В русском языке корень слова подвергался изменениям. Такое явление как чередование гласных в основе получило название аблаута. В статье рассмотрим одно из таких особенностей корень -лаг- и -лож-.
Содержание
- 1 Чередование в корнях
- 2 Правило -лаг-, -лож-
- 2.1 Правописание некоторых чередующихся гласных
- 3 Проверка
- 4 Полезное видео
Чередование в корнях
Чередование в корнях — это смена каких-либо звуков на другие при образовании и изменении слов. Фонема может являться как гласной, так и согласной. Это правило не поддается школьному, где необходимо поставить гласную под ударение для выбора правильного написания.
Правила чередующихся гласных зависит:
- от значения выражения;
- от буквы, которая следует за гласной;
- от ударения в слове;
- от суффикса, который следует за главной морфемой любой части речи.
Правило -лаг-, -лож-
В корне -лаг- в безударном положении буква «а» употребляется перед буквой «г» в корне. А буква «о»- перед «ж» в основе -лож-.
Примеры:
- Полагать — положить;
- Прилагательное — приложение;
- Излагать — изложение;
- Слагать — сложение;
- Возлагать — возложить;
- Располагать — расположить;
- Предлагать — предложить .
Внимание! Основа -лаг и -лож- не употребляется без приставки:
- Нельзя: ложи. Нужно: клади;
- Слова — исключения: полог и подлог.
Правописание некоторых чередующихся гласных
- В корне -гар- ,-гор- под ударением следует писать «а», без ударения -«о»: загар, загорелый.
- В главной части слова — кос (н)- пишется «о», если после них пишется буква «н», в случаях с -кас — «а»: касаться, коснуться.
- Основа -мак- употребляется в глаголах, имеющих в контексте словосочетаний значение «погружать в жидкость»: макать блин в сгущёнку.
- А -мок- — в глаголах со значением «просеивать жидкость»: промокнуть под ливнем.
- В морфемах -бер- и -бир-, -дер- и -дир-, -мер- и -мир-, -блест- и -блист-, -стел- и -стил-, и подобных пишется буква «и», если после них следует суффикс -а-, в противном случае пишется «е».
Проверка
Чтобы проверить написание сменяющейся гласной в морфеме -лаг, -лож-, нужно знать:
- слова употребляются с приставками искл. ложиться;
- после корня -лаг- всегда есть суффикс -а-;
- букву «о» пишем в морфеме в том случае, если за ним нет суффикса -а-.
Так как проверочных слов к чередующимся корням не существует. При сомнении в выборе правильной буквы, нужно вспомнить правила, рассмотренные выше.
Полезное видео
Слова с корнем ЛАГ, ЛОЖ
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 124.
Обновлено 30 Октября, 2022
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 124.
Обновлено 30 Октября, 2022
Безударные гласные в корне слова проверяют ударением: изменяют форму слова или подбирают однокоренное слово так, чтобы гласный оказался под ударением. Разглядеть — взгляд, снежинка — снег. Если проверочное слово подобрать невозможно, написание следует уточнить по орфографическому словарю и постараться запомнить: вертикаль, оригинальный. Но кроме корней с проверяемой и непроверяемой гласной в русском языке существуют слова, содержащие чередование. К ним относятся корни -лож-/-лаг-.
Что такое чередование
Чередованием называется явление, когда в разных случаях употребления морфемы на одном и том же месте оказываются разные звуки. Чередование свойственно и гласным, и согласным. Дорога — дороженька, свеча — свет, доска — дощатый, блистать — блестеть, загорать — загар, коснуться — касаться. Главный закон взаимодействия с чередующейся гласной формулируется кратко: ни в коем случае нельзя проверять её подбором проверочного слова. Для разных видов этой орфограммы существуют свои правила. Ими и следует руководствоваться.
Правописание слов с корнем -лож-/-лаг-
Правило, регулирующее написание А/О в этом корне, — одно из самых простых среди тех, которые касаются чередования. Это одно из первых правил чередования, которое школьники узнают в 5 классе. На наше счастье, в корне происходит одновременное чередование гласных и согласных звуков. В корне, содержащем букву Ж, всегда пишется О. В корне с буквой Г — всегда А. Единственным исключением из этого правила является слово полог.
Можно встретить и другое объяснение. В слове, где корень содержит букву А есть суффикс А: слагаемое, предлагать. В корне с буквой О такого суффикса нет: изложение, заложить. В любом случае исключением всё равно будет являться слово полог, в нём нет никакого суффикса.
