В начальных классах дети получают основное представление о текстах и учатся самостоятельно их пересказывать. Одним из инструментов обучения выступает изложение, которое почему-то так пугает и школьников, и их родителей.
На самом деле писать изложение не сложно, главное разобраться, что это и как правильно работать с текстом. Об этом и поговорим сегодня.
Что такое изложение?
Изложение – это письменный пересказ текста, передающий его содержание кратко или развернуто. Изложение помогает ребенку научиться связно пересказывать любой текст, выстраивать логику повествования, формулировать мысли грамотно.
Это творческое задание с которым дети знакомятся во втором классе и продолжают выполнять вплоть до выпускных экзаменов. С каждым годом упражнение становится сложнее и объемнее.
Чему изложение учит школьников
Задачи, которые выполняют ученики, направлены на всестороннее развитие. Школьники практикуют следующие навыки:
- понимать, о чем хотел сообщить автор;
- определять тип текста (описание, рассуждение, повествование);
- выделять тему и главные мысли;
- выстраивать логику повествования (завязка, кульминация, развязка);
- создавать цельный текст со вступлением и заключением;
- формулировать собственные мысли и рассуждать на разные темы.
Таким образом, знакомясь с текстами других авторов и повторяя их, дети учатся сами быть искусными рассказчиками. Они понимают, как писатель передает идею и суть, с помощью каких приемов делает текст интересным. Это положительно влияет не только на письменную речь, но и на устную – в будущем школьнику будет легче работать с докладами, выступать перед одноклассниками.
Виды изложений
Чтобы тренировать разные навыки у детей, учителя применяют несколько видов изложения. Каждый из них привносит в творческую работу уникальные черты.
Повествовательное изложение. Для этого типа изложения важно передать точную последовательность событий, опираться на факты, сюжетную линию.
Описательное изложение. Оно отлично тренирует память, так как детям важно уделить внимание деталям. Чаще всего в качестве исходного текста используют художественное описание человека и всего, что его окружает – природы, жилища, разных объектов.
Изложение-рассуждение. Это более сложная форма упражнения, которая появляется в старших классах. От ребенка требуется не только близкий к оригиналу пересказ, но и дополнение своими мыслями, аргументами, согласие или несогласие с позицией автора.
Комбинированное изложение. Оно сочетает в себе несколько разных заданий к тексту: изложить факты, уделить внимание описанию деталей, дополнить своими мыслями.
Кроме того все изложения могут отличаться по объему.
Сжатое изложение напоминает скорее план, чем текст. Это своего рода подготовка школьников к конспектированию. Подробности не нужны, главное изложить суть в нескольких предложениях.
Подробное изложение пишется своими словами максимально близко к исходному тексту. Работа с большим объемом тренирует у учеников начальных классов внимательность, память.
Как учитель проводит урок
Если по плану занятия стоит изложение, то это ответственное мероприятие не только для детей, но и для учителя. В начальной школе изложение требует от педагога тщательной подготовки и занимает порой не один, а два урока.
В 1-4 классах занятие строится следующим образом: учитель зачитывает текст 2-3 раза, после чего дети должны воспроизвести услышанное как можно точнее. Первый раз педагог читает медленно, делая паузы и расставляя акценты. Задача школьников – внимательно слушать и не отвлекаться. На второй раз текст читают быстрее, ученики делают пометки в черновик – записывают хронологию событий, важные факты, глаголы и прилагательные.
Для самых маленьких школьников учителя стараются облегчить задачу, например, читают текст третий раз. Второклашкам сложно запоминать только на слух, поэтому бывает так, что у детей перед глазами тоже есть текст. Они могут читать его первый раз одновременно с учителем, после закрывают и убирают учебник.
Далее дети пишут текст в соответствие с поставленным заданием, стараясь воспроизвести услышанное. По итогам проверки будет выставлено две оценки – первая за содержательность, вторая за грамотность и отсутствие ошибок.
Задача педагога в первую очередь научить, поэтому грамотный наставник ориентируется на свой класс, следит за скоростью, помогает, отвечает на возникающие вопросы.
Этапы написания изложения для школьника
Чтобы облегчить себе задачу и хорошо написать изложение, нужно уделить внимание каждому этапу.
Подготовка
Пока учитель читает текст, нужно активно использовать черновик. В первое прочтение записать что-то бывает сложно – ребята не всегда успевают одновременно слушать и фиксировать. Здесь главное понять, на каких моментах останавливается учитель, почему эта пауза так важна, что из этого следует запомнить.
Во второе прочтение стоит записать основные данные. Если это описание, отметьте в черновике, о чем идет речь, какие эпитеты использует автор, как выражает свое отношение к событиям и объектам в тексте. Если нужно повествование, пусть ребенок фиксирует героев и их основные действия (глаголы) по порядку. Так будет проще восстановить хронологию.
Если текст зачитают третий раз, имеет смысл заполнить пропуски и внести недостающие факты.
Написание текста
На этом этапе главная сложность для детей – уложиться в отведенное время. Лучше написать краткую версию текста, по своим заметкам, чем провести урок мучительно вспоминая детали. Если времени достаточно и ребенок уверен в своих силах, можно сначала изложить текст в черновике, так удастся избежать ошибок при финальном переписывании.
Проверка
Ребенок должен перечитать свой текст и внимательно определить, насколько связно он составил рассказ, не упустил ли важные детали. Также стоит проверить работу на наличие грамматических и пунктуационных ошибок.
Особенности написания сжатого изложения
Этот вид изложения стоит рассмотреть отдельно, так как он имеет отличия. В сжатом пересказе важно правильно разделить текст на части и каждой из них дать короткое и емкое описание.
Согласитесь, сделать краткий пересказ из пространного описания осеннего леса вряд ли получится. Чаще всего для краткого изложения берут приключенческий рассказ, наполненный событиями. Чтобы воспроизвести текст, мы советуем придерживаться такого плана:
- Пусть ребенок определит действующих героев – главного и второстепенных.
- Нужно записать по порядку, в каких ситуациях оказывается герой, кого встречает, что делает, как заканчивается каждая часть его приключения.
- Остается, соблюдая хронологию, записать все события и добавить недостающие детали. В развязке нужно написать, чем закончился рассказ.
Так, перечислив все события, ребенок сможет составить краткое изложение.
Как написать изложение на «отлично»
Получить пятерку за такое важное задание будет рад каждый ученик. Мы подготовили несколько советов, которые помогут сдать правильно написанную работу и получить хорошую отметку.
- Важно задавать вопросы. Если ребенок что-то пропустил или не понял, пусть не стесняется переспросить или попросит повторить материал. Учитель точно не откажет, а это может повлиять на результат.
- Нужно обязательно конспектировать. Лучше записать в черновик лишнее, чем потом упустить из виду важную деталь. Пусть школьник фиксирует в конспект все, что посчитает нужным.
- Советуем использовать короткие предложения. Так проще донести мысль и не допустить ошибку.
- Семь раз отмерь, один – отрежь. Оставшееся время лучше посвятить тщательной проверке, желательно не один раз. Особое внимание стоит уделить словарным словам и повторам. Чтобы избежать тавтологии, нужно заменять одинаковые слова на синонимы.
