Как пишется конспект по биологии 6 класс

Структурированный конспект по биологии как одна из  форм
работы с учебной информацией

В современных условиях
развития общества школа призвана обеспечить рост и развитие высокого уровня
грамотности населения нашей страны
[1].  Основное назначение ее видится в формировании личности выпускника,
личности самостоятельной, творческой, подготовленной к решению важнейших
проблем современности, к дальнейшему самообразованию  у обучающихся. Осознание
обучающимися целей самостоятельной работы с учебной информацией до собственных
потребностей ведет к самообразованию, которое является частью непрерывного
образования, а оно, в свою очередь, имеет цель обеспечить каждому человеку
творческое обновление, развитие и совершенствование как личности, субъекта
деятельности на протяжении всей жизни.
В связи с этим перед
школой стоит задача  компетентностного обучения.

Такие компетенции как — образовательная,
исследовательская, социальная, личностная и др. — складываются из четырех
«кирпичиков». Это информационная (готовность к работе с информацией),
коммуникативная (готовность к общению с другими людьми), кооперативная
(готовность к сотрудничеству с другими людьми), проблемная (готовность к
решению проблем). В данной работе имеет смысл остановиться на информационной
компетенции.

Информационная компетенция выражается в
умении самостоятельно: интерпретировать, систематизировать, критически
оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи,
делать аргументированные выводы, использовать полученную информацию при
планировании и реализации своей деятельности в той или иной ситуации,
структурировать имеющуюся информацию, представлять её в различных формах и на
различных носителях, адекватных запросам потребителя информации. Как следует из
составляющих характеристики информационной компетенции, одним из ее элементов
является умение «структурировать имеющуюся информацию, представлять ее
в различных формах»
[1]. В процессе предметного изучения биологии
данный элемент информационной компетенции можно формировать при организации
деятельности обучающихся с учебным текстом по сворачиванию и разворачиванию
информации.

Основными
формами структурирования и сворачивания изучаемого учебного материала для
записи в тетради являются:

Особенности учебного материала, представляемого в виде
структурированного конспекта и подходы к организации работы с ним:

1.   
В
виде структурированного конспекта (СК) хорошо представляется (сворачивается)
текстовая информация, включающая большое количество понятий, между которыми
существуют отношения: родовое понятие — видовое понятие, видовое — родовое,
видовое — видовое, общее — частное, частное — общее и для понимания и
запоминания которой необходимо установление логических связей.

2.   
Для
структурированного конспекта следует выбирать не второстепенный, а основной
учебный материал, чтобы способствовать его более глубокому и более прочному
усвоению.

3.   
Объем
учебного материала для сворачивания в структурированный конспект должен
соответствовать возрастному уровню умственных сил школьников и вместе с тем
стимулировать их развитие.

4.   
При
планировании и организации учебно-воспитательного процесса с использованием
заданий по работе со структурированным конспектом необходимо учитывать
состояние психических функций и учебные возможности школьников, предвидеть
типичные затруднения обучающихся.

5.   
Учебные
задания по заполнению структурированного конспекта следует давать для
выполнения в последовательности, обеспечивающей достижение все более высоких
ступеней в овладении данным умением, большую степень самостоятельности
школьников.

6.   
Задания
по заполнению (составлению) структурированного конспекта могут быть
подготовительного, обучающего, тренировочного, контрольного характера.

7.   
Необходимо
предусмотреть проверку уровня овладения умениями осуществлять данную работу с
учебным текстом к началу обучения и текущую проверку в процессе их
формирования. Нужно также довести до сведения обучающихся, какие именно умения
и навыки формируются при выполнении данной работы и информировать о достигнутых
успехах, с тем чтобы вызвать у них нужную мотивацию — стимул к дальнейшему
совершенствованию данных умений и навыков.

8.   
Система
учебных заданий со структурированным конспектом должна обеспечивать выработку
умения осуществлять перенос этого приёма в процессы изучения других школьных
дисциплин.

Целесообразно
работу по обучению обучающихся заполнению и составлению структурированного
конспекта начинать в 5,6 классе (на начальном этапе изучения предмета) при
изучении природоведения и биологии. Эта работа позволяет при использовании
учебника включать обучающихся в преобразующую деятельность, для которой
характерно самостоятельное добывание знаний из учебника, перестраивание ранее
полученных знаний и умений, осуществление широкого переноса сформированных
приемов на решение новых учебных практических задач — работа со СК.

Благодаря
работе со структурированным конспектом изменяется не только характер работы
обучающегося, но и изменяется характер взаимоотношений «учитель-ученик» в
сторону сотрудничества.

Обучение
детей с ограниченными возможностями здоровья требует особых форм работы,
которые определяются оптимально подобранным темпом обучения и индивидуальным
подходом, поэтому в пределах одного класса алгоритм работы со  структурируемым
конспектом  будет различный (таблица 1), что позволит усваивать учебный
материал исходя из  индивидуальной способности обучающегося.
    

Таблица 1

Алгоритмы
составления структурируемого конспекта

Алгоритм
составления структурируемого конспекта   с помощью текста                 
(для 1 группы)

Алгоритм
составления  структурируемого конспекта    с помощью текста                
(для 2 группы)

Алгоритм
составления структурируемого конспекта    с помощью текста                 
(для 3 группы)

         
Внимательно
прочитайте текст.

         
Возьмите
карандаш и подчеркните одной чертой самые главные слова.

         
Прочитайте
еще раз текст, обращая внимание на значение уже выделенных слов.

         
Среди
выписанных слов найди самое главное (№ 1) – это будет основа нашей схемы.

         
Ответьте
на вопрос: «О  чем говорится в тексте?». Ответом и будет  главное слово.

         
Найдите
несколько слов, которые наиболее полно могут об этом рассказать. Это будут
слова № 2.

         
Оставшиеся
слова (слова № 3) разбейте на группы. Во главе каждой группы должно стоять
слово № 2.

         
Помните,
что каждое слово должно соединяться с другим словом линией.

         
Прочтите
конспект.

         
Прочитайте
текст, выделите основную мысль текста.

         
Выделите
главное, о чем говорится в тексте. Сформулируйте заголовок схемы.

         
Выделите
главные и второстепенные  факты и явления, выпишите их.

         
Установите
логические связи между  явлениями.

         
Прочтите
конспект.

         
Прочитайте
текст, выделите основную мысль текста.

         
Обозначьте
основную проблему, указанную в тексте, как заголовок схемы.

         
Согласно
проблеме выделите главные и второстепенные  явления, разбейте их на группы.

         
Составьте
схему. Устанавливайте не только вертикальные, но и горизонтальные связи.

         
Проверьте,
отражает ли конспект основную проблему, изложенную в тексте.