Примеры слов с корнем -лож-
- Существительные с корнем -лож-: предложение, положение, изложение, сложение.
- Глагола с корнем -лож-: отложить, расположить, расположиться, уложить, переложить, предположить.
- Прилагательные и причастия с корнем -лож-: предложный, сложенный, выложенный, отложной, отложенный.
Примеры слов с корнем -лаг-
- Существительные с корнем -лаг-: слагаемое, прилагательное,
- Глаголы с корнем -лаг-: предлагать, полагать, излагать, предполагать, располагать, налагать.
- Прилагательные и причастия с корнем -лаг-: безотлагательный, излагаемый, налагаемый,
Нужно помнить, что речь идёт только о безударной гласной в корне. Под ударением перед Ж может быть А (слаженный, налаженный), а перед Г — О (налоговая, слог).
В русском языке есть слова, корень которых похож на корень -лож-/-лаг- (логичный, аналог, ложный, наслаждение). Разница заключается не только в неполном совпадении, но и в том, что корни имеют другое лексическое значение. Правило чередования к таким словам применять нельзя.
Что мы узнали?
В корне -лаг-/-лож- происходит одновременное чередование гласного и согласного звука. Поэтому, определяясь с написанием гласной, мы ориентируемся на согласный Ж или Г. Перед Ж пишется О, а корень с буквой Г содержит гласную А.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Пока никого нет. Будьте первым!
Оценка статьи
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 124.
А какая ваша оценка?
Корни лож-лаг – что это такое, как запомнить правило их написания и как правильно обозначать эти корни на уроке русского языка в школе
Если после корня есть «а» — пишем в нем «а». Если ее нет — пишем «о».
1 207
Сразу объясняю правило. В корнях лож-лаг надо писать букву «а», если после них есть «а». Сравните: полагать – положить.
Другое объяснение. Пишем «а» перед «г» и «о» перед «ж»: отложить – безотлагательно.
Это вот та суть, которую вы обязательно должны запомнить и выучить. Выучите ее прямо сейчас и давайте поговорим про эти корни немного подробнее. Тем более, если вы учитесь в школе и готовитесь к ВПР, ЕГЭ или ОГЭ.
Как надо оформлять орфограмму лож-лаг
Вот смотрите, делаете вы дома упражнение по русскому языку. И вам там встретилось слово «перел…жить». Что сделает слабый ученик? Он просто вставит букву «о» и пойдет переписывать упражнение дальше. Что сделает слабый учитель? Ничего. Оставит как есть.
А сильный учитель поступит иначе. Он напишет на полях или под домашней работой «Где объяснение?» и поставит двойку.
Если вам встретилось слово с пропущенной буквой – надо его отработать. То есть объяснить эту пропущенную букву.
В корнях лож-лаг объяснять надо так. Вы подчеркиваете одной черточкой букву «а» или «о», которую вставили в слово. Затем выделяете корень «лож» или «лаг». Если после корня есть суффикс «а», то вы его выделяете как суффикс и подчеркиваете двумя чертами. А если его нет – пишете рядом в скобочках «(нет а)».
Другой вариант объяснения – подчеркнуть двумя чертами «г» или «ж».
Как объяснять эту орфограмму у доски
Все то же самое, только надо еще вслух прокомментировать каждое свое действие. А комментировать надо так (заучивайте прямо готовыми фразами):
- Что? Буква «о».
- Где? В корне «лож».
- Почему? Потому что после корня нет суффикса «а».
Думаю, все просто и понятно. Но если не вникли – смотрите вот это видео, в котором я лично (для вас специально) объясняю, как работать с орфограммами.
О чем надо помнить
Если вы объясняете корни лож-лаг через буквы «г», «ж», то надо помнить про исключение «полог». Ученик может в нем увидеть корень «лог», но на самом деле там все слово корень, поэтому под наше с вами правило «полог» не подходит.
Мне лично этот вариант с буквами г/ж не нравится. Какой-то он мутный. Я его встретил впервые в справочнике Розенталя. В школьных учебниках он нигде не приводится, там всегда предлагается объяснять через наличие/отсутствие суффикса «а».
Это действительно удобно и просто. Есть «а» после корня – пишем «а». Нет «а» – пишем «о».
Изи.
Примеры слов с чередованием лож-лаг
Обязательно прочитайте все эти примеры вслух. А еще лучше – потренируйтесь объяснять в каждом из них буквы «о» и «а».
- Можно я положу книгу на стол?
- Надо полагать, никто сегодня не придет.
