Как пишется критическая статья

КАК НАПИСАТЬ РЕЦЕНЗИЮ


Рецензия (от лат. recensio «рассмотрение») — отзыв, разбор и оценка нового художественного, научного или научно-популярного произведения; жанр критики, литературной, газетно-журнальной публикации.

Рецензию характеризует небольшой объём и краткость.

Рецензент занимается в первую очередь новинками, о которых практически еще никто не писал, по поводу которых еще не успело сложиться определенное мнение.

В классике рецензент обнаруживает, прежде всего, возможность её актуального, остросовременного прочтения. Любое произведение нужно рассмотреть в контексте современной жизни и современного литературного процесса: оценить его именно как новое явление. Такая злободневность является непременным признаком рецензии.

Под сочинениями-рецензиями мы понимаем такие творческие работы:

  • небольшая литературно-критическая или публицистическая статья (часто полемического характера), в которой рассматриваемое произведение является поводом для обсуждения актуальных общественных или литературных проблем;
  • сочинение, которое в большей степени лирическое размышление автора рецензии, навеянное чтением произведения, чем его истолкование;
  • развёрнутая аннотация, в которой раскрывается содержание произведения, особенности композиции и одновременно содержится его оценка.

Примерныйплан рецензии на литературное произведение.

  1. Библиографическое описание произведения (автор, название, издательство, год выпуска) и краткий (в одном-двух предложениях) пересказ его содержания.
  2. Непосредственный отклик на произведение литературы (отзыв-впечатление).
  3. Критический разбор или комплексный анализ текста:
    — смысл названия
    — анализ его формы и содержания
    — особенности композиции
    — мастерство автора в изображении героев
    — индивидуальный стиль писателя
  4. Аргументированная оценка произведения и личные размышления автора рецензии:
    — основная мысль рецензии
    — актуальность тематики произведения

В рецензии не обязательно присутствие всех вышеперечисленных компонентов, главное, чтобы рецензия была интересной и грамотной.

Принципы рецензирования.

Импульсом к созданию рецензии всегда служит потребность выразить своё отношение к прочитанному, это попытка разобраться в своих впечатлениях, вызванных произведением, но на основе элементарных познаний в теории литературы, подробного анализа произведения.

Читатель может сказать о прочитанной книге или просмотренном фильме “нравится — не нравится” без доказательств. А рецензент свое мнение должен тщательно обосновать глубоким и аргументированным анализом.

Качество анализа зависит от теоретической и профессиональной подготовки рецензента, его глубины понимания предмета, умения анализировать объективно.

Отношения между рецензентом и автором — творческий диалог при равном положении сторон.

Авторское “я” проявляется открыто, чтобы рационально, логически и эмоционально воздействовать на читателя. Поэтому рецензент использует языковые средства, совмещающие функции называния и оценки, книжные и разговорные слова и конструкции.

Критика не изучает литературу, а судит её — с тем, чтобы сформировать читательское, общественное отношение к тем или иным писателям, активно воздействовать на ход литературного процесса.

Коротко о том, что нужно помнить при написании рецензии:

Подробный пересказ снижает ценность рецензии: во-первых, неинтересно будет читать само произведение; во-вторых, одним из критериев слабой рецензии справедливо считается подмена анализа и интерпретации текста его пересказом.

Всякая книга начинается с названия, которое в процессе чтения как-то интерпретируешь, разгады-ваешь. Название хорошего произведения всегда многозначно, это своего рода символ, метафора.

Многое для понимания и интерпретации текста может датьанализ композиции. Размышления над тем, какие композиционные приёмы (антитеза, кольцевое построение и т.д.) использованы в произведении, помогут рецензенту проникнуть в замысел автора. На какие части можно разделить текст? Как они расположены?

Важно оценить стиль, своеобразие писателя, разобрать образы, художественные приёмы, которые он использует в своем произведении, и обдумать, в чём заключается его индивидуальный, неповторимый стиль, чем этот автор отличается от других. Рецензент разбирает “как сделан” текст.

Статья, рецензия и эссе являются жанрами литературной критики, призванной оценивать и истолковывать художественные произведения и отраженные в них явления жизни.

