Как пишется классическая музыка

Как сочинить произведение. Основы музыкальной композиции

Как сочинить произведение. Основы композиции

Создание музыки или композиция – это творческий процесс, который должен базироваться на теории музыки. Структура произведения имеет чёткую логику построения. Некоторые шедевры мировой классики буквально рассчитаны математически. Не случайно в Древней Греции музыка входила в ряд математических наук.

Большим заблуждением является утверждение, что великие композиторы сочиняли собственные произведения под влиянием вдохновения. Гении музыки: Бах, Гайдн, Бетховен, Малер, Рахманинов ежедневно выделяли время для композиции.

Данная страница поможет музыканту не только научиться создавать профессиональную музыку, но и поможет разобраться в основной терминологии, в частности используемой при анализе. Будут разобраны программы, необходимые для набора нотного текста, предложены упражнения для освоения композиторской техники, а также дан план, как сочинить музыкальное произведение. 

Из чего сделана музыка?

Грубо говоря, музыка представляет собой последовательность звуков в определенном ритме, которая имеет эмоциональную окраску. Наиболее часто произведение содержит в себе следующие элементы:

  • Мелодия

  • Гармония

  • Форма

Рассмотрим каждое понятие более детально.

Что такое мелодия

Мелодия представляет собой одноголосно выраженную музыкальную мысль. Существуют рекомендации, касающиеся строения мелодической линии:

  • Принцип равновесия. Не стоит перегружать мелодическую линию. Если Вы хотите, чтобы слушатель быстро запомнил материал, тогда необходимо соблюдать принцип равновесия. Он заключается во взаимодополнении ритма и интонационного строя. Если интонационный строй включает сложно воспринимающиеся для слуха элементы, такие, как скачки на широкие интервалы, наличие мелизматики, отклонения или модуляции и прочие осложняющие факторы, тогда необходимо применять простой ритм. Если мелодия по интонационному строю простая тогда прописывается более сложный ритм.

  • Принцип мелодической волны. Отлично воспринимается мелодия, построенная на чередовании восходящего и нисходящего движения.

  • Интонационное единство. Музыкальная тема может содержать ведущие интонации (интервалы). Яркими примерами произведений, имеющих в основе секундовую интонацию являются «Реквием» Моцарта (Lacrimosa), Главная тема I части фортепианного концерта Рахманинова №2.

     

Стоит отметить, что мелодия необязательно должна проводиться в верхних регистрах, она также может быть в басу или другом голосе.

Чтобы написать по-настоящему выразительную и красивую мелодию необходимо:

  1. Представить художественный образ, который необходимо воплотить в музыке. Задайте себе вопросы: инструментальное или вокальное сочинение? Какой характер? Все эти вопросы, позволят определить средства выразительности. В одном из разделов статьи подробно разбираются средства выразительности.
  2. Импровизировать. Больше играйте и слушайте. Многие музыканты именно при импровизации находят отличную мелодическую линию. Наиболее интересные варианты могут появиться не сразу.
  3. Если импровизация дается тяжело, то попробуйте специально сочинить несколько похожих по эмоциональной окраске мелодий. Запишите их либо на диктофон, либо в нотную тетрадь.
  4. Изменять. Возьмите определенную тему вашего сочинения, попробуйте изменить в ней что-то, например, одну ноту, фрагмент или тональность. Вслушайтесь, стало ли лучше.
  5. Анализировать другие произведения. Отмечайте, какие средства выразительности использовал композитор в понравившихся вам мелодиях. Это поможет понять, что звучит хорошо, а что плохо.

Если создается классическое произведение, то мелодию необходимо развивать. Существует несколько способов мелодического развития:

  1. Разработочный позволяет дробить тему, а также секвенцировать ее (Секвенция – последовательное повторение музыкального материала на другом звуковысотном уровне.)
  2. Полифонический подразумевает использование канонической имитации.
  3. Вариационный допускает небольшие изменения в мелодии, с сохранением изначальной гармонии и формы.
  4. Вариантный способ основывается не только на изменении в мелодии, но и в гармонии и соответственно форме, объединяющим является интонационный строй.
  5. Жанровая трансформация подразумевает изменение жанра, заложенного в основе. Например, тема была жанрово-бытовой, а стала хоралом.

При усложнении музыкальной ткани допускается совмещение способов развития. В инструментальной музыке в качестве развития материала можно использовать арпеджио, пассажи и другие общие формодвижения, это позволит разнообразить сочинение.

Гармония

Гармония позволяет объединять звуки в созвучия, которые, в собственную очередь, образуют последовательность. Созвучия в данном смысле представлены интервалами и аккордами. Наиболее часто гармонические обороты в композиции характерны для аккомпанемента.

Проще говоря, аккомпанемент представляет собой сопровождение для мелодии. Фактура определяется как заполненное звуками пространство, имеющее развитие. Существует несколько типов фактуры в аккомпанементе:

  1. Аккордовая. В основе фактуры аккорды в ритмическом изложении.
  2. Фигурации. Различают гармонические — проигрывание звуков аккорда последовательно и мелодические фигурации – последовательное проигрывание звуков аккорда с добавлением неаккордовых звуков.
  3. Альбертиев бас ритмически равномерно разложенный бас. В некоторых случаях воспринимается, как скрытое двухголосие.
  4. Полифоническая или многоголосная имеет несколько относительно самостоятельных голосов.

Гармонические обороты произведения желательно прописывать сразу после мелодии, можно в виде цифровок. Важно помнить, что для конкретных исторических стилей, характерны собственные обороты. Исторически сложилось несколько направлений в данной науке:

  • Барочная

  • Классическая

  • Романтическая

  • Импрессионистическая

  • Джазовая

  • Современная

Каждое направление имеет ряд правил, которые не рекомендуется нарушать при сочинении в данном стиле. 

 

Форма и роль повторений

Обязательно необходимо соблюдать форму. Без этого произведение будет разваливаться. Для каждого типа произведения есть определенная форма. Современный музыкальный мир может похвастаться многообразием форм, как в вокальной, так и в инструментальной музыке. Наиболее распространенными моделями являются:

  • Простая двухчастная состоит из двух внутренних разделов, при этом во второй части повторяется небольшой фрагмент первой, который развивается иначе.

  • Простая трехчастная репризная (da capo) состоит из трех частей. При этом вторая контрастна первой, третья является повтором первой.

  • Сонатная основывается на тональном контрасте структурно оформленных экспозиционных тем, развитие проводится в разработочном разделе, в репризе темы тонально объединяются.

  • Вариации – модель, построенная на многократном изменении первоначальной темы.

  • Куплетная и запевно-припевная применяются в вокальной музыке.

Допускается синтез между формами.

Не стоит бояться формообразующих повторов. Мышление человека лучше усваивает повторяющуюся информацию. В классической музыке можно найти подобное использование повторений:

  • Лейтмотив применяется для симфонических или театральных произведений, имеющих ярко выраженную драматургию.

  • Лейттема – это тема, выступающая как действующее лицо.

  • Формообразующие повторы характерные для определенных композиторских моделей.

В современной популярной музыке композиторы также активно используют повторения. Так в припеве сохраняются музыка и текст. В куплетах изменяются только слова. Электронная музыка также наполнена повторениями, примером является композиции с использованием сэмплов.