При использовании структурированного
конспекта  можно дифференцировать подход в организации учебно-познавательной
деятельности учащихся при освоении учебного содержания. Наличие в шаблоне СК
разного количества заполненных элементов (для 1 группы обучающихся — упрощенный
СК представлен на рисунке 1)

1.   
Структурирование части учебного материала, а другую часть
учащимся необходимо структурировать самостоятельно (для 2 группы обучающимся —
средний СК)

2.   
Заполнение дополнительной части СК с использованием
информационных источников справочного и научно-популярного характера   (для 3
группы обучающихся — усложненный СК).

Следует отметить
положительные стороны использования структурированного конспекта как приема
организации работы обучающихся с учебной информацией:

1.   
Продуманная
краткая форма записи учебного материала, которая при актуализации знаний может
быть использована как справочный материал.

2.   
Разнообразит
формы записи, особенно в старших классах.

3.   
Обеспечивает
дифференцированный подход.

4.   
Удобен
для проверки учителем.

5.   
Позволяет
проконтролировать умения обучающихся анализировать, классифицировать и
приводить знания в систему, выделять наиболее существенные признаки.

6.   
Удобен
для подготовки домашнего задания.

7.   
Обеспечивает
рациональное распределение  учебного времени.

Практика работы показала,
что многие обучающиеся в случае свободного выбора предпочтение отдают
структурированному конспекту. При изучении различных тем,   большая часть 
обучающихся (более половины) выбирают структурированный конспект, многие
старшеклассники используют его элементы в сочетании с другими формами.

Список литературы:

1.   
Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный
подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. — М.:
АРКТИ, 2007

2.   
Петрищева Г.С. Системное использование учебника на уроках
биологии — один из путей подготовки учащихся к самообразованию. —
http://som.fsio.ru./getblob.asp?id=10002984

3.   
Программы профилактики трудностей в учебе / авт. сост. Е.М.
Меттус, А.В. Литвина. — Волгоград: Учитель, 2007

4.   
Деятельностно-ориентированный подход к образованию // Управление
школой. «Первое сентября» – 2011. – № 9. – С.14-15

Мы знаем, как нелегко написать диссертацию самому. Поэтому нередко используют копирайт текста. Чтобы программма проверки на уникальность не обнаружила заимствований, можно воспользоваться сервисом Анти-антиплагиат. Мы обрабатываем документы через программу Антиплагиат Киллер, которая не изменяя текста, увеличивает процент оригинальности до 90-95%. Услуга предоставляется без предоплаты. Поэтому при получении документа вы сможете сначала убедиться в повышении уникальности и в нашей честности перед тем, как оплатить заказ. 
Также мы поможем оформить работу по требованиям ГОСТ онлайн. Вы сможете пройти нормоконтроль с первого раза без ошибок.

Содержание

  1. Что такое конспект?
  2. Какой объем должен иметь конспект?
  3. Основные требования при написании конспекта
  4. Виды конспектов
  5. Как составить конспект – общие рекомендации
  6. Как составить конспект по различным видам текста
  • Как правильно сделать конспект по лекциям?
  • Как правильно конспектировать статьи
  • Как сделать конспект по книге
  • Как написать конспект по параграфу
  • Как составить конспект по учебникам
  1. Главные ошибки при составлении конспекта
  2. Нужно ли проверять конспект на Антиплагиат?
  3. Как повысить уникальность конспекта

01 Что такое конспект?

Конспект – это текст, который студент пишет, сокращая чужой. Он представляет собой запись, включающую выписки, тезисы, схемы, планы. Связующей основой становится логическая цепочка, которая соединяет все сокращения и все части записей.

Студентов начинают учить готовить конспекты правильно с первого курса. Обычно преподаватель предоставляет краткий план на учебное занятие, какие темы и микротемы будут рассмотрены на паре; затем называет литературу, которую можно и нужно изучить самостоятельно.

После 5 минут настраивания на рабочее настроение, лектор читает своей урок, а студенты должны выделять ключевые фразы и слова и добавлять из в свои записи.

Только с опытом приходит навык записывать под диктовку большой объем текста. Также со временем у студента появляются свои собственные сокращения слов, которые появляются слишком часто.

Сокращения подсказывает преподаватель перед началом курса. Так проще держать ритм лектору и быстрее записывать учащимся.

К сожалению, у первокурсников не всегда находится добрый преподаватель, который будет так заботлив, что научит студентов правильно готовить записи. Поэтому многим приходится самостоятельно по опыту выяснять, как составлять конспекты.

Лайфхак
Если вы студент, то рано или поздно вам может понадобиться повышение уникальности текста. На нашем сервисе вы сможете не только увеличить процент уникальности, но и проверить свою работу на плагиат через преподавательскую систему. 
Для поднятия уровня оригинальности мы используем программу Антиплагиат Киллер. Она обрабатывает документ, шифрует файл, не изменяя слов и порядка в предложениях, и выдает 90% процент уникальности. Мы предоставляем услуг по принципу — сначала вы проверяете готову работу на повышение, а затем мы присылаем чек на оплату. 
Также вы сможете заказать оформление любой работы по требованиям ГОСТ или по методичке. Поможем быстро и эффективно. 

Проверить уникальность

Повысить уникальность

Оформить работу по ГОСТУ

Что такое конспект

02 Какой объем должен иметь конспект?

Объем конспекта не имеет четких границ. Существует несколько факторов, которые влияют на объем.

Начинается все со скорости написания текста. У кого-то почерк мелкий, у кого-то широкий. Одни могут записывать почти все слова под диктовку и не уставать, другие теряются в потоке речи и цепляют только ключевые слова.

Также существует соотношение объема конспекта и исходного источника, например, учебника или речи лектора.

При составлении конспекта ориентироваться на объем явно не стоит. А вот на что надо полагаться – расскажем дальше.

03 Основные требования при написании конспекта

Основными требованиями при написании конспекта выступают внимательность, погружение в текст и умение вычленять самое главное из потока слов и фраз.

Каждому студенту нужно научиться распределять свою энергию на выполнение всего конспекта.

К примеру, если на первой паре учащийся будет записывать практически каждое слово за лектором, то он израсходует всю энергию за 2-3 пары. К началу 4 пары рука уже будет отваливаться, желания что-либо писать уйдет, вместо ясных и понятных записей в тетради появятся кружочки и фигурки.

Вот основные положения, которые помогут научиться писать конспект правильно:

Нужно сохранять силы и распределять нагрузку между парами. Для этого не надо стараться записывать каждое слово преподавателя. Нужно отбирать наиболее важные моменты, которые включают в себе основной смысл.

Почерк должен всегда сохраняться ровным и понятным для чтения. Если какие-то пропуски в предложениях и словах еще можно восстановить, то ломанный почерк потратит все ваши усилия и время в пустоту.

Между тезисами и выписками должна сохраняться логическая связь. Весь конспект должен иметь смысловую целостность. Если логическая цепочка будет нарушена, то связь всех элементов останется бессмысленно.

требования при написании конспекта

Чтобы составить конспект, достаточно применить пару техник.

