Как пишется монолог пример

Монолог(от др. греч. μόνος один и λόγος речь) это речь действующего лица, обращенная к самому себе или к широкой аудитории, а не к конкретному собеседнику. Монолог характерен в первую очередь для драматических произведений, рассчитанных на театральную постановку, но встречается и в эпических текстах (романы, повести, рассказы).

Если вы думаете о том, как написать книгу, то вам будет полезно узнать о монологе.

Монолог – это длинный спич героя, не обращенный к конкретному слушателю. В монологе традиционно высказываются важные для понимания героя или произведения идеи.

Монологи происходят из древнегреческих трагедий, где они играли роль авторского повествования: рассказывали о предыстории событий, комментировали происходящее на сцене, сообщали о том, чего нельзя показать, представить зрителю. Гораздо позднее в Европе (16-17 века) монологи стали очень популярны в английском и французском театрах. Но сценическое представление – это последствие создания текста, ведь в основе любого монолога, произнесенного со сцены, лежит не что иное, как художественное произведение, созданное писателем.

Характерные черты, свойства монолога

  • Внушительный объем высказывания: только большой спич называют монологом.
  • Идеологичность содержание: в монологе звучат актуальные идеи, поднимаются важные для героя и произведения вопросы.
  • Эмоциональная напряженность: частую монолог – это патетическая речь героя, отражение его душевных переживаний.
  • Отражение особенностей речи, мышления, менталитета и жизненных ценностей героя, произносящего монолог.
  • Прерывание основного действия: монолог, будучи длинной речью героя, как будто останавливает основное действие, переключает внимание читателя или зрителя на проблемы, поднятые в монологе. Происходит это вне зависимости от жанра произведения: монолог одинаково сработает и социально-философском романе (монологи Мармеладова и Раскольникова в «Преступлении и наказании»), и в иронической повести (). В результате возрастает повествовательная напряженность.
  • Неперсонализируемый адресат: чаще всего монолог обращен к самому себе (размышления вслух) или к широкой аудитории. У говорящего может быть слушатель, но, как правило, он носит номинальный характер, а произносимая речь не ориентирована на конкретное действующее лицо.

Монолог в тексте произведения

Чтобы монолог героя прозвучал, в произведении должна сложится ситуация общения. Поскольку классический монолог – это свободное высказывание одного героя, то для того чтобы такое высказывание стало возможным, герой должен вступить в коммуникацию с другими действующими лицами, то есть заговорить с кем-то. Выходит, такому монологу предшествует диалог, то есть разговор двух персонажей.

Здесь уместно, конечно, вспомнить, монологи в драматургии, которые герой может произносить наедине с самим собой, обращаясь как будто к себе самому или к воображаемому собеседнику, а на самом деле по изначальному замыслу – к театральной аудитории. Такой монолог всегда заряжен важными для героя идеями. Герой говорит о чем-то существенном, сокровенном, вызывающем его переживания.

Самое для нас важное – это помещение монолога в коммуникативную ситуацию, располагающую к тому, чтобы произнести спич. Для того чтобы монолог произвел нужное впечатление, герой должен быть способен справиться со своей речевой партией, она должна быть уместна, соответствовать речевой ситуации. То есть содержание монолога, обстановка общения и образ героя – все должно сбалансировано и органично вписываться в текст произведения. Винни-Пух может произносить душещипательные монологи на тему социальной справедливости, но в его исполнении они будут звучать неестественно, в то время как пессимистичный Ослик Иа-Иа как будто специально создан для этой роли.

Внутренний монолог

Внутренний монолог – это вербализация мыслительного процесса героя, отражение его размышлений. Это такая же речевая партия героя, как и при обычном монологе, но которая произносится не вслух, а про себя. Внутренний монолог сохраняет почти все черты монолога, произнесенного вслух, добавляя только к речевой структуре междометия, вопросные конструкции, сбивчивость в изложении фактов.
Внутренний монолог по своему устройству близок к размышлению: герой пытается осмыслить какую-то идею и подбирает для доказательства ее правоты или ложности аргументы, высказывает сомнения, спорит с самим собой.

Роль внутреннего монолога очевидна – он позволяет раскрыть характер героя, благодаря тому, что герой в процессе размышления пытается разобраться в себе и окружающем мире.
Внутренние монологи по объему могут быть весьма незначительными. Короткое высказывание про себя, представляющее собой размышление – это уже внутренний диалог: «»
Внутренние монологи характерны для психологических триллеров, детективов, любовных романов, и других произведений, в которых сильна доля психологизма

Монологи в мировой литературе

Шекспир в переводе Бориса Пастернака. Монолог Гамлета («Быть или не быть…»)

Быть или не быть, вот в чем вопрос. Достойно ль
Смиряться под ударами судьбы,
Иль надо оказать сопротивленье
И в смертной схватке с целым морем бед
Покончить с ними? Умереть. Забыться.
И знать, что этим обрываешь цепь
Сердечных мук и тысячи лишений,
Присущих телу. Это ли не цель
Желанная? Скончаться. Сном забыться.
Уснуть… и видеть сны? Вот и ответ.
Какие сны в том смертном сне приснятся,
Когда покров земного чувства снят?
Вот в чем разгадка. Вот что удлиняет
Несчастьям нашим жизнь на столько лет.
А то кто снес бы униженья века,
Неправду угнетателей, вельмож
Заносчивость, отринутое чувство,
Нескорый суд и более всего
Насмешки недостойных над достойным,
Когда так просто сводит все концы
Удар кинжала! Кто бы согласился,
Кряхтя, под ношей жизненной плестись,
Когда бы неизвестность после смерти,
Боязнь страны, откуда ни один
Не возвращался, не склоняла воли
Мириться лучше со знакомым злом,
Чем бегством к незнакомому стремиться!
Так всех нас в трусов превращает мысль,
И вянет, как цветок, решимость наша
В бесплодье умственного тупика,
Так погибают замыслы с размахом,
В начале обещавшие успех,
От долгих отлагательств. Но довольно!
Офелия! О радость! Помяни
Мои грехи в своих молитвах, нимфа.

Монологи в русской классической литературе

А.С. Грибоедов «Горе от ума». Монолог Чацкого «А судьи кто?»

(действие II явление 5)

А судьи кто? – За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима,
Сужденья черпают из забытых газет
Времён Очаковских и покоренья Крыма;
Всегда готовые к журьбе,
Поют все песнь одну и ту же,
Не замечая об себе:

Что старее, то хуже.
Где? укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве,
И где не воскресят клиенты-иностранцы
Прошедшего житья подлейшие черты.
Да и кому в Москве не зажимали рты
Обеды, ужины и танцы?
Не тот ли, вы к кому меня ещё с пелен,
Для замыслов каких-то непонятных,
Дитей возили на поклон?
Тот Нестор негодяев знатных,
Толпою окружённый слуг;
Усердствуя, они в часы вина и драки
И честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг
На них он выменял борзые три собаки!!!
Или вон тот ещё, который для затей
На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей?!
Сам погружён умом в Зефирах и в Амурах,
Заставил всю Москву дивиться их красе!
Но должников не согласил к отсрочке:
Амуры и Зефиры все
Распроданы поодиночке!!!
Вот те, которые дожили до седин!
Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!
Вот наши строгие ценители и судьи!
Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдётся – враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким и прекрасным, –
Они тотчас: разбой! пожар!
И прослывёт у них мечтателем! опасным!!! –
Мундир! один мундир! он в прежнем их быту
Когда-то укрывал, расшитый и красивый,
Их слабодушие, рассудка нищету;
И нам за ними в путь счастливый!
И в жёнах, дочерях – к мундиру та же страсть!
Я сам к нему давно ль от нежности отрёкся?!
Теперь уж в это мне ребячество не впасть;
Но кто б тогда за всеми не повлекся?
Когда из гвардии, иные от двора
Сюда на время приезжали, –
Кричали женщины: ура!
И в воздух чепчики бросали!

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Монолог Печерина.

«- Да, такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали — и они родились. Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, — другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, — меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние — не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, — тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей ее половины; но вы теперь во мне разбудили воспоминание о ней, и я вам прочел ее эпитафию. Многим все вообще эпитафии кажутся смешными, но мне нет, особенно когда вспомню о том, что под ними покоится. Впрочем, я не прошу вас разделять мое мнение: если моя выходка вам кажется смешна — пожалуйста, смейтесь: предупреждаю вас, что это меня не огорчит нимало».

Л.Н. Толстой «Война и мир». Монолог князя Андрея Болконского «Небо Аустерлица»

«Что это? я падаю? у меня ноги подкашиваются», — подумал он и упал на спину. Он раскрыл глаза, надеясь увидать, чем кончилась борьба французов с артиллеристами, и желая знать, убит или нет рыжий артиллерист, взяты или спасены пушки. Но он ничего не видал. Над ним не было ничего уже, кроме неба,— высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками. «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал,— подумал князь Андрей,— не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист,— совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава богу!..» 

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание». Монолог Мармеладова.

«— Милостивый государь, — начал он почти с торжественностию, — бедность не порок, это истина. Знаю я, что и пьянство не добродетель, и это тем паче. Но нищета, милостивый государь, нищета — порок-с. В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было; и справедливо, ибо в нищете я первый сам готов оскорблять себя. И отсюда питейное! Милостивый государь, месяц назад тому супругу мою избил господин Лебезятников, а супруга моя не то что я! Понимаете-с? Позвольте еще вас спросить, так, хотя бы в виде простого любопытства: изволили вы ночевать на Неве, на сенных барках?»

