Как пишется корень бер бир

Корни бер-бир – что это такое, как запомнить их правописание и правильно комментировать их на уроке русского языка

Если после корня есть «а» – пишем «и». Если нет «а» – пишем е. Например: забирать – заберу.

2 636

Бер-бир – что это такое

Если у вас в слове корень «бер» или «бир», то надо смотреть, какая буква после корня. Если после корня «а», то в корне пишется «и», если нет «а» – «е». Например: забирать – заберу, отбирать – отберу.

Бер-бир – это так называемые корни с чередованием. То есть гласная в них «чередуется». В одном и том же корне может быть или «и», или «е». Выбор гласной зависит от условий чередования – как раз от того, есть буква «а» после корня или ее нет.

Давайте знакомиться с этой орфограммой подробнее.

Как объяснять орфограмму в корнях бер-бир

Какое бы вам ни попалось слово, принцип объяснения везде одинаковый. Давайте рассмотрим его на двух примерах – на слове «разбирать» и на слове «разберу». Общее правило объяснения можете посмотреть вот в этом моем видеоролике про орфограмму.

Пример со словом «разбирать»

Итак, вот вы стоите у доски, переписываете текст из учебника. В этом тексте вам встречается слово «разб…рать». Вы должны написать его с буквой «и». И сказать следующее:

  1. Что? Буква «и».
  2. Где? В корне «бир». Однокоренные слова: отбирать, перебирать, выбирать.
  3. Почему? Потому что после корня «бир» есть суффикс «а».

А графически вот это объяснение надо оформить следующим образом. Под буквой «и» вы проводите одну черту, под буквой «а» – две. Это показывает, что в букве «и» вы сомневаетесь, а буква «а» подтверждает правильность ее написания.

Кроме этого надо выделить морфемы. То есть «дугой» выделить корень «бир» и «треугольничком» – суффикс «а». Никакие дополнительные пояснения не нужны, вашему учителю этого будет достаточно.

Пример со словом «разберу»

В этом слове вы напишете в корне букву «е», а вслух проговорите следующее:

  1. Что? Буква «е».
  2. Где? В корне «бер». Однокоренные слова: отберу, переберу, выберу.
  3. Почему? После корня «бер» нет суффикса «а».

Графическое оформление будет таким. Одной чертой подчеркиваем «е», рисуем «дугу» над корнем «бер». А рядом со словом в скобочках пишем «(нет а)». И «а» подчеркиваем двумя чертами, а над ней рисуем «треугольничек», чтобы показать, что это суффикс.

На заметку

Поймите, что это надо не вашему учителю, а вам. Если вы вот так графически будете объяснять каждую орфограмму и проговаривать вслух правило, то вы доведете правописание корней бер/бир до автоматизма. И никогда не будете делать ошибок.

Как объяснить чередование «е» и «и»

Не надо его никак объяснять. Потому что вы все равно не объясните. Причина чередования находится в далеком-далеком прошлом, когда наш с вами язык формировался и развивался. На основании древних особенностей русского языка в одних словах мы пишем «е», а в других – «и».

Поймите, что суффикс «а» – не причина чередования. Это просто способ легко запомнить правило.

В школе никто не будет вас просить обосновывать чередование бер/бир с точки зрения истории языка. Потому что учителя сами не всегда могут его обосновать. Это вопрос для профессиональных филологов, профессоров и академиков. А не для школьных учителей и не для вас.

Примеры слов с корнями бер-бир

Я рекомендую вам произнести каждый пример вслух. И устно объяснить правописание букв «е» и «и». Так вам будет намного проще запомнить правило.

Итак, десять примеров:

  1. Я заберу детей из садика в пять.
  2. Мы выбираем Президента.
  3. Вы долго будете выбирать очки для плавания?
  4. Убирайтесь!
  5. Приберись дома, чтобы было чисто.
  6. Отбери картофелины, которые еще не начали гнить.
  7. Как правильно подбирать проверочные слова?
  8. Забирайте все, мне ничего не жаль!
  9. Переберите все носки.
  10. Набираем номерок.

Можете даже сами продолжить этот список. Слов с бер/бир в русском языке тьма.