  • Майнд-карты. На листе тетради по центру размещается тема работы. Она обводится кружочком. К ядру присоединяются определенные блоки, которые содержат ключевую информацию по теме. Это могут быть рисунки, слова, идеи, ассоциации и т.д.
  • Метод Корнелла. Еще одна техника, которая поможет записывать только нужное и важное.

Разделите текст на три блока. Для начала внизу отделите одну пятую часть по горизонтали. Затем верхний блок разделите по вертикали. Причем левый столбец должен быть гораздо меньше, чем правый. 

В правом блоке ведутся привычные записи лекций, куда сводится основная информация. В левом столбце уже после завершения написания конспект выводятся ключевые слова и идеи. Последний нижний столбец необходим для подведения сжатой мысли всего конспекта.

Это поможет вам восстановить всю информацию из памяти по многочисленным напоминаниям.  К тому же вам не удастся навсегда забыть основную идею, ведь ее вы будете переписывать и обрабатывать несколько раз.

Метод Корнелла заключается в том, что вся техника должна проводится в течение 24 часов с завершения написания текста в правой колонке. Для удобства лучше использовать тетрадь формата А4.

  • Конспекты по теме можно скачать из интернета. Существуют готовые варианты по самым распространенным темам. Однако необходимо помнить, что любую студенческую работу проверяют на уникальность. Чтобы пройти проверку на антиплагиат, нужно воспользоваться специальными способами повышения уникальности. Бесплатные методы подходят для тех, кто может позволить себе потратить некоторое время на доработку текста.

Если у вас нет времени самостоятельно исправлять конспект, то воспользуйтесь нашим сервисом анти-антиплагиат.рф. Мы поможем вам поднять процент оригинальности до 80-90% всего за пару минут. Также вы сможете проверить свою работу на уникальность через преподавательскую программу Антиплагиат ВУЗ. Нажимайте на кнопки для перехода на страницы заказа.

Итак, мы рассмотрели основные требования и методики для того, чтобы составить конспект быстро и правильно. Теперь рассмотрим, какие виды написания конспекта существуют.

04 Виды конспектов

Виды конспектов

Виды конспектов бывают разными. Они отличаются по структуре, по объему, а также по технике написания.

  • План-конспект. Это наиболее классический вариант составления конспектов. Мы уже представляли его в самом начале. Сперва дается общий план. Он может включать около 4-5 позиций. Каждая строчка должна раскрываться в основном содержании. Таким образом, у вас получается объемный текст, наполненный ключевым смыслом.
  • Схематический план. Это конспект, который представляет собой определенную структуру. Она включает вопросы, которые соединяются друг с другом по смыслу. Под каждым вопросом ставится несколько определенных ответов. Это помогает связывать весь текст краткими предложениями и выписками.
  • Текстуальный конспект – это вариант, который отлично подходит для работы с книгами. Вам нужно выписывать как можно чаще цитаты. Наполнить текст между цитатами можно тезисами и терминами.
  • Тематический конспект. Этот вид конспекта заключается в том, что вы рассматриваете определенный вопрос с помощью разных источников. Вам нужно кратко перефразировать основные мысли и идеи, которые представляют разные точки зрения исследователей на проблемы. Это поможет охватить всю картину в целом и захватить как можно больше информации.
  • Свободный конспект. Проще говоря, это запись под диктовку лектора. Некоторые студенты вместо слов используют рисунки или другие знаки, которые для них передают больше информации. Можно использовать разные методы в комплексе: тезисы, выписки, план, цитаты и т.д. Это наиболее тяжелая работа, но студенты к ней быстрее привыкают, чем к систематичным видам конспектирования.

Мы рассмотрели разные варианты, как составлять конспект по теме. Давайте рассмотрим, к каким видам текста подходит тот или иной вариант конспектирования.

05 Как составить конспект – общие рекомендации

В общие рекомендации, как составить конспект, входят такие положения

  • Нужно ознакомиться с материалом, по которому будет вестись конспектирование. Если вы работаете с учебником, то это вполне возможный вариант. В случае с лекциями – преподаватель должен всегда 5 минут с начала пары посвящать краткому обзору темы, о чем будет говориться на паре.
  • Составить план или структуру работы. Это поможет представить готовый «скелет» конспекта. Также в случае с записью преподавательских лекций нужно вначале попросить лектора представить план.
  • Выписывайте как можно чаще цитаты и тезисы. Они помогут вам вернуть память и вспомнить цепочку мысли.
  • Не начинайте писать в конспект каждое слово преподавателя под диктовку. Дослушайте предложение до конца и только потом запишите ключевое слово или тезис.
  • Преподаватель специально вставляет небольшие комментарии, чтобы в это время студенты успели записать мысль.
  • Используйте общеизвестные сокращения и условные обозначения. Например, вместо написания слова сантиметр – «см».
  • Можно использовать интернет сленг или английские короткие слова, например, ok.
  • Оставьте небольшую колонку с левой стороны тетради, чтобы помечать знаками непонятные или важные моменты в конспекте.
  • Не бойтесь переспрашивать какие-либо пропущенные моменты после пары. Перебивать чтеца ни в коем случае не стоит.
  • Оставляйте место, если что-то пропустили, и не забывайте их заполнять после пары.

Мы перечислили 10 общих правил, которые помогут вам кратко и понятно конспектировать все работы, будь они письменные или устные. Осталось узнать, как составить конспект по теме для разных видов текста.

составить конспект

06 Как составить конспект по различным видам текста

Один из самых сложных вопросов, как составить конспект по различным видам текста. Вам нужно совместить все полученные рекомендации и привести их к общему знаменателю. Далее мы подберем под каждый источник информации определенный вид конспектирования.

  • Как правильно сделать конспект по лекциям?

Для лекций наиболее подходят план конспект и свободный конспект. Выбор определенного варианта зависит не только от студента, но и от преподавателя.

Чаще всего происходит соединение этих видов и тогда план предоставляется в самом начале конспекта, а затем студент использует свое собственное виденье кратких записей.

Главное, чтобы сохранялась логическая цепочка между тезисами и выписками.

как составить конспект лекций

  • Как правильно конспектировать статьи

Конспектировать статьи можно с помощью тематического конспекта, а также схематического.

В первом случае можно сохранять наиболее важные моменты из статей, обобщая их в один текст.

Схематичность помогает отделить статьи и показать разность взглядов. К тому же тематический конспект он более субъективен, нежели схематический. Поэтому здесь важен выбор студента, как именно хочет проводить записи.

Наиболее быстрым и удобным вариантом все-таки является схематический конспект. Он не предполагает продумывания текстуальной составляющей. С помощью вопросно-ответной формы можно передать больше информации в кратком предложении.

  • Как сделать конспект по книге

Конспект по книге лучше выполнять с помощью двух вариантов вкупе: текстуальный + свободный конспекты.

Это поможет вам передать не только большое количество информации, но и сделать конспектирование более увлекательным и интересным.

