Как пишется корень в однокоренных словах 3 класс

Конспект урока.

Русский язык. 3 класс

№ 30

Раздел. Состав слова. Корень слова.

Тема. Что такое корень слова? Как найти в слове корень?

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Знать, что такое корень слова, находить корень в слове, приводить примеры слов с одним корнем (однокоренных слов).

Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)

Однокоренные слова, родственные слова, корень слова.

  • В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.

Планируемые результаты

На этом уроке

Узнаем:

  • что такое корень;

Научимся:

  • находить корень в слове;
  • приводить примеры однокоренных слов.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим рисунок? Что он обозначает? Какую информацию даёт?

Как видно, на рисунке представлена схема однокоренных слов. Корень всех этих слов –цвет-. От корня –цвет- образовались однокоренные слова: цветок, цветник, цветной, цветение, расцветать, зацветают, цветочный.

Сегодня на уроке

Узнаем:

  • что такое корень;

Научимся:

  • находить корень в слове;
  • приводить примеры однокоренных слов.

Вспомним! Однокоренные слова- это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.

Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Рассмотрим еще одно дерево из слов.

Сердцевиной слова, его смысловым центром, является корень –вод-. От него растут слова, как ветви на дереве. От корня – вод- образовались разные слова: подводник, водичка, водяной, водоём, водовоз, водопад, водный.

И это еще не все!

На этом дереве могли вырасти и другие ветки – глагольные:

  • обводнить – обеспечить водой степи, пастбища;
  • обезводить- «лишить» воды;
  • наводнить- — «наполнить» слишком большим количеством воды;
  • приводниться – о летательном аппарате (опуститься на воду);

А сколько сложных слов (слов, состоящих из двух разных корней) можно образовать от корня – вод-:

  • водопровод;
  • водопад;
  • водоросль;
  • водоснабжение;
  • водохранилище;
  • водоём;
  • водопой:
  • водолечебница;
  • водомер;
  • водоочистительный;
  • водораздел;
  • полноводный;
  • водоплавающий;
  • водоотталкивающий.

Много слов! А подумать…. – и сразу вспоминаются ещё слов с этим корнем!

У Максима Горького (известного русского писателя) герой, одного из его произведений, произносит такие слова: «Слова, дружище, — это как листья на дереве, и, чтобы понять, почему лист такой, а не иной, нужно знать, как растёт дерево, нужно учиться!»

Такое же сравнение можно найти и в стихотворении белорусского поэта Максима Танка:

Слова, как деревья, ветвисты.

Возьми хоть бы слово любовь. 

Войди в этот мир многолистный

И в музыку вслушайся вновь,

Любовь моя, Любонька, Люба.

Любляна, Любань, Люблино.

В науке такие деревья называют словообразовательные гнёзда. Есть специальный словарь для школьников, где представлены словообразовательные гнёзда многих русских слов. Называется он «Школьный словообразовательный словарь». Составил его известный учёный А.Н. Тихонов.

Приведем пример таких слов из словаря:

биле’т-ик

биле’т-ец

билет-ѐр → билетѐр-ш-а

биле’т → биле’т-н-ый

без-биле’т-н(ый) → безбиле’тн-ик → безбиле’тн-иц-а

о-биле’т-и-ть → обиле’ч-ива-ть (черед. т – ч)

Как найти корень в слове?

Чтобы найти корень в слове, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть: берёза – березняк, берёзовый, подберёзовик. Корень в однокоренных словах обычно пишется одинаково.

Послушайте стихотворение Велимира Хлебникова «Заклятие смехом».

  1. Найдите в этом стихотворении родственные слова (однокоренные).
  2. Определите, какой корень будет в этих словах.

О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных — смех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!
Смейево, смейево,
Усмей, осмей, смешики, смешики,
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!

Родственными (однокренными0 словами в этом стихотворении будут слова: рассмейтесь, смехачи, засмейтесь, смеются, смехами, смеянствуют, смеяльно, усмеяльно, рассмешищ, надсмеяльных, усмейных, смейево, усмей, осмей, смешики, смеюнчики. Почему они являются родственными (однокоренными)? Потому что все они относятся к слову «смех».

Корнем этих слов будет являться –смех-.

Обратим внимание, что в этом стихотворении автор придумал много слов, которых нет на самом деле, но мы понимаем, о чём идет речь, потому что в них есть корень, а в корне и заключается смысл.

Обратим внимание!

При образовании и изменении слов может происходить замена звуков или их чередование. Чаще всего чередование встречается в корнях слов:

[г//з’//ж] – подруга, друзья, дружеский

[з//з’//ж] – воз, возить, вожу

[г//ж] – дорога, дорожный

[к//ч’] – яблоко, яблочко

[х//ш] – орех, орешек

[ц//ч’] – отец, отеческий

[з//ж] – вязать, вяжу

[с’//ш] — просить, прошу

Разбор заданий

Прочитайте. Укажите, какие слова являются родственными (однокоренными).

Осиновый лес. Иду сквозь густой осинник. Хороши молодые осинки. Под деревьями вижу подосиновики.

Правильный ответ

Осиновый, осинник, осинки, подосиновик.

Прочитайте. Распределите слова на три группы.

Чистота, сказывать, масло, сказка, масляный, чистить, маслить, сказочный, чистый, чистенький, маслице.

Правильный ответ

  1. Чистота, чистить, чистый, чистенький.
  2. Масло, масляный, маслить, маслице.
  3. Сказывать, сказка, сказочный.

Прочитайте. Укажите однокоренное слово к слову «горе»

  1. Горевать
  2. Горный
  3. Огородить

Правильный ответ

Горевать.

Повышенный уровень

Установите соответствие.

Модельер

Пишет

Писатель

Строить

Переводчик

Мода

Строитель

Переводить

Правильный ответ

Модельер

Мода

Писатель

Пишет

Переводчик

Переводить

Строитель

Строить

                                       Русский язык ( 3 класс)

                        Урок – игра «Счастливый случай»

     ТЕМА : Что такое корень слова? Правописание корня в   одно-

                     коренных словах.

 Цели урока: образовательные:                                                                                     — формировать представление о  родственных словах;                                              — вырабатывать умения и навыки единообразного написания и выделения корней в однокоренных словах;                                                                                            — закрепить знания учащихся об однокоренных словах, о признаках однокоренных слов;  

— закрепить знания о предложении;                                                                                              коррекционные: — развивать внимание, память, наблюдательность, орфографическую зоркость;                                                                                              — вести работу над лексическим значением слов, расширять словарный запас учащихся;                                                                                                           воспитательные: — формировать умение работать в группе: развитие коммуникативных умений,                                                                                              — воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи во время совместной деятельности детей,                                                                                                        — повышать уверенность в себе;                                                                                       — развивать творческую активность;                                                                                          — воспитывать аккуратность, самостоятельность, доброжелательность                                — прививать интерес к изучению русского языка.

