Как пишется конспект по географии

Мы знаем, как нелегко написать диссертацию самому. Поэтому нередко используют копирайт текста. Чтобы программма проверки на уникальность не обнаружила заимствований, можно воспользоваться сервисом Анти-антиплагиат. Мы обрабатываем документы через программу Антиплагиат Киллер, которая не изменяя текста, увеличивает процент оригинальности до 90-95%. Услуга предоставляется без предоплаты. Поэтому при получении документа вы сможете сначала убедиться в повышении уникальности и в нашей честности перед тем, как оплатить заказ. 
Также мы поможем оформить работу по требованиям ГОСТ онлайн. Вы сможете пройти нормоконтроль с первого раза без ошибок.

Содержание

  1. Что такое конспект?
  2. Какой объем должен иметь конспект?
  3. Основные требования при написании конспекта
  4. Виды конспектов
  5. Как составить конспект – общие рекомендации
  6. Как составить конспект по различным видам текста
  • Как правильно сделать конспект по лекциям?
  • Как правильно конспектировать статьи
  • Как сделать конспект по книге
  • Как написать конспект по параграфу
  • Как составить конспект по учебникам
  1. Главные ошибки при составлении конспекта
  2. Нужно ли проверять конспект на Антиплагиат?
  3. Как повысить уникальность конспекта

01 Что такое конспект?

Конспект – это текст, который студент пишет, сокращая чужой. Он представляет собой запись, включающую выписки, тезисы, схемы, планы. Связующей основой становится логическая цепочка, которая соединяет все сокращения и все части записей.

Студентов начинают учить готовить конспекты правильно с первого курса. Обычно преподаватель предоставляет краткий план на учебное занятие, какие темы и микротемы будут рассмотрены на паре; затем называет литературу, которую можно и нужно изучить самостоятельно.

После 5 минут настраивания на рабочее настроение, лектор читает своей урок, а студенты должны выделять ключевые фразы и слова и добавлять из в свои записи.

Только с опытом приходит навык записывать под диктовку большой объем текста. Также со временем у студента появляются свои собственные сокращения слов, которые появляются слишком часто.

Сокращения подсказывает преподаватель перед началом курса. Так проще держать ритм лектору и быстрее записывать учащимся.

К сожалению, у первокурсников не всегда находится добрый преподаватель, который будет так заботлив, что научит студентов правильно готовить записи. Поэтому многим приходится самостоятельно по опыту выяснять, как составлять конспекты.

Лайфхак
Если вы студент, то рано или поздно вам может понадобиться повышение уникальности текста. На нашем сервисе вы сможете не только увеличить процент уникальности, но и проверить свою работу на плагиат через преподавательскую систему. 
Для поднятия уровня оригинальности мы используем программу Антиплагиат Киллер. Она обрабатывает документ, шифрует файл, не изменяя слов и порядка в предложениях, и выдает 90% процент уникальности. Мы предоставляем услуг по принципу — сначала вы проверяете готову работу на повышение, а затем мы присылаем чек на оплату. 
Также вы сможете заказать оформление любой работы по требованиям ГОСТ или по методичке. Поможем быстро и эффективно. 

Проверить уникальность

Повысить уникальность

Оформить работу по ГОСТУ

Что такое конспект

02 Какой объем должен иметь конспект?

Объем конспекта не имеет четких границ. Существует несколько факторов, которые влияют на объем.

Начинается все со скорости написания текста. У кого-то почерк мелкий, у кого-то широкий. Одни могут записывать почти все слова под диктовку и не уставать, другие теряются в потоке речи и цепляют только ключевые слова.

Также существует соотношение объема конспекта и исходного источника, например, учебника или речи лектора.

При составлении конспекта ориентироваться на объем явно не стоит. А вот на что надо полагаться – расскажем дальше.

03 Основные требования при написании конспекта

Основными требованиями при написании конспекта выступают внимательность, погружение в текст и умение вычленять самое главное из потока слов и фраз.

Каждому студенту нужно научиться распределять свою энергию на выполнение всего конспекта.

К примеру, если на первой паре учащийся будет записывать практически каждое слово за лектором, то он израсходует всю энергию за 2-3 пары. К началу 4 пары рука уже будет отваливаться, желания что-либо писать уйдет, вместо ясных и понятных записей в тетради появятся кружочки и фигурки.

Вот основные положения, которые помогут научиться писать конспект правильно:

Нужно сохранять силы и распределять нагрузку между парами. Для этого не надо стараться записывать каждое слово преподавателя. Нужно отбирать наиболее важные моменты, которые включают в себе основной смысл.

Почерк должен всегда сохраняться ровным и понятным для чтения. Если какие-то пропуски в предложениях и словах еще можно восстановить, то ломанный почерк потратит все ваши усилия и время в пустоту.

Между тезисами и выписками должна сохраняться логическая связь. Весь конспект должен иметь смысловую целостность. Если логическая цепочка будет нарушена, то связь всех элементов останется бессмысленно.

требования при написании конспекта

Чтобы составить конспект, достаточно применить пару техник.

  • Майнд-карты. На листе тетради по центру размещается тема работы. Она обводится кружочком. К ядру присоединяются определенные блоки, которые содержат ключевую информацию по теме. Это могут быть рисунки, слова, идеи, ассоциации и т.д.
  • Метод Корнелла. Еще одна техника, которая поможет записывать только нужное и важное.

Разделите текст на три блока. Для начала внизу отделите одну пятую часть по горизонтали. Затем верхний блок разделите по вертикали. Причем левый столбец должен быть гораздо меньше, чем правый. 

В правом блоке ведутся привычные записи лекций, куда сводится основная информация. В левом столбце уже после завершения написания конспект выводятся ключевые слова и идеи. Последний нижний столбец необходим для подведения сжатой мысли всего конспекта.

Это поможет вам восстановить всю информацию из памяти по многочисленным напоминаниям.  К тому же вам не удастся навсегда забыть основную идею, ведь ее вы будете переписывать и обрабатывать несколько раз.

Метод Корнелла заключается в том, что вся техника должна проводится в течение 24 часов с завершения написания текста в правой колонке. Для удобства лучше использовать тетрадь формата А4.

  • Конспекты по теме можно скачать из интернета. Существуют готовые варианты по самым распространенным темам. Однако необходимо помнить, что любую студенческую работу проверяют на уникальность. Чтобы пройти проверку на антиплагиат, нужно воспользоваться специальными способами повышения уникальности. Бесплатные методы подходят для тех, кто может позволить себе потратить некоторое время на доработку текста.

Если у вас нет времени самостоятельно исправлять конспект, то воспользуйтесь нашим сервисом анти-антиплагиат.рф. Мы поможем вам поднять процент оригинальности до 80-90% всего за пару минут. Также вы сможете проверить свою работу на уникальность через преподавательскую программу Антиплагиат ВУЗ. Нажимайте на кнопки для перехода на страницы заказа.

Итак, мы рассмотрели основные требования и методики для того, чтобы составить конспект быстро и правильно. Теперь рассмотрим, какие виды написания конспекта существуют.

04 Виды конспектов

Виды конспектов

Виды конспектов бывают разными. Они отличаются по структуре, по объему, а также по технике написания.

  • План-конспект. Это наиболее классический вариант составления конспектов. Мы уже представляли его в самом начале. Сперва дается общий план. Он может включать около 4-5 позиций. Каждая строчка должна раскрываться в основном содержании. Таким образом, у вас получается объемный текст, наполненный ключевым смыслом.
  • Схематический план. Это конспект, который представляет собой определенную структуру. Она включает вопросы, которые соединяются друг с другом по смыслу. Под каждым вопросом ставится несколько определенных ответов. Это помогает связывать весь текст краткими предложениями и выписками.
  • Текстуальный конспект – это вариант, который отлично подходит для работы с книгами. Вам нужно выписывать как можно чаще цитаты. Наполнить текст между цитатами можно тезисами и терминами.
  • Тематический конспект. Этот вид конспекта заключается в том, что вы рассматриваете определенный вопрос с помощью разных источников. Вам нужно кратко перефразировать основные мысли и идеи, которые представляют разные точки зрения исследователей на проблемы. Это поможет охватить всю картину в целом и захватить как можно больше информации.
  • Свободный конспект. Проще говоря, это запись под диктовку лектора. Некоторые студенты вместо слов используют рисунки или другие знаки, которые для них передают больше информации. Можно использовать разные методы в комплексе: тезисы, выписки, план, цитаты и т.д. Это наиболее тяжелая работа, но студенты к ней быстрее привыкают, чем к систематичным видам конспектирования.

Мы рассмотрели разные варианты, как составлять конспект по теме. Давайте рассмотрим, к каким видам текста подходит тот или иной вариант конспектирования.

