Тренировочные упражнения в 6 классе по теме
«Правописание НЕ с существительными»
Упражнение № 1.
Задание:
Выпишите существительные, которые без не не употребляются.
(Не)годование, (не)видимка, (не)внимательность, (не)вежа. (не)вежда, (не)грамотность, (не)доверие, (не)забудка.
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Упражнение № 2.
Задание:
Подберите к данным словам синонимы с не, например, враг — недруг.
Ложь — _________________________
Беда — __________________________
Противник — _____________________________
Глупость — _______________________________
Рабство — ________________________________
Рассеянность — ___________________________
Возмущение — ____________________________
Слякоть — ________________________________
Сомнение — ______________________________
Болезнь — ________________________________
Подозрительность — _______________________
Упражнение № 3.
Задание:
Закончить предложение так, чтобы было противопоставление; как пишется не с данными существительными?
- (Не)погода помешала уборке урожая, а ____________________________ .
- (Не)счастье помогло исследователю, а _____________________________ .
- (Не)приятель обратился ко мне с просьбой, а ________________________.
- (Не)друг ты мне, а _____________________________ .
- (Не)воля ожидала его, а ______________________________.
Упражнение № 4.
Задание:
В каких предложениях неверное написание не с существительными? Исправьте ошибки, как учитель, только стержнем зелёного цвета.
- Все с не терпением ожидали решающей минуты.
- Случившееся показалось мне настоящим не счастьем.
- Он относится ко мне со скрытой не приязнью.
- В любом ожидании страшнее всего не известность.
- Трудно преодолеть не ловкость, когда оказываешься среди не знакомых людей.
Тест
по теме «Не» с существительными».
I. Найдите неверное утверждение.
Не с существительными пишется слитно:
- если существительное с НЕ— может быть заменено синонимом без не;
- если в предложении есть противопоставление с союзом а;
- если существительное не употребляется без НЕ-.
II. Выберите слова, которые без «НЕ—» не употребляются:
- (не)годование;
- (не)внимательность;
- (не)вежа;
- (не)грамотность;
- (не)вольник;
- (не)забудка.
III. Укажите, к каким из слов можно подобрать синоним без «НЕ—«:
- (не)доверие;
- (не)ряха;
- (не)правда;
- (не)видимка;
- (не)вежливость;
- (не)везенье.
IV. Выберите примеры раздельного написания «НЕ—» с существительными:
- а) (Не)грамотность — признак некультурного человека.
б) (Не)грамотность помогла тебе сегодня, а упорство.
- а) (Не)друг ты мне, а всего лишь попутчик.
б) (Не)друг не посочувствует.
- а) (Не)счастье я испытал, а минутную слабость.
б) (Не)счастье спутало все наши планы.
V. Выберите из текста примеры неправильного написания «НЕ—» с существительными, указав их номера.
Никакое растение не производит такое впечатление, как баобаб, хотя его (1) не лепость и (2) не уклюжесть бросаются в глаза. Это дерево — символ тропической Африки и источник (3) небылиц и сказок. Баобаб невысок, а вот рассказы о его толщине вызывают (4) недоверие. В Танзании растёт баобаб, окружность которого более 40 метров. Покрытая (5) не ровностями кора окрашена в розовато-серый цвет и напоминает кожу слона. Вверху есть углубление, (6) не ванна, а целый бассейн, заполняющийся водой во время дождливого сезона. В октябре на деревьях вместе с листьями появляются прекрасные белые цветы.
________________________________________________________________
VI. Определите способ написания слов, указав номер ответа:
- слитное написание – ____________________________________________
- раздельное написание с «НЕ—» – _________________________________
- Это горе — всё (не)горе,
Ты (не)лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил,
Ты (не)коршуна убил,
Чародея подстрелил.
- Сладкая, а (не)сахар, с хвостом, а (не)мышь.
- Богатый бедному (не)брат.
- (Не)(в)диво в ноябре белые мухи.
- Потерявшийся ребёнок,
Если он (не)дурачок,
(Не)упустит верный случай
В дальних странах побывать.
«Не» с именами существительными — правило, примеры
Существительное, как и слова разных частей речи, пишется с «не» как слитно, так и раздельно. «Не» с именами существительными пишется слитно, если является словообразовательной приставкой или частью корня. Раздельное написание «не» с существительными зависит от грамматических условий в контексте.
Слитное написание «не» с существительными
Выясним, от чего зависит слитное написание «не» с существительными.
1. Существительные без начального «не» в современном русском языке не употребляются:
- невидаль
- недолёт
- невежда
- непоседа
- неразбериха
- незабудка
- неряха
- невежа
- неудачник
- нелепость
- неполадки
- нелюдим
- недоросль
- недоучка
В большинстве этих слов элемент не- является частью корня:
- невежд а — корень/окончание;
- нерях а — корень/окончание;
- нелюдим — корень/окончание;
- ненависть — корень/окончание;
- ненасть е — корень/окончание
2. Частица «не» в сочетании с существительными используется в качестве словообразовательной приставки.
