Секунда (интервал)
- Секунда (интервал)
-
Секунда (лат. secunda — вторая) — музыкальный интервал шириной в две ступени, обозначается цифрой 2.
Разновидности секунды
(a) — большая секунда, (b) — малая секунда, (c) — увеличенная секунда, (d) — уменьшённая секунда
- Большая секунда — интервал в две ступени, или на целый тон. Обозначается б. 2
- Малая секунда — интервал в две ступени, или на пол тона. Обозначается м. 2
- Увеличенная секунда — интервал в две ступени, или на полтора тона. Энгармонически равна малой терции, обозначается ув. 2.
- Увеличенная секунда на VI ступени гармонического мажора и минора является характерным интервалом и разрешается в чистую кварту на V ступени. Также может быть построена:
- в мажоре на I (с участием II повышенной) и на II пониженной ступенях. В обоих случаях движением одного из голосов на полтона разрешается в большую терцию на I ступени.
- в миноре на III (с участием IV повышенной) и на IV пониженной ступенях. В обоих случаях движением одного из голосов на полтона разрешается в большую терцию на III ступени.
- Уменьшённая секунда энгармонически равна чистой приме, обозначается ум. 2. В музыке почти не используется.
Соотношение частот
Строй Малая секунда Большая секунда пифагорейский 15 : 16 8 : 9 или 9 : 10 равномерно темперированный Звучание
- Малая секунда (полутон):
C-Des Восходящая последовательность
Помощь по воспроизведению C-H Нисходящая последовательность
Помощь по воспроизведению - Большая секунда (полный тон):
C-D Восходящая последовательность
Помощь по воспроизведению C-B Нисходящая последовательность
Помощь по воспроизведению Музыкальные интервалы Простые Прима • Секунда • Терция • Кварта • Квинта • Секста • Септима • Октава Составные Нона • Децима • Ундецима • Дуодецима • Терцдецима • Квартдецима • Квинтдецима Особые Схизма • Диасхизма • Комма • Диеса • Лимма • Апотома • Дитон • Полудитон • Тритон • Волчья квинта • Цент • Полутон • Миллиоктава Категории:
- Музыкальные термины
- Музыкальные интервалы
Wikimedia Foundation.
2010.
Полезное
Смотреть что такое «Секунда (интервал)» в других словарях:
-
Секунда, единица измерения — Секунда (от лат. secundus второй, следующий, другой) Секунда единица измерения времени. Секунда единица измерения плоских углов: 1/3600 градуса, применяемая в астрономии и других областях. Секунда единица измерения плоских углов: 1/10000 града,… … Википедия
-
Секунда, в музыке — Секунда (лат. secunda вторая) музыкальный интервал шириной в две ступени, обозначается цифрой 2. Разновидности секунды 1. Большая секунда (на рисунке a) интервал в две ступени и один тон. Обозначается б. 2 2. Малая секунда (на рисунке b) … … Википедия
-
Секунда (в музыке) — Секунда (лат. secunda вторая) музыкальный интервал шириной в две ступени, обозначается цифрой 2. Разновидности секунды 1. Большая секунда (на рисунке a) интервал в две ступени и один тон. Обозначается б. 2 2. Малая секунда (на рисунке b) … … Википедия
-
СЕКУНДА — (лат., от sequi следовать). 1) в счислении времени, шестидесятая часть минуты, миг. 2) в музыке: второй голос или инструмент, интервал второй ступени диатонической гаммы. Вторая струна в скрипке (А); вторая скрипка, второй кларнет и проч. Словарь … Словарь иностранных слов русского языка
-
секунда — сию секунду.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. секунда мгновение, миг, момент, минута; экземпляр, интервал, секундочка, вексель Словарь русских синонимов … Словарь синонимов
-
интервал — См … Словарь синонимов
-
Интервал в музыке — Интервал музыкальный термин, обозначающий отношение (по высоте) одного звука к другому. Звуки, или ступени, диатонической мажорной гаммы образуют следующие И.: унисон, или прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава. Названия… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
-
Интервал — музыкальный термин, обозначающий отношение (по высоте)одного звука к другому. Звуки или ступени диатонической мажорной гаммыобразуют следующие И.: унисон или прима, секунда, терция, кварта,квинта, секста, септима, октава. Названия их связаны с… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
-
секунда с ошибкой — Односекундный интервал с одной или более ошибками или при наличии как минимум одного дефекта. Временной интервал длительностью одна секунда, в течение которого данный цифровой сигнал получен с одной или несколькими ошибками. (МСЭ R F.592, МСЭ Т Y … Справочник технического переводчика
-
секунда со значительным количеством ошибок — Односекундный интервал, в котором коэффициент ошибок равен 10 в степени (3) или имеется, по крайней мере, один дефект. Односекундный интервал, в течение которого данный цифровой сигнал принимается с коэффициентом ошибок, превышающим заданную… … Справочник технического переводчика
Музыкальный интервал — это соотношение двух нот по их высоте. К простым интервалам относятся те, которые находятся не дальше октавы (6 тонов) от изначальной ноты.