Драматургия

Музыка относится к ряду искусств, которые должны вызвать эмоциональный отклик у слушателя. В противном случае, музыкальное сочинение не будет пользоваться популярностью. При сочинении композиции важно помнить о роли драматургии. Существует несколько вариантов драматургического развития:

  1. Трагедийная концепция имеет заложенный конфликт

  2. Созерцательная лирика не имеет конфликта, преобладает эстетическое начало

Каждый из данных вариантов имеет бесчисленное количество подкатегорий, поэтому не будем подробно на них останавливаться. Важно понять, что в том и другом варианте, обязательно должна быть кульминация. Выделяют несколько разновидностей кульминаций в зависимости от ее расположения в сочинении:

  1. Вершина-источник находится вначале. Характерно для лирических произведений.

  2. Середина или в точке золотого сечения наиболее популярна в творчестве романтиков, так позволяет создать атмосферу напряженности.

  3. Вершина-горизонт находится в конце произведения. Оставляет у слушателя ощущение недосказонности, незавершенности. Имеет сильный эмоциональный эффект.

В музыкальном произведении кульминация сопровождается следующими признаками:

  • Расширение диапазона мелодии (как правило самый высокий звук во всем произведении)

  • Уплотнение фактуры

  • Увеличение динамики

Композитор должен обязательно продумывать кульминационные моменты. В одном произведении может быть несколько кульминационных точек. Если сочинение включает в себя несколько инструментов, то с точки зрения драматургии, необходимо вводить их постепенно, чтобы не перегружать фактуру.   

 

Средства выразительности

Содержательную сторону композиции позволяют олицетворить средства выразительности. К ним относятся:

  • Тональность сильно влияет на произведение, некоторые тональности в классической музыке имеют собственное значение. Например: Des-dur – это выражение истинной любви.

  • Лад. Наиболее распространенными являются мажор, который используется для выражения более светлых и лирических образов, и минор, обладающий более драматичным оттенком.

  • Наличие мелизматики или ее отсутствие.

  • Включение музыкальных символов. Особенно характерно для композиций в барочной стилистике.

  • Инструментальные тембры. Каждый тембр имеет собственную окраску и диапазон, в котором он наиболее эффектно звучит.

 При сочинении произведения необходимо экспериментировать со средствами выразительности, меняя тональность, лад, добавляя или убирая мелизмы. 

Упражнения

Существует ряд упражнений и заданий, помогающих освоить композицию:

  1. Анализ произведений других композиторов. Прежде чем написать произведение в определенном стиле необходимо посмотреть, как это делают профессионалы. Выделить для себя наиболее удачные приемы и попробуйте применить их на практике.

  2. Выберите текст или стихотворение, имеющие яркую эмоциональную окраску. Проанализируйте. Попробуйте импровизировать, воссоздавая атмосферу в тексте. Тоже самое можно делать, используя художественные образы в живописи.

  3. Выберите определенную форму и постарайтесь сочинить в ней, используя все правила.

  4. Играйте гаммы, пассажи, аккорды, пробуйте модулировать. Все практические навыки обязательно пригодятся при сочинении.

  5. Занимайтесь подбором других музыкальных произведений, это даст вам базу для формирования музыкального слуха, а также улучшит технику игры на инструменте. 

  6. Совершенствуйте знания в теории музыки.

Программы для набора нот при сочинении музыкальных композиций

Sibelius 8 является одним из лучших нотных редакторов, отлично зарекомендовавших себя на мировом рынке программного обеспечения для профессиональных музыкантов, композиторов и аранжировщиков.

 

К функциональным возможностям данной программы можно отнести:

  • Большой набор встроенных шаблонов.
  • Возможность самостоятельно устанавливать разметки страницы
  • Наличие необходимых инструментов
  • Несколько удобных способов набора нот
  • Наличие функции MIDI
  • Можно прослушать композицию
  • Постоянные обновления

Sibelius – полезная программа, как для начинающих композиторов, так и для профессионалов.

Подобной по функциональным возможностям является программа MuseScore 2.


Примечание: во многих современных нотных редакторах есть функция прослушивания полученного текста, более того, можно сохранить файл, как аудиозапись в различных форматах. Единственным минусом подобных аудиозаписей можно считать плохое качество звука, не передающее тембровую окраску. Так, если автор хочет добиться максимально качественного звучания, тогда необходимо использовать специализированные программы для записи, такие как FL Studio 12, Mixcraft 8 или Audacity. Запись может проводиться как на виртуальных инструментах, так и при помощи MIDI-клавиатуры.

Резюме: план сочинения

Инструментальная музыка:

  1. Импровизация и сочинение мелодии;
  2. Анализ характера мелодии;
  3. Выбор музыкальной формы, способной выразить характер мелодии;
  4. Разработка драматургии: кульминационные моменты;
  5. Выписка гармонических оборотов в выбранной фактуре. По необходимости включение отклонений, модуляций;
  6. Аранжировка или инструментовка (по необходимости);
  7. Критический взгляд на произведение;
  8. Корректировка (по необходимости).

Вокальная музыка:

  1. Выбор стихотворения или текста;
  2. Выбор музыкальной формы;
  3. Анализ настроения текста;
  4. Определение кульминационных моментов в тексте;
  5. Сочинение вокальной мелодии;
  6. Создание примерного гармонического плана;
  7. Выбор фактуры, соответствующей содержанию;
  8. Выписка кульминационных моментов в музыке;
  9. По необходимости аранжировка;
  10. Критический взгляд (проиграть композицию спустя время);
  11. Корректировка.

Надеемся, что статья помогла Вам понять, как сочинить музыкальное произведение. Пробуйте. Совершенствуйте собственное композиторское мастерство. Ищите индивидуальный стиль. Желаем вам творческих успехов!

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

История классической музыки
Средневековье (476—1400)
Ренессанс (1400—1600)
Барокко (1600—1750)
Классицизм (1750—1820)
Романтизм (1820—1900)
XX век (1901—2000)
Современная классическая музыка (с 1975 года)

Монтаж великих композиторов классической музыки. Слева направо:
В верхнем ряду — Антонио Вивальди, Иоганн Себастьян Бах, Георг Гендель, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен;
во втором ряду — Джоаккино Россини, Феликс Мендельсон, Фредерик Шопен, Рихард Вагнер, Джузеппе Верди;
в третьем ряду — Иоганн Штраус, Иоганнес Брамс, Жорж Бизе, Пётр Ильич Чайковский, Антонин Дворжак;
в нижнем ряду — Эдвард Григ, Эдуард Элгар, Сергей Рахманинов, Джордж Гершвин, Арам Хачатурян.

Симфонический оркестр

Класси́ческая музыка — свободное от терминологической строгости понятие, употребляющееся, в зависимости от контекста, в различных значениях.

Содержание

  • 1 Оценочный смысл
  • 2 Исторический смысл
  • 3 Типологический смысл
    • 3.1 Значение термина в разных языковых культурах
  • 4 Классические музыкальные инструменты
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки

Оценочный смысл

В оценочном смысле классической называется музыка прошлого, выдержавшая испытание временем и имеющая аудиторию в современном обществе. Уже сегодня в качестве классических воспринимаются не только вершины высокого музыкального искусства, но и лучшие образцы развлекательных жанров прошлого: например, вершины французской, венской и венгерской оперетты XIX — начала XX веков, вальсы Иоганна Штрауса и т. п.