Ход урока:

1.Организационный момент

– Сегодня  у нас урок-игра «Счастливый случай».

-Мы с вами разделились на группы. Каждая группа будет получать задания, которые вы должны выполнять в паре или все вместе.

-Работать будем под девизом: «Мало уметь писать, надо уметь думать».

2.Эмоциональный настрой.

— Закройте глаза и повторяйте за мной «Я на уроке внимателен и сосредоточен. Мне ничего не мешает. Я готов к работе.»

-А теперь откроем тетради и запишем в них день и место нашей встречи.

(Дети записывают число, классная работа.)

3.Актуализация знаний-    фронтальный опрос

-Что можете сказать про эти пары слов?

Холод- мороз; кричит- молчит; ловит ворон; лук, язык; корм- кормить; четвёртый, семь; сидит на дереве.

       — Что значит «Ловить ворон»?

    — К нам этот фразеологизм применим?

4.Чистописание.

Барабанщики бараны барабанят в барабаны.- самост. списывание.

-Найти сходные по смыслу слова.

-Как они называются? Выделите в них общую часть- корень.

Чем будем заниматься на уроке?-самоопределение деятельности.

К какому слову можно подобрать синоним?

-Начинаем выполнение заданий группами.

5.Первый ГЕЙМ: «Составлялки»

  1. Расшифровать слова и найти «лишнее» слово. Выделить корень. Что вы можете сказать о корне?

Лсе, ленсик, леас, лнсеой   (лес, лесник, леса, лесной)- работа в группе

2.-Может ли слово существовать без корня?

-Корень слова как и корень растения. Нет его- нет слова.  

-Сейчас вы вырастите словесные деревья.-           работа в группе

 (Дети получают корни дерева и ветки, на которые они записывают однокоренные слова.)  -вар-, -бег-, -ход-, -рыб-  

-Какой частью является корень?                                                                             —Можем ли мы составить слово без  корня?   (первый секрет)                                                              

3.Выполни арифметические действия и запиши полученное слово.(работают в паре, а затем сверяют в группе ответ)

Зима+вот-тома+он-и+ок=звонок

Подобрать однокоренные слова, выделить корень.

6.Второй ГЕЙМ «Рассуждалки»

Детям даются группы слов.-          работа в паре

  1. Мёд, медок, мидовый,
  2. Сад, садовник, содовый.

    — Все группы слов являются однокоренными?

         — Всё ли верно в записи слов?

         — Что можем сказать о правописании корня в однокоренных   словах?(Корень в однокоренных словах пишется одинаково- второй секрет корня)

-Подчеркнуть слова, которые являются проверочными.

7.Третий ГЕЙМ «Вспоминалки»

  1. Задача «Три бельчонка маму- белку ждали около дупла. Им на завтрак мама- белка 18 шишек принесла. Разделили на троих. Сколько каждому из них?- устно решить.

Задание: найти  в тексте задачи однокоренные слова, выделить корень.-    работа в группе

-Что вы заметили?(черед. согл.)-исключения

   8.ЧЕТВЕРТЫЙ  ГЕЙМ «Смотри в оба»

       1.За лосихой бродит маленкий ласенок.-     работа в паре

1)Найти ошибки в словах.

2) найти родственные слова, выдели корень

3) подобрать проверочное слово.

4) – Как пишется корень в однокоренных словах?

      2.В лесу осиновом дрожат осинки. –      работа в паре

      1)Найти ошибки в разборе предложения по членам.

     3)Проверить характеристику предложения.

(вопрос., невоскл., сложное, распростр.)

3.Найти в таблице слова, начиная с выделенной буквы.- работа в группе 

м

с

п

о

д

ф

н

а

у

т

ё

е

я

б

в

т

р

а

р

с

х

к

э

ц

в

е

т

о

у

к

ы

а

в

ч

к

с

я

й

ю

о

и

щ

т

ш

л

д

п

я

о

    Куст, трава, цветок, дерево                 ,

-Назовите одним словом. (растения)                                                                           задание: образовать от них прилагательные , сущ., глагол.

9.Пятый  ГЕЙМ «Найди друзей».

Распределить в таблицу слова .- работа в группе

Исходное слово

Однокоренное слово

Форма слова

окунь

щука

сом

Окуни, щучка, окуньки, сомище,из щуки, сомы

-Какие это рыбы?(речные , озёрные)

9. Итог урока.

Подошло к концу наше соревнование, в котором каждый из вас старался внести посильный вклад, чтобы ваша команда была сильным соперником другой.

Давайте вспомним секреты корня.

-Что такое корень слова?

-Как пишется корень в однокоренных словах?

11.Рефлексия

— Кто всё понял и может объяснить своему соседу?

— Кто всё понял, но объяснить пока не может?

— Кто испытывает затруднения?

( Дети помещают свои смайлики на соответствующую ступеньку лестницы, расположенной на доске)

-Какие  задания выполняли с удовольствием?

12.Домашнее задание:

1.Образовать от слов: мороз,работа,крик— прилагательное, глагол.                  Составить распространённые предложения.

— Спасибо всем за урок!

План урока:

Однокоренные слова

Корень слова

Окончание

Правописание слов

Чередование гласных и согласных звуков в корне слова

Однокоренные слова

В нашей речи мы часто встречаем похожие по звучанию, написанию слова, которые схожи и по смыслу.

Сравните: подосиновик, осина, осинник. Что общего у этих слов?

А подсказкой станет ответ на загадку:

В саду у Антошки Яблонька растет.

Ветки высокие ввысь поднимает,

Что ей устоять на земле помогает?

1 odnokorennye slova

Правильно, корень. Значит осина, подосиновик и осинник – это однокоренные слова. У них общий корень «осин».

Теперь потренируемся, выпиши однокоренные слова, составь из них пары.

2 odnokorennye slova

Проверь себя:

  • звездный-звезда;
  • солнце-солнышко;
  • грустный-грусть;
  • здравие-здравствуйте.

А теперь самостоятельно образуем однокоренные слова:

  • гриб;
  • чудо;
  • лес.

Ответ:

  • грибгриб-н-ой – гриб-ник-гриб-ниц-а;
  • чудо – чуд-есн-ый – чудес-а;
  • леслесн-ой – лесник.

Запомни! Подбор однокоренных слов осуществляется с самого маленького, начального слова. Например, лук-луковый-лучок-лучник.

Различие форм и однокоренных слов

Нам нужно научиться различать формы слова и однокоренные слова.

3 odnokorennye slova

Прочитайте однокоренные слова. Какими частями речи они являются?

Ответ: существительные, прилагательное, глагол.