Рано или поздно музыкант сталкивается с необходимостью изучать интервалы и учиться отличать их друг от друга. Это непростая тема, зато даст отличный результат.
Музыкант, который знает и умеет различать интервалы, легче подбирает на слух любую музыку, лучше импровизирует и создает более интересные мелодии. Поэтому обязательно учите их своими силами или на курсах теории музыки по бесплатному демодоступу.
Для тех, кто только начал знакомиться с темой интервалов, мы подготовили простой и понятный материал о том, что они из себя представляют, как их найти и сыграть на гитаре. Для наглядности к каждому интервалу предлагаем популярную песню для лучшего запоминания — интервал будет стоять в начале каждой из этих мелодий.
Прима (унисон)
Первый и самый простой музыкальный интервал называется чистая прима, или унисон — две одинаковые ноты одной высоты (например, два ноты си подряд). Обе ноты образуют консонанс, то есть благозвучное сочетание звуков.
В музыкальной литературе этот интервал обозначается ч.1.
Мы встречаемся с примами, когда настраиваем гитару: первая открытая струна должна звучать в унисон со второй, зажатой на пятом ладу, и так далее для остальных струн.
Приму легко запомнить по первым двум нотам композиции «Попробуй спеть вместе со мной» группы Кино.
Малая секунда
Малая секунда — это две ноты, между которыми находятся полтона (один лад), например, ноты си и до. В отличие от примы, малая секунда образует диссонанс, то есть неблагозвучное, неприятное и немного «жалобное» звучание. В литературе обозначается м.2.
Восходящие и нисходящие (то есть двигающиеся вверх или вниз) малые секунды легко запомнить по хроматической гамме или началу произведения «К Элизе» Бетховена.
Большая секунда
Большая секунда — это две ноты с разницей в один тон. Это также диссонанс, но в отличие от малой секунды менее противный и конфликтный, а скорее неэмоциональный. Записывается как б.2.
Запомнить большую секунду на слух можно по двум песням: «Вечерний звон» для восходящего интервала и «Yesterday» The Beatles для нисходящего.
Малая терция
Интервал в три полутона называется малой терцией. Звучание этого интервала красивое, грустное и мягкое, поэтому он считается консонансом и активно используется в музыке — лежит в основе минорного трезвучия. Его записывают как м. 3.
Восходящая малая терция используется в песне «Подмосковные вечера», а нисходящая — в «Маленькой елочке холодно зимой». Запомнить очень просто!
Большая терция
Главные отличия большой терции от малой — это расстояние в четыре полутона между нотами и общее мажорное звучание. Речь идет о консонансе, на основе которого строятся мажорные аккорды. Этот интервал записывается как б. 3.
Самый простой способ запомнить большую терцию — это песня «Чижик-пыжик», в начале которой используются и восходящие терции, и нисходящие.
Чистая кварта
Расстояние в пять полутонов в музыке называется квартой — это красивый и торжественный консонансный интервал, который часто используется в современной музыке из-за своего благозвучия, но еще чаще использовался в Средневековье. Его записывают как ч. 4.
Именно с восходящей кварты начинается гимн России, а с нисходящей — «В траве сидел кузнечик».
Увеличенная кварта (или уменьшенная квинта)
Увеличенную кварту часто называют тритоном, и не зря — расстояние между нотами в этом интервале равно трем тонам (или шести полутонам). Это один из самых неприятный и режущих слух диссонансов, который редко встречается в мелодиях популярной музыки. В музыкальной теории значится как ув. 4 (или ум. 5).
Сыграйте тритон на гитаре, после этого без труда будете слышать его в музыке. Хорошим примером использования нисходящих и восходящих тритонов является сирена скорой помощи. Очень неприятный звук!
