Тема: «Как правильно составлять конспект»
Жидкова Л.И.,
учитель русского языка
и литературы
МБОУ Школы №127
Г.о. Самара
Одним из приемов рационального обучения является конспектирование учебного материала.
Это умение неразрывно связано с умением пользоваться книгой. Потребность в конспекте может возникнуть в случаях, когда за ограниченное время требуется передать большой объем информации, переработать множество разрозненных источников, из живой речи вычленить самое главное и существенное.
Конспект – это систематическая, логически связная запись, объединяющая план, выписки, тезисы или, по крайней мере, два из этих типов записи. Исходя из определения, выписки с отдельными пунктами плана, если в целом они не отражают логики произведения, если между отдельными частями записи нет смысловой связи, — это не конспект.
В отличие от тезисов и выписок, конспекты при обязательной краткости содержат не только основные положения и выводы, но и факты, и доказательства, и примеры, и иллюстрации. Поэтому то, что вначале кажется второстепенным, может, со временем оказаться ценным и нужным. С другой стороны, утверждение, не подкрепленное фактом или примером, не будет убедительным и трудно запоминается.
Типы конспектов:
1. Плановый.
2. Текстуальный.
3. Свободный.
4. Тематический.
Краткая характеристика типов конспектов:
1. Плановый конспект: являясь сжатым, в форме плана, пересказом прочитанного, этот конспект – один из наиболее ценных, помогает лучше усвоить материал еще в процессе его изучения. Он учит последовательно и четко излагать свои мысли, работать над книгой, обобщая содержание ее в формулировках плана. Такой конспект краток, прост и ясен по своей форме. Это делает его незаменимым пособием при быстрой подготовке доклада, выступления. Недостаток: по прошествии времени с момента написания трудно восстановить в памяти содержание источника.
2. Текстуальный конспект – это конспект, созданный в основном из отрывков подлинника – цитат. Это прекрасный источник дословных высказываний автора и приводимых им фактов. Текстуальный конспект используется длительное время. Недостаток: не активизирует резко внимание и память.
3. Свободный конспект представляет собой сочетание выписок, цитат, иногда тезисов, часть его текста может быть снабжена планом. Это наиболее полноценный вид конспекта.
4. Тематический конспект дает более или менее исчерпывающий ответ на поставленный вопрос темы. Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос. Таким образом, этот конспект облегчает работу над темой при условии использования нескольких источников.
Как составить конспект:
прочитайте текст учебника;
определите в тексте главное содержание, основные идеи, понятия, закономерности, формулы и т. д. ;
выделите взаимосвязи;
основное содержание каждого смыслового компонента законспектируйте в виде кодированной информации после наименования темы в тетради;
прочтите еще раз текст и проверьте полноту выписанных идей;
сформулируйте не менее трех вопросов разного уровня сложности, запишите вопросы в тетрадь;
каждому вопросу определите значок степени сложности и найдите возможный ответ;
внимательно прочитайте материал;
определите основные смысловые части учебной информации по плану общей схемы;
определите центральную часть О. К., т. е. его «ассоциативный узел» в виде систематического класса и его особенностей;
Определите цель составления конспекта.
Читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы.
Если составляется план-конспект, сформулируйте его пункты и определите, что именно следует включить в план-конспект для раскрытия каждого из них.
Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.
В конспект включаются не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).
Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на страницы конспектируемой работы, применять условные обозначения.
Чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками» подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.
Используйте реферативный способ изложения (например: «Автор считает. «, «раскрывает. «).
Собственные комментарии, вопросы, раздумья располагайте на полях.
Познакомьтесь с правилами конспектирования:
1. Записать название конспектируемого произведения (или его части) и его выходные данные.
2. Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.
3. Составить план — основу конспекта.
4. Конспектируя, оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений.
5. Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют более важное значение, чем в подробном изложении.
6. Запись вести своими словами, это способствует лучшему осмыслению текста.
7. Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.
8. Соблюдать правила цитирования — цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.
9. Научитесь пользоваться цветом для выделения тех или иных информативных узлов в тексте. У каждого цвета должно быть строго однозначное, заранее предусмотренное назначение. Например, если вы пользуетесь синими чернилами для записи конспекта, то: красным цветом — подчеркивайте названия тем, пишите наиболее важные формулы; черным — подчеркивайте заголовки подтем, параграфов, и т. д. ; зеленым — делайте выписки цитат, нумеруйте формулы и т. д. Для выделения большой части текста используется отчеркивание.
10. Учитесь классифицировать знания, т. е. распределять их по группам, параграфам, главам и т. д. Для распределения можно пользоваться буквенными обозначениями, русскими или латинскими, а также цифрами, а можно их совмещать.
Конспект, план-конспект — это способ работы с текстом. Цель — зафиксировать и переработать какой-либо текст. Конспект — это выписки из текста источника. Но это не полное переписывание чужого текста. Это переработка информации за счет ее свертывания.
Конспект — это краткое последовательное изложение содержания статьи, книги, лекции. Его основу составляют план тезисы, выписки, цитаты. Конспект, в отличие от тезисов воспроизводят не только мысли оригинала, но и связь между ними. В конспекте отражается не только то, о чем говорится в работе, но и что утверждается, и как доказывается.
Существуют разнообразные виды и способы конспектирования:
текстуальный конспект — представляет собой последовательную запись текста книги или лекции. Такой конспект точно передает логику материала и максимум информации. При написании конспекта: — сначала прочитывается текст-источник, — в нём выделяются основные положения; — подбираются примеры; — идёт перекомпоновка материала; — затем оформляется текст конспекта; — Конспект может быть полным, когда работа идёт со всем текстом источника или неполным, когда интерес представляет какой-либо один или несколько вопросов, затронутых в источнике; План-конспект — это более детальная проработка источника; — составляется подробный, сложный план, в котором освещаются не только основные вопросы источника, но и частные; — к каждому пункту или подпункту плана подбираются и выписываются цитаты.
Конспекты могут быть плановыми, т. е. пишутся на основе составленного плана статьи, книги. Каждому вопросу плана соответствует определенная часть конспекта. Удобно в этом случае воспользоваться вопросным планом. В левой части страницы вы ставите проблемы, затронутые в книге в виде вопросов, а в правой части страницы даете на них ответы.
Конспект-схема
Удобно пользоваться схематичной записью прочитанного. Составление конспектов-схем служит не только для запоминания материала. Такая работа становится средством развития способности выделять самое главное, существенное в учебном материале, классифицировать информацию.
Наиболее распространенными являются схемы типа «генеалогическое дерево» и «паучок». В схеме «генеалогическое дерево» выделяют основные составляющие более сложного понятия, ключевые слова и т. п. и располагаются в последовательности «сверху — вниз» — от общего понятия к его частным составляющим.
В схеме «паучок» записывается название темы или вопроса и заключается в овал, который составляет «тело паучка». Затем нужно продумать, какие из входящих в тему понятий являются основными и записать их в схеме так, что они образуют «ножки паука». Для того чтобы усилить его устойчивость, нужно присоединить к каждой «ножке» ключевые слова или фразы, которые служат опорой для памяти.
Схемы могут быть простыми, в которых записываются самые основные понятия без объяснений. Такая схема используется, если материал не вызывает затруднений при воспроизведении. Действия при составлении конспекта— схемы могут быть такими:
1. Подберите факты для составления схемы.
2. Выделите среди них основные, обще понятия.
3. Определите ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия.
4. Сгруппируйте факты в логической последовательности.
5. Дайте название выделенным группам.
6. Заполните схему данными.
Опорный конспект
Это творческий вид работы был введён в учебную деятельность школьников Шаталовым В. Ф. известным педагогом-новатором и получил название «опорный сигнал». В опорном сигнале содержание информации «кодируется» с помощью сочетания графических символов, знаков, рисунков, ключевых слов, цифр и т. п. Такая запись учебного материала позволяет быстро и без труда его запомнить, мгновенно восстановить в памяти в нужный момент.
При любом виде конспектирования важно помнить о том, что:
Записи полезно делить, для этого используются: 1. Подзаголовки. 2. Абзацные отступы. 3. Пробельные строки. Такой текст удобно читать.
При конспектировании нужно пользоваться оформительскими средствами:
1. Делать в тексте конспекта подчёркивания
2. На полях тетради отчёркивания «например, вертикальные»
3. Заключать основные понятия, законы, правила и т. п. в рамки.
4. Пользоваться при записи различными цветами.
5. Писать разными шрифтами.
6. Страницы тетради для конспектов можно пронумеровать и сделать оглавление.
В этом случае вы быстро сможете найти необходимую вам информацию.