Части речи однокоренных слов

К существительным можно подобрать однокоренные слова глаголы, прилагательные и другие части речи. Также могут встречаться приставки в однокоренных словах. А форма слова – это изменение по падежам одного и того же слова.

Попробуйте записать однокоренные слова к картинкам.

4 odnokorennye slova

Проверь себя:

  • муравеймуравь-ин-ый – муравейник-;
  • домдом-ашн-ий–домов-ой;
  • снегснежинк-а – снег-о-падснег-овик-.

Проверить однокоренные слова очень просто, достаточно, чтобы они относились к одному понятию и имели общий смысл. Например:

  • игра, игр-ушк-а, игр-ов-ой – корень игр-, все они относятся к играм;
  • лестница, лес-н-ик— – не однокоренные, имеют разные корни (лестниц-и лес-) и отличаются по смыслу (лестница – то, по чему ходят, лес – много деревьев).

Запомните! Ударение в однокоренных словах не всегда падает на один слог.

Выделите однокоренные слова и поставьте ударение:

  • гора, горный, гореть;
  • косичка, косить, покос;
  • соль, солонка, солнце.

Проверь себя:

  • гора́, го́рный;
  • коси́ть, поко́с;
  • со́ль, соло́нка.

Теперь попробуйте сами написать однокоренные слова или написать предложения с однокоренными словами. Возьмите те, которые мы уже использовали или придумайте новые. Например: Лесник вышел из леса и попал на лесопилку.

Подчеркните однокоренные слова и укажите части речи.

Ответ:

  1. Лес-ник (сущ.), леса (сущ.), лесопилку (сущ).
  2. Гриб-ник (сущ.) собирает грибы (сущ.) и не вредит гриб-ниц (сущ.).
  3. Снеж-н-ые(прил.) сугробы стали мягкие и дети пошли лепить из снега снеговик-а.

Написание однокоренных слов не займет много времени, но именно практика поможет лучше разобраться в теме.

Корень слова

В корне слова заложена главная информация, смысл слова. Иногда написание гласных в корне слова может вызывать затруднение, поскольку они могут быть безударными или непроверяемыми.

Проверяемые гласные в корне

Рассмотрим гласные в корне слова:

5 odnokorennye slova
Источник

Прочитайте и выделите корень в слове.Безударная буква в корне слова проверяется ударением, поэтому нужно изменить слово.

Ответ: река (ре́к), моря (мо́ре), сады (са́д), деревья (дере́в), уходить (хо́д).

Подберем проверочные слова. Не забудьте указать корень слова.

  • удивить;
  • примерять;
  • коса.

Проверь себя:

  • ди́во (див);
  • ме́рка (мер);
  • ко́сы (кос).

Непроверяемые гласные

Рассмотрим непроверяемые безударные в корне слова:

6 odnokorennye slova

Орфографические гласные в корне слова необходимо запомнить, проверить можно только в словаре.

Вставьте пропущенные буквы в корне слова, не забудьте записать корень слова.

7 odnokorennye slova

Проверь себя:

Берлог-а, колибри, аромат, багр-ов-ый, бордюр, вестибюль, торшер, дизентери-я, каламбур, кенгуру, натюрморт, стипенди-я, бегемот, ювелир, инцидент, пластилин, иней.

Корни с чередованием

Также нам могут встретиться чередующиеся гласные в корне слова. Написание гласных в корне зависит от последующих букв.

Изучите и перепишите таблицу.

8 odnokorennye slova
 

Слова с чередующимися корнями всегда пишутся по правилам, которые нужно выучить. Одни зависят от последующего суффикса «а» (бер-бир, лаг-лож). Также обратите внимание, что слова-исключения в корне содержат букву не по правилу.

Приведите пример корня слова с чередованием.

В корне слова согласные буквы тоже могут чередоваться. Сравните:

  • луклучник-;
  • коткошк-а;
  • орехорешк-а (Р.п.).

Приведите свои примеры.

Окончание

Форма слова – окончание, которое постоянно изменяется. Окончание слова указывает на многие признаки, например, род, число, падеж, склонение, спряжение. Чтобы определить, какое окончание в слове нужно изменить слово по падежам, изменяемая часть и будет окончанием.

9 odnokorennye slova

Обозначьте окончания в словах.

10 odnokorennye slova
Источник

Проверь себя:

  • е, о, а, а, е, а, ам, ы, а, ов.

Слова без окончаний

Есть слова без окончаний. Рассмотрим и запомним такие группы слов:

  1. Неизменяемые прилагательные. Например, платье мини (какое), вес нетто (какой).
  2. Неизменяемые существительные. Шимпанзе, алиби, шоу, зебу, рефери.
  3. Наречия (всегда). Легко, справа, рядом.
  4. Деепричастия (всегда). Гуляя, взяв.
  5. Сравнительная степень прилагательных, наречий. Длиннее, шире.

Написание окончаний слов во многом зависит от правил, с которыми нам еще только предстоит знакомство.

Окончания после шипящих и «ц»

Рассмотрим написание окончаний после ц и шипящих в окончании существительных. Окончание о в слове после шипящих и ц пишется под ударением, окончание е пишется в слове без ударения.

Вставьте гласные в окончания слов.

  1. Плющ…м.
  2. Пейзаж…м.
  3. Кирпич…м.
  4. Туче…й.

Проверь себя: [ом], [ем], [ом], [ей].

Правописание слов

Правописание слов определяется множеством правил, касающихся определенной части речи.

Вспомним правописание согласной в приставке слова. Перед звонким согласным и гласной пишется з, а перед глухим – с. Например, вознаградить (з перед сонорным н).

Придумайте свои слова и укажите правописание слов.

Безударные в корне слова

Как мы помним, правописание безударных в корне слова можно либо проверить ударением, либо посмотреть это слово в словаре. Повторим правила правописания гласных в корне слова:

  • правописание гласных в слове можно проверить ударением;
  • правописание чередующихся гласных слова определяется наличием ударения, суффикса а, последующих букв;
  • правописание слов с безударным непроверяемым гласным определяется только в словаре, например, правописание слова кратчайшие (а в корне) можно проверить только так.

Объясним правописание выделенных слов.

13 odnokorennye slova

Проверь себя:

  • угол – уго́льник;
  • плечо – пле́чико;
  • весна – ве́шний;
  • звонок–зво́н;
  • грачата – гра́ч;
  • тропинка – тро́пка;
  • правдивый – пра́вда;
  • линейка – ли́ния;
  • змея – зме́и;
  • плита – пли́тки;
  • звезда – зве́зды;
  • свисток – сви́ст;
  • хлопушка – хло́п;
  • светлячок – све́т;
  • почтальон – по́чта;
  • воздушный — во́здух.