Чистая квинта
Чистая квинта является одним из самых гармоничных и консонансных интервалов, но звучит пустовато и неинтересно. В этом интервале между нотами расстояние в три с половиной тона, и записывается он как ч. 5.
Восходящую квинту легко запомнить по началу классического саундтрека серии Star Wars, а нисходящую — по детской песне «Дружба крепкая».
Малая секста
Если в интервале расстояние между нотами равно четырем полным тонам, то это малая секста — очень красивый и мелодичный интервал, распевный консонанс. У него грустное, но глубокое звучание, поэтому его часто используют. Записывают в виде м. 6.
Хорошими примерами этого интервала будут: припев песни «Прекрасное далеко» для восходящей малой сексты и «Жил да был черный кот за углом» для нисходящей.
Большая секста
Большая секста — интервал с расстоянием в четыре с половиной тона между нотами. Это тоже приятный консонанс, очень мягкий и веселый, поэтому активно используется музыкантами и композиторами всех жанров музыки. Записывается как б. 6.
Этот интервал легко запомнить по песням: «В лесу родилась елочка» (восходящая секста) и «Бьют часы на старой башне» (нисходящая).
Малая септима
Расстояние в 5 тонов между нотами дает нам малую септиму — интересный конфликтный интервал, который вызывает чувство тревожности и желание перейти в другую ноту. По этим признакам легко понять, что это диссонанс. Его принято записывать как м.7.
Из-за конфликтности интервала его не так просто найти в начале песен: на восходящий интервал нам вспоминается только танго La Cumparsita, которое звучало в мультфильме «Ну, погоди!», а на нисходящую — снова «В лесу родилась елочка», она звучит на словах «Мороз снежком укутывал».
Большая септима
Еще одним неприятным диссонансом является интервал большая септима — по дисгармоничности своего звучания он близок к малой секунде и тритону. Но если малая секунда «жалобная», а тритон «ноющий», то большая септима скорее кричащая и вызывающая. В музыкальной литературе она обозначается б. 7.
Для примера этого интервала нам удалось найти только «The Music Of The Night» Ллойда Уэббера с восходящей большой секстой и «Watermelon Man» Херби Хэнкока с нисходящей.
Октава
Последний интервал в линейке простых — это октава, повторение изначального звука на октаву выше или ниже. Это консонанс, который создает ощущение какого-то движения и грациозности. Октавы принято записывать как ч. 8.
Примеров такого звучания очень много, но самый яркий и запоминающийся — «When you wish upon a star», музыка из заставок мультфильмов Disney.
МА́ЛЕНЬКИЙ, —ая, —ое. 1. Незначительный по величине, размерам; противоп. большой. Маленькая комната. Маленький стол. Маленькие руки.
Все значения слова «маленький»
СЕКУ́НДА, -ы, ж. 1. Единица измерения времени, равная 1/60 минуты, одна из семи основных единиц Международной системы единиц. Маятник высоких стенных часов 72
Все значения слова «секунда»
-
Те, в свою очередь, делились на восемь частей – тангеры, а всего таких единиц в исчислении терианцев не то шесть, не то семь, причём крайние – алки — совсем короткие, явно меньше секунды.
-
Моему компу требуется меньше секунды, чтобы найти простые множители числа 1099 + 1 (выглядит это число как 1000 … 001 с 98 нулями).
-
На уровне мелодии интонационной единицей является интервал; на уровне гармонии интервал малой секунды или полутон является измерительным средством для построения звукорядов и ладов, определяет настроение терцового, секстового и септового тонов в мажоре и миноре, определяет разницу между четырьмя разновидностями трезвучий и многочисленными разновидностями септаккордов и прочих созвучий с количеством голосов от трёх и более.
- (все предложения)
- малая терция
- малая октава
- мелодическая линия
- медные духовые
- ре мажор
- (ещё синонимы…)
- ребёнок
- короткий
- малявка
- малёк
- мальчик
- (ещё ассоциации…)
- время
- минуточка
- часик
- минута
- часы
- (ещё ассоциации…)
- маленькие дети
- маленький кусочек хлеба
- стать маленькой
- маленького принца
- (полная таблица сочетаемости…)
- в следующую секунду
- с секунды на секунду
- пара секунд
- секунды шли
- замереть на секунду
- (полная таблица сочетаемости…)
- Разбор по составу слова «маленький»
- Разбор по составу слова «секунда»
- Как правильно пишется слово «маленький»
- Как правильно пишется слово «секунда»
Интервалы в музыке, виды интервалов, построение интервалов
Здравствуйте, уважаемые читатели. В данной статье поговорим про интервалы в музыке, увидим какие виды интервалов выделяют, а также про построение интервалов.