А.П. Чехов «Дядя Ваня». Монолог Сони «Мы, дядя Ваня, будем жить», больше известный как «Небо в алмазах»

«Мы, дядя Ваня, будем жить. Проживем длинный, длинный ряд дней, долгих вечеров; будем терпеливо сносить испытания, какие пошлет нам судьба; будем трудиться для других и теперь и в старости, не зная покоя, а когда наступит наш час, мы покорно умрем, и там за гробом мы скажем, что мы страдали, что мы плакали, что нам было горько, и бог сжалится над нами, и мы с тобою, дядя, милый дядя, увидим жизнь светлую, прекрасную, изящную, мы обрадуемся и на теперешние наши несчастья оглянемся с умилением, с улыбкой — и отдохнем. Я верую, дядя, верую горячо, страстно… Мы отдохнем! Мы отдохнем! Мы услышим ангелов, мы увидим все небо в алмазах, мы увидим, как все зло земное, все наши страдания потонут в милосердии, которое наполнит собою весь мир, и наша жизнь станет тихою, нежною, сладкою, как ласка. Я верую, верую… Бедный, бедный дядя Ваня, ты плачешь… Ты не знал в своей жизни радостей, но погоди, дядя Ваня, погоди… Мы отдохнем… Мы отдохнем!» 


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Монологи это суть театра. В хорошем монологе, отдельный персонаж берет под свой контроль сцену или экран, чтобы открыть свое сердце и показать переживания. Или заставить нас смеяться. Хорошие монологи — это, как правило, самые запоминающиеся сцены из наших любимых фильмов и спектаклей, моменты, которые позволяют актерам блистать и показать себя в полной мере. Если вы хотите написать монолог для вашей постановки или сценария, узнайте, как разместить его должным образом и подобрать правильный тон. Ознакомьтесь с нижеприведенными шагами для получения дополнительной информации.

  1. Изображение с названием Make a Monologue Step 1

    1

    Исследуйте знаменитые монологи. От известных внутренних переживаний Гамлета до душераздирающей истории Куинта времен Второй мировой войны в “Челюстях”, монологи могут быть использованы в драме для добавления глубины характеру персонажа. Они дают нам указания для проникновения в характер персонажа и понимания его мотивации. Это скорее сюжетный ход (хотя они всегда должны способствовать продвижению сюжета вперед), чем изучение характера и всего того, что происходит напоказ. Чтобы исследовать их разновидности, познакомьтесь с некоторыми из классических монологов театра и кино:

    • Торговая речь, раскрывающая Дэвида Мэмета из “Гленгарри Глен Росс”
    • Монологи Гамлета
    • “Я мог бы быть претендентом” речь из драмы “В порту”
    • “Я съел документы о разводе” речь из пьесы “Прощай Чарльз”, Габриэля Дэвиса
    • Речь Маши “Я говорю вам это потому, что вы писатель” из пьесы Чехова “Чайка”
    • Замаскированная флагами речь Билла «Мясника» “Благородный человек” из фильма “Банды Нью-Йорка”
  2. Изображение с названием Make a Monologue Step 2

    2

    Используйте монологи в подходящее время. Пьеса, написанная для сцены или экрана, будет сложной последовательностью диалогов, действий и безмолвия. Знание, когда допускается появление монолога в сюжете, требует практики. Возможно, вы захотите, чтобы большая часть сущности сюжетов и героев были разгаданы до беспокойств о монологах. Они должны появляться строго согласно сценарию.

    • Некоторые монологи используются для знакомства с персонажем, в то время как некоторые сценаристы используют монолог, чтобы показать молчаливый персонаж с другой стороны, позволив ему выговориться и, тем самым, изменить отношение аудитории к нему.
    • В общем, в сценарии подходящее время для монолога — момент перемен, когда один герой должен разоблачить другого.
  3. Изображение с названием Make a Monologue Step 3

    3

    Изучите разницу между монологом и разговором с самим собой. Для истинного монолога необходим другой персонаж, чтобы услышать его. Если другого персонажа нет, то это разговор с самим собой. Он представляет собой классический метод, обычно не использующийся в современной драматургии, но до сих пор применяющийся в спектаклях одного актера и в экспериментальных театрах.

    • Внутренний монолог или голос за кадром это уже совсем другая категория экспозиции, больше как ремарка «в сторону», чем монолог. Для монолога необходимо присутствие других персонажей, которые слышат выступление, что обеспечивает важное взаимодействие, которое может оказаться топливом или целью монолога.
  4. Изображение с названием Make a Monologue Step 4

    4

    Всегда используйте монологи, чтобы показать перемены в персонаже. Хорошая возможность для введения монолога — это любые существенные изменения в чувствах или мышлении, которые переживает герой. Что позволяет ему раскрыться и проявить внутреннее напряжение — это выгодно для читателя и сюжета.

    • Даже если персонаж не перенес никаких существенных изменений, возможно, его решение высказаться это и есть изменения сами по себе. Молчаливый персонаж, побуждаемый к длинному монологу, проявляется, при зачитывании монолога должным образом. Почему он(а) высказался сейчас? Как это изменит наше мнение о нем(ей)?
    • Рассмотрим разрешение героям меняться, пока они говорят во время монолога. Если в начале монолога герой в бешенстве, то может быть более интересным закончить его истерикой или смехом. Если монологи начинаются смехом можно закончить их задумчивостью героя. Используйте монолог, как возможность показать перемены.
  5. Изображение с названием Make a Monologue Step 5

    5

    У монолога должны быть начало, середина и конец. Если вы собираетесь выделить время, чтобы поставить остаток истории на паузу, и позволить герою длинный монолог, можно точно сказать, что текст должен иметь структуру, как и любой другой вид текста. Если это история, она должна иметь сюжетную линию. Если это напыщенная тирада, то она должна перейти во что-нибудь еще. Если это мольба, то необходимо повышать накал страстей в течение выступления.

    • Хорошее начало монолога зацепит зрителей и других героев. Оно должно показать, что происходит что-то важное. Как и в любом хорошем диалоге, не стоит бессвязно бормотать «Привет» и «Как ваши дела», занимая впустую это место. Ближе к делу.
    • В середине монолога должна быть кульминация. Накалите ситуацию до предела, а затем верните ее обратно вниз, снизив напряжение и позволив персонажам поговорить между собой, чтобы продолжить или окончательно закончить разговор. Это то место в монологе, где происходят конкретные детали, драма и соприкосновение.
    • Концовка должна привести речь или историю обратно к рассматриваемой пьесе. После остановки на своих неудачах и усталости Рэнди заканчивает свою душераздирающую речь к своей дочери в фильме «Рестлер» фразой, «Я просто не хочу, чтобы ты меня ненавидела, хорошо?» Напряжение монолога спадает и на этой финальной ноте сцена завершается.

    Реклама

  1. Изображение с названием Make a Monologue Step 6

    1

    Определите голос персонажа. Когда мы наконец добрались до момента, чтобы прослушать речь персонажа во всех деталях, это не должно быть неожиданностью, услышать как персонаж использует голос, его характер и манеру изложения. Если вы изучаете их голоса во время написания, не исследуйте его в долгом и важном монологе, анализируйте его в любом другом месте в сценарии.

    • И наоборот, как вольный писатель, обдумайте вопрос о предоставлении вашему персонажу возможности поразглагольствовать, можно использовать любое количество субъектов, для его совершенствования. Роман Брета Истона Эллиса “Американский психопат” характеризуется большим количеством краткого изложения глав, в которых главный герой, Патрик, произносит монологи о различных аспектах культуры потребления: о стерео-оборудовании, поп-музыке и одежде. Предположительно, Эллис писал их как наброски о персонаже и, в конечном итоге, использовал их собственно в самом романе.
    • Подумайте о заполнении анкеты или профиля для вашего персонажа. Задумайтесь над героем, относительно вещей, которые не являются необходимыми в сценарии (например, какой дизайн комнаты предпочитает персонаж, список любимой музыки или утренние процедуры, и т.д.).
  2. Изображение с названием Make a Monologue Step 7

    2

    Используйте различные тона голоса. Монолог начинающийся в одном месте и заканчивается где-то совсем в другом, сделает напряжение более драматичным, персонажи более убедительными, а ваш сценарий гораздо лучше. Хороший монолог должен чередовать смешные, вызывающие тревогу и трогательные моменты, показывая при этом, что ни одна эмоция и ни одно состояние не возникает само по себе.

    • В фильме Умница Уилл Хантинг, персонаж Мэтта Дэймона читает большой монолог, в котором он хватает ворчливого студента Гарварда в баре. Хотя в монологе есть и юмор и триумф, в нем также присутствует глубокая печаль и гнев, что ощущается и в его словах.
  3. Изображение с названием Make a Monologue Step 8

    3

    Используйте историю, чтобы выстроить характер. Монологи могут стать отличной возможностью для приостановки основного сюжета этой истории, и позволит главному герою раскрыть что-то в своем прошлом, рассказать анекдот или добавить немного «фона» о себе. Если все сделано хорошо и в подходящий момент, разъясняющая или удивляющая история добавляет цвет и фактуру основной истории, давая нам другую возможность близко рассмотреть сюжет.

    • История Куинта о выживании в бедствии Индианаполиса США дает нам возможность, понять глубину его характера. Он не носит спасательный жилет, потому что он напоминает ему о полученной травме. Для истории нет необходимости двигать сюжет вперед, но это добавляет огромную глубину и пафос Квинту, который был, в основном, образцом настоящего мужчины, до этого момента в истории.
  4. Изображение с названием Make a Monologue Step 9

    4

    Экономьте восклицательные знаки. Не путайте драму и напряжение с «криком». Никто не захочет смотреть пьесу или фильм, в котором все кричат друг на друга на протяжении всего времени. Так что учитесь работать над эмоциональным шагом в драматических моментах, это реальный трюк создать напряженность и избежать пронзительных воплей неопытных писателей, описывающих драки.

    • Настоящие драки — русские горки. Люди устают и не могут кричать о своих сокровенных потрясениях больше, чем в одной фразе. Используйте сдержанность, и напряжение будет еще более ощутимым, если мы подозреваем, что кто-то может взорваться, но не делает этого.
  5. Изображение с названием Make a Monologue Step 10

    5

    Пусть и тишина заговорит. Этот прием может быть заманчивым для писателей, которые только начали свою писательскую деятельность. При создании драмы часто очень заманчиво добавить слишком много персонажей, слишком много сцен и слишком много слов. Учитесь оглядываться назад и позволяйте лишь самым необходимым компонентам речи вступить в игру, особенно в монологе. Что остается непроизнесённым?