Вспомним правописание сложных слов. Они могут быть соединены буквой о или е. Образуем слова самостоятельно:

  • птица и ловить = птицелов;
  • вода и проводить = водопровод;
  • земля и копать = землекоп.

Запомните! Объяснение правописания слов начинается с морфемы, в которой вызвано затруднение.

Мы повторили основные правила правописания слов. Таким образом, правила правописания слов в предложении определяются относительно частей речи и места затруднения.Выберите правописание слова, которое больше всего вызвало вопросов и потренируйтесь с ним.

Чередование гласных и согласных звуков в корне слова

Орфограмма чередование гласных в корне у многих учеников вызывает затруднение, поэтому ее необходимо выучить сразу.

Корни с чередованием гласных

Рассмотрим корни с чередованием, зависящие от согласной.

14 odnokorennye slova

Правописание гласных в корнях с чередованием в этом случае зависит от последующей согласной буквы.Буква «о» перед «с», буква «а» перед «ст» и «щ». Заросли ( о перед с), растить (а перед ст), приращивать (а перед щ).

Например, р(а)стение, ск(а)кать, прил(о)жить.

В сочетаниях лаг-лож в первом случае, пред «г» пишется «а» в корне, а перед «ж» — «о».Сложение, слагать. Аналогично с другими чередованиями.

15 odnokorennye slova

Гласные -е-, -и- в корнях с чередованием встречаются в сочетаниях типа бер-бир, тер-тир, жег-жиг, стел-стил и других. При наличии суффикса —а— пишется –и-, без него – —е-.

Например, перебир-а-ть, поджига-ть, тер-еть.

16 odnokorennye slova

Правило чередования гласных в корне, зависящем от значения:

17 odnokorennye slova

Корни (зор)-(зар), (плав)-(плов) определяются чередованием безударных гласных в корне. Без ударения пишется –а-.

18 odnokorennye slova

Выполним задание.

19 odnokorennye slova

Проверь себя: добир(а)ться, собир(аю)т, замереть, зажиг(а)ть, натир(а)ть, постелить, протереть, прибир(а)ть, выжиг(а)ть, запер, заблестело.

Гласные буквы в корнях с чередованием вставляются по правилам.

Чередование согласных в корне слова

Рассмотрим правило чередования согласных в корне слова. Существительные с чередованием согласного в корне встречаются часто, например, кот-кошка, подруга-подружка, рука-ручка.Чередование согласных в корне примеры:

  • г-ж-з;
  • б-бл;
  • в-вл;
  • д-ж;
  • т-ч-щ;
  • п-пл.

Чередование согласных в корне, как правило такие, но бывают и другие варианты.

Выпиши корни слов и укажи чередование согласных.

Свет, свеча, любовь, люблю, лупить, луплю, кормить, кормлю.

Проверь себя: (т-ч), (б-бл), (п-пл), (м-мл).

Корень однокоренного слова с чередованием согласных в корнях может меняться, то есть меняется его последняя буква, буквы. Например, друг – дружба (друг-друж).

Напишите свои варианты чередования согласных в корне.

Наш урок подошел к концу. Надеемся, что вы узнали много нового и полезного.

авторы: Косенок Ирина Васильевна, учитель КОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2»
при ФКУ УФСИН России по Омской области ИК-7

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

УМК «Русский язык. 3 класс» Т. Г. Рамзаевой.

Миссия школы при исправительной колонии заключается в том, чтобы обучающиеся-осужденные, отбывая срок наказания, научились жить в современном обществе, исправлять свои жизненные ошибки, пересмотрели своё негативное отношение к школе, стремились повысить своё образование и, в первую очередь, моя задача состоит в том, чтобы научить писать грамотно. И в заключение хочу сказать, что, работая в нашей школе, мы можем позитивно влиять на наших обучающихся, создавать условия для их самореализации, развивать в них нравственные общечеловеческие ценности, осуществлять ресоциолизацию осуждённых.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цели урока:

Образовательные:

  • введение понятия «корень слова»;
  • формировать умение находить в словах корень;
  • уточнение представлений обучающихся о признаках родственных слов.

Развивающие:

  • развивать умение распознавать и подбирать родственные слова;
  • развивать орфографическую зоркость, внимание, память;
  • развивать устную и письменную речь;
  • развивать творческую активность.

Воспитательные: воспитывать интерес к изучаемому предмету, самостоятельность.

Оборудование и материалы: карточки, раздаточный материал.

Формы работы: коллективная, групповая, парная, фронтальная, индивидуальная.

Методы: частично-поисковый, проблемный.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Минутка чистописания

III. Словарная работа

(Взаимопроверка, обмениваются тетрадями).

IV. Сообщение темы урока

У: А теперь послушайте загадку. Что общего есть у дерева, зуба, волоса и слова?

Обучающиеся: Корень.

Учитель: Правильно. Все вы прекрасно знаете, что всё в нашем мире из чего-нибудь состоит (вспомним урок окружающего мира по теме «Тела, вещества, частицы»). Например, облака состоят из мельчайших капелек воды, воздух состоит из смесей различных газов, наш класс – из учеников, наша речь состоит из предложений, предложения из слов. А слова, которые мы произносим и пишем, тоже имеют свой состав, они сделаны из разных частичек. И каждая из этих частичек вносит в слово свою часть смысла. Но есть в словах и самая главная частичка, без которой и не будет никаких слов. Кто догадался, о какой частичке веду я речь? (О корне)

У.: Правильно. Я говорю о корне. Но слово корень, как мы убедились, – многозначное. Это и подземная часть дерева, и внутренняя часть зуба, волоса, ногтя и часть слова. У всех этих слов есть общее значение – они важная часть своих предметов. А мы будем на уроке говорить о корне, как о главной части слова.

V. Изучение нового материала

1. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.

Мотивация

У.: Послушайте сказку.

Много-много лет тому назад нашел старик странное семечко. Он решил его посадить в землю и посмотреть, что же из него вырастет. Сначала из семечка вырос странный корень. Вот он. (Карточка с корнем – сад перевернута словом к доске. Учитель прикрепляет ее на доску). Затем из этого корня стали отходить ростки. Были они чем-то похожи на этот корень, но и свое в каждом было. Вот эти отростки. (Карточки со словами рассада, садовник, садовод, посадки прикрепляются на нарисованные, на доске ветки дерева). И выросло вот такое дерево!

У.: Из чего же состоит это дерево?

О.: Из слов.

У.: Прочитайте внимательно слова. (Обучающиеся читают слова) Посмотрите, может быть, вы мне сами назовёте общую часть этих слов, из которой выросли все эти слова? (Ответы обучающиеся)

У.: Правильно, это часть – сад. (Учитель переворачивает карточку-корень).

– Чем похожи все эти слова?