О чем надо помнить

О том, что есть очень много похожих корней. И я вам рекомендую запоминать их все одновременно. Например:

  1. Мер/мир: замирать – замереть.
  2. Дер/дир: выдирать – выдеру.
  3. Тер/тир: вытирать – вытереть
  4. Пер/пир: отпирать – отпереть.
  5. Жег/жиг: зажигать – зажечь.
  6. Стел/стил: постелить – выстилать

На все эти шесть корней действует то же самое правило, что и на бер/бир. Есть «а» после корня – пишем «и». Нет «а» – пишем «е».

Это ведь фантастически просто, согласны?

Полезные материалы по теме

В этом блоке я хочу вам предложить пару-тройку полезностей. Они пригодятся всем, кто учит русский. Но особенно – ученикам, которые готовятся сдавать ЕГЭ, ОГЭ или писать ВПР.

Оставьте мне ваш электронный адрес на этой странице. Я на него сброшу ZIP-архив, а в этом архиве вас будут ждать четыре очень хороших электронных пособия по русскому. Они написаны как раз для учеников. Там все объясняется простыми словами, там есть таблицы и схемы для запоминания. Учиться по этим пособиям – одно удовольствие.

Попробуйте позаниматься на онлайн-тренажерах по русскому языку. Ссылка, которую я дал, ведет на тренажеры с платформы Викиум. Они там полностью бесплатные. Все тренажеры размещены на одной странице, чтобы быстрее найти нужные, перейдите в «Способность к работе с текстом».

Мне самому эти программки очень нравятся, потому что на них можно заниматься, даже пока едешь в автобусе. И это более увлекательно, чем просто решать упражнения.

Еще на Викиуме есть курс «Идеальный русский». За него уже надо будет заплатить денежку, но стоит он всего 890 рублей. В крупных городах это один час занятия с репетитором.

В курсе хорошо объясняется теория, а для практики есть три тренажера. Обращаю внимание, тренажеры в курсе «уникальные», то есть на общей странице с тренажерами Викиума их нет. Посмотрите, может быть, вас заинтересует.

И последнее – несколько моих статей:

  1. Как стать грамотным. Я даю в этой статье практические рекомендации и конкретные «указания к действиям», которые помогут вам в короткий срок выработать автоматическое грамотное письмо.
  2. Что такое орфограмма – даю понятное определение слову, учу работать с орфограммами. И рассказываю про свою первую двойку по русскому – мне ее поставили как раз за то, что я списал текст и не объяснил орфограммы.
  3. Что такое пунктуация – об основных правилах расстановки знаков препинания в тексте.
  4. Что такое орфография – даю определение этому разделу языкознания и советы по его быстрому освоению.

Полезный совет

Если вы делаете упражнение по русскому, видите слово с пропущенной буквой и не знаете, как его объяснить – гуглите. В гугле можно найти ответы на все вопросы. Обязательно узнайте, как объясняется нужная орфограмма и постарайтесь ее запомнить.

Если вы будете вот так заставлять себя искать правила, то со временем сформируете очень системное представление об орфографии и пунктуации. И сможете «автоматически» писать правильно. Вы будете как бы чувствовать, что вот эта буква или этот знак – правильные. Это очень круто.

Заключение

Наш разговор про корни бер/бир подошел к концу. Остались ли у вас какие-то вопросы? Поняли ли вы, как правильно надо объяснять буквы в этих корнях? Пригодились ли вам дополнительные материалы, которые я приводил по ходу статьи?

Буду ждать от вас обратной связи.

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

Оцените статью

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

В словах с корнями «бер»/ «бир», правило написания которых легко запомнить, безударный гласный не проверяется с помощью ударения. Правописание этих корней зависит от других факторов. 

Хотя тема изучается в младших классах средней школы, многие взрослые продолжают совершать ошибки. Вспомним, что нам говорили на уроках русского языка, и рассмотрим конкретные примеры словосочетаний и предложений.

Правило при написании слов с корнями «бер» / «бир»

Выделяют ряд корней, которые имеют варианты написания: в них чередуются согласные или гласные звуки. К их числу относятся исследуемые корни. 