Исторический смысл

В историческом смысле под классической понимают музыку второй половины XVIII века — начала XIX века (этот период традиционно соотносят с классицизмом). Понятие классицизма не слишком широко применимо к музыке, поскольку классицизм в изобразительном искусстве и в литературе заключается в следовании античной традиции, в то время как живая музыкальная культура Древней Греции и Древнего Рима до нас практически не дошла.

Таким образом, в устойчивой характеристике Гайдна, Моцарта и Бетховена как венских классиков присутствует и немалая доля качественной оценки их творчества как фундамента для дальнейшего развития музыкальной композиции.

К системообразующим музыкальным классикам относят также таких композиторов XVII—XVIII веков, как И. С. Бах, Г. Гендель, А. Вивальди.

Типологический смысл

В типологическом смысле «классической» часто называется в разговорном и публицистическом стиле речи так называемая «академическая» музыка, находящаяся в отношении преемственности прежде всего к сформировавшимся в Европе в XVII—XIX веков музыкальным жанрам и формам (опера, симфония, соната и т. п.), мелодическим и гармоническим принципам и инструментальному составу.

Значительное влияние классическая музыка оказывает на современную рок-музыку. Тональный язык, используемый большинством различных музыкантов, был разработан в начале эпохи барокко. Кроме того, разнообразные произведения рок-музыки, как правило, прямо или косвенно связаны с частью классического репертуара, хотя на этом влиянии редко заостряют внимание публики. Тем не менее, исключительное использование классических тональностей является важной особенностью некоторых рок-групп, таких как на Oasis, с их аккордами и гармоническими прогрессиями, достойными чистейшей классической традиции. Влияние композиторов эпохи барокко (Вивальди и Баха) на творчество гитарстов хард-рока и тяжёлого металла, таких как Эдди Ван Хален и Рэнди Роадс вполне обнаруживаются на слух опытным знатоком музыки. Кроме того, классическая музыка имеет большое значение в прогрессивном роке для таких групп как Yes, Genesis и Emerson, Lake & Palmer, в группах симфонического рока. Классическая музыка также глубоко проникает в тяжёлый металл (хэви-метал), формируя разновидность этого жанра под названием симфоник-метал, представленный такими группами, как Adagio, Apocalyptica, Nightwish, Epica и многими другими.[1]

Классическая музыка также играет важную роль в популярных фильмах с музыкальными композициями, либо за счёт повторного использования уже существующих композиций, либо оказывая влияние на написание оригинальных произведений композиторов, работающих над фильмом.

Значение термина в разных языковых культурах

Путаница значений, присущая понятию «классическая музыка», характерна большинству европейских языков.

Английское словосочетание (англ.  classic music) появилось ещё в Оксфордском словаре английского языка 1836 года издания и было связано с попыткой «канонизировать» период от Баха до Бетховена как «золотой век». При этом классический период в музыке (примерно 1750—1830 годы) также именуется «classical»[2].

Подобные неоднозначные термины существуют в немецком (нем.  klassischer Musik), французском (фр.  musique classique), итальянском (итал.  Musica classica) и других языках. Они стали особенно распространены со становлением англоамериканских стандартов коммерческой классификации аудиопродукции.

В то же время, например, в польском языке сохраняется чёткое разграничение понятий классической музыки как таковой, относящейся к эпохе классицизма (польск. Muzyka klasycystyczna), и академической музыки (Muzyka poważna).

Классические музыкальные инструменты

Инструменты, используемые в классической музыке, в основном появились до середины XIX века (многие гораздо раньше). В основном они предназначены для использования в оркестре или вместе с сольными инструментами (фортепиано, клавесин, орган). Типичным для исполнения классической музыки является симфонический оркестр, включающий струнные инструменты, деревянные и медные духовые инструменты, ударные инструменты.

Электроинструменты, такие как электрогитара, используются время от времени в классической музыке XX и XXI веков. Музыканты экспериментируют в последние десятилетия с синтезаторами, инструментами из других культур, таких как гамелан. Иногда используются световые эффекты (см. Скрябин).

См. также

  • Академическая музыка
  • Теория современной композиции

Примечания

  1. Cook Nicholas: Musique, une très brève introduction, p.17, ed. Allia, Paris 2005 (trad. Nathalie Getnili)
  2. см. Classical period

Ссылки

П: Портал «Классическая музыка»
commons: Category:Classical music на Викискладе?
  • Чередниченко Т. В. Музыка в истории культуры. Монография. В двух томах. Долгопрудный, «Аллегро-пресс», 1994 (2-е изд.: однотомник (344 с.)
  • Belcanto.ru — классическая музыка, опера и балет
  • Классическая музыка — интернет-портал
  • сайт радио Орфей (радио классической музыки)
  • Classica.FM
  • Онлайн-архив классической музыки
 Просмотр этого шаблона Музыкальные инструменты в классической музыке
Хордофоны скрипка • альт • виолончель • контрабас • классическая гитара • виола • лютня • мандолина • арфа • клавикорд • фортепиано • клавесин
Аэрофоны фагот • кларнет • английский рожок • флейта • гобой • флейта-пикколо • саксофон • валторна • тромбон • труба • туба • блокфлейта • орган
Мембранофоны малый барабан • теноровый барабан • большой барабан • литавры • бубен
Идиофоны тарелки • гонг • треугольник • вибрафон • ксилофон • маримба

Эта статья написана для тех, кто только начинает писать музыку и столкнулся с непониманием, почему музыка не получается. Исходя из своего опыта, я расскажу, как быстро научиться писать хорошую музыку и создавать качественные и уникальные композиции.

Заодно мы поговорим о ментальных проблемах и путях их решения — я сам сталкивался с такими проблемами и искал способы их побороть. Текст пригодится не только музыкантам, его можно применять и для смежных видов творчества, ведь суть там будет почти та же.

Статья не расскажет, как работать с клиентами и как продвигать музыку. Она для тех, кто застрял в творческом кризисе, не понимает, как развиваться в своих потоках и не хочет всё забросить, сломавшись под грузом стресса.

Предисловие

На свой первый альбом (послушать его можно здесь) я затратил много сил, а по ходу работы наступил на кучу граблей. На мой взгляд, альбом провалился по той причине, что я не умею продвигать музыку и у меня нет маркетинговой стратегии. Так или иначе, но в написании музыки я наступил на достаточное количество граблей, чтобы рассказать, как их избежать.

Для начала: бесплатный трек из моего первого альбома.

Прослушав мои музыкальные работы, не в первый раз люди задают вопросы наподобие:

О, круто, ты закончил консерваторию, наверное? У тебя есть музыкальное образование? Где ты этому научился? Наверное, музыкальную теорию хорошо шаришь?

Ну, нет. Я нигде особо не учился. Музыкального образования у меня нет. Я не то, что музыкальную теорию не знаю, я даже сольфеджио почти не знаю. Однажды думал подучить сольфеджио, но звуковик, с которым я работал, мне сказал: «Тебе поздновато сольфеджио учить».

В общем, всему этому я научился за два года. В чём мой секрет? Просто интенсивно задрачивал черновики и научился как-то. И всё, вот и весь секрет.

Но тебя, скорее, интересуют другие вопросы:

  1. Как научиться так же быстро?
  2. Что нужно совершить, чтобы уметь так же?

Вот мои тезисы.