Передача эмоциональной и выразительной основы поможет автору погрузиться в ту атмосферу, которую он представлял, когда читал книгу. Это вызовет ассоциативный ряд, и память вернет все забытые элементы.

  • Как написать конспект по параграфу

Написать конспект по параграфу лучше всего в свободном стиле. Это довольно небольшой источник, поэтому автор может заполнить конспект почти слово в слово.

  • Как составить конспект по учебникам

Как составить конспект по учебникам? Довольно легко. В самих учебниках часто выделены теории и положения, которые важно заучить. Именно их и надо записывать в тетрадь. Главное разглядеть эти выделенные места.

Если вы не видите никаких выделений в тексте, то вам придется использовать план-конспект. К тому же, готовый план есть у вас на руках – это содержание учебника.

Итак, мы подробно рассмотрели, как составить конспект по учебникам. Вам осталось лишь применить все советы и рекомендации в своей работе. Однако прежде изучите, с какими проблемами может столкнуться каждый из учащихся.

07 Главные ошибки при составлении конспекта

Ошибки при составлении конспекта могут сыграть плохую шутку с автором. Поэтому не допускайте следующего.

  • Не пишите каждое слово под диктовку и не старайтесь начать писать с первых слов автора или текста.
  • Не пропускайте ключевые слова и термины, если вы не услышали, то обязательно оставьте место, которое нужно будет заполнить после пары.
  • Сохраняйте почерк ровным до конца всех пар. Каракули невозможно будет прочитать – а это значит, что информация будет потеряна.
  • Не используйте отдельные листочки для конспектов или сразу старайтесь их переписывать или пришивать в тетрадь.

ошибки при составлении конспекта

Итак, здесь перечислены все ошибки студентов, которые повторяются из года в год. Учитесь на чужом опыте, а не на своем. Иногда конспекты лекций могут спасти студента от тройки или от незачета.

08 Нужно ли проверять конспект на Антиплагиат?

Конспекты нужно проверять на антиплагиат лишь в том случае, если вы выполняете их в электронном виде. Многие преподаватели просят вести записи через ноутбук или с помощью планшета. В таком случае конспекты проверяются на антиплагиат аналогично реферату и курсовой. Тогда они могут повлиять на итоговую оценку на экзамене.

Также если вы скачали готовые конспекты вам обязательно нужно узнать, насколько низкий у них процент уникальности. Это поможет понять, сможете ли вы пройти допустимый порог плагиата или нет.

Лучше всего проверить конспект в преподавательской системе. Только Антиплагиат ВУЗ может гарантировать точный процент оригинальности. К тому же можно сразу получить отчет по проверке и увидеть, где были обнаружены заимствованные части текста.

09 Как повысить уникальность конспекта

Перефразируйте найденные заимствования, чтобы повысить уникальность конспекта. Если их не так много, то вы легко справитесь с задачей.

Однако, если ваш конспект имеет совсем низкий процент оригинальности, то вам нужно повысить уникальность с помощью программы Антиплагиат Киллер.

Она поможет поменять код вашего файла, и система обработки антиплагиат не сможет найти плагиат. Тогда вы увидите показатель 80-90% самостоятельности текста.

Таким образом, вы легко сможете пройти проверку на оригинальность с высоким показателем.

Чтобы понять, как работает представленная программа, посмотрите специальное видео.

Итак, сегодня мы разобрались, как составить конспект. Представили разные виды конспектирования и распределили их для разных видов текстов. Теперь вы знаете, какой способ конспектирования в том или ином случае будет наиболее удобным.

Полезные ссылки:

Что такое антиплагиат и как он работает?

Антиплагиат — обзор сайта, отзывы, видео 

Отчислили за Антиплагиат: реальная история студента

Цитирование в антиплагиате: как оформить – Пример

Антиплагиат эксперт: 30 способов поднять процент

Что такое плагиат — как снизить и убрать из текста

Конспекты по предмету «БИОЛОГИЯ»

Предмет «Биология». Изучение Биологии шаг за шагом. Онлайн-учебник.

Кодификатор ОГЭ
  Проверить знания
  Кодификатор ЕГЭ

Часть 1. КОНСПЕКТЫ для 6-9 классов


Ботаника.


Зоология.


Анатомия и физиология человека.

Кодификатор ОГЭ
  Анализ заданий ОГЭ
  Справочник ОГЭ

Часть 2. КОНСПЕКТЫ для 10-11 классов

Часть 3. ЭКОЛОГИЯ

Кодификатор ЕГЭ
  Анализ заданий ЕГЭ
  Справочник ЕГЭ


Биoлогия — наука о живой природе. Термин «биолoгия» был предложен в 1802 году Ж. Б. Ламарком и Г. Р. Тревиранусом независимо друг от друга.

Задачи биологии: изучение закономерностей проявления жизни (строения и функций живых организмов и их сообществ, распространение, происхождение и развитие, связи друг с другом и неживой природой); раскрытие сущности жизни; систематизация многообразия живых организмов.

Методы биологических исследований. Современная биология располагает широким набором методов исследования. Основными являются следующие методы. Метод наблюдения и описания заключается в сборе и описании фактов. Метод измерений использует измерения характеристик объектов. Сравнительный метод основан на анализе сходства и различий изучаемых объектов. Исторический метод изучает ход развития исследуемого объекта. Метод эксперимента даёт возможность изучать явления природы в заданных условиях. Метод моделирования позволяет описывать сложные природные явления относительно простыми моделями.

Связь биологии с другими науками. Биoлoгия тесно связана с фун­даментальными науками (математикой, физикой, химией), естественными (геологией, географией, почвоведением), общественными (психологией, социологией), прикладными (биотехнологией, бионикой, растениеводством, охраной природы) и принадлежит к комплексу естественных наук, то есть наук о природе.

Значение биологии. Биолoгия является теоретической основой таких наук, как медицина, психология, социология. Биологические знания используются в пищевой промышленности, фармакологии, сельском, лесном и промысловом хозяйстве. Достижения биологии используются при решении глобальных проблем современности: взаимоотношения общества с окружающей средой, рационального природопользования и охраны природы, продовольственного обеспечения.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО БИОЛОГИИ


Источники идей и источники цитат для конспектов по «Биологии»:

  • ОГЭ. Биология : Универсальный справочник / Д.А. Шабанов, М.А. Кравченко. — Москва : Эксмо, 2015
  • Биология / А.Ю.Ионцева — М.: Эксмо, 2018 (Весь школьный курс в схемах и таблицах)
  • Биология. Весь школьный курс в таблицах / Л.В. Ёлкина — Минск: Кузьма: Принтбук, 2017
  • Биология: пособие-репетитор, учебное пособие / С.И. Колесников — М.: КНОРУС, 2014
  • УМК: «Биология», В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко, изд. «Вентана-Граф»
  • Биология. Справочник в таблицах. ООО «Издательство АЙРИС-пресс», 2015.
  • Биология в схемах, таблицах, рисунках. — М: Лист, 1998.
  • Линия УМК В. В. Пасечника. Биология (5-9) Издательство Дрофа-Вентана.