Правописание корней БИР БЕР

Чтобы правильно выбрать гласный звук в этой морфеме, применяют правило:

Буква «И» в корне «бир» пишется в том случае, если за ним следует суффикс «А». 

Если его нет, в корне нужно писать «бер».

Примеры слов

Значения всех слов с чередованием корней «бер» / «бир» восходят к слову «брать».

Чередующиеся гласные в корне слова

Примеры:

  • «выбирАть подарок для друга»;

  • «забирать ребенка из детского сада»;
  • «соберИте игрушки»;

  • «перебирАть картофель»;

  • «собирАемся в музей»;

  • «уберИте за собой мусор»;

  • «выберУт членов жюри.

Всего в русском языке 9 корней, которые подчиняются этой орфограмме:

Корни с чередующимися гласными

Примеры слов в словосочетаниях и предложениях

«бер» / «бир»

что ты выбЕрешь?

собирАю ягоды в корзинку

«мер» / «мир»

замерЕть от восторга

сердце замирАло от страха

«пер» / «пир»

отперЕть ключом

долго отпирАл дверь

«блест» / «блист»

блистАть нарядом

блестИт на солнце

«дер» / «дир»

ЗадирАет нос

выдерУ сорняк с корнем

«тер» / «тир»

вытерЕть насухо

ежедневно вытирАть пыль

«стил» / «стел»

туман расстилАется

расстелИла скатерть

«жег» / «жиг»

ветер обжигАет лицо

выжЕгший на ложке узор

«чет» / «чит»

учимся вычитАть Исключения: чета, сочетание, сочетать

произвести вычЕт налогов

Корни бер-бир – что это такое, как запомнить их правописание и правильно комментировать их на уроке русского языка

Если после корня есть «а» – пишем «и». Если нет «а» – пишем е. Например: забирать – заберу.

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Если у вас в слове корень «бер» или «бир», то надо смотреть, какая буква после корня. Если после корня «а», то в корне пишется «и», если нет «а» – «е». Например: забирать – заберу, отбирать – отберу.

Бер-бир – это так называемые корни с чередованием. То есть гласная в них «чередуется». В одном и том же корне может быть или «и», или «е». Выбор гласной зависит от условий чередования – как раз от того, есть буква «а» после корня или ее нет.

Давайте знакомиться с этой орфограммой подробнее.

Как объяснять орфограмму в корнях бер-бир

Какое бы вам ни попалось слово, принцип объяснения везде одинаковый. Давайте рассмотрим его на двух примерах – на слове «разбирать» и на слове «разберу». Общее правило объяснения можете посмотреть вот в этом моем видеоролике про орфограмму.

Пример со словом «разбирать»

Итак, вот вы стоите у доски, переписываете текст из учебника. В этом тексте вам встречается слово «разб…рать». Вы должны написать его с буквой «и». И сказать следующее:

  1. Что? Буква «и».
  2. Где? В корне «бир». Однокоренные слова: отбирать, перебирать, выбирать.
  3. Почему? Потому что после корня «бир» есть суффикс «а».

А графически вот это объяснение надо оформить следующим образом. Под буквой «и» вы проводите одну черту, под буквой «а» – две. Это показывает, что в букве «и» вы сомневаетесь, а буква «а» подтверждает правильность ее написания.

Кроме этого надо выделить морфемы. То есть «дугой» выделить корень «бир» и «треугольничком» – суффикс «а». Никакие дополнительные пояснения не нужны, вашему учителю этого будет достаточно.

Пример со словом «разберу»

В этом слове вы напишете в корне букву «е», а вслух проговорите следующее:

  1. Что? Буква «е».
  2. Где? В корне «бер». Однокоренные слова: отберу, переберу, выберу.
  3. Почему? После корня «бер» нет суффикса «а».

Графическое оформление будет таким. Одной чертой подчеркиваем «е», рисуем «дугу» над корнем «бер». А рядом со словом в скобочках пишем «(нет а)». И «а» подчеркиваем двумя чертами, а над ней рисуем «треугольничек», чтобы показать, что это суффикс.

Поймите, что это надо не вашему учителю, а вам. Если вы вот так графически будете объяснять каждую орфограмму и проговаривать вслух правило, то вы доведете правописание корней бер/бир до автоматизма. И никогда не будете делать ошибок.