Не загоняйся по теории, учи только базу

Для опытного музыканта этот заголовок может показаться какой-то шуткой, после которого он посчитает меня некомпетентным чмом. Как это: без теории писать музыку?! Ты что, сошёл с ума?!

Безусловно, теория помогает разобраться, как устроена музыка. Но есть одна закавыка: чтобы научиться писать музыку — её нужно писать. Зеленые композиторы, которые только начинают свой путь в музыке, пытаются углубиться в теорию в надежде найти какую-то совершенную формулу, по которой они сделают музыку хорошо.

Дело в том, что сама по себе музыкальная теория не научит писать музыку — она лишь поможет понять, как описать какие-то свойства музыки, но не более того. Поэтому в неё стоит заглядывать, если хочется понять, как и почему у тебя что-то работает.

Теория — это своего рода справочник того, что можно понимать абстрактно и делать импульсивно. У музыки настолько низкий порог вхождения, что можно легко научиться ей без этого самого справочника. Заглядывать в него нужно только по необходимости или в тех случаях, когда появляется желание разобраться в конкретных деталях. Зачем знать весь справочник, если ты можешь смотреть в него время от времени?

Знание теории не гарантирует, что ты станешь вторым Моцартом, поэтому ничего страшного не случится, если ты не будешь знать весь пласт сольфеджио, который преподают в музыкальной школе или консерватории. Даю слово!

В общем, можно изучать теорию сколь угодно долго, но без практики в этом нет никакого смысла.

Тогда как же научиться писать музыку? Одни с боем прорываются через неизведанное и всё изучают самостоятельно методом проб и ошибок. Другие обращаются за помощью ментора и справочника. Но так или иначе, всё сводится к следующему пункту.

Используй референсы

Когда я только начинал писать музыку, то вообще не думал быть каким-то оригинальным и особенным. Я просто брал любимые треки и пытался перенять из них идеи/трюки в свои композиции.

На мой взгляд, для новичка это самый удачный путь: так ты изучаешь, как работает музыка на примере того, что тебе по душе. В итоге ты начинаешь разбираться в том, как устроен тот или иной стиль, как работают какие-то приёмы. Вместе с этим появляется понимание, как использовать эти вещи в своём творчестве.

В самом начале музыкального пути нужно собрать пять-десять песен, которые нравятся тебе больше всего. Пусть это будут треки, в которых ты нашёл что-то особенное для себя. Эти песни нужно вдумчиво послушать и выявить в них те идеи, которые привлекают тебя больше всего. Их-то и нужно пробовать повторить.

Мотивы и мелодии желательно учиться писать самостоятельно, не оглядываясь на кого-то. Если не получается, то списывай их. Твоя задача в том, чтобы понять, почему они работают. Если это сложно — подглядывай в «справочник» или просто повторяй чьи-то мотивы, а затем пробуй переделать их под себя.

Можно ли считать всё, что получится в итоге, хорошей музыкой? Условно, да. Люди, которые услышат твою работу, заметят то, что им очень нравится и нравится тебе. Здесь проявится мнение большинства: те, кто уже много слышал какие-то стили или приёмы, услышат их в твоей музыке снова и, скорее всего, будут этому рады. Значит, музыка с большой вероятностью будет хорошей.

Получив абстрактное представление о том, как устроены и как работают референс-треки, ты будешь способен делать не уступающую по качеству похожую музыку в короткие сроки.

Вспомни, как ты учился разговаривать, когда был ребёнком: ты слушал папу и маму, братьев и сестёр, крёстных и соседей. Ты слушал, как они разговаривали и пробовал говорить так же.

Чего точно не стоит делать, так это говорить, какая именно музыка послужила референсом, особенно если ты планируешь получать от музыки финансовую выгоду. История знает немало случаев судебных разбирательств на этой почве, поэтому язык лучше держать за зубами. Пусть люди сами гадают, чем именно ты вдохновлялся.

На всё это мне могут возразить, что в таком случае музыка становится какой-то комбинаторикой и теряет оригинальность. Что делать?

Проблема оригинальности

Под оригинальностью обычно понимают что-то уникальное и подлинное. Следовательно, чтобы сделать оригинал, нужно понять, как устроено то, что уже существует, чтобы неосознанно не изобрести велосипед.

Креативность не умеет создавать оригинальные вещи из вакуума. Мы не можем сделать что-то новое из ничего, поэтому создание чего-либо нового возможно только из того, что уже существует.

Для создания оригинальных вещей нужно научиться собирать в единое целое то, что ты уже умеешь и то, что ты уже знаешь. Итог и будет тем самым новым, оригинальным и уникальным. Я не просто так предлагаю учиться писать музыку с нуля по референсам: зная, как устроена чужая музыка, собирая и компонуя приёмы и стили из чьего-либо творчества, ты создаёшь новую, оригинальную музыку.

Вместе с этим уйдёт иллюзия создания оригинальной вещи из вакуума. Твоя креативность всегда достаёт из сознания куски мелодий, которые ты уже сто раз слышал. Это неизбежно.

Написав музыку «из головы» и показав её с горящими от радости глазами другу, ты с большой долей вероятности услышишь от него: «Чувак, это же Металлика!». Сразу за удивлением от его реакции ты испытаешь разочарование от мысли о том, что свою музыку ты не придумал, а списал с чужой мелодии. В общем, чтобы не обманывать себя и облегчить свою жизнь, запомни, что оригинал нельзя сделать из ничего.

Люди ещё не раз скажут, что они всё это уже слышали, нот всего 12, а все аккорды и ходы давно известны. Что это скажет о тебе, как о композиторе? То, что ты не единственный, кто учился, слушая вдохновителей. Тысячи композиторов писали схожие треки, даже не осознавая этого. В общем, помни об этом и не списывай, обводя по трафарету.

Для раскрытия темы референсов приведу в пример видео, в котором показано, чем вдохновлялся композитор Кодзи Кондо, написавший музыку к Super Mario, Legend of Zelda и Metroid:

Итак, достаточно ли сбора референсов, чтобы научиться быстро писать качественную музыку? Нет, пригодится ещё кое-что.

Научись пользоваться стандартными инструментами DAW

Начинающие часто грешат тем, что ходят по онлайн-магазинам программного обеспечения в поисках некой волшебной таблетки среди плагинов и библиотек, которая уж точно сделает их музыку хорошей.

Конечно, далеко не все решения внутри используемой DAW могут быть удачными. Часть инструментов просто не представлена в функционале программ (привет всем пользователям Reaper!). Но, как бы там ни было, для начала лучше научиться работать с тем, что есть.

Не нужно покупать или скачивать очередной эквалайзер, если он и так присутствует в твоей DAW. Научись для начала пользоваться стандартными решениями.

С виртуальными библиотеками музыкальных инструментов и наборами сэмплов вопрос обстоит чуть сложнее, но и здесь, как правило, любая DAW предлагает достаточно контента для старта. Если хочется научиться писать, то лучше пользоваться встроенными решениями.

Желательно дополнительно ограничить себя в количестве инструментов и голосов. Для себя я решил вопрос радикально: я пишу всю музыку на 5-7 дорожек, в каждой использую обычную квадратную волну. Зачем? Это помогает абстрагироваться от технических вопросов вроде общего звучания и сведения, и помогает слышать ошибки в написании композиции. К тому же, ограничив себя, я не буду понтоваться саунд-дизайном, а сконцентрируюсь на аранжировке.