05 Как составить конспект – общие рекомендации

В общие рекомендации, как составить конспект, входят такие положения

  • Нужно ознакомиться с материалом, по которому будет вестись конспектирование. Если вы работаете с учебником, то это вполне возможный вариант. В случае с лекциями – преподаватель должен всегда 5 минут с начала пары посвящать краткому обзору темы, о чем будет говориться на паре.
  • Составить план или структуру работы. Это поможет представить готовый «скелет» конспекта. Также в случае с записью преподавательских лекций нужно вначале попросить лектора представить план.
  • Выписывайте как можно чаще цитаты и тезисы. Они помогут вам вернуть память и вспомнить цепочку мысли.
  • Не начинайте писать в конспект каждое слово преподавателя под диктовку. Дослушайте предложение до конца и только потом запишите ключевое слово или тезис.
  • Преподаватель специально вставляет небольшие комментарии, чтобы в это время студенты успели записать мысль.
  • Используйте общеизвестные сокращения и условные обозначения. Например, вместо написания слова сантиметр – «см».
  • Можно использовать интернет сленг или английские короткие слова, например, ok.
  • Оставьте небольшую колонку с левой стороны тетради, чтобы помечать знаками непонятные или важные моменты в конспекте.
  • Не бойтесь переспрашивать какие-либо пропущенные моменты после пары. Перебивать чтеца ни в коем случае не стоит.
  • Оставляйте место, если что-то пропустили, и не забывайте их заполнять после пары.

Мы перечислили 10 общих правил, которые помогут вам кратко и понятно конспектировать все работы, будь они письменные или устные. Осталось узнать, как составить конспект по теме для разных видов текста.

составить конспект

06 Как составить конспект по различным видам текста

Один из самых сложных вопросов, как составить конспект по различным видам текста. Вам нужно совместить все полученные рекомендации и привести их к общему знаменателю. Далее мы подберем под каждый источник информации определенный вид конспектирования.

  • Как правильно сделать конспект по лекциям?

Для лекций наиболее подходят план конспект и свободный конспект. Выбор определенного варианта зависит не только от студента, но и от преподавателя.

Чаще всего происходит соединение этих видов и тогда план предоставляется в самом начале конспекта, а затем студент использует свое собственное виденье кратких записей.

Главное, чтобы сохранялась логическая цепочка между тезисами и выписками.

как составить конспект лекций

  • Как правильно конспектировать статьи

Конспектировать статьи можно с помощью тематического конспекта, а также схематического.

В первом случае можно сохранять наиболее важные моменты из статей, обобщая их в один текст.

Схематичность помогает отделить статьи и показать разность взглядов. К тому же тематический конспект он более субъективен, нежели схематический. Поэтому здесь важен выбор студента, как именно хочет проводить записи.

Наиболее быстрым и удобным вариантом все-таки является схематический конспект. Он не предполагает продумывания текстуальной составляющей. С помощью вопросно-ответной формы можно передать больше информации в кратком предложении.

  • Как сделать конспект по книге

Конспект по книге лучше выполнять с помощью двух вариантов вкупе: текстуальный + свободный конспекты.

Это поможет вам передать не только большое количество информации, но и сделать конспектирование более увлекательным и интересным.

Передача эмоциональной и выразительной основы поможет автору погрузиться в ту атмосферу, которую он представлял, когда читал книгу. Это вызовет ассоциативный ряд, и память вернет все забытые элементы.

  • Как написать конспект по параграфу

Написать конспект по параграфу лучше всего в свободном стиле. Это довольно небольшой источник, поэтому автор может заполнить конспект почти слово в слово.

  • Как составить конспект по учебникам

Как составить конспект по учебникам? Довольно легко. В самих учебниках часто выделены теории и положения, которые важно заучить. Именно их и надо записывать в тетрадь. Главное разглядеть эти выделенные места.

Если вы не видите никаких выделений в тексте, то вам придется использовать план-конспект. К тому же, готовый план есть у вас на руках – это содержание учебника.

Итак, мы подробно рассмотрели, как составить конспект по учебникам. Вам осталось лишь применить все советы и рекомендации в своей работе. Однако прежде изучите, с какими проблемами может столкнуться каждый из учащихся.

07 Главные ошибки при составлении конспекта

Ошибки при составлении конспекта могут сыграть плохую шутку с автором. Поэтому не допускайте следующего.

  • Не пишите каждое слово под диктовку и не старайтесь начать писать с первых слов автора или текста.
  • Не пропускайте ключевые слова и термины, если вы не услышали, то обязательно оставьте место, которое нужно будет заполнить после пары.
  • Сохраняйте почерк ровным до конца всех пар. Каракули невозможно будет прочитать – а это значит, что информация будет потеряна.
  • Не используйте отдельные листочки для конспектов или сразу старайтесь их переписывать или пришивать в тетрадь.

ошибки при составлении конспекта

Итак, здесь перечислены все ошибки студентов, которые повторяются из года в год. Учитесь на чужом опыте, а не на своем. Иногда конспекты лекций могут спасти студента от тройки или от незачета.

08 Нужно ли проверять конспект на Антиплагиат?

Конспекты нужно проверять на антиплагиат лишь в том случае, если вы выполняете их в электронном виде. Многие преподаватели просят вести записи через ноутбук или с помощью планшета. В таком случае конспекты проверяются на антиплагиат аналогично реферату и курсовой. Тогда они могут повлиять на итоговую оценку на экзамене.

Также если вы скачали готовые конспекты вам обязательно нужно узнать, насколько низкий у них процент уникальности. Это поможет понять, сможете ли вы пройти допустимый порог плагиата или нет.

Лучше всего проверить конспект в преподавательской системе. Только Антиплагиат ВУЗ может гарантировать точный процент оригинальности. К тому же можно сразу получить отчет по проверке и увидеть, где были обнаружены заимствованные части текста.

09 Как повысить уникальность конспекта

Перефразируйте найденные заимствования, чтобы повысить уникальность конспекта. Если их не так много, то вы легко справитесь с задачей.

Однако, если ваш конспект имеет совсем низкий процент оригинальности, то вам нужно повысить уникальность с помощью программы Антиплагиат Киллер.

Она поможет поменять код вашего файла, и система обработки антиплагиат не сможет найти плагиат. Тогда вы увидите показатель 80-90% самостоятельности текста.

Таким образом, вы легко сможете пройти проверку на оригинальность с высоким показателем.

Чтобы понять, как работает представленная программа, посмотрите специальное видео.

Итак, сегодня мы разобрались, как составить конспект. Представили разные виды конспектирования и распределили их для разных видов текстов. Теперь вы знаете, какой способ конспектирования в том или ином случае будет наиболее удобным.

Полезные ссылки:

Что такое антиплагиат и как он работает?

Антиплагиат — обзор сайта, отзывы, видео 

Отчислили за Антиплагиат: реальная история студента

Цитирование в антиплагиате: как оформить – Пример

Антиплагиат эксперт: 30 способов поднять процент

Что такое плагиат — как снизить и убрать из текста

Обычно студенты еще в школе приобретают навыки составления конспекта. У тех же, кто в старших классах не выработал ценного умения быстро и систематизированно делать письменные заметки по существу, в первые месяцы учебы в вузе возникают проблемы: три-четыре полуторачасовые лекции в день или работа с источниками при подготовке к семинару превращаются в затяжную пытку. Оказывается, не всегда нужно записывать все, что говорит лектор, или копировать в тетрадь огромные фрагменты учебных материалов: правильно писать конспект – настоящее искусство, которому при желании можно быстро научиться.

Содержание

  • Что такое конспект
  • Виды
    • План-конспект
    • Схематический план
    • Текстуальный конспект
    • Свободный
    • Тематический конспект
    • Графический
  • Как писать
    • Конспект лекций
    • Литературы
    • Оформление конспекта
  • Необычные виды конспектирования
    • Майнд-карты
    • Метод Корнелла
  • Пример конспекта
  • Видео по теме
  • Комментарии

Что такое конспект

Конспект– это краткая письменная фиксация основных фактических данных, идей, понятий и определений, устно излагаемых преподавателем или представленных в литературном источнике. Причем такой вид аналитической обработки материала должен отражать логическую связь частей прослушанной или прочитанной информации.

Результат конспектирования – хорошо структурированная запись, позволяющая ее автору с течением времени без труда и в полном объеме восстановить в памяти нужные сведения, а любому другому читателю – получить целостное представление о кратко изложенной теме.

