой, чтобы плакать в присутствии других, но она чувствовала, что сердце ее разбито, и потому расплакалась, как только осталась одна».
  4. Изображение с названием Start a Letter Step 6

    4

    Не вставляйте в рассказ собственные умозаключения. При объективном повествовании от третьего лица автор выступает в роли репортера, а не комментатора.[20]

    • Позвольте читателю самому делать выводы. Описывайте действия персонажей, но не анализируйте их и не объясняйте, что они значат и как их следует оценивать.
    • Правильно: «Прежде чем сесть, Иоланда трижды оглянулась через плечо».
    • Неправильно: «Это могло показаться странным, но Иоланда трижды оглянулась через плечо, прежде чем сесть. Такая навязчивая привычка свидетельствовала о параноидальном мышлении».

    Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 293 914 раз.

Была ли эта статья полезной?

Урок русского
языка  в 6 классе

Тема: Изложение от третьего лица текста-повествования «Друг
рядом» (упр. 270)

Цель: 
1) подготовить учащихся к написанию изложения от
3-го лица;

2) совершенствовать умение составлять план к тексту,
графически обозначать орфограммы;

3) развивать речь, мышление, фантазию.

Ход
урока

I.                 

Организационный момент.

— Доброе утро. Урок развития речи. Откройте тетради,
запишите дату и тему урока.

II.              

Сообщение темы и цели урока.

— Внимательно перечитайте тему урока и поставьте перед
собой цель. Итак, мы должны подготовиться к написанию изложения от 3-го лица.

III. Вступительное слово учителя. 

— Напишите о том, что у вас может вызвать уважение,
признание, за что можно поставить памятник.

IY. Работа с текстом «Друг рядом» (упр.270)

Чтение текста учителем.
Беседа по прочитанному.

Я вышел из леса и остановился. Ветра не было. Всё замерло. Не слышно было
ни одной птицы. Даже воробьи все попрятались. Приближалась гроза. Тёмно-синяя
туча закрывала половину неба. Сейчас сверкнёт молния, загремит гром и начнётся
сильная буря.

И вдруг я увидел, как вдали на фоне тёмного неба замелькало что-то светлое,
как белый платочек. То летел со стороны деревни белый голубь. Летел всё прямо,
прямо и скрылся за лесом. Прошло несколько минут. Вокруг стояла всё та же
тишина. И вот уже замелькали в небе два платка: это летели домой в деревню два
белых голубя.

Наконец подул сильный ветер, сверкнула молния, прогремел гром — началась
буря. Я едва добежал домой. Под крышей, на самом краю слухового окна, сидели
два белых голубя. Один из них жил здесь. Он слетал за товарищем, привёл его и,
может быть, спас. Голуби сидели рядом и чувствовали каждый своим крылом крыло
соседа. Им

было хорошо! (По И. Тургеневу).

-Послушайте предложения (учитель читает текст
предстоящего изложения). 

— Можно ли эти предложения назвать текстом?
Почему? 

— Определите тему текста и идею текста (Всем и всегда нужен друг, который поможет в
трудную минуту)

-Какое заглавие мы можем дать тексту? (Друг рядом)

-Запишем в тетрадь название изложения. 

От какого лица ведётся повествование?
(от 1-го лица)

Y. Составление плана изложения. 
-Перечитайте текст про себя и разделите его на
части. 

-На сколько частей можно разделить текст? 
-Запишем план в тетрадь. 
-Прочитайте 1-ую часть и озаглавьте её… 
-Итак, у нас получился 
                                               План

2.                   

Белый платочек в небе.

5.                   

Голуби рядом.
YI. Орфографическая работа. 

-Давайте выпишем опорные слова: всё
замерло, гроза, туча, молния, гром, буря, белый платочек, голубь, два белых
голубя, ветер, под крышей, слетал за товарищем, крыло соседа.

YII.
Физминутка.
 


Отдохнём!

Вновь
потом писать начнём! 

Заяц в лес бежал по лугу, 
Я из лесу шёл домой. 
Бедный заяц с перепугу 
Так и сел передо мной. 
Так и обмер бестолковый, 
Но, конечно, в тот же миг 
Поскакал в лесок сосновый, 
Слыша мой весёлый крик! 

YIII.
Работа с текстом ( от 3-го лица).
 
-От какого лица идёт повествование в
тексте? 

-Но нам нужно написать изложение от 3-го лица.
Какие это местоимения? 


Прочитайте текст, изменяя его так, чтобы повествование
велось от 3-го лица (Рассказчик вышел из леса… Он увидел…). Вам необходимо
заменить местоимения 1-го лица на 3-е лицо, а в некоторых случаях изменятся и
слова.