- Я хочу отложить нашу встречу.
- Выполняйте мой приказ безотлагательно.
- Изложите ваш план более детально.
- Переложи морковь из сумки в холодильник.
- Излагайте ваши мысли четко и ясно.
- Сложите мне домик из кубиков.
- Горцы умели слагать прекрасные песни.
- Стихотворение было положено на музыку.
Что надо знать про корни лож-лаг
Это корни с так называемой чередующейся гласной. Вообще в русском языке выделяется ровно три типа гласных, вот они:
- Проверяемые. Их можно проверить, если подобрать какое-нибудь такое слово, в котором гласная будет ударной: в(о/а)да – вОды.
- Непроверяемые. Нельзя проверить вообще никак и надо смотреть в словарь. Например, правописание слова «собака» вы никак не проверите. Ну никак не подберете слово, в котором после «с» будет ударный «о».
- Чередующиеся. Они зависят от каких-то условий чередования. И проверять их ударением нельзя.
То есть если у вас гласная в корне чередующаяся, то проверять ее ударением – грубейшая ошибка. Вот смотрите, беру я слово «пол…гать» и проверяю его ударением: «полОжим». Под ударением «о». Но если я напишу «о», то мне даже компьютер подсветит ошибку. Нет в русском языке слова «пологать». Только «полАгать» и никак иначе.
Почему в лож-лаг чередуется гласная
Сразу запомните и поймите важную тонкость. Мы пишем «о» или «а» не потому, что после корня есть «о» или «а». И не потому, что в корне «г» или «ж». А потому, что эти буквы обусловлены историей языка.
Филологи изучали древние языки и пришли к выводу, что в слове, например, «отложить», этимологическая гласная (то есть самая древняя, исконная, самая правильная) – «о». А вот в слове «безотлагательно» – «а».
Но детям в школе невозможно объяснить суть вот этих древних процессов. Это и студенты-то не всегда понимают. Поэтому в школе мы запоминаем правописание с помощью «вспомогательных» способов – вот этих самых букв после корня или конечных согласных в корне.
Что еще почитать и посмотреть
Начните прямо сейчас заниматься на полностью бесплатных тренажерах от Викиума. Там есть разные тренажеры – на тренировку орфографической зоркости, на работу с правилами пунктуации, на восприятие текста и пр. Отберите для себя те, которые больше всего нравятся (см. раздел «Способность к работе с текстом»), и прокачивайте на них русский в свободное время. Например, в маршрутках.
Когда разберетесь с тренажерами, обязательно прочитайте вот эти мои статьи:
- Как научиться писать грамотно. Я постарался в этой статье дать не просто голословные рекомендации, а собрать указания к конкретным действиям, которые помогут вам быстро повысить уровень грамотности.
- Что такое орфограмма – очень маленькая статья, в которой я объясняю правила работы с орфограммами на уроке русского. И рассказываю о том, как я получил в пятом классе свою первую двойку по русскому. Как сейчас помню.
- Что такое орфография. В этой статье кроме определения орфографии я даю советы по ее быстрому усвоению, рекомендую полезные учебники и справочники.
- Курсы русского языка.
- Курсы русского языка для подготовки к ЕГЭ. В этих двух подборках я описал лучшие курсы русского, которые на данный момент существуют в интернете. Они почти все платные, но многие очень дешевые.
Напишите на этой странице электронный адрес, я на него отправлю вам четыре очень хороших электронных книги по русскому. В них простыми словами объясняются сложные правила, даются таблицы и схемы для быстрого запоминания. Для тех, кто готовится сдавать ЕГЭ, эти книги будут бесценны.
Если вы ходите на репетиторство, то я вам рекомендую 1-2 занятия пропустить, подкопить деньги и купить за 890 рублей курс «Идеальный русский» от Викиума. Он продается с бессрочным доступом, там есть и теория, и практика в виде программ-тренажеров. Я думаю, хорошая вещь. Тем более, стоит дешево.
Вот, пожалуй, и все.
Заключение
В этой статье мы поговорили о правописании слов с корнями лож/лаг. Запомнили ли вы, что гласная в этих корнях – чередующаяся, то есть ее ни в коем случае нельзя проверять ударением? Объяснил ли я вам, какие условия чередования влияют на выбор букв «о» и «а»?
Если остались вопросы – присылайте их в комментариях, я отвечу. Всем спасибо, хороших вам оценок в школе.
( 3 оценки, среднее 1.33 из 5 )
Оцените статью
ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА
Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети
ПОДПИСАТЬСЯ