Итак, конспект представляет собой дословные выписки из текста источника. При этом конспект — это не полное переписывание чужого текста. Обычно при написании конспекта сначала прочитывается текст-источник, в нём выделяются основные положения, подбираются примеры, идёт перекомпоновка материала, а уже затем оформляется текст конспекта. Конспект может быть полным, когда работа идёт со всем текстом источника или неполным, когда интерес представляет какой-либо один или несколько вопросов, затронутых в источнике.
Памятка
для написания конспекта
Конспект
– это краткое, связное и последовательное изложение основных положений текста.
1.
Прочитайте текст;
2.
Сформулируйте главную тему текста, цель
автора;
3.
Проанализируйте содержание каждого
выделенного фрагмента/абзаца, выделяя относительно самостоятельные по смыслу, и
на основании этих операции сделайте краткую запись текста (тезисы + дать
понятие в скобках);
4.
Запишите тезисы в их логической
последовательности и снабдите их необходимыми примерами.
Фрагмент
конспекта статьи И. А. Гончарова «Мильон терзаний»
План |
Тезис |
Аргумент |
Место комедии в |
Это и картина нравов, и галерея |
Как картина она громадна. Ее Пока будет существовать |
Чацкий |
Главный герой, превращающий своей |
— «чувствителен, и весел, и — начинает новый век – и в этом — Чацкий больше всего обличитель |
Софья |
… |
… |
ГПОУ ТО «Тульский педагогический колледж»
Методические рекомендации по написанию конспекта урока по литературному чтению
Составитель: преподаватель Трунова О.П.
Тула 2017
Содержание
1.Введение.
2.Универсальные учебные действия применительно к урокам литературного чтения.
3.Требования к содержанию, оформлению и порядку выполнения конспекта.
4.Структура урока литературного чтения в соответствии с технологией читательской деятельности.
5.Основные требования к уроку литературного чтения.
6.Виды уроков.
7.Технологическая карта урока.
8.Литература.
Приложения.
Предмет «литературное чтение» является одним из основных в системе подготовки младшего школьника. Наряду с учебным предметом «русский язык» он формирует функциональную грамотность, общеучебный навык чтения и умения работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы, способствует общему развитию и воспитанию школьника.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель владеет техникой чтения и приемами работы с текстом. Понимает прочитанное и прослушанное произведение.
В современных учебниках по литературному чтению («Литературное чтение», авторы — Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина) отражаются идеи ФГОС НОО: формирование системы духовно-нравственных ценностей средствами литературы и искусства, формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных УУД. Содержание литературного материала позволяет развивать креативные способности учащихся, используя такие методы работы с текстом, как чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии). В учебниках так же представлен материал по организации самостоятельной работы учащихся с текстом.
В результате освоения предметного содержания этой школьной дисциплины учащиеся приобретают общеучебное умение — осознанно читать тексты.
В процессе работы над художественным произведением младший школьник, осваивая основные нравственно-этические ценности, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, что способствует формированию нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника, пониманию духовной сущности произведений.
Умение работать с различными видами текстов будет способствовать освоению младшими школьниками речевой, письменной, коммуникативной культуры, привьет эстетическое отношение к действительности, отраженной в художественной литературе, а так же в живописи, театре, кино, музыке.
Универсальные учебные действия применительно к урокам литературного чтения.
Коммуникативные УУД:
— выражение собственного мнения учащегося;
— исполнение различных диалоговых приемов;
— формирование умения слушать собеседника, договариваться, убеждать его;
— культура поведения в учебном диалоге.
Регулятивные УУД:
— осуществление действий по образцу и заданному правилу;
— сохранение заданной цели;
— умение видеть ошибку и и справлять ее;
— способность контролировать свою деятельность по результату;
— адекватное понимание оценки взрослого собеседника.
Познавательные УУД:
— формирование познавательной активности, творчества и самостоятельности на уроке;
— создание условий для проявления способностей учащихся.
Личностные УУД:
— формирование у обучающихся ответственности за свою деятельность;
— эмоциональный отклик на прочитанное произведение;
— оценка результатов своей деятельности, рефлексия.
Требования к содержанию, оформлению и порядку выполнения конспекта
1. Определите последовательность этапов, которые лежат в основе построения урока литературного чтения.
2. Сформулируйте цель и предметные задачи урока в соответствии с изучаемой темой.
3. Оформите метапредметные задачи урока в соответствии с изучаемой учебной темой.
4. Подготовьте таблицу, в которой будут представлены следующие части:
а) название этапа урока;
б) предполагаемое время для планируемого этапа;
в) содержание работы на уроке;
г) примечания, в которых необходимо указать методическое сопровождение урока.
5. Составьте конспект урока в соответствии с материалами учебника.
Структура урока литературного чтения в соответствии с технологией читательской деятельности.
1. Работа с текстом до чтения (предвосхищение, предугадывание).
На этом этапе необходимо заинтересовать ученика, эмоционально настроить (рассказ учителя, словарная работа, показ репродукции картин, чтение малых фольклорных жанров по теме, прослушивание музыкальных произведений, демонстрация слайдов и т. д.); определить цели урока, обозначить проблему.
2. Работа с текстом во время чтения:
а) первичное восприятие текста (читают учитель и подготовленные ученики, использование аудиозаписи чтения в исполнении мастеров художественного слова);
б) проверка первичного восприятия — проверка эмоционального воздействия произведения на учащихся (вопросы учителя, диалог «учитель — ученик»);
в) чтение текста учениками;
г) необходимый комментарий (подтекст);
д) литературоведческая пропедевтика (определение жанровых особенностей, композиционного своеобразия);
е) система работы над текстом (беседа, выборочное чтение, словарная работа, деление текста на части, озаглавливание частей, составление плана и т. д.)
3. Концептуальная беседа по тексту:
а) коллективное обсуждение проблемы, дискуссия;
б) соотнесение читательской интерпретации с авторской позицией (беседа, выборочное чтение, соотнесение идеи произведения с пословицами);
в) уточнение основной идеи произведения, главной мысли;
г) работа с иллюстрациями;
д) работа над заглавием произведения (что автор хотел подчеркнуть).
4. Творческие задания (выразительное чтение, инсценирование, чтение по ролям, графическое и словесное рисование, творческий пересказ, составление аннотации, создание теста по аналогии и т. д.).
В настоящее время созданы различные методические рекомендации к урокам литературного чтения, помогающие учителям грамотно построить урок. Главная методическая цель урока при системно-деятельностном подходе к обучению — создание условий для проявления познавательной активности учеников.
Основные требования к уроку литературного чтения:
1) урок литературного чтен.должен удовлетворять всем дидактическим требованиям (четкое формулирование образ., воспит., и развивающ.задач, а так же цели, правильный выбор методов, средств и приемов обучения, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на ур., эффек.испол.наглядности и ТСО);
2) урок литературного чтения должен удовлетворять психологическим требованиям (учет возрастных особенностей, учет психологических особенностей – память, мышление и т.д.);
3) урок лит.чтения должен удовлетворять гигиенические требования (освещенность, температурный режим и т.д.);
4) время урока должно быть оптимальным (около 30 мин.отводится на чтение);
5) должна присутствовать последовательность работы: а)подготовка к восприятию;
б) первичное восприятие; в)проверка качества первичного восприятия; г)анализ текста с включением заданий; д)творческие виды работы с текстом (вторичный синтез);
6) должна на уроке присутствовать эмоциональность;
7) учет видо-жанровой специфики литературного произведения и его художественного своеобразия (учителю необходимо правильно сформулировать вопросы и задания к тексту, должен передать главную мысль текста);
должна проводится целенаправленная работа над формированием навыка чтения: а)работа над пониманием текста; б)отработка способа и темпа чтения (2 кл.-плавное чтение по слогам с переходам на чтение целыми словами; 3 кл.-чтение целыми словами и по слогам трудных слов; 4 кл.-чтение словами в разговорном темпе); в)отработка правильности чтения; г)формирование умения выразительно читать (обучаем со 2 кл., а контролируем с 3 кл.);
9) д/з должно соответствовать содержанию работы на уроке: необходимо продумывать его объём (2 кл.-1-1,5 стр.; 3 кл.-2-2,5 стр.; 4 кл.-3-3,5 стр.); 10) учитель должен стремится к разумному сочетанию заданий и упр.аналитического и синтетического хар-ра;
11) объективность оценки результатов учебной деятельности учащихся.
Виды уроков.