Интервалы в музыке имеют качественную и количественную характеристики. Качественная обозначает количество тонов и полутонов в интервале, количественная отражает число ступеней в нём.
Интервалы бывают большими и малыми (в этом случае пишут букву «м» или «б» — это качественная характеристика), а также чистыми (пишут «Ч»). Цифры рядом с буквами в названии (например, м3) означают число ступеней в интервале (это количественная характеристика).
Число ступеней в названии произносятся как числительные на латыни: прима — 1, секунда — 2, терция — 3, кварта — 4, квинта — 5, секста — 6, септима — 7, октава — 8. Так м3 переводится как малая терция, б3 — большая терция.
Большой интервал (в названии которого есть «б») больше малого (в случае одинакового количества в них ступеней) на один полутон всегда.
Давайте посмотрим теперь какие интервалы являются резкими (диссонансами), а какие мягкими (консонансами):
1 Мягкие — терции, сексты, пустые (к пустым относят чистые интервалы: ч1 — чистая прима; ч4 — чистая кварта; ч5 — чистая квинта; ч8 — чистая октава). Стоит здесь упомянуть, в приме расстояния между нотами нет (0 тонов), на практике когда подряд играется одна и та же нота это и есть прима.
Также ч4, ч5, ч8 называются чистыми потому что они неизменны, нет их больших и малых вариантов. Еще их за эту особенность называют совершенными консонансами.
Терции же и сексты могут иметь мажорное (б3 и б6) звучание или минорное (м3 и м6). Поэтому их называют еще несовершенными консонансами.
2 Резкие. Тритон — называется так потому что между 2-мя нотами ровно три тона, причем также его называют ув4 (увеличенной квартой) или ум5 (уменьшенной квинтой).
Следующий диссонанс — секунда. м2 — малая секунда отличается расстоянием между нотами всего в полтона, за счет чего обладает самым резким звучанием, в б2 (большой секунде) как вы поняли один тон. Последний резкий интервал — это септима. Бывает также большой (б7 — 5,5 тонов) и малой (м7 — 5-ть тонов).
Интервалы также называют мелодическими если они используются в мелодии (ноты в них играются раздельно) или гармоническими (если две ноты играются вместе).
рис 1
Важная тема — это обращения интервалов. Обращение — это когда нижний звук интервала (его еще называют основанием) переносят на октаву вверх или верхний звук (вершину) переносят вниз на октаву.
При обращении с интервалами происходят некоторые метаморфозы. Один интервал превращается в другой, например так:
рис 2
На рисунке 2 вы видите, что при перенесении верхнего звука в чистой кварте вниз на октаву получается чистая квинта.
С обращением других интервалов вы тоже можете познакомится в статье о разнице между увеличенной квартой и уменьшенной квинтой к примеру. И обращения терций и секст тоже таят в себе некоторые особенности.
Да, как правильно считать ступени в интервалах (те самые цифры в названиях)? Если у нас в названии пишется цифра четыре значит между двумя нотами изображаемыми на нотном стане должно быть ровно четыре ступени. Так для ч5 изображенной на рисунке 2 мы считаем ступени так: фа — 1, соль — 2, ля — 3, си — 4, до — 5. Вот как раз от «фа» до «до» наша квинта и получилась.
Мы знаем когда надо писать «м», «б», «ч» в названиях, а что значит «ув» и «ум»? Представим, что у нас на нотном стане число ступеней между вершиной и основанием интервала должно быть 2, а расстояние между ними должно равняться 1,5 тона. В этом случае мы не можем написать м3, ведь цифра должна отражать именно количество ступеней (нам же надо 2-ве, а не три ступени), но и б2 написать тоже не можем, тогда расстояние будет отражаться не то (нам нужно 1,5 тона, а в б2 только 1). Поэтому мы и можем в таких случаях написать увеличенная секунда (ув2).
рис 3
На рисунке 3 изображены два одинаковых на слух созвучия, а записали мы их по-разному.