Как объяснить чередование «е» и «и»

Не надо его никак объяснять. Потому что вы все равно не объясните. Причина чередования находится в далеком-далеком прошлом, когда наш с вами язык формировался и развивался. На основании древних особенностей русского языка в одних словах мы пишем «е», а в других – «и».

Поймите, что суффикс «а» – не причина чередования. Это просто способ легко запомнить правило.

В школе никто не будет вас просить обосновывать чередование бер/бир с точки зрения истории языка. Потому что учителя сами не всегда могут его обосновать. Это вопрос для профессиональных филологов, профессоров и академиков. А не для школьных учителей и не для вас.

Примеры слов с корнями бер-бир

Я рекомендую вам произнести каждый пример вслух. И устно объяснить правописание букв «е» и «и». Так вам будет намного проще запомнить правило.

Итак, десять примеров:

  1. Я заберу детей из садика в пять.
  2. Мы выбираем Президента.
  3. Вы долго будете выбирать очки для плавания?
  4. Убирайтесь!
  5. Приберись дома, чтобы было чисто.
  6. Отбери картофелины, которые еще не начали гнить.
  7. Как правильно подбирать проверочные слова?
  8. Забирайте все, мне ничего не жаль!
  9. Переберите все носки.
  10. Набираем номерок.

Можете даже сами продолжить этот список. Слов с бер/бир в русском языке тьма.

О чем надо помнить

О том, что есть очень много похожих корней. И я вам рекомендую запоминать их все одновременно. Например:

  1. Мер/мир: замирать – замереть.
  2. Дер/дир: выдирать – выдеру.
  3. Тер/тир: вытирать – вытереть
  4. Пер/пир: отпирать – отпереть.
  5. Жег/жиг: зажигать – зажечь.
  6. Стел/стил: постелить – выстилать

На все эти шесть корней действует то же самое правило, что и на бер/бир. Есть «а» после корня – пишем «и». Нет «а» – пишем «е».

Это ведь фантастически просто, согласны?

Полезные материалы по теме

В этом блоке я хочу вам предложить пару-тройку полезностей. Они пригодятся всем, кто учит русский. Но особенно – ученикам, которые готовятся сдавать ЕГЭ, ОГЭ или писать ВПР.

Оставьте мне ваш электронный адрес на этой странице. Я на него сброшу ZIP-архив, а в этом архиве вас будут ждать четыре очень хороших электронных пособия по русскому. Они написаны как раз для учеников. Там все объясняется простыми словами, там есть таблицы и схемы для запоминания. Учиться по этим пособиям – одно удовольствие.

Попробуйте позаниматься на онлайн-тренажерах по русскому языку. Ссылка, которую я дал, ведет на тренажеры с платформы Викиум. Они там полностью бесплатные. Все тренажеры размещены на одной странице, чтобы быстрее найти нужные, перейдите в «Способность к работе с текстом».

Мне самому эти программки очень нравятся, потому что на них можно заниматься, даже пока едешь в автобусе. И это более увлекательно, чем просто решать упражнения.

Еще на Викиуме есть курс «Идеальный русский». За него уже надо будет заплатить денежку, но стоит он всего 890 рублей. В крупных городах это один час занятия с репетитором.

В курсе хорошо объясняется теория, а для практики есть три тренажера. Обращаю внимание, тренажеры в курсе «уникальные», то есть на общей странице с тренажерами Викиума их нет. Посмотрите, может быть, вас заинтересует.

И последнее – несколько моих статей:

  1. Как стать грамотным. Я даю в этой статье практические рекомендации и конкретные «указания к действиям», которые помогут вам в короткий срок выработать автоматическое грамотное письмо.
  2. Что такое орфограмма – даю понятное определение слову, учу работать с орфограммами. И рассказываю про свою первую двойку по русскому – мне ее поставили как раз за то, что я списал текст и не объяснил орфограммы.
  3. Что такое пунктуация – об основных правилах расстановки знаков препинания в тексте.
  4. Что такое орфография – даю определение этому разделу языкознания и советы по его быстрому освоению.