И главное, не нужно волноваться! Настройте ребенка накануне изложения, что это лишь обучение, а любая оценка будет наградой за результат. В конце концов, пятерки не самое главное в жизни, а позитивная мотивация и уверенность способны помочь вашему чаду в решающий момент.
Как подготовиться к изложению в домашних условиях?
Чтобы такой формат работы с текстом не оказался вашему ребенку в новинку, вы можете заниматься с ним дома. Для этого попросите его кратко пересказать (устно) последнюю прочитанную книгу. Так школьник тренирует память и учится воспроизводить события логично и складно.
Следите, чтобы была соблюдена верная последовательность и перечислены основные моменты. Начните с простых книг, постепенно усложняя задачу и работая с более сложными произведениями. Задавайте ребенку дополнительные вопросы, чтобы он вспоминал факты и учился дополнять повествование деталями. Такая тренировка займет не больше 5-10 минут, но станет хорошим подспорьем для детского интеллекта.
Изложение – неотъемлемая часть школьной программы по русскому языку. Избежать их не удастся, поэтому лучше правильно подготовиться. И тогда написание творческой работы не будет вызывать у ребенка стресс, а положительные оценки станут украшением его дневника.
Русский язык для учеников 1-4 классов
Развиваем навыки мышления, готовим к олимпиадам и подтягиваем результаты по русскому языку в интерактивном формате
узнать подробнее
Статьи
Начальное общее образование
Линия УМК Т. М. Андриановой, Л. Я. Желтовской. Русский язык (1-4)
Русский язык
Учимся писать изложения в начальной школе
Работа над изложениями способствует активному речевому развитию младшеклассника. В процессе ребенок учится анализировать текст и искать заложенный автором смысл, пополняет словарный запас, оттачивает орфографию. В УМК «Планета знаний» корпорации «Российский учебник» изложению уделено особое внимание. Рассмотрим ключевые принципы этой формы работы, реализованные в популярной учебной программе для начальных классов.
15 апреля 2019
Изложение в 1-4 классах
Изложение — письменный пересказ образцового прослушанного или прочитанного текста. Изложения и сочинения рассматриваются как наиболее действенные упражнения в развитии связной речи учеников. Наряду с другими видами работ в начальной школе они учат основным умениям работы с текстом, активизируют мыслительную и творческую деятельность.
Виды изложений
По отношению к объему исходного текста:
- Подробные (близкие к тексту).
- Сжатые (краткий пересказ).
По отношению к содержанию:
- Полные (все содержание).
- Выборочные (фрагмент текста для восприятия).
По осложненности:
- Неосложненные.
- Осложненные (пересказывание с использованием определенных слов, от другого лица, изложение с элементами сочинения).
По структуре исходного текста:
- Повествование.
- Описание.
- Рассуждение.
- Комбинированного характера.
Начинать обучение изложению следует с повествовательного текста, имеющего ясный сюжет, близкий и понятный младшекласснику. В рассказе должно быть небольшое количество эпизодов.
В учебнике «Русский язык. 4 класс» есть несколько примеров упражнений с изложениями.
Работа над изложением во втором классе (с примером из учебника)
- Восприятие текста. Не стоит увлекаться долгими вступительными беседами: достаточно перед прочтением поставить задачу на понимание. Дети воспринимают текст через слух, через зрение. Можно варьировать: например, учитель читает вслух, ученики параллельно следят за текстом в книге.
В один из золотых осенних дней собрались к отлету журавли. С восходом солнца высоко поднялись птицы.
Покружились они над родным болотом и потянулись в дальние теплые страны. С ясного неба слышны их прощальные голоса.
До свидания, до свидания, журавли!
(По И. Соколову-Микитову)
- Структурный и содержательный анализ текста. Она из основных задач: определить тему произведения.
О ком и о чем говорится в тексте? Как его можно озаглавить? Выбери один из заголовков: «Золотые осенние дни», «Журавли летят», «Отлет журавлей». Какой заголовок ты выбрал и почему?
- Работа с готовым планом — вопросником. Поиск ответов на вопросы.
Когда собрались журавли к отлету?
Когда они полетели?
Куда они полетели?
Как птицы прощались с родиной?
Как прощался с журавлями автор?
- Орфографическая подготовка. Поскольку второклассники не знают орфограммы, подготовка заключается в том, что дети находят трудные слова, и учитель проговаривает эти слова с учениками, записывает их на доске.
- Коллективный устный пересказ текста с корректировкой (на первых этапах обучения).
- Повторное восприятие текста (читает учитель или ученики).
- Письменный пересказ текста. Проходит как самостоятельная работа. Учитель индивидуально помогает ученикам, которые в этом нуждаются.
- Самопроверка. Учитель напоминает о сложных словах на доске.
Сборник упражнений для подготовки к сочинению и изложению. 1 — 4 классы
В книге нашли отражение различные виды заданий по развитию речи учащихся: редактирование текста, выбор местоимения, раскрытие темы, повторы слов и мыслей, порядок слов в предложениях, работа над заглавием, составление плана и т. д. Эти задания выполняют роль необходимых вспомогательных упражнений на этапе подготовки к изложениям и сочинениям.
Купить
Методика «Прогнозирование содержания текста»
- Детям предлагается только название. Учитель спрашивает: «Как вы думаете, о чем может быть текст?»
- Постепенно открываются пункты плана. Каждый раз ученики высказывают предположения, о чем может говориться в этой части текста. Прогнозируя, дети создают собственные рассказы по теме и плану.
- Прослушивание текста. Детям важно узнать, угадали они или нет. Так развивается навык активного слушания.
- Содержательный и структурный анализ текста. Учитель спрашивает: «Соответствует ли заголовок содержанию текста? Соответствует ли план?». Дети отвечают, приводят аргументы.
Проверка изложения
Во втором классе проверка работ должна носить обучающий характер. Чтобы дети не боялись, можно разрешить им писать карандашами. Если дети пишут ручками, при первой проверке учитель отмечает ошибки карандашом. Красного цвета быть не должно. На уроке рефлексии дети могут переписать текст с учетом исправлений, и только после этого выставляются отметки.
Можно ставить две отметки: за содержание и речевое оформление и за грамотность, или же одну — в целом за изложение. В школе должен быть единый стандарт. Учителя решают коллективно, сколько отметок ставится: одна или две.
Критерии по оценке изложений
Оценка содержания и речевого оформления:
- «5» — фактический материал изложен логично, последовательно, полностью передан смысл текста.
- «4» — содержание раскрыто достаточно полно, соблюдена логика. Допущено не более трех ошибок (содержательных или речевых).
- «3» — логика и последовательность изложения мысли нарушены, допущены ошибки (4-6, содержательные и речевые).
Оценка грамотности:
- «5» — несколько исправлений.
- «4» — 3 орфографические ошибки, 1 пунктуационная.
- «3» — 4-6 орфографических, 2 пунктуационные ошибки.
Общая оценка:
- «5» — правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.