На самом деле вариантов использования «ув» и «ум» множество. Уменьшать и увеличивать можно абсолютно все интервалы, главное понять принцип, что мы выше описали.
Также стоит отметить, что если консонансы не требуют разрешения, то диссонансы требуют — они «тянуться» к консонансам. Так, малая септима разрешается в большую сексту, а большая септима в чистую октаву. В то же время секунды — это те же септимы по звуковому составу, стоит лишь сделать их обращения.
рис 4
Суть разрешения в том чтобы резкий интервал перешёл в более спокойный (мягкий). На рисунке 4 малую секунду можно еще разрешать также как и большую в м3 (ноты «фа-диез+соль» в «ми+соль»).
Все интервалы, что мы рассмотрели выше являются простыми. Они находятся в пределах одной октавы. Также есть составные — они величиной больше октавы (например, нона — 9, ундецима — 11, терцдецима — 13), но по звуковому составу они такие же как простые.
рис. 5
Например, представим, что у нас гамма натуральный до-мажор и мы берём ноты «до» и «ре» одновременно. Получится простой интервал б2. Если мы в нем перенесём ноту ре на октаву вверх, то у нас получится уже нона или б9. В этом вся разница, в гитаре как раз составные интервалы часто добавляются как надстройки к аккордам, например помните мы писали про доминантсептаккорд — вот там составные интервалы у нас используются (9, 11, 13).
Обращение составных интервалов немного другим будет — мы перемещаем верхний звук на октаву вниз, нижний на октаву вверх одновременно.
Интервал в импровизации
О строении мы поговорили, теперь о практике…Как же разнообразить нашу импровизацию при помощью интервалов? Все просто — обычно, мы последовательно играем ноты гаммы, например «ля-си-до-ре-ми-фа-соль-ля»…По-другому можно сказать, обыгрываем гамму ля-минор секундами, большими и малыми. И, действительно, от «ля» до «си» — большая секунда, от «си» до «до» — малая и так далее. Ничто не мешает брать другие интервалы от каждой ноты того же ля-минора. Например, играя терциями мы берем ноты гаммы не последовательно, а от каждого её звука по-порядку отстраиваем терцию.
Точно так же гамма обыгрывается секстами, квартами и так далее. Таким образом, при чередовании различных интервалов мелодия получает разнообразие.
Простое построение интервалов
Иногда не очень просто быстро построить какой-то интервал. Поэтому для этого существуют формулы, прямо как в математике. Так как чаще всего мы используем простые интервалы, и самый большой из них октава, то по ней мы и будем ориентироваться, вот формулы, наглядно показывающие как это делать:
Ч1(прима) = 0 Тонов;
Ч8 (октава) = 6 Тонов;
м2 (малая секунда)= 0,5 Тона;
б7 (большая септима) = ч8 — м2 =5,5 Тонов;
б2 (большая секунда)= 1 Тон;
м7 (малая септима) = ч8-б2 = 5 Тонов;
м3 (малая терция) = 1,5 Тона;
б6 (большая секста) = Ч8 — м3 = 4,5 Тона;
б3 (большая терция)= 2 Тона;
м6 (малая секста) = Ч8 — б3 = 4 Тона;
Ч4 (чистая кварта) = 2,5 Тона;
Ч5 (чистая квинта) = 3,5 Тона;
ув4 (увеличенная кварта) = 3 Тона;
ум5 (уменьшенная квинта) = 3 Тона.
Inverse | augmented seventh |
---|---|
Name | |
Other names | — |
Abbreviation | d2[1] |
Size | |
Semitones | 0 |
Interval class | 0 |
Just interval | 128:125[2] |
Cents | |
Equal temperament | 0 |
Just intonation | 41.1 |
In modern Western tonal music theory, a diminished second is the interval produced by narrowing a minor second by one chromatic semitone.[1] It is enharmonically equivalent to a perfect unison.[3] Thus, it is the interval between notes on two adjacent staff positions, or having adjacent note letters, altered in such a way that they have no pitch difference in twelve-tone equal temperament. An example is the interval from a B to the C♭ immediately above; another is the interval from a B♯ to the C immediately above.
In particular, it may be regarded as the «difference» between a diatonic and chromatic semitone. For instance, the interval from B to C is a diatonic semitone, the interval from B to B♯ is a chromatic semitone, and their difference, the interval from B♯ to C is a diminished second.