    • Посмотрите некоторые монологи-проповеди из пьесы/фильма “Сомнение”. Когда священник проповедует о «сплетнях», там есть много конкретных деталей, которые не учитывались, потому что он стоит перед скоплением людей. Сообщение переданное монахиням, с которыми он состоит в конфликте, критично и очевидно.

    Реклама

  1. Изображение с названием Make a Monologue Step 11

    1

    Попробуйте из драматического монолога сделать комедийный. Как бы вы переписали один из монологов Аль Пачино из фильма “Запах женщины”, чтобы превратить его в комедийный? Что бы вы делали, если бы вам пришлось переписать историю Квинта таким образом, чтобы можно было предположить, что он мог оказаться лжецом? Написание комического текста сложнее, потому что предстоит иметь меньше дела с содержанием и гораздо больше с презентацией написанного.

    • В качестве упражнения, попробуйте переписать «гневные» монологи для пьесы, добавив в них юмор. Комедии и драмы граничат друг с другом, показывая, что это легче, чем может показаться на первый взгляд.
    • Габриэль Дэвис современный драматург с большим талантом в области юмора и написании остроумных сценариев. Женщина, которая съела ее свидетельство о разводе? Мужчина желающий провести обряд Бар-мицвы в 26 лет? Проверьте. Ознакомьтесь с тем, как часто он использует монологи для создания комичного эффекта.
  2. Изображение с названием Make a Monologue Step 12

    2

    Стремитесь к сложности. Хороший монолог не обязательно весь должен быть смешным или серьезным. Аналогично если вам хочется изменить уровень гнева в сцене с дракой, добавив долю юмора в противоположную трагическую ситуацию, получится закваска драмы со смехом , и тем самым вы поможете аудитории почувствовать, что происходит что-то сложное. Это то, что делают хорошие комедии.

    • Фильмы Мартина Скорсезе, часто отличаются объединением очень забавных моментов с сильно напряженными. Монологи Джейка Ламотты, когда он готовился выйти на сцену в фильме “Бешеный бык”, были одновременно и смешными и разрывающими сердце.
  3. Изображение с названием Make a Monologue Step 13

    3

    Соблюдайте грань между смешным и глупым. Успешные комические монологи, обычно, не включают в себя туалетный или имеющий отношение к функциям организма юмор, за исключением тех, когда другие стороны драматургии каким-то образом диктуют их. Построение текста с иронией, в некотором отношении, сарказмом, и своего рода, сложность юмора, сделают ваш текст гораздо более успешным и интересным для широкой аудитории.

  4. Изображение с названием Make a Monologue Step 14

    4

    Пишите от одного полюса к другому. Перед тем как начать писать монолог, решите, где он начнется и закончится, даже дойдя до того, что вы напишите первое и последнее предложение; продумайте, как много бы вы хотели написать, а затем заполните серединное пространство. Как бы вы дополнили возможный монолог со следующими первыми и последними строками?

    • Ваша собака мертва. / Сотрите эту дурацкую ухмылку с вашего лица!
    • В чем проблема вашей матери? / Я не собираюсь разговаривать по скайпу с кошкой в комнате.
    • Где эти унылые пятьдесят на пятьдесят? / Забудь, забудь, забудь, я возьму лошадь.
    • Давай, только в этот раз. / Я никогда не вернусь в церковь.

    Реклама

Советы

  • Всегда проверяйте вашу драму. Упражняйтесь в чтении вслух, чтобы получить представление о речи персонажей. Убедитесь, что это звучит естественно.

Реклама

Предупреждения

  • Время решает все. Продумайте ваш монолог, так вы не позволите вашей аудитории скучать.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 73 380 раз.

Была ли эта статья полезной?

В третьем задании тебе нужно выбрать одну из предложенных тем и составить монологическое высказывание.

Монолог — это развёрнутое высказывание одного человека. 

Объём высказывания на собеседовании — не менее (10) фраз, но нужно всё рассказать не дольше, чем за (3) минуты. 

Для обдумывания будущего высказывания у тебя будет (1) минута.

Разновидности высказываний

Общее направление монолога предлагается на выбор.

Тема (тип текста)

Описание

Повествование

Рассуждение

Главная особенность Высказывание по предложенному изображению Рассказ на основе жизненного опыта Ответ на поставленный вопрос
Вопросы, которые помогают составить высказывание

Что изображено?

Какой это предмет?

Как выглядит?

Что произошло? Что было вначале, потом?

Как, где и с кем происходили события?

Что я думаю по этому поводу?

Почему у меня такое мнение?

Как я могу доказать свою точку зрения?

Как начать?

На фотографии мы видим…

На картинке изображён…

Что говорить?

Если изображены люди: Если людей нет:
  • внешний вид, занятие;
  • настроение;
  • время, место;
  • оценка: правильно/неправильно так делать, полезно/вредно;
    весело/скучно и т. д.;
  • отношение к фотографии, какие эмоции вызывает. 
  • обстановка, что в центре внимания; место;
  • время года, время суток;
  • какие мысли и эмоции возникают при просмотре изображения.

Языковые особенности монолога

Подойдут формы глаголов настоящего времени (видим, находится, идёт, делают и т. д.).

Для описания характерно использование большого количества существительных и прилагательных — для создания образности и детализации.

Пример

wade-lambert-_PyDYwQwu9U-unsplash.jpg

На фотографии изображён ретро-автомобиль, который едет по дороге. Судя по свету, сейчас вторая половина дня и, скорее всего, осень. Деревья вдоль дороги не сочно-зелёные, а скорее жёлтые. Автомобиль едет по левой полосе, я думаю, фотография сделана не в России, потому что у нас правостороннее движение. Машина мне очень нравится: красивый зелёный цвет, вся блестит! Видно, что за ней ухаживали. Хотя она и не современная, но выглядит как новая. Если приглядеться, то в машине можно увидеть молодых парня и девушку. Куда они едут, из фотографии мы понять не можем, но думаю, что эта поездка — очень приятная.

Как начать?

Я хочу рассказать о…

Однажды со мной случилось…

Что говорить?

Расскажи:

  • где и когда произошло событие;
  • кто был с тобой;
  • как начиналось, продолжалось и закончилось это событие или этот день;
  • что тебе больше всего запомнилось и понравилось.

Языковые особенности монолога

Для повествования больше подходят глаголы прошедшего времени (был, ходил, видели, посмотрели).

Чтобы не нарушать логику рассказа, используй наречия сначала, потом, затем, позднее, в конце концов и т. д.

Пример

Тема «Мой любимый праздник».

Мой любимый праздник — это Новый год! В эти дни вся семья собирается дома, никому не надо ни на работу, ни на учёбу. Мы готовим наши любимые блюда, вместе смотрим фильмы, играем, поём песни. Мы часто ходим с семьёй на горку или кататься на коньках или лыжах, когда наступают новогодние каникулы. Но самая волшебная ночь, конечно же, новогодняя. Мы говорим друг другу добрые слова, загадываем желания во время боя курантов. И они обязательно сбываются.

Новый год для меня — это подарки, нарядная ёлка, яркие гирлянды, увешанные по всему дому. Я очень жду этого праздника каждый год.

Как начать?

Я считаю, что…

Мне кажется, что…

Что говорить?

Три части:
1) тезис (та мысль, которую будешь доказывать; твой ответ на вопрос);
2) аргументы (доказательства; те факты и та информация, которая подтверждает твою точку зрения);
3) вывод (заключение из вышесказанного).

Языковые особенности высказывания

Построить рассуждение помогают вводные слова, передающие уверенность/неуверенность (конечно, разумеется, наверное и т. д.), указывающие на источник информации (мне кажется, по мнению кого-либо и т. д.), участвующие в построении размышления (во-первых, во-вторых; итак, таким образом и т. д.).

Пример

Тема «Почему важно читать книги?»

Я считаю, что читать книги — одно из самых интересных занятий человека. Читать книги очень важно!

Во-первых, из книг мы узнаём много нового, они хранят все знания, которые доступны человеку. Без книг мы бы никогда не построили машины, не полетели бы в космос и не сделали массу других открытий.

Во-вторых, благодаря книгам мы знакомимся с несуществующими мирами, погружаемся в сказку. Писатели придумывают другую реальность, но проблемы и заботы их героев так похожи на наши и поэтому интересны.

В-третьих, книги учат нас жизни. Они рассказывают, что такое хорошо и что такое плохо. Они воспитывают, дают советы.

Человек, который не читает, очень скучно живёт, а также он беден духовно.

  1. Монолог из (10) фраз (минимум) состоялся, фактических ошибок нет.
  2. Речевая ситуация учтена.
    Не забывай, что ты находишься на экзамене, избегай употребления разговорных и грубых слов; формулируй полные и понятные предложения, следи за интонацией.
  3. Логичность.
    Высказывание должно иметь начало и окончание. Не перескакивай с темы на тему, не обрывай мысль на полуслове.
  4. Правильное речевое оформление.
    Проверяется соблюдение орфоэпических, грамматических и речевых норм. Учитывается богатый словарный запас, точное употребление слов и разнообразие синтаксических конструкций в твоём высказывании.

Содержание монолога оценивается (3) баллами (по критериям (1)–(3), перечисленным выше). Правильность речи оценивается вместе с четвёртым заданием (максимум (4) балла).

Общее количество баллов за выполнение всей работы — (20).

Ты получишь «зачёт» в случае, если за выполнение всей работы наберёшь (10) или более баллов.

Продолжительность итогового собеседования — примерно (15) минут. 

Обрати внимание!

Для повторения темы посмотри дополнительно видео.