I. Вводные уроки ( В.У.)
В.У. открывает изучение темы или тематического раздела. Поскольку в большинстве программ разделы организуются по тематическому принципу, то целью вводного урока становится подготовка детей к восприятию произведений определенной тематики, пробуждения у них интереса к этой теме, оживление их личных впечатлений, повторение уже имеющихся у них сведений и знаний, необходимых для изучения произведений данной тематической группы. Отобранный учителем материал к этому уроку должен носить обобщенный характер и формировать у учеников общее представление о произведении.
Данный материал должен отвечать 2-м ТРЕБОВАНИЯМ:
1. Должен вытекать из уже изученного детьми (теоретико-литературными знаниями, личного опыта ребенка).
2. Открыть детям перспективу работы; то новое, что им предстоит узнать. И тем самым создавать проблемную ситуацию ко всем урокам темы. На вводном уроке ребенок осознает, что ему предстоит сделать, чему научиться, что узнать?
Обязательное использование наглядности (портреты писателей, репродукции картин, аудиозаписи муз. произведений или актерского чтения.
II. Урок изучения литературного произведения.
— первичный синтез;
— анализ;
-вторичный синтез
III. Урок развития речи.
Эти уроки могут проводиться, как в процессе изучения темы или раздела, так и по его завершении. Цель уроков развития речи зависит от того, какие речеведческие знания и умения формировались при изучении литературных произведений, или, какие еще предстоит сформировать. Учебным материалом для этих уроков может быть изученное литературное произведение или ряд произведений, сюжетные картинки, личный опыт учеников, чужой или собственный текст для редактирования.
Деятельность учителя на уроке развития речи:
1, Подготовка и настрой учеников на работу над сочинением- создание мотивации для речевой деятельности.
2, Помощь ученикам в формировании замысла сочинения и его основной мысли.
3. Помощь в отборе материалов для сочинения, составление плана.
4. Проверка сочинений и рекомендации по совершенствованию текста.
5. При редактировании текста учитель подбирает материалы для работы, отмечает недостатки и нацеливает учеников на необходимость редактирования текста.
IV. Обобщающий урок
Уроки проводятся после изучения темы или раздела и призваны подвести итоги, т.е. активизировать и закрепить в сознании учеников новые знания, умения. Приемы работы и т.д. Материалом для таких уроков могут стать самостоятельно прочитанные книги по теме, задания, направленные на активизацию памяти, на развитие логического и творческого мышления. Это может быть и контр. Работа, выявляющая уровень литературного развития учеников.
Деятельность учителя на уроках обобщения.
1. Подбор дидактического материала, заданий для детей.
2. Создание мотивов для учебной деятельности.
3. Анализ детских работ и корректировка дальнейшей учебной деятельности.
На уроке учитель задает вопросы, формулирует задания, обобщает ответы учеников. Помогает им сформулировать выводы, оценивает их деятельность.
Деятельность учеников на уроке обобщения:
Самостоятельные ответы на вопросы и самостоятельное выполнение заданий, анализ собственной деятельности и попытки её обобщения.
Приёмы работы на уроке литературного чтения:
Этапы формирования навыка чтения
1. Аналитический (1-2 класс – чтении е по слогам)
2. Синтетический (3-4 класс – чтение целыми словами)
3. Этап автоматизации – последующие годы
Направления анализа художественного произведения
— анализ сюжета развития действия
— анализ идейно-тематического содержания (О чем?)
— анализ художественных образов
— структурно-стилистический анализ, выделение изобразительных средств
— творческие задания (сравнительные характеристики с другими видами искусств)
Методическая подструктура урока литературного чтения
— Жужжащее чтение
— Артикуляционная разминка
— Этапы работы с художественным текстом:
Синтез 1
— подготовка к восприятию текста,
— первичное чтение,
— проверка первого восприятия
Анализ
— перечитывание текста,
— анализ содержания,
— составление плана,
— пересказ,
— характеристика персонажей
Синтез 2
— творческие работы:
Словесное и графическое иллюстрирование, инсценирование, сравнительный анализ, творческий пересказ, чтение в лицах, конкурсы, викторины.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА).
МБОУ ЦО №…
Класс:
Учитель:
Тема:
Тип урока:
Цель:
Задачи урока:
Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
УУД:
Личностные:
Регулятивные:
Познавательные:
Предметные:
Оборудование: учебник, тетрадь, презентация
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Самоопределение к деятельности (организационный момент 1-3 мин.) |
1. Общая готовность детей к уроку. 2. Концентрация внимания детей. 3. Общий план действий. 1. Проверка готовности. 2.Выбор эффективного способа, приёма концентрации внимания. 3. Наличие общей установки на урок. |
1. Самоконтроль готовности. 2. Реакция на учителя, внимание. 3. Самоопределение: — знаю, что буду делать; — понимаю, хочу делать или нет; — думаю, что могу сделать или нет |
Актуализация знаний (I этап до чтения 5-10 мин.) |
1. Проверка домашнего задания. Выбор способа проверки (критерии: необходимость проверки, активность способа, соответствие теме и типу урока, обратная связь, создание возможности для учащихся корректировать свою работу, формировать навык самооценки и самоконтроля). 2. Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока. Точность подобранных заданий (в том числе, и по учебной тетради), их объём и характер, связь с темой нового урока. Способ постановки темы, проблемы урока. 3. Антиципация чтения. Организация подготовки учащихся к чтению текста, прогнозирование его содержания и тематической, эмоциональной направленности в соответствии с их возрастом. 4. Появление целей урока. Постановка целей урока с учётом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе. |
1. Свободное владение прошлым материалом. Умение работать самостоятельно, по цепочке, в парах и группах с использованием ранее изученного материала и освоенного инструментария. 2.Умение зафиксировать затруднение или удивление, выразить их в речи, самостоятельно сформулировать тему урока. 3. (Самостоятельное) по названию, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации, с опорой на читательский опыт определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев. 4. Принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста. |
Изучение новой темы (II этап во время чтения 15-20 мин.) |
1. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Организация беседы о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками 2.Первичное чтение текста. Выбор вида первичного чтения (самостоятельно учащимися, комбинированное, учителем; вслух или про себя) с учётом специфики текста, возможностей учащихся, целей и задач урока, общей художественной задачи текста. Выбор способа выявления первичного восприятия (беседа, тест, фиксация первичных впечатлений, письменные ответы на вопросы, с помощью смежных видов искусств) с учётом особенностей текста, возрастных и индивидуальных возможностей учащихся. Соотнесение качества первичного восприятия с содержанием последующей работы, внесение необходимых корректив. |
1.Умение дать характеристику личности писателя на основании прочитанного (какой он? что его привлекает в мире, в людях, а что отталкивает? в чём особенность его взгляда на мир? и т.д.). Корректировка своих первоначальных представлений о писателе. Умение разводить понятия «писатель» (создатель), автор (герой произведения), рассказчик (повествователь). 2. Самостоятельное чтение (слежение, слушание) в соответствии с программными требованиями к качеству чтения (техника и осмысленность чтения). Наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту. Умение выразить свои чувства, мысли. Проверка своих предположений о содержании и героях текста, рефлексия: почему прогноз оказался неточным? какой информации оказалось недостаточно? и т.д. 3. Умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения. Проявление внимания к суждениям товарищей, стремление найти и «разгадать» авторские подсказки в тексте. |
Физкультминутка |
||
Работа по теме (анализ текста, III этап после чтения 10-15 мин.) |
1. Концептуальная беседа по тексту. Постановка концептуального вопроса к тексту (желательно, как проблемного). Организация коллективной дискуссии (в том числе, и проблемной). Подведение учащихся к коллективному решению, соотносящемуся с авторской позицией. Формулирование основной идеи или концепта текста (совокупности главных смыслов). 3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Организация обсуждения смысла заглавия, выбор формы обсуждения. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям 4. (Творческие) задания. Выбор (творческого) задания, направленного на одну из сфер читательской деятельности учащихся: эмоциональной сферы, сферы воображения, сферы осмысления содержания, сферы реакции на художественную форму. Обоснованность выбора общей художественной задачей текста, особенностями литературного развития учащихся. Выбор организационной формы выполнения задания. |
1. Участие в коллективной дискуссии. Выдвижение гипотез, формулирование аргументов, контраргументов. Умение корректировать, изменять свою точку зрения. (Самостоятельное) выделение основной идеи текста, его концептуального уровня. Работа с дополнительными источниками информации (аппарат учебника, учебная тетрадь, словарь и пр.) 3. Определение «характера» заглавия: что оно отражает – тему или идею. Соотнесение текста с иллюстрациями, сопоставление своего взгляда на прочитанное со взглядом художника. 4. Выполнение (творческого) задания (в том числе, и в учебной тетради) самостоятельно, под руководством учителя, в паре, в группах. |
Рефлексия (подведение итогов урока 3-5 мин.) |
Аргументированное оценивание качества состоявшегося чтения, деятельности учащихся в целом и по отдельности. Повторение выведенных законов, определений (того нового, что узнали учащиеся). Организация подведения итогов урока учащимися. |
Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности («Сегодня я научилась …», «Я ещё не очень хорошо читаю выразительно, мне надо …») Перечисление своих действий: читали рассказ (ФИО автора) » … (название произведения)» и т.д. Демонстрация главного итога: выразительное чтение, интерпретация текста, ответ на проблемный вопрос и пр. |
домашнее задание (даётся с подробными комментариями 1-2 мин.) |
Творческое задание (ребёнок выступает в роли автора). Исследовательское, поисковое задание (требующее высокой степени самостоятельности учащихся). Самостоятельное чтение текста. Задание в учебной тетради. Заучивание наизусть. Работа по развитию речи. |
Литература.