      Литературная критика рассматривает как современную, так и классическую литературу (современное ее прочтение), она тесно связана с эстетикой, теорией и
историей литературы.

      Характер литературной критики меняется во времени. Сначала это была в основном общая оценка произведения, рекомендация его другим читателям. Затем ее
цели и задачи усложняются. Важными критериями оценки становятся эстетическая, общественная и нравственная значимость произведения, которое рассматривается как целостное художественное явление
в единстве формы и содержания.

      Однако зачастую одни критики рассматривали и оценивали художественные произведения в основном с позиций эстетической значимости (эстетическая
критика), другие — исследовали содержание произведения, сверяя его с самой жизнью, подвергали анализу общественные процессы, выявляли типические явления, выносили приговор жизни,
запечатленной писателем (реальная критика). Были и другие направления. Критика советского периода руководствовалась классовыми и партийными критериями в оценке произведений.

      Критика стремится рассматривать художественное произведение в единстве всех его качеств: общественной, эстетической, нравственной значимости и
гуманистической направленности. Критик помогает читателю осмыслить идеи и образы, данные автором. При этом он учитывает особенности языка и стиля писателя, его художественную манеру.

      Критику важно быть доброжелательным в обращении, точным, искренним и честным в своей аргументации.

      Критическая статья — один из основных жанров литературной критики. В ней даются разбор и оценка книги, ее темы, идейного содержания, языка и
стиля, указывается значение в ряду других работ писателя и др.

      Часто литературно-критические статьи носят публицистический характер, т. е. наряду с разбором и оценкой произведения в них рассматриваются
общественные проблемы, поднятые писателем.

      Школьные сочинения в жанре литературно-критической статьи могут быть посвящены персонажу или группе персонажей одного произведения («Татьяны милый идеал»
в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин», «Дворянская Москва в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»), сравнению персонажей одного или двух произведений («Смысл
противопоставления Обломова и Штольца в романе И. А. Гончарова «Обломов», «Онегин и Печорин — герои своего времени»), а также целостному истолкованию произведения или
поставленной в нем проблемы или теоретико-литературному вопросу («Идейно-художественное своеобразие поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри», «Л. Н. Толстой о роли личности
в истории» (по роману «Война и мир»), «Пейзаж и его роль в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»).

      Литературно-критические сочинения требуют прежде всего хорошего знания текста и умения его интерпретировать. Однако школьное истолкование художественного
текста отличается от литературоведческого.

      Овладеть жанром статьи позволяет чтение и разбор статей русских критиков.

      Примерные вопросы, помогающие разобрать литературно-критическую статью: 

      — В какое время написана статья?

      — Каковы взгляды автора, основные критерии оценки, которыми он пользуется, какое свойство художественной литературы выдвигает на первый план?

      — Во имя чего написана статья, какие цели и задачи поставил критик?

      — Какими приемами толкования текста он пользуется?

      — Как доказывает свою точку зрения, как делает выводы и обобщения, с кем полемизирует? Культура полемики.

      — Какие еще написаны статьи об этом произведении? Какова точка зрения их авторов?

      — Какие мысли и чувства стремится пробудить критик у читателя?

      — Как выражается личное отношение автора статьи к прочитанному?

      — Как начинается статья? Ее композиция, язык и стиль.

      — Как вы относитесь к оценкам критика? Используйте для доказательства текст художественного произведения.

      При изучении содержания конкретной критической статьи можно использовать следующие приемы: дать историко-литературную справку, организовать
комментированное чтение статьи, помочь составить план и тезисы к нему, предложить написать самостоятельную работу в виде ответа на вопросы по наиболее сложным положениям
статьи.

      Обучая писать сочинения на тему, связанную с теоретико-литературным понятием, необходимо учитывать, что теория литературы имеет прикладное значение
в школьном изучении и служит средством грамотной интерпретации и постижения художественного текста.

Задача статьи как
наиболее научно-публицистического
жанра литературно-художественной
критики – раскрыть, проанализировать,
оценить существенные стороны
литературно-художественного процесса,
истолковать, обобщить, оценить факты,
события, явления, выявить связи между
искусством и жизнью.