Being diminished, it is considered a dissonant interval.[4]
Size in different tuning systems[edit]
In tuning systems other than twelve-tone equal temperament, the diminished second can be viewed as a comma, the minute interval between two enharmonically equivalent notes tuned in a slightly different way. This makes it a highly variable quantity between tuning systems. Hence for example C♯ is narrower (or sometimes wider) than D♭ by a diminished second interval, however large or small that may happen to be (see image below).[citation needed]
Diminished second in quarter-comma meantone (also known as lesser diesis), coinciding with the interval from C♯ to D♭, defined as the difference between m2 and A1 (117.1 − 76.0 = 41.1 cents). Play (help·info)
In 12-tone equal temperament, the diminished second is identical to the unison (play (help·info)), because both semitones have the same size. In 19-tone equal temperament, on the other hand, it is identical to the chromatic semitone and is a respectable 63.16 cents wide. It shows a similar size in third-comma meantone, where it coincides with the greater diesis (62.57 cents). The most commonly used meantone temperaments fall between these extremes, giving it an intermediate size.
In Pythagorean tuning, however, the interval actually shows a descending direction, i.e. a ratio below unison, and thus a negative size (−23.46 cents), equal to the opposite of a Pythagorean comma. Such is also the case in twelfth-comma meantone, although that diminished second is only a twelfth of the Pythagorean one (−1.95 cents, the opposite of a schisma).
The table below summarizes the definitions of the diminished second in the main tuning systems. In the column labeled «Difference between semitones», m2 is the minor second (diatonic semitone), A1 is the augmented unison (chromatic semitone), and S1, S2, S3, S4 are semitones as defined in five-limit tuning#Size of intervals. Notice that for 5-limit tuning, 1/6-, 1/4-, and 1/3-comma meantone, the diminished second coincides with the corresponding commas.
Tuning system | Definition of diminished second | Size | ||
---|---|---|---|---|
Difference between semitones |
Equivalent to | Cents | Ratio | |
Pythagorean tuning | m2 − A1 | Opposite of Pythagorean comma | −23.46 | 524288:531441 |
1/12-comma meantone | m2 − A1 | Opposite of schisma | −1.95 | 32768:32805 |
12-tone equal temperament | m2 − A1 | Unison | 0.00 | 1:1 |
1/6-comma meantone | m2 − A1 | Diaschisma | 19.55 | 2048:2025 |
5-limit tuning | S3 − S2 | |||
1/4-comma meantone | m2 − A1 | (Lesser) diesis | 41.06 | 128:125 |
5-limit tuning | S3 − S1 | |||
1/3-comma meantone | m2 − A1 | Greater diesis | 62.57 | 648:625 |
5-limit tuning | S4 − S1 | |||
19-tone equal temperament | m2 − A1 | Chromatic semitone (A1 = m2 / 2) | 63.16 | 2^(1÷19):1 |
See also[edit]
- List of musical intervals
- List of pitch intervals
- List of meantone intervals
- Comma (music)
References[edit]
- ^ a b Bruce Benward and Marilyn Saker (2003). Music: In Theory and Practice, Vol. I, p. 54. ISBN 978-0-07-294262-0. Specific example of an d2 not given but general example of minor intervals described.
- ^ Haluska, Jan (2003). The Mathematical Theory of Tone Systems, p. xxvi. ISBN 0-8247-4714-3. Minor diesis, diminished second.
- ^ Rushton, Julian. «Unison (prime)]». Grove Music Online. Oxford Music Online.
- ^ Benward and Saker (2003), p. 92.
Inverse | augmented seventh |
---|---|
Name | |
Other names | — |
Abbreviation | d2[1] |
Size | |
Semitones | 0 |
Interval class | 0 |
Just interval | 128:125[2] |
Cents | |
Equal temperament | 0 |
Just intonation | 41.1 |
In modern Western tonal music theory, a diminished second is the interval produced by narrowing a minor second by one chromatic semitone.[1] It is enharmonically equivalent to a perfect unison.[3] Thus, it is the interval between notes on two adjacent staff positions, or having adjacent note letters, altered in such a way that they have no pitch difference in twelve-tone equal temperament. An example is the interval from a B to the C♭ immediately above; another is the interval from a B♯ to the C immediately above.
In particular, it may be regarded as the «difference» between a diatonic and chromatic semitone. For instance, the interval from B to C is a diatonic semitone, the interval from B to B♯ is a chromatic semitone, and their difference, the interval from B♯ to C is a diminished second.