О.: У них есть общая часть.

У.: Как она называется?

О.: Корень.

У.: А как называются слова, у которых есть общая часть? (Однокоренные, родственные).

Фронтальная работа. Постановка учебной задачи (проблемы) и поиск решения учебной задачи (проблемы)

У.: Правильно. Давайте сами «вырастим» такие слова из корня. Например, из корня – ход. (На доске написано слово «ход»). Записываем слова на доске и в тетрадях. (Обучающиеся называют слова: выход, выходить, поход, походка, обход, обходить, выходка, переход; записывают в тетрадь, один ученик работает у доски).

У.: Вот, сколько слов у нас получилось вырастить из одного корня. Прочитайте их. (Обучающиеся читают записанные слова). Чем похожи эти слова?

О.: У них есть общая часть.

У.: Назовите мне ее.

О.: Это часть – корень – ход.

У.: Правильно, корень – ход. Давайте выделим этот корень специальным значком – дугой во всех словах. (Выделяют корень – ход во всех записанных словах).

У.: А теперь попробуйте прочитать только корень (Читают).

У.: Вы поняли, что означает это слово? (Да).

– Давайте уточним значение слова ход в толковом словаре. Ход – движение, перемещение в каком-н. направлении.

– Теперь попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. (Читают.)

– Ясен ли смысл слов? (Нет.)

– Какой же мы сделаем вывод, что такое корень? (Ответы обучающихся.)

У.: Правильно, корень – это главная часть слова. В корне заключён смысл слова. В корне передается значение слова. От него «растут» другие слова.

– А теперь прочитаем правило в учебнике. Откройте учебник на странице 99 и прочитайте правило самостоятельно.

– Прочитали? Тогда ответьте мне на вопрос: что такое корень слова? (Выслушиваются ответы нескольких обучающихся).

О.: Корень – это общая часть однокоренных слов, в которой передается их основное значение.

У.: Приведите примеры однокоренных слов (ответы обучающихся). Прочитайте правило еще раз.

2. Работа над двумя признаками однокоренных слов (Проблемный метод).

Дидактическая игра «Найди свой дом».

– А сейчас мы поиграем. У меня три домика. В первом живёт корень «земл», во втором – «звер», в третьем – «вод». У вас на столах карточки со словами. Прочитайте внимательно и найдите домик для своего слова.

– Начинаем заселять дома: (по очереди прикрепляют свои слова).

Дома

Постановка проблемы: как различать однокоренные слова со словами с одинаковым корнем?

У.: Внимательно посмотрите и скажите, у всех ли слов в каждом столбике одинаковые корни? (Да)

 – Все ли слова в каждом столбике одинаковые по смыслу? (Находят лишнее).

– Верно, слово водитель «лишнее». Значит однокоренные слова – это, какие слова? (Ответы обучающихся).

– Верно, однокоренные слова имеют общий корень и одинаковое значение, смысл (признаки).

У.: Какой вывод можно сделать?

О.: У всех однокоренных одинаковый корень и одинаковое значение.

У.: Мы с вами только что выделили 2 признака однокоренных слов.

– А как написан корень в однокоренных словах?

О.: Одинаково.

У.: Правильно, корень в однокоренных словах пишется одинаково. И это вам нужно будет запомнить.

– А чтобы лишнему слову не было «скучно», подберём ему однокоренные слова и запишем их, корень выделим. (Письмо с комментированием учителя. Обучающиеся называют слова, учитель пишет на доске и проговаривает, Обучающиеся пишут в тетрадях: водитель, приводить, провод, проводка, подводить, проводы).

(После записи выделяется корень в словах.)

У.: Закончили работу? Обменяйтесь тетрадями друг с другом. Проверьте работы, поставьте отметки (работа в парах, взаимопроверка).

VI. Закрепление

1. Упражнение в выделении корня в однокоренных словах (работа по карточкам).

Задание: спишите слова, выделите корень.

1 вариант:

2 вариант:

Лётчик, самолёт, полёт.

Род, родители, родил.

Ледяной, ледовый, лёд.

Трудовой, трудись, труды.

(Групповая работа). Проверка:

У.: Выделим корень в словах, расположенных на доске (по одному ученику от каждого варианта.)

– Правильно ли выделили корень? У кого не было ошибок? (Самопроверка).

2. Игра «Найди лишнее слово»

У.: А сейчас словесная игра на внимательность. В каждой строке есть «лишнее» слово. Вы должны его назвать и объяснить свой выбор.

На доске:

Белка, беленький, белить.
Водяной, вода, водить.
Лист, лиса, лисёнок.
Лось, лоскут, лосёнок.

У.: Молодцы! А теперь на слух:

Моряки, морской, моржи
Корень, корневой, коржи.
Холод, холмик, холодок.
Носик, носит, носок.
Семя, семечко, семья.
Вдруг, подруга, друзья.

3. Работа в учебнике

Выполняется упражнение 45 на странице 107.

VII. Итог урока

У.: Что нового вы узнали на уроке? Какие слова можно называть однокоренными? (Ответы обучающихся).

О.: Однокоренными словами называются близкие по смыслу слова с одинаковым корнем.

У.: Что же такое корень слова? (Рассказывают правило).

– Назовите признаки однокоренных слов. (У однокоренных слов есть общая часть и общее значение. Все корни в однокоренных словах пишутся одинаково).

У.: Что нужно сделать, чтобы правильно найти корень в слове?

О.: Чтобы правильно найти корень, нужно подобрать как можно больше однокоренных слов и посмотреть, какая часть в них является общей.

VIII. Рефлексия урока

Конкурс «Верю – не верю»:

  1. Верите ли вы, что слова шиповник и шип однокоренные?
  2. Верите ли вы, что слова голый и угол однокоренные?
  3. Верите ли вы, что в словах муха и мушка согласные корня чередуются?
  4. Верите ли вы, что слова морозит и мороженое родственные?

– Вы сегодня очень хорошо работали. За работу на уроке я ставлю отметку «пять» – …, «четыре» – …, отметку «три» – ….

– Урок окончен. Всем спасибо.

Домашнее задание: Наши обучающиеся не имеют возможности выполнять домашние задания, и весь процесс обучения проходит только на уроке.

Планируемые результаты изучения темы “Состав
слова”
:

  • учащиеся научатся распознавать однокоренные
    слова и группировать их; различать однокоренные
    слова и синонимы;
  • работать со словарём однокоренных слов;
    работать с памяткой “Как разобрать слово по
    составу”;
  • образовывать новые слова с помощью приставок и
    суффиксов;
  • составлять описательный текст по картине.

Цели. Уточнить представление о том, что
корень в однокоренных словах пишется одинаково,
учить находить корень в словах.