Полезный совет

Если вы делаете упражнение по русскому, видите слово с пропущенной буквой и не знаете, как его объяснить – гуглите. В гугле можно найти ответы на все вопросы. Обязательно узнайте, как объясняется нужная орфограмма и постарайтесь ее запомнить.

Если вы будете вот так заставлять себя искать правила, то со временем сформируете очень системное представление об орфографии и пунктуации. И сможете «автоматически» писать правильно. Вы будете как бы чувствовать, что вот эта буква или этот знак – правильные. Это очень круто.

Заключение

Наш разговор про корни бер/бир подошел к концу. Остались ли у вас какие-то вопросы? Поняли ли вы, как правильно надо объяснять буквы в этих корнях? Пригодились ли вам дополнительные материалы, которые я приводил по ходу статьи?

Правописание слов с корнем бер-/бир-

В напи­са­нии слов с кор­нем бер-/бир- при­ме­ним орфо­гра­фи­че­ское пра­ви­ло о чере­ду­ю­щих­ся глас­ных е/и.

В неко­то­рых сло­вах рус­ско­го язы­ка не все­гда без­удар­ный глас­ный мож­но про­ве­рить уда­ре­ни­ем. Существует мно­же­ство слов с чере­ду­ю­щи­ми­ся глас­ны­ми е/и в корне бер-/бир-. Тогда, что­бы пра­виль­но выбрать бук­ву «и» или «е» в сло­ве, вос­поль­зу­ем­ся пра­ви­лом орфографии.

Сравним:

  • изб и р а ть, изб и р а тель, изб и р а тель­ный — изб е ру, изб е рёшь, изб е рут;
  • заб и р а ть — заб е ру, заб е рёшь, заб е рём, заб е рет;
  • отб и р а ть — отб е ру, отб е рёшь, отб е рём, отб е рут;
  • приб и р а ть, приб и р а ние — приб е ру, приб е рёте, приб е рём;
  • соб и р а ть, соб и р а тель, соб и р а тель­ный — соб е ру, соб е рёшь, соб е рут.

Это пра­ви­ло при­ме­ним в напи­са­нии слов с чере­ду­ю­щи­ми­ся без­удар­ны­ми глас­ны­ми е/и в корнях:

Правила чередования букв Е и И в корнях слов

Буквы Е и И в корнях слов — особенности написания

Правописание гласных И и Е в корнях слов зависит от следующих факторов:

  • ударения;
  • суффикса, следующего за корнем слова;
  • «беглости» гласной.

Каждому фактору соответствует свое правило.

Буква «И» в словах с чередующимися корнями бер-/-бир-, -дер-/-дир-, -мер-/-мир-, -пер-/-пир-, -тер-/-тир-, -жег-/-жиг-, -блест-/-блист-, -стел-/-стил- пишется в случае присутствия суффикса «-А-» после корня.

Буква «Е» в словах с этими же корнями пишется только тогда, когда суффикс «-А-» отсутствует.

Чаще всего такого рода чередования происходят в глаголах.

«Собирают справки, раздают командировки, делаются извлечения из архивных дел, а «понеже» тем временам спит да спит непробудным сном». (Салтыков-Щедрин М.Е. За рубежом)

«Выбери меня!» — после корня нет суффикса «-А-»

«Ручной чижик, серенький с желтым, летал по комнате, точно душа дома; садился на цветы, щипал листья, качаясь на тоненькой ветке, трепеща крыльями; испуганный осою, которая, сердито жужжа, билась о стекло, влетал в клетку и пил воду, высоко задирая смешной носишко. (Горький Максим. Жизнь Клима Самгина)

«Богач уберет свою постель валансьенскими кружевами; комфорт потребует тонкого и свежего полотна». (Гончаров И.А. Фрегат «Паллада»)

«Чертили они медленно, часто советовались со стариком и ставили свои значки кружками, крестиками и уголками; с помощью какой-то рыбьей косточки орочи измеряли расстояния и считали число дней пути». (Арсеньев В.К. Рассказы)

«Перед смертью пришел в рассудок, исполнил свои христианские обязанности, попросил у всех прощения, в чем кого обидел, не намекнул даже письмоводителю, что умирает от его руки, и завещал похоронить себя в рыжем парике, чтобы в гробу ему не было стыдно». (Лажечников И.И. Беленькие, черненькие и серенькие)