Источники:

Ретро-автомобиль; https://unsplash.com/photos/_PyDYwQwu9U.

На чтение 7 мин Просмотров 99.1к.
Обновлено 23 января, 2022

Дорогие выпускники, предлагаем вам готовые примеры ответов к заданию 3 итогового собеседования (монолог). 

Содержание

  1. Что такое монолог?
  2. Формулировка задания
  3. Критерии оценивания
  4. Тема 1 — описание фотографии.
  5. Тема 2 — повествование на основе жизненного опыта
  6. Тема 3 — рассуждение на одну из проблемных тем

Что такое монолог?

Слово монолог имеет греческое происхождение: логос — слово, моно — один. Монолог представляет собой речь одного человека, направленную к одному или нескольким слушателям. Например, когда учитель рассказывает на уроке новый материал, когда ученик рассказывает заданный на дом материал — это монолог. Когда речь идет о монологе, подразумевается наличие говорящего и слушающего. На итоговом собеседовании говорящим является выпускник 9 класса, а слушающим — учитель-собеседник. Как вы уже знаете, во время выполнения задания 3 собеседник не имеет права вмешиваться в выступление выпускника. Его задача на данном этапе выступления заключается в эмоциональной поддержке обучающегося и проявлении реакции на ответ. Наводящие вопросы задавать запрещено.

Формулировка задания

В задании 3 выпускникам предлагается выбрать одну из трех предложенных тем для составления устного монологического высказывания. Учитель-собеседник предлагает ознакомиться с карточкой, на которой сформулированы три темы. Каждая тема преследует определенный вид работы: описание, повествование или рассуждение. О чем нужно будет говорить, выпускник видит сразу: темы сформулированы полностью. В скобках отмечено, как требуется раскрыть предложенную тему: описать фотографию, рассказать о случае из жизни или порассуждать по поставленному вопросу. То есть, выпускник сразу видит и тему, и что она предполагает. Выбранную тему нужно озвучить. 

После того, как выпускник определился с темой и прочитал ее вслух, собеседник выдает карточку-помощницу. На ней записаны вспомогательные вопросы и подсказки, помогающие выпускнику построить логически правильное и последовательное высказывание, соответствующее теме. На подготовку к заданию 3 выпускнику дается 1 минута. На ответ отводится 3 минуты. Если в течение этого времени выпускник не приступает к ответу, собеседник вынужден сообщить о времени и перейти к следующему заданию.

Критерии оценивания

Монологическое высказывание оценивается по 3 критериям:

  • Выполнение коммуникативной задачи: высказывание должно быть полным и развернутым. Не достаточно описать фотографию, рассказать о случае из жизни или привести рассуждение в двух-трех предложениях. Минимальный объем монолога — 10 фраз. Если в выступлении выпускника будет 9 и меньше фраз (предложений), то задача будет считаться невыполненной. При этом предложения должны быть не односложные, а распространенные. Для получения балла по критерию лучше не ограничиваться 10 фразами, а говорить больше. 
  • Учет речевой ситуации: понимание выпускника того, с какой целью он говорит, где говорит и кто является его собеседником. Для монолога предлагаются темы не из школьной программы, а жизненные. Для ученика такая обстановка является немного непривычной: с учителями дети привыкли разговаривать преимущественно на школьные темы. То, что предлагается для составления на собеседовании, дети привыкли рассказывать своим друзьям и родственникам, не соблюдая деловой стиль. На собеседовании же ученик должен понимать, что перед ним сидит взрослый человек, находится он в школе на зачете, целью монолога является демонстрация умения развернуто говорить на жизненные темы. 
  • Речевое оформление монологического высказывания: речь должна быть связной, логичной и последовательной. Перескакивания с одного на другое (начали говорить об одном, потом рассказали о другом и снова вернулись к первому), неуместные фразы и предложения (лишние, не соответствующие теме факты), отсутствие связи между предложениями приведут к потере балла. 

Тема 1 — описание фотографии.

На карточке-помощнице изображена фотография, под которой помечено, что нужно упомянуть в высказывании. Это не план, которому нужно следовать. Это лишь подсказка, опора. Описывать фотографию можно в любой последовательности. На эту подсказку можно даже не обращать внимания, не использовать ее при составлении монолога. 

Пример описания фотографии из демонстрационного варианта

В демоверсии итогового собеседования, размещенного на официальном сайте ФИПИ, тема 1 называется «Праздник». На карточке-помощнице изображена фотография школьного праздника Последний звонок. 

После фотографии напечатаны подсказки, призывающие обратить внимание выпускников на:

Место и время проведения праздника

Посвященные празднику события

Изображенных на фотографии людей

Атмосферу праздничного мероприятия и настроение присутствующих.

Примерный ответ: 

События, изображенные на фотографии, происходят в школе. Мероприятие состоится на школьном дворе. Судя по изображенной обстановке, дети празднуют окончание учебного года. Это можно понять, рассмотрев присутствующих на празднике школьников. Все они одеты в парадную школьную форму: мальчики в черные костюмы, девочки в платья и белые фартуки. На голове девочек красуются белоснежные банты. В кадре фотографа оказались выпускники. Можно рассмотреть на детях выпускные ленты. В руках они держат воздушные шары. На первом плане изображены двое выпускников: мальчик и девочка. Ребята дают свой последний школьный звонок. На заднем плане видно родителей, которые с замиранием сердца смотрят на своих повзрослевших детей. Атмосфера праздника доброжелательная. Этому способствует солнечная погода и радостное настроение школьников. 

Тема 2 — повествование на основе жизненного опыта

Рассмотрим также задание из демонстрационного варианта.

Ребятам предлагается рассказать о походе или экскурсии, участниками которых они были. В качестве подсказки даны следующие фразы:

Когда и где состоялся поход или экскурсия

Кто был участником или участниками мероприятия

Как проходила подготовка к походу или экскурсии

Чем запомнилось мероприятие.

Выбрать для рассказа можно абсолютно любую экскурсию или поход. К тому же школьники регулярно посещают различные выставки, музеи, ходят на природу с родителями или классом. Если же вспомнить ничего не получается, просто придумайте сюжет сами. Проявите фантазию и представьте, что вы были на экскурсии в музее бабочек или ходили в поход с одноклассниками. 

Примерный ответ:

В один из жарких июльских дней мы с родителями отправились в поход с ночевкой. Вся наша дружная семья решила отправиться на озеро порыбачить. Готовиться к походу мы начали еще за день. Вместе с папой и старшим братом мы готовили снаряжение: палатки и рыболовные снасти. Мама в это время занималась женскими делами: собирала посуду и теплые вещи, готовила съестные припасы. Еще мы взяли с собой мяч для игры в волейбол. Эта игра является самой любимой для каждого из нас. В поход мы отправились пешком. Рюкзаки за плечами казались нам легкими, а глаза горели радостью и нетерпением. Самым интересным для меня была ночевка в палатках и вкусная уха, приготовленная на костре. Мы прекрасно провели время, и на следующий день вернулись домой  отдохнувшие и счастливые. 

Тема 3 — рассуждение на одну из проблемных тем

Демоверсия предлагает порассуждать над вопросом: всегда ли нужно следовать моде?

На карточке-помощнице записаны вспомогательные вопросы:

Что значит следовать моде?

Считаете ли Вы важным следовать моде? Почему?

Следование моде заключается только в подборе одежды?

Как вы понимаете выражение «хороший вкус»?

Примерный ответ:

По моему мнению, следовать моде — это стараться выглядеть в соответствии с мировыми тенденциями модной индустрии. Следование моды заключается в выборе современной одежды, украшений, прически. Конечно, важно быть модным. Но в этом вопросе нужно быть осторожным. Одежда должна быть не только модной, но и подходящей к возрасту и фигуре. К тому же не стоит забывать и об удобстве и комфортности одежды. Следовать моде можно не только в подборе одежды. Современные тенденции могут быть выражены в обустройстве дома, в интересах и увлечениях. Многие люди обладают хорошим вкусом. Иметь хороший вкус — это значит отличать красивое от вульгарного, уместное от неуместного. Обладающий хорошим вкусом человек может правильно подобрать одежду, соответствующую обстановке. Я считаю, что обладающий хорошим вкусом человек всегда выглядит модно и современно.

Мы предложили вам примерные варианты ответов на задание 3 итогового собеседования. Используйте их в качестве образца для составления монологического высказывания во время подготовки к зачету. 


Как написать диалог и монолог? Выпуск 6.

Видео: Как написать диалог и монолог? Выпуск 6.

Содержание

  • Что такое монолог
  • Монолог против Солилоки
  • Типы Монолога
  • Примеры монологов в литературе

Что такое монолог

Термин монолог происходит от объединения греческого Монос то есть одиночное или греческое логотипы смысл говорить. Как предполагает это греческое происхождение, монолог — это речь, произнесенная персонажем. Чтобы быть более конкретным, монолог — это речь, произнесенная персонажем для того, чтобы выразить свои мысли и идеи другим персонажам или аудитории. Хотя термин «монолог» обычно ассоциируется с пьесами, важно отметить, что монологи являются распространенной техникой как в драматических средах, таких как пьесы и фильмы, так и в не драматических средах, таких как поэзия.

Монологи играют очень важную роль в драматической среде. Монолог помогает аудитории понять внутреннюю работу персонажа и понять его или ее мотивации, которые в противном случае могли бы оставаться в основном внутренними. По сути, они дают нам представление о сознании персонажей. Монологи остаются основным источником, через который авторы выражают свои мысли и эмоции.

Монолог против Солилоки

Монолог и монолог — это две одинаковые техники, поскольку обе они включают в себя длинную речь, которую произносит персонаж. Однако существует четкое различие между монологом и монологом; Soliloquy не включает других персонажей или аудиторию, как монолог. То есть в монологе персонаж выражает свои мысли самому себе, в нем не участвуют другие персонажи.

Типы Монолога

Есть два типа монологов, известных как внутренний монолог и драматический монолог. Драматический монолог вовлекает одного персонажа, выражающего его мысли и чувства другому персонажу.