В центре критической
статьи всегда находится актуальная,
идейная, нравственная, эстетическая
проблема, ставится она преимущественно
на современном литературно-художественном
материале, автор статьи не старается
охарактеризовать избранные им произведения
со всех сторон, он выбирает аспекты,
нужные ему для главной проблематики
его статьи.

Трудность составления
статьи – найти меру обобщенности и
конкретного анализа, связать
публицистический пафос и точность,
между выявлением авторской критической
позиции и объективным требованием
материала, привлекаемого в статью,
объективной логикой.

Научность – не
только свойство критической статьи, но
и зримо наблюдаемое структурообразующее
качество этого жанра, часто возникают
пограничные между критикой и собственно
наукой произведения (либо дедуктивный
— от проблемы к материалу, либо индуктивный
способ построения — от материала к общим
выводам).

Проблемная статья
чаще всего бывает дедуктивной конструкции,
все остальные разновидности жанра имеют
индуктивное построение.

Наряду с проблемной
статьей существует еще много разновидностей
жанра статьи. Различаются по двум главным
признакам:

– функция (в том
числе связанная с местом публикации);

– стилевая интонация.

Теоретическая
статья – посвящена коренным
идейно-теоретическим вопросам развития
искусства, утверждению и развитию
принципов социальной реальности,
разоблачению взглядов идеологических
противников.

Функция теоретической
статьи – постановка вопросов теории
на современном художественном материале,
стилевая доминанта подобной статьи —
язык научной речи или близкий к ней.

Юбилейная статья
обязательно связана с какой-либо
знаменательной датой, она функционально
сосредоточена на изложении позитивного
вклада данного художника в культуру
или подчеркивает значение данного
историко-художественного события. Это
вовсе не исключает разговора об
объективных ограничениях или субъективных
заблуждениях мастеров искусств.
Стилистически больше тяготеет к научной
речи, чаще представляет популяризацию
достигнутого искусствознанием во
взглядах на данного художника; но к
критике ее привязывает акцент на
современное звучание опыта художника.

Эссе – больше
выявленность личного, лирического
начала, осознанное авторское стремление
к стилистическому и композиционному
существу.

Функция – найти у
читателя не только логический, но и
эмоциональный отклик; в стиле – стремление
к особой художественности (сами мастера
искусств часто пишут – аргументация
маленькая, но авторитет имени высок).

Полемическая статья
имеет своей функцией прямое,
публицистическое, заостренное опровержение
концепций, трактовок, прочтений, которые
автор считает вредными.

Полемическая статья
может быть разнообразна по своим
предметам (идеологические, политические,
внутри художественные проблемы). Иногда
полемика становится постоянной рубрикой;
речевые средства (стилистическая
окраска) подчинены задачам полемики –
ирония, риторические вопросы, другие
возможности языковой экспрессии. Общий
тон полемической статьи – всегда
повышенный (задача – убедить в правильности
анализа вопроса, который вызвал полемику).

Иногда говорят о
литературной параллели (но это, скорее
всего, жанровая разновидность).

Каждая из разновидностей
жанра статьи имеет свои особенности
композиционной структуры, использует
различные стилистические средства.

Композиция статьи
может быть логической, субъективно-лирической
и «фактографической», передавая
соответственно преимущественное
движение либо авторской мысли, либо
авторского чувства, либо приводимого
материала (то есть привлекаемых
художественных произведений).

Логическое построение
ближе к научным истокам критики и больше
всего свойственно теоретической,
проблемной, юбилейной разновидности
жанра.

Лирическое построение
присуще статье эстетического или открыто
публицистического склада.

Фактографическая
композиция – последовательный анализ
художественных явлений по отдельным
«блокам», следовательно, часто представляет
собой внутренне трансформированный,
смонтированный краткий пересказ или
цитирование анализируемых произведений.

Искусство емкого,
необходимого для творческой цели статьи
пересказа – очень трудное искусство.
Справедливо сетуют в настоящее время
на вялое, растянутое изложение сюжета
как на распространенную слабость
критики.

