Как пишется ми минор гармонический

минорный лад
В музыкальной практике используется большое число разнообразных музыкальных ладов. Из них два лада наиболее распространены и практически универсальны: это мажор и минор. Так вот и мажор, и минор бывают трёх видов: натуральным, гармоническим и мелодическим. Только не нужно этого пугаться, всё просто: разница лишь в деталях (1-2 звука), остальное в них совпадает. Сегодня в поле нашего зрения – три вида минора.

3 вида минора: первый – натуральный

Натуральный минор – это простая гамма без всяких случайных знаков, в таком виде в каком она есть. Учитываются только ключевые знаки. Звукоряд этой гаммы один и тот же при движении и вверх, и вниз. Ничего лишнего. Звучание – простое, немного строгое, печальное.

Вот, например, что представляет собой звукоряд натурального ля минора:

 ля минор натуральный

3 вида минора: второй – гармонический

Гармонический минор – в нём при движении и вверх, и вниз повышается седьмая ступень (VII#). Повышается она не с бухты-барахты, а ради того, чтобы обострить её тяготение в первую ступень (то есть в тонику).

Давайте посмотрим на звукоряд гармонического ля минора:

 ля минор гармонический

В результате седьмая (вводная) ступень действительно хорошо и естественно переходит в тонику, зато между шестой и седьмой ступенями (VI и VII#) образуется «дыра» – интервал увеличенной секунды (ув2).

Впрочем, в этом есть своя прелесть: ведь благодаря этой увеличенной секунде гармонический минор звучит как-то на арабский (восточный) лад – очень красиво, изысканно и очень характерно (то есть гармонический минор легко узнаётся на слух).

3 вида минора: третий – мелодический

Мелодический минор – это минор, в котором при движении гаммы вверх повышаются сразу две ступени – шестая и седьмая (VI# и VII#), зато при обратном (нисходящем) движении эти повышения отменяются, и играется (или поётся) фактически натуральный минор.

Вот пример мелодического вида того же ля минора:

 ля минор мелодический

Почему нужно было повысить эти две ступени? С седьмой мы уже разбирались – она хочет быть ближе к тонике. А вот шестая повышается для того, чтобы закрыть ту «дыру» (ув2), которая образовалась в гармоническом миноре.

Почему это так важно? Да потому что минор МЕЛОДИЧЕСКИЙ, а по строгим правилам ходы на увеличенные интервалы в МЕЛОДИИ запрещены.

Что даёт повышение VI и VII ступеней? С одной стороны, более направленное движение к тонике, с другой стороны, это движение смягчается.

Зачем тогда отменять эти повышения (альтерацию) при движении вниз? Тут всё очень просто: если мы будем играть гамму сверху вниз, то при возвращении на повышенную седьмую ступень нам снова захочется вернуться к тонике, притом что это уже не нужно (мы, преодолев напряжение, уже завоевали эту вершину (тонику) и спускаемся вниз, где можно отдохнуть). И ещё: мы просто не должны забывать, что находимся в миноре, а эти две подружки (повышенные шестая и седьмая ступени) как-то добавляют весёлости. Этой весёлости в первый раз может быть и в самый раз, но во второй – уже лишка.

Звучание мелодического минора полностью оправдывает своё название: он действительно звучит как-то по-особому МЕЛОДИЧНО, мягко, лирично и тепло. Такой лад часто встречается в романсах и песнях (например, о природе или в колыбельных).

Повторенье – мать ученья

О, как я тут разошёлся, сколько про мелодический минор написал. Скажу вам по секрету, что чаще всего вам предстоит иметь дело с гармоническим минором, поэтому про «госпожу седьмую ступень» не забывайте – иногда ей нужно «повыситься».

Давайте еще раз повторим, какие три вида минора есть в музыке. Это минор натуральный (простой , без прибамбасов и наворотов), гармонический (с повышенной седьмой ступенью – VII#) и мелодический (в котором при движении вверх нужно повысить шестую и седьмую ступени – VI# и VII#, а при движении вниз – играть просто натуральный минор). Вот вам в помощь рисуночек:

три вида минора

ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОСМОТРИТЕ ЭТО ВИДЕО!