1.Антонова, Е.А. Методика преподавания русского языка (начальные классы): уч. для студентов/Е.С.Антонова,С.В.Боброва.-5-еизд.-М.:Изд.центр «Академия», 2015.-464с.
2.Зиновьева,Т.И. Методика обучения русскому языку и литературному чтению: учебник и практикум для спо/ Т. И. Зиновьева. Изд. Юрайт, 2016. — 312 с.
3.Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – 8-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2013. – 464 с.
4.Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения. [Текст] Е.И. Матвеева, И.Е. Патрикеева. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012. — 358 с.
6.Методика обучения русскому языку в начальной школе: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Т. И. Зиновьевой. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 255 с.
Приложение 1
Основные этапы урока
Основные этапы урока, воспроизводящего целостный учебный процесс |
Наблюдаемые приемы обучения и учения |
Самоопределение к учебной деятельности |
Приветствие учителя, подготовка рабочих мест |
Мотивация, целеполагание |
|
Актуализация знаний УУД в начале урока или в процессе его по мере необходимости |
|
Открытие нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов…) |
|
Первичное закрепление, применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач |
|
Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков |
Решение учебных задач повышенной трудности или практических задач |
Динамическая пауза |
Основные приемы динамической паузы, виды |
Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД |
|
Рефлексия деятельности |
|
Выставление оценок, инструктаж к выполнению д.з. |
|
Приложение 2
Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Дата:
Класс, учитель:
Тема урока:
Тип урока:
|
1.Соответствие цели урока отобранному содержанию. 2.Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные |
|
Соответствие структуры урока основной задаче |
|
Достижение цели ,оценки учащихся |
Методы обучения |
Виды(наглядный, словесный, практический, проблемный, исследовательский, проектный),целесообразность |
Приемы обучения |
Виды(работа с учебником, работа на доске, записи в тетради, работа с раздаточным материалом…) |
Формы обучения |
1. Виды (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная) 2. Целесообразность использования предложенных заданий |
|
Точность, выразительность, этичность, грамотность |
Активность учащихся на уроке |
Приемы активизации учащихся (вопросы, проблемные ситуации, дифференцированный подход, нетрадиционные формы, наглядность, Икт…) |
|
Вид(фронтальный опрос, тест, практические задания, творческие задания, письменные работы) |
Роль и место самостоятельной работы учащихся на уроке |
1.Уровень самостоятельности школьников 2. Характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий) 3. Взаимопомощь |
Формирование ИКТ-компетентности |
Применение ИКТ на уроке, уровень сформированности ИКТ компетентности учащихся |
|
Способы создания |
|
Мои рекомендации:
Мы знаем, как нелегко написать диссертацию самому. Поэтому нередко используют копирайт текста. Чтобы программма проверки на уникальность не обнаружила заимствований, можно воспользоваться сервисом Анти-антиплагиат. Мы обрабатываем документы через программу Антиплагиат Киллер, которая не изменяя текста, увеличивает процент оригинальности до 90-95%. Услуга предоставляется без предоплаты. Поэтому при получении документа вы сможете сначала убедиться в повышении уникальности и в нашей честности перед тем, как оплатить заказ.
Также мы поможем оформить работу по требованиям ГОСТ онлайн. Вы сможете пройти нормоконтроль с первого раза без ошибок.
Содержание
- Что такое конспект?
- Какой объем должен иметь конспект?
- Основные требования при написании конспекта
- Виды конспектов
- Как составить конспект – общие рекомендации
- Как составить конспект по различным видам текста
- Как правильно сделать конспект по лекциям?
- Как правильно конспектировать статьи
- Как сделать конспект по книге
- Как написать конспект по параграфу
- Как составить конспект по учебникам
- Главные ошибки при составлении конспекта
- Нужно ли проверять конспект на Антиплагиат?
- Как повысить уникальность конспекта
01 Что такое конспект?
Конспект – это текст, который студент пишет, сокращая чужой. Он представляет собой запись, включающую выписки, тезисы, схемы, планы. Связующей основой становится логическая цепочка, которая соединяет все сокращения и все части записей.
Студентов начинают учить готовить конспекты правильно с первого курса. Обычно преподаватель предоставляет краткий план на учебное занятие, какие темы и микротемы будут рассмотрены на паре; затем называет литературу, которую можно и нужно изучить самостоятельно.
После 5 минут настраивания на рабочее настроение, лектор читает своей урок, а студенты должны выделять ключевые фразы и слова и добавлять из в свои записи.
Только с опытом приходит навык записывать под диктовку большой объем текста. Также со временем у студента появляются свои собственные сокращения слов, которые появляются слишком часто.
Сокращения подсказывает преподаватель перед началом курса. Так проще держать ритм лектору и быстрее записывать учащимся.
К сожалению, у первокурсников не всегда находится добрый преподаватель, который будет так заботлив, что научит студентов правильно готовить записи. Поэтому многим приходится самостоятельно по опыту выяснять, как составлять конспекты.
Лайфхак
Если вы студент, то рано или поздно вам может понадобиться повышение уникальности текста. На нашем сервисе вы сможете не только увеличить процент уникальности, но и проверить свою работу на плагиат через преподавательскую систему.
Для поднятия уровня оригинальности мы используем программу Антиплагиат Киллер. Она обрабатывает документ, шифрует файл, не изменяя слов и порядка в предложениях, и выдает 90% процент уникальности. Мы предоставляем услуг по принципу — сначала вы проверяете готову работу на повышение, а затем мы присылаем чек на оплату.
Также вы сможете заказать оформление любой работы по требованиям ГОСТ или по методичке. Поможем быстро и эффективно.
Проверить уникальность
Повысить уникальность
Оформить работу по ГОСТУ
02 Какой объем должен иметь конспект?
Объем конспекта не имеет четких границ. Существует несколько факторов, которые влияют на объем.
Начинается все со скорости написания текста. У кого-то почерк мелкий, у кого-то широкий. Одни могут записывать почти все слова под диктовку и не уставать, другие теряются в потоке речи и цепляют только ключевые слова.
Также существует соотношение объема конспекта и исходного источника, например, учебника или речи лектора.
При составлении конспекта ориентироваться на объем явно не стоит. А вот на что надо полагаться – расскажем дальше.
03 Основные требования при написании конспекта
Основными требованиями при написании конспекта выступают внимательность, погружение в текст и умение вычленять самое главное из потока слов и фраз.
Каждому студенту нужно научиться распределять свою энергию на выполнение всего конспекта.
К примеру, если на первой паре учащийся будет записывать практически каждое слово за лектором, то он израсходует всю энергию за 2-3 пары. К началу 4 пары рука уже будет отваливаться, желания что-либо писать уйдет, вместо ясных и понятных записей в тетради появятся кружочки и фигурки.
Вот основные положения, которые помогут научиться писать конспект правильно:
Нужно сохранять силы и распределять нагрузку между парами. Для этого не надо стараться записывать каждое слово преподавателя. Нужно отбирать наиболее важные моменты, которые включают в себе основной смысл.
Почерк должен всегда сохраняться ровным и понятным для чтения. Если какие-то пропуски в предложениях и словах еще можно восстановить, то ломанный почерк потратит все ваши усилия и время в пустоту.
Между тезисами и выписками должна сохраняться логическая связь. Весь конспект должен иметь смысловую целостность. Если логическая цепочка будет нарушена, то связь всех элементов останется бессмысленно.
Чтобы составить конспект, достаточно применить пару техник.
- Майнд-карты. На листе тетради по центру размещается тема работы. Она обводится кружочком. К ядру присоединяются определенные блоки, которые содержат ключевую информацию по теме. Это могут быть рисунки, слова, идеи, ассоциации и т.д.