- «4» — незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 исправления.
- «3» — имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложения, беден словарь, 3-6 орфографических ошибок и 1-2 исправления.
Распространенные ошибки
Речевые недочеты:
- Неверное определение границ предложений в тексте.
- Нарушение связи в словосочетаниях.
- Неоправданное повторение слова.
- Неправильное или неточное употребление слов.
Недочеты в содержании и построении текста:
- Искажение содержания текста.
- Внесение лишних фактов.
- Пропуск главных частей текста, важных фактов.
- Нарушение последовательности.
- Отсутствие красных строк.
Отметим, что в начальной школе особое внимание уделяется работе именно с подробным пересказом. В 1-2 классах работа по составлению планов проходит под контролем учителя. В третьем классе продолжается работа с готовыми планами. При этом учитель показывает, как по-разному можно представить содержание. В четвертом классе дети начинают обучаться краткому пересказу (уже самостоятельно выделяют основную мысль каждой части текста), а также выполняют усложненные задания — например, пересказ от другого лица.
#ADVERTISING_INSERT#
ИЗЛОЖЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. ТИПЫ ИЗЛОЖЕНИЙ И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ.
Устный пересказ начинается в период обучения грамоте
Изложение — это письменный пересказ образцового текста.
Требования по программе:
2 кл: 30-40 слов (по вопросам, по данному плану из 2-3 пунктов)
3 кл: 60-80 слов (по плану коллективному из 3-5 пунктов)
4 кл: 90-100 слов (3-5 пунктов, но могут быть подпункты, бывают разных типов: подробное, сжатое, выборочное, творческое).
Методика работы над составлением плана к изложению:
— от коллективного составления плана к самостоятельному составлению;
— от простого плана к более сложному;
— от вопросного плана к номинативному.
Только 1 урок посвящен изложению. Пишется либо в тетради для контрольных работ, либо для творческих. Но лучше, для творческих, чтобы и сочинения и изложения были в одной, тогда яснее будет картина развития ученика.
Виды пересказов и изложений:
I. По отношению к объёму исходного текста:
1) Подробные (близки к тексту);
2) Сжатые (краткий пересказ).
II. По отношению к содержанию исходного текста:
1) Полные (всё содержание);
2) Выборочные (фрагмент текста для восприятия).
III. По осложнённости различными заданиями:
1) Осложнённые (пересказывание с использованием определённых слов, изменение исходного текста – например, написать от 3-го лица, если исходный текст от 1-го, продолжить текст…);
2) Неосложнённые.
IV. По особенности структуры исходного текста:
1) Повествование (со 2 кл);
2) Описание (с 3 кл);
3) Рассуждение (тезис – доказательства – вывод; в 4 кл. часто комбинированного характера)
Изложение с элементами сочинения – включается элемент рассуждения: моё отношение к герою, к поступку…
Изложения по вопросам используются во 2 классе в учебных целях. Типичные недостатки: а) неумение начать, б) неполнота конца, в) нарушение связей, сюжета, последовательности событий. Близкое к тексту изложение используется с периода обучения грамоте: элементы письменного/устного пересказа слова, словосочетания, предложения.
ОБЩАЯ МЕТОДИКА:
Составление плана: 2 класс — 2-4 пункта плана, т.е. 2-4 абзаца на текст в 30-40 слов. Текст разбивается сначала на абзацы по 2-3 предложения в каждом.
3 класс – 3-5 пунктов плана и в дальнейшем увеличивать количество пунктов. Направление плана — от вопросного к номинативному. Во 2 классе преобладает вопросный план, т.к. вопрос порождает ответ. В 3 классе план начинаем вводить с подпунктами — 3-5 пунктов + 2 п.п. в 1 пункте, для более подробного деления. Направление: от активного участия учителя, кот. организует коллективную работу к индивидуальной работе и самостоятельной. Важно! Во 2 классе доминирует роль учителя, в 4 – самостоятельная работа учеников.
Пример: 2 класс:
1 ступень: учитель помогает разделять текст на абзацы и помогает составлять план, (есть абзац, есть план). 2 ступень: дети сами выделяют абзацы, но учитель помогает сост. план, (нет абзаца, но есть план). 3 ступень: есть абзац, нет плана. 4 ступень: есть абзац, но план индивидуально каждый. 5 ступень: нет абзаца, нет плана.
Движение от: а) исключительно повествовательных текстов к текстам с описанием и рассуждением; б) изложения текста напечатанного к воспринимаемому на слух.
Количество чтения текста: 1) от 3-4 раз, 2) всего 2 раза (самое сложное).
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ:
1) число/словами (точка) Во 2 кл. допускается число цифрами.
2) слово « Изложение» (точка).
3) если есть заголовок, то записать (с большой буквы (точка)) Можно дать задание – придумать заголовок!
4) дети готовятся к слушанию: ручки убрать обязательно.
5) учитель спокойно, громко, четко читает вслух текст, не драматизируя.
6) учитель выясняет, всё ли понятно (трудные или непонятные слова…)
7) Выяснить: (тему) о чём? главная мысль (что хотел сказать автор?), идея.
можно прочитать еще раз!
9) составление плана (еще раз посмотреть текст и составить план) Хороший прием: учитель сам читает по абзацам текст и спрашивает: «какое дадим заглавие?». Важно обсудить языковые особенности и т.д…обратить внимание на глаголы, причастия и т.д. Если есть герой, то ,как его можно назвать по-разному, на протяжении текста.
10) опорные слова можно выписать, но только при обучающем изложении.
11) ещё раз прочитать. Можно: а) читайте и следите, 2) учитель чит-т, а дети следят, 3) учитель чит-т, а дети слушают. Приём: (в начале обучения изложению) — читает учитель, — тема, — идея, — план, — языков. особ-ти. Затем, если закрепление умения, то больше самостоятельности у детей. При коллективном составлении плана выбирается самый оптимальный пункт. Сначала записать его на доске, после не записывать, т.к. будет несколько хороших вариантов. Недостатки коллективного пересказа (устного, перед письменным изложением): 1) не слушают друг друга, 2) оч. внимательно слушают, поэтому запоминают ошибки других…поэтому пересказа может и не быть.
Урок по времени делится пополам. Если текст ок. 60 слов, то дети напишут примерно 40 слов в изложении. 5 мин оставить на проверку. Для изложения черновики не используются, т.к. не хватает времени. Главная проблема — не знают, как начать, потому что целиком сосредоточились на том, как закончить. Хороший прием: подойти, тихо спросить: «о чем хочешь написать?» Если совсем трудно, то можно показать свою методичку на минуту (с текстом изл-я), в порядке исключения! Либо открыть учебник при учителе (если текст в учебнике): посмотрел? вспомнил? начинай!
Ещё одна проблема: за изл-е ставится одна оценка, если рабочее изл-е, можно не ставить «2», а работа над ошибками, переписать и «4».
ПЛАН РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ:
Сначала – коллективный анализ после написания. Выделяется: самое сложное предложение, где почти все ошиблись.