Правила теперь вы знаете, сейчас предлагаю посмотреть просто шикарное видео в тему. После просмотра этого короткого видео-урока вы раз и навсегда научитесь отличать один вид минора от другого (в том числе и на слух). В видео предлагается разучить песенку (на украинском языке) – очень интересно.

Три вида минора – другие примеры

Что это у нас всё ля минор да ля минор? Что же? других тональностей нет? Есть, конечно. Сейчас и посмотрим примеры натурального, гармонического и мелодического минора еще и в других нескольких тональностях.

Ми минор – три вида: в этом примере цветом выделены изменения ступеней (в соответствии с правилами) – поэтому не буду давать лишних комментариев.

гамма ми минор

Тональность си минор с двумя диезами при ключе, в гармоническом виде – появляется ля-диез, в мелодическом – к нему добавляется еще и соль-диез, а затем при движении гаммы вниз оба повышения отменяются (ля бекар, соль бекар).

гамма си минор

Тональность фа-диез минор: в ней при ключе три знака – фа, до и соль диезы. В гармоническом фа-диез миноре повышается седьмая ступень (ми-диез),а в мелодическом – повышаются шестая и седьмая ступени (ре-диез и ми-диез), при нисходящем движении гаммы эта альтерация отменяется.

гамма фа-диез минор

До-диез минор в трёх видах. При ключе у нас четыре диеза. В гармоническом виде – си-диез, в мелодическом – ля-диез и си-диез в восходящем движении, и натуральный до-диез минор в нисходящем движении.

гамма до-диез минор

Тональность фа минор. Ключевые знаки – бемоли в количестве 4-х штук. В гармоническом фа миноре повышается седьмая ступень (ми-бекар), в мелодическом – повышается шестая (ре-бекар) и седьмая (ми-бекар), при движении вниз повышения, разумеется, отменяются.

гамма фа минор

Три вида до минора. Тональность с трёмя бемолями при ключе (си, ми и ля). Седьмая ступень в гармоническом виде повышена (си-бекар), в мелодическом виде – кроме седьмой повышена ещё и шестая (ля-бекар), в нисходящем движении гаммы мелодического вида эти повышения отменяются и возвращаются си-бемоль и ля-бемоль, которые есть в натуральном виде.

гамма до минор

Тональность соль минор: здесь при ключе выставляется два бемоля. В гармоническом соль миноре – фа-диез, в мелодическом – кроме фа-диеза, ещё и ми-бекар (повышение VI ступени), при движении вниз в мелодическом соль миноре – по правилу возвращаются знаки натурального минора (то есть фа-бекар и ми-бемоль).

гамма соль минор

Ре минор в своих трёх видах. Натуральный без какой-либо дополнительной альтерации (не забывайте только про знак си-бемоля при ключе). Гармонический ре минор – с повышенной седьмой (до-диез). Мелодический ре минор – при восходящем движении гаммы си-бекар и до-диез (повышенные шестая и седьмая ступень), при нисходящем движении – возвращение натурального вида (до-бекар и си-бемоль).

гамма ре минор

Ну вот, на этом и остановимся. Можете добавить страничку с этими примерами в закладки (наверняка пригодится). Ещё рекомендую подписаться на обновления странички сайта в контакте, чтобы быть в курсе всех обновлений и быстро находить нужный материал.

На чтение 4 мин Просмотров 1к. Опубликовано 16.05.2022

Гамма Ми минор или Em является одной из часто встречающихся в композициях для гитары, а тональность ми очень популярной у многих композиторов. Самый простой способ ее построения знают все гитаристы, даже начинающие, так как она является очень легкой в техническом исполнении. Звучание этого звукоряда спокойное, не вызывающее, хотя немного печальное из-за принадлежности к минору.