-Будем работать все
вместе с простым карандашом. 

-Как лучше начать изложение, чтобы было понятно,
кто вышел из леса? 

-Итак, читаем 1-ое предложение… 
-А теперь прочитайте весь текст. 
-Какой текст получился? (От 3-го лица.) 
IX. Чтение и пересказ текста по частям. 
X. Пересказ текста учащимися от 3-го лица. 
XI. Вывод по уроку. 
-Итак, от какого лица будем излагать
текст? 

-Сколько раз будем писать с красной
строки? 

-Значит, сколько будет абзацев? 
-Чему учились на уроке? (Излагать текст от 3-го
лица.) 

XII. Написание текста детьми в тетради

-Подготовить пересказ
текста от 3-го лица, подготовиться к изложению.

Спасибо за урок!

Рассказчик
(охотник) вышел из леса и остановился. Он огляделся. Ветра не было. В воздухе всё
замерло. Не слышно было ни одной птицы. Даже воробьи все попрятались.
Приближалась гроза. Тёмно-синяя туча закрывала половину неба. Сейчас сверкнёт
молния, загремит гром и начнётся сильная буря.

Вдруг на фоне
тёмного неба замелькало что-то светлое, как белый платочек. То летел со стороны
деревни белый голубь. Летел всё прямо, прямо и скрылся за лесом. Прошло
несколько минут. Вокруг стояла всё та же тишина. И вот уже замелькали в небе два
платка: это летели домой в деревню два белых голубя.

Наконец подул
сильный ветер, сверкнула молния, прогремел гром — началась буря. Рассказчик едва
добежал домой. Под его крышей, на самом краю слухового окна, сидели два белых голубя.
Один из них жил здесь. Он слетал за товарищем, привёл его и, может быть, спас.
Голуби сидели рядом и чувствовали каждый своим крылом крыло соседа. Им было
хорошо!

Русский язык

5 класс

Урок № 70

Изложение с изменением лица

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Определение темы, идеи.
  2. Выделение частей текста.
  3. Анализ текста.
  4. Лексический анализ
  5. Орфографический анализ.

Тезаурус

Текст – два и более предложения, связанных по смыслу и грамматически.

Композиция – строение текста.

Тип речи – это способ изложения, который автор использует, чтобы донести свои мысли.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2016 – 192 с.

Дополнительная литература:

1. Бондаренко М. А. Русский язык 5 класс, Методические рекомендации и поурочные разработки. – М.: Просвещение, 2019. – 239 с.

2. Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Стракевич М. М. Русский язык. Дидактические материалы. 5 класс. – М.: Просвещение, 2016. – 160 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Григорий Алексеевич Скребицкий родился в 1903 году в Москве, в приюте. Когда мальчику исполнилось четыре года, его усыновила Надежда Николаевна Скребицкая. С приёмными родителями Грише повезло. Мальчик был окружён заботой и любовью. Отец был охотником и рыболовом – человеком, который любил, знал и понимал природу. Эту любовь он сумел передать приёмному сыну. Первый рассказ Скребицкого «Ушан» появился, когда ему было 37 лет. Это история о маленьком зайке, которого подобрал в лесу мальчик Юра. Жаль ему стало, что может замёрзнуть бедняга. Быстро подружился зайка с другими обитателями дома: собакой Джеком и котом Иванычем.

Самые известные произведения писателя: «С ружьём и без ружья», «Про наших птиц», «Лесное эхо», «Весёлые ручьи», «Друзья моего детства», «Листопадник», «Лесной голосок».

А теперь внимательно послушайте отрывок из сборника «Рассказы охотника».

«Раз со мной на охоте произошёл такой случай. Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду. Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться? Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазёнки так и впились в меня, будто просят: “Не выдавай меня собакам!”. Стыдно мне стало убивать зверька. Опустил я ружьё, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт, зайчат уму-разуму учит».

Итак, этот рассказ о зайце, о том, как ему удалось спастись от беды. Автор показывает зайца находчивым и сообразительным. Он обхитрил собак и спас свою жизнь. Заголовок: «Хитрый заяц».

Теперь составим план по первой части фрагмента. «Раз со мной на охоте произошёл такой случай. Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду». Заголовок: «Собаки выследили зайца».

Читаем вторую часть. «Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться?». Заголовок «Заяц пропал».

Читаем третью часть. «Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазёнки так и впились в меня, будто просят: “Не выдавай меня собакам!”». Заголовок «Не выдавай меня».