Замена конспектирования стенографированием или переносом в тетрадку огромных фрагментов из учебников и научных статей непродуктивна и опасна:

  1. КонспектФизической усталостью. Уже к концу первой пары писать так же быстро, красиво, но главное – разборчиво, как и в начале, сможет только робот. К четвертой лекции даже самый каллиграфический почерк потеряет читабельность и превратится в замысловатые закорючки.
  2. Отсутствием концентрации внимания. Машинально отражая в тетради услышанное, сложно запомнить информацию. В результате для усвоения материала придется во внеурочное время перечитывать записанное, причем многое в собственном конспекте покажется открытием.
  3. Сложностями с «расшифровкой». Чтобы не упустить ни слова, понадобится использовать большое количество загадочных сокращений, спонтанных аббревиатур и других на ходу изобретенных условных обозначений. Через два часа после лекции даже для самого автора конспекта все они станут похожими на пляшущих человечков из рассказа о Шерлоке Холмсе. Чтобы разобрать написанное, потребуется специалист по криптоанализу – без его помощи кодированную рукопись спокойно можно отправлять в макулатуру.
  4. Бесполезной потерей времени. Огромные манускрипты с простынями несистематизированной, следовательно, не подвергнутой анализу и осмыслению информации, не помогут качественно подготовиться к экзаменам.

Вести конспекты в вузах не учат, но разобраться в этой науке можно и самостоятельно, ознакомившись с основными типами краткого изложения содержания первоисточников, чтобы выбрать разновидность, наиболее подходящую для конкретных обстоятельств.

Виды

Для разных целей и дисциплин подходят различные виды конспектов. Они отличаются структурой, объемом, техникой составления.

План-конспект

За основу берется план, который нередко предлагается лектором в начале занятия или самостоятельно составляется перед прочтением книги. По мере раскрытия вопросов каждый подпункт «обрастает» комментариями, и в итоге они превращаются в структурированный, логический текст. Такой конспект отлично подойдет для подготовки к выступлениям на семинарах, позволит не упустить важные моменты и раскрыть суть поставленного вопроса.

Схематический план

КонспектОбычно используется для проработки текста, реже, чтобы кратко записать лекцию, если заранее известно ее содержание и преподаватель практически диктует. С его помощью удобно структурировать информацию и устанавливать взаимосвязь между основными моментами изучаемого материала, что способствует его лучшему усвоению. Составляется план-схема в виде списка вопросов, на которые в ходе прочтения книги или прослушивания лекции даются ответы.

Текстуальный конспект

Составить такой конспект непросто, зато в результате получается реферативная запись, насыщенная тезисами и выдержками из первоисточника, целостно и развернуто отражающими его суть. Обычно он делается на основе плана, иногда вопросного, который дополняется точными фрагментами из текста. Такой конспект актуален для гуманитариев, например, изучающих литературу или философию, где авторские цитаты имеют большое значение.

Свободный

Может сочетать в себе все перечисленные выше варианты и состоять из выписок, цитат, плана, тезисов и прочего. Свободное конспектирование позволяет изложить материал максимально целостно и подходит для различных дисциплин.

Тематический конспект

Суть этого способа ведения записей в том, чтобы осветить изучаемый вопрос с различных точек зрения, используя не один, а несколько источников. Такой конспект максимально полно раскрывает тематику, однако больше подходит для самостоятельной работы с печатным текстом.

Графический

Чаще всего используется студентами, изучающими технические науки. В его основе – схематичные рисунки, графики, таблицы, которые лектор часто дает в мультимедийной презентации или просто на плакатах, развешенных на доске. Достаточно перенести их в тетрадь и сделать краткие пояснения к ним.

Как писать

КонспектХороший конспект сделать непросто, но никто и не обещал, что в вузе будет легко. Чтобы понять, правильно ли составлены записи, следует перечитать их через пару дней. Если без труда удалось восстановить в памяти важную информацию, значит, все в порядке. Если нет, придется потренироваться или сменить тактику, чтобы окончательно определиться, как делать конспект так, чтобы он был хорошим подспорьем в подготовке к занятиям и экзаменам, а через пару лет при необходимости смог послужить справочником.

Конспект лекций

Правила написания конспекта лекции весьма условны, но чтобы сделать его максимально полным и понятным, надо:

  1. Начинать запись только после осмысления сказанного преподавателем, не пытаясь законспектировать все дословно.
  2. Разработать систему стандартных сокращений.
  3. Выделять важные моменты (тему, термины, формулы) цветными ручками или маркерами.
  4. Логически структурировать информацию как минимум разбивкой на абзацы, а между ними оставлять пустыми по нескольку строчек – свободное место позже может пригодиться для уточнений, расшифровки незнакомых понятий, терминов.

Литературы

Прежде чем приступить к составлению конспекта литературного источника, стоит хотя бы один раз внимательно полностью прочитать текст. Это позволит выявить основные особенности материала, стиль и характер изложения, главную идею, разобраться с незнакомыми терминами.

Дальнейшая работа связана с анализом информации. На этом этапе следует отделить главное от второстепенного, структурировать материал, располагая его в логически правильном порядке.

Оформление конспекта

Поскольку конспектирование в большинстве случаев дело добровольное и преподавателями не контролируемое, претензий к внешнему виду записей никто предъявлять не будет. Но, чтобы успевать за ходом мысли (и скоростью речи) лектора или не убивать кучу времени на составление заметок о прочитанном и при этом в результате получить максимально информативный и полезный конспект, надо придерживаться простых правил:

  • Всегда выделять заголовки, важные понятия, формулы и выводы подчеркиванием, пастой другого цвета, пропуском строки. Чтобы не тратить драгоценные секунды на смену ручек во время лекции, проще после ее окончания перечитать запись и отметить маркерами нужные места – так даже эффективнее, поскольку уже сложится общее впечатление о прослушанном, и будет несложно расставить приоритеты.
  • КонспектИспользовать «сигнальные» символы: указатели, восклицательные и вопросительные знаки, пометки вроде NB! (обратить внимание) и т. д.
  • Применять аббревиатуры и сокращения, но предпочтение отдавать общепринятым вариантам, например:
    • гос-во (государство);
    • кол-во (количество);
    • ин-т (институт);
    • стрелка => вместо длинного слова «следовательно» и т. д.

Так проблем с расшифровкой конспекта не возникнет даже спустя некоторое время.

  • Избегать длинных и сложных предложений, отбрасывать второстепенные слова, не несущие смысловой нагрузки.

Следование этим простым правилам оформления конспектов по не только существенно упростит работу на лекциях, но и подготовку к зачетам и экзаменам.

Необычные виды конспектирования

Если стандартные способы ведения записей не позволяют получить информативные и полезные конспекты, можно прибегнуть к необычным техникам.

Майнд-карты

Mind-mapping – популярная техника конспектирования, которая придется по вкусу любителям мозговых штурмов. В кружочке или рамке в центре страницы указывается тема лекции. В течение занятия к этой отправной точке присоединяются дополнительные блоки, которые отводятся под логически связанные с основным понятием ключевые слова и идеи. Для большей информативности текст можно дополнять рисунками и значками.

Для создания ментальных карт лучше использовать листы большого формата (не менее А4). Записи располагаются от центра к периферии.

Метод Корнелла

КонспектЭтот метод пользуется большой популярностью у американских преподавателей и студентов. Конспект, составленный в такой технике, стимулирует к перечитке записей, их дополнению и переработке. Перед тем как начинать делать заметки, надо разделить страницу на две неравные колонки (левая меньше, правая больше) и оставить немного места вверху и внизу листа для заголовка, даты и подведения итогов.

Во время лекции записи делаются привычным образом, основная информация располагается в правой колонке. В левой уже после занятия помещаются наиболее значимые идеи, даты и понятия. В 24 часов необходимо окончательно оформить конспект, заполнив нижнее поле. Для этого надо несколькими предложениями сформулировать основную идею записей.

Если в течение суток не подвести итоги записанного, техника Корнелла лишена смысла и не принесет дополнительной пользы в сравнении с обычным конспектом.

Пример конспекта

Правильно составленные конспекты нередко передаются из рук в руки, так как понятны даже тем, кто впервые слышит о теме записей. Приблизительно так может выглядеть краткая запись, сделанная с использованием общепринятых сокращений, знаков и выделений:

ТЕМПЕРАТУРОЗАВИСИМЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЛИПИДНОЙ И ВОДНОЙ ФАЗЕ

Глубокое охлаждение может стать причиной серьезных нарушений в биосистемах в результате:

  • структурных перестроек макромолекул и белок-липидных комплексов;
  • фазовых превращений в биомембранах и водных растворах;
  • термомеханических напряжений и действия других факторов.

Фазовые превращения липидов – переход их ансамблей из жидко- в твердокристаллическое состояние и наоборот. Для криобиологии важны структурные изменения воды и их учет в жидкой фазе, с которой контактирует биообъект.

!Общее для фаз. переходов в липидах и водных р-рах – оба относятся к фаз. превращениям 1-го рода.

Фаза – гомогенная термодинамическая сис-ма, в кот. отсутствуют поверхности раздела, отделяющие друг от друга макроскопические части, отличающиеся по своим свойствам и составу.