Содержание

  1. Состав и ступени гаммы ми минор
  2. Как построить гамму ми минор
  3. Устойчивые ступени гаммы ми минор
  4. Аппликатуры гаммы ми минор на грифе
  5. Пять позиций гаммы ми минор на грифе гитары
  6. Гармонический минор em аппликатура. Как построить гармонический ми минор
  7. Аппликатуры гармонического минора от ноты ми e
  8. Упражнения с гаммой ми минор

Состав и ступени гаммы ми минор

E minor, как и большинство гамм, представлен в 3 вариантах:ноты

  • Натуральный. Самый распространенный и часто встречающийся вид. Для его звучания достаточно сыграть по порядку все  от тоники до тоники следующей октавы. На основе натурального звукоряда строится пентатонический (блюзовый) звукоряд.
  • Гармонический. Звукоряд, в котором 7 ступень повышается на пол тона в миноре. Вместо ноты ре звучит ре-диез. Эта метаморфоза полностью меняет звучание гаммы. Такой звукоряд используется достаточно часто для оживления звучания и придания восточных мотивов произведению. На гитаре тоже получил свое применение.
  • Мелодический. Звучание этого типа звукорядов зависит от направления движения мелодии. В случае восходящего движения изменению подлежат 6 и 7 ступени. Они повышаются на полтона. Для нисходящего движения сохраняется строение натурального звукоряда без каких-либо изменений.
  • Хроматический. В этом варианте играются все звуки с интервалом в полтона.

Как построить гамму ми минор

E – moll строится по стандарту, как любые минорные гаммы. Он включает в себя следующие звуки:

МИ – ФА-ДИЕЗ – СОЛЬ – ЛЯ – СИ – ДО – РЕ – МИ

В буквенном обозначении:

E — F♯ — G – A – B – C – D – E

Стоит обратить внимание, что в натуральной гамме присутствует только одна нота со знаком альтерации – фа-диез.

В гармонической добавляется ре-диез — D♯

В мелодической при восхождении имеет 2 ноты со знаками альтерации – ре-диез — D♯ и до-диез — C♯.

Кроме того, E minor относится к гаммам, которые имеют параллельные им звукоряды. Для ми минора это соль мажор. В его составе такие звуки.

Устойчивые ступени гаммы ми минор

Устойчивые ступени – это те, которые не требуют разрешения – тоника, третья ступени и пятая. В гамме ми минор это – Ми, Соль, Си, которые образуют основное трезвучие и аккорд. Все остальные звуки требуют разрешения до устойчивых.

Аппликатуры гаммы ми минор на грифе

Ми минор можно сыграть на 5 различных позициях на гитаре.

Пять позиций гаммы ми минор на грифе гитары

Для воспроизведения гаммы E minor на гитаре разработаны 5 схем с различными позициями.

  • Это самая популярная позиция. Она также считается базовой и берет начало с открытых струн.

первая позиция ми минор

  • В этой позиции гамма расположена с 2 до 6 ладов с тоникой на 2 и 4.

Вторая позиция ми минор

  • 3 позиция имеет тонику на 5 и 7 ладах. При этом построении на каждой струне играется 3 ноты.

3 позиция ми минор

  • 4 позиция находится в пределах 7-11 ладов.

4 позиция ми минор

  • 5 позиция смещается вниз по грифу, диапазон с 9 до 13 лад.

5 позиция Em

Гармонический минор em аппликатура. Как построить гармонический ми минор

Основное отличие от натурального звукоряда – повышение 7 ступени на полтона. В гамме E minor гармонический вид будет состоять из следующих звуков:

Ми – Фа-диез – Соль – Ля – Си – До – Ре-диез – Ми

Для того чтобы запомнить и грамотно отрабатывать игру этого звукоряда на гитаре, для начала необходимо четко выучить натуральную гамму, научиться ее играть в разных позициях и находить звуки на гитарном грифе.

Аппликатуры гармонического минора от ноты ми e

Как и для натуральной гаммы, гармоническую можно построить в 5 разных позициях на гитаре.

  • Первая позиция берет начало на 2 ладу.

Первая позиция от ноты ми e

  • На второй позиции начало звучания происходит с 5 лада.

вторая позиция от ноты ми e

  • В данной позиции движение начинается с 7 лада, а строение по большей части совпадает с 3 позицией натурального звукоряда.

начинается с 7 лада

  • Строение этой позиции сместилось на 11 лад.

Строение этой позиции сместилось на 11 лад

  • Последняя позиция является максимально простой. В ней звучат все отрытые струны, кроме 3 – на ней зажимается ре – диез.

Последняя позиция от ми минор

Упражнения с гаммой ми минор

Основной принцип заучивания всех гамм – это практические тренировки. Для быстрого запоминания звуков на грифе и позиций боксов разработаны специальные упражнения.