Being diminished, it is considered a dissonant interval.[4]
Size in different tuning systems[edit]
In tuning systems other than twelve-tone equal temperament, the diminished second can be viewed as a comma, the minute interval between two enharmonically equivalent notes tuned in a slightly different way. This makes it a highly variable quantity between tuning systems. Hence for example C♯ is narrower (or sometimes wider) than D♭ by a diminished second interval, however large or small that may happen to be (see image below).[citation needed]
Diminished second in quarter-comma meantone (also known as lesser diesis), coinciding with the interval from C♯ to D♭, defined as the difference between m2 and A1 (117.1 − 76.0 = 41.1 cents). Play (help·info)
In 12-tone equal temperament, the diminished second is identical to the unison (play (help·info)), because both semitones have the same size. In 19-tone equal temperament, on the other hand, it is identical to the chromatic semitone and is a respectable 63.16 cents wide. It shows a similar size in third-comma meantone, where it coincides with the greater diesis (62.57 cents). The most commonly used meantone temperaments fall between these extremes, giving it an intermediate size.
In Pythagorean tuning, however, the interval actually shows a descending direction, i.e. a ratio below unison, and thus a negative size (−23.46 cents), equal to the opposite of a Pythagorean comma. Such is also the case in twelfth-comma meantone, although that diminished second is only a twelfth of the Pythagorean one (−1.95 cents, the opposite of a schisma).
The table below summarizes the definitions of the diminished second in the main tuning systems. In the column labeled «Difference between semitones», m2 is the minor second (diatonic semitone), A1 is the augmented unison (chromatic semitone), and S1, S2, S3, S4 are semitones as defined in five-limit tuning#Size of intervals. Notice that for 5-limit tuning, 1/6-, 1/4-, and 1/3-comma meantone, the diminished second coincides with the corresponding commas.
Tuning system | Definition of diminished second | Size | ||
---|---|---|---|---|
Difference between semitones |
Equivalent to | Cents | Ratio | |
Pythagorean tuning | m2 − A1 | Opposite of Pythagorean comma | −23.46 | 524288:531441 |
1/12-comma meantone | m2 − A1 | Opposite of schisma | −1.95 | 32768:32805 |
12-tone equal temperament | m2 − A1 | Unison | 0.00 | 1:1 |
1/6-comma meantone | m2 − A1 | Diaschisma | 19.55 | 2048:2025 |
5-limit tuning | S3 − S2 | |||
1/4-comma meantone | m2 − A1 | (Lesser) diesis | 41.06 | 128:125 |
5-limit tuning | S3 − S1 | |||
1/3-comma meantone | m2 − A1 | Greater diesis | 62.57 | 648:625 |
5-limit tuning | S4 − S1 | |||
19-tone equal temperament | m2 − A1 | Chromatic semitone (A1 = m2 / 2) | 63.16 | 2^(1÷19):1 |
See also[edit]
- List of musical intervals
- List of pitch intervals
- List of meantone intervals
- Comma (music)
References[edit]
- ^ a b Bruce Benward and Marilyn Saker (2003). Music: In Theory and Practice, Vol. I, p. 54. ISBN 978-0-07-294262-0. Specific example of an d2 not given but general example of minor intervals described.
- ^ Haluska, Jan (2003). The Mathematical Theory of Tone Systems, p. xxvi. ISBN 0-8247-4714-3. Minor diesis, diminished second.
- ^ Rushton, Julian. «Unison (prime)]». Grove Music Online. Oxford Music Online.
- ^ Benward and Saker (2003), p. 92.
Редактор, корректор: Полина Полянская
Что помогает нам измерять расстояние между звуками в музыке?
В этой статье мы с вами изучим интервалы. Тема очень важная и, в то же время, простая. Если вы незнакомы с интервалами, не упустите свой шанс. Итак:
Интервалы
Интервалом называют сочетание двух звуков, взятых одновременно или последовательно. Существуют:
- мелодический интервал. Звуки такого интервала взяты последовательно;
- гармонический интервал. Звуки взяты одновременно.
Поскольку в мелодическом интервале звуки берутся последовательно, то можно встретить восходящее или нисходящее движение. Оба вида интервалов читаются вверх от основания. Нисходящие мелодические читаются вниз, обязательно указывая направление.