Фаз. переход 1-го рода – превращение, при котором потенциал Гиббса сис-мы – const, а внутренняя энергия и плотность (или энтальпия и энтропия) претерпевают скачкообразные изменения => фаз. переход 1-го рода – кооперативное упорядочение сис-мы или ее части, связанное с выделением или поглощением тепла.

В общем, было бы желание, а освоить правила написания конспекта несложно. Составление кратких записей отлично развивает ассоциативную память, а умение хорошо структурировать информацию пригодится в жизни не меньше полного курса по сопромату.

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ

НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

(из опыта работы учителя географии

Мирновской ОШ № 2 Василевич О.С.).

Каждый учитель понимает, насколько важно научить ребенка логически мыслить. Логическое мышление помогает составить правильный четкий ответ, обосновать его, раскрыть причинно-следственные связи и др. Поэтому каждый учитель в своей педагогической практике вынужден изыскивать методы и приемы, способствующие развитию такого мышления. Одним из таких методов является умение составлять логические опорные схемы и конспекты (ЛОС, ЛОК), которые потом с успехом можно использовать для обучения школьников географии.

Обучение, которое обеспечивает полноценное усвоение знаний и влияет на умственное развитие школьника – есть развивающее обучение.

Очень часто энергия учителя направлена на изыскание таких методических приемов, которые заставляют учащихся в процессе урока быть более активными, внимательными к объяснениям учителя, ответам товарищей. Поэтому главной задачей является формирование приемов познавательной деятельности. Усвоение этих приемов изменяет отношение ученика к учению, делает его более самостоятельным, целеустремленным. Это повышает интерес к учению, делает его более увлекательным, приводит к продуктивным результатам.

В учебной деятельности школьника большое место занимает заучивание учебного материала в целях его усвоения. Никакое усвоение, воспроизведение, применение знаний на практике без запоминания невозможно. Заучивание основано на понимании материала. Но одного понимания материала мало. Нужна организация деятельности запоминания для того, чтобы понятие было прочно усвоено.

Одним из таких приемов запоминания является прием выделения опорных пунктов (методика Шаталова) и построение на их основе логических опорных схем и конспектов.

Опора – ориентировочная основа действий, способ внешней организации внутренней мыслительной деятельности ребенка.

Опорный сигнал – ассоциативный символ (знак, слово, схема, рисунок), заменяющий некое смысловое значение.

Опорный конспект – система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта, представляющего собой наглядную конструкцию, замещающую систему фактов, понятий, идей как взаимосвязанных элементов целой учебной части материала.

После разбивки текста на смысловые группы в каждой из них выделяются те предложения, которые несут в себе основную смысловую нагрузку, главную идею. Их выделение облегчает понимание связи между разделами текста. Например, в теме «Воспроизводство населения» сначала дается общая характеристика, затем выделяются типы воспроизводства, называются их главные черты, даются примеры стран и регионов с разными типами воспроизводства и т.д. Обрабатывая таким образом, материал, ученик выделяет для себя «опоры» — смысловые единицы, а затем заполняет их фактическим содержанием. При этом он не пересказывает содержание прочитанного, а лишь отмечает для себя, о чем говорится в данном абзаце.

После того, как ученик выделил опорные пункты и расположил их в определенной последовательности, у него получается схема, логически отражающая структуру материала – ЛОС (ЛОК). Удержать в памяти схему гораздо легче, чем весь текст. И если во время ответа ученик руководствуется этой схемой, то все самое существенное в материале он сумеет воспроизвести.

Одной из разновидностей составления ЛОС (ЛОК) является прием, названный А. Гином «Своя опора». Этот прием отвечает таким педагогическим принципам, как принцип свободы выбора, деятельности, обратной связи, высокого КПД.

Формула этого приема следующая: ученик или группа учеников составляют собственный опорный конспект по новому материалу, по ранее изученной теме, при индивидуальной или коллективной работе класса.

Конечно, этот прием уместен в тех случаях, когда учитель сам применяет подобные конспекты и учит пользоваться ими учащихся. Как ослабленный вариант приема можно рекомендовать составление развернутого плана ответа.

При закреплении нового материала каждый ученик составляет свой опорный конспект. Идеально, когда ученики могут обменяться опорными конспектами и объяснить их друг другу.

При повторении изученных ранее тем составлять ЛОК (ЛОС) имеет смысл на листах большого формата (это могут сделать по желанию несколько учеников. Получится т.н. авторский опорный плакат.) и обсуждать их в малых группах.

При коллективной работе класса группа учащихся составляет опорный конспект урока или темы. Либо несколько сильных учеников получают творческое домашнее задание: составить опорные конспекты по ранее изученным темам. На одном из уроков такие учащиеся становятся тренерами. Класс разбивается на группы, с каждой из которых работает тренер по своему ЛОК. После работы в отведенное время над определенной темой тренеры меняют группы и процесс повторяется. Важно: группы должны получить от тренера задание. Например, составить список вопросов по повторенному конспекту, лист тематического оценивания с заданиями разных уровней (на выбор), найти ошибку, заранее внесенную в ЛОК и др.

Кроме того, расширяя ЛОК, можно автоматически прийти и к другой, более современной технологии – использования «Метода проектов».

Идеально метод проектов подходит при изучении некоторых тем курса географии 8 – 9, 10-го классов. Это касается тем, связанных с изучениеим природы, промышленности, харктеристикой страны (когда объем материала велик и удержать в памяти все невозможно). По сути, ЛОК, составленный при изучении этих тем, являются проектами, так как при выполнении работы требуются навыки работы с дополнительными источниками литературы, картами атласа, умения анализировать и работать со статистическими данными, художественный вкус, а также оформительская деятельность. Например, ЛОК по темам «Политическая карта мира» и «Воспроизводство населения» могут выглядеть следующим образом:

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА ?

hello_html_m2494b203.gifhello_html_m364520b6.gifhello_html_adf54f5.gifhello_html_m2b63dd5b.gifhello_html_m33465939.gifhello_html_m6901169b.gif

1. Эпоха древнего мира (до 5 в. н.э.).

2. Эпоха средних веков (5 – 15 в.в.).

3. Эпоха новейшей истории (16 – 19 в.в.).

hello_html_42f43d05.gifhello_html_m3491115e.gifhello_html_42f43d05.gif

4. Эпоха новейшей истории (1 ½ 20в.).

5. Современная эпоха

(2 ½ 20 в.)

hello_html_6a3fe976.gifhello_html_6a3fe976.gif

Речные цивилизации Феодальные государства Великие географи-

( Египет, Вавилон, китайские Европы; Великое переселение ческие открытия;

государства и др.). народов. открытие Нового

Света; колонии.

Революция 1917 г., война 1939 г., Распад колониальных империй,

Распад империй привел к появлению распад соц. системы (1991 г.),

новых суверенных государств распад федеративных государств

(Австрия, Венгрия, Польша, Чехословакия). (СССР, Чехословакия, Югославия),

hello_html_2874bfd1.gif Появление СССР, формирование соц. объединение Германии, разделение

системы, противостояние социализма и Эфиопии, появление НИС.

hello_html_m5495d81a.gif капитализма.

Качественные изменения

Количественные изменения

hello_html_m294b5e27.gifhello_html_m294b5e27.gif

1.Бывшие соц. страны – переход 1.12 независимых госу-

к рыночной экономике. дарств – СНГ.

2.Выравнивание уровня эко- 2.Объединение ФРГ и

номики ГДР. ГДР.

3.НИС – поднятие уровня 3.Разделение Эфиопии

экономики. на Эфиопию и Эритрею

4.Выделение из Юго-

славии 5 государств.

5.Выделение из Чехо-

словакии 2 государств.