Перед началом отработки стоит учесть 2 фактора: использовать метроном для поддержания одинакового ритма и начинать с максимально низкого темпа, постепенно ускоряясь.

E minor

{ new Staff with{ magnifyStaff #3/2 } << time 2/16 override Score.TimeSignature #'stencil = ##f { clef treble key e minor s16 clef bass key e minor s16 } >> }

Relative key G major
Parallel key E major
Dominant key B minor
Subdominant A minor
Component pitches
E, F, G, A, B, C, D

E minor is a minor scale based on E, consisting of the pitches E, F, G, A, B, C, and D. Its key signature has one sharp. Its relative major is G major and its parallel major is E major.

The E natural minor scale is:

 {
override Score.TimeSignature #'stencil = ##f
relative c' {
  clef treble key e minor time 7/4 e4^markup "E natural minor scale" fis g a b c d e d c b a g fis e2 clef bass key e minor
} }

Changes needed for the melodic and harmonic versions of the scale are written in with accidentals as necessary. The E harmonic minor and melodic minor scales are:

 {
override Score.TimeSignature #'stencil = ##f
relative c' {
  clef treble key e minor time 7/4
  e4^markup "E harmonic minor scale" fis g a b c dis e dis c b a g fis e2
} }

 {
override Score.TimeSignature #'stencil = ##f
relative c' {
  clef treble key e minor time 7/4
  e4^markup "E melodic minor scale (ascending and descending)" fis g a b cis dis e d! c! b a g fis e2
} }

Much of the classical guitar repertoire is in E minor, as this is a very natural key for the instrument. In standard tuning (E A D G B E), four of the instrument’s six open (unfretted) strings are part of the tonic chord. The key of E minor is also popular in heavy metal music, as its tonic is the lowest note on a standard-tuned guitar.

Notable compositions[edit]

  • Joseph Haydn
    • Symphony No. 44 (Trauer)
  • Wolfgang Amadeus Mozart
    • Violin Sonata No. 21
  • Ludwig van Beethoven
    • String Quartet No. 8
    • Piano Sonata No. 27
  • Niccolò Paganini
    • Caprice No. 3
    • Caprice No. 15
  • Felix Mendelssohn
    • Violin Concerto
  • Frédéric Chopin
    • Nocturne in E minor
    • Piano Concerto No. 1
    • Waltz in E minor
    • Étude Op. 25, No. 5 «Wrong Note»
    • Prelude Op. 28, No. 4 «Suffocation»
  • Charles-Valentin Alkan
    • Le festin d’Ésope, Op. 39, No. 12, from 12 etudes in all the minor keys
  • Johannes Brahms
    • Symphony No. 4
    • Cello Sonata No. 1
  • Pyotr Ilyich Tchaikovsky
    • Symphony No. 5
  • Antonín Dvořák
    • Symphony No. 9 (From the New World)
    • Slavonic Dance No. 2, Op. 46
    • Slavonic Dance No. 2, Op. 72
  • Edvard Grieg
    • Piano Sonata
  • Nikolai Rimsky-Korsakov
    • Scheherazade
  • Edward Elgar
    • Cello Concerto
    • Sea Pictures
    • String Quartet
    • Violin Sonata
  • Jean Sibelius
    • Symphony No. 1, Op. 39
  • Ralph Vaughan Williams
    • Symphony No. 6
    • Symphony No. 9
  • Sergei Rachmaninoff
    • Moments musicaux, Op. 16, No. 4
    • Symphony No. 2
    • Vocalise, Op. 34, No. 14
  • Maurice Ravel
    • Le tombeau de Couperin
  • Sergei Prokofiev
    • Montagues and Capulets
  • Dmitri Shostakovich
    • Piano Trio No. 2
    • Symphony No. 10
  • Johann Sebastian Bach
    • Bourrée in E minor, BWV 996
    • Prelude and Fugue in E minor, BWV 548
    • Partita for keyboard in E minor, BWV 830

See also[edit]

  • Key (music)
  • Major and minor
  • Chord (music)
  • Chord notation

External links[edit]

  • Media related to E minor at Wikimedia Commons
E minor

{ new Staff with{ magnifyStaff #3/2 } << time 2/16 override Score.TimeSignature #'stencil = ##f { clef treble key e minor s16 clef bass key e minor s16 } >> }

Relative key G major
Parallel key E major
Dominant key B minor
Subdominant A minor
Component pitches
E, F, G, A, B, C, D

E minor is a minor scale based on E, consisting of the pitches E, F, G, A, B, C, and D. Its key signature has one sharp. Its relative major is G major and its parallel major is E major.