(с) Цитаты из вышеуказанных учебных пособий использованы на сайте в незначительных объемах, исключительно в учебных и информационных целях (пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ).  

УРОК № 10

Дата проведения:______________

Биология 6 класс

Тема: «Побег. Генеративные и вегетативные побеги. Строение побега. Разнообразие и значение побегов. Видоизмененные побеги».

Цель: ознакомление с основными органами растений,  изучение строения и значение побега.

Задачи:

Образовательные:

— повторение вегетативных и генеративных органов растений;

— раскрыть содержание понятия «побег»

— научить отличать различные типы побега.

Развивающие:

— развивать умение проводить сравнение, анализ, обобщение;

— развивать коммуникативные умения и навыки.

— научить распознавать типы побега.

Воспитательные:

— продолжить работу по формированию научного мировоззрения.

Формирование УУД:

Личностные УУД:

— установление связи между учебной деятельностью и мотивом.

Регулятивные УУД:

— учить планировать, строить алгоритм деятельности, делать прогнозирование;

— учить самооценке, самоконтролю выполняемой работы.

Коммуникативные УУД:

— развивать внимание учащихся;

— обучать умению слушать и записывать содержание и объяснения учителя или ответ ученика;

— учить постановке вопроса.

Познавательные УУД:

Работать над формированием логических умений:

—  анализ синтеза;

— сравнение;

— обобщения и классификации;

— доказательства;

— выдвижение гипотез и их обоснование;

— построение цепочек рассуждения.

2.  Чтение и работа с текстом.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Оборудование: учебник, мультимедийная доска, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент – 2 мин. Приветствие учителя.

2. Проверка домашнего задания

          2.1. Фронтальный опрос

   Последние несколько уроков, ребята, вы изучали особенности строения органов растений.

— На какие две группы делятся все органы цветкового растения? (вегетативные, генеративные)

 Какие органы относятся к вегетативным? (корень, побег, стебель, лист)

— А какие к генеративным? (цветок, плод, семя)

Выбрать правильные утверждения

Какие утверждения верны?

1. Корень – специализированный орган почвенного питания

2. Существуют корневые системы: стержневая, мочковатая и придаточная.

3. Боковые корни отходят от придаточных.

4. Придаточные корни образуются на боковых корнях.

5. Удаление верхушки корня усиливает рост корня.

6. Кончик корня покрыт корневым чехликом.

7. В корне за зоной всасывания находится зона поглощения.

8. Корнеплоды – плоды, образующиеся на корнях.

9. Корень моркови называют корневой шишкой.

10. Корни дышат кислородом.

(Правильные утверждения: 1, 3, 6, 10.)

2.2. Выполняется тест в рабочем листе.

Ответы:

1 – 1

2 – 2

3 — 1

4 – 4

5 – 4

Проверку правильности выполнения задания провести в парах.

C:UsersAle-xDesktopбиол 6корень.jpeg

3. Подведение учащихся к самостоятельному определению темы и учебных задач урока

Наш урок я хотела бы начать с вопроса: Все ли органы, растущие в почве, являются корнями?

Чтобы найти ответ, нам нужно разгадать кроссворд.

Покровная ткань стебля, состоящая из мертвых клеток. (пробка)

Слой стебля, находящийся под пробкой, может содержать хлорофилл. (кора)

Внутренний слой коры, по которому передвигаются органические вещества. (луб)

Слой стебля, по которому передвигаются вода и минеральные вещества. (древесина)

Корень, цветок, плод – одним словом… (орган)

п

р

о

б

к

а

к

о

р

а

л

у

б

д

р

е

в

е

с

и

н

а

о

р

г

а

н

Получили слово ПОБЕГ

Ребята, а какую цель мы поставим на уроке?

— А чтобы достичь этой цели, что нам нужно сделать?

—  познакомится  с понятием побег и его строением;

— узнаем какие бывают типы побега.

4. Изучение нового материала

Побег – это один из основных органов высших растений. Побег состоит из оси – стебля – и отходящих от него листьев и почек.

Побег строится из повторяющегося структурного элемента, метамера. Метамер – это узел из листьев с почками и междоузлие.

Побег — сложный орган, состоящий из стебля, листьев, почек образовавшийся в течение одного лета.

Главный побег — побег, развившийся из почки зародыша семени.

Боковой побег — побег, появившийся из боковой пазушной почки, за счёт которого происходит ветвление стебля.

Удлинённый побег — побег, с удлинёнными междоузлиями.

Укороченный побег — побег, с укороченными междоузлиями.

Вегетативный побег — побег, несущий листья и почки.

Генеративный побег — побег, несущий репродуктивные органы — цветки, затем плоды и семена.

Стебель — осевая часть побега, листья — боковые.

Участки стебля, на которых развиваются листья, называют узлами, а участки стебля между двумя ближайшими узлами одного побега — междоузлиями.

Многие растения имеют побеги двух типов: одни с длинными, а другие с короткими междоузлиями. Побеги с хорошо заметными междоузлиями называют удлинёнными.

Если междоузлия очень короткие, такие побеги называют укороченными.

Угол между листом и находящимся выше междоузлием называется пазуха листа.

Ещё на побеге обязательно есть зачатки новых побегов — почки.

Строение побега

Побег обладает неограниченным апикальным (верхушечным) ростом.

На конце побега располагается верхушечная почка. Она обеспечивает рост побега в длину. Основу верхушечной почки составляет образовательная ткань — верхушечная, или апикальная меристема.

Она образует конус нарастания. Клетки этой ткани, делясь, дают начало всем первичным тканям молодого побега: покровным, проводящим, механическим, паренхимным. Закладывающиеся в этом месте зачаточные листья первоначально изгибаются вверх и прикрывают конус нарастания, защищая его от неблагоприятных воздействий. В дальнейшем при росте побега конус нарастания продвигается вперед, а листья остаются и превращаются в обычные листья растения, направленные, как правило, в стороны        

В пазухах листьев располагаются пазушные почки. Из них развиваются боковые побеги, обеспечивающие ветвление. Расположение пазушных почек повторяет расположение листьев на побеге.

Почки, которые развиваются не в пазухе листа (на междоузлиях, листьях, корнях), называют придаточными.

После опадения листьев на побегах остаются листовые рубцы, над которыми располагаются пазушные почки.

После развёртывания почек побеги растут быстро, а почечные чешуи почти сразу опадают. Участок побега с листовыми рубцами от опавших почечных чешуй называют почечным кольцом. По числу таких колец можно определить возраст ветки или небольшого дерева и кустарника.

У деревьев и кустарников не из всех перезимовавших почек образуются побеги. Часть почек остаётся нераскрытыми. Это спящие почки.