Приставка не- образует новое слово с противоположным значением. К нему зачастую можно подобрать синоним:
- счастье → не счастье (беда, горе);
- приятель → не приятель (враг, противник);
- правда → не правда (ложь, обман, враньё);
- доверие → не доверие (подозрительность);
- воля → не воля (плен);
- профессионал → не профессионал (любитель, дилетант).
Подобные образования пополняют синонимичные ряды слов. Заметно, что существительные с приставкой не- обладают смягчённым лексическим значением по сравнению с синонимом без приставки.
Сравним:
- успех — не успех, или провал;
- друг — не друг, или враг;
- любовь — не любовь, или ненависть.
3. Слитно пишутся слова с противоположным значением «неспециалист», «нерусский», к которым в русском языке нет синонимов. Хотя в определенном контексте субстантивированное прилагательное «нерусский» значит «иностранец», «чужеземец».
4. Некоторые слова-термины пишутся слитно с приставкой не-:
- неметаллы
- неприбытие самолета, поезда
- неплатёж
- некомплект.
Раздельное написание существительных с «не»
В большинстве случаев частица «не» с именами существительными пишется раздельно. В высказывании она имеет чисто отрицательное значение:
Этот артист, поющий с акцентом, не француз.
В приведенных примерах присутствует логически подчеркнутое отрицание.
Раздельное написание существительных с отрицательной частицей «не» отметим при определенных условиях в предложении:
1. наличие противопоставления с союзом «а»
В этой ситуации он проявил не смелость, а трусость.
2. в присутствии слов «далеко», «вовсе», «отнюдь»
Мне кажется, такое жесткое отношение — это вовсе не любовь к животным.
Критик отметил, что это был далеко не успех у зрителя.
Отнюдь не собака зарычала около сторожки лесника.
3. Отрицательные местоимения и наречия подчеркивают отрицание, обозначенное частицей «не»
Оказалось, что это нисколько не успех.
Алгоритм определения правописания «не» с существительными
Видеоурок
«Не» с существительными упражнения
Упражнения
Упражнения на тему «Не» с существительными»
1. Выпишите сначала предложения, в которых не- с существительными пишется слитно, а затем – раздельно.
1. (Не)правды я не потерплю ни в ком. 2. К (не)счастью, то ж бывает у людей: как ни полезна вещь, цены не зная ей, (не)вежда про нее свой толк всё к худу клонит. 3. Ученье без уменья – (не)польза, а беда. 4. И, полно, куманек! Вот (не)видаль: мышей! Мы лавливали и ершей! 5. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, и выйдет из него (не)дело, только мука. 6. «Как расшумелся здесь! Какой (не)вежа!» — про дождик говорит на ниве камень лежа.
2. Спишите, заменив выделенные существительные синонимами с приставкой не-.
1. Нельзя терпеть ложь. 2. Его не сломило горе. 3. Болезнь портит настроение. 4. Надо исправить дефекты. 5. Испытания закаляют характер. 6. Рабство для всех горько.
3. Выпишите имена существительные, которые без не- не употребляются.
Незнание, незадачливость, нездоровье, неделимость, неверность, невидаль, ненавистник, неблагополучие, неразбериха, незабудка, невмешательство, неряха, невесомость, неверие, неправда, неурядица, негодование, нелепость.
4. Спишите, раскрывая скобки. Подчеркните слова, в которых не- является частью корня.
(Не)нависть к врагу; (не)поладки в работе; (не)вежливость, а грубость; мелкие (не)взгоды; (не)грамотность только, а образование; сказал (неправду); (не)правильность речи; (не)способность к музыке.
5. Подберите к данным словам синонимы с не, например, враг — недруг.
Ложь — _________________________
Беда — __________________________
Противник — _____________________________
Глупость — _______________________________
Рабство — ________________________________
Рассеянность — ___________________________
Возмущение — ____________________________
Слякоть — ________________________________
Сомнение — ______________________________
Болезнь — ________________________________
Подозрительность — _______________________
6. Закончить предложение так, чтобы было противопоставление; как пишется не с данными существительными?
(Не)погода помешала уборке урожая, а ____________________________ .
(Не)счастье помогло исследователю, а _____________________________ .
(Не)приятель обратился ко мне с просьбой, а ________________________.
(Не)друг ты мне, а _____________________________ .
(Не)воля ожидала его, а ______________________________.
7. В каких предложениях неверное написание не с существительными? Исправьте ошибки, как учитель, только стержнем зелёного цвета.
Все с не терпением ожидали решающей минуты.
Случившееся показалось мне настоящим не счастьем.
Он относится ко мне со скрытой не приязнью.
В любом ожидании страшнее всего не известность.
Трудно преодолеть не ловкость, когда оказываешься среди не знакомых людей.
8. Спишите, раскрывая скобки. Объясните слитное и раздельное написание не с существительными.
1. Вместе хорошо и (не) друга бить. 2. То (не) артель, коли каждый лезет в щель. 3. (Не) место красит человека, а человек место. 4. Печаль беде (не) помощник. 5. Знайка всё с полуслова понимает, а (не) знайка на всё только рот разевает. 6. Один битый двух (не) битых стоит. 7. Города строят (не) языком, а рублём да топором. 8. (Не) силой борются, а умением. 9. Видно (не) ряху по грязной рубахе. 10. Дошли до (не) вежды старинные вести. 11. Плохая воля всё-таки лучше (не) воли. 12. С врагом говори (не) языком, а штыком. 13. Вранью да (не) былицам короткий век. 14. Мутную воду пьют в (не) взгоду. 15. (Не) доплатой люди наживаются. (Не) друг поддакивает, а друг спорит. 16. Кукушка – (не) ястреб, а (не) доучка не мастер. 18. (Не) правдой (не) проживёшь.(Пословицы)
9. Спишите, раскрывая скобки. Объясните слитное и раздельное написание не с существительными.
1. На противоположном берегу (не) приятель, заметив наше перевооружение, забеспокоился и начал тоже что-то сооружать. 2. Наша разведка донесла нам, что противник в противовес нам (не) может выставить ничего серьезного за (не) имением строительного материала. 3. Димка остановился в (не) решительности. 4. «(Не) сметь!» – сказал (не) знакомец и, взглянув в заплаканное лицо Димки, добавил: «(Не) плачь, мальчуган, и (не) бойся. Больше он (не) тронет ни сейчас, ни после». 5. «Шмель сожрал», – с (не) годованием подтвердил Жиган. 6. Видно было, что больше, чем ежеминутная опасность, чем страх за свою участь, тяготили (не) знакомца (не) знание, бездействие и (не) определенность. 7. (Не) приятностей у Димки набиралось всё больше и больше. 8. «Грязно очень, Колька», — с (не) доумением заглядывая в сырую глиняную канаву, сказала Нюрка.(А. Гайдар)
10. Определите по лексическому значению, о каком слове идет речь. Запишите полученные слова к себе в тетрадь. Подсказка данные слова начинаются с НЕ.
1. Грязные руки,
Помята рубаха,
Волосы всклочены,
Кто Я? (Неряха)
2. Недоучившийся, мало знающий человек … (Недоучка)
3. Того, кому не сидится на месте, называют… (Непоседа)
4. Неизвестный человек. (Незнакомец)-
Как написано Не с этими словами? Подумайте почему НЕ в этих сущ. написано слитно? Какой мы сделаем вывод? Вывод: без НЕ не употребляются
11. Найдите неверное утверждение. Не с существительными пишется раздельно: если слово без не употребляется;
если в предложении есть союз а;
если есть противопоставление с союзом а.
12. Выберите в каждой строке «лишнее» слово: а) ненастье,
б) нелепость,
в) несчастье,
г) небрежность;
а) недоверие,
б) незнайка,
в) невежда,
г) невежа;
а) невидимка,
б) невесомость,
в) недруг,
г) незабудка.
13. Выпишите примеры раздельного написания «не» с существительными, расставьте знаки препинания:
Мне хочется (не)веждам не во гнев весьма старинные напомнить мненья что если голова пуста то голове ума не придадут места.
(Не)котёл варит а стряпуха.
(Не)силой борются а умением.
Замёрзший бор шумит среди лазури метёт ветвями синеву небес и кажется, (не)буря будит лес а буйный лес, качаясь, будит бурю.
14. Спишите предложения, расставив пропущенные знаки препинания, исправляя ошибки в написании «не» с существительными.
Слёзы не годования навернулись на его глаза.
Всё внимание его устремилось на не приятеля.
А народ-то над ним насмехается: Поделом тебе старый не вежа.
15. Раскройте скобки; какие случаи написания с «не» вам не известны?
(Не)орёл, (не)лев, (не)львица собой украсили наш герб.
Без труда (не)вынешь рыбку из пруда.
Ученье свет, а (не)ученье тьма.
16 . Творческая работа: Придумать сказку-путешествие (сочинение-миниатюру) «не в стране Имени существительного».
Тест № 1 по теме «Не» с существительными».
I. Найдите неверное утверждение.
Не с существительными пишется слитно:
если существительное с НЕ- может быть заменено синонимом без не;
если в предложении есть противопоставление с союзом а;
если существительное не употребляется без НЕ-.
II. Выберите слова, которые без «НЕ-» не употребляются:
(не)годование;
(не)внимательность;
(не)вежа;
(не)грамотность;
(не)вольник;
(не)забудка.
III. Укажите, к каким из слов можно подобрать синоним без «НЕ-«:
IV. Выберите примеры раздельного написания «НЕ-» с существительными:
а) (Не)грамотность — признак некультурного человека.
б) (Не)грамотность помогла тебе сегодня, а упорство.
а) (Не)друг ты мне, а всего лишь попутчик.
б) (Не)друг не посочувствует.
а) (Не)счастье я испытал, а минутную слабость.
б) (Не)счастье спутало все наши планы.
V. Выберите из текста примеры неправильного написания «НЕ-» с существительными, указав их номера.
Никакое растение не производит такое впечатление, как баобаб, хотя его (1) не лепость и (2) не уклюжесть бросаются в глаза. Это дерево — символ тропической Африки и источник (3) небылиц и сказок. Баобаб невысок, а вот рассказы о его толщине вызывают (4) недоверие. В Танзании растёт баобаб, окружность которого более 40 метров. Покрытая (5) не ровностями кора окрашена в розовато-серый цвет и напоминает кожу слона. Вверху есть углубление, (6) не ванна, а целый бассейн, заполняющийся водой во время дождливого сезона. В октябре на деревьях вместе с листьями появляются прекрасные белые цветы.
VI. Определите способ написания слов, указав номер ответа:
слитное написание – ____________________________________________
раздельное написание с «НЕ-» – _________________________________
1.Это горе — всё (не)горе,
Ты (не)лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил,
Ты (не)коршуна убил,
Чародея подстрелил.
2.Сладкая, а (не)сахар, с хвостом, а (не)мышь.
3.Богатый бедному (не)брат.
4.(Не)(в)диво в ноябре белые мухи.
Если он (не)дурачок,
(Не)упустит верный случай
В дальних странах побывать.
VII Составьте загадку с использованием существительных с не по образцу записанных ниже:
Белый, да не снег,
Мелкий, да не песок,
Сладкий, да не торт.
(Сахар).
Круглая, а не месяц,
Жёлтая, а не солнце.
(Луна).
Тест № 2 по теме «Не» с существительными».
1. Не с существительным пишется слитно, так как не употребляется без не.
А) Мешала (не)погода, а другие обстоятельства.
Б) Полная (не)лепица.
В) Причины (не)успеваемости.
2. Не с существительным пишется слитно, так как можно заменить синонимом или близким по значению выражением.
А) Прилив (не)нависти.
Б) (Не)знание предмета.
В) Жизнь красна (не)днями, а делами.
3. Не с существительным пишется раздельно, так как есть противопоставление с союзом а.
А) Видно (не)ряху по грязной рубахе.
Б) Говорить (не)правду некрасиво.
В) Говорить (не)правду, а ложь.
4. Не с существительными пишется раздельно.
А) (Не)везение преследовало меня.
Б) (Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях.
В) (Не)везение преследовало меня, но труд и воля помогли добиться успехов в учении.
5. Не с существительными пишется раздельно.
А) Учение — красота, а (не)учение — слепота.
Б) Сила с (не)правдою не уживаются.
В) Ещё (не)зима, но уже выпал первый снег.
Карточки для коррекции знаний по теме «Не с именами существительными»
КАРТОЧКА 1
Задание. Раскрыть скобки, выделить приставку в именах существительных.
Низкий урожай – (не)урожай.
Пишу слитно, так как «не» является приставкой, а приставка со словом пишется слитно.Правило: Если слово можно заменить близким по значению выражением или синонимом без не, то не с именем существительным пишем вместе
Задания для самостоятельного выполнения.
1. Отсутствие внимания – (не)внимание. 2. Отсутствие вежливости – (не)вежливость. 3. Неудачное, несчастливое стечение обстоятельств – (не)счастье, (не)удача. 4. Отсутствие самостоятельности – (не)самостоятельность. 5. Недостаток организованности – (не)организованность. 6. Отсутствие благозвучия, режущее слух неприятное сочетание звуков – (не)благозвучие.
КАРТОЧКА 2
Задание Раскрыть скобки, выделить корень в именах существительных.
Пишу слитно с НЕ. В слове НЕ является частью корня, так как нет слова вежда. Правило: Если существительное не употребляется без НЕ, то пишем слитно.
Задания для самостоятельного выполнения.
(Не)вежда, не(взгоды), (не)годование, (не)доумение, (не)нависть, (не)настье, (не)нависть, (не)лепость, (не)вольник, (не)годяй.
КАРТОЧКА 3
Задание Раскрыть скобки, выделить корень в именах существительных.
Не правда, а ложь.
Не правда пишу раздельно, так как есть противопоставление с союзом А. Не является частицей. Правило: Существительное пишется раздельно с НЕ, если есть противопоставление с союзом А.
Задания для самостоятельного выполнения.
(Не)счастье, а горе; (не)друг, а враг; (не)воля, а заключение; (не)дождь, а снег; (не)добро, а зло; (не)красота, а ужас; (не)холод, а жара; (не)зной, а холод.
КАРТОЧКА 4
Не с именами существительными.
Задание Распределить имена существительные в три столбика.
Пишу во второй столбик. В слове «не» является частью корня, так как нет слова поседа.
Пишу в первый столбик. «Не» является приставкой, так как можно употребить данное слово без не (добро).
Пишу в третий столбик. «Не» является частицей и пишется со словом раздельно, так как есть противопоставление с союзом а
Задания для самостоятельного выполнения.
Не – часть корня
Невежда; недобро; невнимание; не горе, а счастье; неурожай; неаккуратный; неряха; не правда, а ложь; недруг; не зло, а добро; ненастье; неудача; невежество.
источники:
https://russkiiyazyk.ru/orfografiya/pravopisanie-ne-s-suschestvitelnymi-slitno-i-razdelno.html
https://na5.club/russkij-yazyk/uprazhneniya/ne-s-sushhestvitelnymi-uprazhneniya.html
Упражнение № 1.
Задание:
Выпишите существительные, которые без не не
употребляются.
(Не)годование, (не)видимка, (не)внимательность, (не)вежа.
(не)вежда, (не)грамотность, (не)доверие, (не)забудка.
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Упражнение № 2.
Задание:
Подберите к данным словам синонимы с не,
например, враг — недруг.
Ложь — _________________________
Беда — __________________________
Противник — _____________________________
Глупость — _______________________________
Рабство — ________________________________
Рассеянность — ___________________________
Возмущение — ____________________________
Слякоть — ________________________________
Сомнение — ______________________________
Болезнь — ________________________________
Подозрительность — _______________________
Упражнение № 3.
Задание:
Закончить предложение так, чтобы было противопоставление; как
пишется не с
данными существительными?
1.
(Не)погода помешала уборке урожая, а ____________________________
.
2.
(Не)счастье помогло исследователю, а _____________________________
.
3.
(Не)приятель обратился ко мне с просьбой, а ________________________.
4.
(Не)друг ты мне, а _____________________________ .
5.
(Не)воля ожидала его, а ______________________________.
Упражнение № 4.
Задание:
В каких предложениях неверное написание не с
существительными? Исправьте ошибки, как учитель, только стержнем зелёного
цвета.
1. Все с не терпением ожидали решающей минуты.
2. Случившееся показалось мне настоящим не счастьем.
3. Он относится ко мне со скрытой не приязнью.
4. В любом ожидании страшнее всего не известность.
5. Трудно преодолеть не ловкость, когда оказываешься среди не знакомых
людей.
Тест
по теме «Не» с существительными».
I.
Найдите неверное утверждение.
Не с
существительными пишется слитно:
1. если
существительное с НЕ— может быть заменено синонимом
без не;
2. если
в предложении есть противопоставление с союзом а;
3. если
существительное не употребляется без НЕ-.
II.
Выберите слова, которые без «НЕ—» не
употребляются:
1. (не)годование;
2. (не)внимательность;
3. (не)вежа;
4. (не)грамотность;
5. (не)вольник;
6. (не)забудка.
III.
Укажите, к каким из слов можно подобрать синоним без «НЕ—«:
1. (не)доверие;
2. (не)ряха;
3. (не)правда;
4. (не)видимка;
5. (не)вежливость;
6. (не)везенье.
IV.
Выберите примеры раздельного написания «НЕ—»
с существительными:
1. а)
(Не)грамотность — признак некультурного человека.
б) (Не)грамотность помогла
тебе сегодня, а упорство.
2. а)
(Не)друг ты мне, а всего лишь попутчик.
б) (Не)друг не посочувствует.
3. а)
(Не)счастье я испытал, а минутную слабость.
б)
(Не)счастье спутало все наши планы.
V.
Выберите из текста примеры неправильного написания «НЕ—»
с существительными, указав их номера.
Никакое
растение не производит такое впечатление, как баобаб, хотя его (1) не лепость
и (2) не уклюжесть бросаются в глаза. Это дерево — символ тропической Африки и
источник (3) небылиц и сказок. Баобаб невысок, а вот рассказы о его толщине
вызывают (4) недоверие. В Танзании растёт баобаб, окружность которого более 40
метров. Покрытая (5) не ровностями кора окрашена в розовато-серый цвет и
напоминает кожу слона. Вверху есть углубление, (6) не ванна, а целый бассейн,
заполняющийся водой во время дождливого сезона. В октябре на деревьях вместе с
листьями появляются прекрасные белые цветы.
________________________________________________________________
VI.
Определите способ написания слов, указав номер ответа:
1.
слитное написание –
____________________________________________
2.
раздельное написание с «НЕ—»
– _________________________________
1. Это
горе — всё (не)горе,
Ты (не)лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил,
Ты (не)коршуна убил,
Чародея подстрелил.
2. Сладкая, а (не)сахар, с хвостом, а (не)мышь.
3. Богатый бедному (не)брат.
4. (Не)(в)диво в ноябре белые мухи.
5. Потерявшийся ребёнок,
Если он (не)дурачок,
(Не)упустит верный случай
В дальних странах побывать.
НЕ с существительными
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему
индивидуальные карточки для работы на уроке с одаренными детьми; проверочный тест по форме ОГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ne_s_sushch.docx | 15.91 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
Индивидуальные задания по теме НЕ с существительными
- Закончите предложение так, чтобы было противопоставление.
(Не)погода помешала уборке снега, а …
(Не)удача помогло исследователю, а …
(Не)приятель обратился ко мне с просьбой, а …
(Не)друг ты мне, а …
(Не)воля ожидала его, а …
- Раскрыть скобки, графически объяснить написание существительных с не.
Это горе — всё (не)горе,
Ты (не)лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил,
Ты (не)коршуна убил,
Чародея подстрелил.
- Прочитать, озаглавить. Списать, раскрывая скобки.
Предположим, в дневнике двойка, или замечание учителя, или разбита любимая мамина ваза. Что ты скажешь родителям – (не) правду? Почему? Потому что тебе свойственна (не) решительность? Из-за (не) желания выслушать упрёки за содеянное сразу же? Соврать что-нибудь – (не) выход! Конечно, (не) беда, если за (не) правду накажут!
Это ведь будет потом.
Но зато ты будешь уважать себя.
Карточка 4. Лингвистическая задача. Почему такая запись?
- Выберите примеры раздельного написания «не» с существительными, объясните орфограмму
а) (Не)грамотность — признак некультурного человека.
б) (Не)грамотность помогла тебе сегодня, а упорство.
а) (Не)друг ты мне, а всего лишь попутчик.
б) (Не)друг не посочувствует.
а) (Не)счастье я испытал, а минутную слабость.
б) (Не)счастье спутало все наши планы.
Обучающий тест по теме НЕ с существительными в форме ОГЭ
А 1. Не с существительным пишется слитно, так как не употребляется без не.
1)Мешала (не)погода, а другие обстоятельства.
А 2. Не с существительным пишется слитно, так как можно заменить синонимом или близким по значению выражением.
3)Жизнь красна (не)днями, а делами.
А 3. Не с существительным пишется раздельно, так как есть противопоставление с союзом а.
1)Видно (не)ряху по грязной рубахе.
2)Говорить (не)правду некрасиво.
3)Говорить (не)правду, а ложь.
А 4. Не с существительными пишется раздельно.
1)(Не)везение преследовало меня.
2)(Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях.
3)(Не)везение преследовало меня, но труд и воля помогли добиться успехов в учении.
А 5. Не с существительными пишется раздельно.
1)Учение — красота, а (не)учение — слепота.
2)Сила с (не)правдою не уживаются.
3)Ещё (не)зима, но уже выпал первый снег.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по теме «Имя существительное. Сколонение существительных»
Тест «Склонение существительных». 6 класс по УМК Бабайцевой.
имя существительное урок№2 Существительное одушевленное и неодушевленное
урок в 5 классе по теме Имена существительные одушевленные и неодушевленные»»использованием ЭОР.
Конспект урока русского языка в шестом классе «Похвальное слово существительному» (роль существительных в речи)
Урок русского языка помогает расширению представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли существительных в речи. На уроке используются материалы учебника М. Н. .
Несклоняемые существительные. Разносклоняемые существительные. Повторение о существительном
Разработки к урокам. в помощь учителю.
Тестовые задания по темам:»Имя существительное», «Число и род имен существительных», «Имя существительное: собственное -нарицательное, одушевленное -неодушевленное» для обучающихся c умственной отсталостью 5- 8 классов.
Тестовые задания для 2 вариантов по темама «Имя существительное», «Число и род имен существительных». «Имя существительное : собственное-нарицательное, одушевленное-неодушевле.
Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.
Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.Цель: повторение изученного по теме “Склонения имен сущест.
Контрольная работа по русскому языку. Разносклоняемые имена существительные. Буква Е в суффиксе –ЕН , существительных на -МЯ. Род несклоняемых имен существительных. Существительные общего рода
Данная контрольная работа позволит проверить знания учащихся по теме «Имя существительное".
Дидактический материал по русскому языку для 6 класса на тему «НЕ с существительными и прилагательными»
Данный материал — карточки для самостоятельной работы и словарные диктанты.
Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал по русскому языку для 6 класса на тему «НЕ с существительными и прилагательными»»
6 класс Правописание НЕ с существительными и прилагательными
Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки, объясните написание НЕ со словами.
1. (Не)вежду (н..) какими лекарствами (не) вылеч..ш.. . 2. Пища утоляет голод, знания исцеляют (не) вежество. 3. (Не) всё (не)настье, придёт и счастье. 4. Тот идёт вперёд, кто (не)боится (не)взгод. 5. О (не) удаче сож..леть бе..полезно. 6. Признавая достоинства друга, (не)закрывай глаза и на его (не)д..статки.
Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки, объясните написание НЕ со словами.
1. Умный с одного слова поймёт, (не) вежде и тысяча впрок (не)идёт. 2. (Не)везение способствует успеху, а труд и упорство. 3. (Не)велика синичка, да тоже птичка. 4. (Не)смотри, что (не)большой, но с головой. 5. Погода ясная, да дума (не) нас..ная. 6. Хорош.. садовник – (не)плох крыжовник. 7. Дом (не)высок, а низок.
Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки, объясните написание НЕ со словами.
1. К (не)доброму человеку и голубь (не) летит. 2. (Не)верный друг опас..нее врага. 3. Сытый волк см..рнее (не)насытного человека. 4. (Не)счас..ному (не) позавидуеш.. .5. Силён медведь, да (не)умён. 6. Пр..знавая достоинства друга, (не) закрывай глаза и на его (не) достатки. 6. Пища утоляет голод, знания исцеляют (не) вежество.
Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки, объясните написание НЕ со словами.
1. (Не)бойся суда, а бойся (не)праведного судьи. 2. (Не)уклюжий Васька с (не)обыкновен..ой прытью мчался впереди. 3. Противники увид..ли (не)пр..ступную крепость. 4. Доска оказалась (не) ровной, а шероховатой. 5. (Не)высокий (не)зн..комец стоял поодаль. 6. Витя выстругал (не) ровную полочку.
Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки, объясните написание НЕ со словами.
1. В решени.. задачи была допущена (не) точность. 2. Во всех его движениях была видна (не) решительность, а робость. 3. (Не) счастье, (не) удача привели учас..ников сп..рт..киады к победе, а упорные тр..н..ровки. 4. Из(за) (не) погоды альп..нисты (не) могли начать восхождение на гору. 5. (Не) искренность чу..ствовалась в его словах. 6. Подкупала (не) искренность девочки, а её простота.
Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки, объясните написание НЕ со словами.
1. (Не) зн..комец (не) расслышал вопроса. 2.У плотника доска получилась (не) ровная, а шероховатая. 3. (Не) приятель штурмовал крепость. 4.(Не)вн..мательного ученика трудно научить чему(либо). 5. Дом (не)высок. 6. Егоровна увид..ла (не)обходимость уведомить обо всём молодого Дубровского.
Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки, объясните написание НЕ со словами.
1. (Не) погода задержала нас, а (не) здоровье товарища. 2. (Не) обходимость согреться и отдохнуть застав..ла нас сделать привал. 3. (Не) лепость пол..жения была очевидна. 4. Со своими (не) достатками нужно бороться. 5. Павел и (не)зн..комец смотрели друг на друга. 6. (Не) терпение тут нужно, а умение. 7. Послышались (не) громкие голоса.
Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки, объясните написание НЕ со словами.
1. На берегу он увид..л (не)большого худенького мальчика. 2. С (не)поддельным восхищением смотрели на него ребята. 3. (Не)поддельный, а настоящий, драгоцен..ый камень был в перстне. 4. (Не)вес..л, а грустен был Федя на праз..нике. 5. Ребята проявили (не)пр..творное, а искрен..ее участие в судьбе товарища. 6. Петьку заинтересовали (не)зн..комые метал..ические предметы. 7 Это был (не)гриб, а толстый кусок метал..а с (не)ровными острыми краями. 8. Он отрицал обв..нение с (не)обыкновн..ой горячностью.
Словарные диктанты (или карточки для самостоятельной работы)
Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки, объясните написание НЕ с прилагательными.
(Не) сладкий, а кислый; река была (не) широка; (не) знакомый лейтенант; (не) проглядная ночь; (не) большая програм..а; очень (не) пр..ветливый вид; (не) исправимый дефект; (не) сбыточные мечты; (не) правдоподобное об..яснение; (не) дорогой, но красивый подарок; (не) обходимые данные; (не) терп..ливый малыш..; очень (не) интересный фильм; клубника (не) крупная, но вкусная; (не) угомонный ребенок; (не) дешевая вещь
Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки, объясните написание НЕ с прилагательными.
(Не) большой рю..зак, (не) красивый поступок, (не) лепый вид, (не) высокий, а низкий дом, (не) ровная дорога, очень (не) красивый вид, (не) брежная запись, (не) пр..ступная крепость, дорога (не) ровная, но короткая, (не) добрый человек, (не) дорогой, а красивый ситец, (не) громкое чтение, ничуть (не) интересный рассказ, (не) глубокая, но широкая река; (не)ряшливый вид, (не)ул..вимое мгновенье, (не)глупый человек, (не)пр..ятное общение
Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки, объясните написание НЕ со словами
(Не)ак..уратность в работе; (не) стол, а стул;(не) брежность в одежде; (не) земляника, а клубника; полная (не) лепость; твоя (не) вн..мательность; (не) годование брата; (не) б..дон, а к..стрюля; (не)приятный человек, (не)дружелюбный взгляд , (не) скромность в поведени..; (не)устрашимость в бою; (не) постоянство в отношениях, (не) уживчивость характера, (не) серьёзность поступка, (не)подвижность взгляда; (не)друг, а враг; отнюдь (не) интересный
Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки, объясните написание НЕ со словами
Остановиться от (не)ожиданности;(не)пр..ступность крепости; (не) клюква, а брусника; (не)справедливость наказания; (не)покорность ст..хии; (не)урядица в делах, (не)достатки в работе; (не)брежная зап..сь; (не)большой, но рыбный пруд; (не)пр..ятная внешность; (не)стеклян..ый, а глинян..ый кувшин; (не)уклюжий малыш..; бойтесь (не) правды, а лжи; бороться против (не)правды
Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки, объясните написание НЕ со словами
Озеро (не)глубокое, а мелкое; берег (не)высок, но лесист; (не)ясный ш..пот ночи; (не)стерпимо болит; (не)обыкновен..ое лицо (не)зн..комца; (не)поддельность чувства; (не) добрый, а злой; (не)брежный по..черк; (не)взрачный на вид; (не)счастливый день; (не)вежественный человек; поглядывали с (не)навистью; (не)отговоришься (не)знанием закона; (не)лепый поступок; принять, как (не)избежность
Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки, объясните написание НЕ со словами
вышло (не)дор..зумение; (не)замедлительное решение;(не)достача товаров; (не)подвижные тучи; (не)нас..ный вечер; (не)наглядный мой; скромные (не)забудки; (не) вежлив, а груб; мальчик вовсе (не)опрятный; далеко (не)пр..ветливый взгляд; (не)
удачный подход; (не)решительный юноша; (не) робкий, а смелый; (не)ряшливый ученик; (не)угомонные птицы; оказался (не)здоровым, а больным человеком; (не) дорогой к..стюм, (не)исправность в м..торе, (не) добр..ты больше, а злости, (не)бли..кий путь, (не)исправная проводка
Проверочная работа (разрезные карточки) по теме «НЕ с существительными» (6 класс)
Задание : исправь ошибки.
Цветок не забудки
Говорить не правду
Не брежность в работе
Не приятель, а друг
Наша Таня – не ряха.
Осеннее не настье
Большое не счастье
Наступившая не погода
Критиковать не достатки
Не погода, а болезнь задержала
Почувствовать не домогание
Проявить не осторожность
Задание : исправь ошибки.
Цветок не забудки
Говорить не правду
Не брежность в работе
Не приятель, а друг
Наша Таня – не ряха.
Осеннее не настье
Большое не счастье
Наступившая не погода
Критиковать не достатки
Не погода, а болезнь задержала
Почувствовать не домогание
Проявить не осторожность
Задание : исправь ошибки.
Цветок не забудки
Говорить не правду
Не брежность в работе
Не приятель, а друг
Наша Таня – не ряха.
Осеннее не настье
Большое не счастье
Наступившая не погода
Критиковать не достатки
Не погода, а болезнь задержала
Почувствовать не домогание
Проявить не осторожность
Задание : исправь ошибки.
Проявить не внимание
Не друг, а просто знакомый
Большое не счастье
Испытать не весомость
Не погода, а болезнь задержала
Не брежность в работе
Разыгралась не погода
Тяжкие не взгоды
Осеннее не настье
Не приятель, а друг
Голубая не забудка
Наш Витя – не вежа.
Задание : исправь ошибки.
Проявить не внимание
Не друг, а просто знакомый
Большое не счастье
Испытать не весомость
Не погода, а болезнь задержала
Не брежность в работе
Разыгралась не погода
Тяжкие не взгоды
Осеннее не настье
Не приятель, а друг
Голубая не забудка
Наш Витя – не вежа.
Задание : исправь ошибки.
Проявить не внимание
Не друг, а просто знакомый
Большое не счастье
Испытать не весомость
Не погода, а болезнь задержала
Не брежность в работе
Разыгралась не погода
Тяжкие не взгоды
Осеннее не настье
Не приятель, а друг
Голубая не забудка
Наш Витя – не вежа.
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Ютанова Елена СергеевнаНаписать 13579 18.12.2016
Номер материала: ДБ-032652
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
- 18.12.2016 619
- 18.12.2016 14335
- 18.12.2016 739
- 18.12.2016 370
- 18.12.2016 528
- 18.12.2016 344
- 18.12.2016 312
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки внедрит в программы вузов модуль по Великой Отечественной войне
Время чтения: 1 минута
Стартовала запись российских школьников на бесплатные курсы по программированию
Время чтения: 2 минуты
Московские школьники могут уйти на каникулы с 25 октября
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
источники:
http://multiurok.ru/files/didakticheskii-material-po-russkomu-iazyku-dlia-10.html
http://infourok.ru/proverochnaya-rabota-razreznie-kartochki-po-teme-ne-s-suschestvitelnimi-klass-1454755.html