The E natural minor scale is:

 {
override Score.TimeSignature #'stencil = ##f
relative c' {
  clef treble key e minor time 7/4 e4^markup "E natural minor scale" fis g a b c d e d c b a g fis e2 clef bass key e minor
} }

Changes needed for the melodic and harmonic versions of the scale are written in with accidentals as necessary. The E harmonic minor and melodic minor scales are:

 {
override Score.TimeSignature #'stencil = ##f
relative c' {
  clef treble key e minor time 7/4
  e4^markup "E harmonic minor scale" fis g a b c dis e dis c b a g fis e2
} }

 {
override Score.TimeSignature #'stencil = ##f
relative c' {
  clef treble key e minor time 7/4
  e4^markup "E melodic minor scale (ascending and descending)" fis g a b cis dis e d! c! b a g fis e2
} }

Much of the classical guitar repertoire is in E minor, as this is a very natural key for the instrument. In standard tuning (E A D G B E), four of the instrument’s six open (unfretted) strings are part of the tonic chord. The key of E minor is also popular in heavy metal music, as its tonic is the lowest note on a standard-tuned guitar.

Notable compositions[edit]

  • Joseph Haydn
    • Symphony No. 44 (Trauer)
  • Wolfgang Amadeus Mozart
    • Violin Sonata No. 21
  • Ludwig van Beethoven
    • String Quartet No. 8
    • Piano Sonata No. 27
  • Niccolò Paganini
    • Caprice No. 3
    • Caprice No. 15
  • Felix Mendelssohn
    • Violin Concerto
  • Frédéric Chopin
    • Nocturne in E minor
    • Piano Concerto No. 1
    • Waltz in E minor
    • Étude Op. 25, No. 5 «Wrong Note»
    • Prelude Op. 28, No. 4 «Suffocation»
  • Charles-Valentin Alkan
    • Le festin d’Ésope, Op. 39, No. 12, from 12 etudes in all the minor keys
  • Johannes Brahms
    • Symphony No. 4
    • Cello Sonata No. 1
  • Pyotr Ilyich Tchaikovsky
    • Symphony No. 5
  • Antonín Dvořák
    • Symphony No. 9 (From the New World)
    • Slavonic Dance No. 2, Op. 46
    • Slavonic Dance No. 2, Op. 72
  • Edvard Grieg
    • Piano Sonata
  • Nikolai Rimsky-Korsakov
    • Scheherazade
  • Edward Elgar
    • Cello Concerto
    • Sea Pictures
    • String Quartet
    • Violin Sonata
  • Jean Sibelius
    • Symphony No. 1, Op. 39
  • Ralph Vaughan Williams
    • Symphony No. 6
    • Symphony No. 9
  • Sergei Rachmaninoff
    • Moments musicaux, Op. 16, No. 4
    • Symphony No. 2
    • Vocalise, Op. 34, No. 14
  • Maurice Ravel
    • Le tombeau de Couperin
  • Sergei Prokofiev
    • Montagues and Capulets
  • Dmitri Shostakovich
    • Piano Trio No. 2
    • Symphony No. 10
  • Johann Sebastian Bach
    • Bourrée in E minor, BWV 996
    • Prelude and Fugue in E minor, BWV 548
    • Partita for keyboard in E minor, BWV 830

See also[edit]

  • Key (music)
  • Major and minor
  • Chord (music)
  • Chord notation

External links[edit]