внутренний монолог вовлекает персонажа, выражающего свои мысли и чувства аудитории. Когда эта техника появляется в романах, мы часто называем это потоком сознания. Существуют категории внутреннего монолога: прямой внутренний монолог и косвенный внутренний монолог. В прямом внутреннем монологе автор раскрывает персонажа напрямую и не показывает его присутствия. В косвенном внутреннем монологе автор выступает в качестве руководства или комментатора.

Примеры монологов в литературе

Следующая речь, произнесенная Порцией в шекспировском «Венецианском купце», может рассматриваться как пример драматического монолога.

 «Качество милосердия не напрягает.

Капает, как нежный дождь с небес

На месте ниже. Это дважды благословлено:

Благословляет того, кто дает, и того, кто берет.

‘Это самый могущественный из самых могущественных. Это становится

Тронед монарх лучше, чем его корона …

Речь Марка Энтони перед римлянами в шекспировском «Цезарь Юлиус» — известный литературный монолог.

«Друзья, римляне, земляки, одолжите мне ваши уши;

Я пришел, чтобы похоронить Цезаря, а не похвалить его.

Зло, которое делают люди, живет после них;

Добро часто связано с их костями.

Так пусть будет с Цезарем. Благородный Брут

Сказал ли ты, что Цезарь был честолюбив.

Если бы это было так, это была бы серьезная ошибка,

И печально ответил Цезарь.

Зло, которое делают люди, живет после них;

Добро часто связано с их костями.

Так пусть будет с Цезарем. Благородный Брут

Сказал ли ты, что Цезарь был честолюбив.

Если бы это было так, это была бы серьезная ошибка,

И печально сказал Цезарь.

Следующая выдержка из Т.С. Стихотворение Элиота «Песнь о любви» Дж. Альфреда Пруфрока является примером драматического монолога, поскольку рассказчик обращается не к читателям, а к кому-то еще.

«Тогда пойдем, ты и я,
Когда вечер распространился на фоне неба
Как пациент, этерифицированный на столе;
Давайте пройдем через некоторые полупустынные улицы,
Бормоча отступления
Из беспокойных ночей в недорогих отелях на одну ночь
И опилки ресторанов с раковинами устриц:
Улицы, которые следуют как утомительный аргумент
Коварного намерения
Чтобы привести вас к непреодолимому вопросу …


Download Article


Download Article

Dramatic monologues can be tricky to write as they must provide character detail and plot without bogging down the play or boring the audience. An effective dramatic monologue should express the thoughts of one character and add emotion or intrigue to the rest of the play. You may decide to write a monologue to add character detail to the play or to raise the stakes of the play overall. You should start by structuring the monologue so you can then write and polish the monologue to perfection.

  1. Image titled Write a Monologue for a Play Step 1

    1

    Decide the perspective of the monologue. The monologue should be from the perspective of one character in the play. Focusing on the point of view of one character can help to give the monologue purpose and a distinct character voice.[1]

    • You can write a monologue for the main character to give them a chance to speak on their own, or for a minor character to give them a chance to finally express themselves.
  2. Image titled Write a Monologue for a Play Step 2

    2

    Determine the purpose of the monologue. Consider what the point of the monologue is, as it should serve a key purpose within the rest of the play. The monologue should reveal something to the audience that cannot be revealed through dialogue or character interaction. This could be a story, a secret, an answer to ongoing questions in the play, or an emotional release by a character. Your monologue should serve a clear purpose and act as a revelation for the speaker.

    • The monologue should add tension, conflict, or emotion to the rest of the play and give the audience new insight into an existing issue or problem.
    • For example, if there’s a character who has been mute during the first act, they could have a monologue in the second act where they reveal why they are mute.

    Advertisement

  3. Image titled Write a Monologue for a Play Step 3

    3

    Decide who will be addressed in the monologue. You should determine who your speaker will be talking to or addressing in the monologue so you can frame the monologue with the audience in mind.[2]
    The monologue may be addressed to a specific character in the play, the speaker may be addressing themselves, or they may be addressing the audience.

    • A monologue can address a specific character, especially if the speaker wants to express their emotions or feelings to them. The character can also express their thoughts or feelings about an event for the audience’s benefit.
  4. Image titled Write a Monologue for a Play Step 4

    4

    Consider the beginning, middle, and end of the monologue. A good monologue will have a clear beginning, middle, and end. Like a mini-story, the monologue should also include a clear shift from the beginning to the end, where the speaker has a revelation or a realization. Your monologue should begin and end with a purpose.

    • Create an outline that includes a beginning, middle, and end for the monologue. Note what will occur in each stage of the monologue.
    • For example, you may write: “Beginning: Elena the mute speaks. Middle: Elena tells us why and how she became mute. Ending: Elena realizes she prefers staying silent to saying her thoughts out loud.”
    • Alternatively, write the first and last lines of the monologue, then create the content between them to generate ideas and thoughts for the monologue.
  5. Image titled Write a Monologue for a Play Step 5

    5

    Read other monologues. You can get a better sense of structure for your monologue by reading monologues in other plays. These monologues have been written with the larger play in mind but they can also stand on their own as contained dramatic pieces. Several examples include:

    • The Duchess of Berwick’s monologue in Oscar Wilde’s Lady Windermere’s Fan.[3]
    • Jean’s monologue in August Strindberg’s Miss Julie.[4]
    • Christy’s monologue in John Millington Synge’s The Playboy of the Western World.[5]
    • “My Princesa” monologue by Antonia Rodriguez.
  6. Advertisement

  1. Image titled Write a Monologue for a Play Step 6

    1

    Start the monologue with a hook. Your monologue should get the listener’s attention right away and draw them in. You want to hook your audience so they are willing to listen to your character’s monologue. The opening line of your monologue will set the tone for the rest of the piece and give the audience a sense of the characters voice’s and language.

    • You may start the monologue with a big revelation right away, such as Christy’s monologue in John Millington Synge’s The Playboy of the Western World.[6]
    • Christy’s monologue tells the audience right away that the speaker killed his father. It then discusses the events leading up to the murder and how the speaker feels about his actions.
  2. Image titled Write a Monologue for a Play Step 7

    2

    Use your character’s voice and language. The monologue should be written from the perspective of one character and should feature their unique language and voice. A strong character voice in a monologue can go a long way to adding color, interest, and perspective to the piece. Use your character’s voice when you write the monologue and include any slang or particular phrasing they might use.

    • For example, the “My Princesa” monologue is written from the perspective of a Latino father. He uses terms and sayings that are specific to him, such as “whoop his ass” and “Oh hell naw!” These make the monologue engaging and add character detail.
    • Another example is The Duchess of Berwick’s monologue. Wilde uses the character’s casual, conversational tone to reveal the plot and keep the audience engaged.[7]
  3. Image titled Write a Monologue for a Play Step 8

    3

    Allow your character to reflect on the past and the present. Many monologues discuss the present action of the play by reflecting back on past events. You should strive to have a balance between reflection on the past and discussion of the present in your monologue. The past details should illuminate an event or character dilemma in the present. The character should try to use memory to address an issue in the present.[8]

    • For example, in his monologue, Christy addresses his father’s murder by reflecting on past choices and moments that may have lead to his pivotal decision.[9]
  4. Image titled Write a Monologue for a Play Step 9

    4

    Add description and detail. Keep in mind your audience will not have the luxury of flipping to a visual image of what is happening in the monologue. All they can rely on is the words you use in the monologue to describe a certain moment or a certain detail. You should try to tie in as many of senses as you can in your monologue so the audience becomes immersed in the events in the monologue.[10]

    • For example, Jean’s monologue opens with striking images of his childhood, “I lived in a hovel provided by the state, with seven brothers and sisters and a pig; out on a barren stretch where nothing grew, not even a tree…”[11]
    • The details in the monologue help to paint a clear picture of Jean’s childhood hovel. They also add to his character and help the reader get a better sense of his past.
  5. Image titled Write a Monologue for a Play Step 10

    5

    Include a moment of discovery. Your monologue should include a moment of discovery or a revelation. This could be a moment of discovery for the speaker or a moment of discovery for the audience. Having a revelation in the monologue will give it purpose. The revelation should also up the stakes of the play so it contributes to the play as a whole.[12]

    • For example, in his monologue, Christy reveals that his father was not a very considerate person or a good father. He explains that he did the world a favor by killing his father.[13]
  6. Image titled Write a Monologue for a Play Step 11

    6

    Have a button ending. The monologue should have a clear ending or a button ending, where the thoughts expressed in the monologue are brought to a conclusion. The speaker should accept something, overcome an issue or obstacle, or make a decision about a conflict in the play. The decision moment should be clear and the speaker should speak with decisive action by the end of the monologue.[14]

    • For example, in his monologue, Jean reveals that he tried to kill himself because he was born too low to be with Miss Julie. He then ends the monologue with a reflection on what he learned about his feelings for Miss Julie.[15]
  7. Advertisement

  1. Image titled Write a Monologue for a Play Step 12

    1

    Cut down the monologue to the essentials. An effective monologue will not be too long or expansive. It should include the essentials of the monologue and hit the reader with just enough information to move the play forward. You should read over the monologue and revise it so it does not seem long-winded or overdone.

    • Remove any redundant lines or awkward phrases. Cut out any words that do not add to the character’s voice or language. Include only the essential details in the monologue.
  2. Image titled Write a Monologue for a Play Step 13

    2

    Read the monologue out loud. A monologue is written to be read out loud to an audience so you should test its effectiveness by reading it out to yourself or to a sympathetic audience. You should listen to ensure the monologue has a distinct character voice and uses language that suits the speaker.

    • Note moments where the monologue is confusing or verbose. Simplify these areas so the monologue is easy to follow for the listener.
  3. Image titled Write a Monologue for a Play Step 14

    3

    Have an actor perform the monologue for you. If possible, you should try to find an actor who can perform the monologue with you as the audience. You may ask a friend to perform the monologue or hire an actor. Getting a professional to read your monologue can help bring it to life and allow you to revise it for the stage.