ВЛИЯЕТ НА:

Половой состав

Возрастной сос-

тав

Кол-во трудовых ре-

сурсов, ЭАН.

hello_html_2760114f.gif

ВОСПРОИЗВОДСТВО

hello_html_34ae3abc.gifhello_html_m539e21de.gif

ЧТО?

hello_html_57aed7ff.gif

ТИПЫ

hello_html_m2e38c9f9.gifhello_html_6345b98c.gif

hello_html_m340f7866.gifhello_html_m2d6b6e5e.gifhello_html_4641c3ba.gif

hello_html_4641c3ba.gifhello_html_4641c3ba.gifhello_html_mea0033e.gif

Р – низкая

С – низкая

ЕП – низкий

Р < С

Р – высокая

С – низкая

ЕП – высокий

Р > С

hello_html_m2df47aa7.gif

hello_html_m3491115e.gifhello_html_m3491115e.gif

Р – высокая

С – высокая

ЕП – высокий

Р > С

hello_html_4641c3ba.gif

ФРГ, Ве6ликобритания, Развивающиеся страны Азии, Мексика, Египет, Турция

Иhello_html_m35751814.gifталия, Япония, Украина, Африки (Оман, Катар, Нигерия,

Кhello_html_m247900ea.gifитай и др. Чили, Перу и др.)

hello_html_42f43d05.gif

hello_html_5f1a8a8e.gif

Р >

С <

Р <

«Одна семья – один ребе-

нок».

hello_html_3b8a6ff7.gifhello_html_3b8a6ff7.gif

hello_html_3b8a6ff7.gif

hello_html_m37c1efc9.gif

hello_html_m569fdc55.gif

hello_html_m744b8399.gif

«Демограф. зима»

Старение нации

Депопуляция

«Демограф. кризис»

«Демограф. весна»

Омоложение нации

Рост населения

«Демограф. взрыв»

Если добавить к такому конспекту графики, диаграммы, сравнительные таблицы, наложить карты, то получится готовый проект. При современном развитии мышления нынешних школьников и при огромном разнообразии электронной техники составление проектов (а в дальнейшем, и презентаций) не составит большого труда.

Хорошо усвоить тему и быстро воспроизвести её в памяти школьникам помогут навыки составления конспекта. Правильно выполняемое конспектирование заставляет глубоко осмыслить материал, погрузившись в его содержание в процессе переработки. Освоив правила ведения записей, учащийся сможет улавливать и фиксировать основные мысли, складывая их в понятный сжатый текст непосредственно при поступления информации. 

Полученные умения пригодятся при дальнейшем обучении – качественное конспектирование лекций необходимо для студента. В профессии этот навык даёт дополнительные шансы сделать успешную карьеру. Даже в быту умение коротко, но понятно сделать необходимые записи сильно облегчит вашу жизнь. 

Что такое конспект?

Конспект – краткая, но ёмкая запись материалов по пройденной теме в удобной и понятной для школьника форме. Это сокращенный текст, построенный в строгой логической последовательности, составленный школьником из материала, предложенного преподавателем, и дополненный информацией из других источников. 

Написание конспекта может производиться тезисно, схематически, сокращённо, таблично, с применением аббревиатур и иностранных слов. Важно, чтобы ученик сам понимал своё изложение, мог его воспроизвести, не теряя логического смысла повествования. 

Для этого важно понимать, как правильно сделать конспект. Полученные выписки должны быть понятными, эффективными и удобными для дальнейшей работы. В статье мы разберём, какие способы их написания существуют, как разработать план и структуру конспекта и какие ошибки можно допустить при подборке тезисов.

Первая неделя занятий бесплатно!

Начните заниматься, а по окончании пробного периода оплатите выбранный формат!

начать заниматься!

InternetUrok

littleBoy

Как составить конспект по теме: пошаговая инструкция

Написание требует внимания и сосредоточенности. Ряд рекомендаций поможет выполнить работу качественно. Что нужно сделать?

  1. По возможности заранее ознакомьтесь с темой изучения;
  2. Научитесь сокращать слова общепринятыми, понятными способами;
  3. Предварительно составьте план конспекта; 
  4. Набросайте тезисы по основным пунктам изучаемого материала;
  5. Фиксируйте ключевые фразы после прослушивания каждого предложения;
  6. Сделайте краткие выписки – изложение полученной информации;
  7. Оставьте место слева для заметок и отмечайте там непонятные элементы, требующие уточнения;
  8. Оставляйте место для пропущенного учебного материала. Например, если не успели за учителем или произошел технический сбой;
  9. Уточняйте непонятные моменты у преподавателя после занятия или в других источниках. Например, в Домашней школе «ИнтернетУрок» всегда можно задать вопрос учителю и в течение 15-ти минут получить ответ.
  10. Заполняйте пропуски непосредственно после прояснения информации, пока она свежа в памяти.

Записываемый текст – не пересказ лекции или урока. Его назначение – фиксация в памяти конкретных знаний.

Виды конспектов

Конспекты различаются по форме и содержанию в зависимости от предмета, изучаемой темы и основного назначения, предусмотренного пользователем. Среди самых распространённых видов конспектов для школьников выделяются:

  • ТЕКСТУАЛЬНЫЙ. Идеально подходит для работы с книгами. В процессе написания содержание фиксируется тезисно. Допускается использование основных терминов и цитат. 
  • СВОБОДНЫЙ. Допускается запись информации под диктовку. Учащийся делает выписки на своё усмотрение. Они могут записываться сокращениями, тезисами, условными обозначениями, рисунками, схемами.
  • ТЕМАТИЧЕСКИЙ. Представляет собой изложение информации из нескольких источников, раскрывающих конкретную тему. Позволяет обработать большой объём информации, составив общую базовую выборку данных по заданному вопросу. 
  • СХЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. Структурный конспект, включающий соединённые единым смыслом вопросы. Под вопросом пишется краткий ответ или несколько ответов-тезисов. Допустимы краткие предложения и выписки, связывающие весь текст. 
  • ПЛАН-КОНСПЕКТ. Базируется на общем плане, освещающем важные вопросы изучаемой сферы. Пункты раскрываются по мере изложения материала и поступления новой информации. Считается самым объёмным видом конспектирования со всесторонним рассмотрением предмета изучения. 

Методы конспектирования 

Характеризуются способам оформления текста в конспекте. Рассмотрим наиболее распространенные:

Метод Корнелла 

Отдельный лист делится на 4 части. Сверху проводится горизонтальная линия, над которой фиксируется заголовок и дата урока. Нижняя линия располагается за несколько строк до завершения листа. Под ней кратко записываются основные выводы лекции. Между горизонтальными линиями площадь разделяют две колонки. Правая должна быть примерно в два раза шире левой. Слева отмечаются важные даты, термины, имена, определения, события. Справа – информация, излагаемая преподавателем.

Такое составление записей считается идеальным для обработки оперативно поступающей информации.

Схематический метод 

Структура написания представлена в виде большого маркированного списка с несколькими уровнями вложений. Верхний уровень – основная тема и мысль, средний – подтема, далее – тезисы. Разработка и анализ каждой темы происходит в процессе обучения. Ученик сразу вникает в тему, создавая удобную для запоминания структуру. Важно не перегружать список. Нужно составить его так, чтобы легко проанализировать информацию в дальнейшем.

Метод таблиц 

Эффективен при получении материала структурными блоками: по годам, значимым событиям или конкретным темам. Расчертив лист в таблицу, в каждой ячейке ученик записывает конкретное событие или факт. Метод удобен для школьников, потому что учитель дает материал структурированно, и ученик может облегчить запись, используя табличный вариант. 

Метод интеллект-карт 

Актуален для разбора сложных тем, самостоятельной работы над докладами и эссе. Основная цель вписывается в центре. Линиями соединяются мысли, объяснения, тезисы, идеи. Это мысли-якоря, призванные помогать создать основу для изложения главных идей. 

Метод предложений

Считается одним из самых несложных. Предложения записываются с новой строки с соответствующей нумерацией. Связь между предложениями формируется отсылкой на другой пункт с указанием его номера.

Метод индексов 

Схематическая запись информации. При составлении конспекта используются рамки, рисунки, стрелки, таблицы. Каждый объект имеет для автора определенное значение, носит понятную ему смысловую нагрузку. Если запись сделана в круге, это значит, что её нужно обязательно выучить. В квадрате – уточнить и дополнить полученный материал. В треугольнике – обратить особое внимание. Каждое обозначение индивидуально для автора. На форзаце тетради необходимо сделать пометки, какой символ что значит. Это позволит ориентироваться в условных обозначениях, если их окажется много.

Метод течения 

Позволяет обеспечить максимальное усвоения материала в ходе урока при минимальном количестве записей. Требуется выделять основные моменты и мысли тезисами, схемами, рисунками, не зацикливаясь на изложении. Материал активно обдумывается, дополняется собственными идеями и комментариями в свободной форме. Этот метод написания хорошо использовать, если важно моментальное усвоение данных, а не изучение их через длительное время.

Метод боксов

Идеален для визуалов – людей, у которых доминирует зрительная память. При составлении конспекта задействуются даты, исторические личности, иностранные слова и определения. Лист делится на неровные квадраты, треугольники, прямоугольники. Размещение на странице хаотично. Вверху прямоугольника указывается заголовок, далее – несколько базовых фактов. Метод позволяет концентрироваться на основных мыслях, выделяя конкретику.

Метод нумерации

Эффективен на занятиях и лекциях, где информация выдается быстро: преподаватель не останавливает рассказ, не акцентирует для учеников основные моменты. Оптимально использовать две разноцветные ручки. Первой фиксировать номер мысли. Второй – её содержание. Между номерами оставляется место – отступы, а в них вносится дополнительная информация. 