  • Media related to E minor at Wikimedia Commons

гамма ми минор на гитаре

Содержание статьи

  • 1 Гамма Ми-минор на гитаре. Общая информация
  • 2 Краткая памятка для начинающих
  • 3 3 вида гаммы Ми-минор
  • 4 Как построить гамму Ми-минор
  • 5 Параллельная гамма
  • 6 Гамма Ми-минор натуральный вид
  • 7 Аппликатура
    • 7.1 1 схема
    • 7.2 2 схема
    • 7.3 3 схема
    • 7.4 4 схема
    • 7.5 5 схема
  • 8 Гамма гармонического Ми-минора 5 позиций
    • 8.1 1 фигура
    • 8.2 2 фигура
    • 8.3 3 фигура
    • 8.4 4 фигура
    • 8.5 5 фигура
  • 9 Упражнения с гаммой Ми-минор
    • 9.1 Упражнение #1
    • 9.2 Упражнение #2
    • 9.3 Упражнение #3
    • 9.4 Упражнение #4
    • 9.5 Упражнение #5
  • 10 Заключение и советы

Гамма Ми-минор на гитаре. Общая информация

Гамма ми-минородна из 12-ти основных минорных гамм в европейской музыкальной теории. Она используется в очень большом количестве песен как зарубежных, как и отечественных исполнителей. В своей аппликатуре она имеет один диез – неполную ноту – F#, на что можно опереться при запоминании гаммы. По структуре выстраивается точно так же, как и стандартная минорная тональность, в гармоническом виде добавляется седьмая ступень. Ниже вы найдете все боксы гаммы ми-минор на гитаре, а также упражнения по их отработке.

Краткая памятка для начинающих

Памятка для начинающих по правильной игре гамм

3 вида гаммы Ми-минор

Как и любая другая, например, гамма ре-мажор, ми-минор может быть построен тремя различными способами.

Первый – это натуральный звукоряд. Это наиболее простой и распространенный вид, поскольку для его выстраивания нужно просто сыграть все ноты, входящие в гамму, по порядку – от одной октавы к другой. Кроме этого, на основе натурального звукоряда построена блюзовая гамма – пентатоника.

Второй – гармонический. В этом звукоряде в гамме меняется седьмая ступень, она повышается на полутон, в данном случае это – ре-диез. Данная нота меняет звучание гаммы. Придавая ей характерный «восточный» колорит. Это придаст вашей композиции больше разнообразия и характера, а также индивидуальности. На основе этой гаммы можно даже писать гитарные риффы, и это будет звучать очень красиво и здорово.

Третий – мелодический. Здесь уже выстраивается относительно того, куда вы идете при игре – вверх, или вниз. Если вы двигаетесь вверх, то вы повышаете шестую и седьмую ступени. Это придает минору больше чувственности и мелодики, что сразу же становится слышно в композиции. Если же вы спускаетесь, то эти изменения не учитываются, и вам нужно сыграть обычный натуральный ряд.

Как построить гамму Ми-минор

Построение гаммы, точно такое же, как и любого минора – тоника-тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон. То есть, исходя из этого, гамма ми-минор будет иметь в себе следующие ноты – E – F# – G – A – B – C – D – E. Чтобы выстроить гармонический звукоряд, вам нужно просто сыграть D#, вместо D, перед переходом на следующую октаву. Если же вы хотите сыграть мелодическую гамму – то просто сыграйте C# и D#, если идете от низкой октавы к высокой.

Параллельная гамма

Параллельная тональность к гамме ми-минор – это Соль-мажор. Она имеет в себе точно такие же знаки и ноты, и подчиняется тем же самым правилам в гармонических и мелодических звукорядах.

Гамма Ми-минор натуральный вид

гамма ми минор натуральныйНиже представлены все гитарные боксы гаммы ми-минор от нулевого до двенадцатого лада. В этих изображениях так же указано, какими пальцами какой лад зажимать — это нужно для удобства, а также для правильно постановки рук во время игры. Условные обозначения расшифровываются на рисунке ниже.

Обратите внимание так же на то, что каждый бокс, представленный ниже, по сути своей является продолжением предыдущего. Это сильно поможет в запоминании всех позиций.

Аппликатура

1 схема

В данной аппликатуре все начинается от второго лада, а тоникой является третий. Поскольку ми-минор параллельна соль-мажору, то и нота, от которой все начинается, является соль. Нота Ми здесь появляется только на втором ладу четвертой струны. Обратите внимание и на то, что первой нотой может быть и открытая шестая струна – тогда тоникой становится Ми.

гамма ми минор на гитаре

гамма ми минор

2 схема

В данной схеме все начинается с пятого лада – точно так же, как и первый бокс на нем заканчивался.