- Метод Корнелла. Еще одна техника, которая поможет записывать только нужное и важное.
Разделите текст на три блока. Для начала внизу отделите одну пятую часть по горизонтали. Затем верхний блок разделите по вертикали. Причем левый столбец должен быть гораздо меньше, чем правый.
В правом блоке ведутся привычные записи лекций, куда сводится основная информация. В левом столбце уже после завершения написания конспект выводятся ключевые слова и идеи. Последний нижний столбец необходим для подведения сжатой мысли всего конспекта.
Это поможет вам восстановить всю информацию из памяти по многочисленным напоминаниям. К тому же вам не удастся навсегда забыть основную идею, ведь ее вы будете переписывать и обрабатывать несколько раз.
Метод Корнелла заключается в том, что вся техника должна проводится в течение 24 часов с завершения написания текста в правой колонке. Для удобства лучше использовать тетрадь формата А4.
- Конспекты по теме можно скачать из интернета. Существуют готовые варианты по самым распространенным темам. Однако необходимо помнить, что любую студенческую работу проверяют на уникальность. Чтобы пройти проверку на антиплагиат, нужно воспользоваться специальными способами повышения уникальности. Бесплатные методы подходят для тех, кто может позволить себе потратить некоторое время на доработку текста.
Если у вас нет времени самостоятельно исправлять конспект, то воспользуйтесь нашим сервисом анти-антиплагиат.рф. Мы поможем вам поднять процент оригинальности до 80-90% всего за пару минут. Также вы сможете проверить свою работу на уникальность через преподавательскую программу Антиплагиат ВУЗ. Нажимайте на кнопки для перехода на страницы заказа.
Итак, мы рассмотрели основные требования и методики для того, чтобы составить конспект быстро и правильно. Теперь рассмотрим, какие виды написания конспекта существуют.
04 Виды конспектов
Виды конспектов бывают разными. Они отличаются по структуре, по объему, а также по технике написания.
- План-конспект. Это наиболее классический вариант составления конспектов. Мы уже представляли его в самом начале. Сперва дается общий план. Он может включать около 4-5 позиций. Каждая строчка должна раскрываться в основном содержании. Таким образом, у вас получается объемный текст, наполненный ключевым смыслом.
- Схематический план. Это конспект, который представляет собой определенную структуру. Она включает вопросы, которые соединяются друг с другом по смыслу. Под каждым вопросом ставится несколько определенных ответов. Это помогает связывать весь текст краткими предложениями и выписками.
- Текстуальный конспект – это вариант, который отлично подходит для работы с книгами. Вам нужно выписывать как можно чаще цитаты. Наполнить текст между цитатами можно тезисами и терминами.
- Тематический конспект. Этот вид конспекта заключается в том, что вы рассматриваете определенный вопрос с помощью разных источников. Вам нужно кратко перефразировать основные мысли и идеи, которые представляют разные точки зрения исследователей на проблемы. Это поможет охватить всю картину в целом и захватить как можно больше информации.
- Свободный конспект. Проще говоря, это запись под диктовку лектора. Некоторые студенты вместо слов используют рисунки или другие знаки, которые для них передают больше информации. Можно использовать разные методы в комплексе: тезисы, выписки, план, цитаты и т.д. Это наиболее тяжелая работа, но студенты к ней быстрее привыкают, чем к систематичным видам конспектирования.
Мы рассмотрели разные варианты, как составлять конспект по теме. Давайте рассмотрим, к каким видам текста подходит тот или иной вариант конспектирования.
05 Как составить конспект – общие рекомендации
В общие рекомендации, как составить конспект, входят такие положения
- Нужно ознакомиться с материалом, по которому будет вестись конспектирование. Если вы работаете с учебником, то это вполне возможный вариант. В случае с лекциями – преподаватель должен всегда 5 минут с начала пары посвящать краткому обзору темы, о чем будет говориться на паре.
- Составить план или структуру работы. Это поможет представить готовый «скелет» конспекта. Также в случае с записью преподавательских лекций нужно вначале попросить лектора представить план.
- Выписывайте как можно чаще цитаты и тезисы. Они помогут вам вернуть память и вспомнить цепочку мысли.
- Не начинайте писать в конспект каждое слово преподавателя под диктовку. Дослушайте предложение до конца и только потом запишите ключевое слово или тезис.
- Преподаватель специально вставляет небольшие комментарии, чтобы в это время студенты успели записать мысль.
- Используйте общеизвестные сокращения и условные обозначения. Например, вместо написания слова сантиметр – «см».
- Можно использовать интернет сленг или английские короткие слова, например, ok.
- Оставьте небольшую колонку с левой стороны тетради, чтобы помечать знаками непонятные или важные моменты в конспекте.
- Не бойтесь переспрашивать какие-либо пропущенные моменты после пары. Перебивать чтеца ни в коем случае не стоит.
- Оставляйте место, если что-то пропустили, и не забывайте их заполнять после пары.
Мы перечислили 10 общих правил, которые помогут вам кратко и понятно конспектировать все работы, будь они письменные или устные. Осталось узнать, как составить конспект по теме для разных видов текста.
06 Как составить конспект по различным видам текста
Один из самых сложных вопросов, как составить конспект по различным видам текста. Вам нужно совместить все полученные рекомендации и привести их к общему знаменателю. Далее мы подберем под каждый источник информации определенный вид конспектирования.
- Как правильно сделать конспект по лекциям?
Для лекций наиболее подходят план конспект и свободный конспект. Выбор определенного варианта зависит не только от студента, но и от преподавателя.
Чаще всего происходит соединение этих видов и тогда план предоставляется в самом начале конспекта, а затем студент использует свое собственное виденье кратких записей.
Главное, чтобы сохранялась логическая цепочка между тезисами и выписками.
- Как правильно конспектировать статьи
Конспектировать статьи можно с помощью тематического конспекта, а также схематического.
В первом случае можно сохранять наиболее важные моменты из статей, обобщая их в один текст.
Схематичность помогает отделить статьи и показать разность взглядов. К тому же тематический конспект он более субъективен, нежели схематический. Поэтому здесь важен выбор студента, как именно хочет проводить записи.
Наиболее быстрым и удобным вариантом все-таки является схематический конспект. Он не предполагает продумывания текстуальной составляющей. С помощью вопросно-ответной формы можно передать больше информации в кратком предложении.
- Как сделать конспект по книге
Конспект по книге лучше выполнять с помощью двух вариантов вкупе: текстуальный + свободный конспекты.
Это поможет вам передать не только большое количество информации, но и сделать конспектирование более увлекательным и интересным.
Передача эмоциональной и выразительной основы поможет автору погрузиться в ту атмосферу, которую он представлял, когда читал книгу. Это вызовет ассоциативный ряд, и память вернет все забытые элементы.
- Как написать конспект по параграфу
Написать конспект по параграфу лучше всего в свободном стиле. Это довольно небольшой источник, поэтому автор может заполнить конспект почти слово в слово.
- Как составить конспект по учебникам
Как составить конспект по учебникам? Довольно легко. В самих учебниках часто выделены теории и положения, которые важно заучить. Именно их и надо записывать в тетрадь. Главное разглядеть эти выделенные места.
Если вы не видите никаких выделений в тексте, то вам придется использовать план-конспект. К тому же, готовый план есть у вас на руках – это содержание учебника.
Итак, мы подробно рассмотрели, как составить конспект по учебникам. Вам осталось лишь применить все советы и рекомендации в своей работе. Однако прежде изучите, с какими проблемами может столкнуться каждый из учащихся.
07 Главные ошибки при составлении конспекта
Ошибки при составлении конспекта могут сыграть плохую шутку с автором. Поэтому не допускайте следующего.
- Не пишите каждое слово под диктовку и не старайтесь начать писать с первых слов автора или текста.
- Не пропускайте ключевые слова и термины, если вы не услышали, то обязательно оставьте место, которое нужно будет заполнить после пары.
- Сохраняйте почерк ровным до конца всех пар. Каракули невозможно будет прочитать – а это значит, что информация будет потеряна.
- Не используйте отдельные листочки для конспектов или сразу старайтесь их переписывать или пришивать в тетрадь.
Итак, здесь перечислены все ошибки студентов, которые повторяются из года в год. Учитесь на чужом опыте, а не на своем. Иногда конспекты лекций могут спасти студента от тройки или от незачета.
08 Нужно ли проверять конспект на Антиплагиат?
Конспекты нужно проверять на антиплагиат лишь в том случае, если вы выполняете их в электронном виде. Многие преподаватели просят вести записи через ноутбук или с помощью планшета. В таком случае конспекты проверяются на антиплагиат аналогично реферату и курсовой. Тогда они могут повлиять на итоговую оценку на экзамене.