Читаем последнюю часть: «Стыдно мне стало убивать зверька. Опустил я ружьё, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт, зайчат уму-разуму учит». Заголовок: «Заяц экзамен на хитрость сдал».

В тексте нам встретились орфограммы: безударные окончания существительных, безударные окончания глаголов, безударные гласные в корне, правописание не с глаголами, правописание -тся, -ться у глаголов.

Повторим их, чтобы не допустить ошибок в изложении.

Итак, для проверки безударной гласной в корне, нужно подобрать однокоренное слово, чтобы безударная гласная стала ударной: дере́вья – де́рево.

У существительных окончание пишется:

у существительных 1-го склонения в дательном и предложном падежах;

у существительных 2-го склонения в предложном падеже.

Окончание -и пишется:

у существительных 1-го склонения в родительном падеже;

у существительных 3-го склонения и у существительных на -ия,-ие,-ий в родительном, дательном и предложном падежах;

По вырубке (1 склонение, дательный падеж).

На верхушке (1 склонение, предложный падеж).

На дорожке (1 склонение, предложный падеж).

У акации (заканчивается на -ия).

Окончание глаголов зависит от спряжения.

Глаголы первого спряжения имеют личные окончания у(-ю), -ешь(-ёшь), -ет (-ёт), -ем(-ём), -ете(-ёте), -ут(-ют).

Например, думает (окончание -ет – 1 спряжение); зеленеют (окончание -ют – 1 спряжение).

Глаголы второго спряжения имеют окончания -у(-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат(-ят). Красит (окончание -ит – 2 спряжение), пилят (окончание —ят – 2 спряжение).

Нужно помнить!

Если глагол отвечает на вопросы «что делает?», «что делают?», то этот глагол стоит в 3-м лице и в нём перед -ся мягкий знак не пишется.

Песня (что делает?) слышится (3-е лицо).

В вопросе нет Ь, значит и у глагола не будет Ь.

Если глагол отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?», то это глагол в неопределённой форме и в нём перед -ся мягкий знак пишется.

Необходимо (что делать?) трудиться.

В вопросе есть Ь, и у глагола будет Ь.

Вспомним о правописании не с глаголами.

Не с глаголами пишется раздельно. Исключения составляют те глаголы, которые не употребляются без не.

Не был. Негодовать (искл.)

Внимание, в цитируемом тексте идёт повествование от лица автора, то есть от первого лица. Изложение нужно написать от третьего лица.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Выбор элемента из выпадающего списка.

Определите тип речи прослушанного текста

– рассуждение;

– описание;

– повествование.

Разбор задания:

По функционально смысловым особенностям в русском языке выделяют следующие типы речи:
Повествование – передаёт действие в развитии во временной последовательности.
Описание – это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путём перечисления и раскрытия его основных признаков. 
Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. 

Правильный ответ: Повествование

Восстановление последовательности элементов вертикальное.

Восстановите последовательность пунктов плана.

«Заяц пропал»

«Собаки выследили зайца»

«Заяц экзамен на хитрость сдал»

«Не выдавай меня»

Правильный ответ:

«Собаки выследили зайца»

«Заяц пропал»

«Не выдавай меня»

«Заяц экзамен на хитрость сдал»

logo

    • Предмет:

      Русский язык

    • Автор:

      alvinprince952

    • Создано:

      3 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    29 минут назад

    Какое предложение правильное

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    34 минут назад

    Найдите и исправьте ошибки:

  • himiya
    Химия

    39 минут назад

    Помогите пожалуйста даю 100 баллов(задание на скрине)

  • matematika
    Математика

    44 минут назад

    ДОПОМОЖІТЬ ВИРІШИТИ ЛОГАРИФМ
    lg ( — 1) + lg ( — 3) = lg (1,5 — 3)

  • istoriya
    История

    44 минут назад

    Міні твірна тему: як жили скіфійці: від 1 лиця: ДАЮ 100 БАЛОВ!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • matematika
    Математика

    3 часа назад

    Помогите пожалуйста !!!!

    Вычислите площадь плоской области D , ограниченной заданными линиями. 3x^2-2y=0; 2x-2y+1=0

  • algebra
    Алгебра

    5 часов назад

    При каком значении a система имеет бесконечно много решений?

    {x+y-2z=7

    {x+ay+4z=3

    {2x+y+az=12a^2

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20458

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    zlatikaziatik

    2275

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

  • Как пишется излишне уплаченные вместе или раздельно
  • Как пишется излишне оплаченная
  • Как пишется изи пизи
  • Как пишется изи на английском
  • Как пишется изи буст