гамма ми минор на гитаре

гамма ми минор

3 схема

Далее бокс берет начало с седьмого лада, и наполовину состоит из предыдущей схемы.

гамма ми минор на гитаре

4 схема

Точно так же – бокс наполовину переигрывает предыдущую позицию, начинаясь с девятого лада. Далее все схемы по сути представляют собой то же самое, что было указано выше, но играются в октаву – с двенадцатого лада.

гамма ми минор на гитаре

гамма ми минор

5 схема

Эта схема возвращает нас к первым ладам. Здесь она начинается с нулевого лада – что, по сути, является тоникой, а которой говорилось выше. Стоит сказать, что этот бокс также играется через октаву – но вместо нулевого вам нужно будет зажимать двенадцатый лад.

гамма ми минор на гитаре

гамма ми минор

Как уже говорилось выше, на практике гармонический минор отличается только тем, что вы играете последнюю ноту гаммы на полутон выше.

1 фигура

Этот паттерн является логичным продолжением 5-той фигуры. Он начинается со второго лада.

2 фигура

Следующая схема берет начало с пятого лада, и так же продолжает вторую фигуру.

3 фигура

Далее – седьмой лад. Половина всего паттерна точно так же взята из третьего бокса.

4 фигура

Суть та же самая. Первая нота расположена на одиннадцатом ладу и двигается в октаву. Бокс отчасти повторяет четвертую фигуру.

5 фигура

Этот паттерн начинается от нулевого лада. Почти каждую струну здесь нужно будет сыграть открытой – кроме третьей, поскольку как раз на ней мы повышаем ступень до D#.

Читайте также: Как играть флажолетами

Упражнения с гаммой Ми-минор

Следующий раздел посвящен упражнениям по отработке боксов. Помните, что играть их нужно только под метроном. Таким образом вы сразу же приучите себя к ровной игре. Начинать стоит с небольших темпов, постепенно наращивая скорость.

Упражнение #1

Первое упражнение сделано для отработки бокса от третьего лада. В табулатуре представлен довольно высокий темп исполнения, но вы всегда можете уменьшить его до удобной вам скорости. Его суть заключается в том, чтобы играть ноты на одной струне, потом переходить на следующую, но дальше – возвращаться.

Упражнение #2

Второе упражнение очень похоже на первое, однако мы добавляем седьмой лад. Суть остается такой же – вы по очереди играете ноты гаммы на каждой струне, иногда возвращаясь к предыдущим.

Упражнение #3

Третье упражнение немного меняет общую суть. Теперь вы движетесь от первой струны до шестой – однако по тому же самому боксу.

Упражнение #4

Это более длинный пассаж, однако по-прежнему находящийся внутри одного паттерна гаммы.

Упражнение #5

По своей сути – повтор предыдущего упражнения, но задом-наперед.

Заключение и советы

Вы наверняка обратили внимание, что упражнения в данном случае очень похожи между собой. Поэтому старайтесь играть их подряд друг за другом, вперед и назад. Соединяйте все паттерны между собой, чтобы играть их без остановки. Сама их структура способствует этому. Кроме этого, не забывайте про занятия под метроном. Это очень важно, поскольку учит вас ровной и четкой игре. В упражнениях отталкивайтесь от аппликатур гаммы, чтобы пальцы не путались, и вы не сбивались лишний раз.

Гамма ми-минор используется очень часто, поэтому уделите ее отработке особое внимание.

Поддержать проект и создание уроков можно на Cбер 2202 2004 1296 6077

Minornye gammy

Гамма в музыке – это звукоряд. Последовательное звучание нот в восходящем или нисходящем порядке, образует ЛАД. Крайние звуки гаммы одинаковы по названию, но расположены на расстояние октавы или нескольких октав. Лад гаммы может быть разным, но мы рассмотрим только один из них — минорный.

Итак, минорные гаммы — что это, какими они бывают?