Оборудование: дополнительный материал к
уроку (карточки), словари, памятки “Как найти
корень слова”, игровые видеоупражнения.

Ход урока

I. Организационный момент.

Громко прозвенел звонок —
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться!
Не лениться, а трудиться!
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!

II. Проверка домашнего задания.

Работа с толковым словарём. Нахождение
лексического значения слова “корень”

Корень — подземная часть растения.

Корень — внутренняя, находящаяся в теле, часть
зуба.

Корень – часть слова. (Слайд 2, 3, 4)

Презентация.

III. Актуализация знаний.

1. Где мудрость, там и успех, где разум, там и
процветание во всём.

Ум да разум надоумят сразу.

— Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете
смысл этих пословиц?

— Запишите любую из пословиц в тетрадь.

Если ручкой я пишу,
Не верчусь и не спешу,
Буква к букве по линейке аккуратно вывожу.


2. Прочитайте группы слов ( Слайд 5, слайд 6)

1 2
ученик

школьник

обучающийся

класс

классная

одноклассник

— Что можете сказать про каждую группу слов?

— Сформулируйте тему урока. ( Слайд 7)

— Чему мы будем учиться на уроке?

IV. Самоопределение к деятельности.

1.


Слов на свете нам не счесть,
В каждом слове корень есть.
Чтобы грамотно писать,
Надо корень выделять.


— Составьте алгоритм, по которому будем
находить корень.

(1 шаг. Подбираем группу однокоренных слов с
одним и тем же лексическим значением.

2 шаг. Находим общую часть слов.

3 шаг. Выделяем корень.

2. Образование родственных слов.

— Найдите корень в словах. (Слайд 8,9,10)

— Попробуем посадить семечко, под названием
“ход”. Понаблюдаем, какие “вырастут” слова из
этого корня.

Ходим, ходики, ходули, ходунки, поход, переход,
походка. (Дети слова записывают в тетрадь в один
столбик)

— Что можете сказать про эти слова?
(Однокоренные слова — это слова, которые имеют
одинаковый корень с одним и тем же лексическим
значением)

3. Работа в парах по образованию слов. (Слайд 11)

1 ряд-сад (садик, садовая, садовник)

2 ряд-корм (кормушка, кормить, кормовая)

3 ряд-берёза (берёзка, березняк, берёзовая)

V. Работа по теме урока.

1. Работа по учебнику. Стр. 74 упр. 130.

— Прочитайте.

— Найдите однокоренные слова. Как вы их
определили? Объясните лексическое значение
каждого из этих слов. Выпишите однокоренные
слова. Выделите в них корень. Подчеркните в корне
непроверяемую орфограмму. (Осиновый, осинник,
осинки, осины, подосиновики.)

2. Задание-шутка.

Гусеница повстречала семью гусей.

— Вы кто такие?

— Я — гусь, это гусыня, а это наши дети — гусята. А
ты кто?

— Я ваша родственница-гусеница.

— Права ли гусеница?

— Почему?

Составление правила о корне слова.

Корень слова — это главная, значимая часть
слова. В корне заключено общее лексическое
значение всех однокоренных слов.

4. Знакомство с правилом от Мудрой Совы. (с.74)

VI . Физминутка.

Из-за парт все выходите
И лопаточки берите.
Мы копаем, мы копаем,
В почву семена сажаем.
Разрастётся в почве корень,
Урожая будет “море”.
Вот морковка, вот редис,
Окопали барбарис.
Поливали, удобряли,
Славный урожай собрали!

VII. Закрепление изученного материала.

1. Развитие речи. (На экране текст упр. 131 с
пропущенными словами. Задание: вставить
подходящие по смыслу слова)

2. Работа по учебнику. Стр. 74 упр. 131.

— Найдите однокоренные слова.

— Объясните их лексическое значение.

— Какая часть в каждом из однокоренных слов
“хранит” общее лексическое значение всех
однокоренных слов.

— Выполните письменное задание к упражнению.

Взаимопроверка.

3. Синтаксический разбор. (Слайд 12)

Долину окружали лесистые горы.

— Какое предложение по цели высказывания?

— По интонации.

— Докажите, что это простое предложение.

4. Фонетический разбор слова “лесок”

5. Игра “Помоги братьям лосям спуститься на
землю”

— Докуко Настя ведёт игру. Фендель Александр
фиксирует на компьютере правильные ответы,
которые дают дети.

1 лось. Молодой, молодость, молоденький, молодец.

2 лось. Рябина, рябинка, рябинушка, рябиновый.

3 лось. Серебро, серебрить, серебряный.

4 лось. Ночь, ночной, ночник, ночевать.

VIII. Рефлексия. Самооценка.

Игра “Третий лишний”. (Слайд 13)

— Назовите лишнее слово.

Желток, железо, жёлтый.
Белый, белка, белить.
Циркач, циркуль, цирк.
Гром, громкий, громадный.
Вода, водитель, подводный.

Работа по карточкам.

Найди родственные слова и выдели корень.
Обоснуй свой ответ.

1. Лекарство стекло с ложечки.

2. Через стекло я наблюдал за первым снегом.

3. Стеклянная сова предназначалась победителю
игры.

Найди родственные слова и выдели корень.
Обоснуй свой ответ.

1. Вода в реке была уже холодная.

2. Водитель остановил автобус.

3. Водяной распевал песни .

Найди родственные слова и выдели корень.
Обоснуй свой ответ.

1. Белой краской бабушка покрасила стул.

2. На ветке сидела белка.

3. Стены в классе пришлось перебеливать.

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока.

— По вашему мнению, наш урок достиг цели?

— Обратите внимание на пословицы, с которых
начался наш урок. Можно ли сказать, что эти слова
подходят к теме нашего урока

— А какую связь с нашим  уроком  вы
заметили? (В пословице есть родственные слова).
Назовите эти слова. Какой корень у этих слов?

— Что такое корень?

— Назовите признаки однокоренных слов.

X. Домашнее задание. (Слайд 14)

Стр.75 упр.132

— Ребята дома вам предстоит выбрать родственные
слова и выделить у них корень.

  • 1 группа. Составить из слов текст.
  • 2 группа. Составить 3 словосочетания.
  • 3 группа. Составить одно предложение , выписать
    из него словосочетания.

Спасибо за работу на уроке! (Слайд 15)

20.10.17г.Тема: Правописание корня в однокоренных словах. Чередование в корнях однокоренных слов.

Цель:

развитие умений анализировать однокоренные слова, устанавливать наличие разных (чередующихся) согласных в

корне слов, находить корни с чередующимися согласными.

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания

учебных успехов)

Здравствуйте, ребята!

Какое у вас настроение? Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи на

весь рабочий день.

Откройте тетрадь.

Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

Какую запись должны сделать дальше?