Спящие почки часто отличаются от обычных большей величиной. Они в течение многих лет могут оставаться живыми и медленно нарастать верхушкой. При повреждении растений (рубка, обрезка, обмерзание) такие почки способны формировать побеги. Кроме того, новые побеги из спящих почек могут образоваться на старых стволах и пнях деревьев.

Наряду с типичными у растений часто развиваются видоизменённые побеги, что связано с выполнением ими других функций.

Боковые почки располагаются в узлах стебля. Из них развиваются листья.

Междоузлие — расстояние между узлами.

строение побега

На вершине побега находится верхушечная почка. С помощью верхушечных почек побеги нарастают в длину.

ЛИСТОРАСПОЛОЖЕНИЕ

Число листьев в узле бывает разным и обычно характерно для каждого вида растений. Оно определяет тип листорасположения.

Выделяют три типа листорасположения:

https://foxford.ru/uploads/tinymce_image/image/18780/%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5.jpg

Рис. 10. Листорасположение

Очередное, или спиральное, листорасположение: листья в узлах расположены по одному, но отходят поочередно в разные стороны, и если соединить линией места прикрепления таких листьев, получится спираль.

https://foxford.ru/uploads/tinymce_image/image/18781/%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C.gifПримеры растений со спиральным листорасположением: яблоня, дуб, береза, шиповник. Такой тип листорасположения встречается наиболее часто.

Супротивное листорасположение: от одного узла отходит два листа, направленных в противоположные стороны. Листья в следующем узле чаще всего повернуты на 90°, хотя есть растения, у которых все пары листьев располагаются в одной плоскости. Примеры растений с супротивным листорасположением: сирень, ясень, мята, флокс, иван-чай, бересклет.

Мутовчатое листорасположение: одного узла отходит три или более листа. У некоторых растений число листьев в мутовке постоянно, у других может варьировать.

Примеры: хвощ, вороний глаз, элодея, подмаренник, олеандр.

ВЕТВЛЕНИЕ ПОБЕГА

Ветвление — это образование боковых побегов из пазушных почек. Сильно разветвлённая система побегов получается, когда на одном («материнском») побеге вырастают боковые, а на них, следующие боковые и так далее. Таким способом захватывается как можно больше среды для воздушного питания. Разветвлённая крона дерева создаёт громадную листовую поверхность.

В зависимости от расположения и происхождения боковых побегов выделяют несколько типов ветвления (рис. 12).

https://foxford.ru/uploads/tinymce_image/image/18802/%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B2%D0%BB.png

Рис. 12. Типы ветвления побегов

Дихотомическое ветвление — самый древний тип ветвления, который сохранился у примитивных форм. Ветвление происходит за счёт раздвоения точки роста. При этом образуется два побега, которые в свою очередь могут ветвиться таким же образом. 

Примеры: водоросли, лишайники, мохообразные, заростки некоторых хвощей и папоротников.

У семенных растений ветвление происходит за счёт развития побегов из пазушных почек.

Моноподиальное ветвление: основной побег (побег первого порядка) продолжает расти, образуя основной ствол, а от него отходят побеги второго порядка, от тех, в свою очередь, побеги третьего порядка и т. д. Такие побеги упорядочены, а кроны стройны. Но при повреждении верхушечной почки этот тип ветвления не восстанавливается, и дерево теряет свой типичный внешний вид (габитус).

Пример: хвойные деревья — сосна, ель, кипарис и др.

Симподиальное ветвление — наиболее поздний по времени возникновения тип ветвления. Побег первого порядка отклоняется от главной оси и превращается в боковую ветвь или отмирает. Его замещает боковой побег, развивающийся из пазушной почки. В свою очередь он также отклоняется в сторону, а место главной оси растения занимает побег третьего порядка. При данном типе ветвления любая почка может продолжить рост побега при его повреждении. При длительном росте и значительном увеличении толщины побега границы между побегами разных порядков становятся незаметными, и мы видим единый ствол дерева.

Пример: большинство лиственных деревьев — яблоня, осина, липа и др. 

В случае супротивного расположения листьев в узле имеется две пазушные почки. При симподиальном ветвлении и при одновременном и одинаковом развитии обоих боковых побегов образуется ветвление, называемое ложнодихотомическим

Пример: сирень, клен, чубушник.

Кущение — это ветвление, при котором крупные боковые побеги вырастают из самых нижних почек, находящихся у поверхности земли или даже под землёй. В результате кущения формируется куст.

Очень плотные многолетние кусты называют дерновинами.

ФОРМА ПОБЕГА

Побеги бывают:

прямостоячие — побеги с растущим вертикально вверх стеблем (тополь, овес, подсолнечник);

приподнимающиеся — побеги, сначала растущие в горизонтальном, а затем вертикальном направлении (лапчатка метельчатая, сабельник болотный);

стелющиеся — растущие более или менее горизонтально (клюква, лапчатка гусиная);

ползучие — побеги, похожие на стелющиеся, но в отличие от них укореняющиеся с помощью придаточных корней, образующихся в узлах (земляника, живучка ползучая);

вьющиеся — побеги, способные обвиваться вокруг других растений или каких либо опор (вьюнок полевой, хмель);

лазающие — побеги, имеющие приспособления (усики, присоски, крючки и т. п.) для удержания на опорах или на других растениях (горох, виноград, плющ).

Видоизменения побегов — это видоизменения частей стебля — приспособления, которые помогают растениям выжить и приспособиться к неблагоприятным обстоятельствам.

Своеобразные подземные кладовые имеют некоторые многолетние травянистые растения. Надземные части этих растений ежегодно к осени отмирают. В почве остаются корни и видоизменённые подземные побеги — корневища, клубни и луковицы. Вот в них-то и откладываются на зиму запасы органических веществ.

1. Корневище — многолетний подземный побег, после зимовки дающий новые побеги. Корневище имеет большое значение при вегетативном размножении, так как у него имеются почки, из которых может вырасти новое растение.

Пример:

корневище есть у многих растений, в том числе у крапивы, пырея, ириса, ландыша.

У ландыша имеется корневище. 

Все части растения ядовиты. 

Печеночница обыкновенная

может расцветать ранней весной, так как использует накопленные в корневище питательные вещества.

Ирисы — широко распространённые декоративные растения, которые размножаются при помощи корневищ.

2. Клубень — это утолщённая часть стебля, в которой накапливаются питательные вещества.

Пример:

клубни встречаются, например, у картофеля, хохлатки, кормового растения топинамбура (земляной груши).

Подземные побеги, на которых развиваются клубни картофеля, отрастают от оснований надземных стеблей; эти побеги называют столонами.

Клубни — это верхушечные утолщения столонов. На клубнях находятся почки, которые называют «глазка́ми». Глазков больше на той стороне клубня, которую называют верхушкой. Противоположной стороной — основанием — клубень соединён со столоном.