  • Натуральный минор — основа
  • Гармонический вид гамм
  • Мелодический вид гаммы
  • Таблица минорных гамм
  • Какими способами можно играть гаммы
  • Аппликатура
  • Скачать сборник гамм (PDF Н. Ширинская)

Больше о гаммах вы можете узнать ЗДЕСЬ

Формула натурального минора

Любая гамма — как математическое уравнение — может быть построена по формуле. Формула минорной гаммы такова:

formula gammy minor

Если вам необходимо построить минорную гамму от какой-либо ноты, просто используйте формулу. Но вам нужно знать, что эта формула пригодна для построения лишь НАТУРАЛЬНОГО минора. В то время как в мелодическом и гармоническом видах минора, некоторые звуки будут повышаться или понижаться.

Если понятие «Тон» и «Полутон» вам ни о чем не говорит, то в двух словах поясним:

Полутон — это минимальное расстояние между двумя звуками. На пианино это две ближайшие клавиши. Например, расстояние между клавишами ДО и Ре бемоль — полутон. Соответственно тон — это сумма двух полутонов — например расстояние между нотами ДО и РЕ.

malaya sekunda Do Re bemol     Bol'shaya sekunda Do Re

Для примера, построим натуральную гамму в Соль-миноре опираясь на формулу:

Sol' minor natural'nyj

Вы видите, что нам пришлось использовать Си-бемоль и Ми-бемоль, чтобы звукоряд соответствовал формуле.

Послушайте, как звучит Соль-минор натуральный

Гармонический минор

В гармоническом миноре при движении вверх и вниз, повышается VII ступень лада.

Что это значит?

Используя нашу формулу (ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН) построим натуральный вид Соль-минора, а затем повысим VII ступень:

Sol' minor natural'nyj

Sol' minor garmonicheskij

Чтобы сделать минор гармоническим, нам понадобилось повысить VII ступень — то есть ноту Фа заменить Фа-диезом. Теперь при движении и вверх, и вниз вместо чистой Фа, мы будем играть Фа-диез.

Сравните звучание. Гармонический вид придает гамме восточный оттенок, неправда ли?

Попробуйте самостоятельно построить гармонический вид гаммы в Ре-миноре.

Сергей Изотов

Сергей Изотов

Музыкант, аранжировщик

Задать вопрос

Если вы не нашли нужную информацию или остались вопросы — напишите мне.

Мелодический минор

В мелодическом миноре гамма имеет другое строение и звучание. Это происходит потому что:

В мелодическом миноре при движении вверх будут повышаться VI и VII ступени, а при движении вниз эти знаки альтерации будут отменяться.

Чтобы построить мелодическую гамму, сначала строим натуральную с помощью нашей формулы, а затем добавляем необходимые знаки:

Sol' minor natural'nyj

Sol' minor melodicheskij

Как видно, при движении вверх мы повысили VI и VII ступени. Для этого нам пришлось заменить Ми-бемоль на Ми-бекар, а Фа чистую на Фа-диез. А при движении вниз эти знаки альтерации отменяются и гамма приобретает НАТУРАЛЬНЫЙ вид. Послушайте:

Попробуйте самостоятельно построить мелодическую гамму в Ля-миноре.

Какими способами играют гаммы

Способов игры гамм существует очень много. В музыкальных училищах играют следующие виды:

  1. прямой
  2. расходящийся
  3. в терцию
  4. в сексту
  5. в дециму
  6. арпеджио прямое и ломанное
  7. октавы
  8. аккорды
  9. 11 арпеджио от 1 ноты
  10. двойные терции

Таблица минорных гамм

Для тех кто еще не научился быстро строить гаммы, мы предлагаем таблицу. Благодаря ей вы сможете быстро строить гармонический и мелодический виды гамм в минорных тональностях.

tri-vida-minora

Если вам интересны способы как играть гаммы, чтобы пальцы забегали по клавиатуре — напишите об этом в комментариях и я обязательно поделюсь опытом в следующей статье.

Надеюсь, материал оказался полезным для вас и теперь вы знаете, что такое минорные гаммы и самое главное, сможете самостоятельно их строить. Если вопросы все же остались, буду рад ответить на них — пишите в комментарии. Подписывайтесь на ютуб-канал и вступайте в группу вконтакте, где много интересного!

Загрузка…

  • Как пишется мешать или мишать правильно
  • Как пишется мечущийся или мечащийся
  • Как пишется мечникова на английском
  • Как пишется меч по английски
  • Как пишется меценат или миценат