Подпишись на нашу рассылку

Вы успешно подписались на нашу рассылку

Скоро вы получите на почту электронное сообщение с подтверждением подписки

Главные ошибки при составлении конспекта

  • Потеря структуры и авторских особенностей текста;
  • Чрезмерная краткость;
  • Избыток вводных слов и эпитетов;
  • Отсутствие связи записей, плана;
  • Дословное повторение тезисов;
  • Бессвязный пересказ текста;
  • Незаконченность основных смысловых положений – тезисов.

Как красиво оформить конспект: основные техники

Необходимо определить, как сделать конспект понятным для себя, разработать собственную унифицированную систему записи информации. Удобно использовать систему стикеров, подчёркиваний, схем, выделений разными цветами. Важно, чтобы процесс ведения изложения был удобен конкретному школьнику.

Красивая запись не имеет пропусков. При наличии их необходимо заполнять должным образом сразу после занятия.

Заголовки новых тем можно выделять маркерами либо записывать большими буквами. Подтемы лучше подчеркивать.

Важно помнить, что чётко разработанная система способствует пониманию текста и внешней красоте записей. Красивый конспект, в свою очередь, помогает лучше запомнить информацию.

10 лайфхаков

Как выучить уроки быстрее или написать контрольную работу лучше? Как запомнить стихотворение или решить насущные вопросы легко и непринуждённо, не затрачивая на них слишком много времени и усилий?

title

Полезные советы вне конкретных методов

Они помогают вести конспектирование, независимо от вида и метода. Нужно:

  1. Выработать собственную систему понятных сокращений. Для этого полезно изучить общепринятую и дополнить её понятными для себя элементами.
  2. Разработать единую цветовую схему для выделения конкретных тезисов, фраз и значений. 
  3. Изучив информацию из разных источников, распределить основные приоритеты и воспроизвести их тезисно, в понятной для себя последовательности. 
  4. Если источник предлагает исчерпывающее количество данных, из них нужно вычленить главную мысль и выписать её. Для этого лучше вести краткую запись всей информации и выделить основную мысль – резюме – после полного изучения данных. 

6 приложений и онлайн-сервисов для создания конспектов

В современном мире существуют сервисы, помогающие автоматизировать ведение записей. Они не заменяют, но существенно облегчают составление плана конспекта. Грамотно выделяют основные моменты, обрабатывают материал и подают его в удобной форме. 

  • Speechpad. Преобразует звучащую речь в текст. 
  • SpeechTexter. Телефонное онлайн-приложение, преобразующее речь лектора в написанный текст.
  • HandWriter. Конвертирует печатный текст в рукописный. Любая статья из книги преобразуется в рукописный текст лекции.
  • Писец. Преобразует электронный конспект в рукописный.
  • Canva. Систематизирует написанное, облегчая запоминание текста лекции.
  • ЭБС Лань. Создание лекций по пройденному материалу в одном окне с дополнительными возможностями выгрузки, записи и цитирования.

Методов конспектирования бесконечно много. Мы описали самые востребованные. Важно, чтобы учащийся, ознакомившись с ними, самостоятельно определил наиболее удобные. Если это будет сделано правильно, конспектирование станет успешным подспорьем в учёбе и в работе.

Урок 1.Тема: Что изучает география? 

Цель урока: сформировать представление о предмете география, объяснить, что изучает эта наука. Дать представление о структуре начального курса данного предмета.

Задачи урока:

1.Образовательная. Сформировать у учащихся представление о таком понятии,как география. Объяснить и познакомить со структурой начального курса географии. Познакомить с учебником и другими пособиями (атлас, контурная карта), которые понадобиться в ходе изучения предмета.

2.Развивающая. Развить у учащихся способность работать с учебником и другими пособиями, а также сформировать умение работать с поступающей информацией.

3.Воспитательная. Формировать нравственно ценностное и эстетическое отношение к окружающему миру и процессам, происходящим в нём, как источникам жизни, красоты и духовной культуры;воспитывать познавательную активность,самостоятельность.

Оборудование: физическая карта полушарий, атласы, учебник 6 класс.

А.И. Алексеев, В.В. Николина

 компьютер, презентация на тему «Что такое география».

Тип урока:изучение нового материала.

Ход урока:

I.Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

Итак, ребята, мы с вами начинаем изучать очень интересный предмет – география. Но не такой уж он и новый для вас, так как многие темы вы уже изучали на других предметах раньше, на таких, как «Природоведение», «Окружающий мир». С этого года вы будете  изучать новый предмет «География». А как вы думаете, что вы будете изучать на уроках географии? (Землю, воду, воздух, людей, города и т.д.).

— Молодцы, правильно.

— Как вы думаете, а что же такое география? Что означает это слово? Ответ стройте так: география – это наука. … О чём эта наука? (География – это наука о земном шаре и процессах происходящих на нём).

— Молодцы, почти правильно. Название этой науке дал древнегреческий учёный Эратосфен.(Слайд №2). По-гречески «ге» — Земля, «графо» — пишу, то есть слово «география» буквально означает «описание Земли». Ребята, откройте свои тетради, запишите число, а также тему урока «Что такое география?». Запишите определение, что такое география. (Слайд №3).

-На протяжении многих веков наука география собирала сведения и описывала, открываемые земли. Первооткрыватели и путешественники, великие открытия материков и океанов, далёкие и опасные экспедиции, новые народы – всё это много веков назад означало науку географию.

Но, ребята, на сегодняшний день, география ставит перед собой другие задачи, так как все материки, океаны, острова и горы получили уже точные координаты и описания.

— А как вы думаете, чем на сегодняшний день занимается наука география? —Какие задачи она ставит перед собой? (изучает рельеф, реки и озёра и др.). —Хорошо, молодцы. На современном этапе география ставит перед собой следующие задачи. Ребята, запишите, пожалуйста, в тетради – задачи географии(слайд №4):

1). Выяснить, как и какие природные процессы создают горы и равнины;

2). Как изменяется рельеф Земли;

3). Какие общие закономерности влияют на таяние ледников, рост деревьев, расположение городов и др.

— Таким образом, ребята, задачи современной географии не только описать Землю, но и объяснить, почему она так устроена. А так же ещё одной, не менее важной, задачей является прогнозирование изменений в природе, особенно тех, которые происходят в результате деятельности человека, для того, чтобы сохранить природный потенциал и биологические запасы, а также не навредить здоровью людей. По этим причинам и необходимо знать географию.

-Ребята, этот предмет вы будете изучать с 6 по 11 классы, но основа знаний о географии закладывается в 6 классе при изучении начального курса. Итак, мы свами будем изучать:

* великие географические открытия,

* строение земли (земные оболочки), такие как литосфера (слайд №5), гидросфера(слайд №6),атмосфера(слайд №7), биосфера(слайд №8),

* а также узнаем численность населения Земли (слайд №9) и многое другое.

-Вы научитесь работать с планом местности и географической картой, объяснять особенности природы нашего родного края, описывать и определять географическое положение (рек, гор и т.д.). Но для этого нужно будет вести дневник погоды. Ребята, каждый день вы будете отмечать в своих тетрадях температуру, облачность, осадки и др. Посмотрите на экран и перечертите себе в тетрадь таблицу (Слайд №10).

-Все полученные вами знания и умения пригодятся вам при дальнейшем изучении географии.

3. Закрепление изученного материала.

-Итак, ребята, что мы узнали нового за сегодняшнее занятие?

1.Что такое география?

2.Что было предметом изучения географии много веков назад?

3.Какие современные задачи ставит перед собой география и почему?

4.Что интересного вы сможете узнать, изучая географию?

Молодцы, отлично.

4. Домашнее задание.§1, стр. 4-7 ответить на вопросы  на стр. 8;

«Описание материала: Методическая разработка урока «Географические координаты» в 6 классе.
«Цель данной разработки: способствование реализации целей обучений, развитие и воспитание здоровой личности; обеспечить интерес к предмету; использовать многообразие приемов деятельности.
Изначально необходимо предусмотреть психологический настрой детей на урок, снять напряжение с прошлого урока, обеспечить добрые доверительные отношения. С этой целью за пару минут до звонка я провожу игру «Принц и свита».
Важный компонент урока – учебная мотивация.
Если ученик не ощущает себя состоятельным в чем-то, то у него развивается страх неудачи и неуверенности в себе.
Нужно помочь ребенку ощутить себя полноценным участником образовательного процесса для этого важно создавать ситуацию успеха, отмечать достижения, формировать его веру в успех. Позволить ребенку самому провести анализ своих успехов и оценить собственные результаты. На уроке предлагаю лист самоконтроля «Мои успехи».