Мелодический интервал | Гармонический интервал |
---|---|
В нотах читаем: ми — ля (восходящий интервал), играем звуки последовательно. | В нотах читаем: ми — ля, играем звуки одновременно. |
Интервалы характеризуются двумя величинами: качественной и количественной:
- количественная величина выражается количеством нот, составляющих интервал (2 звучащие ноты и количество не звучащих нот между ними);
- качественная величина выражается количеством тонов и полутонов, составляющих интервал.
Простые интервалы
Интервалы, которые образуются в пределах одной октавы, называются простыми (за исключением особенного интервала «тритон», который, несмотря ни на что, тоже образуется в пределах одной октавы, но его не причисляют к простым). Таких интервалов 8, каждый имеет своё название. Кстати, названия интервалов — это порядковые числительные на латинском языке. Название интервала показывает количество ступеней между основанием и вершиной интервала. Приводим список всех восьми интервалов. Слева — цифра, справа — латинское название:
Таблица основных интервалов | ||||||||||||||||||
|
Рисунок 1. Основные интервалы
На рисунке вы видите все 8 простых интервалов. Под нотами цифры обозначают названия интервалов: 1 — прима, 2 — секунда, 3 — терция, 4 — кварта, 5 — квинта, 6 — секста, 7 — септима и 8 — октава. Интервалы на рисунке построены вверх от ноты «до».
Основные интервалы
Расстояние между двумя соседними нотами может быть равно как целому тону (например, между «до» и «ре»), так и полутону (например, между «ми» и «фа»). Очевидно, что одной количественной величины не достаточно, чтобы точно определить интервал: между «до» и «ре» — секунда, между «ми» и «фа» — секунда. Но в первом случае между звуками целый тон, а во втором — полутон. Выходит, это разные секунды?
Для того, чтобы обозначить точное расстояние между звуками, к названиям интервалов добавляют уточнения: большой/ малый/ чистый/ уменьшённый/ увеличенный,. Наша секунда может быть большой («до» — «ре» — целый тон) и малой («ми» — «фа» — полутон). Чуть ниже разберёмся, как эти уточнения работают, а сейчас вспомним, что октава состоит из 12-ти звуков. Помните, мы это изучали в разделе «Нотная грамота»? Мы рассматривали 7 основных и 5 производных нот (на клавиатуре фортепиано производные ноты окрашены чёрным цветом)
Рисунок 2. Октава
Теперь посмотрим, как работают «уточнения»: ниже приводим таблицу с названиями интервалов между всеми 12-тью звуками октавы:
Таблица основных интервалов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Все вышеперечисленные интервалы и являются основными. Их также называют диатоническими интервалами. Забегая вперёд, отметим, что эти интервалы образуются как между нотами натурального мажора, так и натурального минора (слово «диатонический» означает натуральный минор или мажор).
Напоследок
Название интервала (прима, секунда…) всегда зависит только от нот и не меняется в зависимости от количества полутонов между звуками. Ноты дают название интервалу, количество полутонов уточняет интервал.
Пример: рассмотрим всё ту же секунду, ноты «до» и «ре». Итак, несколько вариантов:
Рисунок 3. Несколько вариантов интервала «секунда»
- «до» — «ре диез» — увеличенная секунда (полтора тона). Энгармонически равна малой терции, но таковой не является (почему?);
-
«до» — «ре» — большая секунда (целый тон);
-
«до» — «ре бемоль», малая секунда (полутон);
-
«до» — «ре дубль бемоль», уменьшённая секунда (0 тонов). Энгармонически равна чистой приме, но называется секундой, поскольку «до» и «ре» — это секунда. Прима — это «до»-«до», «ре»-«ре» и т.д.
Ещё немножко: «до» — «до-диез» — это увеличенная прима, а «до» — «ре-бемоль», это малая секунда. В обоих случаях между звуками полутон, то есть эти интервалы энгармонически равны.
Наглядный пример
Для лучшего усвоения материала предлагаем следующую программу (ваш браузер должен поддерживать flash). Выбирайте, какой интервал нужно построить, укажите его основу. Программа сама построит интервал и покажет его вам как на клавиатуре фортепиано, так и на нотном стане. Под белыми клавишами вы увидите номера ступеней, задействованных в интервале. Успехов!
Итог
Вы познакомились с интервалами. Названия интервалов будут употребляться довольно часто, поэтому стоит запомнить таблицу основных интервалов.