Также если вы скачали готовые конспекты вам обязательно нужно узнать, насколько низкий у них процент уникальности. Это поможет понять, сможете ли вы пройти допустимый порог плагиата или нет.
Лучше всего проверить конспект в преподавательской системе. Только Антиплагиат ВУЗ может гарантировать точный процент оригинальности. К тому же можно сразу получить отчет по проверке и увидеть, где были обнаружены заимствованные части текста.
09 Как повысить уникальность конспекта
Перефразируйте найденные заимствования, чтобы повысить уникальность конспекта. Если их не так много, то вы легко справитесь с задачей.
Однако, если ваш конспект имеет совсем низкий процент оригинальности, то вам нужно повысить уникальность с помощью программы Антиплагиат Киллер.
Она поможет поменять код вашего файла, и система обработки антиплагиат не сможет найти плагиат. Тогда вы увидите показатель 80-90% самостоятельности текста.
Таким образом, вы легко сможете пройти проверку на оригинальность с высоким показателем.
Чтобы понять, как работает представленная программа, посмотрите специальное видео.
Итак, сегодня мы разобрались, как составить конспект. Представили разные виды конспектирования и распределили их для разных видов текстов. Теперь вы знаете, какой способ конспектирования в том или ином случае будет наиболее удобным.
Полезные ссылки:
Что такое антиплагиат и как он работает?
Антиплагиат — обзор сайта, отзывы, видео
Отчислили за Антиплагиат: реальная история студента
Цитирование в антиплагиате: как оформить – Пример
Антиплагиат эксперт: 30 способов поднять процент
Что такое плагиат — как снизить и убрать из текста
Обычно студенты еще в школе приобретают навыки составления конспекта. У тех же, кто в старших классах не выработал ценного умения быстро и систематизированно делать письменные заметки по существу, в первые месяцы учебы в вузе возникают проблемы: три-четыре полуторачасовые лекции в день или работа с источниками при подготовке к семинару превращаются в затяжную пытку. Оказывается, не всегда нужно записывать все, что говорит лектор, или копировать в тетрадь огромные фрагменты учебных материалов: правильно писать конспект – настоящее искусство, которому при желании можно быстро научиться.
Содержание
- Что такое конспект
- Виды
- План-конспект
- Схематический план
- Текстуальный конспект
- Свободный
- Тематический конспект
- Графический
- Как писать
- Конспект лекций
- Литературы
- Оформление конспекта
- Необычные виды конспектирования
- Майнд-карты
- Метод Корнелла
- Пример конспекта
- Видео по теме
- Комментарии
Что такое конспект
Конспект– это краткая письменная фиксация основных фактических данных, идей, понятий и определений, устно излагаемых преподавателем или представленных в литературном источнике. Причем такой вид аналитической обработки материала должен отражать логическую связь частей прослушанной или прочитанной информации.
Результат конспектирования – хорошо структурированная запись, позволяющая ее автору с течением времени без труда и в полном объеме восстановить в памяти нужные сведения, а любому другому читателю – получить целостное представление о кратко изложенной теме.
Замена конспектирования стенографированием или переносом в тетрадку огромных фрагментов из учебников и научных статей непродуктивна и опасна:
- Физической усталостью. Уже к концу первой пары писать так же быстро, красиво, но главное – разборчиво, как и в начале, сможет только робот. К четвертой лекции даже самый каллиграфический почерк потеряет читабельность и превратится в замысловатые закорючки.
- Отсутствием концентрации внимания. Машинально отражая в тетради услышанное, сложно запомнить информацию. В результате для усвоения материала придется во внеурочное время перечитывать записанное, причем многое в собственном конспекте покажется открытием.
- Сложностями с «расшифровкой». Чтобы не упустить ни слова, понадобится использовать большое количество загадочных сокращений, спонтанных аббревиатур и других на ходу изобретенных условных обозначений. Через два часа после лекции даже для самого автора конспекта все они станут похожими на пляшущих человечков из рассказа о Шерлоке Холмсе. Чтобы разобрать написанное, потребуется специалист по криптоанализу – без его помощи кодированную рукопись спокойно можно отправлять в макулатуру.
- Бесполезной потерей времени. Огромные манускрипты с простынями несистематизированной, следовательно, не подвергнутой анализу и осмыслению информации, не помогут качественно подготовиться к экзаменам.
Вести конспекты в вузах не учат, но разобраться в этой науке можно и самостоятельно, ознакомившись с основными типами краткого изложения содержания первоисточников, чтобы выбрать разновидность, наиболее подходящую для конкретных обстоятельств.
Виды
Для разных целей и дисциплин подходят различные виды конспектов. Они отличаются структурой, объемом, техникой составления.
План-конспект
За основу берется план, который нередко предлагается лектором в начале занятия или самостоятельно составляется перед прочтением книги. По мере раскрытия вопросов каждый подпункт «обрастает» комментариями, и в итоге они превращаются в структурированный, логический текст. Такой конспект отлично подойдет для подготовки к выступлениям на семинарах, позволит не упустить важные моменты и раскрыть суть поставленного вопроса.
Схематический план
Обычно используется для проработки текста, реже, чтобы кратко записать лекцию, если заранее известно ее содержание и преподаватель практически диктует. С его помощью удобно структурировать информацию и устанавливать взаимосвязь между основными моментами изучаемого материала, что способствует его лучшему усвоению. Составляется план-схема в виде списка вопросов, на которые в ходе прочтения книги или прослушивания лекции даются ответы.
Текстуальный конспект
Составить такой конспект непросто, зато в результате получается реферативная запись, насыщенная тезисами и выдержками из первоисточника, целостно и развернуто отражающими его суть. Обычно он делается на основе плана, иногда вопросного, который дополняется точными фрагментами из текста. Такой конспект актуален для гуманитариев, например, изучающих литературу или философию, где авторские цитаты имеют большое значение.
Свободный
Может сочетать в себе все перечисленные выше варианты и состоять из выписок, цитат, плана, тезисов и прочего. Свободное конспектирование позволяет изложить материал максимально целостно и подходит для различных дисциплин.
Тематический конспект
Суть этого способа ведения записей в том, чтобы осветить изучаемый вопрос с различных точек зрения, используя не один, а несколько источников. Такой конспект максимально полно раскрывает тематику, однако больше подходит для самостоятельной работы с печатным текстом.
Графический
Чаще всего используется студентами, изучающими технические науки. В его основе – схематичные рисунки, графики, таблицы, которые лектор часто дает в мультимедийной презентации или просто на плакатах, развешенных на доске. Достаточно перенести их в тетрадь и сделать краткие пояснения к ним.
Как писать
Хороший конспект сделать непросто, но никто и не обещал, что в вузе будет легко. Чтобы понять, правильно ли составлены записи, следует перечитать их через пару дней. Если без труда удалось восстановить в памяти важную информацию, значит, все в порядке. Если нет, придется потренироваться или сменить тактику, чтобы окончательно определиться, как делать конспект так, чтобы он был хорошим подспорьем в подготовке к занятиям и экзаменам, а через пару лет при необходимости смог послужить справочником.
Конспект лекций
Правила написания конспекта лекции весьма условны, но чтобы сделать его максимально полным и понятным, надо:
- Начинать запись только после осмысления сказанного преподавателем, не пытаясь законспектировать все дословно.
- Разработать систему стандартных сокращений.
- Выделять важные моменты (тему, термины, формулы) цветными ручками или маркерами.
- Логически структурировать информацию как минимум разбивкой на абзацы, а между ними оставлять пустыми по нескольку строчек – свободное место позже может пригодиться для уточнений, расшифровки незнакомых понятий, терминов.
Литературы
Прежде чем приступить к составлению конспекта литературного источника, стоит хотя бы один раз внимательно полностью прочитать текст. Это позволит выявить основные особенности материала, стиль и характер изложения, главную идею, разобраться с незнакомыми терминами.
Дальнейшая работа связана с анализом информации. На этом этапе следует отделить главное от второстепенного, структурировать материал, располагая его в логически правильном порядке.
Оформление конспекта
Поскольку конспектирование в большинстве случаев дело добровольное и преподавателями не контролируемое, претензий к внешнему виду записей никто предъявлять не будет. Но, чтобы успевать за ходом мысли (и скоростью речи) лектора или не убивать кучу времени на составление заметок о прочитанном и при этом в результате получить максимально информативный и полезный конспект, надо придерживаться простых правил:
- Всегда выделять заголовки, важные понятия, формулы и выводы подчеркиванием, пастой другого цвета, пропуском строки. Чтобы не тратить драгоценные секунды на смену ручек во время лекции, проще после ее окончания перечитать запись и отметить маркерами нужные места – так даже эффективнее, поскольку уже сложится общее впечатление о прослушанном, и будет несложно расставить приоритеты.