«Старики и старухи, мирно доживавшие свой век в подвальных этажах барского дома, все разом выползли на барский двор, сновали взад и вперед, от амбара к кладовой, от кладовой к погребу, гремели ключами, отпирали, запирали, что-то вынимали, несли». (Салтыков-Щедрин М.Е. Благонамеренные речи)

«Он воротился в переднюю запереть двери, еще раз отворил их и посмотрел в сенях и наложил только изнутри крючок, а ключ в дверях повернуть все-таки поленился». (Достоевский Ф.М. Вечный муж)

«Она послала за доктором, послала в аптеку, заставила приехавшую с ней девушку и Марью Николаевну месть, стирать пыль, мыть, что-то сама обмывала, промывала, что-то подкладывала под одеяло». (Толстой Л.Н. Анна Каренина)

«Среди выродившихся субъектов человеческой породы замечателен был бы экземпляр, настолько сохранивший в себе первоначальный тип человечества, что никакими силами нельзя стереть и уничтожить его». (Добролюбов Н.А. Благонамеренность и деятельность)

«Все это, прерывая рыданиями, рассказала Николаю Герасимовичу Мадлен и не могла утешиться, несмотря на то, что Савин старался убедить ее, что его обвинение в России — недоразумение, что он не думал поджигать свой дом, что он только был в ночь пожара в своем имении». (Гейнце Н.Э. Герой конца века)

«Он словно выжег рану на сердце своими словами».

«Блестели его волосы, сверкали раскосые веселые глаза под густыми бровями и белые зубы под черной полоской молодых усов, горела рубаха, мягко отражая красный огонь неугасимой лампады». (Горький Максим. Детство)

«. ясною твердостью сверкал глаз его, смелою дугою выгнулась бархатная бровь, загорелые щеки блистали всею яркостью девственного огня, и как шелк, лоснился молодой черный ус». (Гоголь Н.В. Тарас Бульба)

«Большие восковые свечи горели тусклым красным пламенем; волны густого дыма от ладана застилали глаза; монотонное чтение раскольничьего кануна нагоняло тяжелую дремоту». (Мамин-Сибиряк Д.Н. Приваловские миллионы)

«Если вы так любите природу, — сказал он ей, — что ж с вами станется, когда всю эту прекрасную картину застелят снега?» (Лажечников И.И. Беленькие, черненькие и серенькие)

«Тот начинает считать деньги, и вместо двух у него оказывается полтора». (Гиляровский В.А. Москва и москвичи)

«. я был подвергнут вычету из жалованья в размере пятнадцати копеек в сутки». (Салтыков-Щедрин М.Е. Современная идиллия)

Этим же правилом регулируется правописание элементов корня «ин», «им», «ир».

«Мучительная тревога за нее сжимала сердце, юноша ощущал горячую сухость в горле, ему казалось, что из земли в спину и в затылок ему врастают острые шипы, рвут тело». (Горький Максим. Жизнь Матвея Кожемякина)

«2-й студент. Патриархальность-то хороша под кущами, а в городах нужно пожинать плоды цивилизации». (Островский А.Н. Пучина)

«Они бегали по песку и иногда замирали в неподвижной позе, вдруг делали прыжки и, схватив какое-нибудь насекомое, тут же принимались пожирать его с жадностью». (Арсеньев В.К. Рассказы)

Правописание «е» и «и»: корни под ударением, «беглая» гласная

В корнях с «беглой» гласными «е» и «и» пишутся:

  • суффикс «ек» в том случае, если при склонении «выпадает» гласная «е»;
  • суффикс «ик» пишется, если при склонении гласная не «выпадает».

«Ключик» при склонении дает форму «ключика»:

  1. «Найдя ключи на указанном месте, я хотел уже отпирать ящик, как меня остановило желание узнать, какую вещь отпирал крошечный ключик, висевший на той же связке». (Толстой Л.Н. Отрочество)
  2. «Таинственные обогатители сообщали под страшным секретом о существовании какого-нибудь ложка или ключика, где золото гребли лопатами». (Мамин-Сибиряк Д.Н. Золото)

«Замочек» при склонении дает форму без буквы «е»:

  1. «Жилец, как нарочно, вошел в свою комнату в ту самую минуту, когда она, сломавши наконец, замочек, подавала Чаликову несколько бумажек, а Чаликов мычал, как параличный, и искал губами, куда бы поцеловать ее». (Чехов А.П. Бабье царство)
  2. «Много видели, да мало знаете, а что знаете, так держите под замочком». (Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени)

В корне «вис» в безударной позиции.