1) проверяю/исправляю/закрепляю
2) проверяю/переписываю/закрепляю (если очень много орфографических ошибок)
Фактические ошибки: типы: домыслил, чего не было, неполнота конца, без существенных фактов, повторы, если эпизодически, то не страшно, если постоянно, то значит недобросовестно слушал. Варианты вины (кто виноват, что столько ошибок?): либо проблема учителя – плохо подготовил к изложению, либо детей – не внимательно слушали. Если не отражены лексические особенности, то – либо не выписаны были опорные слова (вина учителя), либо, если текст доступен, то вина детей, — не вним. слушали, или слабо развита речь. План на доске д/б очень четким, наглядным.
Выделение ошибок: повтор – подчеркиваем, либо обводим. Палочка – орфографическая ошибка. Галочка – пунктуационная. Фактические ошибки – зачеркиваем.
Одной из важнейших педагогических задач
современной школы является подготовка учащихся
к самостоятельной познавательной деятельности.
Эта задача становится всё актуальнее, т.к. с
каждым годом увеличивается поток информации, в
которой нужно уметь быстро ориентироваться,
выбирать главное. Обучение в школе расширяет
источники и возможности речевого развития детей.
Развитие речи – важная задача обучения родному
языку.
Речь – основа всякой умственной деятельности,
средство коммуникации. Умения учеников
сравнивать, классифицировать,
систематизировать, обобщать формируются в
процессе овладения знаниями через речь и
проявляются так же в речевой деятельности.
Логически чёткая, доказательная, образная устная
и письменная речь ученика – показатель его
умственного развития.
Учащиеся изучают правила, где специально
излагаются нормы устной и письменной речи.
Помимо того, необходима планомерная и
целенаправленная работа над речью учащихся, над
её обогащением. Однако развивать речь не значит
только предоставлять детям возможность больше
говорить или писать, давать материал и темы для
устных и письменных выступлений. Детей надо
учить речи. Развивать речь – значит
систематически, планомерно работать над
содержанием речи, над её последовательностью,
учить построению предложений, вдумчивому выбору
подходящего слова и его формы, постоянно
работать над грамотным (орфографическим и
пунктуационным) оформлением мыслей и правильным
орфоэпическим произнесением. Лишь непрерывная и
организованная по известной системе работа по
языку принесёт учащимся пользу, будет
способствовать овладению его формами. Особенную
трудность для детей представляет письменная
речь, которой до школы они не владеют и которой
они овладевают лишь постепенно, по мере усвоения
грамматики и правописания и выработки речевых
навыков. Наиболее распространённым видом
самостоятельной письменной работы является
изложение текста. И настоящее время вопрос
обучения младших школьников написанию изложений
не утратил своей актуальности. В системе работы,
призванной развивать и совершенствовать
коммуникативно-речевые умения школьников,
изложения играют большую роль. Изложения –
традиционный, проверенный в практике обучения
вид работы по развитию связной речи. При работе
над изложением не только активизируется
пассивный словарь ученика, но в его речь входят
новые слова, над значением и употреблением
которых проводиться в классе определённая
работа, речь учащихся обогащается и другими
языковыми средствами выражения мысли. Под
влиянием языковых особенностей исходного текста
учащиеся начинают использовать в своей речи
более разнообразные по структуре и
стилистической принадлежности грамматические
конструкции. Анализируя содержание текста,
школьники учатся выделять главное и
второстепенное, доказательства и выводы, делить
текст на смысловые отрезки и устанавливать между
ними связь, составлять план. Предлагаем ряд
заданий, способствующих развитию у учащихся
навыка написания изложений.
Урок 1. Тема: Предложение как
основная единица речи
Зима. Ребята расчистили каток. Малыши катаются
парами. Звенят весёлые голоса. Хорошо зимой!
— Сколько предложений услышали? Какое
предложение состоит из одного слова? Как вы
определили, сколько предложений в тексте? Что
такое предложение? Вспомни правило. Докажите, что
вы услышали текст. По каким признакам мы
определяем границы предложения на письме?
1. Работа над оформленным
предложением-образцом. Анализ готовых
предложений.
— Сказать, не читая, сколько здесь предложений
(по графическим знакам). Какой знак стоит в конце
каждого предложения?
Лесные звери готовятся к зиме. У белки в дупле
много орехов и грибов. Медведь ищет место для
берлоги.
— Прочитай каждое предложение. Что говориться о
зверях? О ком сообщается во втором предложении?
Что сообщается о белке? О чём узнали из третьего
предложения?
2. Деление сплошного текста на предложения.
А) Знакомство с текстом. Прочитай текст сначала
про себя, затем тихо вслух.
Пришла зима выпало много снегу реки и озёра
замерзли дети надели тёплые шубки
— О чём прочитал сначала? О чём говорится дальше?
О ком сообщается потом? Сколько мыслей высказано?
Сколько предложений в тексте? Озаглавь текст.
Б) Нахождение границ каждого предложения:
— О чём говориться в первом предложении? Сколько
выпало снега? Что говориться про реки и озёра? Что
узнали о ребятах?
Чтение каждого предложения. Выделение голосом
первого слова.
В) Исправление текста.
— Какие слова надо записать с заглавной буквы?
Какой знак надо поставить в конце каждого
предложения?
Д) Последовательно записать каждое
предложение. (Перед записью предложение
прочитывается хором по слогам)
Урок 2. Тема: Текст. Признаки текста
Лиса
Шла лиса по лесу. Вдруг она почуяла запах мяса.
Побежала лиса на запах. А капкан цап лису за лапу!
(По П. Афанасьеву)
— О ком здесь рассказывается? Какие две картинки
можно нарисовать к тексту? Что было с лисой
сначала? Из какого предложения об этом узнали?
Прочитай. Что случилось потом? (Прочитай два
следующих предложения). Чем всё закончилось?
Прочитай. Соответствует ли заглавие содержанию
текста? Какой случай произошёл с лисой? Можно ли
озаглавить рассказ “Случай в лесу” или
“Полакомилась!”? Обоснуй свой ответ.
3. Редактирование текста.
А) Прочитай предложения и назови то, которое
подходит по смыслу и содержанию рассказа: Лес
был густой. Лиса была голодна.
Б) Беседа:
— Поможет ли это предложение понять общий смысл
рассказа? Где в рассказе его лучше записать?
Прочитай дополненный текст. Какими словами надо
заменить слово “лиса”, чтобы оно не повторялось?
Почему же предложение “Лес был густой” лишнее?
По какому признаку подбирается к рассказу
заглавие?
В) Запись отредактированного текста.
4. Устная работа с текстом.
А) Выделение признаков связного текста.
— Перечитай текст без первых двух предложений.
Понятен ли смысл дальнейшего без вводных
предложений? Что будет, если убрать 3 предложение?
Б) Работа с деформированным текстом.
— Прочитай предложения. Почему их нельзя
назвать текстом?
А капкан цап лису за лапу! Шла лиса по лесу.
Неудача. Побежала лиса на запах. Вдруг она
почуяла запах мяса. Лиса была голодна.
Почему нарушилась связь?
Урок 3. Тема: Редактирование текста
1. Чтение текста.