Из листьев картофеля через стебли в столоны постоянно оттекают органические вещества и в виде крахмала откладываются в верхушках. Верхушки столонов растут, утолщаются и к осени превращаются в крупные клубни.

3. Луковица состоит из основания луковицы и множества близко расположенных листьев и придаточных корней. В нижней части луковицы репчатого лука расположен почти плоский стебель — донце (если луковицу посадить в землю, на нижней стороне донца формируется мочковатая корневая система).

На донце имеются видоизменённые листья — чешуи. Наружные чешуи сухие и кожистые, а внутренние — мясистые и сочные. В них находятся запасы воды с растворёнными в ней сахаром и другими веществами. Наличие на донце почек, расположенных в пазухах чешуй, подтверждает, что луковица — это видоизменённый побег.

Пример: луковицы образуют многолетние растения — лук репчатый, лилия, тюльпан, нарцисс, дикорастущий гусиный лук.

Из верхушечной почки луковицы развивается надземный побег, например, стебель, листья и цветок тюльпана.

Иногда из почек развиваются молодые луковички, называемые детками. Из каждой луковички-детки может вырасти самостоятельное растение. На рисунке изображено образование новых луковиц гиацинта.

Надземными видоизменениями побега являются колючки дикой яблони, груши, боярышника, защищающие растения от поедания животными.

 У кольраби имеется надземный видоизменённый побег, представляющий собой утолщение междоузлийстебля.

Усики

образуются из различных наземных частей растения.

Пример:

усики винограда, огурца, тыквы, дыни — видоизменённые побеги.

У гороха и горошка в усики видоизменяются некоторые листочки сложных листьев (их усики — это видоизменённые листья).

При помощи усиков горох прикрепляется к опоре и «карабкается» вверх.

Разнообразие побегов

Тип побега

Примеры растений

Прямостоячий

Ползучий

Приподнимающийся

Лианы

Цепляющийся

Вьющийся

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/057e/0005e565-f88a6fc1/hello_html_m7ba126b2.png

5. Закрепление

1. Почему можно утверждать, что у всех побегов общий план строения?

Закончите предложения:

Побегом называют стебель с расположенными на нем листьями и ________

Листья и почки на стебле находятся _________

6. Рефлексия

Подводим итог нашего урока

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

у меня получилось …

я попробую…

меня удивило…

7. Домашнее задание параграф

Обычно студенты еще в школе приобретают навыки составления конспекта. У тех же, кто в старших классах не выработал ценного умения быстро и систематизированно делать письменные заметки по существу, в первые месяцы учебы в вузе возникают проблемы: три-четыре полуторачасовые лекции в день или работа с источниками при подготовке к семинару превращаются в затяжную пытку. Оказывается, не всегда нужно записывать все, что говорит лектор, или копировать в тетрадь огромные фрагменты учебных материалов: правильно писать конспект – настоящее искусство, которому при желании можно быстро научиться.

Содержание

  • Что такое конспект
  • Виды
    • План-конспект
    • Схематический план
    • Текстуальный конспект
    • Свободный
    • Тематический конспект
    • Графический
  • Как писать
    • Конспект лекций
    • Литературы
    • Оформление конспекта
  • Необычные виды конспектирования
    • Майнд-карты
    • Метод Корнелла
  • Пример конспекта
  • Видео по теме
  • Комментарии

Что такое конспект

Конспект– это краткая письменная фиксация основных фактических данных, идей, понятий и определений, устно излагаемых преподавателем или представленных в литературном источнике. Причем такой вид аналитической обработки материала должен отражать логическую связь частей прослушанной или прочитанной информации.

Результат конспектирования – хорошо структурированная запись, позволяющая ее автору с течением времени без труда и в полном объеме восстановить в памяти нужные сведения, а любому другому читателю – получить целостное представление о кратко изложенной теме.

Замена конспектирования стенографированием или переносом в тетрадку огромных фрагментов из учебников и научных статей непродуктивна и опасна:

  1. КонспектФизической усталостью. Уже к концу первой пары писать так же быстро, красиво, но главное – разборчиво, как и в начале, сможет только робот. К четвертой лекции даже самый каллиграфический почерк потеряет читабельность и превратится в замысловатые закорючки.
  2. Отсутствием концентрации внимания. Машинально отражая в тетради услышанное, сложно запомнить информацию. В результате для усвоения материала придется во внеурочное время перечитывать записанное, причем многое в собственном конспекте покажется открытием.
  3. Сложностями с «расшифровкой». Чтобы не упустить ни слова, понадобится использовать большое количество загадочных сокращений, спонтанных аббревиатур и других на ходу изобретенных условных обозначений. Через два часа после лекции даже для самого автора конспекта все они станут похожими на пляшущих человечков из рассказа о Шерлоке Холмсе. Чтобы разобрать написанное, потребуется специалист по криптоанализу – без его помощи кодированную рукопись спокойно можно отправлять в макулатуру.
  4. Бесполезной потерей времени. Огромные манускрипты с простынями несистематизированной, следовательно, не подвергнутой анализу и осмыслению информации, не помогут качественно подготовиться к экзаменам.

Вести конспекты в вузах не учат, но разобраться в этой науке можно и самостоятельно, ознакомившись с основными типами краткого изложения содержания первоисточников, чтобы выбрать разновидность, наиболее подходящую для конкретных обстоятельств.

Виды

Для разных целей и дисциплин подходят различные виды конспектов. Они отличаются структурой, объемом, техникой составления.

План-конспект

За основу берется план, который нередко предлагается лектором в начале занятия или самостоятельно составляется перед прочтением книги. По мере раскрытия вопросов каждый подпункт «обрастает» комментариями, и в итоге они превращаются в структурированный, логический текст. Такой конспект отлично подойдет для подготовки к выступлениям на семинарах, позволит не упустить важные моменты и раскрыть суть поставленного вопроса.

Схематический план

КонспектОбычно используется для проработки текста, реже, чтобы кратко записать лекцию, если заранее известно ее содержание и преподаватель практически диктует. С его помощью удобно структурировать информацию и устанавливать взаимосвязь между основными моментами изучаемого материала, что способствует его лучшему усвоению. Составляется план-схема в виде списка вопросов, на которые в ходе прочтения книги или прослушивания лекции даются ответы.

Текстуальный конспект

Составить такой конспект непросто, зато в результате получается реферативная запись, насыщенная тезисами и выдержками из первоисточника, целостно и развернуто отражающими его суть. Обычно он делается на основе плана, иногда вопросного, который дополняется точными фрагментами из текста. Такой конспект актуален для гуманитариев, например, изучающих литературу или философию, где авторские цитаты имеют большое значение.

Свободный

Может сочетать в себе все перечисленные выше варианты и состоять из выписок, цитат, плана, тезисов и прочего. Свободное конспектирование позволяет изложить материал максимально целостно и подходит для различных дисциплин.