Поделитесь с коллегами:

Тема урока:

«Географические координаты» (Начальный курс географии. 6 класс)

Цель урока:

1. Обучающая — научить определять географические координаты точки земной поверхности, а так же объект по заданным географическим координатам; формировать навыки само- и взаимоконтроля; расширение знаний о здоровом образе жизни.

2. Развивающая — развивать способности рассуждения и пространственного воображения, сотрудничества; навыки работы с различными видами карт; способность формировать и управлять собственным эмоциональным состоянием.

3. Воспитывающая — воспитание внимательности и уверенности; познавательного интереса; доброжелательного отношения друг к другу; культуры собственного здоровья как норма жизни.

Тип урокакомбинированный урок изучения нового материала.

Формы работы — индивидуальная, в парах и групповая.

Методы работы — исследовательский, проблемно — поисковый, практическая работа на применение знаний, беседа.

Оборудование: глобус, физическая карта полушарий, атласы, контурные карты, мультимедийный пректор

Подготовка к уроку: проветривание класса, динамическая перемена. За три минуты до звонка игра «Принц и свита»

Ход урока

  1. Организация класса. (2 минуты)

а) Эмоциональная разрядка (слайд №1)

Внимание! Проверь дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке

Книга, атлас, ручка и тетрадка.

б) Приветствие.

Учитель: Здравствуйте, ребята, я рада снова видеть вас на уроке! Сядьте поудобнее, расправьте плечи, выпрямите спину, глубоко вдохните и выдохните. Почему важно следить за тем как вы сидите?

Ответы детей.

в) Аутотренинг

Учитель: Закройте глаза и скажите себе «Я спокоен, уверен в себе, я буду внимателен и настойчив, поэтому у меня все получится!»

Учитель: Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успеха и хорошего настроения.

  1. Актуализация знаний. (6 минут)

1. Беседа с классом

Учитель: На карте огромная планета Земля:
Реки и горы, равнины, моря.
Точка на карте зовется «объект»-
Такое понятие ввел человек.
Сегодня мы с вами узнаем о том,
Что каждая точка имеет свой дом,
Чтобы ее отыскать в целом мире,
Ей указали этаж и квартиру.
Сложно найти этот адрес ребятам,
Если не следовать координатам.
Этаж называется широтой,
Номер квартиры — ее долготой.
Как отыскать в дом заветный ключик?
Карта и глобус нас этому учат.
Нам остается припомнить немного,
Какие ведут к каждой точке дороги.
Как только дороги пересекутся,
Искомые точки сразу найдутся.

Учитель: Ребята, с какими понятиями мы уже познакомились?

Ответы детей.

Учитель: Теперь подумайте и скажите, о чем пойдет речь на нашем уроке, что будем делать сегодня?

Дети: Узнаем, что такое координаты и научимся их определять.

Учитель: Правильно! Но прежде чем приступим к изучению темы, я предлагаю вспомнить основные понятия, с которыми познакомились ранее.

Сегодня вы сможете самостоятельно оценить свои успехи за урок на листе самоконтроля. (Каждому ребенку выдаётся лист самоконтроля).

2) Фронтальный опрос. (Вопрос или маленькое задание достается каждому ученику; за ответ ребенок получает жетон; жетоны разного цвета).

— Учитель задает вопросы, предлагает выполнить задание у карты или по глобусу.

— Дополните предложение (слайд №2)

3) Индивидуальная работа.

Дети получают шаблоны с изображением полушарий и задания:

— отметить северный и южный полюса;

— провести линию экватора;

— провести линии 0 и 180 меридианов;

— горизонтальными линиями заштриховать северную широту;

— вертикальными линиями заштриховать западную долготу.

Учитель: Ребята, отметьте в листе самоконтроля свои успехи, и проверьте, верно, ли вы выполнили задание, исправьте ошибки. (Учитель показывает правильно выполненную работу)

4) Физкультминутка на растягивание отделов позвоночника. (Выполняется стоя, движения плавные.)

— наклоны вперед, назад, вправо, влево.

— голову к подбородку, максимально назад, потом к правому плечу, к левому.

3. Изучение нового материала. (26 минут)

1) Объявление и запись в тетради темы урока (слайд №3).

(Учитель обращает внимание детей на то, как пишется слово координаты)

2) Сообщение целей урока

Учитель: На уроке мы будем учиться определять географические координаты точек земной поверхности. Работать с атласом и контурными картами.

3) Минутка фантазии (слайд №4 и 5) . Звучит спокойная музыка. (1,5 минуты)

Учитель: Дети, откиньтесь на спинку стула, вытяните вперед ноги, успокойте дыхание и закройте глаза. Представьте себе нашу планету, она вращается вокруг своей оси, движется по орбите вокруг Солнца. Аккуратно прикоснитесь к ней рукой, обнимите её. Ощутите её хрупкость и беззащитность. А теперь, пальчиком в воздухе проведите по линии параллели, меридиана. Сколько точек пересечения получилось?

Дети: Одна.

Учитель: Правильно. Отсюда следует, что широта и долгота точки земной поверхности — это и есть географические координаты этой точки.

4) Работа с учебником. (3 минуты)

Учитель: Давайте потренируем память — найдите в тексте параграфа 13, что называется географическими координатами, выучите.

Учитель: Кто готов, кто первый расскажет определение?

Ответы детей (3-5 человек)

Учитель: В листе самоконтроля отметьте свои успехи.

5) Упражнение — энергезатор. (20 — 30 секунд)

А) «Дождик идет» — подушечками пальцев или ноготками дети ударяют о стол, изображая стук дождя.

Б) Прокатывание карандаша или ручки между ладонями и пальцами рук.

6) Работа на контурной картой (3 минут)

А) Определить географические координаты, указанных объектов.

Б) Записать полученный результат в таблице контурной карты.

Сильный ученик выполняет задание и оформляет таблицу на доске. Учитель проходит по классу и помогает при возникновении трудностей, а также обращает внимание на то, что чаще всего не получается у детей.

Учитель: Ребята, сделайте отметки в листе самоконтроля и сверьте свои ответы с записью на доске.

7) Учебный тренажер (скрытая динамическая пауза, работают стоя, 1 — 1.5 минуты)

Учитель: Движениями рук покажите широту и долготу

Северная широта — руки вверх

Южная широта — руки вниз

Восточная долгота — руки вправо

Западная долгота — руки влево.

Учитель: Усложним задание? Я показываю на глобусе объект, а вы движениями рук указываете, какую широту и долготу он имеет.

Учитель показывает объекты с.ш. з.д;

ю.ш. в.д;

с.ш. в.д;

ю.ш. з.д.

8) Работа в парах. (3 — 4 минуты)

А) 1 вариант: Задание №3 (а) на странице 34 в учебнике.

2 вариант: Задание №3 (б) на странице 34 в учебнике.

(На выполнение отводится 1,5- 2 минуты)

Б) Обменяться с соседом тетрадями и проверить задание друг у друга.

В) Рассказать друг другу, что такое географические координаты.

Дети, которые верно и быстрее всех справились с заданием, просматривают и проверяют записи у одноклассников.

9) Работа в группах. Исследовательская деятельность. (5 минут)

(Дети собираются в творческую группу по цвету жетонов, получают задания и работают стоя)

1 группа

— определите объект, имеющий географические координаты 5 с.ш. 63 з.д.

— расскажите, как правильно закаляться.

2 группа

— определите объект, имеющий географические координаты 32 с.ш. 35 в.д.

— расскажите, как следует загорать на пляже, чтобы не получить солнечный ожог?

3 группа

— определите объект, имеющий географические координаты 27 ю.ш 109 з.д.

— чем привлекает туристов этот остров?

4 группа

— определите объект, имеющий географические координаты 90 с.ш.

— расскажите, как защитить свой организм от переохлаждения?

10) Упражнение — энергезатор. (20 — 30 секунд)

Учитель: — Хлопните в ладоши, если вам понравилось работать в группе.

— пожмите друг другу руки и поблагодарите за сотрудничество.

11) Отчет по результатам исследования. (4 минуты)

Дети садятся за парты, руки сцеплены в замок за спинкой стула. От группы выходят по одному представителю, называют и показывают на физической карте объект и делают отчет о проделанной работе.

Учитель показывает слайды найденных объектов, дети слушают и дополняют ответы (слайды № 7, 8, 11, 12)

12. Психогимнастика. (1.5 минуты)

(слайд № 13, 14)

Учитель: Ребята, мы сегодня побывали у водопада, на берегу моря, даже на острове Пасха. Я хочу «пригласить» вас в наш сосновый лес, «сосенки» — так мы привыкли его называть. Для этого сядьте, так как вам удобно, можно закрыть глаза. Представьте, что вы в сосновом лесу. Глубоко вдохните, почувствуйте смолистый запах деревьев, густой аромат хвои, бодрящий морозный воздух.