Прочитайте заглавие. Снежная кукла.
— О чём, судя по заглавию, должен быть текст?
Прочитайте внимательно текст. Соответствует ли
его содержание заглавию?
Зимой дети играли на пруду. Руки у них зябли.
Зато кукла вышла хорошая.
2. Беседа. Соответствует ли содержание текста
заглавию? Почему?
Каким предложением нужно дополнить текст,
чтобы его содержание соответствовало заглавию?
(Из снега они лепили куклу. Они лепили снежную
куклу.)
— Куда надо поставить это предложение? Почему?
Соответствует ли теперь содержание текста
заглавию?
3. Самостоятельная работа. Списывание
дополненного текста.
4. Работа с текстом Л. Н. Толстого “Снежная
кукла”.
Снежная кукла
Была зима. Зимой дети играли на пруду. Из снега
они слепили куклу. Руки у них зябли. Зато кукла
вышла хорошая. Глаза – угли. Нос – морковка.
— Найди и прочитай предложения, которые
включены в текст. Какое из них лишнее? Почему
первое предложение оказалось лишним? Что нового
вы узнали из двух последних предложений?
— Что нужно изменить в рассказе, если мы не хотим
исключать из него первое предложение? Перескажи
отредактированный текста
Урок 4. Тема: Редактирование текста
Лиса небольшой зверь. Тело её покрыто густой
рыжей шерстью. У неё короткие ноги и острая
хитрая мордочка. Лиса любит мясо.
А) Перечитай внимательно предложения.
— Что сообщается о лисе? Что главное: описание
лисы или сообщение о том, что любит лиса? Можно ли
озаглавить все эти предложения и считать их
текстом-описанием, или надо что-то изменить?
(Какое предложение здесь лишнее? Почему?)
Б) Текст-описание.
— Перечитай предложения. Можно ли их считать
текстом? Озаглавь текст. Все ли признаки
внешности лисы здесь перечислены, или пропущено
что-то существенное?
(Дополнить: У лисы большой пушистый хвост.
Предложение записывается на доску)
— Что надо сделать, чтобы составить
текст-описание с этими предложениями под
заглавием “Лиса”? (Убрать последнее
предложение, добавить новое)
— Подумай, после какого предложения уместно
вставить новые? Почему?
5. Самостоятельная запись отредактированного
текста.
6. Устная работа с текстом.
А) Прочитай текст.
Самая умная из моих собак – это Жалька. Жалька
всё ученье прошла, как будто её родители всему
Жальку научили. Жалька играла с льдинкой. Вдруг
Жальке что-то показалось. И Жалька эту льдинку не
подбросила, а лизнула. Так Жалька поняла, что вода
бывает в жидком и твёрдом состоянии.
Б) Беседа.
— О ком этот текст? Кто такая Жалька? Какое слово
повторяется в тексте очень часто? Какими словами
можно заменить повторяющееся слово? Что вы
можете сказать про эту собаку, прочитав рассказ?
Озаглавь текст.
В) Прочитай текст, заменив повторяющиеся слова.
— Чем отличается текст от того, который читали в
первый раз? Какой вариант вам понравился больше?
Почему?
Урок 5. Тема: Составление текста по
вопросам, подсказывающим словам для ответа
1. Ознакомление учащихся с новым видом работы –
изложением (объяснение, что изложение – это
письменный пересказ текста).
2. Чтение учащимися текста, записанного на
доске.
Синичка
Это было зимой. К окну дома прилетела синичка. У
окна стояли дети. Они открыли форточку. Синичка
влетела в комнату. Птичка была голодна. Она стала
клевать крошки хлеба.
3. Анализ текста.
— Почему текст назван “Синичка”? Кто впустил
синичку в комнату? Как дети это сделали? Найди и
прочитай предложение, из которого об этом узнали.
Почему дети так поступили? Отчего им было жаль её?
Из каких предложений вы узнали, что птичка была
голодна? Прочитай. Оцените поступок детей. Какими
словами названа в рассказе синичка? Прочитай.
4. Подготовка к записи текста по вопросам.
Вопросы | Словарь |
Когда это было? | |
Кто прилетел к окну? | |
Кто стоял у окна? | |
Что сделали дети? | форточку |
Куда влетела синичка? | в комнату |
Как вела себя голодная птичка? | Голодная _ _ клевать _ _. |
Учитель предлагает детям ответить на каждый
вопрос (кроме последнего)
— С каких слов начинается первое предложение
(второе)? Обдумай два следующих предложения.
Произнеси их. Выдели слово, которое будет первым.
Каким словом надо заменить слово “дети” в
четвёртом предложении? Каким предложением можно
ответить на последний вопрос, чтобы объединить в
ответе два последних предложения? Попробуйте
составить предложение по схеме.
5. Пересказ текста по вопросам.
6. Запись текста в процессе коллективной работы.
Запись заглавия. Чтение первого ответа.
Проговаривание предложения-ответа по слогам.
Запись первого предложения и аналогично второго.
Третье, четвёртоё и пятое предложения дети
записывают самостоятельно.
Ответ на шестой вопрос восстанавливается по
схеме, проговаривается и записывается учащимися.
7. Самопроверка.
Урок 6. Тема: Изложение зрительно
воспринятого текста
1. Подготовительная работа.
А) Чтение текста учащимися.
Лось
Лось — большой лесной зверь. Он ест траву и
ветки.
Зимой трава засыпана снегом. Тяжело животным
добывать пищу. Лесники подвозят им ветки и соль.
Взрослым помогают школьники.
Б) Беседа:
— Чем питается лось? Почему лосю трудно зимой?
Как люди помогают животным? Кто помогает
лесникам? Сколько частей в тексте? Прочитай
первую часть. Что ты узнал о лосе из этой части?
Прочитай вторую часть текста. О чём говориться в
этой части?
В) Орфографическая подготовка.
Объясните, какими буквами обозначена мягкость
согласных в словах: лось, большой, лесной зверь,
ветки, тяжело, подвозят, добывать, соль, школьники
(слова записаны на доске).
Объясните написание гласных после шипящих в
словах: животным, пищу.
Запомните, как пишется слово “помогает”.
2. Пересказ отдельных частей текста.
3. Повторное чтение текста.
4. Написание текста.
Самостоятельная работа учащихся. Ответы на
вопросы плана.
-Кто такой лось? Что он ест? Чем засыпана трава
зимой? Что тяжело добывать животным? Что подвозят
им лесники? Кто помогает взрослым?
Итак, вся работа строилась в соответствии с
целью работы: Сформировать умение связно
излагать текст. На последнем этапе детям
предлагалось написание повествовательного
текста, который являлся итоговым и
контролирующим результат проведения обучения.
Библиография
- Ивченков П. Ф. Обучающие изложения. – М.:
Просвещение, 1995. - Рамзаева Т. Г. Львов М. Р. Методика обучения
русскому языку в начальных классах. – М.:
Просвещение, 1979. - Эльконин Д. Б. Развитие устной и письменной речи
учащихся. – М.: ИНТОР, 1998.