  4. Advertisement

Sample Monologues

Add New Question

  • Question

    How can I make my monologue come to life?

    Ben Whitehair

    Ben Whitehair is a Social Media Expert and the Chief Operating Officer (COO) of TSMA Consulting. With over a decade of experience in the social media space, he specializes in leveraging social media for business and building relationships. He also focuses on social media’s impact on the entertainment industry. Ben graduated summa cum laude from The University of Colorado at Boulder with BAs in Theatre and Political Science as well as a Leadership Certificate. In addition to his work as CIO, Ben is a certified business and mindset coach and National Board Member of SAG-AFTRA. He is also a successful entrepreneur as the Co-Founder of Working.Actor, the premier business academy and coaching community for actors.

    Ben Whitehair

    Social Media Expert

    Expert Answer

    Really consider who the character is addressing in the monologue so you can get a more believable performance.

  • Question

    How should I end a monologue?

    Aarya Handa

    Aarya Handa

    Community Answer

    Here are a few ways to end a monologue: Give your monologue a cohesive rounding. Link back to the beginning. Round up by explaining your points again. Use short sentences for dramatic effect. Include something that will leave the audience thinking. Ask a rhetorical question.

  • Question

    How do I write an introduction for a monologue?

    Community Answer

    Use a hook to grab your listener. Something like, «I didn’t know that meeting him would change everything.» If you’re going for more of a comedic monologue, then start with a joke, or maybe something like the example above, but with a humorous twist.

See more answers

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

References

About This Article

Article SummaryX

To write a monologue for a play, break your monologue up so there’s a beginning, middle, and end, like you’re telling a mini story. You should write the monologue from the perspective of one of the characters in the play, and it should have a clear purpose, like adding tension to the play or helping the audience understand something. For example, your monologue could be one of the main characters explaining to the audience how they killed someone. Try to keep your monologue short and to the point, and avoid using long or redundant sentences. To learn how to polish your monologue when you’re finished writing it, scroll down!

Did this summary help you?

Thanks to all authors for creating a page that has been read 297,268 times.

Reader Success Stories

  • Charlotte Harris

    Charlotte Harris

    Nov 28, 2022

    «This helps me for homework and I find this website really helpful too.»

Did this article help you?


Download Article


Download Article

Dramatic monologues can be tricky to write as they must provide character detail and plot without bogging down the play or boring the audience. An effective dramatic monologue should express the thoughts of one character and add emotion or intrigue to the rest of the play. You may decide to write a monologue to add character detail to the play or to raise the stakes of the play overall. You should start by structuring the monologue so you can then write and polish the monologue to perfection.

  1. Image titled Write a Monologue for a Play Step 1

    1

    Decide the perspective of the monologue. The monologue should be from the perspective of one character in the play. Focusing on the point of view of one character can help to give the monologue purpose and a distinct character voice.[1]

    • You can write a monologue for the main character to give them a chance to speak on their own, or for a minor character to give them a chance to finally express themselves.
  2. Image titled Write a Monologue for a Play Step 2

    2

    Determine the purpose of the monologue. Consider what the point of the monologue is, as it should serve a key purpose within the rest of the play. The monologue should reveal something to the audience that cannot be revealed through dialogue or character interaction. This could be a story, a secret, an answer to ongoing questions in the play, or an emotional release by a character. Your monologue should serve a clear purpose and act as a revelation for the speaker.

    • The monologue should add tension, conflict, or emotion to the rest of the play and give the audience new insight into an existing issue or problem.
    • For example, if there’s a character who has been mute during the first act, they could have a monologue in the second act where they reveal why they are mute.

    Advertisement

  3. Image titled Write a Monologue for a Play Step 3

    3

    Decide who will be addressed in the monologue. You should determine who your speaker will be talking to or addressing in the monologue so you can frame the monologue with the audience in mind.[2]
    The monologue may be addressed to a specific character in the play, the speaker may be addressing themselves, or they may be addressing the audience.

    • A monologue can address a specific character, especially if the speaker wants to express their emotions or feelings to them. The character can also express their thoughts or feelings about an event for the audience’s benefit.
  4. Image titled Write a Monologue for a Play Step 4

    4

    Consider the beginning, middle, and end of the monologue. A good monologue will have a clear beginning, middle, and end. Like a mini-story, the monologue should also include a clear shift from the beginning to the end, where the speaker has a revelation or a realization. Your monologue should begin and end with a purpose.

    • Create an outline that includes a beginning, middle, and end for the monologue. Note what will occur in each stage of the monologue.
    • For example, you may write: “Beginning: Elena the mute speaks. Middle: Elena tells us why and how she became mute. Ending: Elena realizes she prefers staying silent to saying her thoughts out loud.”
    • Alternatively, write the first and last lines of the monologue, then create the content between them to generate ideas and thoughts for the monologue.
  5. Image titled Write a Monologue for a Play Step 5

    5

    Read other monologues. You can get a better sense of structure for your monologue by reading monologues in other plays. These monologues have been written with the larger play in mind but they can also stand on their own as contained dramatic pieces. Several examples include:

    • The Duchess of Berwick’s monologue in Oscar Wilde’s Lady Windermere’s Fan.[3]
    • Jean’s monologue in August Strindberg’s Miss Julie.[4]
    • Christy’s monologue in John Millington Synge’s The Playboy of the Western World.[5]
    • “My Princesa” monologue by Antonia Rodriguez.
  6. Advertisement

  1. Image titled Write a Monologue for a Play Step 6

    1

    Start the monologue with a hook. Your monologue should get the listener’s attention right away and draw them in. You want to hook your audience so they are willing to listen to your character’s monologue. The opening line of your monologue will set the tone for the rest of the piece and give the audience a sense of the characters voice’s and language.

    • You may start the monologue with a big revelation right away, such as Christy’s monologue in John Millington Synge’s The Playboy of the Western World.[6]
    • Christy’s monologue tells the audience right away that the speaker killed his father. It then discusses the events leading up to the murder and how the speaker feels about his actions.
  2. Image titled Write a Monologue for a Play Step 7

    2

    Use your character’s voice and language. The monologue should be written from the perspective of one character and should feature their unique language and voice. A strong character voice in a monologue can go a long way to adding color, interest, and perspective to the piece. Use your character’s voice when you write the monologue and include any slang or particular phrasing they might use.

    • For example, the “My Princesa” monologue is written from the perspective of a Latino father. He uses terms and sayings that are specific to him, such as “whoop his ass” and “Oh hell naw!” These make the monologue engaging and add character detail.
    • Another example is The Duchess of Berwick’s monologue. Wilde uses the character’s casual, conversational tone to reveal the plot and keep the audience engaged.[7]
  3. Image titled Write a Monologue for a Play Step 8

    3

    Allow your character to reflect on the past and the present. Many monologues discuss the present action of the play by reflecting back on past events. You should strive to have a balance between reflection on the past and discussion of the present in your monologue. The past details should illuminate an event or character dilemma in the present. The character should try to use memory to address an issue in the present.[8]

    • For example, in his monologue, Christy addresses his father’s murder by reflecting on past choices and moments that may have lead to his pivotal decision.[9]
  4. Image titled Write a Monologue for a Play Step 9

    4

    Add description and detail. Keep in mind your audience will not have the luxury of flipping to a visual image of what is happening in the monologue. All they can rely on is the words you use in the monologue to describe a certain moment or a certain detail. You should try to tie in as many of senses as you can in your monologue so the audience becomes immersed in the events in the monologue.[10]

    • For example, Jean’s monologue opens with striking images of his childhood, “I lived in a hovel provided by the state, with seven brothers and sisters and a pig; out on a barren stretch where nothing grew, not even a tree…”[11]
    • The details in the monologue help to paint a clear picture of Jean’s childhood hovel. They also add to his character and help the reader get a better sense of his past.
  5. Image titled Write a Monologue for a Play Step 10

    5

    Include a moment of discovery. Your monologue should include a moment of discovery or a revelation. This could be a moment of discovery for the speaker or a moment of discovery for the audience. Having a revelation in the monologue will give it purpose. The revelation should also up the stakes of the play so it contributes to the play as a whole.[12]

    • For example, in his monologue, Christy reveals that his father was not a very considerate person or a good father. He explains that he did the world a favor by killing his father.[13]
  6. Image titled Write a Monologue for a Play Step 11

    6

    Have a button ending. The monologue should have a clear ending or a button ending, where the thoughts expressed in the monologue are brought to a conclusion. The speaker should accept something, overcome an issue or obstacle, or make a decision about a conflict in the play. The decision moment should be clear and the speaker should speak with decisive action by the end of the monologue.[14]

    • For example, in his monologue, Jean reveals that he tried to kill himself because he was born too low to be with Miss Julie. He then ends the monologue with a reflection on what he learned about his feelings for Miss Julie.[15]
  7. Advertisement

  1. Image titled Write a Monologue for a Play Step 12

    1

    Cut down the monologue to the essentials. An effective monologue will not be too long or expansive. It should include the essentials of the monologue and hit the reader with just enough information to move the play forward. You should read over the monologue and revise it so it does not seem long-winded or overdone.

    • Remove any redundant lines or awkward phrases. Cut out any words that do not add to the character’s voice or language. Include only the essential details in the monologue.
  2. Image titled Write a Monologue for a Play Step 13

    2

    Read the monologue out loud. A monologue is written to be read out loud to an audience so you should test its effectiveness by reading it out to yourself or to a sympathetic audience. You should listen to ensure the monologue has a distinct character voice and uses language that suits the speaker.

    • Note moments where the monologue is confusing or verbose. Simplify these areas so the monologue is easy to follow for the listener.
  3. Image titled Write a Monologue for a Play Step 14

    3

    Have an actor perform the monologue for you. If possible, you should try to find an actor who can perform the monologue with you as the audience. You may ask a friend to perform the monologue or hire an actor. Getting a professional to read your monologue can help bring it to life and allow you to revise it for the stage.