А знаете ли вы, что воздух в хвойном лесу насыщен фитонцидами — веществами, способными поражать опасные микроорганизмы. Хвоя и смола широко применяются в народной медицине. В них много веществ, обладающих лечебным и стимулирующим действием. Например, чтобы вылечить ангину используют отвар почек сосны для ингаляций. Также при ангине рекомендуется закапывать в нос пихтовое масло, по одной капле.

Так, что чаще ходите в лес, дышите целебным воздухом и никогда не болейте.

4 Закрепление нового материала. (4 минуты)

(слайд № 16)

Учитель: Предлагаю освоить профессию спасателей и отправиться на помощь тонущему кораблю, который потерпел крушение в точке 30 ю.ш. 70 в.д. Ближайшими к району бедствия находятся два корабля «Надежда» (30 ю.ш. 110 в.д) и «Вера» (20 ю.ш 50 в.д.). вам нужно рассчитать какой корабль быстрее придет на помощь гибнущему судну. Проложите маршруты обоих судов на контурной карте.

Учитель: Пять человек, первыми справившиеся с заданием могут сдать контурные карты для проверки и отправиться на помощь к своим одноклассникам.

Учитель: Ребята, как вы думаете, людям каких профессий необходимо умение определять географические координаты?

Ответы детей: летчикам, морякам, спасателям, военным, геологам.

5. Подведение итогов урока. (2минуты)

1) Рефлексия. Пальчиковая гимнастика (слайд № 17)

2)Оцени свои успехи.

Учитель: Ребята, посмотрите лист самоконтроля и оцените себя сами. Поставьте себе «5» те, у кого 7-6 плюсов, «4» — у кого 5 — 4 плюсов. Остальные получите весёлые смайлики. Спасибо за урок, мне было приятно с вами общаться. Всего доброго вам, успехов в сегодняшнем дне!

Домашнее задание:

Прочитать параграф 13, выполнить задание №5 на стр. 34

Создайте Ваш сайт учителя

Курсы ПК и ППК
Видеоуроки

Олимпиады
Вебинары для учителей

  1. Главная
  2. География
  3. Уроки
  4. Конспект урока географии в 6 классе на тему «Что такое география»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:сформировать представление о предмете география, объяснить, что изучает эта наука. Дать представление о структуре начального курса данного предмета.

Задачи урока:

1.Образовательная. Сформировать у учащихся представление о таком понятии,как география. Объяснить и познакомить со структурой начального курса географии. Познакомить с учебником и другими пособиями (атлас, контурная  карта), которые понадобиться в ходе изучения предмета.

2.Развивающая. Развить  у учащихся способность работать с учебником и другими пособиями, а также сформировать умение работать с поступающей информацией.

3.Воспитательная. Формировать  нравственно ценностное и эстетическое отношение к окружающему миру и процессам, происходящим в нём, как источникам жизни, красоты и духовной культуры;воспитывать познавательную активность,самостоятельность.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

Как пишется конспект по географии 6 класс

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Как пишется конспект по географии 6 класс

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Как пишется конспект по географии 6 класс

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Как пишется конспект по географии 6 класс

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Как пишется конспект по географии 6 класс

Наладить дисциплину на своих уроках.

Как пишется конспект по географии 6 класс

Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа

«Что такое география»

Просмотр содержимого презентации

«Что такое география»

Получите в подарок сайт учителя

Автор: Сисанова Жанслу Базаровна

Дата: 10.02.2015

Номер свидетельства: 170363

Урок 1.Тема: Что такое география? Число: 02.09.14

Цель урока:сформировать представление о предмете география, объяснить, что изучает эта наука. Дать представление о структуре начального курса данного предмета.

Задачи урока:

1.Образовательная. Сформировать у учащихся представление о таком понятии,как география. Объяснить и познакомить со структурой начального курса географии. Познакомить с учебником и другими пособиями (атлас, контурная карта), которые понадобиться в ходе изучения предмета.

2.Развивающая. Развить у учащихся способность работать с учебником и другими пособиями, а также сформировать умение работать с поступающей информацией.

3.Воспитательная. Формировать нравственно ценностное и эстетическое отношение к окружающему миру и процессам, происходящим в нём, как источникам жизни, красоты и духовной культуры;воспитывать познавательную активность,самостоятельность.

Оборудование: физическая карта полушарий, атласы, учебник 6 класса Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский, компьютер, презентация на тему «Что такое география».

Тип урока:изучение нового материала.

Ход урока:

I.Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

Итак, ребята, мы с вами начинаем изучать очень интересный предмет – география. Но не такой уж он и новый для вас, так как многие темы вы уже изучали на других предметах раньше, на таких, как «Природоведение», «Окружающий мир». Позже мы с вами познакомимся с оглавлением и узнаем темы, которые будем изучать.

Ребята, заниматься мы будем по учебнику Е.М.Домогацкого и Н.И.Алексеевского, называется он «География. Физическая география», обратите, пожалуйста, внимание на учебник, рассчитан он на один год обучения и заниматься по нему мы будем в течение всего года. Но так же нам будут нужны и другие пособия: рабочая тетрадь под редакцией Е.М.Домогацкого, атлас для 6 класс, а также общая тетрадь (48 листов) и тонкая тетрадь на 12 листов для ведения дневника погоды. Запишите всё, что нам необходимо в дневник.

Ребята, а как вы думаете, что вы будете изучать на уроках географии? (Землю, воду, воздух, людей, города и т.д.).

— Молодцы, правильно.

— Как вы думаете, а что же такое география? Что означает это слово? Ответ стройте так: география – это наука. … О чём эта наука? (География – это наука о земном шаре и процессах происходящих на нём).

— Молодцы, почти правильно. Название этой науке дал древнегреческий учёный Эратосфен.(Слайд №2). По-гречески «ге» — Земля, «графо» — пишу, то есть слово «география» буквально означает «описание Земли». Ребята, откройте свои тетради, запишите число, сегодня 2 сентября, а также тему урока «Что такое география?». Запишите определение, что такое география. (Слайд №3).

-На протяжении многих веков наука география собирала сведения и описывала, открываемые земли. Первооткрыватели и путешественники, великие открытия материков и океанов, далёкие и опасные экспедиции, новые народы – всё это много веков назад означало науку географию.

Но, ребята, на сегодняшний день, география ставит перед собой другие задачи, так как все материки, океаны, острова и горы получили уже точные координаты и описания.

— А как вы думаете, чем на сегодняшний день занимается наука география? —Какие задачи она ставит перед собой? (изучает рельеф, реки и озёра и др.). —Хорошо, молодцы. На современном этапе география ставит перед собой следующие задачи. Ребята, запишите, пожалуйста, в тетради – задачи географии(слайд №4):

1). Выяснить, как и какие природные процессы создают горы и равнины;

2). Как изменяется рельеф Земли;

3). Какие общие закономерности влияют на таяние ледников, рост деревьев, расположение городов и др.

— Таким образом, ребята, задачи современной географии не только описать Землю, но и объяснить, почему она так устроена. А так же ещё одной, не менее важной, задачей является прогнозирование изменений в природе, особенно тех, которые происходят в результате деятельности человека, для того, чтобы сохранить природный потенциал и биологические запасы, а также не навредить здоровью людей. По этим причинам и необходимо знать географию.

-Ребята, этот предмет вы будете изучать с 6 по 11 классы, но основа знаний о географии закладывается в 6 классе при изучении начального курса. Итак, мы свами будем изучать:

* великие географические открытия,

* строение земли (земные оболочки), такие как литосфера (слайд №5), гидросфера(слайд №6),атмосфера(слайд №7), биосфера(слайд №8),

* а также узнаем численность населения Земли (слайд №9) и многое другое.

-Вы научитесь работать с планом местности и географической картой, объяснять особенности природы нашего родного края, описывать и определять географическое положение (рек, гор и т.д.). Но для этого нужно будет вести дневник погоды. Ребята, каждый день вы будете отмечать в своих тетрадях температуру, облачность, осадки и др. Посмотрите на экран и перечертите себе в тетрадь таблицу (Слайд №10).

-Все полученные вами знания и умения пригодятся вам при дальнейшем изучении географии.

3. Закрепление изученного материала.

-Итак, ребята, что мы узнали нового за сегодняшнее занятие?

1.Что такое география?

2.Что было предметом изучения географии много веков назад?

3.Какие современные задачи ставит перед собой география и почему?

4.Что интересного вы сможете узнать, изучая географию?

Молодцы, отлично.

4. Домашнее задание.§1, стр. 6-10 ответить на вопросы и выполнить тест на стр. 10; оформить дневник погоды и записать данные.

  • Как пишется конор макгрегор на английском
  • Как пишется конно спортивный или конноспортивный
  • Как пишется коннект на английском
  • Как пишется конкретно или канкретно
  • Как пишется конишуа по японски