План-конспект семинара-практикума для педагогов.
Тема: «Методика написания изложений в
начальной школе»
Цель: поделиться опытом методики написания
изложений во 2 классе.
—
Уважаемые коллеги! Наша тема сегодня – «повышение качества образования в начальной
школе», и я считаю, что проблема развития речи младших школьников является
одной из самых актуальных в современной методике русского языка в начальных
классах и с помощью написания изложений можно добиться повышения качества на
наших уроках.
—
Сегодня я хочу немного Вам помочь, как научить детей более качественному
написанию изложений. Все мы знаем, что связная речь- наиболее сложная сторона
речевого развития; все остальные направления являются вспомогательными,
включенными в решение основной задачи.
—
Скажите, а что является единицей связной речи? (Текст) Вот сегодня мы как и
дети будем разбирать текст для изложения.
—
Прежде чем начать урок необходимо обязательно заинтересовать ученика, что самое
хорошее изложение (наиболее удачно составленные предложения):
·
прочитают в классе
·
повесят на стенд в классе
·
наклеят красивую картинку
·
прочтут на родительском собрании
—
Все мы знаем, что изложение текста представляет собой сочетание двух видов
речевой деятельности – восприятие чужого текста и его воспроизведение.
Восприятие текста осуществляется с помощью слушания и чтения, в результате чего
достигается понимание текста. Понимание связывает в единый процесс мышление и
речь. Особенно труден для детей процесс расчленения мысли, оформления её в
слова. Мысль не поступает во внутреннюю речь в готовом виде, именно здесь, во
внутренней речи, она “формулируется и формируется” по мнению Л.С.Выгодского.
—
Предлагаю, сегодня Вам поучаствовать в мастер – классе по написанию изложения
на примере текста «Птичья столовая» по УМК «Планета знаний».
Итак, отправляемся
на урок во 2 класс.
Ознакомление
с текстом.
— Что такое
изложение? (Письменный пересказ текста.)
— Какую цель мы
поставим перед собой? (Написать изложение по прочитанному тексту)
— Я читаю текст, а
вы внимательно следите и называете главных героев текста.
— Кто главные
герои?
— В чем
заключается основная мысль текста?
— Что отражает
тему текста? (Заголовок)
— Как бы вы
озаглавили рассказ? А вы знали, что особенность внешнего вида клеста – его
клюв, кончики которого перекрещиваются. Скрещенные кончики клюва позволяют
клестам легко раскрывать чешуйки шишек хвойных деревьев и выбирать из них
семена. Старинная легенда гласит, что когда Иисус Христос был распят на кресте,
к нему прилетели клесты и стали клювами вынимать колючки из тернового венца. За
это в некоторых странах клестов зовут «Христовыми птицами»
— Это текст
описание, рассуждение или повествование?
— А в каком
предложении выражена основная мысль текста?
— Давайте еще раз
перечитаем текст, подумайте, на сколько частей можно его разделить? (на 3 части)
— Найдите в тексте
наши части. Как вы думаете, где начинается и где заканчивается 1 часть?
— Прочитаем первую
часть. Как вы думаете, какая основная мысль в этой части?
— Как мы можем
озаглавить первую часть?
— Отлично, кто
может пересказать 1 часть?
— Теперь переходим
ко 2 части этого текста. Как вы думаете, где начинается и где заканчивается эта
часть?
— Прочитаем вторую
часть. Назовите, какая основная мысль в этой части?
— Как можно
озаглавить вторую часть?
— Кто перескажет 2
часть?
— Теперь читаем 3
часть текста. Как вы думаете, где начинается и где заканчивается эта часть?
— Прочитаем эту
часть. Какая основная мысль в этой части?
— Как можно
озаглавить эту часть?
— Кто может
пересказать эту часть?
Обратите внимание,
что в тексте много имен прилагательных. Для чего автор сделал?
Работа
с планом текста.
— Найдите, что мы
отнесем к 1 части, 2 части, 3 части.
Составление плана.
Орфографическая
работа со словами и образными выражениями текста. Проговаривание.
— Что будете
делать, если забыли или не знаете, как писать слово?
Объясняем
орфограммы в словах.
— Восстановите текст
с помощью картинок.
— Устные рассказы
по тексту с пропусками слов.
Учит подробному
пересказу с ориентиром на план.
Развивает
орфографическую зоркость.
— Теперь каждому
из вас предстоит записать текст. Вам поможет план (на ЭД). Сколько частей будет
в тексте? Не обязательно писать слово в слово, можно изменять
предложения. Помните о том, что писать нужно грамотно. В случае необходимости
нужно пользоваться словарём.
Самостоятельная
творческая работа.
Подведение
итогов урока
— Кто хочет
прочитать свой текст?
— Как вы считаете,
удалось вам пересказать текст письменно? Помогал ли вам план? Кто пользовался
словарём? В чём испытывали трудность? Как вы думаете, почему?
— Уважаемые
коллеги, напомню, что изложение как вид орфографического упражнения
характеризуется чётко выраженной направленностью на развитие речи учащихся на
основе образца, письменный пересказ прослушанного или прочитанного произведения.
Проводится на заключительном этапе изучения орфографической темы, когда
учащиеся овладели правилом и научились его применять. Правильность применения
правила при написании изложения свидетельствует о его усвоении. Для изложения
используется текст, насыщенный изучаемыми орфограммами. При подготовке к
изложению проводится устный орфографический разбор соответствующих слов. После
написания изложения учащимся даётся задание – проверить написание слов, в
которых имеются орфограммы на изучаемое правило.
— Чем ярче и
необычнее пройдет первый урок ознакомления с таким видом деятельности как
изложение, тем легче будет детям с последующими работами не только с письменным
пересказом, но и с написанием сочинений.
— Спасибо
за внимание!
Рассказываем, какие бывают виды изложений в 1-4 классах, в чем достоинства каждого из них, и предлагаем универсальный алгоритм работы над письменным пересказом в классе.
С изложением школьники сталкиваются уже в первом классе, затем эта форма работы сопровождает их всю начальную и среднюю школу и становится частью ОГЭ по русскому языку.
Зачем писать изложение?
Ключевая задача изложения — научить детей воспринимать информацию на слух, выделять в потоке устной речи главное: мысли, события и характеристики. Таким образом, когда школьники пишут изложение, у них развивается навык аудирования, запоминания и воспроизведения текста. Еще у детей расширяется словарный запас, их речь становится богаче, улучшается память.
Во время изложения дети знакомятся с лучшими образцами языка. Этот опыт формирует у школьников правильные речевые навыки, повышает их культуры речи, прививает им художественный вкус.
Темы изложений могут нести воспитательный и образовательный смысл. В первом случае это будет формировать мировосприятие школьников, во втором — обогащать их знания об окружающем мире. Важно, чтобы темы изложений были интересными и доступными для детей, а в текстах не содержалось слишком много сложных и непонятных слов. У текста изложения должна быть понятная композиция и небольшое количество действующих лиц: тогда дети хорошо воспримут его содержание и идейный смысл.