  4. Advertisement

Sample Monologues

Add New Question

  • Question

    How can I make my monologue come to life?

    Ben Whitehair

    Ben Whitehair is a Social Media Expert and the Chief Operating Officer (COO) of TSMA Consulting. With over a decade of experience in the social media space, he specializes in leveraging social media for business and building relationships. He also focuses on social media’s impact on the entertainment industry. Ben graduated summa cum laude from The University of Colorado at Boulder with BAs in Theatre and Political Science as well as a Leadership Certificate. In addition to his work as CIO, Ben is a certified business and mindset coach and National Board Member of SAG-AFTRA. He is also a successful entrepreneur as the Co-Founder of Working.Actor, the premier business academy and coaching community for actors.

    Ben Whitehair

    Social Media Expert

    Expert Answer

    Really consider who the character is addressing in the monologue so you can get a more believable performance.

  • Question

    How should I end a monologue?

    Aarya Handa

    Aarya Handa

    Community Answer

    Here are a few ways to end a monologue: Give your monologue a cohesive rounding. Link back to the beginning. Round up by explaining your points again. Use short sentences for dramatic effect. Include something that will leave the audience thinking. Ask a rhetorical question.

  • Question

    How do I write an introduction for a monologue?

    Community Answer

    Use a hook to grab your listener. Something like, «I didn’t know that meeting him would change everything.» If you’re going for more of a comedic monologue, then start with a joke, or maybe something like the example above, but with a humorous twist.

See more answers

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

References

About This Article

Article SummaryX

To write a monologue for a play, break your monologue up so there’s a beginning, middle, and end, like you’re telling a mini story. You should write the monologue from the perspective of one of the characters in the play, and it should have a clear purpose, like adding tension to the play or helping the audience understand something. For example, your monologue could be one of the main characters explaining to the audience how they killed someone. Try to keep your monologue short and to the point, and avoid using long or redundant sentences. To learn how to polish your monologue when you’re finished writing it, scroll down!

Did this summary help you?

Thanks to all authors for creating a page that has been read 297,268 times.

Reader Success Stories

  • Charlotte Harris

    Charlotte Harris

    Nov 28, 2022

    «This helps me for homework and I find this website really helpful too.»

Did this article help you?

Памятка для подготовки к итоговому собеседованию (создание

монолога)

Экзаменационное задание:

Выберите одну из предложенных тем беседы.

Время на подготовку – 1 минута

Время на монологическое высказывание не более 3 минут

Задание на выбор:

1. Описание фотографии.

2. Повествование на основе жизненного опыта.

3. Рассуждение по поставленному вопросу.

Композиция текстаописания

1. Общее представление о предмете.

2. Отдельные признаки предмета.

3. Авторская оценка, вывод, заключение.

Композиция текстаповествования

1. Завязка (начало событий).

2. Развитие действия.

3. Кульминация (момент наивысшего напряжения в развитии действия).

4. Развязка (итог событий).

Композиция текстарассуждения

1. Тезис (мысль, требующая доказательства или опровержения).

2. Обоснование (аргументы, доводы, доказательства, примеры).

3. Вывод.

1. Начните с:

замысла, который фотограф воплотил (какова его цель: зачем он сделал этот снимок?);

поиска смыслового центра фотоснимка;

описания того, кто (или что) изображен;

2. Используйте существительные (синонимы), числительные и слова, называющие

количество (группа, класс, семья, команда).

3. Не говорите того, чего нет на фотографии.

4. При подготовке запишите в столбик ключевые слова, которые лягут в основу Вашего

монологического высказывания, например:

экскурсия в прошлое,

интересная история,

фотография на память,

смысловой центр,

передний и задний план,

цветовой ряд (краски, оттенки, настроение),

персонажи и предметный ряд,

яркое впечатление, сохранённое на снимке.

5. Обратите внимание, как изображены предметы:

опишите фон, позы, цветовые эффекты;

ответьте на вопросы, где и когда сделан снимок (внутри помещения сделан кадр

(какого?) или на свежем воздухе),

укажите, если это возможно, время, зафиксированное на фотографии.

6. Расскажите, что происходит на фотографии, не избегайте глаголов:

если на снимке заснят человек, то расскажите о его действиях (стоит, лежит, бежит,

смотрит (на что? куда?), плачет или смеётся, восторгается и т.п.)

опишите направление взгляда (в камеру, вверх, вниз, в сторону и т.д.)

если на снимке заснято несколько человек, то назовите того, кто, на Ваш взгляд,

выделяется (чем?); расскажите, чем заняты остальные.

7. Укажите, какова тема фотографии (чему посвящена фотография?).

8. Дайте оценку фотокадру, используя имена прилагательные.

9. Проверьте, на все ли вопросы, которые вам предложены в карточке, вы ответили.

10. Завершите свое монологическое высказывание описанием настроения, которое вызвала

фотография.

Речевые клише

Вступление

Фотография – это запечатлённый на бумаге

яркий момент жизни. Перед нами один из

таких моментов, отраженный на

фотоснимке, который сделан … (где?)

Человек научился запечатлевать с помощью

фотоаппарата интересные моменты жизни.

И на данной фотографии мы видим

Фотография это жанровая зарисовка,

передающая один из …(ярких // праздничных

// обыденных // повседневных) моментов

жизни. Посмотрите на этот фотоснимок.

На нем мы видим

Передо мной фотография, на которой

запечатлены…

Основная часть

глаголы для изображения сфотографированных людей: увидеть, изобразить, как бы

подсмотреть, представить, наблюдать, позировать…

глаголы, позволяющие описать интерьер: помещается, находится, располагается,

бросается в глаза, нельзя не заметить, занимает много пространства…

прилагательные для описания лица человека, запечатлённого на снимке: открытое,

взволнованное, доброжелательное, красивое…

прилагательные для описания одежды людей: яркая, праздничная, летняя, неброская,

будничная…

прилагательные и причастия, характеризующие фотографию: большая, маленькая,

выполненная профессиональным фотографом, любительская, снимок чёткий, фотография

старая, свежая, любимая, памятная, детская…

Глядя на фотографию, я мысленно

переношусь…

Глядя на фотографию, можно

предположить, что

В центре фотографии (кто? что?). Это

позволяет зрителю окунуться в атмосферу

(чего?)

Фотограф воплотил свою главную задачу

привлек внимание зрителя к ему?),

построив композицию снимка так, что

смысловой и зрительный центры

фотографии совпали.

Этот снимок был сделан в тот момент,

когда…

Смысловой центр расположен с правой

стороны. Он позволяет нам понять замысел

фотографа.

Смысловой центр это зрительный центр,

который сразу же привлёк наше внимание.

Внимание зрителя приковано к… (кому?

чему?)

Фотограф выделил (кого? что?) (чем:

цветом? композиционно?..)

На переднем (заднем) плане фотографии…

На данной фотографии мы видим (что?)

Кадр сделан с левой (правой) стороны

На левой (правой) стороне кадра

В глубине фотографии (фотоснимка)

На фотографии изображено …

В верхнем (нижнем) левом (правом) углу

снимка изображено…

Цветовой ряд как композиционный элемент:

краски, оттенки…

Чувства, вызванные фотографией…

Увлекательное путешествие в мир

фотографии…

Зафиксированные на фотографии эмоции…

Фотограф сумел сохранить на своём снимке

прекрасное мгновение (какое?), передав

настроение (Какое? Чьё?) и наполнив им нас,

зрителей.

Фотоизображение не может оставить

зрителя равнодушным: оно захватывает его

правдой жизни, неповторимостью

запечатлённых мгновений и заставляет его

почувствовать //понять…

Удел фотографа прекрасные мгновения,

Затвором отсечённые от времени реки…

Судьба фотографа отбросив все сомнения,

С течением бежать, играя, наперегонки.

Сергей Дудник

Изучив фотоснимок, мы понимаем, что

получили положительные эмоции от этой

фотографии, потому что фотограф смог

передать всю гамму чувств…

Фотограф смотрит в объектив,

В единый кадр мир вместив.

Момент истории для нас

Он в кадре сохранит сейчас.

Повещенко О.

Фотоснимок, на котором изображена

(что?), заставит и нас, зрителей,

насладиться красотой (чего?) и

необычностью (чего?).

На плёнке чувствительной след остаётся

От вспышки мгновенной и яркой.

Фотограф – волшебник –

Ему удается сберечь без единой помарки

Лишь миг, что ничтожно для вечности мал,

Короткое жизни мгновенье.

В окно объектива секунду поймав,

Её сделать чудотвореньем.

Владимир Луговской.

Завершая своё описание, хочу сказать:

эмоции, которые запечатлены фотографом

на снимке, настолько яркие, что фотокадр

никого не оставляет равнодушным.

«Фотография это искусство застывшего

времени… возможность хранить эмоции и

чувства внутри кадра», сказал Мешак

Отиено, кенийский фотограф. И

фотография, о которой мы только что

говорили, хранит эмоции автора, наполняя

нас такими же чувствами.

Передо мной фотография, которая, как

сказал Ирвинг Пенн, знаменитый

американский фотограф XX века,

«сообщает о факте, касается сердца и

оставляет зрителя изменившимся человеком

после того, что он увидел».

1. При подготовке к этому варианту монологического высказывания задайте себе вопросы:

Какова тема монологического высказывания?

О каком событии из своей жизни будете рассказывать?

Что случилось? Когда произошло? Где? Кто его участники?

Как событие готовилось? Что было с самого начала? Что происходило потом?

Какой момент был кульминационным в развитии событий?

Чем закончилась эта история (путешествие, мероприятие и т.п.)?

2. Сформулируйте основную мысль своего монологического высказывания (зачем?).

3. Подумайте, с чего можно начать рассказ (вступление).