Тематический конспект

Суть этого способа ведения записей в том, чтобы осветить изучаемый вопрос с различных точек зрения, используя не один, а несколько источников. Такой конспект максимально полно раскрывает тематику, однако больше подходит для самостоятельной работы с печатным текстом.

Графический

Чаще всего используется студентами, изучающими технические науки. В его основе – схематичные рисунки, графики, таблицы, которые лектор часто дает в мультимедийной презентации или просто на плакатах, развешенных на доске. Достаточно перенести их в тетрадь и сделать краткие пояснения к ним.

Как писать

КонспектХороший конспект сделать непросто, но никто и не обещал, что в вузе будет легко. Чтобы понять, правильно ли составлены записи, следует перечитать их через пару дней. Если без труда удалось восстановить в памяти важную информацию, значит, все в порядке. Если нет, придется потренироваться или сменить тактику, чтобы окончательно определиться, как делать конспект так, чтобы он был хорошим подспорьем в подготовке к занятиям и экзаменам, а через пару лет при необходимости смог послужить справочником.

Конспект лекций

Правила написания конспекта лекции весьма условны, но чтобы сделать его максимально полным и понятным, надо:

  1. Начинать запись только после осмысления сказанного преподавателем, не пытаясь законспектировать все дословно.
  2. Разработать систему стандартных сокращений.
  3. Выделять важные моменты (тему, термины, формулы) цветными ручками или маркерами.
  4. Логически структурировать информацию как минимум разбивкой на абзацы, а между ними оставлять пустыми по нескольку строчек – свободное место позже может пригодиться для уточнений, расшифровки незнакомых понятий, терминов.

Литературы

Прежде чем приступить к составлению конспекта литературного источника, стоит хотя бы один раз внимательно полностью прочитать текст. Это позволит выявить основные особенности материала, стиль и характер изложения, главную идею, разобраться с незнакомыми терминами.

Дальнейшая работа связана с анализом информации. На этом этапе следует отделить главное от второстепенного, структурировать материал, располагая его в логически правильном порядке.

Оформление конспекта

Поскольку конспектирование в большинстве случаев дело добровольное и преподавателями не контролируемое, претензий к внешнему виду записей никто предъявлять не будет. Но, чтобы успевать за ходом мысли (и скоростью речи) лектора или не убивать кучу времени на составление заметок о прочитанном и при этом в результате получить максимально информативный и полезный конспект, надо придерживаться простых правил:

  • Всегда выделять заголовки, важные понятия, формулы и выводы подчеркиванием, пастой другого цвета, пропуском строки. Чтобы не тратить драгоценные секунды на смену ручек во время лекции, проще после ее окончания перечитать запись и отметить маркерами нужные места – так даже эффективнее, поскольку уже сложится общее впечатление о прослушанном, и будет несложно расставить приоритеты.
  • КонспектИспользовать «сигнальные» символы: указатели, восклицательные и вопросительные знаки, пометки вроде NB! (обратить внимание) и т. д.
  • Применять аббревиатуры и сокращения, но предпочтение отдавать общепринятым вариантам, например:
    • гос-во (государство);
    • кол-во (количество);
    • ин-т (институт);
    • стрелка => вместо длинного слова «следовательно» и т. д.

Так проблем с расшифровкой конспекта не возникнет даже спустя некоторое время.

  • Избегать длинных и сложных предложений, отбрасывать второстепенные слова, не несущие смысловой нагрузки.

Следование этим простым правилам оформления конспектов по не только существенно упростит работу на лекциях, но и подготовку к зачетам и экзаменам.

Необычные виды конспектирования

Если стандартные способы ведения записей не позволяют получить информативные и полезные конспекты, можно прибегнуть к необычным техникам.

Майнд-карты

Mind-mapping – популярная техника конспектирования, которая придется по вкусу любителям мозговых штурмов. В кружочке или рамке в центре страницы указывается тема лекции. В течение занятия к этой отправной точке присоединяются дополнительные блоки, которые отводятся под логически связанные с основным понятием ключевые слова и идеи. Для большей информативности текст можно дополнять рисунками и значками.

Для создания ментальных карт лучше использовать листы большого формата (не менее А4). Записи располагаются от центра к периферии.

Метод Корнелла

КонспектЭтот метод пользуется большой популярностью у американских преподавателей и студентов. Конспект, составленный в такой технике, стимулирует к перечитке записей, их дополнению и переработке. Перед тем как начинать делать заметки, надо разделить страницу на две неравные колонки (левая меньше, правая больше) и оставить немного места вверху и внизу листа для заголовка, даты и подведения итогов.

Во время лекции записи делаются привычным образом, основная информация располагается в правой колонке. В левой уже после занятия помещаются наиболее значимые идеи, даты и понятия. В 24 часов необходимо окончательно оформить конспект, заполнив нижнее поле. Для этого надо несколькими предложениями сформулировать основную идею записей.

Если в течение суток не подвести итоги записанного, техника Корнелла лишена смысла и не принесет дополнительной пользы в сравнении с обычным конспектом.

Пример конспекта

Правильно составленные конспекты нередко передаются из рук в руки, так как понятны даже тем, кто впервые слышит о теме записей. Приблизительно так может выглядеть краткая запись, сделанная с использованием общепринятых сокращений, знаков и выделений:

ТЕМПЕРАТУРОЗАВИСИМЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЛИПИДНОЙ И ВОДНОЙ ФАЗЕ

Глубокое охлаждение может стать причиной серьезных нарушений в биосистемах в результате:

  • структурных перестроек макромолекул и белок-липидных комплексов;
  • фазовых превращений в биомембранах и водных растворах;
  • термомеханических напряжений и действия других факторов.

Фазовые превращения липидов – переход их ансамблей из жидко- в твердокристаллическое состояние и наоборот. Для криобиологии важны структурные изменения воды и их учет в жидкой фазе, с которой контактирует биообъект.

!Общее для фаз. переходов в липидах и водных р-рах – оба относятся к фаз. превращениям 1-го рода.

Фаза – гомогенная термодинамическая сис-ма, в кот. отсутствуют поверхности раздела, отделяющие друг от друга макроскопические части, отличающиеся по своим свойствам и составу.

Фаз. переход 1-го рода – превращение, при котором потенциал Гиббса сис-мы – const, а внутренняя энергия и плотность (или энтальпия и энтропия) претерпевают скачкообразные изменения => фаз. переход 1-го рода – кооперативное упорядочение сис-мы или ее части, связанное с выделением или поглощением тепла.

В общем, было бы желание, а освоить правила написания конспекта несложно. Составление кратких записей отлично развивает ассоциативную память, а умение хорошо структурировать информацию пригодится в жизни не меньше полного курса по сопромату.

  • Как пишется конор макгрегор на английском
  • Как пишется конно спортивный или конноспортивный
  • Как пишется коннект на английском
  • Как пишется конкретно или канкретно
  • Как пишется конишуа по японски