«Когда комнаты стояли пустые, в ожидании новых насельников, я зашел посмотреть на голые стены с квадратными пятнами на местах, где висели картины, с изогнутыми гвоздями и ранами от гвоздей». (Горький Максим. В людях)

В корне «вес» в ударной позиции.

«Подведет», — испуганно подумал Передонов, быстро снял портрет и потащил его в отхожее место, чтобы заменить им Пушкина, а Пушкина повесить сюда». (Сологуб Ф.К. Мелкий бес)

В корне «лип» в безударном положении.

«Крошки от ватрушки набились ему под одеяло, прилипали к телу и царапались, а в голову лезли все такие скучные, ненужные и позорные мысли о прошлом». (Куприн А.И. На покое)

В корне «леп» под ударением.

«Не повезло здесь богине правосудия: тысячепудовый штукатурный потолок с богатой лепкой рухнул в главном зале храма Фемиды, сшиб ей повязку вместе с головой, сокрушил и символ закона — зерцало». (Гиляровский В.А. Москва и москвичи)

В корне «сид» в безударной позиции перед мягким звуком «д».

«Девицы возвращаются в дом, забираются на кухню и долго сидят там на табуретах, созерцая сердитую кухарку Прасковью, болтая ногами и молча грызя семечки». (Куприн А.И. Яма)

В корне «сед» в безударной позиции перед твердым звуком «д».

«Фру-Фру вскинула левую ногу на галоп и сделала два прыжка и, сердясь на натянутые поводья, перешла на тряскую рысь, вскидывавшую седока». (Толстой Л.Н. Анна Каренина)

Слова-исключения

Исключениями из правила «правописание букв «е» и «и» в корнях слов, после которых следует суффикс», являются слова — сочетание, сочетать.

«Достаточно указать на тот факт, что наш вкус находит дисгармонию в сочетаниях зеленого и голубого цветов, а природа опровергает наши художественные настроения на каждом шагу, сочетая синеву неба с зеленью леса и травы почти в музыкальную мелодию, особенно на севере, где природа так бедна красками». (Мамин-Сибиряк Д.Н. Дикое счастье)

Задания для самопроверки

Упражнение 1. Посмотрите на текст. Объясните правописание гласных «е» и «и».

1. «Он начал собирать коллекцию в 1881 г. и за десять лет успел собрать почти всех позвоночных, встречаемых на Сахалине, а также много материала по антропологии и этнографии». (Чехов А.П.) 2. «Собери свои вещи. Мы пойдем сегодня». (Короленко В.Г.) 3. «В соседней комнате г-н Кругликов не торопясь зажигал свечи; серная спичка сначала кинула синеватый, мертвенный свет, потом вдруг загорелась и осветила комнату». (Короленко В.Г.) 4. Огонь выжег все дотла.

Ответы: собирать (после корня суффикс а), собери (после корня нет суффикса а), зажигал (после корня суффикс а), выжег (после корня нет суффикса а)

Упражнение 2. Вставьте букву на месте пропуска.

Бл_стать, ст_рать, соб_рать, выж_г, выч_т, зад_рать, соб_ру, ст_реть, зам_реть, замоч_к, зам_рать.

Ответ: блистать, стирать, собирать, выжег, вычет, задирать, соберу, стереть, замереть, замочек, замирать.

источники:

http://russkiiyazyk.ru/orfografiya/pravopisanie-slov-s-kornem-ber-bir.html

http://wika.tutoronline.ru/russkij-yazyk/class/5/pravila-cheredovaniya-bukv-e-i-i-v-kornyah-slov

  • Как пишется корел дро на английском
  • Как пишется коректно или корректно
  • Как пишется корейское слово оппа
  • Как пишется корейские имена и фамилии
  • Как пишется корейская валюта