  1. Один из черновиков на квадратных волнах (ударные — сэмплы драм-машины LinnDrum) Verum Corner 1:47

Только после того, как трек будет написан, я начинаю подбирать инструменты, делать реаранжировку, работать со звуком, чтобы обогатить свою музыку. Работать проще и удобнее, когда есть какой-то готовый скелет, на который ты уже нанизываешь звуки.

К тому же так я не страдаю от поиска ответа на вопрос, почему музыка вдруг не работает — из-за не правильно подобранного инструмента или плохой мелодии. В общем, так легче понять, что именно работает не так, и сделать так, как нужно.

Правильный ли это подход? Я не знаю, каждый решит сам. Возможно, ты найдёшь более подходящее решение. В любом случае, когда я ещё не умел в баланс громкости, не знал, как работают инструменты, не умел в динамику и ноты, такие ограничения сильно помогали мне прокачаться в вопросе написания.

Но, эй, я хочу гитару! Дайте мне гитару пожалуйста, хочу гитару в своём треке! Что делать, если мне хочется гитару? Если тебе захочется использовать в треке или мелодии определённый инструмент (ту же гитару), то стоит изучить, как этот инструмент работает, и как на нём играют.

Изучи инструмент, если хочешь быстро писать хорошую музыку

Изучение инструмента ускоряет понимание того, как он «работает»

А ещё лучше самому приобрести инструмент и освоить его — понимание появится намного быстрее. При приемлемом понимании сути инструмента можно писать черновики через его призму — это хороший подход.

Экспериментируй

Мало просто собирать кусочки идей чужих произведений, нужно ещё пробовать свои варианты. Как? Просто «методом тыка», серьёзно. Референсы помогут ускорить процесс обучения и производства музыки, но экспериментировать всё равно нужно. Ты никогда не узнаешь, какое решение подойдёт, поэтому нужно пробовать снова и снова.

Вместе с этим также растёт понимание, как сделать лучше и быстрее. Всё это хорошо аккумулируется в голове, а с новыми решениями писать музыку становится легче и проще. За последние два года я написал больше 70 черновиков, я много пробовал и изучал, и всё это сказалось на скорости производства.

Учись писать музыку быстро и своевременно

Если твоя музыка работает только по будильнику, то вряд ли тебя ждёт что-то хорошее в музыке. Нужно уметь писать сразу, при первом желании или предложении заказчика. Чем быстрее ты напишешь композицию, тем лучше.

К сожалению, людей слабо интересует, как долго ты писал музыку. Намного важнее для них контент — итог твоих стараний. Чем больше контента ты способен сделать, да ещё и по щелчку пальца, тем больше будет охват аудитории. Поэтому важно найти баланс между качеством и скоростью.

Задай себе условный срок: например, написать трек за месяц. Постепенно сокращай время: две недели, неделя, половина недели, день, половина дня, пару часов, час. В процессе обязательно оцени, как устроен твой проект, подумай, что можно сделать, чтобы разработка мелодии ускорилась. Повторяй попытки и анализ до тех пор, пока не будешь уверен, что достиг необходимой скорости производства.

Не зацикливайся на какой-либо проблеме, если что-то не получилось. Намного важнее завершить работу в срок, получить законченный трек. Проблему исправлять стоит в новом треке, не затягивая производство той песни, над которой работаешь сейчас.

Обычно в ответ на это мне говорят: «Зачем? Может, я просто хочу почилить, написать музыку по фану и без спешки». Но ведь в этом и вся прелесть! Разобравшись, как устроена музыка, собрав логическую цепочку из своего опыта, ты научишься по фану и чилу писать музыку чуть ли не за день (вечер, час, полчаса). Зачем писать музыку долго, когда можно получить результат здесь и сейчас, и быть удовлетворённым этим?

Писать музыку быстро легче, чем мучиться с ней длительные сроки. Пусть творчество станет гладким и хорошо изученным путём, который ты практически не ощущаешь — так музыка и будет весёлым времяпрепровождением.

Используй всё новое как стрессовый барьер к первым шагам

Конечно, для новичка путь будет связан с ошибками и стрессом, которого захочется избежать. Всё новое — неизбежный стресс и боль для головы. Стресс и боль будут сильнее только по одной причине: если откладывать новое на потом.

Преодолеть барьер к новому довольно непросто. Решение — кристальное, как горная вода: начни заниматься новым прямо здесь и сейчас.

Звучит просто, но очень важно научиться брать инициативу. Откладывая, ты только усиливаешь стресс. Можно бояться несколько дней, недель и месяцев, и так и не начать ничего делать. Но ты же определённо хочешь начать?

Как скоро прекратится стресс и уйдёт боль, никто не знает. Всё зависит от твоей настойчивости. Возможно, тебе придётся помучиться пару недель, чтобы начать. Возможно, времени потребуется больше. Тебя будут расстраивать результаты и то, что некоторые вещи не получаются, и в какой-то момент мозг просто скажет: «Забей! Вот, посмотри, что интересного в Твиттере и Инстаграме. Посмотри этот фильм, съешь мороженое и забудь».

Развлечения подождут, занимайся музыкой

Всё это подождёт

Все эти отвлекающие факторы принесут удовольствие, но только в краткосрочной перспективе. Удовольствие уйдёт так же быстро, как пришло. Поэтому нужно пробовать и не останавливаться на достигнутом, так как именно достижение желаемого результата принесёт удовлетворение в долгосрочной перспективе. Удовольствие от сделанной работы не уйдёт ещё несколько месяцев.

Да, это тяжело, но оно того стоит. Кто знает, может, стресс продлится неделю, а может месяц? Как же этот срок сократить?

Помни, что чем чаще влезаешь в новое, тем проще превозмогать стрессовый барьер.

Итак, ты чему-то научился, у тебя начинает получаться, стресс сходит на нет, в голове становится легче, а от прогресса и результатов начинает вырабатываться дофамин. Это супер, но всегда остаётся что-то, что надо попробовать, чтобы зайти дальше и уметь больше.

И тут нас снова ждёт стресс, снова боль и всё по кругу. Закончится ли это когда-нибудь? Да, ведь стресса и проблем становится меньше каждый раз, когда ты без страха влезаешь во что-то новое. Через какое-то время это новое будет ощущаться интересным приключением, которое даёт куда больше дофамина, чем стресса. И тебе уже ничего не будет страшно. Останется только ускорить процесс обучения и довести навыки до автоматизма.

Нейроны и синапсы

Вместе с этим ты столкнёшься с другой проблемой. В голове появятся вопросы «Зачем я это делаю?» и «Зачем мне оно?». Ответы на них ты, скорее всего, не пытался искать.

Чем меньше у тебя ответов на эти два вопроса, тем слабее твоя мотивация и цель. А значит, всё развалится как карточный домик, ведь ты не знаешь, зачем занимаешься музыкой.

Следом появятся и другие непростые вопросы: «Почему я забываю то, что выучил?», «Кто я?», «Что я здесь делаю?», «Почему не могу просто забросить творчество?».

Наш мозг — это всего лишь куча нейронов внутри черепной коробки. Эти нейроны обладают какой-то частью информации, но не всеми данными. Чтобы построить полную картинку, нужно соединить нейроны вместе, чтобы получились синапсы. Последние генерируются мозгом постоянно, когда мы учимся чему-либо. Нейроны же генерируются при отдыхе, общении с людьми и физических упражнениях.