- Использовать «сигнальные» символы: указатели, восклицательные и вопросительные знаки, пометки вроде NB! (обратить внимание) и т. д.
- Применять аббревиатуры и сокращения, но предпочтение отдавать общепринятым вариантам, например:
- гос-во (государство);
- кол-во (количество);
- ин-т (институт);
- стрелка => вместо длинного слова «следовательно» и т. д.
Так проблем с расшифровкой конспекта не возникнет даже спустя некоторое время.
- Избегать длинных и сложных предложений, отбрасывать второстепенные слова, не несущие смысловой нагрузки.
Следование этим простым правилам оформления конспектов по не только существенно упростит работу на лекциях, но и подготовку к зачетам и экзаменам.
Необычные виды конспектирования
Если стандартные способы ведения записей не позволяют получить информативные и полезные конспекты, можно прибегнуть к необычным техникам.
Майнд-карты
Mind-mapping – популярная техника конспектирования, которая придется по вкусу любителям мозговых штурмов. В кружочке или рамке в центре страницы указывается тема лекции. В течение занятия к этой отправной точке присоединяются дополнительные блоки, которые отводятся под логически связанные с основным понятием ключевые слова и идеи. Для большей информативности текст можно дополнять рисунками и значками.
Для создания ментальных карт лучше использовать листы большого формата (не менее А4). Записи располагаются от центра к периферии.
Метод Корнелла
Этот метод пользуется большой популярностью у американских преподавателей и студентов. Конспект, составленный в такой технике, стимулирует к перечитке записей, их дополнению и переработке. Перед тем как начинать делать заметки, надо разделить страницу на две неравные колонки (левая меньше, правая больше) и оставить немного места вверху и внизу листа для заголовка, даты и подведения итогов.
Во время лекции записи делаются привычным образом, основная информация располагается в правой колонке. В левой уже после занятия помещаются наиболее значимые идеи, даты и понятия. В 24 часов необходимо окончательно оформить конспект, заполнив нижнее поле. Для этого надо несколькими предложениями сформулировать основную идею записей.
Если в течение суток не подвести итоги записанного, техника Корнелла лишена смысла и не принесет дополнительной пользы в сравнении с обычным конспектом.
Пример конспекта
Правильно составленные конспекты нередко передаются из рук в руки, так как понятны даже тем, кто впервые слышит о теме записей. Приблизительно так может выглядеть краткая запись, сделанная с использованием общепринятых сокращений, знаков и выделений:
ТЕМПЕРАТУРОЗАВИСИМЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЛИПИДНОЙ И ВОДНОЙ ФАЗЕ
Глубокое охлаждение может стать причиной серьезных нарушений в биосистемах в результате:
- структурных перестроек макромолекул и белок-липидных комплексов;
- фазовых превращений в биомембранах и водных растворах;
- термомеханических напряжений и действия других факторов.
Фазовые превращения липидов – переход их ансамблей из жидко- в твердокристаллическое состояние и наоборот. Для криобиологии важны структурные изменения воды и их учет в жидкой фазе, с которой контактирует биообъект.
!Общее для фаз. переходов в липидах и водных р-рах – оба относятся к фаз. превращениям 1-го рода.
Фаза – гомогенная термодинамическая сис-ма, в кот. отсутствуют поверхности раздела, отделяющие друг от друга макроскопические части, отличающиеся по своим свойствам и составу.
Фаз. переход 1-го рода – превращение, при котором потенциал Гиббса сис-мы – const, а внутренняя энергия и плотность (или энтальпия и энтропия) претерпевают скачкообразные изменения => фаз. переход 1-го рода – кооперативное упорядочение сис-мы или ее части, связанное с выделением или поглощением тепла.
В общем, было бы желание, а освоить правила написания конспекта несложно. Составление кратких записей отлично развивает ассоциативную память, а умение хорошо структурировать информацию пригодится в жизни не меньше полного курса по сопромату.
1. Тема
2. цель
3. Задачи(обучающая, развивающая,
воспитательная)
4. Оборудование
5. Ход урока.
Учебная ситуация |
Деят-ть учителя |
Деят-ть ученика |
1. Орг. момент 1-2 мин. Проверка д-з 5-10 мин. |
Организация класса к работе |
Приготовились к уроку |
2. Объяснение нового материала 10-20 мин |
Содержание материала Чтение |
Слушают и составляют план, готовят |
3. эвристическая беседа (анализ)15 мин |
Вопросы: на интерпритацию 1. 2. 3. … Вывод |
Отвечают на ??, делают вывод |
4. Подведение итогов, дз |
Виды работы:
1. вступит. слово учителя; 2. подготовит.
беседа ; 3. постановка и запись ??, кот
должны руководствоваться школьники
при чтении 4. рассматривание иллюстраций.
5. экскурсии, подготавливающие ученика
к восприятию произвед. 6. прослушивание
произв. близких к изучаемому тексту. 7.
урок может начинаться с рассказа о
создании произв, о биографии.
41.,44 Внеклассная работа по лит-ре.
Основ. направления:
-
читат. конференция
-
читат. устный журнал
-
систематические конкурсы чтецов
-
читат. декады
-
литерат. чтения
-
круглый стол
-
науч. конференции, краеведческие работы
-
творческое направление:конкурс сказок
и пр. -
литерат праздники: дни рождения авторов,
конкурсы и пр. -
игровые напрвления: квн, викторины и
пр.
Литерат. объединения в школе —
кружки(читательские, драматические,
фольклорные и пр.)
-
клубы-секции
-
школьный музей
-
литерат. вечера
-
смотр литературных газет
43. Организация внеклассного чтения в процессе преподавания литературы
Обращение к внеклассному чтению на
вступительных занятиях — это и иллюстрации
к рассказу о писателе, и обмен впечатлениями
о прочитанном, и выставка новых книг, и
литературная композиция, составленная
из произведений писателя, мемуарной
литературы и отзывов критики.
Уроки внеклассного чтения
давно вошли в практику преподавания
литературы. Без них теперь трудно
представить уроки литературы в школе.
Яркость и даже праздничность, проявляющаяся
в выборе места проведения и оформления,
широкое использование форм внеклассной
работы, свободный выбор произведений
для обсуждения, возможность обращения
к современной литературе, новым изданиям
классики — эти особенности уроков
внеклассного чтения привлекли к ним
внимание учителей и учащихся. В средних
классах, когда интенсивно расширяется
круг чтения школьников, когда в их чтение
вливается громадный поток «взрослой»
литературы, когда складывается
дифференциация читательских интересов,
на первый план выдвигается задача
формирования разносторонних читательских
интересов, а также совершенствование
читательского восприятия, развития
художественного вкуса. В старших классах
особенно важной становится задача
развития личностного подхода к
литературному произведению,
самостоятельности эстетических оценок.
Интересы старшеклассников, в том числе
и читательские, уже сформировались.
Недооценка этого факта при планировании
уроков внеклассного чтения, выборе
произведений для обсуждения и форм
проведения уроков может привести в
результате к отчуждению между учеником
и учителем. Обычно учителя-словесники
планируют проведение уроков внеклассного
чтения между отдельными темами, связывая
эти уроки с изучением программного
материала. Однако такая обязательная
их увязка с основным курсом не всегда
необходима. Достаточно «независимыми»
могут быть «библиотечные уроки»,
обзоры новинок литературы, а также уроки
внеклассного чтения, посвященные
писателю-юбиляру или интересной
журнальной публикации. Наиболее
последовательно реализуются в школьной
практике проблемно-тематические
связи между уроками по основному курсу
и уроками внеклассного чтения. Чаще
всего учителя переносят обсуждение
проблем, поднятых в произведениях,
изучаемых по программе, и на уроки
внеклассного чтения. В старших классах
таким образом связываются классика и
современная литература, исследуются
преемственность, традиции и новаторство
в решении русскими писателями «вечных
вопросов». Значительно реже учитываются
учителями историко-литературные
связи, кроме, пожалуй, самой распространенной
«связи по автору», когда для беседы
на уроке внеклассного чтения отбираются
другие произведения писателя, изучаемого
по программе, или книги, посвященные
его жизни и творчеству. Иногда на уроках
внеклассного чтения обсуждаются и
произведения других авторов, близкие
по времени написания, имеющие сходную
творческую судьбу, созданные в русле
одного литературного направления.