Напишите слова «Классная работа».

1. Словарная работа

(1 ученик на доске, остальные в тетрадях)

Выполним логический словарный диктант

Четвёртый день недели.

Вид бытовой техники , предназначен для помощи людям

Хозяйственные предметы, предназначенные для хранения продуктов, а

также еды, питья.

Произведение живописи, выполненное в красках на бумаге, доске,

ткани.

Специалист, который преподает какойлибо учебный предмет в школе

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать

информацию из схем,

иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в

виде схемы.

3. Выявлять сущность,

особенности объектов.

4. На основе анализа объектов

делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать

по признакам.

6. Ориентироваться на развороте

учебника.

7. Находить ответы на вопросы в

иллюстрации.

Тонкая палочка графита, вделанная в деревянную оболочку.

Последний осенний месяц.

2. Введение темы урока.

Прочитайте слова, записанные на доске:

Л е,и сник, с а, о вник, тр а о винка, л и, е сток.

–Что необычного вы заметили в этой записи?Давайте исправим недочёт.

Что нужно сделать?

Назовите тему урока.

Из чего состоят слова? (Из звуков и букв, из слогов, из корня,

приставки…)

Что вам уже знакомо? (Часть слова. Корень.)

Что узнаете нового? (О чередовании согласных звуков в корне.)

3. Повторение изученного о корне слова.

Отгадайте загадку (на основе упр. 16 из «Дидактического материала»).

Я у дуба,

Я у зуба,

Я у слов

И у цветов.

Я упрятан в темноту,

Я не вверх, а вниз расту.

(С. Бондаренко)

Запишите отгадку.

Ученики записывают: корень.

О каких корнях говорится в стихотворении? орень растения, корень

зуба, корень слова.)

О каком корне мы будем говорить на уроке? Графически обозначьте

этот корень.

Ученики делают графическое обозначение корня.

Упр. 136 развивается умение находить однокоренные слова,

выделять в них корень, подбирать к слову однокоренные слова.

Главная мысль – в двух последних строчках.

Ученики выписывают однокоренные слова, выделяют корень,

дописывают однокоренные слова:

Посадили, сад, садовод, садовник, садовый, рассада.

Упр. 138 развивается умение находить корень в однокоренных

словах и графически его обозначать, различать однокоренные слова и

разнокорневые слова с близким значением.

Образец записи:

Свет, светлый, светло… (кроме с ветки.

Вывод. Почему корень это главная часть слова? (В нём заключено

значение, смысл всех однокоренных слов.)

Прочитайте слова в рамке. Что означает каждое слово? (Светильник

любой осветительный прибор; люстра светильник с несколькими

плафонами; лампа небольшой светильник, может быть с абажуром.)

Что их объединяет? (Называют осветительные приборы.)

Являются ли эти слова однокоренными? (Нет. Они поразному

называют сходные предметы, у них разные корни.)

1. Постановка учебной проблемы.

Наблюдение за новым явлением в корнях однокоренных слов (упр. 139).

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать

Формулирование

проблемы,

планирование

деятельности.

Открытие новых

знаний.

Учитель может записать на доске слова:

Свет, свеча, освещение.

Ученики работают по группам, выполняя задания и отвечая на вопросы

в учебнике.

Затем от каждой группы предлагают свои формулировки вопросов.

(Почему в корне однокоренных слов встречаются разные согласные

звуки? Как называются корни однокоренных слов, в которых

отличаются согласные звуки? и др.)

Сравнение выводов детей с авторской формулировкой. (Почему

написаны разные буквы в корне однокоренных слов?)

Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока?

Составим план урока.

План (примерный).

Учитель составляет план вместе с детьми.

Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

2. Открытие нового знания.

Поиск решения.

(2–3 группы работают над каждым упражнением).

После завершения работы в группах учитель задаёт вопросы:

Почему изменяются последний звук и последняя буква корня в

некоторых однокоренных словах? (Для удобства произношения.)

Какое слово было родоначальником всех остальных слов в каждом

упражнении? (Снег, друг.)

Допишите эти слова в ряду записанных в тетрадях слов.

Какой звук был исходным, основным? (])

А каким он заменился? (//з])

На доске (слайде) появляются ряды однокоренных слов с выделенными

корнями (буквы согласных г и ж/ выделены цветом), а рядом с ними

своё предположение на основе

работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в

соответствии с поставленной

задачей.

3. Прогнозировать предстоящую

работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную

и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и

понимать других.

2. Строить речевое высказывание

в соответствии с поставленными

задачами.

3. Оформлять свои мысли в

устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать

своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

запись [г//ж], [г//ж//з]:

Снежок, снежинка, снеговик, снежный, снег [г//ж].

Дружок, подруга, дружный, дружить, друзья, друг [г//ж/].

3. Работа над определением.

Прочитайте про себя текст в рамке

Вопросы после чтения:

Что такое закон языка?

Что такое чередование согласных звуков?

Какие новые чередования вы узнали из определения? ([х//ш])

Назовите чередование, которое наблюдали в корнях слов свет, свеча,

освещение. ([т//ч//щ])

Сколько звуков могут чередоваться в корне? (2 или 3.)

2. Оценивать поступки в

соответствии с определённой

ситуацией.

3. Формируем мотивацию к

обучению и целенаправленной

познавательной деятельности.

ΙΙI. Развитие

умений –

применение

знания.

Работа по учебнику.

Упр. 142 развитие умений находить корни с чередующимися

согласными, выделять эти чередования и графически их обозначать.

Что мы сейчас делали?

Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

Какое ключевое слово сегодняшнего урока. (Чередование.)

Что у вас получалось сегодня лучше всего?

В чём испытали затруднения?

Кто сегодня получил отметку в дневник?

За что?

Однокоренные слова в русском языке: определение и разбор темы

Определение понятия

Существует большое количество терминов, у которых есть одинаковая общая часть. Она имеет аналогичное во всех случаях звучание и этимологическое значение. Такой частью служит корень, а группа лексем носит в грамматике название однокоренных.

Кроме того, все такие слова имеют некий общий смысл, который соотносится с определённым предметом, признаком или действием. Это качество принято называть лексическим значением слова.

Такую группу принято ещё называть родственными понятиями. Лучше понять это можно на примере однокоренных слов:

Пример однокоренных слов

  • Для начала выстраивается ряд терминов с одинаковым корнем — снег, снеговик, снежинка, снежный, заснеженный. Для облегчения процесса можно воспользоваться формой подбора однокоренных слов онлайн.
  • Все эти слова по смыслу связаны с понятием «снег», но их точные значения разнятся между собой. Значит, все они являются родственными.

Другой пример: писать, записка, запись, подпись, написанный. В каждом из этих слов корень «пис», по смыслу они происходят от слова «писать». Значит, слова являются родственными и однокоренными.

Однокоренные слова образуются путём присоединения к основной морфеме дополнительных частей. Это может быть приставка или суффикс. При образовании нового понятия образуется новая информация:

  • Ловить — наловить, выловить, ловец, улов, ловля, выловленный.
  • Туман — туманный, затуманился, туманно, туманность.
  • Стол — столик, настольный, столешница.

Слова, имеющие одинаковые корни, могут быть разными частями речи. Для примера можно проанализировать цепочку слов: записка, прописной, написанный, подписывать, письменно, описывая. При изучении этого списка, в нём легко установить следующие части речи:

Однокоренные слова в русском языке

  • Имя существительное — записка.
  • Имя прилагательное — прописной.
  • Причастие — написанный.
  • Деепричастие — описывая.
  • Глагол — подписывать.
  • Наречие — письменно.

Корневая морфема и её свойства

Чтобы разобраться, что такое однокоренные слова в русском языке, для начала нужно разобраться с их морфологическим составом.

Корневая морфема

Корнем принято называть основную часть, придающую смысл. Именно в этой морфеме заключено лексическое и этимологическое значение всех однокоренных терминов. В отличие от других частей, корень является обязательной частью для каждого понятия. В то же время есть множество лексем, не имеющих приставок (пишет, читает, стол, снег), суффиксов (плохой, лужа, книга), окончаний (мел, пол, остров). Основа их может состоять только из одного корня и иметь самостоятельное значение.

В языке встречается большое количество терминов, которые не образуют однокоренных групп. Их главная морфемная часть стоит в единственном варианте — какао, какаду, жабо, очень, увы. Чаще всего они имеют иностранное происхождение или являются географическими названиями.

В некоторых понятиях основное лексическое значение выражается не отдельной морфемой, а только общим содержанием. Например, утренник — детский праздник. Ни одна из частей не выражает лексического значения.

Многие лексемы состоят только из корня и не подразумевают прибавления других частей. Это могут быть:

Корень слова

  • Несклоняемые — какао, атташе, алоэ.
  • Неизменяемые прилагательные — беж, реглан.
  • Служебные — но, под, если, между и пр.
  • Наречия — весьма, очень.
  • Междометия — ах, эй, ага, алло.

Большинство корней могут употребляться в речи как самостоятельные единицы или в сочетании с аффиксами. Такая разновидность называется свободной. Есть морфемы, которые применяются только в сочетании с приставками, суффиксами и окончаниями. Они называются связанными. Примеры: агит- (агитация, агитировать), изол- (изоляция, изолированный), спекул- (спекулирует, спекуляция)

Чтобы найти корень, необходимо выполнить следующие условия:

  • Найти несколько родственных понятий.
  • Выделить часть, которая объединяет их по звучанию и лексическому значению.

Это и будет корнем. На уроках русского языка в школе его выделяют особым значком, имеющим форму дуги.

Отличия от форм одного слова

Однокоренные лексемы часто путают с разными формами одного и того же термина. В первом случае группа имеет одинаковую корневую морфему, но различное значение. Это могут быть разные части речи.

Во вторую категорию входят имеющие одинаковое лексическое значение и являющиеся одной и той же счастью речи. Фактически это одно и то же понятие, которое имеет разные грамматические признаки:

На уроке

  • Изменяется по падежам и числам, если это существительное.
  • По падежам, числам и родам, если речь идёт о прилагательном или причастии.
  • По лицам, числам и временам — в случае, если исследуемая часть речи является глаголом.

В качестве примера можно рассмотреть слово «соль». Однокоренными в этом случае будут: солёный, соленья, солить, рассол, пересоленный и пр. Все эти лексемы при разборе по составу имеют общую корневую морфему. Их смысловое значение — близкое к слову «соль».

Формами существительного «соль» будут:

  • Изменение по падежам — соль, соли, солью, о соли.
  • Изменение по числам — соль (ед. ч.), соли (мн. ч.).

Формами прилагательного «солёный» будут изменение по падежам (солёный, солёного, и пр.), родам и числам (солёные и солёный).

Формами глагола «солить» являются изменения по лицам (солю, солишь, солит), числам (солит солят), родам (солила, солил, солило).

Омонимичные корни

Однокоренные слова нужно также отличать от омонимичных форм. Омонимы — это лексемы, имеющие одинаковое звучание и написание, но разный лексический смысл. Эта характеристика относится и к омонимичным корням. Они пишутся одинаково в предложениях, но придают разный смысл. У однокоренных понятий значение всегда одинаковое или близкое.

Для примера можно разобрать следующее упражнение:

Омонимичные корни

  • Вода, подводник, водный, водяной, водолаз, водянистый. Все они связаны по смыслу со словом «вода», имеющим значение «жидкость». Омонимичными к этой группе являются: водитель, проводник, провода, водит. Они близки по смыслу к словам «вести», «водить». Разница значения в этом случае становится очевидной.
  • Нос, носик, носатый, длинноносый, долгоносик, курносый — группа имеет лексическое значение, связанное с частью тела человека или животного. Носит, водоносный, яйценос — происходят от глагола «носить».
  • Хлеб, хлебный, хлеборезка хлебороб — лексическое значение связано с хлебом (продуктом из муки). Хлебать, хлебнуть, похлёбка — обозначает пить, глотать жидкость или жидкую пищу.

Проверка правописания

Зная, как правильно пишется корень одного понятия, можно грамотно написать всю родственную ему группу. Существует несколько грамматических правил однокоренных слов. Они входят в программу 6—7 классов средней школы:

Писать

  • Если в корне есть безударная гласная, можно записать такую проверочную форму, в которой гласная будет находиться под ударением. В этом случае правописание уже не будет вызывать сомнений. Примеры: лесник — лЕс, домашний — дОм, колосится — кОлос, колОсья.
  • В некоторых случаях подобрать ударный вариант и проверить безударную гласную невозможно. Их можно только запомнить. Они собраны в орфографическом словаре.
  • Если согласная на конце слышится неотчётливо, подбирают такую форму или однокоренной вариант, где после неё стоит гласный звук. Примеры: хлеб — хлебороб, хлеба; мороз — морозы, заморозит.

В некоторых случаях гласные и согласные звуки могут чередоваться: дорога — дорожка, муха — мушка, снег — снежок. Правописание чередующихся гласных зависит от суффикса, ударения, а также буквы, стоящей после гласной. Примеры чередования: вытереть — вытирать, умереть — умирать (суффикс «а» после корня), загорать — загар, расти — вырос.

  • Как пишется корень в математике буквами
  • Как пишется корень в информатике
  • Как пишется корень в алгебре
  • Как пишется корень в excel
  • Как пишется корень бер бир