Нужно помнить, что мозг не способен постоянно создавать синапсы, ему нужен отдых. Поэтому, если ты выучил что-то новое, стоит это закрепить практикой, а затем на какое-то время расслабиться, пока мозг не склеит новые связи во время отдыха. Со временем мозг научится создавать синапсы на автомате, стресса станет меньше — именно поэтому стоит чаще влезать во что-то новое, и именно поэтому стресса становится меньше.

Повторяй на практике старое, чтобы укрепить синапсы, ведь «повторение — мать учения».

Забыть что-то станет сложнее, если постоянно повторять это. А если что-то всё-таки забудется, то это, скорее всего, было тебе не очень нужно. Ничего страшного: всегда есть справочник, в который можно подглядеть.

Остаётся только решить, зачем ты пишешь музыку. Может, тебе это просто нравится? Или ты хочешь стать популярным композитором? Может быть, ты хочешь кого-то радовать своим творчеством? Ты должен найти ответы за год, пока занимаешься музыкой. Год — достаточный срок для поиска ответов на эти вопросы.

Если не найти ответ, то появляется огромный риск всё забросить, ведь ты не понимаешь, зачем тебе это нужно. Получить ответы до старта очень сложно, так как у тебя пока что нет результатов, а значит нет и представления о том, зачем ты этим можешь заниматься. Когда у тебя нет объяснений, очень сложно начинать что-то новое или продолжать старое. Тебе придётся пройти через стену стресса, чтобы найти ответы.

Механизмы наград дофамина

Не менее важно снимать стресс и получать удовольствие от процесса и результатов. Значит, тебе нужно найти способы получать дофамин.

Мы уже разобрались, как работают нейроны и синапсы, теперь нужно поговорить о нейропластичности. Это такая штука, которая даёт возможность восстанавливать потерянные синапсы гораздо быстрее.

Существуют два способа запустить нейропластичность: фокус (сознательное усиление) и чувство срочности. Мы уже поняли, почему так важна срочность и сфокусированность в написании музыки, поэтому не будем повторно говорить об этом.

Так или иначе, но оба пункта не работают без дофамина. Мозг должен вырабатывать его, получая дофамин от твоих успехов в музыке. В итоге достижение цели заставляет тебя копать дальше, ведь стресса становится меньше, а удовольствия — больше.

Дофамин

Дофамин

Существуют два типа механизма наград дофамина — внешние и внутренние. Первые появляются, когда тебя хвалит кто-то другой. Вторые — при самостоятельной оценке своих результатов.

Внимание нужно концентрировать на внутренних механизмах, так как внешние будут с тобой не всегда. Чем больше внутренних механизмов наград ты используешь, тем легче идёт процесс, и тем меньше становится стресс, постепенно и вовсе сходя на нет. В общем, чем больше внутренних наград, тем проще проявлять волю и учить что-то новое с большой скоростью.

Для дофамина нужны ресурсы: деньги, нормальные условия жизни, адекватное общество, с которым ты тусишь. Если этих ресурсов нет — количество дофамина падает, потому что прогресс идёт слишком медленно, ты его почти не видишь. Но как быть, если нужных ресурсов нет?

Учись делегировать, если в одиночку слишком сложно, а процесс замедляется. Не отчаивайся, если каких-то ресурсов у тебя попросту нет — их компенсирует дофамин, который ты заработаешь в процессе обучения и практики.

Помни, что методика «сам добился, каждый сможет» либо враньё, либо отвага безумца. Это очень опасная практика, которая может высосать из тебя все силы и всё время, из-за чего ты рискуешь поломать себе психику.

Делать ли что-то в одиночку за всех? Решай сам, но соглашайся на такое только в том случае, если ты готов к этому.

Не пиши музыку в стол!

Самая популярная ошибка новичков — писать музыку «в стол», никому не показывая черновики. Причин такого поведения не так много: одни боятся показать что-то недоработанное, вторые стыдятся, что всё сделано плохо, третьи — боятся, что никто не оценит работу.

Поскольку мы разобрались, как работают механизмы наград, и знаем, ради чего пишем музыку, мы можем теперь чхать, если что-то кому-то не нравится, и не бояться этого. Зачем же тогда показывать другим черновики? Всё дело в том, что у тебя нет понимания, что является хорошей музыкой. Не спорю: понятие о хорошем слишком субъективно, ведь каждый по-своему воспринимает то, что хорошо.

Увы, ты никогда не напишешь музыку, которая понравится всем. Тем не менее ты можешь написать музыку, которая понравится определенному кругу людей. Пока ты начинаешь первые шаги, ты сможешь уже набирать небольшую аудиторию, изучать мнения и поддерживать постоянство контента.

Когда ты пишешь в стол, появляется риск сломать своё восприятие происходящего. Именно поэтому очень важны мнения со стороны. Ты не знаешь, что может понравиться людям и пишешь музыку, опираясь на свою интуицию. К тому же ты не можешь увидеть всех ошибок, которые могут быть виднее со стороны.

Чем чаще показываешь свои работы кому-то ещё, тем выше твоя продуктивность — хочется показать ещё и ещё. От постоянных попыток музыка будет становиться лучше и лучше.

Вместе с тем важно фильтровать мнения. Если кому-то не понравилась твоя музыка, ничего страшного. Спроси, что именно ему не понравилось, что он слушает и что хотел бы услышать. Может быть, этот человек не будет твоим слушателем — так бывает. А может, в процессе общения ты придёшь с ним к консенсусу и сделаешь какие-то полезные выводы.

В любом случае общение сыграет тебе на руку: ты будешь общаться с аудиторией или заказчиками, научишься их понимать. Это хороший тон, чтобы перестать бояться мнений и получать в ответ поддержку и новую информацию. Если же человек просто делает резкие заявления и отказывается дальше что-то говорить, то игнорируй его.

Вместо заключения

Вот и всё. Пожалуй, я перечислил всё, что считаю важным для ускорения творческого процесса. Надеюсь, этот ликбез поможет тебе каким-либо образом, а тебе стало понятнее, что делать дальше.

Если этот текст помог тебе, то в знак благодарности просто подпишись на мой канал в Телеграме. А ещё лучше расскажи о нём другим. В канале я рассказываю и показываю много интересных штук, связанных с электроникой, музыкой и всякой кухонной философией, да и в целом говорю о своей жизни.

Творческих узбеков!

ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИЙ КОНТЕНТ

Эта статья написана читателем SAMESOUND. Вы тоже можете поделиться собственным опытом или рассказать о каких-то интересных вещах. Давайте попробуем!

Кто придумал классическую музыку. Объясняет музыкальный журналист Ляля Кандаурова

Самообразование

Кто придумал классическую музыку. Объясняет музыкальный журналист Ляля Кандаурова

опубликовано — 24.01.2020

Кто придумал классическую музыку. Объясняет музыкальный журналист Ляля Кандаурова

И как слушать Вивальди, Моцарта, Баха и Бетховена


Продолжаем серию материалов, посвященных музыке. После интервью с музыкальным журналистом Алексеем Муниповым публикуем разговор с Лялей Кандауровой, ставшей одним из спикеров Зимнего книжного фестиваля. Она объясняет, как сложился классический музыкальный канон, почему Чайковский стал главным русским композитором и как в XIX веке все забыли про Баха.