Обращение к произведениям зарубежных
писателей отчасти восполняет пробелы
в литературном образовании, дает
возможность выхода на проблемы
взаимодействия литератур, литературных
связей и влияний. Мало внимания уделяет
школьная практика и
теоретико-литературным
связям классного и внеклассного чтения.
Между тем уроки внеклассного чтения
могут существенно расширить представления
учащихся о литературных жанрах,
поэтических формах, средствах
художественной изобразительности,
особенностях стихотворной речи.
Помимо внутрипредметных связей в
практике отечественной школы давно
были намечены и широко используются и
межпредметные связи уроков внеклассного
чтения с уроками истории, географии,
музыки и изобразительного искусства. При
планировании системы уроков внеклассного
чтения важно предусмотреть: — разумное
сочетание произведений русской и
зарубежной классики и современной
литературы; — тематическое разнообразие;
— сочетание произведений разных жанров
(в соответствии с реальной картиной
чтения, а также интересами самого учителя
и учащихся); — чередование разных видов
уроков внеклассного чтения (беседа,
обзор, композиция, концерт, семинар,
викторина, экскурсия, собеседование,
консультация и т.д.) и приемов активизации
читательской самостоятельности учащихся
(различного рода групповые и индивидуальные
задания, использование других видов
искусства, межпредметных связей,
технических средств обучения); —
систематичность и последовательность
в овладении навыками работы с книгой
(работа с библиотечным каталогом, со
справочным аппаратом книги, аннотирование,
работа над отзывом, рецензией, обзором,
рефератом и т.д.). Все изменения в реальной
читательской ситуации при перспективном
планировании учитель вряд ли сможет
учесть, поэтому система уроков внеклассного
чтения должна быть открыта для всего
нового и интересного, появляющегося в
литературе. Особенно это относится к
урокам внеклассного чтения в старших
классах, где необходимы не только
традиционные беседы по современной
литературе, но и обзоры, консультации,
а также специальные часы на индивидуальные
собеседования и консультации. Основную
работу по подготовке урока внеклассного
чтения проводит небольшая инициативная
группа из трех-четырех заинтересовавшихся
темой урока ребят, которые выступают в
роли организаторов, ведущих, основных
докладчиков и их оппонентов, библиографов,
оформителей и т.д. Они же помогают в
распределении заданий между одноклассниками,
вместе с учителем продумывают сценарий
и оформление урока.
Внеклассное чтение на уроках литературы
Уроки по основному курсу литературы
всегда опирались на широкое внеклассное
чтение. На это нацеливали и школьные
программы, и учебники, особенно
дореволюционные, предусматривавшие
обращение к читательскому опыту учащихся,
сопоставление самостоятельно прочитанных
произведений с изучаемым литературным
материалом. Пути сближения классного
и внеклассного чтения: — систематическое
использование внеклассного чтения на
уроках разного типа и на разных этапах
изучения темы (традиционные поэтические
пятиминутки, небольшие обзоры новинок
литературы, индивидуальные и групповые
задания на материале внеклассного
чтения). — Организация самостоятельной
исследовательской работы учащихся над
избранной ими темой, предполагающей
выход во внеклассное чтение и серьезно
разрабатываемой в течение года, с
возможным, но не обязательным включением
результатов этой работы в уроки по
программе. — Планирование системы
письменных работ по основным темам
курса с учетом работ, выходящих за рамки
темы, предполагающих сопоставления,
обзоры, анализ самостоятельно прочитанных
произведений и т.д. Обращение к внеклассному
чтению на вступительных занятиях — это
и иллюстрации к рассказу о писателе, и
обмен впечатлениями о прочитанном, и
выставка новых книг, и литературная
композиция, составленная из произведений
писателя, мемуарной литературы и отзывов
критики. Уроки внеклассного чтения
Уроки внеклассного чтения давно вошли
в практику преподавания литературы.
Без них теперь трудно представить уроки
литературы в школе. Яркость и даже
праздничность, проявляющаяся в выборе
места проведения и оформления, широкое
использование форм внеклассной работы,
свободный выбор произведений для
обсуждения, возможность обращения к
современной литературе, новым изданиям
классики — эти особенности уроков
внеклассного чтения привлекли к ним
внимание учителей и учащихся. В младших
классах на первом плане стоит задача
воспитания любви к книге, потребности
в чтении, формирование устойчивого
интереса к литературе. В средних
классах, когда интенсивно расширяется
круг чтения школьников, когда в их чтение
вливается громадный поток «взрослой»
литературы, когда складывается
дифференциация читательских интересов,
на первый план выдвигается задача
формирования разносторонних читательских
интересов, а также совершенствование
читательского восприятия, развития
художественного вкуса. В старших классах
особенно важной становится задача
развития личностного подхода к
литературному произведению,
самостоятельности эстетических оценок.
Интересы старшеклассников, в том числе
и читательские, уже сформировались.
Недооценка этого факта при планировании
уроков внеклассного чтения, выборе
произведений для обсуждения и форм
проведения уроков может привести в
результате к отчуждению между учеником
и учителем. Обычно учителя-словесники
планируют проведение уроков внеклассного
чтения между отдельными темами, связывая
эти уроки с изучением программного
материала. Однако такая обязательная
их увязка с основным курсом не всегда
необходима. Достаточно «независимыми»
могут быть «библиотечные уроки»,
обзоры новинок литературы, а также уроки
внеклассного чтения, посвященные
писателю-юбиляру или интересной
журнальной публикации. Наиболее
последовательно реализуются в школьной
практике проблемно-тематические
связи между уроками по основному курсу
и уроками внеклассного чтения. Чаще
всего учителя переносят обсуждение
проблем, поднятых в произведениях,
изучаемых по программе, и на уроки
внеклассного чтения. В старших классах
таким образом связываются классика и
современная литература, исследуются
преемственность, традиции и новаторство
в решении русскими писателями «вечных
вопросов». Значительно реже учитываются
учителями историко-литературные
связи, кроме, пожалуй, самой распространенной
«связи по автору», когда для беседы
на уроке внеклассного чтения отбираются
другие произведения писателя, изучаемого
по программе, или книги, посвященные
его жизни и творчеству. Иногда на уроках
внеклассного чтения обсуждаются и
произведения других авторов, близкие
по времени написания, имеющие сходную
творческую судьбу, созданные в русле
одного литературного направления.
Обращение к произведениям зарубежных
писателей отчасти восполняет пробелы
в литературном образовании, дает
возможность выхода на проблемы
взаимодействия литератур, литературных
связей и влияний. Мало внимания уделяет
школьная практика и теоретико-литературным
связям классного и внеклассного чтения.
Между тем уроки внеклассного чтения
могут существенно расширить представления
учащихся о литературных жанрах,
поэтических формах, средствах
художественной изобразительности,
особенностях стихотворной речи.
Помимо внутрипредметных связей в
практике отечественной школы давно
были намечены и широко используются и
межпредметные связи уроков внеклассного
чтения с уроками истории, географии,
музыки и изобразительного искусства. При
планировании системы уроков внеклассного
чтения важно предусмотреть: — разумное
сочетание произведений русской и
зарубежной классики и современной
литературы; — тематическое разнообразие;
— сочетание произведений разных жанров
(в соответствии с реальной картиной
чтения, а также интересами самого учителя
и учащихся); — чередование разных видов
уроков внеклассного чтения (беседа,
обзор, композиция, концерт, семинар,
викторина, экскурсия, собеседование,
консультация и т.д.) и приемов активизации
читательской самостоятельности учащихся
(различного рода групповые и индивидуальные
задания, использование других видов
искусства, межпредметных связей,
технических средств обучения); —
систематичность и последовательность
в овладении навыками работы с книгой
(работа с библиотечным каталогом, со
справочным аппаратом книги, аннотирование,
работа над отзывом, рецензией, обзором,
рефератом и т.д.). Все изменения в реальной
читательской ситуации при перспективном
планировании учитель вряд ли сможет
учесть, поэтому система уроков внеклассного
чтения должна быть открыта для всего
нового и интересного, появляющегося в
литературе. Особенно это относится к
урокам внеклассного чтения в старших
классах, где необходимы не только
традиционные беседы по современной
литературе, но и обзоры, консультации,
а также специальные часы на индивидуальные
собеседования и консультации. Основную
работу по подготовке урока внеклассного
чтения проводит небольшая инициативная
группа из трех-четырех заинтересовавшихся
темой урока ребят, которые выступают в
роли организаторов, ведущих, основных
докладчиков и их оппонентов, библиографов,
оформителей и т.д. Они же помогают в
распределении заданий между одноклассниками,
вместе с учителем продумывают сценарий
и оформление урока.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #