Как пишется наличный безналичный расчет

Как правильно пишется словосочетание «безналичный расчёт»

  • Как правильно пишется слово «безналичный»
  • Как правильно пишется слово «расчёт»

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: иммуностимулятор — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к словосочетанию «безналичный расчёт»

Синонимы к словосочетанию «безналичный расчёт»

Предложения со словосочетанием «безналичный расчёт»

  • Согласно положению о безналичных расчётах обязательными реквизитами платёжных документов являются срок и очерёдность платежа.
  • Безналичные расчёты представляют собой погашение обязательств юридических и физических лиц без использования денежных знаков.
  • Функция денег как средства платежей преимущественно реализуется в сфере безналичных расчётов, поскольку безналичные деньги, в сущности, и являются обязательствами.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словосочетанием «безналичный расчёт»

  • Татьяна Веденеевна не ошиблась в своих расчетах: он ждал ее.
  • Я шел столько лет по одному пути, и вдруг расчеты моего разума и сердца толкнули меня на другой, совершенно новый для меня.
  • Как приходится домой идти да объявишь каждому расчет, так он только вздыхает.
  • (все
    цитаты из русской классики)

Сочетаемость слова «расчёт»

  • холодный расчёт
    точный расчёт
    орудийные расчёты
  • расчёты орудий
    расчёт стоимости
    расчёт траектории
  • результаты расчётов
    командир расчёта
    на основе расчётов
  • расчёты показывают
    расчёт оправдался
    расчёты говорят
  • ошибиться в расчётах
    производить расчёты
    делать расчёты
  • (полная таблица сочетаемости)

Значение слова «безналичный»

  • БЕЗНАЛИ́ЧНЫЙ, —ая, —ое. Производимый без уплаты наличных денег путем перечисления сумм со счетов плательщиков на счета кредиторов. Безналичный расчет. Безналичные операции. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова БЕЗНАЛИЧНЫЙ

Значение слова «расчёт»

  • РАСЧЁТ, -а, м. 1. Действие по знач. глаг. расчесть, рассчитать—рассчитывать и расчесться, рассчитаться—рассчитываться. Расчет налога. Строевой расчет военнослужащих. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова РАСЧЁТ

Афоризмы русских писателей со словом «расчёт»

  • Брак по любви… О, это, конечно, очень хорошая вещь! К сожалению, такие браки очень редки. Чаще всего под ними разумеются браки по влюбленности. Да ведь такие браки — самые ужасные из всех! Ужаснее даже, чем холодные браки по взаимному расчету. Там люди, по крайней мере, видят, что берут.
  • Бой стихий, противоречий,
    Разногласье спорных сил —
    Все попрал ум человечий
    И расчету подчинил.
  • Все хорошо, но понемногу,
    Во всем есть мера и расчет,
    Заставь глупца молиться Богу,
    Себе и лоб он расшибет.
  • (все афоризмы русских писателей)

Отправить комментарий

Дополнительно

Порядок оплаты по договору — это установленный сторонами в контракте способ расчета за выполненные обязательства. Рассказываем, как правильно прописать в договоре порядок оплаты и на что обратить внимание при согласовании условий расчетов. 

Формы и способы расчетов: возможные варианты

В ГК РФ предусмотрены различные варианты расчета за выполненные обязательства. Выбор конкретного способа зависит от волеизъявления сторон, вида заключаемого соглашения, требований законодательства. По общему правилу ст. 424 ГК РФ, если цена не установлена в соглашении, она определяется по правоприменительной практике. Для некоторых видов обязательств существенным условием (без которого сделка признается незаключенной) является сам порядок расчетов.

Вот какие бывают формы оплаты по договору:

  • денежными средствами: наличными в кассу (с учетом установленных ограничений для юрлиц) или переводом;
  • товарами;
  • взаимозачетом.

Варианты, как прописать сроки для перечисления денег:

  • до момента исполнения (передачи вещи, исполнения услуг, выполнения работ и т. д.) полностью или частично, авансом;
  • после выполнения обязательств сразу или частями. То есть с рассрочкой, периодическими платежами или отсрочкой — одним платежом;
  • абонентская плата, то есть суммы перечисляют периодически.

Несколько примеров, как прописать в договоре порядок оплаты (формулировки):

  • «перечислением платежным поручением на счет продавца»;
  • «наличными в кассу предприятия»;
  • «с авансом в размере 50%»;
  • «без предоплаты»;
  • «в полном объеме после подписания передаточного акта».

При согласовании безналичной формы необходимо определить момент исполнения обязательства:

  • моментом оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет;
  • дата списания денежных средств со счета;
  • дата направления платежного поручения и пр.

Чтобы выбрать подходящий способ и правильно составить формулировку, рекомендуется рассмотреть все варианты и учесть практику правоприменения. Например, для безналичного перечисления существуют несколько способов (инкассо, аккредитив, чеки, электронные средства платежа), их конкретно указывают в контракте с реквизитами во избежание разногласий. Чаще всего используются переводы на расчетный счет по платежным поручениям. О смене реквизитов сразу уведомляют контрагента.

Как прописать расчет по факту

Перечисление за выполненную работу по факту выполнения работ или оказания услуг не распространено на практике, поскольку является рискованным для исполнителя.

Если стороны согласовали такой порядок, необходимо обозначить сроки выплаты.

Вот как прописать окончательный расчет по договору по факту выполнения обязательств:

Заказчик обязуется произвести оплату не позднее 10 календарных дней с момента подписания акта приемки оказанных услуг.

Расчет по факту допустимо указать по обязательствам оказания услуг:

Порядок расчетов по договору оказания услуг

Как оговорить аванс

Внесение аванса более распространено, чем расчет по факту.

Важные моменты при согласовании аванса:

  • срок внесения суммы;
  • размер аванса;
  • порядок внесения оставшейся суммы.

Вот как прописать аванс в договоре оказания услуг:

Заказчик обязуется внести аванс в срок до 12.07.2022.

Допустимо указать не конкретную дату, а количество дней:

Заказчик обязан внести аванс не позднее 7 календарных дней с момента подписания настоящего контракта.

Сумму аванса указывают по согласованию сторон: в процентах от цены договора или конкретное значение.

Вот как в договоре прописать предоплату 50 процентов:

Заказчик обязуется произвести расчет за работы в следующие сроки: в срок до 20.06.2022 — аванс в размере 50% от стоимости товаров; в срок не позднее 7 календарных дней с момента подписания акта приемки — оставшиеся 50%.

Допускается ссылка на график платежей, который содержится в приложении.

Как прописать 100% предоплату

По соглашению сторон допустимо внесение суммы в счет исполнения обязательств полностью до момента их исполнения.

Вот как прописать 100% предоплату по договору поставки:

Поставка товаров осуществляется по 100% предоплате на основании счета, выставленного поставщиком.

Как прописать расчет наличными

Сейчас наличный расчет в договоре используется крайне редко — безналичный гораздо проще и эффективнее. Для наличных расчетов юрлиц и ИП существует лимит — не более 100 000 рублей, по указанию ЦБ РФ. При определении этого способа в соглашении прописывается конкретный адрес, где осуществляются платежи наличными в кассу.

Вот как прописать в договоре оплату наличными:

Заказчик вносит сумму, указанную в п. 3.2 Договора наличными денежными средствами в кассу Исполнителя, расположенную по адресу: Субъект РФ, просп. Замечательный, д. 1. В подтверждение внесения денежных средств Исполнитель выдает заказчику кассовый чек.

Как указать условие об использовании иностранной валюты

В России расчеты производятся только с использованием национальной валюты (ст. 317 ГК РФ). Допускается привязка цены контракта к иностранной валюте (доллар, евро), но оплата должна производиться исключительно рублями. Например, допустимо прописать этот порядок следующим образом:

Покупатель оплачивает Продавцу за товары сумму в рублях, эквивалентную 10 000 долларам США (в том числе НДС — 20%), по курсу Центробанка РФ на момент оплаты.

Оплата частями

Стороны вправе согласовать внесение сумм частично на протяжении срока действия договора.

Распространена выплата цены товара частями на протяжении оговоренного времени, например по периодам поставки.

Формулируют условие так:

Покупатель производит оплату товара частями, по мере поставок отдельных партий, согласно Графику поставок. Окончательный расчет производится при поставке заключительной партии товара.

Глушенкова Юлия

Глушенкова Юлия
Юрист

Окончила Уральскую государственную юридическую академию в 2001 году. Работала в государственных органах и коммерческих организациях, веду частную практику.

Все статьи автора

Наличный и безналичный расчет, как правило, присутствует в деятельности любого хозяйствующего субъекта, а также частных лиц в личных, не связанных с предпринимательством целях. Для учета наличных и безналичных расчетов используются бухсчета 50 и 51 соответственно. Об этом и расскажем в нашей статье.

 

Понятие наличного и безналичного расчета

Наличные и безналичные расчеты осуществляются как юридическими, так и физическими лицами. В соответствии с п. 1 ст. 861 Гражданского кодекса наличные и безналичные расчеты, не связанные с бизнес-деятельностью между физлицами, могут осуществляться без ограничения, за исключением случаев, когда есть лимиты, установленные договором по обслуживанию в банках и/или законом.

Безналичный и наличный расчет между юрлицами, а также с участием граждан при ведении предпринимательской деятельности производится в соответствии с п. 2 ст. 861 Гражданского кодекса. При этом безналичные расчеты осуществляются через финансово-кредитные организации (банки), где открыты соответствующие расчетные счета.

В п. 1 ст. 862 ГК РФ выделены 4 основные формы проведения безналичных расчетов:

  1. с помощью платежных поручений;
  2. с использованием чеков;
  3. по аккредитиву;
  4. по инкассо.

Также могут существовать и другие формы безналичных расчетов, если это предусмотрено соответствующим законом и правилами обслуживающего банка. Участники сделки сами выбирают удобную им форму оплаты (делают выбор в пользу наличного или безналичного расчета) и закрепляют сделанный выбор в условиях двухстороннего договора.

Наличные расчеты между юрлицами и ИП лимитируются. Каков сейчас размер лимита, как он применяется, кого и как наказывают за его несоблюдение, подробно разъясняется в Готовом решении от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к К+ бесплатно и переходите в материал.

Правила ведения наличных и безналичных расчетов утверждены нормативными актами. Так, порядок проведения операций с наличностью по кассе предприятия/ИП производится в соответствии с указаниями Банка России от 11.03.2014 № 3210. Порядок проведения безналичных операций утвержден положением Банка России от 29.06.2021 № 762-П.

Особенности учета наличных и безналичных средств

Для проведения наличных и безналичных расчетов в бухучете используются активные счета 50 и 51. Поступление денежных средств (при проведении наличных и безналичных расчетов) отображается по дебету указанных выше счетов. И соответственно, выбытие средств отображается по кредиту.

Сальдо на счетах 50 и 51 должно быть всегда положительным, за исключением тех случаев, когда банк открывает клиенту овердрафт — тогда возможен отрицательный остаток на расчетном счете.

При работе с наличностью на предприятии устанавливается самостоятельно выбранный размер лимита. Наличные расчеты должны проводиться через кассу фирмы с применением ККТ.

Кто и в каких случаях может работать без кассового аппарата (не применять ККТ), смотрите в КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе бесплатен.

Выводы

Ведение безналичных и наличных расчетов предусматривает присутствие 2 контрагентов. Ведение расчетов наличными средствами между физлицами, которые не осуществляют предпринимательскую деятельность, происходит без каких-либо ограничений. Наличные расчеты у юрлиц и ИП проводятся с соблюдением кассовой дисциплины.

О том, как важно соблюдать кассовую дисциплину, вы узнаете из этой статьи.

Безналичные расчеты проводятся с участием банковских учреждений, которые выполняют распоряжение своего клиента на списание денежных средств с его расчетного счета в пользу другого лица на его расчетный счет, открытый в этом же или в другом банке, с которым у исполняющего платежное поручение банка установлены корреспондентские отношения.

Для отображения наличных и безналичных расчетов в бухучете используются активные синтетические счета 50 и 51. На данных счетах по итогам отчетного периода может оставаться сальдо, которое свидетельствует о наличии денежных средств у организации или предпринимателя.

Всего найдено: 7

Существует ли слово «безнальный»? Встречала его на различных сайтах, посвященных бухгалтерскому учету, наравне со словом «безналичный» в таком сочетании, как «безнальная оплата». Возможно ли такое словоупотребление?

Ответ справочной службы русского языка

Это слово существует на правах профессионализма-просторечия.

наличные деньги — это тавтология? Нужно писать просто наличные или наличность

Ответ справочной службы русского языка

Значение слова наличный  — «имеющийся налицо, в наличии». Оно употребляется не только со словом деньги, например: наличный состав военной части. Деньги также могут быть не только наличными, но и безналичными. Правильные варианты: наличные деньги, наличные, наличность.

Здравствуйте, уважаемая «Справка»! На вопрос № 261309:
«Скажите пожалуйста есть ли в этом предложении запятые ?( Происходит это следующим образом: вы оплачиваете стоимость заказа безналичным расчетом либо с помощью других платежных систем и Ваш букет в течение 2-х часов доставляется адресату. )
DAN

Ответ справочной службы русского языка

Запятые не нужны. Верно: в течение двух часов.»

Почему запятые не нужны? Разве это сложноподчиненное предложение?

Кентавра

Ответ справочной службы русского языка

Запятая перед союзом либо не ставится, т. к. этот неповторяющийся союз соединяет однородные члены предложения. Запятая перед союзом и не ставится на основании следующего правила: между частями сложносочиненного предложения, соединенными союзом И, не ставится запятая, если эти части поясняют третью часть (в данном случае: Происходит это следующим образом).

Скажите пожалуйста есть ли в этом предложении запятые ?( Происходит это следующим образом: вы оплачиваете стоимость заказа безналичным расчетом либо с помощью других платежных систем и Ваш букет в течение 2-х часов доставляется адресату. )

Ответ справочной службы русского языка

Запятые не нужны. Верно: в течение двух часов.

Корректна ли фраза? Для осуществления безналичного погашения задолженности поставщикам продуктов предприятий питания

Ответ справочной службы русского языка

Фраза некорректна из-за «нанизывания» форм родительного падежа.

Скажите, как правильно? Форма оплаты: наличные, безналичный (безналичные).

Ответ справочной службы русского языка

Лучше: _форма оплата: наличный, безналичный расчет._

Здравствуйте!
Как правильно:
1. «скидка действительна при оплате по наличному и безналичному расчету»
2. «скидка действительна при оплате за наличный и безналичный расчет»?
Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

См. ответ № 189542 .

Корпорация МСП

Статья подготовлена вместе с экспертами Корпорации МСП

АО «Корпорация «МСП» — федеральная корпорация по поддержке малого и среднего предпринимательства

Александр Исаевич

Для малого бизнеса очень важно иметь возможность принимать платежи разными способами. Ведь если клиент не сможет оплатить товар или услугу так, как ему это удобно, он просто развернётся и уйдёт. А каждый клиент для малого и особенно микробизнеса буквально на вес золота. При этом у таких предпринимателей есть одна общая «болезнь» — слабое юридическое сопровождение их бизнес-деятельности. Из-за этого у них часто возникают проблемы с организацией приёма платежей и правильным оформлением нужных для этого документов — мы в Корпорации МСП видим это через наш «Сервис 360°» для обратной связи с бизнесом.

Александр Исаевич

генеральный директор Корпорации МСП

Коротко

  • От физических лиц — наличными, с банковских карт, на сайте и в соцсетях, на электронный кошелек и безналичным расчётом.
  • От юридических лиц — наличными и безналичным расчётом.

Подробнее

Есть много разных способов принимать деньги от клиентов: брать наличные, организовать оплату со счёта мобильного телефона или по QR-коду. Разбираемся, как правильно принимать платежи внутри страны разными способами.

Как принимать платежи от физических лиц

Наличными

Покупатель платит вам обычными деньгами: даёт купюру в 5 000 ₽ или высыпает мелочь на прилавок. Принимать оплату наличными могут все — самозанятые, индивидуальные предприниматели и юридические лица.

Как организовать

Если вы самозанятый, можно принимать платежи без онлайн-кассы. Самозанятые выдают чеки в приложении «Мой налог»: указывают наименование товара или услуги, стоимость и отправляют чек покупателю по электронной почте или в любой мессенджер.

Если вы ИП или юридическое лицо, для работы с наличными нужно установить онлайн-кассу. Это такое оборудование, которое автоматически передаёт данные о каждой оплате в ФНС через ОФД (оператора фискальных данных). Онлайн-кассы обязательны для всех, но статья 2 ФЗ-54 предусматривает исключения, например без онлайн-кассы можно продавать газеты и журналы и торговать овощами на ярмарке, ремонтировать обувь.

Чтобы принимать платежи через онлайн-кассу, нужно: 

  • купить или арендовать кассу с фискальным накопителем, которая одобрена налоговой и есть в реестре ФНС; 
  • заключить договор с ОФД, чтобы тот передавал чеки в налоговую;
  • зарегистрировать онлайн-кассу на сайте налоговой — в личном кабинете ИП или юрлица; 
  • подключить онлайн-кассу к интернету, чтобы она передавала сведения об оплатах в налоговую.

С банковских карт

Клиенты платят вам с банковских карт: прикладывают карточку к терминалу, если вы ИП или юридическое лицо, или переводят деньги в онлайн-банке, если вы самозанятый.

Как организовать

Если вы самозанятый, можно принимать платежи без онлайн-кассы и расчётного счёта прямо на свою личную карту. Просто выписывайте чеки в приложении, как при приёме наличных. А ещё можно подключить специальные сервисы, например «Своё дело» от Сбербанка. Тогда каждый раз при переводе денег на вашу карту сервис будет формировать чек — вам останется только отправить его покупателю.

Если вы ИП или юридическое лицо и хотите принимать платежи с банковских карт, нужно: 

  • завести расчётный счёт в любом банке — именно на него будут поступать деньги; 
  • установить или арендовать онлайн-кассу с фискальным накопителем и зарегистрировать её в налоговой; 
  • установить POS-терминал — он считывает банковские карты, без него принимать оплату с карт нельзя; 
  • подключить эквайринг от банка — он нужен, чтобы платежи доходили с карт клиентов до вашего расчётного счёта.

За эквайринг придётся платить: в конце марта 2022 года Тинькофф брал комиссию от 1,2 %, Сбербанк — от 1,6 %, Альфа-Банк — от 1,9 %. Комиссия зависит от оборота: чем больше денег приходит на счёт, тем меньше нужно будет отдавать за каждую транзакцию.

На сайте и в соцсетях

Это когда вы можете принимать платежи через сайт, а клиенты оплачивают заказы разными способами: со счёта мобильного, банковскими картами, через терминалы у дома или электронные кошельки. Подключить такую оплату могут самозанятые, индивидуальные предприниматели и юридические лица. 

Как организовать

Если вы самозанятый, можно подключить интернет-эквайринг у банка или агрегатора платежей. Схема приёма платежей работает так: 

  • Банк или агрегатор даёт форму приёма платежей, которую можно установить на сайт или открывать по ссылке.
  • Клиенты переходят по ссылке или оплачивают заказ на сайте любым удобным для них способом.
  • Вы выписываете чеки как обычно. 
  • Деньги поступают на счёт в агрегаторе или банке. 

Потом выводите деньги на банковскую карту и тратите куда хотите. 

Если вы ИП или юрлицо, чтобы принимать онлайн-платежи, нужно:

  • открыть расчётный счёт, чтобы выводить на него деньги, полученные от покупателей; 
  • установить онлайн-кассу с фискальным накопителем, чтобы покупатели получали чеки на электронную почту или в смс; 
  • подключить интернет-эквайринг у банка или агрегатора платежей; 
  • установить платёжный модуль на сайт, чтобы клиенты переводили деньги, или отправлять каждому покупателю ссылку на страницу оплаты.

Как и в случае с обычным торговым эквайрингом, банк или агрегатор будет удерживать комиссию за каждую транзакцию. Размер комиссии зависит от способа, который покупатель использовал для оплаты, и составляет 0,9–5 %. 

Если принимать платежи только онлайн, можно не покупать кассу, а арендовать облачное решение. Физически аппарат будет находиться у поставщика услуги — вы просто подключитесь к нему через интернет и будете выдавать чеки. Принимать платежи с сайта без кассы не получится: в любом случае надо или купить её, или арендовать облачный сервис.

На электронный кошелёк

Деньги поступают на электронный кошелёк компании или частного специалиста. Принимать электронные платёжные средства могут все — самозанятые, ИП и юрлица. А платить так могут только физические лица.

Как организовать 

Если вы самозанятый, просто отправляйте клиентам номер кошелька или ссылку на оплату. Выписывайте чеки, а потом выводите деньги на карту.

Если вы ИП или юридическое лицо, нужно зарегистрировать корпоративный электронный кошелёк в системе, которая работает с ИП и юрлицами: в ЮMoney или QIWI. Регистрация корпоративного кошелька — требование Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платёжной системе». Для этого укажите сведения о компании или ИП, привяжите электронный кошелёк к расчётному счёту и сообщите об открытии в ФНС.

Потом установите онлайн-кассу — и сможете принимать платежи: 

  • Офлайн — по QR-коду или реквизитам. Даёте клиентам номер кошелька или распечатываете QR-код со ссылкой на него и вешаете в зале.
  • Онлайн — по реквизитам или ссылке на страницу оплаты. Когда человек перейдёт по ней, попадёт на форму перевода денег, где в поле получателя уже будет указан ваш кошелёк.

Подробнее о том, как принимать платежи по QR-коду, читайте в статье.

Безналичным расчётом

Безналичные расчёты — это когда деньги зачисляют на ваш расчётный счёт через банк. Принимать так деньги могут только индивидуальные предприниматели и юридические лица.

Как организовать: 

  • Установите и подключите онлайн-кассу — она нужна, если деньги переводят физические лица. 
  • Заключайте с клиентами договоры и прописывайте в них порядок расчёта. 
  • Выдайте реквизиты или распечатайте квитанцию, по которой покупатель сможет перевести деньги в отделении банка. 
  • Каждый раз, когда на счёт поступает оплата от физического лица, выписывайте чек и передавайте его покупателю.

Как принимать платежи от юридических лиц и ИП

Наличными

Чтобы принять наличные от индивидуального предпринимателя или юридического лица, нужно заключить договор — на поставку товара, на оказание услуг или другой. Принимать оплату таким способом могут самозанятые, индивидуальные предприниматели и юридические лица. 

Если вы ИП или юрлицо, по одному договору можно принять не больше 100 000 ₽ — это лимит, установленный Указанием Банка России № 5348-У. Дальше придётся переходить на безналичный расчёт. Перезаключение или продление договора не поможет: если возникнут проблемы, суд объединит договоры в один, а вам придётся платить штраф за превышение лимита — до 50 000 ₽.

Безналичным расчётом

Откройте расчётный счёт и принимайте оплату на него. Для этого заключайте договоры с другими ИП или юридическими лицами, прописывайте в них метод оплаты безналичным расчётом и указывайте номер расчётного счёта. Клиенты будут создавать платёжные поручения, и деньги с их счетов поступят на ваш. 

Это единственный способ, как принимать платежи без онлайн-кассы. Она не нужна, если вы работаете только с ИП или юридическими лицами по безналичному расчёту.

Было полезно? Хотите что-то добавить или спросить? 
Присоединяйтесь к обсуждению во ВКонтакте или Телеграме.

Классификация приведена в ст. 862 Гражданского кодекса РФ. Список открытый: некоторые формы оплаты в него не вошли, но на практике применяются

Оплата банковской картой
Карты бывают дебетовыми и кредитными. В обоих случаях покупатель переводит продавцу нужную сумму с банковского счета. При оплате дебетовой картой отправитель использует деньги со своего баланса, а банк выступает только как посредник. Платеж кредитной картой — это использование заемных средств, которые покупателю одалживает финансово-кредитная организация. 

Механика одинакова: используя пластиковую карточку, ее держатель дает банку поручение отправить нужную сумму с его баланса на счет продавца. Расплатиться картой можно через кассовый аппарат, платежный терминал, по QR-коду, через интернет или приложение -—  СБПэй, Mir Pay и Samsung Pay.

СМС-оплата
При этом способе средства списываются с баланса мобильного телефона плательщика. Для этого покупатель отправляет сообщение на короткий номер.

Этот вариант используют для оплаты цифровых продуктов с небольшим чеком. Кроме покупателя и продавца в цепочке СМС-покупки задействованы оператор мобильной связи, агрегатор, а в некоторых случаях и субагрегатор. Каждый участник цепочки снимает свою комиссию, поэтому такая форма оплаты подходит не всем.

Электронный кошелек
Для такого способа оплаты не нужно быть клиентом банка: цифровой кошелек становится онлайн-счетом, на который поступают электронные деньги. Его можно пополнить наличными через терминал, с банковского счета или с баланса мобильного телефона. Электронные деньги обеспечены реальными, эмитент гарантирует возможность обменять их на обычные в любой момент. 

Владелец кошелька может расплачиваться онлайн, отправлять средства на другой кошелек, выводить на карту или хранить на балансе. Электронная платежная система обеспечивает безопасность и контролирует переводы, но не может начислять на остаток проценты.
Расплачиваться электронными деньгами законно только в случае, если одной стороной сделки — плательщиком или получателем — выступает физлицо. По закону(2), компании и предприниматели не вправе рассчитываться таким образом между собой. 

Криптовалюты также относятся к электронным деньгам, но в России пока нет правовой базы для их полноценного использования. Это обусловлено следующими особенностями:

Платежное поручение
В поручении клиент указывает какую сумму, в какие сроки и на какие реквизиты нужно перевести с его счета. Этот документ плательщик отправляет в обслуживающую финансово-кредитную организацию. Если поручение правильно составлено и подписано, банк в течение 10 дней переводит средства получателю. Клиент может дать распоряжение не только на переводы контрагентам, но и на уплату налогов, начисление зарплат, оплату кредитов.

Поручение можно направить онлайн с цифровой подписью или подать в отделение банка по форме 0401060 (3). Финансово-кредитная организация не исполнит поручение в следующих случаях:

— на балансе недостаточно средств;
— есть сомнения в полномочиях плательщика — например, подпись на поручении не совпадает с образцом;
— счет заблокирован или арестован.

Чеки
Чек — это ценная бумага, которая обязывает финансово-кредитную организацию выплатить чекодержателю определенную сумму со счета клиента. При этом клиент называется чекодателем, банк плательщиком, а получатель оплаты — чекодержателем. Чеки бывают именные и переводные. Последние можно передавать другому лицу, в таком случае оно становится чекодержателем. По закону (3), чек нельзя отозвать до истечения срока его действия.

В отличие от платежного поручения, в чеке не указывают, в какие сроки произвести оплату. Банк выдает наличными или переводит чекодержателю установленную сумму только после предъявления ценной бумаги. Еще одно отличие: по договоренности с банком, чек может быть покрыт даже если на счете не хватает средств.

Инкассовое поручение
Инкассовое поручение обязывает финансовую организацию снять деньги со счета плательщика без получения его согласия. Такой способ удовлетворения требований может быть установлен договором. Также его используют для принудительного погашения задолженностей перед контрагентами, налоговыми органами и внебюджетными фондами. Выписать инкассовое поручение может и судебный пристав. 

Аккредитив
Аккредитив — это банковская операция, позволяющая сторонам обезопасить свои интересы в сделке. Плательщик открывает счет, на котором банк-эмитент замораживает сумму, установленную договором. Эти деньги ни одна из сторон сделки не может снять или перевести, пока не исполнено обязательство по договору. Например, при покупке недвижимости моментом исполнения обязательства может быть смена собственника.

Для получения финансов продавец должен доказать банку, что исполнил свою часть сделки. В договоре стороны устанавливают, какие документы для этого нужны. Получив и проверив эти документы, банк снимает заморозку со счета, и продавец получает к ним доступ.

Безналичный платеж можно вернуть, если деньги перечислены по ошибке, сделка отменена или покупатель возвратил товар. Порядок действий зависит от того, сколько времени прошло с момента перевода и куда ушли деньги.

Порядок приема безнала зависит от способа расчетов и статуса плательщика: физлицо или компания. Особый порядок действует также для сделок с иностранными контрагентами. 

Платежи от физических лиц
Физлица могут перечислять оплату с банковской карты, электронного кошелька и с помощью СМС. Реже используют отправку денег напрямую на счет, по реквизитам. Продавец при любом варианте оплаты должен использовать кассовый аппарат и выдать чек. 

Для приема оплаты банковскими картами организации нужно заключить договор эквайринга. В рамках такого договора банк-эквайер выдает компании оборудование для приема платежей, принимает поступившие от покупателей деньги и отправляет их на баланс продавца. В зависимости от специфики организации, можно выбрать один или несколько вариантов эквайринга:

От физлиц можно принимать электронные деньги, для этого нужно завести корпоративный кошелек. У платежной системы должен быть статус кредитной организации, иначе такой способ оплаты будет незаконным. После заключения договора с платформой баланс кошелька привязывается к расчетному счету компании или предпринимателя. Продавец обязан синхронизировать кошелек с онлайн-кассой и уведомить об этом налоговую.

Организовать прием безналичной оплаты также можно через специальный агрегатор: такой сервис предоставит кассу в аренду или даже сможет выставлять чеки от своего имени. В таком случае не нужен договор эквайринга, агрегатор обработает платежи с карт, электронных кошельков и из мобильных приложений.

Платежи от организаций
От компаний нельзя принимать наличные и электронные деньги, все средства поступают с банковских счетов контрагентов. Для получения финансов достаточно действующего счета. Кассовый аппарат для работы с организациями не нужен.

Юридический блог

Уважаемые посетители нашего сайта!

Мы представляем Вам уникальный проект агентства недвижимости «ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА» –
персональный блог юридического отдела нашей компании.

Здесь вы сможете найти актуальную информацию о недвижимости: новости, разъяснения тех или иных решений суда, трактовку законов, анонсы законопроектов и прочее.

Наши юристы, опыт работы которых в области недвижимости составляет более 15 лет, ежедневно отслеживают изменения в законодательстве Российской Федерации.


Статьи:


Взаиморасчеты по сделке могут осуществляться сторонами сделки путем расчетов наличными денежными средствами либо безналичным перечислением.

Подтверждением наличных расчетов является рукописная расписка. При безналичных расчетах в подтверждение взаиморасчетов получаются банковские документы (платежное поручение, выписка по счету) Составление расписки в данном случае не требуется.

Если покупатель настаивает на расписке, то содержание расписки должно не фиксировать получение денежных средств, а подтверждать их зачисление на р/сч. Например: Я, ФИО, продавец недвижимости …. подтверждаю зачисление на р/сч денежной суммы в размере в качестве оплаты по ДКП с использованием аккредитива…

Кроме того, любой документ, содержащий элементы расписки (паспортные данные сторон, денежную сумму, основание) может также подтверждать взаиморасчеты сторон. Например, акт о взаиморасчетах, акт приема передачи объекта с пунктом о взаиморасчетах.

Исключение из правила: безналичные расчеты путем открытия аккредитива в альтернативных сделках (покупатель первого объекта открывает аккредитив на продавца второго объекта, третьего объекта в цепочке и т.д.) Стоит отметить, что юристам такая схема взаиморасчетов не нравится, т.к. таит в себе множество подводных камней. Однако учитывая тенденцию одного из известных банков настаивать на безналичных расчетах, несмотря на то, что складывается цепочка сделок и рассчитываться посредством аккредитива сторонам не удобно, приходится составлять дополнительные документы, чтобы как то оправдать факт поступления денег продавцу не от покупателя, а от третьего лица, а также факт оплаты покупателем денег не продавцу, а третьему лицу. Получение выписки по счету в данном случае не подтвердит перечисление денежных средств со счета покупателя на счет продавца.

Безналичные расчеты путем открытия аккредитива в альтернативных сделках требуют более внимательного отношения к оформлению финансовых документов в том числе и потому, что в последующем покупатель может обратиться за налоговым вычетом. Получение денежных средств продавцом не от покупателя, а от третьего лица, может являться основанием для отказа в получении налогового вычета. В данном случае не лишним будет получить совет налогового консультанта. Практика по таким ситуациям пока не наработана.

Дополнительными документами, в зависимости от количества объектов и сторон сделки (юрист проанализирует ситуацию и примет решение по подготовке дополнительного документа), могут выступать поручение продавца первой недвижимости (поручение дается своему покупателю) о направлении денежных средств, причитающихся ему за отчуждаемую недвижимость, продавцу второй недвижимости, которую он в свою очередь приобретает; соглашение участников сделки о порядке взаиморасчетов (если в сделках участвует несколько объектов недвижимости).

Для понимания серьезности правильного оформления финансовых документов по сделке, приведу один пример из судебной практики. Решение суда вынесено без участия ответчика (продавца недвижимости), в связи с чем, можно только предполагать причины возникновения такой ситуации. Конспективно опишу фабулу дела.

12.05.17 г. стороны подписали ДКП.

Расчеты по договору: личные средства (наличные) + кредитные (аккредитив).

До подписания договора 05.04.17 г. продавец получил от покупателей аванс, выдав расписку.

Далее выдержка из решения суда: «После подписания Договора они выплатили ответчику в счет оплаты недвижимого имущества еще N рублей по расписке от 17 мая 2017 года. Они вынуждены были пойти на такие условия ответчика, так как в случае отказа Продавца от заключения сделки АО «Россельхозбанк» отказал бы им в предоставлении кредита» Принимая во внимание, что в суде не прозвучали аргументы ответчика, остается только предполагать назначение этой суммы.

25.05.17 г. банк перечислил продавцу кредитные средства, что подтверждается платежным поручением.

Далее покупатели обратились с иском к продавцу о взыскании неосновательного обогащения. Иск удовлетворен. Выдержка из решения суда: «Совокупностью представленных по делу доказательств, являвшихся предметом исследования и оценки в судебном заседании, подтверждено, что, не смотря на определенную сторонами в соответствии с требованиями ст. 555 ГК РФ цену в договоре продажи недвижимости — N рублей, за проданные вышеуказанные объекты недвижимости по договору купли — продажи от 12 мая 2017 года ответчик Калашников В.А. получил от истцов Баранова Д.С. и Барановой С.Б. N рублей, переплата составила N рублей, из которых: по расписке от 05 апреля 2017 года — N рублей, по расписке от 17 мая 2017 года — N рублей. На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что излишне полученные ответчиком Калашниковым В.А. за проданные им истцам объекты недвижимости денежные средства в сумме N рублей перешли в собственность ответчика без надлежащих правовых оснований, и истцам возвращены не были, в связи с чем указанные денежные средства в размере N рублей подлежат взысканию с ответчика в пользу истцов в равных долях как неосновательное обогащение.» (Решение Усть-Камчатского районного суда Камчатского края от 30 ноября 2017 г. по делу N 2-117/2017).

Как видим, суд просто сложил все суммы по распискам и сумму по платежному поручению. Общая сумма не совпала с ценой объектов недвижимости по договору купли-продажи. Вывод: неосновательно получил сумму больше, чем ему причитается.

Другая ситуация.

Стороны заключили предварительное соглашение о купле-продаже комнаты. В рамках данного соглашения по утверждению покупателя, она перечислила N сумму на расчетный счет продавца и такую же сумму передала наличными денежными средствами, что подтверждалось распиской продавца. В связи с тем, что в последующем договор купли-продажи не был заключен, покупатель обратилась в суд с иском о взыскании суммы неосновательного обогащения. Сумма неосновательного обогащения по ее мнению составила сумму безналичных и наличных денежных средств. Иск был удовлетворен частично. «Судебная коллегия учитывает последовательность и непротиворечивость позиции ответчика, пояснявшей, что данная сумма составляет 15% от стоимости комнаты, сумма была передана лишь по той причине, что банк выдает кредит при подтверждении оплаты 15% стоимости жилья заемщиком, для этого и составлялась расписка. Учитывая, что сумма, указанная в расписке и перечисленная в безналичном порядке, одинаковая, обстоятельства написания расписки и перечисления денежных средств имели место в один день, по последовательным и непротиворечивым показаниям свидетелей при составлении расписки наличные денежные средства не передавались, расписка передана истцу после безналичного перечисления суммы, суд пришел к правильному выводу, что распиской не подтвержден факт повторной (дополнительно к безналично перечисленной сумме) передачи истцом ответчику ( / / ) руб. Истцом доводы иска о передаче два раза по ( / / ) руб. не доказаны» (Апелляционное определение СК по гражданским делам Свердловского областного суда от 12 марта 2015 г. по делу N 33-3644/2015).

Вывод: стороны сделки должны внимательно относиться к финансовым документам, подтверждающим взаиморасчеты, а риэлторы, в свою очередь, давать юридически грамотные советы, руководствуясь не только принципом «так все делают», а и нормами права.

  • Как пишется налево слитно или нет
  • Как пишется название автодороги
  • Как пишется назад или назат правильно
  • Как пишется наелся до отвала
  • Как пишется наелись до отвала