Музыкант, журналист. Автор просветительских курсов о музыке для взрослых и детей, автор книги «Полчаса музыки. Как понять и полюбить классику».

Как появился канон классической музыки?

Музыкальный канон сформировался одновременно с понятием «классическая музыка» в первой трети ХХ века. Только тогда людям пришло в голову отделить работы великих мертвых композиторов прошлого с их прекрасным наследием от музыки, которая сочинялась «здесь и сейчас». Истоки этого процесса нужно искать в середине XIX века, когда зародился историзм и люди начали заинтересованно вглядываться в прошлое. Тем не менее тогда не было разделения на «классическую» и «актуальную» музыку, потому что вся музыка была актуальной. В XIX веке люди исполняли и слушали то, что было написано их современниками либо композиторами, которые умерли несколько десятилетий назад. Бетховен, к примеру, умер в 1827 году в статусе мэтра и признанного гения, и соответствующий статус сохранился и за его музыкой.

Интересно, что 200 лет спустя мы разделяем представления людей XIX века о том, кто такие «великие композиторы». Для них (и во многом для нас) это будет тройка венских классиков — Гайдн, Моцарт и Бетховен, а также авторы XIX века вроде Верди и Чайковского. Важное исключение — Бах, которого в XIX столетии не очень знали и исполняли; он был переоткрыт в начале XX века. Композиторы домоцартовской эпохи к середине XIX века превратились в исторические памятники и энциклопедические статьи. Они ушли из музыкальной практики, их работы почти не исполняли, а манеру считали старомодной. Окончательно представление о славном прошлом и актуальном настоящем кристаллизуется в XX веке. В 1920-х годах появляются специальные фестивали современной музыки, где играют только сочинения современников.

С обособлением «современной музыки» в отдельную художественную область начался процесс осознания такого явления, как «старинная музыка». На сцену постепенно возвратились те самые авторы домоцартовских времен: уже упомянутый нами Иоганн Себастьян Бах или Антонио Вивальди. Последний сегодня, несомненно, один из самых узнаваемых классических композиторов, но поколение наших дедов и бабушек понятия не имело о том, что «Времена года» — шедевр на все времена. По состоянию на 1952 год в мире существовали всего две коммерческие записи этих вивальдиевских концертов — сейчас их тысячи. То же с Бахом. Впервые знаменитые ныне «Бранденбургские концерты» были (частично) сыграны и записаны только в 1929 году.

Вивальди хронологически старше Баха. Это отражает тенденцию работы с наследием. С каждым годом любопытство специалистов и публики устремляется вглубь веков. Сейчас, например, виден устойчивый интерес, можно сказать, мода на оперные работы XVII века; много и плодотворно работают с XVI веком — ансамбли старинной музыки возвращают нам имена, о которых ничего не знали наши родители: спросите их, кто такой Адриан Вилларт или Лука Маренцио. При этом мы видим, что основа канона, заложенная в XIX веке, остается актуальной: «классическая музыка» — это все равно классицизм и романтизм, и в расписании филармоний вы вряд ли найдете сочинения старше начала XVIII века.

Как сложился русский музыкальный канон?

Если попросить прохожего назвать трех любых русских композиторов, он обязательно упомянет Петра Ильича Чайковского. Русский музыкальный канон сформировался в результате культурной политики советского государства. В СССР было принято строить иерархии и вертикали; то же и в культуре. Была потребность в том, чтобы поместить кого-то главного (условного Пушкина) на вершину и от него отсчитывать «второго», «третьего» по степени важности и влияния. В музыке главным назначили наименее подходящего для этого человека — Чайковского. У него никогда не было склонности возглавлять композиторскую школу или течение, в его сочинениях вы не найдете исторической фактуры и «широкой картины народного быта» (чем больше у композитора народа, тем он весомее и ближе к «художественной правде» в соцреалистической системе ценностей). Даже в опере «Опричник», где, казалось бы, можно было развернуть мощное историческое полотно, Чайковский фокусируется на переживаниях своих героев. По личным качествам Чайковский тоже не годился в знаменосцы: почитайте его письма, это лирический персонаж с раненным сердцем, остро чувствующий свою исключенность из общества. У него не было потребности комментировать своей музыкой исторический путь России, борьбу ее народных масс, седую древность и религиозный раскол. Однако в итоге главным русским композитором стал именно он.

Образ Чайковского и его музыка сопровождали советских граждан с самого детства — в музыкальных школах дети до сих пор начинают обучение с «Болезни куклы». Сделав его главным, советская культура выработала соответствующий исполнительский канон. К примеру, его исключительно проникновенные, салонные, сентиментальные романсы приобретали концертный драматический тон. В целом то, что он возглавил эту советскую музыкальную вертикаль, — трагическая случайность. Трагическая — в смысле некоторой подмены понятий, которая произошла, и недооцененности Чайковского — как бы смешно это ни звучало.

По влиянию на второе место можно поставить Модеста Петровича Мусоргского. Он главный русский сумрачный гений, делавший все от противного, хаотично, бессистемно, иногда, с точки зрения теоретиков музыки, безграмотно. Его наследие — полный хаос: масса черновиков, что-то издано и исполнялось при жизни, что-то — в набросках, есть по несколько редакций одного и того же. Мусоргский — уникальное стихийное явление, и он повлиял не только на русскую школу, но и на европейскую, прежде всего на французскую. О значительном влиянии Мусоргского говорил Клод Дебюсси, хотя, казалось бы, между ними пропасть: где мрачные картины русской смуты, а где — эстетские французские звуковые пейзажи. Но французы в неортодоксальных, «неправильных» оркестровках Мусоргского увидели новые фонические возможности и модели работы с оркестром.

Русская опера была продукцией исключительно для внутреннего пользования — по сей день, когда она оказывается на зарубежных сценах, приходится стараться и объяснять, кто такие стрельцы и берендеи. Вместе с тем русские композиторы были очень тесно связаны с европейской школой. Сейчас эта связь не так очевидна, в том числе и из-за того, что советские учебники по истории музыки не заостряли на этом внимание. Вместо этого они описывали, как композиторы стремились выражать стремление масс к революционному освобождению. Но первые русские композиторы учились (и жили) в Европе, первый национальный композитор Михаил Иванович Глинка провел много лет за границей, прекрасно знал главных европейских композиторов своей эпохи и их музыку — и смог стать нашим национальным чудом именно в силу своего космополитизма. За границей отлично знали и часто играли Александра Бородина, который находился в хороших отношениях с Ференцем Листом; сочинения Чайковского были триумфально представлены в США (под управлением автора), он дружил с Антонином Дворжаком, а в Гамбурге постановкой «Онегина» дирижировал Густав Малер.

Россия была интегрирована в европейскую музыкальную жизнь, но мы об этом забываем, потому что привыкли говорить о российской культуре вне общего контекста и помним участников «Могучей кучки» как апостолов почвеннической, антизападной идеологии. На самом деле Бородин и Брамс родились в один год, все главные герои эпохи знали музыку друг друга и в большинстве случаев были знакомы.

Музыкальный минимум. Как слушать классических композиторов?

Иоганн Себастьян Бах

Бах был глубоко верующим человеком. Он видел свою миссию в том, чтобы писать музыку во славу Божию; церковную музыку, которая украшала бы лютеранскую службу. Музыка для Баха и есть присутствие Бога, его воплощение, потому что она вне слов, вне картинки, вне всего, что поддается формулировке; она абстрактна, а значит, всемогуща — это абсолютно лютеранский взгляд.

Календарь лейпцигской церкви, где он работал большую часть жизни, подразумевал немыслимое количество рутинных и праздничных богослужений, и мечтой Баха было единолично создавать новую, совершенную авторскую музыку к каждому из них. Ему удавалось полностью воплощать эту мечту в течение двух лет: так появились два годовых цикла кантат, ключевые в его наследии. Это примерно получасовые работы, выражающие некую духовную идею или рассказывающие моральную притчу, что-то вроде звуковой проповеди. Кантаты дополняли воскресные церковные службы, вокруг них пастор мог выстроить свою речь. Если вдуматься, Бах занимался глубоко утилитарной деятельностью — еженедельно снабжал церкви города музыкой. Если служба проходила в воскресенье, то, значит, музыканты начинали готовиться как минимум в пятницу. Бах жил в жестком режиме постоянно горящих дедлайнов, в который сам себя поставил: это служение для него было единственным, что по-настоящему имело смысл.

При этом Бах был не чужд светскости: на нем были еженедельные кантаты плюс музыка к праздничным богослужениям, которые подразумевали более масштабные сочинения и службы, шедшие подряд, а не раз в неделю. Но вдобавок к этому в Лейпциге существовало объединение городских музыкантов, которым он руководил, дававшее по одному двухчасовому светскому концерту в неделю; они проходили в кафе. На них в том числе игралась баховская музыка. Послушайте его клавирные концерты, полные итальянского танцевального жизнелюбия и французского шика.

<span id=»selection-marker-1″ class=»redactor-selection-marker»></span>

Главное баховское сочинение, суммирующее все его жизненные поиски, написано на латыни и представляет собой полную католическую мессу (напомню, он был верующим лютеранином). Здесь мы видим, как Бах-художник мог поступить наперекор логике, частным обстоятельствам и воле своих многочисленных заказчиков.

С одной стороны, он очень «прикладной» композитор. С другой — просто потому, что таково было его композиторское желание, задача, которую ему захотелось решить, — Бах написал музыку ошеломительной трагической и театральной мощи на языке, которого не знал, для какой-то воображаемой службы, которой не было и не могло быть. Никакой католический двор его времени не мог располагать техническими ресурсами, соответствующей традицией и исполнительской культурой для того, чтобы сыграть и спеть си-минорную мессу целиком. Бах прекрасно понимал, что при его жизни они нигде не прозвучат полностью, и все-таки приложил какие-то титанические усилия, чтобы завершить ее перед смертью.

<span id=»selection-marker-1″ class=»redactor-selection-marker»></span>

Антонио Вивальди

Католическая Италия, в отличие от лютеранской Германии, где стремились к чистоте веры через отказ от лишнего, любит эстетство. Вивальди — это солнечное итальянское барокко примерно на полпоколения старше Баха. Он пишет гедонистическую музыку, которая даже в духовных жанрах постоянно флиртует с оперой. Лучше всего мы знаем инструментальные концерты Вивальди (их у него порядка полутысячи). Как известно, он писал их для своего оркестра, состоявшего из девочек-подкидышей. Поскольку сочинения были инструктивно-технического, педагогического свойства, девочки не могли играть одно и то же: им постоянно был нужен новый репертуар. Поэтому концертов у Вивальди так много.

Музыка Вивальди очень типична для итальянского барокко: нарядная, энергичная, драйвовая, местами почти рок-н-ролльная, поэтому она так нравится современному слушателю. Но кроме инструментальных концертов у него есть чудесная духовная музыка и громадное количество опер, которые только предстоит оценить музыкальному потребителю. Из его театральных работ широко известна и часто звучит изумительная оратория «Торжествующая Юдифь», посвященная победе Венеции над турками.

<span id=»selection-marker-1″ class=»redactor-selection-marker»></span>

Людвиг ван Бетховен

Бетховен очень разный, поэтому, слушая его, интересно понимать, к какому периоду жизни относится та или иная работа. Несмотря на мускулистость и брутальность, музыка Бетховена — это самый настоящий классицизм. Мы привыкли ассоциировать с этим стилем изящного, точеного Моцарта, однако представьте классицистическую, просвещенческую эстетику, которая повзрослела, приобрела масштаб, мощь и некую атакующую силу, — у вас получится Бетховен.

Слушатель редко знает и любит позднего Бетховена (кроме Девятой симфонии), а жаль. Связано это с тем, что музыка последних лет бетховенской жизни очень непонятна. Она и поныне ставит нас, слышавших музыку ХХ века, авангард и прочие сложности, в тупик. Это удивительный, парадоксальный голос композитора, полностью утратившего слух и воспринимающего изолированность от мира как высшую степень свободы. Она достигает каких-то едва представимых, непонятных, иногда пугающих сфер.

С этой музыкой сложно и слушателю, и исполнителю. Она очень требовательна в отношении техники и абсолютно непрозрачна в смысле содержания. При жизни Бетховена эта музыка звучала и обескураживала венцев 1820-х годов точно так же, как нас две сотни лет спустя. Бетховен был мэтром, которого воспринимали сумасшедшим корифеем, гением с дикими чудачествами. Видимо, из-за своей болезни он не в силах был оценить дистанцию между своим замыслом и пределами восприятия, доступными публике, а может быть, просто не придавал этой дистанции значения. Можно осторожно предположить, что он не вполне осознавал, как его сочинения звучат в реальности. Отсюда некоторые знаменитые их гармонические «дикости», похожие на звучание речи слабослышащих людей.

<span id=»selection-marker-1″ class=»redactor-selection-marker»></span>

Вольфганг Амадей Моцарт

Моцарт — необъятная тема. Тем не менее его наследие более цельное по сравнению с Бетховеном. Можно сказать, что на протяжении всей своей жизни он «принимал одну и ту же радиоволну», сигнал которой со временем становился чище и яснее. Мы помним, что он — ну, допустим, с помощью отца — написал свою первую симфонию в каком-то немыслимом возрасте: в восемь? в девять лет? В этой работе, которая в музыкальном плане, может быть, напоминает рисунок талантливого ребенка, мы узнаем руку Моцарта зрелого периода. Это похоже на рассматривание детских фотографий знакомого человека: в чертах ребенка ты легко узнаешь лицо будущего взрослого.

Музыка Моцарта энергична, элегантна, деятельна, антропоцентрична, она брызжет оптимизмом и энергией. Но в ее совершенной архитектуре всегда есть какая-то неправильность, неуловимый таинственный сбой, уход от правила и симметрии на разных уровнях — то в форме, то в гармонии, то в строении фразы, то в трактовке сюжета. Самый яркий пример этого явления, конечно же, — опера «Дон Жуан». Взглянув в либретто, можно приготовиться слушать игривую историю о бонвиване, который покоряет сердца женщин. Однако в знаменитом финале оперы Моцарт, в мучительно долгой, жестокой сцене, заставляя своего героя умирать, мучает и нас, кидает слушателю в лицо всех демонов ада.

<span id=»selection-marker-1″ class=»redactor-selection-marker»></span>

Читайте также:

  • Как пишется киберпанк на английском
  • Как пишется кибер по английскому
  • Как пишется киа спортейдж на английском
  • Как пишется киа спортаж
  • Как пишется киа соренто