По характеру
аргументации композиция может быть:

центробежной – все
больше удаляющейся от отправного тезиса
и тем развивающей его;

окольцовывающей –
изначальный тезис возвращается на новом
витке спирали после основательной
аргументации;

сопоставительной
– мысль развивается благодаря сравнению,
столкновению равновеликих явлений.

Ещё одна разновидность
критической статьи — заметки критика –
критико-публицистическое произведение
по активным общественным или творческим
вопросам, базирующееся на авторском
материале (могут потом превратиться в
книгу – по жанровым признакам близки
к проблемной статье, но обладают большой
самостоятельностью составляющих их
главок или частей). Название «заметки»
– указание на очерковость, незавершенность
исполнения.

Обозрение (или
обзорная статья) – не просто сумма
связанных друг с другом конкретных
разборов и отзывов. Сам обзор материала
для анализа диктуется определенной
публицистической, художественно-эстетической
целью, следовательно, она же определяет
угол зрения, ракурсы рассмотрения
материала. В обзорах обычно осуществляют
первый шаг к прощупыванию закономерностей,
следовательно, анализируется несколько
появившихся одновременно и родственных
в проблемно-тематическом плане
произведений (чаще всего).

Совокупность обзоров
дает возможность в дальнейшем приблизиться
к выявлению больших общих закономерностей.

Обозрение строится
весьма демократично и имеет множество
форм. Иногда обозрения и заметки критика
сливаются друг с другом.

Композиция заметок
и обозрений преимущественно проблемная
или предметно-циклическая (особенно
часто возникают в связи с выставками,
фестивалями, выходами альманахов и др.
художественными событиями), следовательно,
при обилии произведений происходит
свободный проблемный разговор.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #

    11.02.2015318.46 Кб17КР.doc

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Как писать критику

Как жанр публицистики и литературы критика обычно связана с разбором явлений искусства и литературных произведений, живописи. Прежде чем написать критическую статью, необходимо определить истинную цель ее написания. Для чего вы пишете, какие черты, идеи, мысли вы хотите донести с ее помощью, на что хотели бы обратить особое внимание. Необходимо кратко и отчетливо сформулировать собственную позицию, чтобы также ясно выразить мысли в критической статье.

Как писать критику

Вам понадобится

  • — Объект критики (произведение искусства);
  • — листок;
  • — ручка.

Инструкция

Прежде чем приступить к написанию непосредственно критики, познакомьте читателя с автором объекта критики, его стилем, а также с самим объектом (картина, литературное произведение, памятник и прочее). Например, если таковым объектом является картина, то для начала представьте художника и его работу. Тут же производится фактическое описание картины.

Опишите мысли и чувства, которые вызывает у вас объект критики. Выскажите свои предположения касательно деталей объекта. Например, если объектом является литературное произведение, то акцентируйте внимание читателя на речевые обороты, используемые автором, попробуйте предположить, что хотел сказать писатель теми или иными словами и фразами.

Отметьте, чем уникален текст. Здесь же можно описать восхищение, вызываемое при погружении в творчество писателя, отметить его особые приемы письма.

Познакомив читателя с автором и его творчеством, выделив сильные уникальные стороны рассматриваемого объекта, можно переходить к основному этапу критики. В нем необходимо раскрыть основной замысел творения автора, то, для чего было создано это произведение искусства, что хотел сказать этим его создатель.

Тщательно проанализируйте объект критики, его предназначение, основные идеи создания. Выразите свои мысли и чувства, которые у вас возникают при виде объекта критики.

Обратите внимание

Не перегружайте текст статьи сложными заумными терминами, пишите простыми и точными словами, отражающими суть вашей мысли. Текст должен быть понятен даже простому человеку, не связанному с искусством.

Полезный совет

Пишите критическую статью по порядку, начиная, например, с названия. Раскрывайте смысл произведения искусства шаг за шагом. При этом старайтесь описывать свою позицию четко, аргументированно, не размывая ее лишними словами. Мысль выражайте ясно и максимально кратко.

Источники:

  • Критика картин

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

  • Как пишется крайний север с большой или маленькой буквы
  • Как пишется крайне тяжелое состояние
  • Как пишется краешек или краишек
  • Как пишется краеведческий музей
  • Как пишется краеведение или краеведение