4. Определите, о чём будете говорить в основной части (где, когда, как развивалось действие

и какое событие было самым напряжённым? Чем всё завершилось?)

5. Подумайте, как можно закончить рассказ (концовка).

6. При составлении рассказа представьте, что вы рисуете мультфильм. Подумайте, в каком

порядке события будут сменять друг друга. Используя такой приём, как словесное рисование,

подумайте, сколько кадров у вас будет и чем эти кадры будут заполнены.

Чтобы легче было рассказывать, можно нарисовать кадрыквадраты, заполнив их ключевыми

словами или словосочетаниями. Расскажите о том, что видели, участником или зрителем чего

были, что запомнилось, что делали вы.

Например, рассказ о поездке на море (последовательность событий):

Речевые клише

Тема: Выходной день, который запомнился больше всего (вариант 1)

Я люблю выходные дни. Это

время, когда можно отдохнуть от

трудовой недели, побыть с родными,

пообщаться с друзьями. Но особенно

я люблю выходные, которые

совпадают с праздниками. И,

представляете, в этом году мой день

рождения был в воскресенье. Такого

дня рождения у меня ещё не было. Он

запомнился мне навсегда!

Было обычное утро выходного дня..

Сначала я…. Потом… Но вдруг…

Неожиданно для меня ….

Когда мы приехали, то я…

Затем…

Через несколько минут я…

Пролетело мгновение, и снова…

Чудеса продолжались весь день: …

И, наконец,…

Уже вечером, когда погас свет, я ….

Весь день у меня

было… настроение,

которое создали мне

…. Этот выходной

день был самым

лучшим!

Воплощение

мечты в

жизнь

(однажды,

сначала…)

Первые

впечатления

(в это время,

затем, тогда)

Калейдоскоп

событий

(Что? Где?

Когда? С кем?)

Возвращение

домой

(в конце

концов)

Где были, что

видели, с кем

встречались?

Один

прожитый

день на море

(тогда)

РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ: перечисление действий, событий

Тема: Интересный урок в школе (вариант 2)

Я люблю учиться. Люблю узнавать

чтото неизведанное, знакомиться с

новыми литературными героями,

заглядывать в мир неопознанного… И

это происходит на уроке (каком?)…

Однажды нас сказали, что урок

будет проходить не в классе, а на

улице: выпал первый снег, и мы

пойдём наблюдать за тем, как

меняется природа, а потом все эти

изменения нарисуем.

И вот начался наш урок в сказочном

зимнем парке… Падал снег, медленно

покрывая всё вокруг. Мы, ученики

класса, и учитель ИЗО тоже стали

похожи на волшебные фигуры.

Любовь Николаевна предложила…

Мы с радостью…

Затем, когда …., весь класс начал

изучать снежинки… Они летели с неба

и Потом мы увидели и стали…

Через несколько минут деревья и

кустарники… 45 минут пролетело

незаметно, и мы…

Особенно мне

понравилось, что…

Побольше бы таких

уроков!

Тема: Встреча с интересным человеком (вариант 3)

Мне почемуто всегда казалось,

что удивить меня очень трудно. Но

однажды произошло то, что

потрясло меня: к нам на классный час

пришёл человек, который воевал в

Афганистане…

Была перемена, мы «летали» по

классу. И вдруг, неожиданно для всех

нас, в кабинет вошёл… Сначала он…

Затем… И наши непослушные

мальчишки замерли от… Он

рассказывал нам о… Когда он стал

вспоминать о…, то…

Мы сидели… Потом произошло то,

чего… Лётчик включил видеофильм, и

класс… А затем…

Прозвенел звонок с урока, но мы …

Через несколько минут…

Время пролетело незаметно.

Мы поблагодарили

его… поняли, что

интересным

человеком можно

назвать того, кто…

Встреча, которая

произошла в школе,

потрясла нас: мы…

Тема: Интересная профессия (вариант 4)

Помните стихотворение

Владимира Маяковского «Кем

быть?»:

У меня растут года,

будет и семнадцать.

Где работать мне тогда,

чем заниматься?

Действительно, кем быть? Как

выбрать профессию? Какая из

множества других самая

интересная?

Думаю, самая интересная та,

которая тебе по душе. Моя мама

работает врачом. Она говорит: не

«работает», а «служит» людям.

Однажды я решила, что надо

познакомиться с её профессией

поближе, и пошла на работу к маме.

Я присела в уголке её кабинета и…

Быстро, стремительно в кабинет

влетела… Она… Мама… После неё в

кабинет медленно, тяжело ступая,

вошёл старый человек. Он… Мама

снова… Через несколько минут следом

за ним, жалуясь на…, появилась…

Я сидела в своём потайном уголке и

наблюдала за людьми.

Мама сначала…, потом…, дальше

и уже в конце приёма …

Мама не раз

говорила, что, чтобы

быть хорошим

врачом, надо

обладать знаниями …

и умениями… Только

тогда человек станет

… врачом. Наблюдая

за мамой, за тем, как

она…, я поняла, что…

Конечно, её профессия

самая … Я тоже хочу

стать…

Тема: Интересная поездка (вариант 5)

Сколько себя помню, я мечтала о

поездке на море. Мне представлялось,

как мы всей семьёй отправимся на

поезде или машине к Чёрному морю.

И вот однажды… Этим летом…

Сначала мы… Потом… Затем…

Но вскоре мы…

Интересное путешествие…

Самое яркое событие …

В конце концов… Дома мы…

Лето прошло, но

мы вспоминаем эту

поездку к морю, его

ласковый шёпот,

шёлковый песок и

людей, с которыми…

1. Внимательно прочитайте главный вопрос задания и вопросы, которые даны на карточке

участника экзамена.

2. Определите тему монологического высказывания (о чём?) и основную мысль (зачем?).

3. Вспомните структуру текстарассуждения.

4. Постройте схему, которая поможет вам раскрыть тему и идею вашего монологического

высказывания.

5. Используйте слова и словосочетания, которые «скрепят» ваше высказывание: думаю,

мне кажется, на мой взгляд, возможно, вероятно, повидимому, уверен (уверена) и т.п.

6. Постарайтесь все вопросы, предложенные в карточке участника собеседования,

использовать в качестве плана.

Образец работы над текстомрассуждением

«Нужно ли бережно относиться к родному языку?

»

Вопросы, предложенные на карточке участника собеседования

1. Какова роль родного языка и в чём, повашему, заключено его богатство?

2. Что такое словесный мусор?

3. Почему меняется отношение к языку в наши дни?

4. Что значит беречь родной язык и чем опасна утрата родного языка для народа?

Образец работы над текстомрассуждением

«Всегда ли в семье неизбежны конфликты между подростками и родителями?

Тезис: Родной язык – основа нашей жизни: в нём живёт прошлое и настоящее народа, в нём скрыта

великая сила и власть. И в то же время он беззащитен, поэтому требует бережного отношения к себе.

Его нужно беречь от искажения, от засорения жаргонизмами, от небрежного отношения к нему.

Довод 1:

Родной язык – язык

государственный

Довод 2:

Родной язык –

средство общения и

мышления

Довод 3:Родной

язык – средство

воспитания и

восприятия мира

Пример 1:

1) язык

конституции;

2) язык

государственного

управления,

законодательства;

3) средство

объединения нации,

НО

опасность утраты

родного языка

Пример 2:

1) средство обмена

информацией;

2) средство

познания;

3) средство передачи

мысли,

НО

«словесный мусор»

Пример 3:

1) средство

накопления опыта и

передачи его

другим поколениям

2) средство

выражения чувств и

эмоций,

НО

изменение

отношения к языку

в современном мире

Вывод: Родной язык нужно беречь, чтобы передать его другим поколениям и чтобы нация

сохранила своё единство. Россия будет жить, пока будет жив могучий русский язык.

(вариант 1)

Вопросы, предложенные на карточке участника собеседования

1. Почему возникают конфликты между подростками и родителями?

2. Как можно избежать конфликтов?

3. Как «работать» над взаимоотношениями в семье?

4. На каких принципах должны строиться отношения между членами семьи?

Тезис: Конфликт это разногласие, происходящее изза столкновения взглядов, отношения к жизни.

Подростки, конечно же, имеют другие взгляды на музыку, моду, времяпровождение. Поэтому

конфликты неизбежны. Но избежать их возможно, так же как и уменьшить остроту конфликта.

Довод 1: Первая причина

конфликтов – это

отсутствие

взаимопонимания.

Надо научиться слышать

друг друга.

Принцип

взаимопонимания

Довод 2: Вторая причина

требование большей

автономности во всём: от

одежды до помещения.

Надо уважать интересы

всех членов семьи

Принцип

взаимоуважения

Довод 3: Причина третья –

нежелание родителей

признать, что ребёнок стал

взрослым, борьба за

собственную власть.

Надо трезво оценить

ситуацию, выслушать ребёнка,

понять, что он стал взрослым.

Принцип доверия

Пример 1: Жизненное

наблюдение писателя Марка

Твена: «Когда мне было 14

лет, мой отец был так глуп, что

я его едва переносил. Но когда

мне исполнился 21 год, я был

изумлён, насколько старый

человек за истекшие 7 лет

поумнел»

Прокомментировать слова

Пример 2:

Конкретный пример из

твоей семьи. Совместный

поход по магазинам,

просмотр модных

журналов, выбор одежды.

Оборудование отдельной

зоны подростка в

малогабаритной квартире.

Пример 3:

Пример из жизненного

опыта: беседы по душам с

родителями.

Прокомментировать

пример

Вывод: Совместное решение конфликта является единственно правильным решением. Поговорив

друг с другом и поняв причину ссоры, можно ликвидировать конфликт. Если решать неприятные

моменты вместе, советуясь, то негатив от конфликтных ситуаций быстро пройдёт, не оставив и

следа.

  • Как пишется монолог в тексте
  • Как пишется монография по диссертации
  • Как пишется монмартр правильно
  • Как пишется мониторинг или маниторинг правильно
  • Как пишется монера или манера