Объем и особенности работы в разных классах
В первом классе предусмотрено изложение небольшого текста (20-30 слов) по вопросам. Как правило, такая форма работы применяется во втором полугодии и занимает 10-15 минут от урока. Во втором классе дети вместе с учителем составляют и корректируют план, по которому потом пишут изложение текста объемом в 30-40 слов. В третьем и четвертом классах школьники пишут подробные, сжатые и творческие изложения. Их объем составляет от 60 до 95 слов.
Виды изложений
Выделяют три основных вида изложений.
1. Подробное, близкое к тексту изложение небольшого текста, в котором есть сюжет.
Этот вид практикуют во всех классах, в работе над ним дети учатся составлять связный текст.
Для первого класса изложения должны быть познавательные или описательные. Первоклассникам может быть сложно писать изложение из-за слабых орфографических навыков. Чтобы избежать ошибок, поначалу текст, составленный учащимися, можно записывать на доске. Со второго класса можно подбирать более сложные тексты, чтобы школьники знакомились с новыми особенностями синтаксиса, лексики и композиции текста. В третьем и четвертом классах дети пишут подробные изложения: обращают внимание на нюансы и детали текста, соблюдают временную последовательность и причинно-следственные связи, приучаются к точности речи. Все это развивает мышление детей.
2. Сжатое изложение.
Во время него учитель сначала читает текст один-два раза, затем обсуждает его с учениками. Участники беседы решают, что необходимо оставить при сжатом пересказе, а что можно опустить. В этом виде работы школьники учатся разделять главное и второстепенное. При этом, сокращая текст, необходимо следить за логикой повествования, чтобы сюжет сохранился. Сочетание творческой и логической работы составляет главную ценность и сложность сжатого изложения.
3. Творческие изложения.
Одна из его разновидностей — изложение от лица персонажа текста. Для этого ребенок должен хорошо понимать его характер и роль, уметь взглянуть на события глазами героя. Этот вид работы развивает воображение детей, их творческие способности и литературный вкус.
Работа над изложением в классе
Для каждого возраста учащихся и вида изложения характерны свои особенности. Вместе с тем существует алгоритм, который можно применять в каждом классе при любом пересказе текста — сжатом, подробном или творческом.
Можно выделить три основных этапа работы над изложением:
1. Подготовительная беседа.
Во время нее ученики вместе с учителем знакомятся с текстом, обсуждают его тему, выписывают и характеризуют заголовок. На этом этапе педагог разъясняет незнакомые слова, уточняет факты и имена собственные, вместе с детьми обозначает замысел автора. Во время обсуждения школьники могут делать пометки в черновике.
2. План изложения.
Во время этого этапа нужно определить структуру текста. Если он большой, назвать его части: при повествовании — завязка, развитие события, кульминация и развязка; при рассуждении — тезис, аргументы и выводы; при описании — точность характеристик. Затем следует обозначить мини-тему каждой части, ее содержание, придумать свой заголовок. Название каждой части станет отдельным пунктом плана.
Можно обсудить с детьми, какая идея заложена в каждой части; попросить школьников проследить связи между частями. Все тезисы и подзаголовки лучше записывать в черновик.
3. Проверка содержания и редактирование.
Школьники просматривают свои записи в черновике и редактируют их: выстраивает логику изложения, проверяет факты и правильность написания сложных слов, устраняет повторы.
При следующем чтении текста ученик ищет и исправляет орфографические и пунктуационные ошибки. После этого ребенок пишет итоговый вариант текста на чистовик.
На чтение 6 мин Просмотров 63.3к. Опубликовано 05.12.2017
Содержание
- Что такое изложение?
- Какие задачи стоят перед учеником, когда он пишет изложение?
- Какие существуют виды изложения?
- Как правильно писать изложение?
- Порядок написания изложения:
- 4 совета, которые помогут получить за изложение «5»:
Главная задача школ, интернатов и других образовательных учреждений – развитие речи ребенка и умения воспринимать, а затем последовательно, логично излагать информацию. Одно из эффективнейших упражнений – изложение, им дети занимаются на уроках русского языка и литературы. Как правило, дети начинают писать изложения в младшей школе, во 2, иногда в 3-4 классе. Изложение также входит в основной государственный экзамен (ОГЭ), который должны сдавать все ученики по окончанию 9 класса.
Очень важно, чтобы ребенок осознавал важность написания изложения, а также понимал и умел справляться с заданием быстро и правильно. Данная статья содержит всю необходимую информацию, и поможет вам ответить на вопрос: что такое изложение и как его писать?
Что такое изложение?
Чтобы правильно писать изложения, для начала, нужно разобраться, что это вообще такое.
Изложение – это творческое задание, по сути, пересказ. Если во время сочинения ученик излагает собственные мысли, то занимаясь написанием изложения, он излагает только что услышанную информацию. Происходит изложение так: учитель 2 раза зачитывает текст (в начальной школе 3 раза), ученик внимательно слушает, делает пометки, старается запомнить. Первый раз учитель читает медленно, ставит паузы в важных местах. Во второй раз читает уже быстрее. Когда учитель заканчивает читать, ученик должен максимально похоже, сохраняя логический порядок и стилистику, написать то, что он только что услышал.
Чем старше ученик, тем сложнее и объемнее становятся тексты, с каждым годом к работе предъявляется все большее количество требований. Как правило, в качестве текстов выбираются отрывки из художественных произведений. В старшей школе, текстом для изложения может служить научно-публицистический труд.
Некоторые учителя практикуют более творческий подход: показывают слайд-шоу, диафильмы, фильмы, сценки из спектаклей. Текст для изложения можно заменить также различными звукозаписями, например, отрывками аудиокниг, подкастами.
Какие задачи стоят перед учеником, когда он пишет изложение?
- понять и запомнить услышанный текст, определить его основную мысль;
- как можно более точно сохранить и передать авторский стиль и речевую стилистику;
- точно передать детали и факты, если они есть в тексте;
- точно запомнить важные для понимания текста фразы, написать их в правильной логической последовательности;
- излагать текст в правильной последовательности, с полноценным началом и концовкой.
Важно! Объясните ребенку различие между сочинением и изложением. Излагаем мы информацию, которую услышали, увидели, запомнили. Она не является продуктом производства нашего личного сознания. Важно ничего не сочинять и не додумывать, писать только то, что значится в тексте. Единственное исключение, когда возможно изложение собственных мыслей – такую задачу поставил учитель.
Какие существуют виды изложения?
- Подробное. Направлено на тренировку памяти, так как нужно запомнить большой объем информации, а затем изложить его как можно более точно. В старшей школе задача усложняется, уровень точности передачи становится высоким. Нужно делать пересказ, сохраняя языковые особенности автора.
- Сжатое. Тренирует умение анализировать текст, выделять ключевые моменты, учит создавать конспекты.
- Повествовательное. Наиболее простой тип, когда от ученика требуется запомнить правильную последовательность текста, а потом ее воссоздать.
- Описательное. Текст содержит описание человека, животного или явления. Задача ученика – как можно точнее запомнить это описание, а затем пересказать его. Нередко требует от ученика применение фантазии, знание эпитетов.
- Рассуждение. Более сложный вид сочинения, появляется ближе к старшей школе. Содержит элементы сочинения, и требует не только пересказа, но также собственной логичной аргументации.
Как правильно писать изложение?
Теперь, когда мы разобрались, что же такое изложение, пора понять, как правильно его писать. Несмотря на то, что у многих детей возникают сложности с их написанием, задача это не слишком сложная, самое главное – практика и правильный порядок действий. Объясните ребенку, что ему не нужно волноваться или бояться, что он не справится с задачей. Если он будет спокойно, внимательно слушать, и следовать рекомендациям, которые мы укажем ниже, он обязательно получится желанную «5» и похвалу от учителя.
Порядок написания изложения:
- Обязательно взять черновик, и делать в нем пометки, пока учитель первый раз читает текст.
- Пауза между чтениями дается на то, чтобы осмыслить услышанное. Нужно дописать все, что удалось запомнить. Все услышанное запомнить скорее всего не удалось, но это не беда. Нужно оставить пропуски, и заполнить их во второе прочтение.
- Во время второго прочтения нужно сосредоточиться на специфических терминах, необычных словах, именах, датах и интересных фразах. Их фиксация на бумаге далее поможет вспомнить детали текста, а еще их нужно в точном виде употребить непосредственно в изложении.
- Во время паузы между вторым и третьим прочтением (если оно будет) нужно составить план будущего текста, он поможет воссоздать правильную последовательность изложения, и понять, что было упущено при прослушиваниях. Лучше начать составление прямо сейчас, пока информация свежа в голове.
- Учитель закончил читать, пора приступать к изложению. Во время написания обязательно нужно придерживаться составленного плана. Если время позволяет, лучше начать записывать текст на черновике, чтобы потом легко его исправить.
- Текст готов, теперь нужно его вычитать. Самое главное – проследить, чтобы все предложения были взаимосвязанными и законченными. Обратите внимание на часто повторяющиеся слова, их лучше заменять на подходящие по смыслу синонимы.
- Перечитать текст в последний раз, и если ошибок, недочетов нет – пора переписывать на чистовик.
4 совета, которые помогут получить за изложение «5»:
- Ученики младших классов еще не могут писать так быстро, как это делают старшеклассники, поэтому техника написания изложения у них немного разная. Малыши еще не умеют одновременно и слушать, и писать. Поэтому во время первого прочтения, лучше отложить ручку в сторону, и сосредоточиться на запоминании. Старшеклассники начинают делать пометки в черновике уже во время первого прочтения.
- Работа человеческого мозга нестабильна, в один день память может работать лучше, чем в другой. На способность запоминать информацию влияет общий уровень усталости и настроения. По этой причине, не существует единого, точного алгоритма по написанию изложения, всегда нужно действовать по ситуации. Например, если после второго прочтения на черновике уже составлен целый подробный, последовательный план, в третье прочтение лучше просто слушать и запоминать, ничего не записывая. Если план получился не слишком подробным и в нем есть пробелы, во время третьего прочтения лучше их заполнить.
- Чем длиннее предложение, тем проще допустить в нем ошибку. Лучше не нагромождать изложение длинными, сложносочиненными предложениями. Пусть они будут короткими, точными и грамотными. А вот на красивые описания и эпитеты скупиться не стоит, они сделают текст более живым и интересным.
- Чем лучше развита память, тем проще воспринимать и запоминать информацию. Память – не генетически заложенный параметр, ее можно тренировать и улучшать. При этом, вовсе не обязательно заниматься тренировкой памяти днями и ночами, достаточно упражняться 10-15 минут в день. Подробнее о развитии памяти вы можете узнать в соответствующем курсе на сайте BrainApps. У нас вы также найдете игры, которые превратят тренировку памяти в интересное и полезное развлечение.
Мы надеемся, что теперь вы знаете, что же такое изложение, и понимаете: это не так уж сложно, главное проявить немного терпения и настойчивости. Желаем успехов в учебе, получайте с BrainApps только пятерки!
Русский язык. 2 класс.
Урок 9. Изложение
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1) Способы конструирования предложений с помощью опорных слов.
2) Правила оформления текста на письме.
3)Правила подбора заголовка к тексту.
Тезаурус:
Изложение– устный или письменный пересказ текста.
Заголовок–это название текста. Заголовок может отражать тему текста или главную мысль.
Опорные слова – это слова, которые передают основное содержание текста.
Тема текста – это то, о ком или о чём говорится в тексте.
Главная мысль текста – это то главное, о чём хотел сказать читателю автор.
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2017. – С. 16–22.
2. Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 2 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. Организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева.– М.: Просвещение, 2017. – С. 8–11.
3. Щёголева Г. С. Моя письменная речь: учебн. тетрадь. 2 класс / Г.С. Щёголева. – СПб.: Специальная Литература, 2017.– С. 8–11.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Вспомните, что такое изложение.
Изложение – устный или письменный пересказ текста. Прочитайте внимательно текст. Попробуйте его пересказать. Составить предложения для пересказа вам помогут опорные слова. По ним можно определить основное содержание текста. Обратите внимание, из каждой строчки слов составляем только одно предложение. Предложений будет столько, сколько строчек. Чтобы предложение получилось понятным, надо добавить недостающие слова и слова, которые помогут связать предложения в тексте.
Текст можно разделить на части. Выделяют три части текста: вводную, основную и заключительную. Каждая новая часть пишется с красной строки.
Большинство текстов имеют заголовок или название. Заголовок отражает тему или главную мысль рассказа. Подумайте, какой заголовок наиболее удачный к тексту. Заголовок нужно писать в центре первой строки.
При записи текста, слова нужно записывать грамотно, диктуя себе каждое слово. Некоторые слова нужно будет не только проговорить, но и вспомнить правила написания. Трудные слова можно проверить по орфографическому словарю.
Теперь, используя опорные слова, попробуйте составить текст. Помните, в предложении слова, содержащие новое, стоят в конце. После записи текст нужно проверить. Прочитайте получившийся текст. Подумайте, всё ли в нём понятно. Проверьте по опорным словам.
Примерный разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Дождь.
Вставьте недостающие по смыслу слова в предложения.
Вдруг набежала __________. Ветер закачал _________. Застучали частые __________ дождя.
капли деревья туча
Подсказка: если вы поставили слово правильно, то оно изменит цвет.
Правильный ответ:
Вдруг набежала туча. Ветер закачал деревья. Застучали частые капли дождя.
Задание. Гроза.
Восстановите порядок предложений в тексте.
По дороге они укрылись в шалаше.
Светило солнце.
Ветер закачал деревья.
Вдруг набежала туча.
Вася и Рая рвали на лугу щавель.
Дети помчались домой.
Застучали частые капли дождя.
Подсказка: правильно составленный текст изменит цвет.
Правильный ответ:
Светило солнце.
Вася и Рая рвали на лугу щавель.
Вдруг набежала туча.
Ветер закачал деревья.
Застучали частые капли дождя.
Дети помчались домой.
По дороге они укрылись в шалаше.